ВНИМАНИЕ — это… Что такое ВНИМАНИЕ?
избирательно-активное состояние психич. деятельности, являющееся предпосылкой наилучшего отражения действительности. Физиологич. основой В. является возникновение в коре головного мозга очага оптимальной возбудимости, вызывающее по закону отрицательной индукции более или менее глубокое торможение окружающих участков. Соотношение нервных процессов в коре, определяющее степень и направленность В., устанавливается в зависимости от характера действующих раздражителей, содержания выполняемой деятельности и постоянно меняется. В. привлекается всяким непривычным изменением внешней обстановки, появлением новых раздражителей, что вызывает со стороны организма ориентировочный или исследовательский рефлекс. У человека развились сложные условнорефлекторные формы ориентировочно-исследовательской деятельности, отвечающие обществ. характеру жизненных условий. Различают В. непроизвольное и произвольное. Как в одном, так и в другом случае В. человека привлекается прежде всего предметами, приобретшими в ходе жизни определенное значение и связанными с потребностями и задачами деятельности.


Л. Гурова. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
Понятие внимания. Виды внимания — Студопедия
Вопросы
Лекция 1.7. Внимание и память
1. Понятие внимания. Виды внимания.
2. Функции и свойства внимания.
3. Понятие памяти. Виды памяти.
4. Процессы памяти.
5. Развитие внимания и памяти школьников.
На человека воздействует множество внешних раздражителей, у него имеется ряд разнообразных потребностей. Из массы окружающих объектов он выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Это осуществляется с помощью внимания.
Внимание – направленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на чем-либо определенном при одновременном отвлечении от другого.
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Другие ученые не рассматривают внимание как самостоятельное явление, так как с их точки зрения оно, так или иначе, присутствует в любом другом психическом процессе. Также ведутся дискуссии относительно того к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни ученые считают, что внимание – это познавательный процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность человека, в том числе и познавательная невозможна без внимания, а само внимание требует проявления волевых усилий.
Так или иначе, доказано, что внимание представляет собой особую форму психической активности человека и является необходимым условием всякой деятельности, обеспечивает ее результативность. Роль внимания значительна.
Физиологические основы внимания. Внимание, как и любой другой процесс, связано с определенными физиологическими механизмами. По своей природе внимание рефлекторно (И. М. Сеченов). Однако в отличие от других психических процессов внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, которые связаны с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга.
Для понимания физиологических основ внимания важен установленный И. П. Павловым закон индукции нервных процессов. Согласно ему процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают (индуцируют) тормозные процессы в других участках мозга. Следовательно, физиологическую основу внимания составляют возбуждение одних нервных центров и торможение других.
Важный вклад в изучение физиологических механизмов внимания внес А. А. Ухтомский. Согласно его представлению, возбуждение распределяется по коре больших полушарий неравномерно и может создать в ней очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер (dominas – в переводе с лат. – господство). Доминирующий очаг возбуждения не только подавляет и тормозит другие центры возбуждения, но способен усиливаться за их счет, словно «притягивая» к себе их процесс возбуждения. Доминанта отличается от оптимального возбуждения большей силой и, главное, повышенной устойчивостью, стойкостью. Именно она обеспечивает концентрированное, устойчивое внимание.
Доминанта – временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения, характеризующийся способностью накапливать в себе возбуждения и тормозить работу других нервных центров.
Итак, внимание означает наличие в коре головного мозга участков с повышенной (доминирующей над остальными) или пониженной нервной возбудимостью, взаимосвязанных между собой по закону индукции. В результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.
Концепция И. П. Павлова и А. А. Ухтомского получила в настоящее время подтверждение. Современные нейрофизиологические исследования указывают на ведущую роль корковых механизмов в регуляции внимания. Установлено, что внимание возможно только на основе общего бодрствования коры головного мозга, повышения активности ее деятельности. В настоящее время в мозгу обнаружены особые нейроны, получившие название «нейронов внимания».
Различают следующие виды внимания:
1. Непроизвольное (непреднамеренное) внимание.
2. Произвольное (преднамеренное) внимание.
3. Послепроизвольное внимание.
1. Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. Поэтому его часто называют пассивным или вынужденным вниманием. В основе возникновения непроизвольного внимания лежат разные причины, которые условно можно разделить на две группы:
а) внешние причины (сила и неожиданность раздражителя; новизна, необычность, контрастность раздражителя; подвижность раздражителя).
б) внутренние причины (интересы; настроение; переживания; потребности человека).
2. Произвольное внимание возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности (т.е. очаг возбуждения поддерживается сигналами, идущими от второй сигнальной системы – указания, самоприказ и пр.).
Условиями возникновения произвольного внимания являются:
— осознание обязанности в выполнении данной деятельности;
— отчетливое понимание и внутреннее принятие конкретной задачи.
Способствуют функционированию произвольного внимания создание желаемого образа результата деятельности, привычные и оптимальные условия работы, наличие косвенных интересов.
Послепроизвольное внимание – возникает на основе произвольного, после него, в результате интереса к самому процессу деятельности и не требует специальных волевых усилий. В отличие от непроизвольного внимания послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями, но здесь нет волевых усилий, а деятельность поддерживается сильным интересом (и не столько к результату, сколько к процессу деятельности). Роль этого вида внимания в любой деятельности очевидна – человек испытывает удовлетворения от хода деятельности и достигает поставленную цель.
В зависимости от объекта различают внешнее (направленное на внешние окружающие предметы и явления) и внутреннее (направленное на собственные мысли, чувства и переживания) внимание.
Внимания в психологии: определение, основные свойства, функции, виды и примеры
Ежесекундно человек получает массу информации об окружающем мире при помощи органов чувств , звуки, визуальное восприятие, тактильные ощущения, вкус, запах.
И если бы все это в полном объеме достигало сознания, память бы оказалась перегруженной в кратчайшее время.
Однако этот процесс восприятия не хаотичен , из всего, что мы чувствуем, отбирается лишь самое важное, остальное же проходит мимо нашего сознания, не отвлекает нас. А происходит это благодаря нашему вниманию, которое и выполняет роль сортировщика. Что же такое внимание в психологии?
Каковы причины синдрома дефицита внимания у взрослых или детей? Узнайте об этом из нашей статьи.
Что это такое в психологии: определение понятия
Внимание в психологии , это избирательный процесс, позволяющий отсеять и контролировать актуальную в данный момент времени информацию о тех или иных проявлениях или объектах внутренней и внешней среды.
Иными словами, внимание позволяет игнорировать не представляющую ценность информацию, не допуская ее в сознание, в то же время сохраняя способность концентрироваться на значимых для человека событиях и ощущениях.
Сущность внимания
В любой человеческой деятельности , умственной или физической, внимание опережает действия, а также организовывает познавательные процессы, потому что мыслительная работа, касающаяся какого-то определенного объекта, будет невозможна, если человек будет сосредоточен на другом.
Внимание есть дверь, которая открывает доступ к человеческому сознанию одним объектам и захлопывается перед другими.
Структура
Внимание обладает сложной структурой, образованной из его качественных характеристик и свойств. Все они взаимосвязаны между собой.
Сами структурные компоненты, в свою очередь, характеризуются по времени, интенсивности, объему, селективности и направленности.
Виды и типы: классификация в таблице
Внимание: какое оно бывает?
Виды внимания | Условия, способствующие возникновению | Присущие характеристики | Примеры |
Непроизвольное | Появление сильного раздражителя, вызывающего контраст в восприятии или эмоциональную реакцию у человека | Легкое, непроизвольное переключение на раздражитель | Раскат грома и вспышка молнии, любые резкие звуки |
Произвольное | Осознанная постановка какой-либо задачи | Направленность в соответствии с задачей, утомляемость, потребность в волевом усилии | Отслеживание передвижения поездов на диспетчерском пульте, решение задачи по математике |
Послепроизвольное | Интерес, возникающий при в процессе занятия деятельностью какого-либо рода | Снятие напряжение при сохранности целенаправленности | Чтение книги, которое со временем вызывает вовлеченность в описываемые события |
Непроизвольное внимание, в свою очередь, разделяется на следующие типы:
- Вынужденное.
Характеризуется тем, что им очень сложно управлять, его вызывают интенсивные стимулы. Например, яркая вспышка света.
- Невольное. Это внимание, которое направлено на объекты, связанные с удовлетворением каких-либо потребностей. Например, невольное обращение внимания на магазин продуктов в том случае, если человек голоден.
- Привычное. Оно касается интересов и человеческой деятельности. Например, при прогулке по незнакомому городу строитель будет обращать внимание на архитектуру, а садовник , на озеленение улиц.
Произвольное внимание разделяется в связи с его особенностями на следующее:
- Волевое. Возникает, когда концентрированность над направленной деятельностью прерывается какими-либо раздражителями. Например, человек сосредоточивается над чтением книги в шумной комнате.
- Выжидательное. Ожидание появления какого-либо объекта , например, телефонного звонка или сообщения при переписке.
- Спонтанное. Удержание внимания над объектом, который вызвал непроизвольный интерес. Например, водитель обращает и удерживает внимание на нехарактерном для нормальной работы звуке двигателя во время езды на автомобиле.
Свойства
Свойства внимания в психологии:
- Устойчивость. Способность какое-то время концентрироваться на каком-либо объекте. Данное свойство зависит от личностных качеств человека, его волевых возможностей, а также мотивации. Устойчивость внимания сохраняется при условии открытия в наблюдаемом объекте каких-либо новых свойств.
- Сосредоточенность. Концентрация внимания на объекте при игнорировании иных раздражителей.
- Объем. Представляет собой количество объектов, которые пребывают в фокусе сознания. Средний объем внимания у людей равен 5 ±, 2 объекта.
- Переключение. Переход от сосредоточенности внимания над одним объектом к иному.
Например, переход от домашнего задания по физике к биологии.
Переключаемость внимания , это волевой процесс, не следует его путать с непроизвольным отвлечением , например, на какой-либо громкий звук.
- Избирательность внимания. Свойство, заключаемое в способности отбирать важные стимулы и игнорировать второстепенные. Селективное внимание, например, может быть проиллюстрировано беседой с одним человеком в большой компании, когда воспринимается только речь собеседника, но полностью игнорируется содержание беседы других людей.
- Распределенность. Распределение и направление внимания одновременно на несколько объектов. Примером направленности внимания является вождение автомобиля, когда водитель сосредоточивается над визуальным контролем ситуации на дороге и управлением транспортного средства.
Функции
Функции внимания:
- активизация требуемых в данное время и игнорирование второстепенных психических и физиологических процессов,
- селекция информации, определяемой насущными потребностями организма,
- концентрация на необходимом объекте или какой-либо деятельности,
- определение направленности восприятия,
- определение и направленность мыслительного процесса.
Объем
Объем внимания характеризует количество объектов, на которых сконцентрировано внимание.
Объем внимания взрослого человека составляет 3-7 объектов, у ребенка он несколько ниже , 2-5 объектов.
Человек, имеющий большой объем внимания, заметит больше явлений и каких-либо факторов, следовательно, он лучше оценит ту или иную ситуацию. Данная характеристика также сильно зависит от осознания связи наблюдаемых объектов между собой и знаний о них.
Примером может являться диагностика заболевания врачом, когда подозрения на ту или иную болезнь возникают при внешнем осмотре, в то время как человек без медицинского образования может не заметить данные симптомы.
Объем внимания учитывается во многих сферах человеческой деятельности.
Например, в идеале рекламная вывеска не должна содержать более 5 слов, так как среднестатистический человек не сможет одним взглядом оценить все преимущества того или иного товара при большем количестве объектов информации на ней.
Особенности: кратко
В чем особенности внимания как психического и познавательного процесса и феномена, как высшей психической функции?
Все психические процессы подразделяются на 3 класса: свойства, состояния и процессы.
Внимание относится к таким психическим явлениям, как процессы познания. Самая важная его особенность , направленность и избирательность.
Отличие внимания от других процессов познания (памяти, восприятия, мышления) в том, что оно не имеет собственного содержания. Оно проявляет себя в рамках данных процессов, характеризует их динамику, регулируя и контролируя деятельность человека.
Закономерности
Внимание подчиняется следующим законам:
- Закон апперцепции. Согласно данному закону, внимание не есть постоянной величиной , оно изменяется со временем, уровень его концентрации нестабилен.
Зависит он от физического самочувствия и психологического состояния человека, от эмоционального фона, от знаний объекта и его взаимосвязи с окружающей обстановкой.
Когда человек плохо себя чувствует , например, чувствует головную боль, он будет гораздо менее внимателен к внешней обстановке, больше концентрируясь на внутренних ощущениях, чем при хорошем самочувствии.
- Закон установки. Характеризует приспосабливаемость человека к наилучшему реагированию или восприятию какой-либо ситуации. Установка , это готовность к какому-то действию. Например, человек, переходящий напряженный участок трассы со множеством движущихся автомобилей, стремится максимально контролировать положение, его зрение и слух напряжены, а сам он пребывает в готовности к внезапному реагированию на нестандартную ситуацию. Однако данный закон оговаривает не только внезапные реакции , это может быть и волевая концентрация внимания при осуществлении какой-либо профессиональной деятельности. Например, ученый-математик с опытом работы может значительно дольше сохранять концентрацию внимания при решении сложной задачи, чем, например, школьник.
- Закон свойств внимания. Он определен основными свойствами внимания, перечисленными выше , распределением, селективностью, объемом и устойчивостью. Примером может быть смена деятельности , человеку необходимо подождать некоторое время, чтобы достичь определенной концентрации внимания при переходе от занятий физической деятельности к умственной.
Управление вниманием
Управление вниманием , это контроль над отвлекающими факторами, которые мешают сосредоточиться над основной деятельностью.
Требует распознавания моментов появления таких раздражителей, а также способности целенаправленно максимально фокусировать внимание при выполнении каких-либо определенных задач.
Способность хорошо управлять своим вниманием позволяет человеку многократно повысить продуктивность его труда. Развитие данной способности ведет к качественному изменению результатов всей его деятельности.
Распределение
Распределение внимания , это возможность человека сконцентрироваться на нескольких объектах одновременно.
Иными словами, это способность единовременно выполнять несколько различных задач.
Ярким примером человека с выдающейся способностью распределять внимание является Юлий Цезарь. Утверждается, что он мог одновременно диктовать содержание письма нескольким писарям, в то время как сам читал абсолютно другой текст.
Возможность распределения внимания можно несколько повысить, пользуясь следующими методами:
- Выполняя работу, требующую повышенного внимания, желательно каждые 15-20 минут отвлекаться и намеренно снижать уровень его концентрации, давать себе непродолжительный отдых.
- В различное время суток человек имеет разную способность к концентрации.
Обычно она выше в часы после пробуждения, однако зависит и от индивидуальных особенностей человека.
- Совмещение близких по смыслу действий приводит к повышению концентрации внимания. Например, ребенок, разучивающий стих и соответственно жестикулирующий, запомнит его быстрее, поскольку в процесс контроля внимания будет вовлечена и физическая, и его умственная активность.
- Автоматизм действий. Опытный водитель не задумывается над процессом переключения передач при вождении автомобиля, что помогает ему больше сконцентрироваться над ситуацией на дороге, в то время как новичка это действие скорее будет отвлекать.
Что такое внимательность?
Внимательность , это свойство личности концентрировать свое внимание на своем внутреннем мире и внешних факторов.
Данная способность особенно развита у великих ученых, писателей, художников, изобретателей.
Еще Ч. Дарвин писал о своей превосходящей способности замечать вещи, ускользающие от взгляда других людей.
Во многом внимательность определяет качество жизни человека. Известный психиатр М. Эриксон говорил, что человек может быть и крайне невнимательным , например, переходя дорогу, не заметить настолько большой объект, как автомобиль.
Поэтому владение своей способностью к концентрации внимания может быть решающей для человеческой жизни во множестве ситуаций.
Виды и свойства внимания:
Произвольное внимание, его особенности, виды, формирование. Произвольное внимание ребёнка
Что собой представляет произвольное внимание, Его определение, характеристики, виды, особенности и формирование.
Внимание – особый психический процесс, благодаря которому наша познавательная активность направляется и сосредоточивается на явлениях и предметах, процессах и связях, присутствующих в окружающем нас мире.
В психологии обычно по степени участия воли в процессе запоминания различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное не отличается ни постановкой цели запомнить, ни приложением усилий. Произвольное, напротив, характеризуется постановкой цели запомнить и сознательным применением усилий воли для запоминания. Послепроизвольное произрастает из произвольного: становясь привычным, усилие воли перестаёт быть в тягость. Постановка цели остаётся, но волевого усилия как такового больше нет. Это происходит, когда процесс целенаправленных усилий становится настолько важным, что человека захватывает его деятельность, и прилагать волевые усилия ему уже не требуется.
Особенности произвольного внимания
Произвольное внимание проявляется, когда мы ставим перед собой задачу и разрабатываем программу её реализации. Умение владеть произвольным вниманием формируется у человека постепенно, оно не является врождённым. Зато, овладев привычкой произвольно управлять своим вниманием, его направленностью и концентрацией, мы легче решаем свои задачи и уже не чувствуем напряжения или дискомфорта в связи с необходимостью сконцентрироваться и удержать внимание на том, на чём необходимо.
Произвольное внимание демонстрирует волевые качества личности и её активность, выявляет круг интересов, цели, результативность. Главная функция этого вида внимания – активное участие в регулировании течения психических процессов. Произвольное внимание позволяет находить в памяти необходимую информацию, выявлять главное, определяться с решением и действовать, решая проблемы и задачи.
Произвольное внимание, включаясь в работу, задействует кору больших полушарий головного мозга (лобные отделы), отвечающие за программирование и корректировку деятельности человека (в том числе и его поведения). Особенность произвольного внимания проявляется в том, что основной раздражитель в этом случае – сигнал от второй сигнальной системы (а не от первой, как это происходит при непроизвольном внимании). Возбуждение, возникающее в коре больших полушарий как мысль или приказ самому себе, становится доминантным. «Подпитка» произвольного внимания происходит при активизации верхних отделов мозгового ствола, ретикулярной формации, гипоталамуса, то есть под воздействием словесных раздражителей. Произвольное внимание является высшей психической функцией, отличающей человека.
Сознательное приложение волевых усилий — особенность произвольного внимания, которая помогает в процессе работы с новым, незнакомым материалом, при возникновении затруднений в работе, при снижении познавательного интереса к теме, при наличии отвлекающих факторов разного рода.
Можно выделить некоторые отличительные особенности произвольного внимания как высшей психической функции:
- его опосредованность и осознанность;
- произвольность;
- возникновение в ходе эволюции развития общества;
- формирование в течение жизни;
- прохождение определенных фаз развития в онтогенезе;
- зависимость и обусловленность развития произвольного внимания ребёнка от его включённости в процесс обучения и от усвоения определенных образцов организации внимания.
Виды и характеристики произвольного внимания
Можно выделить несколько видов произвольного внимания: волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное. Каждый из этих видов произвольного внимания имеет свои специфические черты. Характеристики произвольного внимания в этом случае несколько отличаются друг от друга:
- Волевое проявляется в условиях конфликта между «хочу» и «нужно», когда приходится применить силу воли и приложить усилия.
- Выжидательное проявляется в процессе решения задач, предполагающих бдительность.
- Сознательное по характеру произвольно, но не требует больших усилий и протекает легко.
- Спонтанное внимание, близкое к послепроизвольному, характерно тем, что в этом случае начать что-то трудно, но в процессе работы усилия уже не нужны.
У старших дошкольников произвольное внимание выражено ещё относительно слабо и отличается малой устойчивостью. Поэтому перед родителями и воспитателями стоит непростая задача организовать произвольное внимание ребёнка, не пуская дело на самотёк и не обрекая развитие внимания на зависимость от случайных стечений обстоятельств.
Произвольное внимание ребёнка
Первые признаки произвольного внимания ребёнка проявляются, когда мы указываем ему на игрушку, и при этом ребёнок переводит на него взгляд. Простейшая форма произвольного внимания ребёнка начинает активно развиваться примерно в 2-3 года. К четырём-пяти годам ребёнок под руководством взрослого уже способен выполнять довольно сложные инструкции взрослого, а к шести годам ребёнок уже способен направлять свое внимание, следуя собственной инструкции. Волевые процессы развиваются с шести-семилетнего возраста.
Следует учитывать возрастные возможности ребёнка, ограничивающие время внимательного выполнения заданий. Зачастую родители считают своего ребёнка невнимательным, предъявляя к нему слишком высокие требования. Исследования психологов показывают, что в разном возрасте дети способны сосредоточиться в течение неодинакового времени даже на игре. Так, в шесть месяцев одна игра занимает ребёнка максимум четверть часа, а к шестилетнему возрасту время игры возрастает до полутора часов. В двухлетнем возрасте малыш пока ещё не способен «отвлечься на часок» игрой.
Способность концентрировать внимание также развивается постепенно, и ребёнок, как следствие, с возрастом меньше отвлекается. Исследования показывают, что если в возрасте трёх лет за 10 минут игры малыш отвлекается около четырёх раз, то в шесть лет – только один раз. Поэтому, занимаясь с ребёнком-дошкольниками, нужно отдать предпочтение коротким, чередующимся упражнениям. Каждое задание должно запускать непроизвольное внимание, захватывая новизной, привлекая и интригуя. Затем запускается произвольное внимание: взрослый даёт инструкцию, как выполнять задание. Если ребёнок увлечётся заданием, то запустится и механизм послепроизвольного внимания, что позволит ребёнку заниматься довольно длительно.
Примерно к шестилетнему возрасту происходит постепенное становление произвольного и послепроизвольного внимания: ребёнок способен усилием воли направить внимание на что-то, что нужно сделать, хотя, возможно, предпочёл бы заняться чем-нибудь более увлекательным. И только к третьему классу ребёнок уже может удерживать внимание на протяжении всего урока.
Формирование произвольного внимания
Для формирования произвольного внимания старших дошкольников рекомендуется учитывать факторы, помогающие организовать мобилизацию внимания наиболее эффективно. Этой цели служат:
- Умение группировать воспринимаемые объекты.
- Чёткое построение начала и конца игры, наличие атрибутов.
- Логически последовательные и понятные указания взрослого.
- Чередование разных видов деятельности с использованием разных анализаторов (слуховых, тактильных, зрительных).
- Дозирование нагрузки с учётом индивидуальных особенностей ребёнка-дошкольника, как возрастных, так и личных.
Формирование произвольного внимания происходит под влиянием семьи, детского сада, интеллектуального развития, в целостной системе обучения и воспитания. Оно включает в себя и развитие волевых качеств, и вырабатывание сознательного отношения к получению знаний, и физическое, и эстетическое воспитание. При этом важная роль отводится применению педагогического мастерства, благодаря которому возможно максимально эффективно организовать занятия дошкольников. От педагога потребуются доходчивость, ясность, выразительность подачи материала, наглядность, использование специальных упражнений на развитие внимания. Эффективны выделение букв, закрашивание, нахождение ошибок и другие приёмы. Привлечение дошкольников к новым для них видам деятельности, направление и руководство взрослых постепенно помогут ребёнку овладеть умением управлять вниманием самостоятельно.
В формировании произвольного внимания важная роль отводится воспитанию настойчивого следование к цели, силы воли и целеустремлённости. Не менее важная роль отводится и играм, требующим следовать определённым правилам. Такие игры воспитывают характер, волю, самостоятельность, целеустремлённость и активность.
В следующей статье мы поговорим о развитии произвольного внимания, рассмотрим несколько игр на развитие произвольного внимания, а также подробнее остановимся на видах нарушений и способах коррекции произвольного внимания ребёнка.
Регулярные занятия и тренировки внимания всегда приносят ощутимые результаты. Развивать объём, концентрацию, устойчивость, переключаемость внимания никогда не поздно! Это можно делать ежедневно и с удовольствием, с помощью игровых тренажеров для мозга онлайн .
Желаем Вам успехов в саморазвитии!
Определение, виды, функции внимания. Внимание в классической психологии сознания и его современное понимание.
Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимание (Н.Ф.Добрынин) – это особый вид психической деятельности, выражающийся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Внимание (Рубинштейн) – это в первую очередь динамическая характеристика протекающей познавательной деятельности. Внимание (Э.Титченер) – это сенсорная ясность.
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Возникновение внимания (непроизвольного) определяется физическими, психофизическими и психическими факторами. К основным условиям его возникновения могут быть отнесены качества раздражителей, прежде всего их новизна для субъекта. Новизна может заключаться в появлении ранее отсутствовавшего раздражителя, в изменении физических свойств действующих раздражителей, в ослаблении или прекращении их действий, в отсутствии знакомых раздражителей, в перемещении раздражителей в пространстве (движущиеся предметы обычно привлекают внимание). Внимание вызывает все необычное, самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством — новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привыкания. Внимание привлекают сильные раздражители: громкие звуки, яркий свет и краски, резкий запах. При этом имеет значение интенсивность раздражителя, т.е. соотношения раздражителя по силе с другими действующими в этот момент раздражителями; решающее значение имеет контраст между ними. Это относится не только к силе раздражителя, но и к другим его особенностям. Так, маленькие предметы, скорее замечаются среди крупных, треугольник — среди прямоугольников. Большое значение имеют сложность и повторение раздражителя. Исключительно велика роль непосредственного интереса. То, что интересно, занимательно, эмоционально насыщено, увлекательно, вызывает длительное интенсивное сосредоточение. Внимание вызывают раздражители, соответствующие потребностям индивида, значимые для него. Внимание связано и с общей направленностью личности, предшествующим опытом и воспитанием. Например, новую театральную афишу скорее заметит человек, интересующийся театром, при этом, может быть, не обратив внимание, на объявление о предстоящем футбольном матче. Глаз стилиста поражает нелитературно написанная фраза, для музыканта неприятна фальшивая нота, а для светского человека — нарушения правил хорошего тона. Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Внимание представляет собой не самостоятельный процесс, а лишь характеристику других психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т.д.). Все они направлены на свой объект и в той или иной мере сосредоточены на нем. Нельзя воспринимать без внимания к воспринимаемому и т.д. Внимание сливается с другими психическими процессами, оно составляет их характеристику, но не имеет самостоятельного содержания.
В психологии различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
1) Непроизвольное внимание возникает неожиданно, независимо от сознания, непредвиденно, в деятельности или на отдыхе. Физиологический механизм непроизвольного внимания –безусловная рефлекторная ориентировочная деятельность мозга. Нейрофизиологическим ее механизмом является возбуждение, поступающее к кору из под коркоковых участков коры. Непроизвольное внимание возникает при условии, что сила посторонних раздражителей превышает силу осознаваемых действующих влияний, когда субдоминантные возбуждения при определенных обстоятельствах становятся более интенсивными по сравнению с теми, которые доминируют в этот момент. Возбудить непроизвольное внимание могут не только внешние предметы, обстоятельства, а их внутренние потребности, эмоциональные состояния, наши стремления, все то, что волнует нас. Непроизвольное внимание является кратковременным, иногда оно может возникать, часто мешая ведущей деятельности.
2) Произвольное внимание – это сознательное направленное сосредоточение человека на предметах и явлениях окружающей действительности, на внутренней психической деятельности. ПВ своим главным компонентом имеет волю. Характерные особенности ПВ — целенаправленность, организованность деятельности, осознание последовательности действий, дисциплина умственной деятельности, способность бороться с посторонними отвлечениями. ПВ своим физиологическим механизмом имеет условно–рефлекторную деятельность, способность тормозить ненужные движения и действия. В ПВ ведущим является выбор предмета сосредоточения, способов действия, который сопровождается борьбой мотивов. Возбудители ПВ -осознание потребностей о обязанностей, интересы человека, цели и способы деятельности. Чем отдалений во времени цель, и чем сложнее условия и способы ее достижения, чем меньше привлекает человека сама деятельность, тем большего напряжения сознания и воли она требует, а следовательно и нуждается в ПВ.
3) Послепроизвольное внимание – как показывает опыт и исследования, наступает в результате сознательного сосредоточения на предметах и явлениях, в процессе ПВ. Преодолевая трудности во время произвольного сосредоточения, человек привыкает к ним, сама деятельность вызывает интерес, а то и захватывает исполнителя, внимание приобретает черты непроизвольного сосредоточения. ППВ напряжение воли слабеет, а интенсивность внимания не уменьшается, остается на уровне произвольного внимания. Интерес к деятельности возрастает, она становится боле длительной и продуктивной. Вот почему важно в процессе деятельности — учебной, трудовой, — ее организации и методами работы переводить произвольное внимание в послепроизвольную форму. По этому ППВ способствует успешному выполнению учебных заданий и уменьшению субъективного ощущения усталости. В зависимости от содержания деятельности, внимание направляется или на внешние, непосредственно данные предметы, или явления и движения собственного тела — предметы наших ощущений и восприятия, или на внутренние, — псих. деятельность. В связи с этим выделяются внешние или сенсорные и двигательные, внимания и внутренние, — интеллектуальное. Разделение внимание на внешнее и внутреннее, конечно, условно. Но эти формы проявления внимания имеют свои особенности, на которые необходимо обращать внимание в организации и руководстве учебной и трудовой деятельности. Внешнее внимание играет ведущую роль в наблюдении предметов и явлений окружающей действительности и их отражение в сознании. Оно проявляется в активной установке, в обращение органов чувства к предмету восприятия и наблюдения.
4) Внешнее внимание (сенсорное и двигательное – ярко проявляется в своеобразных движениях глаз, головы, выражениях лица)
5) Внутреннее, или интеллектуальное внимание направляется на анализ деятельности психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления.)
Модель внимания Бродбента: 1) нервная система человека представляет канал с ограниченной пропускной способностью и обработкой информации. 2) Фильтр предотвращает перегрузку в работе нервной системы. Регулирует очередность обработки информации, пропуская в нервную систему одни порции и задерживая другие. 3) кратковременное хранилище – для возникновения обработки большого количества информации, необходимо сохранять информацию. 4) сенсорные системы – первичная обработка информации, которая заключается в её группировке на определенные порции. Они формируются на основании сходства по физическим признакам. 5) в долговременной памяти дан блок, осуществляющий настройку фильтра. 6) система варьирования выхода соответственного входа – блок перешифровки. Информация сразу может быть использована для осуществления действий посредством эффектора. 1 серия экспериментов: испытуемым дихотомически предъявляли 3 пары цифр с различными интервалами между ними – испытуемые должны были воспроизвести эти цифры в порядке их предъявления. 2 серия экспериментов: предъявляли тоже самое. Минимальный интервал 0,5 сек. – просили воспроизводить в любом порядке. Продуктивность увеличилась в 3 раза. Феномен поканального восприятия цифр.
Модель внимания А.Трейсман: смешали цифры и слова. Воспринимали в любом порядке. В начале испытуемый говорит предложение, потом цифры (информация в сенсорной системе может быть сформулирована и по семантическим признакам+фильтр может регулировать очередность пропуска информации на основе семантических признаков). А.Трейсман дихотомически предъявил 2 предложения с одной громкостью и голосом. Испытуемые должны повторить 1 текст. В серии неожиданно для испытуемых меняли местами, испытуемые воспроизводили текст, который слышали до этого. Фильтр работает как аттинюатор – не полностью блокирует перелевантную информацию, он её просто ослабляет.Н.Мэй – 2 сообщения дихотомически – повторение 1 из них. Внезапно в перлевантном сообщении начали предложение с именем испытуемого (многие говорили, что слышали своё имя, некоторые переключались на другое сообщение). Некоторые слова находятся постоянно в состоянии повышенной активности.
Модель внимания Норманна: человек особенно опознает всю поступающую информацию на органы чувств, а её отбор осуществляется уже после её опознания. 1) выделяются отдельные признаки информации, которые необходимы для последующего опознания. 2) память – долговременное хранилище содержания прошлого опыта. 3) источник активации содержаний памяти по внутренней активации. Эксперимент: 1 этап: условная КГР на определенные слова. 2 этап: 2 текста дихотомически. 1 повторить фразу. В перерывах текста вставляли слова-раздражители, их синонимы, амонимы. Итог: КГР на слова-раздражители, хотя сознательно они их не воспринимали и КГР на синонимы. На амонимы КГР не было – человек может опознавать смысл предъявления информации без её осознания.
Психология читаем людей, 10 интересных фактов
Профессиональные психологи или работники спецслужб утверждают, что даже самых скрытных людей можно «прочитать». Психология читаем людей, это смесь базовых знаний из психологии и внимательного наблюдения за собеседником в процессе разговора.
Мимика, голос, телодвижения, глаза и другие поведенческие факторы человека раскрывают его истинные эмоции.
Содержание:
- На что следует обращать внимание
- Поведенческие факторы в психологии
- Как определить ложь
- 10 интересных фактов о психологии человеческого поведения
На что следует обращать внимание
В процессе общения с человеком следует обращать внимание на следующие факторы:
Определить норму
Каждый человек имеет индивидуальные модели поведения.
Например, люди могут в процессе разговора чесать горло, смотреть в пол или потолок, скрещивать руки, уводить взгляд, постоянно переставлять ноги и т. д.
Подобные телодвижения никак незаметны. И собеседник больше фокусируется на разговоре, нежели на наблюдении.
Однако нестандартная модель поведения говорит, что человек, что-то скрывает. Для каждого человека необходимо создать мысленный профиль, поместив в него стандартное поведение человека. В него входят все те привычки, которые присущи ему в процессе разговора.
Фиксация отклонений
Следующий шаг — изменение в поведении человека. Та мысленная форма профиля должна быть точно изучена. В последующие дни поведенческие факторы могут меняться.
Например. Собеседник всегда начинал диалог после того, как почешет горло. Однако сегодня, обсуждая важную тему, он чешет горло гораздо чаще. На это следует обратить внимание и постараться задавать больше вопросов для получения наиболее точной информации.
Определение группы жестов
Далеко не всегда жесты во время разговора означают, что человек нервничает или лжет. Возможно, это случайное телодвижение, которое вызвано, неудобным стулом, на котором сидит человек.
Однако собеседник может начать выполнять целую связку жестов. Которая подтвердит его неспокойное состояние.
Например. Человек не только чешет горло, но и перешел на легкие почесывание головы, добавилось покачивание ногой и т. д. В этот момент необходимо насторожиться.
Зеркальное отражение
Мозг человека обладает некими зеркальными нейронами, которые непроизвольно заставляют копировать состояние собеседника. Уже с начала встречи начинается считывание телодвижений и мимики человека.
Например. Улыбка на лице одного собеседника провоцирует ее у другого. Хмурое же выражение лица человека также заставит нахмуриться другого.
Если человек испытывает симпатию к собеседнику, его брови приподнимаются, лицевые мышцы расслабляются, голова склоняется, а к губам приливает кровь. Лицо человека, в общем, становится добрее.
Поиск сильного голоса
Определить наличие силы и власти в человеке можно с помощью голоса. У всех высокопоставленных людей сильные и уверенные голоса. Не стоит путать это с громкостью голоса, что зачастую наоборот показывает слабость человека.
Далеко не всегда лидером в компании является тот, кто назначен им. Возможно, это формальность. Главная задача — найти сильный голос и сконцентрироваться на его обладателе.
Движения
Большинство неуверенных и застенчивых людей отличают отрывистые и суетливые движения, сутулая осанка и опущенная голова.
Выбор слов
Определить характер человека не так тяжело, если прислушаться, какие слова он подбирает в процессе разговора. Это дает возможность получить информацию о человеке, которой даже он не располагает.
Например, если разобрать 3 фразы от трех разных людей: «Мне платят $500», или «Я зарабатываю $500», или «У меня зарплата $500».
Первый человек явно не хочет достигать никаких целей, ведет пассивный образ жизни и перекладывает всю ответственность на других.
Второй ведет активный образ жизни и стремится к большему заработку.
Третий же не любит проявлять инициативу и старается жить по четким правилам.
Составление мысленного портрета человека дает возможность узнать его характер, мысли и настрой. В дальнейшем это может помочь определить наличие лжи в его словах, неуверенность, страх и т. д.
Важно обращать внимание на мельчайшие и систематические телодвижения, которые совершает собеседник в процессе разговора.
Поведенческие факторы в психологии
Научиться определять мотивы, настроение и чувства человека, используя знания невербального общения, не так сложно. Стоит отметить, что большая часть информации о человеке познается в результате наблюдения за его телодвижениями.
Только 30% зачастую можно узнать о собеседнике в результате обычного диалога с ним.
В процессе диалога собеседники неосознанно оценивают друг друга, выделяя мелкие детали и отличительные особенности в поведении. В результате у каждого складывается отрицательное или положительное отношение к другому собеседнику.
Анализ поведения человека происходит по следующим направлениям:
Внешность
Внешний вид может многое сказать о человеке:
- Если человек старается выглядеть максимально эффектно, уделяя внешности большую часть своего времени. Старается выглядеть так, словно он только что сошел с красной дорожки. Это означает тот факт, что он пытается скрыть свои комплексы за одеждой. Также это может означать педантичность и дотошность.
- Броский и немного неряшливый стиль одежды может говорить о творческих способностях человека. Однако чрезмерно неухоженная особенность в одежде означать не только об артистичности личности. Но и о привычке к неряшливости.
- Зачастую погруженные в себя люди, думающие только о своих проблемах. И не обращают внимания на свой стиль одежды.
- Спокойные и уравновешенные личности предпочитают подбирать одежду нейтральных, спокойных оттенков. Яркие оттенки подтверждают эмоциональность человека.
Поведение
Отношение человека к окружающим говорит о его сдержанности и манере держаться дистанции. Обращая внимание на факторы поведения, можно предположить его возможные поступки и действия. Зачастую в начале в общения люди стараются соблюдать дистанцию, показывая свои наилучшие качества.
В случае взаимной симпатии через некоторое время происходит сближение. Если в общении не происходит никаких изменений, можно точно сказать, что оба собеседника или один из них не рады общению.
В психологии отмечают следующие манеры:
Регулярные нарушения личного пространства.
Похлопывания по плечу, удерживание за руку, заглядывания в глаза — это говорит о резком и бесцеремонном характере человека. Зачастую такие люди стараются стать руководителями и диктовать свои правила в компании друзей, коллег и т. д.
Назойливость.
Эту черту характера можно определить по сокращенной дистанции в процессе диалога. Также такие люди зацикливаются на личных или конфликтных темах.
Стеснительность и неуверенность.
Стеснительные и неуверенные качества личности характеризуются желанием держаться от собеседников на расстоянии. Также эти люди не любят нарушения личного пространства прикосновениями, они избегают зрительного контакта и стараются избегать личных тем.
Одежда этих людей зачастую закрытая, а руки располагаются в карманах, что подтверждает желание закрыться от окружающих.
Свободная походка и зачастую неряшливый вид.
Это говорит о беззаботности и недисциплинированности личности. Эти люди хотят жить свободно и не хотят следовать общим правилам.
Румян на лице или сильное покраснение, прерывистый голос.
Все это указывает, что человек чувствует себя неуверенно и не комфортно в конкретной обстановке. Также он может регулярно пытаться сесть удобнее, что подтверждает наличие у него беспокойства.
Бахвала своими достижениями.
Желание показать свои таланты и способности говорит о самолюбии и завышенной самооценке человека. Если человек старается быть похожим на актера на актерской площадке и привлечь к себе максимум взглядов. Это подтверждает наличие нехватки внимания. Зачастую эти особенности присуще артистичным и творческим натурам.
Холодное и не эмоциональное поведение.
Данные характеристики говорят о расчетливости и спокойствии человека. Зачастую такие люди сдержаны и не любят привлекать к себе внимание. Подобное поведение относится к потенциальным бизнесменам и политикам.
Раздражительность.
Наличие её в характере говорит о психологических зажимах человека, которые мешают ему нормально контактировать с внешним миром. Эти люди не могут сидеть спокойно, им необходимо постоянно занять руки, покрутить ручку, клочок бумаги и т. д.
Также личности с данным характером присуще резкие и бессмысленные телодвижения.
Мягкость и бесконфликтность.
Данную характерность можно рассмотреть в плавных и беззаботных движениях человека. Эти люди не любят ссор и умеют себя контролировать в любой ситуации.
Язык рук
Рукопожатие распространено больше у мужского население. Жест приветствие может показать симпатию или ее отсутствие между собеседниками:
1. Энергичное и яркое рукопожатие говорит о чувстве радости человека при встрече.
2. Потянутая рука ладонью верх показывает о желании общаться.
3. Рукопожатие ладонью вниз говорит о скрытности. Сильно согнутый локоть — лицемерие и безжалостность.
4. Прижимание ладони вниз при пожатии показывает подавляющее поведение, демонстрации власти.
5. Вялое рукопожатие — безынициативность, неуверенность, пассивность.
6. Общая неуклюжесть приветствия характеризует застенчивость.
Что говорит расположение рук собеседника в процессе диалога:
- Скрещенные на груди — нежелание общаться.
- Руки за спиной говорят о затруднительном положении.
- Сжатые руки в кулак объясняются желанием самоутвердиться и доказать сильные черты характера.
- Прикосновение рук к лицу — желание человека скрыть истинные эмоции и чувства.
- Перетирание переносицы и направление головы немного вниз говорит о заинтересованности человека.
- Если человек пытается поправить одежду, протереть очки т. д. Ему требуется время обдумать и проанализировать ситуацию.
- Щелканье ручкой и постукивание пальцами по столу говорит о задумчивости и погруженности человека в себя. Также это может означать, что человеку скучно и неинтересно.
Речевая интонация
Зачастую мнение о собеседнике складывается не от того, какие слова он сказал, а как он их сказал. Интонация играет немаловажную роль в оценке характера человека. Интонация может сказать о повышенной эмоциональности, неуверенности, злости и т. д.
— Например, уравновешенные и рассудительные люди используют спокойную и средней громкости речь. Эмоциональные и неуравновешенные люди то повышают, то понижают громкость. Также их речь становится более быстрой и чрезмерно эмоциональной.
— Если человек использует короткие фразы и делает паузы между словами. То его желание скрыть истинные чувства и обдумать каждую фразу.
— Тихая и спокойная речь говорит об отсутствии интереса у собеседника к диалогу, зацикливании на своих проблемах.
Как определить ложь
Определить ложь не так тяжело. Нужно немного понаблюдать за собеседником.
Вот 3 особенности в поведении:
1 особенность.
Зачастую обманщики не могут сидеть спокойно. Поэтому стараются изменить позу, специально покашливают, поправляют одежду и делают все, чтобы показать, что их что-то отвлекает.
Подобное поведение объясняется желанием выиграть время и придумать ответ. Также это может сопровождаться касанием рукой носа, закрытием рта рукой, прикосновениями к мочке уха.
2 особенность.
Глаза, именно они выдают ложь собеседника, поэтому он старается отвести в другую сторону, часто моргать и смотреть мимо собеседника. Реже же применяется «мертвый» взгляд. Это когда человек специально смотрит на собеседника, чтобы доказать истинность сказанного.
3 особенность.
Улыбка лжеца неестественна и натянута. Это можно заметить по глазам, которые вовсе не улыбаются. Также может понизиться громкость сказанных слов и их внятность. Общее состояние мышц характеризуется напряженностью.
Стоит понимать, что телодвижения и мимика могут означать как ложь, так и черты характера личности.
Как пример. Стеснительные люди любят отводить взгляд во время разговора, но это не говорит о том, что они обманщики.
Для определения наличия лжи в диалоге следует смотреть на общее поведение собеседника, обращая внимания на мелкие детали.
10 интересных фактов о психологии человеческого поведения
Существует множество подтвержденных фактов о поведении человека.
Вот некоторые из них:
1. Человек с большим желанием говорит правду, когда он устал.
2. Уставший человек может достичь большего результата в творчестве.
3. Соцсетевая зависимость настолько стала популярна, что некоторые люди начинают испытывать паническую атаку, если у них отобрать телефон.
4. Использование иностранного языка в качестве основного развивает логичность и упорядочивание речи.
5. Если человек сидит на жестком стуле, то его мысли становятся более холодными и не позитивными.
6. Люди стараются вести себя аккуратнее и сдержаннее. Если видят, что за ними наблюдают.
7. Люди теряют силы и устают гораздо быстрее, когда им приходится лгать.
8. Человек легко поверит в ложь. Если она преподнесена красиво и изящно.
9. У большинства людей появляется чувство вины, если у них нет обязанностей. Занятость же делает человека более счастливым.
10. Человек гораздо добрее, когда он уставший.
Так же стоит отметить, что существует нейролингвистическое программирование (НЛП).
Данное направление очень активно используется в современном мире. Однако эта тема требует отдельного изучения.
Только полное изучение психологии человека дает невероятный объем знаний, который раскрывает понимание, что значит психология читаем людей.
Когнитивная психология: определение и примеры
(Последнее обновление: 11 июля 2018 г.)Когнитивная психология — это область психологии, которая фокусируется на внутренних психических процессах. К таким процессам относятся мышление, принятие решений, решение проблем, речь, внимание и память. Эта область часто считается частью более широкой области когнитивной науки. Эта ветвь психологии также связана с несколькими другими дисциплинами, включая нейробиологию, философию и лингвистику.
Основное внимание когнитивной психологии уделяется тому, как люди приобретают, обрабатывают и хранят информацию. Когнитивные психологи заинтересованы в изучении того, что происходит в сознании людей.
Что такое когнитивная психология? Определение
Хотя когнитивная психология сегодня является популярной отраслью психологии, на самом деле это относительно молодая область изучения. До 1950-х годов бихевиоризм был доминирующей школой психологии. Между 1950 и 1970 годами начался сдвиг в сторону поведенческой психологии, направленной на такие темы, как внимание, память и решение проблем.Этот период, который часто называют когнитивной революцией, вызвал значительные исследования по таким темам, как модели обработки, методы когнитивных исследований и первое использование термина «когнитивная психология».
Термин «когнитивная психология» впервые был использован в 1967 году американским психологом Ульриком Нейссером в его книге Когнитивная психология . Согласно Нейссеру, познание включает в себя «все процессы, посредством которых сенсорный ввод преобразуется, сокращается, обрабатывается, сохраняется, восстанавливается и используется.Нейссер также предположил, что при таком широком и всеобъемлющем определении познание участвует во всем и во всем, что делают люди.
По сути, все психологические события — это когнитивные события. Сегодня Американская психологическая ассоциация определяет когнитивную психологию как «изучение высших психических процессов, таких как внимание, использование языка, память, восприятие, решение проблем и мышление».
Причины когнитивной революции
Некоторые факторы, способствовавшие развитию когнитивной психологии, включают:
- Неудовлетворенность бихевиористским подходом, который в основном сосредоточен на изучении внешних влияний на поведение.Что поведенческая перспектива не учитывала, так это внутренние процессы, влияющие на человеческое поведение. Когнитивный подход возник, чтобы заполнить эту пустоту.
- Повышенное использование компьютеров. Ученые начали сравнивать то, как работает человеческий разум, с тем, как компьютер хранит информацию на жестком диске. В результате модель обработки информации стала популярной.
Благодаря этим влияниям когнитивная психология становится все более важной отраслью психологии.Бихевиоризм утратил свою доминирующую позицию, и психологи стали более пристально смотреть на память, обучение, язык и другие внутренние процессы.
Как психологи изучают познание?
Когнитивные психологи полагаются на строгие научные методы исследования человеческого разума. Во многих случаях это включает использование экспериментов, чтобы определить, приводят ли изменения в независимой переменной к изменениям в зависимой переменной.
Например, эксперимент с памятью может включать случайным образом назначенных участников, которые проводят серию тестов памяти, чтобы определить, привело ли определенное изменение условий к изменениям в способностях памяти.Используя строгие эмпирические методы, психологи могут точно определить, что это независимая переменная, вызывающая изменения, а не какой-либо другой фактор.
Важные темы и теории когнитивной психологии:
Как упоминалось ранее, любое психическое событие считается когнитивным. Есть ряд более крупных тем, которые интересовали когнитивных психологов на протяжении последних нескольких десятилетий.
Сюда входят:
Обработка информации
Как вы понимаете, изучение того, что происходит в мыслях человека, — не всегда самое простое занятие.В самом начале истории психологии Вильгельм Вундт попытался использовать процесс, известный как интроспекция, для изучения того, что происходит в сознании человека. Это включало обучение людей сосредотачиваться на своем внутреннем состоянии и записывать, что они чувствовали, думали или испытывали. Как вы можете себе представить, этот подход был чрезвычайно субъективным, поэтому в качестве инструмента когнитивных исследований он просуществовал недолго.
Для изучения человеческого разума когнитивные психологи разработали различные модели, показывающие, как работает мышление.Одним из самых популярных из них является метод обработки информации .
При таком подходе разум во многом похож на компьютер. Мысли и воспоминания разбиты на более мелкие единицы знания. Когда информация поступает в разум через органы чувств, мозг манипулирует ею, а затем определяет, что делать с информацией. Некоторая информация вызывает немедленную реакцию. Остальные единицы информации передаются в долговременную память для использования в будущем.
Единиц знаний
Когнитивные психологи часто разделяют единицы знания на три различных типа: концепции, прототипы и схемы.
- Концепция — это, по сути, большая категория знаний. В вашем уме существует обширная категория для этих концепций, в которой похожие элементы сгруппированы вместе. У вас есть концепции конкретных вещей, таких как собака или кошка, а также концепции абстрактных идей, таких как красота, гравитация и любовь.
- Прототип относится к наиболее узнаваемым образцам определенной концепции. Например, что приходит в голову, когда вы думаете о стуле. Если сразу приходит в голову большое удобное кресло, это ваш прототип концепции стула. Если вам в голову приходит скамейка, офисный стул или барный стул, то это будет ваш прототип для этой концепции.
- Схема — это ментальная структура, которую вы используете для осмысления окружающего мира. По сути, концепции — это строительные блоки, которые используются для построения схем, которые являются ментальными моделями того, что вы ожидаете от окружающего мира.У вас есть схемы для самых разных объектов, идей, людей и ситуаций.
Итак, что происходит, когда вы сталкиваетесь с информацией, которая не вписывается в одну из ваших существующих схем? В некоторых случаях вы можете даже столкнуться с вещами в мире, которые ставят под сомнение или полностью опровергают ваши идеи.
Когда это произойдет, вы можете усвоить или приспособить информацию. Усвоение информации предполагает расширение вашей текущей схемы или даже создание новой.Чтобы приспособиться к информации, необходимо полностью изменить ваши прежние идеи. Этот процесс позволяет вам узнавать новое и разрабатывать новые и более сложные схемы для окружающего вас мира.
Внимание
Внимание — еще одна важная тема, изучаемая в области когнитивной психологии. Внимание — это состояние сосредоточенного осознания некоторого аспекта окружающей среды. Эта способность фокусировать ваше внимание позволяет вам получать знания о соответствующих стимулах в окружающем вас мире, в то же время отфильтровывая вещи, которые не особенно важны.
В любой момент времени вы получаете огромное количество информации от своих зрительных, слуховых, обонятельных, тактильных и вкусовых ощущений. Поскольку человеческий мозг имеет ограниченные возможности для обработки всей этой информации, внимание ограничено и избирательно. Процессы внимания позволяют вам сосредоточиться на вещах, которые имеют отношение к вашему выживанию, отфильтровывая посторонние детали.
Память
Как люди формируют, вспоминают и сохраняют воспоминания — еще одно важное направление в изучении когнитивной психологии.Два основных типа памяти, на которые обычно обращают внимание исследователи, известны как кратковременная память и долговременная память. Краткосрочные воспоминания — это все, о чем вы активно думаете и о чем осознаете в любой момент. Этот тип памяти ограничен и очень краток. По оценкам, вы, вероятно, сможете удерживать в краткосрочной памяти от 5 до 9 элементов примерно на 20–30 секунд.
Если эта информация активно репетируется и обрабатывается, она может быть перенесена в так называемую долговременную память.Этот тип памяти, как следует из названия, намного более долговечен. Хотя эти долговременные воспоминания по-прежнему подвержены забвению, информация, хранящаяся в вашей долговременной памяти, может храниться от нескольких дней до десятилетий.
Когнитивные психологи интересуются различными процессами, которые влияют на формирование, хранение и последующее извлечение воспоминаний. Они также смотрят на вещи, которые могут мешать формированию и хранению воспоминаний, а также на различные факторы, которые могут привести к ошибкам памяти или даже ложным воспоминаниям.
Человеческий интеллект
Человеческий интеллект — также одна из основных тем, представляющих интерес в когнитивной психологии, но она также является одной из самых горячих и иногда спорных. Мало того, что было много вопросов о том, как измеряется интеллект (или даже можно ли его измерить), но эксперты также расходятся во мнениях относительно того, как именно определять интеллект. Один опрос психологов показал, что эксперты дали более 70 различных определений того, что составляет интеллект.Хотя точные определения различаются, многие согласны с тем, что две важные темы включают как способность учиться, так и способность адаптироваться в результате опыта.
Исследователи обнаружили, что более умные люди, как правило, лучше справляются с задачами, требующими рабочей памяти, решения проблем, избирательного внимания, формирования концепции и принятия решений. Изучая интеллект, когнитивные психологи часто сосредотачиваются на понимании психических процессов, лежащих в основе этих критических способностей.
Причины изучения когнитивной психологии
Поскольку когнитивная психология затрагивает многие другие дисциплины, эту отрасль психологии часто изучают люди в разных областях. Даже если вы не изучаете психологию, вам может быть полезно изучить некоторые основы когнитивной психологии.
Ниже приведены лишь некоторые из тех, кому может быть полезно изучение когнитивной психологии.
- Студенты, интересующиеся поведенческой нейробиологией, лингвистикой, производственно-организационной психологией, искусственным интеллектом и другими смежными областями.
- Учителя, разработчики учебных программ, разработчики учебных программ и другие преподаватели могут посчитать полезным узнать больше о том, как люди обрабатывают, изучают и запоминают информацию.
- Инженеры, ученые, художники, архитекторы и дизайнеры могут извлечь выгоду из понимания внутренних психических состояний и процессов.
Ключевые моменты когнитивной психологии, которые следует помнить:
- Когнитивная психология возникла в 1960–70-е годы и стала одной из основных сил в области психологии.
- Когнитивные психологи интересуются психическими процессами, включая то, как люди воспринимают, хранят и используют информацию.
- Когнитивная психология часто полагается на модель обработки информации, которая уподобляет человеческий разум компьютеру.
- Выводы из области когнитивной психологии применяются во многих областях, включая наше понимание обучения, памяти, морального развития, внимания, принятия решений, решения проблем, восприятия и терапевтических подходов, включая когнитивно-поведенческую терапию и рациональную эмоциональную поведенческую терапию.
Список литературы
Легг, С., & Хаттер, М. (2007). Сборник определений интеллекта. Границы в области искусственного интеллекта и приложений, 157, 17-24.
Миллер Г. А. (1956). Магическое число семь, плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию. Психологический обзор, 63 (2), 81–97.
Neisser, U. (1967). Когнитивная психология. Издательская компания Мередит.
Изображение: Джулия Фриман-Вулперт / freeimages.com
Первоначально опубликовано 3 сентября 2016 г. Обновлено 15 сентября 2017 г.
Ввод стимула: внимание и установка
- Мои предпочтения
- Мой список чтения
- Литературные заметки
- Подготовка к тесту
- Учебные пособия
!
- Дом
- Учебные пособия
- Психология
- Ввод стимула: внимание и установка
- Психология: измерение и статистика
- Описательная статистика
- Выводная статистика
- Весы измерительные
- Методы исследования в психологии
- Описательные / корреляционные исследования
- Экспериментальные исследования
- Этические соображения
- Научный метод
- Психология: биологические основы поведения
- Нейронная передача
- Нервная система
- Центральная нервная система (ЦНС)
- Периферическая нервная система (ПНС)
- Эндокринная система
- Наследственность
- Нейроны
- Изучение мозга
- Психология: ощущение
- Слух
- Химические чувства: вкус и запах
- Кожные чувства кожи
- Вестибулярные органы чувств
- Кинестетическая система
- Сенсорные пороги
- Видение
- Психология: восприятие
- Организация восприятия
- Постоянство восприятия
- Восприятие глубины и расстояния
- Другие факторы, влияющие на восприятие
- Гештальт-теория
- Экстрасенсы
- Ввод стимула: внимание и установка
- Психология: сознание
- Циркадные ритмы
- Процедуры изменения сознания
- Пренатальные / перинатальные лекарственные эффекты
- Историческая справка
- Сон
- Психология: обучение
- Классический кондиционер
- Оперантное кондиционирование
- Обобщение стимула
- Вымирание
- Модификация поведения
- Теория непредвиденных обстоятельств
- Отзывчивость
- Когнитивное обучение (S ‐ S Learning)
- Теория социального обучения
- Влияние на обучение и производительность
- Психология: мотивация
- Сексуальная мотивация
- Электростимуляция мозга
- Поведенческая перспектива
- Когнитивная перспектива
- Иерархия потребностей
- Биологическая / физиологическая перспектива
- Мотивация голода
- Мотивация жажды
- Психология: эмоции
- Когнитивные факторы в эмоциях
- Другие теории эмоций
- Невербальная коммуникация эмоций
- Биологические / физиологические факторы
- Ранние теории эмоций
- Факторы обучения в эмоциях
- Психология: стресс и здоровье
- Влияние напряжения
- Факторы личности и стресс
- Дисциплины, связанные со здоровьем
- Как справиться со стрессом
- Теории реакции на стресс
- Истоки стресса
- Психология развития: возраст 0–13 лет
- Развитие в младенчестве и детстве
- Определение психологии развития
- Природа и воспитание
- Пренатальное развитие
- Психология развития: от 13 до 65 лет и старше
- Развитие в раннем и среднем возрасте
- Развитие в позднем взрослом возрасте
Что такое СДВГ?
СДВГ
Расстройство дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) — одно из наиболее распространенных психических расстройств, поражающих детей.СДВГ также поражает многих взрослых. Симптомы СДВГ включают невнимательность (неспособность удерживать фокус), гиперактивность (чрезмерное движение, не соответствующее обстановке) и импульсивность (поспешные действия, которые происходят в момент без мысли).
По оценкам, 8,4 процента детей и 2,5 процента взрослых страдают СДВГ. 1,2 СДВГ часто впервые выявляется у детей школьного возраста, когда он приводит к перебоям в учебе или проблемам с учебой. Это также может повлиять на взрослых. Это чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
- Признаки и диагностика
Признаки и диагностика
Многие симптомы СДВГ, такие как высокий уровень активности, трудности с сохранением неподвижности в течение длительного периода времени и ограниченная продолжительность концентрации внимания, характерны для маленьких детей в целом. Разница между детьми с СДВГ заключается в том, что их гиперактивность и невнимательность заметно выше, чем ожидалось для их возраста, и вызывают стресс и / или проблемы с функционированием дома, в школе или с друзьями.
СДВГ диагностируется как один из трех типов: невнимательный, гиперактивный / импульсивный или комбинированный. Диагноз ставится на основании симптомов, появившихся за последние шесть месяцев.
Тип невнимательности — часто возникают шесть (или пять для людей старше 17 лет) из следующих симптомов:
- Не обращает пристального внимания на детали или делает ошибки по неосторожности в школе или на работе.
- Имеет проблемы с сосредоточением внимания на задачах или занятиях, например, во время лекций, разговоров или длительного чтения.
- Кажется, что не слушает, когда к нему обращаются (т. Е. Кажется, что он находится в другом месте).
- Не выполняет инструкции и не выполняет учебу, работу по дому или выполнение служебных обязанностей (может начинать задачи, но быстро теряет концентрацию).
- Имеет проблемы с организацией задач и работы (например, плохо управляет временем; имеет беспорядочную, неорганизованную работу; срывает сроки).
- Избегает или не любит задачи, требующие постоянных умственных усилий, такие как подготовка отчетов и заполнение форм.
- Часто теряет вещи, необходимые для работы или повседневной жизни, например школьные документы, книги, ключи, бумажник, мобильный телефон и очки.
- Легко отвлекается.
- Забывает о повседневных задачах, таких как выполнение работы по дому и выполнение поручений. Подростки старшего возраста и взрослые могут забыть перезвонить, оплатить счета и записаться на прием.
Гиперактивный / импульсивный тип — шесть (или пять для людей старше 17 лет) из следующих симптомов возникают часто:
- Суетится, стучит руками или ногами, корчится на сиденье.
- Не может сидеть (в классе, на рабочем месте).
- Бегает или лазает там, где это неуместно.
- Невозможно спокойно играть или заниматься досугом.
- Всегда «в движении», как будто приводится в движение мотором.
- Слишком много говорит.
- Вытесняет ответ до того, как вопрос будет закончен (например, может заканчивать предложения людей, не может дождаться момента, чтобы говорить в разговоре).
- С трудом ожидает своей очереди, например, в очереди.
- Перебивает других или вторгается в них (например, вмешивается в разговоры, игры или действия или начинает использовать чужие вещи без разрешения). Старшие подростки и взрослые могут взять на себя то, что делают другие.
Лабораторных тестов для диагностики СДВГ не существует. Диагностика включает сбор информации от родителей, учителей и других лиц, заполнение контрольных списков и медицинское обследование (включая проверку зрения и слуха), чтобы исключить другие медицинские проблемы. Симптомы не являются результатом того, что человек ведет себя вызывающе, враждебно или не может понять задачу или инструкции.
Причины СДВГ
Ученые еще не определили конкретные причины СДВГ. Есть свидетельства того, что генетика способствует СДВГ. Например, у трех из четырех детей с СДВГ есть родственники с этим расстройством. Другие факторы, которые могут способствовать развитию СДВГ, включают преждевременное рождение, травму головного мозга и курение матери, употребление алкоголя или сильный стресс во время беременности.
- Лечение
Лечение
Поведенческая терапия и лекарства могут улучшить симптомы СДВГ.Исследования показали, что сочетание поведенческой терапии и лекарств лучше всего работает для большинства людей, особенно для людей с умеренным и тяжелым СДВГ.
Терапия
Поведенческая терапия направлена на управление симптомами СДВГ. Для детей лечение обычно заключается в обучении родителей и учителей тому, как обеспечить положительную обратную связь для желаемого поведения и последствия для отрицательного. Хотя поведенческая терапия требует тщательной координации, она может помочь детям научиться контролировать свое поведение и делать правильный выбор.Взрослым с СДВГ может помочь психотерапия и поведенческие стратегии, улучшающие структуру и организацию.
Лекарства
Существует два основных типа лекарств от СДВГ: стимуляторы и нестимуляторы.
Стимуляторы — это высокоэффективные препараты, которые безопасно применялись десятилетиями. К ним относятся метилфенидат и амфетамины. Как и в случае со всеми лекарствами, дети, принимающие эти лекарства, должны находиться под тщательным наблюдением родителей и врачей.Два нестимулирующих препарата, атомоксетин и гуанфацин, также показали свою эффективность при лечении симптомов СДВГ. Эти лекарства являются альтернативой для тех, кто плохо реагирует на стимуляторы или предпочитает не стимуляторы.
Некоторые дети испытывают резкое облегчение симптомов при приеме лекарств, и это облегчение продолжается при продолжающемся лечении. Другие дети могут почувствовать только частичное облегчение, или может показаться, что лекарство перестает действовать. Смена лекарства или корректировка дозы могут улучшить ответ.Другим детям и семьям может быть полезна дополнительная терапия, специфичная для проблемного поведения.
Национальная организация «Дети и взрослые с синдромом дефицита внимания / гиперактивности» (CHADD) отмечает, что многие взрослые сообщают, что лекарства помогают им лучше контролировать и организовывать свою жизнь.
Воспитание
Дети с СДВГ, как правило, получают пользу от структуры, распорядка и ясных ожиданий. Может оказаться полезным следующее:
- Составьте четкое расписание.
- Поддерживать распорядок дня.
- Убедитесь, что инструкции понятны — используйте простые слова и продемонстрируйте.
- Сосредоточьтесь на своем ребенке, когда говорите с ним / ней. Избегайте одновременного выполнения нескольких задач.
- Наблюдать. Детям с СДВГ может потребоваться больше присмотра, чем их сверстникам.
- Поддерживайте общение с учителем ребенка.
- Образец спокойного поведения.
- Сосредоточьтесь на усилиях и поощряйте хорошее поведение.
СДВГ и дети школьного возраста
Учителя и школьный персонал могут предоставить родителям и врачам информацию, которая поможет оценить поведение и проблемы обучения, а также может помочь с поведенческим обучением.Однако школьный персонал не может диагностировать СДВГ, принимать решения о лечении или требовать от ученика приема лекарств для посещения школы. Только родители и опекуны могут принимать эти решения вместе с лечащим врачом ребенка.
Учащиеся, у которых СДВГ препятствует их обучению, могут иметь право на специальное образование в соответствии с Законом об образовании для лиц с ограниченными возможностями или на план Раздела 504 (для детей, которым не требуется специальное образование) в соответствии с Законом о реабилитации 1973 года. Дети с СДВГ могут получить пользу от учебных навыков. обучение, изменения в настройке класса, альтернативные методы обучения и измененный учебный план.
СДВГ и взрослые
Многие взрослые с СДВГ не осознают, что страдают этим расстройством. Комплексная оценка обычно включает в себя обзор прошлых и текущих симптомов, медицинский осмотр и анамнез, а также использование оценочных шкал для взрослых или контрольных списков. Взрослых с СДВГ лечат с помощью лекарств, психотерапии или их комбинации. Также могут быть полезны стратегии управления поведением, такие как способы свести к минимуму отвлекающие факторы и улучшить структуру и организованность, а также вовлечение ближайших членов семьи.
Связанные условия
Отзыв от врача Автор:
Ранна Парех, M.D., M.P.H.
июль 2017
Ссылки
(1) Danielson, ML, et al. Распространенность диагноза СДВГ и сопутствующего лечения по сообщениям родителей среди детей и подростков в США, 2016 г. Журнал клинической детской и подростковой психологии, том 47, 2018 г. — выпуск 2
(2) Саймон В.