27.04.2024

В чем отличие восприятия от ощущений: «Чем ощущение отличается от восприятия?» — Яндекс Кью

Содержание

Ощущение и восприятие: чем отличаются друг от друга эти познавательные процессы?

    • Дмитрий Ершов

      Автор Викиум

Когда человек контактирует с внешней средой, происходит познавательный процесс. В это время задействуется внимание, память и такие психические функции, как ощущение и восприятие, которые имеют тесную связь, но при этом отличаются.

Содержание:

  • 1 Что такое ощущение и восприятие?
  • 2 Психология явлений
  • 3 Физиологическая составляющая
  • 4 Разница ощущения и восприятия

Что такое ощущение и восприятие?

Ощущение — это оценка предметов и явлений, отображающаяся в сознании и воздействующая на органы чувств в данный момент. С помощью органов чувств мозг получает информацию об окружающем мире.

Процесс восприятия подразумевает отражение объединенных свойств предметов и явлений во время их влияния на органы чувств. При этом полученная информация объединяется с контекстом благодаря работе мозга.

Психология явлений

Благодаря ощущениям и восприятию человек имеет определенные представления об окружающем мире. Именно с их помощью каждый человек получает информацию о том, что происходит в мире. С помощью восприятия люди могут систематизировать информацию, вводя эти знания в единую психическую систему личности и закрепляя их посредством предметов или явлений.

Познавательный механизм помогает усваивать информацию об окружающим мире, создавая в голове некие ассоциативные связи. К примеру, человек может с легкостью представить, как волны бьются о скалы, или дождь барабанит по подоконнику. Стоит отметить, что процесс познания имеет субъективный характер, так как каждый человек чувствует и воспринимает мир по-разному. Это связано с индивидуальными особенностями склада ума, полученным опытом, чувствами.

Физиологическая составляющая

Ощущение — явление, которым обладают абсолютно все млекопитающие. Данный процесс происходит благодаря рецепторам, которые воспринимают раздражение. По этому критерию ощущение делится на такие виды:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • обонятельное;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • кинестетическое.

Разница ощущения и восприятия

Разница между ощущением и восприятием состоит в том, что при ощущении человек получает информацию окружающего мира с помощью чувств, а при восприятии уже происходит интерпретация полученной информации в мозге, после чего происходит ее объединение с контекстом. То есть, когда человек смотрит что-то в телефоне, к нему поступает информация в мозг через глаза, а уже восприятие помогает человеку разобраться в том, что именно там изображено.

Если при ощущении человек испытывает отдельные чувства, то восприятие помогает создать некий образ. Кроме того, ощущения чаще всего вызываются автоматически и не требуют применения усилий, в то время, как восприятие предполагает некую активность индивида, чтобы исследовать предмет.

В области психологии существует множество примеров отличия двух понятий. Например, когда человек берет в руки банан, он может увидеть какого он цвета, ощутить его вкус, прочувствовать поверхность. При восприятии эти процессы объединяются, что способствует возникновению определенного образа в голове. Далее информация поступает в мозг и человек уже может говорить о том, что банан является сладким фруктом с определенным запахом и вкусом, а также гладким на ощупь. А если он в дальнейшем увидит другой банан, то свяжет с ним уже полученную информацию.

Для того чтобы восприятие, ощущение и другие функции работали отлично, необходимо постоянно тренировать мозг. Это легко делать с помощью тренажеров Викиум.

Отличие восприятия от ощущений. Виды и примеры ощущений и восприятия

Способностью чувствовать и ощущать природа наделила всех живых существ на земле, но умение воспринимать происходящее требует наличия не только нервной системы, но и более высокоразвитых функций. Психология занимается исследованием большого спектра психических процессов, в том числе ощущений и восприятия человека. Эти понятия часто используются как равнозначные и взаимозаменяемые в речи, но в рамках научного подхода каждое из них имеет свои особенности.

Определение

Ощущение — это первичный этап сенсомоторной реакции. И оно крепкими нитями связано с восприятием. Оба явления выступают посредниками в передаче окружающей обстановки, существующей вне зависимости от сознания, на основе воздействия на органы чувств: это их объединяет.

Но в психологии восприятие – это не просто чувственный образ предмета или явления, но и его осознание. Оно характеризует разнообразный спектр отношений, результатом которых становятся осмысленные ситуации. Так, восприятие можно смело назвать формой познания действительности.

Формирование восприятия

Развитие восприятия неотрывно связано с деятельностью. Решая различные задачи, человек при этом неизбежно воспринимает окружающее. И в этом процессе человек может не только видеть, но и смотреть или даже всматриваться, не только слышать, но и слушать, и возможно, прислушиваться. Таким образом, он совершает определенные действия, направленные на то, чтобы соотнести образ восприятия с предметом, необходимые вначале для осознания самого объекта, а затем для его практического применения.

Это и составляет наиболее существенное отличие восприятия от ощущений: способность не просто реагировать на чувственный раздражитель, но и проникать сознанием в то или иное качество, принадлежащее определенному предмету. Потому такое явление предусматривает достаточно высокое развитие не только сенсорики, но и двигательных функций.

Так, на примере творческой работы художника связь восприятия с деятельностью представляется особенно ярко: созерцание окружающего пространства художником и последующее изображение на картине являются составляющими единого процесса.

Ощущение как основа восприятия

Любое восприятие проходит через ознакомительный этап распознавания предмета, которое строится на чувственных показателях ощущений, передаваемых органами чувств. А они, в свою очередь, реагируют на внешние раздражения. Это делает оба явления связанными друг с другом.

Но восприятие – это не просто набор ощущений. Оно является достаточно сложным целостным процессом, качественно отличным от тех первоначальных чувств, которые составляют его основу. Помимо этого, в него включается наработанный опыт, мышление воспринимающего, а также эмоции.

Так, в психологии восприятие — это единство чувственного и смыслового, ощущения и мышления. Но при этом разум опирается на впечатление, используя его в качестве отправной точки для дальнейшего своего развития.

Характеристика ощущений

Чтобы лучше понять, что же является фундаментом восприятия как психического явления, необходимо обратиться к природе самих ощущений, которые являются зависимыми от внешних раздражителей и, отражая их отдельные черты, обладают рядом определенных свойств:

  • Одна из основных характеристик – это качественный порог. Например, для зрительных ощущений — контрастность цвета, для слуховых – тембр голоса и т. д.
  • Количественный порог, или интенсивность – обусловлен силой действия раздражителя и состояния самого рецептора.
  • Пространственная локализация – соотнесение с определенной частью тела, которая подвергается воздействию раздражителя.
  • Адаптация – приспособление органов чувств к воздействующему раздражителю. Например, адаптация к какому-либо запаху, который постоянно окружает.

Свойства восприятия

В отличие от ощущений восприятие отражает совокупность всех свойств предмета, т. е. рассматривая его как единое целое, не дробя по частям. И при этом оно имеет ряд своих специфических особенностей:

  • Целостность – распознавание целого предмета по его отдельным частям, умение воспринимать целую картину. Например, увидев хобот, человек достраивает в своем сознании образ слона.
  • Константность – заключается в постоянстве формы, величины, цвета при варьирующихся условиях их восприятия, в соотношении объективной действительности и определенного предмета в ней.
  • Предметность – распознавание не набора ощущений, а непосредственно предмета, имеющего определенную функцию.
  • Осмысленность – осознание значения предмета, включение процесса мышления, анализа и оценки.

Так, свойства восприятия и свойства ощущения, с одной стороны, неоднородны по своей природе, а с другой — без принятия той основы, построенной из отдельных характеристик, невозможно формирование такого психического явления, как восприятие. Это целое состоит из преобразованных частей, пропущенных через призму осознания и опыта.

Классификация ощущений

Поскольку ощущения порождает определенный физический раздражитель, то и подразделяются они в соответствии с уровнем и модальностью воздействия на различные рецепторы:

  1. Органические – связаны с органическими потребностями: жажда и голод, дыхание и т. д. Ощущения этого рода, как правило, обладают относительно яркой эмоциональной насыщенностью и часто являются не осознаваемыми. Так, заболевания связаны не только с болью, но и с эмотивным состоянием: проблемы сердца с дефицитом радости, любви, страхами; проблемы печени – с раздражительностью и гневом.
  2. Статические – показания о состоянии тела в пространстве, активных и пассивных движениях, а также движениях отдельных частей тела относительно друг друга.
  3. Кинестетические – вызываются возбуждениями, исходящими от рецепторов, находящихся в суставах и мышцах. Кинестезия тесно связана со зрением: зрительно-двигательные координации играют важную роль в движениях, осуществляемых под контролем зрения.
  4. Кожные – боль, температура, прикосновение, давление.
  5. Осязательные – в отличие от прикосновения, активны по своей природе, поскольку имеет место намеренное ощупывание предмета, сопряженное с воздействием на него. При осязании познание мира происходит в процессе движения.
  6. Обонятельные и вкусовые – особое значение оказывают на формирование эмоциональной обстановки, вызывающей у человека приятные или неприятные ощущения.
  7. Слуховые – носят двойной характер, иными словами, человек воспринимает звук обоими ушами. Так, люди, имеющие глухоту на одно ухо, затрудняются определить источник и направление звука.
  8. Зрительные – любой цвет оказывает воздействие на человека, что обусловлено не только физиологическим влиянием на организм, но и ассоциациями самого человека. Некоторые цвета способны возбуждать нервную систему, другие способны ввести в транс и т. д. Например, голубой цвет, как правило, ассоциируется с голубым небом, оранжевый — с огнем и т. д.

Разновидности восприятия

В отличие от ощущения восприятие подразделяется на такие виды:

  1. Восприятие пространства, величины и формы – считается продуктом развития и личного опыта человека. В зрительном восприятии пространства, в первую очередь, важны глубинные ощущения, когда чувственные и мыслительные процессы работают сообща.
  2. Восприятие движения – с одной стороны, возникает как результат слияния набора зрительных ощущений, а с другой — является специфическим переживанием, которое может разниться в зависимости от восприятия самих предметов в движении, т. е. формируется на основе нажитого опыта, а не в рамках определенных закономерностей.
  3. Восприятие времени – его основой выступает ощущение длительности, на которое оказывает влияние субъективная оценка происходящего. А переживания, в свою очередь, обусловлены ритмичностью самих жизненных процессов и органическими ощущениями человека. Так, например, по отношению к прошлому, насыщенному запоминающимися событиями, время воспринимается как длительный промежуток, и как достаточно короткий, если оно не было заполнено чем-то интересным. В отличие от восприятия настоящего, когда скучные периоды тянутся вечно, а яркий эпизод пролетает за мгновение.

Виды ощущений и виды восприятия очень плотно переплетаются, но только категории первого явления являются именно основой для создания второго, т. е. обладая зрением и слухом, человек способен к восприятию пространства, движения и т. п.

Нарушение восприятия

Адекватное восприятие человека определяется тем, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, он, как правило, осознает его как единичный случай из общей практики. По этой причине восприятие зависит от мыслительных операций. Насколько человек понимает окружающий мир, настолько он его и воспринимает, т. е. через призму своего мировоззрения и нажитого опыта.

При разного рода психических расстройствах происходит нарушение вышеописанных процессов ощущения и восприятия, и, соответственно, искажение в отражении реальности. Так, существует расстройство «схемы тела»: проблема в осознании формы, положения собственного тела, распад его на части, ощущение лишних конечностей и тому подобное.

Нарушение целостности ощущений разной модальности может приводить к неадекватному восприятию реальности, как, например, звуки речи, исходящие от человека, не соотносятся с самим человеком, а воспринимаются как два самостоятельных объекта.

Существует целый ряд различных отклонений в восприятии: иллюзии, галлюцинации, агнозии и другие, но все они изначально представляют проблему принятия каких-либо чувств, эмоций, неприятных ощущений, поскольку именно на основе сенсорных данных человек выявляет смысл и значение явлений и событий.

Синестезия как особый способ восприятия мира

Синестезия – феномен восприятия, при котором впечатление, специфичное для одного органа чувств, сочетается с другим дополнительным ощущением или образом.

Так, например, фразы типа: «соленая шутка», «горький упрек», «жалящая речь», «сладкая ложь» и тому подобные — обретают вполне конкретное ощутимое значение. Наиболее распространенным видом синестезии считаются ассоциации буква-цвет и цифра-цвет, когда, например, «6» вызывает образ желтого оттенка или буква «В» воспринимается как фиолетовый цвет.

Версия происхождения данного явления гласит, что в младенчестве все люди являются синестетами: определенные нейронные связи изначально поддерживают контакт между органами чувств, и, таким образом, звуки и запахи переплетаются в сознании, окрашивая, например, буквы алфавита в разные тона. У некоторой группы людей подобная особенность ощущения и восприятия окружающего мира сохраняется всю жизнь.

Упражнение на восприятие

Перед испытуемым выкладываются фрукты различных цветов, они могут быть разного типа и фактуры. Человек с закрытыми глазами пробует дать максимальное описание каждому из них: сначала фиксируя просто свои ощущения (холодно, горячо, гладкий, шершавый и т. д.), далее пробуя почувствовать интуитивно его цвет, и в конце, подключив мышление и опыт, дает полную характеристику объекту.

Подобный эксперимент помогает понять размытую границу между двумя явлениями и отличить восприятие от ощущений. Так, в реальной жизни это дает возможность четко осознавать, когда человек просто ощущает какое-либо явление, событие, не принимая во внимание оценку и рассуждения, а когда в процесс включается мышление.

Ощущение против восприятия – Психология

Ощущение и восприятие

OpenStaxCollege

[латексная страница]

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Различать ощущение и восприятие
  • Описать понятия абсолютного порога и дифференциального порога
  • Обсудите роль внимания, мотивации и сенсорной адаптации в восприятии

Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение. Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия известно как трансдукция.

Вероятно, с начальной школы вы знаете, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).

Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул был обнаружен в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).

Мы также можем получать сообщения, которые представлены ниже порога осознания — они называются подсознательными сообщениями. Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи.

Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).

Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить разницу между ними. Это известно как едва заметная разница (jnd) или порог разницы. В отличие от абсолютного порога разностный порог меняется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорелся его экран, есть вероятность, что многие люди заметили бы изменение освещения в театре.

Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться по изменению освещения резко различается в этих двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как закон Вебера: порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показывает пример.

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Восходящая обработка относится к тому факту, что восприятие строится на основе сенсорного ввода. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей.

Это называется обработкой сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпечки булочек с корицей, ощущение — это рецепторы запаха, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который бабушка пекла». когда семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация. Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье.

Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Существует еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

Одна из самых интересных демонстраций того, насколько важно внимание для определения нашего восприятия окружающей среды, была получена в известном исследовании, проведенном Дэниелом Саймонсом и Кристофером Чабри (19).99). В этом исследовании участники смотрели видео, на котором люди, одетые в черно-белую одежду, передавали баскетбольные мячи. Участников просили посчитать, сколько раз команда в белом передала мяч. Во время видео между двумя командами ходит человек, одетый в костюм черной гориллы. Вы могли бы подумать, что кто-то заметит гориллу, верно? Почти половина людей, просмотревших видео, вообще не заметили гориллу, несмотря на то, что она была хорошо видна в течение девяти секунд. Поскольку участники были настолько сосредоточены на том, сколько раз белая команда передавала мяч, они полностью отключили другую визуальную информацию. Неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания, называется невнимательной слепотой.

В аналогичном эксперименте исследователи проверили слепоту по невнимательности, попросив участников наблюдать за изображением, движущимся по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали ([ссылка]) (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)


Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать стимул, когда он встроен в отвлекающий фон, называется теорией обнаружения сигнала. Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу.

На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этой главе, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера ([ссылка]): линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.

В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.


Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, с которыми люди регулярно сталкиваются в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al., 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценивать его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

Дети, описываемые как искатели острых ощущений, чаще демонстрируют вкусовые предпочтения в отношении насыщенных кислых вкусов (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).

Ощущение возникает, когда сенсорные рецепторы обнаруживают сенсорные раздражители. Восприятие включает в себя организацию, интерпретацию и сознательный опыт этих ощущений. Все сенсорные системы имеют как абсолютные, так и разностные пороги, которые относятся к минимальному количеству энергии стимула или минимальному количеству разницы в энергии стимула, необходимой для обнаружения примерно в 50% случаев соответственно. Сенсорная адаптация, избирательное внимание и теория обнаружения сигналов могут помочь объяснить, что воспринимается, а что нет. Кроме того, на наше восприятие влияет ряд факторов, включая убеждения, ценности, предрассудки, культуру и жизненный опыт.

________ относится к минимальному количеству энергии стимула, необходимому для обнаружения в 50% случаев.

  1. абсолютный порог
  2. порог разницы
  3. просто заметная разница
  4. трансдукция

A

Снижение чувствительности к неизменному раздражителю называется ________.

  1. трансдукция
  2. порог разницы
  3. сенсорная адаптация
  4. невнимательная слепота

C

________ включает преобразование энергии сенсорного стимула в нервные импульсы.

  1. сенсорная адаптация
  2. невнимательная слепота
  3. порог разницы
  4. трансдукция

D

________ возникает, когда сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается.

  1. ощущение
  2. восприятие
  3. трансдукция
  4. сенсорная адаптация

Б

Не все, что ощущается, воспринимается. Как вы думаете, мог ли когда-нибудь быть случай, когда что-то можно было бы воспринять, не чувствуя?

Ученикам пора подумать об экстрасенсорном восприятии. Другой интересной темой может быть феномен фантомных конечностей, с которым сталкиваются люди с ампутированными конечностями.

Пожалуйста, приведите новый пример того, как даже заметная разница может меняться в зависимости от интенсивности стимула.

Есть много возможных примеров. Один из примеров включает обнаружение разницы в весе. Если два человека держат стандартные конверты, и один из них содержит четвертак, а другой пуст, разницу в весе между ними легко обнаружить. Однако, если эти конверты поместить в два учебника одинакового веса, определить, какой из них тяжелее, гораздо сложнее.

Вспомните случай, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?

абсолютный порог
минимальное количество энергии стимула, которое должно присутствовать для обнаружения стимула в 50% случаев
обработка снизу вверх
система, в которой восприятие строится на сенсорной информации
слепота по невнимательности
неспособность заметить что-то полностью видимое из-за невнимательности
просто заметная разница
разница в стимулах, необходимая для обнаружения разницы между стимулами
восприятие
способ интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации
ощущение
что происходит, когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором
сенсорная адаптация
отсутствие восприятия стимулов, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени
Теория обнаружения сигналов
изменение обнаружения стимула в зависимости от текущего психического состояния
подсознательное сообщение
Сообщение
представлено ниже порога осознания
обработка сверху вниз
на интерпретацию ощущений влияют имеющиеся знания, опыт и мысли
трансдукция
преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия

Разница между ощущением и восприятием (с примерами, концепцией и сравнительной таблицей)

Знаете ли вы, что наши органы чувств, т. е. глаза, нос, уши, язык, кожа и т. д., предоставляют свежую информацию о внутреннем и внешнем мире? Первичное переживание стимула, идентифицируемого определенным органом чувств, называется ощущением . Благодаря этому процессу информация из внешнего мира достигает нашего мозга.

С другой стороны, процесс, с помощью которого мы интерпретируем ощущения, испытываемые нами в повседневной жизни, а затем воздействуем на них, называется восприятием . В этом процессе человек идентифицирует, интерпретирует и придает смысл информации, поступающей от органов чувств.

В общем, мы меняем местами слова «ощущение и восприятие», потому что это когнитивные процессы, но между ними есть тонкая грань в том смысле, что в случае с ощущением нам не нужно заниматься протекание процесса активно, тогда как восприятие есть интерпретация информации, полученной посредством ощущений. Следовательно, это умственная деятельность, которая знакомит нас с ситуацией, предоставляя непосредственное знание о ней.

Содержание: Ощущение и восприятие

  1. Сравнительная таблица
  2. Определение
  3. Ключевые отличия
  4. Пример
  5. Концепция
  6. Заключение

Сравнительная таблица

Основание для сравнения Ощущение Восприятие
Значение Ощущение относится к тому процессу, посредством которого наши органы чувств получают информацию из окружающей среды. Восприятие подразумевает процесс, посредством которого мозг выбирает, интегрирует, организует и интерпретирует сенсорную информацию.
Что он делает? Предоставляет необработанные данные Развивает наш опыт
Источник Стимулы, полученные от органов чувств. Информация поступает в мозг.
Результаты в Восприятие Действие или изменение отношения
Имеет дело с Элементарное поведение, которое сильно зависит от физиологического функционирования. Сложный и процесс когнитивно-психологический.
Стимулы Делает человека осведомленным о раздражителях. Придает смысл стимулам.
Что активно во время процесса? Активны только органы чувств человека Активизируются все части тела.
Последовательность Первая Вторая
Пример Активация уха для того, чтобы услышать звук, — это ощущение. Вывод о том, что слышится, есть восприятие.

Определение ощущения

Ощущение подразумевает способ, которым специальные сенсорные рецепторы и нервная система человека получают и представляют энергию стимула из окружающей среды. Это первая реакция физического сенсорного органа или организма к раздражителям или можно сказать, что он активирует функцию этих органов. Это физическое состояние или опыт, возникающий в результате стимуляции органов чувств. Это процесс обнаружения и кодирования ряда физических раздражителей.

Это мгновенное переживание атрибутов стимула, таких как горячий, холодный, тихий, громкий и т. д., в результате стимуляции органа чувств. Это происходит, когда рецепторы в органах чувств активны, благодаря чему различные формы внешних раздражителей становятся нервными сигналами в мозгу.

Таким образом, мы можем сказать, что ощущение — это когнитивный процесс, посредством которого наша нервная система и сенсорные рецепторы собирают и представляют энергию стимулов из физической среды.

Что такое трансдукция?

Процесс преобразования внешних раздражителей в нейронную активность называется трансдукцией.

Атрибуты ощущения

Существует пять атрибутов ощущения:

  • Качество : Ощущения различаются по качеству, т.е. каждое ощущение имеет свое качество. Далее, ощущения, собираемые разными органами чувств, могут быть различными. На самом деле ощущения, получаемые от одного и того же органа чувств, тоже могут быть разными.
  • Интенсивность : Степень силы или интенсивности ощущения также может быть разной. Кроме того, интенсивность ощущения зависит от объективной силы раздражителя, а также от психического состояния человека.
  • Продолжительность : Продолжительность ощущения зависит от непрерывности раздражителя или его эффекта.
  • Протяженность : Подразумевает объемность, диапазон или величину ощущений, являющихся пространственным атрибутом. По мере увеличения протяженности ощущения кажутся огромными.
  • Местный знак : Различные ощущения различаются в зависимости от стимулируемого участка, называемого локальным знаком. Это связано с тем, что различаются местные признаки, по которым человек может различать ощущения, обладающие сходным качеством, интенсивностью, длительностью и протяженностью.
Типы ощущений

Два основных типа ощущений:

  1. Органические ощущения : Ощущения, возникающие в результате состояния внутренних органов, называются органическими ощущениями. Следовательно, такие ощущения не требуют никакой внешней стимуляции. Например, жажда приводит к органическим ощущениям, возникающим из-за высыхания перепонки на задней части шеи.
  2. Особые ощущения : Особые ощущения — это ощущения, возникающие благодаря особым органам чувств, таким как глаза, уши, язык, нос и кожа. Такие ощущения можно отличить одно от другого и они возникают от внешних раздражителей.

Читайте также: Разница между иллюзией и галлюцинацией

Определение восприятия

Проще говоря, восприятие можно понимать как то, что переживается посредством интуиции. Восприятие — это процесс, который помогает людям организовывать и интерпретировать свои сенсорные впечатления, чтобы придать смысл полученным данным. Это осмысленная интерпретация данных, поступающих от органов чувств в мозг.

Тем не менее, верно и то, то, что воспринимает человек, может быть, а может и не быть конечной реальностью . Подход к жизни у всех разный и его поведение во многом зависит от его восприятия.

Это когнитивный процесс, включающий фильтрацию или изменение необработанных данных, полученных из ощущений, с помощью которых человек осмысливает стимулы, присутствующие в окружающей среде, которые могут воздействовать на все органы чувств. Основой классификации стимулов являются прошлые события, чувства и мотивы.

Это первоисточник знаний человека о внешнем мире, поэтому его поведение сильно зависит от того, что он воспринимает о себе и окружающем его мире. Его также можно определить как то, как человек воспринимает мир.

Качество восприятия
  • Находится между ощущением и реакцией.
  • Процесс носит внутренний характер.
  • Это активный процесс.
  • Это частично врожденный и частично приобретенный процесс.
  • Он может быть как субъективным, так и объективным.
Процесс восприятия

  1. Стимул и регистрация : Восприятие начинается, когда человек испытывает стимульную ситуацию. Это происходит, когда человек сталкивается со стимулом или ситуацией, которая может быть непосредственной чувственной стимуляцией или полной физической и социокультурной средой. Однако фактическим началом этого процесса является регистрация, которая фактически является признанием. На этой стадии поражаются физиологические органы как сенсорные, так и нервные.
  2. Отбор, организация и интерпретация : Когда человек получает информацию, запускаются подпроцессы отбора, организации и интерпретации. При отборе учитываются только те стимулы, которые актуальны и подходят для человека. С другой стороны, организация связана с формированием воспринимаемых входных данных и преобразованием их в значимую форму или форму. Наконец, интерпретация имеет дело с выводами из наблюдаемого значения из воспринимаемого ввода.
  3. Обратная связь и реакция : Это результирующее поведение человека, которое может быть явным, т.е. в форме действий, или скрытым, т. е. в форме изменения отношения. Поведение воспринимающего генерирует ответы в соответствии с ситуацией, и такие ответы приводят к новому набору входных данных.

Читайте также : Разница между слухом и слушанием

Ключевые различия между ощущением и восприятием

Поняв значение этих двух терминов, давайте посмотрим на разницу между ощущением и восприятием:

  1. Ощущение – это реакция органов чувств человека на события, происходящие в окружающей среде. Есть пять чувств, то есть слух, осязание, обоняние, зрение и вкус, которые постоянно получают стимулы, которые могут быть внутренними или внешними по отношению к человеческому телу. И наоборот, восприятие связано с сопоставлением, интеграцией и пониманием различных ощущений и информации от органов чувств, с помощью которых человек распознает вещи и объекты.
  2. В то время как ощущение предоставляет необработанные данные, восприятие превращает их в наш опыт.
  3. Ощущение – это первичное впечатление, накопленное органами чувств. И при истолковании этого впечатления, когда к нему прибавляется какой-то смысл, оно получается как восприятие.
  4. Ощущение заканчивается с началом восприятия, тогда как конечным результатом восприятия является действие или изменение отношения человека.
  5. Ощущение касается элементарного поведения человека, основанного на физиологическом функционировании или биологическом процессе. Напротив, восприятие представляет собой сложную форму этих простых переживаний, поэтому этот процесс является когнитивным и психологическим.
  6. Ощущение — это то, что заставляет человека осознавать стимулы, тогда как восприятие придает им значение.
  7. В процессе ощущения активны только органы чувств человека. Но в процессе восприятия активизируются все части тела.
  8. Ощущение — это первоначальный сознательный ответ мозга на раздражители, или его можно понимать как первый шаг в направлении восприятия, тогда как восприятие — это второй или, скажем, прямой ответ на ощущение и косвенный ответ на физический раздражитель.

Пример

  • Восприятие цветка включает в себя ощущения, такие как его цвет, запах и осязание.
  • Восприятие брокколи включает в себя восприятие таких ощущений, как вкус, цвет и осязание.

Концепция ощущения и восприятия

К моменту рождения ребенка у младенца отсутствуют ощущения и восприятие, так как его/ее органы не полностью развиты. Из-за чего младенец не способен различать вещи и понимать их значение. Однако с течением времени, когда младенец подрос, он начинает понимать разницу между людьми и предметами, а также может отличать членов семьи от незнакомцев или посторонних.

Далее, когда ребенок использует свои органы чувств, он узнает о вещах, которые его окружают, и начинает задавать вопросы. Постепенно способность к восприятию развивается с течением времени, по мере прохождения им подросткового возраста.

Читайте также : Разница между отношением и поведением

Заключение

Два термина, ощущение и восприятие рассматриваются как материальные аспекты умственного развития человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *