13.04.2024

Виды восприятие: Виды восприятия

Виды восприятия

2.06.2012

В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, выделяют следующие виды восприятия:

  • зрительное,
  • слуховое,
  • осязательное,
  • кинестезическое,
  • обонятельное,
  • вкусовое.

Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетание различных видов восприятия.

В отличие от ощущений образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятий относятся, например, восприятие пространства и восприятие времени. Воспринимая пространство, т. е. удаленность предметов от нас и друг от друга, форму и величину, человек основывается как на зрительных ощущениях, так и на ощущениях слуховых, кожных и двигательных.

При восприятии времени большую роль играют, помимо слуховых и зрительных ощущений, двигательные и внутренние, органические ощущения.

По силе звука грома мы определяем расстояние, отделяющее нас от приближающейся грозы, при помощи осязания мы с закрытыми глазами можем определить форму предмета. У людей с нормальным зрением слуховые и осязательные ощущения играют подобную роль в восприятии пространства. Но эти ощущения приобретают основное значение для лиц, лишенных зрения.

Под восприятием времени понимается процесс отражения длительности и последовательности событий, происходящих в объективном мире. Непосредственному восприятию поддаются только очень короткие временные отрезки. Когда же речь идет о более длительных отрезках времени, то правильнее говорить не о восприятии, а о представлении о времени. Восприятие времени характеризуется высокой степенью субъективности. Восприятие длительных отрезков времени зависит от того, заполнены ли они какой-нибудь деятельностью, а если заполнены, то каков характер этой деятельности. Отрезки времени, заполненные эмоционально положительно окрашенными действиями и переживаниями человека, воспринимаются как более короткие.

Незаполненные же или заполненные отрицательно окрашенными эмоциональными переживаниями воспринимаются как более длинные. Время, заполненное интересной работой, протекает гораздо быстрее, чем то же время, занятое монотонной или скучной деятельностью. Неинтересная лекция, скучные уроки кажутся гораздо длиннее, чем проведенные выразительно, интересно, пробуждающие живую мысль слушателей. Наиболее коротким нам кажется время, в течение которого надо успеть сделать многое.

Есть люди, которые всегда знают, который сейчас час, и могут проснуться в нужное время. У таких людей хорошо развито чувство времени. Но оно не врожденное, а развивается в результате накапливаемого опыта. Чем богаче жизненный опыт, тем легче ориентироваться во времени, отрешаться от субъективных моментов в его переживании.

Ключевые слова: Восприятие

Источник: Дубровина И.В., Младший школьник

Материалы по теме

Индивидуальные особенности восприятия

Кондрашихина О. А., Дифференциальная психология

Восприятие детей раннего возраста

Абдурахманов Р.А., История психологии

Расстройства ощущений, восприятий, представлений

Коркина М.В., Практикум по психиатрии

Диагностика нарушений восприятия в нейропсихологии

Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с…

Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия

Основные характеристики приема информации оператором

Восприятие младенца

Мухамедрахимов Р.Ж., Мать и младенец

Особенности восприятия младших школьников

Дубровина И. В., Младший школьник

Что такое виды восприятия в психологии

Понятие восприятия

Определение

Восприятие – психический процесс восприятия объектов и явлений действительности в совокупности их разнообразных свойств и частей, а также осмысления целостности отражаемого.

Результаты восприятия — всегда образ предмета.  Ведь мы не только видим предмет в руках у других людей, но и ощущаем его вес, объем, чувствуем, если это металл – ощущаем холод металла. Все эти ощущения объединяются в один предмет.

В формировании и развитии восприятия объекта, участвуют элементы, которые передают ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, большое значение имеют память и мышление.

Как проходит процесс восприятия?

Восприятие ситуации складывается из трех больших процессов: выделение-приближение-вхождение. Каждый из этих процессов использует ощущения, знания, память, опыт.

Что формируется в процессе восприятия?

Восприятие формируется в процессе практики, так как это система перцептивных действий, которыми следует овладеть. Благодаря константности восприятия мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п.

Основные качества восприятия

Апперцепция. Зависимость восприятия от прошлого объекта, так как люди по-разному
воспринимают одни и те же вещи или слова.

Осмысленность и обобщенность. Восприятие – это не только чувственный образ, но и
осознание выделенного объекта. Это достигается пониманием сущности предмета.

Целостность. Из этого следует, что отдельные элементы предмета соединяются друг с
другом и образуют единое целое.

Константность. Относительное постоянство воспринятой величины, цвета, формы при
изменении ракурса и освещенности.

Избирательность. Предпочтение одних объектов в отношении других.

Предметность. По ощущениям предметы могут быть разными (одинаковые), но мы определяем
их не столько по их виду, сколько в соответствии с тем, как мы им пользуемся на практике или по их
главным свойствам.

Иллюзии восприятия

Не всегда человек правильно оценивает предметы окружающего мира. Известно, что бывают случаи искажения отражения при восприятии. Их называют иллюзиями восприятия. Иллюзии восприятия могут быть разными модальностями. Их больше всего в области зрения.

Определение

Зрительные иллюзии (обман глаза) – это ошибка восприятия, которая возникает при отражении некоторых пространственных свойств объекта (длин отрезков, величины объектов и углов, расстояний между объектами), движения и формы. Иллюзии в области зрения очень разнообразны.

Существуют следующие виды иллюзий:

Иллюзия Цёлльнера — эффект иллюзии данного типа основан на том, что глаз человека воспринимает все объекты в трёхмерном пространстве как точки, а не линии.

Рис. 1 Иллюзия Цёлльнера

Однако если объект находится в поле зрения, то, поскольку для человеческого глаза он выглядит как точка, то и все другие объекты, находящиеся в поле его зрения, тоже имеют вид точек.

Иллюзия Мюллера-Лайера — это оптическая иллюзия, возникающая при рассмотрении отрезков, которые окружены стрелками. Однако, если вы посмотрите на эту иллюзию с другой стороны, то увидите, что отрезок, который окружен “остриями”, кажется короче отрезка, который окружен “хвостовыми” стрелками.

Рис. 2 Иллюзия Мюллера-Лайера

Это было первое описание иллюзии, которое сделал немецкий врач Франц Мюллер-Лайер в 1889 году. Но несмотря на множество исследований, природа иллюзии не совсем ясна. Это наиболее современная трактовка объяснения иллюзии заключается в том, что иллюзия – статистический результат наблюдений внешних изображений – в сценах естественные зрительные объекты, обрамленные остриями, имеют более короткие элементы с хвостовым оперением.

Иллюзия Поггендорфа – классическая оптическая иллюзия, названный в честь немецкого физика И. К., который обнаружил ее в рисунке, который ему прислал астрофизиком И. Цёлльнер. Иллюзия заключается в том, что человеческий глаз не может точно определить, является ли черная линия продолжением синей или же красной (рис 3.).

Рис 3. Иллюзия Поггендорфа

Но, к сожалению, это не так. Пока не существует ни одного приемлемого объяснения этой иллюзии. Может быть и так, что эффект возникает из-за того, что система зрительного восприятия у человека очень бедна при интерпретации диагональных линий. Однако причины этого до сих пор не ясно.

Иллюзия тяжести А. Шарпантье – искажение восприятия весовых признаков предметов вследствие прошлого опыта: если поднять два одинаковых по весу, но разных по объему предмета, то больший будет восприниматься как более тяжелый.

Рис 4. Иллюзия тяжести А. Шарпантье

Иллюзия Аристотеля может быть объяснена следующим образом. При прикосновении к подушечкам пальцев, между которыми находится горошина, возникают ощущения, которые воспринимаются как прикосновение двух предметов.

Рис 5. Иллюзия Аристотеля

Это ощущение вызвано тем, что в момент прикосновения к подушечке пальца горошина перемещается, т. е. меняет свое положение относительно подушечки пальца.

Причины возникновения иллюзий многообразны. Некоторые теории объясняют зрительные иллюзии действием периферийных факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие, напротив, – влиянием нескольких центральных факторов. Бывает, что иллюзии возникают вследствие действия особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижно-стоящей оси глаз). На самом деле есть ряд иллюзий, которые вызваны оптической несовершенством глаза.

Иллюзии могут быть обнаружены не только в области зрения, но и в других областях восприятия.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Виды восприятия

Различают несколько классификаций видов восприятия (рис. 6):

Рис. 6. Виды восприятия

Восприятие пространства. Чувственно-наглядное отображение пространственных свойств вещей (их величины
и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего предмета и в
плоскости, и в глубину) и движений. Они задействуют все чувства для восприятия пространства. В то же время
восприятие пространства происходит на основе совместной деятельности визуального, двигательного и
вестибулярных анализаторов. Согласно полученным данным, у человека, который видел пространство до 95
процентов и более, имеется зрение.

Восприятие движения. Отражение изменений положения объекта в пространстве и во времени — это
восприятие направления и скорости перемещения объекта по отношению к наблюдателю. Объект и событие являются
одновременно отраженными друг в друге (или же отражаемыми как объект).

Восприятие времени. Отображает объективную длительность и последовательность событий. Время – это
ритмическая смена возбуждения с торможением на больших полушариях головного мозга. В восприятии времени
участвуют различные анализаторы системы; наиболее точную дифференцировку промежутка между событиями
осуществляют кинестетический и слуховой ощущения. И.М. Сеченов считал слуховой памятью измерение времени, а
слуховую память – временем. В этом смысле, длительные периоды времени в значительной мере определяются
характером переживаний, которые они имели на протяжении периода, и эмоциональным состоянием субъекта.

Восприятие человека человеком – это процесс психологического познания людьми друг друга, который
происходит в процессе непосредственного общения. Здесь задействованы все уровни психического отражения,
начиная от ощущения и заканчивая мышлением. В этом месте мы переходим к тому, что восприятие человека людьми
подчинено законам психического отражения, хотя объект восприятия является особым социальным значением среди
других предметов окружающего человека мира. Особая социальная значимость личности и ее объекта в процессе
восприятия, делает его на первом месте в процессе познания. Самое главное внимание при восприятии нового для
себя объекта уделяется таким особенностям внешности, которые наиболее значимы в отношении психических
свойств человеческой личности — экспрессии лица и выражению движений тела. Основные элементы человеческого
лица, как комплексного раздражительного фактора — волосы (прическа) или глаз.

При восприятии людьми друг друга происходит образование представлений людей друг о друге, умение различать
характерные черты характера, возможности человека, интересы, эмоциональные особенности, профессию людей и
т.п. В основном, это относится к профессиональной характеристике личности – как наиболее значимой в
социальном плане. Понимание профессиональной характеристики формируется более устойчивой позицией к личности
по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе оценки привлекательности внешнего
вида.

Восприятие сложных звуков, как правило, происходит их обработка слуховым анализатором звуков сложного
спектрального состава, как правило, изменяющегося в течение времени по алгоритму, разработанному для данного
источника. Мир сложных звуковых явлений имеет большое разнообразие, однако в нем есть ряд групп, которые
имеют общие признаки и принципы восприятия. К таким группам относятся: звуки синтетического материала
(технических сооружений), голосовые звуки, звуки речи; музыкальные звуки.

Восприятие устной речи — эта функция является одной из высших психических функций человека. В этом
виде речевой деятельности, как слушания (аудирования), внутренняя психическая сторона состоит в восприятии
устной речи.

Речевое восприятие — это неоднородный процесс. При рассмотрении этого процесса с генетической или
функциональной точки зрения, можно выделить уровни различения и опознавания. С точки зрения характера
обработки речевого сигнала выделяют сенсорный, перцептивный и смысловую уровни восприятия, в процессе
восприятия устной речи происходит акустическая обработка и выделение звуков в состав слова, который узнается
на перцептивном уровне. С помощью смыслового уровня устанавливается значение слова и всего сообщения в
целом.

типов восприятия для понимания окружающего мира

Перейти к содержимому
  • Посмотреть увеличенное изображение

Восприятие — это способность замечать или понимать что-либо. Чувственный опыт окружающей среды — это то, что мы называем восприятием. Это влечет за собой как идентификацию, так и реакцию на раздражители в окружающей среде. Мы узнаем о свойствах и элементах окружающей среды, которые необходимы для нашего выживания, посредством процесса восприятия. Восприятие — это процесс организации, идентификации и интерпретации сенсорных данных для представления и понимания предоставленной информации или окружающей среды. Восприятие формирует не только наше восприятие мира, но и нашу способность действовать в нем. Поскольку каждый воспринимает мир и решает жизненные проблемы по-своему, восприятие имеет решающее значение для понимания человеческого поведения. Восприятие — это психический процесс преобразования сенсорных стимулов в полезные данные.

Это процесс мысленной интерпретации того, что мы видим или слышим, чтобы позже судить и выносить вердикт о ситуации, человеке, организации или другом объекте. Есть три типа восприятия, давайте рассмотрим их по порядку.

 

 

  1. Восприятие глубины и расстояния:

 

 

Глубинное восприятие – это способность воспринимать мир в трех измерениях и, как следствие, оценивать удаленность объекта. Восприятие расстояния относится к процессу определения расстояния между двумя объектами. Многие факторы, такие как расстояние, относительный размер объекта, влияют на восприятие глубины и расстояния. Это также помогает преобразовывать двухмерные изображения в трехмерные.

2. Восприятие движения:

Способность судить о скорости и направлении движущихся объектов относится к перемещению. Движение сетчатки глаза связано с восприятием движения.

 

Посещение: шагов к позитивным мыслям

 

 

3. Восприятие размера: 

 

 

Восприятие размера – это способность судить о размере определенного стимула. Восприятие размера связано не только с размером, но и с глубиной, расстоянием объекта, до которого мы его воспринимаем. Перцептивная интерпретация также подпадает под это, она означает, как мы распознаем объект.

 

 

Посетите: как улучшить когнитивные навыки

 

 

Существует 5 типов восприятия, связанных с нашими органами чувств: 

 

  1. Зрение:

Глаза, мы получаем зрение через наши глаза, то, что мы видим, мы верим и воспринимаем. Он оказывает сильное влияние на то, как мы видим объект.

 

2. Коснитесь:

Простое прикосновение поможет вам понять человека. То, как вы относитесь к той или иной вещи, будет зависеть от прикосновения и вашего комфорта. Прикосновения могут влиять на то, как люди принимают решения. Прикосновение может передать сострадание от одного человека к другому.

 

 

 

 

3. Звук:
Слушание различных звуков также показывает, как человек воспринимает окружающие его предметы.

4. Вкус: 
Восприятие может быть связано со вкусом. Сладкий, соленый, горький и кислый – эти четыре вкуса помогают нам распознать вкус пищи.

5. Запах:
Запах — еще один фактор, влияющий на восприятие и управляющий им. Мы можем обонять более триллиона запахов, которые помогают нам собирать и замечать информацию о различных запахах, будь то запахи людей или других вещей.

 

Посетите: как преодолеть социальное торможение

 

 

  • Чувство пространства- это чувство связано с тем, как ваш мозг понимает, где ваше тело находится в пространстве.
    Это чувство называется проприоцепцией. Он включает в себя чувство движения и положение наших конечностей и мышц.
  • Равновесие, время, положение тела, ускорение и осознание внутренних состояний входят в число дополнительных чувств, которые позволяют нам воспринимать вещи. Многие из них мультимодальны, то есть используют более одного смысла. Еще одним важным видом восприятия является социальное восприятие, которое определяется как способность распознавать и применять социальные подсказки о людях и отношениях. Это социальное восприятие является одним из лучших навыки развития личности , которые помогают строить и формировать социальные отношения.

 

 

Как улучшить социальный интеллект из СилыТеатр

 

 

Процесс восприятия представляет собой набор стадий реакции нашего восприятия на окружающую среду и ведет к ней. Это происходит постоянно, но вы не задумываетесь об этом, когда воспринимаете различные раздражители, окружающие вас в любой момент времени.

Восприятие функционирует как фильтр, позволяющий нам жить и понимать окружающую среду, не перегружаясь количеством доступной информации. 9Курс развития личности 0051 фокусируется преимущественно на восприятии, поскольку восприятие является основой понимания и оценки окружающей среды и людей, связанных с окружающей средой.

 

Чувственный опыт мира известен как восприятие. Это влечет за собой как замечание, так и реагирование на внешние входы. Мы узнаем об особенностях и элементах окружающей среды, которые имеют решающее значение для нашего существования, посредством процесса восприятия. Восприятие не только формирует наше восприятие окружающего мира, но и позволяет нам вести себя в нем.

Итак, теперь мы узнали о важности восприятия и о том, как оно влияет на нашу повседневную жизнь. Все эти различные типы восприятия помогают нам понять наше окружение и людей вокруг нас, что помогает нам вести себя соответствующим образом. Вы можете улучшить свое восприятие, просто наблюдая за вещами вокруг вас.

 

В наших программах личностного воспитания мы ориентируемся на:

 

  • ОБУЧЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ
  • ЛИДЕРСТВО
  • ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ
  • СОЦИАЛЬНАЯ СМЕЛОСТЬ
  • ЭТИКЕТ ОДЕЖДЫ
  • СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ
  • АНГЛИЙСКАЯ СВЯЗЬ
  • УПРАВЛЕНИЕ ГНЕВОМ
  • УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ
  • ТИМБИЛДИНГ
  • ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
  • МЯГКИЕ НАВЫКИ
  • ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
  • НАВЫКИ СЛУШАНИЯ
  • МЕДИТАЦИЯ

 

Подробнее см. свяжитесь с нами сейчас!

 

Марта2022-02-26T17:01:56+05:30

ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ?
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ И ПОЛУЧИТЬ СТИПЕНДИИ

Предпочтительное время для обратного звонка8:00–10:0010:00–12:0012:00–14:002:00–16:004:00–18:006:00–20:00