06.10.2024

Стиль педагогического общения авторитарный: Стили педагогического общения

Содержание

Стили педагогического общения

Выступление на педсовете.

Консультация на тему «Стили педагогического общения»

Цель:

  • познакомить педагогов с существующими классификациями стилей общения;
  • предложить выявить свой стиль общения.

В стиле педагогического общения проявляются особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений его и воспитанников, творческая индивидуальность педагога, а также индивидуальные особенности детей. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру воспитателя и его профессионализм.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на: авторитарный, демократический и либеральный.

1.Авторитарный стиль педагогического общения. Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу.

Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий. Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

2Демократический стиль педагогического общения. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей. Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

3. Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский).Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

Наряду с данной классификацией стилями педагогического общения есть и иные подходы. Так, Л.Б. Ительсон, положив в основу классификации стилей общения те воспитательные силы, на которые в своей деятельности опирается педагог, выделил между авторитарным и демократическим целый ряд промежуточных:

  1. Эмоциональный, основанный на взаимной любви и симпатии;
  2. Деловой, опирающийся на полезность деятельности и достижение задач, которые стоят перед учащимися;
  3. Направляющий, предполагающий незаметное управление поведением и деятельностью;
  4. Требовательный, когда задачи стоят прямо перед воспитанниками;
  5. Побуждающий, опирающийся на привлечение, специальное создание ситуаций;
  6. Принуждающий, основанный на давлении.

Если в отношении авторитарного и демократического стилей общения их оценка однозначна, то в отношении промежуточных следует исходить из того, что воспитательные силы всегда порождаются личностными отношениями, т.е всецело зависят от личности педагога.

В.А. Калик выделяет следующие стили общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

2. Общение на основе дружеского расположения;

3. Общение-дистанция;

4. Общение-устрашение;

5. Общение-заигрывание.

Наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса является стиль общения на основе увлеченности совместным творческим поиском. У мастеров педагогического труда вся система отношений с детьми строится на этой основе. С ним тесно связан стиль педагогического общения на основе дружеского расположенияРассматривая систему взаимоотношения педагога с детьми, А.

С. Макаренко неоднократно настаивал на формировании дружественного тона в отношениях педагога с коллективом. Некоторые педагоги интерпретируют эту категорию процесса общения и превращают дружественность в панибрасткие отношения с воспитанниками, которые отрицательно сказываются на всем ходе учебно-воспитательного процесса. Культивируя в своей деятельности дружеское расположение к детям, следует перспективой развития стиля общения иметь творческий союз на основе увлечения делом. Идти с детьми к цели – один из принципов педагогики сотрудничества. Следующим, довольно распространенным является стиль общение-дистанция. В качестве важного ограничителя системы взаимоотношений педагога и воспитанников фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю». У такого педагога организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с воспитанниками. Этот стиль ведет к педагогическим неудачам. Стиль общение-устрашение является крайней формой общения-дистанции.
Он соединяет в себе отрицательное отношение к воспитанникам и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль общения обычно создает атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты. Проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявление этого стиля является с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться группе, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Но сущностью воспитания является общение-диалог. Диалог, с воспитанником, предполагает совместное видение, обсуждение ситуаций.

Особенностью общения-диалога является несводимость результатов общения к оцениванию. В педагогике сотрудничества нет места ярлыкам, раз и навсегда устоявшимся мнениям, жестким оценкам. Это, конечно, не означает что оценка совсем исключается, просто необходимо поменять авторство оценки, сделать её взаимооценкой и самооценкой.

Предлагаем диагностику для выявления стиля педагогического общения воспитателя ДОУ.

Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.

1. Считаете ли Вы, что ребенок должен:

а) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями;

б) говорить Вам только то, что сам захочет;

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять

нужное решение;

б) предоставите детям самим разобраться в своих проблемах;

в) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с извинениями.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите:

а) похвалите и всем детям покажите его работу;

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня;

в) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».

4. Ребенок входя в комнату, не поздоровался с Вами, Вы:

а) заставите его громко при всех поздороваться;

б) не обратите на это внимания;

в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и вы предпочтете:

а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать как они играют и общаются;

б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;

в) займетесь своими делами в группе.

6. Какая точка зрения Вам кажется более правильной:

а) чувства, переживания еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит

обращать особого внимания;

б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его

можно эффективно обучать и воспитывать;

в) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться

бережно с большим тактом.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и

воспитать его;

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничества же взрослого

должно направлять на максимальное повышение активности самого ребенка;

в) ребенок развивается почти неуправляемо под влияние наследственности и семьи, и

поэтому главная забота чтобы он был одет, накормлен и не нарушал дисциплину.

8. Как вы относитесь в активности самого ребенка:

а) положительно – без нее невозможно полноценное развитие;

б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и

воспитание;

в) положительно, но только тогда, когда активность согласна с педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома, Ваши действия:

а) сказали бы: «Ну и не надо»;

б) заставили бы выполнить работу;

в) предложили бы другое задание.

10. Какую позицию Вы считаете более правильной:

а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботе о нем;

б) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь

пожалеет;

в) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Ключ для обработки ответов воспитателей.

Варианты ответов:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

 

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

C

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

Значение баллов:

25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;

20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю;

10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.

Итак, в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

 

Стили педагогического общения: виды и особенности

О чем речь? Стили педагогического общения определяют методы взаимодействия учителя с учениками и формируют в итоге общую эффективность образовательного процесса. На них оказывают влияния как черты характера педагога, так и особенности обучающихся.

Какие бывают? Обычно выделяют три классических стиля общения: авторитарный, демократический и либеральный, однако такая классификация не исчерпывающая. В реальности учителя используют смешанные стили, а не какой-то один.

Оглавление:

  1. Суть педагогического общения
  2. Функции педагогического общения
  3. Стили педагогического общения
  4. Приемы для усиления любого стиля общения педагога

Суть педагогического общения

Педагогическое общение представляет из себя такую модель общения, которая имеет черты, характерные только ей, и одновременно с этим зависит от базовых психологических законов, связанных с общением как с видом взаимодействия человека с другими людьми, и состоящих из компонентов: коммуникативного, интерактивного и перцептивного.

Через педагогическое общение как систему средств и приемов осуществляются цели и задачи образования и складывается тип коммуникации учеников и их преподавателя. Особенный стиль в общении использует педагог с обучающимися, их родителями и остальными педагогами.

Практика показывает, что способ общения со своими учениками указывает на степень коммуникативной компетенции преподавателя, признание в коллективе и его творческие проявления. Социальная группа и ее специфика также имеет определенное влияние.

Эффективность стилей педагогического общения во многом зависит от расположения к детям. Также эту функцию выполняют личные качества, из которых организационный навык является самым значимым, и обстановка, в рамках которой осуществляется контакт.

Выделяют такие виды отношения педагога к ученикам:

  • устойчивое отрицательное;
  • пассивное положительное;
  • ситуативно-негативное;
  • активное положительное.

В первом типе ярко выражена резкость, частое использование унижающих обращений с оскорблениями, недопустимые отступления от основы этических профессиональных норм учителя. Второй пункт проявляется в завышенных ожиданиях педагога и их озвучивании ученикам, его явной направленности в сторону официальных, деловых отношений, что очень нежелательно для учащихся. Такой характер и узкие эмоциональные взаимоотношения не дают детям проявлять свои творческие навыки.

Третья категория зависит от душевного состояния учителя и его эмоций, поэтому у нее нет закрепленных особенностей. Частная перемена в общении порождает отчужденность и скрытность учеников. Самый подходящий вариант – это активное положительное отношение, когда на инициативу, динамичную деятельность и желание реализовывать свои потребности ученики получают деловой отклик в неформальном общении.

Это означает, что педагог стремится к поддержке, а желание организовать симбиоз с неравнодушными учащимися устанавливает доверие с обеих сторон коммуникации и продуктивную совместную деятельность.

Функции педагогического общения

Педагогическое общение воспринимают как создание близких межличностных отношений, в основе которых лежит уровень сходства интересов и эмоциональных состояний; формирование благополучной, доброжелательной обстановки между объектом и субъектом, которая приведет к наивысшей плодотворности в ходе воспитания и обучения, развитости в психической и интеллектуальной стороне личности, поддерживая уникальность и своеобразие ее отличительных черт.

Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.

Коммуникация несет в себе ответственность за неравнодушие к достижениям обучающегося и сохранение благоприятного фона общения – это помогает в самоактуализации и будущем развитии ученика.

Педагогическое общение должно обеспечивать признание личности ребенка. Такое восприятие ученика его наставником – это освоение духовной и физической составляющей ученика, особенностей индивидуального, возрастного, национального, психического характера.

Если учитель способен принять личность ребенка, то проявится заинтересованное к нему отношение и дружелюбие, что простимулирует понимание картины будущего для личности и ее регуляции.

Принятие и осмысление всех аспектов учащегося нужно ставить в ряд наиболее значимых функций.

Информационный критерий несет в себе ответственность за психологическую реальную связь с детьми, прогресс в познавательной деятельности, обмен моральными и физическими идеалами, установку взаимопонимания, организацию познавательных поисков в выходах из ситуаций, положительное стимулирование к успешным результатам в учебе и самовоспитании, построение личности, снятие психологических зажимов, распределению ролей в социальной группе.

Информационная функция имеет отношение к устройству групповой, индивидуальной, коллективной коммуникации. Индивидуальное общение ведет к большему самопознанию, а также влияет на сознание личности, поступки и ее преобразование.

Активную деятельность ученика, направленную в сторону учебной сферы, подталкивает побудительная функция.

Эмотивная сторона ведет ученика к нужному эмоциональному фону или исправляет его через личные душевные обстоятельства.

Педагогическое общение должно ориентироваться на хорошие человеческие качества, а для эффективной коммуникации полезны такие ценности: искренность, честность, альтруизм, умение доверять, сострадание, доброта, благодарность, преданность слову.

Стили педагогического общения

Общепринято стили педагогического общения с детьми делить на: авторитарный, демократический и либеральный.

  • Авторитарный стиль педагогического общения

Учитель старается возвыситься над детьми, не дает им показывать свою инициативность и самодостаточность. В такой ситуации на детей воздействуют в воспитательном ключе. Возможно, ученики на высоком уровне получают знания, умения и опыт, успешно применяя усвоенный материал на практике, но все это будет делаться исключительно напоказ, ведь вместо настоящих потребностей и стремлений ребенка, вперед здесь выдвигается нужда в исполнении требуемого поведения для взрослого.

Такая форма приведет не только к остановке в развитии самостоятельности и креативной инициативы учеников, но также поставит под удар полномерные межличностные контакты.

  • Демократический стиль педагогического общения 

Главной отличительной чертой здесь служит содействие и взаимопринятие. Основная задача педагога заключается в том, чтобы заинтересовать своих учеников в дискуссиях, совместному анализу различных проблем. Такая обстановка идеально подходит для самовыражения и выявления творческой стороны ребенка.

Находясь в комфортной обстановке, которая дает чувство эмоциональной защищенности и позволяет беспрепятственно быть активным и уверенным, дети учатся контактировать между собой, считаться с другими интересами, показывать свою самостоятельность и инициативу.

  • Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский)

Отличается минимальным желанием педагога включаться в деятельность, формализмом.

В попустительской форме общения осуществляется метод отсутствия вмешательства, строящийся на безразличии и невовлеченности. Также наставник всячески отвергает свою роль в итогах работы. В результате указанного воспитательного подхода происходит трещина в эмоциональном контакте взрослого и ребенка. Один из самых возможных исходов – это ранняя самостоятельность и независимость ребенка, идущая вперемешку с ограниченной способности к сочувствию другим людям.

Но есть и другие виды стилей педагогического общения. Среди прочих вариантов есть распределение Л.Б.Ительсона, который основывался на воспитательных силах, служащих опорой для преподавателя, вставил целый список промежуточных видов между авторитарным и демократическим:

  • эмоциональный, организованный на двусторонней любви и благосклонности;
  • деловой, опора которого в пользе деятельности и выполнении планов, поставленных перед учениками;
  • направляющий, в котором главная роль в скрытом регулировании поведения и работы;
  • требовательный, где все проблемы и вопросы напрямую идут к учащимся;
  • побуждающий, его суть в вовлечении и образовании ситуаций;
  • принуждающий, основанный на давлении.

Что касается авторитарного и демократического коммуникативного стиля – их оценка никогда не вызывает разногласий в отличии от промежуточных форм, где опираться нужно на тот факт, что воспитательная власть всегда зависит от личностных отношений, а значит в полной мере имеет связь с личностью педагога.

В.А. Калик определил такие стили общения:

  • общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
  • общение на основе дружеского расположения;
  • общение-дистанция;
  • общение-устрашение;
  • общение-заигрывание.

Любой участник педагогического процесса получит больше эффективности от стиля педагогического общения, который строится на интересе к коллективным исканиям. У профессионалов педагогического дела вся коммуникация с детьми складывается на этой базе. К этому же относится стиль педагогического общения с основой в дружелюбной обстановке.

Анализируя приемы педагогического взаимоотношения с учащимися, А. С. Макаренко часто делал упор на установление дружелюбной интонации в связи учителя и группы.

Иногда педагоги не совсем правильно трактуют этот аспект коммуникации и вместо дружественного тона, разговаривают с обучающимися на равных, что напротив накладывает негативный характер на учебно-воспитательную деятельность.

Создавая доброжелательную обстановку в отношениях с детьми, лучше всего в планах держать создание творческой организации на базе какого-либо занятия. Дорога к цели вместе с учащимися – часть педагогики сотрудничества.

Дистанция – стиль общения, который встречается довольно часто. Во взаимоотношениях учителя и его учеников существует дистанция, которую создает ограничитель: «Вы не знаете — я знаю». Такая позиция со стороны преподавателя близка к авторитарному стилю, а это снижает общие показатели коллективной творческой деятельности. В этом случае педагог может прийти к профессиональной неудаче.

Форма общения – устрашение представляет собой крайнюю степень формы-дистанции. В нем сочетается негативный настрой к своим подопечным с авторитарностью в выборе концепции деятельности. В результате такого метода вырабатывается нервная обстановка, неблагополучный эмоциональный фон и остановка творческой активности, потому что значение здесь имеет не программа действий, а установка ее рамок.

Стилю общения – заигрыванию характерен либерализм, терпимость и мягкость при потенциальном положительном отношении к ученикам. Это последствие желания приобрести авторитет в коллективе, даже если фальшивый и дешевый. Источником появления описанного стиля выступает или интерес в быстром и легком установлении контакта, или низкий уровень профессиональной подготовки.

Скачайте бесплатно 3 инструкции от нашего методиста-психолога, которые помогут навести порядок в классе и завоевать авторитет учеников в 2023 году

Как завоевать доверие

Как успокоить возбужденный класс

Как похвалить ученика

Уже скачали 8673 человека

Забарова Ольга Павловна Экспертов методист-психолог редакции сайта «Солнечный свет»

Все разновидности форм общения сводятся к двум видам: диалогическому и монологическому. Во втором случае коммуникация основывается на усердии одной из сторон. Однако в идее воспитания лежит общение-диалог, через который происходит совместный анализ ситуаций и представлений. Принцип общения-диалога – это их невозможная оценка. Педагогика сотрудничества не оставляет места шаблонам, устоявшимся предрассудкам и резким оценкам.

Приемы для усиления любого стиля общения педагога

В общение входит две стороны – вербальная и невербальная. При этом по большей части, говоря о термине «общение», сразу возникает ассоциация с его вербальным компонентом или по-другому с обычной речью. При этом над ролью невербальных средств мы задумываемся намного реже.

По результатам исследований человек произносит только 80 % от того объема информации, которую хотел произнести. А остальные участники диалога считывают лишь 70 % услышанного, понимают 60 %, а уже через пять часов в памяти сохраняется примерно от 10 до 25 % данных. Это и является причиной, почему люди имеют большую степень доверия к невербальным символам.

В большей мере люди фиксируют свое внимание в направлении видимого, а не слышимого. Из невербальных средств можно выделить внешний вид человека (его образ, макияж, одежду), жесты, мимику, пантомимику.

Образ педагога должен быть максимально гармоничным. Ни в коем случае нельзя одеваться как попало и на скорую руку, но и повышенное внимание к своему виду также оставит неприятный осадок.

Вся сила преподавательского вида в скромности и элегантности. Сложная укладка, выделяющаяся модель платья и постоянная смена цвета волос ведет к повышенной отвлеченности учеников. А именно состояние волос, одежда и украшения должны исполнять главную учительскую функцию – плодотворное взаимодействие с целью личностного развития ребенка. В украшениях и косметике учитель должен держаться умеренности и уметь подстраиваться под обстоятельства.

Пантомимика – это яркие эффектные движения всего тела или какой-либо части, пластика тела. С ее помощью можно подчеркнуть главное в образе или нарисовать его. Если у человека недостаточно навыков в своей подаче, подтянутости, собранности, то даже имея самую идеальную по всем параметрам фигуру, он не сможет быть красивым.

Красивая, ровная осанка выражает внутреннюю силу человека. Собранность и ровная походка говорят о вере преподавателя в свои силы, но сутулость, опущение головы и несильные руки будут раскрывать слабые черты характера, такие как слабость или неуверенность в себе.

У педагога должна быть сформирована привычка – стоять перед учащимися на занятиях как полагается. Важно открытое положение: стоя лицом к классу, ноги на ширине 12-15 см, вперед немного выставлена нога, руки не скрещены, ладони так же открыты в сторону к классу.

Эта модель представляет собой доверие, дружелюбие, психологический комфорт. На протяжении урока старайтесь держать свои руки на виду ладонями вверх, чтобы в еще большей степени иметь возможность стать ближе к учащимся и установить доверительные отношения. Чтобы использовать этот прием, нужно будет положить руки на стол, за которым сидите. А при положении стоя, проверьте, чтобы ладони были открыты и смотрели в направлении учащихся.

Неприемлемо раскачиваться во все стороны, по долго стоять на одном и том же месте, хватать спинку стула, играть в руках с посторонним предметом, поправлять прическу, потирать нос.

На практике было выявлено, что смешанные стили общения положительно сказываются на работе. Иногда учитель не может заменить некоторые свои приемы, например, взятые из авторитарного вида общения, оказавшиеся очень продуктивными. Но и в такой ситуации главным ориентиром педагога должен быть демократический стиль общений, диалог и взаимопонимание с детьми, потому что в этом стиле общения нет возможности для личного развития стратегии педагогической коммуникации.

Рейтинг:

( голосов )

Понравилась статья? Поделитесь:

Стили педагогического общения: описание, особенности и определение

В статье рассматриваются стили педагогического общения. Изложена сущность взаимодействия учителя и учащихся и перечислены основные виды.

По данной теме имеется много литературы, однако некоторые сведения, опубликованные в учебниках, устарели. Причина – новый государственный образовательный стандарт, а также последняя редакция Закона об образовании, утвердившая некоторые ранее не обсуждавшиеся положения.

Актуальность проблемы

Стили педагогического общения — одна из важнейших тем современной литературы, посвященной образованию. Именно такое взаимодействие студента с преподавателем и есть реализация на практике всех знаний, данных в учебных пособиях. Именно то, как проходит обучение, атмосфера, в которой оно проходит, во многом определяет успех всего процесса.

Педагогическому общению можно дать следующее определение: система методов, принципов и действий, направленных на достижение образовательных целей и задач. Можно с уверенностью сказать, что не бывает двух одинаковых учителей, с абсолютно одинаковыми манерами взаимодействия с учениками, как не могут быть и люди, имеющие совпадающие характеры.

Однако можно выделить некоторые общие черты, свойственные многим учителям. На их основе и созданы те классификации, которые существуют в настоящее время. Поэтому понятие стиля педагогического общения можно сформулировать следующим образом: это индивидуальная совокупность принципов, методов, поступков, приемов, которые использует педагог.

Рекомендуем

Происхождение славян. Влияние разных культур

славян (под этим названием), по мнению некоторых исследователей, появилось в истории только в 6 веке н.э. Однако язык народности носит архаичные черты индоевропейской общности. Это, в свою очередь, говорит о том, что происхождение славян ч…

Другой взгляд

Стили педагогического общения – тема, которая десятилетиями разрабатывается учеными. Первый вопрос определили западные специалисты, тогда как в СССР он практически не рассматривался. В нашей стране долгое время единственным способом взаимодействия учителя и ученика был принцип субъект-объектных отношений. То есть учитель воспринимался как начальник, руководитель, чей авторитет не подвергается сомнению и чьи слова должны выполняться без обсуждения.

Впервые о стилях педагогического общения с детьми заговорил зарубежный ученый К. Эдвардс. Он построил свою классификацию на личностных характеристиках учителей. Ниже мы кратко описываем стили педагогического общения по Эдвардсу.

  • Общение-жертва. Есть ряд педагогов, которые строят отношения со своими учениками, пытаясь понять особенности личности, индивидуальные особенности, желания каждого. Он также направлен на решение проблем, возникающих у детей в процессе обучения. В своей работе наставник старается сделать процесс обучения максимально комфортным для каждого ребенка. Как видим, индивидуальный стиль педагогического общения основан прежде всего на изучении психологической составляющей межличностного взаимодействия.
  • Академический стиль. Учитель, придерживаясь этого метода построения взаимоотношений между собой и своими подопечными, оперирует, прежде всего, положениями, рекомендациями и правилами, данными в педагогической и методической литературе. Он почти никогда не отступает от этих правил и, как правило, отрицательно относится к коллегам, имеющим иную точку зрения по этому вопросу. Обычно так ведут себя только начинающие свою педагогическую деятельность. Их жизненный и преподавательский опыт не позволяет осознать того факта, что не всегда правила, кажущиеся совершенными, могут быть реально применены. Кроме того, они до сих пор находятся под впечатлением от прохождения педагогической практики в высших и средних профессиональных учебных заведениях, когда любое отклонение от заранее написанного плана урока нередко воспринимается методистами как ошибка. Более опытные преподаватели стиль обычно не используют, так как в процессе своей деятельности они часто вырабатывают собственные приемы.
  • Креативный подход. Этот стиль профессионального педагогического общения требует знания специальной литературы. Однако учитель, придерживающийся такой манеры обращения с учениками, не ориентируется на безоговорочное выполнение всех канонов, а предпочитает действовать по ситуации. При этом он опирается главным образом на собственные умозаключения, основанные на логическом мышлении.

Этот стиль педагогического общения является наиболее совершенным из представленных в классификации Эдвардса. Такой вывод можно сделать на основании следующих положений: во-первых, преподаватель, который строит взаимодействие с учащимися на основе логических рассуждений и опирается на опыт предшественников, постоянно совершенствуя свою работу, так как опыт, который он имеет накапливается со временем, способствует этому. Во-вторых, такое общение с больными не исключает установления теплых, дружеских отношений, в которых будут учитываться интересы обеих сторон, как это бывает с педагогами, придерживающимися первого стиля.

Однако подход к своей профессиональной деятельности требует значительного опыта и знаний в области педагогики. Поэтому можно утверждать, что этот стиль редко встречается среди молодых представителей педагогической профессии.

Все зависит от настроения

В отечественной педагогической мысли этим вопросом занимались многие ученые, среди которых особо выделяются работы Березового, В. А. Кан-Калика, Ю.Л. Коломенского и других.

Согласно одной из точек зрения, определять стиль педагогического общения учителя необходимо в зависимости от его отношения к своим ученикам. Возникает вопрос о степени дружелюбия учителя и его стремлении решить все конфликты мирным путем.

По этому принципу все стили взаимодействия студентов с наставниками можно разделить на следующие виды:

  • Стабильный и позитивный стиль. Учитель, который в общении со своими учениками дружелюбен, приветлив, стремится решить любой конфликт, не ущемляя при этом прав ребенка, не оскорбляя его чувств. Это не означает, что преподаватель никогда не делает замечаний и не ставит неудовлетворительные оценки. Но все его действия предсказуемы и ученики не обижаются, ведь работая с учителем, они привыкают к мысли, что любой проступок или шалость может вызвать негативную реакцию наставника. Стоит отметить, что такой учитель может быть единственным, кто осознанно пришел работать в школу. Такой человек в выборе профессии руководствовался в первую очередь не финансовым аспектом, а природной склонностью к этой деятельности. Ему обязательно нужно обладать следующими качествами: любовь к детям, умение сопереживать, быть справедливым, иметь необходимые профессиональные знания и навыки в области своего предмета и так далее.
  • Непредсказуемый стиль. Учителя, придерживающегося такой тактики, можно охарактеризовать словами «обезьяна с гранатой». Его требования и отношение к ученику полностью подчинены его сиюминутному настроению. При этом такие учителя склонны иметь любимчиков среди учеников, которым они завышают оценки, причиной этого может быть банальная симпатия к ученику.

Как правило, ученики негативно относятся к подобному стилю общения преподавателя. Обучение такого рода приводит к тому, что дети чувствуют себя очень некомфортно на уроках, испытывают чувство незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. Приведен пример, иллюстрирующий такой тип взаимодействия со студентами. Учитель дает ученикам домашнее задание и говорит, что на следующем уроке будет повторение пройденного. Вместо этого он вдруг обнаруживает, что мы собираемся провести тест, делает это. Какая реакция может возникнуть у школьников в этой ситуации? Разумеется, кроме негативных эмоций такое поведение педагогов не вызывало. Как правило, такое общение со студентами является следствием безответственного отношения к своей работе, а также говорит о пробелах в собственном образовании и педагогических знаниях.

Есть примеры негативного педагогического стиля. Например, негативное отношение к студентам. Иногда действительно есть учителя, которые не любят свою профессию, недовольны местом работы и не стесняются вымещать на детях свои личные неудачи. Например, в 90-х годах в школе учителя открыто заявляли, что опаздывают на занятия, общаются с учениками недружелюбно, неприветливо из-за того, что им задерживают зарплату. Конечно, учителя, попавшие в трудную ситуацию, могут вызвать сочувствие и понимание, но такое отношение к ученикам с их стороны недопустимо вне зависимости от обстоятельств.

Фатальная ошибка

Второй тип негативного общения между учителями и учащимися – это так называемое спанивелло. Другими словами, преподаватель заигрывает с подопечными, используя все возможные средства, чтобы завоевать популярность. Примером такого поведения может быть персонаж известного советского фильма «Республика ШКИД». Этот герой, будучи учителем словесности, полностью оторвался от профессиональных обязанностей, посвящая уроки пению шуточных песен. По сюжету фильма связанная с ним деятельность вызвала большой гнев руководства. В результате нерадивого учителя с позором исключили из школы.

Популярность, приобретаемая учителями таким образом, видна и со временем выльется в пренебрежение со стороны учеников, а также легкомысленное отношение к предмету и к учителю. Часто такие ошибки допускают молодые педагоги, пытаясь поднять свой авторитет среди подопечных. Поэтому преподаватели по предмету педагогика часто предупреждают своих учеников об опасности совершения подобных ошибок.

В этой классификации стиль, представленный первым номером, а именно положительный стабильный, является наиболее предпочтительным в построении отношений между учителем и учениками.

Главное оружие учителя

Существует еще одна классификация стилей и характеристик общения учителя, которая основана на личных качествах, используемых учителем для того, чтобы завоевать авторитет среди учеников. По этому критерию выделяются следующие виды взаимодействия студентов и преподавателей:

  • Учитель, увлеченный своим предметом. Наверное, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенка обучал математике человек, который не только разбирается в науке, но и может эмоционально интересно рассказать о способах решения той или иной задачи, при этом давая нестандартные способы поиска решения. Имея перед глазами пример такой самоотверженной работы, студенты непременно получат полезный урок, поймут, как относиться к своему делу. Кроме того, в педагогике есть такое понятие, как заражение. Это слово в этой науке предполагает передачу интереса от одного человека к другому посредством положительных эмоций. Так, многие видные деятели науки признаются, что заинтересовались той или иной отраслью знаний благодаря своим школьным учителям, которые были настоящими фанатами своего дела.
  • Учитель, сумевший добиться признания учениками своих личных качеств, авторитета. Этот вариант при всей его внешней позитивности гораздо менее предпочтителен, чем первый. Учащиеся уже в раннем возрасте должны научиться ценить в человеке не только симптомы, но и внутреннее содержание, которое может выражаться в преданности педагогов своему делу.

Традиционный подход

В данной статье было сказано много слов о стилях преподавания и стилях педагогического общения, однако стоит упомянуть наиболее распространенную классификацию. В рамках этой системы взаимодействие преподавателей со студентами можно разделить на следующие виды:

  • Авторитарный стиль педагогического общения. При таком способе взаимодействия с детьми педагог обычно не поддерживает с ними никакой обратной связи в плане учета их пожеланий, возможностей и т.п. Обучение ведется с позиции «Преподаватель – руководитель, ученик – сотрудник». Многие современные учебники по педагогике отвергают возможность существования этого стиля в современной общеобразовательной школе. Однако эта точка зрения не всегда верна. Авторитарный стиль уместен в начальной школе, когда у детей еще не в полной мере развита эмоционально-волевая сфера, не до конца сформированы учебные умения, мотивация к получению знаний. В такой ситуации у учителя нет другого выбора, кроме как взять под свой контроль весь процесс обучения. То же самое можно сказать и о педагогическом стиле общения воспитателя в дошкольном учреждении. Это не значит, что учитель должен ставить многочисленные отрицательные оценки, часто ругать своих подопечных и так далее. Авторитарный стиль предполагает не только такой высокий процент самостоятельности школы, как старшие ступени обучения. Что касается методов и принципов обучения, то в этом стиле обычно применяются репродуктивные виды передачи информации. То есть ученикам дается тот материал, который они хотят выучить. Отклонения от запланированных правил обычно не приветствуются.
  • Демократичный стиль. Именно в этом общении реализуются так называемые субъект-субъектные отношения. То есть педагогический процесс протекает в постоянном взаимодействии. Учитель реагирует на личностные особенности каждого ученика, старается учесть все просьбы, действует в зависимости от текущей ситуации урока. Вместо традиционного авторитарного стиля внушения здесь чаще используются такие методы воздействия, как убеждение, заражение эмоциями и так далее. Именно при демократичной форме общения проще всего осуществить так называемое проблемное обучение, то есть вид передачи знаний, при котором материал дается учащимся не в готовом виде.

Особенности демократического стиля

Дети должны поставить перед собой цели и задачи своей деятельности, найти необходимую литературу, произвести рефлексию и учесть все ошибки. В конце процесса учащиеся должны поставить себе оценку, то есть соотнести цели и задачи с полученными результатами. Такое образование требует от детей хорошо зарекомендовавших себя педагогических навыков и высокого уровня дисциплины. Так в начальных классах только некоторые его элементы.

Рассматривая основные стили педагогического общения, следует сказать, что демократичность их вида может быть использована в полной мере только на среднем этапе учебных программ общеобразовательных школ.

Переход от авторитарного стиля к демократическому не должен осуществляться резко. Это должно происходить постепенно и плавно. При этом осознании изменения отношения воспитателей к детям, у последних может не возникать чувство дискомфорта и незащищенности. Наоборот, это изменение будет почти незаметным, протекающим в гармонии с возрастными особенностями учащихся. Гораздо реже можно наблюдать либеральный стиль педагогического общения. Такую форму взаимодействия учителя с учениками можно назвать простым словом «попустительство».

Особенности либерального стиля

Преподаватель предоставляет учащимся возможность выбора своего образовательного пути, но не поддерживает их в процессе обучения. Как правило, это происходит при переоценке работы воспитателем детей и когда он элементарно пренебрегает своими обязанностями.

Однако в некоторых видах учебной деятельности возможны либеральные элементы стиля. Например, в осуществлении школьного самоуправления, в Президиуме и так далее. Обычно на таких мероприятиях детям предоставляется свобода решать те или иные вопросы без участия наставников.

Смешанный тип

Традиционная классификация стилей общения учителя основана на стилях педагогического управления и имеет общие с наукой понятия: либеральный, демократический и т.д.

Человека с наличием только одного типа темперамента можно встретить очень редко. педагогов с четким стилем общения, характерным для одной из групп, также не является частым явлением. Как правило, преподаватели строят свое взаимодействие с учащимися, используя различные элементы нескольких стилей. Однако обычно преобладает одна из этих разновидностей.

Следовательно, можно говорить о классификации стилей педагогического общения. Виды и формы (что по сути одно и то же) общения с детьми часто путают с понятием, рассматриваемым в данной статье. Поэтому необходимо выделить различия. Под типами нужно разбираться. Обычно их делят на диалогическое и монологическое общение, т. е. обучение, проводимое в сотрудничестве с учащимися без его участия. Диагностика стиля педагогического общения педагога может быть проведена с учетом одной из представленных классификаций.

Заключение

В данной статье рассматривается вопрос о стилях общения учителя. Строение и функции его можно описать следующим образом. Педагогическое общение – это деятельность, направленная на передачу знаний и привитие определенных личностных качеств (воспитание). Состоит из двух компонентов: внутреннее общение – это работа учителя по подготовке уроков, осмысление и работа над собственными ошибками, а внешнее – это просто стиль педагогического общения. Общение воспитателя с детьми определяется его разнообразием.

AR: https://tostpost.com/ar/education/9855-styles-of-pedagogical-communication-description-features-and-definitio.html.

БЫТЬ: https://tostpost. com/be/adukacyya/17696-styl-pedagag-chnaga-znos-n-ap-sanne-asabl-vasc-vyznachenne.html

Германия: https://tostpost.com/de/bildung/17710-stile-p-dagogischen-kommunikation-beschreibung-merkmale-und-definition.html

ES: https://tostpost.com/es/la-educaci-n/17721-estilos-de-pedagog-a-de-la-comunicaci-n-descripci-n-caracter-sticas-y-.html

Привет: https://tostpost.com/hi/education/9858-styles-of-pedagogical-communication-description-features-and-definitio.html

JA: https://tostpost.com/ja/education/9858-styles-of-pedagogical-communication-description-features-and-definitio.html

КК: https://tostpost.com/kk/b-l-m/17695-pedagogikaly-arym—atynasty-stil-der-sipattamasy-erekshel-kter-zh-ne-a.html

PL: https://tostpost.com/pl/edukacja/17676-style-pedagogicznego-komunikacji-opis-funkcje-i-definicja.html

PT: https://tostpost.com/pt/educa-o/17677-os-estilos-de-ensino-de-comunica-o-descri-o-as-caracter-sticas-e-a-def. html

TR: https://tostpost.com/tr/e-itim/17702-stiller-normal-ileti-im-tan-m-zellikleri-ve-tan-m.html

Великобритания: https://tostpost.com/uk/osv-ta/17695-stil-pedagog-chnogo-sp-lkuvannya-opis-osoblivost-ta-viznachennya.html

ZH: https://tostpost.com/zh/education/10663-styles-of-pedagogical-communication-description-features-and-definitio.html

Какой из 4 разных стилей управления классом лучше?

12 января 2022 г. | Teaching Strategies

Когда речь идет об эффективном обучении, крайне важно создать учебную среду, в которой учащиеся чувствуют себя в безопасности, знают и мотивированы учиться. Как учитель, большая часть создания такой учебной среды зависит от вашей способности сохранять контроль над своим классом. Вот где на помощь приходит управление классом.

Подход к управлению классом, который вы выбираете для своего класса, напрямую влияет на вашу эффективность как учителя. Но как узнать, какой подход лучше всего подходит для вас и ваших учеников? Давайте рассмотрим четыре различных стиля управления классом и то, как каждый из них влияет на результаты учащихся.

Изучение четырех различных стилей управления классом

В 1960-х годах Дайана Баумринд, специалист по психологии развития из Калифорнийского университета в Беркли, провела исследование детского поведения. Она наблюдала за детьми дошкольного возраста и заметила, что каждый ребенок демонстрирует уникальное поведение. В ходе своего исследования Баумринд разработала теорию о том, что разные стили воспитания могут привести к разным результатам в развитии и поведении детей.

В 1966 году, основываясь на своих наблюдениях, интервью и анализе, Баумринд выделила три различных стиля воспитания: авторитарный, авторитетный и вседозволенный. С тех пор исследователи обнаружили, что эти стили воспитания применимы и к обучению, и они добавили четвертый — снисходительное обучение.

Точно так же, как существует тесная связь между поведением детей и стилями воспитания, влияющими на их развитие, существует также тесная связь между поведением учащихся и стилями обучения. Мы собираемся углубиться в то, чем эти четыре типа управления классом отличаются друг от друга.

1. Авторитарный стиль управления классом

Авторитарный стиль преподавания относится к учителю, полностью контролирующему класс. Авторитарные учителя создают высокоструктурированную среду обучения с упором на правила. Они ожидают бесспорного подчинения от своих учеников и не терпят неподобающего поведения в классе. Если ученики ведут себя не так, как от них ожидают, их строго наказывают независимо от обстоятельств.

Кроме того, учителя, придерживающиеся авторитарного стиля управления классом, как правило, имеют низкий уровень участия в работе со своими учениками. Они избегают искать возможности для установления связей и очень мало знают о жизни своих учеников. В результате дети в авторитарных классах часто чувствуют себя запуганными, недоверчивыми и далекими от своих учителей, что мешает им хотеть учиться.

Поскольку авторитарные учителя предпочитают спокойную, структурированную учебную среду, они часто предпочитают прямое обучение стратегиям совместного обучения. Они ожидают, что учащиеся будут просто усваивать информацию, а не играть роль в построении своих знаний. Учителя с авторитарным стилем преподавания не поощряют сотрудничество или активные дискуссии, что часто приводит к плохой культуре в классе и скучной учебной среде.

2. Авторитарный стиль управления классом

Хотя имена звучат похоже, авторитетные учителя и авторитарные учителя очень разные. Подобно авторитарным учителям, преподаватели с авторитарным стилем управления классом имеют высокий уровень контроля над своими классами. Однако, в отличие от авторитарных учителей, они также имеют высокий уровень вовлеченности учащихся.

Авторитетные учителя тверды, но справедливы. Они устанавливают правила и последовательно их применяют, но они также ценят вклад своих учеников. Если у учащегося есть отзывы о правилах занятий или идеях по улучшению учебной среды, учитель любезно примет предложения и внесет изменения по своему усмотрению.

Этот тип учителя ожидает от учеников участия и сотрудничества при соблюдении правил. Авторитетный учитель поощряет учащихся к активному обсуждению и совместной работе, но он четко сообщает о своих ожиданиях, прежде чем отпустить учеников самостоятельно. Предоставляя учащимся руководящие принципы, а также свободу брать на себя ответственность за свое обучение, авторитетный подход к обучению способствует самостоятельности и сильному чувству ответственности.

Кроме того, педагоги с авторитетным стилем преподавания заинтересованы в успехе своих учеников. В отличие от авторитарных учителей, которые возлагают всю вину на своих учеников, когда они не достигают желаемых результатов, авторитетные учителя исследуют все способствующие этому факторы. Они заботятся о домашней жизни своих учеников и понимают проблемы как в классе, так и за его пределами.

Авторитетные учителя учитывают уникальные обстоятельства своих учеников, когда устанавливают ожидания и определяют разумные последствия нарушения правил. Они также постоянно обеспечивают положительное подкрепление за хорошую работу. По этим причинам авторитетный подход к управлению классом идеален как для учащихся, так и для учителей. Учителей уважают и любят их ученики, а ученики социально компетентны и ответственны.

3. Разрешительный стиль управления классом

Снисходительные учителя — полная противоположность авторитетным учителям. У них низкий уровень как участия учащихся, так и контроля над своим классом. Педагоги, которые придерживаются разрешительного стиля обучения, очень проверяются. Они не планируют уроки или мероприятия заранее и часто спешат, в значительной степени полагаясь на фильмы и книги, чтобы заполнить время.

Снисходительные учителя не устанавливают правил и не наказывают за плохое поведение. Студенты имеют слишком много свободы, что приводит к беспорядочной и непродуктивной учебной среде. В то время как либеральный класс не является карательным и не имеет структуры, ученики часто берут его под свой контроль практически без каких-либо проблем со стороны учителя.

Поскольку снисходительные учителя утратили страсть к обучению, они не заинтересованы в успехе своих учеников. Они очень мало взаимодействуют со студентами и редко обращают внимание на их нужды. В результате учащиеся, которые придерживаются разрешительного стиля обучения, часто не развиваются ни в академическом, ни в социальном плане в такой учебной среде. Без контроля или участия в своих классах снисходительный учитель не может помочь своим ученикам достичь своего наивысшего потенциала.

4. Снисходительный стиль управления классом

Подобно снисходительным учителям, те, кто придерживается снисходительного подхода к управлению классом, имеют низкий уровень контроля над своим классом. Снисходительные учителя часто живут согласно философии, согласно которой строго структурированные классы препятствуют личностному росту и самооценке учащихся. По этой причине они позволяют учащимся свободно выражать себя и принимать собственные решения без каких-либо ограничений. Обычно это приводит к тому, что студенты имеют слишком много свободы.

В отличие от снисходительных учителей, снисходительные учителя очень заинтересованы в своих учениках. Они глубоко заботятся о своих учениках и о том, что происходит в их жизни, но склонны быть слишком дружелюбными. Следовательно, снисходительные учителя обычно нравятся своим ученикам, которые чувствуют себя комфортно, разговаривая с ними. Однако эти учителя часто теряют свой авторитет, поскольку ученики видят в них только друга.

Снисходительные учителя заботятся не только о личной жизни своих учеников, но и об их успехах. Они готовят ежедневные уроки, но из-за отсутствия у них контроля и авторитета снисходительные учителя сбиваются с пути своими учениками и изо всех сил пытаются перенаправить их. Это приводит к непродуктивному классу с небольшим обучением.

Выбор лучшего стиля управления классом

Решая, какой из четырех различных стилей управления классом подходит именно вам, подумайте, какой подход лучше всего соответствует вашей философии и целям преподавания. Вот несколько вопросов, которые помогут вам направить свои мысли:

  • Каковы ваши цели как учителя?
  • Почему вы хотите работать со студентами?
  • Какими вы хотите видеть своих учеников?
  • Что происходит в среде успешного обучения?
  • Какими вы хотите видеть своих учеников (академически/социально/эмоционально) к концу года?

Важно отметить, что ни один учитель не будет постоянно подпадать только под одну категорию. Все студенты уникальны, и разные ситуации требуют разных методов. Однако исследователи определили, что чем ближе учитель к авторитетному подходу, тем большее влияние он окажет на своих учеников. Управление классом является наиболее важным аспектом успешного обучения в классе, но поиск правильного баланса между контролем и вовлеченностью требует некоторых проб и ошибок.

Если вы новый учитель, не торопитесь, чтобы выяснить, что лучше всего подходит для вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *