01.12.2024

Страдание в буддизме: Концепция страдания в буддизме

Содержание

Концепция страдания в буддизме

7.05.2011

Анализируя понятие страдания в буддизме, Е.А. Торчинов пишет, что буддизм в значительно большей степени, чем другие религии, подчеркивает связь жизни со страданием. Более того, в буддизме страдание есть фундаментальная характеристика бытия как такового. Это страдание не есть результат некоего грехопадения и утраты изначального рая. Подобно самому бытию, страдание безначально и неизменно сопровождает все проявления бытия. Конечно, буддисты отнюдь не отрицают того обстоятельства, что в жизни есть и приятные моменты, сопряженные с удовольствием, однако само это удовольствие (сукха) не является противоположностью страданию, а как бы включено в страдание, являясь его аспектом. Дело в том, что ни одно из возможных «мирских» состояний не является для нас полностью удовлетворительным. Мы находимся в постоянной неудовлетворенности, постоянной фрустрации (Е.А. Торчинов, с.

2).

Причиной страдания в буддизме является влечение, желание, привязанность к жизни в самом широком смысле, воля к жизни. При этом влечение понимается буддизмом максимально широко, ибо в это понятие включается и отвращение как оборотная сторона влечения, влечение с противоположным знаком. В основе жизни -влечение к приятному и отвращение к неприятному, выражающееся в соответствующих реакциях и мотивациях, базирующееся на фундаментальном заблуждении, или неведении (авидья), выражающемся в непонимании того, что суть бытия есть страдание. Влечение порождает страдание, если бы не было влечений и жажды жизни, то не было бы и страданий. И регулируется эта жизнь законом кармы (Е.А. Торчинов, с. 2-3).

Учение о карме, как пишет исследователь, является доктринальным стержнем буддизма. Слово «карма» может быть переведено как «дело», «действие» (и никоим образом не «судьба» или «участь», как иногда думают). Оно означает любое действие, или акт, причем в самом широком смысле этого слова — акт физический (действие, поступок), акт вербальный (слово, высказывание) и акт ментальный и волевой (мысль, намерение, желание).

Таким образом, карма — это действие, причем обязательно имеющее следствие, или результат. Совокупность всех действий, совершенных в жизни, точнее, общая энергия этих действий, также приносит свой плод: она определяет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой определяется кармой (то есть характером совершенных действий) умершего. Соответственно, карма может быть благой или неблагой, то есть ведущей к хорошим или дурным формам рождения (Е.А. Торчинов, с. 3).

В новой жизни человек снова совершает действия, ведущие его к новому рождению, и так далее, и так далее. Этот круговорот рождений — смертей называется в религиях Индии (не только в буддизме) сансарой (круговорот, коловращение), главной характеристикой которой является страдание, проистекающее из влечений и желаний.

Далай-лама XIV в своем очерке «Буддизм Тибета» пишет, что источников страдания два: омраченные действия и скверны. Под сквернами он понимает «периферийные факторы», оскверняющие сознание. При этом сознание попадает под его влияние, идет туда, куда ведет его скверна, и тем самым «накапливает» дурное действие. К сквернам Далай-лама относит эгоистическое желание, злобу, гордость, ложные взгляды и т.д. Из них главные — желание и злоба. Злость появляется из-за первоначальной привязанности к самому себе, когда случается что-либо нежелательное. Затем из-за привязанности к самому себе появляется гордость, и человек считает себя лучше других (Далай-лама, с. 28).

Привязанность к себе возникает из-за того, что сознание крепко держится за свое «я», что обусловлено «

отсутствием знаний о сущности вещей». Далай-лама пишет, что, согласно буддистской традиции, только кажется, что вещи, в том числе и человек, обладают независимой реальностью. Однако они лишены «самосущего бытия», т.е. пусты. Следовательно концепция, что явления обладают независимой реальностью, представляет собой скверну неведения, которая и есть первичный корень всех прочих скверн (Далай-лама, с. 28-29).

Круговорот бытия — это оковы, а освобождение означает свободу от оков, созданных омраченными действиями и скверной. Устранением причин сводятся на нет омраченные совокупности, а освобождение от них приводит к исчезновению связанного с ним страдания. Освобождение может быть двух видов: освобождение, заключающееся в уничтожении всех форм страдания и их источников, и «великое, непревзойденное освобождение» состояния Будды, связанное с полным уничтожением как скверн, так и препятствий к всеведению (Далай-лама, с. 30-31).

Е.А. Торчинов .ссылается на буддистские тексты, в которых подчеркивается, что человеческая форма рождения благоприятна, т.к. его положение предоставляет уникальную возможность: обретения освобождения от круговорота сансары. Только человек способен выйти из круговращения рождений-смертей и обрести вечное блаженное упокоение. При этом человеческое тело — редкая драгоценность и обретение его — великое счастье, поскольку лишь человек способен достичь освобождения и поэтому в высшей степени неразумно пропустить столь редкую возможность.

Ключевые слова: Буддизм

Материалы по теме

Путь становления личности буддиста

Возникновение буддизма. Легенда о Будде

Биография Будды

Козлов В.В., Психология буддизма

Психологические аспекты буддизма

Козлов В.В., Психология буддизма

Личность в буддизме

Козлов В.В., Психология буддизма

Индо-буддийская культурная традиция

Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И…

Страдание (буддизм) | это… Что такое Страдание (буддизм)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Страдание (значения).

Ду́ккха, духкха (санскр. दुःख, duḥkha?; букв. «болезненность, неприятность, страдание, боль»). В Четырёх Благородных Истинах Будды Гаутамы термин «дуккха» вряд ли можно переводить как собственно «страдания». Дуккха значит «нетерпение, непостоянство, нестерпимость». Однако неточный перевод «страдание» весьма распространён.

Некоторые исследователи (Ф. И. Щербатской, В. Н. Топоров и др.) протестуют против такого перевода. Щербатской отмечает бессмысленность таких выражений, как «элемент зрения есть страдание», и предлагает переводить «духкха» как «беспокойство» или «волнение». Топоров, анализируя аналогичное санскритскому «духкха» палийское «дукха», отмечает, что этим словом в палийских текстах (Самьюта-Никая, например) характеризуется «приятное», «неприятное», «нейтральное» и предлагает переводить термин «дукха» как «беспокойная неудовлетворенность». В. И. Рудой отмечает, что любое сансарическое наслаждение включает в себя следующие элементы: недостаточная интенсивность наслаждения по сравнению с ожидаемой, его быстротечность, боль его утраты, мучительное стремление к его повторению. Основа этих элементов — неудовлетворенность.

Если сущность сансары — страдание, то сущность нирваны — блаженство, а такой трактовки понятия нирваны (по крайней мере, в Тхераваде) буддизм избегает, предлагая считать ее вечным покоем. Таким образом, сущность сансары — беспокойство, а не страдание. Можно вспомнить, что тибетцы перевели на свой язык слово «йога» (связь, соединение) словом «налджор», означающим «успокоение».

Страдания страданий — это собственно страдания сами по себе, как мы их понимаем в обыденном смысле: физическая и душевная боль повседневной жизни, страх, депрессия и т. д.

Страдания перемен появляются благодаря изменчивости мира, его непостоянству. Обычно этот вид страданий мы воспринимаем как удовольствие, но на самом деле это лишь ослабление боли. Например, после того, как мы замёрзли, мы стремимся к теплу и первое время, когда страдания холода и страдания тепла примерно одинаковы, мы испытываем страдания перемен, однако позднее страдания тепла усиливаются и приводят нас уже к поиску холода. Точно так же мы ищем нового спутника жизни, новую работу, новую страну проживания и т. д. Значит, внутренняя природа подобных переживаний наслаждения болезненна.

Всепроникающее страдание возникает благодаря неведению или заблуждению относительно природы реальности. Это более глубокий уровень страдания — страдание всепронизывающей обусловленности. Наши ум и тело находятся под влиянием кармы (тенденций, порождённых нашими прошлыми поступками), а также под влиянием пагубных, бесплодных эмоций — таких как привязанность и ненависть. В обычную жизнь мы приходим из всеобъемлющей сферы воздействия кармы и разрушающих эмоций с тем, чтобы вновь оказаться в ней же. Даже нейтральные эмоциональные состояния не свободны от влияния причин и обстоятельств, которые человек не может контролировать. Человек вовлечён в процесс, предполагающий страдание.

Девять буддийских учителей объясняют страдание

Будда сказал: «Все, чему я учу, — это страдание и конец страдания». Фото Дэвида Габриэля Фишера.

Палийское слово дуккха чаще всего переводится на английский язык как «страдание». Дуккха представляет собой множество эмоций — от счастья до отчаяния. Несмотря на то, что это противоречит здравому смыслу, это центральная концепция учений Будды. В этих отрывках, адаптированных из более длинных учений о Львином Рыке, девять учителей объясняют, что такое страдание, как мы его чувствуем и почему это не осуждение — это радостная возможность.

Страдание было первым учением Будды

Из «Четырех благородных истин Будды» Тулку Тондупа Ринпоче

Первое учение Будды было о Четырех благородных истинах… «О монахи, есть четыре благородные истины. Это благородные истины страдания, причина страдания, прекращение страдания и путь к прекращению страдания».

Согласно буддизму, мы, живые существа, попали в ловушку цикла существования, известного как сансара. В сансаре мы блуждаем бесцельно и испытываем невыносимые страдания — день и ночь, год за годом, жизнь за жизнью — из-за жесткой хватки нашего цепляния за себя. Для того, чтобы излечить это похожее на болезнь состояние, сначала мы должны найти его причину, а затем применить метод обучения, подобный медицине, чтобы восстановить наше изначальное хорошее здоровье, которым является просветление.

Связано с: Четыре благородные истины

Мы все испытываем страдания

Из «О страдании и конце страдания» Шэрон Зальцберг

В нашей жизни бывают моменты, когда мы хотим изменить конец истории . Иногда мы теряем то, что нам дорого, мы разлучены с теми, кого любим, наши тела подводят нас, когда мы становимся старше, мы чувствуем себя беспомощными или обиженными, или наша жизнь просто ускользает. Все это аспекты дуккхи, одного из основных учений Будды. Дуккха означает страдание, неудовлетворенность, неудовлетворенность, пустоту, изменение.

Будда сказал: «Я учу только страданию и прекращению страдания». Страдание в его учении не обязательно означает сильную физическую боль, а скорее умственное страдание, которое мы испытываем, когда наша склонность удерживать удовольствие сталкивается с мимолетной природой жизни, и наши переживания становятся неудовлетворительными и неуправляемыми.

На каком-то уровне мы это понимаем, но сопротивляемся этому

Из книги Нормана Фишера «Страдания, открывающие истинный путь» непостоянно, непостижимо и не познаваемо. На каком-то уровне мы все это понимаем. Все, что у нас есть, мы знаем, что на самом деле у нас его нет. Все, что мы видим, мы не видим полностью. Такова природа вещей, а мы думаем наоборот. Мы думаем, что можем знать и владеть своей жизнью, своей любовью, своей личностью и даже своим имуществом. Мы не можем. Разрыв между реальностью и основным человеческим подходом к жизни — это дуккха, переживание основного беспокойства или разочарования.

Существует спектр страданий

Из «Что такое Дуккха?» Гленн Уоллис

Чтобы лучше понять значение дуккха, давайте поместим «страдание» на крайний край спектра. В другую крайность поместим такие качества, как раздражительность, напряженность, ненадежность. Таким образом, на одном конце спектра дуккха может пониматься как тонкое, возможно, едва различимое качество бытия, а на другом — как тяжелое умственное или физическое страдание.

К термину дуккха добавляется дополнительный нюанс, когда мы принимаем во внимание, что, по мнению Будды, даже «счастливый» момент окрашен дуккха. Это потому, что ни момент, ни переживание не являются стабильными… С учетом этого взгляда, что мы должны называть дуккха на нашем языке? Наш английский термин должен был бы иметь следующие окраски (по возрастающей шкале интенсивности):

faint unsettledness
irritation
impatience
annoyance
frustration
disappointment
dissatisfaction
aggravation
tension
stress
anxiety
vexation
pain
desperation
sorrow
sadness
suffering
misery
agony
anguish

Of course, you may add в этот список; ему практически нет конца. Очевидно, что каждое из этих качеств включает некоторую степень беспокойства, поэтому «беспокойство» — это то, как я перевожу этот термин для общего употребления.

Есть три вида страдания

Из книги Филлипа Моффита «Разум, который страдает»

Будда определил три вида страдания: дуккха физической и эмоциональной боли… Первый вид дуккха — это очевидное страдание, вызванное физической дискомфорт, от незначительной боли от ушиба пальца ноги, голода и недостатка сна до агонии хронического заболевания. Это также эмоциональное страдание, которое возникает, когда вы расстраиваетесь из-за того, что дела идут не так, как вам хочется, или расстраиваетесь из-за несправедливости жизни, или беспокоитесь о деньгах или оправдываете ожидания других.

[Второй вид] — это страдания, вызванные тем, что жизнь постоянно меняется. Не кажется ли вам часто, что в тот момент, когда вы нашли счастье в жизни, оно исчезает почти сразу? … По правде говоря, ни один момент не является надежным, потому что следующий момент всегда наступает быстро за ним по пятам. Это похоже на постоянную бомбардировку изменений, подрывающих любое состояние счастья. Разум никогда не находит места, чтобы расслабиться и наслаждаться жизнью без страха… Кроме того, каждый день, даже в приятные моменты, не испытываете ли вы скрытого беспокойства по поводу будущего? Это беспокойство и тревога являются проявлением третьего типа страдания, который определил Будда, — присущей жизни неудовлетворительности из-за присущей ей нестабильности.

Непостоянство не является причиной страдания

Из «Знать эту истину благородно» Тралега Кьябгона Ринпоче.

Мы можем обнаружить, как говорит нам Будда, что отсутствие материальности или постоянства во всем, что нас окружает, порождает несчастье и боль. Однако это не означает, что переживание непостоянства или невещественности само по себе является страданием или непосредственной причиной страдания. Мы неверно истолковываем послание Будды, если думаем, что страдание порождается тем фактом, что все вещи непостоянны, нематериальны или лишены твердого «я». Эти основные факты не являются истиной происхождения страдания.

Дуккха производится не самими вещами или их невещественной природой. Скорее, наш ум был обусловлен невежеством, думая, что вечное счастье можно обрести с помощью вещей эфемерных и преходящих.

Легкого выхода нет

Из книги Джуди Лиф «Средний путь стресса»

Простое учение о первой благородной истине, истине о страдании, возможно, труднее всего понять и принять. Мы продолжаем думать, что если мы просто исправим это или исправим это, подправим здесь или там, мы сможем этого избежать. Мы думаем, что если бы мы были умнее, красивее, богаче, могущественнее, жили бы где-то в другом месте, моложе, старше, мужчиной, женщиной, с другими родителями — что угодно, — все было бы иначе. Но все не так; они так же плохи, как кажутся! Поскольку нереально надеяться на жизнь без стресса, да и в любом случае это было бы не так уж хорошо, имеет смысл научиться справляться со стрессами, которые неизбежно возникают.

Страдание — это сигнал

Из книги Роберта Турмана «Бойся правого»

Истина о страдании — это не предсказание конца света. Это не выражение неизбежной судьбы. Наоборот, это предупреждает нас о том, что мы не осознаем, кто мы есть на самом деле.

Что-то стоит за нашими страданиями

Из «Ответ на гнев и агрессию — терпение» Пемы Чодрон

Всякий раз, когда возникает боль любого рода — боль агрессии, скорби, утраты, раздражения, обиды, ревности, расстройства желудка , физическая боль — если вы действительно вникнете в это, вы сможете обнаружить для себя, что за болью всегда есть что-то, к чему мы привязаны. Всегда есть что-то, за что мы держимся.

Я говорю это с такой уверенностью, но вы должны сами выяснить, так ли это на самом деле. Вы можете прочитать об этом: первое, чему учил Будда, это истина о том, что страдание происходит от привязанности. Это в книгах. Но когда вы обнаруживаете это сами, это сразу же становится немного глубже.

Как справиться со страданием согласно Будде

Понимание нескольких основных принципов буддизма поможет вам вести более мирную жизнь.

21 янв. 2019

Метки:

Буддизм

(Pushish Images/Shutterstock.com)

В жизни бывают взлеты и падения. Однажды мы чувствуем себя на вершине мира, полные радости и волнения от недавнего отпуска или повышения на работе. Все это может рухнуть из-за внезапного известия о потере любимого человека или предательстве друга.

Как бы мы ни старались держаться за положительный опыт, страдания неизбежны. Хотя эта мысль может показаться обескураживающей, на самом деле она может придать силы людям: хотя мы не можем избежать трудностей, мы можем изменить то, как мы реагируем на болезненные события в жизни. Это может помочь облегчить болезненные эмоции, возникающие из-за страданий и стресса.

Эта концепция вдохновила Будду, когда он впервые начал распространять свое учение по всей Азии. Как писал Будда: «Все, чему я учу, — это страдание и конец страдания». Несмотря на то, что буддийские учения возникли более 2500 лет назад, они до сих пор применяются в том, как справляться с болью.

Вам не нужно быть набожным монахом, чтобы воспользоваться буддийским подходом к облегчению страданий. Понимание нескольких основных принципов буддизма поможет вам лучше справляться со страданиями, облегчать боль и вести более мирную жизнь.

Принятие недостатков жизни помогает облегчить страдания.

Четыре благородные истины составляют основу буддизма. Он начинается с заявления о том, что «жизнь — это страдание». Многих эта мысль может угнетать. На самом деле Будда открыл нечто очень важное. Он признает, что страдание — это всего лишь часть жизни, и чем больше вы принимаете жизненные несовершенства, тем менее напряженным оно становится.

Идея принятия как противоядия от страданий может показаться нелогичной и трудной для понимания. Тем не менее, подумайте об этом на секунду. Когда вы страдаете, например, когда ваше сердце разбито или вы испытываете горе, больше боли возникает из-за сопротивления или отрицания того, что вы плохо себя чувствуете. Подавление этих сильных эмоций может только усугубить ситуацию и даже заставить нас вести себя нездоровым, деструктивным образом.

Жизнь в настоящем может облегчить страдания.

Будда приписывает все формы страдания, будь то физическая боль или эмоциональная борьба, одному фактору: непостоянству. Все изменяется.

Однако люди чувствуют себя лучше, когда у них есть чувство предсказуемости. Это заставляет их отрицать простую истину, что ничто не остается прежним. Вместо того, чтобы сдаться переменам, люди борются с ними. Мы пытаемся сохранить все то же самое; наша работа, наши партнеры, наши друзья, наши дома, наши сообщества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *