Тесты для учителей по педагогике с ответами для квалификационного испытания
Тесты для учителей по педагогике с ответами для квалификационного испытания
Начало формы
№ 1 Включение в содержание образования деятельностных компонентов — целеполагания, планирования, образовательных технологий, а также видов деятельности учащихся — исследований, дискуссий, конструирования и т. п. является отражением:1) Принципа структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне
2) Принципа единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения
3) Принципа доступности и природосообразности содержания образования.
4) Принципа учета социальных условий и потребностей общества.
№ 2 Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов это
2) Воспроизводимость педагогической технологии
3) Управляемость педагогической технологии
4) Концептуальность педагогической технологии
№ 3 В классификации методов обучения словесные, наглядные и практические методы выделяют по:
1) Ведущему источнику знаний.
2) Характеру умственной деятельности учащихся.
3) Ведущей дидактической цели.
4) Логике рассуждений.
№ 4 Всеобщий метод формирования необходимых качеств называется:
1) Гимнастика
2) Воспитание
3) Беседа
4) Тренировка
5) Упражнение
№ 5 Воспитательный процесс – процесс:
1) взаимодействия
2) воздействия
3) рефлексии
4) обратного действия
5) действия
№ 6 Выберите правильный ответ. Что не относится к диагностическим методам исследования?
1) эксперимент
2) наблюдение
3) анализ
4) интервьюирование
№ 7 Выберите верный ответ. Что не является существенным в обучении?
1) объем усвоенных знаний
2) практическое применение знаний
3) творческое развитие
4) качественное усвоение изученного материала
№ 8 В Семейном Кодексе Российской Федерации провозглашено право ребенка:
1) на жизнь
2) на заботу родителей
3) на свободу мысли, совести, религии
4) все ответы правильные
Найдите правильный ответ
№ 9 Выберите признак, не учитываемый при отборе содержания контрольно-измерительных материалов (КИМ) по русскому языку. Укажите его номер.
1) доступность выполнения для всех учащихся
2) объективность проверки
3) пропорциональная представленность в работе всех разделов школьного курса
№ 10
1) для ОУ с обучением на русском языке и для ОУ с обучением на родном (нерусском) языке
2) для базового и профильного уровней
3) для базового и углубленного уровней
№ 11 В процессе формирования какой компетенции школьники овладевают понятиями «основные единицы и уровни языка»?
1) языковой
2) лингвистической
3) культуроведческой
№ 12 В какой строке все существительные относятся к мужскому роду?
1) маэстро, домище, шампунь, тюль
2) торнадо, мозоль, пенальти, сулугуни
3) Тбилиси, Дели, Марокко, Гоа
4) буржуа, авеню, колибри, салями
№ 13 В каком варианте содержатся выражения, которые нельзя считать грамматическими синонимами?
1) совет друга – дружеский совет
2) народные пословицы – пословицы народа
3) идти неохотно – идти с неохотой
№ 14 В чем заключается регулятивная функция педагогического общения?
1) в выборе и применении форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания
2) в обеспечении реального психологического контакта с учащимися, процесса познания, взаимопонимания, обмена материальными и духовными ценностями, развития познавательной направленности личности;
3) в развитии организационных и организаторских качеств личности, коммуникативных, гностических, функциональных и других способностей и умений детей через активное участие в роли исполнителя или организатора различных видов деятельности.
№ 15 В каком возрасте интимно-личностное общение является ведущим?
2) в младшем школьном возрасте
3) в старшем школьном возрасте
№ 16 Выберите строку, в которой ударение во всех словах падает на второй слог.
1) квартал, эксперт, корысть, намерение
2) банты, иксы, краны, торты
3) еретик, недуг, некролог, приданое
№ 17 В каком предложении отсутствуют речевые или грамматические ошибки?
1) Те, кто опоздал, были вынуждены писать объяснительную записку.
2) Мальчик быстро одел спортивную форму.
3) Двое учительниц получили возможность пройти курсы повышения квалификации
№ 18 Выберите из нижеперечисленных оптимальный способ быстрого перехода к ранее посещенным Web-страницам со своего компьютера?
1) создание закладки/сохранение адреса в папке «Избранное» во время просмотра страницы
2) копирование адреса страницы в текстовый файл
№ 19 В соответствии с Законом «Об образовании» под образованием понимается
1) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) (Преамбула закона «Об образовании»)
2) совокупность преемственных общеобразовательных и профессиональных образовательных программ
3) формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ
№ 20 В соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации формой получения образования не является
1) непрерывное образование
2) семейное образование
3) самообразование
№ 21 В соответствии с теорией П.Я. Гальперина, на данном этапе учащиеся выполняют действия в плане громкой речи:
1) мотивационный
2) материализованный
3) контрольный
4) внешнеречевой
5) ориентировочный
№ 22 В каком возрасте согласно возрастной периодизации психического развития Д. Б. Эльконина познание системы отношений в разных ситуациях является ведущей деятельностью?
1) в среднем школьном возрасте (11-15 лет)
2) в младшем школьном возрасте (7-11 лет)
3) в старшем школьном возрасте (15-17 лет)
Среди предложенных ответов укажите верный.
№ 23 Выберите верный ответ. Что не является существенным в обучении?
1) объем усвоенных знаний
2) практическое применение знаний
3) творческое развитие
4) качественное усвоение изученного материала
№ 24 В Семейном Кодексе Российской Федерации провозглашено право ребенка:
1) на жизнь
2) на заботу родителей
3) на свободу мысли, совести, религии
4) все ответы правильные
Найдите правильный ответ
№ 25 Диалог как форма, принцип, средство обучения, он определяет цели и содержание обучения в технологии:
1) Л.В.Занкова
2) А.Г.Ривина
3) А.А. Амонашвили
4) Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
5) В.С.Библера, С.Ю.Курганова
№ 26 Для того, чтобы добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга необходимо использовать следующие приемы;
1) не отвечайте агрессией на агрессию
2) не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом
3) старайтесь не давать возможности оппоненту высказаться до конца, чтобы избежать новых обид
4) старайтесь выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями
Укажите неверный ответ.
№ 27 Заповеди педагогического общения:
1) при организации педагогического общения исходить не только из педагогических целей и задач, но и из интересов ребенка
2) строить общение с детьми «сверху в низ»
3) нужно уметь, не перебивая и не отвлекаясь, слушать детей, нельзя предъявлять к их мыслям и высказываниям «взрослые требования»
4) во взаимодействии с детьми постоянно должны звучать одобрение, похвала, поощрение
№ 28 Диагностика предусматривает выявление:
1) индивидуальных отклонений у человека
2) индивидуальных возможностей, особенностей человека
3) особенностей мотивов человека
4) особенностей жизненной позиции человека
Укажите неверный ответ.
№ 29 Законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно-обоснованный проект дидактического процесса и обладающая высокой степенью эффективности, надежности, гарантированности результата – это
1) Подход
2) Методика
3) Технология
4) Метод
№ 30 Задан адрес электронной почты в сети Internet: [email protected]. Каково имя владельца электронного адреса?
1) user_name
2) int.glasnet.ru
3) glasnet.ru
№ 31 Источник учебной информации, раскрывающий в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание – это:
1) Учебник.
2) Учебный план.
3) Учебная программа.
4) Рабочая тетрадь.
№ 32 Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:
1) культурологический подход
2) психологический подход
3) индивидуальный подход
4) комплексный подход
5) системный подход
№ 33 Информационная технология – это
1) процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, накопления, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления
2) набор методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения
3) разработка процессов конструирования и производства различных машин и приборов
№ 34 Критерием эффективности воспитания являются
1) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников
2) противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями
3) формирование эстетического вкуса
4) воспитание художественного вкуса, улучшение эмоционального самочувствия
5) уровень профессиональной подготовки
№ 35 Компонент структуры личности
1) мышление
2) возраст
3) характер
4) память
5) пол
№ 36 Какой из приемов не относится к приемам убеждения?
1) обсуждение
2) понимание
3) осуждение
4) доверие
№ 37 Какие условия являются необходимыми для успешной учебной деятельности правополушарных учащихся?
1) связь информации с реальностью, практикой, преимущественно творческие задания, использование контекста
2) неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке, абстрактный линейный стиль изложения информации
3) детальное изложение материала, преобладание гештальта (образов), технологизация процесса обучения
№ 38 К дидактическим принципам обучения не относится:
1) эмоциональность
2) доступность
3) научность
№ 39 К видам речевой деятельности не относится:
1) списывание
2) слушание
3) письмо
№ 40 Какой способ не является средством создания проблемной ситуации на уроке?
1) диктант
2) эвристическая беседа
3) лабораторная работа
№ 41 Какой прием обучения не соотносится с исследовательским методом?
1) воспроизведение двух подобных правил
2) сравнение подобных явлений
3) выявление противоречий на основе сравнения подобных явлений
4) Государственная итоговая аттестация
№ 42 Какой элемент не входит в структуру контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку?
1) цели изучения русского языка
2) кодификатор элементов содержания по предмету для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена;
3) спецификация экзаменационной работы для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы;
№ 43 Какой элемент содержания языкового образования обеспечивает формирование культуроведческой компетенции?
1) русский речевой этикет
2) русский язык как средство межнационального общения
3) основные выразительные средства языка
№ 44 Какой элемент содержания языкового образования не входит в лингвистическую компетенцию?
1) основные нормы русского литературного языка
2) формирование способности к анализу языковых явлений и фактов
3) общие сведения об ученых-русистах
№ 45 Какой материал не может использоваться для аргументации собственного мнения в сочинении учащегося?
1) изложение личностной позиции
2) аналогия
3) цитата
№ 46 Какое изобразительно-выразительное средство языка использовано в данном предложении? «В них гляделись святые дерев освящённые лики, а теперь только пни да ольхи развороченной пики»
1) инверсия
2) гипербола
3) перифраз
№ 47 Коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику),
Тесты по педагогике (с ответами) для квалификационного испытания.
Тесты для учителей по педагогике с ответами для квалификационного испытания
Начало формы
№ 1 Включение в содержание образования деятельностных компонентов — целеполагания, планирования, образовательных технологий, а также видов деятельности учащихся — исследований, дискуссий, конструирования и т. п. является отражением:1) Принципа структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне
2) Принципа единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения
3) Принципа доступности и природосообразности содержания образования.
4) Принципа учета социальных условий и потребностей общества.
№ 2 Возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов это
1) Эффективность педагогической технологии
2) Воспроизводимость педагогической технологии
3) Управляемость педагогической технологии
4) Концептуальность педагогической технологии
№ 3 В классификации методов обучения словесные, наглядные и практические методы выделяют по:
1) Ведущему источнику знаний.
2) Характеру умственной деятельности учащихся.
3) Ведущей дидактической цели.
4) Логике рассуждений.
№ 4 Всеобщий метод формирования необходимых качеств называется:
1) Гимнастика
2) Воспитание
3) Беседа
4) Тренировка
5) Упражнение
№ 5 Воспитательный процесс – процесс:
1) взаимодействия
2) воздействия
3) рефлексии
4) обратного действия
5) действия
№ 6 Выберите правильный ответ. Что не относится к диагностическим методам исследования?
1) эксперимент
2) наблюдение
3) анализ
4) интервьюирование
№ 7 Выберите верный ответ. Что не является существенным в обучении?
1) объем усвоенных знаний
2) практическое применение знаний
3) творческое развитие
4) качественное усвоение изученного материала
№ 8 В Семейном Кодексе Российской Федерации провозглашено право ребенка:
1) на жизнь
2) на заботу родителей
3) на свободу мысли, совести, религии
4) все ответы правильные
Найдите правильный ответ
№ 9 Выберите признак, не учитываемый при отборе содержания контрольно-измерительных материалов (КИМ) по русскому языку. Укажите его номер.
1) доступность выполнения для всех учащихся
2) объективность проверки
3) пропорциональная представленность в работе всех разделов школьного курса
№ 10 В каких вариантах представлен предмет «русский язык» в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта основного общего образования? Укажите правильный ответ.
1) для ОУ с обучением на русском языке и для ОУ с обучением на родном (нерусском) языке
2) для базового и профильного уровней
3) для базового и углубленного уровней
№ 11 В процессе формирования какой компетенции школьники овладевают понятиями «основные единицы и уровни языка»?
1) языковой
2) лингвистической
3) культуроведческой
№ 12 В какой строке все существительные относятся к мужскому роду?
1) маэстро, домище, шампунь, тюль
2) торнадо, мозоль, пенальти, сулугуни
3) Тбилиси, Дели, Марокко, Гоа
4) буржуа, авеню, колибри, салями
№ 13 В каком варианте содержатся выражения, которые нельзя считать грамматическими синонимами?
1) совет друга – дружеский совет
2) народные пословицы – пословицы народа
3) идти неохотно – идти с неохотой
№ 14 В чем заключается регулятивная функция педагогического общения?
1) в выборе и применении форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания
2) в обеспечении реального психологического контакта с учащимися, процесса познания, взаимопонимания, обмена материальными и духовными ценностями, развития познавательной направленности личности;
3) в развитии организационных и организаторских качеств личности, коммуникативных, гностических, функциональных и других способностей и умений детей через активное участие в роли исполнителя или организатора различных видов деятельности.
№ 15 В каком возрасте интимно-личностное общение является ведущим?
1) в подростковом возрасте
2) в младшем школьном возрасте
3) в старшем школьном возрасте
№ 16 Выберите строку, в которой ударение во всех словах падает на второй слог.
1) квартал, эксперт, корысть, намерение
2) банты, иксы, краны, торты
3) еретик, недуг, некролог, приданое
№ 17 В каком предложении отсутствуют речевые или грамматические ошибки?
1) Те, кто опоздал, были вынуждены писать объяснительную записку.
2) Мальчик быстро одел спортивную форму.
3) Двое учительниц получили возможность пройти курсы повышения квалификации
№ 18 Выберите из нижеперечисленных оптимальный способ быстрого перехода к ранее посещенным Web-страницам со своего компьютера?
1) создание закладки/сохранение адреса в папке «Избранное» во время просмотра страницы
2) копирование адреса страницы в текстовый файл
3) сохранение страницы на своем компьютере
№ 19 В соответствии с Законом «Об образовании» под образованием понимается
1) целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) (Преамбула закона «Об образовании»)
2) совокупность преемственных общеобразовательных и профессиональных образовательных программ
3) формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ
№ 20 В соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации формой получения образования не является
1) непрерывное образование
2) семейное образование
3) самообразование
№ 21 В соответствии с теорией П.Я. Гальперина, на данном этапе учащиеся выполняют действия в плане громкой речи:
1) мотивационный
2) материализованный
3) контрольный
4) внешнеречевой
5) ориентировочный
№ 22 В каком возрасте согласно возрастной периодизации психического развития Д. Б. Эльконина познание системы отношений в разных ситуациях является ведущей деятельностью?
1) в среднем школьном возрасте (11-15 лет)
2) в младшем школьном возрасте (7-11 лет)
3) в старшем школьном возрасте (15-17 лет)
Среди предложенных ответов укажите верный.
№ 23 Выберите верный ответ. Что не является существенным в обучении?
1) объем усвоенных знаний
2) практическое применение знаний
3) творческое развитие
4) качественное усвоение изученного материала
№ 24 В Семейном Кодексе Российской Федерации провозглашено право ребенка:
1) на жизнь
2) на заботу родителей
3) на свободу мысли, совести, религии
4) все ответы правильные
Найдите правильный ответ
№ 25 Диалог как форма, принцип, средство обучения, он определяет цели и содержание обучения в технологии:
1) Л.В.Занкова
2) А.Г.Ривина
3) А.А. Амонашвили
4) Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
5) В.С.Библера, С.Ю.Курганова
№ 26 Для того, чтобы добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга необходимо использовать следующие приемы;
1) не отвечайте агрессией на агрессию
2) не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом
3) старайтесь не давать возможности оппоненту высказаться до конца, чтобы избежать новых обид
4) старайтесь выразить свое понимание и соучастие в связи с возникшими у оппонента трудностями
Укажите неверный ответ.
№ 27 Заповеди педагогического общения:
1) при организации педагогического общения исходить не только из педагогических целей и задач, но и из интересов ребенка
2) строить общение с детьми «сверху в низ»
3) нужно уметь, не перебивая и не отвлекаясь, слушать детей, нельзя предъявлять к их мыслям и высказываниям «взрослые требования»
4) во взаимодействии с детьми постоянно должны звучать одобрение, похвала, поощрение
№ 28 Диагностика предусматривает выявление:
1) индивидуальных отклонений у человека
2) индивидуальных возможностей, особенностей человека
3) особенностей мотивов человека
4) особенностей жизненной позиции человека
Укажите неверный ответ.
Основные функции педагогического общения в образовательном процессе
Основные функции педагогического общения в образовательном процессе
Аннотация: В статье описываются основные компоненты педагогического общения между учителем и учащимся.
Ключевые слова: педагогическое общение, профессионализм, творческий поиск, компонент, культура общения.
Тематическая рубрика: Педагогика.
Эффективность любой деятельности, организуемой учителем на уроке или вне его, обусловлена не только продуманным выбором предметных технологий, но и умением управлять эмоциональными контактами с учащимися. А также творчески выстраивать систему педагогически целесообразных взаимоотношений, конструктивно разрешать возникающие противоречия и конфликты. Профессионализм современного учителя проявляется в решении комплексных задач не столько на интуитивном, сколько на сознательном уровне.
Основными функциями коммуникативного взаимодействия являются воспитательные. В основе классификаций находится с одной стороны, цели совместной деятельности, с другой – личностные потребности общающихся – воспитанников и воспитателя. А.А. Ленов подчёркивает, что педагогическое общение позволяет координировать и оптимизировать совместную деятельность, обеспечивая единство целей и средств [2 с.7 ]. В коммуникативном взаимодействии как компоненте педагогического процесса совместные переживания учителя и учащегося, их созвучность ситуации общения имеют особый педагогический смысл. Благоприятные взаимоотношения учителя и учащегося обеспечивают личностную защищённость, переживание эмоционального благополучия каждым из них. А. А. Леонов справедливо отмечает, что: «Педагогическое общение призвано активизировать операционное напряжение, обеспечивающее успешное выполнение деятельности, а не создавать эмоциональную напряжённость, дезорганизующую, изматывающую, иными словами снижающую работоспособность, порождающую психологический барьер между учителем и учащимся» [2 ].
Наглядным показателем успешного коммуникативного взаимодействия учителя и учащегося является благоприятный морально-психологический климат в классе. Его признаками являются:
Атмосфера творческого поиска, эмоционально-познавательная активность каждого школьника;
Дух сотрудничества и взаимопомощи;
Культура делового и межличностного взаимодействия;
Взаимная удовлетворённость общения учителя и учащегося;
Таким образом, ведущие функции коммуникативного взаимодействия направлено на:
Согласование и координирование предметной деятельности учителя и учащегося, стимулирование их мотивации, интеллектуального, эмоционального и волевого развития;
Создание отношений совместности, взаимопонимания, сопереживания;
Формирование культуры общения учащихся.
Поэтому индикаторами культуры коммуникативного взаимодействия выступают:
Адекватность реакций учащихся на педагогическое действие и поступки учителя, синхронность совместной деятельности;
Эмоционально-познавательная активность, атмосфера творческого поиска и сотрудничества;
Соблюдение нравственно-эмоциональных норм в деловом и межличностном общении учителя и учащихся.
Важной характеристикой педагогического общения является его структура. Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности [ 3 с. 233 ]. В настоящее время достаточно разработанным является социально-психологический блок. Продуктивность общения зависит, в первую очередь, от того, как учитель и дети воспринимают друг друга, во вторых от того, какие при этом они испытывают.
Таким образом, основным компонентом педагогического общения выступает профессиональная мораль, основанная на таких принципах, как гуманизм, уважение достоинства каждого ребёнка, осознание его личностной уникальности и самоценности, на оптимистическом подходе к его воспитанию, соблюдении педагогического такта. Нравственно-этический компонент органически связан с эстетическим, поскольку высокая культура общения, гармония внешних и внутренних личностных проявлений учителя, его артистичность и творческая самобытность стимулируют у учащегося переживание эмоционального удовлетворения. Наконец, характер коммуникативного взаимодействия детерминировал используемыми учителем технологиями.
Успешная реализация коммуникативного взаимодействия предполагает не только освоение арсенала психолого-педагогических средств, но и осознание индивидуальных экспрессивных возможностей – речевых, мимических, жестикуляционных, пантомимических и целенаправленную систематическую работу над их совершенствованием.
Список литературы:
Бодалев А.А. Личность и общение. М.: 1983. 93 с.93
Леонов А.А. Педагогическое общение. М.: 1979.
Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. -512с.
Общение в деятельности педагога.
«ОБЩЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»
Введение…………………………………………………………………………………………………. 3
Роль общения в воспитательном процессе…………………………………………… 3
Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения…… 4
Структуры общения и функции педагогического общения…………………… 4
Этапы педагогического общения…………………………………………………………… 5
Техника педагогического общения………………………………………………………… 7
Заключение……………………………………………………………………………………………… 9
1.Введение
Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют педагогическую работу, часто вызывают острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности.
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива.
В педагогическом общении реализуются коммуникативная (обмен информацией между общающимися), интерактивная (организация взаимодействия) и перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания) стороны.
2. Роль общения в воспитательном процессе
Общение — один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирождённой возможности стать представителями человеческого рода. Недостаток и ограничение общения замедляют и обедняют развитие ребёнка. Проблеме педагогического общения посвящено значительное количество исследований, анализ которых обнаруживает несколько аспектов в её изучении. Прежде всего это определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога. В этом аспекте получили развитие методы активного социального обучения (АСО): ролевые игры, социально-психологические тренинги, дискуссии и др. С их помощью педагоги овладевают способами взаимодействия, развивают общительность. Другим направлением является исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучаемыми. Они значимы в силу того, что контакт возможен только в условиях достаточно полного взаимопонимания между общающимися, достижение которого требует поиска определённых условий и приемов. Особую группу исследований составляют те, которые изучают нормы, реализуемые в педагогическом общении. Прежде всего это исследования по проблеме педагогической этики и такта.
3. Качества личности учителя, значимые для продуктивного общения
Глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).
Социальная установка на человека (аттракция).
Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.
Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.
Воспитанность эмоциональной сферы: умения сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии.
Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения).
Коммуникативные умения — умения вступать в общения, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владения техникой общения.
Речевое развитие.
Педагогическая интуиция.
4. Структуры общения и функции педагогического общения
Структура общения:
Коммуникативный компонент — обмен информацией между субъектами общения.
Интерактивный компонент — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.
Перцептивный компонент — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.
Педагогическое общение многогранно. Каждая грань определяется контекстом взаимодействия. Общие функции общения делятся на: познавательную, обозначающую объяснение окружающего мира, интонирование социально и личностно значимых сторон в познаваемых явлениях; эмотивную, представляющую собой отношение говорящего к сообщаемому и собеседнику;воспитывающую, целенаправленно формирующую социально-полезные качества личности учащегося; фасилитативную, направленную на облегчение ученику процесса выражения себя, проявления того, что в нем есть положительного; регулятивную, побуждающую адресата к действию, координации деятельности путем общения; функции самоактуализации, производящей процесс актуализации своих возможностей.
Педагогическое общение – это по своим функциям контактный и дистантный, информационный, побудительный, координационный, устанавливающий отношения взаимодействия всех субъектов образовательный процесс. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера помогает, облегчает общение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.
В целом же функции педагогического общения обусловлены целями профессиональной деятельности учителя и видами общения, которое бывает поверхностным (по типу приказов, различного рода предписаний, поучений и т. п.) или глубинным (затрагивает личностно-смысловые образования; взаимное проникновение партнеров в мир чувств и переживаний друг друга; готовность встать на точку зрения другой стороны). Есть немало ситуаций, когда оптимальным, например, оказывается общение стандартизированное, поверхностное и манипулятивное. Общение бывает ролевое (деловое) и межличностное (свободное). Разнообразные виды профессионального педагогического общения (общение учителя с учащимися, с другими учителями, с директором школы, с методистом) различаются и по задачам, которые ставит учитель, и по тем способам, с помощью которых он их решает. Владение учителем разными видами общения обеспечивает ему оптимальность профессионального поведения.
Оптимальное педагогическое общение – это такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника. Такое общение обеспечивает благоприятный эмоциональный климат, управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет учителю максимально использовать собственные личностные особенности. В этом случае личность учителя становится основным инструментом осуществления педагогической деятельности.
5. Этапы педагогического общения.
Этапы педагогического общения включают:
1) Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.
2) Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.
3) Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
4) Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности .
Рассмотрим содержательные и процессуальные особенности выделенных творческих этапов общения.
Первый этап. В процессе моделирования общения осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности, соответственно:
а) педагогическим целям и задачам;
б) общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;
в) творческой индивидуальности самого педагога;
г) индивидуальным особенностям учащихся;
д) предлагаемой системе методов обучения и воспитания.
Все это, вместе взятое, представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Эту стадию нужно хорошо продумывать. Методическая и содержательная структура занятий должна повлиять на возникновение эмоционального единства, создания атмосферы общения. Второй этап. Это начальный период общения, организация непосредственного взаимодействия с аудиторией, начало контакта, во многом определяющего успешность дальнейшего развития содержательного и социально-психологического аспекта педагогической деятельности. Важнейшими элементами этого этапа являются: а) конкретизация спланированной модели общения, б) уточнение условий и структуры предстоящего общения, в) осуществление изначальной стадии непосредственного общения.
Преподаватель должен уточнить с первых мгновений общее настроение аудитории и возможности работы с помощью избранных на предварительном этапе методов работы.
Педагог выступает как инициатор общения: от того, как он организует переход от предкоммуникативной ситуации к ситуации непосредственного педагогического общения, зависит успех. Сумеет ли он настроить аудиторию, создать ауру притягательности, ощутить незримые флюиды эмоционального единства? Управление познавательным поиском на занятии осуществляется через верно спланированную и организованную систему общения.
Третий этап. Управление развивающимся педагогическим процессом. Метод обучения и система общения должны быть адекватны. Только тогда будет эффективна совместная работа преподавателя и учащихся.
Четвертый этап. Преподаватель анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе, анализирует содержание занятия и тем самым прогнозирует предстоящее общение с аудиторией. На четвертом этапе цикл общения заканчивается и осуществляется переход к первому этапу.
6. Техника педагогического общения
Обращения учителей к психологу разнообразны именно в рецептурном направлении: как работать с трудными, как поддерживать дисциплину, как предотвратить ссоры между учениками. Если психолог начинает теоретизировать в отношении запроса учителя, то интерес к его пространным рассуждениям о «неспецифической мотивации» и об «опосредованной активизации учебной деятельности» быстро сворачивается. Дело не в том, что «птичий язык» психолога малопонятен, а в том, что педагог «просит лопату, а уж куда копать он сообразит и сам». Учителя понять нетрудно: «некогда думать, работать надо».
Техника педагогического общения – совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять педагогическим процессом. Сюда принято включать две группы компонентов.
Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением (речь, мимика, пантомимика, выражение своих эмоций, внимание, наблюдательность и т. п.). Вторая – с умением воздействовать на личность и коллектив. Здесь по сути имеется в виду технология педагогической деятельности (умение предъявлять требование, организовать и корректировать педагогический процесс).
В психологии есть описание множества техник общения. К ним относятся следующие блоки: 1. Обращение: жесткое-суровое-нейтральное-нежное; рациональное-шуточное – (намеренно) абсурдное. 2. Степень причинности: игнорирование этикета-корректность (точно маркированный этикет) – любезность (этикет + желание понравиться партнеру) – дискретность (приличность + скромность) – деликатность (очень тонко маркированный этикет + подчеркнутое уважение к другому человеку) – тактичность (творческое использование этикета, отказ от него при необходимости). 3. Стиль поведения: строго формальный-деловой-неформальный-фамильярный-рафинированный-простой. 4. Выражение чувств: преувеличенное-свободное-сдержанное-заторможенное. 5. Речь: а) дикция: жеманная-корректная-свободная-вульгарная; б) диалогизация: асимметрия в пользу партнера (ему дают возможность говорить гораздо больше) – симметрия (оба говорят одинаково) – асимметрия в пользу субъекта (партнера вынуждают в основном слушать; в) жестикуляция: отчаянная-порывистая-умеренная-отсутствует; г) язык: научный– литературный– профессиональный-народный-вульгарный-диалект; д) стиль речи: протоколирующая-штамповая – «житейская» – лаконичная-патетическая-риторическая-поэтическая (образная).
Учитель тогда свободен в своем педагогическом общении, когда у него имеется выбор между рассмотренными разнообразными техниками. Чем более они будут наработаны, автоматизированы, тем более гибким, а значит, и адекватным будет его педагогическое общение и профессиональная деятельность в целом.
Тем не менее в педагогической деятельности общение вызывает определенные трудности, связанные прежде всего с незнанием учителем структуры и законов педагогического общения, с тем, что у него не в полной мере развита коммуникативная культура. Он не в должной степени владеет общением как профессиональным инструментом своей деятельности.
Один из элементов в организации целостного педагогического общения – завоевание учителем инициативы на уроке как средства оптимизации управления учебно-познавательной деятельностью. Педагогу здесь можно порекомендовать следующее: 1) оперативная организация изначального контакта с классом; 2) оперативный переход от организационных процедур (приветствия, усаживания и т. д.) к деловому и личностному общению; 3) предупреждение возникновения «простоев» между организационными и содержательными аспектами начала взаимодействия; 4) оперативное достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства «мы»; 5) постановка учебных задач и проблемных вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив; 6) сокращение количества запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентированных педагогических воздействий; 7) обеспечение внешнего коммуникативного вида: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние; 8) адекватная реализация речевых и неречевых средств взаимодействия, активное включение мимики, контакта глазами, жестов и т. п.; 9) выражение собственной расположенности к детям, доброжелательность и открытость; 10) формулирование ярких, притягательных целей и стимулирование поиска путей их достижения; 11) проявление понимания ситуативной внутренней настроенности учащихся, учитывания ее; 12) достижение и поддержание контакта в общении, установление ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.
Реализация отмеченных рекомендаций позволит учителю избежать в своей деятельности неконгруэнтного общения, которое характеризуется тем, что выполненные личностью с помощью своего тела, своего тона голоса послания не совпадают с вербальной информацией. Неконгруэнтное общение – сигнал, что этот человек имеет более чем одну модель своего поведения и что эти модели конфликтуют между собой. Обычно в случае неконгруэнтного общения человек действует не вовремя, в неподходящий момент и хаотично, в то время как в контексте конгруэнтного общения учитель действует в подходящий момент, созидательно, полностью в соответствии со сложившимися обстоятельствами и со своими профессиональными целями.
Люди, которые сосредоточивают свое внимание на содержании, а не на процессе, гораздо более подвержены неконгруэнтности. Конгруэнтное общение характеризуется тем, что все послания, которые человек делает различными способами (вербальными и невербальными), совпадают по своей сути. Они дополняют друг друга, не меняют свое содержание в зависимости от способа послания и обеспечивают эффективное педагогическое общение.
7. Заключение
Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание психологического климата учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива. Его успех определяет успех в обучении и воспитании.
Выделили следующие стили общения:
·общение на основе увлеченностью совместной творческой деятельностью,
·общение на основе дружеского расположения,
·общение — дистанция,
·общение — устрашение,
·общение заигрывание.
Мы выделили следующие этапы педагогического общения:
1.Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап).
2.Организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака).
.Управление общением в ходе педагогического процесса.
.Анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.
Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:
1.взаимообмен информацией между учителем и учащимися;
2.взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;
.мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;
.взаимодействие и организация совместной деятельности;
.разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;
6.взаимная удовлетворенность участников общения.
Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я-концепции» личности, на развитие учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения являются важной стороной педагогического общения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным
Продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми, превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ | Образовательная социальная сеть
Особенности педагогического общения[1]
Общение представляет основную форму человеческого бытия, в то же время являясь способом и средством объединения людей, а также условием их личностного развития. С момента появления на свет человек погружается в мир социальных отношений, находясь в непрерывном взаимодействии с другими людьми, усваивая общечеловеческий опыт, социальные нормы и ценности, способы деятельности, будучи воспринимающим и воспринимаемым одновременно, и все это с помощью особого механизма – общения.
В настоящее время нет однозначного определения понятия общения, что говорит о его многогранности и полифункциональности. Общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека. Общение – это процесс, возникающий между людьми в ходе совместной деятельности.
Разнообразны формы и виды общения: выделяют прямое и косвенное общение; непосредственное и опосредованное; вербальное и невербальное; межличностное и ролевое; ритуальное, монологическое, диалогическое и т.д. В дальнейшем мы остановимся на видах общения применительно к школьной педагогической практике.
Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся. Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности (В.А. Сластенин).
Психологии отмечают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки учителей, сколько связана с деформацией сферы профессионально-педагогического общения, в том числе с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач, с не
Реализация основных функций педагогического общения — Студопедия
Основное предназначение общения в системе жизнедеятельности людей — в преодолении ограниченности индивидуального опыта (Б.Ф. Ломов). Детализируя функции общения, исследователи называют различное их количество. Л.А. Карпенко считает, что их не менее восьми: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, амотивная (возбуждение нужных эмоциональных переживаний у собеседника и изменение собственных), установления отношений, оказания влияний (Психология. Словарь. — М, 1990. — С. 244-246).
Интересный перечень функций общения дает А.В. Телюк: в его классификации в отличие от других в качестве особой функции общения называется гедонистическая — получения удовольствия от общения. Кроме гедонистической перечисляются еще и такие, как коммуникативно-информационная, организационная, нормативная, познавательная и воспитательная.
М.С. Каган, исходя из анализа целей общения, считает, что основными функциями общения являются: обслуживание предметной деятельности, общение ради общения (установление дружеских контактов, духовной близости), приобщение к ценностям другого и приобщение другого к своим ценностям (Мир общения -М., 1968.- С. 240-315).
С педагогической точки зрения функции общения наиболее полно и продуктивно описал А.В. Мудрик. В книге «Общение как фактор воспитания школьников» (М., 1984) он утверждает, что в педагогическом процессе общение выполняет четыре функции: нормативную, познавательную, эмоциональную и актуализирующую. (Можно отметить одно немаловажное обстоятельство: сокращение числа функций по сравнению с другими классификациями не привело к обеднению сути и содержания ролей, которые выполняет общение вообще и педагогическое в частности.)
Вкратце их характеристика состоит в следующем.
Нормативная функция педагогического общениявыражается в обеспечении освоения норм и правил социально-типического поведения и формирования умений и навыков правильного поведения. Осуществляется это в ходе специально организованных классным руководителем мероприятий — бесед, обсуждений, собраний и др., а также в обычной повседневной работе учителей и всех школьных работников: в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете и т.д. Большое значение имеет и общение воспитанников между собой, если оно целенаправленно организуется и корректируется воспитателями. В системе коллективных отношений воспитатели передают активу коллектива часть своих организаторских обязанностей, стимулируя создание педагогических ситуаций в среде самих школьников. Общаясь между собой, дети и подростки нередко научаются большему, чем в общении со взрослыми. Превращение каждого акта общения детей между собой в педагогически оправданный — важная задача взрослых. Естественно, что в общении с родителями дети усваивают первые, основные нормы и правила поведения; в семье, прежде всего, они учатся правильно вести себя в обществе. Первое воспитательное «учреждение», в которое попадают дети, — это семья. И выполнение нормативной функции (как и всех других) общения в семье имеет исключительно важное значение.
Познавательная функция педагогического общения заключается в обеспечении усвоения воспитанниками знаний об окружающем мире, о природных и общественных явлениях и процессах. Реализуется эта функция в ходе обычной учительской работы на уроках, которая и составляет главную, наиболее значимую часть общения учителя со школьниками, а также на факультативных занятиях, внеурочных занятиях по учебным предметам.
Немаловажную роль в реализации этой функции играет и общение школьников между собой: учителя специально организуют групповую работу учащихся на различных этапах урока, стимулируют совместную домашнюю работу при выполнении определенных заданий. Большое значение имеет и стихийное общение воспитанников: «Это связано с тем, что ближайший круг общения влияет на избирательность восприятия и усвоение информации школьником. …В результате … информация… воспринимается и усваивается не в чистом виде, а в… трансформированном, т.е. общение в процессе жизнедеятельности в различных коллективах и группах дополняет, расширяет, углубляет или, наоборот, сужает и обедняет эту информацию»*.
* Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. — С. 17.
Эмоциональная функция педагогического общения — это обогащение всего спектра положительных, прежде всего эмоциональных, состояний воспитанников в ходе любого вида воспитательной работы. На уроках и на переменах, на занятиях во внеучебное время, на познавательно-развлекательных мероприятиях обогащается не только память учащихся, развивается их мышление, но и совершенствуется мир их эмоций, переживаний, возбуждаются определенные отношения и к знаниям, и к участникам процесса (ученикам, учителям, самому себе), и ко всему миру через осознание и прочувствование своего места в этом мире. Непохожесть детей друг на друга, различие их характеров, интересов и идеалов определяют необходимость разнообразия направлений, форм и методов учебной и внеучебной воспитательной работы, чтобы обеспечить возможность приобретения каждым воспитанником положительного эмоционального опыта в ходе общения (вспомним утверждение о наличии гедонистической функции общения).
Обеспечение д
Технологии в обучении языкам.
Технологии становятся все более важными как в нашей личной, так и в профессиональной жизни, и наши учащиеся все больше и больше используют технологии.
В настоящее время основное внимание уделяется совершенствованию образовательного уровня, поиску новых форм и методов обучения, внедрению новых педагогических технологий, созданию новых методических комплексов в системе образования Казахстана.Рассмотрение проблемы применения новых инновационных педагогических технологий, в том числе информационных (компьютерных) технологий, процесса FLT особенно актуально.
Компьютерные материалы для обучения языку, часто называемые CALL (Computer Assisted Language Learning), появились в начале 1980 года. Программы Early Call обычно требовали от учащихся реагировать на стимулы на экране компьютера и выполнять такие задачи, как заполнение текстов с пробелами, сопоставление половинок предложений и выполнение действий с несколькими вариантами ответов.Вероятно, одним из самых известных ранних действий CALL является реконструкция текста, когда весь текст вычеркивается, а учащийся воссоздает его, вводя слова. Для всех этих действий компьютер затем предлагает учащемуся обратную связь, начиная от простого указания правильности или неверности ответа до предоставления более сложной обратной связи, например, показывая, почему учащийся ошибается, и предлагая корректирующие действия. Подход CALL до сих пор можно найти на многих опубликованных компакт-дисках для обучения языкам.
Компьютерная лингвадидактика — это новая область науки, которая занимается проблемами обучения иностранным языкам с помощью компьютера. Проблемы компьютерной лингвадидактики изучаются также в лингваметодологическом и дидактическом аспектах (работы Р. Г. Пиотровского, А. В. Зубова, Е. Н. Носенко, М. М. Кеннинга и др.)
По мере того как доступ к информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) стал более распространенным, CALL вышла за рамки использования компьютерных программ и стала использовать Интернет и веб-инструменты.Термин TELL (технология расширенного изучения языка) появился в 1990-х годах в ответ на растущие возможности, предлагаемые Интернетом и коммуникационными технологиями.
Мы видим, что наша главная цель — убедить учителя в необходимости и эффективности использования инновационных (педагогических и информационных) технологий обучения. Для этого важно определить приоритеты в области этих технологий с учетом целей обучения, а также интересов индивидуального развития.
Использование технологий в классе становится все более важным и в ближайшие годы станет нормальной частью практики ELT. Причин тому много:
· Доступ в Интернет становится все более доступным для учащихся;
· Младшие ученики растут вместе с технологиями;
· Английский как международный язык используется в технологически опосредованных контекстах;
· Интернет предоставляет нам подлинные задания и материалы, а также опубликованные материалы, такие как учебники и справочники для учителей;
· Интернет предлагает отличные возможности для сотрудничества и общения между учащимися;
· предоставляет нам аутентичные задания и материалы;
· Технология предлагает новые способы отработки языка, используя ряд инструментов ИКТ, учащиеся могут практиковать все четыре языковых навыка — говорение, аудирование, письмо и чтение.
По данным Polat E.S. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными целям обучения являются: совместное обучение, проектный метод, многоуровневое обучение, тематическое исследование, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, способности рефлексии, которые реализуются во всех перечисленных выше технологиях. .
Новые педагогические технологии, которые считаются, и любые другие, которые используются в настоящее время или только зарождаются в сознании ученых, немыслимы без широкого использования новых информационных технологий и, в первую очередь, компьютерных технологий.
Метод проекта.
Работа над проектами — один из важнейших методов для любого учителя, опытного или нет, который ищет метод, который развивает уверенность студентов в использовании английского языка в реальном мире, за пределами классной комнаты. Потому что сознательно или бессознательно ученики приносят внешний мир в класс, но у них не всегда может быть возможность активировать то, что они знают, и использовать это во внешнем мире.Таким образом, эта проектная работа переносит опыт классной комнаты в мир и предоставляет возможность для неформального обучения. Потенциальная польза для студентов очевидна: они работают над интересующей их темой и используют язык для определенной цели, имея в виду конкретную цель. Также посредством проектной работы в классе английского языка учащиеся будут поощряться к развитию своих интеллектуальных, моторных (физических) и социальных навыков. Работа над проектами давала учащимся возможность взять на себя определенную ответственность за собственное обучение, побуждая их ставить собственные цели с точки зрения того, что они хотели и должны были изучить.
Работа над проектами ориентирована на студентов и обусловлена необходимостью создания конечного продукта. Однако именно путь к достижению этого конечного продукта делает работу над проектом такой стоящей. Путь к конечному продукту дает учащимся возможность развить свою уверенность и независимость и работать вместе в реальной среде, сотрудничая над задачей, которую они определили для себя и которая не навязывается извне.
. В этой лекции мы рассмотрим базовый набор навыков, необходимых для эффективного использования Интернета с вашими учениками, и более подробно рассмотрим процесс внедрения Интернета в ваше обучение.
Использование веб-сайтов — один из самых простых и наименее напряженных способов начать работу с технологиями в классе. В Интернете существует большая и постоянно расширяющаяся коллекция ресурсов на разных уровнях, охватывающих удивительный круг тем. Вы можете выбирать между аутентичными (написанными для пользователей Интернета в целом), источниками или сайтами для ELT (созданными для учителей и для учителей), одноязычными или многоязычными сайтами, сайтами с мультимедиа или просто текстовыми сайтами для тех, у кого медленное соединение.
Интернет — это источник контента, который можно использовать как окно в более широкий мир за пределами вашего класса, и, конечно же, это легкодоступная коллекция аутентичных материалов. Таким образом, это гораздо более крупное хранилище контента, чем раньше было бы доступно вам и вашим ученикам.
Возможно, один из лучших советов, которые мы можем вам дать на данном этапе, — это работать в команде с другими учителями в вашем центре. У каждого есть свои любимые веб-сайты, и многие учителя в то же время использовали веб-сайты в классе или брали материалы из Интернета и адаптировали их для учебных целей.Найдите время, чтобы поделиться источниками контента с другими учителями и организовать регулярные встречи, на которых вы сядете и обсудите, что вы нашли в Интернете и как вы использовали это в классе. Подобное сотрудничество может помочь сократить время, которое вы тратите на поиск хороших материалов, и время, затрачиваемое на подготовку заданий или создание рабочих листов. Так же, как Интернет становится все более средством сотрудничества, вы должны использовать его в своем обучении.
2. Электронная почта — один из наиболее часто используемых и полезных инструментов информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на сегодняшний день. Электронная почта, форма асинхронной компьютерной связи, была названа «матерью всех Интернет-приложений». С развитием сетей компьютеры могут предложить изучающим иностранный язык больше, чем просто упражнения: «они могут быть средством реального общения на изучаемом языке, включая составление и обмен сообщениями с другими учениками в классе или по всему миру».Действительно, учителя FL только начинают ощущать влияние, которое эта среда оказывает на их профессию, благодаря тщательному изучению и творческой интеграции этого инструмента в свои классы.
3. Chat обладает огромным потенциалом для связи студентов со всего мира в режиме реального времени. Есть разные типы образовательных чатов, которые можно создать с учащимися. Один из способов классификации учебных чатов, предложенный практикующим учителем Дафной Гонсалес:
— Бесплатный тематический чат;
— Коллективный, целенаправленный чат;
— Информационные или академические чаты;
— Практика чата.
4. Электронное обучение относится к обучению, которое происходит с использованием таких технологий, как Интернет. С электронным обучением связано несколько терминов:
- Дистанционное обучение
- Открытое обучение (чем более открыт дистанционный курс, тем больше автономии у обучаемого)
- Онлайн-обучение (онлайн-обучение является аспектом (аспектом) электронного обучения)
- Смешанное обучение (представляет собой смесь онлайн и очных курсов).
Хотя метка «дистанционное обучение» может применяться к любой ситуации, когда студенты учатся в удаленных местах, этот термин обычно ограничивается обучением через спутник или технологию дальней связи.Один автор определяет дистанционное обучение как «образовательный процесс, в котором значительную часть обучения проводит кто-то, удаленный в пространстве и / или во времени от учащегося» (Perraton, 1980, стр.10). Двустороннее общение между учителем и учеником может осуществляться посредством письма, телевизионных программ по телефону, двустороннего видео или телефона (Davis, 1988). Ярлык «дистанционное обучение» цепляет, но, к сожалению, его легко интерпретировать. Большинство систем, к которым применяется этот ярлык, представляют собой просто станции одностороннего вещания, которые передают аудио- и видеосигналы студентам на одном или нескольких удаленных объектах.Однако доступны и другие системы, обеспечивающие двустороннее аудио, а в некоторых случаях даже двустороннее видео между учителем и учениками.
Технологии дистанционного обучения предоставляют множество новых возможностей для обучения иностранным языкам, которые еще больше расширят диапазон методик обучения так же, как языковые лаборатории, телевидение и компьютеры расширили классные комнаты. При рассмотрении этих вариантов дистанционного обучения важно различать различные уровни их возможностей, поскольку эти системы накладывают различные ограничения на учебный процесс.Например, односторонние системы, предназначенные только для презентаций, подвергались критике как предоставляющие не что иное, как систему распределения видео, которую можно было бы воспроизвести путем рассылки видеокассет студентам. Отсутствие непосредственного двустороннего взаимодействия, которое характерно для многих программ дистанционного обучения, кажется, противоречит целям обучения иностранным языкам. Однако при правильном использовании этого взаимодействия дистанционные технологии могут способствовать достижению целей педагогики иностранного языка. Учебные стратегии, которые поощряют диалог ученик-учитель и ученик-ученик и самостоятельность ученика в ситуациях дистанционного обучения, должны быть включены в обучение (Дэвис, 1988).
Самым сильным аргументом в пользу дистанционного образования является его способность обучать студентов, которые из-за расстояния, времени или финансовых ограничений не имеют доступа к традиционным возможностям обучения или специализированным курсам (Davis, 1988). Курсы дистанционного обучения были разработаны для обеспечения равного доступа к образовательным возможностям для школ, особенно сельских, которые должны иметь ограниченный учебный план и ограниченный персонал (Wohlert, 1989). Цель состоит в том, чтобы организовать курсы иностранных языков в школах, где в противном случае учащиеся не могли бы их изучать.Возможность обучения на менее распространенных языках особенно увеличивается за счет дистанционных технологий. Во многих случаях руководящий принцип состоит в том, чтобы курсы дистанционного обучения не становились постоянными, а чтобы они служили ступенькой к найму обычного классного инструктора, закладывая основу для жизнеспособной языковой программы, особенно на менее распространенных языках (катаока, 1987).
Успех дистанционного обучения в развитии у учащихся навыков иностранного языка зависит от способности учебной программы обеспечить изучение языка в очной обстановке.Эта возможность теперь может быть предоставлена посредством двусторонней спутниковой связи, которая позволяет учителям общаться со студентами на каждом объекте и обеспечивать взаимодействие, необходимое для развития навыков второго языка.
Рекомендуемая литература
1. БимИ.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе.-2001., №4., С.5-8.
2.Бим И. Л. Личностно-ориентированный подход — основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. -2002. -№2. с. 11-15.
3. Зимняя И. А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. -1991. -№3. с. 9-13.
4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, М .: Асадема, 2005 268 с.
5. Хатчинсон Том. Введение в проектную работу., Oxford University Press, 1991, 23 стр.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое технология?
2. Какие виды компьютерных занятий вы можете выполнять со своими учениками?
3. Какие виды педагогических технологий в FLT?
4. Как можно использовать информационные технологии в классе и вне его?
5. Как создать типовой проект?
6. В чем эффективность проектного метода?
7.Какие виды проектной работы существуют в FLT?
8. Можете привести примеры проектной работы?
9. Каковы этапы проектной работы в FLT?
10. Каковы преимущества и недостатки использования проектной работы в FLT?
11. Почему учителям следует использовать технологии?
12. Есть ли в наших условиях возможность использования электронной почты?
13. Каковы педагогические преимущества использования электронной почты в FLT? Какие еще педагогические преимущества электронной почты вы можете назвать?
14.В чем преимущества и трудности использования электронной почты в процессе FLT? Каковы пути решения проблем?
15. В чем причины профессиональных успехов и неудач в организации уроков с использованием Интернета в наших условиях?
16. Есть ли решение проблем, упомянутых выше? Что ты можешь предложить?
17. Как дистанционное обучение может способствовать развитию навыков иностранного языка?
Лекция № 9
Практические занятия
План
1.Теории коммуникации
2. Моделирование
1) Теории коммуникации
Коммуникация — это обмен информацией, идеями, мыслями (S-S) Коммуникация рассматривается с разных точек зрения: информационная, коммуникативно-познавательная, лингвокультурная. В «Современной методологии» термин «коммуникация» трактуется как социально-психологическая система межличностных и социокультурных отношений между людьми, которая помогает им понимать «грамматику жизни» (Овчиннинов).Функции Коммуникации следующие, согласно Ломов Б. Ф .:
1) коммуникативно-информационная
2) коммуникативно-нормативная
3) коммуникативно-аффективный
М. Праздники (язык как социальная семиотика) говорит о 7 функциях: информационной, регулирующей, интерактивно-инструментальной, эвристической, образной, эмоциональной.
Андреева рассматривает 3 аспекта коммуникации: коммуникативный, интерактивный и перцептивный, которые осуждаются одновременно.Вербальное общение имеет характеристики: динамическое, личностное, ориентированное, организованное, информативное, контактное и структурное. Структурной единицей Коммуникации является коммуникативный акт, функциональной единицей — коммуникативная задача. Общение происходит в ситуациях. Ситуация — это форма организации учебного процесса. Под ситуацией мы понимаем систему условий; ситуации могут быть вербальными, невербальными, проблемными. Структура ситуации:
1) Экспозиция
2) Характеристики собеседников, включая их социокультурный аспект, социальный статус;
3) Коммуникативное задание (намерение)
2) Моделирование
В теории коммуникации существуют разные типы моделирования коммуникации.Под моделью мы понимаем определенный способ действия (словарь английского языка Macmillan). Термин «моделирование» широко используется в современной науке для обозначения.
1. моделирование как метод познания, исследования
2. моделирование как инструмент получения новой информации об объектах с целью их изменения и получения лучших результатов;
3. Моделирование как инструмент теоретического исследования.
Что мы можем моделировать? На данный момент мы можем моделировать:
1) вся система FL Education для разработки педагогической теории и практики;
2) процесс приобретения FL
3) Система обучения ФЛ (Тиништикбаева)
4) общение, профессиональное общение;
5) ситуации общения в различных его сферах;
6) межкультурная коммуникация и ее компоненты
7) специальность
8) коммуникативная компетентность
Теория контекстного (или контекстного) обучения ФЛ была создана и поддержана Вербицким, Смолкиным, Сламгалиевой, Кулибаевой Д.N. Под контекстным обучением FL мы понимаем FLT в контексте будущей профессиональной деятельности студентов, что помогает:
— активизировать студенческую деятельность;
— сделайте процесс более творческим
— для формирования у студентов познавательных и профессиональных мотивов и интересов;
— для создания типовых ситуаций профессионального общения, в том числе проблемных
— для обучения коммуникативно-компетентности
Коммуникативная компетенция — это функциональная языковая способность, имеющая следующие характеристики:
а) носит динамический характер;
б) носит неявный характер;
в) носит комплексный характер, а значит, C.С. не является чисто лингвистическим явлением, оно включает в себя психологические, социологические и антропологические компоненты
г) носит лингвокультурный характер
e) носит относительный характер, что означает, что конечный уровень компетенции относительный
Структура коммуникативной компетенции: языковая компетенция, социокультурная компетенция, дискурсивная компетенция, стратегическая компетенция, речевая компетенция.
Таблица сравнительных уровней
A1 Прорыв
Используйте очень узкий языковой диапазон, подходящий для основных потребностей и простых ситуаций.На самом деле не владеет языком, достаточным для нормального повседневного общения в реальной жизни, но базовое общение возможно с возможностью получения помощи. Использует короткие, часто неточно и неправильно сформулированные сообщения, с постоянными сбоями в беглости.
A2 Путь
Использует ограниченный набор языков, достаточный для простых практических нужд. (= 900 слов). В более сложных ситуациях часто возникают проблемы с точностью, беглостью, соответствием и организацией, поэтому нормальное общение и понимание часто нарушаются или их трудно поддерживать.
B1 Порог
Использует ограниченный диапазон языка более или менее независимо и эффективно во всех знакомых ситуациях. Владеет языком, достаточным для повседневного практического использования. Довольно частые трудности с точностью и уместностью речи. (= 1800 слов).
B2 Vantage
Самостоятельно и эффективно владеет языком во всех знакомых и умеренно сложных ситуациях.Довольно частые ошибки в точности, беглости, адекватности и организованности, но обычно удается передать и понять общее сообщение.
.
Роль профессионально-психологической компетентности учителя
Библиографическое описание:
Тошбоева, М. Э. Роль профессионально-психологической компетентности учителя / М. Э. Тошбоева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 382-383. — URL: https://moluch.ru/archive/233/51659/ (дата обращения: 23.10.2020).
Взаимодействие с другими людьмиПодготовка профессионально компетентных педагогических кадров в нашей стране возложена на средние специальные и высшие учебные заведения.Важным аспектом для педагогических вузов, готовящих бакалавров в области раннего изучения иностранного языка, является разработка и научное обоснование структуры профессиональной компетентности учителя иностранного (английского) языка для школ и дошкольных учреждений, составляющих процесс обучения. более эффективное формирование профессиональной компетенции учителя иностранного языка.
Формирование профессиональной компетентности учителя иностранного языка является основной задачей вузов при реализации подготовки будущих учителей иностранного языка, поскольку на современном этапе модернизации традиционного образования это компетентностная модель профессиональной подготовки специалиста. это целевая и эффективная основа построения учебного процесса по подготовке студентов.
Под профессиональной компетенцией учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально грамотным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании студентов.
Развитие профессиональной компетентности — это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим нововведениям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде.Профессиональный уровень учителя напрямую зависит от социально-экономического и духовного развития общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, требуют повышения квалификации и профессионализма учителя, то есть его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования — удовлетворение актуальных и долгосрочных потребностей личности, общества и государства, подготовка многогранной личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, начало работа, самообразование и самосовершенствование.Свободномыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий учебный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Поэтому внезапно резко вырос спрос на квалифицированную, творческую и конкурентоспособную личность учителя, способного обучить человека в современном, динамично меняющемся мире.
Одна из важнейших задач в обучении иностранному языку в неязыковом вузе — это задача обучения языку как средству общения.Решение этой задачи предполагает наличие у студентов комплекса языковых, резервных и коммуникативных знаний и навыков.
Знание иностранного языка как средства общения требует умения ориентироваться в конкретной ситуации, находить наиболее эффективные пути и средства решения возникающих проблем, прогнозировать результаты своей учебной и коммуникативной деятельности, т.е. требует активной мыслительной деятельности. ученики. Поэтому перед педагогом стоит необходимость найти такие формы, методы и средства обучения, которые позволили бы решить весь комплекс психолого-педагогических задач.
Необходимо разработать и изучить психологические основы обеспечения эффективности обучения, выявить структурные компоненты психологии личности учителя, способствующие повышению уровня его педагогического мастерства.
Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в неязыковом вузе — это совокупность разнообразных функциональных психологических и социально-психологических знаний и навыков, а также определенных личностных качеств, которые позволяют учителю эффективно реализовывать процесс обучения иностранному языку. язык в неязыковом вузе с учетом индивидуально-психологических особенностей обучаемых.Психологическая компетентность является одним из основных компонентов (наряду с лингвистической, методической, региональной) профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка неязыкового вуза.
«Психологическая компетентность учителя иностранного языка в неязыковом вузе зависит от следующих функций:
— эмоциональная стимуляция;
— поддержка и забота;
— создание оптимального психологического климата;
— создание и поддержка положительной мотивации;
— реализация косвенного внушения;
— готовность к импровизации и спонтанный ответ »[2, с.23].
Место психологической компетентности в общей структуре профессиональной деятельности определяется как одна из основных составляющих педагогического мастерства учителя иностранного языка в неязыковом вузе.
Кроме того, профессиональная компетентность современного учителя во многом зависит от его компьютерной грамотности. «Информационная компетентность трактуется как: комплексное индивидуально-психологическое образование, основанное на интеграции теоретических знаний, практических навыков в области инновационных технологий и определенного набора личностных качеств, новой грамотности, включающей в себя навыки активной самостоятельной обработки информации. человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств »[3, с.5]. Ключевой фигурой современного образовательного процесса является учитель, стремящийся использовать компьютерные технологии в учебном процессе.
Требования к учителю языка в использовании компьютерных технологий намного выше, чем требования к учителям других предметов, поскольку программное обеспечение для языкового обучения включает очень широкий спектр программных инструментов и учебных материалов, ориентированных на разные уровни, этапы, аспекты и профили обучения. Уже в начале 90-х в качестве основного требования к современному учителю иностранного языка в сфере компьютерного обучения выдвигалось следующее: уметь использовать компьютерные технологии во всем их многообразии на современном методическом уровне.Поэтому можно говорить о таком соотношении навыков, которое определило бы профессиональную компетенцию учителя иностранного языка в этой сфере.
Первый уровень, который можно назвать базовым, служит индикатором общей профессиональной культуры каждого учителя иностранного языка. На этом уровне преподаватель должен уметь использовать ограниченное количество прикладных компьютерных программ: текстовый редактор, компьютерные словари, электронную почту, поисковые системы.
Второй уровень, который можно считать основным, предполагает наличие теоретической подготовки в области компьютерной лингводидактики и умение работать с набором инструментов, используемых при обучении языку.В него войдут всевозможные обучающие программы, расширенный блок прикладных программ и инструментов. Учитель иностранного языка также должен владеть необходимым терминологическим аппаратом для использования набора программ на изучаемом языке.
Третий уровень — углубленное обучение — ориентирован на обучение методистов в области компьютерной лингводидактики. Такой учитель должен не только иметь максимально полное представление о средствах и ресурсах для компьютерного обучения языку, но также выступать в качестве организатора и координатора процесса использования информационных технологий в обучении языку.
Ссылки:
- Сазонова З. Болонский процесс: позиция русского учителя Журнал, Высшее образование в России, 2004. — № 3. — С.32–34.
- Ломакина О. Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков / — Волгоград, 1998.
- Зайцева, О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий [Электронный ресурс]: автореф. Дис.Кандидат наук. / — Брянск, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически) : целлюлит, апельсиновая корка.
.