10.11.2024

Восприятия в психологии понятие: Восприятие. Что такое «Восприятие»? Понятие и определение термина «Восприятие» – Глоссарий

Восприятие

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.


Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным). Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия — это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:

  • стимульная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
  • деятельностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).

Сложность изучения восприятия как познавательного процесса состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия. Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.

Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое же потребует для этого гораздо больше букв.

Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые усилия. Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта. Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения памяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной памяти человека, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия решений.

Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.). В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят двигательные компоненты посредством глаз, проговаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в пространственном положении источника информации.

Наконец, перцептивный процесс распространяется на высшие уровни психической деятельности, такие как речь. Ведь человек мыслит… словами. Выделяя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом.

Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных действий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида.

Общая характеристика

Восприятие — это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие отличается от ощущений тем, что в нем происходит отражение всей совокупности свойств предмета, и формируется его целостный образ. Восприятие основано на взаимосвязи сенсорной и мыслительной деятельности индивида, является результатом функционирования системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-сенсорной деятельностью мозговых отделов анализаторов.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей:

  1. образуемые в пределах одного анализатора;
  2. межанализаторные.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем и воспринимаем такие свойства предметов пли явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т. д.).

Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. При этом один анализатор может быть ведущим, а остальные дополнять восприятие предмета.

Восприятие и действие. Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент, способствующий вычленению объекта из окружающего фона, в виде ощупывания предмета, движения глаз, движения гортани. Поэтому процесс восприятия рассматривают, как перцептивную деятельность субъекта.

Основные свойства восприятия

К основным свойствам восприятия как познавательного психического процесса относятся: предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира: целостность, отражающая факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств; структурность, проявляющаяся в том, что человек воспринимает фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру: осмысленность восприятия, определяющаяся пониманием сущности предмета; константность восприятия — относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета. Величины при изменении условий восприятия; избирательность проявляется в преимущественном выделении отдельных объектов и зависит от интересов и установок личности.

Восприятие времени и движения, пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.

Восприятие времени — отражение длительности и последовательности явлений или событий.
Восприятие движений — отражение направления и скорости пространственного существования предметов.

Иллюзии восприятия. Иллюзии проявляются в неадекватном отражении воспринимаемого объекта. Наиболее изученными являются иллюзорные аффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений — так называемые «оптико-геометрические иллюзии», которые заключаются в кажущемся искажении соотношений между фрагментами изображений (равные линии кажутся неравными и т. д.). К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста (так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном).

Восприятие в психологии, виды восприятия, развитие у детей

Восприятие – это процесс, формирующий образ предметов, явлений из окружающего мира в структуры психики. Это отображение качеств и свойственных характеристик предмета и явления цельно. Это своего рода свернутое мышление. Часто его трактуют не как процесс, а как результат, то есть сам образ предмета. Восприятие синоним перцепции, поэтому образ предмета формируется с помощью перцепции первичных ощущений, определенных знаний, желаний, ожиданий, воображения и настроения. Основные особенности восприятия – это предметность, константность, целостность, апперцепция, структурность, осмысленность, иллюзия, избирательность.

Восприятие имеет много синонимов: апперцепция, воспринимание, оценка, понимание, приятие, созерцание.

Восприятие в психологии

Восприятие в психологии это процесс отображения характерных свойств предметов и явлений в психике, когда на органы чувств происходит непосредственное влияние. Долгий час была дискуссия относительно ощущений и их важности в восприятии. Ассоциативная психология трактовала ощущения, как базовые элементы психики. Философия критиковала ту идею, что восприятие построено из ощущений. В XX веке в психологии произошли некоторые изменения, восприятие больше не рассматривается, как совокупность атомарных чувственных ощущений, но начало пониматься, как структурное и целостное явление. Психолог Дж. Гибсон трактует воспринимание, как активный процесс присвоения информации из мира, который включает реальное обследование той информации, которая воспринимается. Таким образом, данный процесс показывает человеку свойства окружающего мира, относящиеся к его потребностям, и проявляют его возможную деятельность в актуальной реальной ситуации.

Другой психолог У. Нессер твердил, что восприятие в психологии это процесс извлечение информации из объектов внешнего мира, который осуществляется на основе схем разных предметов и целого мира, которые имеются в субъекта. Эти схемы получаются в процессе опыта, и есть также исходные темы, врожденные. Похожей мысли придерживались сторонники когнитивной психологии, полагающие, что восприятие – процесс категоризации воспринимаемой информации, то есть, причисления воспринятых предметов в определенную категории объектов. Некоторые категории есть врожденными – это информация об окружающей природе и самых близких предметах, которые ребенок способен соотнести с какой-то категорией, а есть категории, в которые относятся предметы, знания о которых, полученные в опыте.

В сознании человека отображение происходит через прямое воздействие на анализаторы.

Методы восприятия зависят от системы, которая будет поддана воздействию. Благодаря перцепции, люди могут осознавать, что с ними совершается, и как мир влияет на них.

Данный процесс раннее описывали, как суммирование некоторых ощущений, или следствие элементарных ассоциаций отдельных свойств. Все же осталась часть психологов, рассматривающих воспринимание, как совокупность ощущений, появляющихся в результате прямого чувственного познания, которые трактуются, как субъективные переживания качества, локализации, силы и иных свойств воздействия стимулов.

Такое определение есть некорректным, поэтому современники описывают этот процесс, как отражение цельных предметов или явлений. Выделяет из комплекса воздействующих стимулов (форма, цвет, вес, вкус и другие) самые основные одновременно отвлекаясь от несущественных стимулов. Также объединяет группы существенных признаков и сопоставляет воспринятый комплекс примет с ранее известными знаниями о предмете.

Во время воспринимания знакомых предметов их узнавание очень быстро происходит, человек просто объединяет два – три свойства в целое и приходит к нужному решению. Когда воспринимаются незнакомые, новые предметы, их узнавание намного сложнее и происходит в более широких формах. В результате аналитико-синтетического процесса, выделяются существенные признаки, которые не дают другим раскрыться, несущественные и комбинирующие воспринимаемые элементы связываются в единое целое, и возникает полное воспринимание предмета.

Процесс восприятия есть сложным, активным, требует существенной аналитико-синтетической работы. Такой характер воспринимания выражается во многих признаках, которые требуют особого рассмотрения.

Процесс восприятия имеет моторные компоненты, с помощью которых реализовывается восприятие информации (движение глаз, ощупывание предметов). Поэтому данный процесс вернее будет определить, как перцептивную деятельность индивида.

Процесс воспринимания никогда не ограничивается одной модальностью, а имеет слаженную взаимосвязь нескольких анализаторов, в результате которой появляются представления, сформировавшиеся в личности. Очень важно, что воспринимание предметов никогда не происходит на элементарном уровне, а действует на высших уровнях психики.

Когда перед глазами человека есть часы, он мысленно называет этот предмет, не обращая внимания на несущественные свойства (цвет, форма, размер), но выделяет главное свойство – указание времени. Также он относит этот предмет в соответствующую категорию, изолирует его от других, сходных за внешнем видом предметов, но тех, которые относятся к совершенно другой категории, например, в данном случае, барометр. Это подтверждает, что процесс воспринимания человека по психологической структуре близкий к наглядному мышлению. Активный и сложный характер перцепции определяет ее особенности, которые в одинаковой степени относятся ко всем формам.

Особенности восприятия составляют главную характеристику воспринимающихся предметов. Они также являются свойствами этих предметов, явлений и объектов.

Особенности восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысление, апперцепция.

Предметность воспринимания наблюдается в отнесении знаний, приобретенных из внешнего мира в этот мир. Выполняет регулирующую и ориентирующую функции в практичной деятельности. Создается на основе внешних двигательных процессов, которыми обеспечивается контакт с предметом. Без движения воспринимание не обладало бы отнесенностью с объектами мира, то есть свойством предметности. Оно также имеет значение в регуляции поведения субъекта. Обычно предметы определяются не по их виду, а соответственно с практическим их назначением или основным свойством.

Константность определяется в относительном постоянстве свойств в предметах, даже если изменить их условия. С помощью компенсирующего свойства константности, субъект способен воспринимать предметы, как относительно устойчивые. Например, константность в воспринимании цветов – это относительная неизменяемость видимого цвета под влиянием освещения. Константность цвета также обусловливается действием определенных причин, среди них: адаптация к уровню яркости в зрительном поле, контраст, представления о натуральном цвете и условиях его освещенности.

Константность восприятия размеров выражается в относительном постоянстве видимых размеров предмета при различной удаленности. Если сравнительно недалеко удален предмет его воспринимание определяется действием дополнительных факторов, особенное значение среди них имеет усилие глазных мышц, которые адаптируются к фиксированию предмета во время удаления его на разные расстояния.

Восприятие формы предметов, их константность выражается в относительной стабильности ее восприятия, когда изменяются их положения относительно линии взгляда наблюдательного субъекта. Во время любого изменения в положении предмета по отношению глаз, его форма изображения на сетчатке изменяется, с помощью движений глаз вдоль контуров предметов и выделению свойственных сочетаний линий контура, известных субъекту из прошлого опыта.

Исследование эволюции происхождения константности воспринимания людей, ведущих свой образ жизни в густом лесу, не видящие предметов на различных расстояниях, только вокруг себя. Воспринимают предметы, находившееся на далеком расстоянии, как небольшие, а не удаленные. Например, строители видят объекты, которые находятся внизу, без искривления их размеров.

Источником свойства константности восприятия, являются действия перцептивной системы мозга. Когда человек неоднократно воспринимает одни и те же самые предметы в разных условия, обеспечивается стабильность перцептивного образа предмета, относительно переменчивых условий и движений самого воспринимающего рецепторного аппарата. Следовательно, похождение константности истекает из своеобразного саморегулирующего действия, которое имеет механизм обратной связи и адаптируется к особенностям предмета, условиям и обстоятельствам его существования. Если бы у человека отсутствовала константность восприятия, он не мог бы ориентироваться в постоянной изменчивости и многообразности окружающего мира.

Целостность восприятия дает большую информативность, в отличие от ощущений, которые отражают отдельные признаки предмета. Целостность формируется на основе общих знаний о его отдельных свойствах и характеристиках объекта, принимаемых в форме ощущений. Элементы ощущения очень сильно соединены между собой и единственный сложный образ объекта возникает, когда человек находится под непосредственным влиянием некоторых свойств или частей предмета. Впечатления от этого возникают, как условный рефлекс в результате связи зрительного и тактильного воздействия, которая сформировалась в жизненном опыте.

Восприятие не является простым суммированием человеческих ощущений, и не отвечает на них мгновенно. Субъект воспринимает фактически изолированную от ощущений обобщенную структуру, формирующуюся во время определенного времени. Когда человек слушает музыку, услышанные им ритмы будут продолжать звучать в голове, когда поступает новый ритм. Слушающий музыку, воспринимает ее структуру целостно. Последняя услышанная нота не может основывать такое понимание, в голове продолжает проигрываться целая структура мелодии с различными взаимосвязями включающих в нее элементов. Целостность и структурность лежат в свойствах отражаемых предметов.

Восприятие человека имеет очень тесную связь с мышлением. Поэтому особенность осмысленности восприятия отыграет очень важную роль. Хоть процесс воспринимания и возникает под влиянием прямого воздействия на органы чувств, но перцептивные образы еще имеют всегда смысловое значение.

Осознанное восприятие предметов помогает человеку мысленно назвать предмет, отнести его к назначенной категории, группе. Когда человек встречается с новым предметом впервые, он пытается установить какое-то сходство с уже знакомыми предметами. Воспринимание являет собой неизменный поиск самого лучшего описания имеющихся данных. То, как предмет воспринимается человеком, зависит от раздражителя, его особенностей, и самого человека. Поскольку, воспринимает живой целостный человек, а не отдельные органы (глаза, ухо), поэтому процесс воспринимания всегда находится под воздействия специфических особенностей личности.

Зависимость восприятия от влияния психических особенностей жизни человека, от свойств самой личности субъекта, называется апперцепцией. Если испытуемым предъявлять незнакомые объекты, то на первых фазах их воспринимания, они будут искать эталоны, относительно которых можно отнести объект, который предъявляется. Во время воспринимания выдвигаются и подлежат проверке гипотезы относительно принадлежности объекта к определенной категории. Так, во время восприятия задействуются следы из прошлого опыта, знаний. Поэтому один предмет может быть воспринят разными людьми по-разному.

Содержание восприятия обусловливается поставленной задачей перед субъектом, его мотивированностью, в его процессе имеют значения установки и эмоции, которые способны изменить содержимое восприятия. Эти условия есть необходимыми для ориентирования субъекта в окружающем мире.

Виды восприятия

Существует несколько классификаций видов восприятия. Сначала, разделяют восприятие преднамеренное (произвольное) или преднамеренное (произвольное).

Преднамеренное восприятие имеет ориентировку, с помощью которой регулирует процесс воспринимания – это воспринять предмет или явление и ознакомится с ним.

Произвольное восприятие может включаться в какую-то деятельность и реализовываться в процессе ее деятельности.

Непреднамеренное восприятие не имеет такой четкой направленности, и субъект не задается целью воспринять определенный предмет. На направленность воспринимания влияют внешние обстоятельства.

Как самостоятельное явление восприятие проявляется в наблюдении. Наблюдение является преднамеренным, планомерным и длительным в каком-то промежутке времени восприятием, направленным на отслеживание течения какого-то явления или изменений, происходящих в предмете восприятия.

Наблюдение является активной формой чувственного познания человеком действительности. Во время наблюдения, как самостоятельной целенаправленной деятельности с самого начала существует вербальная формулировка задач и целей, которые ориентируют процесс наблюдения на определенные объекты. Если долго упражняться в наблюдении, можно развить такое свойство, как наблюдательность – умение замечать характерные, малозаметные, которые не бросаются сразу в глаза особенности и детали предметов.

Для развития наблюдательности необходима организация восприятия, соответствующая необходимым условиям успешность, ясности задачи, активности, предварительной подготовке, систематичности, планомерности. Наблюдательность есть необходимой во всех сферах жизнедеятельности человека. Уже с детского возраста, в процессе игры или обучения, необходимо делать упор на развитие наблюдательности, многогранности и точности воспринимания.

Существует классификация восприятий по: модальности (зрительная, обонятельная, слуховая, осязательная, вкусовая) и формы восприятия существования материи (пространственная, временная, двигательная).

Зрительное восприятие – это процесс создания зрительного образа мира, основываясь на сенсорной информации, воспринимаемой, благодаря зрительной системе.

Слуховое восприятие – это процесс, который обеспечивает восприимчивость звуков и ориентации по них в окружающей среде, осуществляется с помощью слухового анализатора.

Осязательное восприятие – основанное на мультимодальной информации, ведущей среди которых есть тактильная.

Обонятельное восприятие – это способность к ощущению и различению пахучих веществ, как запахов.

Вкусовое восприятие – воспринимание раздражителей, действующих на рецепторы рта, характеризуются вкусовыми ощущениями (сладкого, соленого, горького, кислого).

Более сложные формы восприятия – это восприятие пространства, движения и времени.

Пространство образуется восприниманием формы, размеров, расположения и удаленности.

Зрительное восприятие пространства базируется на восприятии размера и формы предмета, благодаря синтезу зрительных, мышечных, осязательных ощущений, восприятии объема, удаленности предметов, которое осуществляется бинокулярным зрением.

Человек воспринимает движение, потому что оно происходит на каком-то определенном фоне, что позволяет сетчатке в определенной последовательности отображать возникающие изменения в положениях, находящихся в движении относительно элементов, перед и позади которых перемещается предмет. Существует автокинетический эффект, когда в темноте светящаяся неподвижная точка кажется подвижной.

Восприятие времени исследовано немного меньше, поскольку существует немало сложностей в этом процессе. Сложность объяснения того, как человек воспринимает время, в том, что в воспринимании отсутствует очевидный физический стимул. Длительность объективных процессов, то есть, физическое время может быть измеренным, но сама по себе длительность не есть стимулом в прямом смысле слова. Во времени нет энергии, которая бы воздействовала на некий временный рецептор, например, как это наблюдается в воздействии световых или звуковых волн. На сегодняшний день не обнаружено механизм, который косвенно или прямо преобразует физические интервалы во времени на соответствующие сенсорные сигналы.

Восприятие информации – это активный, полусознательный процесс деятельности субъекта по приему и переработке существенных знаний об окружающем мире, событиях и людях.

Восприятие информации осуществляется под влиянием определенных обстоятельств. Во-первых, имеет значение ситуация, в которой произошло знакомство с информацией. Благоприятная ситуация способствует более благожелательному восприятию, чем информация этого стоит, и наоборот, неблагоприятная ситуация будет способствовать негативному восприятию информации, чем на само деле.

Во-вторых, глубина понимания ситуации. Человек, хорошо разбирающейся в ситуации в большинстве случаев спокойнее относится к информации, связанных с ней событий и окружающих в тот момент людях. Он не драматизирует происходящее, не превозносит и очень адекватно оценивает ситуацию, чем человек с ограниченным кругозором.

В-третьих, на воспринимание информации влияют характеристики явления, субъекта или предмета, о которых свидетельствует информация.

В-четвертых, большое влияние имеют стереотипы (упрощенные стандартизированные представления сложных явлений и объектов окружающей действительности). Стереотипы – это основанное на чужих взглядах представление о тех вещах, с которыми человек еще не встречался, но может встретиться и, таким образом, облегчают его понимание этих вещей.

В-пятых, восприятие зачастую становится сложнее, под влиянием непредсказуемости или искривлений сведений, неспособности правильно поднести информацию.

Восприятие человека человеком

Когда люди встречаются первый раз, они, воспринимая друг друга, выделяют особенности внешности, которые представляют их психические и социальные качества. Особое внимание обращается на осанку, походку, жестикуляцию, культурность речи, поведенческие паттерны, привычки, манеры поведения. Одной из первых и важнейших есть профессиональная характеристика, социальной статус, коммуникативные и нравственные качества, насколько человек злой или сердечный, компанейский или некоммуникабельный и другие. Избирательно выделяются также отдельные черты лица.

Характеристики человека интерпретируются по его внешности соответственно нескольким способам. Эмоциональный способ выражается в том, что социальные качества приписываются человеку, зависимо от его внешности, эстетической привлекательности. Если человек внешне красивый, значит он хороший. Очень часто люди попадают на эту уловку, стоит помнить, что внешность бывает обманчивой.

Аналитический способ предполагает, что каждый элемент внешности связан с конкретным характерным этому человеку психическим свойством. Например, нахмуренные брови, сжатые губы, насупленный нос свидетельствуют о злом человеке.

Перцептивно-ассоциативный способ заключается в приписывании человеку качеств, по которым он кажется похожим на другого человека.

Социально-ассоциативный способ предполагает, что человеку приписываются качества по определенному социальному типу относительно его отдельных внешних примет. Такой обобщенный образ личности оказывает влияние на коммуникацию с этим человеком. Часто люди определяют по порванной одежде, грязным штанам, разорванным сношенным башмакам, человека без определенного места жительства и уже стараются держаться от него на расстоянии.

Восприятие человека человеком поддается социальным стереотипам, меркам, эталонам. Представление о социальном статусе индивида, общее представление о нем, переносится и на другие проявления этой личности, в этом заключается эффект ореола. Эффект первичности предполагает, что первоначальные воспринятые сведения, услышанные от других людей о человеке, могут повлиять на восприятие его при знакомстве, будут иметь преобладающее значение.

Эффект социальной дистанции порождается значительными различиями социального положения людей, состоявших в коммуникации. Крайнее проявление такого эффекта может выразиться в пренебрежительном, ненавистном отношении к представителям с отличающимся социальным статусом.

Оценивание и чувства людей во время их восприятия друг другом очень многогранны. Их можно разделить на: конъюнктивные, то есть объединяющие и дизъюнктивные, то есть разъединяющие чувства. Дизъюнктивные порождаются тем, что осуждается в той среде. Конъюнктивные – благоприятные.

Развитие восприятия у детей

В развитии восприятие детей имеет специфические особенности. С рождения, он уже владеет некоторой информацией. Дальнейшее развитие этого процесса – это результат личной активности ребенка. Насколько он является активным, настолько быстро он развивается, знакомится с различными предметами и людьми.

Восприятие детей в дальнейшем могут контролировать родители. Раннее развитие свойств восприятия осуществляется по мере взросления ребенка, оно проявляется в той особенности, что для воспринимающего ребенка форма предмета становится значимо, она набирает смысл. В младенчестве происходит развитие распознавания людей и предметов вокруг человека, растет количество целенаправленных осознанных телодвижений. Такая активность в развитии перцепции происходит до младшего школьного возраста.

Очень важно, чтобы до этого времени состоялось исследование на возможные нарушения восприятия. Причина аномалии в развитии понимания действительности, может быть в разрывах связи систем органов чувств и мозговых центров, в которые поступает сигнал. Это могло произойти в случае, травмы или морфологических изменений организма.

Восприятие детей младшего школьного возраста выражается смутностью и нечеткостью. Например, дети не узнают на праздниках переодетых в костюмы людей, хоть их лицо может быть открытым. Если дети увидят картинку незнакомого предмета, они выделяют из этого изображения один элемент, опираясь на который осмысливают предмет целиком. Такое осмысление носит название – синкретизма, оно присущее детскому восприятию.

В среднем дошкольном возрасте появляются представления о соотношении величины предметов. Ребенок может судить о знакомых вещах, как больших или маленьких, независимо от их соотношения с другими предметами. Это наблюдается в способности ребенка расставить игрушки «по росту».

Дети старшего дошкольного возраста уже имеют представления об измерениях величины предметов: ширине, длине, высоте, пространстве. Они способны отличать расположение предметов между собой (сверху, снизу, слева, справа и так далее).

Продуктивная деятельность ребенка заключается в его умении воспринимать и воспроизводить особенности предметов, их цвет, величину, форму, расположение. При этом важно усвоение сенсорных эталонов и также развитие особенных действий восприятия.

Восприятие детьми старшего дошкольного возраста художественных произведений выражает единство переживания и познания. Ребенок учится фиксировать изображение и воспринимать чувства, волнующие автора.

Особенность воспринимания окружающих людей ребенком выявляется в оценочных суждениях. Наиболее высокая и яркая оценка приписывается тем взрослым, которые имеют тесную связь с ребенком.

Восприятие и оценка других детей зависит от популярности ребенка в группе. Чем выше положение ребенка, тем более высокую оценку ему приписывают.

Развитие восприятия детей дошкольного возраста является сложным, многогранным процессом, способствующим тому, чтобы ребенок учился точнее отображать окружающий его мир, умел различать особенности действительности и смог успешно в ней адаптироваться.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Что такое восприятие? – Общая психология

Перейти к содержанию

Ощущение и восприятие

Цели обучения

  • Обсудить роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром.

относится к способу организации, интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. относится к тому факту, что восприятие строится на сенсорной информации. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. Это называется .

Посмотрите на фигуру на рис. 1 ниже. В одиночку ваш мозг занимается обработкой информации снизу вверх. Есть две толстые вертикальные линии и три тонкие горизонтальные линии. Нет контекста, чтобы придать ему конкретное значение, поэтому не используется нисходящая обработка.

Рисунок 1 . Что это за изображение? Без какого-либо контекста вы должны использовать обработку снизу вверх.

Теперь посмотрите на одну и ту же фигуру в двух разных контекстах. В окружении последовательных букв ваш мозг ожидает, что форма будет буквой и завершит последовательность.

В этом контексте вы воспринимаете линии как форму буквы «Б».

Рисунок 2 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

Та же фигура, окруженная цифрами, теперь выглядит как цифра «13».

Рисунок 3 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

В контексте ваше восприятие определяется вашими когнитивными ожиданиями. Теперь вы обрабатываете фигуру сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, тогда как восприятие — психологический. Например, когда вы входите на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это обонятельные рецепторы, обнаруживающие запах корицы, но 9Восприятие 0034 может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который пекла бабушка, когда вся семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как . Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Внимание и восприятие

Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

Смотреть

Убедитесь сами, как работает слепота по невнимательности, посмотрев этот тест на избирательное внимание от Simons and Chabris (1999):

Вы можете просмотреть стенограмму «теста на избирательное внимание» здесь (откроется в новом окне).

Одна из самых интересных демонстраций того, насколько важно внимание для определения нашего восприятия окружающей среды, произошла в известном исследовании, проведенном Дэниелом Саймонсом и Кристофером Чабри (1999). В этом исследовании участники смотрели видео, на котором люди, одетые в черно-белую одежду, передавали баскетбольные мячи. Участников просили посчитать, сколько раз команда в белом передала мяч. Во время видео между двумя командами ходит человек, одетый в костюм черной гориллы. Вы могли бы подумать, что кто-то заметит гориллу, верно? Почти половина людей, просмотревших видео, вообще не заметили гориллу, несмотря на то, что она была хорошо видна в течение девяти секунд. Поскольку участники были настолько сосредоточены на том, сколько раз белая команда передавала мяч, они полностью отключили другую визуальную информацию. Неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания, называется 9.0015 .

В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (рис. 4) (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Ссылка на обучение

Узнайте больше о невнимательной слепоте на сайте проекта Noba.

Рисунок 4 . Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)

Мотивации, ожидания и восприятие

Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать раздражитель, когда он встроен в отвлекающий фон, называется 9.0021 теория обнаружения сигнала . Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этом модуле, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера (рис. 5): линии кажутся разной длины, но на самом деле они имеют одинаковую длину.

Рисунок 5 . В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al. , 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью отдают предпочтение насыщенным кислым вкусам (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).

Смотреть

Рассмотрите разницу между ощущением и восприятием в этом видео CrashCourse Psychology:

Вы можете просмотреть стенограмму «Ощущение и восприятие: ускоренный курс психологии № 5» здесь (открывается в новом окне).

Подумай об этом

Подумайте о случае, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?

Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, оригинал

  • Модификация, адаптация и оригинальный контент. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Ощущение и восприятие. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/5-1-sensation-versus-perception. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно на https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
  • Раздел о восходящей и нисходящей обработке. Авторы : доктор Скотт Робертс, доктор Райан Кертис, Саманта Леви и доктор Дилан Селтерман. Предоставлено : OpenPsyc. Расположен по адресу : http://openpsyc.blogspot.com/2014/06/bottom-up-vs-top-down-processing.html. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike

Все права защищены содержание

  • Ощущение и восприятие – Ускоренный курс психологии №5. Предоставлено : CrashCourse. Расположен по адресу : https://www.youtube.com/watch?v=unWnZvXJh3o. Лицензия : Другое . Условия лицензии : Стандартная лицензия YouTube

License

General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4. 0 International License, если не указано иное.

Поделиться этой книгой

Поделиться в Твиттере

Ощущение и восприятие | Введение в психологию

 

Ощущение и восприятие — два отдельных процесса, очень тесно связанных между собой. Ощущение — это информация о физическом мире, получаемая нашими сенсорными рецепторами, а восприятие — это процесс, посредством которого мозг выбирает, организует и интерпретирует эти ощущения. Другими словами, чувства являются физиологической основой восприятия. Восприятие одних и тех же чувств может варьироваться от одного человека к другому, потому что мозг каждого человека интерпретирует стимулы по-разному в зависимости от обучения, памяти, эмоций и ожиданий этого человека.

Видео 1. Ощущение и восприятие объясняет различия между этими двумя процессами.

Ощущение

Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение . Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия называется трансдукция .

Вы, наверное, знали с начальной школы, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).

Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать для обнаружения стимула в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).

Видео 2.   Абсолютный порог ощущений

Мы также можем получать сообщения, которые представлены ниже порога осознания — они называются подсознательными сообщениями . Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. Следовательно, сообщение воспринято, но по какой-то причине не выбрано для обработки в рабочей или кратковременной памяти. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19). 80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).

Копать глубже: бессознательное восприятие

Рисунок 2 . Прайминг можно использовать для повышения производительности интеллектуального теста. Испытуемые, заряженные стереотипом профессора — своего рода интеллектуальным образцом для подражания, — превзошли тех, заряженных антиинтеллектуальным стереотипом. [Фото: Джереми Уилберн]

В наши дни большинство научных исследований бессознательных процессов направлено на то, чтобы показать, что людям не нужно сознание для определенных психологических процессов или поведения. Одним из таких примеров является формирование отношения. Самый основной процесс формирования отношения — это простое воздействие (Зайонц, 19 лет).68). Простое повторное восприятие стимула, такого как бренд на рекламном щите, который вы проходите каждый день, или песня, которую часто крутят по радио, делает его более позитивным. Интересно, что простое воздействие не требует сознательного осознания объекта установки. На самом деле эффекты простого воздействия возникают даже тогда, когда новые стимулы предъявляются подсознательно в течение очень короткого времени (например, Kunst-Wilson & Zajonc, 1980). Интересно, что в таких подсознательных экспериментах с простым воздействием участники указывают на предпочтение или положительное отношение к стимулам, которые они сознательно не помнят. Еще одним примером современных исследований бессознательных процессов являются исследования грунтовка . Прайминг обычно опирается на надпороговые стимулы, а это означает, что обмен сообщениями может происходить неосознанно, но все же воспринимается, в отличие от подсознательного обмена сообщениями. Надпороговые сообщения воспринимаются сознательным разумом. Например, в одном исследовании покупатели слушали либо французскую, либо немецкую музыку (надпороговые сообщения) при покупке вина, и продажи из любой страны были выше, когда над головой звучала музыка из той же страны. [1] В известном эксперименте исследовательской группы под руководством американского психолога Джона Барга (Bargh, Chen, & Burrows, 1996), половина участников была подготовлена ​​к стереотипу пожилых людей, выполняя языковое задание (они должны были составить предложения на основе списков слов). Эти списки содержали слова, обычно ассоциируемые с пожилыми людьми (например, «старый», «бинго», «трость», «Флорида»). Остальные участники получили языковое задание, в котором критические слова были заменены словами, не относящимися к пожилым людям. После того, как участники закончили, им сказали, что эксперимент окончен, но за ними тайно следили, чтобы узнать, сколько времени им потребуется, чтобы дойти до ближайшего лифта. Подготовленным участникам потребовалось значительно больше времени. То есть после того, как им показывали слова, которые обычно ассоциируются со старостью, они вели себя в соответствии со стереотипом пожилых людей: медлительностью. Подобные праймирующие эффекты были показаны и в других областях. Например, Дейкстерхейс и ван Книппенберг (1998) продемонстрировали, что прайминг может улучшить интеллектуальные способности. Они попросили своих участников ответить на 42 общих вопроса, взятых из игры Trivial Pursuit. В обычных условиях участники правильно ответили примерно на 50% вопросов. Однако участники, сформированные стереотипом о профессорах, которых большинство людей считают умными, смогли правильно ответить на 60% вопросов. И наоборот, показатели участников, привитых стереотипом о «тупых» хулиганах, упали до 40%. Оба эти исследования пережили трудности с повторением, поэтому стоит отметить, что полученные выводы могут быть не такими убедительными, как сообщалось изначально.

Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить разницу между ними. Это известно как просто заметная разница (jnd) или порог разницы . В отличие от абсолютного порога разностный порог изменяется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорелся его экран, есть вероятность, что многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться по изменению освещения резко различается в этих двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как Закон Вебера : Порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показано в примере. Это идея о том, что большие стимулы требуют больших различий, чтобы их можно было заметить. Например, вашему другу будет гораздо сложнее достоверно определить разницу между 10 и 11 фунтами. (или 5 против 5,5 кг), чем для 1 и 2 фунтов.

Видео 3.  Закон Вебера и пороговые значения 

Попробуйте

Восприятие

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к способу организации, интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Обработка снизу вверх относится к тому факту, что восприятие строится на сенсорной информации. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. это называется обработка сверху вниз .

Видео 4.  Обработка снизу вверх против обработки сверху вниз.

Посмотрите на фигуру на рисунке 3 ниже. В одиночку ваш мозг занимается обработкой информации снизу вверх. Есть две толстые вертикальные линии и три тонкие горизонтальные линии. Нет контекста, чтобы придать ему конкретное значение, поэтому не используется нисходящая обработка.

Рисунок 3 . Что это за образ? Без какого-либо контекста вы должны использовать обработку снизу вверх.

Теперь посмотрите на одну и ту же фигуру в двух разных контекстах. В окружении последовательных букв ваш мозг ожидает, что форма будет буквой и завершит последовательность. В этом контексте вы воспринимаете линии как форму буквы «Б».

Рисунок 4 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

Та же фигура, окруженная цифрами, теперь выглядит как цифра «13».

Рисунок 5 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

В контексте ваше восприятие определяется вашими когнитивными ожиданиями. Теперь вы обрабатываете фигуру сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это рецепторы запаха, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который бабушка пекла». когда семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация . Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Попробуйте

Внимание и восприятие

Есть еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

В одном эксперименте, демонстрирующем такое явление, как слепота по невнимательности, участников просили наблюдать за изображениями, движущимися по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Ссылка на обучение

Видео 5. Проверьте свои способности восприятия.

Рисунок 6 . Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)

Мотивация, ожидания и восприятие

Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали действительно важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать раздражитель, когда он встроен в отвлекающий фон, называется 9.0021 теория обнаружения сигнала . Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

Видео 6.   Теория обнаружения сигналов.

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этом модуле, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера: линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.

Рисунок 7 . В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al., 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценить его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

Дети, описываемые как искатели острых ощущений, чаще демонстрируют вкусовые предпочтения в отношении насыщенных кислых вкусов (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Более того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).

Попробуйте

Обдумайте

Вспомните случай, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?

Глоссарий

абсолютный порог: минимальное количество энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул был обнаружен в 50% случаев0003

слепота по невнимательности: неспособность замечать что-то, что полностью видно из-за недостатка внимания результат развития более положительного отношения к раздражителю после многократного простого воздействия на него.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *