8 главных страстей по учению святителя Игнатия Брянчанинова – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 2 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
В XIX веке известный православный богослов и проповедник святитель Игнатий Брянчанинов составил список «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», основанный на изучении трудов отцов Церкви. Этот список, содержательно повторяя классификацию Григория Великого, включает в себя также и перечисление конкретных проявлений греха.
Читайте также
Святитель Игнатий Брянчанинов: афоризмы
1. Чревообъедение (объедение, пьянство, нарушение постов, излишняя любовь к плоти — из этого следует самолюбие, неверность Богу).
2. Любодеяние (блудное разжжение, блудные ощущения, принятие нечистых помыслов и беседа с ними, блудные мечтания и пленения, нехранение чувств (особенно осязания), сквернословие и чтение сладострастных книг, грехи блудные естественные и противоестественные).
3. Сребролюбие (любовь к деньгам, имуществу, желание обогатиться, размышление о средствах к обогащению, мечтание богатств, опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, корыстолюбие, неупование на Промысл Божий, пристрастие к различным тленным предметам, суетная любовь к подаркам, присвоение чужого, жестокосердие к нищим, воровство, разбой).
4. Гнев (вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание отмщения, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума, непристойный крик, спор. Брань, жестокие колкие слова, рукоприкладство, убийство, злопомнение, ненависть, вражда, мщение, клевета, осуждение, возмущение и обида на ближнего).
5. Печаль (огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, скорбь на ближнего, ропот. Отречение от креста).
6. Уныние (леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние).
7. Тщеславие (искание славы человеческой, хвастовство, желание и искание земных и суетных почестей, любовь к одежде, роскоши, стыд исповедывать грехи и сокрытие их перед духовником, лукавство, самооправдание, прекословие, лицемерие, ложь, лесть, зависть, унижение ближнего, бессовестность, переменчивость нрава).
8. Гордость (презрение ближнего, предпочтение себя всем, дерзость, омрачение, дебелость ума и сердца, склонность их к земному, хула, неверие, лжеименный разум (ереси), непокорность Закону Божию и Церкви, чтение еретических книг, последование своей плотской воле, колкое насмешничество, потеря простоты, любви к Богу и ближнему, невежество и финал — смерть души).
Читайте также:
7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле
На заставке фрагмент картины: Иероним Босх. Чревоугодие (фрагмент картины «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», 1475-1480)
Греховные страсти: развитие и классификация
Устроение человеческой души по отношению к страсти (греховному навыку)1
Действие по страсти | Сопротивление страсти | Искоренение страсти | |
---|---|---|---|
Сила воздействия страсти | Зло обратилось в навык, также замещение одних страстей другими. | Борьба со страстью. | Путь не просто сопротивления, а путь победы – истребления страстей, очищения души для иного – для благодати, и стяжание её. |
Отношение к страсти | Рабство страсти. Тот, который, будучи поражаем от врага своего стрелами, берет их и собственными руками вонзает в свое сердце. | Кто не действует по ней и не отсекает ее, но борясь, как бы минует страсть, однако имеет ее в себе.![]() Старающиеся остановить страсть, но по внушению другой страсти. Он подобен осыпаемому стрелами врага своего, но облеченному в броню и потому не получающему ран. | Чтобы искоренить страсть, недостаточно только не делать зла, а должно делать и добро. Он, будучи осыпаем стрелами врага своего, сокрушает их, или возвращает в сердца врагов. |
1 По прп. авве Дорофею («Душеполезные поучения»)
Схема развития греха2
Прилог (помысл) | Сочетание (внимание) | Сосложение (услаждение) | Пленение (желание) | Решение | Дело |
---|---|---|---|---|---|
Рождение образа в уме. | Внимание к образу (ум). | Приложение сердца (чувства). | Приложение воли. | Решение реализовать помысл. | Прилог приведён в исполнение.![]() |
Грехом не является. | Начало греха (ум должен был прогнать греховный помысл). В исключительных случаях (у подвижников) может носить характер безгрешного собеседования с помыслом с целью избавления от него. | Развитие греха. | Развитие греха. | Развитие греха. | Исполнение. |
Пример: Приходит мысль, что время позднее, уже нет сил молиться. | Согласие с тем, что ничего страшного не произойдёт, если всего один раз не помолиться. | Предвкушение сладкого сна | Желание оставить молитву, чтобы отдохнуть после тяжёлого дня лишние полчаса. | Окончательное решение не молиться в этот вечер и пойти хорошенько выспаться. | Оставил молитву. (Пошёл спать. По дороге присел у телевизора. До 3‑х ночи смотрел боевик. Утром не было сил на молитву)… ☹ |
2 Схема развития страсти была разработана практически одновременно (IV) век на Востоке Евагрием Понтийским и на Западе Иоанном Кассианом Римлянином
Коренные страсти (стволы от корня страстей – самолюбия)3
Сластолюбие | Сребролюбие | Славолюбие | |
---|---|---|---|
Классификация по Апостолу Иоанну: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» 1Ин.![]() | Похоть плоти (любовь к наслаждениям, чувственность). Сколько благ на земле, сколько потребностей в его теле, столько полных удовольствиями областей для преданного чувственности. | Похоть очей (своекорыстие). Он или корыстолюбив, или любостяжателен, или скуп, и только под сильным влиянием тщеславия может любить великолепие и пышность. | Гордость житейская (самовозношение). Он жаждет чести и славы, когда обладает сильным характером; лицемерен и тщеславен, когда слаб душою; дерзок, своенравен, спесив, склонен к пересудам, когда низок. |
— по генезису (8 страстей) | Чревоугодие, блуд. | Сребролюбие. | Гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. |
— по 3‑м частям души | Порождение раздражительной части. | Порождение вожделевательной части. | Порождение разумной части. |
— по возрасту (св.![]() | Юность | Младенчество | Детство |
Врачество | Воздержание | Нестяжание | Смиренномудрие |
3 Следует учитывать, что между страстями не существует непроницаемых перегородок, одна страсть теснейшим образом связана с другими.
4 Добр Т.5. С.267–269
Подразделение страстей по генезису (происхождению и развитию)
1. Чревоугодие | 2. Блуд | 3. Сребролюбие | 4. Гнев | 5. Печаль | 6. Уныние | 7. Тщеславие | 8. Гордость | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Цепочка зависимости | Корень последующих страстей. | Отец сребролюбия. | Мать гнева и печали. | Отец печали.![]() | Мать уныния. | Порождение печали и тщеславия. | От чрезмерного тщеславия рождается гордость. | Предел и источник страстей, корень зла. |
Определение | Пристрастие к вкусной и обильной пище. | Пристрастие к плотскому, греховному желанию помыслом или самим делом. | Стремление наживать богатство. | Потеря душевного равновесия. | Греховная скорбь (от внешнего источника). | Чувство внутренней неудовлетворённости и опустошения (от внутреннего состояния). | Пристрастие к тщетной (напрасной) славе человеческой, любовь к почестям. | Чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; заносчивость, высокомерие, зазнайство. |
Виды | 1) Еда до времени. 2) Обжорство. 3) Сластолюбие. | 1) Блуд. 2) Прелюбодеяние. 3) Половые извращения. 4) Блуд в помыслах. | 1) Жадность – страсть к обладанию. 2) Скупость – страсть к сохранению | 1) Внутренний (смущение, раздражение). 2) Внешний. 3) Злопамятство (мстительность, обида). | 1) Печаль от убытка, потерь и неисполнения. 2) От опасения, страха и забот. 3) От предшествующего гнева. | 1) Уныние, вгоняющее в сон: лень. 2) Уныние (скука), гонящее из дому в поисках общения и развлечения. | 1) Превозношение плотскими преимуществами, талантами и видимыми вещами. 2) Превозношение духовными подвигами. | 1) Самовозношение над людьми. |
Особенности проявления | К проявлениям страсти чревоугодия относятся пьянство, наркомания, курение. | Страсти блуда подвержены люди любого возраста.![]() | Жадность может принимать форму предпринимательства, коллекционирования, хищения. Внешне м.б.похожа на бережливость. | Гнев обычно имеет причиной неудовлетворённость каких-либо страстей. | 1) Чувство грусти, душевной горечи. 2) Беспокойство. Пленяет человека, имеющего глубокую привязанность к земному. | Выгорание, суетливость, рассеянность в молитве. Крайняя степень уныния – отчаяние и самоубийство. | Жажда признания, похвал. Тщеславие сопутствует всем добродетелям. | Обида, самолюбие, неуступчивость, правдоискательство, самооправдание, ропот, потребительское отношение к Богу, Церкви и людям, своеволие, эгоизм, отсутствие великодушия. |
Благодатное призвание (замысел) | Питание от Древа Жизни (Ин.6:48). | Любовь и единомыслие в Боге (Быт.2:18). | Забота (Быт.1:28). | Ревность по Богу, вытекающая из заботы о мире (Ин.![]() | Творческая деятельность человека (1Кор.3:9). | Плоды человеческого труда (Ин.15:5). | Освящение плодов труда, прославление Бога в своих делах (Мф.6:9). | Стяжание Богозаповеданного достоинства, обожения (Ин.17:21). |
Естественная потребность человека после грехопадения | Питание. | Размножение. | Выживание в падшем мире. | Праведный гнев. | Необходимость труда. | Построение цивилизации. | ||
Какую заповедь нарушает страсть | Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством… (Лк.21:34) | Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1Кор.6:18). | Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть (Евр.13:5). | …всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… (Мф.![]() | Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! (Лк.18:24) | …должно всегда молиться и не унывать… (Лк.18:1) | …не будь, как лицемеры… (Мф.6:5) | Погибели предшествует гордость, и падению – надменность (Притчи 16:18). |
Св.Писание о страсти | Сир.37:30-34 | Мф.5:28,31-32; 1Кор.6:9-10 | Лк.12:15-22; Мк.10:23-24; 1Тим.6:6-10, 17-19 | Мф.5:21-22; Еккл.7:9; Иак.1:20; Еф.4:26 | 2Кор.7:9-10 | Пс.41:6 | Мф.6:1,5,16 | Иак.4:6; 1Кор.13:4; Дан.4:34; Иер.50:31-33 |
Средства борьбы | 1) Соблюдение постов. 2) Еда только в установленное время. 3) Окончание трапезы до сытости. 4) Простая пища. 5) Воздержание от алкоголя. 6) Питаться, а не лакомиться. | 1) Воздержание от излишних пищи, вина, сна. Воздержание языка. 2) Исповедь. 3) Физическая работа. 4) Молитва против блудных помыслов. 5) Чтение Св. Писания. | 1) Милостыня. 2) Укрепление веры в Промысл Божий. 3) Память смертная. | 1) Воздержание в пище. 2) Молчание уст при смущении сердца. 3) Просьба о прощении обид перед теми, кого обидел. 4) Молитва об оскорбившем. | 1) Молитва со слезами. 2) Милосердие. 3) Ненавидение мира. 4) Размышление о будущих благах и блаженстве в раю. 5) Принятие всего происходящего как дара Божьего. 6) Славословие Бога. | 1) Труд. 2) Усердие в молитве и ко всякому доброму делу. Воспитание самопринуждения. 3) Терпение. 4) Распорядок. 5) Память смерти. 6) Избегать лишней информации. 7) Удаляться тунеядцев. | 1) Незамечание похвал. 2) Недоверие своим добродетелям. 3) Стремление не выделяться при других. 4) Скромность в речи, одежде. 5) Самопосрамление, сокрушение о грехах. 6) Молчание. | 1) Память о своих грехах, память смертная, размышление о благодеяниях Божиих, вплоть до страданий и смерти крестной. 2) Самоукорение. 3) Просьбы о прощении или помощи у других людей. 4) Молитва о всех, даже самых простых нуждах. 5) Приписывание всех добрых дел Богу. 6) Послушание духовнику. |
Некоторые особенности борьбы | Необходима постепенность. Пост должен быть в тайне. | Следует уклоняться от сладострастных впечатлений. | Милостыня требует постепенного навыка и тайны. | Необходимо вырабатывать терпение. | Молитвы благодарения. | Полезно чтение житий подвижников. | Следует сравнивать себя с образом человека, который преподал Христос. | Для излечения крайних степеней гордости может помочь тяжёлый физический труд.![]() |
Добродетель | Воздержание | Целомудрие | Нестяжание | Кротость | Надежда | Трезвение | Смирение | Любовь |
Скачать эту схему в виде DOC-файла
Скачать схему на испанском языке в виде DOC-файла
Subdivision of passions according to genesis
- 74 тыс. 1
- 1
Цивилизация и ее основные страсти
История|Время чтения: 4 минуты
«Описать культуру — значит описать структуру ее институтов».
— Джозеф Туссман
***
В своей книге Бремя должности педагог и философ Джозеф Туссман , принесший нам глубокую мудрость, всего на нескольких коротких страницах проделывает замечательную работу описывая одну из фундаментальных истин человеческой жизни: Те же самые вещи, которыми мы дорожим, также разрушают нас . Именно качества, которые придают нам жизненную силу, создают наши проблемы. Это фундаментальная истина. (Гэри Таубс недавно высказал аналогичную мысль, назвав жажду знаний хождением по канату.)
Туссман разбивает основные страсти на пять областей: Эрос (Любовь), Негодование (Моральная праведность), Любопытство , Стяжательство и Гордость . Это то, что благословляет и огорчает нас , как выразился Туссман.
На Эросе :
Мощный, необходимый, корень самопревосхождения, разновидностей любви и всего, что мы ценим, вытекающих из этого. И все же источник страданий, страданий, мучений, несчастий, конфликтов, безумия, убийств, войн. Половина мудрости состоит в том, чтобы научиться ходить на цыпочках в присутствии эроса .
О нравственном рвении:
Глубоко инстинктивная реакция на то, что угрожает нам, социальной группе, основной человеческой единице.
Ее отсутствие — равнодушие, настоящая беспечность — смертельная болезнь. Его умеренное присутствие поддерживает справедливость, которая делает возможным доверие и сотрудничество. Его яростное присутствие приносит фанатическую или священную войну, ужасы неутолимой мести, бесконечную вражду.
Любопытство:
Без него нет ни знания, ни науки, ни искусства, ни силы. Но опасаются сегодня, как человеческой страсти, которая может привести нас к концу света. В его тисках мы не останавливаемся ни перед чем, не признавая запретного плода, не останавливаясь перед приличиями.
При приобретении :
Если мы не перейдем к уничижительному смыслу, мы увидим, что это начинается как своего рода благоразумная забота о том, чтобы получить то, что нам нужно, чтобы удовлетворить наши потребности, сейчас и в будущем, чтобы обеспечить себя, наши семьи, наших друзей, наших молодцы […] Но увлекшись, мы можем стать скрягами, приобрести прикосновение Мидаса, сделаться безобразными от жадности, алчности, алчности, превратив добродетель в разрушительный порок.
Гордость:
Страсть к цивилизацииНа одном конце шкалы мы находим нечто желаемое и необходимое – надлежащую гордость, самоуважение, чувство собственного достоинства, способность познавать стыд, чувствовать позор. На другом конце мы сталкиваемся с жаждой славы, статуса, славы — с высокомерием, беспечной автономией, гордыней, которая предшествует падению.
Перед лицом этих двуличных страстей весь смысл человеческой цивилизации и культуры состоит в том, чтобы использовать их, чтобы они были полезными и безопасными. Это напоминает английскую поговорку о том, что Политика – это искусство мобилизации ненависти . Другими словами, мы строим нашу культуру, прекрасно зная, что такое страсти и на что они способны.
Некоторые люди, конечно, ненавидят установление правил и институционализацию страстей. Мы все, вероятно, делаем, время от времени. Многие политические кампании проводились на идее, что общество слишком сильно царит в славной личности.
Но мы редко отдаем должное обществу за то, что оно делает, создавая полезные институты для управления нашими страстями. Туссман указывает на несколько особенно полезных. Во-первых, это современная правовая система, которая представляет собой отличный пример того, как мы укрощаем страсть моральной ярости ради цивилизации.
Моральное негодование уступает место юридическим спорам; ярость завязана законными узлами — поймана в ловушку, ограничена, сдержана, трансформирована, приручена. Страсть оказывается институционализированной, учится выражать себя в наборе соответствующих привычек. Импульс и интуиция уступают место бюрократии. Мораль подчиняется закону. Война уступает место закону. Мы становимся цивилизованными.
История ярости и подчинения ее закону — это история всех великих страстей. Мы разрабатываем формы, в которых они признаются, признаются, удовлетворяются и тем не менее ограничиваются, удерживаются в рамках, ограничиваются.
Мы делаем это и с Эросом — мы находим способы приручить и узаконить любовь, одну из самых фундаментальных биологических страстей человечества:
В своем наиболее настойчивом настроении институт брака стремится к тотальной монополии законной сексуальности. Довольно смелое требование, мало чем отличающееся от требования институтов суверена на монополию на законную силу принуждения, оправданное лишь до некоторой степени. Но дело в том, что брак и его вспомогательные институты являются культурными попытками укротить эрос в мягкой форме. Образец может меняться от культуры к культуре и время от времени, но каждая человеческая группа воздвигнет свои храмы этому божеству.
Это верно даже в отношении страсти к знаниям — того, что мы все считаем фундаментальным правом и в целом положительной страстью к миру. Это дало нам так много. Но мы все равно сдерживаем его, признавая его способность вводить в заблуждение.
Может показаться, что страсть к знаниям неуместна в этой лихорадочной компании и, возможно, не нуждается в сдерживании. По крайней мере, это может показаться не так в академическом мире, где мы обычно больше заботимся о разжигании страсти, чем о ее угасании. Но существует давняя традиция страха перед сумасшедшим ученым с его неутолимой жаждой – Фаустом и всеми этими беспокойными пытливыми умами, раскрывающими тайны атома, генетического кода, разума, души, всех этих пьянящих плодов. вкус которого может угрожать остаткам невинности. Однако, несмотря на смелые притязания на свободу, даже стремление к истине подвергается социальному и политическому принуждению. Многое из этого даже не могло продолжаться без государственной санкции и поддержки.
Юваль Харари делает похожие выводы в своей замечательной книге Sapiens: существует долгая связь между государственными и капиталистическими институтами и стремлением к знаниям. Эти занятия не существуют независимо друг от друга, а дополняют друг друга. Карл Поппер также глубоко писал о необходимости открытого общества — о необходимости надлежащих институтов для поддержки роста знаний, которые могут быть подавлены в неправильных условиях.
В конце концов, говорит Туссман, мы являемся суммой наших страстей и наших институтов — каждая культура решает эту проблему по-своему.
Цивилизация требует институционализации необходимых, но опасных страстей. Любая цивилизация — это особый способ достижения этого — врастание — в свои сложные формы более или менее по счастливой случайности. Описать культуру — значит нанести на карту ее институты. Критиковать или оценивать культуру — значит судить об адекватности ее институтов в свете некоторой концепции того, как различные страсти могут лучше всего выражаться, формироваться или использоваться для служения различным человеческим целям.
***
Все еще заинтересованы? Прочтите блестящую цитату Туссмана о понимании мира.
Основная страсть | Виды | Причины | Эффекты |
любовь (любовь) | ![]() | благость , и, ради доброты:
| |
одиум (ненависть) | |||
конкуписценция (чувство желания) | ![]() | ||
фуга (отвращение) | |||
delectatio (удовольствие) | Дополнительный номер:
| ||
боль (боль) | По расширению: ![]() | ||
вид (надежда) | ![]() | ||
отчаяние (отчаяние) | |||
тимор (страх) | В отношении действий: В отношении внешнего зла: | ||
смелость (смелый) | ![]() |