14.11.2024

Традиции и обычаи мордва: Национальный костюм мордвы

Содержание

Национальный костюм мордвы

Мордовский национальный костюм наряден и удобен. Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы всегда являлся произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса — мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Естественно, их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Мужской костюм

Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха — панар и штаны — понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного (изготовленного из конопли) материала, праздничные — из более тонкого льняного.

Панар всегда носили навыпуск и подпоясывали.

Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями. К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне — различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы. В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек.

Летом мужчины поверх рубахи-панар надевали еще одну — белую распашную (мушкас — у мокши, руця — у эрзи). Весной и осенью носили сумань — приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки.

Другой демисезонной одеждой был чапан. Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком. Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник.

Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы — ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан.

Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном.

На ногах мордва носила лапти, летом — с портянками, а зимой — с онучами. Праздничной обувью были сапоги (кемот – у мокшан, кемть – у эрзян). Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.

Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах.

Женский костюм

Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и в нем принимали участие 2-3 помощницы.

Туникообразная рубаха без воротника панар была основой костюма как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Вместо каркса эрзяне могли повязывать пулай — сложное набедренное украшение. По нему можно было определить региональную принадлежность женщины и ее материальное положение: его оформляли большим количеством бисера, бус, цепочек, блесток и т.д. В первый раз девушки надевали пулай в день совершеннолетия и носили его до самой старости. В праздничные дни поверх пулая повязывали пояс из бисера с красными кисточками — сэлге пулогай, а по бокам подтыкали похожие на передник боковые полотенца, украшенные вышивкой и лентами.

В мокшанском костюме  поясными украшениями служили полотенца кеска руцят, их надевали сразу по нескольку штук, а также различные декоративные кисти-подвески из бус, шелка, жетонов, меха.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья — кафтонь-крда, сарафан.

Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця, импанар — у эрзи, мушказ, балахон — у мокши). Также поверх рубах носили черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади. Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такая же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.

Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, сорка, шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. У мокшанок панга и златной представляли собой чепец трапецевидной формы.

 В XIX веке к одежде мордовок добавился расшитый и украшенный передник.

 Повседневной обувью были лапти, ноги эрзянки оборачивали белыми онучами, а мокшанки — белыми и черными. В праздники модницы надевали сапоги.

 Особое место в убранстве  мордовских женщин играли украшения — бусы, браслеты, перстни, кольца, у мокшанок — нагрудники. Главным украшением являлась брошь сюлгам.

Традиционный мордовский костюм еще сохранился у мокши как повседневный, так и праздничный. Эрзянки же надевают его лишь по праздникам или на концерты.   

Список использованной литературы:

 Мельников П.И. (Печерский А.) «Очерки мордвы» — М: Директ — Медиа, 2010. – 181 с.Прокина Т. П. «Мордовский народный костюм» — Мордовское книжное издательство, 1990. – 391 с.»Мордовский народный костюм» (электронный ресурс). Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, (http://www.erzia-museum.ru/).

Тэги

Мордовцы (мордвины, мордва) — происхождение народа, где и как живут, фото

Мордовцы — это гордые и гостеприимные люди, которые всегда славились упрямством. Они поклоняются духам-богам женского пола, однако главным в семье все равно остается мужчина. У них нет шаманов, но есть языческие обряды с жертвоприношениями. У них есть литература, но мордовского языка не существует. Такие многогранные и противоречивые: почему так вышло?

Название

Интересно, что сами мордовцы начали так себя называть лишь с середины XX столетия, когда регион их проживания стали официально именовать Мордовией. Более того, такой народности, как мордва, вовсе не существует: этим словом русские для большей понятности именовали два разных народа, проживавших на одной территории: мокша и эрзя.

Современное толкование определяет мошку и эрзю, как субэтносы мордовцев, однако многие исследователи считают, что это абсолютно разные народности. У каждой из них есть свой язык, разные особенности религии, культуры и обрядов, понятия же «мордовский язык» не существует.
Впервые в письменных источниках мордовцы упоминаются в готских записках VI века: историк Иордан словом Mordens обозначал народы мокши и эрзи. Считается, что слово произошло от корня иранского происхождения, означающего «мужчина, человек».

Где живут, численность

По данным переписи 2002 года, число мордовцев в России составило более 843 000 человек. Почти 284 000 из них живут в Мордовии, составляя более 30% населения региона. Большие диаспоры находятся в таких регионах, как:

  • Самарская область — 86000
  • Пензенская область — 70739
  • Оренбургская область — 52458
  • Ульяновская область — 50229
  • Республика Башкортостан — 26020
  • Нижегородская область — 25022

История

В начале и середине первого тысячелетия нашей эры в зоне междуречья Волги и Оки обитали позднегородецкие и пьяноборческие племена, которые и были предками современных народностей мокша и эрзя. Племена активно взаимодействовали с персами, славянами, в раннем Средневековье очутились под влиянием Хазарского каганата.

В IX-XIII веках территория проживания мордовцев попала в зону интересов Волжской Булгарии и Руси. В одной из летописей упоминается, что уже в XII столетии мордва платила Владимиру Мономаху дань медом. Однако позже народ захватили татаро-монголы, под влиянием которых мордовцы находились до XVI столетия, а после падения Казани присоединились к Ивану Грозному.
Активная христианизация и колониальная политика не пришлись по нраву народу, поэтому часть из них мигрировала в соседние, уральские или южные регионы. Оставшиеся же на исторической родине мордовцы не раз поднимали восстания за независимость, однако все они быстро подавлялись.

Внешность

Однозначно определить антропологический тип мордовцев невозможно: внешность отличается как у представителей мокши и эрзи, так и внутри народностей. В целом, мордва относится к европеоидам, среди них встречается субуральский и понтийский типы, часть характеристик сближает народ с древней Пьяноборской культурой.

Одежда

Национальная одежда мордовцев была выполнена в основном из белого сукна. Женский наряд состоял из прямой длинной рубахи, присобранной или опоясанной в талии специальным украшением из ткани и монет. Наряд дополнял передник из красной или синей шерсти с нагрудником или без него, поверх надевали кафтан без рукавов. Одежду богато украшали вышивкой, бусами, бисером, монетами, оторачивали мехом.
Головные уборы были разными: от русской сороки до национального подобия чалмы. Интерес представляют высокие головные уборы: для их создания вытянутую заготовку из осины обшивали тканью, после чего украшали вышивкой и бисером, а сзади выпускали полоску ткани.

Семейный уклад

У мордовцев господствовал традиционный патриархальный уклад. Жили преимущественно родовыми общинами, позже им на смену пришли соседские по 150-500 дворов. Во главе рода стоял старейшина, который руководил всеми хозяйственными и социальным вопросами.
Брачный возраст у мужчин и женщин отличался, обычно невесты были на 10-15 лет старше женихов. Это объяснялось тем, что родители держали девушек в хозяйстве подольше, лишние руки нужны были и в семьях мальчиков, поэтому часто случалось, что 23-25-летних невест выдавали замуж за 10-12-летних мальчиков.

Муж был главой семьи, однако роль женщины была более значимой, чем у соседских народов. Даже в религии практически все божества были женского пола, поэтому жен уважали и любили, к их мнению прислушивались.
В женщине ценились хозяйственность, бойкий нрав и способность к деторождению. Поэтому, если до брака у женщины появлялся ребенок, это было скорее плюсом и означало, что она способна рожать в будущем: препятствием к браку это не становилось. Привлекательными считались крупные женщины с толстыми ногами, поэтому девушек на выданье старались хорошо кормить, баловали нарядами и украшениями.

Характер

Основная черта характера мордовцев, которую отмечают и сами представители нации, и соседние народы — упрямство. Причем отмечалось это с положительной точки зрения: им была свойственна не твердолобость, а желание достигать в любой поставленной задаче результата. Вместе с тем отмечались такие черты характера, как гостеприимство, взаимовыручка, чувство собственного достоинства, вспыльчивость и желание лезть в драку.

Жилище

Традиционное мордовское жилище — двух- или трехсекционная деревянная изба, похожая на русскую. В древности помещение топили по-черному, во время розжига открывая двери или специальные дымовые окошки. Затем в обиход вошла печь, которую устанавливали в передней или задней части избы.
Селения мордовцев редко строились по плану, в основном расположение домов было хаотичным. Порой использовалась радиальная структура, когда жилища размещались вокруг озера или другого водоема. Общины в лесу были более скученными, на равнинах размещались на дальних друг от друга расстояниях.

В отличие от русских дворов, у мордвы дома располагались в центре участка. Если же их ставили у забора, то окна были обращены во двор. Среди хозяйственных построек обязательными были сарай, загон для животных, погреб с наземной надстройкой и баня. Летом, во время охоты, рыбалки или полевых работ, часто жили во временных неутепленных домах или зимовках.

Жизнь

Главным занятием мордовцев было земледелие. В древности использовали мотыгу, затем перешли на соху, вспахивающую землю не более чем на 5 см, а впоследствии и на тяжелый плуг. Основные культуры — рожь, ячмень, овес, горох, просо, полба, конопля. Большую часть зерна пускали на муку, которую производили на мельницах разного типа: водяных, ручных, ветряных.
Занимались и огородничеством, выращивали чеснок, лук, свеклу, хмель, морковь, огурцы, зелень, однако развито оно было слабо. Охота была дополнительным промыслом, в основном охотились на пушного зверя. Для этого использовали стрелы и лук, порой применяли гончих псов. Рыбная ловля практиковалась лишь в речных поселениях и не была массовым занятием.
С древних времен мордовцы занимались бортничеством, после пчеловодством. Число ульев у некоторых доходило до 200: мед ели сами, продавали русским купцам, отдавали в качестве дани. Ремесла были связаны с обработкой шерсти и дерева. Мордовцы славились как хорошие ткачи, порой целые деревни специализировались на крашении и набивке сукна.

Религия

Даже после принудительной христианизации мордовцы долгое время продолжали придерживаться традиционных верований «мокшень-кой». У них было одно верховное божество, которое называли Чам-Пас, Шкай или Нишке. Его антагонистом, повелителем зла, был Шайтан.
Однако культ по большей части строился вокруг множества духов-богов женского пола «ава». Среди них:

  1. Варма-ава — покровительница ветра
  2. Вирь-ава — хозяйка леса
  3. Норов-ава — богиня урожая, поля
  4. Тол-ава — дух огня
  5. Ведь-ава — покровительница воды

Шаманов у мордовцев не было, а для проведения общинных ритуалов выбирался наиболее уважаемый старец, глава рода. Молились обычно в лесу или на краю деревни в специально отгороженном плетнем месте. Здесь размещались столбы, к которым привязывали жертвенных животных, ниша, куда сливалась их кровь, устанавливались вырезанные из дерева идолы. Была зона с котлами, в которой варилось после жертвоприношения мясо: его по окончании молитвы съедали все присутствующие.

Традиции

Интерес представляют свадебные и погребальные традиции мордовцев. Браки обычно осуществлялись по сговору или путем похищения: во втором случае пышные застолья не устраивались. В традиционном варианте брак начинался со сватовства: поздним вечером мужчина из рода жениха приезжал к дому выбранной девушки, кидал в окно хлеб и старался быстро скрыться.
Родные невесты должны были пуститься за ним в погоню: добравшись до дома свата они в ответ стучали в его окно: это означало согласие на переговоры. За день до свадьбы в доме жениха занимались выпечкой, среди изделий был большой пирог в виде фаллического символа и крупные пирожки с начинкой из творога «груди молодушки». Этими блюдами мордовцы просили богов, чтобы в доме молодых было много детей.

Невеста накануне свадьбы устраивала девичник: вместе с подругами они расшивали рушники для сватов и дружек, плели украшения из искусственных цветов для себя. После все вместе шли в баню, где мыли невесту и заплетали ей вместо одной косы две: такая прическа полагалась замужним.
Интересна традиция организации кладбищ: обычно первого усопшего на новом месте закапывали вертикально, с посохом в руке. Он должен был стать духом погоста и охранять живых от мертвых. Практиковался и культ предков: усопших поминали по христианским традициям, также раз в год устраивали обряд «возвращения и проводов» покойного. Представляли, что умерший вернулся, рассказывали ему новости живых, а затем провожали и просили больше не возвращаться.

Известные мордовцы

Если говорить про мордовцев, как обитателей Мордовии, самым знаменитым жителем города Саранска недавно стал Жерар Депардье. После получения российского гражданства он почти сразу обзавелся пропиской в городе Саранске.

Мордовские корни имеют выдающиеся исторические личности: служители церкви Патриарх Никон и Протопоп Аввакум, историк и просветитель Василий Ключевский. Много среди мордовцев представителей творческой элиты: актеры Василий Шукшин и Олег Табаков, артисты Лидия Русланова, Надежда Кадышева и солисты группы «Братья Гримм», художник Никас Сафронов.

Много мордовский народ подарил миру и спортсменов. Среди них гимнастка Светлана Хоркина, олимпийские чемпионы по спортивной ходьбе Валерий Борчин и Ольга Каниськина, боксер WBC Олег Маскаев.

Национальными героями стали летчик Алексей Маресьев и защитник Брестской крепости Андрей Кижеватов. Ну а на весь мир прославилась супермодель Наталья Водянова, имеющая эрзянские корни.

Видео

Традиции предков. Пять удивительных обычаев мордвы | КУЛЬТУРА

Корреспондент «АиФ-Пенза» узнал на празднике об обычаях древнего народа.

Свадьба по-мордовски

Очень богаты, разнообразны и необычны свадебные традиции. Так, например, в некоторых селах жених и невеста первую брачную ночь проводили… в хлеву – конечно же, предварительно чисто выметенном и убранном. Кто-то говорит, что делалось это с тем, чтобы дать молодоженам уединиться, в то время как в доме родители и гости продолжают празднество. Кто-то – что таким образом новоявленная жена привыкает не только к мужу (которого в старину вполне могла увидеть только в день свадьбы), но и к новому дому, новому хозяйству, обстановке.

Легенда о Хозяине погоста

Вплоть до шестнадцатого века и мокша, и эрзя исповедовали язычество. И до сих пор отголоски древних традиций можно увидеть в подробностях свадебных, погребальных и многих  других обрядов. Взять хотя бы символическое моление у штатола, священной деревянной свечи, которой открылся в этом году национальный праздник «Покш Эрзянь Чи» в селе Пазелки. Вплоть до начала двадцатого века в некоторых мордовских селениях сохранялся обычай: первого покойника на новом кладбище хоронили стоя и с посохом в руках. Считалось, что после этого дух его станет «хозяином погоста».

Традиционно у мордвы был распространен матриархат. Фото: АиФ/ Николай Козин

«Жена – всему голова»

У языческой мордвы было больше сотни богов. Почти на каждый предмет или природное явление приходился свой «хозяин». Больше всего при этом было богов женских: Вирява – богиня леса, Чиава – богиня солнца, Кудава – богиня дома. У каждой богини был муж – покровитель той же стихии или явления.

Но роль мужей, как правило, была куда менее значительной.

Вообще же, некоторые историки утверждают, что для древней мордвы был характерен матриархат. Женщина в мордовской семье пользовалась очень большим влиянием на мужа . В мордовских языках даже существовали такие пословицы: «Муж говорит, жена думает» или «Не верь мужу, спроси у жены».

«Русский и мордвин всегда друг друга поймут!»

Любопытный факт: не существует мордовского языка как такового. Есть язык мокшанский – им владеет мокша – и эрзянский, на котором, соответственно, разговаривает эрзя. Оба языка распадаются на пять диалектов, а мокшанский – еще и на семь говоров.

Очень много в мордовских языках заимствований из русского. Так, например, и там и там есть слово «вечер». Однако у мордвы закрепилось оно в значении «собрание, проведение какого-то мероприятия, торжества». Еще один интересный пример – слово «доска», которое означает только и исключительно школьную доску. А для обозначения доски вообще в мордовских языках есть слово «лаз».

Традиции предков живут и сегодня. Фото: АиФ/ Николай Козин

Ножницы под подушкой

Как в старину определяли, какого пола ребенок родится у женщины? Да очень просто. Выступили на коже темные пигментные пятнышки – значит, быть мальчику. После родов ребенка и роженицу обязательно мыли в трех водах. В воду, в которой надлежало купать младенца, бросали деньги: считалось, что этот нехитрый оберег в будущем принесет малышу богатство и счастье.

Чтобы новорожденного не «испортили» злые силы, под подушку ему клали любой железный предмет – ключ, нож или топор. А чтобы отвести бесам глаза, малыша… продавали нищему или первому встречному. Чисто символически, разумеется – мать тут же «выкупала» свое чадо за две-три копейки.

Смотрите также:

Молодой жене — лепёшки или ничего. Какие семейные традиции есть у мордвы | КУЛЬТУРА

Как хлеб и каша помогают сохранить мордовскую семью, когда жена становится полноправным членом семьи мужа, и почему на Рождество у мордвы принято закалывать свинью? 

Об этом «АиФ-Казань» рассказала профессор кафедры истории России Мордовского государственного университета Галина Корнишина, много лет изучающая историю мордвы, в том числе и в Татарстане.  

Мордва относится к финно-угорским народам. Но в её формировании участвовали также иранские племена, появившиеся на территории Поволжья в середине II тыс. до н.э. Название «мордва» имеет иранский корень «мард-мурд», который означает «человек, мужчина». По переписи 2010 года в Татарстане — более 19 тысяч представителей этой национальности. Больше всего их в Лениногорском (4 тысячи человек), Бугульминском и Тетюшском районах. Любопытно, что в Камско-Устьинском районе живёт уникальная этническая группа мордва-каратаи, которые появились на территории РТ во время Золотой орды и говорят не на мордовском, а на татарском языке.

Для гостей и коней

Ещё одно наследие из глубины веков – обряды времён язычества, когда люди обожествляли силы природы, животных.

Народность мордва возникла в первые тысячелетия нашей эры в Волжско-Окском междуречье. Этнос мокша формировался на более южных территориях – современная Пензенская, Тамбовская области. Эрзя — в более северных районах – на территории современной Нижегородской области, в восточных районах современной Мордовии. На территории современного Татарстана мордва появилась к XIV веку. И сейчас на Рождество во многих мордовских семьях принято закалывать свинью. Голова этого животного с древности считается могущественным оберегом. До принятия христианства мордва молилась не только богам Солнца, Земли и Воды, но и покровителю свиней Тувонь Пазу. В честь него рождественские песнопения назывались Таунсяи. А обязательным блюдом рождественского стола была «Золотая борода». Варили свиную голову и подкладывали под неё шерстяные нитки, окрашенные в красный цвет. Свинья считалась символом плодородия.

В Новый год нужно было не только самим вкусно и много поесть, но и скот хорошо накормить. Пекли хлеб в форме конской головы, над которым молились о благополучии скота. Затем его относили в конюшню, крошили в кормушку лошадям, другой скотине, чтобы она была здоровой, плодилась, давала много мяса и молока. В некоторых сёлах пекли хлеб с изображением домов, хлевов, животных, над ним молились о благополучии семьи. Для гостей, приходивших колядовать, пекли колядные пирожки с разной начинкой. Считалось, что дом, в который не придут с колядками, ожидает плохой год.

На святки было принято гадать, падая в снег, чтобы оставить отпечаток своей фигуры. Если след оставался нетронутым, значит,  в новом году жизнь будет благополучной. Если же по следу за ночь кто-то пробежал или он раскололся от мороза, значит, возможны неприятности.

Среди мордвы сохранились языческие традиции. Фото: АиФ

Чтобы узнать, каким будет новый год, и мужчины, и женщины ходили на перекрёсток трёх дорог. Это место считали средоточием потусторонних сил. Там, стараясь узнать будущее, ложились на землю и слушали. Если кто-то слышал весёлый колокольный звон, верили, что всё в семье будет благополучно. Иногда слышали конский топот. Если кони шли тяжело, медленно, это означало, что они идут с телегами, полными зерна, – год будет урожайным. Если кони бежали быстро – урожай будет скудным. 

Как звали Мазаву?

В Казанской губернии, Татарии мордовские семьи были очень большими. Несколько поколений жили вместе – даже женатые внуки. Во главе семьи стоял старший мужчина: дед, отец, иногда старший брат. Несмотря на это, у женщин была определённая доля независимости. Если у мужа не могло быть своих денег — он подчинялся главе семьи, у женщин такие деньги были. Они получали доход, ухаживая за скотом, продавая молоко или холсты. Вырученные деньги муж не имел права отобрать. Женщины тратили их по своему усмотрению – на украшение одежды, например.

От сватовства до свадьбы мог пройти год и даже два года. Первым делом родители жениха присылали в дом невесты переговорщиков. Обычно это были крёстные жениха. Если давалось согласие на начало официального сватовства, в дом невесты шли сами родители жениха. Семьи договаривались о количестве приданого, расходах с обеих сторон на свадьбу. Когда сговор заканчивался, родители жениха и невесты обязательно обменивались караваями хлеба. Это означало, что устный договор уже нельзя было нарушить. Считалось, что ту сторону, которая его нарушит, постигнет несчастье.

Потом наступало время обряда чиямо, когда будущие родственники ходили друг к другу в гости, обменивались подарками. После этого невеста вела себя уже как замужняя женщина и не ходила на молодёжные гулянья.

Основой цвет мордовских одежды — кирпичный. Фото: АиФ/ Сергей Юрьев

Накануне свадьбы в дом невесты приходили её родственницы с угощениями. Среди них обязательно была каша, обычно пшённая. Родственники желали, чтобы в семейной жизни было столько же счастья, богатства, сколько зёрен в горшке с кашей.

В Тетюшском, Буинском, Камско-Устьинском районах после этого обряда готовили свадебную повозку, покрытую белым холстом, на которой невесту отвозили к жениху. Считается, что этот обычай мордва переняла у тюрок. Ведь в других регионах мордовская невеста ехала на телеге или на санях, причём стоя.

На второй день после свадьбы совершали обряд приобщения к роду мужа. Молодушке давали новое имя. Известны четыре имени: Ашава – белая женщина, Парава — хорошая женщина, Мазава – красивая женщина и Вежава – младшая женщина. Считается, что этот обычай сохранился с того времени, когда было принято красть невест. Новое имя давали, чтобы родные невесты как можно дольше не узнали, кто её украл, где она находится.

Молодую, получившую новое имя, вели к роднику или колодцу, чтобы представить её богине воды Ведяве. Просили, чтобы она дала молодым как можно больше детей. Когда жена впервые появлялась в доме мужа, ей сразу же сажали на колени ребёнка, обычно мальчика, чтобы она родила много сыновей.

А завершалась свадьба молельными лепёшками, которые молодая привозила из дома и раскладывала на столе. Семья молилась хранителям дома, прося принять нового члена семьи. Кроме того, в первые дни семейной жизни эти лепёшки зачастую были единственной едой молодой снохи. Ведь она должна была питаться только после того, как обслужит всех за столом. Иногда ей вообще ничего не оставалось.

Секретные узоры

Основной цвет мордовской вышивки – кирпичный. Красным он стал позднее, когда стали использовать фабричные красители. А раньше нитки красили корнем подмаренника и парили в печке, чтобы они приобрели красно-кирпичный цвет.

В орнаментах часто используется ромб с зазубренными краями – символ поля, земли. Но в каждой семье были и свои орнаменты, родовые знаки, которые вышивали на головном уборе. Пока молодая жена не рожала ребёнка, то есть пока она не становилась полноправным членом новой семьи, она должна была прятать орнамент своего головного убора. Семейные орнаменты закрывали и когда шли на похороны. Головные уборы повязывали трехметровым куском холста, спускавшимся по спине. Чтобы смерть по узорам не могла узнать, в какую семью она пришла.

Мордва жила большими семьями. Фото: АиФ/ Виктор Крутов

При родах проводили обряды, которые должны были обеспечить безопасность новорождённого и роженицы. При первом обмывании девочку парили берёзовым веником, чтобы она была красивой, мальчика – дубовым, чтобы он был сильным. Ребёнку иногда давали имя первого попавшегося человека или животного. Считалось, что если они живут, младенцу тоже будет обеспечена жизнь.

Самыми опасными для здоровья новорождённого и роженицы считались первые шесть недель жизни. Сильными оберегами считались огонь, уголь, зола. Перед тем, как первый раз положить младенца в люльку, её три раза обводили внутри горящей свечой, лучиной. Золой посыпали подоконники, пороги в доме.

Если в семье дети часто умирали, новорождённого понарошку продавали первому встречному за символическую плату. Таким образом старались показать смерти, что ребёнок не из этой семьи. А «покупатель» младенца стучал в окно и говорил: «Вот я случайно ребёнка нашёл. Не нужен ли он вам?» и возвращал младенца в семью.

Традиции и Обычаи Мордовского Народа

Мордовия является восхитительной республикой, где живет сильный духом народ, который любит свою родину и хранит ее народные традиции и привычки.

Народ Мордвы – дeвятый по количеству в России, его представители проживают в Поволжье и центральной России. Если взять данные переписи населения, то можно увидеть, что только третья часть этой нации населяет территорию самой Мордовской республики. Большинство представителей расселены по всей России, от Москвы до Тамбова.

Мордовский народ можно поделить на две народности. Это эрзя, их еще называют шокша или терюхане, и мокша (каратаи).

АНОНС СТАТЬИ! В статье описаны традиции и обычаи народов Мордвы: происхождение народа, праздники, поверья, религия, особенность быта, национальные костюмы. Чем отличаются народы эрзя и мокша.

Отличительные черты

Подобное этническое раздвоение внутри мордовской национальности проявлено, прежде всего, присутствием у каждого из двух субэтносов присущего только им литературного языка. Антропологически эти народности тоже разные.

Интересный факт! Народы эрзя и мокша не используют термин “мордва”, а часть представителей этих народов и вовсе считает его унизительным.

По внешним признакам народы несильно отличаются друг от друга. При массовом же сравнении становится ясно, что мокша имеют несколько более темный цвет кожи и глаз.

Традиции в одежде

Различают их и по традиционным костюмам. Для мокшанок характерно ношение широких, мешковатых брюк, сверху которых надевается ковбойка с кушаком. А вот эрзянки, наоборот, кутаются с головой до пят в рубаху, а сверху еще и накидывают на себя так называемый кафтан – «шушпан». На голову они надевают круглый кокошник.

Мокшанки тоже часто предпочитают необычные платки и шали, они накручивают их к голове, наподобие черемисской чалмы. В последнее время народные мотивы в современной одежде мордовок стали входить в моду. Достаточно часто на торжества и праздники женщины обряжаются в яркие народные костюмы.

Национальный язык

Бытует легенда, что очень давно на мордовской земле был единый язык, из которого позже родились эрзянское и мокшанское наречия. Говорят, что эрзяне позаимствовали свою речь у славян, а мокшане взяли корни своего языка у тюрков.

Интересно, что между двумя мордовскими языками нет единого, «правильного» языкового стиля. В их речи перемешаны разные диалекты, которые используются в каждой конкретной территории.

Религия

Основная часть народа мордвы – люди верущие. Среди них встречаются молокане, старообрядцы и даже лютеране. Однако, разница в верованиях не мешает народу иметь общие традиции, имеющие языческие корни. Те, что сохранились с незапамятных времен.

Почитатели традиций и обрядов язычества, народы мордвы верили в тысячи божеств. Каждая вещь или явление природы у них имели свое отдельное божество. Женских богов было больше всего: Вирява – лесная богиня и муза, Чиава – светлая, солнечная муза, Кудава – нимфа дома и уюта. Каждая богиня обязательно была замужем. Ее супруг покровительствовал той же стихией или явлением.

Интересный факт! Несмотря на религиозное разнообразие народов, на сегодняшний день большинство из них исповедует православие.

Свадьба по-мордовски

Наверное, это самый интересный праздник у мордовского народа. Свадьба в Мордве – это всегда роскошное и необычное мероприятие. Оно может иметь весьма неожиданный финал.

Так, например, есть случаи, когда новобрачные проводили свою первую брачную ночь в свинарнике. Конечно же, там было уютно, чисто и украшено к приходу молодых.

На свадьбе принято молодых отпустить с праздника раньше всех, чтобы дать возможность молодоженам насладиться друг другом наедине. Гости тем временем остаются за столами и продолжают празднество.

Традиции и обычаи Мордвы

Легенда о Хозяине погоста

Время идёт, но и по сей день мокшане и эрзяне являются почитателями языческих ритуалов. Взять, к примеру, моление у штатола. Так в Мордовии называют священную деревянную свечу. Сохранилась также традиция, когда первого умершего закапывали в могилу, стоящим на ногах, вручив в его руки деревянный посох. Считалось, что такой обряд делал покойника «хозяином» на погосте.

Жена – в семье голова

По некоторым данным известно, что в традициях древнего мордовского народа царили матриархальные устои. Женщины имели огромный авторитет и беспрекословное влияние на мужей. У мордовского народа сохранились в речи такие выражения: «Муж скажет, а жена еще подумает», или «Не доверяй мужчине, спроси у женщины».

Ножницы от злых духов

У мордовских женщин есть необычный способ определять, кого должна родить беременная женщина. Если на ее теле вдруг появлялись пигментные пятна – будет мальчик.

Новорожденного и его маму непременно омывали тремя водами. Воду из-под купания младенца не выливали, в нее опускали купюры. Издревле считалось, что так можно призвать к новорожденному духов богатства и изобилия.

Чтобы грудного ребенка не украли злобные духи, ему под подушку обязательно клали острый металлический предмет. Чаще всего это были ножницы. Еще один способ отвести от ребенка дурной глаз – продать малютку незнакомцу. Обряд этот условный. Мать сразу же перекупала дитя за пару монет.

Праздники Мордовского народа

Обычно все торжества у мордовского народа начинаются зимой.

Роштовань кудо

По мнению старожилов, ещё задолго до праздника Крещения у мордовцев появился «роштовань кудо» – зимний обрядовый праздник. Как же отмечает его веселый мордовский народ? Молодёжь снимает отдельный дом, в котором организуются забавные игры, любовные пляски, гадания и магические обряды.

Новый год

Также необычно празднуется и наступление Нового года. Когда-то давно предки современного народа мордвы приносили жертвы языческим богам, выкладывая перед ними в новогоднюю ночь ритуальные продукты. Они просили милости, изобилия, хороших урожаев и здоровья в наступающем году.

Калядань-чи

С той поры, как начало зарождаться христианство, обряды сильно поменялись. Но веселье, характерное для народа мордвы, в обрядах осталось. «Калядань-чи» – это рождественский сочельник, который популярен и до сих пор. Для мокши и эрзя этот день традиционно был связан с солнечным восходом и нес с собой надежду на тепло и богатый урожай. Празднуя «калядань-чи», ребятишки с задорным пением заходили в каждый двор, где их баловали вкусными пирогами.

Интересный факт! Даже национальные пироги у эрзян и мокшан называются по-разному. Одни называют их «калядань прякат», а другие – «пярякат».

Масленица

Интересна в Мордовии масленица. Юноши выбирали себе красивых девиц и катали их на санках. Все это было весело и забавно, молодежь смеялась, бросалась снежками. А потом они угощали друг друга горячими блинами из пшеничной, пшенной или ячменной муки.

Пасха

В весенних праздниках мордовского народа присутствуют как языческие, так и христианские мотивы. Народ мордвы празднует Великую Пасху, поминает своих усопших родственников, обращается к ним за помощью.

Праздник в честь урожая

Осень в Мордовии всегда была отличным поводом для праздника в честь завершения всех работ в поле, сбора урожая зерна. С древних времен в пору сбора урожая мордовский народ много молился, обращаясь к ангелам и богам плодородия. Особые молитвы в это время отводятся Нороваве. Ее любимое место располагается на меже. Поэтому считалось, что межу на поле нужно оставить несжатой. Сюда люди до сих пор приносят свои хлеб и соль для Норовавы.

Покров

Немного позднее, с наступлением октября, празднуется Покров. День, который в Мордовии считается праздником для девушек. В этот день совершается красивый женский обряд, который называется «Покров баба».

Незамужние мордовки, обряженные в огромные балахоны, ходят по дворам, поют запевки, танцуют с метлами, прогоняя из домов злых духов. За это в знак благодарности они получают от хозяев пирожки и сладости.

Отличная статья 0

Обряды мордвы — Мордовия

[править] Свадебные обряды мордвы

Гонцы с приглашением на эрзянскую свадьбу. Симбирская губерния. 19 в. Благословение невесты Свадебные обряды мордвы — совокупность народных обрядов, сопровождающих заключение брака. Свадебные обряды мордвы связаны с комплексом социальных и правовых представлений, имущественных и семейных отношений, системой родства и свойства, религиозными верованиями, этнокультурными связями мордвы.

У языческой мордвы были полигамные браки (многожёнство). По несколько жён имели князья и мурзы. Иногда 2 жены было у крестьянина. Случаи двоежёнства (бигамии) зафиксированы ландратскими переписными книгами 1-й четверти 18 в. Долго сохранялся обычай женить малолетних сыновей (8 — 12 лет) на девушках 20 лет и старше. Учёные объясняют подобные браки экономическими причинами: богатый отец старался поскорее женить сына, чтобы получить для дома новую рабочую силу; родители невесты в тех же целях удерживали дочерей при себе как можно дольше.

В 19 — начале 20 в. свадьбу предваряло сватовство (м. ладяма, э. ладямо). Перед ним отец жениха приносил жертвы богам и умершим предкам. Затем отрезал горбушку хлеба, вынимал мякиш и заполнял её мёдом. Ночью ехал верхом на лошади к дому невесты и клал горбушку на воротный столб, стучал в окно, говоря хозяину, что приехал сватать его дочь, и уезжал. Отец девушки соглашался или возвращал хлеб с мёдом. К концу 19 в. этот обряд упростился. Выбрав невесту для сына, родители обсуждали выбор с родными и молили богов помочь. Для предварительных переговоров посылали к родителям невесты с караваем хлеба крёстных родителей жениха или его дядю с тёткой (м. ингольде якай, э. икеле якиця). Предложение делали, сидя под матицей: по верованиям мордвы, это было место хранительницы дома. Родители невесты не сразу давали согласие. Если ответ был положительным, отец жениха с ближайшей роднёй приходил в дом невесты обменяться хлебом солью и договориться о приданом, подарках и других расходах.

Между сватовством и свадьбой проходило продолжительное время: в 18 в. — около года, в конце 19 — начале 20 в. — 2—3 недели, после чего устанавливали день свадьбы (м. шинь путома, э. чинь путомо). Накануне совершали обряд с кашей (м. ямда ярцхама, э. кашадо ярсамо — «есть кашу» или м. ямонь кандома, э. кашань кандомо — «приносить кашу»). В некоторых местах готовили не кашу, а селянку или жареную свинину с капустой (м. шяняфкс). В доме жениха пекли пироги: м. лукш, э. лувонь кши — «священный пирог» — отцу невесты; м., э. аваловсо — «материнское молоко» — матери невесты; м. сувамань пяряка, э. совамо пряка — «входной пирог» облегчал вход в дом невесты и т. д. Значительным событием было мытьё невесты в бане (м. стирь баня, э. тейтерень баня).

За невестой снаряжали свадебный поезд. Число поезжан (э. кудат) обязательно должно было быть нечётным. Главным лицом считалась сваха (кудава). Торонь канды (м.), уредев (э.) охранял свадебный поезд от «злых сил». Старший поезжанин (покш куда) вёл расходы жениха. Когда подъезжали к дому невесты, перед ними запирали ворота, и начинался обряд купли-продажи. После родительского благословения невесту везли в церковь, где её ждал жених с дружками. После венчания молодых встречали в доме родителей мужа хлебом-солью, обсыпали хмелем, желали им счастья и много детей. Затем начиналось пиршество.

На 2-й день исполнялись обряды, приобщавшие молодую к роду мужа: наречение её (м., э. лемдема), представление умершим предкам, которым она приносила в дар одежду или холст. Молодую вели к роднику или колодцу и представляли Ведяве (ей она тоже делала подношение — кольцо или полотенце). Завершением свадебного обряда мордвы было так называемое моление лепёшек (м. цюкор озондома, э. сюкоронь озномо): молодая раскладывала на столе лепёшки, и все присутствовавшие просили хранителя дома полюбить её.

Через 1 — 2 недели после свадьбы молодая возвращалась на 2 — 3 недели в дом родителей (м. меки потафтома, э. мекев потавтома). Иногда её отъезд приурочивался к Рождеству, Пасхе, Покрову и т. д. В назначенный срок за ней приезжали муж и свёкор со свекровью. В тех местах, где жених во время свадьбы не показывался на люди, это был его первый визит к тестю. Кроме свадьбы по сватовству у мордвы были браки «уходом», или «самокрутки», когда парень и девушка договаривались о женитьбе без ведома родителей и затем, тайно обвенчавшись, просили у них прощения. Такие свадьбы устраивались или из-за бедности жениха, или из-за несогласия родителей на этот брак. Вплоть до начала 20 в. бывали случаи насильственного похищения девушек. Христианизация мордвы сблизила её с русскими. Единство веры было важным фактором, облегчавшим межэтнические контакты, в том числе смешанные браки (в основном мордовско-русские), влиявшие и на свадебный обряд мордвы. Русские свадебные обряды переплетались с исконно мордовскими. В настоящее время у мокши и эрзи наиболее распространён сокращенный вариант традиционной мордовской свадьбы, сохранившей отдельные элементы, многие из которых приобрели новое содержание.

[править] Родильные обряды мордвы

Родильные обряды мордвы — совокупность традиционных действий, связанных с рождением ребёнка. По народным верованиям, их исполнение способствует здоровью и благополучию матери и новорождённого, его удачам на протяжении всей жизни.

Забота о потомстве начиналась с момента вступления в брак, что отражено в свадебных обрядах. Чтобы узнать пол будущего ребёнка, наблюдали за беременной женщиной: наличие на лице пигментных пятен указывало на рождение сына; большой продолговатый живот, обращенный к левой стороне, — девочки, и наоборот. Чтобы «злые силы» не повредили ей и ребёнку, женщина по возможности скрывала беременность, соблюдая различные запреты.

Во время родов женщине помогала повитуха (м. идень баба, э. бабушка). Это была, как правило, здоровая женщина, имевшая много детей и внуков, нередко свекровь. Повитуха пользовалась у мордвы особым уважением. Дети, которых она принимала, называли её бабушкой, а она их — унокт (м. «внуки»). Для облегчения родов применяли магические приёмы: расплетали роженице волосы, расстёгивали одежду, открывали двери, замки, заставляли мужа 3 раза перешагивать через жену и т. д. До настоящего времени сохранился обычай топить баню и мыть роженицу и ребёнка после родов, что объясняется не просто гигиеническими требованиями, но и давней верой мордвы в очистительную силу воды. Ранее перед этим обрядом повитуха совершала молян в честь Ведявы и Банявы. Баню топили 3 дня подряд, и молодая мать ходила мыться в сопровождении повитухи.

Оберегами от порчи считались железные предметы (нож, топор, ножницы и другие предметы, которые клали под подушку младенцу), ветки от веника, которым повитуха парила ребёнка в бане (их хранили в люльке 40 дней). Для предотвращения смерти детей существовали обряды, «вводившие в заблуждение нечистую силу»: ребёнка «продавали» первому встречному или нищему, затем мать выкупала его за 2 — 4 коп.; применяли и так называемый обмен (дожидаясь первого встречного, обычно заранее подговорённого, отдавали ему новорождённого, которого тот относил во двор, клал в конскую колоду и звал отца ребёнка взять якобы случайно найденное дитя). Если дети в семье часто умирали, считалось, что их отбирает Ведява. В этом случае совершали обряд под названием «воровать детей у Ведявы». Повитуха после бани заворачивала новорождённого в тряпки, которыми затыкали в бане дымовое окно, и передавала его через это окно другой женщине.

При первом обмывании младенца повитуха клала в воду деньги, чтобы он в будущем был богат; парила его рябиновым, дубовым или берёзовым веником, чтобы вырос здоровым и красивым; в день рождения в доме устраивали моление над хлебом и просили Нороваву дать счастье и здоровье новорождённому. На обеспечение богатой жизни был направлен обряд качания колыбели (м. лавсень нуряфтомс, э. лавсень нурсемс). Колыбель по обычаю делал дед по матери, а его жена пекла лепёшки и пироги. Еду клали в колыбель, и женщины, присутствовавшие при этом, качали её, желая ребёнку сытой и счастливой жизни. Родные и соседи приходили знакомиться (м., э. содавтома) с новорождённым, обязательно с угощением и подарками.

По представлениям мордвы, большое значение для дальнейшей судьбы ребёнка имел выбор «счастливого» имени. Его давали в зависимости от времени или места рождения. Самым торжественным обрядом были крестины (м. кстинат, э. лемдема). Как правило, крёстными были родственники: крёстная мать — крёстнай тядя (м.), крёстной ава (э.) и крёстный отец — крёстнай аля (м.), крёстной тетя (э.). Лишь в случае частой смерти детей в семье в крёстные брали первого встречного. Обрядами сопровождались появление зуба, первые шаги ребёнка, стрижка волос и др.

[править] Похоронные обряды мордвы

Похоронные обряды мордвы — совокупность традиционных действий, связанных с проводами покойника в последний путь (см. Кладбище). Для мордвы характерно сочетание норм православного христианства и дохристианских представлений о загробном мире.

Похоронные обряды мордвы, по народным верованиям, обеспечивали переход души в мир иной, доброе отношение умершего к живым. Поэтому в ритуале погребения прослеживается забота о покойном: его обмывали, одевали в лучшую одежду, клали в гроб предметы, которые могли понадобиться ему в загробной жизни (еду, деньги, орудия труда и др.). Совершали и предохранительные обряды, которые должны были помешать смерти «зацепить» других членов семьи, «возвращению» усопшего. Для этого посуду, из которой обмывали покойника, снятую с него одежду, обрезки от гроба выбрасывали или сжигали; избу окропляли «святой» водой; по возвращении с кладбища перешагивали через ковш с водой; мыли руки и лицо; место, где стоял гроб, посыпали золой или клали туда железные предметы; могилу 3 раза обходили или очерчивали её кругом; обувь участников похорон и транспорт, на котором везли гроб, тщательно очищали от могильной земли.

Постепенно дохристианские обряды утратили первоначальный смысл (связь с культом предков). С 19 в. в похоронные обряды мордвы вошли христианские правила (чтение псалтыря, отпевание в церкви). Наряду с ними сегодня сохраняются многие традиционные обычаи.

[править] Сезонные обряды мордвы

Праздник «Тундунь проводяма» (проводы весны) в эрзянском селе Большое Пермиево Никольского района Пензенской области. 1990-е гг. Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.

Зародились и сформировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.). Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.

Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование (см. Колядка). На Новый год комплекс рождественских обрядов (в расширенном либо измененном виде) повторялся. Так, в обряде гадания наряду с молодёжью участвовали старики; гадали не только о суженых, но и о приплоде скота, погоде, об урожае. В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села. Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы — Масленица. Строили карусель, имитирующую солнце: вбивали на горе большой кол, надевали на него колесо, к нему лучеобразно прикрепляли жерди, к которым привязывали салазки. Несколько человек крутили эту карусель, остальные катались. На Масленицу специальный обряд посвящался «выходу в общество» молодожёнов.

В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и язычеких элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху. В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. В некоторых местах на Пасху собирались мужчины и варили пасхальное пиво (м. Очи жинь пуре, э. Ине чинь пуре). Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.

В древние времена мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (м., э. атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша, и др. ). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви. Главным предметом обрядового цикла была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (м. тундань прважама, э. тундонь ильтямо; до сих пор бытуют во многих мордовских селениях).

Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков (м. пиземонь анама озкс, э. пиземе озкс — «моление о дожде», эрзянский грань озкс «моление на меже»). Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов — покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.). С помощью магических действий, молений, ритуальной еды, молитв, жертвоприношений люди надеялись заручиться поддержкой богов в получении необходимых благ для общины (рода) и каждой семьи.

В начале октября во время христианского праздника Покрова женщины совершали обряд Покров баба. С этого дня в эрзянских селениях проводился праздник Тейтерень пиянь кудо. Цикл сезонных мордовских обрядов выделялся у мордвы до начала 20 в. Постепенно они утратили магическо-ритуальную функцию и превратились в праздники Нового года, проводов зимы, встречи лета, урожая и др.

  • Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба. — Саранск, 1931; 1954; 1990; Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. — Саранск, 1968; 1998; Федянович Т. П. Мордовские народные обряды, связанные с рождением ребёнка (кон. XIX — 70 е гг. ХХ в.) // Совет. этнография. — 1979. — № 2; Семейные обряды мордвы : тр. НИИЯЛИЭ. — Саранск, 1984. — Вып. 76; Корнишина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования. — Саранск, 2000; Её же. Обряды жизненного цикла у мордвы. — Саранск, 2001; Смирнов И. Н. Мордва. — Саранск, 2002.

robienie na drutach 🧶, paciorki, krój i szycie 🧷, haft 🧵 i liczny inne o rękodzielnictwie

Далеко за пределами быта мордовского этноса традиционный костюм был известен своим богатством. Л. Н. Молотов, описывая вышивку мордовцев, выделяет ее своеобразие и сложность среди традиционной вышивки народов России: «Учитывая характер рисунка и технику мордовской вышивки, она более массивная, декоративная и фактурная.Как справедливо отмечают специалисты, коровест ей присущ. Действительно, винтажные женские рубашки, почти полностью покрытые продольными полосами толстой плотной вышивки, производят впечатление »[2, с. 25]. Вышивка, будучи продуктом и принадлежащей традиционной культуре, глубоко консервативна, вряд ли изменится Его корни уходят в архаические времена и являются хранителем мифологических представлений о Книге Бытия.

Основным элементом народного костюма мордвы является рубаха, которая часто подается одновременно верхом и низом.Эта рубашка была сделана из богатейшей вышивки, сложность и техника ее выполнения прямо пропорциональна мастерству девушки или женщины, носившей костюм, из которого шили одежду.

С целью изучения современного состояния народного искусства и культуры, в том числе одежды и вышивки в этнокультурных процессах мордвы Центральной России, была организована этнографическая экспедиция в Москве и Московской области [4]. Экспедицией собран материал, позволяющий выявить степень сохранности традиций, а также ряд новшеств, проникающих в народный костюм Мордовы.

Важно отметить, что вышивка в национальной одежде мордвы, проживающей в Москве и Подмосковье, записана прежде всего в одежде любительской: «Барауна», «Колпинские голоса», «Марлена», «Масторава», «Тестин». -Кастина »,« Эрзянский Вейгель »,« Ой, Мордовочка! », А также отдельные представители мордовской диаспоры. Это происходило из Краснослободской, Ковылкино, Зубово-Полянского, Атюрского, Торбеевского, Кадошкинского районов Республики Мордовия и Оренбургской, Пензенской областей, городов Темников и Москвы, каждый из которых имел определенные особенности.

Новая сфера функционирования национальной одежды — сцена, большие торжества, мероприятия, семейные и государственные праздники — способствует повсеместной смене костюма. Новизна заключается в необходимости более ярко продемонстрировать этническую культуру, своеобразие коллективного или индивидуального представителя, что способствует изменчивости внешнего вида вышиванок в традиционной одежде мордвы.

Вышиванки мордовцев, проживающих в Москве, следует разделить на три вида: рубашки, вышитые традиционной вышивкой; украшены вышивкой, локализованной в зонах принятых традиций, вышивка на этих рубашках выполнена как в традиционных техниках, так и нетрадиционно, но узор повторяет преимущественно геометрические мотивы, присущие традиции; рубашки декорированы различными техниками вышивки, которая применяется как в традиционных направлениях, так и в нетрадиционных.

В качестве примера рассмотрим вышиванки народной одежды: Букина Е.В. (уроженка села Старое Литиево Краснослободского района), А. Букина (уроженка Москвы), Т.А. Зайчук (уроженка села Вальсапена Ковылкинского района). Softinway (уроженец села Вальсапена Ковылкинского района), Е.Ю. Мишаниной (уроженка села Мамаева Ковылкинского района), А.П. Пиччинини (уроженка села Мордовская Полянка Краснослободского района), П.О. Федина (уроженка села Старая Литиево Краснослободского района).Фома П. (уроженец села Весела Городищенского района Пензенской области), Л. П. Шубина (уроженец села Старое Литиево Краснослободского района).

Надежда Петровна Фомина [5] — носительница неполного традиционного сложного костюма, в который входят: рубашка, складная одежда, головной убор (шарф), нагрудные украшения; в костюме отсутствует пояс, бижутерия и традиционная обувь.

Рубашка N.P. Фомина изготовила из домотканого полотна, свою традиционную вышивку мордовцев-эрзян и выполненную в техниках: «счетная поверхность», «роспись» и «набор»: «Эрзянская вышивка отличалась красивой ковровой фактурой.Ее орнамент был довольно простым: ромбы, кресты, ломаные линии, россыпь точек »[3, с. 36]. Геометрические мотивы плотной вышивки рубашки Н.П. Фомина традиционны; соответствие с Каноном материалов, используемых для вышивки (шерсть) и Цвета вышивки (темно-красный и темно-синий, оранжевый и зеленый как дополнительные) Рубашка NP St. Thomas с ее декоративной отделкой, вышивкой следует рассматривать как составную часть сложного традиционного народного костюма.

Следующий вид украшения рубашек — вышивка, имитирующая традицию.Узор этого вида вышивки повторяет преимущественно геометрические мотивы, присущие традиционной вышивке, выполнен в традиционных техниках и нетрадиционных техниках и локализован на рубашке в общепринятых традициях региона. Это вышивка на рубашках одежды Е. В. Букина [6] А. Букина [7], А. П. Пиччинини [8], О. П. Федина [9], Л. П. Шубина [10]. В состав одежды комплекса данных информаторов входят: рубашка панара или платье — нула, фартук — капоне, шляпа, лацканы бордовыми украшениями и бусами, подвески на талии — килки, одежда О.П. Федина [9] входит в верхнее украшение — копировальную ленту.

В костюме отсутствует традиционная обувь и верхняя одежда. Общее расположение вышивки на рубашках исследуемой группы: декорированная часть рубашки, плечи и плечевой шов, соединяющий рукав с передней и задней панелями рубашки, на рубашке выполнена продольная вышивка попинчи, на некоторых рубашках есть вышивка. по длине рукава. Низ рубашки вышит, вышивка, выполнена в технике «комплект» (рубашка, Е.В., Букина [6], А. Букина [7], А. П. Пиччинини [8], О. П. Федина [9] и Л. П. Шубина [10]), «Учетная поверхность» (рубашка Е. В. Букина [6], А. П. Пиччинини [8] , Л.П. Шубина [10]), «фреска» (рубашка Е.В. Букина [6], А.П. Пиччинини [8], Л.П. Шубина [10]), «крестик» (рубашка Е.В. Букина [6]).

Широкий рукав вырезан из двух тканей разного цвета, сорочки Е. В., Букина [6] А. Букина [7], О. П. Федина [9], Л. П. Шубина [10] декорировали низ цветными лентами и разнообразной тесьмой.На рукавах рубашек А.П. Пиччинини [8] и Л.П. Шубиной [10], не имеющих полотнища из красной ткани, можно увидеть продольную вышивку, повторяющую крупный цветочный орнамент в тесьме, выполненный в традиционной технике «счетной поверхности». «.

Счетная поверхность дополнена характерными для традиционных техник вышивки «набор» и «роспись». На верхней части спинки и на плечах нарисованы орнаментальные тесьмы и розетки, выполненные в различных техниках вышивки: «счетная гладь» — рубашка Е.В. Букина [6] и Л. П. Шубина [10], «крест» — рубашка Е. В. Букина [6] и А. Букина [7], «комплект» — рубашка Е. В. Букина [6] А. Букина [7], А. П. Пиччинини [8], О.П. Федина [9] и Л.П. Шубина [10], «фреска» — рубаха Е.В. Букина [6]. Вдоль спины на швах, соединяющих спинку и боковины рубашки, вышита орнаментальная полоса, называемая мувалат (по П.В. Букиной [14]), что характерно для традиционных сорочек мордвы-мокша. Такой продольной вышивкой традиционно украшены швы переднего полотна рубашки, однако в связи с тем, что в комплект костюма входит фартук, полностью закрывающий переднюю часть рубашки, от вышивки отказывается.

Обращает на себя внимание значительный рост яркости цветной вышивки рубашек исследуемой группы. Итак, основными остаются традиционные красный и черный цвета, дополнительные зеленый и желтый, также часто используются синий, оранжевый и розовый.

В результате внимательного изучения сохранившихся вышивок на рубашках Э. В., Букина, А. Букина, А. П. Пиччинини, О. П. Федина, Л. П. Шубина отметили изменение. Это связано с использованием современных материалов: фабричного ткачества ткани, например, сорочки Е.В. Букина [6], гораздо тоньше шила ткань полотна самостоятельно, а современные нитки — мулине, которые используются для выполнения вышивки, позволяют создавать более тонкий и элегантный узор. Как отмечает Т.А. Крукова, при изучении народного костюма мордвы-мокши: «В качестве материала для вышивки, наряду с шерстью, в настоящее время используется цветной шелк и мулине. Это изменяет и общий характер вышивки. Даже если он остается прежним. , за счет использования нового материала становится меньше, почти ювелирная работа »[1, с. 89].В большинстве случаев из-за сложности выполнения традиционной вышивки за счет ниток сукна женщин ее заменяют более простым циферблатом — рубахой О.П. Федина [9] — и даже нетрадиционной вышивкой «крестиком». »- рубашка Е. В. Букина [6] А. Букина [7]. В новых техниках вышивки сохраняется тенденция имитации геометрического узора, характерная для традиционной вышивки мордвы.

Богатство вышивки и оригинальность решений — рубашка в одежде T.А. Зайчук [11], Н. Д. Софтвей [12], Э. Я. Мишаниной [13]. Вышивку этих рубашек нужно рассматривать как следующий вид, отличающийся большим количеством нововведений. Рубашки в одежде декорированы различной техникой вышивки, которая применяется в зонах, взятых традиционными и нетрадиционными. Одежда Т. А. Зайчук [11], Н. Д. Софтинвей [12], Е. Ю. Мишаниной [13] включала: рубашку, панара или платье — нула, фартуки с грудью или с рукавами — капоне, шляпу, грудь, пояс, украшения на спине.

Вышивка на рубашках Т. А. Зайчук [11], Н. Д. Софтинвей [12], Е. Я. Мишаниной [13] имеет общие черты и свои особенности. К общим особенностям вышивки следует отнести ее расположение, она локализована: внизу рубашки (техника «счетная» поверхность «набор», «роспись»), на плечах (техника «счетная»). «отходы», «сет», «крест»), по спинке у швов, соединяющих заднюю и боковые панели, которые, по мнению Н. Д. Софтинвей [12], получили название мувалат (техника «роспись»).Следует отметить, что незначительное декорирование вышивки на передних планках рубашки (низ переда рубашки, шея) связано с появлением в одежде фартука, закрывающего переднюю панель, поэтому есть отказ. оформления лицевого полотна.

К специфике вышивки рубашек Т. А. Зайчук, Н. Д. Софтинвей, Е. Ю. Мишаниной следует отнести разнообразные орнаменты, композицию и приемы вышивки, украшающие рукава, плечи и спину рубашек.Вышивка безрукавки Е.Ю. Мишаниной [13] расположена над нашитым красным полотном по подолу рукавов, сгруппирована в виде полосовой сюжетной композиции из цветов, деревьев и птиц, выполненной в технике «крест». Над вышитыми розами красного и синего цветов, заключенных в полосу, можно увидеть раскидистое дерево, по бокам которого изображены птицы с распростертыми крыльями. Для вышивки используются нитки мулине ярких цветов: красный и черный как основные, голубой, розовый, зеленый и желтый как дополнительные.

Рубашка без рукавов с вышивкой N.D. Softinway [12] — оригинальный стиль и техника рисования. Нина Дмитриевна Кутинова — носительница и создательница его костюма, в том числе богато украшенной рубашки. Кутинова Н.Д. расшивать рубашку на рукавах букетов ярких полевых цветов — красных маков фантастических цветов: желтого, сиреневого, оранжевого, розового в технике «цветная поверхность». Помимо применения новых техник вышивки, оригинальных орнаментальных композиций, современных материалов и ярких цветовых сочетаний, квалифицированный работник использует орнамент в необычных местах рубашки, чтобы лучше продемонстрировать блеск вышивки, т.е.е., внешняя сторона рукава и на лопатках, вокруг плеч, что позволяет плотному рисунку вышивки плавно «входить» в «пространство» домотканого полотна белого цвета.

Наибольшее разнообразие вышиванок среди исследуемых групп рубашки разных сортов Т.А. Зайчук [11]. На ней без рукавов красное полотно, пришитое на обшлагах, вышитое «крестиком» рядами растительного орнамента, ваза со стилизованными полевыми цветами и боками петухов с пушистыми хвостиками. Чуть выше плеча широкая полоса зигзаг с яркими цветами, вышитыми «крестиком».Рядом с орнаментальной полосой расположены полоски кружева, тесьмы, вышитые полосы и розетки геометрического орнамента, выполненные в технике «счетная гладь». Богато оформлена и спинка рубашки. Между продольными полосами вышивки кобальмином находится вышивка крестиком «крестиком». «Орнамент состоит из полос небольшого орнамента, в котором можно увидеть узор с цветами и листьями, заключенных в треугольник вершиной вниз. Вся вышивка выполняется нитками мулине разных цветов — красный, черный как основной, темный и светло-розовый, синий, голубой, зеленый, желтый, фиолетовый, оранжевый в качестве доп.

Описанная вышиванка платья Т. А. Зайчук, Н. Д. Софтинвей, Е. Ю. Мишаниной отличается оригинальным и индивидуальным решением, новыми техниками исполнения, яркостью цветовой гаммы и включает разнообразие ярких и анилиновых красок. В общем, при выполнении вышивки мастера делают упор на упрощение техники, поэтому трудоемкая «учетная поверхность» заменяется более простыми приемами «цветная поверхность», «набор» или «крестик».

Таким образом, выявленные виды орнаментального оформления рубашек мордвы, проживающих в Москве: традиционная вышивка, вышивка с включением небольшого количества нововведений и вышивка, отличающаяся своеобразием и индивидуальностью, позволяют сделать вывод, что народная вышивка в этом регионе претерпевает постоянные изменения. , сохраняя только наследственную локализацию внизу рубашек в виде розеток и орнаментальных полос в розетках на плече и орнаментального ряда на рукавах и спине.Следует отметить тенденцию к упрощению выполнения вышивки, поскольку принятая в традиции сложная техника «счетная поверхность» и «роспись» заменяется более простой «крестовой» и «цветной» поверхностью. Рисунок вышивки в традиционных областях локализации, независимо от техники, имитирует геометрический рисунок традиционной вышивки. Появились новые участки космической ткани рубашки, наполненные более простыми техниками вышивки с индивидуальным и специфическим рисунком.

В целом вышивка исследуемых групп одежды различается яркостью окраски цвета и включает множество ярких и в некоторых случаях анилиновых цветов.Доминирующими цветами вышивки остаются ярко-красный и черный, дополненные светло-розовым и темно-синим, светло-голубым, оттенками зеленого, желтого, оранжевого и пурпурного. Традиционная вышивка на рубашках, выполненных из материалов домашнего производства, встречается относительно редко, в отличие от вышиванок из современных материалов, которые широко распространены и в которых сочетаются традиции мордовского этноса и современные инновации.


Библиография

  1. Т. А. Крюкова Мордовское народное творчество.- Саранск, 1968.
  2. Молотова Л. Н. Народное искусство Российской Федерации из собрания Государственного музея этнографии народов СССР. — Л., 1981.
  3. Мордовский национальный костюм: альбом / сост. и изд. текст: Т. П. Прокина, М. И. Сурин; редкол .: Н. Ф. Моксин и [др.]; перевел английский. яз. Н. Н. Плеханова; Рис. Б. А. Тезолин. — Саранск, 2007.
  4. .
  5. Никонов Л.И. Фотоматериал по результатам этнографической экспедиции: Москва и Московская область, Россия, 2012 г. // Архив отдела этнографии и этнологии государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук им. Правительство Республики Мордовия ».
  6. ПМА: Фомина Надежда Петровна, 1965 г.р., г. Москва, рекорды 2012 г.
  7. ПМА: Букина Елена Владимировна, 1970 г.р., г. Москва, рекорды 2012 г.
  8. ПМА: Букина Арина Р., 2004, Москва, рекорды 2012.
  9. ПМА: Пиксайкина Анна Павловна, 1962, г. Москва, рекорды 2012 г.
  10. ПМА: Федина Ольга Петровна, 1964 г.р., г. Москва, запись 2012 г.
  11. ПМА: Шубина Лидия п., 1953, Москва, записи 2012.
  12. ПМА: Зайчук Татьяна Александровна, 1949 года рождения, Зеленоград Москва.область, рекорд 2012г.
  13. ПМА: Кутинова Нина Дмитриевна, 1952, Москва, рекорды 2012.
  14. ПМА: Мишанина Екатерина Яковлевна, 1959 г., г. Люберцы г. Москвы. область, рекорд 2012г.
  15. ПМА: Букина Пелагея Васильевна, 1939 г.р., г. Москва, запись 2012 г.

Русские традиции, обычаи и ритуалы

Многовековые традиции и обычаи русского народа

Россия действительно уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит национальные традиции, уходящие корнями не только в православие, но и в язычество.Русские до сих пор отмечают языческие праздники, многие верят в многочисленные приметы и легенды.

Христианство подарило россиянам такие великие праздники, как Пасха и Рождество, а язычество — Масленица (Масленица) и Ивана Купала. Старые традиции передаются из поколения в поколение.

Пасха

Пасха — день воскресения Христа. Праздник пришел в Россию из Византии вместе с крещениями Руси в конце X века.С тех пор этот христианский праздник широко отмечается по всей России. Подробнее …

Рождество

Рождество — праздник рождения Иисуса Христа, Спасителя мира, пришествие которого дало людям надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь. Православная церковь отмечает Рождество по юлианскому календарю 7 января, в то время как западные церкви отмечают его 25 декабря по григорианскому календарю. Подробнее …

Иван Купала

Еще во времена древнего языческого божества у древних русских был Купало, бог летнего плодородия.В его честь люди пели песни и прыгали через костер. Этот ритуальный акт стал ежегодным празднованием летнего солнцестояния, сочетающим языческие и христианские традиции. Имя Купала получил после крещения Руси, когда его сменил Иоанн Креститель (так его воспринимали в простонародье), крестивший Христа и чей день рождения отмечался 24 июня. Подробнее …

Масленица — древнерусские традиции

В старину Масленица проводилась в память о погибших.Так сожжение фигуры Масленицы означает ее похороны, а блины (блины) — колифию. Но со временем россияне, жаждущие веселья и развлечений, превратили грустный праздник в веселую Масленицу с блинами — круглыми, желтыми и горячими, как солнце, катанием на санях и санях, кулачными боями и тещей. Ритуалы Масленицы очень необычны и интересны, потому что они сочетают в себе завершение ритуалов зимних праздников и открытие новых весенних праздников и церемоний, которые должны были способствовать сбору урожая.Подробнее …

Свадьба

В русских традициях свадьба всегда была своеобразным спектаклем с долей импровизации, поэтому в двух соседних городах она могла быть разной. Тем не менее, несмотря на эти различия, существовал определенный порядок свадебных церемоний, который повторялся от деревни к деревне, от города к городу. Подробнее …

Немецкая культура | Люди, традиции, обычаи и факты

Какова культура Германии?

Считается страной мыслителей, поэтов и, в наши дни, бизнесменов, Немецкая культура и люди в значительной степени основаны на разуме и логике .Германия имеет много общих культур и традиций с соседними странами, особенно с германоязычными Австрией и Швейцарией.

Важно знать о немецкой культуре, что жителей должны уважать порядок и структуру . Важно приходить вовремя не только на работу, но и на общественные мероприятия, а также соблюдать установленные правила для общего блага всех, кто там живет.

Немецкая культура формировалась на протяжении тысяч лет. Это была изначально языческая страна , а затем важный центр Священной Римской империи . Кроме того, был местом рождения протестантской Реформации . Сегодня христиане, католики и мусульмане счастливо сосуществуют в Германии — вы можете узнать больше о религиозном разнообразии страны на нашей странице «Религии в Германии».

Чем известна немецкая культура?

Некоторые из ключевых характеристик немецкой культуры, которыми известна эта нация, включают вышеупомянутую своевременность и порядок, которые очевидны в большинстве частей немецкого общества.С точки зрения наблюдателя, хорошего пива (и Октоберфест ), вкусная колбаса, походы, традиционная народная музыка «Ом-Па» и праздничный макияж — вот ключевые элементы самобытности страны.

При ближайшем рассмотрении можно увидеть более широкий спектр блюд, напитков, истории и досуга, которые также являются важными аспектами их культуры. А если серьезно, то в современную эпоху Германия превратилась в большую и стабильную экономику , которая способствует глобальному развитию и миру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *