Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание
Во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжают сохранять важное значение в наши дни мировоззренческие взгляды, идеи, основанные на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Их нередко называют «жизненной философией». Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения заключает в себе мироощущение, умонастроение широких слоев общества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является массовым и реально «работающим» сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо, чтобы утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового политического, экономического, экологического, социального, нравственного мышления коснулись не единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их жизни, действия.
Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку неоднородны — по характеру образования, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по национальным, религиозным и другим традициям — его носители. Отсюда широта диапазона «жизненной философии» — от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления полноценного, просвещенного здравого смысла, трезвой, разумной жизненной ориентации в среде ученых, художников, политиков и др.
Своеобразной разновидностью жизненно-практического мировоззрения являются взгляды, формирующиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов, писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусства внедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем. Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющие цвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественное мировоззрение.
Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического и другого творчества, могут в определенной степени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий пример тому — огромное влияние творчества Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского на отечественную и мировую философию.
Мировоззрение, выраженное в его обыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабо защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений (националистических и других), современных «мифов» (например, вульгарно толкуемого равенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих свои узкоэгоистические цели отдельных социальных групп. Не застрахованы от такого рода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным, литературным, инженерным и другим трудом.
Житейское миропонимание в его массовых, повседневных формах носит стихийный характер, не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции могут в критических ситуациях захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. И наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. Эти черты присущи жизненно-практическому миропониманию лишь в наиболее зрелых его проявлениях. Но и на этом уровне воззрения, формирующие мысли и действия, все же нечасто сами подвергаются специальному критическому анализу, осмыслению.
Это осуществляется уже на другом, теоретическом уровне миропонимания, к которому принадлежит и философия. Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг — мировоззрение, а входящий в него меньший — философия.
В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философские системы взглядов претендуют на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также принципов и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ в высоком смысле этого слова не только сам является носителем, творцом, реформатором определенного мировоззрения, но и видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение вообще предметом своего теоретического анализа, специального изучения, обязательно подвергнуть его критическому суду разума (характерно в этом отношении название трех важнейших философских сочинений И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»), воссоздать систему миропонимания в наиболее зрелой интеллектуальной форме.
Однако рассмотренная нами градация «обыденное — теоретическое» недостаточна для понимания своеобразия философского мировоззрения. Необходимо также определить место философии среди других социально-исторических типов мировоззрения.
Смотри видео на RUTUBE
Группа ВКонтакте — Философия одной Души
2,962
Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание
Во все исторические эпохи обнаруживало себя и сохраняется в наши дни мировоззрение, основанное на здравом смысле и многообразном повседневном опыте. Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения включает в себя мироощущение, умонастроение, навыки поведения широких слоев общества. Ее нередко называют «жизненной или житейской философией». Она играет важную роль, поскольку является массовым и реально «работающим», не «книжным» сознанием. И вовсе не случайно в эпохи перемен новое политическое, экономическое, религиозное, нравственное мышление утверждается лишь тогда, когда осваивается тысячами, миллионами людей и начинает определять их жизнь и поступки.
Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку велик разброс в уровне образования и интеллекта его носителей, в характере их духовной культуры, национальных, религиозных и иных традиций. Отсюда и широкий диапазон его возможных вариантов от примитивных, обывательских форм сознания до просвещенного «здравого смысла». Жизненная философия людей образованных нередко складывается под влиянием их знаний и опыта в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политиков, чиновников.
Мировоззрению в его массовых проявлениях присущи и сильные и слабые стороны. Оно заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание и сегодня не защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых (националистических и других) настроений, современных мифов (например, о панацее рынка и обогащения или же о вульгарно толкуемом равенстве) и иных не вполне зрелых проявлений массового сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии на него со стороны кланов и социальных групп, преследующих свои узкоэгоистические цели.
Не застрахованы от таких влияний и профессионалы, занятые научным, литературным, инженерным и другим трудом.Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции в критических ситуациях могут захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. С такого рода проблемами жизненно-практическое миропонимание справляется лишь в зрелых его проявлениях. Но и тут сложившийся образ мысли и поведения становится «второй натурой» и нечасто подвергается тщательному анализу, осмыслению.
