27.11.2024

Социальные роли человека: Социальные роли — урок. Обществознание, 9 класс.

Содержание

Социальная роль — Психологос

Социальная роль — модель поведения человека, заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение», которое ожидается от человека, занимающего определенный статус.

Современное общество требует от человека постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. Юные девушки очень рано осознают, что они должны быть красивыми, а юноши — что их образ должен дополняться образом идущей рядом красивой девушки. Гендерные роли предопределяют возрастные соотношения в парах. В рекламах и телепередачах седовласые мужчины часто появляются в романтическом окружении партнерш по возрасту намного младше себя. Видели ли вы когда-нибудь что-то обратное?

Как и почему каждое новое поколение усваивает поведение, присущее той или иной гендерной роли? Это происходит в процессе научения, основанного на подкреплении, наказании и моделировании (Bussey & Bandura, 1999).

Нарушение модели поведения, соответствующей определенному полу, жестоко наказуемо, особенно в подростковой среде. Предположим, что старшекурсник Эрни приглашает дружелюбную славную Эллен на танцы. Из- за того что Эллен не слишком хороша собой внешне, друзья Эрни немилосердно издеваются над ним за то, что он пригласил на свидание «уродину». Эрни не повторит больше своей ошибки. Его друг Джастин, видевший все это, поостережется в будущем приглашать на свидание не слишком симпатичных девушек. Согласно когнитивной теории социального научения, Джастину хватило наблюдения за тем, какое наказание постигло Эрни, чтобы понять, что юношам не следует приглашать на свидание непривлекательных девушек. См.→

Роль — социально заданная модель поведения. Требуя выполнения тех или иных социальных ролей, предъявляя те или иные ожидания, одни люди управляют другими. См.→

Умеете ли вы играть свои социальные роли?

Ф.И. Шаляпин:

«Я уже говорил, что в жизни, как и в театре нужно иметь чувство меры.

Это значит, что чувствовать надо не более и не меньше того, что соответствует правде положения. Надо иметь талант не только для того, чтобы играть на сцене; талант необходим и для того, чтобы жить. Оно и понятно. Роль человека в жизни всегда сложнее любой роли, которую можно только себе вообразить на театре. Если трудно сыграть на сцене уже начерченную фигуру того или другого человека, то еще труднее, думаю я, сыграть свою собственную роль в жизни. Если я каждую минуту проверяю себя, так ли пошел, так ли сел, так ли засмеялся или заплакал на сцене, то, вероягно, я должен каждую минуту проверять себя и в жизни — так ли я сделал то или это? Если на сцене даже отрицательное должно выглядеть красиво, то в жизни необходимо, что бы все красиво выходило…

Вот почему я всегда удивлялся, когда встречал дворянина-помещика, министра, великаго князя, короля, которые вдруг, как плохой актер на сцене, в бездарье своем говорили фальшивым голосом фальшивые слова и делали фальшивые жесты, и так же, как бездарные актеры на сцене, не замечали, что они играют плохо.

Временами мне бывало противно смотреть на этих странных людей, как бывает противно смотреть на фальшивую истерику, исполненную фальшивой актрисой. Отсюда, думается мне, идут начала многих несчастий.

Надо помещику пойти к мужикам и с ними говорить. И выходит помещик, плохо играющий свою роль помещика, и говорить мужикам, пожалуй, дело, но ставит так запятыя и точки с запятой, делает такия неуместныя паузы, что мужики вместо того, чтобы вынести самое благоприятное впечатление от его зачастую действительно добрых намерений, выносят впечатление досадливое. Не понял актер-помещик атмосферы, не знал правильной интонации. Провалился. Через год, глядишь — горит его усадьба.

Приходит министр в парламент, скажем, в Думу. Выходит на трибуну и говорить. Слушают его уже не мужики, а люди, которые отлично понимают, где следует поставить запятую, и отлично понимают, где она поставлена министром. Немедленно они в своих ушах возстанавливают грамматическую неточность. Но министр плохой актер. Он не чувствует обстановки, не понимает «ситуации», и неточности начинают нагромождаться одна на другую. Какая нибудь забубённая голова выкрикивает нелестное замечание. Как плохой актер от неправильно поданной реплики, министр теряет тон и самообладание. Голос его начинает звучать фальшиво, жесты перестают подходить к принесенному делу. Мысль осталась недосказанной, дело недоделанным, а впечатление произведено отвратительное. Не понял министр своей роли — провалился.

А цари? Надо уметь играть царя. Огромной важности, шекспировскаго размаха его роль. Царю, кажется мне, нужна какая то особенная наружность, какой то особенный глаз. Все это представляется мне в величавом виде. Если же природа сделала меня, царя, человеком маленькаго роста и немного даже с горбом, я должен найти тон, создать себе атмосферу, — именно такую, в которой я, маленький и горбатый, производил бы такое же впечатление, как произвел бы большой и величественный царь. Надо, чтобы каждый раз, когда я делаю жест перед моим народом, из его груди вырывался возглас на все мое царство: — Вот это так царь! А если атмосфера не уяснена мною, то жест мой, как у бездарнаго актера, получается фальшивый, и смущается наблюдатель, и из груди народа сдавленно и хрипло вырывается полушопот: — Ну, и царь же!.

. Не понял атмосферы — провалился. Горит Империя.»

Распределение социальных ролей у животных

Крысы никогда не плывут все вместе на поиски пищи, у них происходит жесткое распределение ролей: два эксплуатируемых пловца, два эксплуататора, которые не плавали, один независимый пловец и один неплавающий козел отпущения. Это разделение происходит всегда, у любых крыс и в группе любого размера. См.→

Социальные роли 11 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

Что такое социальная роль и социальный статус?

В чем разница между социальным статусом и социальной ролью личности? Социальная роль – это некоторый образец поведения для человека определенного статуса, то есть, если статус – это положение, которого ты достигаешь в результате своей деятельности + своего происхождения, то социальная роль – это то, как ты должен себя позиционировать, чтобы соответствовать социальному статусу.

Есть социальные роли, которые четко формализированы, они либо описаны в законе, либо определяются каким-то иным общественным соглашением. К примеру, социальная роль президента. Президент не может себя вести как обычный человек в силу тех обстоятельств, что он занял столь высокий пост.

Формальные роли закреплены в законе либо описаны в ином нормативно-правовом акте, а неформальные роли не являются обязательными, они необходимы для того, чтобы соответствовать существующему статусу.

Типы социальных ролей

Социальные роли делятся на два условных типа.

  1. Институционализированные роли. Это вид исполнения обязанностей по формальному признаку, например семья. Семья, брак – это вещи, которые описаны в специальном законодательстве, и человек, заключая брачный союз, берет на себя соответствующую социальную роль. Например, роль отца семейства, роль мужа, либо наоборот, роль жены, матери. Это все под собой имеет соответствующую правовую базу.
  2. Конвенциональные роли. Это вид необязательный, который можно изменить в ходе жизни. Например, человек взял на себя роль студента, с соответствующим типом восприятия, но ему разонравилось учиться, человек уходит из высшего учебного заведения и идет работать.
    Он берет на себя другую социальную роль – роль рабочего, роль человека, исполняющего профессиональные обязанности совершенно иного типа.

Такая вольность в понимании социальных ролей определяет и некоторую вольность в определении этого явления. В науке существует множество определений социальной роли.

Например, социальная роль – это фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

Или социальная роль – это поведение личности в соответствии с ее общественным статусом; или социальная роль – это устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях.

Проблема заключается в том, что каждое из определений открывает только одну сторону социальной роли либо несколько сторон, но не описывает это явление целиком, потому что человек крайне многообразен и в ходе жизни несет на себе не одну социальную роль, а целый спектр.

Все мы в разных ситуациях ведем себя по-разному. Дома, общаясь со своими родителями, вы выполняете социальную роль ребенка. В то время как общаясь со своими сверстниками, вы играете социальную роль друга, товарища. Если речь идет о школе, то там ваша социальная роль – это ученик.

Что такое ролевая система?

Вся совокупность социальных ролей, которые в ходе жизни человека постоянно накапливаются, называется ролевой системой.

Ролевая система – совокупность социальных ролей, которые человек играет в обществе. И проблема заключается в том, что если человек выстраивает эту систему не совсем правильно, то может рано или поздно случиться кризис. Когда человек обладает определенным социальным статусом и исполняет не свою социальную роль либо исполняет ее неправильно, могут возникнуть серьезные проблемы личности.

В современной науке существует довольно много всевозможных классификаций социальных ролей.

 


Нерон

Очень интересна судьба римского императора Нерона (см. рис. 1).

Это, с одной стороны, был действительно интересный человек, но с другой – он своими непонятными действиями настроил против себя все римское общество.

Он устраивал страшные оргии, казни, вместе с тем участвуя в Олимпийских играх и организуя театральные представления, в которых сам же и играл.

Рис. 1. Бюст Нерона (Источник)

В конце жизни от Нерона отвернулись все, он по сути один блуждал по собственному дворцу и искал солдата или гладиатора, чтобы тот его заколол, потому что знал, что против него все и Сенат скоро объявит его врагом Рима, а значит, смерть будет неминуема. Он не нашел никого, он настолько отчаялся, что кричал, бегая по дворцу, что у него не осталось ни друзей, ни врагов. Уйдя из своего дворца, выехав за город, он попытался покончить жизнь самоубийством, но ему не хватило смелости, тогда он стал цитировать отрывки из «Илиады»: «…топот коней мне слышится приближающийся». Речь шла о том, что он постоянно думал об угрозе приближающейся смерти.

Когда к нему стали съезжаться люди, чтобы его арестовать, Нерон попросил одного из своих рабов его заколоть. Ему действительно перерезали горло, и Нерон умер со словами: «Какой великий артист погибает».

Такая социальная роль не лучший образчик для жизни, зато она демонстрирует, как иногда бывает, когда человек заигрывается в жизни. Социальный статус предполагает определенный тип поведения, но это именно тот тип поведения, которого ждут, а не тот, который выдумывает сам человек.


 

Но самое главное, так или иначе все выделяют базисные социальные роли: роль труженика, роль собственника, роль семьянина, роль товарища и еще некоторые роли. Без этих ролей немыслима жизнь современного человека. Если человек не работает, значит, он асоциальный элемент. Базисные социальные роли – это сейчас неотъемлемая часть жизни любого человека.

 


Панк-движения

Наверняка все слышали о такой субкультуре, как панки. Слово «панк» переводится с английского как «гнилушка». Это специфического вида молодые люди, как правило, одевающиеся вызывающе и ведущие себя странным образом, выказывающие протест всему обществу и принятым в нем устоям.

На самом деле, в основе этого движения лежит глубокая философская идея, и выдвинул ее вполне конкретный человек – Сид Вишес, основатель панк-рок-группы Sex Pistols.

Он умер молодым, как, видимо, положено умереть рок-звезде. Умер от передозировки наркотиков, но суть его жизненной позиции, социальной роли, сводилась к тому, чтобы показать: я выходец из вполне благополучной среды британского среднего класса. Получил классическое британское образование. Но не могу принять это общество, которое, по моему мнению, идет в тупик.

Рис. 2. Девушка-панк (Источник)

Сид Вишес свою жизненную роль решил изменить радикально. Конечно, он не призывал к тому, чтобы все стали панками, потому что выбор жизненного пути, выбор жизненной роли – это ваше персональное желание.


 

Можно подумать, что, раз наши социальные роли очень четко предопределены, они должны соответствовать социальному статусу, а тот во многом связан с нашим происхождением и некоторой предопределенностью, то есть получается, что мы все зажаты в тесные рамки и практически не имеем люфта и возможности, чтобы выйти из них.

Это не совсем так, современное общество стремится к стандартизации. Мы похожи внешне и с точки зрения быта и так далее. Но все-таки у личности есть возможность меняться, изменить те условия жизни, в которых он живет, и ту роль, для которой он изначально был предназначен своим социальным статусом.

Вывод

Получается, что на нашу социальную роль или даже более того, на систему социальных ролей, которую мы с вами играем в жизни, влияет очень много факторов: состояние здоровья, происхождение, социальный статус, уровень образования, профессионализма, окружающая среда и т. д. Но тем не менее, несмотря на все эти факторы, человек сохраняет за собой возможность изменений.

 

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Обществознание, 11 класс. – АО «Издательство «Просвещение», 2016.
  2. Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Мартьянов Д.С., Обществознание, 11 класс. – ООО «ДРОФА», 2018.
  3. Гаман-Голушина О.В., Ковлер А.И., Пономарева Е. Г. и др. / Под общ. ред. Тишкова В.А. Обществознание, 11 класс. – 2019.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал «humanitar.ru» (Источник)
  2. Интернет-портал «rushist.com» (Источник)
  3. Интернет-портал «24smi.org» (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Напишите, какие социальные роли вы исполняете. Какие факторы влияют на исполнение социальной роли?
  2. Верно ли высказывание: «В традиционном обществе человека оценивали по предписанному статусу, а в современном – по достигаемому»? Напишите свое мнение.

11.2 Самопрезентация – Введение в психологию

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Описывать социальные роли и их влияние на поведение
  • Объясните, что такое социальные нормы и как они влияют на поведение
  • Определить сценарий
  • Опишите результаты эксперимента Зимбардо в Стэнфордской тюрьме

 

 

   Как вы уже знаете, социальная психология изучает то, как люди, реальные или воображаемые, влияют друг на друга на мысли, чувства и поведение. Мы обсудили ситуационные точки зрения и внимание социальной психологии к тому, как окружающая среда человека, включая культуру и другие социальные влияния, влияет на поведение. В этом разделе мы исследуем ситуационные силы, оказывающие сильное влияние на человеческое поведение, включая социальные роли, социальные нормы и сценарии. Мы обсуждаем, как люди используют социальную среду в качестве источника информации или подсказок о том, как себя вести. Ситуационное влияние на наше поведение имеет важные последствия, например, поможем ли мы незнакомцу в чрезвычайной ситуации или как мы будем вести себя в незнакомой обстановке.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ

   Одной из основных социальных детерминант человеческого поведения являются наши социальные роли. Социальная роль — это образец поведения, который ожидается от человека в данной среде или группе (Hare, 2003). У каждого из нас есть несколько социальных ролей. Вы можете быть одновременно учеником, родителем, начинающим учителем, сыном или дочерью, супругом и спасателем. Как эти социальные роли влияют на ваше поведение? Социальные роли определяются общим культурным знанием. То есть почти каждый в данной культуре знает, какое поведение ожидается от человека в данной роли. Кроме того, мы, как общество, склонны наказывать социальные нормы, когда видим, что они нарушаются, в одних ситуациях больше, чем в других. Рост, Стахел и Фрей (2016) обнаружили, что люди используют социальные сети в качестве платформы для борьбы с теми, кто не соблюдает определенные социальные нормы и правила. Это связано с меньшим риском критиковать кого-то в Интернете, чем лично. Например, какова социальная роль студента? Если вы осмотрите аудиторию колледжа, вы, вероятно, увидите, что студенты ведут себя прилежно, делают заметки, слушают профессора, читают учебник и тихо сидят за партами (рисунок ниже). Конечно, вы можете видеть, как учащиеся отклоняются от ожидаемого поведения при учебе, например отправляют текстовые сообщения со своих телефонов или используют Facebook на своих ноутбуках, но во всех случаях учащиеся, за которыми вы наблюдаете, посещают занятия — часть социальной роли учащихся.

 

Быть студентом — это лишь одна из многих социальных ролей, которые у вас есть. (кредит: «MSIS Мичиганского университета»/Flickr)

Социальные роли и связанное с ними поведение могут различаться в разных условиях. Как вы ведете себя, когда играете роль сына или дочери и посещаете семейное мероприятие? А теперь представьте, как вы ведете себя, когда вы выполняете роль сотрудника на своем рабочем месте. Вполне вероятно, что ваше поведение будет другим. Возможно, вы более расслаблены и общительны со своей семьей, шутите и делаете глупости. Но на рабочем месте вы можете говорить более профессионально, и хотя вы можете быть дружелюбным, вы также серьезны и сосредоточены на завершении работы. Это примеры того, как наши социальные роли влияют и часто диктуют наше поведение в той мере, в какой идентичность и личность могут меняться в зависимости от контекста (то есть в разных социальных группах) (Malloy, Albright, Kenny, Agatstein & Winquist, 19). 97).

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

   Как обсуждалось ранее, социальные роли определяются общим знанием культуры о том, какое поведение ожидается от человека в конкретной роли. Это общее знание исходит из социальных норм. Социальная норма – это ожидание группой того, что является уместным и приемлемым поведением для ее членов – как они должны вести себя и думать (Deutsch & Gerard, 1955; Berkowitz, 2004). Как мы должны действовать? О чем мы должны говорить? Что мы должны носить? В нашем обсуждении социальных ролей мы отметили, что в колледжах существуют социальные нормы поведения студентов в роли студента, а на рабочих местах — социальные нормы поведения сотрудников в роли наемного работника. Социальные нормы есть везде, в том числе в семьях, бандах и в социальных сетях. Какие социальные нормы существуют на Facebook?

Подростки, подростки и социальные нормы

Моя 11-летняя дочь Джессика недавно сказала мне, что ей нужны шорты и рубашки на лето, и что она хочет, чтобы я отвел ее в магазин в торговом центре, который популярен среди подростков и подростков, чтобы купить их. Я заметил, что у многих девушек есть одежда из этого магазина, поэтому я попытался подразнить ее. Я сказал: «На всех футболках спереди написано «Aero». Если вы носите такую ​​рубашку, и у вас есть замещающий учитель, а все остальные девочки носят такие же рубашки, не подумает ли заменяющий учитель, что вас всех зовут «Аэро»?

 

Моя дочь ответила в типичной 11-летней манере: «Мама, ты не смешная. Пожалуйста, мы можем пойти по магазинам?»

 

Я пробовал другую тактику. Я спросил Джессику, сделает ли она популярной одежду из этого магазина. Она ответила: «Нет, это не сделает меня популярной. Это то, что носят популярные дети. Это сделает меня счастливее».

 

Как лейбл или торговая марка могут сделать кого-то счастливее? Вспомните, что вы узнали о развитии на протяжении всей жизни. Что такого особенного в подростках и молодых подростках, что заставляет их хотеть соответствовать (рисунок ниже)? Это меняется со временем? Вспомните свой школьный опыт или осмотрите кампус колледжа. Какую главную марку одежды вы видите? Какие сообщения мы получаем от СМИ о том, как вписаться?

 

Молодые люди изо всех сил пытаются стать независимыми, в то же время они отчаянно пытаются соответствовать своим сверстникам. (кредит: Моника Арельяно-Онгпин)

СКРИПТЫ

   Благодаря социальным ролям люди, как правило, знают, какое поведение ожидается от них в конкретных знакомых условиях. Сценарий – это знания человека о последовательности событий, ожидаемых в определенных условиях (Schank & Abelson, 1977). Как вы ведете себя в первый день в школе, когда входите в лифт или в ресторане? Например, в ресторане в США, если мы хотим привлечь внимание официанта, мы пытаемся установить зрительный контакт. В Бразилии вы издавали звук «psst», чтобы привлечь внимание сервера. Вы можете увидеть культурные различия в сценариях. Для американца сказать «psst» официанту может показаться грубым, но для бразильца попытка установить зрительный контакт может показаться неэффективной стратегией. Сценарии являются важным источником информации для управления поведением в определенных ситуациях. Можете ли вы представить, что находитесь в незнакомой ситуации и не имеете сценария, как себя вести? Это может быть неудобно и запутанно. Как можно было узнать о социальных нормах в незнакомой культуре?

СТАНФОРДСКИЙ ТЮРЕМНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ЗИМБАРДО

  Знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент, проведенный социальным психологом Филипом Зимбардо и его коллегами из Стэнфордского университета, продемонстрировал силу социальных ролей, социальных норм и сценариев. Летом 1971 года в калифорнийской газете было размещено объявление о привлечении мужчин-добровольцев к участию в исследовании психологических последствий тюремной жизни. Более 70 мужчин вызвались добровольцами, и эти добровольцы затем прошли психологическое тестирование, чтобы исключить кандидатов, у которых были основные психические проблемы, проблемы со здоровьем, или история преступлений или злоупотребления наркотиками. Пул добровольцев был сокращен до 24 здоровых студентов мужского пола. Каждому студенту платили 15 долларов в день и случайным образом назначали на роль заключенного или охранника в исследовании. Основываясь на том, что вы узнали о методах исследования, почему важно, чтобы участники распределялись случайным образом?

В подвале психологического факультета Стэнфорда была построена фиктивная тюрьма. Участники, назначенные играть роль заключенных, были «арестованы» в своих домах полицейскими Пало-Альто, доставлены в полицейский участок и впоследствии доставлены в имитационную тюрьму. Эксперимент был запланирован на несколько недель. К удивлению исследователей, и «заключенные», и «охранники» с рвением взялись за свои роли. Фактически, на 2-й день некоторые из заключенных подняли восстание, и охранники подавили восстание, угрожая заключенным ночными дубинками. За относительно короткое время охранники начали беспокоить заключенных все более и более садистским образом из-за полного отсутствия уединения, отсутствия элементарных удобств, таких как матрасы для сна, а также из-за унизительной работы по дому и ночных счетов.

У заключенных, в свою очередь, стали проявляться признаки сильного беспокойства и безысходности — они стали терпеть издевательства надзирателей. Даже профессор Стэнфорда, который разработал исследование и был главным исследователем, Филип Зимбардо, обнаружил, что ведет себя так, как будто тюрьма реальна, и его роль тюремного надзирателя тоже реальна. Всего через шесть дней эксперимент пришлось прекратить из-за ухудшения поведения участников. Зимбардо объяснил,

В этот момент стало ясно, что нам нужно закончить исследование. Мы создали крайне мощную ситуацию — ситуацию, в которой заключенные отстранялись и вели себя патологическим образом, а некоторые охранники вели себя садистски. Даже «хорошие» охранники не могли вмешаться, и ни один из охранников не ушел, пока исследование продолжалось. Действительно, следует отметить, что ни один охранник никогда не опаздывал на свою смену, не вызывал больных, не уходил раньше времени и не требовал доплаты за сверхурочную работу. (Зимбардо, 2013)

   Тюремный эксперимент в Стэнфорде продемонстрировал влияние социальных ролей, норм и сценариев на человеческое поведение. Охранники и заключенные разыгрывали свои социальные роли, проявляя поведение, соответствующее этим ролям: охранники отдавали приказы, а заключенные выполняли приказы. Социальные нормы требуют, чтобы охранники были авторитарными, а заключенные — покорными. Когда заключенные бунтовали, они нарушали эти социальные нормы, что приводило к потрясениям. Конкретные действия охранников и заключенных взяты из сценариев. Например, охранники унижали заключенных, заставляя их отжиматься и лишая их личной жизни. Заключенные бунтовали, бросая подушки и громя свои камеры. Некоторые заключенные настолько погрузились в свои роли, что у них проявились симптомы психического расстройства; однако, по словам Зимбардо, ни один из участников не пострадал в долгосрочной перспективе (Александр, 2001).

Стэнфордский тюремный эксперимент имеет некоторые параллели с жестоким обращением с военнопленными со стороны войск армии США и сотрудников ЦРУ в тюрьме Абу-Грейб в 2003 и 2004 годах. сами (рисунок ниже).

 

Иракские военнопленные подверглись жестокому обращению со стороны своих американских похитителей в тюрьме Абу-Грейб во время второй войны в Ираке. (кредит: Министерство обороны США)

 

ОБЗОР

   Поведение человека сильно зависит от наших социальных ролей, норм и сценариев. Чтобы знать, как действовать в той или иной ситуации, мы поделились культурными знаниями о том, как вести себя в зависимости от нашей роли в обществе. Социальные нормы диктуют поведение, подходящее или неподходящее для каждой роли. У каждой социальной роли есть сценарии, которые помогают людям выучить последовательность подходящего поведения в данной обстановке. Знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент — пример того, как сила ситуации может диктовать социальные роли, нормы и сценарии, которым мы следуем в данной ситуации, даже если это поведение противоречит нашему типичному поведению.

 

Каталожные номера:

Текст Openstax Psychology, написанный Кэтрин Дампер, Уильямом Дженкинсом, Арлин Лакомб, Мэрилин Ловетт и Марион Перлмуттер, под лицензией CC BY v4. 0. https://openstax.org/details/books/psychology

 

 

Упражнения

Контрольные вопросы:

1. A(n) ________ представляет собой набор групповых ожиданий в отношении соответствующих мыслей и поведения ее членов.

а. социальная роль

б. социальная норма

c. сценарий

д. attribution

 

2. В свой первый день футбольной тренировки Хосе надел футболку, шорты и бутсы и выбежал на поле, чтобы присоединиться к своим товарищам по команде. Поведение Хосе отражает ________.

а. скрипт

б. социальное влияние

c. хорошее спортивное поведение

d. нормативное поведение

 

3. При покупке одежды подростки часто следуют социальным нормам; это, вероятно, мотивировано ________.

а. следуя правилам родителей

b. экономия денег

c. фитинг в

d. хорошо выглядит

 

4. В Стэнфордском тюремном эксперименте даже ведущий исследователь уступил своей роли тюремного надзирателя. Это пример влияния ________ на поведение.

а. скрипты

б. социальные нормы

c. соответствие

d. социальные роли

 

Вопросы критического мышления: 

1. Почему «хорошие» охранники в Стэнфордском тюремном эксперименте не возражали против оскорбительного поведения других охранников? Были ли студенты-заключенные просто слабыми людьми? Почему они не возражали против издевательств над собой?

2. Опишите, как социальные роли, социальные нормы и сценарии проявлялись в Стэнфордском тюремном эксперименте. Как этот эксперимент можно применить в повседневной жизни? Есть ли более свежие примеры, когда люди начали выполнять роль и стали оскорблять?

 

Личные вопросы:

1. Попробуйте посетить религиозную службу, которая сильно отличается от вашей, и посмотрите, как вы себя чувствуете и ведете себя, не зная соответствующего сценария. Или попробуйте посетить важное личное мероприятие, на которое вы никогда раньше не ходили, например бар-мицву (ритуал совершеннолетия в еврейской культуре), кинсеаньера (в некоторых латиноамериканских культурах вечеринка устраивается для девушки, которая исполняется 15 лет), свадьба, похороны или новое для вас спортивное мероприятие, например скачки или скачки на быках. Наблюдайте и записывайте свои чувства и поведение в этой незнакомой обстановке, для которой у вас нет соответствующего сценария. Вы молча наблюдаете за происходящим или просите другого человека помочь в интерпретации поведения людей на мероприятии? Опишите, как изменилось бы ваше поведение, если бы вы посетили подобное мероприятие в будущем?

2. Назовите и опишите не менее трех социальных ролей, которые вы выбрали для себя. Почему вы взяли на себя эти роли? Какие роли ожидают от вас, но вы пытаетесь сопротивляться?

Глоссарий:

Сценарий

Социальная норма

Социальная роль

Стэнфордский тюремный эксперимент

1

Стэнфорд.

Основные выводы

Обзор вопросов:

1. B

2. A

3. C

4. D

 

Вопросы критического мышления: 

оскорбительное поведение охранников из-за силы ситуации. Кроме того, поведение начальника тюрьмы санкционировало негативное отношение охранников к заключенным. Заключенные не были слабыми людьми; их завербовали, потому что они были здоровыми, психически стабильными взрослыми. Сила их социальной роли побудила их к подчиненному поведению заключенных. Сценарий для заключенных состоит в том, чтобы мириться с оскорбительным поведением со стороны авторитетных лиц, особенно в качестве наказания, когда они не следуют правилам.

2. Социальные роли были разыграны, поскольку каждый участник разыгрывал поведение, соответствующее его роли заключенного, охранника или надзирателя. Сценарии определяли конкретное поведение охранников и заключенных, например унижение и пассивность. Социальные нормы тюремной среды санкционируют жестокое обращение с заключенными, поскольку они утратили многие из своих человеческих прав и стали собственностью правительства. Этот эксперимент можно применить к другим ситуациям, в которых социальные нормы, роли и сценарии диктуют наше поведение, например, в поведении толпы. Более свежим примером подобного поведения было жестокое обращение с заключенными со стороны американских солдат, которые работали охранниками в тюрьме Абу-Грейб в Ираке.

 

Глоссарий:

 

сценарий:  знание человека о последовательности событий в конкретной обстановке

социальная роль:  социально определяемая модель поведения, ожидаемая от человека в данной среде или группе

Стэнфордский тюремный эксперимент:  Стэнфордский университет провел эксперимент в имитации тюрьмы, который продемонстрировал силу социальных ролей, социальных норм и сценариев

 

27 Примеры социальных ролей (2022)

Социальные роли — это наборы социальных моделей поведения, назначаемых людям в зависимости от их социального статуса.

Например, человек с социальным статусом «родитель» может иметь набор социальных ролей, включающих заботу, предоставление убежища и любовь. И наоборот, социальные роли учащегося могут заключаться в том, чтобы учиться, учиться и посещать занятия.

Ниже перечислены социальные статусы и типичные роли, которые им отводятся в обществе.

Примеры социальных ролей

1. Лидер

Статус: Лидер

Роли: Организация, установление правил, осуществление власти

В каждом организованном сообществе есть лидеры. Лидер занимает важную социальную роль.

В больших сообществах это обычно опытные члены сообщества и эксперты по важным темам, обладающие сильными лидерскими качествами. Лидеры необходимы, чтобы помочь обеспечить четкую социальную иерархию и цепочку принятия решений.

Иногда сообщество организовано в виде иерархии с одним лидером (например, президентом или премьер-министром), а иногда это группа лидеров (например, совет директоров).

Но даже в группах дружбы часто появляется лидер. В таких ситуациях лидером является друг, который наиболее уверен в себе, харизматичен, напорист или любим, поэтому люди склонны следовать его примеру.

2. Подписчик

Статус: Подписчик

Ролей: Слушай, наблюдай, следуй, учись

Если есть социальные лидеры, должны быть и социальные последователи. Последователи могут быть не так важны в обществе, как лидеры, но, тем не менее, они играют важную роль.

Например, каждому лидеру нужна группа последователей, которые обеспечат ему социальный авторитет. Они соглашаются с властью лидера, следуют его примеру и даже выполняют поручения лидера.

Например, политической партии нужен глава партии, а также последователи, которые верят в их идеологию и будут организовываться, сплачиваться и голосовать за лидера.

3. Родитель

Статус: Родитель

Роли: Обеспечить уход, обеспечить питанием, предоставить кров

Быть родителями, безусловно, одна из самых важных социальных ролей. Как говорится, семья – это сердце общества.

Родители играют роль первых учителей для детей. Они передают нравы, ценности и традиции следующему поколению, чтобы культура могла передаваться из поколения в поколение.

Если традиционно мы видели роли отца и матери как фиксированные роли с четкими стереотипными задачами (отец работает, мать воспитывает ребенка), то сегодня наши представления о роли матери и отца более гибки. Точно так же мы можем увидеть родительскую пару, состоящую из двух матерей или двух отцов.

4. Студент

Статус: Студент

Роли: Учиться, Посещать занятия, Учиться

Большинство читателей этого сайта — студенты. Это ваша социальная роль: вы должны усердно учиться, посещать курсы и проявлять уважение к своим профессорам.

В некоторых обществах эта роль ценится и защищается. Например, когда я рос в Австралии, я получал ежемесячную выплату от правительства, чтобы я мог учиться, не работая.

Это показывает, как общество верило в важность этой роли. Студенты нужны, потому что они становятся врачами, юристами и работающими профессионалами, которые поддерживают жизнь общества в течение следующих 40 лет!

5.

Сын/дочь

Статус: Сын/дочь

Роли: Повиноваться родителям, соблюдать правила, учиться

Роль сына или дочери дополняет описанную выше родительскую роль .

Дети имеют защищенный статус в обществе и должны взаимодействовать с обществом уникальным образом.

Например, детям не разрешается работать, и они должны ходить в школу. Также ожидается, что они будут уважать и любить своих родителей.

6. Супруг

Статус: Супруг

Роли: Уважать супруга, заботиться о супруге, сотрудничать с супругом , девушка, парень или партнер.

Эта роль уважаема и имеет свой особый статус. Например, часто единственным человеком, которому разрешено посещать больного в больнице, является супруг. Супругам также может быть разрешено подписывать пакеты или юридические документы от имени их второй половинки.

Некоторые общества даже предоставляют супружеским парам налоговые льготы, например, позволяя им делить свой доход в налоговых декларациях.

7. Бабушка и дедушка

Статус: Бабушка и дедушка

Роли: Заботиться о внуках, Рассказывать истории, Дарить мудрость

Бабушек и дедушек любят за их мудрость и тяжелый труд, который они вложили в создание семьи.

Они могут выполнять специальные задания, например, присматривать за детьми или давать советы родителям. В некоторых обществах они даже живут со своими детьми и внуками в семье, состоящей из нескольких поколений, поэтому они могут оказывать дополнительную поддержку своим семьям.

8. Член церкви

Статус: Член церкви

Роли: Посещать церковь, учиться у священника, следовать религиозным учениям

Если вы религиозный человек, у вас может быть особая роль члена церкви . Вы регулярно посещаете церковь и через нее имеете социальную сеть.

В некоторых церквях ваши роли могут быть даже разделены в зависимости от того, как вы поддерживаете церковь. Когда я вырос, я ходил в католическую церковь, где были прислужники и волонтеры, которые каждую неделю читали Библию в первый раз.

9. Волонтер

Статус: Волонтер

Роли: Следовать за координатором волонтеров, Приносить пользу обществу

Волонтер — это человек, который поднимает руку, чтобы помочь обществу, не ожидая вознаграждения.

Во многих отношениях волонтеры необходимы обществу для функционирования. Особенно во время стихийных бедствий волонтер берет на себя чрезвычайно важную роль в оказании помощи нуждающимся.

Пока они не получают вознаграждение, волонтеры могут получать поддержку. Например, правительство может дать пожарному-добровольцу шлем, или местная кофейня может дать добровольцу бесплатный кофе в знак благодарности за его усилия.

10. Друг

Статус : Друг

Роли: Предоставлять компанию, Оказывать поддержку

В хорошие времена роль друга проста. Это чтобы повеселиться с друзьями, провести с ними время и оставить воспоминания.

Друзья должны вместе наслаждаться путешествием по жизни.

Но в трудные времена их роль — быть рядом с людьми, о которых они заботятся, и заботиться о них. Вы знаете, кто является хорошим другом в трудные времена.

Общество на самом деле не признает друзей в каком-либо официальном смысле, как многие другие социальные роли в этом списке, но они высоко ценятся на индивидуальном уровне.

11. Выборное должностное лицо

Статус: Политик

Роли: Принимать законы, прислушиваться к избирателям, отстаивать интересы избирателей

принятие решений о том, как функционирует общество.

В западных демократиях все общины имеют представителей, которые идут в парламент для принятия законов от имени общины. Если вы живете в консервативном сообществе, ваш представитель, скорее всего, будет отражать эти ценности и голосовать соответствующим образом. То же самое касается и либеральных сообществ.

У вас также может быть несколько выборных должностных лиц, представляющих вас напрямую, например, ваш губернатор, местный представитель и сенатор.

12. Официант/Бармен/Бариста

Статус: Рабочий

Роли: Подавать еду, Убирать, Принимать деньги

Ваша работа обычно также выполняет социальную роль. Например, у официанта в ресторане есть роль, и он следует сценарию взаимодействия с вами на основе этой роли.

Например, официант знает, когда подходить к столу, использует фразы, с которыми мы все знакомы, например, «можно принять ваш заказ?» и «как дела?»

Все эти маленькие действия, фразы и поведение соответствуют тому, что мы называем ожидаемым исполнение роли человека в роли сервера.

13. Учитель

Статус: Учитель

Роли: Обучение, Управление классом, Обеспечение безопасной среды, Слушание родителей

Учителя выполняют роль передачи знаний и навыков следующему поколению.

Интересно, что роль учителя со временем сильно изменилась. Например, в начале 1900-х большинство учителей были мужчинами. Сегодня большинство составляют женщины.

Точно так же изменилось и то, что они должны делать. Если раньше основное внимание уделялось передаче информации, то сегодня учителя должны научить хорошо или критически мыслить , а не просто передавать информацию .

14. Врач

Статус: Врач

Роли: Давать советы, Оказывать неотложную помощь, Диагностировать

Врачи являются одними из самых важных членов общества. Они хорошо осведомлены в вопросах, касающихся здоровья, и даже поддерживают нашу жизнь!

Общество без врачей привело бы к снижению качества жизни и сокращению ожидаемой продолжительности жизни. В результате врачи занимают совершенно особое положение.

Благодаря своему особому статусу врачи часто получают очень хорошие деньги и пользуются уважением в своем сообществе.

15. Власть/полицейский

Статус: Власть

Роли: Принимать этические решения, Приводить в исполнение или соблюдать законы, Оказывать неотложную помощь

Многие люди выполняют роль «авторитетной фигуры». Полиция, например, считается авторитетной фигурой в общественных местах.

В результате они обладают особыми полномочиями, которые никому не даны, например, они могут арестовывать людей или расставаться с ними где угодно!

В других ситуациях кто-то другой может взять на себя роль авторитетной фигуры. На рабочем месте это начальник. Дома это может быть мама или папа.

16. Старейшина

Статус: Старейшина

Роли: Даровать мудрость, Передавать знания

Пожилые люди являются важными людьми в нашем обществе. На самом деле, некоторые древние общества относятся к ним с величайшим уважением. Они носители знаний.

Например, в австралийском обществе аборигенов старейшины пользуются таким большим уважением, что они являются лидерами общин. Они представляют свою общину перед колониальным правительством и традиционно судят, когда люди нарушают законы общины.

17. Судья

Статус: Судья

Роли: Толковать законы, выносить решения, оставаться беспристрастным .

Судьи определяют, наказаны люди или нет, и должны толковать закон. В результате они должны быть объективными и уважать закон.

Обычно вы становитесь судьей только в том случае, если вы являетесь высокопоставленным членом общества, который заслужил этот пост, потому что продемонстрировал мудрость и умеренность.

18. Диссидент/противник истеблишмента (например, Алексей Навальный)

Статус: Диссидент

Роли: Ставить под сомнение законы, Сторонник перемен

Даже люди, не входящие в основную часть общества, играют особую роль. Диссиденты, например, часто необходимы для того, чтобы привлечь власть к ответственности.

Одним из примеров человека с чрезвычайно важной социальной ролью является Алексей Навальный. Он был диссидентом, выступавшим против сползания России к диктатуре.

К сожалению, за свои действия его преследовали.

Тем не менее, Навальный — чрезвычайно важная фигура, потому что он освещает проблемы в обществе и выступает за улучшение. Эти фигуры (например, Нельсон Мандела) часто в конечном итоге пользуются большим уважением в ретроспективе.

19. Бунтарь/Контркультурная фигура

Статус: Бунтарь 

Роли: Задавать вопросы авторитетам, создавать культурные тренды

Как и диссидент, контркультурный деятель часто вытесняется из основной массы общества. Тем не менее, они играют важную роль.

Деятели контркультуры часто даже становятся «производителями культуры». Например, исполнители хип-хопа в конце 1980-х были вне мейнстрима, но их новая форма музыки и одежды стала настолько популярной, что они повлияли на массовый выбор моды и музыки.

20. Историк

Статус: Историк

Роли: Записывать историю, Интерпретировать историю, Извлекать уроки из истории

Историки выполняют чрезвычайно важную роль документирования прошлого, чтобы мы могли извлечь из него уроки.

Они пишут книги о прошлом, а также документируют настоящее.

Кроме того, историки преподают нам уроки о прошлом. Они часто будут говорить о том, что происходит прямо сейчас , в контексте прошлых событий, которые были похожи, или содержат важные сообщения о том, как мы должны реагировать на ситуации, происходящие сегодня.

21. Журналист

Статус: Журналист

Роли: Запись текущих событий, Интерпретация текущих событий, Написание мнений

Как и историки, журналисты ведут записи. Но журналисты часто публикуют новости и исследуют текущие события, имеющие отношение к их аудитории.

Журналисты могут быть очень влиятельными членами общества. На самом деле, иногда они настолько хороши в разоблачении правды и привлечении к ответственности сильных мира сего, что в конечном итоге их ложно арестовывают и сажают в тюрьму!

22. Союзник

Статус: Союзник

Роли: Поддержка, уход, защита

Союзник — это человек, который поддерживает людей, которых преследуют или угнетают. Их важная социальная роль заключается в поддержке нуждающихся.

Например, группа PFLAG является союзником ЛГБТ-сообщества. Его работа состоит в том, чтобы защищать и поддерживать своих друзей, которые исторически подвергались дискриминации.

Без союзников добиться социальной справедливости очень сложно. Таким образом, союзниками могут быть важные люди, которые усиливают голоса нуждающихся и защищают их интересы.

23. Музыкант/художник/культурный продюсер

Статус: Художник

Роли: Создавать искусство, Вносить вклад в культуру, Развлекать

В то время как чиновники и люди среднего возраста могут не думать о музыкантах и ​​артистах важную роль в обществе, безусловно, молодые люди.

Если вы спросите своего ребенка, кто такие Мистер Чудовище или Марк Робер, он наверняка узнает (кстати, они известные ютуберы).

Это потому, что музыканты и артисты очень важны для молодежи. Они производители культуры. Таким образом, они играют чрезвычайно важную роль во влиянии на подрастающие поколения.

24. Юморист/Придворный шут

Статус: Юморист

Роли: Развлекать, Рассказывать истории, Заставлять нас думать

В каждом обществе — от средневековья до наших дней — есть влиятельные комики. Примечательно, что у них также есть важные социальные роли.

В средние века придворные шуты могли шутить о короле без повешения. У них была особая роль говорить правду властям.

Сегодня мы видим комиков и такие шоу, как Saturday Night Live в роли современных придворных шутов, которые пародируют наше общество и подносят зеркало к нашему лицу. Их существование в нашем обществе очень важно, потому что оно бросает нам вызов и заставляет задуматься.

25. Сотрудники

Статус: Сотрудник

Роли: Соблюдать правила, Выполнять поставленные задачи, Уважать рабочее место есть кто-то в мире, чтобы сделать эту задачу?

У меня есть.

Я всегда думаю о том, насколько ценны все маленькие люди, которые делают тяжелую работу, чтобы поддерживать жизнь общества.

Каждый работодатель играет роль в обществе. Они заставляют винтики вращаться. Они следят за тем, чтобы еда попадала на наш стол, чтобы предприятия работали, а правительство функционировало. У каждого работодателя есть социальная роль.

26. Работодатели

Статус: Работодатель

Роли: Выявление неудовлетворенных потребностей рынка, Вывод продукта на рынок, Получение прибыли

Работодатели также играют особую роль в обществе. Без них у нас не было бы работы!

Некоторые работодатели становятся очень важными членами наших сообществ. Они делают пожертвования местным спортивным группам, нанимают старшеклассников на их первую работу и гарантируют, что мы получим продукты и услуги, которые нам нужны!

Часто возникает конфликт ролей работодателей, которые создают рабочие места, и работников, которые не хотят, чтобы их эксплуатировали. Эти конфликты часто решаются с помощью профсоюзов и правил занятости.

27. Протестующие

Статус: Протестующий

Роли: Протестующий, Выступающий за перемены, Задающий вопросы авторитетам

Протестующие выполняют одну из самых важных, хотя часто раздражающих ролей в обществе. Они побуждают нас быть лучше.

Например, протестующие за гражданские права сыграли важную роль в изменении Соединенных Штатов к лучшему. Тем не менее, таких инструментальных фигур, как Мартин Лютур Кинг-младший, избегали и считали девиантными фигурами.

Со временем мы стали видеть этих людей чрезвычайно влиятельными фигурами, взявшими на себя социальные роли, сформировавшие нацию.

Родственные понятия

  • Роль – Поведение, связанное с социальным статусом.
  • Набор ролей — Группа ролей, связанных с одним статусом. Например, в 1950-х годах набор ролей женщины включал в себя пассивность, заботу и уборку дома.
  • Восприятие роли – Ожидания определенного набора моделей поведения, основанные на социальном статусе.
  • Ролевое исполнение — Отыгрывание роли, соответствующее статусу человека.

Заключение

В обществе существует бесчисленное множество ролей. Большинство социальных статусов имеют определенный набор ролей, которым они должны следовать. Иногда, если мы не следуем назначенному нам набору ролей (которые часто являются простыми стереотипами), нас могут осмеять или бросить вызов.

Социальные роли могут помочь обществу функционировать. Однако они также могут вызвать проблемы, если роли, ожидаемые от социальных акторов, ограничивают людей и ведут к дискриминации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *