05.05.2024

Статические и кинестетические ощущения: www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Содержание

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

📖 Статические и кинестетические ощущения, Развитие сознания у ребёнка, Глава VII. Ощущение и восприятие. Основы общей психологии. Рубинштейн С. Л. Страница 36. Читать онлайн


. . .

Статические и кинестетические ощущения.

Статические ощущения

Показания о состоянии нашего тела в пространстве, его позы, его пассивных и активных движений, равно как и движений отдельных его частей относительно друг друга, дают многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суставных поверхностей и отчасти от кожи.

Психология bookap

В оценке положения тела в пространстве решающая роль принадлежит глубокой чувствительности. Основным органом для регулирования положения тела в пространстве является лабиринтный аппарат, а именно его вестибулярный аппарат — преддверие и полукружные каналы. Лабиринт сигнализирует положение головы в пространстве, в связи с чем происходит перераспределение тонуса мускулатуры. Целая серия экспериментальных головокружений от вращения, от действия на лабиринтный аппарат тепла, холода, действия гальванического тока показывает, насколько решающую роль играет лабиринтный аппарат в этих состояниях.

Центральным органом, регулирующим сохранение равновесия тела в пространстве, служит преддверие лабиринта — вестибулярный аппарат, иннервируемый вестибулярным нервом, который передаёт раздражения от расположенных в лабиринте статоцистов.

Высшим контролирующим органом равновесия является мозжечок, с которым связан соответствующими путями вестибулярный аппарат.

В то время как вестибулярный аппарат служит для определения и регулирования положения по отношению к вертикали, для определения вращательного и ускоренного поступательного движения собственного тела служат полукружные каналы.

Кинестетические ощущения

Ощущения движения отдельных частей тела — кинестетические ощущения вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах.

59 Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение своих членов. Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов. Выпадение проприоцептивных раздражений влечёт за собой поэтому более или менее значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном взаимодействии с зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний вырабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны, вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем зрения. В соединении с зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.


59 Так как подавляющее большинство проприоцептивных импульсов не осознаётся, то И. М. Сеченов назвал — очень удачно — мышечное чувство «тёмным».


Роль мышечного чувства в воспитании зрения, слуха и других чувств была подмечена одним из первых выдающимся русским физиологом И.

М. Сеченовым. В ряде работ и особенно в своей известной статье «Элементы мысли» Сеченов показал, что пространственное видение, глазомер осуществляются, во-первых, с помощью проприоцепторов глазных мышц, во-вторых, путём многократного сочетания оценки расстояний глазами и руками или ногами. По мнению Сеченова, мышца является анализатором не только пространства, но и времени: «Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений — всё это продукты мышечного чувства… Являясь в периодических движениях дробным, то же мышечное чувство становится измерителем или дробным анализатором пространства и времени».60


60 И. М. Сеченов, Элементы мысли. СПб., 1898. С. 187.


Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам.

Такой переход может иметь место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестаёт руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству своей руки.

Кинестетическое чувство – Другие чувства

Кинестезия – это осознание положения и движения частей тела с помощью органов чувств, известных как проприоцепторы, расположенных в суставах и мышцах.

Кинестезия — это осознание положения и движения частей тела с помощью органов чувств, известных как проприорецепторы, в суставах и мышцах. Кинестезия является важным компонентом мышечной памяти и зрительно-моторной координации.

Хотя термины проприоцепция и кинестезия часто используются взаимозаменяемо, они имеют много разных компонентов. Обычно кинестетическое чувство дифференцируют от проприоцепции, исключая чувство равновесия или баланса из кинестезии. Например, инфекция внутреннего уха может ухудшить чувство равновесия. Это ухудшит проприоцептивное чувство, но не кинестетическое чувство.

Пострадавший человек сможет ходить, но только с помощью зрения для поддержания равновесия; человек не сможет ходить с закрытыми глазами. Другое различие между проприоцепцией и кинестезией заключается в том, что кинестезия фокусируется на движении или движениях тела, в то время как проприоцепция больше фокусируется на движениях тела.0011 осознание своих движений и поведения. Это привело к представлению о том, что кинестезия более поведенческая, а проприоцепция более когнитивная.

И проприоцепция, и кинестезия зависят от вестибулярной системы. Вестибулярное чувство способствует нашей способности сохранять равновесие и положение тела. Первичные органы чувств (маточка, мешочек и три полукружных канала) этой системы расположены рядом с улиткой во внутреннем ухе. Вестибулярные органы заполнены жидкостью и имеют волосковые клетки, подобные тем, которые находятся в слуховой системе, которые реагируют на движение головы и гравитационные силы.

Практические вопросы

Хан Академия

Соматосенсорные эффекты сжимающего бокса Temple Grandin на гиперчувствительность

MCAT Официальный подготовка (AAMC)


КЛЮЧЕСКИ и движение частей тела с помощью органов чувств, известных как проприорецепторы, расположенных в суставах и мышцах. Кинестезия является ключевым компонентом мышечной памяти и зрительно-моторной координации.

• Хотя термины проприоцепция и кинестезия часто используются взаимозаменяемо, они имеют много разных компонентов.


Ключевые термины

проприоцепция

: ощущение положения частей тела относительно других соседних частей тела

кинестезия : проприоцепция или ощущение статического положения; восприятие положения и позы тела; также, в более широком смысле, включая и движение тела

вестибулярное чувство:  способствует нашей способности сохранять равновесие и положение тела на основе органов внутреннего уха

Сенсорный прием человека | Определение, органы, системы, примеры и факты

сенсорная рецепция

Просмотреть все средства массовой информации

Связанные темы:
человеческий глаз химиорецепция механорецепция терморецепция боль

Просмотреть весь связанный контент →

сенсорная рецепция человека , средства, с помощью которых люди реагируют на изменения внешней и внутренней среды.

Древние философы называли органы чувств человека «окнами души», а Аристотель описал как минимум пять чувств — зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Влияние Аристотеля было настолько устойчивым, что многие люди до сих пор говорят о пяти чувствах, как будто других не существует. Тем не менее, современный сенсорный каталог теперь включает рецепторы в мышцах, сухожилиях и суставах, которые вызывают кинестетическое чувство (то есть чувство движения), и рецепторы в вестибулярных органах внутреннего уха, которые дают начало чувству движения. Чувство равновесия. В системе кровообращения обнаружены сенсорные рецепторы, чувствительные к углекислому газу в крови или к изменениям артериального давления или частоты сердечных сокращений, а в пищеварительном тракте есть рецепторы, которые, по-видимому, опосредуют такие переживания, как голод и жажда. Некоторые клетки мозга могут также участвовать в качестве рецепторов голода. Это особенно верно для клеток в нижних отделах мозга (таких как гипоталамус), где было обнаружено, что некоторые клетки чувствительны к изменениям в химическом составе крови (вода и другие продукты пищеварения) и даже к изменениям температуры внутри мозга.

сам.

Общие сведения об ощущениях

Основные характеристики сенсорных структур

Один из способов классификации сенсорных структур — по раздражителям, на которые они обычно реагируют; таким образом, существуют фоторецепторы (для света), механорецепторы (для искажения или изгиба), терморецепторы (для тепла), хеморецепторы (например, для химических запахов) и ноцицепторы (для болевых раздражителей). Эта классификация полезна, поскольку она ясно показывает, что различные органы чувств могут иметь общие черты в том, как они преобразуют (преобразовывают) энергию раздражителя в нервные импульсы. Таким образом, слуховые клетки и вестибулярные (равновесные) рецепторы в ухе и некоторые рецепторы в коже одинаково реагируют на механическое смещение (искажение). Поскольку многие из тех же принципов применимы и к другим животным, их рецепторы можно изучать как модели человеческих органов чувств. Кроме того, многие животные наделены специализированными рецепторами, которые позволяют им обнаруживать раздражители, которые люди не могут ощущать.

Змея-гадюка, например, может похвастаться рецептором исключительной чувствительности к «невидимому» инфракрасному свету. У некоторых насекомых есть рецепторы для ультрафиолетового света и феромонов (химические половые аттрактанты и афродизиаки, уникальные для их собственного вида), что также превосходит сенсорные возможности человека.

Независимо от конкретной анатомической формы все органы чувств имеют общие черты:

(1) Все органы чувств содержат рецепторные клетки, которые особенно чувствительны к одному классу энергии стимула, обычно в ограниченном диапазоне интенсивности. Такая избирательность означает, что каждый рецептор имеет свой «адекватный» или собственный или нормальный раздражитель, как, например, свет является адекватным раздражителем для зрения. Однако другие энергии («неадекватные» стимулы) также могут активировать рецептор, если они достаточно интенсивны. Таким образом, можно «увидеть» давление, когда, например, большой палец помещается на закрытый глаз и в поле зрения в позиции, противоположной месту прикосновения, видно яркое пятно (фосфен).

(2) Чувствительный механизм для каждой модальности часто локализован в организме на воспринимающей мембране или поверхности (такой как сетчатка глаза), где расположены нейроны-преобразователи (сенсорные клетки). Часто орган чувств включает в себя дополнительные структуры, направляющие стимулирующую энергию к рецепторным клеткам; таким образом, обычно прозрачные роговица и хрусталик внутри глаза фокусируют свет на сенсорных нейронах сетчатки. Сами нервные клетки сетчатки более или менее защищены от невизуальных источников энергии окружающей структурой глаза.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

(3) Первичные преобразователи или сенсорные клетки в любой рецепторной структуре обычно соединяются (синапс) с вторичными входящими (афферентными) нервными клетками, которые несут нервный импульс. В некоторых рецепторах, таких как кожа, отдельные первичные клетки обладают нитевидными структурами (аксоны), которые могут иметь длину в несколько ярдов, извиваясь непосредственно под поверхностью кожи через подкожные ткани, пока не достигнут спинного мозга. Здесь каждый аксон кожи оканчивается и образует синапсы со следующим (второго порядка) нейроном в цепи. Напротив, каждая первичная рецепторная клетка в глазу имеет очень короткий аксон, полностью расположенный в сетчатке, который синапизирует с сетью нескольких типов нейронов второго порядка, называемых вставочными клетками, которые, в свою очередь, образуют синапс с нейронами третьего порядка. нейроны, называемые биполярными клетками, — все еще в сетчатке. Аксоны биполярных клеток проходят афферентно за пределы сетчатки, оставляя глазное яблоко, чтобы сформировать зрительный нерв, который входит в мозг, чтобы установить дальнейшие синаптические связи. Если рассматривать эту зрительную систему как единое целое, можно сказать, что сетчатка представляет собой расширенную часть мозга, на которую может непосредственно падать свет.

От таких афферентных нервов нейроны еще более высокого порядка образуют все более сложные связи с анатомически отдельными проводящими путями ствола мозга и более глубоких отделов мозга (например, таламуса), которые в конечном итоге заканчиваются в определенных принимающих областях коры головного мозга (извилистая наружная оболочки головного мозга).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *