понятие, виды, свойства. Развитие внимания.
Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.
Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Характеристики внимания:
Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.
Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.
Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.
Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.
Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).
Виды внимания:
Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.
Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть
Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.
Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать
Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.
Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.
Развитие и формирование внимания
Два вида развития внимания: 1) естественное; 2) искусственное. Выготский: Первоначальное внимание ребенка осуществляется при помощи наследственных механизмов, организованное протекание его рефлексов по принципу доминанты. В доминантом нервном процессе заложены органические основы внимания.
Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд стимулов-средств, с помощью которых он далее управляет собственным вниманием. Такими стимулами-средствами могут быть конкретные предметы, жесты-указания, слова-указания. Все эти средства выполняют роль внешних опор, которые сначала предлагаются ребенку взрослым, затем используются им в общении со взрослым для направления его внимания на нужный ребенку объект, а потом становятся внутренними средствами управления ребенком собственным вниманием, обеспечивая тем самым его управляемость или произвольность.
Исходя из того, что социальные отношения образуют основу как отдельно взятой психической функции, так и их систем, Л.С.Выготский рассматривал и генезис внимания. В этом процессе он выделил четыре стадии.
Первая стадия связана с тем, что другой человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением и сознанием ребенка, направляя реализацию его натуральных, непроизвольных функций, в том числе непроизвольного внимания. Такими средствами являются прежде всего указательный палец и речевое сопровождение указательного жеста взрослого человека. Л.С.Выготский отмечает, что именно указание стоит в начале управления вниманием, и замечательно, что человек создал себе как бы особый орган произвольного внимания в указательном пальце, получивший в большинстве языков свое название от этой функции. Поэтому историю произвольного внимания, подчеркивает он, следует начинать с истории указательного пальца. Очевидно, что действие на этой стадии является интерпсихическим, то есть действием между людьми, осуществляющимся во внешнем плане.
Для второй стадии характерно, что сам ребенок становится субъектом, использующим данное ему психологическое орудие для управления поведением и сознанием другого человека. С помощью собственного указательного пальца и соответствующего речевого сопровождения он обращает внимание взрослого на нужный ему объект. Действие управления продолжает существовать во внешнем плане как действие интерпсихическое.
На третьей стадии ребенок начинает применять к самому себе те способы управления сознанием и поведением, которые другие люди применяли к нему, а он – по отношению к ним. Такое действие протекает все еще во внешнем плане и сопровождается эгоцентрической речью ребенка, но обращено им на самого себя.Уж е на третьей стадии начинается интериоризация действия управления вниманием, которая приобретает законченный вид на четвертой стадии. Действие управления ребенком своим вниманием становится собственно внутренним действием, осуществляющимся в опоре на психический образ и внутренню речь.
Таким образом, Л.С.Выготский показал, что развитие произвольного внимания как высшей психической функции происходит по общему закону развития высших психических функций: первоначально они возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества между людьми и лишь впоследствии становятся внутренними психическими функциями самого ребенка.
Функции, виды и свойства внимания.
Лисина Екатерина Михайловна, педагог-психолог ГБОУ СКШ №7.
Из множества воздействующих на человека раздражителей до его сознания доходят лишь те из них, которые являются наиболее значимыми, т.е. только часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов. Фиксируется памятью, становится содержанием размышлений. Таким образом, психическая деятельность человека имеет избирательно направленный характер, который составляет сущность внимания.
Внимание — это особое свойство человеческой психики. Это направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.
Внимание, как психический процесс относится к познавательным процессам. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое, обонятельное внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.
Функции внимания.
Основные функции внимания – обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и её активизации. Благодаря избирательности познавательных процессов человек имеет дело только с той информацией, которая в данный момент времени играет для него наиболее важную роль. Сосредоточивая и удерживая своё внимание на чём–либо, переключая его с одного действия на другое, человек сохраняет и поддерживает целенаправленность своей деятельности. Если ему необходимо в течение длительного времени работать с сохранением высокой работоспособности и качества работы, то человек выбирает определённый уровень активности и поддерживает его.
Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.
Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.
В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию —контроль и регуляцию деятельности.
Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.
Виды внимания.
Человек обладает различными видами внимания, каждый из которых ему необходим и каждый из которых играет свою роль в его жизни. В число этих видов входят: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание; непосредственное и опосредствованное внимание; природное и социально обусловленное внимание.
Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности.
В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.
Ещё один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат. Такое внимание было названо послепроизвольным (Н. Ф. Добрыниным). Проявив сначала произвольное внимание и заставив себя заниматься каким-либо делом без выраженного интереса к нему, человек скорее заинтересовывается этим делом настолько, что отпадает необходимость прилагать усилия для удержания внимания на нём. Внимание из произвольного становится непроизвольным. Однако, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий.
Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.
Непосредственным называют такое внимание, которое привлекается и удерживается самим объектом, на который оно направлено. В этом случае между объектом, привлекающим к себе внимание и самим процессом внимания нет ничего другого, что участвовало бы в его регуляции.
Опосредствованным называют внимание, процессы которого (привлечение внимания, переключение, отвлечение, концентрация, распределение) регулируются с помощью дополнительных, не данных человеку от природы средств. К средствам управления внимания относится речь, специальные знаки, направляющие внимание человека, например стрелка, указывающая в определённую сторону, жест…
Природным называют внимание, которое дано человеку с рождения, от природы, которое включается в работу рано и постепенно улучшается по мере созревания мозга. Такое внимание практически не зависит от опыта, приобретаемого человеком в процессе жизни, от его обучения и воспитания. Доказано, что уже в конце 1-го месяца жизни ребёнка природное внимание включено в работу, когда ребёнок начинает обращать своё внимание на новые раздражители.
Социально обусловленным называется внимание, которое человек приобретает после рождения и совершенствует в процессе жизни. Это внимание к предметам и явлениям, связанным с культурной жизнью человека (книги, музыка, инструменты, приборы, вещи сделанные руками человека, события происходящие в социуме).
Основные свойства внимания.
Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объём внимания.
Каждое из этих свойств может быть представлено двумя противоположными вариантами его проявления в жизни. Например, внимание может быть устойчивым и неустойчивым, концентрированным и рассеянным, переключаемым и ригидным, с большим и с малым объёмом.
Устойчивость — это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум, до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.
Концентрацией внимания называется его свойство, благодаря которому человек может сосредоточить его на чём-либо одном, отвлекаясь от всего остального, что он в данный момент времени осознаёт или воспринимает.
Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Под переключаемостью понимается его сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. Ригидность как противоположное свойство переключаемости проявляется в том, что внимание, напротив, с трудом переходит с одного объекта на другой. На это расходуется много времени, причём отвлечение внимания от одного объекта не является полным, так же как и концентрация внимания на новом объекте.
Все указанные свойства внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) представляют собой его качественные особенности. Но внимание человека обладает и количественной характеристикой – объёмом.
Под объёмом внимания понимается среднее число объектов, которое человек в состоянии удерживать в сфере своего внимания в один и тот же момент времени. Подсчитано, что средний объём внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 объектов (звуков, цифр, простых изображений).
Внимание – важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида.
Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование.
Какие бывают типы внимания в психологии
- Автор сообщения: РАЗИЯ РАШИД
- Сообщение опубликовано: 7 августа 2022 г.
- Категория должности: общая психология/магистр психологии
Внимание в психологии определяется как процесс, посредством которого мы выбираем определенные объекты или стимулы из нашего окружения и фокусируемся на них. Наше внимание имеет ограниченную способность воспринимать стимулы. количество объектов, на которые человек может обратить внимание при кратковременном воздействии, называется объемом внимания или объемом восприятия . Различные виды внимания изучаются в психологии и обладают следующими свойствами:
- Концентрация: сосредоточение внимания на определенных вещах или объектах с одновременным исключением других.
- Настороженность: относится к «готовности человека» справляться со стимулами, которые появляются перед ним/ней.
- Поиск: при поиске мы ищем конкретную вещь, предмет или человека среди группы вещей, предметов или людей. Например, когда вы идете покупать яблоко на рынке, вы ищете одну конкретную вещь в целом ряде вещей.
Ниже приведены три основных типа внимания, изучаемых в психологии:
- Избирательное внимание:
- Постоянное внимание
- Распределенное внимание
Избирательное внимание
Способность нашего внимания одновременно получать и обрабатывать информацию ограничена. Поэтому в какой-то момент мы обращаем внимание только на несколько раздражителей, присутствующих в нашем окружении. Вот где проявляется избирательное внимание. Избирательное внимание в основном связано с выбором ограниченного числа стимулов из большого количества стимулов, заданных в нашей среде. Это ограниченное количество стимулов затем обрабатывается в нашей системе.
Факторы, влияющие на избирательное внимание
Существует несколько факторов, определяющих выбор стимулов, а именно: внешние и внутренние факторы.
- Внешние факторы: относятся к характеристикам раздражителей, таким как размер, интенсивность и движение. Исследователи показали, что большие, яркие и движущиеся объекты легче привлекают наше внимание, чем маленькие, темные и неподвижные. Точно так же человеческие фотографии с большей вероятностью привлекут больше внимания, чем фотографии неодушевленных предметов.
- Внутренние факторы: те, которые находятся внутри человека и могут быть двух типов: когнитивные и мотивационные. Когнитивные факторы включают отношение, интерес и подготовительную установку. Стимулы, которые кажутся интересными, легко воспринимаются. Точно так же готовность заставляет человека с готовностью обращать внимание на одни виды стимулов и не обращать внимания на другие.
Факторы мотивации связаны с нашими биологическими или социальными потребностями. Например, когда мы голодны, мы замечаем даже слабый запах еды.
Устойчивое внимание
Устойчивое внимание или бдительность относится к нашей способности удерживать внимание на определенных раздражителях в течение более длительного времени. Другими словами, устойчивое внимание в основном связано с концентрацией.
Факторы, влияющие на устойчивое внимание
Исследования выявили несколько факторов, способствующих или препятствующих устойчивому вниманию. Они следующие:
- Сенсорная модальность: Сенсорная модальность — это аспект стимула или то, что воспринимается после а стимул . К основным сенсорным модальностям относятся: свет, звук, вкус, температура, давление и запах. Исследования показали, что слуховые стимулы способствуют удержанию внимания лучше, чем визуальные стимулы.
- Четкость стимулов: Четкость стимулов — еще один фактор устойчивого внимания. Стимулы, которые являются интенсивными и длительными, облегчают устойчивое внимание и приводят к лучшей производительности.
- Временная неопределенность: Когда стимулы появляются через равные промежутки времени, они воспринимаются лучше, чем когда они возникают через нерегулярные промежутки времени.
- Пространственная неопределенность: Пространственная неопределенность — это отсутствие знаний о географическом положении объекта. Стимулы, которые появляются в фиксированных местах, воспринимаются лучше, чем те, которые появляются в случайных местах.
Распределенное внимание
Распределенное внимание — это способность нашего мозга одновременно реагировать на два разных стимула из окружающей среды. Это внимание действительно важно, поскольку оно помогает нам быть более эффективными в нашей повседневной жизни. Вы, должно быть, видели примеры разделения внимания каждый день в своей жизни, например, когда люди ведут машину и разговаривают с другом по телефону, надевают солнцезащитные очки или слушают музыку. Однако у разделенного внимания есть свои ограничения; это возможно только с деятельностью, для которой у человека есть практика. При разделенном внимании люди уделяют больше внимания одним видам деятельности, чем другим, даже если часть внимания уделяется другим видам деятельности.
Распределение внимания происходит только при выполнении хорошо отработанных задач, потому что они становятся почти автоматическими и требуют меньше внимания для выполнения, чем новые или мало отработанные задачи.
Автоматическая обработка имеет три основные характеристики:
- Это происходит без намерения
- . Он имеет неосознанно
- . В нем мало или нет мыслей. . Количество объектов, на которые можно обратить внимание одним взглядом, используется для проектирования номеров мотоциклов и автомобилей, чтобы сотрудники ГИБДД могли их легко заметить в случае нарушения правил дорожного движения. Кроме того, многие дети не учатся в школе из-за проблем с вниманием, это расстройство называется СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Трудности с поддержанием внимания являются центральной чертой этого расстройства и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Теги: внимание, виды внимания
РАЗИЯ РАШИД
Разия Рашид — основатель компании Psychology To Safety и фрилансер. Она интересуется изучением психологии, женщинами в конфликте и миростроительством.
Что такое внимание? Это определения, история, процесс, типы и т. д.
Главная »Магистратура по психологии»Когнитивные процессы»Что такое внимание? Это определения, история, процесс, типы и т. д.
Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий
Могу ли я получить ваш Внимание пожалуйста!!!
На наши органы чувств одновременно воздействует большое количество раздражителей, но мы не замечаем их всех одновременно. Лишь избранные из них замечаются. « обратить внимание » — это концентрация — отключение других действий или информации, чтобы посвятить больше умственных ресурсов объекту, на котором вы хотите сосредоточиться.
Содержание
- 1 История внимания
- 2 Определения внимания
- 3 Процесс/характер внимания
- 4 Классификация/типы внимания
- 4.1 1. Избирательное внимание
- 4.2 2. Постоянное внимание или бдительность
- 4.3 3. Распределенное внимание
Описание внимания Уильямом Джеймсом,-
- Овладение разумом,
- Фокализация, концентрация сознания составляют его сущность.
- Подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно заниматься другими.
Щелкните здесь, чтобы проверить свое понимание темы, решив этот короткий тест –
Определения внимания
MCQ test-AttentionВнимание – это концентрация умственной деятельности.
Внимание позволяет нашим когнитивным процессам учитывать отдельные аспекты окружающей среды. т. е. ограничение информации (Палмер, 19 лет).99)
‘ Внимание — это средство, с помощью которого мы активно обрабатываем a ограниченное количество информацию 901 74 из огромного количества информации, доступной через наши чувства, наши сохраненные воспоминания, и другие наши познавательные процессы». (Де Вирд, 2003а; Рао, 2003).
Росс (1951) определил его как «процесс четкого представления объекта или мысли перед умом».
Уильям Джеймс определил «внимание — это сосредоточение сознания на конкретном объекте.
Процесс/природа вниманияПроцесс, посредством которого одни стимулы выбираются из группы других, обычно называется вниманием. Помимо выбора внимание также относится к нескольким другим свойствам таким как бдительность, концентрация и поиск .
- Настороженность относится к готовности человека справляться со стимулами, которые появляются перед ним/ней. Например, Бдительность в начальной точке гонки.
- Концентрация относится к концентрации внимания на определенных конкретных объектах, исключая на данный момент другие. Например, голос учителя, а не другие шумы.
- В Search, наблюдатель ищет определенное подмножество объектов среди набора объектов. Например, мы ищем друга.
Внимание в этом смысле относится к «распределение усилий».
Внимание имеет фокус , а также бахрома. Фокус или Фокусная точка внимания — это когда поле осознания сосредоточено на конкретном объекте или событии. Наоборот, Край — это когда объекты или события находятся далеко от центра сознания, и человек лишь смутно осознает их.
Классификация/Виды внимания- Избирательное внимание
- Постоянное внимание
- Распределенное внимание
Наш мозг избирательно фокусируется на определенных стимулах и сознательно блокирует другие стимулы. Это процессно-ориентированный взгляд.
Факторы, влияющие на избирательное внимание – Внешние факторы связаны с особенностями стимулов – постоянными, размерами, интенсивностью, движением и т.д. Большие, яркие и движущиеся предметы легко привлекают наше внимание. Внутренние факторы- Мотивационные, биологические и социальные потребности; Когнитивные факторы включают такие факторы, как интерес, отношение и подготовительная установка.
Теории избирательного внимания – теория фильтра, теория ослабления фильтра, многорежимная теория и т. д.
2. Устойчивое внимание или бдительностьУстойчивое внимание связано с концентрацией. Это относится к нашей способности удерживать внимание на объекте или событии в течение более длительного времени. Он также известен как «бдительность». Например, — авиадиспетчеры, считыватели радаров и т. д.
Факторы, влияющие на устойчивое внимание – Сенсорная модальность, ясность стимулов (длительные стимулы облегчают устойчивое внимание и приводят к лучшей работе), Временная неопределенность (когда стимулы появляются через равные промежутки времени, они воспринимаются лучше, чем когда они появляются через неравные промежутки времени), Пространственная неопределенность (Стимулы, которые появляются в фиксированном месте, легко воспринимаются, тогда как те, которые появляются в случайных местах, воспринимаются с трудом)
3.