27.11.2024

Притча о душе человеческой: Притча о человеческой душе и теле — святитель Кирилл Туровский

Притча о человеческой душе и теле — святитель Кирилл Туровский

Кирилла-монаха притча о человеческой душе, и о теле, и о нарушении Божьей заповеди, и о воскресении тела человеческого, и о страшном суде, и о мучении

Господи, благослови, отче!

Хорошо же, братья, и очень полезно понимать нам Святого писания смысл: это и душу делает целомудренной, и к смирению направляет ум, и сердце на стремление к добродетели изостряет, и самого человека делает благодарным, и на небеса к Божьим заветам мысль устремляет, и к духовным трудам тело укрепляет, и пренебрежение к этой земной жизни, и богатству, и славе дает, и все житейского мира печали отводит. Потому и прошу вас, постарайтесь прилежно читать святые книги, чтобы, Божьим насытясь словом, вечной жизни несказанного блаженства достичь: если она и невидима, зато вечна и конца не имеет, прочна и недвижима. Давайте не просто проговорим, языком написанное произнося, но, с рассужденьем вчитавшись, постараемся делом исполнить это. Ибо сладко – медвяный сот, и хорошо – сахар, обоих же лучше книжное знание: потому что оно – сокровище вечной жизни.

Если бы здесь кто нашел земное сокровище, то на все и не посягнул бы, но лишь один драгоценный камень взял бы – и вот уже без печали питается, как до самой смерти богатство имеющий. Так и нашедший сокровище священных книг, а также пророческих, и псаломских, и апостольских, и самого спасителя Христа сохраненных речей, ум истинный, размышляющий, – уже не себе одному на спасение, но и многим другим, внимающим ему. Сюда и подходит евангельская притча, говорящая: «Всякий книжник, познавший царство небесное, подобен мужу домовитому, который из сокровищ своих раздает и старое, и новое»; если же от тщеславия, большим угождая, малыми пренебрегает, дерзко скрывает серебро господина, не пустив его в оборот при жизни, чтобы удвоить царское серебро – человеческие души, то, узря горделивый его ум, возьмет Господь от него свой талант; ибо сам Он гордым противится, смиренным же дает благодать. Если же мира сего властелины и в житейских делах погрязшие люди усердно требуют книжного знания, то насколько больше следует нам учиться у них и всем сердцем в него погрузиться, познавая речи Господни, о спасении душ наших писанные! Но затрудняется мой неясный ум, слабый разум имея, не может нужных слов изложить по порядку и подобен слепому стрелку, над которым смеются, ибо не может попасть в свою цель.
Пусть же не от себя изложу я необученным языком, но из священных извлекая писаний; с великой боязнью евангельских решаюсь коснуться речей, для начала Господню притчу сказав так, как Матфей ее церкви донес.

Начало. Сказал Господь. Был один домовитый человек; он насадил виноградник, и оградил стеной, и выкопал яму для отжимки вина, оставил вход – устроил и ворота, но не затворил входа. И возвращаясь домой, сказал он: «Кого оставлю я сторожем моего виноградника? Если оставлю кого-то из служащих мне рабов, то, зная мою снисходительность, расточат они мое добро. Но вот что сделаю: приставлю к воротам хромца и слепца. Если кто из врагов моих захочет обокрасть мой виноградник, то хромец увидит, а слепец услышит. Если же кто-нибудь из них двоих захочет войти в виноградник, то хромец, не имея ног, не сможет проникнуть внутрь; слепец же, если и войдет, то, заплутав, в пропасти расшибется». И, посадив их у ворот, дал им власть надо всем, что вокруг виноградника, и пищу и одежду приготовил легкую.

«Только, – сказал, – того, что внутри виноградника, не касайтесь без моего повеления». И потом ушел, сказав, что вернется со временем, тогда и плату им за работу с собой принесет, но пригрозил им наказанием, если те запрет его преступят. Оставив их здесь, снова обратимся к словам Евангелия, словесный плод на умственном пиршестве вашим очам предлагающего.

Истолкование. Домовитый человек – Бог Всевидец и Вседержитель, сотворивший все словом, видимое и невидимое. Домовитым он называется, ибо имеет не только дом, согласно Писанию. Говорит ведь пророк: «Твои небеса и твоя земля: вселенную и пределы ее ты основал», и еще: «Небо мне – престол, а земля – подножие ногам моим». Моисей же под твердью понимает дно вод, а Давид ставит воду превыше небес. Но посмотри в Писание и вдумайся: везде дома Божьи, и не только в твари, но и в людях. «Ибо вселюся я, – сказал, – в них». Так же и было: сошел он, и вошел в плоть человеческую, и вознес ее от земли до небес, и престолом Божьим стала плоть человеческая; на вышнем небе престол тот стоит. А что насадил виноградник – так это рай: ибо это и есть его труд. Пишется же: «И насадил Бог рай в эдеме». А что оградил его, – говорит, – стеной – своим устрашеньем. «Устрашеньем его, – говорит пророк, – движется земля, рассыпаются камни, звери трепещут, горы дымятся, светила раболепно служат, облака и воздушные твари предначертанное исполняют». Стена же – значит закон. Закон – всем Божий завет. «Предел же, – сказал, – положил, которого не перейдут и не передвинут». Но оставил вход, то есть знание разуму: никакая тварь не нарушит Божьего повеления. «Все ведь, – сказал, – от тебя ожидают: ты дашь им пищу, и вовремя». Пищей же не еда называется, но слово Божие, которым всякая тварь питается. Ибо говорит Моисей: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из Божьих уст». Незапертые же ворота – чудесных Божьих созданий порядок, и чрез это – познание сущности Бога. «Через создание же, – сказал, – творца познай: не свойство, но величие, и силу, и славу, и благодать, которую творит самовластно, угождая всем вышним и нижним, видимым и невидимым.

Если же и зовется Христос человеком, то не по виду, а иносказательно: никакого подобия Божьего не может иметь человек. Решается же Писание и ангелов людьми называть – но словом, а не подобьем. Если же соблазняются некие, слушая Моисея, говорившего: «Сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и подобию», – и прикладывают к бесплотному тело без пригодного разума, то есть это ересь и доныне у тех, кто считает Бога подобным человеку, который никак не описывается и пределов свойств не имеет. Однако, это оставив, о прежнем скажу.

И возвращаясь домой, «кого, – сказал он, – оставлю я сторожем дома моего?» Эти вопросы – Отца и Сына и Святого Духа – не о созданиях, но о владельце созданий, то есть о господине, которому пожелал передать землю и все живое покорить; не ангелам же предназначил он вселенную, и так далее. «Приставлю, – сказал, – к воротам хромца и с ним слепца». Кто это – хромец и слепец? Хромец – это тело человеческое, слепец же – душа. Сначала Бог создал тело Адама бездушным, потом же – душу.

Создав же тело, говорит Писание: «И вдунул в лицо его жизненный Дух». Оттого-то тело без души хромо и не зовется человеком, но трупом. Вникни здесь и пойми Книгу Бытие. Сотворил Бог тело вне рая и внес его в эдем, а не в рай. Эдем же и значит пища. Как и всякий, зовущий на пир, прежде приготовит обильную пищу и потом лишь приведет званого, – так же и Бог сначала приготовил ему для жилья эдем, а не рай. Рай ведь – место святое, как и в церкви алтарь. Церковь же для всех открыта. Она всем нам мать, порождающая всех крещением и легко питающая всех в ней живущих, одевающая и радующая всех, вошедших в нее. Ибо говорит пророк: «Вот служащие церкви поедят и насытятся». И снова: «О чада церковные, сосущие из сосцов ее жир и масло, окропите радостью ваши головы», и Давид: «Напьются, – сказал, – от обилия дома твоего, и потоком пищи твоей напоишь их». И еще: об облачении священников и одежде монахов: «Служители твои, Господи, облекутся в правду», и прочее. Монаху же: «Снял с меня тягостные и уродливые одежды, и одел меня в спасение, и препоясал меня радостью».
Воспойте же, сказано, Господу новую песнь – хвалите в церквах его добродетельными. И вот действительно так: из священников – епископ, и из монастыря – монах. Видишь теперь, что епископия и монастырь – эдем, то есть беспечальная жизнь; алтарь же свят как эдемский рай, в который трудно войти, хотя и ворота незамкнутые имеет. Так был посажен хромец со слепцом у ворот стеречь то, что внутри, как приставлены и патриархи, архиепископы, архимандриты меж церковью и алтарем стеречь святые тайны от врагов Христовых, то есть от еретиков и зловерных искусителей, нечестивых грехолюбцев и неверных осквернителей. Послушайте же со вниманием, мы по порядку речь нашу скажем, а вы со вниманием следите. Хотя беспорядочный ум у меня и язык грубоват, но, надеясь на ваши молитвы, прошу дара слова. Хотя и недостоин я об этом говорить, но для пользы слушающих напишу. Если же кто с пристрастием слушает, тот не ищет, что бы на пользу ему отыскать, но обдумывает, в чем бы нас обвинить и за что укорить.

После того, как они сидели некоторое время, сказал слепец хромцу: «Что это за благоухание из ворот виноградника овевает меня?» Отвечал хромец: «Много доброго внутри виноградника есть у господина нашего, а на вкус – несказанно приятного. Но так как господин наш мудр, посадил тебя здесь слепого и меня хромого, и не можем никак насытиться добрыми плодами». Отвечал слепец, говоря: «Что же ты давно не сказал мне этого, мы бы так не терпели, но это, данное нам во владенье, давно бы забрали! Хоть я и слеп, но имею ноги и силен, могу носить и тебя, и груз». (Понимай, что грех есть духовный груз; потому и пророк говорит: «Бремя тяжкое отяготило меня».) И сказал слепец: «Бери корзину и садись на меня; я тебя понесу, ты же указывай путь, и все добро господина нашего мы оберем; не думаю я, что придет сюда наш господин». Вот представления не Бога ищущих, но о мирских чинах и о теле только пекущихся, не жаждущих воздать ответ за дела свои, но как будто суетный пар свою душу на ветер пускающих! Потому говорит Исайя: «Зависть воспримут люди неученые», завидуем мы, грешные, чести и славе праведных вместо того, чтобы подражать их делам. «Если же, – добавил слепец, – придет сюда наш господин, укроется от него наше дело. Коли он меня спросит о покраже, я скажу: “Ты знаешь, господин, что я слеп”.

Если же спросит тебя, ты скажи: “Хром я и не могу войти внутрь”, – и так перехитрим мы нашего господина и сами получим плату за свою работу». И сел хромец на слепца, и, войдя внутрь виноградника, обокрали все бывшее там добро господина своего.

Однако не негодуйте, братья, на мое невежество, из-за которого и повесть моя недостойный вид принимает. Ибо как и по ногам повязанной птице невозможно в воздушную взмыть высоту, так и мне, в телесных погрязшему желаньях, нельзя о духовном беседовать: не достигнут цели слова грешника, лишенные благодати Святого Духа. Все же к прежде сказанному вернемся, разъясняя сей притчи смысл.

Толкование. Сидели они, как сказано, долгое время. Что это – долгое время? – презрение к Божьей заповеди и о теле забота, безразличие же к своей душе. Ибо никто, страх Божий имея, плотским не прельстится, никто из искренне верующих незаконно не пытается получить сана – никто, ожидая смерти и после смерти опять воскресенья; другие же в злых погрязают делах. И снова то же скажу поучения ради. Сказал слепец хромцу: «Что это за благоухание из ворот овевает меня?» – и так далее. Вот раздувание Адамова высокоумия, который, владея всем земным, животными, морем и в нем находящейся тварью, в эдеме насыщаясь благости, до повеления Бога на святое дерзнув, из эдема прошел в рай. Потому Писание говорит: «Изгнал Бог Адама из рая и осудил его обрабатывать землю, из которой и взят был». Вдумайся: не там было повелено ему жить, оттуда его изгнал. Но так же вошел, как и этот церковник, недостойный священства и утаивший грех свой, пренебрег Божьим заветом, но ради высокого сана и славы земной взошел на епископский стол. Сравнение. За то Адама смертью осудил, что тот прикоснулся древа познания добра и зла. Древо же познания добра и зла – это познанный грех и добровольное действие в угождение Богу. Ибо пишется: «Горе сознательно согрешающим!» Этим погубляет дуновение животворного Духа, который вдохнул в него Бог, что есть несвершенная благость освящения. Ибо пишется: «И вдунул в него животворный дух». Так же и Христос, дунув на лица апостолам: «Примите, – сказал, – Духа Святого», – несовершенную благодать, всего лишь залог посвящения; ибо ждать повелел им самого Святого Духа: «Который, прийдя, – сказал, – до конца освятит вас». Так и святители освящают иподьяконов, чтецов и дьяконов, – несвершенный дар, но залог посвящения, чтоб могли себя приготовить на окончательное святительство. Ничто так не любо Богу, как не возноситься в чинах, и ничто столь не омерзительно ему, как высокомерная заносчивая хвастливость в захвате сана не по-Божьи. Посмотри на того же слепца с хромцом, как пренебрегли господина своего приказом и запрещеньем: взяв же хромца и груз, понес и, зайдя внутрь, приблизился к древу, вкусил плод, а он весьма хорош, и так обокрали то, что велено было стеречь им. Сопоставление. От того древа вкусил Каин; не будучи посвящен, на святительский посягнул сан, позавидовав священному Авелю, которого по зависти и убил. Того древа вкусили сыновья Корея, бывшие с Дафаном и Авироном: взяв же кадильницы, пошли в скинию, будучи непосвященными, – и поглотила их земля. Того же древа вкусил жрец Илий, который, зная, что его сыновья нарушили закон иереев, не отлучил их от священного сана. Того древа вкусили еретики, которые в обмане, будто зная духовный путь, заблуждались и, не раскаявшись, погибли. Но это все сокращая, к прежнему возвратимся рассказу.

Хотя изнемог язык мой, но пророк вдохновляет меня, так же говоря: «Изнемог я от вопля, охрипла моя гортань!»

Обличение грехов. Услышал же господин, что обокраден его виноградник, повелел отбросить от ворот хромца и изгнать из сторожей слепца.

Понимайте же теперь, безрассуднейшие из сановников, глупейшие из священников! Когда поумнеете? Давший ухо не слышит ли? Создавший око не смотрит ли? Повелевающий народами не обличит ли? Поучающий человека разуму не уразумеет ли нашего заблуждения? Господь ведь постигнет обманные помыслы, как лживые, и извергнет неправедных от власти, отгонит нечестивых от жертвенника. Ибо никакой сан в этом мире не избавит от мучений, нарушающих Божий заповеди. Но прошу вашей милости, внимательно всмотритесь в написанное и все, что слышите, обдумайте.

Повелел Бог изгнать из рая Адама, потому что запретного коснулся, то есть до разрешения вошел в освященное место. И поселил его рядом с райской пищей. «Лишь только, – сказал, – протянет руку и вкусит с райского древа, и жить будет вечно», – если, конечно, опомнится и, смирившись, покается в том, что согрешил. Но велико человеколюбие Бога! И казнит нас, и милует, за грехи порицает и – вновь в покаянье принимает; не желает он смерти грешника, но повелевает исправиться и в жизни пребыть.

Что такое древо жизни? Смиренномудрие, начало которому покаяние. «Признаюсь же, – сказал, – в беззаконье моем, и ты простил мне нечестье сердца моего». Ствол того корня – благоверие. «Вера же твоя, – сказал, – спасет тебя», все же верующему дастся. От того ствола много различных ветвей, много ведь, сказано, видов покаяния: слезы, пост, чистая молитва, милостыни, смирение, воздыхание и прочее. Тех ветвей доброжелательный плод: любовь, послушанье, покорение, нищелюбье, – много путей спасения. Видишь: не в раю было древо жизни, не в эдеме, но в изгнанье, то есть в отлучении от сана. Изринул он также и Каина, узнавши об убийстве им брата, и, обличив, показал ему древо жизни, сказав так: «Стенай и содрогайся!», то есть покайся во злобе, в зависти, в обмане, в убийстве, во лжи, смирись, постись, бодрствуй, лежи на земле. Но так как ты этого не совершил, то отошел от лица Божьего – не отдаленностью земли, но отсутствием страха Божья в душе. Если благих дел нет в нас и нет покаянья в грехах, то в каком бы мы ни были чине, далеко от Бога мы. Только близ сокрушенных сердцем Господь; смиренных духом – спасет, желанья страшащихся его – исполнит. Лицом же Господь обращен на злодеев, чтоб истребить на земле и память о них. Так и Павел отогнал от священного жертвенника Именея и Филита и наблудивших в Коринфе священников, и поместил их рядом со святым алтарем, то есть поставил их средь освященных, сказав: «Стыдите их, но возлюбите, чтобы не погибли в злой доле, пусть покаются – и живы будут!» Не захотел этого древа жизни вкусить кузнец Александр, о котором сказал Павел: «Да воздаст ему Господь в день Судный по греху его!» Не вкусил того древа и Трефис из Эфеса, и Николай, один из семи дьяконов, которые отреклись от Христа, ставший жрецом в селунской кумирне, который предавал христиан мучителям; о них же обоих пишет Иоанн, говоря: «Из нас вышли и встали на нас». Того райского древа не приняли и еретики, прокляты были и умерли духовной смертью, не постигнув пророка, сказавшего: «Вкусите и признайте, что – благ Господь!» Ибо нет греха, который преодолел бы Божьи милости. Но только не отчаемся, подобно Иуде; не усомнимся в воскресении плоти, подобно саддукеям, – но покаяньем постучимся в Божьи врата, пока не откроет нам райские двери. Не ложно сказал Господь: «Постучитесь – и откроется вам! ищите – и обрящете́ просите – и дастся вам!» Но не буду умножать повесть изложением речей, что затянет беседу; давайте к сказанному уже возвратимся.

Увидел же тот человек, что обокраден его виноградник, и пожелал разлучить слепца и хромца; и велел сначала привести слепца, чтобы его допросить, кто нарушил его приказание и посягнул на запретное без его повеленья. Ибо ничто не сможет утаиться от Божьего ока, и никто из нас так не знает себя, как Бог всех нас знает.

Толкование. Повелел разлучить Бог душу с телом. Словом же Божьим исходит из тела душа: «И отнимешь, – сказал, – Дух их, и исчезнут они, и в персть возвратятся». Когда же видишь тело, в земле погребенное, не думай, что здесь же и душа, ибо не от земли душа и не в землю входит. Но если же и святых видишь чудотворные мощи, не тут их осталась душа, но Божию разумей благодать, столь восславившую своих угодников: «Славящих меня, – сказал, – прославлю». Повелел привести слепца: отойдя от тела, душа всякого человека пред Богом является с приставленным к ней ангелом, человека верующего и неверующего, живущего праведно и неправедного. «Господь же, – сказано, – допросит праведного и нечестивого», ибо все племена народов от одной были крови рождены и распространились жить по лицу всей земли, и Бог им назначил благотворить его тем, что давал дождь с небес и счастливую пору урожая. «Направляет же, – сказано, – солнце свое на добрых и на злых», и прочее. Пусть никто за слова эти не осуждает меня, – но взгляните в Писание и найдете, что я из святых черпаю книг. Пишет же Моисей: «Поставил пределы народам по числу ангелов Божьих». Иеремия же: «Один лишь Господь, – сказал, – у всех поднебесных народов», хотя и оставил их каждого в его заблужденье, но души их перед ним предстанут, и он рассудит по делам их. Павел: «Зачем же мне, – говорит, – внешних судить, ведь внутренних вы сами судите, а внешних судит Бог». Внутренними называет он тех, кто в вере, а внешними – языческие народы. Слышать же подобает Божье имя теперь расстающимся с телами душам, чтоб в Судный день, воскреснув в теле, негреховно поклониться Богу, – и не подобает душам, прельщенным дьяволом, плоти своей служить, ибо говорит апостол: «И тогда увидит любое око, и всякий народ поклонится, признавая, что Господь Иисус Христос в славе Бога Отца – един». Но это всякий учивший знает, – я же о слепце начатую беседу по силе моего разумения вкратце истолкую, хотя и предвижу попреки, ко мне обращенные; знаю ведь, что не от мудрости, но от невежества это мое повествованье. Однако тут на основе пророческой и апостольской строим, за краеугольный камень полагая самого Христа.

Когда же приведен был слепец, начался допрос. «Не поставил ли я тебя, – сказал господин, – как доброго сторожа моему винограднику? Зачем же ты его обокрал?» Отвечал ему слепец: «Господин! ты знаешь, что я слеп и без поводыря не вижу, куда идти, и не знаю ни одного места, если бы и хотел пойти. Не слыхал я, чтобы кто-нибудь шел мимо меня в ворота, иначе вслед ему я начал бы громко кричать. Но вот что я думаю, господин, что хромец своровал». Узнай в этом лживый разговор души перед Богом и клевету на тело.

Толкование. Так же есть духовное слово: «Господи, я – Дух. И ни есть и ни пить не желал я, ни чести, ни славы земной не искал я, и плотских устремлений не понимал, и дьявольской воле не потворствовал, – все это делало тело!»

Тогда повелел господин постеречь слепца в тайном месте, о котором сам знал, пока не вернется в виноградник и не призовет хромца – и тогда будет судить обоих.

Потому до второго пришествия Христа нет ни суда, ни мучения никакого человеческой душе, верующей и неверующей. Веруйте же в истину воскресения человеческой плоти. «Пошлешь же, – сказано, – Дух свой, и соединятся, и обновишь лицо земли». На примере Иезекииля показал нам надежду воскресением. «Предреки, – сказал, – сын человеческий, мертвым этим костям, чтоб наросла на них плоть и натянулась кожа, чтоб явился Дух от четырех ветров и вошел в этих мертвых – пусть оживут!» Это все сам Творец совершает, не изменяя порядка, но все же первоначальный свой труд обновляя. Сначала он создал тело Адама и только потом вдохнул ему душу. Так и в утробе женской: сперва из семени образуется тело, через пять месяцев создаст он душу. В крещении же сначала порождает водою, потом – возрождает Духом от тленья греховного. Так же и в Судный день: сначала возродит землю, и соберет прах человеческий, и создаст все наши тела во мгновенье ока, потом и души наши – каждая войдет в свое вместилище, – согласно Павлу, говорящему, что сам Господь в архангельских кликах, под Божьи трубы сошел с небес, и мертвые во Христе воскреснут раньше, потом же и мы, живые. Кто эти мертвые? Все народы, не принявшие Божьего закона, не познавшие крещенья. «Кто же, – говорится, – беззаконно согрешил, тот беззаконно погибнет». Живыми же христиан называет он. Смотри же: плотью все люди воскреснут, и верим мы показанию Павла, сказавшего по Божьему слову: «Кто не постигнет от начала Богом созданного человека, тот не поймет и порожденного в жизнь крещением; потому и не верит он в последующее во плоти воскрешение встающих на вечную жизнь всех людей: тех – в честь и славу, этих – в поругание и мучение». Но скажем же и об остальном.

Когда пришел господин взять плоды в винограднике и увидел его обокраденным, призвал хромца и соединил его со слепцом, и начали они обличать друг друга. Хромец говорил слепцу: «Если бы ты меня не понес, никак бы я не мог туда добраться, так как я хром». Слепец же говорил: «Если бы ты не показывал мне дорогу, то никак бы я не мог добраться туда». Тогда господин, сев на судейское кресло, начал судить их обоих. И сказал: «Как вы крали, так и теперь – пусть сядет хромец на слепца». И когда хромец воссел, приказал перед всеми рабами нещадно наказывать в кромешной темнице мученья.

Познайте же, братья, толкование этой притчи. Человек домовитый – Бог Отец, творец всех. Его же сын доброго рода – Господь наш Иисус Христос. А виноградник – это земля и мир. А ограда виноградника – закон Божий и заповеди. Слуги же, бывшие с ним, – ангелы. Хромец – это тело человека. А слепец – душа его. А что их посадил у ворот – это значит, что Он отдал во власть человека всю землю, дав ему закон и заповеди. Когда же человек преступил заповедь Божью и за это осужден на смерть, то сначала душа его к Богу приводится и оправдывается, говоря: «Не я, но плоть согрешила». Потому и нет мучения душам до второго пришествия, но они сохраняются, – Бог знает где. Когда же он придет обновить землю и воскресить всех умерших, как сам нам предрек, тогда: «Все сущие в гробах услышат голос Сына Божия, и оживут, и выйдут сотворившие благо в воскрешение жизни, а сотворившие зло – в воскрешение суда». Тогда же души наши войдут в тела и каждый получит воздаяние по делам своим: праведники – вечную жизнь, а грешники – бесконечную смертную муку. «Чем же кто согрешит, тем же и муку примет».

Все это я истолковал не по своему замышлению, но по святым книгам. И это не слово мое, но только беседа, ибо я не такой учитель, как те церковные и священные мужи.

Притчи про душу

Чего стоит человеческая душа…

Человек сидел на пляже, безмолвно глядя на извечно шумящее море. Сигареты улетали одна за другой, в кармане было всего лишь несколько монет номиналом в пару-тройку глотков местного пойла. 
Человек не думал ни о чем, кроме того, как тихо и спокойно вокруг. 
— И что же мы тут делаем в такое позднее время? 
Голос из ниоткуда заставил Человека лишь спокойно обернуться. 
— Сижу курю. На луну смотрю. Тебе то какое дело? 
Черт присел рядом с Человеком. 
— Не возражаешь, стрельну? 
— Не возражаю, кури сколько влезет. 
Человек протянул сигарету. Черт вставил её в зубы и задымил, не прикуривая.
— Полно тебе, кури, как у нас полагается. 
Человек протянул зажигалку. Черт повиновался, взяв её когтистыми пальцами. 
— Знаешь, за долгое время ты первый, кто воспринял меня так спокойно. Обычно все быстро мотали, крича шайтан, дэвил, нечистый… Как тебя зовут? 
— Меня? Человек. Просто Человек. 
Парень спокойно дымил, как будто рядом сидел не представитель высшей касты управления миром, а обычный представитель хомосапиенс.  
— И все же мне это не понятно. 

Черт медленно пересыпал в пальцах песок. Он плавился и стекал по его ладоням в прибрежные волны. 

— А чего мне тебя бояться? Ты душу пришел мою забирать? Так попробуй, рискни нервами и силами. 
Человек усмехнулся. 
— Нет? Тогда просто посиди рядом и поболтай со мной. 
Черт удивленно смотрел на безмятежное лицо Человека. Тот был молод, его лицо пока что не тронула ни одна морщина. 
— Ты еще юн, огонь твоей души еще горит ярким пламенем. Но я не вижу, чтобы пламя тянулось к чему-либо. Что, крутиться в колесе жизни — не для тебя? 
— Ну почему ты так решил? Я люблю свою работу, например, и тянусь к ней. Моя работа — это моя радость и счастье, если можно так сказать. По крайней мере, сейчас. Не знаю, что будет дальше. 
Черт засмеялся. Он слышал это не впервой. 
— Ты мне напомнил историю из молодости, там был такой же, как и ты. В итоге наколол меня, смылся с целой душой, любимой женщиной и кучей знаний в придачу. А меня под хвост сношали пятьсот лет после этого, ведь такую душу упустил… 
— Фауст, что ли? Ха, я знал, что Гёте не на пустом месте это выдумал. 
— Этот-то? Да бегал за мной, стажировался. Мелкий еще, до сих пор библиарием работает в нашей картотеке, все рассказики пишет, достал уже. Ему говорят — работу работай, а он не-е-ет, в Шерлока Холмса играет, проверяет всё, ищет, где бы мы могли облажаться… Ладно, мы ушли от темы. Чего ты хочешь? 
Тут уже рассмеялся человек. 

— В обмен на душу, разумеется? О-о, я много чего хочу. Не, не переживай, не машину, телок и кучу денег. Я хочу другого. Давай прям по Фаусту, раз уж ты сказал, что я на него похож. 
Черт заинтересовано кивнул. Эта разнарядка на душу казалась ему интересной. 
— Я хочу, чтобы как в той фразе «Человеку нужен Человек» было. 
Черт оживился и щелкнул хвостом по песку. 
— Не вопрос! 
Над водой появились силуэты девушек, одна краше другой, казалось, они сотканы из лунного света, проходящего через них. Добрые глаза, нежные руки, прекрасные тела. Все это звало Человека к ним, как щенки в приюте, с видом «выбери меня, забери меня с собой». 
— Мираж. Или суккубы. С Фаустом не прокатило. 
Человек кинул бычком в строй прекрасных нимф. 
Черт недовольно буркнул что то под нос. 
— Ладно, пусть так. Помнишь девочку, которую ты так любил тогда, в средней школе? Как её.. 
— Кристина. Помню. Продуктивный был выпускной. 

Человек усмехнулся, вспоминая ту ночь, когда родители тихо ушли из дома. Мать вышла первой, а отец, заговорщически поглядывая по сторонам, сунул сыну пачку презервативов и ключ от домашнего бара, потрепал его по голове и, подмигнув, закрыл за собой входную дверь. 
Было хорошо. Было очень хорошо. Человек вспомнил ту ночь в деталях. Кристина была прекрасна. Но еще прекрасней она была с утра. Заспанная, милая и такая невинная, словом о-о-очень сильно отличающаяся от ночной фурии, которая не выпускала Человека из кровати часа четыре, пока оба не пресытились и не провалились в объятия Морфея.  

— Тогда как тебе это? 
Перед Человеком возникла девушка. Та самая Кристина, вполне себе реалистичная, живая и очень красивая. 
— И чё? Это Кристина? Не. Кристина сейчас уже замужем, у неё трое детей и она вынашивает четвертого от любимого мужа. Так зачем мне её копия, будь она хоть в сто крат лучше, пока оригинал не со мной? Да и не нужна она мне, с таким прицепом-то… 
Кристина исчезла. Черт же, начинал злиться. 
— Ладно. Я готов сделать для тебя нечто большее, так сказать, готов подергать за ниточки Мироздания. Готов? 
— Ну давай посмотрим, что у тебя. 
Перед Человек возникла она. Та самая, кто не раз разбивал его сердце, кому он прощал все мыслимые и немыслимые грехи. Та, за кого он был готов отдать жизнь. Та, с кем он желал остаться в Вечности. 
Щелчок пальцев, бычок летит в неё. Она осыпается кучей мокрого песка и сливается с волной, уносясь в море. 
Глухой голос человека заскрежетал, словно кто-то пытался завести старый, ржавый механизм, давно лежавший в сырости и от того настолько потерявший свои функции, что сама попытка его завести грозила фатальным исходом для уставших шестеренок: 
— Та, кого я любил, рассыпала изморозь внутри меня, создала мое ледяное королевство, которое ей не растопить. Нет, Чёрт, только не ей. Ты у меня не только душу, но и нервы выпросить собрался? Мы с тобой о чем говорим? О том, чтобы вернуть всю мою боль, или о том, чтобы я плавал по волнам счастья, наслаждаясь каждой секундой своей жизни? 

Чёрт начинал закипать, собственно как и песок вокруг странной парочки. 
— Та-а-ак… Хорошо. Не хочешь этого? Тогда может хочешь, чтобы у тебя были верные друзья? Ну знаешь , никогда не предадут, дружба до гроба, всегда помогут, всегда приедут, выслушают и будут готовы порвать за тебя самого… — тут Черт замялся, усмехаясь и пугливо озираясь — …Сатану? 

Человек лишь рассмеялся. 

— Ты что, подписан на пацанские паблики, дружок? Ты думаешь, что если мне понадобится друг, то я буду просить дать мне друга у того, кто не знает, что такое дружба? 
Песок вокруг вздыбился, закружился, плавясь и мерцая синими обжигающими огнями ада. Чёрт вскочил и, брызжа слюной, заорал: 
— Да как так-то?! Ты что, вообще не понимаешь, что я тебе предлагаю?! Я предлагаю тебе тех, кого ты давно хотел, тех, с кем ты хотел всего: секса, любви, дружбы, разговоров по ночам, признаний, да даже гуляний за ручку под луной! Почему ты отказываешься?! Ты же одинок, ты один как перст! Разве одиночество тебе не противно, разве ты не готов сделать всё, что угодно, только чтобы не быть одному в этой холодной, липкой массе, которую вы, людишки, называете жизнью?! 
Море было неподвижно. Человек долго смотрел на него, молча и не двигаясь, прежде чем заговорить: 
— Проблема твоя, Чёрт, в том, что ты предлагаешь мне то, чего хочу я. А не то, чего хотят они. Они выбрали себе дорогу, они уже идут по своему жизненному пути. А я — лишь в поиске, поэтому и не рвусь в прошлое, пытаясь заполучить его идеалы. 
К тому же, предлагая мне друзей, ты предлагаешь мне всего лишь стереотипы. Ты предлагаешь мне охрану, верную, которая всегда спасет из любой жопы, да, но далеко не друзей. Поэтому ты не сможешь выполнить моё желание, так как я сам не знаю, с кем рядом я хочу остаться и встретится ли мне этот человек. А если и встретится, то точно без твоей помощи, так как сотворить то, чего не знаю ни я, не ты — это не в твоих силах, ведь ты так же одинок и не знаешь, с кем бы ты хотел быть, будь такая возможность. В твоей жизни так же есть работа и ты даже сейчас на ней, даже сидя рядом со мной. Так хоть на секунду успокойся и передохни, как это делаю я. 

Пляж успокоился, песок опал вниз ровным слоем, как будто его только что постелили желтой простыней.  

Чёрт долго сидел в безмолвии. Смотрел на море, слушал, как бегут волны, любовался луной, отбрасывающей серебряную дорожку, подходящую под их ноги — ноги странных собеседников, одиноких и уставших, и думал о чем-то своём. И внезапно вскочил, схватил невесть откуда взявшуюся сумку с договорами о продаже душ и со всего размаху кинул её в воду. И тихо произнес: 

— Да ну нахер… Десять тысяч лет я бегаю с этими договорами, кручусь как белка в колесе, а всё, что встретил — лишь грязь, низость. Я, может, тоже в церковном хоре петь хотел. А кто меня спрашивал? Короче… Можно мне сигарету? И, может, сходим в бар? 

Человек усмехнулся и протянул руку: 
— Другое дело. Олег. 
— Годфри.

Что такое притча о сеятеле? Значение Библии и комментарий

Притча о сеятеле записана в трех из четырех библейских Евангелий – от Матфея 13:1-23, от Марка 4:1-20 и от Луки 8:1-15. Человеческое сердце подобно восприимчивой почве для семени Слова Божьего. Иисус использовал эту аналогию в притче о сеятеле. Почва, на которую упало семя, представляет четыре категории сердец слушателей, четыре различных реакции на Слово Божье: ожесточенное сердце, поверхностное сердце, переполненное сердце и плодотворное сердце.

Библейский текст притчи о сеятеле

«В тот же день Иисус вышел из дома и сел у моря. И собралось вокруг Него множество народа, так что Он вошел в лодку и сел. И все толпа стояла на берегу, и Он много рассказывал им притчами, говоря: «Вышел сеятель сеять. И когда он сеял, некоторые семена упали при дороге, и налетели птицы и поклевали их. Иные семена упали на каменистую землю, где немного было земли, и тотчас же взошли, потому что земля была неглубока, но когда взошло солнце, увяли. И так как у них не было корня, они засохли.

Другие семена упали среди шипов, и шипы выросли и заглушили их. Другие семена упали на добрую почву и дали зерно, одно во сто крат, другое в шестьдесят, иное в тридцать. Имеющий уши да слышит». ~ Матфея 13:1-9 ESV

«И когда собиралась большая толпа, и люди из города в город приходили к Нему, Он сказал в притче: «Сеятель пошел посеять семя свое. И когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его, а иное упало на скалу, и, когда выросло, засохло, потому что не было влаги. Иное упало в терние, и выросло терние с ним и заглушило его. Иное упало на добрую землю, и выросло, и принесло во сто крат». Говоря это, он воззвал: «Кто имеет уши слышать, да слышит». ~ Луки 8:4-8 ESV

Значение притчи о сеятеле

«Иное же семя упало на добрую землю и дало плод, который взошёл, вырос и дал: иное в тридцать, иное в шестьдесят, а иное во сто крат». ( Марка 4:8 )

  1. Во-первых, ожесточенное сердце, семя, падающее на обочину. Это представляет людей, которые слышат Слово Божье, но никогда по-настоящему не верят.
     
  2. Тогда есть мелкое сердце. Это семя, которое падает на каменистую почву. Это означает людей, которые слышат Слово Божье и принимают его с радостью, но из-за отсутствия поддерживающего их корня они засыхают.
     
  3. Далее следует переполненное сердце. Это семя, которое падает на землю, где сорняки заглушают его рост. Медленно и верно эти люди, занятые мирскими заботами и богатством, просто теряют интерес к вещам Божьим.
     
  4. Наконец, есть плодотворное сердце, принимающее Слово. Семя падает на добрую почву, и растения дают богатый урожай.

Мы те, кто определяет, какой почвой будут наши сердца. Мы решаем, будет ли у нас жестокое сердце, поверхностное сердце, переполненное сердце или восприимчивое сердце. Именно это имел в виду Иаков, когда сказал: « Итак, отложите всякую нечистоту и потоки нечестия и с кротостью примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души » (Иакова 1:21).

Слово Божье не может действовать в нашей жизни, если мы не имеем

Краткое изложение притчи о сеятеле

Посмотрите, как Грег Гилберт более подробно обсуждает каждую из четырех почв

В притче о почвах Иисус хотел открыть нам человеческое сердце в его отклике на слово Божье Другими словами, он дает нам четыре различных примера того, как человеческое сердце часто откликается на слово Божье. Начинается с очень ожесточенного сердца, и семя, которым является слово Божье, падает на путь по мере того, как Иисус называет это, и птицы небесные прилетают и просто съедают семя прямо с него. Это как если бы кто-то сидел под проповедью Евангелия, и это совсем не проникало в их сердце. Они просто были там. Это просто бьют по барабанным перепонкам и тут же отскакивают. даже слышать. Оно никогда не проникает, и они уходят совершенно незатронутыми словом Евангелия.

Другой тип почвы, о которой говорит нам Иисус, другой тип человеческого сердца — это тот, где семя падает в тернистую почву, и семя прорастает, и это будет тот, кто скажет да, я верю этому Евангелию. Я хочу жить по этому Евангелию. Но тогда тернии или заботы этого мира, как говорит Иисус, поднимаются и просто заглушают его. Человек начинает отвлекаться на деньги, или на погоню за властью, или на погоню за мирскими удовольствиями, и вскоре растение, выросшее из семени слова, просто увядает и умирает.

Еще один вид сердца, о котором говорит Иисус, — это сердце, упавшее в каменистую почву. Это своего рода почва, которая очень неглубокая, потому что под ней находится камень, и семя падает, и оно немедленно прорастает. Он просто прорастает правильно, потому что корни не проникают очень глубоко. И все же выходит солнце, и происходят гонения, и, поскольку слово не имеет глубоких корней в сердце человека, штаны сморщиваются под гонениями.

Последний тип почвы, о которой говорит Иисус, — это глубокая, плодородная почва. Слово Евангелия попадает в эту почву и пускает корни, затем оно пускает глубокое основание в почву, цепляется и начинает питаться почвой. Растение прорастает и начинает приносить плоды, и это та жизнь, о которой говорит Иисус, которую вы должны иметь. Вот какой ответ вы должны иметь на Евангелие. Ни тогда, когда оно задыхается, ни когда оно сморщивается из-за преследования, ни когда ему просто все равно и нет никакого проникновения. Но тот, кто принимает слово и пускает в него корни, начинает питаться им и затем производит плод.

Что означает «Притча о сеятеле»?

Прочтите расшифровку этого видео Джоэла Бредберри ниже:

Взято из « Имплантированное Слово » (используется с разрешения).

Эта статья была адаптирована из оригинала на сайте Christian.com.

Переложить ответственность на слушателей?

Притчи завораживают. Прежде всего, Иисус был Мастером рассказчика и величайшим «притчей». В Евангелиях записано более 35 притч Христа. Иоанн говорит, что было сказано и много других, но это те, которые Он хотел, чтобы мы услышали.

Притчи в первую очередь предназначались не для чтения, а для слушания . Не для учебы, а для внимания . И Иисус использует их, чтобы обнажить сердца Своих слушателей . В Своей первой и самой важной притче Иисус — земледелец, Его Слово — семя, а слушатели — почва. Все почвы в основном одинаковы. Отличается подготовка. Одна почва стала твердой как камень , другая стала мелкой , другая стала вытеснил , а последний — стал в самый раз .

В этой притче Иисус представляет Себя как земледельца (Матфея 13:37), стремящегося вырастить урожай. Все, что касается земледельца Иисуса, зависит от урожая. Все почвы получают один и тот же посев фермера, одни и те же семена, один и тот же вегетационный период, одни и те же осадки и так далее. Но можно было собрать только одну почву; только один давал крестьянину то, что ему было нужно и чего он хотел. Только одна почва дожила до конца сезона и была принесена фермером домой. Итак, с точки зрения фермера, какая почва была хорошей? Только та, что дала урожай!

Иисус объясняет, что почвы — это сердца слушателей. Разница в почвах (сердцах) основана на их готовности принять семя (Слово Божье). Иисус возлагает ответственность за ответ на Его сеяние на слушателей. Он говорит, что некоторые сердца ожесточены, некоторые поверхностны, некоторые переполнены, а некоторые готовы и желают.

Джон Барнетт. Взято из « Книга, которой можно доверять всю жизнь » издательства Discover the Book Ministries (используется с разрешения).  

Фото: © Getty Images/tomasworks

Что Библия говорит о предсуществовании душ?

Что Библия говорит о предсуществовании душ? | GotQuestions. org

Узнать
Как попасть в рай
Как примириться с Богом

ГлавнаяМатериалыИндексЧеловечествоЧеловеческая природа Предсуществование душ

Вопрос

Ответ

Библия ничего не говорит о предсуществовании душ, потому что это придуманная человеком идея, не имеющая под собой никакого основания. Библия ясно дает понять, что каждый человек является уникальным творением Бога (Бытие 2:7; Захария 12:1; Иеремия 1:5). Каждая уникальная человеческая душа начинается с зачатия (Псалом 139).: 13–16; Исаия 44:24) и будет продолжаться вечно, потому что мы сотворены вечными существами (Бытие 9:6; Исаия 40:28; Матфея 25:46).

Концепция предсуществования не может быть доведена до логического завершения. Предсуществование означает одно из трех: (1) душа существовала всегда, (2) душа была создана в предшествующее время и бестелесно ждала, пока она не сможет вселиться в тело на земле, или (3) душа обитала другое тело в прошлом и переселился в свое нынешнее тело. Если (1) верно и души существовали всегда, то люди также являются частью Бога, несотворенными и самоопределяющимися. Эта концепция явно противоречит утверждениям Библии о том, что нет другого Бога, кроме Яхве (Бытие 5:1; 1 Тимофею 2:5; 1 Иоанна 4:12; Малахия 2:10; 1 Коринфянам 8:5–6). Если (2) верно и душа ждала в небесном питомнике до земного рождения, то Бытие 2:7 неверно: «Господь Бог создал человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и человек стал живым существом». Слова «человек стал» указывают на определенное начало, в котором душа и тело Адама ожили одновременно. Если верно (3) и в прошедшую эпоху душа обитала в другом теле, то в какой момент была создана душа и с какой целью? В Библии ясно сказано, что каждый ответит за свою жизнь (Откровение 20:13; Римлянам 2:6; Иеремия 32:19).). Когда предыдущее тело умерло, куда ушла душа? В Евреям 9:27 говорится: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд». Это относится ко всем.

Библия называет смерть временем, когда человек «собрался к народу своему» (Второзаконие 32:50; Числа 20:24). Это указывает на то, что при смерти душа человека покидает его тело и присоединяется к тем, кто ушел до него. В притче Иисуса о богаче и Лазаре (Луки 16:19–31) душа Лазаря отошла в «лоно Авраамово» (стих 22). Душа богача терзалась (стих 23). Ни одна из этих душ не жила повторно в другом теле, и нет никаких указаний на то, что их души существовали ранее. Каждый из них получил последствия своего жизненного выбора (стих 25). При воскресении мы воссоединимся с нашими изначальными телами в прославленной форме (1 Коринфянам 15:42; Филиппийцам 3:21). Если бы предсуществование в другом теле было возможно, в каком теле жила бы душа?

Иисус — единственный младенец, родившийся в этом мире, существовавший до Его рождения (Иоанна 1:1; 17:5; Колоссянам 1:17). Когда Иоанн Креститель увидел Иисуса, он заявил: «Это тот, кого я имел в виду, когда сказал: „Человек, идущий после меня, превзошел меня, потому что был прежде меня“» (Иоанна 1:30). Иоанн был зачат за шесть месяцев до Иисуса (Луки 1:26, 36), однако он указал, что Иисус существовал до него.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *