27.04.2024

Страсти основные: 8 главных страстей по учению святителя Игнатия Брянчанинова – Православный журнал «Фома»

8 главных страстей по учению святителя Игнатия Брянчанинова – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 2 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

В XIX веке известный православный богослов и проповедник святитель Игнатий Брянчанинов составил список «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», основанный на изучении трудов отцов Церкви. Этот список, содержательно повторяя классификацию Григория Великого, включает в себя также и перечисление конкретных проявлений греха.

 

Читайте также

Святитель Игнатий Брянчанинов: афоризмы

1. Чревообъедение (объедение, пьянство, нарушение постов, излишняя любовь к плоти — из этого следует самолюбие, неверность Богу).

2. Любодеяние (блудное разжжение, блудные ощущения, принятие нечистых помыслов и беседа с ними, блудные мечтания и пленения, нехранение чувств (особенно осязания), сквернословие и чтение сладострастных книг, грехи блудные естественные и противоестественные).

3. Сребролюбие (любовь к деньгам, имуществу, желание обогатиться, размышление о средствах к обогащению, мечтание богатств, опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, корыстолюбие, неупование на Промысл Божий, пристрастие к различным тленным предметам, суетная любовь к подаркам, присвоение чужого, жестокосердие к нищим, воровство, разбой).

4. Гнев (вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание отмщения, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума, непристойный крик, спор. Брань, жестокие колкие слова, рукоприкладство, убийство, злопомнение, ненависть, вражда, мщение, клевета, осуждение, возмущение и обида на ближнего).

5. Печаль (огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, скорбь на ближнего, ропот. Отречение от креста).

6. Уныние (леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние).

7. Тщеславие (искание славы человеческой, хвастовство, желание и искание земных и суетных почестей, любовь к одежде, роскоши, стыд исповедывать грехи и сокрытие их перед духовником, лукавство, самооправдание, прекословие, лицемерие, ложь, лесть, зависть, унижение ближнего, бессовестность, переменчивость нрава).

8. Гордость (презрение ближнего, предпочтение себя всем, дерзость, омрачение, дебелость ума и сердца, склонность их к земному, хула, неверие, лжеименный разум (ереси), непокорность Закону Божию и Церкви, чтение еретических книг, последование своей плотской воле, колкое насмешничество, потеря простоты, любви к Богу и ближнему, невежество и финал — смерть души).

 

Читайте также: 

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

 

На заставке фрагмент картины: Иероним Босх.  Чревоугодие (фрагмент картины «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», 1475-1480)

 

Греховные страсти: развитие и классификация

Устроение человеческой души по отношению к страсти (греховному навыку)1

Дей­ствие по страстиСопро­тив­ле­ние страстиИско­ре­не­ние страсти
Сила воз­дей­ствия страстиЗло обра­ти­лось в навык, так­же заме­ще­ние одних стра­стей другими.Борь­ба со страстью.Путь не про­сто сопро­тив­ле­ния, а путь побе­ды – истреб­ле­ния стра­стей, очи­ще­ния души для ино­го – для бла­го­да­ти, и стя­жа­ние её.
Отно­ше­ние к страстиРаб­ство страсти.
Тот, кото­рый, будучи пора­жа­ем от вра­га сво­е­го стре­ла­ми, берет их и соб­ствен­ны­ми рука­ми вон­за­ет в свое сердце.
Кто не дей­ству­ет по ней и не отсе­ка­ет ее, но борясь, как бы мину­ет страсть, одна­ко име­ет ее в себе.

Ста­ра­ю­щи­е­ся оста­но­вить страсть, но по вну­ше­нию дру­гой страсти.
Он подо­бен осы­па­е­мо­му стре­ла­ми вра­га сво­е­го, но обле­чен­но­му в бро­ню и пото­му не полу­ча­ю­ще­му ран.
Что­бы иско­ре­нить страсть, недо­ста­точ­но толь­ко не делать зла, а долж­но делать и доб­ро.
Он, будучи осы­па­ем стре­ла­ми вра­га сво­е­го, сокру­ша­ет их, или воз­вра­ща­ет в серд­ца врагов.

1 По прп. авве Доро­фею («Душе­по­лез­ные поуче­ния»)

 

Схема развития греха2

При­лог
(помысл)
Соче­та­ние
(вни­ма­ние)
Сосло­же­ние
(услаж­де­ние)
Пле­не­ние
(жела­ние)
Реше­ниеДело
Рож­де­ние обра­за в уме.Вни­ма­ние к обра­зу (ум).При­ло­же­ние серд­ца (чув­ства).При­ло­же­ние воли.Реше­ние реа­ли­зо­вать помысл.При­лог при­ве­дён в исполнение.
Гре­хом не является.Нача­ло греха
(ум дол­жен был про­гнать гре­хов­ный помысл).
В исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях (у подвиж­ни­ков) может носить харак­тер без­греш­но­го собе­се­до­ва­ния с помыс­лом с целью избав­ле­ния от него.
Раз­ви­тие греха.Раз­ви­тие греха.Раз­ви­тие греха.Испол­не­ние.
При­мер: При­хо­дит мысль, что вре­мя позд­нее, уже нет сил молиться.Согла­сие с тем, что ниче­го страш­но­го не про­изой­дёт, если все­го один раз не помолиться.Пред­вку­ше­ние слад­ко­го снаЖела­ние оста­вить молит­ву, что­бы отдох­нуть после тяжё­ло­го дня лиш­ние полчаса. Окон­ча­тель­ное реше­ние не молить­ся в этот вечер и пой­ти хоро­шень­ко выспаться.Оста­вил молит­ву. (Пошёл спать. По доро­ге при­сел у теле­ви­зо­ра. До 3‑х ночи смот­рел бое­вик. Утром не было сил на молит­ву)… ☹

2 Схе­ма раз­ви­тия стра­сти была раз­ра­бо­та­на прак­ти­че­ски одно­вре­мен­но (IV) век на Восто­ке Ева­гри­ем Пон­тий­ским и на Запа­де Иоан­ном Кас­си­а­ном Римлянином

 

Коренные страсти (стволы от корня страстей – самолюбия)3

Сла­сто­лю­биеСреб­ро­лю­биеСла­во­лю­бие
Клас­си­фи­ка­ция по Апо­сто­лу Иоан­ну: «Ибо всё, что в мире: похоть пло­ти, похоть очей и гор­дость житей­ская, не есть от Отца, но от мира сего» 1Ин. 2:16.Похоть пло­ти
(любовь к насла­жде­ни­ям, чувственность).
Сколь­ко благ на зем­ле, сколь­ко потреб­но­стей в его теле, столь­ко пол­ных удо­воль­стви­я­ми обла­стей для пре­дан­но­го чувственности.
Похоть очей
(свое­ко­ры­стие).
Он или коры­сто­лю­бив, или любо­с­тя­жа­те­лен, или скуп, и толь­ко под силь­ным вли­я­ни­ем тще­сла­вия может любить вели­ко­ле­пие и пышность.
Гор­дость житейская
(само­воз­но­ше­ние).
Он жаж­дет чести и сла­вы, когда обла­да­ет силь­ным харак­те­ром; лице­ме­рен и тще­сла­вен, когда слаб душою; дер­зок, свое­нра­вен, спе­сив, скло­нен к пере­су­дам, когда низок.
— по гене­зи­су (8 страстей)Чре­во­уго­дие, блуд.Среб­ро­лю­бие.Гнев, печаль, уны­ние, тще­сла­вие, гор­дость.
— по 3‑м частям душиПорож­де­ние раз­дра­жи­тель­ной части.Порож­де­ние вожде­ле­ва­тель­ной части.Порож­де­ние разум­ной части.
— по воз­рас­ту (св.
Гри­го­рий Пала­ма)4
ЮностьМла­ден­че­ствоДет­ство
Вра­че­ствоВоз­дер­жа­ниеНес­тя­жа­ниеСми­рен­но­муд­рие

3 Сле­ду­ет учи­ты­вать, что меж­ду стра­стя­ми не суще­ству­ет непро­ни­ца­е­мых пере­го­ро­док, одна страсть тес­ней­шим обра­зом свя­за­на с другими.
4 Добр Т.5. С.267–269

 

Подразделение страстей по генезису (происхождению и развитию)

1. Чре­во­уго­дие

2. Блуд

3. Среб­ро­лю­бие

4. Гнев

5. Печаль

6. Уны­ние

7. Тще­сла­вие

8. Гор­дость

Цепоч­ка зависимостиКорень после­ду­ю­щих страстей.Отец среб­ро­лю­бия.Мать гне­ва и печали.Отец печа­ли.
Мать уны­ния.Порож­де­ние печа­ли и тщеславия.От чрез­мер­но­го тще­сла­вия рож­да­ет­ся гордость.Пре­дел и источ­ник стра­стей, корень зла.
Опре­де­ле­ниеПри­стра­стие к вкус­ной и обиль­ной пище.При­стра­стие к плот­ско­му, гре­хов­но­му жела­нию помыс­лом или самим делом.Стрем­ле­ние нажи­вать богатство.Поте­ря душев­но­го равновесия.Гре­хов­ная скорбь
(от внеш­не­го источника).
Чув­ство внут­рен­ней неудо­вле­тво­рён­но­сти и опустошения
(от внут­рен­не­го состояния).
При­стра­стие к тщет­ной (напрас­ной) сла­ве чело­ве­че­ской, любовь к почестям.Чрез­мер­но высо­кое мне­ние о себе и пре­не­бре­же­ние к дру­гим; занос­чи­вость, высо­ко­ме­рие, зазнайство.
Виды

1) Еда до времени.

2) Обжор­ство.

3) Сла­сто­лю­бие.

1) Блуд.

2) Пре­лю­бо­де­я­ние.

3) Поло­вые извращения.

4) Блуд в помыслах.

1) Жад­ность – страсть к обладанию.

2) Ску­пость – страсть к сохранению
Жад­ность хочет захва­тить чужое, ску­пость боит­ся отдать свое.

1) Внут­рен­ний (сму­ще­ние, раздражение).

2) Внеш­ний.

3) Зло­па­мят­ство (мсти­тель­ность, обида).

1) Печаль от убыт­ка, потерь и неисполнения.

2) От опа­се­ния, стра­ха и забот.

3) От пред­ше­ству­ю­ще­го гнева.

1) Уны­ние, вго­ня­ю­щее в сон: лень.

2) Уны­ние (ску­ка), гоня­щее из дому в поис­ках обще­ния и развлечения.

1) Пре­воз­но­ше­ние плот­ски­ми пре­иму­ще­ства­ми, талан­та­ми и види­мы­ми вещами.

2) Пре­воз­но­ше­ние духов­ны­ми подвигами.

1) Само­воз­но­ше­ние над людьми.

2) При­пи­сы­ва­ние всех доб­рых дел себе.

Осо­бен­но­сти проявленияК про­яв­ле­ни­ям стра­сти чре­во­уго­дия отно­сят­ся пьян­ство, нар­ко­ма­ния, курение.Стра­сти блу­да под­вер­же­ны люди любо­го возраста.Жад­ность может при­ни­мать фор­му пред­при­ни­ма­тель­ства, кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ния, хищения.

Внешне м.б.похожа на бережливость.

Гнев обыч­но име­ет при­чи­ной неудо­вле­тво­рён­ность каких-либо страстей.1) Чув­ство гру­сти, душев­ной горечи.

2) Бес­по­кой­ство.

Пле­ня­ет чело­ве­ка, име­ю­ще­го глу­бо­кую при­вя­зан­ность к земному.

Выго­ра­ние, сует­ли­вость, рас­се­ян­ность в молитве.

Край­няя сте­пень уны­ния – отча­я­ние и само­убий­ство.

Жаж­да при­зна­ния, похвал.

Тще­сла­вие сопут­ству­ет всем доб­ро­де­те­лям.

Оби­да, само­лю­бие, неуступ­чи­вость, прав­до­ис­ка­тель­ство, само­оправ­да­ние, ропот, потре­би­тель­ское отно­ше­ние к Богу, Церк­ви и людям, свое­во­лие, эго­изм, отсут­ствие великодушия.
Бла­го­дат­ное при­зва­ние (замы­сел)Пита­ние от Дре­ва Жиз­ни (Ин.6:48).Любовь и еди­но­мыс­лие в Боге (Быт.2:18).Забо­та (Быт.1:28).Рев­ность по Богу, выте­ка­ю­щая из забо­ты о мире (Ин. 2:17).Твор­че­ская дея­тель­ность чело­ве­ка (1Кор.3:9).Пло­ды чело­ве­че­ско­го тру­да (Ин.15:5).Освя­ще­ние пло­дов тру­да, про­слав­ле­ние Бога в сво­их делах (Мф.6:9).Стя­жа­ние Бого­за­по­ве­дан­но­го досто­ин­ства, обо­же­ния (Ин.17:21).
Есте­ствен­ная потреб­ность чело­ве­ка после грехопаденияПита­ние.Раз­мно­же­ние.Выжи­ва­ние в пад­шем мире.Пра­вед­ный гнев.Необ­хо­ди­мость труда.Постро­е­ние цивилизации.
Какую запо­ведь нару­ша­ет страстьСмот­ри­те же за собою, что­бы серд­ца ваши не отяг­ча­лись объ­яде­ни­ем и пьян­ством… (Лк.21:34)Бегай­те блу­да; вся­кий грех, какой дела­ет чело­век, есть вне тела, а блуд­ник гре­шит про­тив соб­ствен­но­го тела (1Кор.6:18).Имей­те нрав несреб­ро­лю­би­вый, доволь­ству­ясь тем, что есть (Евр.13:5).…вся­кий, гне­ва­ю­щий­ся на бра­та сво­е­го напрас­но, под­ле­жит суду… (Мф. 5:22).Иисус, видя, что он опе­ча­лил­ся, ска­зал: как труд­но име­ю­щим богат­ство вой­ти в Цар­ствие Божие! (Лк.18:24)…долж­но все­гда молить­ся и не уны­вать… (Лк.18:1)…не будь, как лице­ме­ры… (Мф.6:5)Поги­бе­ли пред­ше­ству­ет гор­дость, и паде­нию – над­мен­ность (Притчи 16:18).
Св.Писание о страстиСир.37:30-34Мф.5:28,31-32; 1Кор.6:9-10Лк.12:15-22; Мк.10:23-24; 1Тим.6:6-10, 17-19Мф.5:21-22; Еккл.7:9; Иак.1:20; Еф.4:262Кор.7:9-10Пс.41:6Мф.6:1,5,16Иак.4:6; 1Кор.13:4; Дан.4:34; Иер.50:31-33
Сред­ства борьбы

1) Соблю­де­ние постов.

2) Еда толь­ко в уста­нов­лен­ное время.

3) Окон­ча­ние тра­пезы до сытости.

4) Про­стая пища.

5) Воз­дер­жа­ние от алкоголя.

6) Питать­ся, а не лакомиться.

1) Воз­дер­жа­ние от излиш­них пищи, вина, сна. Воз­дер­жа­ние языка.

2) Испо­ведь.

3) Физи­че­ская работа.

4) Молит­ва про­тив блуд­ных помыслов.

5) Чте­ние Св. Писания.

1) Мило­сты­ня.

2) Укреп­ле­ние веры в Про­мысл Божий.

3) Память смерт­ная.

1) Воз­дер­жа­ние в пище.

2) Мол­ча­ние уст при сму­ще­нии сердца.

3) Прось­ба о про­ще­нии обид перед теми, кого обидел.

4) Молит­ва об оскорбившем.

1) Молит­ва со сле­за­ми.

2) Мило­сер­дие.

3) Нена­ви­де­ние мира.

4) Раз­мыш­ле­ние о буду­щих бла­гах и бла­жен­стве в раю.

5) При­ня­тие все­го про­ис­хо­дя­ще­го как дара Божьего.

6) Сла­во­сло­вие Бога.

1) Труд.

2) Усер­дие в молит­ве и ко вся­ко­му доб­ро­му делу. Вос­пи­та­ние самопринуждения.

3) Тер­пе­ние.

4) Рас­по­ря­док.

5) Память смерти.

6) Избе­гать лиш­ней информации.

7) Уда­лять­ся тунеядцев.

1) Неза­ме­ча­ние похвал.

2) Недо­ве­рие сво­им добродетелям.

3) Стрем­ле­ние не выде­лять­ся при других.

4) Скром­ность в речи, одежде.

5) Само­по­срам­ле­ние, сокру­ше­ние о грехах.

6) Мол­ча­ние.

1) Память о сво­их гре­хах, память смерт­ная, раз­мыш­ле­ние о бла­го­де­я­ни­ях Божи­их, вплоть до стра­да­ний и смер­ти крестной.
2) Самоукорение.
3) Прось­бы о про­ще­нии или помо­щи у дру­гих людей.
4) Молит­ва о всех, даже самых про­стых нуждах.
5) При­пи­сы­ва­ние всех доб­рых дел Богу.
6) Послу­ша­ние духовнику.
Неко­то­рые осо­бен­но­сти борьбыНеоб­хо­ди­ма посте­пен­ность. Пост дол­жен быть в тайне.Сле­ду­ет укло­нять­ся от сла­до­страст­ных впечатлений.Мило­сты­ня тре­бу­ет посте­пен­но­го навы­ка и тайны.Необ­хо­ди­мо выра­ба­ты­вать тер­пе­ние.Молит­вы благодарения.Полез­но чте­ние житий подвиж­ни­ков.Сле­ду­ет срав­ни­вать себя с обра­зом чело­ве­ка, кото­рый пре­по­дал Хри­стос.Для изле­че­ния край­них сте­пе­ней гор­до­сти может помочь тяжё­лый физи­че­ский труд.
Доб­ро­де­тельВоз­дер­жа­ниеЦело­муд­риеНес­тя­жа­ниеКро­тостьНадеж­даТрез­ве­ниеСми­ре­ниеЛюбовь

Ска­чать эту схе­му в виде DOC-файла

Ска­чать схе­му на испан­ском язы­ке в виде DOC-файла

Subdivision of passions according to genesis

  • 74 тыс. 1