КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж» — Роль семьи в жизни подростка
КнопкаВерсия сайта для слабовидящих
Возникла необходимость поиска новых, более эффективных методов воспитания детей в нынешней сложной ситуации.
Какова же роль семьи в решении создавшейся проблемы? По определению, каждый родитель ставит перед собой несколько задач в воспитании детей: создание максимально благоприятных условий для роста и развития ребенка; обеспечение психологической поддержки и защиты личности; сохранение и развитие семейных традиций, воспитание уважительного отношения к старшему поколению.
Семья оказывает большое влияние на умственное развитие ребенка, влияет на его отношение к учебе, во многом определяя ее успешность. Проблемы ребенка требуют к себе пристального внимания, поскольку являются, прежде всего, проблемами семьи, а затем уже образовательного учреждения и государства. При этом они неразрывно связаны между собой: неблагополучие в семье, конфликтные ситуации, материальные и психологические трудности приводят к кризисным ситуациям в обществе.
Растет число родителей, которые жалуются на «неподдаваемость» детей, вступивших в подростковый возраст. Некоторые говорят о том, что не могут руководить действиями ребенка, что у них нет с ним контакта. Происходит так потому, что эти родители, возможно, не понимают тех изменений, которые произошли в развитии их детей, неверно реагируют на некоторые поступки, не находят им правильной оценки.
Об отрицательных последствиях неправильного воспитания в подростковом возрасте говорится много в литературе, а о позитивных возможностях речь заходит значительно реже. Между тем подростковый возраст может быть временем самых положительных изменений в характере ребенка, самых неожиданных проявлений его скрытых способностей (дети начинают писать стихи, читают взахлёб).
Благоприятно воздействовать на изменения, происходящие в подростковом возрасте, правильно направлять растущую энергию подростков — одна из основных воспитательных задач как родителей, так и учителей.
Сложно судить о том, каким должно быть идеальное воспитание ребенка. Гармоничные отношения в семье между взрослыми и детьми возникают при соблюдении следующих условий: удовлетворение базовых потребностей ребенка (в безопасности, в психологической поддержке), принятие, признание и понимание индивидуальности ребенка, создание стиля взаимодействия, адекватного индивидуальным особенностям ребенка. Также непременным условием и следствием гармоничных отношений в семье является эмоциональная близость между родителями и детьми.
Следующий, часто задаваемый вопрос со стороны родителей: как стать авторитетным в глазах ребенка? Прежде всего, для этого взрослым необходимо эмоционально принимать ребенка и иметь обоснованную систему требований. В глазах детей авторитетными становятся те взрослые, кто проявляет по отношению к ним отзывчивость, чувствительность и понимание. Если между родителями и детьми существует эмоциональная близость, поведение таких детей характеризуется открытостью, общительностью, доверительным, дружеским, неконфликтным отношением к их воспитателям, учителям, сверстникам.
При воспитании подростков существует ложное убеждение: наиболее доверительные отношения и сотрудничество устанавливаются между взрослым и ребенком в той семье, где родитель занимает позицию человека, который всегда помогает, даже когда его об этом не просят. Чаще всего в лице родителя подростки хотят видеть старшего друга, то есть того, кто придет на помощь только тогда, когда ребенок сам не может преодолеть какую-либо трудность. В иных случаях подростку предоставляется возможность решать свои проблемы самостоятельно.
А главное, родителям необходимо помнить о том, что развитие интеллекта, творческих способностей детей, их нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура, физическое здоровье и счастье во многом зависят от семьи и являются основными задачами семейного воспитания.
Роль семьи в воспитании ребёнка
Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Семья – первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек; эта малая социальная группа – первая школа жизни ребёнка. Родители – первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Основой влияния родителей на ребёнка является их бескорыстная любовь к нему, забота о нём в сочетании с требовательностью. На эту любовь и заботу ребёнок отвечает чувством глубокой привязанности и любви к родителям, признанием их превосходства и авторитета, стремлением следовать им, подражать во всём.
Появление ребенка в семье является серьёзным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца и матери – важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.
Как известно, воспитание – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Воспитание детей – дело отнюдь не такое простое, а требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики.
Родительская позиция формирует стиль семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается неопределённая стратегия воспитания как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Стили семейного воспитания влияют по-разному на формирование личности ребенка.[1]
Выделяют 4 стиля практики родительского воспитания:
- авторитетный;
- авторитарный;
- либеральный;
- индифферентный.
Для того, чтобы выявить стиль семейного воспитания в семье, нами было проведено исследование для родителей. Была использована методика «Стратегия семейного воспитания» Н.М.Рухленко. В опросе приняли участие 24 семей. По данным результатам выяснилось, что большое количество семей рассматривают свою семью с позиции авторитарного стиля – 52%, что указывает на то, что они хорошо представляют, каким должен вырасти их ребёнок, и прилагают к этому много усилий. Они считают, что в большей мере характер ребёнка определяется воспитанием и для них самым удачным суждением является: «Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному» (Томас Футер). Либеральный стиль – 23%, высоко ценят своего ребёнка и считают простительными его слабости. По их мнению, в большей мере характер ребёнка определяется врожденными задатками и учат детей обходиться без родителей. Авторитетный 21%, родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие.
Таким образом, полученные нами в ходе исследования результаты подтверждают, что стиль семейного воспитания играет важную роль в воспитании ребёнка. Отсюда следует, что тем лучше семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал. Родители должны понимать, каким же они хотят видеть своего ребенка, а также считают ли себя как достойным примером для своего ребенка.
Вместе с тем, представляем важные условия для родителей в процессе воспитания ребёнка:
- Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
- Для ребенка важно чувствовать вашу помощь и поддержку.
- Хвалите ребенка в каждом случае, когда он того заслужил.
- В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели».
- Старайтесь выслушать то, что хочет сказать ребёнок.
- Если Вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему Вы это делаете.
- Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
- Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию.
- Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области.
- Тесно взаимодействуйте со школьными специалистами, выполняйте все их рекомендации.
Таким образом, семья для ребенка является жизненно необходимой средой, которая определяет путь развития его личности. Жизненную опору, психологический комфорт и эмоциональную защиту обеспечивает ребенку родительская любовь.
Ребенок всегда должен чувствовать любовь, помощь и поддержку от родителей.Важность семьи | Как это влияет на нас?
~ anishalehal ~ Оставить комментарий
Есть два способа, которыми семьи влияют на ценности и ожидания своих детей: прямо и косвенно. Родители напрямую учат своих детей ценностям. Это включает в себя обучение правильному и неправильному, религиозное образование, обучение взаимодействию с людьми, а также правилам и ожиданиям. Косвенно родители учат и социализируют своих детей своим примером. Дети наблюдают, как их родители взаимодействуют с другими, делают выбор и определяют для себя правильное и неправильное, и это влияет на то, как они развивают свою моральную сущность.
Общение в семье может укрепить или подорвать уверенность человека в себе. Дружная, коммуникабельная семья, например, может помочь детям обрести уверенность в себе. Дети, которым разрешают и поощряют делать собственный выбор, обычно приобретают большее чувство уверенности и индивидуальности. Семейные мероприятия, такие как кемпинг или общественные работы, также могут прививать навыки, которые помогают детям обрести уверенность в себе. И наоборот, семья, которая часто критически относится к успеваемости ребенка, может привести к снижению самооценки.
Семейная жизнь также может влиять на политическую идентичность. Семейные обсуждения политики обычно побуждают детей становиться более политически вовлеченными и пытаться искать источники новостей. Сосредоточение внимания на политике также может заставить детей более глубоко и критически думать о текущих событиях и мировых проблемах. Дети, которые активно участвуют в семейных политических дискуссиях, также с большей вероятностью перенимают политические взгляды своих родителей.
Семейная жизнь также влияет на профессиональную принадлежность и выбор карьеры. Семьи, которые обеспечивают соблюдение стандартов и поощряют тяжелый труд, часто воспитывают более мотивированных и амбициозных детей, тогда как враждебная семейная среда может производить менее мотивированных детей, которым не хватает навыков для достижения успеха в карьере.
Большинство родителей передают свои ценности и убеждения своим детям, и большинство детей вырастут с теми же убеждениями, что и их родители. Например, если родители человека считают, что школа важна, то их дети, скорее всего, будут серьезно относиться к школе. Однако если родителей человека не волнует, как его ребенок учится в школе, то ребенок, вероятно, чувствует то же самое. То же самое касается мнений и суждений родителей. Если у родителя есть определенные расистские или предвзятые взгляды, их ребенок вырастет с такими же суждениями. Если вы вырастете, думая определенным образом, очень сомнительно, что это изменится, когда вы станете взрослым.
~ anishalehal ~ Оставить комментарий
Со временем мы стали свидетелями большого роста числа разводов в нашем обществе; 50% всех браков заканчиваются разводом. Больше всего от развода страдают дети от этих неудачных браков, поскольку 50% всех детей — дети развода.
Психологические реакции детей на развод родителей различаются по степени в зависимости от трех факторов: (1) качества их отношений с каждым из родителей до развода, (2) интенсивности и продолжительности родительского конфликта и (3) ) способность родителей сосредоточиться на потребностях детей при их разводе.
Последствия развода для детей могут варьироваться от легких до тяжелых и от краткосрочных до долгосрочных. Как объясняет Тамара Д. Афифи в выступлении на TED, все дети по-разному реагируют на развод. Некоторые дети лучше себя чувствуют, если их убрать из очень конфликтной среды, другие — очень плохо, а некоторых вообще не трогают. Развод оказывает краткосрочное воздействие на большинство детей. Они могут страдать от низкой самооценки, беспокойства, депрессии и низкого уровня жизни. Иногда эти краткосрочные эффекты могут превратиться в долгосрочные; некоторые дети продолжают испытывать психологические трудности во взрослом возрасте, они, как правило, менее удовлетворены отношениями со своими родителями в более позднем возрасте, у них больше трудностей в романтических отношениях, и они с большей вероятностью сами разведутся.
Она также приводит пример одного из своих учеников, который хотел, чтобы его/ее родители развелись, когда она была моложе, поскольку у них были токсичные отношения на протяжении всего ее детства и юности. Ее родители изменяли друг другу, и в дело вмешались детские службы. Сейчас ученице 19 лет, и она боится поверить, что что-то длится вечно. Ученица также говорит, что даже во все трудные времена ее семья оставалась сильной и по-прежнему любила друг друга.
Это говорит о том, что развод может быть отрицательным или положительным решением для брака, в зависимости от обстоятельств. Одни семьи выходят из развода крепче, другие – слабее. Какой бы ни была ситуация, дети разведенных родителей всегда будут так или иначе затронуты, на самом деле все зависит только от того, как их семьи справятся с ситуацией. Тот факт, что разводы стали более распространенным явлением, не облегчает семьям жизнь, когда они случаются.
~ anishalehal ~ Оставить комментарий
С самого рождения мать и ее ребенок всегда связаны особой связью, которая почти никогда не исчезает. Мамы всегда первые, к кому мы обращаемся за советом и утешением, особенно девочки. Доктор Кристиан Нортрап, автор книги «Мудрость матери и дочери», говорит: «Отношения матери и дочери — самая сильная связь в мире, к лучшему или к худшему. Это закладывает основу для всех остальных отношений».
Однако эти отношения имеют много разных фаз; многие девочки-подростки конфликтуют со своей мамой, начиная с подросткового возраста. Когда дочери хотят больше свободы и независимости, мамам трудно их отпустить. Многие подростки не осознают, насколько важны отношения с мамой, и принимают их как должное.
Мне близка эта идея, потому что, когда я пошел в старшую школу, я искал столько независимости, что начал отдаляться от мамы. Я воспринимал ее присутствие как должное и думал, что могу все сделать сам. Только в прошлом году, когда моя мама потеряла работу, мы снова начали сближаться. Поскольку она каждый день была дома, мы проводили много времени вместе, и я начал понимать, насколько лучше стала моя жизнь теперь, когда у меня были такие близкие отношения с мамой. У меня появилось совершенно новое уважение к ней и ко всему, что она для меня делает. Говорят, твоя мама — твой лучший друг, и это правда, потому что она — единственный человек, который всегда будет рядом с тобой, несмотря ни на что, в хорошие и плохие времена. Мысли о девочках, которые растут без мамы, заставляют меня ценить свою еще больше, потому что я действительно не знаю, что бы я без нее делал ♥
~ anishalehal ~ Оставить комментарий
Наши отношения с родителями — это первые отношения, которые мы когда-либо знали. По мере того, как мы становимся старше и начинаем заводить другие отношения, вполне вероятно, что отношения, которые у вас были с вашими родителями в детстве, будут влиять на то, как вы ведете себя в отношениях, будь то хорошие или плохие.
Известная теория, которая объясняет, как наши родители влияют на наши отношения, известна как теория привязанности.
По мнению психологов, существует 4 стратегии привязанности, которые выбирают люди:
1. Надежная:
Согласно исследованиям, около 40 процентов населения относятся к надежному типу привязанности. Надежная привязанность развивается в детстве у младенцев, которые регулярно удовлетворяют свои потребности, а также получают достаточное количество любви и привязанности.
Людям со стратегиями надежной привязанности комфортно проявлять интерес и привязанность. Им также комфортно быть одинокими и независимыми. Они способны правильно расставлять приоритеты в своих отношениях в своей жизни и, как правило, проводят четкие границы и придерживаются их.
Они способны принять отказ и двигаться дальше, несмотря на боль, но также способны быть верными и жертвовать собой, когда это необходимо. У них нет проблем с доверием к близким людям, и они сами заслуживают доверия.
2. Тревожный Озабоченный:
Стратегии тревожной привязанности вырабатываются в детстве у младенцев, которые получают непредсказуемую любовь и заботу.
Они часто нервничают и испытывают стресс из-за своих отношений и требуют от своего партнера постоянной поддержки и привязанности. Им трудно быть одинокими или одинокими. Они часто поддаются нездоровым или оскорбительным отношениям. Им трудно доверять людям, даже если они близки.
Их поведение может быть иррациональным, спорадическим и чрезмерно эмоциональным. Они могут даже жаловаться, что все представители противоположного пола холодны и бессердечны.
3. Пренебрежительно-избегающая:
Стратегия избегающей привязанности вырабатывается в детстве младенцами, которые удовлетворяют лишь часть своих потребностей, а остальными пренебрегают.
Как правило, их родители эмоционально недоступны или отвергают . Таким образом, по мере взросления они узнают, что их родители не будут реагировать на его эмоциональные потребности. В результате он отказывается от попыток сигнализировать о своих потребностях. Эти дети могут не отказываться от родительского внимания, но они и не ищут нашего утешения или контакта.
Они чрезмерно независимы, самостоятельны и часто испытывают дискомфорт от близости. Однако эта псевдонезависимость является иллюзией, поскольку каждому человеку нужна связь.
Они склонны вести более замкнутый образ жизни, отрицая важность близких и легко отделяясь от них. Они часто психологически защищены и имеют способность закрываться эмоционально.
4. Тревожно-избегающий/боязливо-избегающий:
Тревожно-избегающий типы развиваются из оскорбительное (вербальное или физическое) или ужасно небрежное детство.
Ребенок с таким типом ненадежной привязанности склонен игнорировать опекуна, иногда почти полностью. Кроме того, у ребенка может быть мало или совсем нет интереса к исследованию местности или какому-либо взаимодействию с родителем.
Человек с боязливой избегающей привязанностью живет в амбивалентном состоянии, в котором он боится оказаться слишком близко или слишком далеко от других. Они пытаются сдерживать свои чувства, но иногда им это не удается.
Вот таблица, показывающая характеристики различных типов привязанности
К какому типу привязанности вы относитесь?
5 0
2
~ anishalehal ~ Оставить комментарий
Семья — это все, что у нас есть. Они — наша основная система поддержки, поэтому очень важно иметь здоровые отношения. Но не во всех семьях это есть. Многие дети растут в нездоровой среде и не имеют хороших отношений со своей семьей. Большинство не понимает, как это повлияет на них в дальнейшей жизни. Так как это на самом деле влияет на них? Насколько сильно ваши отношения с семьей действительно влияют на то, кем вы становитесь и что вы цените в жизни?
Важность структуры семьи
В прошлом структура семьи была довольно стандартной. В него вошли двое женатых взрослых, воспитывающих своих отпрысков. Однако со временем это резко изменилось. За последние 50 лет эта базовая установка разнообразилась и придала новый смысл семейной структуре. Различные типы семей, которые мы имеем в наши дни, включают в себя; нуклеарная семья, расширенная семья, семья с одним родителем, приемная семья, бездетная семья, однополая семья и семья бабушек и дедушек.
Хотя нуклеарная семья является наиболее предпочтительной средой с большей эмоциональной и финансовой поддержкой, другие типы семейных условий также приемлемы. Что считается важным, так это наличие любви и уважения между членами этой семьи. Пока дети хорошо обеспечены и счастливы, каждая обстановка считается приемлемой для общества. Каждая семейная обстановка имеет некоторые преимущества, связанные с ней.
Создает чувство сопричастности
Семейная обстановка важна, так как она дает чувство сопричастности вовлеченным сторонам. Дети больше всего выигрывают от этого, потому что чувствуют себя любимыми и принятыми. Это играет большую роль в их эмоциональном, социальном и поведенческом развитии. Дети, рожденные в нуклеарной семье, чаще испытывают это. Супруги также могут наслаждаться этой эмоциональной роскошью, которая основывается на их уважении и достижениях, а значит, и на желании сохранить семью вместе.
Система эмоциональной поддержки
Каждый, независимо от возраста, нуждается в сильной системе поддержки в своей жизни. Это создает чувство любви, которое формирует характер человека. Мысль о том, что в вашей жизни есть постоянный человек или люди, которые вас понимают, утешительна. Хотя вам, возможно, придется притворяться и скрывать свою истинную природу на публике, вы можете быть тем, кто вы есть, со своей семьей. Вы можете быть строгим начальником на работе, но возвращаетесь домой, возвращаясь к своей истинной природе мягкого человека. Это создает чувство освобождения и на самом деле создает прочную связь с членами семьи.
Provision
Исследования показывают, что дети в семьях с одним родителем с большей вероятностью останутся без некоторых основных потребностей и желаний, таких как теплые зимние пальто и другие предметы первой необходимости, в отличие от детей, выросших в нуклеарных или расширенных семейных структурах. Хотя это может быть правдой, есть также родители-одиночки, которые более успешны, чем два нуклеарных родителя вместе взятых. Суть в том, что дети в любой семейной обстановке получают удовольствие от знакомства с их основами. Однако это зависит от финансовых возможностей и желания вовлеченных взрослых.
Мамы, остающиеся дома в нуклеарной семье, также свидетельствуют о том, что их супруги обеспечивают психологическое удовлетворение своих потребностей, поскольку они сосредоточены на воспитании детей.