28.11.2024

Важность семьи: Роль семьи в жизни человека — урок. Обществознание, 6 класс.

КГБПОУ «Рубцовский педагогический колледж» — Роль семьи в жизни подростка

Кнопка

Версия сайта для слабовидящих

Возникла необходимость поиска новых, более эффективных методов воспитания детей в нынешней сложной ситуации.

Какова же роль семьи в решении создавшейся проблемы? По определению, каждый родитель ставит перед собой несколько задач в воспитании детей: создание максимально благоприятных условий для роста и развития ребенка; обеспечение психологической поддержки и защиты личности; сохранение и развитие семейных традиций, воспитание уважительного отношения к старшему поколению.

Семья оказывает большое влияние на умственное развитие ребенка, влияет на его отношение к учебе, во многом определяя ее успешность. Проблемы ребенка требуют к себе пристального внимания, поскольку являются, прежде всего, проблемами семьи, а затем уже образовательного учреждения и государства. При этом они неразрывно связаны между собой: неблагополучие в семье, конфликтные ситуации, материальные и психологические трудности приводят к кризисным ситуациям в обществе.

Растет число родителей, которые жалуются на «неподдаваемость» детей, вступивших в подростковый возраст. Некоторые говорят о том, что не могут руководить действиями ребенка, что у них нет с ним контакта. Происходит так потому, что эти родители, возможно, не понимают тех изменений, которые произошли в развитии их детей, неверно реагируют на некоторые поступки, не находят им правильной оценки.

Об отрицательных последствиях неправильного воспитания в подростковом возрасте говорится много в литературе, а о позитивных возможностях речь заходит значительно реже. Между тем подростковый возраст может быть временем самых положительных изменений в характере ребенка, самых неожиданных проявлений его скрытых способностей (дети начинают писать стихи, читают взахлёб).

Благоприятно воздействовать на изменения, происходящие в подростковом возрасте, правильно направлять растущую энергию подростков — одна из основных воспитательных задач как родителей, так и учителей.

Сложно судить о том, каким должно быть идеальное воспитание ребенка. Гармоничные отношения в семье между взрослыми и детьми возникают при соблюдении следующих условий: удовлетворение базовых потребностей ребенка (в безопасности, в психологической поддержке), принятие, признание и понимание индивидуальности ребенка, создание стиля взаимодействия, адекватного индивидуальным особенностям ребенка. Также непременным условием и следствием гармоничных отношений в семье является эмоциональная близость между родителями и детьми.

Следующий, часто задаваемый вопрос со стороны родителей: как стать авторитетным в глазах ребенка? Прежде всего, для этого взрослым необходимо эмоционально принимать ребенка и иметь обоснованную систему требований. В глазах детей авторитетными становятся те взрослые, кто проявляет по отношению к ним отзывчивость, чувствительность и понимание. Если между родителями и детьми существует эмоциональная близость, поведение таких детей характеризуется открытостью, общительностью, доверительным, дружеским, неконфликтным отношением к их воспитателям, учителям, сверстникам.

Такие дети более успешны. Если родители соблюдают дистанцию, отстраняют ребенка от себя, то в поведении подростков часто проявляется враждебность, необщительность, повышенная конфликтность, закрытость.

При воспитании подростков существует ложное убеждение: наиболее доверительные отношения и сотрудничество устанавливаются между взрослым и ребенком в той семье, где родитель занимает позицию человека, который всегда помогает, даже когда его об этом не просят. Чаще всего в лице родителя подростки хотят видеть старшего друга, то есть того, кто придет на помощь только тогда, когда ребенок сам не может преодолеть какую-либо трудность. В иных случаях подростку предоставляется возможность решать свои проблемы самостоятельно.

А главное, родителям необходимо помнить о том, что развитие интеллекта, творческих способностей детей, их нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура, физическое здоровье и счастье во многом зависят от семьи и являются основными задачами семейного воспитания.

Роль семьи в воспитании ребёнка

Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Семья – первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек; эта малая социальная группа – первая школа жизни ребёнка. Родители – первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Основой влияния родителей на ребёнка является их бескорыстная любовь к нему, забота о нём в сочетании с требовательностью. На эту любовь и заботу ребёнок отвечает чувством глубокой привязанности и любви к родителям, признанием их превосходства и авторитета, стремлением следовать им, подражать во всём.

[2]

Появление ребенка в семье является серьёзным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца и матери – важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.    

Как известно, воспитание – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Воспитание детей – дело отнюдь не такое простое, а требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знании в области детской психологии и педагогики.

Родительская позиция формирует стиль семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается неопределённая стратегия воспитания как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Стили семейного воспитания влияют по-разному на формирование личности ребенка.[1]
Выделяют 4 стиля практики родительского воспитания:

  • авторитетный;
  • авторитарный;
  • либеральный;
  • индифферентный.

Для того, чтобы выявить стиль семейного воспитания в семье, нами было проведено исследование для родителей. Была использована методика «Стратегия семейного воспитания» Н.М.Рухленко. В опросе приняли участие 24 семей. По данным результатам выяснилось, что большое количество семей рассматривают свою семью с позиции авторитарного стиля – 52%, что указывает на то, что они хорошо представляют, каким должен вырасти их ребёнок, и прилагают к этому много усилий. Они считают, что в большей мере характер ребёнка определяется воспитанием и для них самым удачным суждением является: «Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному» (Томас Футер). Либеральный стиль – 23%, высоко ценят своего ребёнка и считают простительными его слабости. По их мнению, в большей мере характер ребёнка определяется врожденными задатками и учат детей обходиться без родителей. Авторитетный 21%, родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие.

Индифферентный – 4%, проблемы воспитания для родителей не являются первостепенными, поскольку у них забот немало.

Таким образом, полученные нами в ходе исследования результаты подтверждают, что стиль семейного воспитания играет важную роль в воспитании ребёнка. Отсюда следует, что тем лучше семья воспитывает детей, тем лучше дети ведут себя, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отношений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал. Родители должны понимать, каким же они хотят видеть своего ребенка, а также считают ли себя как достойным примером для своего ребенка.

Вместе с тем, представляем важные условия для родителей в процессе воспитания ребёнка:

  1. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
  2. Для ребенка важно чувствовать вашу помощь и поддержку.
  3. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он того заслужил.
  4. В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели».
  5. Старайтесь выслушать то, что хочет сказать ребёнок.
  6. Если Вы что-то запрещаете ребенку, постарайтесь объяснить, почему Вы это делаете.
  7. Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребенку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.
  8. Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию.
  9. Воспитывайте у ребенка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области.
  10. Тесно взаимодействуйте со школьными специалистами, выполняйте все их рекомендации.

Таким образом, семья для ребенка является жизненно необходимой средой, которая определяет путь развития его личности. Жизненную опору, психологический комфорт и эмоциональную защиту обеспечивает ребенку родительская любовь.

Ребенок всегда должен чувствовать любовь, помощь и поддержку от родителей. 

Важность семьи | Как это влияет на нас?

~ anishalehal ~ Оставить комментарий

Есть два способа, которыми семьи влияют на ценности и ожидания своих детей: прямо и косвенно. Родители напрямую учат своих детей ценностям. Это включает в себя обучение правильному и неправильному, религиозное образование, обучение взаимодействию с людьми, а также правилам и ожиданиям. Косвенно родители учат и социализируют своих детей своим примером. Дети наблюдают, как их родители взаимодействуют с другими, делают выбор и определяют для себя правильное и неправильное, и это влияет на то, как они развивают свою моральную сущность.

Общение в семье может укрепить или подорвать уверенность человека в себе. Дружная, коммуникабельная семья, например, может помочь детям обрести уверенность в себе. Дети, которым разрешают и поощряют делать собственный выбор, обычно приобретают большее чувство уверенности и индивидуальности. Семейные мероприятия, такие как кемпинг или общественные работы, также могут прививать навыки, которые помогают детям обрести уверенность в себе. И наоборот, семья, которая часто критически относится к успеваемости ребенка, может привести к снижению самооценки.

Семейная жизнь также может влиять на политическую идентичность. Семейные обсуждения политики обычно побуждают детей становиться более политически вовлеченными и пытаться искать источники новостей. Сосредоточение внимания на политике также может заставить детей более глубоко и критически думать о текущих событиях и мировых проблемах. Дети, которые активно участвуют в семейных политических дискуссиях, также с большей вероятностью перенимают политические взгляды своих родителей.

Семейная жизнь также влияет на профессиональную принадлежность и выбор карьеры. Семьи, которые обеспечивают соблюдение стандартов и поощряют тяжелый труд, часто воспитывают более мотивированных и амбициозных детей, тогда как враждебная семейная среда может производить менее мотивированных детей, которым не хватает навыков для достижения успеха в карьере.

Большинство родителей передают свои ценности и убеждения своим детям, и большинство детей вырастут с теми же убеждениями, что и их родители. Например, если родители человека считают, что школа важна, то их дети, скорее всего, будут серьезно относиться к школе. Однако если родителей человека не волнует, как его ребенок учится в школе, то ребенок, вероятно, чувствует то же самое. То же самое касается мнений и суждений родителей. Если у родителя есть определенные расистские или предвзятые взгляды, их ребенок вырастет с такими же суждениями. Если вы вырастете, думая определенным образом, очень сомнительно, что это изменится, когда вы станете взрослым.

~ anishalehal ~ Оставить комментарий

Со временем мы стали свидетелями большого роста числа разводов в нашем обществе; 50% всех браков заканчиваются разводом. Больше всего от развода страдают дети от этих неудачных браков, поскольку 50% всех детей — дети развода.

Психологические реакции детей на развод родителей различаются по степени в зависимости от трех факторов: (1) качества их отношений с каждым из родителей до развода, (2) интенсивности и продолжительности родительского конфликта и (3) ) способность родителей сосредоточиться на потребностях детей при их разводе.

Последствия развода для детей могут варьироваться от легких до тяжелых и от краткосрочных до долгосрочных. Как объясняет Тамара Д. Афифи в выступлении на TED, все дети по-разному реагируют на развод. Некоторые дети лучше себя чувствуют, если их убрать из очень конфликтной среды, другие — очень плохо, а некоторых вообще не трогают. Развод оказывает краткосрочное воздействие на большинство детей. Они могут страдать от низкой самооценки, беспокойства, депрессии и низкого уровня жизни. Иногда эти краткосрочные эффекты могут превратиться в долгосрочные; некоторые дети продолжают испытывать психологические трудности во взрослом возрасте, они, как правило, менее удовлетворены отношениями со своими родителями в более позднем возрасте, у них больше трудностей в романтических отношениях, и они с большей вероятностью сами разведутся.

Она также приводит пример одного из своих учеников, который хотел, чтобы его/ее родители развелись, когда она была моложе, поскольку у них были токсичные отношения на протяжении всего ее детства и юности. Ее родители изменяли друг другу, и в дело вмешались детские службы. Сейчас ученице 19 лет, и она боится поверить, что что-то длится вечно. Ученица также говорит, что даже во все трудные времена ее семья оставалась сильной и по-прежнему любила друг друга.

Это говорит о том, что развод может быть отрицательным или положительным решением для брака, в зависимости от обстоятельств. Одни семьи выходят из развода крепче, другие – слабее. Какой бы ни была ситуация, дети разведенных родителей всегда будут так или иначе затронуты, на самом деле все зависит только от того, как их семьи справятся с ситуацией. Тот факт, что разводы стали более распространенным явлением, не облегчает семьям жизнь, когда они случаются.

 

~ anishalehal ~ Оставить комментарий

С самого рождения мать и ее ребенок всегда связаны особой связью, которая почти никогда не исчезает. Мамы всегда первые, к кому мы обращаемся за советом и утешением, особенно девочки. Доктор Кристиан Нортрап, автор книги «Мудрость матери и дочери», говорит: «Отношения матери и дочери — самая сильная связь в мире, к лучшему или к худшему. Это закладывает основу для всех остальных отношений».

Однако эти отношения имеют много разных фаз; многие девочки-подростки конфликтуют со своей мамой, начиная с подросткового возраста. Когда дочери хотят больше свободы и независимости, мамам трудно их отпустить. Многие подростки не осознают, насколько важны отношения с мамой, и принимают их как должное.

Мне близка эта идея, потому что, когда я пошел в старшую школу, я искал столько независимости, что начал отдаляться от мамы. Я воспринимал ее присутствие как должное и думал, что могу все сделать сам. Только в прошлом году, когда моя мама потеряла работу, мы снова начали сближаться. Поскольку она каждый день была дома, мы проводили много времени вместе, и я начал понимать, насколько лучше стала моя жизнь теперь, когда у меня были такие близкие отношения с мамой. У меня появилось совершенно новое уважение к ней и ко всему, что она для меня делает. Говорят, твоя мама — твой лучший друг, и это правда, потому что она — единственный человек, который всегда будет рядом с тобой, несмотря ни на что, в хорошие и плохие времена. Мысли о девочках, которые растут без мамы, заставляют меня ценить свою еще больше, потому что я действительно не знаю, что бы я без нее делал ♥

~ anishalehal ~ Оставить комментарий

Наши отношения с родителями — это первые отношения, которые мы когда-либо знали. По мере того, как мы становимся старше и начинаем заводить другие отношения, вполне вероятно, что отношения, которые у вас были с вашими родителями в детстве, будут влиять на то, как вы ведете себя в отношениях, будь то хорошие или плохие.

Известная теория, которая объясняет, как наши родители влияют на наши отношения, известна как теория привязанности.

По мнению психологов, существует 4 стратегии привязанности, которые выбирают люди:

1. Надежная:

Согласно исследованиям, около 40 процентов населения относятся к надежному типу привязанности. Надежная привязанность развивается в детстве у младенцев, которые регулярно удовлетворяют свои потребности, а также получают достаточное количество любви и привязанности.

Людям со стратегиями надежной привязанности комфортно проявлять интерес и привязанность. Им также комфортно быть одинокими и независимыми. Они способны правильно расставлять приоритеты в своих отношениях в своей жизни и, как правило, проводят четкие границы и придерживаются их.

Они способны принять отказ и двигаться дальше, несмотря на боль, но также способны быть верными и жертвовать собой, когда это необходимо. У них нет проблем с доверием к близким людям, и они сами заслуживают доверия.


2. Тревожный Озабоченный:

Стратегии тревожной привязанности вырабатываются в детстве у младенцев, которые получают    непредсказуемую любовь и заботу.

Они часто нервничают и испытывают стресс из-за своих отношений и требуют от своего партнера постоянной поддержки и привязанности. Им трудно быть одинокими или одинокими. Они часто поддаются нездоровым или оскорбительным отношениям. Им трудно доверять людям, даже если они близки.

Их поведение может быть иррациональным, спорадическим и чрезмерно эмоциональным. Они могут даже жаловаться, что все представители противоположного пола холодны и бессердечны.

 

3. Пренебрежительно-избегающая:

Стратегия избегающей привязанности вырабатывается в детстве младенцами, которые удовлетворяют лишь часть своих потребностей, а остальными пренебрегают.

Как правило, их родители эмоционально недоступны или отвергают . Таким образом, по мере взросления они узнают, что их родители не будут реагировать на его эмоциональные потребности. В результате он отказывается от попыток сигнализировать о своих потребностях. Эти дети могут не отказываться от родительского внимания, но они и не ищут нашего утешения или контакта.

Они чрезмерно независимы, самостоятельны и часто испытывают дискомфорт от близости. Однако эта псевдонезависимость является иллюзией, поскольку каждому человеку нужна связь.

Они склонны вести более замкнутый образ жизни, отрицая важность близких и легко отделяясь от них. Они часто психологически защищены и имеют способность закрываться эмоционально.

 

4. Тревожно-избегающий/боязливо-избегающий:

Тревожно-избегающий типы развиваются из оскорбительное (вербальное или физическое) или ужасно небрежное детство.

Ребенок с таким типом ненадежной привязанности склонен игнорировать опекуна, иногда почти полностью. Кроме того, у ребенка может быть мало или совсем нет интереса к исследованию местности или какому-либо взаимодействию с родителем.

Человек с боязливой избегающей привязанностью живет в амбивалентном состоянии, в котором он боится оказаться слишком близко или слишком далеко от других. Они пытаются сдерживать свои чувства, но иногда им это не удается.

Вот таблица, показывающая характеристики различных типов привязанности

К какому типу привязанности вы относитесь?

5 0

2

~ anishalehal ~ Оставить комментарий

Семья — это все, что у нас есть. Они — наша основная система поддержки, поэтому очень важно иметь здоровые отношения. Но не во всех семьях это есть. Многие дети растут в нездоровой среде и не имеют хороших отношений со своей семьей. Большинство не понимает, как это повлияет на них в дальнейшей жизни. Так как это на самом деле влияет на них? Насколько сильно ваши отношения с семьей действительно влияют на то, кем вы становитесь и что вы цените в жизни?

Важность структуры семьи

В прошлом структура семьи была довольно стандартной. В него вошли двое женатых взрослых, воспитывающих своих отпрысков. Однако со временем это резко изменилось. За последние 50 лет эта базовая установка разнообразилась и придала новый смысл семейной структуре. Различные типы семей, которые мы имеем в наши дни, включают в себя; нуклеарная семья, расширенная семья, семья с одним родителем, приемная семья, бездетная семья, однополая семья и семья бабушек и дедушек.

Хотя нуклеарная семья является наиболее предпочтительной средой с большей эмоциональной и финансовой поддержкой, другие типы семейных условий также приемлемы. Что считается важным, так это наличие любви и уважения между членами этой семьи. Пока дети хорошо обеспечены и счастливы, каждая обстановка считается приемлемой для общества. Каждая семейная обстановка имеет некоторые преимущества, связанные с ней.

Создает чувство сопричастности

Семейная обстановка важна, так как она дает чувство сопричастности вовлеченным сторонам. Дети больше всего выигрывают от этого, потому что чувствуют себя любимыми и принятыми. Это играет большую роль в их эмоциональном, социальном и поведенческом развитии. Дети, рожденные в нуклеарной семье, чаще испытывают это. Супруги также могут наслаждаться этой эмоциональной роскошью, которая основывается на их уважении и достижениях, а значит, и на желании сохранить семью вместе.

Система эмоциональной поддержки

Каждый, независимо от возраста, нуждается в сильной системе поддержки в своей жизни. Это создает чувство любви, которое формирует характер человека. Мысль о том, что в вашей жизни есть постоянный человек или люди, которые вас понимают, утешительна. Хотя вам, возможно, придется притворяться и скрывать свою истинную природу на публике, вы можете быть тем, кто вы есть, со своей семьей. Вы можете быть строгим начальником на работе, но возвращаетесь домой, возвращаясь к своей истинной природе мягкого человека. Это создает чувство освобождения и на самом деле создает прочную связь с членами семьи.

Provision

Исследования показывают, что дети в семьях с одним родителем с большей вероятностью останутся без некоторых основных потребностей и желаний, таких как теплые зимние пальто и другие предметы первой необходимости, в отличие от детей, выросших в нуклеарных или расширенных семейных структурах. Хотя это может быть правдой, есть также родители-одиночки, которые более успешны, чем два нуклеарных родителя вместе взятых. Суть в том, что дети в любой семейной обстановке получают удовольствие от знакомства с их основами. Однако это зависит от финансовых возможностей и желания вовлеченных взрослых.

Мамы, остающиеся дома в нуклеарной семье, также свидетельствуют о том, что их супруги обеспечивают психологическое удовлетворение своих потребностей, поскольку они сосредоточены на воспитании детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *