Эльдар Рязанов. Исповедь в стихах
Эльдар Рязанов был очень многогранным человеком – кинорежиссер, сценарист, актер, педагог, телеведущий, писатель, поэт, драматург, продюсер и народный артист СССР.
Помимо культовых фильмов: «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или с легким паром», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Гараж» и многих других, Рязанов оставил нам большой багаж поэзии.
Так он сам говорил о своих стихах:
«Я поставил несколько фильмов — «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Гараж», О бедном гусаре замолвите слово», «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Дорогая Елена Сергеевна». В этот период параллельно с многочисленными и разнообразными занятиями и обязанностями существовало что-то вроде внутреннего монолога или, если хотите, стихотворного дневника.
В стихах фиксировалось то, что не находило себе места, да и не могло найти, в сценариях и фильмах, мучительное желание высказаться о личном, только моем, стремление поделиться чем-то заветным, жажда исповеди и побудили меня к стихотворству. Исповедь, я думаю, — то, к чему властно тяготеет каждый вид искусства. В этом смысле поэзия наиболее интимна. В искренности, правдивости чувств, обнажении тайников души, умении заглянуть в человеческие глубины, наверное, и есть суть поэзии.»
Хочется легкого, светлого, нежного,
Раннего, хрупкого и пустопорожнего,
И безрассудного, и безмятежного,
Напрочь забытого и невозможного.
Хочется рухнуть в траву непомятую,
В небо уставить глаза завидущие
И окунуться в цветочные запахи
И без конца обожать все живущее.
Хочется милой наивной мелодии,
Воздух глотать, словно ягоды спелые,
Чтоб сумасбродно душа колобродила
И чтобы сердце неслось ошалелое.
Хочется встретиться с тем, что утрачено,
Хоть на мгновенье упасть в это дальнее.
Только за все, что промчалось, заплачено,
И остается расплата прощальная.
* * *
Живем мы что-то без азарта,
Однообразно, как в строю.
Не бойтесь бросить все на карту
И жизнь переломить свою.
Какими были мы на старте?
Теперь не то, исчезла прыть.
Играйте на рисковой карте,
Пытайтесь жизнь переломить.
Пусть в голове мелькает проседь.
Не поздно выбрать новый путь.
Не бойтесь все на карту бросить
И прожитое зачеркнуть.
Из дома выйдя в непогоду,
Взбодрите дух, пришпорьте плоть.
Не бойтесь тасовать колоду,
Пытайтесь жизнь перебороть.
В мираж и в дым, в химеры верьте.
Пожитки не за чем тащить.
Ведь не уехать дальше смерти.
Стремитесь жизнь перекроить.
Печалиться не надо вовсе,
Когда вам нечем карту крыть.
Вы бросить жизнь на кон не бойтесь,
Не проиграв — не победить!
Стремитесь жизнь перекроить!
Не бойтесь жизнь переломить!
* * *
Когда я просто на тебя смотрю,
то за тебя судьбу благодарю.
Когда твоя рука в моей руке,
то все плохое где-то вдалеке.
Когда щекой к твоей я прислонюсь,
то ничего на свете не боюсь.
Когда я глажу волосы твои,
то сердце замирает от любви.
Когда гляжу в счастливые глаза,
то на моих от нежности слеза.
Как-то, что чувствую, пересказать?
Ты мне жена, сестра, подруга, мать.
Не существует безупречных слов,
что могут передать мою любовь.
И оттого, что рядом ты со мной,
я добрый, я хороший, я живой.
Стих этот старомоден, неказист
и слишком прост, но искренен и чист.
С улыбкой светлой на тебя смотрю,
и жизнь, что вместе мы, благодарю.
* * *
Я желал бы свергнуть злое иго
суеты, общенья, встреч и прочего.
Я коплю, как скряга и сквалыга,
редкие мгновенья одиночества.
Боже, сколько в разговорах вздора:
ни подумать, ни сосредоточиться.
Остается лишь одна опора—
редкие мгновенья одиночества.
Меня грабят все, кому в охоту,
мои дни по ветру раскурочены
Я мечтаю лечь на дно окопа
в редкие мгновенья одиночества.
Непонятно, где найти спасенье?
Кто бы знал, как тишины мне хочется!
Удалось сложить стихотворенье
в редкие мгновенья одиночества.
* * *
Как много дней, что выброшены зря,
Дней, что погибли как-то между прочим.
Их надо вычесть из календаря,
И жизнь становится еще короче.
Был занят бестолковой суетой,
День проскочил — я не увидел друга
И не пожал его руки живой…
Что ж! Этот день я должен сбросить с круга.
А если я за день не вспомнил мать,
Не позвонил хоть раз сестре иль брату,
То в оправданье нечего сказать:
Тот день пропал! Бесценная растрата!
Я поленился или же устал —
Не посмотрел веселого спектакля,
Стихов магических не почитал
И в чем-то обделил себя, не так ли?
А если я кому-то не помог,
Не сочинил ни кадра и ни строчки,
То обокрал сегодняшний итог
И сделал жизнь еще на день короче.
Сложить — так страшно, сколько промотал
На сборищах, где ни тепло, ни жарко…
А главных слов любимой не сказал
И не купил цветов или подарка.
Как много дней, что выброшены зря,
Дней, что погибли как-то между прочим.
Их надо вычесть из календаря
И мерить свою жизнь еще короче.
* * *
МОНОЛОГ «ХУДОЖНИКА»
Прожитая жизнь — сложенье чисел:
Сумма дней, недель, мгновений, лет
Я вдруг осознал — я живописец,
Вечно создающий твой портрет.
Для импровизаций и художеств
Мне не нужен, в общем, черновик.
Может, кто другой не сразу может,
Я ж эскизы делать не привык.
Я малюю на живой модели,
Притушил слезой бездонный взгляд.
Легкий штрих — глазищи потемнели,
Потому что вытерпели ад.
Я прорисовал твои морщины,
В волосы добавил белизны
Натуральный цвет люблю в картинах,
Я противник басмы или хны.
Перекрасил — в горькую! — улыбку,
Два мазка,- и ты нехороша.
Я без красок этого добился,
Без кистей и без карандаша.
Близких раним походя, без смысла
Гасим в них глубинный теплый свет
Сам собою как-то получился
Этот твой теперешний портрет.
* * *
У природы нет плохой погоды —
Каждая погода благодать.
Дождь ли снег — любое время года
Надо благодарно принимать,
Отзвуки душевной непогоды,
В сердце одиночества печать,
И бессонниц горестные всходы
Надо благодарно принимать,
Надо благодарно принимать.
Смерть желаний, годы и невзгоды —
С каждым днем все непосильней кладь,
Что тебе назначено природой
Надо благодарно принимать.
Смену лет, закаты и восходы,
И любви последней благодать,
Как и дату своего ухода
Надо благодарно принимать,
Надо благодарно принимать.
У природы нет плохой погоды,
Ход времен нельзя остановить.
Осень жизни, как и осень года,
Надо, не скорбя, благословить.
Надо, не скорбя, благословить,
Надо, не скорбя, благословить.
* * *
Музыка жизни
Что жизнь? Музыкальная пьеса,
Соната ли, фуга иль месса,
Сюита, ноктюрн или скерцо?
Тут ритмы диктуются сердцем.
Пиликает, тренькает, шпарит,
Бренчит иль бывает в ударе.
Играется без остановки.
Меняются лишь оркестровки.
Ребячество наше прелестно,
Хрустально, как отзвук челесты.
Потом мы становимся старше,
Ведут нас военные марши.
Пьяняще стучат барабаны,
Зовущие в странные страны.
Но вот увенчали нас лавры,
Грохочут тарелки, литавры.
А как зажигательны скрипки
От нежной зазывной улыбки.
Кончается общее тутти.
Не будьте столь строги, не будьте.
Мелодию, дивное диво,
Дудим мы порою фальшиво.
Проносится музыка скоро
Под взмахи судьбы дирижера.
Слабеют со временем уши,
Напевы доносятся глуше.
Оркестры играют все тише.
Жаль, реквием я не услышу.
* * *
Ты укрой меня снегом, зима
Ты укрой меня снегом, зима,
Так о многом хочу позабыть я,
И отринуть работу ума.
Умоляю тебя об укрытии.
Одолжи мне, зима, одолжи
Чистоты и отдохновения,
Бело-синих снегов безо лжи.
Я прошу тебя, я прошу тебя,
Я прошу тебя об одолжении.
Подари мне, зима, подари
День беззвучный, что светит неярко,
Полусон от зари до зари.
Мне не надо богаче подарка.
Поднеси мне, зима, поднеси
Отрешенности и смирения,
Чтобы снес я, что трудно снести.
Я прошу тебя, я прошу тебя,
Я прошу у тебя подношения.
Ты подай мне, зима, ты подай
Тишину и печаль сострадания
К моим собственным прошлым годам.
Я прошу тебя, я прошу тебя,
Я прошу у тебя подаяния.
Стихи Эльдара Рязанова…
На страницах Интернета стихотворение «В старинном парке корпуса больницы» названо прощальным, хотя оно было написано давно, и в 1988 году было напечатано в отдельной брошюре стихов Эльдара Рязанова «Внутренний монолог» в художественно-литературном приложении к еженедельному журналу «Огонёк» (№ 26, Москва, Издательство «Правда»), т.е. почти за 30 лет до смерти.
В СТАРИННОМ ПАРКЕ КОРПУСА БОЛЬНИЦЫ…
В старинном парке корпуса больницы,
кирпичные простые корпуса…
Как жаль, что не учился я молиться,
и горько, что не верю в чудеса.
А за окном моей палаты осень,
листве почившей скоро быть в снегу.
Я весь в разброде, не сосредоточен,
принять несправедливость не могу.
Что мне теперь до участи народа,
куда пойдет и чем закончит век?
Как умирает праведно природа,
как худо умирает человек.
Мне здесь дано уйти и раствориться…
Прощайте, запахи и голоса,
цвета и звуки, дорогие лица,
кирпичные простые корпуса…
*****
Давайте вспомним ещё два замечательных стихотворения автора.
ЦИКЛ УСПЕХА
Успех поделен по годам,
А что вы, собственно, хотели?
В пять лет удачей было нам
Проснуться на сухой постели.
В семнадцать — мысли об одном,
Как женщины быстрей добиться.
И Счастье состояло в том,
Чтоб в первый раз не осрамиться.
А в двадцать пять везёт тому,
Кто смог, не мешкая, умело,
Найти хорошую жену,
Что, кстати, не простое дело.
Куда-то делись все друзья,
То в тридцать пять — дурные вести.
Для нас карьера и семья,
Теперь стоят на первом месте.
Всё на круги придёт своя,
Мы в сорок пять вновь у барьера.
Важней для нас уже семья,
И только лишь потом — карьера.
А в шестьдесят пять загрустим,
О женщинах…(скажи на милость).
И как в семнадцать, захотим,
Чтобы хоть что-то получилось.
Но вот уж восемьдесят пять,
Как быстро годы пролетели.
Одно лишь счастье нам опять —
Проснуться на сухой постели.
*****
Жизнь прожить – нехитрая наука:
отыщи любовь да сбереги…
Место жизни – ближняя округа,
далью не прельщайся, не беги.
Даже если жизнь обыкновенна,
делай все, что можешь, от души,
понимай всему живому цену
и судить чужого не спеши.
Трать себя, живи неосторожно,
выгод не считай, не мелочись…
Пусть с людьми и сложно, и тревожно,
ты пойми их суетную жизнь.
Жизнь, коль вдуматься, простая штука.
Главное, ни разу не предать.
Жизнь – совсем не сука и не скука,
если станешь дальним сострадать.
И живи! В любую непогоду!
Сочиняй свой собственный мотив.
А любить жену, друзей, природу —
не такой уж, право, примитив.
1998
источник
Эльдар Рязанов — Тухлые помидоры
Перейти к цитатамФильмы
Кредит | |||||
---|---|---|---|---|---|
Пока нет оценок | 89% | Жестокий романс | Режиссер, Сценарист | — | 1984 |
Пока нет оценок | 87% | Вокзал на двоих | Директор | — | 1982 |
Пока нет оценок | 75% | О бедном гусаре замолвите слово | Сценарист | — | 1980 |
Пока нет оценок | 91% | Гараж | Режиссер, Сценарист | — | 1979 |
Пока нет оценок | 94% | Служебный роман | Режиссер, Сценарист | 1977 | |
Пока нет оценок | 94% | Ирония судьбы, или С легким паром! | Режиссер, Сценарист | — | 1975 |
Пока нет оценок | 84% | Невероятные приключения итальянцев в России | Директор | — | |
Пока нет оценок | 64% | Старики-разбойники | Режиссер, Сценарист | — | 1972 |
Пока нет оценок | Пока нет оценок | Зигзаг успеха | Режиссер, Сценарист | — | 1968 |
Пока нет оценок | 89% | Следите за автомобилем | Режиссер, Сценарист | — | 1966 |
Пока нет оценок | 88% | Карнавальная ночь | Директор | — | 1956 |
Эльдар Рязанов
Эльдар Рязанов — выдающийся советский и российский кинорежиссер, один из классиков отечественного кинематографа, мастер лирико-сатирической комедии и трагикомедии. Эльдар Александрович Рязанов родился в Самаре 18 ноября 1927. Потом семья переехала в Москву. Его отец был репрессирован, и матери Эльдара пришлось одной заботиться о мальчике. С раннего детства будущий знаменитый кинорежиссер увлекался чтением книг и мечтал стать писателем. В 1950 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, где учился у Г. Козинцева. В 1950–1955 годах работал на Центральной киностудии детских фильмов в качестве режиссера кинохроники и нескольких документальных фильмов. Начиная с 1955 лет работал кинорежиссером на киностудии «Мосфильм». Рязанов создал свой первый полнометражный художественный фильм Карнавальная ночь (1956) в жанре музыкальной комедии-ревю, однако сатирические персонажи (а именно директор клуба Огурцов в исполнении Игоря Ильинского и Лектор в исполнении Сергея Филиппов) стали настоящим открытием этой искрометной комедии. Фильм не только возглавил список кассовых хитов 1956 года, но и стал неотъемлемой частью «золотого фонда» отечественного кинематографа. Именно эта блестящая комедия открыла для зрителей новую кинозвезду Людмилу Гурченко. Следующая работа Рязанова — лирическая комедия « Девушка без адреса » (1957) — снова стала хитом. Его попытка интегрировать в комедийный сюжет элементы фантастики и откровенной клоунады в фильме «Человек из ниоткуда » вызвала недовольство советских киноцензоров: похождения вычурного дикаря (которого сыграл Сергей Юрский) в современной Москве обвиняли в «бессмысленной низкорослости» и « пошлость», так что фильм фактически остался недоступным для зрителей. Историческая музыкальная комедия Hussar Ballad повезло больше и обрел невероятную популярность. Период творческой зрелости Эльдара Рязанова ознаменовался его сотрудничеством со сценаристом Эмилем Брагинским. Первым плодом союза двух талантливых комедийных драматургов стала детективная комедия «Берегись автомобиля» (1966). Комическая история о самоотверженном угонщике автомобилей была возведена в ранг злободневной комедии с сатирическими и лирическими мотивами, а ее персонажи (прежде всего главный герой — Юрий Деточкин в исполнении Иннокентия Смоктуновского) и репризы приобрели культовое значение. Рязанов показал, насколько разнообразен его комедийный талант: Старики: Разбойники (1973), Невероятные приключения итальянцев в России (1974), Ирония судьбы, или С легким паром! (1975), Служебный роман (1977), Гараж (1979). Лиризм рязановских комедий, их мягкий юмор, не лишенный философского оттенка, нашел свое выражение и в фонограммах – мелодиях и песнях, тексты к которым он начал писать сам. Начиная с лирического Станция для двоих (1982) фильмы Рязанова приобрели трагикомические интонации, а главные герои стали более лирическими или даже трагичными (например, пианист Платон Громов в «Вокзал для двоих », Карандышев в «Жестокий романс » (1984), писатель в Пророчество (1993)). В своих комедиях на тему перестройки ( Забытый мотив для флейты (1988), Небеса обетованные (1991)) и постсоветской действительности ( Старые ведьмы (2000)) Рязанов сильно акцентирует тему социальной аутсайдеры – добрые и порядочные люди, по-своему одаренные, но оказавшиеся на обочине современной жизни с ее дикими рыночными законами. |