27.04.2024

Свойства речи в психологии кратко: Речь в психологии: это, виды, функции, классификация

Содержание

Речь в психологии: это, виды, функции, классификация

Любой человек общается с окружающими. Длительные перерывы во взаимодействии с социумом приводят к замкнутости, остановке развития, психическим нарушениям. Чтобы человек продолжал совершенствовать свои навыки, узнавать что-то новое, делиться впечатлениями, он должен общаться с другими людьми. Речь в психологии — один из способов коммуникации, с помощью которого происходит обмен, передача информации. Ученые выделяют несколько функций, видов речи.

Понятие и свойства

Фото 1Психология речи изучается с самого рождения человека. Некоторые путают это понятие с языком, но это два разных термина.

Психологи выделяют несколько трактовок понятия речь:

  • способность, умение человека говорить;
  • действие, которое человек совершает с помощью звуков;
  • технология выражения мыслей через языковые навыки.

Язык — сложная, оригинальная система знаков, с помощью которых можно передавать информацию устно или письменно.

Свойства речи:

  1. Понятность — обуславливается совокупностью информации, знаний. Чтобы понимать другого человека, нужно разбираться в терминологии, знать особенности темы разговора.
  2. Содержательность — количество выраженных чувств, мыслей, стремлений в разговоре. Речь может быть содержательной или поверхностной. Для первого варианта актуален разговор между двумя специалистами относительно интересующей их тематики, для второго — обычный разговор двух знакомых на темы, которые не вызывают сильного интереса.
  3. Выразительность — свойство, связанное с эмоциональной насыщенностью. Речь может быть энергичной, яркой, насыщенной или пустой, бледной, вялой.

Еще одно свойство — воздействие. С помощью убеждений, просьб, команд, других способов можно побудить человека к действиям.

Функции

Когда исследователи начали изучать роль речи в обществе, они выделили две функции этой способности — интеллектуальную и коммуникативную.

Интеллектуальные

Фото 2Речь выступает как средство образования, развития, выражения мыслей. Единицей мышления, речи является слово. Каждое из них имеет свое значение.

Коммуникативные

Речь — инструмент общения между людьми, позволяющий обмениваться информацией, побуждать к действиям. При формировании сообщений человек указывает в нем явление или объект. Чтобы вызвать у собеседника эмоции, нужно сформировать правильный смысл.

Главная цель словесных значений — передача мыслей. На это влияет выбор слова, эмоциональное выражение, которое относится к проговариваемым звукам.

С помощью тона, мимики, интонации, образности выражений, отбора слов, выражения чувств можно выразить мысль. Эти приемы помогут сделать сообщение более выразительным, насыщенным или блеклым, пустым.

Этапы построения и воспроизведения

Существует несколько этапов построения речи:

  1. Формирование мысли высказывания.
  2. Построение внутренней речи. На этом этапе индивид думает, как ему довести до собеседника мысль.
  3. Выбор отдельных или связанных фраз, предположений, формирование убеждений.
  4. Подбор отдельных слов, морфем, составление полноценных предложений.

Последний этап — воспроизведение сформированного текста. Для этого используются разные звуковые сигналы. Речь дополняется мимикой, жестами, изменением темпа, тембра и тона голоса, выделением отдельных слов.

История изучения и исследователи

Фото 3Считается, что первая членораздельная речь появилась около двух миллионов лет назад. Тогда у первых людей сформировался речевой аппарат.

Психолингвистика — направление психологической науки, которое сформировалось под воздействием лингвистики. Ее цель — изучение взаимосвязей между сознанием, мышлением, языком.

Термин «речь» был предложен известным американским психологом Дж. Р. Кантором. Широкое применение среди других исследователей он получил после того, как ученик Кантора Н. Г. Пронко использовал его в статье «Язык и психолингвистика».

Одна из главных гипотез, которая сыграла огромную роль в формировании, развитии психолингвистики — гипотеза лингвистической относительности. После ее издания в научном мире начал активно поднимать вопрос о взаимосвязи между мышлением, языком.

Следующим ученым, который внес огромный вклад в изучение речи, был Н. Хомский. В своих трудах он описывал работу языка при построении фраз, предложений.

Отечественный психолог, который внес большой вклад в развитие этого направление психологической науки, — Л. С. Выготский. Он сформировал последовательность действий перед воспроизведением слов. Она состоит из нескольких элементов:

  • мотивации;
  • формирования мысли;
  • внутреннего построения предложения;
  • подбор слов;
  • реализация.

Теории

Фото 4За все время формирования, развития способности были выдвинуты различные теории, относительно этого коммуникативного инструмента. Современными учеными поддерживалась конструктивистская, релятивистская, преформистская теория.

Преформистская

Преформистскую теорию предложил Н. Хомский в 1968 году. Ученый утверждал, что у различных языков мира сходная структура. Мнение преформистов сходятся в том, что в мозгу человека заложена начальная структура, которая обуславливается наследственной.

Поэтому человек может изменять значение фраз, понимать их смысл, выстраивать осмысленные высказывания, число которых не ограничено.

Одновременно с этим преформисты не отрицают, что развитие потенциал ребенка зависит от его окружения, взаимодействий с близкими, применения методик воспитания, обучения (родители, садик, школа, различные учреждения образования).

Конструктивистская

Среди исследователей популярна конструктивистская теория. Согласно ей, формирование, развитие способности зависит от присущих с рождения ребенку способностей перерабатывать, воспринимать информацию. Как подтверждающий пример этой теории — спонтанное словотворчество у детей в раннем возрасте. Считается, что первые слова детей связаны с фактами, которые они уже понимают. Помимо этого, они могут высказываться о том, что им интересно. Огромное влияние на формирование способности оказывает мотивация.

Релятивистская

Еще одна популярная теория — релятивистская. Согласно ей, различные языки можно рассматривать со стороны культуры народа, нации. Для каждой культуры свойственны разные способы языкового построения. Многие ученые уверены, что общая картина мировосприятия зависит от языка, которым человек владеет, но при изучении языковых особенностей разных народностей мира, это утверждение было опровергнуто.

Виды

Фото 5

Способность бывает устной и письменной. Эти инструменты позволяют выразить мысль, которую сформировал индивид .

Устная

Инструмент общения, при задействовании которого человек произносит слова, воспринимает на слух словесные сообщения от окружающих.

Бывает двух видов:

  1. Монологическая — тип речи, для выражения которой не нужны собеседники. Один человек рассказывает что-либо, окружающие слушают. Чаще мысли, передаваемые с помощью монолога, более развернуты.
  2. Диалогическая — применяется при разговоре между разными людьми. Характеризуется ситуативностью, неполной развернутостью.

Огромная роль при диалоге отдается к мимике, жестам, интонации, эмоциональному фону, другим невербальным средствам общения.

Письменная

Реализуется с помощью различных форм, которые доступны для зрительного восприятия. Ее закрепляют на каком-либо материале (чаще листе бумаги).

Эту речь нельзя назвать живой или принадлежащей личности. Она обезличена, поскольку между ее формированием и подачей читателю существует разрыв.

Методы изучения

Фото 6Для изучения способности психологи, лингвисты используются разные методики:

  1. Наблюдение. Во внимание берется общее время, затрачиваемое на разговоры с окружающими и монологи, жестикуляция, мимика, изменения тона, темпа, выразительности. При наблюдении сохраняется естественность мышления, что является огромным преимуществом.
  2. Беседа. Эффективная методика изучения способности. С ее помощью можно узнать отношение собеседника назначенной задаче, оценить мыслительные возможности, узнать языковые навыки. При проведении беседы могут задаваться прямые или косвенные вопросы.
  3. Эксперимент. Исследователи создают условия для испытуемого, изменяют их, чтобы получить информацию. Дополнительно могут считываться данные о работе мозга с помощью специализированного оборудования.
  4. Анкетирование. Применяется для исследования мышления. Анкеты составляются заранее, вопросы подбираются на одну или несколько интересующих тематик. Развернутый результат дают открытые анкеты, которые заставляют испытуемого активизировать мышление.
  5. Тестирование. Позволяет измерить уровень интеллектуального развития, узнать особенности мышления.

Исследователи анализируют полученные данные, делают выводы.

Нарушения и способы их устранения

Психологи выделяют большое количество речевых нарушений. Причины проявления:

  • врожденные — прием матерью лекарственных препаратов при беременности;
  • наследственные — нарушения наследуются от близких родственников;
  • перинатальные — осложнения, которые могут произойти во время родов;
  • постнатальные — нарушения, проявляющиеся после рождения ребенка.

Виды расстройств:Фото 7

  1. Дизартрия — поражаются мышцы речевого аппарата, из-за чего нарушается произношение слов.
  2. Диглоссия — дефекты органов, которые задействуются в речи.
  3. Дислалия — искажение звуков, которое приводит к расстройствам звукопроизношения.
  4. Афазия — локальное поражение отделов головного мозга. Может возникнуть в любом возрасте.
  5. Дисфемия — отклонения, которые связаны с расстройствами артикуляции. Может проявляться в форме заикания.

Чтобы выявить нарушения, нужно обратиться к врачу. При их обнаружении у детей нужно:

  1. Ежедневно общаться с малышом.
  2. Читать с ребенком книги, объяснять ему значение выражений, картинок.
  3. Записать ребенка в спортивную секцию или образовательный кружок. Он должен чаще общаться со сверстниками.

Также нужно уделить внимание выбору учебного учреждения.

Речь — коммуникативный инструмент, используемый для передачи информации или воздействия на другого человека, с целью побуждения к действиям.

Основные свойства речи — Студопедия

Различают содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи, как основные ее свойства.

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.

Речь всегда имеет определенное содержание, поскольку в ней раскрывается существо того, что мы хотим передать другим людям или (как это бывает в случаях внутренней речи) уточнить для самих себя.

Содержательность речи зависит от правильного подбора и применения слов для выражения мыслей, чувств и волевых стремлений. Большой и разнообразный запас слов у данного человека, позволяющий ему адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей, является необходимым условием содержательности его речи. Но одного запаса слов для этого недостаточно; необходимо правильно подбирать и применять эти слова в речи.

Речь человека будет содержательной в той или иной степени в зависимости от того, насколько он владеет специальной терминологией в данной конкретной области. В своей речи мы часто описываем или объясняем определенные явления. Например, преподаватель физической культуры часто прибегает к описанию физических упражнений; тренер по тому или другому виду спорта часто вынужден объяснять отдельные сложные моменты этих упражнений. Их речь при этом будет более полной и будет правильнее выражать их мысли, если они владеют своим предметом, имеют большой запас специальных терминов, в которых выражается детальное знание методики данного вида спорта, а также умеют правильно выразить свои мысли в предложениях.


Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Например, человек с большим трудом будет понимать речь на математические темы, если у него нет знания математических терминов и специальных выражений и оборотов речи, применяемых в этой области.


Трудность понимания речи во многих случаях связана с тем, что слова не всегда и не у всех людей имеют одно и то же значение. Часто они многозначны, в силу чего правильно уловить то их значение, которое имеется в виду в данном случае, можно только из контекста речи, т.е. из ее общего содержания и из смысла целых предложений, а не отдельных слов. Например, слово «корень» для обыкновенного человека выражает понятие части дерева, для математика же — особое числовое значение.

Речь становится более понятной, когда она строится по возможности из кратких предложений, когда в ней не злоупотребляют слишком специальными терминами, когда ее грамматический строй выделяет существо излагаемой мысли, что достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Например, предложение «студенты института физической культуры одержали победу в лыжных соревнованиях» может выражать разное содержание и пониматься по-разному, в зависимости от того, на каком слове будет поставлено логическое ударение: в одном случае речь будет идти о том, что именно студенты, а не кто другой, одержали победу, в другом — что они одержали победу в лыжных, а не гимнастических соревнованиях, и т. д.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Выразительность речи обеспечивается прежде всего ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.

Одно и то же предложение — «команда «Спартак» выиграла первенство по футболу» — при полном сохранении его объективного содержания, т. е. того факта, который в нем передается, может выражать совершенно различные эмоциональные отношения говорящего к этому факту: в одном случае это может быть удовольствие и даже восторг, в другом — сожаление и даже уныние. Все это находит свое выражение прежде всего в интонации говорящего.

Часто выразительность речи обеспечивается ее грамматическими средствами, например применением слов в ласкательной и уменьшительной форме, использованием в обращении местоимений «ты» или «вы», употреблением слов переносного и образного значения, метафор, сравнений, эпитетов и т. д.

Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Очень часто речь имеет своей задачей не столько передать другому лицу те или иные мысли и сведения, сколько вызвать его на определенные поступки, повлиять на его взгляды и убеждения, создать у него определенное отношение к тем или другим фактам и событиям.

Наибольшее значение воздейственная сторона речи имеет в учебно-воспитательной работе, в агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании. Воздейственность агитационной речи прежде всего состоит в ее идейном содержании. Если содержание речи отражает интересы и потребности данной группы людей, если оно помогает им правильно осознать сущность событий и их классовое значение — такая речь способна укрепить убеждения человека, сделать их более стойкими, целенаправленными, подвинуть человека на сознательные решения и поступки.

Большое значение при этом имеет также выражающаяся в речи искренность и убежденность самого говорящего, заставляющая слушающих поверить его словам.

Часто воздейственность речи определяется ее простотой, ясностью, внутренней логикой.

Воздейственное значение речи бывает самым различным. С помощью речи мы можем поучать и наставлять людей, давать им советы, предупреждать о последствиях их поведения, предостерегать от одних поступков и приглашать следовать другим примерам; давать инструкции; в речи могут быть выражены просьба, приказание, запрещение. Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств.

Поучение и наставление придают речи свои особенности: она приобретает характер разъяснения, раскрытия положительных и отрицательных сторон данного поступка, указания на его последствия. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых примерах, причем правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, а ложные порицаются. В поучениях и наставлениях стремятся прежде всего вызвать у наставляемого понимание поступка, а также соответствующее эмоциональное отношение к нему. Интонация поучений имеет спокойный тон авторитетного и не вызывающего сомнений рассуждения. В словах наставления в связи с этим звучит полное убеждение в правильности и необходимости данного поступка.

Советы даются в тех случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как ему поступить. Содержание речи в этих случаях состоит в конкретном изложении самого действия, в подчеркивании его важности и ожидаемых положительных результатов. Интонация совета есть интонация уверенности в возможности, доступности, целесообразности или необходимости именно этого, а не противоположного поступка.

Инструкции имеют воздейственное значение, когда они выражены в кратких определенных положениях, не допускающих различных толкований, когда вместе с тем они обоснованы и не вызывают сомнений в целесообразности указываемых в них мероприятий.

Воздейственное значение инструкции заключается главным образом в точном указании содержания, последовательности и способов действия применительно к отдельным видам практической деятельности, например при уходе за снарядами и спортивными сооружениями, при выполнении определенного трудного или опасного упражнения в целях борьбы с травматизмом, при установлении режима тренировки и т. д.

Просьба по своему назначению имеет целью добиться от собеседника удовлетворения определенных интересов самого просящего. Как по содержанию, так и по своим фонетическим средствам эта речь бывает крайне разнообразна. В ней отражается как существо просьбы, так и (особенно) желание, чтобы собеседник удовлетворил эту просьбу. Для просьбы характерно наличие дополнительных к ее содержанию слов, в которых выражается побуждение к действию, например: «очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры» и т. д. Эта речь богата различными интонациями, в которых отражаются также и взаимоотношения говорящих: от очень просительного тона интонация просьбы может доходить почти до прямого требования.

Приказание имеет целью прямое и непосредственное воздействие на волю другого человека. По самому своему характеру оно состоит в требовании выполнить данное действие. Воздейственная сила приказания обусловлена прежде всего наличием соответствующих отношений между людьми — отношений начальника и подчиненного. По своей словесной форме приказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований, например: «Уберите снаряды!» Часто при этом повелительное наклонение заменяется неопределенным, что придает приказанию особую силу, например: «Убрать снаряды!» Интонация приказания выражает энергию и волю приказывающего; сам тон, в котором оно дается, не допускает возражений, что резко отличает приказание от просьбы, которая дается, например, в такой форме и с соответствующей интонацией: «Пожалуйста, уберите снаряды».

Команда по своему характеру близка к приказанию. Она применяется на учебных и тренировочных занятиях, например: «Смирно!», «Марш!», «На старт!», «Отставить!» и т. д. Речь команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и необходимое в действии. Ее воздейственное значение обусловлено ясностью содержания и четкостью произнесения. Интонация команды выражает энергию, уверенность, бодрость; вместе с тем команда всегда дается в спокойном тоне, без излишней аффектации.

Для правильного выполнения команды важно, чтобы учащиеся заранее были ознакомлены с различными по содержанию командами, которые применяются в учебном процессе, а также со способами и характером их выполнения. Каждая команда, по сути дела, должна быть точным сигналом к выполнению столь же точного действия.

Основной психоакустической характеристикой речи человека является ее разборчивость, т. е. степень правильного восприятия слушателем звуков, слов и смысла речи. Максимальная разборчивость характерна для восприятия связной речи в виде предложений — фразовая разборчивость. Если человек воспринимает изолированные слова, процент разборчивости оказывается меньше. Он еще больше снижается при передаче изолированных фонетических элементов речи типа слогов — логотомов. Это объясняется высокой информационной избыточностью связной речи, позволяющей слушателю догадываться о нечетко произнесенных и даже вообще не произнесенных звуках по ее смыслу. Это значит, что восприятие речи не сводится к последовательной оценке отдельных речевых элементов (звуков, слогов, слов и предложений), а в каждый данный момент является вероятностным процессом.

Важнейшей акустической характеристикой речи, обуславливающей восприятие слушателем речевой информации, является спектр звука и его динамика во времени. Спектром звука называется представление сигнала в координатах «частота — амплитуда», т. е. зависимость амплитуд основного тона голоса и его обертонов от их частоты. Наименьшая частота колебаний звука при его прохождении через сомкнутые края голосовых складок в процессе фонации (вокализации), называется частотой основного тона голоса, которая измеряется в герцах. Частота основного тона воспринимается на слух как высота голоса человека. Частота основного тона позволяет идентифицировать личность по голосу. Изменения частоты основного тона во времени определяют интонацию голоса — ударение, вопрос, повествование, восклицание и др., а также индивидуальные и эмоциональные особенности речи.

Обертоны — ряд тонов, возникающих при звучании основного тона и придающих звуку особый оттенок или тембр. Голосовой источник (гортань, голосовые связки) формирует звук с линейно уменьшающейся амплитудой обертонов. Резонаторная система речевого тракта (ротовая полость, глотка) обладает свойством усиливать отдельные полосы частот звука, порождаемого голосовыми связками.

В результате прохождения звуковой волны от голосовых связок через ротоглоточный резонатор ее спектр преобразовывается: максимумы акустической энергии сосредоточены в частотных полосах, соответствующих резонансному усилению речевого тракта, минимумы — в частотных полосах, где акустическая энергия подавляется. Максимумы акустической энергии на спектрах звуков называются формантными максимумами или речевыми формантами. На основе речевых формант человек опознает звук речи.

Средний уровень разговорной речи при измерении на расстоянии 1 м колеблется от 60 до 80 дБ, относительно стандартного нулевого уровня, за который принято звуковое давление 2 х 10-5 Па. Разница между наиболее слабыми звуками речи, встречающимися в 1% случаев, и наиболее сильными звуками, также встречающимися в 1% случаев, составляет 47 дБ. Эта разница называется динамическим диапазоном речи.

Эффективность восприятия речи зависит от ее громкости. Для того, чтобы сигнал был хорошо разборчив, он должен превышать уровень средних и громких шумов приблизительно на 30 дБ. В случае слабых шумов (до 40 дБ) это превышение достаточно на 20 дБ.

Речевой сигнал поставляет слушателю информацию двух видов. Это, во-первых, собственно речевая или лингвистическая (языковая, семантическая, вербальная) информация, носителем которой является слово. Во-вторых, звуковая речь содержит информацию о поле, возрасте говорящего, о его физическом состоянии, здоровье, об эмоциональном состоянии и т. д., причем эта информация не зависит от того, что говорит человек. Подобная информация называется экстралингвистической (внеязыковой). Она содержится в характерных особенностях организации речи и акустики голоса говорящего — тембре, высоте, громкости, интонации, темпо-ритмических характеристиках и т. д.

Звуки речи, замещение которых изменяет смысл слова, принято называть фонемами. Например, слова «зов», «ров», «шов» отличаются только первыми звуками, слова «бак», «бук», «бок» — вторыми, а слова «воз», «вол», «вор» — третьими звуками (фонемами). Обычно фонемы используются лингвистами как минимальные единицы для характеристики языка.

Интерпретация слова может определяться не лингвистическими фонемами, а содержанием предложения. Так, слова совершенно идентичные по составу и звучанию (например, «коса» — «коса», «ласка» — «ласка»), имеют разное смысловое значение в зависимости от контекста, в котором они представлены.

Свойства речи

содержательность

воздейственность

понятность

выразительность

поучение

наставление

просьба

приказание

инструктаж

совет

Функции речи

выражения

воздействия

сообщения

обозначения

Виды речи

устная

письменная

внутренняя

монологическая

диалогическая

Комментарии

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом.

Речь имеет свойства:

Содержательностьречи определяется количеством выраженных в ней чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятностьречи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительностьречи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бедной.

Воздейственностьречи заключается в ее влиянии на мысли, чув­ства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь выполняет определенные функции:

Функция выражениязаключается в том, что, с одной стороны бла­годаря речи человек может полнее передавать свои чувства, пережива­ния, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмо­циональность значительно расширяет возможности общения.

Функция воздействиязаключается в способности человека посред­ством речи побуждать людей к действию.

Функция сообщениясостоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.

Функция обозначениясостоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Существуют определенные виды речи.

Устная речь— это общение между людьми посредством произнесе­ния слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой.

Монологическая речь— это речь одного человека в течение от­носительно длительного времени излагающего свои мысли.

Диалогическая речь— это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников.

Письменная речь —это речь посредством письменных знаков.

Внутренняя речь— это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

Раздел III. Психология личности. Тема 4. История исследований и теории личности.

индивидуальность

субъект

личность

индивид

социальные

биологические

частное

общее

личность

личность

субъект

индивид

субъект

индивид

целое

единичное

индивидуальность

индивидуальность

внешние

внутренние

индивид

субъект

личность

индивидуальность

Комментарии

Индивид.В понятии человека как индивида выражаются два основ­ных признака:

1. Человек — это своеобразный представитель других живых су­ществ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видо­вых черт.

2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное суще­ство, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собствен­ным поведением и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индиви­да являются: целостность и своеобразие психофизиологической орга­низации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; ак­тивность.

В обыденной жизни под индклидом понимают конкретного чело­века со всеми присущими ему особенностями.

Личность— это индивид, занимающий определенное положение в обществе, выполняющий определенную общественно полезную дея­тельность и отличающийся своими, присущими только ему индивиду­ально- и социально-психологическими особенностями.

Субъект.Человек всегда является субъектом (участником, испол­нителем) исторического и общественного процесса в целом, субъек­том конкретной деятельности, в частности источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.

Индивидуальностьне есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность лично­сти. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо гла­венствующую особенность личности, делающую ее непохожей на ок­ружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность од­них проявляется очень ярко, других — малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоци­ональной, волевой сфере или во всех сферах психической деятельнос­ти. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследова­ния при изучении каждой конкретной личности.

Подход

Абульхановой К.А.

Подход

Ананьева Б.Г.

Подход

Фельдштейна Д.И.

Подход

Мясищева В.В.

Подход

Леонтьева А.Н. и

Петровского А.В.

Подход

Петровского В.А.

Подход

Узнадзе Д.Н.

Подход

Платонова К.К.

Комментарии

Подход Ананьева Б.Г.Рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон: 1) человека как биологического вида; 2) в онтогенезе и жизненном пути человека как индивида; 3) человека как личности; 4) человека как части человечества.

Подход Абульхановой К.А.Представляет личность как субъект жиз­ненного пути и субъект деятельности. В основе ее становления лежит развитие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), способность к организации времени, социальное мышление.

Подход Леонтьева А.Н. и Петровского А.В.Согласно этому подходу при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия, в силу чего в личности можно выделять ком­поненты разной меры общности и устойчивости.

Подход Мясищева В.В.Рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей дей­ствительности, являясь одной из форм этого отражения.

Подход Петровского В.А.Во-первых, быть личностью — значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные (в широком смысле) контакты с миром.

Во-вторых, быть личностью — это значит быть субъектом предметной деятельности. Последняя может быть раскрыта как производство человеком предметов духовной и материальной культуры и представлена в виде процессов опредмечивания и распредмечивания человеческих «сущностных сил».

В-третьих, быть личностью — это быть субъектом деятельности общения. Необходимо различать собственно общение и коммуникацию (последняя может иметь чисто служебный характер). Общение же — это производство индивидами их общего (В.А. Петровский), что предполагает достижение взаимной идеальной представленности взаимодействующих сторон (в отличие от коммуникации, которая может иметь чисто инструментальный характер).

В-четвертых, быть личностью — означает быть субъектом деятельности самосознания.

Подход Платонова К.К.Согласно ему личность имеет динамичес­кую функциональную структуру, элементами которой являются: I) на­правленность, 2) опыт, 3) особенности психических процессов и ее 4) биопсихологические свойства.

Подход Узнадзе Д.Н.Рассматривает личность как целостное и ду­ховное образование, мотивы и поступки которой могут носить и нео-сознаный характер. Д. Н. Узнадзе — основатель теории установки как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности раз­вития и функционирования психики личности в процессе ее целена правленной активности.

Подход Фельдштейна Д.И.Согласно ему в онтогенезе личность раз вивается поуровнево, проходя различные этапы социальной зрелости При этом ведущим фактором ее формирования является общественно полезная деятельность.

Речь. Свойства речи. Виды речи — Мегаобучалка

Ре́чь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.

Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Различают содержательность, понятность, выразительность и воздейственность речи, как основные ее свойства. Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности. Речь может быть более или менее содержательной в связи с обилием и характером тех мыслей, чувств и желаний, которые в ней высказываются. Речь может быть названа содержательной, если в ней обстоятельно излагается тот или другой вопрос, если выраженные в ней мысли и чувства серьезны и глубоки. Наоборот, поверхностные, пустые, ограниченные мысли и чувства делают речь малосодержательной.

Понятность речи обусловлена в основном совокупностью знаний слушателя в той области, к которой по своему содержанию относится речь собеседника. Она требует от слушателя также знания терминологии и специальных оборотов речи в данной области. Например, человек с большим трудом будет понимать речь на математические темы, если у него нет знания математических терминов и специальных выражений и оборотов речи, применяемых в этой области.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности речь может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.

Выразительность речи обеспечивается прежде всего ее фонетическими средствами: ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и соответствующей интонацией, с помощью которых могут быть выражены различные эмоциональные оттенки речи.

Воздейственная сторона речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Очень часто речь имеет своей задачей не столько передать другому лицу те или иные мысли и сведения, сколько вызвать его на определенные поступки, повлиять на его взгляды и убеждения, создать у него определенное отношение к тем или другим фактам и событиям.



Наибольшее значение воздейственная сторона речи имеет в учебно-воспитательной работе, в агитационной и пропагандистской работе, а также в командовании.

Воздейственное значение речи бывает самым различным. С помощью речи мы можем поучать и наставлять людей, давать им советы, предупреждать о последствиях их поведения, предостерегать от одних поступков и приглашать следовать другим примерам; давать инструкции; в речи могут быть выражены просьба, приказание, запрещение. Все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств.

Поучение и наставление придают речи свои особенности: она приобретает характер разъяснения, раскрытия положительных и отрицательных сторон данного поступка, указания на его последствия. Поучения и наставления всегда строятся на конкретных, живых примерах, причем правильные, с точки зрения говорящего, поступки одобряются, а ложные порицаются. В поучениях и наставлениях стремятся прежде всего вызвать у наставляемого понимание поступка, а также соответствующее эмоциональное отношение к нему. Интонация поучений имеет спокойный тон авторитетного и не вызывающего сомнений рассуждения. В словах наставления в связи с этим звучит полное убеждение в правильности и необходимости данного поступка.

Советы даются в тех случаях, когда человек испытывает колебания и нерешительность или не знает, как ему поступить. Содержание речи в этих случаях состоит в конкретном изложении самого действия, в подчеркивании его важности’и ожидаемых положительных результатов. Интонация совета есть интонация уверенности в возможности, доступности, целесообразности или необходимости именно этого, а не противоположного поступка.

Инструкции имеют воздейственное значение, когда они выражены в кратких определенных положениях, не допускающих различных толкований, когда вместе с тем они обоснованы и не вызывают сомнений в целесообразности указываемых в них мероприятий.

Воздейственное значение инструкции заключается главным образом в точном указании содержания, последовательности и способов действия применительно к отдельным видам практической деятельности, например при уходе за снарядами и спортивными сооружениями, при выполнении определенного трудного или опасного упражнения в целях борьбы с травматизмом, при установлении режима тренировки и т. д.

Просьба по своему назначению имеет целью добиться от собеседника удовлетворения определенных интересов самого просящего. Как по содержанию, так и по своим фонетическим средствам эта речь бывает крайне разнообразна. В ней отражается как существо просьбы, так и (особенно) желание, чтобы собеседник удовлетворил эту просьбу. Для просьбы характерно наличие дополнительных к ее содержанию слов, в которых выражается побуждение к действию, например: «очень прошу вас», «пожалуйста», «будьте добры» и т. д. Эта речь богата различными интонациями, в которых отражаются также и взаимоотношения говорящих: от очень просительного тона интонация просьбы может доходить почти до прямого требования.

Приказание имеет целью прямое и непосредственное воздействие на волю другого человека. По самому своему характеру оно состоит в требовании выполнить данное действие. Воздейственная сила приказания обусловлена прежде всего наличием соответствующих отношений между людьми — отношений начальника и подчиненного. По своей словесной форме приказание всегда кратко, оно выражает самую суть требования, без каких-либо объяснений и обоснований, например: «Уберите снаряды!» Часто при этом повелительное наклонение заменяется неопределенным, что придает приказанию особую силу, например: «Убрать снаряды!» Интонация приказания выражает энергию и волю приказывающего; сам тон, в котором оно дается, не допускает возражений, что резко отличает приказание от просьбы, которая дается, например, в такой форме и с соответствующей интонацией: «Пожалуйста, уберите снаряды».

Команда по своему характеру близка к приказанию. Она применяется на учебных и тренировочных занятиях, например: «Смирно!», «Марш!», «На старт!», «Отставить!» и т. д. Речь команды всегда очень лаконична и выражает только самое существенное и необходимое в действии. Ее воздейственное значение обусловлено ясностью содержания и четкостью произнесения. Интонация команды выражает энергию, уверенность, бодрость; вместе с тем команда всегда дается в спокойном тоне, без излишней аффектации.

Для правильного выполнения команды важно, чтобы учащиеся заранее были ознакомлены с различными по содержанию командами, которые применяются в учебном процессе, а также со способами и характером их выполнения. Каждая команда, по сути дела, должна быть точным сигналом к выполнению столь же точного действия.

Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах. В психологии в основном различают две формы речи:

1. внешнюю;

2. внутреннюю.

Внешняя речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи могут быть присущи:

· жаргон;

· интонация.

Жаргон — стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация — совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь служит общению (хотя в отдельных случаях человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), по­этому ее основной признак—доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. В зависимости от того, употребляются ли с этой целью звуки или письменные знаки, различают устную (обычную звуковую разговорную речь) и письменную речь. Уст­ная и письменная речь обладают своими психологическими осо­бенностями. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к от­сутствующему читателю, который не видит и не слышит пишу­щего, прочтет написанное только через некоторое время.

 

внешняя речь включает следующие виды:

-устную:

— диалогическую;

-монологическую;

-письменную

Устная речь — это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух — с другой.

В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.

Диалог (от греч. dialogos — разговор, беседа) — вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь — это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика — ответ, возражение, замечание на слова собеседника — отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса

Монолог — вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь — это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны:

· последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

· грамматически правильное оформление;

· выразительность голосовых средств.

Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Письменная и устная речь выполняют обычно разные функции. Речь устная по большей части функционирует как разговорная речь в ситуации беседы, письменная речь — как речь деловая, научная, более безличная, предназначенная не для непосредственно присутствующего собеседника.

Внутренняя речь (речь «про себя») — это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь — это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью.

Предикативность — характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

Речь имеет своисвойства:

Содержательность речи — это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.

Понятность речи — это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи — это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

Действенность речи — это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

 

33. ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ. Психология: Шпаргалка

33. ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ

Речь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – это язык в действии. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (внутренняя речь).

Основные виды речи человека: устная, письменная, диалогическая, монологическая, внешняя (звучащая, осознаваемая), внутренняя.

При помощи устной речи люди непосредственно общаются друг с другом, произносят наборы звуков, которые ассоциируются с теми или иными предметами или явлениями. Наборы звуков передаются и воспринимаются на слух через соответствующие колебания давления воздуха. Письменная речь основана на изображении символов на материальных носителях.

В диалогической речи принимают участие минимум два человека. Каждый выдает реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям; а их собственные высказывания являются реакцией на реплику данного человека. Монологическая – это речь, произносимая с начала и до конца только одним человеком. Диалог подразумевает многократное прерывание речи данного человека репликами других людей. Монолог же не предполагает какой-то речевой реакции и должен быть понятным сам по себе. Как диалог, так и монолог могут быть как устными, так и письменными.

Внешняя (звуковая) речь осознается говорящим и воспринимается другими людьми.

Внутренняя речь – особая разновидность. Она участвует в управлении лишь внутренними психологическими процессами, которые совершаются в голове человека. Внутренняя речь беззвучна и не имеет очевидных проявлений, она неосознаваемая.

Психологические функции речи: коммуникационная; интеллектуальная; регуляционная; психодинамическая; психотерапевтическая.

Смысл коммуникативной функции в том, что с помощью речи информация передается от человека к человеку. Она используется в различных видах общения людей и является первичным источником информации. Свою коммуникативную функцию речь получила благодаря существованию языка.

Интеллектуальная функция состоит в том, что для человека речь также и средство мышления. Наиболее ярко функция проявляется в словесно-логическом мышлении. Эта функция проявляется как во внутренней, так и во внешних формах речи: диалоге и монологе.

Речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ее использует, и психикой других людей – в этом выражается ее регуляционная функция.

Психодиагностическая функция заключается в том, что можно судить о психологических особенностях данного человека по его речи, о его психических состояниях, свойствах и познавательных процессах.

С помощью психотерапевтической функции речи люди оказывают на себя и на других терапевтическое влияние, рассчитанное на психологическую поддержку, помощь и на предупреждение легких психогенных заболеваний.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

определение, функции, свойства, виды — Студопедия

Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими.

Выделяют 4 основные функции речи:

выражение – указывает на то, что благодаря речи мы имеем возможность выразить свое отношение к определенному объекту, ситуации, человеку;

— сообщение – связано с тем, что именно посредством слов, в основном, идет обмен информацией между людьми;

— обозначение – выражается в придании названия предметам и явлениям;

— воздействие – посредством речи мы оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.

Виды речи.

Слово как раздражитель существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое. В зависимости от этого различают две формы речивнешнюю (громкую) и внутреннюю (скрытую) речь (думание).

Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную (монологическую и диалогическую), и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.

Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий.

Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Это всегда связная, контекстная речь, удовлетворяющая требованиям последовательности, доказательности изложения и грамматически правильного построения предложений. Формами монологической речи являются доклад, лекция, выступление, рассказ. Монологическая речь обязательно предполагает контакт с аудиторией, поэтому требует тщательной подготовки.


Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Овладение письменной речью вырабатывает совершенно новые психофизиологические механизмы речи. Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты приобщения к мировой культуре и является необходимым элементом воспитания человека.


Внутренняя речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.

Для внутренней речи характерны некоторые особенности:

• она существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ слова;

• ей присущи фрагментарность, отрывочность, ситуативность;

• внутренняя речь свернута: в ней опускается большинство членов предложения, остаются лишь слова, определяющие сущность мысли. Образно говоря, она носит «телеграфный стиль»;

• в ней изменяется и структура слова: в словах русского языка выпадают гласные звуки как несущие меньшую смысловую нагрузку;

• она беззвучна.

 

Эмоции и чувства.

Эмоциями называют конкретные ощущения, которые человек переживает здесь и сейчас. Это ощущения связаны с положительным или отрицательным отношением человека к различным объектам. У эмоций есть свои основные функции:

Сигнальная. Мы испытываем эмоции в те моменты, когда у нас есть какая-либо потребность.

Регуляторная. Эмоции позволяют человеку вести себя сообразно ситуации, исходя из норм, свойственных для общества, в котором живет человек. Кроме этого, эмоции позволяют оценивать ситуации.

Мотивационная. Чтобы человек начал действовать, ему нужны эмоции. Все мы по сути своей склонны к тому, чтобы переживать как можно больше различных ощущений, и отрицательных, и положительных.

Психология разграничивает эмоции, чувства и волю. И каждое из этих направлений получает массу своих отдельных видов и ответвлений.

Виды эмоций:

Возбуждение – успокоение.

Удовольствие – неудовольствие.

Напряжение – разрешение.

Стенические (активность) и астенические (уныние, бессилие).

Чувства это – устойчивые эмоциональные реакции на объекты. Чувства могут расцениваться как свойство характера, и указывает на определенные пристрастия и антипатии.

Они могут быть:

Интеллектуальные чувства. Они связаны с познанием и возникают в ходе научной или учебной работы – это удивление, уверенность, любопытство, неуверенность, сомнение, любознательность, недоумение.

Нравственные чувства. Они связаны с отношением человека к общественной морали. Сюда относят долг, совесть, уважение и презрение, симпатию и антипатию, патриотизм и прочее.

Эстетические чувства. Они связаны с эстетическими потребностями. Это чувства прекрасного, возвышенного, безобразного, низменного и т.д.

Чувства справедливости. Люди болезненно реагируют на любую несправедливость, и стремятся выглядеть достойно и независимо в любой, даже самой угнетающей ситуации.

Психология человека различает чувства по силе, скорости возникновения и продолжительности. Одни возникают быстро и также быстро улетучиваются, другие медленны и стабильны. В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека:

Эмоциональный тон. Это непосредственные переживания и ощущения, которые относятся к каждому объекту реальности.

Настроение. Это переживания слабой или средней силы и относительно устойчивые.

Страсть. Это устойчивое, длительное состояние. Оно связано с сильным накалом страстей. В позитивном смысле это отличный мотиватор, но страсть же и порождает зависимости.

Аффекты. Это чрезвычайно сильные, быстрые и бурные эмоциональные состояния, которые быстро проходят. Возникают в связи с внезапными шокирующими событиями.

Воодушевление. Это состояние большой устремлённости к определенной деятельности.

Чувства в психологии

Амбивалентность. Это противоречивость переживаемых эмоций.

Апатия. Это последствие утомления или сильного переживания, которое протекает как безразличие к жизни.

Депрессия. Это подавленное состояние, в котором у человека нет желаний и все видится в мрачном свете.

Стресс. Это эмоциональное состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое нередко требует специальных восстановительных процедур.

Фрустрация. Это состояние дезорганизации сознания из-за серьезных препятствий на пути к цели.

 

Понятие речи. Функции и виды речи. Речь и мышление — Студопедия

Одним из основных отличий человека от животного мира, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь чаще всего определяется как процесс общения людей посредством языка.

Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.

Язык является общим для народа, говорящего на нем, в то время как речь всегда субъективна и неповторима, зависит от конкретного человека. Всякий язык имеет определенную систему слов с соответствующими значениями (лексический состав языка), определенную систему форм слов и словосочетаний (грамматика языка) и определенный звуковой состав (фонетика языка).

Выделяют 4 основные функции речи:

— выражение – указывает на то, что благодаря речи мы имеем возможность выразить свое отношение к определенному объекту, ситуации, человеку;

— сообщение – связано с тем, что именно посредством слов, в основном, идет обмен информацией между людьми;

— обозначение – выражается в придании названия предметам и явлениям;

— воздействие – посредством речи мы оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.

С функциями речи непосредственно связаны и ее основные свойства:

— содержательность – объем и глубина выраженной в речи информации;

— понятность – умение индивида использовать адекватные ситуации и партнеру слова, предложения, употреблять нужные понятия;


— выразительность – эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, метафор, способность вызвать отклик в собеседнике;

— воздейственность – способность влиять на других людей (их убеждения, эмоции, мотивацию и т.д.).

Выделяют различные виды речи.

По тому, связана речь с обращением к другим людям или нет, выделяют внутреннюю и внешнюю речь.

Внутренняя речь связана с использованием языка вне процессов реального общения между людьми.

При этом различают три типа внутренней речи:

1) «речь про себя» – внутреннее проговаривание, наблюдаемая, например, при решении трудных мыслительных задач; в данном случае она соответствует структуре внешней речи;

2) речь как средство мышления; при этом различные понятия и суждения могут быть «свернуты», закодированы в виде соответствующих схем, образов и, соответственно, данный тип не соответствует структуре внешней речи;


3) речь как средство внутреннего программирования – использование слов для оказания воздействия на свое состояние, эмоции, мотивацию.

Внешняя речь ориентирована на других людей и характеризуется передачей при помощи языка необходимой информации. Внешняя речь, в свою очередь, может быть письменной и устной.

Письменная речь – общение посредством слов, выраженных в письменных текстах. Для данного вида речи характерны: достаточно сложная композиционно-структурная организация, особые (в отличие от устной речи) стиль и грамматическое построение. Чтение – восприятие текстовой информации. Чтение письменной речи про себя отличается высокой скоростью (скорость чтения превышает процесс говорения в среднем в три раза).

Устная речь – словесное общение при помощи языка, воспринимаемого на слух. В устной речи условно можно выделить два процесса: говорение и аудирование.

Говорение – процесс непосредственного обращения к собеседнику при помощи слов. Выделяют две основные характеристики данного процесса – объем высказываемых фраз и темп речи.

Аудирование – процесс восприятия устной речи, обусловленный особенностями субъекта и объекта общения, содержанием передаваемой информации, ситуацией и др. Важно, чтобы в ходе общения человек не только понял содержание сообщение, но и был способен воспринимать скрытый подтекст и эмоциональное состояние говорящего.

Устная речь может быть в форме диалога или монолога. Диалогическая (разговорная) речь – вид речи, характеризующийся тем, что в ходе общения происходит активный обмен информацией между двумя и более собеседниками. Как правило, данная речь основана на использовании простейших форм речи, не требует развернутых положений, содержит эмоциональную окраску.

Монологическая речь – речь, произносимая одним человеком, и направленная на определенную аудиторию. В отличие от диалогической, монологическая речь, как правило, более сложна, логична, содержательна.

В психологии также выделяют активную и пассивную речь. Активная речь связана с говорящим, а пассивная речь с слушающим (считается, что слушатель про себя часто повторяет слышимое).

Для понимания особенностей психического развития ребенка важно также определить и еще один вид речи – эгоцентрической.

Эгоцентрическая речь – речь ребенка, обращенная к самому себе, позволяющая ему управлять и контролировать свою деятельность. По мнению Л. С. Выготского, эгоцентрическая речь – своего рода переходный этап между внешней и внутренней речью. Т.е. сначала ребенок пассивно воспринимает речь других людей, затем вслух обращается к себе для регуляции своих действий, а на основе этого впоследствии формируется внутренняя речь и развивается его мышление.

Таким образом, речь, являясь средством коммуникации между людьми, выполняет и другую важнейшую функцию – выступает средством мыслительной деятельности человека. В своих работах Л. С. Выготский убедительно показал, что формирование высших психических функций (произвольности и осознанности познавательных процессов) осуществляется благодаря речи. Об этом свидетельствуют факты, когда речевые нарушения сказываются на развитии всех сторон психической организации человека, и особенно на интеллектуальной сфере.

Языкознание | наука | Британника

Языкознание , научное изучение языка. Это слово впервые было использовано в середине XIX века, чтобы подчеркнуть разницу между новым подходом к изучению языка, который тогда развивался, и более традиционным подходом филологии. Различия были и остаются в основном вопросом отношения, акцента и цели. Филолог занимается прежде всего историческим развитием языков, которое проявляется в письменных текстах и ​​в контексте связанной с ними литературы и культуры.Лингвист, хотя его могут интересовать письменные тексты и развитие языков с течением времени, склонен отдавать приоритет разговорным языкам и проблемам их анализа в том виде, в каком они действуют в данный момент времени.

Сфера лингвистики может быть разделена на три дихотомии: синхроническое и диахроническое, теоретическое и прикладное, микролингвистика и макролингвистика. Синхронное описание языка описывает язык таким, каким он является в данный момент; Диахроническое описание связано с историческим развитием языка и структурными изменениями, которые в нем произошли.Целью теоретической лингвистики является построение общей теории структуры языка или общей теоретической основы для описания языков; Целью прикладной лингвистики является применение результатов и методов научного изучения языка для решения практических задач, особенно для разработки усовершенствованных методов обучения языку. Термины «микролингвистика» и «макролингвистика» еще не получили широкого распространения и фактически используются здесь исключительно для удобства.Первое относится к более узкому, а второе — к гораздо более широкому взгляду на область лингвистики. Согласно микролингвистической точке зрения, языки следует анализировать ради самих себя и без привязки к их социальной функции, к тому, как они усваиваются детьми, к психологическим механизмам, лежащим в основе производства и восприятия речи, к литературным и языковым особенностям. эстетическая или коммуникативная функция языка и т. д. Напротив, макролингвистика охватывает все эти аспекты языка.Терминологическое признание получили различные области макролингвистики: психолингвистика, социолингвистика, антропологическая лингвистика, диалектология, математическая и компьютерная лингвистика и стилистика. Макролингвистику нельзя отождествлять с прикладной лингвистикой. Применение лингвистических методов и концепций к обучению языку может включать другие дисциплины, чего не делает микролингвистика. Но, в принципе, в каждой области макролингвистики есть теоретический аспект, равно как и в микролингвистике.

Большая часть этой статьи посвящена теоретической синхронной микролингвистике, которая обычно считается центральной частью предмета; впредь оно будет сокращаться как теоретическая лингвистика.

История языкознания

Более ранняя история

Незападные традиции

Лингвистические спекуляции и исследования, насколько известно, проводились лишь в небольшом количестве обществ. В той мере, в какой изучение месопотамского, китайского и арабского языков касалось грамматики, их подходы были настолько тесно связаны с особенностями этих языков и были так мало известны европейскому миру до недавнего времени, что практически не оказали влияния на западные лингвистические традиции.Китайская лингвистическая и филологическая наука насчитывает более двух тысячелетий, но интерес этих ученых был в основном сосредоточен на фонетике, письме и лексикографии; их рассмотрение грамматических проблем было тесно связано с изучением логики.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Безусловно, самая интересная незападная грамматическая традиция — и самая оригинальная и независимая — это индийская, которая насчитывает по крайней мере два с половиной тысячелетия и завершается грамматикой Панини V века до нашей эры.Санскритская традиция повлияла на современные лингвистические науки тремя основными способами. Как только санскрит стал известен западному ученому миру, последовал распад сравнительной индоевропейской грамматики, и были заложены основы всей системы сравнительной филологии и исторического языкознания XIX века. Но для этого санскрит был просто частью данных; Грамматика в Индии почти не играла непосредственной роли. Однако исследователи девятнадцатого века признали, что местная традиция фонетики в Древней Индии значительно превосходила западные знания, и это имело важные последствия для роста науки фонетики на Западе.В-третьих, в правилах или определениях (сутрах) Панини есть замечательно тонкий и проницательный отчет о грамматике санскрита. Построение предложений, составных существительных и т.п. объясняется с помощью упорядоченных правил, действующих на лежащие в их основе структуры, в манере, отчасти поразительно похожей на способы современной теории. Как можно было представить, эта проницательная индийская грамматическая работа вызвала большой интерес у лингвистов-теоретиков ХХ века. Изучение индийской логики в отношении панинианской грамматики наряду с аристотелевской и западной логикой в ​​отношении греческой грамматики и ее последователей могло бы пролить свет на понимание.

В то время как в древнем китайском обучении отдельная область обучения, которую можно было бы назвать грамматикой, почти не прижилась, в древней Индии сложная версия этой дисциплины развивалась рано вместе с другими науками. Несмотря на то, что изучение грамматики санскрита могло первоначально иметь практическую цель сохранить священные ведические тексты и комментарии к ним в чистом виде, изучение грамматики в Индии в 1-м тысячелетии до н. Э. Уже стало интеллектуальной целью само по себе.

.

4 этапа формирования речи — Спенсер Коффман

Люди произносят речь ежедневно. Люди — существа социальные и всегда разговаривают друг с другом. Будь то социальные сети, живое общение, текстовые сообщения, чат или что-то еще, мы всегда используем какую-то форму речи. Мы произносим эту речь, не задумываясь.

То есть без мысли о том, как мы это производим. Конечно, мы думаем о том, что мы собираемся сказать и как это сказать, чтобы другие люди слушали, но мы не думаем о том, из чего это сделано и как наш разум и тело на самом деле производят речь.

Если вы читали другие мои статьи, связанные с языком, то не удивитесь, обнаружив, что существует четыре стадии формирования речи. Похоже, что те, кто классифицировал эти данные, сделали это по четверке и пятерке. Есть…

Пять методов изучения языка

Четыре способа оценки знаний учащихся

Пять стратегий изучения языков

Четыре свойства разговорного языка

Список можно продолжить! Теперь у нас есть четыре этапа производства речи.Это процессы, с помощью которых люди производят речь. Все способы, которыми мы придумываем слова, которые мы произносим, ​​были разделены на четыре этапа. Эти этапы не являются последовательными, как обычные научные этапы. Вместо этого они просто классифицируются как таковые.

Это означает, что вы не проходите через них в процессе развития. Скорее, это просто разные способы произношения речи. Я опишу каждый из них, чтобы вы могли узнать и понять, что они собой представляют, и знать, как именно вы придумываете все, что говорите.


Деньги для инвестиций… Прекратите платить за сделки!


Этап 1 — Концептуализация

Первый этап называется этапом концептуализации. Это когда оратор спонтанно думает о том, что он или она собирается сказать. Это немедленная реакция на внешние раздражители, часто основанная на предварительном знании предмета. В этих словах нет предумышленности, и все они сформулированы на основе имеющихся знаний и опыта говорящего.Это спонтанная речь. Примеры этого могут варьироваться от ответов на вопросы до немедленного многословия, произведенного в результате удара ногой.

Этап 2 — Состав

Второй этап называется этапом разработки. Это когда говорящий думает о конкретных словах, которые собираются выразить его мысли. Это происходит практически одновременно с этапом концептуализации. Однако на этот раз говорящий думает об ответе, прежде чем ответить.Говорящий формулирует свои слова и решает, как лучше всего отвечать на внешние раздражители. Там, где концептуализация — это скорее мгновенный и немедленный ответ, формулировка немного откладывается.

Этап 3 — сочленение

Третий этап — этап артикуляции. Это когда говорящий физически говорит то, что он или она думали сказать. Это заранее подготовленная речь или запланированное слово. Кроме того, слова могли быть отрепетированы, например, когда кто-то репетирует презентацию или репетирует ложь.

Он включает в себя тренировку физических действий некоторых двигательных органов речи, таких как легкие, гортань, язык, губы и другие речевые аппараты. Конечно, первые две стадии также включают эти органы, однако стадия артикуляции использует эти органы несколько раз для одних и тех же словосочетаний.

Этап 4 — Самоконтроль

Четвертый этап называется этапом самоконтроля. Это когда говорящий размышляет над тем, что он сказал, и пытается исправить любые ошибки в своей речи.Часто это делается в аргументах опровержения или последних слов.

Кроме того, это также можно сделать во время разговора, когда говорящий понимает, что он или она ошиблись. Это действие, заключающееся в том, чтобы поразмыслить над тем, что вы сказали, и убедиться, что вы сказали именно то, что имели в виду.


Проверка орфографии и грамматика в реальном времени


Заключение

Вот и все. Это четыре стадии производства речи. Подумайте об этом и начните замечать каждый раз, когда вы находитесь на каждом этапе.Конечно, вы не сможете все время сознательно замечать, на какой стадии вы находитесь. Однако время от времени вам может быть забавно поразмыслить над этими этапами и посмотреть, как они совпадают со словами, которые вы говорите.


Для получения более подробной информации просмотрите дополнительный контент на этом веб-сайте и ознакомьтесь с этими замечательными сообщениями в блогах. Кроме того, не стесняйтесь связываться со мной в социальных сетях.

Спасибо,
Спенсер Коффман
SpencerCoffman.com

.

ЯЗЫК И РЕЧЬ

Различие между языком и речью, которое впервые ввел Фердинанд де Соссюр в его книге по общей лингвистике, с тех пор стало одним из краеугольных камней современной лингвистики. Хотя по-прежнему существуют разногласия по поводу точного определения границ между двумя сферами, его общая идея была принята большинством ученых.

Итак, язык — это система фонологическая, лексическая и грамматическая, лежащая в основе всякого говорения.Это источник, на который должен опираться каждый говорящий и писатель, чтобы его поняли другие носители языка.

Речь, с другой стороны, является проявлением языка или его использованием различными носителями и авторами данного языка. Таким образом, то, что мы имеем перед собой в устной или письменной форме в качестве материала для анализа, всегда является продуктом речи, а именно чем-то, что произнесено или написано каким-то отдельным оратором или писателем, а иногда и группой ораторов или писателей.Для ученого нет другого пути познания языка, кроме как через его речевые проявления.

Поскольку здесь мы имеем дело только с грамматикой, мы не будем останавливаться на проблеме языковой системы в фонологии, орфографии и лексикологии, а сосредоточимся на системе грамматики и ее проявлениях в речи, где, конечно, это возможно. никогда не кажутся изолированными от фонологии и лексикологии.

Таким образом, заявляя, что английские существительные различаются двумя числами, единственным и множественным числом, и что существует несколько способов выражения категории множественного числа в существительных, мы констатируем языковые факты, то есть элементы этой системы на который должен нарисовать носитель английского языка или писатель.

Точно так же утверждение, что в английском языке есть фразы типа «наречие + прилагательное + существительное», безусловно, является утверждением о языке, а именно о синтаксической системе английского языка на уровне фраз. Таким образом, при построении таких конкретных фраз, как , очень хорошая погода, чрезвычайно интересный роман, поразительно неадекватный ответ, и т. Д., Говорящий как бы опирается на набор фраз, существующих в языке и знакомых его носителям, и он наполняет образец словами, выбирая их из набора слов, существующих в языке, в соответствии с мыслью или чувством и т. д., что он хочет выразить. Например, конкретная фраза , поразительно неадекватный ответ, — это речевой факт, созданный отдельным говорящим для его собственных целей и основанный на знании: (а) рассматриваемого синтаксического образца и (б) слова, расположенные по шаблону.

Возможно, можно сказать с некоторыми оговорками, что настоящие предложения, произносимые говорящим, являются результатом организации слов, взятых из словарного запаса языка, в соответствии с шаблоном, взятым из его грамматической системы.

Получается, что материал, который ученый берется за исследование, всегда является фактом речи. Если бы не такие факты речи, устные или письменные, лингвистическое исследование было бы невозможным. Таким образом, задача ученого — проанализировать имеющиеся в его распоряжении речевые факты таким образом, чтобы через них добраться до базовой языковой системы, без которой они не могли бы быть произведены.


Дата: 28.02.2015; посмотреть: 2708


.

Writing in Psychology Overview // Purdue Writing Lab

Эта страница предоставлена ​​вам OWL в Университете Пердью. При печати этой страницы вы должны включить полное юридическое уведомление.

Авторские права © 1995-2018, Лаборатория письма и СОВ при Университете Пердью и Пердью. Все права защищены. Этот материал нельзя публиковать, воспроизводить, транслировать, переписывать или распространять без разрешения. Использование этого сайта означает принятие наших условий добросовестного использования.


Письмо по психологии Обзор

Резюме:

Написанный для студентов бакалавриата и новых аспирантов в области психологии (экспериментальной), этот раздаточный материал содержит информацию о написании статей по психологии, а также об экспериментальном отчете и написании экспериментальных статей.

Психология основана на изучении человеческого поведения. Как социальная наука, экспериментальная психология использует эмпирические исследования, чтобы помочь понять поведение человека. Согласно Трассу и Сэнфорду (2000), психологическое письмо состоит из трех элементов: описания, объяснения и понимания концепций с точки зрения эмпирического исследования.

Письмо по конкретным дисциплинам, такое как письмо, выполненное в психологии, может быть аналогично другим типам письма, которое вы выполняли, с использованием процесса письма, техник письма, а также поиска и интеграции источников. Однако в области психологии также есть свои правила и требования к письму; не все, что вы узнали о писательстве в прошлом, работает в области психологии.

Письмо по психологии включает следующие принципы:

  • Использование простого языка : Психологическое письмо — это формальное научное письмо, которое является простым и понятным.Литературные приемы, такие как метафоры, аллитерация или анекдоты, не подходят для написания статей по психологии.
  • Лаконичность и ясность языка : Область психологии делает упор на ясную, лаконичную прозу. Вы должны уметь устанавливать связи между эмпирическими данными, теориями и выводами. Смотрите наши раздаточные материалы OWL о лаконичности для получения дополнительной информации.
  • Рассуждения, основанные на доказательствах: Психология основывает свои аргументы на эмпирических данных. Личные примеры, рассказы или мнения не подходят для психологии.
  • Использование формата APA: Психологи используют формат Американской психологической ассоциации (APA) для публикаций. Хотя большинство студентов пишут в этом формате, некоторые преподаватели могут предоставить вам особые требования к форматированию, которые отличаются от формата APA.
Типы письма

Большинство основных письменных заданий по курсам психологии состоит из двух следующих типов.

Экспериментальные отчеты: Экспериментальные отчеты подробно описывают результаты экспериментальных исследовательских проектов и чаще всего записываются в курсах экспериментальной психологии (лабораторных).Экспериментальные отчеты — это описания ваших результатов после того, как вы провели исследование с участниками. В этом раздаточном материале описывается, как написать экспериментальный отчет.

Критический анализ или обзоры исследований : часто называемый «курсовыми работами», критический анализ исследований узко исследует и делает выводы из существующей литературы по интересующей теме. Их часто пишут на курсах опросов для старших классов. Наши раздаточные материалы для исследовательских работ содержат подробный обзор того, как писать такие типы исследовательских работ.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *