07.04.2025

Никому не нравится: «Я никому не нравлюсь, что со мной не так?» Ответ психолога подростку

«Я никому не нравлюсь, что со мной не так?» Ответ психолога подростку

ПодросткиМужчина и женщинаЧеловек среди людей

Фото
Getty Images

Спросим для начала: а откуда вы знаете? Неужели вы проводили исследование и опрашивали всех знакомых, и они ответили, что вы им категорически не нравитесь? Даже если представить себе такую дикую ситуацию, нельзя быть уверенным, что все ответили честно.

Поэтому, видимо, речь идет о вашей субъективной оценке. Интересно, откуда она взялась и что за ней стоит?

Помнится, в 11–13 лет фраза «Я никому не нравлюсь» означала «Я не нравлюсь кому-то конкретному, очень для меня важному». Вот это проблема на миллион! Человек занимает все ваше внимание, все мысли, так хочется, чтобы именно он вас оценил и признал, — а ему до вас вообще дела нет! Ходит, как ни в чем не бывало, и не замечает вас.

Что делать? Прежде всего вот несколько простых истин.

1. Нет людей более и менее важных — каждый из нас безусловно ценен

Даже если у вас в классе N считается великим авторитетом, всем нравится и у всех пользуется успехом, вам совершенно не обязательно получать его признание. Ваши статусы, популярность, авторитет не более чем социальная игра.

А если M, пусть и явный аутсайдер, считает вас достойным человеком, с удовольствием с вами общается и признает ваше мнение ценным — радуйтесь. Это значит, есть как минимум один человек на планете, кроме мамы и папы, который в вас заинтересован.

2. Мы никогда не знаем наверняка, как к нам относятся люди

То, что мы думаем и чувствуем, не равно тому, что мы говорим и как себя ведем. Вам кажется, что вас ненавидят, — а на самом деле вы просто оказываетесь не в то время и не в том месте. Вы думаете, вас не замечают, — а на самом деле просто стесняются заговорить, или ваша пассия никак не может разобраться со своими чувствами.

3. Очень сложно испытывать симпатию к человеку, который сам себе не нравится

Давайте по-честному: будь вы тем самым N, вы бы обратили на себя внимание? Что можно подумать о вас, если посмотреть со стороны? В чем ваша сила? В какие моменты с вами приятно и весело, а в какие хочется убежать от вас на край света? Если N вас не замечает, может, стоит заявить о себе чуть громче?

4.

Возможно, вам просто пока не удалось найти свою компанию

Представьте: тихий, мечтательный молодой человек оказывается в тусовке сумасшедших отвязных весельчаков. Они ценят в людях совершенно другие качества.

Фото
Getty Images

И наконец, может, вы и правы и у вас действительно есть все основания думать, что вы никому не нравитесь. Вас никто не приглашает танцевать. К вам никто не подсаживается в столовой. Никто не приходит на день рождения. Допустим, так.

Но, во-первых, остается высокая вероятность, что вас пока окружают не те люди (и это решаемо: достаточно найти другую компанию, другие места, где есть люди, которые вам интересны). А во-вторых, вы всегда можете придумать, как изменить ситуацию. Разыскать в интернете старых друзей, с которыми вы ходили в детский сад, перекрасить волосы, набраться храбрости и попроситься за стол к ребятам, которые вам симпатичны.

Не бойтесь неудачи: здесь лучше пробовать и получать негативный результат, чем не пробовать вообще ничего

Ну а если от всех своих стараний вы получаете только негатив, если вас действительно все отталкивают, расскажите об этом маме или другому взрослому, которому доверяете. Или позвоните по одному из телефонов доверия (например, на бесплатную кризисную линию доверия: +7 (495) 988-44-34 (бесплатно по Москве) +7 (800) 333-44-34 (бесплатно по России).

Возможно, ваши сложности имеют конкретную серьезную причину, с которой поможет разобраться хороший психолог.

Полезные упражнения

1. «Комплименты»

В течение десяти дней обязуйтесь говорить себе по два-три комплимента всякий раз, когда:

  • смотрите на себя в зеркало;

  • собираетесь выходить из дома;

  • возвращаетесь домой.

Только, чур, честно и конкретно, например:

«Ты сегодня очень хорошо выглядишь! У тебя классно лежат волосы, и свитер отлично подходит к куртке».
«С тобой приятно общаться! Ты нашел подходящие слова в той ситуации».
«Ты прикольный. У тебя веселые шутки — забавные и не обидные».

Фото
Getty Images

2. «Резюме»

Понятно, что на работу вам еще не скоро, но давайте потренируемся. Сделайте презентацию себя: подберите фотографии, составьте список своих умений и талантов, расскажите во всех подробностях, почему именно с вами люди захотят иметь дело. Потом перечитайте презентацию: ну и как такой человек, как вы, может никому не нравиться?

3. «Аудит человеческих отношений»

Представьте, что это не вы страдаете, а какой-нибудь мальчик Вася. У Васи большая проблема: его никто не замечает, к нему плохо относятся, его не ценят. А вы в этой истории — великий аудитор человеческих отношений. И вот Вася приходит к вам и спрашивает: «Что со мной не так? Почему я никому не нравлюсь?»

Вы задаете Васе несколько важных вопросов. Каких? Например — а как сам Вася относится к людям?

Не любит ли он желчные, злые шуточки? Умеет ли вставать на сторону другого человека, защищать, проявлять заботу?

И еще — с чего все началось. Может, было какое-то событие, поступок, некрасивое слово, после которого на Васю стали смотреть иначе? Или в жизни Васи произошло какое-то большое разочарование? Можно подумать, почему так вышло и как это исправить.

А может, Вася просто будет ныть, что он толстый. Ну это же ерунда! На свете полно людей с совершенно разным весом, которых любят, замечают, с которыми строят отношения и заводят семью. Проблема Васи, вероятно, в том, что пока он сам себе не до конца нравится. Нужно узнать его получше, рассмотреть как следует и понять, в чем его сила.

О том, как подросткам лучше узнать себя, научиться общаться с другими, преодолевать стеснение, скуку или конфликты с друзьями, Виктория Шиманская рассказывает в книге «33 важных «почему» (МИФ, 2022), написанной в соавторстве с Александрой Чканиковой. Читайте также статью «Почему мне никто не нравится?»: что нужно знать о любви подросткам.

Детский социолог, мама трех дочерей.

Текст:Мария ФедотоваИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Хочу развестись, но не могу решиться»

«Почему меня так любят мужики-нытики и абьюзеры?»

18 лет без фантазий: психотерапевты диагностировали у девушки отсутствие воображения

Невнимательность или упрямство: почему подростки не соблюдают правила гигиены?

5 заблуждений о серьезности мужских намерений: женские истории комментируют эксперты

Феминизм, пофигизм и поиск смысла: топ-5 книг издательства «Альпина» от Psychologies

«Опять ничего не получается»: как перестать быть неудачником

«Меня игнорят и обзывают, потому что я из Казахстана»

7 неочевидных признаков человека, который никому не нравится / AdMe

Неприязнь к кому-либо — нормальное чувство. Испокон веков людям было необходимо с подозрением относиться к темным личностям. Просто для того, чтобы выжить. Сегодня вопрос о выживании стоит не так остро, а некоторые люди все равно не нравятся нам без видимых на то причин. Что же не так с ребятами, которые раздражают всех вокруг?

ADME расскажет об отталкивающих качествах человека, которые он сам осознает далеко не всегда.

1. Чрезмерный альтруизм

© Harry Potter and the Sorcerer’s Stone / Warner Bros. Pictures, © Harry Potter and the Deathly Hallows / Warner Bros. Pictures

Доброта — это качество, которое мы ценим в людях, и ее не может быть слишком много. Или может? Оказывается, слишком самоотверженные люди раздражают окружающих. Если вы ведете себя очень мило и готовы помогать людям в ущерб себе, ждите беды. Те, кому вы помогли, скорее всего, не ответят вам взаимностью, да еще и начнут относиться к вам с подозрением.

Исследования показывают, что люди ненавидят беспредметную щедрость точно так же, как и жадность. И дело тут не в том, что все вокруг по природе своей неблагодарны. Просто бескорыстное проявление доброты вызывает вопросы: «Что она задумала?» или «Может, он хочет получить что-нибудь взамен?». Да и на фоне альтруистов обычные люди выглядят бледно: никому не хочется сравнивать себя с рыцарем в сияющих доспехах.

2. Малограмотность

Люди, которые пишут с ошибками, не вызывают доверия у окружающих. В жизни мы можем быть милыми, добрыми и вежливыми. Но пара промахов, допущенных в чате или в электронном письме, сводят на нет все наши усилия кому-либо понравиться.

А что же с теми ребятами, которые оценивают людей по количеству ошибок в тексте? Ученые говорят, что о человеке можно многое узнать по его реакции на ошибки. Если вас раздражает безграмотность, то по складу характера вы интроверт (не склонны к общению и с трудом устанавливаете социальные контакты). А если вы не обращаете внимания на ошибки, то у вас все черты экстраверта.

Однако грамотность необходимо постоянно прокачивать. И не для того, чтобы нравиться всем подряд. По данным международных образовательных организаций, уровень грамотности напрямую влияет на успешность и уровень доходов.

3. Хвастовство влиятельными знакомствами

© Invision / East News, © Brett Sayles / Pexels

Хвастунов тоже никто не любит. Особенно тех, кто хвалится своими влиятельными знакомыми. Ученые из Швейцарии выяснили, что упоминание о дружбе со знаменитостью не приносит никаких бонусных очков. Наоборот, чем больше вы рассказываете о тесном знакомстве с известным спортсменом, певцом или политиком, тем меньше вам верят. Люди считают, что с помощью громкого имени ими манипулируют.

4. Звезда социальных сетей

© hector landeros / Reshot

Страницы в соцсетях могут многое рассказать о вас будущему работодателю, да и вообще любому незнакомому человеку. Социологи и психологи взялись за эту проблему и составили список раздражителей, которые могут серьезно подпортить вашу репутацию.

  • Слишком много фотографий. Есть люди, у которых каждый поход в кафе оборачивается настоящим репортажем с места событий (море фотографий каждого блюда в разных ракурсах и т.  д.). К таким персонажам окружающие относятся с недоверием.
  • Слишком много «друзей». Как правило, люди негативно оценивают тех, у кого тысячи друзей и подписчиков. У окружающих создается впечатление, что популярность в соцсетях — это единственное, что интересует такого человека. Ученые даже подсчитали оптимальное количество друзей: 338 подписчиков не вызовут никакого негатива.

5. Слишком довольный вид

© Free Images, © Free Images

Мы привыкли считать, что улыбка вызывает только положительные эмоции. Однако тут тоже все не так просто. Люди, которые слишком часто улыбаются во все 32 зуба, не нравятся собеседникам.

Вот что по этому поводу говорят психологи: избыточное выражение счастья вызывает отторжение. Слишком довольные и радостные (без видимых причин) люди подсознательно кажутся нам наивными и даже глуповатыми.

А вот и негативный эффект этого открытия для убежденных оптимистов: если вы постоянно бодры, веселы и улыбчивы, на вас будут взваливать самые неприятные обязанности. Людям кажется, что вы недостаточно расчетливы, чтобы оценить всю тяжесть поставленных перед вами задач. И, следовательно, сопротивляться не станете.

6. Сложное имя

© PHOTOG / IPOL / GLOBE PHOTOS, INC ./ EAST NEWS, © Evan Agostini / Invision / AP / East News

Иногда для того, чтобы не понравиться кому-нибудь, и делать-то ничего не нужно. Наши имя и фамилия прекрасно справляются с этой задачей. Целых 5 исследований подтвердили, что труднопроизносимая фамилия влияет на оценку личности человека. Если верить ученым, то люди с простыми фамилиями занимают самые высокие посты на работе. А окружающие проявляют к ним больше доверия.

Почему так? Наш мозг настороженно относится ко всему новому и непривычному. Если имя или фамилия слишком длинные или нетипичные, их обладатель попадает в список подозрительных личностей. Все это просиходит, конечно, подсознательно. Но не в этом ли секрет звезд, которые меняют сложные имена на звучные и короткие псевдонимы?

7.

Излишняя скромность

© Snow White and the Seven Dwarfs / Walt Disney Productions

Люди не любят тех, кто часто и со вкусом критикует себя. Стремясь произвести хорошее впечатление на новых знакомых или работодателей, некоторые люди маскируют хвастовство самокритикой. А такая уловка просто не может остаться незамеченной. Вот простой пример из жизни. Представьте, что на собеседовании вас спрашивают о слабых сторонах вашей личности.

Неправильные ответы:

  • «Я перфекционист, и мое стремление к идеалу не дает мне спокойно спать по ночам. Но иначе я не могу».
  • «Я так люблю работать, что готов трудиться без выходных, хоть и не помню, как выглядят мои родные» и т. д.

В эти заявления никто не поверит. Ложная скромность вредит репутации и затрудняет продвижение по карьерной лестнице. А все потому, что такое поведение выглядит неискренним.

Бонус: о людях, которым все не нравится (и вы тоже)

© Austin Powers in Goldmember / New Line Cinema

Некоторые люди критикуют все вокруг просто потому, что не могут иначе. Смиритесь с этим. Гринч не любит Рождество, Скрудж презирает бедняков, а кто-то просто критикует все подряд. У психологов есть пара теорий на эту тему.

  • Социальная диспозиция. Диспозиция бывает разная: позитивная и негативная. Люди с негативной социальной диспозицией склонны к отрицательной оценке предметов и явлений. Проще говоря, они всегда найдут к чему придраться. А люди с позитивной диспозицией во всем ищут светлые стороны. Психологи уверяют, что диспозиция встроена в нашу личность с рождения и поменять свой взгляд на вещи очень сложно.
  • Тревожное расстройство. Люди с иррациональным страхом осуждения и отчуждения начинают критиковать окружающих, чтобы не остаться в одиночестве.

Фото на превью Free Images, Free Images

Никто не любит кассы самообслуживания. Вот почему он везде

Нью-Йорк Си-Эн-Эн Бизнес —

«Неожиданный предмет в багажном отделении».

«Пожалуйста, положите предмет в сумку».

«Пожалуйста, дождитесь помощи».

Если вы столкнулись с этими раздражающими предупреждениями на кассе самообслуживания, вы не одиноки.

Согласно опросу, проведенному в прошлом году среди 1000 покупателей, 67% заявили, что сталкивались с ошибкой на кассе самообслуживания. Ошибки в киосках настолько распространены, что они даже породили десятки мемов и видеороликов TikTok.

«Мы живем в 2022 году. Можно было бы ожидать, что кассы самообслуживания будут безупречными. Нас там вообще нет», — сказал Сильвен Шарлебуа, директор Лаборатории агропродовольственной аналитики в Университете Далхаузи в Новой Шотландии, который исследовал кассы самообслуживания.

Покупатели не единственные, кого не устраивает касса самообслуживания. У магазинов тоже есть проблемы с этим.

Кассы самообслуживания есть везде, несмотря на свои проблемы.

Джордж Фрей/Bloomberg/Getty Images

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_1F317867-F5DD-2A7C-F073-D3D36DEBC70F@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Машины дороги в установке, часто ломаются и могут привести к тому, что клиенты будут покупать меньше товаров. Магазины также несут более высокие потери и больше краж на кассах самообслуживания, чем на традиционных кассах с людьми-кассирами.

Несмотря на головные боли, кассы самообслуживания растут.

Согласно последним данным ассоциации пищевой промышленности FMI, в 2020 году 29% транзакций в продуктовых ритейлерах проходили через кассы самообслуживания по сравнению с 23% годом ранее.

В связи с этим возникает вопрос: почему эта часто проблематичная, нелюбимая технология захватывает розничную торговлю?

Внедрение касс самообслуживания в 1986 году было частью долгой истории магазинов, передавших работу от оплачиваемых сотрудников неоплачиваемым клиентам, практика, которая восходит к Piggly Wiggly — первому супермаркету самообслуживания — в начале 1900-х годов.

Вместо клерков за прилавком, собирающих продукты для покупателей, Piggly Wiggly позволила покупателям бродить по проходам, брать товары с полок и расплачиваться на кассе.

В обмен на выполнение большей работы модель обещала более низкие цены.

Покупатели в Piggly Wiggly, первом супермаркете самообслуживания, 1918 год.

Library of Congress/Corbis Historical/Getty Images

Самообслуживание, однако, было разработано в первую очередь для снижения затрат на рабочую силу в магазинах. Система сократила расходы на кассу на целых 66%, , согласно статье 1988 года в Miami Herald.

Первая современная система самообслуживания, запатентованная флоридской компанией CheckRobot и установленная в нескольких магазинах Kroger, сегодня была бы почти неузнаваема для покупателей.

cms.cnn.com/_components/paragraph/instances/paragraph_441B0F0C-0D02-10E4-A16C-CFBF94784609@published» data-editable=»text» data-component-name=»paragraph»> Покупатели сканировали свои товары и помещали их на конвейерную ленту. Сотрудник на другом конце ленты упаковывал продукты. Затем клиенты отводили их в центральную кассу для оплаты.

Эта технология была провозглашена «революцией в супермаркете». Покупатели «превращаются в собственных продуктовых продавцов, поскольку автоматизированные кассы сокращают длинные очереди тележек и сокращают расходы на персонал», — говорится в обзоре Los Angeles Times за 1987 год.

Но самообслуживание не произвело революцию в продуктовом магазине. Многие клиенты отказывались выполнять больше работы в обмен на не совсем понятные преимущества.

Walmart потребовалось десятилетие (WMT) для проверки самообслуживания. Только в начале 2000-х эта тенденция получила более широкое распространение в супермаркетах, которые стремились сократить расходы во время рецессии 2001 года и столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны новых супермаркетов и складских клубов.

Компания Walmart впервые протестировала кассы самообслуживания в конце 1990-х годов.

Патрик Т. Фэллон/Bloomberg/Getty Images

«Обоснование было основано на экономике, а не на покупателе», — сказал Шарлебуа. «С самого начала клиенты ненавидели их».

Опрос Nielsen 2003 года показал, что 52% покупателей считают кассы самообслуживания «нормальными», а 16% считают их «разочаровывающими». 32% покупателей назвали их «отличными».

Неоднозначная реакция привела к тому, что некоторые продуктовые сети, в том числе Costco (COST), Albertsons и другие, чтобы убрать кассы самообслуживания, которые они установили в середине 2000-х.

«Линии касс самообслуживания забиваются, так как покупателям приходится ждать, пока сотрудники магазина помогут решить проблемы со штрих-кодами, купонами, проблемы с оплатой и другие проблемы, которые неизменно возникают при многих транзакциях», — заявила сеть продуктовых магазинов Big Y в 2011 году, когда удалила свою учетную запись.

машины.

Переход на кассы самообслуживания также привел к непредвиденным последствиям для магазинов.

Ритейлеры обнаружили, что кассы самообслуживания не являются автономными и требуют регулярного обслуживания и контроля, говорит Кристофер Эндрюс, социолог из Университета Дрю и автор книги «Перегруженный работой потребитель: кассы самообслуживания, супермаркеты и экономика «сделай сам».

В магазинах возникают проблемы с кассами самообслуживания, включая более высокий уровень воровства.

Джон Тлумаки/The Boston Globe/Getty Images

По его словам, хотя кассы самообслуживания устранили некоторые задачи традиционных кассиров, их по-прежнему необходимо было укомплектовать персоналом, что создало потребность в более высокооплачиваемых ИТ-специалистах.

Касса самообслуживания, добавил Эндрюс, «не выполняет ничего из того, что обещает».

Самой большой головной болью для владельцев магазинов является то, что кассы самообслуживания приводят к большим потерям из-за ошибок или краж, чем традиционные кассиры.

«Если бы у вас был розничный магазин, в котором 50% транзакций совершались через кассы самообслуживания, потери были бы на 77% выше, чем в среднем», — считает Адриан Бек, почетный профессор Университета Лестера в Великобритании, изучающий потери в розничной торговле.

Покупатели совершают честные ошибки, а также намеренно воруют в кассах самообслуживания.

Некоторые продукты имеют несколько штрих-кодов или штрих-коды, которые не сканируются должным образом. Продукты, включая фрукты и мясо, обычно необходимо взвешивать и вручную вводить в систему с помощью кода. Клиенты могут случайно ввести неправильный код. В других случаях покупатели не услышат звуковой сигнал, подтверждающий правильность сканирования товара.

«Потребители не очень хорошо умеют надежно сканировать», — сказал Бек. «Почему они должны быть? Они не обучены».

Другие клиенты пользуются отсутствием контроля в кассах самообслуживания и разработали методы воровства. Распространенная тактика включает в себя отказ от сканирования товара, обмен более дешевого товара (бананы) на более дорогой (стейк), сканирование поддельных штрих-кодов, прикрепленных к их запястьям, или правильное сканирование всего, а затем уход без оплаты.

Магазины пытались ограничить потери, ужесточив функции безопасности касс самообслуживания, например, добавив датчики веса. Но дополнительные меры защиты от кражи также приводят к более неприятным ошибкам «неожиданный предмет в багажном отделении», требующим вмешательства сотрудников магазина.

«Существует тонкий баланс между безопасностью и удобством для клиентов», — сказал Бек.

Несмотря на множество недостатков касс самообслуживания для покупателей и владельцев магазинов, эта тенденция только растет.

Волмарт (WMT), Крогер (KR) и доллар General (DG) запускают исключительно магазины самообслуживания. Costco и Albertsons вернули кассу самообслуживания после того, как удалили ее несколько лет назад. Амазонка (AMZN) сделала еще один шаг вперед с Amazon без кассы (AMZN) Перейти в магазины.

Магазинам может быть просто слишком поздно отказываться от самообслуживания.

Amazon разработала магазины Go без касс. Другие ритейлеры пытаются уловить эту тенденцию.

Чона Касингер/Bloomberg/Getty Images

Современные магазины обслуживают покупателей, которые считают, что кассы самообслуживания работают быстрее, чем традиционные кассиры, хотя доказательств этому мало. Но поскольку клиенты выполняют работу, а не ждут в очереди, опыт может казаться более быстрым.

Владельцы магазинов также видели, как конкуренты устанавливают кассы самообслуживания, и решили, что не хотят упустить шанс.

Эта технология искусственного интеллекта позволяет вам не стоять в очереди на кассе

02:22 — Источник: Си-Эн-Эн Бизнес

«Это гонка вооружений. Если все остальные это делают, вы выглядите идиотом, если у вас этого нет», — сказал Дэвид Д’Ареццо, бывший руководитель Dollar General, Wegmans и других ритейлеров. «После того, как вы выпустили его из сумки, довольно сложно больше не предлагать его».

Covid-19 также ускорил распространение касс самообслуживания.

Во время пандемии многие клиенты выбрали самообслуживание, чтобы избежать тесного взаимодействия с кассирами и упаковщиками. А проблемы с наймом и удержанием работников заставили магазины больше полагаться на машины, чтобы довести клиентов до двери.

Alice Cooper – Nobody Likes Me (1990, CD)

Больше изображений

3:35
1 Ronnie Hawkins & The Disciples (5)– Ain`t That Just Like A Woman 2:37
2 Alice Cooper– Painting A Picture 1:59
3 Alice Cooper– Nobody Likes Me 3:15
4 Алиса Купер — Medley: A. C. Инструментальный Goin ‘to the River 2:07
6 Алиса Купер — Freak Out Song
. AIS