30.11.2024

Восприятие времени в психологии кратко: Понятие восприятия времени в психологии

Содержание

Восприятие времени человеком: загадки искажения

Рубрики : Нейронаука, Переводы, Последние статьи


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.


Ученый-когнитивист Джим Дэвис объясняет, от чего зависит восприятие времени человеком и как места, в которых мы находимся, и вещи, которые мы делаем, искажают наше представление о нем.

Наши особенности восприятия времени могут привести к некоторым странным последствиям. Например, представьте, что ваш коллега говорит: «Следующее субботнее заседание было перенесено на два дня вперёд». Когда будет проходить встреча? Ответ можно предсказать, исходя из ваших отношений со временем. Если вы воспринимаете время, как текущее по направлению к вам, вы, скорее всего, скажете, что встреча будет проходить в четверг. Но если вы воспринимаете себя как человека, пробирающегося сквозь время, то вы, очевидно, ответите, что встреча перенесена на понедельник.

Это еще не все: то, как вы относитесь ко времени, зависит от того, что вы делаете в данный момент. Если вы стоите в конце очереди или находитесь в середине поездки на поезде, вы, скорее всего, используя метафору времени, скажете — понедельник; но если вы подходите к началу очереди или уже сходите с поезда, вероятнее всего, вы сравните это с событие с пятницей (1). У этого явления есть простое объяснение: если человек чего-то ждет, время течет по направлению к нему; если же нет, то время – это нечто, к чему он движется.

Другой способ влияния пространства на наши мысли о времени проявляется тогда, когда мы путешествуем по незнакомой территории. Вы никогда не задумывались, почему, когда вы путешествуете, во время обратной поездки кажется, что расстояние короче и дорога занимает меньше времени? Как отмечает Клодия Хэммонд в потрясающей книге «Искажённое время: особенности восприятия времени» (Time Warped: Unlocking the Mysteries of Time Perception), это происходит потому, что мы не знаем конкретной длины нашей дороги и оцениваем дистанцию, исходя из других сигналов — например, сколько новых воспоминаний мы получили.

Когда мы отправляемся в какое-то новое место, поездка кажется дольше, чем на обратном пути, потому что мы видим кучу новых вещей. На обратном же пути мы просто распознаём ориентиры и не занимаемся кодированием новых воспоминаний, поэтому наш мозг оценивает, что время и пространство – короче (подробнее об этом читайте в нашей статье про время и его связь с нашими эмоциями). Это происходит во время автомобильных поездок – точно так же, как на небольших пространствах, таких как аэропорты и парки развлечений.

Еще один пример влияния пространства на время связан с тем, как мы привязываем его (время) к нашему телу. Как носители западной культуры мы привыкли думать, что прошлое находится позади, будущее — впереди. Это отражается даже в том, как мы говорим («Оглядываясь на свою жизнь …»; «Впереди у меня несколько дедлайнов… «). Это также отражается в наших жестах — когда, например, мы помещаем руку перед собой, говоря о предстоящей дате. Однако в некоторых других культурах принято думать о прошлом, как о чем-то, что находится впереди.

Например, носители языка Аймара из Анд (2) делают жест вперед, когда речь идет о прошлом. Но больше всего поражает тот факт, что все, независимо от того, к какой культуре они принадлежат, думают о будущем как о «где-то»: люди говорят о времени и жестикулируют (3) в разговоре о нём, как если бы оно находилось в пространстве.

Расположение вещей в пространстве также может повлиять на восприятие времени человеком. Если вы покажете людям лучи света, которые зажигаются по одному, они оценят, что время между каждой вспышкой дольше, если пространство между лучами больше. В науке этот феномен известен под названием «эффект каппа» («kappa effect», 4).

Наши пространственные метафоры времени также влияют на наше восприятие. В 2010 году Дэниел Казазанто, психолог из Университета Чикаго, запустили эксперимент, который показал, как «можно манипулировать с помощью образов на экране компьютера» оценкой длительности чего-либо носителями английского и испанского языков. Он опирался на тот факт, что носители английского языка говорят «долгое время» («a long time»), в то время как испанцы говорят «много времени» («a lot of time»).

То есть англоговорящие люди склонны думать о времени, как о пространственной длине, в то время как носители испанского говорят о времени, как об объеме. Казазанто предположил, что эти языковые различия не были исключительно внешними. Чтобы проверить, можно ли влиять на оценку продолжительности, он показывал своим респондентам либо линии, расположенные по всему экрану, либо заполненные контейнеры. В результате Казазанто обнаружил (5), что наблюдение за длинными линиями повлияло на ответы англоговорящих респондентов сильнее, чем наблюдение за заполненным контейнером – носители английского решили, что более длинная линия потребовала больше времени на своё оформление. Заполненный контейнер имел схожее влияние на испаноговорящих.

Эйнштейн показал, что пространство и время не являются принципиально различными аспектами природы. Так стоит ли удивляться тому, что оба этих явления взаимосвязаны в нашем сознании?


Читайте также 
— «Куда уходят годы?»: психолог объясняет, почему с возрастом время «ускоряется»
— Почему мы прокрастинируем: взгляд из будущего
— Когда начинается будущее: проблема идентичности и мотивации

Ссылки на исследования

1. Skye Ochsner Margolies, L. Elizabeth Crawford «Event valence and spatial metaphors of time». Cognition and Emotion: Vol. 22, Issue 7, 2008.

2. Rafael E. Núñez, Eve Sweetser «With the Future Behind Them: Convergent Evidence From Aymara Language and Gesture in the Crosslinguistic Comparison of Spatial Construals of Time». Cognitive Science 30 (2006) 1–49. Режим доступа: http://www.ppls.ed.ac.uk/ppig/documents/NSaymaraproofs.pdf.

3. Rafael E. Núñez, Kensy Cooperrider. «Doing time: Speech, gesture, and the conceptualization of time». Режим доступа: http://www.cogsci.ucsd.edu/~nunez/web/19-3.PDF.

4. Daniel Casasanto, Lera Boroditsky «Time in the mind: Using space to think about time». Cognition: Vol. 106, Issue 2, February 2008, pp. 579–593.

5. Daniel Casasanto «Space for thinking». Language, cognition and space: State of the art and new directions, 453-478 (2009). Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/41625607_Space_for_thinking

По материалам: «How Where You Are or What You’re Doing Alters Your Sense of Time», Nautil.
us.
Обложка: Carlos Andrés Reyes.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

времяисследованиянейронаука

Похожие статьи

Процесс восприятия времени

Человек сопряжен со временем, это одно из уникальных его свойств. Любая деятельность происходит во временном пространстве, имеет определенные показатели темпа, ритма, периодичности, требует оценки доступного временного ресурса.Уложиться во времени также важно, как и произвести действие правильно. «Дорога ложка к обеду», гласит русская пословица.

Время с точки зрения психологии

Психологическое время существенно отличается от абсолютного, однородного, каузально нейтрального и математически непрерывного физического времени.

Исследователи, изучающие законы протекания психологического времени сталкиваются с особенностью: в отличие от перцепции, «рецепторы времени» очень сложно обнаружить, элементарные «ощущения времени», на которых основывается его восприятие, также выделить трудно. Тем не менее, человек хорошо ориентируется во времени, даже без часов. Множество процессов физиологического характера: сердцебиение, дыхание, смена сна и бодрствования имеют ритмическую природу, определяющуюся четкими временными характеристиками.

По утверждению психолога В.Вундта ритмичность является одним из важнейших свойств сознания. Восприятие времени человеком основано на физиологическом механизме регуляции временного аспекта функционирования организма, называемого биологическими часами. Большинство авторов современных психологических концепций считают биологическими часами ядра гипоталамуса. Как же человек оценивает время с точки зрения психологии? Как он определяет продолжительность происходящих с ним событий?

Зависимость восприятия времени от темпа физиологических изменений

Восприятие времени психология связывает с темпом происходящих в организме физиологических изменений. Например, если обмен веществ ускоряется, субъективная оценка времени становится искаженной: человеку кажется, что время течет быстрее обычного и наоборот. Это открытие было сделано Г. Хогландом. У жены ученого, которая была простужена, наблюдались значительные температурные колебания. Известно, что повышенная температура тела ведет к усилению метаболизма, а пониженная к его ослаблению. Хогланд предложил ей оценить субъективную минуту, то есть указать, не сверяясь с часами, когда пройдет минута. Зависимость длительности субъективной минуты от температуры тела четко прослеживается. Чем выше температурные показатели, тем длиннее становится период времени, определяющий минуту.

Рисунок 1. Зависимость длительности субъективной минуты от температуры тела (по Хоглаиду, 1933)

Данные аналогичного характера были получены и при последующих исследованиях, в том числе и с применением фармакологических средств. Больные, получающие стимуляторы, отмечали, что время течет быстрее. Те, кто принимал релаксанты, напротив, указывали, что движение времени замедляется. С чем связаны такие искажения восприятия времени?

Дело в том, что организм, находящийся в состоянии активизации, требует повышенных темповых характеристик деятельности. Другими словами, субъектом осознается команда «надо спешить». Создается ощущение нехватки времени, что дополнительно стимулирует скорость выполнения действий. В расслабленном состоянии требования к темпу деятельности снижены.

Восприятие времени с точки зрения когнитивной нагрузки на психику

Восприятие времени зависит не только от уровня мобилизации организма. Важную роль играет фактор когнитивной нагрузки на психику. В.Джеймс отмечал, что время, наполненное разнообразными событиями и явлениями, проходит гораздо быстрее. А время, где отсутствуют события, длится бесконечно долго. Протяженность времени оценивается человеком с точки зрения интенсивности переработки информации, ее сложности и объема. Если трудоемкость задачи и человеческий потенциал оптимальны, возникает феномен потока, когда человек не замечает времени, ему кажется, что оно просто пролетает или вообще исчезает. Если наблюдается чрезмерная нагрузка на психику и требуется мобилизация всех имеющихся возможностей, прослеживается обратный эффект: ход времени замедляется.

Соотношение характеристик длительности и субъективного восприятия времени.

Рисунок 2. Характеристики деятельности и восприятия времени

Существует феномен «мчащегося времени», связанный с восприятием времени в масштабе всей человеческой жизни. Чем старше человек, тем короче становятся воспринимаемые им временные интервалы. Это явление объяснимо. С возрастом активизация организма снижается, скорость метаболизма замедляется. Пожилому человеку кажется, что прошло 20-30 минут, а на самом деле минуло уже полтора часа. С другой стороны, ускоренный бег времени связывают с тем, что человек оценивает время не в абсолютных, а в относительных величинах. Длительность временного периода соотносится с опытом прошлого. Для ребенка десяти лет год — это 10% прожитого им времени, а для 50-летнего — 2%.

Вывод

Может быть поэтому в детстве время идет медленно, и дети с трудом могут дождаться какого-то желаемого события, а пожилые люди, напротив, сожалеют о быстром беге времени.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Ученые раскрывают, как эмоции меняют восприятие времени – Ассоциация психологических наук – APS

У людей непостоянные отношения с часами, если судить по современным идиомам. Время летит, когда мы веселимся. Он затягивается, когда нам скучно. Иногда это на нашей стороне; в других случаях он соревнуется с нами.

Разрыв между тем, как проходит время, и тем, как мы его воспринимаем, интересует психологов уже более 150 лет. Пионеры психофизики, такие как Густав Теодор Фехнер и Эрнст Генрих Вебер, заложили основу для этого направления исследований в 1800-х годах, когда они исследовали тонкости человеческого восприятия.

Перенесемся в 21 век, и изучение восприятия времени служит отличительной чертой интегративного исследования, смешивающего лингвистику, неврологию, когнитивную психологию и исследование внимания, чтобы изучить, как люди чувствуют, как проходят минуты и часы.

Внутренний хранитель времени

На протяжении десятилетий ученые концептуализировали восприятие времени в соответствии с теоретическими моделями, которые, по сути, постулировали биологический секундомер в мозгу, который замедлял и ускорял в соответствии с вниманием и возбуждением. Совсем недавно исследователи искали точные области мозга, ответственные за внутренний хронометраж. Используя более новые технологии, такие как функциональная МРТ, ученые, такие как научный сотрудник APS Уоррен Х. Мек из Университета Дьюка, пришли к выводу, что в основе обработки времени лежит большая сеть нейронных областей, а не одна структура мозга. А нейробиологи в Европе, в том числе лауреат Нобелевской премии Эдвард Мозер, использовали оптогенетику (биологический метод, используемый для контроля и мониторинга отдельных нейронов) с мышами, чтобы определить определенные области мозга, которые влияют на наше субъективное хронометраж.

В центре внимания нейробиологов, занимающихся восприятием времени, ученые продолжают признавать неотъемлемую роль счастья, печали, страха и других эмоций в том, как мы чувствуем течение секунд и минут. Сотрудник APS Джеймс Маккин Кеттелл Михай Чиксентмихайи из Клермонтского аспирантуры первым определил, как приятные переживания могут влиять на нашу концентрацию на времени. Чиксентмихайи придумал термин «поток», чтобы описать опыт настолько счастливого погружения в деятельность — будь то спорт, работа или творческий проект — что все отвлекающие факторы исключены. Ключевой особенностью переживания потока является искаженное ощущение времени — как правило, ощущение, что время прошло быстрее, чем обычно.

Последующие исследования выявили, что погоня за вознаграждением, от переживаний до материальных благ, является составной частью временных иллюзий. Эти исследования часто включают эффект чудака — явление, при котором встреча с новыми стимулами увеличивает воспринимаемую продолжительность. Психолог из Дартмутского университета Питер Ульрик Це и его коллеги продемонстрировали этот эффект в 2004 году, когда они показали участникам исследования повторяющиеся изображения, мигающие на экране компьютера, за которыми следует одно новое изображение. Хотя все изображения оставались на экране в течение одинакового времени, участники сообщили, что странное изображение, казалось, длилось дольше, чем другие.

Ученые-психологи из Нидерландов недавно продемонстрировали влияние потенциального вознаграждения, связанного с эффектом чудака. В серии лабораторных экспериментов Мишель Фейлинг и Ян Теувес из Vrije Universiteit Amsterdam показали участникам серию изображений, одно из которых отличалось от остальных. Участники указывали, оставалось ли странное изображение на экране дольше или меньше, чем остальные изображения. Когда они могли получить награду за правильный ответ в виде большого количества баллов, они воспринимали странные образы как более продолжительные по сравнению с чудаковатыми, которые не приносили им очков.

В погоне за удовольствием

Возможность заработать вознаграждение может продлить секунды или минуты, но желание может иметь совсем другой эффект, согласно исследованию, проведенному в 2012 году в Университете Алабамы. В серии экспериментов ученые-психологи Филип Гейбл и Брайан Пул исследовали «мотивацию подхода», стремление к достижению целей, положительный опыт или жизненно важные ресурсы, такие как еда и вода. Они обнаружили, что по сравнению с нейтральными состояниями или позитивными состояниями с низкой мотивацией приближения позитивные состояния с высокой мотивацией приближения укорачивают восприятие времени.

В одном из экспериментов исследователи обучали участников различать изображения, показанные в течение «короткого» (например, 400 мс) или «долгого» (до 1600 мс) периода времени. Затем участники просматривали изображения, которые были нейтральными (геометрические фигуры), позитивными и с низкой мотивацией приближения (цветы) или позитивными и с высокой мотивацией приближения (вкусные десерты). Для каждого изображения они должны были указать, отображалось ли изображение в течение короткого или длительного периода времени.

Как и предполагали исследователи, участники воспринимали привлекательные изображения десертов как демонстрировавшиеся в течение более короткого промежутка времени (независимо от фактической продолжительности), чем нейтральные геометрические формы или приятные изображения цветов.

Исследователи также обнаружили, что воспринимаемое количество времени для заманчивых картинок было связано с тем, когда участники ели в тот день. Те участники, которые недавно поели, что, по-видимому, снизило их мотивацию к еде, оценили изображения десерта как демонстрируемые в течение более длительного периода времени, чем их более голодные сверстники.

Второе исследование, в котором участники сообщали, что время текло быстрее, когда они смотрели на фотографии десертов, ожидая, что они смогут съесть эти десерты позже, подтвердило эти выводы.

Гейбл и Пул предполагают, что состояния с высокой мотивацией приближения заставляют нас чувствовать, что время проходит быстро, потому что они сужают наши процессы памяти и внимания, помогая нам отгородиться от неуместных мыслей и чувств.

«Просто быть довольным или удовлетворенным, возможно, не заставить время лететь, — сказал Гейбл, когда исследование было опубликовано, — но возбуждение или активное преследование желаемого объекта может».

Авторы исследования предполагают, что это явление может иметь полезную функцию: если для достижения цели требуется ожидание или постоянная тяжелая работа в течение определенного периода времени, было бы преимуществом, если этот период кажется коротким.

Пауза

Другие положительные эмоции могут оказывать противоположное влияние на восприятие времени, как показывают исследования. В 2012 году исследователи поведенческих наук из Стэнфордского университета и Университета Миннесоты опубликовали результаты трех экспериментов, в которых изучались последствия переживаний, вызывающих благоговейный трепет. Участники этих экспериментов участвовали в таких действиях, как просмотр впечатляющих видеороликов о людях, которые в повседневных ситуациях сталкиваются и взаимодействуют с огромными животными или, например, наблюдают за водопадами. По сравнению с участниками, которые выполняли менее впечатляющие действия, участники в условиях благоговения сообщали, что время текло медленнее. Дополнительные результаты экспериментов показывают, что благоговение заставляло людей чувствовать себя более «настоящими» и заставляло их видеть время в изобилии.

Сама природа может замедлять наше чувство времени. В серии исследований ученые-психологи из Карлтонского университета в Канаде проверили, воспринимают ли люди время, движущееся на природе медленнее, чем в городских условиях. В экспериментах, которые включали как виртуальную, так и реальную среду, участники гуляли либо по естественной среде, такой как лесная тропа, либо по оживленным городским местам, таким как Нью-Йорк. Они оценивали продолжительность переживаний в минутах и ​​секундах. В первых трех экспериментах использовались изображения, и исследователи не обнаружили существенной разницы в оценках фактической продолжительности времени между природными и городскими условиями. Но во всех трех исследованиях участники на природе сообщали о более медленном течении времени по сравнению с теми, кто находился в городских условиях. И когда исследователи действительно брали участников на прогулку в природных или городских условиях, те, кто находился в природных условиях, сообщали о более длительном объективном и субъективном восприятии прошедшего времени. Люди в условиях природы также сообщали, что чувствовали себя более расслабленными, чем те, кто находился в городских условиях.

Страх

По словам Сильви Друа-Воле, профессора психологии развития и когнитивной психологии в Университете Клермон-Оверни, Франция, из всех человеческих эмоций страх наиболее интенсивно изучается в исследованиях оценки времени и одной из наиболее плодовитые исследователи эмоций и восприятия времени.

Действительно, нейробиолог и писатель Дэвид Иглман несколько лет назад показал связь между страхом и временными иллюзиями. Иглман прикрепил хронометры к запястьям участников эксперимента и отправил их на 15-этажный аттракцион в парке развлечений. Когда их спросили позже, большинство людей переоценили продолжительность падения.

Ученые предполагают, что угрожающие стимулы — самые тревожные формы новизны — вызывают интенсивные физиологические реакции, искажающие наше внутреннее ощущение течения времени. В исследовании, опубликованном в 2011 году, Друа-Воле и ее коллеги попросили студентов университетов оценить свое настроение как до, так и после показа им различных видеофрагментов, вызывающих настроение страха, грусти или нейтральных эмоций. В сеансе «страх» участники смотрели отрывки из фильмов ужасов, включая «Крик» и «Сияние». В «грустном» сеансе они смотрели отрывки из душераздирающих драм, таких как «Филадельфия» и «Город ангелов». А «нейтральная» сессия включала информационные видеоролики (например, прогнозы погоды и новости фондового рынка). Как и ожидалось, фильмы ужасов вызывали у студентов чувство страха, в то время как драмы вызывали грусть, а нейтральные клипы вызывали минимальные эмоциональные эффекты.

Кроме того, непосредственно перед и после просмотра каждого набора категорий видео участники должны были оценить продолжительность стимула (синяя точка). Друа-Воле и его коллеги обнаружили искажения в оценке времени после просмотра страшных фильмов по сравнению с тем, что было до (исходные оценки), в то время как после просмотра грустных и нейтральных видеоклипов никаких изменений в оценке времени не наблюдалось. Под влиянием страха участники оценивали продолжительность стимула как более длительную. Результаты показывают, что страх искажает наше ощущение времени, чтобы быть готовым действовать как можно быстрее в случае опасности.

APS Сотрудник Джеймса МакКина Кеттелла Ричард А. Брайант продемонстрировал этот эффект в полевых условиях 10 лет назад, когда он и тогдашняя аспирантка Лия А. Кэмпбелл провели исследование, в котором приняли участие более 60 человек, впервые прыгнувших с парашютом. Брайант и Кэмпбелл попросили участников оценить уровень страха и волнения, когда они готовились к посадке. Через тридцать минут после завершения прыжка с высоты 14 000 футов новички оценивали в минутах время, прошедшее с момента, когда они начали надевать парашютное снаряжение, до момента приземления. Те, кто оценил себя выше по шкале страха, давали более длительные оценки опыта по сравнению с теми, кто набрал высокие баллы по волнению.

Время впереди

Исследователи все чаще изучают мозг, чтобы лучше понять взаимосвязь между эмоциями и восприятием времени. Нейротрансмиттеры, такие как дофамин и норэпинефрин, которые играют роль в ответах на вознаграждение и угрозу, соответственно, вызывают особый интерес. Работа имеет большие перспективы для исследования симптомов психических и двигательных расстройств, которые связаны как с аномальным уровнем дофамина, так и с нарушением восприятия времени. А нейровизуализация в сочетании с новыми статистическими методами может помочь раскрыть новое понимание индивидуальных различий в субъективном восприятии времени, написал Уильям Дж. Мэтьюз из Кембриджского университета вместе с Меком в статье 2014 года.

Другие эмпирические исследования рассматривают более долгосрочную перспективу, сосредотачиваясь на том, как мы воспринимаем проходящие месяцы и годы, а не на минуты, которые проходят во время автомобильной аварии или прогулки по пляжу. Исследование также имеет важные последствия для нашего понимания клинических состояний, таких как дефицит внимания/гиперактивность и посттравматические стрессовые расстройства, депрессия и шизофрения, все из которых связаны с неустойчивым временным сознанием.

Восприятие времени даже используется как мера результата для других психологических явлений, включая социальные взаимодействия. Например, в исследовании 2015 года ученые-психологи во главе с научным сотрудником APS Гордоном Б. Московицем из Университета Лихай показали доказательства того, что белые люди — особенно те, кто беспокоится о том, чтобы показаться расистом, — воспринимают время как более медленное, наблюдая за лицами чернокожих мужчин. Возможно, это может объяснить ряд примеров неявных предубеждений, например, когда врачи непреднамеренно проводят меньше времени с чернокожими пациентами по сравнению с белыми пациентами, о чем они сообщают в 9 исследованиях.0071 Психологическая наука .

Открытия временных иллюзий имеют значение для, казалось бы, бесконечного потока жизнедеятельности. За усилиями людей оставаться терпеливыми в пробках, уделять время семье и друзьям, уложиться в срок или даже дать точный отчет очевидца, лежат наши личные оценки секунд и минут, отсчитываемых вперед.

Ссылки

Кэмпбелл, Л. А., и Брайант, Р. А. (2006). Как летит время: исследование начинающих парашютистов. Поведенческие исследования и терапия, 45 , 1389–1392. doi:10.1016/j.brat.2006.05.011

Давыденко М. и Питц Дж. (2017). Время растет на деревьях: влияние природных условий на восприятие времени. Журнал экологической психологии, 54 , 20–26. doi:10.1016/j.jenvp.2017.09.003

Друа-Воле, С. (2013). Восприятие времени, эмоции и расстройства настроения. Журнал физиологии – Париж, 107 , 255–264. doi:10.1016/j.jphysparis.2013.03.005

Droit-Volet, S., Fayolle, S.L., & Gil, S. (2011). Эмоции и восприятие времени: эффекты настроения, вызванного фильмом. Frontiers in Integrative Neuroscience, 5 , 33. doi:10. 3389/fnint.2011.00033

Failing, M., & Theeuwes, J. (2016). Награда изменяет восприятие времени. Познание, 148 , 19–26.

Гейбл, П.А., и Пул, Б.Д. (2012). Время летит незаметно, когда вы весело проводите время. Психологическая наука, 23 , 879–886. doi: 10.1177/0956797611435817

Мэтьюз, У. Дж., и Мек, У. Х. (2014). Восприятие времени: плохие новости и хорошие. WIREs Cognitive Science, 5 , 429–446. doi:10.1002/wcs.1298.

Московиц, Г. Б., Олкайсой Октен, И., и Гуч, К. М. (2015). О расе и времени. Психологическая наука, 26 , 1783–1794. doi:10.1177/0956797615599547

Радд, М., Вос, К.Д., и Аакер, Дж. (2012). Благоговение расширяет восприятие людьми времени, меняет процесс принятия решений и улучшает самочувствие. Психологические науки, 23 , 1130–1136. doi: 10.1177/0956797612438731

Це, П.У., Интрилигатор, Дж., Ривест, Дж., и Кавано, П. (2014). Внимание и субъективное расширение времени. Восприятие и психофизика, 66 , 1171–1189.

 

Веселье, когда время летит незаметно

В то время как многие исследования восприятия времени показывают, как эмоциональные сигналы могут изменить оценку человеком прошедшего времени, некоторые используют противоположный подход и демонстрируют, как манипулирование часами может повлиять на вовлеченность и удовольствие. .

В серии экспериментов, проведенных почти десять лет назад, участникам бакалавриата поручили различные условия, в которых они выполняли такие задачи, как:

  • решение головоломок;
  • прослушивание коротких клипов раздражающих звуков;
  • 90 131 прослушали и оценили песню, которую они выбрали из списка 12 популярных вариантов; и
  • чтение, а затем вспоминание деталей из сфабрикованных научных новостных статей, связанных со временем.

Для каждого эксперимента исследователи-психологи под руководством Аарона М. Сакетта из Университета Сент-Томас в Миннесоте манипулировали внешними сигналами времени (например, искусственно ускоряя или замедляя таймеры, отображаемые на экране компьютера). Сакетт и его коллеги обнаружили, что участники, сообщившие о том, что время пролетело неожиданно быстро, оценивали задачи как более привлекательные, шумы как менее раздражающие, а песни как более приятные по сравнению с теми, кто ощущал затягивание времени.

Сакетт и его коллеги заявили, что результаты показывают, что «чувствуемое искажение времени работает как метакогнитивный сигнал, который люди неявно приписывают своему удовольствию от опыта (т. е. время летело, поэтому опыт должен был быть забавным)».

Ссылка

Сакетт А.М., Мейвис Т., Нельсон Л.Д., Конверс Б.А. и Сакетт А.Л. (2010). Вам весело, когда время летит: гедонистические последствия субъективного хода времени. Психологические науки, 21 , 111–117. doi:10.1177/0956797609354832

Восприятие времени | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решения · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

См. также: Ментальная хронометрия и чувство времени

Восприятие времени  – это область изучения психологии и неврологии. Это относится к чувству времени, которое отличается от других чувств, поскольку время не может быть непосредственно воспринято, а должно быть реконструировано мозгом. Люди могут воспринимать относительно короткие периоды времени, порядка миллисекунд, а также длительности, которые составляют значительную часть жизни. Человеческое восприятие длительности субъективно и изменчиво. [1] [2] Некоторые исследователи пытаются классифицировать людей по тому, как они различаются в своем восприятии времени (см. «Характеристики личности» ниже).

Новаторскую работу по подчеркиванию видовых различий проделал Карл Эрнст фон Бэр. [ цитирование необходимо ] Экспериментальная работа началась под влиянием психофизических представлений Густава Теодора Фехнера с изучения соотношения между воспринимаемым и измеряемым временем. [ ссылка необходима ] Работа с животными, проведенная Якобом фон Икскюлем, включала измерение длины импульса у улиток.


Даже при наличии часов разные люди могут считать, что один и тот же отрезок времени течет с разной скоростью. [ цитирование требуется ] Обычно это называется временем, которое кажется «летящим» (период времени, который, кажется, проходит быстрее, чем это возможно) или временем, которое кажется «тянущимся» (период времени, который, кажется, проходит медленнее, чем это возможно). возможное). Психолог Жан Пиаже назвал эту форму восприятия времени «прожитым временем». [ , необходимая цитата ]

Одной из форм временной иллюзии, которую можно проверить экспериментально, является каппа-эффект, [3] , когда интервал между двумя событиями воспринимается разными наблюдателями по-разному.

Кажется, что с возрастом время бежит быстрее. Стивен Хокинг предполагает, что восприятие времени представляет собой соотношение: Единица времени : прожитое время . [Как сослаться и сделать ссылку на резюме или текст] Например, один час для шестимесячного человека будет приблизительно равен «1:4032», а один час для 40-летнего будет равен «1:4032». 349440″. Поэтому маленькому ребенку час кажется намного длиннее, чем взрослому в возрасте, даже если мера времени одинакова.

Содержание

  • 1 Теории
  • 2 Краткосрочный
    • 2.1 Благородный подарок
  • 3 Долгосрочные
  • 4 Иллюзии времени
    • 4.1 Время в измененных состояниях сознания
    • 4.2 Психоактивные вещества
    • 4.3 Измененные состояния
    • 4.4 Клинические расстройства
  • 5 Характеристики личности
    • 5.1 Культура
  • 6 См. также
  • 7 Каталожные номера
  • 8 Ссылки и библиография
  • 9 Ключевые тексты
    • 9. 1 Книги
    • 9.2 Бумаги
  • 10 Дополнительный материал
    • 10.1 Книги
    • 10.2 Бумаги
  • 11 Внешние ссылки

Теории

Уильям Дж. Фридман также противопоставил две теории ощущения времени: [4]

  • Прочностная модель временной памяти. Это постулирует след памяти , который сохраняется с течением времени, по которому можно судить о возрасте воспоминаний (и, следовательно, о том, как давно произошло запомненное событие) по силе следа. Это противоречит тому факту, что воспоминания о недавних событиях могут исчезать быстрее, чем воспоминания о более далеких событиях.
  • Модель вывода предполагает, что время события выводится из информации об отношениях между рассматриваемым событием и другими событиями, дата или время которых известны.

Краткосрочное

Хотя ощущение времени не связано с конкретной сенсорной системой, работы психологов и нейробиологов показывают, что в человеческом мозгу действительно есть система, управляющая восприятием времени [5] , состоящая из очень распределенная система, включающая кору головного мозга, мозжечок и базальные ганглии. Один конкретный компонент, супрахиазматическое ядро, отвечает за циркадный (или суточный) ритм, в то время как другие кластеры клеток, по-видимому, способны к более короткому (ультрадианному) отсчету времени.

Эксперименты показали, что крысы могут успешно оценивать интервалы времени около 40 секунд, несмотря на то, что их кора полностью удалена, что позволяет предположить, что это низкоуровневый (подкорковый) процесс. [6] [7]

Видимое настоящее

Основная статья: Видимое настоящее

Видимое настоящее — это продолжительность времени, в течение которого состояние сознания переживается как настоящее. [8] Термин был впервые введен философом Э. Р. Клеем. [9] [10] и разработан Уильямом Джеймсом. [10] Вариант концепции был использован Эдмундом Гуссерлем в его работах и ​​далее обсуждался Франсиско Варела на основе работ Гуссерля, Хайдеггера и Мерло-Понти. [11] Переживаемое настоящее есть интервал; это не мгновенное мгновение, кроме как «нарочито».

Концепция была развита Уильямом Джеймсом. [10] Джеймс определил кажущееся настоящее как «прототип всех мыслимых времен… краткость которых мы ощущаем непосредственно и постоянно». С. Д. Броуд в «Научной мысли» (1930) развил концепцию кажущегося настоящего и счел, что кажущееся настоящее можно рассматривать как временной эквивалент сенсорного данного.

Долгосрочное

Психологи утверждают, что с возрастом время идет быстрее, но литература об этом возрастном восприятии времени остается противоречивой. [12] Один день для одиннадцатилетнего будет примерно 1/4000 их жизни, а один день для 55-летнего будет примерно 1/20000 их жизни. Возможно, поэтому маленькому ребенку день кажется намного длиннее, чем взрослому. [13] В эксперименте, сравнивающем группу испытуемых в возрасте от 19 до 24 лет и группу от 60 до 80 лет, которых попросили оценить, когда, по их мнению, прошло 3 минуты, было обнаружено, что оценка более молодой группы составляла в среднем 3 минуты и 3 секунды, тогда как в старшей группе в среднем 3 минуты 40 секунд, [14] , что свидетельствует об изменении восприятия времени с возрастом. Люди склонны вспоминать недавние события как произошедшие в более далеком прошлом (телескопирование назад) и отдаленные события, произошедшие совсем недавно (телескопирование вперед). [15]

Хотя разница в возрасте между пожилыми и молодыми людьми всегда остается неизменной, соотношение между двумя возрастами со временем уменьшается экспоненциально. Например, если 27-летняя женщина рожает ребенка, соотношение их возрастов в первый день составляет примерно 10 000 к одному. По прошествии года это число довольно резко снижается до 28 к одному. Десять лет спустя соотношение составляет примерно 3,5 к одному, а если мать жива в возрасте 90 лет, оно снижается до 1,4 к одному. Независимо от численной разницы в возрасте, со временем более молодой человек «догоняет» старшего в степени двойки. (Это можно доказать математически, взяв частную производную от пожилого человека P 1 разделить на младшее лицо P 2 .)

Было высказано предположение, что субъективное восприятие времени меняется с возрастом из-за изменений в биологической структуре человека. [16] Явное ускорение времени по мере того, как мы становимся старше, изображено в поэме Генри Твеллса «Темпы времени» в редакции Гая Пентрита: «Ибо, когда я был младенцем и плакал и спал, Время ползло».

Иллюзии времени

А временная иллюзия — это искажение сенсорного восприятия, вызванное очень коротким промежутком времени между возникновением двух или более событий (обычно менее секунды). В таких случаях человек может неверно воспринять временной порядок событий. Каппа-эффект — это форма временной иллюзии, которую можно проверить с помощью эксперимента [3] , при котором временные интервалы между визуальными событиями воспринимаются как относительно более длинные или более короткие в зависимости от относительного пространственного положения событий. Другими словами, в этих случаях на восприятие временных интервалов непосредственно влияет восприятие пространственных интервалов. Эффект Каппа может проявляться при рассмотрении путешествия, состоящего из двух частей, которые занимают одинаковое количество времени. Между этими двумя частями путешествие, покрывающее большее расстояние, будет казаться более продолжительным, чем путешествие, покрывающее меньшее расстояние, даже если они занимают равное количество времени.

Время в измененных состояниях сознания

Измененные состояния сознания иногда характеризуются различной оценкой времени. Некоторые психоактивные вещества, такие как энтеогены, также могут резко изменить мирское суждение человека. Под воздействием таких веществ, как ЛСД, психоделические грибы и пейот, часы могут показаться странным ориентиром и бесполезным инструментом для измерения хода событий, поскольку они не коррелируют с опытом пользователя. При более высоких дозах может казаться, что время замедляется, останавливается, ускоряется, идет назад и даже кажется неупорядоченным. Типичная мысль может быть такой: «Я не могу поверить, что сейчас только 8 часов, но опять же, что значит 8 часов?» По мере того, как стираются границы переживания времени, исчезает и его актуальность. Многие пользователи утверждают, что эта безграничная безвременность ощущается как проблеск духовной бесконечности. Представление о том, что человек существует где-то «вне» времени, является одним из отличительных признаков психоделического путешествия. [Как сделать ссылку и дать ссылку на резюме или текст] Марихуана, более мягкий психоделик, также может в меньшей степени искажать восприятие времени. [17]

Практика медитации, занимающая центральное место во всех буддийских традициях, ставит своей целью отражение ума на самом себе, тем самым изменяя субъективное восприятие времени; так называемое «вхождение в настоящее» или «момент». [Как сделать ссылку и дать ссылку на резюме или текст]

Психоактивные вещества

Психоактивные препараты могут изменить оценку времени. Некоторые из них, такие как энтеогены, могут также резко изменить временное суждение человека. Такие вещества, как ЛСД, псилоцибин и мескалин, могут влиять на наше восприятие времени. При более высоких дозах может показаться, что время замедляется, останавливается, ускоряется, идет назад или даже кажется неупорядоченным. В 1955 году британский член парламента Кристофер Мэйхью принял гидрохлорид мескалина в эксперименте под руководством своего друга, доктора Хамфри Осмонда. В документальном фильме BBC The Beyond Within , он описал, что полдюжины раз во время эксперимента у него был «период времени, который для меня не закончился». [ , необходима ссылка ]

Стимуляторы могут привести к переоценке временных интервалов как у людей, так и у крыс, [18] [19] , в то время как депрессанты могут иметь противоположный эффект. [20] Причиной этого может быть уровень активности в головном мозге нейротрансмиттеров, таких как дофамин и норадреналин. [21]

Измененные состояния

Гипноз [22] и эмоциональное состояние [23] могут влиять на восприятие времени. Исследователи из Центра медицинских наук Техасского университета в Хьюстоне и Медицинского колледжа Бейлора обнаружили, что, хотя ретроспективные оценки времени после прыжка с тарзанки были медленнее, чем фактическая продолжительность, не было никаких доказательств замедления восприятия времени во время этого события. [24] Однако этот эксперимент подвергся резкой критике. [25] [ ненадежный источник? ]

Клинические расстройства

У некоторых людей с неврологическими заболеваниями, такими как болезнь Паркинсона и синдром дефицита внимания, нарушается чувство времени.

Наряду с другими аномалиями восприятия психологами было отмечено, что у пациентов с шизофренией изменено чувство времени. Впервые это было описано в психологии Минковским в 1927 г. 90–180 [26] Многие больные шизофренией перестают воспринимать время как поток причинно связанных событий. Было высказано предположение, что у больных шизофренией наблюдается задержка восприятия времени по сравнению со здоровыми людьми.

Согласно некоторым исследованиям, эти дефекты восприятия времени могут играть роль в галлюцинациях и бреде у больных шизофренией. Согласно статье под названием Измененное субъективное время событий при шизофрении , опубликованной в Journal of Nervous and Mental Disease в 2005 г. (том 19).3(5), май 2005 г.), исследователи предполагают, что «аномальное суждение о времени приводит к дефициту атрибуции действия и восприятия действия». [26]

Характеристики личности

Некоторые исследователи стремятся объяснить различия между людьми в том, как они относятся ко времени, которое им нужно для выполнения различных задач. Они утверждают, что на восприятие времени влияют как внутриличностные характеристики, так и факторы внешней среды. Некоторые теоретики предполагают, что восприятие времени классифицируется по двум осям: «временная перспектива» и «неотложность времени», и эти идеи использовались в условиях профессиональной психологии. [27] Эти оси обычно создают четыре личности, которые отличаются своими личными характеристиками и тем, как они справляются с задачами.

Временная перспектива может зависеть от генетики, культуры, религии, образования, семьи, прошлой работы и так далее. Как известно, ось временной шкалы перемещается между прошлым, настоящим и будущим, что также является способом организации оси временной перспективы. Люди с перспективой настоящего времени склонны полагать, что действия в настоящем не оказывают существенного влияния на будущее. То есть эти люди не думают, что действие, совершенное в настоящем, повысит вероятность будущего исхода. Люди с такой точкой зрения склонны использовать фразу «зачем делать сегодня то, что можно сделать завтра?» Люди с личностными характеристиками, ориентированными на настоящее время, склонны думать, что нет необходимости строить планы на будущее. Эти люди также склонны идти на риск и действовать импульсивно. Люди с перспектива на будущее склонны полагать, что действие, выполненное в настоящем, увеличивает вероятность будущего результата. Эти люди очень целеустремленные, с высокой способностью делать выводы о будущих результатах, обычно составляют списки задач, пользуются календарем и, как правило, носят часы. Когда команда состоит из большинства людей, ориентированных на будущее, она имеет тенденцию быть более «гибкой» и склонна вносить больше изменений в стратегическое мышление, чем команды с большим количеством людей, воспринимающих настоящее время. [28] Такой человек будет откладывать свои выступления до самого последнего момента, что иногда может привести к невозможности уложиться в сроки. Когда такой человек принадлежит к рабочей команде, он делает команду менее сфокусированной в стратегическом плане, опаздывая с постановкой задач и действуя импульсивно.

Срочность связана с потребностью в быстром реагировании или действии для достижения определенной цели (или отсутствии этого чувства). Его можно описать как ось в диапазоне от высокий от до низкий. [27]

Два измерения, описанные выше, порождают четыре типа личностей, которые можно описать следующим образом:

Организаторы имеют высокую срочность и перспективу на будущее и характеризуются высокой осведомленностью о времени, планированием задач и действий и стремлением к высоким достижениям. [27]

Репетиторы имеют высокую срочность и перспективу настоящего времени и характеризуются высокой осведомленностью о времени, необходимостью контролировать сроки, конкурентоспособностью, стремлением к высоким достижениям и нетерпением. [27]

Родственники имеют низкую срочность и перспективу настоящего времени и характеризуются малой заботой о сроках или течении времени, рискуют, действуют импульсивно, сосредотачиваются на текущих задачах и сосредотачиваются на отношениях с другими. [27]

Провидцы имеют низкую срочность и перспективу на будущее и характеризуются мало внимания к срокам или течению времени, идут на риск, действуют импульсивно и сосредотачиваются на будущих целях. [27]

Культура

Культура — еще одна переменная, влияющая на восприятие времени. Антрополог Бенджамин Ли Уорф сообщил после изучения культур хопи, что: «… считается, что язык хопи не содержит слов, грамматических форм, конструкций или выражений или которые непосредственно относятся к тому, что мы называем «временем», или к прошлому, настоящему или будущему. …» [29] Утверждение Уорфа было оспорено и изменено. Пинкер опровергает утверждения Уорфа о времени в языке хопи, указывая на то, что антрополог Малотки (1983) обнаружил, что представление о времени у хопи очень похоже на представление о времени в других культурах; у них есть единицы измерения времени и сложный календарь. [30]

См. также

  • Бенджамин Либет
  • Хрономика
  • Хроностаз
  • Когнитивный темп
  • Дж. М. Э. Мактаггарт и его книга «Нереальность времени»
  • Суд времени
  • Полихронность
  • Восприятие замедленного движения
  • Темпо
  • Временная дисциплина
  • Оценка времени
  • Тайм-менеджмент
  • Временная перспектива

Ссылки

  1. G Underwood, RA Swain (1973). Избирательность внимания и восприятие длительности. Восприятие 2 (1): 101.
  2. С.В. Браун, Д.А. Стаббс (1992). Внимание и вмешательство в предполагаемое и ретроспективное определение времени. Восприятие 21 (4): 545–57.
  3. 3.0 3.1 Вада Ю., Масуда Т., Ногучи К., 2005, «Временная иллюзия, называемая« эффектом каппа »в восприятии событий» Восприятие 34 ECVP Abstract Supplement
  4. Опыт и восприятие времени. URL-адрес, полученный 22 октября 2009 г.
  5. Области мозга, важные для человеческого чувства времени, идентифицированы. UniSci — Ежедневные новости науки университета.
  6. Макинтош, Нью-Джерси. Обучение и познание животных .
  7. (1989). Производительность декортикированных крыс в фиксированном интервальном и фиксированном расписании. European Journal of Neuroscience 1 (5): 461.
  8. ↑ Джеймс, В. (1893). Принципы психологии. Нью-Йорк: Х. Холт и компания. Страница 609.
  9. ↑ Аноним (Э. Роберт Келли), Альтернатива: исследование психологии . Лондон: Макмиллан и Ко, 1882 г.
  10. 10.0 10.1 10.2 Андерсен, Холли, Рик Груш (на рассмотрении). Краткая история сознания времени: исторические предшественники Джеймса и Гуссерля. Ошибка цитирования: неверный тег ; имя «Андерсен» определено несколько раз с разным содержанием
  11. ↑ «Видимое настоящее: нейрофеноменология сознания времени». В Petitot, Varela, Pacoud & Roy (eds.), Натурализация феноменологии . Издательство Стэнфордского университета.
  12. (2000) «Субъективное время против собственного (часового) времени» Исследования структуры времени: от физики до психо(патологии) , Springer. , Выдержка со страницы 54
  13. Роберт, Адлер Посмотрите, как летит время. . .. URL-адрес, полученный 22 октября 2009 г.
  14. ↑ Журнал New Scientist: Почему в старости время летит незаметно
  15. Кажется, что это было только вчера: природа и последствия телескопических ошибок в маркетинговых исследованиях.
  16. Светлана Владимировна Украинцева (2001). Старение и субъективное ощущение времени. Современные концепции экспериментальной геронтологии .
  17. Эффекты каннабиса. Эровид . URL-адрес, полученный 15 февраля 2008 г.
  18. Виттманн, М., Леланд Д.С., Чуран Дж., Паулюс М.П. (8 октября 2007 г.). Нарушение восприятия времени и двигательного ритма у субъектов, зависимых от стимуляторов. Зависимость от алкоголя. 90 (2–3): 183–92.
  19. Ченг, Руи-Куанг, Макдональд, Кристофер Дж.; Мек, Уоррен Х. (2006). Дифференциальное влияние кокаина и кетамина на оценку времени: последствия для нейробиологических моделей интервальной синхронизации. Фармакология, биохимия и поведение 85 (1): 114–122.
  20. Тинкленберг, Джаред Р., Уолтон Т. Рот2; Берт С. Копелл (январь 1976 г.). Марихуана и этанол: различное влияние на восприятие времени, частоту сердечных сокращений и субъективную реакцию. Психофармакология 49 (3): 275–279.
  21. Арзи, Шахар, Иштван Молнар-Сакач; Олаф Бланке (18 июня 2008 г.). Я во времени: воображаемое саморасположение влияет на нейронную активность, связанную с мысленным путешествием во времени. Журнал неврологии 28 (25): 6502–6507.
  22. Бауэрс, Кеннет (январь 1979 г.). Гипноз и восприятие времени. Международный журнал клинического и экспериментального гипноза 27 (1): 29–41.
  23. Кэмпбелл, Лос-Анджелес и Брайант, Р.А. (2007). Как летит время: исследование начинающих парашютистов. Поведенческие исследования и терапия 45 (6): 1389–1392.
  24. Стетсон К., Fiesta MP, Eagleman DM (2007). Действительно ли время замедляется во время пугающего события? PLoS ONE 2 (12).
  25. Маршалл Барнс (2007). «Замедляется ли время во время пугающего события?» Опровергнут. . АЕТ РаДАЛЬ.
  26. 26,0 26,1 (2005 г.). Измененное субъективное время событий при шизофрении. Журнал нервных и психических заболеваний 193 (5): 350–353.
  27. 27,0 27,1 27,2 27,3 27,4 27,5 М. Дж. Уоллер, Дж. М. Конте, С. Б. Гибсон, М. А. Карпентер (2001). Влияние индивидуального восприятия сроков на работу команды.
  28. ↑ Зимбардо, П.Г., и Бойд, Дж.Н., 1999. Время в перспективе: достоверный, надежный показатель индивидуальных различий. Журнал личности и социальной психологии, 77: 1271–1288.
  29. ↑ Кэрролл, Джон Б. (ред.) (1956). Язык мысли и реальности. Избранные сочинения Бенджамина Ли Уорфа . MIT Press, Бостон, Массачусетс. ISBN 0262730065 9780262730068
  30. Парр-Дэвис, Нил (апрель 2001 г.), Гипотеза Сепира-Уорфа: критика , Университет Аберистуита, http://www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *