21.09.2024

Теория личности по маслоу: Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности

Содержание

Теория личности Маслоу — кратко

Категория: Пирамида Маслоу

Если говорить о теории личности по Маслоу кратко, то можно сказать, что человек стремится к высшей ступени иерархии потребностей – собственному развитию, самоактуализации. Иными словами, он хочет понимать, принимать и правильно использовать свои возможности.

Содержание статьи:

  • 1 Самоактуализирующаяся личность по Маслоу
    • 1.1 Особенности самоактуализирующейся личности заключаются в следующем:
  • 2 Теория развития личности Маслоу

Самоактуализирующаяся личность по Маслоу

Теория самоактуализации личности по Маслоу – это концепция, предполагающая, что человек хорош от природы и имеет способность к самосовершенствованию. Маслоу предлагает психологию личности, по которой сама сущность человека движет его в направлении личностного роста и самодостаточности.

Особенности самоактуализирующейся личности заключаются в следующем:

    • знает и понимает жизнь, не пользуется психологическими приемами защиты;
    • принимает окружающих и позволяет им иметь свое мнение, не вступая в споры;
    • увлечена любимым делом, ставит задачи и решает их;
    • независима от окружения;
    • понимает других членов социума, относится к ним доброжелательно;

А также, такая личность:

  • стремится к познанию нового;
  • различает добро и зло, убеждена, что цель не оправдывает средства;
  • ее поведение естественно;
  • проявляет творческие способности на работе и в отношениях с людьми;
  • осознает трудности и решает проблемы.

Лишь около 5 % людей соответствуют этим особенностям.

Столь минимальная цифра объясняется неблагоприятными социальными условиям и психологическими проблемами. Большинство людей избегает рисков, даже если они могут удовлетворить более высокие потребности.

Теория развития личности Маслоу

Концепция развития личности по мнению Маслоу представляется, как восхождение по «лестнице» потребностей – от примитивных физиологических (еда, вода и т.д.) до высоких духовных (самоактуализация, познание и т.д.). Психолог считал, что люди изначально мотивированы на поиск высших целей.

Иерархия потребностей человека и составляет структуру личности по Маслоу.

Она включает пять уровней:

  1. Физиология – поддержка внутренней среды организма.
  2. Безопасность – подразумевают свободу от страха и уверенность. Перестают мотивировать при регулярном удовлетворении.
  3. Любовь и привязанность – желание иметь место в семье, социальной группе.
  4. Уважение и уверенность в себе – желание иметь хорошую репутацию, признание.
  5. Самоактуализация, самореализация и творчество.

Маслоу утверждал, что все потребности человека, предусмотренные в иерархии, являются врожденными. По мере насыщения потребностей начальных уровней возникают желания следующей позиции иерархии.

Теория личности Маслоу

Теория личности Маслоу имеет свои важные концепции — о самоактуализации, видах потребностей и механизмах развития личности.

Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу подчеркивал, что одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является не столько стремление принизить роль сознания человека, сколько тенденция рассматривать психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде. В то же время одной из главных идей Маслоу была мысль о том, что в отличие от животных человек не стремится к равновесию со средой, но наоборот, хочет взорвать это равновесие, так как оно является смертью для личности.

Равновесие, адаптация, укорененность в среде уменьшают или совсем уничтожают стремление к самоактуализации, которая и делает человека личностью. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, т.е. к самоактуализации, есть основа развития и человека, и общества.

Теория личности Маслоу не менее активно выступает и против тенденции сведения всей психической жизни к ролевому поведению, которая была свойственна бихевиоризму. Самое ценное в психике — ее самость, ее стремление к саморазвитию, и они не могут быть описаны и поняты с позиций поведенческой психологии.

В отличие от психоаналитиков которые исследовали главным образом отклоняющееся поведение, в теории личности Маслоу, считается, что исследовать человеческую природу необходимо, «изучая ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических индивидуумов». Только изучая лучших людей, писал он, мы можем исследовать границы человеческих возможностей и вместе с тем понять истинную природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных людях.

Выбранная им группа состояла из 18 человек, при этом 9 из них были его современниками, а 9 — историческими личностями, среди которых были А. Линкольн, А. Эйнштейн, В. Джемс, Б. Спиноза и другие известные ученые и политические деятели. Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:

физиологические потребности — пища, вода, сон и т.п.; потребность в безопасности — стабильность, порядок; потребность в любви и принадлежности — семья, дружба;
потребность в уважении — самоуважение, признание; потребность в самоактуализации — развитие способностей.

Одно из самых слабых мест в теории личности Маслоу — это утверждение о том, что данные потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (например, в самоуважении или самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные, например потребность в безопасности или любви. В то же время не только критики, но и последователи Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или самоуважении является доминирующей и определяет поведение человека, хотя его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда даже фрустрировали удовлетворение этих потребностей.

Однако, несмотря на расхождение по проблеме иерархии данных потребностей, большинство представителей гуманистической психологии приняли сам термин «самоактуализация», введенный Маслоу, так же как и его описание «самоактуализирующейся личности».

Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все существующие потребности в два класса — потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации). Таким образом он выделяет два уровня существования человека — бытийный, ориентированный на личностный рост и самоактуализацию, и дифициентный, ориентированный на удовлетворение фрустрированных потребностей. В дальнейшем он выделяет группы бытийных и дефициентных потребностей, ценностей, познания, обозначая их терминами Б и Д (например, Б — стремление к знаниям и Д — стремление к безопасности), а также вводит термин «метамотивация» для обозначения собственно бытийной мотивации, ведущей к личностному росту.

В теории личности Маслоу при описании самоактуализирующейся личности, подчеркивается, что таким людям присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди естественные, адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не на себе. В то же время людям свойственно не только принятие других, открытость и контактность, но и стремление к уединению, к автономии и независимости от окружающей их среды и культуры.

Так в теорию личности Маслоу входят понятия «идентификация» и «отчуждение», хотя полностью эти механизмы психического развития им так и не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных исследований дает нам возможность понять его подход к психическому развитию личности, его понимание связей между личностью и обществом.

Ученый считал, что каждый человек рождается с определенным набором качеств, способностей, которые и составляют сущность его Я, его «самости» и которые человеку необходимо осознать и проявить в своей жизни и деятельности. Поэтому именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты и составляют самую суть человеческой личности, отличают человека от животных. Однако это стремление к самоактуализации наталкивается на различные трудности и препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости и неуверенность. Поэтому многие люди отступают перед трудностями, отказываясь от желания проявить себя, самоактуализироваться. Такой отказ не проходит бесследно для личности, он останавливает ее рост, приводит к неврозам. Исследования Маслоу показали, что невротики — это люди с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации.

Таким образом, общество окружающих необходимо человеку, поскольку самоактуализироваться, проявить себя он может только среди других людей, только в обществе. Но общество по самой своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации, так как любое общество, считает Маслоу, стремится сделать человека шаблонным представителем своей среды, оно отчуждает личность от ее сути, от ее индивидуальности, делает ее конформной.

В то же время отчуждение, сохраняя «самость», индивидуальность личности, ставит ее в оппозицию к окружающему и так же лишает ее возможности самоактуализироваться. Поэтому в своем развитии человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами, которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его в процессе его личностного развития и стремятся проглотить и погубить человека. Оптимальным, считает Маслоу, является идентификация во внешнем плане, в общении человека с окружающим миром и отчуждении во внутреннем плане, в плане его личностного развития, развития его самосознания. Именно такой подход дает возможность человеку эффективно общаться с окружающими и в то же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу, его мысли о необходимости противостояния, но не враждебности, личности и общества, необходимости отчуждения влияний среды, тенденций к стереотипизации, конформизму, которые пытается навязать общество личности, и сделали его популярным в среде интеллектуалов, прежде всего в среде научной и творческой, так как эта позиция во многом отражала не только концепцию самого Маслоу, но и концепцию взаимосвязи между личностью и обществом всей этой социальной группы.

Признание получил и тезис Маслоу о том, что цель личностного развития — это стремление к росту, к самоактуализации, в то время как остановка личностного роста — это смерть для человека как личности, для его «самости». При этом духовному росту мешают не только физиологические потребности, боязнь смерти, дурные привычки, но и давление группы, социальная пропаганда, которые уменьшают автономность и независимость человека. Необходимо подчеркнуть, что в отличие от психоанализа, который рассматривал психологическую защиту как благо для личности, как способ избежать невроза, Маслоу считает психологическую защиту злом, которое останавливает личностный рост.

Самоактуализация связана и с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться «сонастраиваться» в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя из нее. При этом Маслоу считал, что самоактуализация является не одномоментным актом, но процессом, не имеющим конца, что это способ «проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение». Он выделял в этом процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому себе и к миру, моменты, которые стимулируют личностный рост и стремление к самоактуализации. Это может быть мгновенное переживание, которое Маслоу называл «пик-переживание», или длительное — «плато-переживание». В любом случае это моменты наибольшей полноты жизни, реализации именно бытийных, а не дефициентных потребностей, а потому они так важны в развитии самоактуализации, в первую очередь самоактуализации трансцендентного типа, формирующейся у людей, для которых наиболее значим именно трансцендентный опыт.

Оценивая теорию личности Маслоу, необходимо отметить, что он был практически первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности, но и на позитивные стороны личностного развития. Он одним из первых исследовал позитивные достижения личного опыта, раскрыл пути саморазвития и самосовершенствования для любого человека.

В русле теоретических исследований Маслоу были разработаны и психотерапевтические концепции К. Роджерса и В. Франкла.

Абрахам Маслоу — Теории личности

Абрахам Маслоу: обзор


Наследие Маслоу началось в Бруклинском колледже, где он проработал учителем почти двадцать лет. В это время Маслоу находился под сильным влиянием гештальт-психолога Макса Вертхаймера и антрополога Рут Бенедикт. Маслоу считал, что они, Вертгеймер и Бенедикт, настолько исключительные люди, что начал анализировать и делать заметки об их поведении. Его анализ их послужил основой для его теорий и исследований человеческого потенциала. В 19В 50-х годах Маслоу стал одним из основателей и сторонников школы мысли, известной как гуманистическая психология. Теории Маслоу, включая концепции иерархии потребностей, самоактуализации и пиковых переживаний; эти концепции были основополагающими в гуманистическом движении. В то время, когда большое количество психологов сосредоточились на аспектах человеческой природы, которые считались ненормальными, Маслоу сместил акцент, чтобы рассмотреть положительные стороны психического здоровья. Его интерес к человеческому потенциалу оказал длительное влияние на психологию.


Самоактуализация


Самоактуализация — это высший уровень иерархии потребностей Маслоу. Этот термин можно определить как достижение полного потенциала человека и желание стать больше, чем он есть. В дополнение к описанию того, что понимается под самоактуализацией в своей теории, Маслоу также определил некоторые ключевые характеристики самореализовавшихся людей: принятие и реализм, сосредоточенность на проблеме, спонтанность, автономия и уединение, постоянная свежесть оценки и пиковые переживания. Под принятием и реализмом Маслоу сказал, что самоактуализированные люди реалистично воспринимают себя, других и окружающий мир. Маслоу определил сосредоточение на проблеме как характеристику самоактуализированных людей решать проблемы вне себя, в том числе помогать другим и находить решения проблем во внешнем мире. Маслоу сказал, что такими людьми часто движет чувство личной ответственности и этики. Под спонтанностью Маслоу характеризовал самореализовавшихся людей как спонтанных в своих внутренних мыслях и внешнем поведении. Люди подчиняются правилам и социальным ожиданиям, но они также склонны быть открытыми и нетрадиционными. Маслоу определил еще одну характеристику самореализовавшихся людей как автономию и уединение, что означает, что этим людям нужна независимость и уединение. Им может нравиться общество других, но им также нужно время, чтобы сосредоточиться на развитии своего личного потенциала. Чтобы сохранить свежесть оценки, Маслоу заявил, что самоактуализированные люди склонны смотреть на мир с постоянным чувством признательности, удивления и благоговения. Для самореализованных людей даже простые переживания продолжают быть источником вдохновения и удовольствия. Маслоу сказал, что у самореализовавшихся людей часто бывают пиковые переживания, моменты сильной радости, удивления, благоговения и экстаза. После этих пиковых переживаний самоактуализированные люди чувствуют себя вдохновленными, обновленными или преобразованными.


Маслоу и гуманистическая перспектива


Идеи Маслоу отражают гуманистическую перспективу, поскольку он фокусируется на полной реализации своего потенциала. Его идеи также представляют собой гуманистическую перспективу, сосредоточенную на благе человечества, ощущении судьбы для каждого человека и отсутствии контроля над своей жизнью, но веры в то, что жизнь все равно сложится хорошо, потому что это естественный ход вещей. . Это также относится к развитию личности, потому что по мере развития человек узнает разницу между правильным и неправильным. Иерархия потребностей Маслоу описывает, как развивается личность человека по мере удовлетворения его индивидуальных потребностей.

Гуманистический взгляд на личность | безграничная психология |

Гуманистическая теория личности Маслоу

Гуманистическая теория личности Маслоу утверждает, что люди полностью раскрывают свой потенциал, переходя от базовых потребностей к самоактуализации.

Цели обучения

Кратко изложите гуманистическую теорию личности Маслоу

Основные выводы

Ключевые положения
  • Как лидер гуманистической психологии Абрахам Маслоу подошел к изучению личности, сосредоточив внимание на субъективных переживаниях, свободе воли и врожденном стремлении к самореализация .
  • Маслоу расширил область гуманистической психологии, включив в нее объяснение того, как человеческие потребности меняются на протяжении всей жизни человека и как эти потребности влияют на развитие личности.
  • Иерархия потребностей Маслоу ранжирует человеческие потребности от самых основных физических потребностей до самых продвинутых потребностей самореализации. Человек должен усвоить и освоить каждый уровень потребности, прежде чем перейти к следующей потребности.
  • Маслоу изучал личности самоактуализирующихся людей и обнаружил, что у них много общего; он считал, что самоактуализация указывает на синдром связной личности и представляет собой оптимальное психологическое здоровье и функционирование.
  • Идеи Маслоу подвергались критике за отсутствие научной строгости, а также за их предвзятость к западной культуре.
Ключевые термины
  • превосходство : Высшее совершенство; превосходство.
  • гуманистическая психология : Психологическая точка зрения, получившая известность в середине 20-го века в ответ на психоаналитическую теорию и бихевиоризм; этот подход подчеркивает присущее человеку стремление к самореализации и творчеству.
  • самореализация : Согласно гуманистической теории, реализация своего полного потенциала; может включать творческое самовыражение, стремление к духовному просветлению, стремление к знаниям или желание дать обществу.

Часто называемый в психологии «третьей силой», гуманизм был реакцией как на пессимистический детерминизм психоанализа с его упором на психологические нарушения, так и на взгляд бихевиористов на людей, пассивно реагирующих на окружающую среду. Двумя ведущими гуманистическими теоретиками, добившимися успехов в области психологии личности, были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.

Гуманизм Абрахама Маслоу

Как лидер гуманистической психологии Абрахам Маслоу подошел к изучению психологии личности, сосредоточив внимание на субъективных переживаниях и свободе воли. В основном его интересовало врожденное стремление человека к самоактуализации — состоянию удовлетворения, в котором человек достигает наивысшего уровня своих возможностей. Маслоу позиционировал свою работу как жизненно важное дополнение к работе Фрейда, говоря: «Это как если бы Фрейд дал нам больную половину психологии, и теперь мы должны заполнить ее здоровой половиной».

В своем исследовании Маслоу изучал личности людей, которых он считал здоровыми, творческими и продуктивными, включая Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна и других. Он обнаружил, что такие люди обладают схожими характеристиками, такими как открытость, творчество, любовь, спонтанность, сострадание, забота о других и принятие себя.

Личность и иерархия потребностей

Маслоу, пожалуй, наиболее известен своей теорией иерархии потребностей, в которой он предполагает, что у людей есть определенные общие потребности и что эти потребности должны удовлетворяться в определенном порядке. Эти потребности варьируются от самых основных физиологических потребностей выживания до потребностей более высокого уровня самоактуализации и трансцендентности. Иерархию Маслоу чаще всего визуально представляют в виде пирамиды, в которой самые большие и фундаментальные физиологические потребности находятся внизу, а самые маленькие, самые продвинутые потребности в самореализации — наверху. Каждый уровень пирамиды должен быть удовлетворен, прежде чем двигаться вверх по пирамиде к более высоким потребностям, и этот процесс продолжается на протяжении всей жизни.

Иерархия потребностей Маслоу : Абрахам Маслоу разработал человеческую иерархию потребностей, которая представлена ​​в виде пирамиды, чтобы показать, как люди переходят от одного уровня потребностей к другому. Сначала должны быть удовлетворены физиологические потребности, затем потребности в безопасности, затем потребность в любви и принадлежности, затем в уважении и, наконец, в самоактуализации.

Маслоу считал, что успешное удовлетворение каждого уровня потребностей жизненно важно для развития личности. Наивысшая потребность в самореализации представляет собой реализацию нашего самого полного потенциала, и те люди, которые наконец достигли самоактуализации, как говорят, представляют собой оптимальное психологическое здоровье и функционирование. Маслоу расширил поле психологических исследований, включив в него полностью функциональных людей, а не только людей с психозами, и пролил более позитивный свет на психологию личности.

Характеристики самоактуализаторов

Маслоу рассматривал самоактуализаторов как величайших достижений человечества. Он изучал выдающихся личностей, чтобы лучше понять, какими характеристиками они обладали, что позволило им достичь самореализации. В своем исследовании он обнаружил, что многие из этих людей имеют определенные черты характера.

Большинство самоактуализирующихся обладали большим чувством осознания, поддерживая почти постоянное удовольствие и благоговение перед жизнью. Они часто описывали пиковых переживаний , во время которых они чувствовали такое сильное удовлетворение, что, казалось, превосходили самих себя. Они активно участвовали в деятельности, которая могла бы вызвать это чувство единства и осмысленности. Несмотря на этот факт, большинство из этих людей казались глубоко укоренившимися в реальности и были активными искателями проблем и их решениями. Они развили уровень принятия того, что нельзя было изменить, и уровень спонтанности и устойчивости, чтобы справиться с тем, что можно было изменить. У большинства из этих людей были здоровые отношения с небольшой группой, с которой они часто взаимодействовали. Согласно Маслоу, самоактуализированные люди указывают на когерентный синдром личности и представляют собой оптимальное психологическое здоровье и функционирование.

Критика теорий Маслоу

Идеи Маслоу подвергались критике за отсутствие научной строгости. Как и во всех ранних психологических исследованиях, были подняты вопросы об отсутствии эмпирических данных, использованных в его исследованиях. Из-за субъективного характера исследования целостный подход допускает большое количество вариаций, но не определяет достаточное количество постоянных переменных, чтобы его можно было исследовать с истинной точностью. Психологи также обеспокоены тем, что такой крайний акцент на субъективном опыте человека мало что дает для объяснения или оценки влияния общества на развитие личности. Кроме того, иерархию потребностей обвиняли в культурной предвзятости, в основном отражающей западные ценности и идеологию. Критики утверждают, что эта концепция рассматривается относительно каждой культуры и общества и не может применяться повсеместно.

Гуманистическая теория личности Роджерса

Гуманистическая теория личности Карла Роджерса подчеркивает важность тенденции к самоактуализации в формировании Я-концепции.

Цели обучения

Кратко изложите гуманистическую теорию личности Роджерса

Ключевые выводы

Ключевые положения
  • Карл Роджерс был влиятельным гуманистическим психологом, разработавшим теорию личности, в которой подчеркивалась важность тенденции к самоактуализации в формировании человеческой личности.
  • Роджерс считал, что люди постоянно реагируют на раздражители своей субъективной реальностью (феноменальным полем), которая постоянно меняется. Со временем у человека вырабатывается я-концепция, основанная на обратной связи из этого поля реальности.
  • В развитии самооценки ключевое значение имеет позитивное отношение. Безусловное положительное отношение — это среда, свободная от предвзятых представлений о ценности. Условно-позитивное отношение полно условий ценности, которые должны быть достигнуты, чтобы считаться успешным.
  • Человеческие существа развивают идеальное «я» и реальное «я» на основе условного статуса положительного отношения. Насколько близко реальное «я» человека совпадает с его идеальным «я», называется конгруэнтностью.
  • Роджерс считал, что полностью функционирующие люди могут достичь «хорошей жизни», в которой они постоянно стремятся реализовать свой потенциал и позволяют своей личности проявляться из своего опыта.
  • Как и теории Маслоу, теории Роджерса подвергались критике за отсутствие эмпирических данных в исследованиях.
Ключевые термины
  • целостный : Отношение к целому вместо разделения на части.
  • гуманистическая психология : Психологическая точка зрения, получившая известность в середине 20-го века в ответ на психоаналитическую теорию и бихевиоризм; этот подход подчеркивает присущее человеку стремление к самореализации и творчеству.
  • конгруэнтность : Пример или точка согласия или соответствия между идеальным «я» и реальным «я» в гуманистической теории личности Роджерса.
  • феноменальное поле : Наша субъективная реальность, все, что мы осознаем, включая объекты и людей, а также наше поведение, мысли, образы и идеи.

Карл Роджерс : Карл Роджерс был выдающимся психологом-гуманистом, известным своей теорией личности, которая подчеркивает изменения, рост и потенциал для человеческого блага.

Карл Роджерс был выдающимся психологом и одним из основателей гуманистического движения. Вместе с Абрахамом Маслоу он сосредоточился на потенциале роста здоровых людей и внес большой вклад в наше понимание себя и личности. Теории Роджерса и Маслоу сосредоточены на индивидуальном выборе и не считают биологию детерминированной. Они подчеркивали свободную волю и самоопределение, при этом каждый человек желал стать лучшим человеком, которым он может стать.

Гуманистическая психология подчеркивала активную роль личности в формировании своего внутреннего и внешнего мира. Роджерс продвинул эту область, подчеркнув, что человеческая личность является активным, творческим, переживающим существом, которое живет в настоящем и субъективно реагирует на текущие восприятия, отношения и встречи. Он ввел термин актуализирующая тенденция, , который относится к основному инстинкту человека добиваться успеха с максимально возможными способностями. С помощью личностно-ориентированного консультирования и научных терапевтических исследований Роджерс сформировал свою теорию развития личности, в которой подчеркивается свобода воли и огромный резервуар человеческого потенциала для добрых дел.

Развитие личности и Я-концепция

Роджерс основывал свои теории развития личности на гуманистической психологии и теориях субъективного опыта. Он считал, что каждый существует в постоянно меняющемся мире переживаний, в центре которого он находится. Человек реагирует на изменения в своем феноменальном поле, которое включает в себя внешние объекты и людей, а также внутренние мысли и эмоции.

Феноменальное поле : Феноменальное поле относится к субъективной реальности человека, которая включает в себя внешние объекты и людей, а также внутренние мысли и эмоции. Мотивации человека и окружающая среда воздействуют на его феноменальное поле.

Роджерс считал, что любое поведение мотивировано стремлением к самоактуализации, которое побуждает человека достигать наивысшего уровня. В результате взаимодействия с окружающей средой и другими индивидуум формирует структуру «я» или я-концепцию — организованную, подвижную концептуальную модель понятий и ценностей, связанных с собой. Если у человека положительная самооценка, он, как правило, хорошо относится к тому, кто он есть, и часто воспринимает мир как безопасное и позитивное место. Если у них негативная самооценка, они могут чувствовать себя недовольными тем, кто они есть.

Идеальное Я против Реального Я

Далее Роджерс разделил «я» на две категории: «идеальное я» и «реальное я». идеальное я — это человек, которым вы хотели бы быть; реальное я — это человек, которым вы являетесь на самом деле. Роджерс сосредоточился на идее о том, что нам необходимо достичь согласованности между этими двумя «я». Мы испытываем конгруэнтность , когда наши мысли о нашем истинном я и идеальном я очень похожи — другими словами, когда наша я-концепция точна. Высокая конгруэнтность ведет к большему чувству собственного достоинства и здоровой, продуктивной жизни. И наоборот, когда существует большое расхождение между нашим идеальным и действительным «я», мы переживаем состояние, которое Роджерс назвал «9».0036 несоответствие , которое может привести к дезадаптации.

Безусловное положительное отношение

В развитии я-концепции Роджерс повысил важность безусловного положительного отношения, или безусловной любви. Люди, выросшие в среде безусловного положительного отношения, в которой нет предвзятых условий ценности, имеют возможность полностью реализоваться. Когда люди воспитываются в среде с 90 036 условно-положительным отношением, , в котором ценность и любовь даются только при определенных условиях, они должны соответствовать или достигать этих условий, чтобы получить любовь или положительное отношение, которых они жаждут. Таким образом, их идеальное «я» определяется другими на основе этих условий, и они вынуждены развиваться вне своей истинной актуализирующей тенденции; это способствует несоответствию и большему разрыву между реальным я и идеальным я.

«Хорошая жизнь»

Роджерс описал жизнь с точки зрения принципов, а не этапов развития. Эти принципы существуют в текучих процессах, а не в статических состояниях. Он утверждал, что полностью функционирующий человек будет постоянно стремиться реализовать свой потенциал в каждом из этих процессов, достигая того, что он называл «9».0036 хорошей жизни». Эти люди позволяют личности и самооценке исходить из опыта. Он обнаружил, что у полностью функционирующих людей есть несколько общих черт или тенденций:

  1. Растущая открытость опыту — они уходят от оборонительной позиции.
  2. Все более экзистенциальный образ жизни — проживать каждый момент полностью, а не искажать момент, чтобы он соответствовал личности или самооценке.
  3. Повышение доверия организма — они доверяют своему собственному суждению и своей способности выбирать поведение, подходящее для каждого момента.
  4. Свобода выбора – они не ограничены несоответствием и могут более свободно делать широкий выбор. Они считают, что играют определенную роль в определении собственного поведения, и поэтому чувствуют ответственность за свое поведение.
  5. Более высокий уровень креативности — они будут более креативны в том, как они приспосабливаются к своим обстоятельствам, не чувствуя необходимости приспосабливаться.
  6. Надежность и конструктивность – им можно доверять, чтобы действовать конструктивно. Даже агрессивные потребности будут согласованы и уравновешены внутренней добродетелью конгруэнтных людей.
  7. Богатая, наполненная жизнь – они будут сильнее переживать радость и боль, любовь и горе, страх и мужество.

Критика теорий Роджерса

Как и теории Маслоу, теории Роджерса подвергались критике за отсутствие эмпирических данных, используемых в исследованиях. Целостный подход гуманизма допускает большое количество вариаций, но не определяет достаточно постоянных переменных, чтобы их можно было исследовать с истинной точностью. Психологи также обеспокоены тем, что такой крайний акцент на субъективном опыте человека мало что дает для объяснения или оценки влияния общества на развитие личности.

Лицензии и атрибуты

Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
  • Курирование и пересмотр. Предоставлено : Boundless.com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Лицензионный контент CC, конкретное указание авторства
  • Современная педагогическая психология/Глава 3: Развитие учащихся/социальное развитие: отношения и личные мотивы. Предоставлено : Wikibooks. Расположен по адресу : https://en.wikibooks.org/wiki/Contemporary_Educational_Psychology/Chapter_3:_Student_Development/Social_Development:_Relationships_and_Personal_Motives. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Иерархия потребностей Маслоу. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • БЛОК 12: РАЗРАБОТКА. Предоставлено : Сэйлор. Расположен по адресу : https://resources.saylor.org/wwwresources/archived/site/wp-content/uploads/2011/01/TLBrink_PSYCh22.pdf. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Гуманистическая психология. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Психология личности. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Абрахам Маслоу. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • гуманистическая психология. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • самореализация. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Превосходство. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Колледж OpenStax, психология. 29 июля 2015 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : https://cnx.org/contents/[email protected]:64/Психология. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Предоставлено : Wikimedia. Расположен по адресу : https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/60/Maslow%27s_Hierarchy_of_Needs. svg. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Гуманистическая психология. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Психология личности. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Fringe Psychology. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Карл Роджерс. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • ЧАСТЬ 1: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Предоставлено : Сэйлор. Расположен по адресу : https://resources.saylor.org/wwwresources/archived/site/wp-content/uploads/2011/01/TLBrink_PSYCH01.pdf. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Феноменальная теория поля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *