13.06.2024

У поэта может остановиться только: Чемпионат Долгопрудного среди школьников. «Что? Где? Когда?». Вопрос 5

Содержание

Несравненная Марина Цветаева

Одна из крупнейших русских поэтесс ХХ века, прозаик и переводчица Марина Ивановна Цветаева (1892 — 1941) начала писать стихи — не только на русском, но и на французском и немецком языках — ещё в шестилетнем возрасте. А её первый изданный сборник стихов в 18 лет сразу же привлёк внимание известных поэтов.

Судьба у Марины Цветаевой сложилась невероятно трагично. Война и нищета дают о себе знать. Один её ребёнок в 3-летнем возрасте умирает от голода в приюте, мужа по подозрению в политическом шпионаже расстреливают, вторую дочь репрессируют на 15 лет. Цветаева с сыном отправляется в эвакуацию в Чистополь, куда ссылали большинство литераторов – там ей обещают прописку и работу. Цветаева пишет заявление: «Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда». Но ей не дали и такой работы: совет счел, что она может оказаться немецким шпионом.

Пастернак, провожая Цветаеву в эвакуацию, дал ей для чемодана веревку, не подозревая, какую страшную роль этой веревке суждено сыграть. Не выдержав унижений, Марина Цветаева 31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством, повесившись на ней.

Мы собрали 25 цитат Марины Цветаевой о любви и жизни, которые раскрывают всю глубину и мудрость её трагической судьбы:

  1. «Я буду любить тебя все лето», – это звучит куда убедительней, чем «всю жизнь» и – главное – куда дольше!
  2. Если бы Вы сейчас вошли и сказали: «Я уезжаю надолго, навсегда», – или: «Мне кажется, я Вас больше не люблю», — я бы, кажется, не почувствовала ничего нового: каждый раз, когда Вы уезжаете, каждый час, когда Вас нет – Вас нет навсегда и Вы меня не любите.
  3. Влюбляешься ведь только в чужое, родное – любишь.
  4. Встречаться нужно для любви, для остального есть книги.
  5. Творчество – общее дело, творимое уединёнными.
  6. В мире ограниченное количество душ и неограниченное количество тел.
  7. Любить – значит видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители.
  8. Если я человека люблю, я хочу, чтоб ему от меня стало лучше – хотя бы пришитая пуговица. От пришитой пуговицы – до всей моей души.
  9. Успех – это успеть.
  10. Что можешь знать ты обо мне, раз ты со мной не спал и не пил?
  11. Нет на земле второго Вас.
  12. Я не хочу иметь точку зрения. Я хочу иметь зрение.
  13. Слушай и помни: всякий, кто смеётся над бедой другого, дурак или негодяй; чаще всего и то, и другое.
  14. Единственное, чего люди не прощают – это то, что ты без них, в конце концов, обошёлся.
  15. Скульптор зависит от глины. Художник от красок. Музыкант от струн. У художника, музыканта может остановиться рука. У поэта – только сердце.
  16. «Стерпится – слюбится». Люблю эту фразу, только наоборот.
  17. Любимые вещи: музыка, природа, стихи, одиночество. Любила простые и пустые места, которые никому не нравятся. Люблю физику, её загадочные законы притяжения и отталкивания, похожие на любовь и ненависть.
  18. В одном я – настоящая женщина: я всех и каждого сужу по себе, каждому влагаю в уста – свои речи, в грудь – свои чувства. Поэтому все у меня в первую минуту: добры, великодушны, щедры, бессонны и безумны.
  19. Насколько я лучше вижу человека, когда не с ним!
  20. Никто не хочет – никто не может понять одного: что я совсем одна. Знакомых и друзей – вся Москва, но ни одного кто за меня – нет, без меня! – умрет.
  21. Мужчины не привыкли к боли, – как животные. Когда им больно, у них сразу такие глаза, что всё что угодно сделаешь, только бы перестали.
  22. Мечтать ли вместе, спать ли вместе, но плакать всегда в одиночку.
  23. О, Боже мой, а говорят, что нет души! А что у меня сейчас болит? – Не зуб, не голова, не рука, не грудь, – нет, грудь, в груди, там, где дышишь, – дышу глубоко: не болит, но всё время болит, всё время ноет, нестерпимо!
  24. Человечески любить мы можем иногда десятерых, любовно — много — двух. Нечеловечески — всегда одного.
  25. Я хочу такой скромной, убийственно-простой вещи: чтобы, когда я вхожу, человек радовался.

Марина Ивановна Цветаева цитата: Скульптор зависит от глины. Художник от красок. Музыкант от струн, …

—  Марина Ивановна Цветаева

Взято из Wikiquote. Последнее обновление 29 июня 2022 г.

Темы
музыка, рука, сердце, музыкант, поэт, краска, художник, глина, скульптор, струна

Марина Ивановна Цветаева
398русский поэт, прозаик, переводчик 1892 — 1941

Похожие цитаты

Этот перевод ждет рассмотрения. Правильный ли перевод?

„Музыкант должен создавать музыку, художник должен рисовать, поэт должен писать, если он хочет быть в гармонии с самим собой. Человек должен быть тем, кем может быть.“

—  Маслоу, Абрахам Харольд американский психолог, основатель гуманистической психологии 1908 — 1970

„Нормальное общество — это когда музыкант и художник пользуются подземным переходом по назначению.“

—  Владимир Петрович Вишневский российский поэт, юморист 1953

„Христос прожил чистую жизнь и был величайшим из художников, ибо пренебрег и мрамором, и глиной, и красками, а работал над живой плотью.“

—  Винсент Ван Гог нидерландский художник-постимпрессионист 1853 — 1890

„Самые невежественные после футболистов и музыкантов — поэты.

—  Александр Михайлович Черницкий писатель-публицист, политолог 1959 — 2015

„Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни — художники во всех их родах: писатели, музыканты, живописцы и т. д.“

—  Иван Петрович Павлов русский учёный, физиолог 1849 — 1936

захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякого разъединения. Другие — мыслители — именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно, как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки и не удается.
Источник: [Павлов И. П., Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных, М., Наука, 1973, 411]

„Бей по струнам! Не дай струнам бить по тебе!“

—  Билли Джо Армстронг американский музыкант, певец, гитарист, автор песен 1972

„Человек создан для творчества, и я всегда знал, что люблю создавать вещи. Увы, я обделен талантом художника или музыканта. Но я могу писать программы.“

—  Юкихиро Мацумото японский разработчик свободного ПО, создатель языка программирования Ruby 1965

Этот перевод ждет рассмотрения. Правильный ли перевод?

„Весь мир соткан из музыки. Мы все — струны на лире. Мы резонируем. И все вместе поем.“

—  Джо Хилл 1879 — 1915

„Сколько струн у твоей гитары? Сейчас есть семь струн, восемь струн, девятьсот. И нано-гитары. Нано-гитары вставляются прямо в жопу.“

—  Сергей Табачников 1987

„Музыканты не выходят на пенсию; они заканчиваются, когда в них исчезает музыка.“

—  Луи Армстронг американский джазовый музыкант 1901 — 1971

Musicians don’t retire; they stop when there’s no more music in them.
Вариант: Музыканты не выходят на пенсию; они заканчиваются, когда в них исчезает музыка.

„«Ты можешь говорить о себе “хороший музыкант”, “плохой музыкант”, “исключительный музыкант”, “великолепный музыкант” – это всё мусор. Потому что единственное, что надо – это глагол, когда ты вышел и сыграл так на виолончели, что у всех разрыв сердца! И вот для того, чтобы выйти на сцену и сыграть на виолончели так, чтобы у всех был разрыв сердца, нужно выйти и сыграть! “Я музыкант,” – это не заставляет ни у кого разорваться сердце. “Я хороший музыкант,” – всем плевать. “Я плохой музыкант,” – всем плевать. “Я сыграю на виолончели. Я играю на виолончели прямо сейчас,” – вот это становится интересно.»“

—  Франц Вертфоллен писатель, просветитель, музыкант

Источник: Проект «Шот Жизни»

„Хотя художник не может построить прекрасную обнаженную фигуру, как и музыкант сочинить прекрасную фугу, по математическим правилам, он не может и игнорировать их. Они должны поселиться на задворках его сознания и управлять движениями пальцев. В конечном счете он так же зависит от них, как и архитектор.“

—  Кеннет Кларк 1940

„Жизнь — это как струна гитары. Бывает, она рвётся, и вы грустите, вам больно. Но струны можно натянуть заново.

—  Ангус МакКиннон Янг 1955

„Тот, кто работает руками — рабочий. Тот, кто работает руками и головой — мастер. Тот, кто работает руками, головой и сердцем — художник.“

—  Франциск Ассизский католический святой 1182 — 1226

„В России силен женский рок. Может ли женщина-музыкант быть счастлива?“

—  Билли Новик российский музыкант 1975

„Где дух не водит рукой художника, там нет искусства. Где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника.“

—  Леонардо да Винчи итальянский художник, учёный, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения 1452 — 1519

„Вы же знаете, печаль это моя струна.“

—  Поль Гоген французский живописец, скульптор-керамист и график 1848 — 1903

„Музыка жизни опошлилась бы, если бы порвались струны памяти. Хорошо было бы вырвать с корнем только сорные травы и оставить цветы.“

—  Джером Клапка Джером английский писатель-юморист, драматург 1859 — 1927

„Стоя перед чистым холстом, художник должен думать на языке краски.

—  Бен Шан американский художник и фотограф 1898 — 1969

„Чем светлее художник, тем меньше чёрных красок он добавляет в ваш портрет.“

—  Джулиана Вильсон

Связанные темы

  • Сердце
  • Музыка
  • Музыкант
  • Поэт
  • Краска
  • Художник
  • Глина

Потому что я не могла остановиться ради Смерти

В стихотворении «Потому что я не могла остановиться ради Смерти» Эмили Дикинсон описывает близкую встречу со «Смертью» и «Бессмертием». Она использует персонификацию, чтобы изобразить «Смерть» и «Бессмертие» как персонажей. Ее знакомство с ними в начале стихотворения заставляет читателя непринужденно относиться к идее смерти. Однако по мере развития стихотворения внезапная смена тона заставляет читателей увидеть его таким, какой он есть на самом деле, жестоким и злым.

  Потому что я не мог остановиться перед Смертью 
  Эмили Дикинсон 
 

Потому что я не мог остановиться для Смерти – Он любезно остановился для меня – Повозка держалась, но только Мы – И Бессмертие.

Мы медленно ехали – Он не знал спешки, И я отложила Свой труд и досуг, Ради Его Вежливости –

Мы прошли Школу, где Дети ссорились На переменах – в кольце –Мы прошли Поля созерцания зерна –Мы прошли Заходящее Солнце –

Вернее – Он прошел Нас – Росы рисовали трепет и Холод – Только Паутинку, Мое Платье – Мой Палантин – Только Тюль –

Мы остановились перед Домом, который казался Вздутием Земли – Крыша была едва видна – Карниз – в земле –

С тех пор – Прошли Столетия – и все же Кажется короче, чем День Я впервые предположил, что Головы Лошадей Устремлены к Вечности –

Исследуй, потому что я не мог остановиться ради смерти

  • 1 Резюме
  • 2 Темы
  • 3 Тон и настроение
  • 4 Структура и форма
  • 5 Литературные приемы, анализ строфы
  • Станца
  • 7 Исторический контекст
  • 8 Часто задаваемые вопросы
  • 9 Похожие стихи