24.11.2024

Виды эмоционального состояния: ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ — Гипертекстовый словарь методических терминов

3. Виды эмоциональных состояний

Классификации эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния имеют очень разнообразные проявления. По степени интенсивности и продолжительности они могут быть длительными, но слабыми (печаль), или сильными, но кратковременными (радость).

По субъективному переживанию все многообразие эмоций можно разделить на 2 категории: на эмоции положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и эмоции отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие. По содержанию эмоции можно классифицировать на простые и сложные в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у человека. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным — моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и др.

Наконец, по форме протекания все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.

Чувственный тон. Простейшая форма эмоционального переживания — это, так называемый чувственный, или эмоциональный, тон. Под чувственным тоном понимают эмоциональную окраску психического процесса, побуждающую субъекта к его сохранению или устранению. Хорошо известно, что некоторые цвета, звуки, запахи могут сами по себе, независимо от воспоминаний, связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Так, хорошая музыка, запах розы, вкус апельсина приятны, имеют положительный эмоциональный тон. Если отрицательный чувственный тон переход в болезненное отвращение, то говорят об идиосинкразии.

Чувственный тон как бы аккумулирует в себе отражение полезных и вредных факторов окружающей действительности. Благодаря своей обобщенности чувственный тон помогает принять предварительное и быстрое решение о значении нового раздражителя, вместо сравнения его со всей информацией, хранимой в памяти.

Чувственный тон нередко носит субъективную окраску и зависит от того, как протекает деятельность: постоянно проигрывающий нам партнер кажется более симпатичным, чем тот, который все время выигрывает у нас. Несмотря на свою внешнюю незначительность, знание и целенаправленное использование чувственного тона позволяет воздействовать на настроение человека, улучшать производительность труда, интенсивность учебы и т.д.

Настроение. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение является эмоциональной реакцией не на непосредственные события, а на их

значение для человека в контексте его общих жизненных планов. Это не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое, общее состояние.

Настроение очень разнообразно и может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Но эта причина всегда есть и может быть определена. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от тонуса нервной системы.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Настроение может стать устойчивой чертой личности — на этой основе людей делят на оптимистов и пессимистов.

В то же время настроение может носить кратковременный характер, что особенно ярко выражено в детском возрасте. Не имея сложившейся иерархии мотивов, дети легко поддаются смене настроения: любое эмоциональное впечатление порождает неустойчивые, переменные, капризные настроения. С возрастом настроение становится более устойчивым — значимые для личностной сферы воздействия вызывают смену настроения.

Эмоции. Эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, например, чувство любви к футболу не является эмоцией.

Эмоции будут представлены на стадионе состоянием восхищения, которое испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру спортсменов или эмоцией возмущения, негодования при ленивой игре или неопытном судействе.

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями, способны предвосхищать события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. К числу стенических (или “гиперстенических”) эмоций относятся эйфория, мания, гнев, тревога; к числу “астенических” — печаль, тоска, апатия, страх.

Стенические эмоции стимулируют деятельность человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. И, наоборот, астенические эмоции характеризуются скованностью, пассивностью. Поэтому в зависимости от индивидуальных особенностей человека эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у испытывающего чувства страха человека возможно повышение мускульной силы и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха могут «подгибаться колени». Горе может вызвать апатию, бездеятельность у человека слабого, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Эмоциональные переживания могут носить неоднозначный, противоречивый характер. Это явление получило название

амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана неоднозначностью самого объекта (так, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость). Амбивалентность может быть порождена и противоречием между устойчивыми чувствами к предмету и ситуативными эмоциями (так, например, совмещаются любовь и ненависть при ревности).

К основным, фундаментальным эмоциям относится удовольствие, радость, страдание, удивление, отвращение, гнев, презрение, стыд, интерес, страх.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей (или неудовольствие, связанное с неудовлетворением органических потребностей). Практически все органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение.

Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных поступков и внешности ожиданиям окружающих или собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся под влиянием информации о возможной реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, эмоция страха вызывается лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия.

Каждая из указанных эмоций может проявляется целым спектром состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость может проявляется удовлетворением, восторгом, ликованием, экстазом и т.д.).

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.

Аффект. В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Это самая мощная из рассматриваемых эмоциональной реакцией. Аффект — сильное и кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов.

Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступлении любимого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, и религиозный экстаз и т.д. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы, речи. Такими могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное известие, он теряется, не знает, что сказать.

Одна из существенных функций аффекта состоит в том, что он представляет собой закрепившиеся в эволюции стереотипные действия, способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. п.

Аффект возникает в результате уже совершенного действия и выражает собой его субъективную эмоциональную оценку с точки зрения достижения поставленной цели. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшее побуждение, причем человек не в состоянии осознать эту невозможность или не может с ней примириться (гнев, ярость). Конфликт может заключаться и в повышенных требованиях, предъявляемых к человеку в данный момент, и его переживаниях, неуверенности в своих силах, недооценке своих возможностей.

Отличительная черта аффекта — ослабление сознательного контроля, узость сознания. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. При этом изменяется мышление, человек теряет способность предвидеть результаты своих поступков. В аффекте человек как бы теряет голову, его поступки неразумны, совершаются без учета обстановки. Теряя власть над собой, человек как бы весь отдается переживанию.

Кроме того, изменяются основные характеристики внимания, в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые соответствуют переживаниям. Все остальные раздражители осознаются недостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости этим состоянием.

Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Аффект возникает резко, внезапно в виде вспышки, сопровождается сильной и беспорядочной двигательной активностью, происходит своего рода разрядка в действии. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

Эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболевании, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап — реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи обеспечивается за счет второстепенных задач. Человек справляется с нагрузкой с помощью функциональной мобилизации, без структурных перестроек. На втором этапе — этапе стабилизации все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешнее поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов.

Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап — истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и даже смерти.

Показательны в этом отношении данные, полученные английскими исследователями. Они обнаружили высокую смертность от ишемической болезни сердца руководящих административных деятелей, летчиков-испытателей, врачей-хирургов, пилотов реактивных самолетов, водителей городских автобусов. Именно постоянное пребывание в условиях стрессовой ситуации сокращает жизнь людям этих профессий.

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, прежде всего от психологических особенностей человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение.

Фрустрация. Фрустрация — психологическое состояние расстройства, подавленности, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, озлобленностью, подавленностью, внешней и внутренней агрессией. Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источником фрустрации выступает отрицательная социальная оценка, затрагивающая значимые отношения личности.

Устойчивость (толерантность) человека к фрустрирующим факторам зависит от степени его эмоциональной возбудимости, типа темперамента, опыта взаимодействия с такими факторами.

Страсть. Страсть еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Страстью называют сильное, стойкое чувство, определяющее направление мыслей и поступки человека.

Причины формирования страсти достаточно разнообразны — они могут определяться осознанными убеждениями (например, страстность ученого в науке), могут исходить из телесных влечений или иметь патологическое происхождение (как бывает при паранойяльном развитии личности). Страсть органически связана с потребностями, избирательна и всегда предметна — направлена на определенный вид деятельности или предмет. Таковы, например, наблюдающиеся у людей страсть к знанию, страсть к музыке, страсть к коллекционированию и т.д.

Наиболее важной характеристикой страсти является ее связь с волевой сферой. Страсть выступает одним из существенных побуждений к деятельности. Оценка значения страсти достаточно субъективна. Страсть может быть принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Большую роль в оценке играет общественное мнение.

Так, например, в рамках одной культуры страсть к накопительству осуждается как жадность, но может быть положительно оценена в рамках другой социальной группы как экономность.

Высшие чувства. Особую форму переживания представляют собой высшие чувства. Чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Нравственными (моральными) называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Нравственные нормы зависят от традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии, принятых в обществе.

Действия и поступки людей, соответствующие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными; поступки, не соответствующие этим взглядам, считаются аморальными, безнравственными. К нравственным чувствам относят чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, патриотизм, сочувствие и т.д. К аморальным можно отнести жадность, эгоизм, жестокость, злорадство и пр.

Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. К интеллектуальным чувствам относятся удивление, любопытство, любознательность, чувство сомнения в правильности решения и пр. Успешность или неуспешность, легкость или трудность умственной деятельности вызывает в человеке целую гамму переживаний.

Наиболее типичной ситуацией, порождающей интеллектуальные чувства, является проблемная ситуация. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют, усиливают ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность знания.

К интеллектуальным чувствам относят и обобщенное чувство нового. Оно выражается в постоянном поиске нового как в области познания, так и в практической деятельности. Это чувство связано не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии», т.е. в том, чтобы в новом, неизвестном отыскать знакомое, привычное.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни и в искусстве. Человек испытывает эстетические чувства при восприятии произведений художественной литературы, музыкального, изобразительного, драматического и других видов искусства.

Эстетические чувства представляют собой сплав моральных и интеллектуальных чувств. Сложность проблемы состоит также в том, что эстетическое отношение проявляется через другие чувства: восторг, радость, презрение, отвращение, страдание и пр.

Следует отметить, что рассмотренное деление чувств является достаточно условным. Обычно чувства, испытываемые человеком, так сложны, что их трудно отнести к какой-либо одной категории. Так, творчество ученого — это своеобразный сплав интеллектуальных, нравственных и эстетических чувств с преобладанием интеллектуальных, а творчество художника — это, по-видимому, тоже сплав этих чувств, но с преобладанием эстетических. Различия в чувственной сфере накладывают глубокий отпечаток на весь склад духовной жизни человека.

Эмоциональные состояния | Psylist.net

Эмоции и чувства человека обусловлены социальными условиями существования и имеют личностный характер. Эмоции представляют собой субъективные переживания, сигнализирующие о благополучном или неблагополучном состоянии организма и психики. Чувства же имеют не только субъективное, но и объективное предметное содержание. Они вызываются объектами, имеющими ценностное личностное значение, и адресуются к ним.

Качество переживаний, заключенных в чувствах, зависит от того личностного смысла и значения, которое имеет для человека предмет. Отсюда чувства связаны не только с внешними непосредственно воспринимаемыми свойствами объекта, но и с теми знаниями и понятиями, которые имеет человек о нем. Чувства имеют действенный характер, они или побуждают или угнетают активность человека. Чувства, побуждающие активность, называются стеническими, чувства, угнетающие ее – астеническими.

Эмоции и чувства – это своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Если эмоциональные состояния определяют в основном внешнюю сторону поведения и психической деятельности, то чувства влияют на содержание и внутреннюю сущность переживаний, обусловленных духовными потребностями человека.

К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.

Настроение – наиболее общее эмоциональное состояние, охватывающее человека в течение определенного периода времени и оказывающее существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Оно бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным.

Положительное настроение делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении ладится, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.

Настроение имеет личностный характер. У одних субъектов настроение бывает чаще всего хорошим, у других – плохим. На настроение оказывает большое влияние темперамент. У сангвиников настроение всегда бодрое, мажорное. У холериков настроение часто меняется, хорошее расположение духа вдруг изменяется на плохое. У флегматиков настроение всегда ровное, они хладнокровны, уверены в себе, спокойны. Меланхоликам часто свойственно отрицательное настроение, они всего боятся и опасаются. Любое изменение в жизни выбивает их из колеи и вызывает депрессивные переживания.

Любое настроение имеет свою причину, хотя иногда кажется, что оно возникает само собой. Причиной настроения может быть положение человека в обществе, результаты деятельности, события в личной жизни, состояние здоровья и т.п. Настроение, переживаемое одним человеком, может передаваться другим людям.

Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.

Аффект может возникнуть внезапно, но может также подготавливаться постепенно на основе аккомуляции накопившихся переживаний, когда они начинают переполнять душу человека.

В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением. Охваченный аффектом он иногда совершает такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки, так как каждый человек должен научиться управлять своим поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в начальной стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвавшего его, на что-то другое, нейтральное. Поскольку в большинстве случаев аффект проявляется в речевых реакциях, направленных на его источник, следует вместо внешних речевых действий совершить внутренние, например, сосчитать медленно до 20. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу этого действия его интенсивность уменьшается и человек прийдет в более спокойное состояние.

Аффект преимущественно проявляется у людей холерического типа темперамента, а также и у невоспитанных, истеричных субъектов, неумеющих управлять своими чувствами и поступками.

Стресс – эмоциональное состояние внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс как и аффект такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеет свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации.

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль оказывает стресс, выполняя мобилизационную функцию, отрицательную роль – вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

Стрессовые состояние по разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше всего проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующие напряжения всех сил.

Фрустрация – глубоко переживаемое эмоциональное состояние, возникшее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне притязаний личности. Она может проявляться в форме отрицательных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.

Страсть – глубокое, интенсивное и очень устойчивое эмоциональное состояние, захватывающее человека целиком и полностью и определяющее все его помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится обладать во что бы то ни стало.

В зависимости от потребности, вызвавшей страсть, и от объекта, посредством которого она удовлетворяется она может характеризоваться или как положительная или как отрицательная. Положительная или возвышенная страсть связана с высоконравственными мотивами и имеет не только личный, но и общественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т. п. делает жизнь человека содержательной и интересной. Все великие дела совершались под влиянием великой страсти.

Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто совершает антиобщественные аморальные поступки.

Переживания человека могут проявляться не только в виде эмоций и эмоциональных состояний, но и в виде разнообразных чувств. Чувства в отличие от эмоций имеют не только более сложную структуру, но и характеризуются, как уже указывалось, определенным предметным содержанием. В зависимости от их содержания чувства бывают: моральные или нравственные, интеллектуальные или познавательные и эстетические. В чувствах проявляется избирательное отношение человека к предметам и явлениям окружающего мира.

Моральные чувства представляют собой переживания человеком своего отношения к людям и к самому себе в зависимости от того соответствует или не соответствует их поведение и собственные поступки тем нравственным принципам и этическим нормам, которые существуют в обществе.

Нравственные чувства имеют действенный характер. Они проявляются не только в переживаниях, но и в действиях и поступках. Чувства любви, дружбы, привязанности, благодарности, солидарности и др. побуждают человека совершать высоконравственные поступки по отношению к другим людям. В чувствах долга, ответственности, чести, совести, стыда, сожаления и др. проявляется переживание отношения к своим собственным поступкам. Они заставляют человека исправить допущенные ошибки в своем поведении, извиниться за содеянное и впредь не допускать их повторения.

В интеллектуальных чувствах проявляется переживание своего отношения к познавательной деятельности и к результатам умственных действий. Удивление, любопытство, любознательность, заинтересованность, недоумение, сомнение, уверенность, торжество – чувства, которые побуждают человека изучать окружающий мир, исследовать тайны природы и бытия, познавать истину, открывать новое, неизвестное.

К интеллектуальным переживаниям относят также чувства сатиры, иронии и юмора. Сатирическое чувство возникает у человека, когда он замечает пороки, недостатки в людях и в общественной жизни и беспощадно обличает их. Высшей формой сатирического отношения человека к действительности является чувство сарказма, которое проявляется в форме неприкрытого отвращения к отдельным людям и общественным явлениям.

Чувство иронии также как и сатиры направлено на бичевание недостатков, но ироническое замечание имеет не такой злой характер, как в сатире. Оно чаще всего проявляется в форме пренебрежительного и неуважительного отношения к объекту.

Юмор – самое замечательное чувство, свойственное человеку. Без юмора жизнь бы казалась, в некоторых случаях, просто невыносимой. Юмор дает возможность человеку находить даже в трудные моменты жизни что-то такое, что может вызвать улыбку, смех сквозь слезы и преодолеть чувство безысходности. Чаще всего чувство юмора стремятся вызвать у близкого человека, когда он испытывает какие-либо трудности в жизни и находится в депрессивном состоянии. Так один из друзей известного немецкого поэта Генриха Гейне, узнав о том, что он уже длительное время находится в плохом настроении, решил рассмешить его. Однажды Гейне получил по почте посылку в виде большого фанерного ящика. Когда он открыл его, то там оказался другой ящик, а в нем другой ящик, и т.д. Когда он наконец добрался до самого маленького ящика, то увидел в нем записку, в которой было написано: «Дорогой Генрих! Я жив, здоров и счастлив! О чем тебе рад сообщить. Твой друг (следовала подпись)». Гейне это позабавило, настроение его улучшилось и он послал в свою очередь посылку другу. Его друг, получил посылку тоже в виде большого тяжелого ящика, открыл его и увидел в нем огромный булыжник, к которому была прикреплена записка: «Дорогой друг! Этот камень свалился с моего сердца, когда я узнал, что ты жив, здоров и счастлив. Твой Генрих».

Эстетические чувства возникают в процессе восприятия природы и произведений искусства. Они проявляются при восприятии прекрасного, возвышенного низменного, трагического и комического. Когда мы видим что-то красивое мы им любуемся, восхищаемся, восторгаемся, когда перед нами что-то безобразное, мы негодуем и возмущаемся.

Эмоции и чувства оказывают большое влияние на личность. Они делают человека духовно богатым и интересным. Человек, способный к эмоциональным переживаниям, может лучше понять других людей, откликнуться на их чувства, проявить сострадательность и отзывчивость.

Чувства дают возможность человеку лучше познать самого себя, осознать свои положительные и отрицательные качества, вызвать желание преодолеть свои недостатки, помогают воздержаться от неблаговидных поступков.

Переживаемые эмоции и чувства накладывают отпечаток на внешний и внутренний облик личности. У людей, склонных к переживанию отрицательных эмоций, печальное выражение лица, у лиц с преобладанием положительных эмоций – веселое выражение лица.

Личность не только может оказаться во власти своих чувств, но и сама способна оказывать на них влияние. Одни чувства личность одобряет и поощряет, другие порицает и отвергает. Прекратить возникшее чувство человек не может, но преодолеть его он в состоянии. Однако, это может сделать только человек, занимающийся самовоспитанием и саморегуляцией своих эмоций и чувств.

Воспитание чувств начинается с развития способности управлять их внешним выражением. Воспитанный человек умеет сдерживать свои чувства, казаться невозмутимым и спокойным, хотя внутри его бушует эмоциональная буря. Каждая личность может сама избавиться от любого нежелательного чувства. Конечно это достигается не путем самоприказа, а предлагает косвенное устранение его посредством аутогенной тренировки.

Если чувство еще не укоренилось, то избавиться от него можно путем самоотключения, направив свои мысли и действия на предметы, не имеющие ничего общего с объектом, вызывавшем чувство. Самоотвлечение может быть подкреплено запрещением вспоминать и думать о возникшем чувстве. Так, если человеку была нанесена обида, то при встрече с обидчиком чувство может возникнуть с прежней силой. Для того, чтобы избавиться от этого чувства необходимо, находясь в спокойном состоянии, представить своего обидчика на небольшое время, а потом забыть о нем. После многократного ассоциирования образа этого человека с вашим спокойным состоянием его образ, да и сам человек перестанет вызывать чувство обиды. Встретив его вы спокойно пройдете мимо.

Закрепившееся чувство можно преодолеть только посредством другого сильного чувства. Таким чувством может быть, например, чувство стыда, под влиянием которого человек может справиться с чувством, осуждаемым обществом и самим человеком.

Эмоции и чувства, часто повторяясь, могут стать одной из характерных особенностей личности, одним из ее свойств. Причем, одни из них могут возникнуть на основе переживания эмоций и эмоциональных состояний, другие могут быть связаны с переживаниями моральных, эстетических и интеллектуальных чувств.

Наиболее общими эмоциональными свойствами личности являются: сентиментальность, страстность, аффективность, стрессогенность.

Сентиментальным людям свойственна большая эмоциональная впечатлительность и чувствительность. Всякое незначительное событие или явление вызывает у них гамму переживаний, которые определяют их отношения к окружающему миру и к самому себе. Их эмоции замкнуты на своей собственной личности и не вызывают активной деятельности и поведения.

Страстные субъекты характеризуются сильными и глубокими переживаниями, кипучей энергией, безраздельной преданностью объекту своей страсти.

Аффективные личности склонны к сильным и бурно протекающим эмоциональным переживаниям. Часто теряют контроль над собой, ведут себя безответственно и истерично. Аффективность присуща чаще всего невоспитанным, развязным и распущенным людям, которые не привыкли сдерживать себя и управлять своими действиями.

Стрессогенные натуры приходят в расстроенное эмоциональное состояние даже при наличии самой незначительной экстремальной ситуации. Они теряют самообладание и способность правильно реагировать на стрессовые воздействия, под влиянием которых они часто приходят в пассивное, бездеятельное состояние.

На основе высших чувств, связанных с духовным миром человека, могут проявляться такие эмоциональные качества личности как: стыдливость, совестливость, ответственность, доверчивость, сострадательность, доброжелательность, восторженность, тревожность, любознательность и т. п.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Социогенетическая концепция личности
  • Представление о структуре личности в различных психологических теориях. Факторный анализ в изучении личности
  • Виды памяти
  • Проблема описания структуры личности
  • Общая психологическая характеристика деятельности
  • Сновидения
  • Страх – так ли это плохо?
  • Грезы
  • Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента
  • Развитие психики человека

Эмоциональный стресс: симптомы и признаки

Стресс, определяемый как эмоциональное напряжение или умственное напряжение, слишком распространен для многих из нас.

По данным Американской психологической ассоциации (АПА), средний уровень стресса у взрослых в США в 2015 году составил 5,1 по шкале от 1 до 10.

Слишком сильный стресс может вызывать как физические, так и эмоциональные симптомы.

Давайте рассмотрим некоторые эмоциональные признаки стресса и то, что вы можете сделать, чтобы уменьшить их и справиться с ними. W

Американская ассоциация тревожности и депрессии (ADAA) определяет диагностированную депрессию как болезнь, при которой человек испытывает стойкое и сильное плохое настроение.

Исследователи обнаружили связь между высоким уровнем стресса и началом депрессии.

Исследование на животных, проведенное в 2020 году, также показало эти связи, в дополнение к белку в мозге, который важен для функций как серотонина, так и для высвобождения гормонов стресса. Это может иметь важные последствия для новых методов лечения депрессии.

В другом обсервационном исследовании 2015 года изучались уровни стресса среди населения трудоспособного возраста, измеряя общий уровень стресса и симптомы участников. Депрессия чаще встречалась у людей, которые сообщали о более высоком уровне стресса.

Лечение

  • Обратитесь к специалисту по психическому здоровью.
  • И психотерапия, и лекарства могут быть эффективными методами лечения.
  • Также могут помочь группы поддержки, техники осознанности и упражнения.

Тревога отличается от депрессии тем, что характеризуется чувством непреодолимого ужаса или страха.

Однако, как и при депрессии, исследования показали, что стресс может быть связан с тревогой и тревожными расстройствами.

В ходе одного исследования 2015 года исследователи изучали влияние уровня стресса дома и на работе на уровень тревоги и депрессии. Они обнаружили, что люди, которые испытывали высокий уровень стресса на работе, чаще имели симптомы тревоги и депрессии.

Лечение

  • Обратитесь к специалисту по психическому здоровью.
  • Варианты лечения включают психотерапию и медикаментозное лечение.
  • Также доступны альтернативные и дополнительные методы лечения.

Раздражительность и гнев могут стать обычными чертами людей, находящихся в состоянии стресса.

В одном более раннем исследовании 2014 года более высокий уровень гнева был связан как с психическим стрессом, так и с возможностью сердечного приступа, связанного со стрессом.

В другом исследовании изучалась взаимосвязь между гневом, депрессией и уровнем стресса у опекунов. Исследователи обнаружили связь между хроническим стрессом, связанным с уходом за больными, и уровнем гнева.

Лечение

  • Различные стратегии могут помочь контролировать уровень гнева. Техники релаксации, решение проблем и общение — все это отличные методы, помогающие обуздать гнев.
  • Методы управления гневом могут помочь уменьшить стресс в ситуациях, которые обычно вызывают у вас разочарование, напряжение или злость.

У некоторых людей слишком сильный стресс может негативно сказаться на сексуальном влечении и желании быть близким.

Исследование, опубликованное в 2014 году, показало, что хронический стресс негативно влияет на сексуальное возбуждение. Исследование показало, что как высокий уровень кортизола, так и более высокая вероятность отвлечься привели к снижению уровня возбуждения.

Многие исследования стресса и низкого либидо касаются женщин, но, безусловно, это может повлиять и на других. Одно исследование на животных показало, что социальный стресс в подростковом возрасте влияет на сексуальный аппетит самцов хомяков во взрослом возрасте.

Лечение

  • Уменьшение стресса может помочь восстановить половое влечение и повысить либидо.
  • Уход за собой, методы релаксации и упражнения — вот несколько способов повысить уверенность в себе.
  • Улучшение общения с сексуальным партнером может улучшить близость и восстановить позитивное отношение к сексу.

Если у вас проблемы с концентрацией внимания и памятью, частью проблемы может быть стресс.

Исследование на животных, проведенное в 2015 году, показало, что крысы-подростки, подвергшиеся острому стрессу, испытывали больше проблем с памятью, чем их собратья, не подвергавшиеся стрессу.

В другом обзоре 2014 года изучались пути реакции на стресс в мозге и их влияние на долговременную память. Исследователи обнаружили, что определенные гормоны после стрессового или травматического события могут ухудшать память.

Лечение

  • Различные изменения образа жизни могут помочь улучшить память.
  • Сбалансированное питание и активные тело и разум помогут вам сосредоточиться.
  • Избегание таких действий, как употребление алкоголя и курение, может помочь сохранить здоровье вашего мозга.

Уже давно существует связь между стрессом и компульсивным поведением.

В одной статье была расширена идея о том, что связанные со стрессом изменения в мозге могут играть роль в развитии зависимости. По мнению исследователей, хронический стресс может изменить физическую природу мозга, способствуя формированию привычек и зависимости.

Другое исследование 2018 года выявило больше связей между реакцией на стресс и зависимостями, а также другими последствиями для здоровья.

Лечение

  • Здоровый образ жизни может помочь уменьшить компульсивное поведение. При более серьезном компульсивном поведении может потребоваться профессиональная помощь.
  • Если вас беспокоит употребление психоактивных веществ, у Национального института по борьбе со злоупотреблением наркотиками есть ресурсы, которые помогут вам начать путь к выздоровлению. К ним относятся рекомендации по образу жизни, помогающие справиться со стрессом.

Многие эмоциональные последствия стресса могут вызвать у вас ощущение резкой смены настроения.

В одном исследовании 2014 года изучалось влияние различных типов стресс-тестов на физиологию, настроение и когнитивные функции. Исследование показало, что как социальные, так и физические стрессоры могут оказывать большое влияние на эмоциональное благополучие и настроение.

Учитывая множество эмоциональных признаков стресса, легко понять, какое влияние стресс может оказать на ваше общее настроение.

Лечение

Есть много способов улучшить настроение, например:

  • снижение стресса
  • наслаждение природой
  • празднование с друзьями
  • использование техники осознанности

Для более серьезных изменений настроения, которые, кажется, не проходят , обратитесь за помощью к специалисту в области психического здоровья.

Уменьшение эмоциональных симптомов стресса начинается с уменьшения источников стресса в вашей жизни.

Американский институт стресса объясняет, что, хотя существует множество методов снижения стресса, важно найти те, которые работают именно для вас.

  • Физические нагрузки, такие как бег трусцой и аэробика, — отличный способ физически снять стресс и напряжение.
  • Расслабляющие физические упражнения, такие как йога или тай-чи, помогут натренировать тело и расслабить разум. Попробуйте эти позы йоги, чтобы снять стресс.
  • Техники осознанности, такие как медитация, могут усилить вашу эмоциональную реакцию на стресс.
  • Уменьшение стресса в различных сферах жизни, когда это возможно, может помочь уменьшить воздействие хронических стрессоров.
  • Мобильные приложения могут успокоить ваш разум и предложить управляемые беседы, которые помогут вам справиться со стрессом и беспокойством.

Поиск методов снижения стресса, которые работают для вас, является важным шагом в уменьшении эмоциональных симптомов стресса.

Со временем вы обнаружите, что ваша решимость противостоять стрессу становится сильнее, а симптомы улучшаются.

Однако, если вы обнаружите, что вам трудно справляться с эмоциональными аспектами повседневного или хронического стресса, лучше всего обратиться к специалисту по психическому здоровью.

Имейте в виду, что стресс может также повлиять на ваше физическое здоровье. Важно получить помощь, чтобы оставаться в своей лучшей форме, эмоциональной и физической.

Варианты онлайн-терапии

Прочтите наш обзор лучших вариантов онлайн-терапии, чтобы найти то, что подходит именно вам.

Депрессия и печаль: в чем разница?

Обзор

Печаль — это человеческая эмоция, которую все люди испытывают в определенные моменты своей жизни. Грусть — это естественная реакция на ситуации, которые вызывают эмоциональное расстройство или боль. Есть разная степень печали. Но, как и другие эмоции, печаль временна и со временем проходит. Этим печаль отличается от депрессии.

Депрессия — это долгосрочное психическое заболевание. Это ухудшает социальную, профессиональную и другие важные сферы функционирования. При отсутствии лечения симптомы депрессии могут сохраняться в течение длительного времени.

Продолжайте читать, чтобы узнать больше о различиях между депрессией и грустью.

Когда вам грустно, иногда это может казаться всеобъемлющим. Но у вас также должны быть моменты, когда вы можете смеяться или утешаться. Депрессия отличается от грусти. Чувства, которые вы испытываете, повлияют на все аспекты вашей жизни. Может быть трудно или даже невозможно получать удовольствие от чего бы то ни было, включая деятельность и людей, которые вам раньше нравились. Депрессия — это психическое заболевание, а не эмоция.

Симптомы депрессии могут включать:

  • постоянное чувство грусти
  • раздражительность
  • усталость
  • изменения в режиме сна или приема пищи
  • трудности с концентрацией внимания глубокого необоснованного чувства вины
  • физические симптомы, такие как головные боли или боли в теле, не имеющие конкретной причины
  • чувство бесполезности
  • постоянные мысли о смерти
  • суицидальные мысли или действия

У вас могут быть некоторые из этих симптомов, если вы грустите, но они не должны длиться более двух недель. Суицидальные мысли являются признаком депрессии, а не грусти.

Справочник по критериям DSM-5

Специалисты в области психического здоровья используют Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам Американской психиатрической ассоциации (критерии DSM-5), чтобы определить, грустит ли человек или находится в депрессии. Вам может быть поставлен диагноз депрессии или стойкого депрессивного расстройства, если вы соответствуете критериям.

Критерии DSM-5 включают девять потенциальных симптомов депрессии. Тяжесть каждого симптома также оценивается как часть диагностического процесса. Девять симптомов:

  1. чувство депрессии в течение дня почти или все дни
  2. отсутствие интереса и удовольствия от занятий, которые раньше приносили удовольствие
  3. проблемы со сном или сон слишком долгий
  4. проблемы с едой или слишком много еды в сочетании с увеличением или потерей веса
  5. раздражительность, беспокойство или возбуждение
  6. крайняя усталость
  7. необоснованное или преувеличенное чувство вины или бесполезности
  8. неспособность сосредоточиться или принять решение
  9. суицидальные мысли или действия, или много размышлений о смерти и умирании

Подробнее: Признаки депрессии

Депрессия может возникнуть как у мужчин, так и у женщин любого возраста. Депрессия затрагивает людей всех этнических групп и социально-экономических слоев.

Существует несколько факторов риска депрессии. Но наличие одного или нескольких факторов риска не означает, что вы впадете в депрессию. Факторы риска включают:

  • раннее детство или подростковая травма
  • неспособность справиться с разрушительным жизненным событием, таким как смерть ребенка или супруга, или любой ситуацией, вызывающей сильную боль
  • низкая самооценка
  • семейный анамнез психических болезнь, включая биполярное расстройство или депрессию
  • злоупотребление психоактивными веществами, включая наркотики и алкоголь в анамнезе
  • неприятие семьей или обществом признания себя лесбиянкой, геем, бисексуалом или трансгендером (ЛГБТ).
  • проблемы с адаптацией к состоянию здоровья, например, раку, инсульту, хронической боли или болезни сердца включая анорексию, булимию, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) или тревожное расстройство
  • отсутствие системы поддержки, такой как друзья, семья или коллеги

Депрессия также является возможным побочным эффектом некоторых лекарств. Если вы обеспокоены тем, что лекарство, которое вы принимаете, влияет на ваше настроение, обсудите это со своим врачом. Некоторые лекарства, которые могут вызвать депрессию, включают:

  • бета-блокаторы
  • кортикостероиды
  • гормональные препараты
  • статины, которые используются для лечения высокого уровня холестерина

Поговорите со своим врачом, если вы испытываете грусть более двух недель. И позвоните в службу экстренной помощи, чтобы получить немедленную медицинскую помощь, если у вас есть суицидальные мысли.

Обратите внимание, если ваши чувства мешают вам функционировать, принимать участие в жизни или получать удовольствие. Общение с профессионалом, например с терапевтом, священником или другим доверенным лицом, может стать мощным первым шагом к выздоровлению.

Узнайте больше: Лучшие приложения для лечения депрессии 2016 года »

Ваш врач будет использовать несколько диагностических инструментов, чтобы отличить грусть от депрессии. Ваш врач задаст вам ряд вопросов или попросит вас заполнить анкету на основе критериев DSM-5. Это поможет им определить, испытываете ли вы печаль или депрессию.

Они также захотят поговорить с вами о ваших симптомах. Они спросят, как вы себя чувствуете и какова ваша повседневная жизнь.

Ваш врач может также провести медицинский осмотр. Это определит любые основные проблемы со здоровьем, влияющие на ваше состояние. Это может включать анализ крови, чтобы определить, есть ли у вас пониженная активность щитовидной железы (гипотиреоз).

Если вы испытываете грусть, вам могут помочь небольшие изменения образа жизни.

  • Общайтесь с другими людьми. Позвоните по телефону, запишитесь на занятия йогой или присоединитесь к беговому клубу, кружку вязания или другой группе, которая вам интересна.
  • Каждый день выделяйте время для занятий, которые вам нравятся.
  • Посмотрите забавные телепередачи или фильмы или почитайте беззаботную или забавную книгу.
  • Заниматься физической активностью или спортом.
  • Если вы любите животных, каждый день проводите время с пушистым другом.
  • Не занимайтесь самолечением с помощью наркотиков или алкоголя.
  • Позаботьтесь о себе, питайтесь здоровой пищей и старайтесь высыпаться.
  • Если у вас проблемы со сном, попробуйте помедитировать или принять теплую ванну перед сном.
  • Упростите свою жизнь как можно лучше.

Изменение образа жизни также может помочь вам почувствовать себя лучше, если вы испытываете депрессию. Но этих изменений может быть недостаточно. Если вы в депрессии, психологическая консультация с профессионалом, которому вы доверяете, может изменить ситуацию. Этот тип консультирования также известен как разговорная терапия.

Если вы находитесь в состоянии депрессии или склонны к суициду, вы можете получить стационарное лечение в больнице или другом терапевтическом учреждении.

Ваш лечащий врач или терапевт может прописать вам лекарства. Существует множество различных типов антидепрессантов. Вы и ваш врач решите, какие из них вам следует попробовать. Это зависит от ваших потребностей, семейного анамнеза, аллергии и образа жизни. Возможно, вам придется попробовать несколько, прежде чем вы найдете план лечения, который лучше всего подходит для вас. Иногда антидепрессанты могут усилить суицидальные мысли. Важно, чтобы вы немедленно сообщили своему врачу, если у вас ухудшается депрессия.

Узнайте больше: Список лекарств от депрессии »

Если вы испытываете период грусти, изменение образа жизни и активность могут помочь. Вы также можете обратиться за профессиональной помощью, если считаете, что разговор поможет. Или если вы чувствуете, что лекарства могут помочь.

Депрессия поддается лечению. Но простых изменений образа жизни может быть недостаточно, чтобы помочь вам выздороветь. Скорее всего, вам придется принять участие в терапии. Вы также можете принимать лекарства, чтобы облегчить симптомы.

Позвольте себе получить необходимую помощь. Если вы чувствуете, что не можете сделать следующий шаг, попробуйте связаться с кем-то, кто сделает этот шаг вместе с вами. Например, поговорите с доверенным семейным врачом. Или вы можете попросить друга или члена семьи пойти с вами на первую встречу с терапевтом. Независимо от того, как вы себя чувствуете сегодня, вы заслуживаете и можете достичь надежды и исцеления.

Чтобы победить грусть и депрессию, нужно приложить усилия. Обязательно записывайтесь на приемы, если вы посещаете терапевта. И выскажи все, что у тебя на уме. Вот еще несколько советов, которые помогут вам справиться с грустью и депрессией:

  • Установите будильник и просыпайтесь в одно и то же время каждый день. Поддержание режима, который включает в себя уход за собой, может помочь сделать жизнь более управляемой.
  • Включите физическую активность в свой распорядок дня. Это может поднять настроение и улучшить ваше здоровье.
  • Не изолируйте себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *