Виды, свойства внимания. Внимание и его физиологические основы. Функции и виды внимания
► Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
Оно имеет свою органическую основу, которая представляет собой структуры мозга, обеспечивающие функционирование внимания и отвечающие за внешние проявления его различных характеристик. Среди нескольких миллиардов нервных клеток, из которых состоит головной мозг человека, есть такие, которые особенно тесно связаны с работой внимания. Их называют нейронами — детекторами новизны. Такие нервные клетки отличаются от других тем, что включаются в активную работу лишь тогда, когда человек в своих ощущениях и восприятии сталкивается с некоторыми новыми для него предметами и явлениями, которые приковывают к себе его внимание. Раздражители, ставшие привычными, обычно не вызывают реакции клеток — детекторов новизны. Такие клетки, по-видимому, отвечают за непроизвольное внимание человека.
Общее состояние внимания, в частности такая его характеристика, как устойчивость, связано, по-видимому, с работой ретикулярной формации. Она представляет собой тончайшую сеть нервных волокон, которая располагается в глубине центральной нервной системы между головным и спинным мозгом, охватывая нижние отделы первого и верхние отделы второго. Через ретикулярную формацию проходят нервные пути, ведущие от периферических органов чувств к головному мозгу и обратно. Ретикулярная формация также регулирует тонус коры головного мозга и чувствительность рецепторов, изменяя динамические характеристики внимания: его концентрацию, устойчивость и т. п.
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми является природное и социально обусловленное внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.
По активности человека в организации внимания различают три вида: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
► Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте как раздражителе.
► Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При этом сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Примерно через 20 мин человек утомляется, прибегая к данному виду внимания.
Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание.
Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого. Но возможен и такой вариант, когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется. Это бывает, если человек увлечен работой. Такое внимание называется послепроизвольным.
По своим психологическим признакам оно близко непроизвольному, хотя между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольное внимание проистекает из интереса, стимулируется не особенностями предмета, а направленностью личности. При нем сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Послепроизвольное внимание может длиться часами.
Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетаются и опираются один на другой.
Природное внимание дано человеку как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов, детекторов новизны.
Социально обусловленное внимание складывается в течение жизни как результат обучения и воспитания; оно связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.
Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.
Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре находится какое-либо чувственное впечатление, а при интеллектуальном — мысль.
Внимание, виды и свойства внимания — Студопедия
Поделись
Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:
— точность восприятия;
— прочность и избирательность памяти;
— направленность и продуктивность мышления.
Основные функции внимания:
— отбор значимых воздействий и игнорирование других;
— сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;
— регуляция и контроль протекания деятельности.
Основные виды внимания:
1. В зависимости от волевых усилий личности:
- непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилия воли;
- произвольное внимание – активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с более сильными воздействиями;
- послепрозвольное внимание – наступает после произвольного, но качественно отличается от него.
2. По характеру направленности:
- внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы;
- внутреннее внимание – направлено на собственные мысли и переживания.
3. По происхождению:
- природное внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны;
- социально обусловленное внимание складывается в процесс жизни, результате обучения, воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения;
4. По механизму регуляции:
- непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;
- опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств.
5. По направленности на объект:
- сенсорное;
- интеллектуальное.
Основные свойства внимания:
Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.
Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяется индивидуальными физиологическими особенностями организма, психическим состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.
Объем внимания – определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе восприятия.
Распределение внимания – возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видов деятельности.
Переключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.
Память как психический познавательный Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.
Процессы памяти:
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.
Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.
Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.
Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.
Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.
Виды и формы памяти:
Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека.
Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют:
по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:
- непроизвольная память – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание;
- произвольная память – запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее определенных волевых усилий.
по степени осмысленности:
- механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;
- смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.
в зависимости от установки:
- кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;
- оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;
- долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.
по материалу, сохраняемому памятью:
- когнитивная память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;
- эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств;
- личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.
по модальности:
- словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;
- образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.
Какие бывают типы внимания в психологии
- Автор сообщения: РАЗИЯ РАШИД
- Сообщение опубликовано: 7 августа 2022 г.
- Категория должности: общая психология/магистр психологии
Внимание в психологии определяется как процесс, посредством которого мы выбираем определенные объекты или стимулы из нашего окружения и фокусируемся на них. Наше внимание имеет ограниченную способность воспринимать стимулы. количество объектов, на которые человек может обратить внимание при кратковременном воздействии, называется объемом внимания или объемом восприятия . Различные виды внимания изучаются в психологии и обладают следующими свойствами:
- Концентрация: сосредоточение внимания на определенных вещах или объектах с одновременным исключением других.
- Настороженность: относится к «готовности человека» справляться со стимулами, которые появляются перед ним/ней.
- Поиск: при поиске мы ищем конкретную вещь, предмет или человека среди группы вещей, предметов или людей. Например, когда вы идете покупать яблоко на рынке, вы ищете одну конкретную вещь в целом ряде вещей.
Ниже приведены три основных типа внимания, изучаемых в психологии:
- Избирательное внимание:
- Постоянное внимание
- Распределенное внимание
Избирательное внимание
Способность нашего внимания одновременно получать и обрабатывать информацию ограничена. Поэтому в какой-то момент мы обращаем внимание только на несколько раздражителей, присутствующих в нашем окружении. Вот где проявляется избирательное внимание. Избирательное внимание в основном связано с выбором ограниченного числа стимулов из большого количества стимулов, заданных в нашей среде. Это ограниченное количество стимулов затем обрабатывается в нашей системе.
Факторы, влияющие на избирательное внимание
Существует несколько факторов, определяющих выбор стимулов, а именно: внешние и внутренние факторы.
- Внешние факторы: относятся к характеристикам раздражителей, таким как размер, интенсивность и движение.
Исследователи показали, что большие, яркие и движущиеся объекты легче привлекают наше внимание, чем маленькие, темные и неподвижные объекты. Точно так же человеческие фотографии с большей вероятностью привлекут больше внимания, чем фотографии неодушевленных предметов.
- Внутренние факторы: те, которые находятся внутри человека и могут быть двух типов: когнитивные и мотивационные. Когнитивные факторы включают отношение, интерес и подготовительную установку. Стимулы, которые кажутся интересными, легко воспринимаются. Точно так же готовность заставляет человека с готовностью обращать внимание на одни виды стимулов и не обращать внимания на другие.
Факторы мотивации связаны с нашими биологическими или социальными потребностями. Например, когда мы голодны, мы замечаем даже слабый запах еды.
Устойчивое внимание
Устойчивое внимание или бдительность относится к нашей способности удерживать внимание на определенных раздражителях в течение более длительного времени. Другими словами, устойчивое внимание в основном связано с концентрацией.
Факторы, влияющие на устойчивое внимание
Исследования выявили несколько факторов, способствующих или препятствующих устойчивому вниманию. Они следующие:
- Сенсорная модальность: Сенсорная модальность — это аспект стимула или то, что воспринимается после а стимул . К основным сенсорным модальностям относятся: свет, звук, вкус, температура, давление и запах. Исследования показали, что слуховые стимулы способствуют удержанию внимания лучше, чем визуальные стимулы.
- Четкость стимулов: Четкость стимулов — еще один фактор устойчивого внимания. Стимулы, которые являются интенсивными и длительными, облегчают устойчивое внимание и приводят к лучшей производительности.
- Временная неопределенность: Когда стимулы появляются через равные промежутки времени, они воспринимаются лучше, чем когда они возникают через нерегулярные промежутки времени.
- Пространственная неопределенность: Пространственная неопределенность — это отсутствие знаний о географическом положении объекта. Стимулы, которые появляются в фиксированных местах, воспринимаются лучше, чем те, которые появляются в случайных местах.
Распределенное внимание
Распределенное внимание — это способность нашего мозга одновременно реагировать на два разных стимула из окружающей среды. Это внимание действительно важно, поскольку оно помогает нам быть более эффективными в нашей повседневной жизни. Вы, должно быть, видели примеры разделения внимания каждый день в своей жизни, например, когда люди ведут машину и разговаривают с другом по телефону, надевают солнцезащитные очки или слушают музыку. Однако у разделенного внимания есть свои ограничения; это возможно только с деятельностью, для которой у человека есть практика. При разделенном внимании люди уделяют больше внимания одним видам деятельности, чем другим, даже если часть внимания уделяется другим видам деятельности.
Распределение внимания происходит только при выполнении хорошо отработанных задач, потому что они становятся почти автоматическими и требуют меньше внимания для выполнения, чем новые или мало отработанные задачи.
Автоматическая обработка имеет три основные характеристики:
- Происходит без намерения
- Происходит бессознательно
- Включает незначительные мыслительные процессы или вообще не включает их . Количество объектов, на которые можно обратить внимание одним взглядом, используется для проектирования номеров мотоциклов и автомобилей, чтобы сотрудники ГИБДД могли их легко заметить в случае нарушения правил дорожного движения. Кроме того, многие дети не учатся в школе из-за проблем с вниманием, это расстройство называется СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Трудности с поддержанием внимания являются центральной чертой этого расстройства и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Теги: внимание, виды внимания
РАЗИЯ РАШИД
Разия Рашид — основательница Psychology To Safety и фрилансер.
Она интересуется изучением психологии, женщинами в конфликте и миростроительством.
Внимание: определение, типы и теории, психология
Как следует из названия, внимание относится к сосредоточению внимания на чем-либо или наблюдению за ним. Несмотря на простое название, реальный процесс далеко не прост. В психологических исследованиях выявлено множество факторов, влияющих на внимание. Знаете ли вы, что если у вас много мыслей, то вы с меньшей вероятностью сможете что-то уделить внимание, или если вы не прилагаете сознательных усилий для запоминания информации, вы, скорее всего, забудете ее?
- Сначала мы рассмотрим определение внимания в психологии.
- Затем в объяснении будет рассмотрено восприятие и внимание в когнитивной психологии.
- Далее будут рассмотрены виды внимания в психологии.
- После этого будут обсуждаться факторы, влияющие на внимание в психологии.
- Наконец, будут представлены теории внимания в психологии.
Внимание Определение: Психология
Внимание — это целая область теории и исследований в области когнитивной психологии.
Внимание — это когнитивный процесс, включающий наблюдение или осознание чего-либо; это не должно быть в вашем периферийном поле зрения.
Например, когда мы пытаемся вспомнить воспоминания, мы должны обращать на них внимание, чтобы перенести их из хранилища долговременной в краткосрочную память. Теперь мы на самом деле не видим память, а вместо этого фокусируемся на ней.
Мозг получает огромное количество информации; у него ограниченные ресурсы, поэтому он не может обрабатывать все, что мы видим. Здесь вступает в действие процесс внимания.
Процесс внимания можно сравнить с аналогом фильтра. Во время процесса он фильтрует стимулы, которые мы определяем как важные, например. когда мы сосредотачиваемся на нем и игнорируем не относящиеся к делу стимулы.
Восприятие и внимание в когнитивной психологии
Восприятие и внимание имеют взаимозависимые отношения в отношении внимания к стимулам.
Восприятие – это способность наблюдать и осознавать раздражители в окружающей среде, такие как объекты, люди или события. Восприятие не ограничивается тем, что мы видим; это также связано с другими нашими чувствами, т.е. то, что мы слышим, осязаем, обоняем и пробуем на вкус.
Когнитивная психология приложила огромные усилия для объяснения взаимосвязи между вниманием и восприятием.
Исследования показали, что когда мы что-то воспринимаем, мы должны обратить на это внимание, и тогда мы можем сохранить эту информацию как долговременную память. И когда мы сосредотачиваемся на чем-то, мы можем воспринимать больше деталей.
Это подчеркивает взаимозависимую связь между двумя когнитивными процессами.
Исследования в области когнитивной психологии показали, что когда мы обращаем внимание на информацию, можно наблюдать различные вещи, например:
- Во время концентрации внимания можно наблюдать активацию лобной доли (передней части мозга).
- Тело может находиться в состоянии возбуждения.
Общий адаптационный синдром Селеника гласит, что тело автоматически реагирует на стрессоры (возбуждение), заставляя людей концентрироваться или становиться сверхбдительными. Эти симптомы являются формами внимания.
- Характеристики внимания могут различаться в зависимости от типа внимания.
Характерной чертой устойчивого внимания является интенсивная концентрация. С другой стороны, избирательное внимание характеризуется способностью фиксироваться на чем-либо, игнорируя фоновый шум.
Типы внимания в психологии
Хотя внимание представляет собой единый когнитивный процесс, психологи обнаружили, что люди обращают внимание по-разному.
Различают следующие типы внимания:
- Сфокусированное внимание относится к сосредоточению внимания на одном стимуле.
- Избирательное внимание относится к обращению внимания на один стимул, даже если есть отвлекающие факторы.
- Постоянное внимание относится к концентрации внимания на стимуле в течение длительного периода времени.
- Распределенное внимание относится к вниманию, направленному более чем на один стимул одновременно.
- Перемежающееся внимание возникает, когда внимание переключается между различными стимулами.
Таким образом, ваше внимание при подготовке к экзамену (устойчивое внимание) отличается от того, которое вы используете при просмотре игры в регби (распределенное внимание).
Факторы, влияющие на внимание в психологии
Тип доступного внимания зависит от определенных факторов. Факторами, влияющими на внимание в психологии, являются наличие отвлекающих факторов, таких как фоновый шум.
Наша способность концентрировать внимание может различаться в зависимости от контекста этих отвлекающих факторов и стимулов, на которые мы обращаем внимание. Если что-то особенно важно для вас (например, если у вас хорошая память или личный интерес), вы можете быть более склонны обращать на это внимание, и это может повлиять на вашу способность концентрировать внимание.
Это также верно, если у вас мало интереса или нет личного отношения к теме. В этом случае вам, возможно, придется приложить больше усилий, чтобы уделить внимание теме (произвольное внимание), особенно если стимул требует активного участия, как при чтении.
Другие формы удержания внимания могут быть более непроизвольными. Ваше внимание может быть привлечено, если что-то особенно бросается в глаза или вызывает стресс (например, если вы находитесь в опасной ситуации).
Примеры различных форм внимания: непринужденное, непроизвольное, сфокусированное, пространственное и т. д.
Рис. 1. Изображение школьника, занимающегося сосредоточенным вниманием.
Теории внимания в психологии
Основными теориями, способствующими нашим знаниям о внимании в психологии, являются слуховое избирательное внимание и зрительное невнимание. Слуховое внимание было исследовано и теоретизировано Черри и Морреем в 1959 .
Теория зрительного невнимания была исследована Simon and Chabris (1999) .
Слуховое избирательное внимание
Черри разработал теорию слухового избирательного внимания в 1959 году. В этом исследовании Черри (1959) использовал методы исследования дихотического затенения. Черри предложил «эффект вечеринки с коктейлем», чтобы объяснить, как может измениться избирательное внимание.
Эта теория объясняет пример слухового внимания в контексте вечеринки.
Когда кто-то разговаривает со своими друзьями, он обращает внимание на этот разговор. Однако, если они вдруг услышат, как их зовут с противоположной стороны комнаты. Внимание человека будет сосредоточено на человеке, который назвал его имя, а не на разговоре.
Избирательное слуховое внимание — это способность фокусироваться на звуковом стимуле, который интересует человека, игнорируя при этом другие.
Следуя этим результатам, Морей (1959) провел три эксперимента, чтобы подтвердить выводы Черри.
Он попытался сделать это с помощью эмпирических методов. Его исследование также предоставило доказательства того, как работает эффект коктейльной вечеринки.
Например, Морей обнаружил, что участники лучше слышали «отклоненное» сообщение, когда они слышали аффективные сигналы, а не неаффективные. Это открытие предполагает, что люди могут переключать свое внимание, и это может происходить даже тогда, когда они зациклены на стимуле, потому что услышали что-то связанное с ним.
Зрительное невнимание
Похоже, мы обращаем внимание на визуальные стимулы иначе, чем на слуховую информацию. Саймон и Чабрис (1999) отметили это при исследовании преднамеренной слепоты.
Слепота по невнимательности означает, что человек не замечает явно присутствующий стимул. Согласно этой теории, мы пропускаем информацию, потому что люди заняты другими раздражителями.
Зрительная невнимательность, как и слуховое внимание, возникает, когда человек не видит что-то очевидное.
В ходе исследования участников просили сосредоточиться на задаче. Исследователи сказали участникам, что они будут проверены после того, как видео закончится, чтобы убедиться, что они зациклились на задаче.
Целью исследования было выяснить, восприняли ли участники неожиданное событие. Неожиданным событием стала женщина с зонтиком или женщина в костюме гориллы.
Исследование показало, что люди чаще замечают вещи:
- Когда они сосредоточены на простой задаче, а не на сложной.
- Ясно видны раздражители, на которые они не обращают внимания.
- Когда стимулы имеют сходные с ними физические характеристики.
Подобно открытиям Черри и Морей, невнимательность можно преодолеть, если стимулы, на которые они не обращают внимания, связаны с человеком.
Внимание – основные выводы
- Определение внимания в психологии – это когнитивный процесс, который включает в себя наблюдение или осознание чего-либо.
- Вот некоторые примеры типов внимания в психологии: сфокусированное, избирательное, устойчивое, разделенное и чередующееся внимание.