Иное дело — критическая работа ума на основе сравнения разных форм опыта. Такая работа, как правило, осуществляется уже на другом — просвещенном, размышляющем уровне сознания. К зрелым интеллектуально-теоретическим (или критико-рефлексивным) формам миропонимания принадлежит и философия. Однако эту миссию выполняют не только люди «умствующие», «логические», наделенные ясным умом. В ней успешно участвуют и те, кого природа одарила глубокой интуицией, — гении религии, музыки, литературы, политики, наконец, журналисты, глубоко и масштабно схватывающие суть происходящего, судьбы людей, их нравственное величие и уродство, падение.
Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг — мировоззрение, а входящий в него меньший — философия.
В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования. Ранее сложившиеся позиции вновь и вновь выносятся на суд философского разума (характерно в этом отношении название трех важнейших философских сочинений И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»). Философ — специалист по мировоззрениям. Они для него — предмет специального анализа, прояснения, оценки. С помощью такого анализа тщательно выверяется смысловая и логическая добротность принципов, выводов, обобщений. Продумываются также нормы, идеалы, определяющие образ жизни, устремления людей. Но этим дело не ограничивается. Философ в высоком смысле этого слова — не только строгий судья, но и творец (или реформатор) определенного мировоззрения. Главную свою задачу он видит в том, чтобы выстроить систему миропонимания, которая бы соответствовала мироощущению его современников (и его самого) и вместе с тем, по возможности, отвечала взыскательным требованиям интеллекта.
Для понимания своеобразия философии необходимо также определить ее место среди других исторических типов мировоззрения, уяснить смысл слов «переход от мифа к логосу» — краткой формулы рождения философии.
Мифология Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался.
Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.Своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоциональных, поэтических образах, метафорах. Здесь сближались явления природы и культуры, на окружающий мир переносились человеческие черты. В результате очеловечивались (олицетворялись, одушевлялись) космос и другие природные силы. Это роднит миф с мышлением детей, художников, поэтов, да и всех людей, в сознании которых в преобразованном виде «живут» образы старинных сказок, преданий, легенд. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических сюжетов заключалась и обобщенная работа мысли — анализ, классификация, особое символическое представление мира как целого.
В мифе не разграничивались сколько-нибудь отчетливо мир и человек, идеальное и вещественное, объективное и субъективное. Человеческая мысль проведет эти различия позже. Миф же — это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, — своего рода «художественную религию», полную поэтических образов, метафор. В ткани мифа причудливо сплетены реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, мысль и чувство, знание и вера.
Миф выполнял многообразные функции. С его помощью осуществлялась связь «времен» — прошлого, настоящего и будущего, формировались коллективные представления того или иного народа, обеспечивалось духовное единение поколений. Мифологическое сознание закрепляло принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживало, поощряло определенные формы поведения. Оно заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, стремление найти разрешение противоречий и обрести согласие, внутреннюю гармонию человеческой жизни.
С угасанием первобытных форм жизни миф как особая ступень развития сознания людей сходит с исторической сцены, но не умирает вовсе. Через эпос, сказки, легенды, исторические предания мифологические образы, сюжеты вошли в гуманитарную культуру различных народов — в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Так, в произведениях мировой литературы и искусства отражены темы древнегреческой и многих других мифологий. Мифологические сюжеты вошли во многие религии. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология в целом утрачивает свою прежнюю роль. Своеобразное социальное, политическое и другое мифотворчество существует, активно проявляя себя, и в наши дни. Его воздействию более всего подвержено массовое сознание, само творящее немало «мифов» и некритично осваивающее мифологемы, изобретаемые и насаждаемые современной идеологической индустрией. Но это уже — иные времена, иные реалии.
Миф в собственном смысле слова — как целостный тип сознания, особая форма жизни первобытных народов — себя изжил. Однако не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на вопросы о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, о тайне рождения и смерти.
Время показало, что это — принципиальные, ключевые вопросы всякого миропонимания. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения — религия и философия.В поиске ответов на вопросы миропонимания, поставленные в мифологии, творцы религии и философии избрали в принципе разные (хотя и поныне иногда тесно сближающиеся) пути. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.
Влияет ли ваше мировоззрение на ваше благополучие?, Сэм Вулф
Наше мировоззрение, наши представления о том, что такое реальность, наши взгляды на то, что (если вообще что-либо) имеет ценность и значение, то, что Олдос Хаксли назвал «личной жизненной философией». ‘, способствует более значительному, чем мы часто думаем, нашему психическому благополучию. От пессимизма до экзистенциализма, может ли чтение определенных философских идей действительно привести к депрессии? С подключением все не так просто. Философия может как угнетать, так и вдохновлять нас. Но, в конце концов, наше мировоззрение имеет значение — важно, что мы думаем, — пишет Сэм Вульф.
Психология философии — относительно новая область. Это относится к взаимосвязи между психологическими чертами и философскими убеждениями. Недавно эта область привлекла значительное внимание после публикации нового исследования психолога Дэвида Б. Ядена и философа Дерека Э. Андерсона.
В этом исследовании, опубликованном в журнале Philosophical Psychology , 314 профессиональных философов опросили об их взглядах на определенные философские вопросы, а затем оценили их психологические факторы, такие как личность, психическое здоровье и жизненный опыт, а также демографические данные.
Яден и Андерсон включают в начало своего исследования строку из книги Уильяма Джеймса Прагматизм (1907): «История философии в значительной степени представляет собой историю определенного столкновения человеческих темпераментов». Они включают также наблюдение Фридриха Ницше в « Beyond Good and Evil » (1886) в разделе «О предубеждениях философов», где он утверждал, что конкретный взгляд или позиция философа проистекает в меньшей степени из их бескорыстного поиска истины. чем их инстинкты и личная жизнь, которую он или она затем защищает с постфактум рационализации. Как пишет Ницше: «Мне постепенно стало ясно, из чего до сих пор состояла всякая великая философия, а именно из признания ее создателя и из рода невольной и бессознательной автобиографии».
Эта мысль определенно приходила мне в голову раньше. Я думаю, в какой-то степени верно, что разногласия в философии сводятся к конфликту между разными личностями, предпочтениями, желаниями, страхами, жизненным опытом и состояниями психического здоровья; хотя многие философы хотели бы думать, что философские аргументы чисто рациональны.
Связь между психологическими чертами и философскими убеждениями
В своем исследовании Яден и Андерсон обнаружили несколько ассоциаций между определенными психологическими чертами и философскими убеждениями (хотя, что интересно, авторы не обнаружили существенной корреляции между демографическими или личностными особенностями и конкретными философскими взглядами). ) Некоторые корреляции неудивительны; такие как теизм и идеализм, связанные с переживанием самотрансцендентного опыта.
Тем не менее, одно интересное открытие заключается в том, что философы, которые использовали психоделики и каннабис, с большей вероятностью придерживаются более субъективистского взгляда на мораль и эстетику (точка зрения, что не существует объективной истины о том, что делает что-то «хорошим» или «красивым»). . Другая заключается в том, что жесткий детерминизм (вера в то, что человеческие действия полностью определяются законами природы и, следовательно, не существует подлинной свободы воли) связан с более низкой удовлетворенностью жизнью и более высокой депрессией/тревожностью.
Находка, связанная с жестким детерминизмом и ухудшением психического здоровья, особенно интересна для меня, поскольку ранее я исследовал связи между философией и психическим здоровьем.
То, как мы похожи на людей, может привести нас к определенным взглядам, но верно и обратное: определенные взгляды могут изменить нас как людей. В этом эссе я хотел бы обсудить вопрос о том, может ли философия нанести вред вашему психическому здоровью. Принято считать, что депрессивные люди с большей вероятностью могут быть пессимистами и антинаталистами, но могут ли некоторые мировоззрения на самом деле увеличить вероятность того, что вы впадете в депрессию? Кроме того, есть несколько других философских взглядов, которые, как мне кажется, могут быть связаны с различными последствиями для психического здоровья.
Многие философы боролись со своим психическим здоровьем, обычно страдая от депрессии и нервных срывов; эти цифры включают Уильяма Джеймса, Джона Стюарта Милля, Сёрена Кьеркегора, Мишеля Фуко и Дэвида Юма. Может ли профессия философа или конкретно их идеи быть виноваты в их слабом психическом здоровье? Или они поддались бы этим состояниям бедствия в отсутствие философии? Может быть, у некоторых был такой темперамент, который подвергал их риску проблем с психическим здоровьем и который также привлекал их к философии; а затем их философская жизнь, в конце концов, сыграла определенную роль в их борьбе за психическое здоровье.
Философский пессимизм/антинатализм и депрессия
Говоря лично, хотя я нахожу как философский пессимизм, так и антинатализм мировоззрениями, заставляющими задуматься, всякий раз, когда я уделяю им слишком много внимания (за исключением других точек зрения), это может, что неудивительно, ухудшают мое настроение и чувство удовлетворенности жизнью. Катеина Лахманова, редактировавшая книгу « История антинатализма: как философия бросила вызов вопросу деторождения» (2020), казалось, выразила аналогичную озабоченность во время своего появления на0003 Подкаст «Изучение антинатализма» : «Я не хочу заниматься исследованием антинатализма на постоянной основе, просто трачу все свои дни [изучая] такие пессимистичные, депрессивные темы… Я просто не в состоянии это делать». А писатель Роб Дойл в статье под названием « Зима в Париже », опубликованной в The Dublin Review , рассуждал о том, не лучше ли ему никогда не читать определенные пессимистические произведения. В Париже, где он пытался написать эссе об Эмиле Чоране (румынский философ провел большую часть своей жизни в городе), Дойл беседует со своей подругой Зоэ:
За окном горизонт Парижа медленно освещался поздними зимними сумерками. Я сказал Зои: «Это забавно. Писатели, которые значат для меня больше всего, часто какая-то часть меня желает, чтобы я вообще никогда их не читал.
‘Вы имеете в виду Чорана?’
Я кивнул.
«Но почему? Вы можете брать или оставлять любые идеи, которые вам попадутся. Это ответственность, вот что это значит. Вас никто не заставляет».
‘Но есть тенденции, которые могут поощрять такие писатели, как Чоран или Шопенгауэр. Отчаяние, уход. В религиях, в христианстве отчаяние есть грех. Это интересно».
Она задумалась, затем покачала головой. «Мне очень легко выйти из этого туннеля, когда я закрываю книгу. Я не собираюсь отвергать вселенную только потому, что так сказал Шопенгауэр или кто-то другой.
— Конечно нет. Но у вас нет этих склонностей, ожидающих своего запуска. Я имею в виду, что это выбор. Это отступление. Я чувствую, что это опасно, опасность реальна. Сжигание мира. Отчаяние. Я чувствую, что уже держусь за него кончиками пальцев. Серьезно, иногда кажется очень легким просто перестать заниматься, отвернуться от всего. Но это своего рода самоубийство, духовное самоубийство. Это acedia. Я нерешительно прочистил горло. «И это покончило бы со мной как с писателем», — добавил я.
Ранее в этом эссе Дойл сказал о Чоране: «Он обострил во мне те самые тенденции, которые я пытался обуздать всю свою взрослую жизнь», а затем продолжает перечислять такие черты, включая не только отчаяние и замкнутость. но также оцепенение, пораженчество, изоляция, ярость, враждебность.
Погружение в идеи этих писателей в каком-то смысле похоже на чтение слишком большого количества новостей. Новость сама по себе может быть точной и ценной — как и некоторые пессимистические и антинаталистские аргументы, — но она также предлагает однобокую и узко негативную картину мира. Теперь, если чтение слишком большого количества пессимистических или антинаталистских текстов усугубляет плохое психическое здоровье, это не отменяет ни одну из позиций. На самом деле, такая реакция может быть понятна в свете страданий людей и нечеловеческих животных, которые часто подчеркиваются в этих мировоззрениях.
Это не обязательно означает, что философский пессимизм или антинатализм следует игнорировать или отвергать из-за страха усугубить несчастные чувства, но, возможно, в некоторых случаях одержимость этими темами бесполезна — по крайней мере иногда — для людей с очень тревожным психическим здоровьем. вопросы. Философский пессимизм и антинатализм могут показаться идеальным оправданием чрезвычайно депрессивного мировоззрения, но это кажущееся оправдание может еще больше затруднить преодоление своих когнитивных искажений и негативных предубеждений; кроме того, это может препятствовать попыткам выздороветь или представить себе лучшее будущее — любые чувства оптимизма, надежды, радости или благодарности могут быть просто отвергнуты как иррациональные и обманчивые.
Тем не менее, как я утверждал в статье для The Apeiron , вполне возможно и последовательно жить счастливой, радостной и наполненной смыслом жизнью, серьезно относясь к философскому пессимизму.
Возможно, вера в мягкий детерминизм (или компатибилизм) окажет меньшее влияние на психическое здоровье. Это относится к вере в то, что чьи-то действия определяются причинно-следственной цепью событий, однако свободная воля человека существует в том смысле, что мы несем моральную ответственность за свои действия и обладаем способностью действовать в соответствии со своей природой и желаниями (хотя наша природа и желания по-прежнему формируются внешними факторами, такими как гены, общество и воспитание). Артур Шопенгауэр выразил нечто подобное этой точке зрения, когда сказал: «Человек может делать, что хочет, но не может хотеть, как хочет».
Эммануэль Левинас сказал, что вся философия — это призыв к «бесконечной ответственности, к неутомимому бодрствованию, к полной бессоннице».
В то же время, независимо от того, связан ли жесткий или мягкий детерминизм с ухудшением психического здоровья, такой эффект не является неизбежным. Это просто означает, что вера в свободную волю на 90 003 вероятнее на 90 004 лучше для вашего психологического благополучия.
Философия и бессонница
В своей статье для «Частично изученной жизни Чорана» я описал, как борьба философа с бессонницей повлияла на его мышление и идеи. Но также верно и то, что причинность может быть обратной: сама философия может вызывать бессонницу. Некоторые мыслители даже считают, что они тесно взаимосвязаны. Например, в Totality and Infinity (1961) Эммануэль Левинас сказал, что вся философия — это призыв к «бесконечной ответственности, к неутомимому бодрствованию, к полной бессоннице». А французский философ и психоаналитик Анн Дюфурмантель выразила похожее мнение в « Свидании вслепую: секс и философия » (2003), утверждая, что «философия родилась с тревогой, с вопросами, с бессонницей. Он берет на себя беды мира и поэтому не может спать».
Как это так? Что ж, философия, учитывая ее природу, может привести к безостановочному анализу, в результате чего вы переворачиваете философскую проблему в своей голове на грани одержимости и беспокойства. Философия — это непрерывный и бесконечный процесс споров и контраргументов по глубоким и сложным вопросам. Непрекращающиеся сомнения, пересмотр и отказ от взглядов, которые раньше казались такими устойчивыми и надежными, могут заставлять человека ложиться спать поздно. Вы можете попытаться прийти к спокойному завершению, но так и не прийти к нему. Философия также может способствовать тому, чтобы у вас в голове возникали воображаемые аргументы, когда вы остаетесь наедине со своими мыслями. Эта внутренняя болтовня не очень умиротворяющая и, мягко говоря, усыпляющая.
Для тех, кто уже подвержен чрезмерному мышлению и бессоннице, возможно, что философствование может в конечном итоге усилить эти тенденции. Я определенно испытывал это при случае. Были времена, когда я думал о философской позиции или писал о ней, но затем продолжал подвергать сомнению свою позицию по ней и находил пробелы в своих аргументах. Должна быть — и часто — возможна просто отложить эти размышления и написание поправок на следующий день, но иногда это может быть сложно. Действительно, философия может поддаться «неутомимому бодрствованию», которое описывает Левинас.
Экзистенциализм и психическое здоровье
Поскольку депрессия и тревожность могут носить экзистенциальный характер; то есть; Что касается состояния человека, изучение некоторых экзистенциалистских философий может усилить этот тип депрессии и тревоги. Интересно, что большая часть экзистенциалистской мысли сосредоточена на представлении о том, что люди в основе своей свободны, однако это рассматривается в сомнительных терминах; Жан-Поль Сартр, например, сказал, что мы « приговорены к свободе» (выделение добавлено), а Кьеркегор высказал мнение, что «беспокойство — это головокружение свободы».
Таким образом, хотя вера в свободную волю может принести пользу психическому здоровью одних людей, у других она также может вызвать чувство беспокойства и вины; ибо если мы фундаментально свободны, то у нас есть головокружительный набор возможных вариантов выбора, способность принимать множество решений, изменяющих жизнь, и при этом мы несем единоличную ответственность за все, что мы делаем.
Затем у нас есть теория экзистенциального нигилизма: идея о том, что человеческая жизнь по своей сути тщетна и бессмысленна (изложена в «9-м романе» Альбера Камю).0003 Миф о Сизифе ), которые могут легко спровоцировать, усилить или усугубить депрессию. Конечно, Камю предложил способ справиться с бессмысленностью жизни, а именно сделать выбор быть счастливым несмотря ни на что. Но этот рецепт может не удовлетворить многих людей, и в этом случае его мрачный диагноз человеческого состояния все еще является проблемой, с которой нужно бороться.
Опять же, тратить много времени на размышления, чтение и письмо об этих проблемах может быть проблемой не для всех — Камю лично получал удовольствие от мелочей жизни и не замечал все как бессмысленное: «Все здесь кажется бесполезным, кроме солнца, наших поцелуев и диких запахов земли… Здесь я оставляю порядок и умеренность другим. Великая свободная любовь к природе и морю полностью поглощает меня».
Но возможно, что чтение некоторых текстов в состоянии тяжелой депрессии может быть полезным не для всех. В то время как Камю предлагает читателям представить, что они счастливы от бессмысленной жизни, этот акт преднамеренного и вызывающего счастья может показаться невообразимым и смешным, когда он подавлен. С другой стороны, это контринтуитивное решение может быть именно тем, что нужно человеку, просто потому, что оно представляет идею о том, что есть некоторый выбор в том, как человек себя чувствует. Нет простого способа сказать, как идеи о проблемах человеческого существования и их решениях повлияют на психическое благополучие.
Заключительные замечания
Целью этого обсуждения не было показать, что философия является серьезным фактором риска психических заболеваний, о котором следует беспокоиться. Я мог бы также написать пост о том, как философия может принести пользу вашему психическому здоровью, что больше соответствовало бы позитивной психологии: это включало бы в себя рассмотрение того, как философские убеждения и философская дисциплина могут дать вам положительный опыт и улучшить качество вашего сознания. жизнь. Это для другого поста, пожалуй.
Философская психология все еще находится в зачаточном состоянии как область, и мы надеемся, что будущие исследования прольют свет на то, как то, что мы считаем истинным, меняет нас как личности. Философия есть и всегда будет дисциплиной, способной вызвать драматические сдвиги в том, как мы думаем, чувствуем и действуем; лучше или хуже.
Выше приведена укороченная версия, более длинную можно найти здесь .
8 ноября 2021 г.
Распространено с разрешения Института искусства и идей. IAI.tv содержит более 3000 видеороликов, статей и курсов от ведущих мыслителей мира по самым актуальным вопросам современности. Сэм Вулф — писатель-фрилансер, блогер и журналист из Лондона. Он специализируется на философии, психическом здоровье, психоделиках, науке.
Что влияет на ваше мировоззрение? — Daily Hope с Риком Уорреном — 11 ноября 2021 г.
Что влияет на ваше мировоззрение?
Рик Уоррен
«Защитите меня от общественного мнения, и я заступлюсь за вас перед моим Небесным Отцом. Если ты повернешься и убежишь, думаешь, я тебя прикрою? Матфея 10:32-33 (Послание)
Чтобы жить с необычайным мужеством и стоять за Христа, вы должны прояснить свое мировоззрение — фильтр, через который вы видите и понимаете мир. Вчера мы рассмотрели, что значит развивать христианское мировоззрение. Но вам также необходимо понимать нехристианские мировоззрения, которые изо дня в день конкурируют за вашу преданность.
Вот четыре популярных мировоззрения. Читая их, просите Бога показать вам, как эти мировоззрения могут влиять на вас больше, чем христианское мировоззрение.
Материализм: Деньги важнее всего. Материалисты измеряют свой успех богатством. Проблема с этим взглядом заключается в следующем: вы ничего не принесли в мир и ничего из него не возьмете. Вы были созданы не только для вещей. В Луки 12:15 сказано: «Жизнь не зависит от изобилия имущества» 9.0004 (НИВ). Величайшие вещи в жизни — это не вещи.
Гедонизм: Все, что приятно , хорошо. Для гедонистов удовольствие – это их бог. Их цель в жизни – чувствовать себя комфортно и получать удовольствие. Но счастье — это не цель жизни; счастье — это побочный продукт достижения цели. Святость создает счастье. Библия говорит: «Те, кто живет только для удовлетворения своей греховной природы, пожнут тлен и смерть от этой греховной природы. А те, кто живет в угоду Духу, пожнут от Духа жизнь вечную» 9.0004 (Галатам 6:8 NLT).
Индивидуализм: то, что я хочу, прежде всего. Америка была построена на жестком индивидуализме, и сегодня он превратился в культуру нарциссизма. Но Бог не создал вас, чтобы жить для вас. Если вы хотите следовать за Иисусом, вы должны отложить в сторону свои эгоистичные амбиции. В Послании к Римлянам 2:8 говорится: «На тех, кто ищет своекорыстия и отвергает истину и следует злу, будет ярость и ярость» (NIV). Бог противостоит эгоцентризму, потому что Бог есть любовь, а любовь никогда не бывает эгоистичной.
Политика как религия. Я выступал на многих крупных светских конференциях и обнаружил следующее: политика — это религия людей, не знающих Бога. В политике нет ничего плохого, но она не должна быть вашим спасением. В Филиппийцам 3:20 говорится: : «Наше гражданство на небесах. И с нетерпением ожидаем оттуда Спасителя, Господа Иисуса Христа» (NIV). Будьте ответственным гражданином. Но отдайте свою величайшую верность Богу, а не правительству.
Что является результатом этих популярных мировоззрений? Разрушение нашей культуры, кризис в наших школах, коррупция в нашем бизнесе, хаос в нашем правительстве, похоть в наших церквях, неразбериха в наших семьях и конфликты в нашей личной жизни. Когда вы не следуете жизненному руководству по эксплуатации, вам становится больно. Другими словами, когда вы нарушаете Божьи законы, вы тоже сломаетесь.
Чтобы противостоять этим распространенным мировоззрениям, Бог призывает христиан отстаивать Его истину «против мирового мнения». Вы можете сделать это только тогда, когда у вас есть прочное основание в Божьем Слове и необыкновенное мужество, которое исходит от отношений с Ним.
ВОСПРОИЗВЕДИТЕ сегодняшнее аудиоучение пастора Рика
Чтобы узнать больше о «Ежедневной надежде» с Риком Уорреном, посетите сайт pastorrick.com!
Развивайте отношение благодарности — и все изменится!
Если вы когда-нибудь замечали, что чем больше кто-то благодарен, тем он счастливее, то это не случайно. Эксперты обнаружили, что благодарность уменьшает стресс и приводит к большей удовлетворенности жизнью и общему счастью. Это делает вас здоровее, чем любая другая эмоция!
Библия согласна с этим, и Бог может многое сказать о развитии в вашей жизни отношения благодарности. Вот почему пастор Рик разработал совершенно новое исследование Библии под названием Сила благодарности .