28.04.2024

Восприятие его виды и свойства психология: Восприятие, его виды и свойства

Восприятие — что это такое, свойства и виды восприятия в психологии

Обновлено 22 июня 2022 Просмотров: 39 438 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня хочу поговорить про очень интересную штуку — восприятие человеком окружающего мира и других людей.

Взглянем на этот процесс с точки зрения психологии, чтобы понять его суть. Узнаем, какими свойствами оно обладает, на какие виды подразделяется, какие ошибки иногда возникают и как человек воспринимает другого человека. Надеюсь, что будет интересно.


Восприятие — что это?

Термин «восприятие» можно рассматривать в двух контекстах. В одном из них:

Восприятие – это процесс, посредством которого формируются образы окружающего мира, отражение реальности в психике.

В данном случае понятие представляет собой глагол, то есть действие.

В другом контексте восприятие – это существительное, предмет, результат, сам образ.

Чаще всего наука (что это?) использует первый вариант значений. На него мы и будем опираться в этой статье.

Восприятие является синонимом слова перцепция, которое, в свою очередь, в переводе с латинского perceptio означает субъективное, чувственное познание окружающей среды. Также равнозначно используются такие слова, как: оценка, приятие, созерцание и другие.

Что такое восприятие простыми словами? В процессе жизни человек не перестает заниматься познанием мира. Например, в магазине вас заинтересовала какая-то вещь: вы возьмете ее в руки, чтобы понять, какой она текстуры, веса, плотности, цвета, запаха, вкуса и так далее, то есть задействуете необходимые органы чувств (еда – вкус, книга – зрение).

Все эти характеристики вызывают разные ощущения, которые в совокупности рождают образ предмета. Процесс познания, таким образом, и есть восприятие.

Важно отметить, что восприятие в психологии – это не только сумма ощущений. Сюда также входят наши индивидуальные знания и представления о мире. Данный феномен тесно связан с другими психическими процессами: памятью, мышлением, речью, мотивационной сферой и вниманием.

4 уровня восприятия

Данный процесс содержит в себе 4 уровня:

  1. Обнаружение – здесь мы понимаем, что есть определенный стимул извне (ухо воспринимает некий сигнал).
  2. Различение – собственно восприятие раздражителя (человек понимает, что это звук).
  3. Идентификация – поиск образа среди существующих в психическом опыте (на что он похож из знакомых?).
  4. Опознание – отнесение образа к конкретной категории (это детский смех за окном).

Свойства восприятия

Принято выделять 7 свойств восприятия:

  1. Избирательность – преимущественное выделение одного предмета на фоне остальных по причине невозможности объять их большое множество одновременно. В книжном магазине вы будете перебирать книги одну за другой, чтобы определиться, какую из них стоит купить для дальнейшего прочтения.

    Когда у вас в руках находится конкретная, в этот момент все внимание сосредоточенно на ней: читатель осматривает ее внешне, читает название, содержание, бегло пролистывает. Остальные как будто не существуют, уходят в фон. Но как только интерес к этому изданию пропадает, внимание перемещается к следующему. В фон уходит то, что было в руках.

  2. Предметность восприятия – представляет собой отнесение предмета к определенной категории предметов среды. Например, зеленое, круглое, твердое и сладкое – это яблоко, фрукт, а зеленое, длинное и рычит – это крокодил, животное.

    Часто процесс узнавания происходит не сразу: человек вынужден потратить некоторое время и дополнительные усилия, чтобы определить род изучаемого объекта (подойти ближе, вслушаться или внюхаться).

    Также узнавание делят на специфическое и неспецифическое: первое – это то, что нам хорошо знакомо (на улице я узнаю автомобиль моего мужа). Второй вид помогает определить только род предмета, его поверхностные характеристики (на улице я вижу много движущихся предметов и определяю их как машины, но не знаю чьи они, год их выпуска, историю и т. д.).

    В связи с этим предметность влияет на поведение человека: если предложить ему на ужин знакомую яичницу, то последняя будет быстро съедена. В случае когда перед нами незнакомый продукт, большинство, скорее всего, проявит осторожность – будет более внимательно интересоваться предложенным блюдом.

  3. Апперцепция выражается в зависимости формирования образа от психического опыта, личностных особенностей индивида. Проще говоря, один и тот же предмет люди воспринимают по-разному, опираясь на свои убеждения, установки, ценности и потребности.

    В приведенном ниже небольшом видео показано это свойство человеческого восприятия на простых картинках, которые каждый видит по-разному:

  4. Целостность – свойство, демонстрирующее тот факт, что образ всегда воспринимается целым на основе совокупности ощущений, от него полученным. То есть его не может создать только лишь цвет или звук. Важным фактором здесь является движение. Например, лягушка не воспринимает муху как муху, если та остается неподвижной, поэтому не будет на нее охотиться.
  5. Структурность заключается в том, что восприятие – не есть сумма отдельных ощущений. Образ рождается только благодаря их взаимодействию. Каждый элемент становится значимым при соотнесении с целым. Например, большое, железное и плывет по воде – это пароход, большое и железное на рельсах – поезд: замена одного элемента меняет образ.

    Также когда человек слушает музыку, то не воспринимает каждую ноту в отдельности: он слышит всю мелодию. Проигрывание нот в разном порядке и тональности приводит к изменению всей мелодии.

  6. Константность – относительное постоянство окружающих предметов. Почему относительное? Днем вы ясно видите, что ваш дом имеет голубой цвет, но с наступлением ночи он становится серым. При этом вы точно знаете, что дом ваш, так как не придаете значения факту изменения зрительного восприятия.

    Если бы этого свойства не существовало, то с наступлением ночи повсюду слышались бы крики ужаса и отчаяния: люди не узнавали бы свои жилища, другие ориентиры были бы тоже потеряны.

  7. Осмысленность – это осознанность предметов и явлений окружающего мира. К примеру, если мы видим ложку, то сразу понимаем, для чего она и как ею пользоваться. Это подтверждает тот факт, что восприятие не является врожденным: мы обучаемся ему в течение жизни.

Виды восприятия

Мир огромен и разнообразен: каждый предмет или явление воспринимается посредством разных приемников или анализаторов, один из которых всегда ведущий.

При чтении печатной информации мы в большей степени опираемся на зрение, в еде – на вкусовые ощущения, обнимая человека, воспринимаем его через тело, тактильный контакт.

Существует несколько классификаций видов восприятия:

По модальности:

  1. зрительное – создание зрительного образа:
  2. слуховое – восприимчивость звуков;
  3. осязательное восприятие – считывание информации о среде через тактильные ощущения;
  4. обонятельное – различение запахов;
  5. вкусовое – построение образа с помощью вкусовых ощущений.

В зависимости от ведущего анализатора:

  1. Простой вид – это зрение, слух и осязание. Такой вид восприятия есть у всех здоровых людей. В зависимости от того, какой анализатор человек использует чаще всего, его относят к группе людей с соответствующим типом восприятия:
    1. кинестетический (ощущения, движение) – человек (его называют кинестетик) считывает информацию, опираясь больше всего на движение предметов, ощущения, которые эти предметы вызывают. В его речи постоянно звучат слова «взять», «ухватить», «пробовать», «ощутить», «почувствовать»;
    2. аудиальный (звук) – большая часть восприятия мира происходит с помощью слуха. Такие люди часто говорят «я слышу», «послушайте», «слушать», «звучит» и другие;
    3. визуальный (зрение) – ведущим приемником являются глаза: «я вижу», «смотрю», «представляю».
    Таким образом, прислушавшись к тому, как человек говорит, можно вычислить его индивидуальный тип простого восприятия. Это знание поможет решить вечную проблему взаимодействия – неспособность понять друг друга. Последнее происходит именно из-за разных способностей «видения» мира.
  2. Сложный – представляет собой сочетание двух и более типов восприятия в разной комбинации: например, зрительно-слуховой или зрительно-двигательно-слуховой. Так происходит, если индивид использует конкретную пару или тройку анализаторов одинаково часто.
  3. Специальный вид – это специфическое восприятие, процесс которого зависит от воспринимаемого объекта: слушаете ли вы музыку, что-то едите или стараетесь высчитать время и пространство, а может анализируете чье-либо отношение к вам – каждая ситуация «требует» своего подхода. Вы не можете попробовать музыку на вкус, понюхать текст и рассказать о чем он, сделать вывод о мягкости предмета, не дотронувшись до него.

По способу актуализации:

Восприятие в психологии также может быть произвольным и непроизвольным. Первое обязательно имеет цель, намерение и осознанность действий. Например, ребенок читает книгу и понимает, зачем он это делает. Он направляет в эту деятельность все свое внимание, сосредотачивает зрение на буквах, держит учебник в руках.

Непроизвольное восприятие вызвано средой, а не целями индивида. Яркий пример: реакция ноги на молоточек невропатолога, которым он ударяет под коленную чашечку, чтобы проверить физиологические реакции.

Ошибки в восприятии (иллюзии)

В мире нет ничего совершенного, и восприятие не исключение. По разным причинам этот процесс может «сбоить» и давать индивиду ошибочные образы, не соответствующие реальности.

Такие нарушения бывают двух видов:

  1. иллюзии – это извращенное восприятие существующих предметов и явлений. Иллюзии, в свою очередь, бывают:
    1. аффектогенные – их причиной являются чувства и эмоции. Например, тревожная личность может рассмотреть в тени от дерева надвигающегося маньяка или монстра, слышать угрозу в чужой речи, стыдливому человеку везде будут мерещиться критика и пристыживание;
    2. парейдолические – возникновение фантастических образов при взаимодействии с реальностью (кровь в стакане вместо воды, жуки вместо пятен грязи). Этот вид иллюзий является предшественником галлюцинаций.
  2. Галлюцинации представляют собой образы, которых не существует в реальности либо их нет в момент кажущиеся восприятия. Данное нарушение самостоятельно присутствует только у психически нездоровых людей – психотиков (например, шизофреники).

    Единственное условие, при котором нормальный человек может временно видеть галлюцанации – это насильственное изменение состояния психики (гипноз, наркотики).

Восприятие человека человеком

Интересная картина получается, когда речь идет о восприятии человека человеком. Интересная, потому что в действительности мы не видим друг друга при первой встрече такими, какие мы есть в реальности, и на это есть множество причин.

Замечали ли вы, что при знакомстве с личностью, имеющей приятную для вас внешность, вы автоматически считаете его добрым и хорошим? А если он имеет внешние сходства с любимой подругой-мамой-братом, то симпатия к нему возрастает в разы?

Восприятие других обусловлено еще многими факторами, на которые мы осознанно или нет обращаем внимание: осанка, жесты, культура речи, манеры, поведение, его профессия, статус и другие.

Итак, можно выделить 4 способа интерпретации характеристик других людей:

  1. эмоциональный – красивый, значит хороший, душевный;
  2. аналитический – нахмуренные брови, острые скулы «характеризуют» злого человека;
  3. перцептивно-ассоциативный – похож на вредного соседа, значит, такой же неприятный;
  4. социально-ассоциативный – приписывание человеку социальных качеств исходя из внешнего вида. Порванная, грязная одежда «говорит» нам о неблагополучности личности и вызывает желание держаться подальше. А вот опрятный костюм и дорогое авто возвышают незнакомца в наших глазах.

Краткое резюме

Таким образом, восприятие человека человеком поддается социальным стереотипам, меркам и эталонам. Также большое влияние на ваше впечатление могут оказать чужие мнения, высказанные людьми, имеющими для вас авторитет.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo. ru

Восприятие, его виды и свойства

Восприятие — это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно чувственную ориентировку в окружающем мире. Восприятие — результат деятельности системы анализаторов; оно предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Восприятие делает возможным создание интегральной картины действительности в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.

Поскольку восприятие требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом, возникает явление стереотипизации. Стереотип — определенное, устойчивое на данный отрезок времени, представление о предмете или явлении.

Восприятие субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, потребностей, способностей и т.

п. Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется апперцепцией.

Целостность — внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объединение разных элементов в целом; б) независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

Предметность — объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

Обобщенность — отнесение каждого образа к некоторому классу объектов.

Константность — относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).

Осмысленность — связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

Избирательность— преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

Восприятие подразделяется на следующие виды: восприятие предметов и явлений окружающего мира; восприятие человека человеком; восприятие времени; восприятие движений; восприятие пространства; восприятие вида деятельности.

Восприятия времени, движений и пространства — это сложные формы восприятий, имеющие многочисленные характеристики: продолжительный — краткосрочный, большой — маленький, высокий — низкий, далекий — близкий, быстрый — медленный. Восприятие деятельности подразделяется по видам: художественное, техническое, музыкальное и т.д.

Восприятия бывают внешненаправленными (восприятие предметов и явлений внешнего мира), и внутренненаправленными (восприятие собственных мыслей и чувств).

По времени возникновения восприятия бывают актуальными и неактуальными.

Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия — это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт, особенности анализаторов, изменение привычных условий. Например, вследствие того, что движение глаз по вертикали требует больших усилий, чем движение по горизонтали, возникает иллюзия восприятия прямых одной длины, расположенных по-разному: нам кажется, что вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные.

Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным. Опытным путем можно убедиться в том, что уровень восприятия текста при его чтении путем проговаривания вслух гораздо ниже, чем при чтении про себя. Дело в том, что пропускная способность слуха ниже, чем пропускная способность зрения.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Ощущение и восприятие — процессы, остроту которых можно развивать, работая над собой и выполняя серии специальных упражнений. Для того чтобы натренировать глазомер, рекомендуется в течение нескольких дней упражняться, разделяя на чистом (нелинованном) листе бумаги прямую линию пополам. Ежедневно следует осуществлять по 10 упражнений и фиксировать величину отклонений.

Для того чтобы повысить скорость чтения и избавиться от привычки проговаривать то, что вы читаете, можно использовать следующее упражнение: в течение нескольких дней по три минуты читать про себя художественный текст, проговаривая вслух следующее: «раз, два, три». Это необходимо для того, чтобы воспрепятствовать произнесению текста.

Развитие восприятия имеет большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает усваивать больший объем Информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Восприятие, его виды и свойства

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Восприятие, его виды и свойства

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Восприятие, его виды и свойства

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Восприятие | Определение, процесс, примеры, различия и факты

неоднозначная картинка

Просмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Джордж Беркли Анри Тайфель Макс Вертхаймер Эдвин Герберт Лэнд Джеймс Дж.
Гибсон
Похожие темы:
восприятие пространства иллюзия восприятие времени галлюцинация восприятие движения

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

восприятие , у людей процесс, при котором сенсорная стимуляция преобразуется в организованный опыт. Этот опыт, или восприятие, является совместным продуктом стимуляции и самого процесса. Отношения, обнаруженные между различными типами стимуляции (например, световыми волнами и звуковыми волнами) и связанными с ними восприятиями, предполагают выводы, которые можно сделать о свойствах процесса восприятия; теории восприятия затем могут быть разработаны на основе этих выводов. Поскольку процесс восприятия сам по себе не является публичным или непосредственно наблюдаемым (за исключением самого воспринимающего, чьи восприятия даются непосредственно в опыте), достоверность перцептивных теорий может быть проверена только косвенно.

То есть предсказания, полученные на основе теории, сравниваются с соответствующими эмпирическими данными, довольно часто посредством экспериментальных исследований.

Исторически систематическая мысль о восприятии была прерогативой философии. Действительно, восприятие по-прежнему представляет интерес для философов, и многие вопросы, касающиеся этого процесса, которые первоначально поднимались философами, по-прежнему актуальны. Однако как научное предприятие исследование восприятия особенно развилось как часть более широкой дисциплины психологии.

Философский интерес к восприятию в значительной степени связан с вопросами об источниках и обоснованности того, что называется человеческим знанием (см. эпистемологию). Эпистемологи задаются вопросом, существует ли реальный физический мир независимо от человеческого опыта, и если да, то как можно изучить его свойства и как определить истинность или точность этого опыта. Они также спрашивают, существуют ли врожденные идеи или весь опыт возникает в результате контакта с физическим миром, опосредованного органами чувств.

Психология по большей части обходит такие вопросы, отдавая предпочтение проблемам, которые могут быть решены ее специальными методами. Однако остатки таких философских вопросов остаются; исследователей по-прежнему интересует, например, относительный вклад врожденных и приобретенных факторов в процесс восприятия.

Однако такие фундаментальные философские утверждения, как существование физического мира, считаются само собой разумеющимися среди большинства тех, кто изучает восприятие с научной точки зрения. Как правило, исследователи восприятия просто принимают кажущийся физический мир в том виде, в каком он описывается в тех разделах физики, которые связаны с электромагнитной энергией, оптикой и механикой. Рассматриваемые ими проблемы относятся к процессу образования перцептов при взаимодействии физической энергии (например, света) с воспринимающим организмом. Дальнейший интерес представляет степень соответствия между восприятиями и физическими объектами, к которым они обычно относятся.

Насколько точно, например, зрительно воспринимаемый размер объекта соответствует его физическому размеру, измеренному (например, линейкой)?

Вопросы последнего типа подразумевают, что перцептивные переживания обычно имеют внешние референты и что они осмысленно организованы, чаще всего как объекты. Значимые объекты, такие как деревья, лица, книги, столы и собаки, обычно скорее видятся, чем воспринимаются отдельно, как точки, линии, цвета и другие элементы, из которых они состоят. На языке гештальт-психологов непосредственный человеческий опыт состоит из организованных целых (

Gestalten ), а не из наборов элементов.

Основная цель теории гештальта в 20-м веке состояла в том, чтобы определить мозговые процессы, которые могут объяснить организацию восприятия. Теоретики гештальта, в первую очередь немецко-американские психолог и философ, основоположник гештальт-теории Макс Вертгеймер и немецко-американский психологи Курт Коффка и Вольфганг Келер отвергли существовавшее ранее предположение о том, что перцептивная организация является продуктом усвоенных отношений (ассоциаций), составные элементы которых были названы простыми ощущениями. Хотя гештальтисты соглашались с тем, что логически можно понимать простые ощущения как составляющие организованные восприятия, они утверждали, что сами восприятия являются основой для опыта. Такого количества дискретных точек (как простых ощущений), например, не воспринимается; восприятие представляет собой пунктирную линию.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Не отрицая, что обучение может играть некоторую роль в восприятии, многие теоретики придерживались позиции, согласно которой перцептивная организация отражает врожденные свойства самого мозга. Действительно, гештальтисты считали восприятие и функции мозга формально идентичными (или изоморфными) настолько, что изучать восприятие — значит изучать мозг. Многие современные исследования в области восприятия направлены на то, чтобы вывести специфические черты функционирования мозга из такого поведения, как отчеты (самоанализ), которые люди дают о своих сенсорных переживаниях. Все больше и больше таких выводов с удовлетворением согласуются с физиологическими наблюдениями за самим мозгом.

Многие следователи в значительной степени полагались на интроспективные отчеты, считая их объективным описанием общественных событий. Серьезные сомнения по поводу такого использования интроспекции были высказаны в 1920-х годах американским психологом Джоном Б. Уотсоном и другими, которые утверждали, что она дает только субъективные оценки и что восприятия неизбежно являются частным опытом и лишены объективности, обычно требуемой от научных дисциплин. В ответ на возражения по поводу субъективизма возник подход, известный как бихевиоризм, который ограничивает свои данные объективными описаниями или измерениями явного поведения организмов, отличных от самого экспериментатора. Вербальные сообщения не исключаются из рассмотрения до тех пор, пока они трактуются строго как публичное (объективное) поведение и не интерпретируются как буквальные, достоверные описания частного (субъективного, интроспективного) опыта говорящего. Бихевиористский подход не исключает научного исследования восприятия; вместо этого он скромно отводит событиям восприятия статус умозаключений. Восприятие других явно невозможно наблюдать, хотя их свойства можно вывести из наблюдаемого поведения (вербального и невербального).

Одним из наследий бихевиоризма в современных исследованиях восприятия является сильная зависимость от очень простых реакций (часто невербальных), таких как нажатие кнопки или рычага. Одним из преимуществ этого спартанского подхода является то, что его можно применять к организмам, отличным от человека, и к человеческим младенцам (которые также не могут давать вербальные отчеты). Это ограничение, однако, не отрезает исследователя от богатого набора гипотез о восприятии, вытекающих из его собственных интроспекции. Бихевиоризм не запрещает источники гипотез; он просто указывает, что для проверки этих гипотез должны использоваться только объективные данные.

Бихевиористские методы изучения восприятия склонны минимально обращаться к сложным, субъективным, так называемым высшим психическим процессам, которые кажутся характерными для взрослых людей; таким образом, они имеют тенденцию дегуманизировать перцептивную теорию и исследования. Таким образом, когда внимание ограничено объективными стимулами и реакциями, можно легко провести параллели между восприятием (живыми организмами) и обработкой информации (такими устройствами, как электронно-вычислительные машины). Действительно, именно благодаря этому подходу к обработке информации в настоящее время делаются некоторые из наиболее интригующих теоретических открытий (например, абстрактные модели восприятия). Ожидается, что такие практические приложения, как разработка искусственных «глаз» для слепых, могут возникнуть из этих аналогий человека и машины. Компьютерные машины, которые могут различать визуальные образы, уже созданы, например, те, которые «считывают» кодовые числа на банковских чеках.

Значение, определение, принципы и факторы, влияющие на восприятие

РЕКЛАМА:

Восприятие: значение, определение, принципы и факторы, влияющие на восприятие!

Ежедневно окружающие нас раздражители будут раздражать наши органы чувств. Многие из этих раздражителей воспринимаются нашими органами чувств и преобразуются в ощущения.

Эти ощущения передаются в соответствующие отделы головного мозга.

РЕКЛАМА:

В свою очередь мозг интерпретирует эти ощущения. Только после такой интерпретации мы понимаем, что это за раздражитель.

Следовательно, при понимании окружающего мира сначала возникает внимание, затем ощущение и, наконец, интерпретация мозгом.

Этот процесс «интерпретации стимула известен как восприятие». Таким образом, восприятие включает два процесса: интерпретацию ощущений. Но интерпретация любого стимула требует также прошлого опыта. Например, ребенок, который ранее не видел слона ни на фотографии, ни непосредственно, не может опознать это животное, тогда как другой ребенок, видевший ранее, легко опознает животное.

Таким образом, восприятие можно определить как «процесс интерпретации настоящего стимула на основе прошлого опыта».

Восприятие не так просто, как здесь сказано. Это комплексный подход. Это синтетический процесс, в который вовлечены различные физиологические и психологические процессы. Например, точность органов чувств, четкость ощущений, психический склад личности и т. д. Иначе наше восприятие может пойти не так.

Принципы организации восприятия :

Американский психолог Уильям Джеймс сказал, что если мы поймем мир таким, каким он нам кажется, то это будет большая гудит-гудящая путаница. Следовательно, мы не видим вещи такими, какими они кажутся, а видим их такими, какими хотим, т. е. более осмысленно.

В процессе восприятия мы выбираем определенный стимул своим вниманием и интерпретируем его. Точно так же всякий раз, когда это необходимо, многие дискретные стимулы в нашем поле зрения организуются в форму и воспринимаются более осмысленно, чем кажутся.

Этот феномен хорошо объяснили гештальт-психологи. Они считали, что мозг создает связный перцептивный опыт, воспринимая стимул в целом, а не отдельные объекты. Это более осмысленно сформулировано в гештальт-принципе как «целое лучше, чем сумма его частей». Это объясняется многими подпринципами восприятия.

Отношение фигуры к фону :

В соответствии с этим принципом любая фигура может восприниматься более осмысленно на фоне, и эта фигура не может быть отделена от фона. Например, буквы, написанные белым мелом, отчетливо воспринимаются на фоне школьной доски.

На рисунке 3.2 видны два лица на фоне белого цвета. Так и белый фон можно воспринимать как сосуд на фоне двух граней.

Группировка стимулов в организации восприятия

Как сказано выше, в соответствии с принципом гештальта объекты могут осмысленно восприниматься, когда они сгруппированы вместе. Есть некоторые принципы, которым мы следуем, чтобы сделать наше восприятие более осмысленным.

Они следующие:

а. Близость:

Близость означает близость. Объекты, находящиеся ближе друг к другу, можно осмысленно воспринимать, группируя их. Например, слово «Человек», хотя буквы здесь разрозненные, сгруппированные вместе, дают некоторый смысл. Звезды на рисунке 3.3, расположенные ближе друг к другу, вместе воспринимаются как группы/одна фигура.

б. Сходство:

Стимулы не должны быть ближе друг к другу для восприятия. Если в этих объектах есть сходство, они группируются и воспринимаются, даже если они находятся вдали. Например, на этом рисунке 3.4 группировка будет производиться по принципу сходства, т. е. все круги, квадраты и треугольники группируются отдельно.

в. Непрерывность:

Любой стимул, который распространяется в том же направлении или форме, будет восприниматься как единое целое. , так что прямая линия не видна с полукругами, а как непрерывная линия (B) точки воспринимаются как постоянно существующие в одной и той же линии направления.

д. Закрытие:

Когда стимул представлен с пробелами, человеческая тенденция состоит в том, чтобы воспринимать эту фигуру как завершенную, психологически заполняя пробелы. Например, на рис. 3.6 пробелы восполняются психологически и воспринимаются как буквы М и А, круг и прямоугольник.

эл. Симметрия:

Объекты, имеющие симметричную форму, воспринимаются как группы. Например, скобки разной формы, показанные на рис. 3.7, воспринимаются осмысленно, потому что они сгруппированы вместе и воспринимаются как скобки.

Постоянство восприятия :

Это относится к стабильности восприятия. Мы склонны воспринимать объекты как относительно стабильные и неизменные по форме и размеру, несмотря на изменение получаемого нами изображения.

Например, когда мы видим человека с расстояния 5 футов, размер изображения в наших глазах отличается от изображения того же человека с расстояния 100 футов.

Даже тогда мы воспринимаем его как одного и того же человека. Когда мы видим людей и дома с вершины холма, изображения будут очень маленькими, как лилипуты. Но нас это не смущает. Мы воспринимаем их правильно в соответствии с их реальным размером.

Постоянство восприятия зависит от нескольких факторов, таких как прошлый опыт, ожидания, привычки, мотивация, когнитивные стили, обучение, воображение и т. д.

Типы постоянства восприятия:

Существуют различные типы постоянства восприятия. Это форма и размер, яркость и цвет, постоянство размера и т. д.

Восприятие глубины :

Способность человека воспринимать расстояние известна как восприятие глубины. Это очень важная способность оценивать расстояние между нами и другими людьми, объектами и движущимися транспортными средствами, особенно когда мы находимся на дорогах. Это также известно как третье измерение. Два других измерения — это левое и правое, а также верхнее и нижнее.

Сигналы:

Восприятие глубины возможно благодаря определенным сигналам. Эти сигналы помогают нам понять расстояние между одним человеком и другим человеком или объектом.

Они бывают двух типов:

а. Монокулярные сигналы:

Это сигналы, которые могут работать, когда смотрит только один глаз. Вот некоторые из таких сигналов:

Линейная перспектива:

Расстояния, разделяющие изображения удаленных объектов, кажутся меньшими. Например, представьте, что вы стоите между железнодорожными путями и смотрите вдаль. Похоже, что на другом конце пути будут сближаться все ближе и ближе друг к другу.

Воздушная перспектива:

Ближайшие объекты кажутся более четкими, чем удаленные. Например, холм вдали кажется еще дальше, потому что детали не кажутся четкими.

Интерпозиция:

Когда один объект загораживает нам вид на другой, передний кажется ближе, чем частично закрытый. Например, на рис. 3.8 холм, который кажется полным, определенно ближе, чем видимый частично.

Структура градиента:

Градиент — это непрерывное изменение чего-либо — изменение без резких переходов. Обычно области, расположенные ближе к наблюдателю, имеют грубую текстуру и много деталей. По мере увеличения расстояния текстура становится все тоньше и тоньше.

Это происходит очень постепенно и дает представление о глубине или расстоянии. На рис. 3.9 более близкие структуры кажутся больше, чем удаленные, которые кажутся меньше по мере удаления.

Существуют и другие монокулярные сигналы, а именно движение, тень и т. д.

b. Бинокулярные сигналы:

Иногда глубину можно увидеть, если использовать оба глаза. Это называется бинокулярной меткой. Различают 2 бинокулярных метки:

1. Ретинальное несоответствие:

Изображение предмета, попадающего на обе сетчатки, различается. Несоответствие будет больше, когда объект находится ближе, чем когда он находится далеко. В зависимости от соответствия между расстоянием и величиной несоответствия можно воспринимать глубину.

2. Конвергенция или расхождение глазных яблок:

Когда объект приближается к нашим глазам, наши глазные яблоки сходятся, а когда объект удаляется от нас, глазные яблоки расходятся. Этот процесс действует как бинокулярный сигнал для восприятия глубины.

Восприятие движения :

Когда определенный объект появляется в разных местах в разное время, мы понимаем, что объект находится в движении. Этот процесс называется восприятием движения. Такая способность воспринимать движение приобретается с самого рождения как естественный процесс.

Это самая важная способность. Только благодаря этой способности организм может понимать окружающий мир и воспринимать опасности/угрозы в движении, благодаря чему он может легко убежать от таких опасностей.

Видимое движение:

Иногда мы чувствуем, что объекты движутся. На самом деле объекты неподвижны, т.е. они не будут двигаться. Следовательно, восприятие объекта, который не движется, как объекта, движущегося, является иллюзией. Например, когда мы быстро едем в автобусе, кажется, что деревья, растения и другие неподвижные объекты движутся в противоположном направлении.

Таким же образом даже движения фигур в фильме кажутся движущимися, хотя они остаются неподвижными. Поскольку движущиеся изображения снимаются непрерывно, а катушка с пленкой движется очень быстро, возникает ощущение движения, называемое стробоскопическим движением или фи-феноменом.

Факторы, влияющие на восприятие :

Существуют индивидуальные различия в способностях восприятия. Два человека могут воспринимать один и тот же стимул по-разному.

Факторы, влияющие на восприятие людей:

а. Перцептивное обучение:

Основываясь на прошлом опыте или любой специальной подготовке, которую мы получаем, каждый из нас учится подчеркивать одни сенсорные входы и игнорировать другие. Например, человек, получивший образование в какой-либо профессии, такой как артистизм или другая квалифицированная работа, может работать лучше, чем другие необученные люди. Опыт — лучший учитель таких навыков восприятия.

Например, слепые люди узнают людей по голосу или звукам их шагов.

б. Ментальная установка:

Установка относится к готовности или готовности получить некоторую сенсорную информацию. Такое ожидание держит человека подготовленным с хорошим вниманием и концентрацией. Например, когда мы ожидаем прибытия поезда, мы слушаем его гудок или звук, даже если вокруг много шума.

в. Мотивы и потребности:

Наши мотивы и потребности обязательно повлияют на наше восприятие. Например, голодный человек мотивирован узнавать только продукты питания среди других предметов. Его внимание не может быть направлено на другие вещи, пока его мотив не будет удовлетворен.

д. Когнитивные стили:

Говорят, что люди различаются способами обработки информации. У каждого человека будет свой способ понимания ситуации. Говорят, что гибкие люди будут иметь хорошее внимание, и они меньше подвержены влиянию мешающих влияний и меньше подвержены влиянию внутренних потребностей и мотивов, чем люди с ограниченным концом.

Экстрасенсорное восприятие (ESP) :

Есть ли способ познания мира, в котором информация не поступает через органы чувств? Некоторые люди считают, что это возможно. Но есть случаи, о которых сообщают люди, что они испытывали некоторые восприятия без помощи своих органов чувств. Психологи назвали восприятие, происходящее без сенсорной стимуляции, «экстрасенсорным восприятием» (ЭСВ).

Это иначе известно как шестое чувство в представлении обычного человека. Некоторые из обычных явлений экстрасенсорного восприятия — ясновидение, телепатия, встреча с душой, предвидение, психокинез, реинкарнация и т. д.

Хотя исследования продолжаются, исследователи не могут их подтвердить, потому что эти опыты нельзя повторить для проверки. Во многих случаях они остаются случайностями.

Ошибки в восприятии :

Как показано выше, восприятие – это процесс анализа и понимания стимула как такового. Но не всегда возможно воспринимать стимулы такими, какие они есть. Сознательно или неосознанно мы ошибаемся в стимуле и воспринимаем его неправильно.

Это может быть связано с дефектом наших органов чувств или нарушением работы мозга. Во многих случаях за ошибки в восприятии ответственны предрассудки человека, время восприятия, неблагоприятный фон, отсутствие ясности стимула, спутанность сознания, конфликт в уме и другие подобные факторы. Существует два вида ошибок:

а. Иллюзия:

Иллюзия — это ложное восприятие. Здесь человек ошибочно примет стимул и воспримет его неправильно. Например, в темноте веревка принимается за змею или наоборот. Голос неизвестного человека ошибочно принимается за голос друга. Неизвестный человек, стоящий на расстоянии, может быть воспринят как известный человек.

Большинство наших иллюзий зрительные и слуховые. Но возможны и иллюзии, относящиеся к другим чувствам. На рис. 3.10 показаны некоторые примеры визуальных иллюзий.

б. Галлюцинация:

Иногда мы сталкиваемся со случаями, когда человек воспринимает какой-то раздражитель, даже когда его нет. Это явление известно как галлюцинация. Человек может видеть предмет, человека и т. д., а может слушать какой-то голос, хотя в реальности никаких предметов и звуков нет.

Галлюцинации относятся ко всем ощущениям, возникающим у людей, но чаще встречаются зрительные и слуховые галлюцинации. Обычно галлюцинации могут возникать у лиц с психическими расстройствами, эмоционально неуравновешенными, алкоголиками и лицами, находящимися в спутанных состояниях. Однако среди ненормальных и пьяных людей очень распространены галлюцинации.

В дополнение к этим ошибкам существуют некоторые отклонения в нашем чувственном восприятии, называемые анестезией (отсутствие чувствительности), гиперестезией (чрезмерная чувствительность) и парестезией (искаженное или неправильно локализованное ощущение). В этих случаях неправильно воспринимается тактильное (кожное) ощущение.

Наблюдение и медсестра :

Хорошая и острая наблюдательность является важной характеристикой медсестры. К наиболее важным действиям медицинской сестры относится наблюдение за изменениями пульса, дыхания, сердцебиения и артериального давления, поскольку они свидетельствуют об общем состоянии больного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *