23.11.2024

Социальные характеристики личности: Социальные характеристики личности — Студопедия

Содержание

Социально-психологическая характеристика личности, группы, семьи

Социально-психологическая характеристика – это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые характеризуют свойства, особенности и качества индивида, различных социальных групп, коллективов и др., обусловленных или факторами социальной среды, ее влиянием, или факторами психологического характера.

На формирование и развитие индивида, социальных групп, коллективов влияют отношения внутри коллективов и индивидов друг с другом, деятельность, политическая обстановка, идеология, культурное наследие, вероисповедание, воспитание и многое другое.

Социально-психологическая характеристика личности

Личность представляет собой индивида, обладающего сознательностью и активностью, который имеет возможность выбирать свой путь и образ жизни. Такой выбор зависит от его врожденных и приобретенных личностных характеристик, а также психологических свойств. На развитие индивида как члена социума воздействуют его отношения, которые складываются в процессах потребления и производства различных материальных благ.

Социально-психологическая характеристика личности и ее формирование зависит от политической обстановки и идеологии, отношения субъектов в общественных группах, куда они входят. В процессе личного общения и взаимодействия происходит взаимное влияние одного субъекта взаимодействия на другого, в процессе которого либо формируется общность во взглядах, установках, либо не формируется.

Также в процессе функционирования в социальных группах индивид постепенно приобретает определенный авторитет, положение, играет конкретную роль. Немаловажным в личностном формировании являются ее физиологические и анатомические особенности, которые оказывают огромное влияние на поведение, психику, подверженность влиянию обстоятельств или других людей.

Социально-психологическая характеристика личности по Ананьеву

Психолог Ананьев утверждал, что для правильной характеристики индивида обязательно необходим полный анализ ситуации, в какой он развивается, его статуса и общественной позиции. Если считать, что личность субъекта формируется в процессе ее деятельности, то сама эта деятельность может осуществляться только в определенной социальной ситуации. Однако, действуя в этой ситуации, любой индивид занимает конкретный статус, который может задаваться только системой социальных отношений, которая уже сложилась. Такая статусность – объективна, а вот осознание ее индивидом может быть неадекватным или адекватным, пассивным или активным.

Также человек наряду со статусом занимает и конкретную позицию, характеризующую индивидуальную деятельную сторону личностного положения в различных социальных структурах. Поэтому личностная позиция индивида в качестве субъективной деятельной стороны его статуса являет собой определенную систему взаимоотношений индивида, мотивов и установок, которыми он следует в своей обычной деятельности, ценностей и целей, на которые обращена эта самая деятельность. А сама система реализуется через присущие личности роли в определенных социальных обстоятельствах развития.

Социально-психологическая характеристика человека представляет собой сложную структуру, состоящую из факторов внешней и внутренней среды, которая влияет на формирование личности в процессе ее социализации, жизнедеятельности и развитии.

Социально-психологическая характеристика включает не только отдельные определенные психические процессы и их сочетания, появляющиеся в процессе деятельности, но и свойства психики, которые характеризуют каждую личность, ее склонности и интересы, способности, характер и темперамент.

Не существует, абсолютно, похожих по свойствам психики людей. Каждый из субъектов отличается от остальных людей набором особенностей, которые соединяясь вместе, образуют индивидуальность личности.

К психическим свойствам индивидов относят значимые и устойчивые особенности. Так, например, если любому свойственно периодически испытывать раздражение, но это еще не означает, что раздражительность является чертой его характера.

Свойства психики человек не получает в готовом варианте. Все свойства психики индивидов (способности, интересы, характер, склонности) вырабатываются на протяжении всей его жизни. Такие особенности в некоторой мере устойчивы, но это не означает, что они неизменные. Неизменных психических свойств не существует. Пока индивид живет и развивается – меняются и свойства его психики.

Социально-психологическая характеристика не бывает врожденной. Врожденными бывают только определенные физиологические и анатомические особенности. Особенности анатомо-физиологического характера, которые образуют врожденные отличия между субъектами и носят название задатки. Они имеют очень важную значимость в процессах формирования и развития индивидуальности индивидов. Однако нельзя считать, что задатки предопределяют индивидуальность. Они не являются единственным и главным фактором, обуславливающим индивидуальность. Основываясь на определенных задатках, формируются различные свойства психики в зависимости от условий жизни человека.

Павлов разделил типы нервной деятельности на такие признаки, как сила, равновесие и подвижность. Сила определяет работоспособность клеток мозга (возбуждение и торможение). Равновесие определяет соотношение между возбуждением и торможением. Подвижность характеризует способность смены процессов торможения и возбуждения. Исходя из этого, и в зависимости от комбинации этих признаков разработана типология высшей нервной деятельности.

Именно типы нервной деятельности и являются главной характеристикой субъективных особенностей нервной системы индивида. Хоть тип нервной деятельности и является врожденным признаком, но это не означает, что он не изменяется в процессе жизнедеятельности человека, его воспитания и воздействия обстоятельств социальной среды. Поэтому нужно разграничивать типы высшей нервной деятельности врожденные и сложившиеся в процессе условий среды и воспитания.

Характер и индивидуальность, способности и интересы человека всегда обусловлены его жизненным путем. Только в процессе преодоления различных трудностей развивается характер и воля, в процессе занятий каким-либо видом деятельности формируются способности и интересы.

Главным в процессе становления индивидуальности субъекта, его склонностей, интересов и характера является мировоззрение – системность взглядов индивидов на окружающие явления социума и природы.

Убеждения, которые обусловлены жизненным путем субъекта, также влияют непосредственно на ход такого пути, деятельность субъекта и образ жизни его.

В раннем возрасте главным в формировании особенностей психики человека являются воспитание в семье, социуме и обучение.
Социально-психологическая характеристика личности включает склонности и интересы, выражающие направленность индивида. Интересом является тенденция обращения внимания на определенный предмет. Внимание – это направленность сознания в конкретный момент на определенный предмет. Разница между интересами и склонностями заключается в том, что интерес направлен на какой-либо предмет, а склонность направлена на занятие каким-нибудь конкретным видом деятельности.

Главным в образовании интересов и склонностей личности лежат ее потребности. Но не любая потребность способна породить интерес, характеризующийся устойчивостью, который выражает направленность индивида. Например, когда человек голоден у него преобладает потребность в еде и главным его интересом будет еда, но такой интерес будет носить временный характер вплоть до его удовлетворения, т.е. это не будет являться характерной чертой индивида.

Важнейшей причиной приобретения различных знаний, расширения кругозора является интерес. Описывая направленность индивидов, в первую очередь, следует обращать внимание на широту интересов и их содержательность. Полноценное развитие индивидов зависит от широты интересов. Однако это не означает отсутствие какого-либо одного главного интереса.

Целенаправленность и жизненный путь определяется центральным интересом личности, который составляет стержень, возле которого группируются и проявляются другие интересы. Также немаловажной характеристикой интереса является его устойчивость. При отсутствии устойчивости в интересах, человек не способен достичь большого успеха ни в одной сфере деятельности.

Еще одной характерной особенностью интересов является их сила или действенность. Действенный интерес побуждает человека к активному поиску удовлетворения и формируется в сильнейший мотив для деятельности.

Следующая социально-психологическая характеристика личности – это одаренность и способность.

Способность – это свойства психики, отвечающие за успешное выполнение какой-либо деятельности или несколько видов деятельности. А совокупность задатков, составляющих природное условие развития способностей, носит название одаренность. Главным значением среди задатков являются признаки, лежащие в основах различия видов нервной деятельности (подвижность, сила, равновесие процессов торможения и возбуждения). Следовательно, одаренность индивида тесным образом связана с врожденным видом высшей нервной деятельности индивида.

Нервные процессы, которые характеризуют сложившийся вследствие развития вид нервной деятельности, обладают важнейшим фактором для понимания физиологических основ способностей. Способности, хоть и имеют зависимость от задатков, все равно являются только следствием развития. Их развитие реализуется только в процессе такой деятельности, для которой необходимы именно эти способности, также и в процессе обучения этой деятельности. Сочетание способностей, которые обеспечивают возможность творческого проявления в выполнении деятельности, носят название талант к данному виду деятельности.

Следующая психологическая характеристика — темперамент. Издавна и по сей день существует определенная типологическая характеристика темперамента (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).

Темперамент – это субъективные особенности индивида, которые выражаются в эмоциональной возбудимости, в тенденции к сильному проявлению чувств (например, в жестах, мимике), в подвижности. Исходя из этого: сангвиник характеризуется слабыми чувствами, но быстро возникающими, холерик – сильными и быстро возникающими, меланхолик сильными и медленно возникающими, флегматик – слабыми и медленно возникающими.

Кроме этого, для сангвиников и холериков характерны быстрота движений и подвижность, для флегматиков и меланхоликов – медленность движений и подвижности. Основные черты темпераментов зависят и от свойств высшей нервной деятельности, описанных выше. Темперамент характеризуется устойчивостью на протяжении жизни. Каждый из типов темперамента обладает негативными проявлениями и позитивными. Поэтому в процессе жизни человеку необходимо научиться «владеть» проявлениями темперамента и подчинять себе.

Следующая социально-психологическая характеристика – характер. Он означает совокупность базовых свойств психики человека, которые накладывают отпечаток на все его поступки и действия при различных обстоятельствах. Черты характера – это свойства психики индивида, из которых складывается характер, например, трудолюбие, инициативность, лень, трусость.

По отношению к темпераменту мы не можем применять слова «плохой» или «хороший», однако можно сказать, что человек умеет плохо владеть своим темпераментом или, наоборот, хорошо. По отношению к характеру такие слова применимы. Это означает то, что характер непосредственно выражается в поведении и поступках.

Также как можно оценить и черты характера. Одни относятся к положительным, другие к отрицательным проявлениям характера.
Характер обуславливается целями и способами их достижения, отношением, которое переживается и выражается чувствами, к социуму, миру, к деятельности, зависящему от мировоззрения индивида, его убеждений.

Социальная характеристика личности

При всей важности природных качеств индивида не следует забывать, что суть личности социальная. Индивид не рождается личностью, он ею становится в процессе своей социализации. Характер преобразования индивида в личность непосредственно зависит от социума, в котором он живет.

Развитию и формированию личности способствует ее взаимоотношение с субъектами, которые играют различные социальные роли, также как и участие личности в таком репертуаре. В зависимости от того, сколько социальных ролей индивид способен воспроизвести, он может быть менее приспособленным к жизни или менее. Поэтому, процесс личностного развития нередко выступает в качестве динамики освоения общественных ролей.

Существует две разновидности социальных ролей: межличностные и конвенциальные. Стандартизированные обязанности и права, например, отец, начальник, представляют собой конвенциальные роли. Права и обязанности, выполнение которых имеет зависимость от личностных особенностей индивидов, называются межличностными ролями.

На формирование личности индивида оказывают большее влияние личностные и деловые отношения. Позиция человека в социуме, его обязанности и права определяют статус личности.

Социально-психологическая характеристика группы

Поведение и психология отдельного индивида как личности непосредственно зависит от социальной среды. А сама социальная среда являет собой общество, в котором все субъекты соединены друг с другом в различные многочисленные или не очень, устойчивые объединения, которые называются группами.

Группа представляет собой некоторое количество субъектов (не мене двух), которые включены в совместную деятельность и имеют похожие цели, мотивы, задачи, связанные между собой определенной системностью отношений.

Малая группа является непосредственным способом влияния социума или больших общественных групп на личность. Такие группы являют собой средние объединения субъектов (не более 30), которые заняты общим действием или делом и находятся во взаимоотношениях между собой. В таких группах каждый индивид проводит огромную часть своей жизни, т.е. они являются своеобразными ячейками социума. Поэтому личность зависит непосредственно от отношений, которые сложились в малых группах. Примерами наиболее важных групп в процессе развития и формирования личности служат: школьный класс, семья, коллектив, друзья и др.

Группы характеризуются психологической и поведенческой общностью членов, которая обособляет и выделяет группу, делает группу сравнительно автономной и социально-психологической формацией. Такая общность может проявляться по различным признакам, начиная от внешних (например, общность территории) до очень глубоких внутренних (члены семьи).

Граница психологической общности определяется сплоченностью группы. Сплоченность группы является одной из основных и самых значимых социально-психологических характеристик уровня ее развития.

Группы различаются по структуре и характеру отношений, которые существуют непосредственно между ее членами, в величине, по субъективному составу, качественным особенностям ценностей, правил и норм взаимоотношений, которые разделяют участники, межличностным отношениям, содержанию и целям деятельности.
Состав группы, который характеризуется именно ее членами, называется композицией. А размером называется количественный состав, т.е. композиция – это качественный состав.

Непосредственно структуру межличностного взаимодействия, обмен личностной и деловой информацией называют каналами коммуникаций. Важным моментом являются особенности вербального общения, преобладание одного или другого стиля общения. Например, общение выражается в виде приказов, предложений (характерно для рабочих групп) или в виде угроз (семья). Это характеризует особенности взаимодействий в группах и может приводить к обособлению определенных членов, сокращению общения и т. д.

Еще одной важной характеристикой группы является психологический климат группы. Характеристика социально-психологического климата заключается в заданном нравственно-эмоциональном тоне межличностных взаимодействий. Также различают еще два вида климата в коллективах. Первый – это социальный климат, обуславливающийся осознанностью членами группы общности целей и задач. Второй – моральный климат, определяющийся моральностью группы, ценностями, принятыми нормами.

Высшей стадией развития группы становится коллектив, характерные черты которого проявляются в деятельности и в межличностных взаимоотношениях.

Социально-психологическая характеристика коллектива

Коллектив – это определенная социальная группа, имеющая высокий уровень развития, в которой межличностные отношения и взаимодействия обусловлены личностно значимым и общественно ценным содержанием их совместной деятельности.

Коллектив являет собой целостное единство, предполагающее наличие основных составляющих компонентов, подструктур, членов, которые взаимодействуют изнутри такой целостной структуры. Базисным фактором установления психологической структуры является ее отражение в жизнедеятельности в целом. Подструктуры отражают различные сферы такой жизнедеятельности.

Характеристика социально-психологического климата – это определенная совокупность явлений, оказывающих значимое влияние на поведение членов такого коллектива и обуславливающая их взаимодействие, климат и др. Среди таких явлений выделяют: общественное мнение (социальные взгляды, суждения, установки), общественные настроения и социальные чувства, коллективные обычаи, традиции, привычки, различные явления, которые возникают в процессах взаимодействия субъектов (взаимные оценки и требования, авторитет). Психология коллектива значительно воздействует на поведение отдельных лиц в коллективе.

В зависимости от того, как некоторые члены коллектива выражают себя в деятельности, познании и общении, формируется характер межличностных взаимоотношений в коллективе, складываются коллективные нормы поведения, интересы, образуется общественное суждение о таком коллективе (например, дружный или нет, склочный, инициативный и т. д.). Основная роль в развитии и формировании любого коллектива отводится именно общению. Благодаря общению отношения в коллективе могут быть доверительными или нет, дружескими, поддерживающими друг друга и т.д.

Поэтому отдельным пунктом в описании различных коллективов всегда является социально-психологическая характеристика общения.
Самыми значимыми и базисными социально-психологическими характеристиками коллектива считают его дисциплинированность, информированность, организованность, активность и сплоченность.

Дисциплинированность играет регулирующую поведение роль в коллективе и обеспечивающую согласованность деяний внутри его. Информативность определяет одно из базисных обстоятельств формирования сознательности в поведении личности, соответствующей ее целям и состоянию коллектива. Организованность проявляется характером реакций конкретного коллектива на изменение внешних обстоятельств и внешних информационных данных.

Активность – это деятельность, совершаемая индивидом не по необходимости выполнения его должностных обязанностей, а в качестве свободного самовыражения. Сплоченностью называется психическое объединение, соединяющее абсолютно всех членов коллектива в процессе их совместной деятельности и создающее целостное единство всего такого коллектива. На сплоченность оказывает влияние индивидуальная психологическая совместимость всех участников.

Комплексность социально-психологических характеристик создает представление о внутреннем состоянии коллектива, которая имеет название – моральный климат коллектива. Для того чтобы дать оценку моральному климату коллектива можно использовать информацию о текучести кадров, результативности труда, качестве и количестве производимой продукции и т.д.

Благоприятный положительный моральный климат коллектива является обязательным условием работоспособности и дальнейшего развития.

Социально-психологическая характеристика ребенка

При составлении социально-психологической характеристики ребенка исследуют определенные явления его взаимодействия с окружающим социумом в процессе деятельности. Первоначально обращают внимание на состав семьи ребенка: полная или не полная, социально благополучная или неблагополучная, достаток. Далее необходимо обратить внимание на детскую успеваемость в школе (для учащихся) или поведение в коллективе для детей дошкольного возраста, поведение детей в семье. Обязательно необходимо провести беседу с родителями и другими родственниками, воспитателями и учителями, чтобы составить точную характеристику.

Также непременно следует обратить внимание на здоровье ребенка и наличие наследственных, врожденных или приобретенных заболеваний. Дается оценка коммуникационным навыкам, изучается их уровень формирования. Тут нужно смотреть на социально-психологический статус в группах, оценивать особенности общественных взаимодействий, как со сверстниками, так и с воспитателями или учителями.

При психологической характеристике детей раннего возраста оценивают речь, игру, общение, представление о себе, о мире и др. Содержанием деятельности детей раннего возраста должно быть усвоение культурных методов использования предметов. Взрослый для ребенка в этот период становится образцом для подражания. Теперь взрослый не просто дает ребенку определенный предмет, но и показывает, как именно им пользоваться. Ранний возраст характеризуется интенсивным усвоением методов действий с предметами. К концу данного периода ребенок должен научиться ими пользоваться. В этом периоде исследуют интеллект, личностную сферу, психофизиологические особенности, специфику межличностных отношений.

В младшем школьном возрасте у детей формируются определенные образования – произвольное поведение. В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным. Он начинает впитывать в себя определенные моральные ценности и старается следовать конкретным правилам и законам. Нередко это может быть связано с эгоистическими потребностями, например, привлечение внимания и одобрения со стороны взрослых. Таким образом, поведение младших школьников сводится к одному доминирующему свойству – мотиву достижения успеха. Нужно оценивать, способен ли ребенок произвести адекватную оценку своему поступку, способен ли он победить свои желания. В этом возрасте ребенок стремится вести активные размышления о своих действиях и утаивать личные переживания.

Развитие младших школьников напрямую зависит от успеваемости в школе, оценки их взрослыми, личностного взаимоотношения, их социальных ролей. Дети в этом возрасте очень сильно становятся подвержены влиянию извне.

Подростковый возраст для детей характеризуется периодом самоопределения. Социальное, профессиональное, личностное, духовное самоопределение становится ведущей задачей данного возраста. Ведущим видом деятельности становится учебно-профессиональная.

В юношеском возрасте подростки стремятся к самоуважению, к формированию личной идентичности, открытию своего внутреннего я во всех его проявлениях, в целостности и уникальности.

Психологическая характеристика личности ребенка должна включать в себя исследование индивидуальных особенностей психических процессов индивида, типа темперамента, основных черт характера, интересов и склонностей детей.

Социально-психологическая характеристика семьи

Семья – это не только своеобразная ячейка общества, но и один из самых древнейших социальных институтов. За все время существования мира ни одно общество не обходилось без создания семейных отношений.

В процессе своего развития семья проходит некоторые этапы или жизненные циклы семьи: непосредственно образование семьи, появление первого ребенка, появление последнего ребенка, вступление в брак последнего ребенка – так называемое «пустое гнездо», смерть одного из супругов.

Социально-психологическая характеристика общения семьи в первую очередь представлена взаимодействием супругов между собой, во вторую — с детьми, потом с родителями супругов и с друзьями. Общение представляет собой обмен информацией, духовный контакт и близость, обсуждение вопросов. Именно от общения зависит степень близости супругов между собой и степень близости с детьми.

Семья должна нести определенные социальные функции:

  • воспитательную, которая включает в себя социализацию молодого поколения и передачу культурного наследия;
  • хозяйственно-бытовую, поддерживающую физическое здоровье членов социума, включающую уход за детьми и престарелыми родителями;
  • экономическую, которая заключается в получении материальных ресурсов, а также в финансовой поддержке нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи;
  • духовного общения, включающую духовное развитие индивидов в семье, духовное обогащение;
  • социально-статусную, включающую в себя предоставление конкретного социального статуса членам семейных отношений, воспроизведение социальной структуры;
  • функцию досуга, которая заключает в себе организацию рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональную, включающую получение эмоциональной поддержки и психологической защиты, стабилизацию субъектов и психологическую терапию.

Социально-психологическая характеристика семьи и ее составление включает возраст родителей, уровень образования, состав семьи. Далее, оценивают материальные и жилищные обстоятельства, уровень жизни в целом. Обязательно необходимо выяснить отношение взрослых к своей профессии и общественно-полезной деятельности. Оценивается обстановка в семье и система ценностей, наличие или отсутствие конфликтных ситуаций или факторов, провоцирующих конфликты, увлечения обоих супругов, их досуг, взаимодействие семьи со школой, в которой учатся дети, отношение с учителями и школой в целом, уровень педагогических умений и психологических навыков, система воспитания, выясняется кто занимает главенствующую позицию в семье, отношение к детям и с детьми.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

8. Социально-психологические особенности личности. Юридическая психология.

Шпаргалки 8. Социально-психологические особенности личности. Юридическая психология. Шпаргалки

ВикиЧтение

Юридическая психология. Шпаргалки
Соловьева Мария Александровна

Содержание

8. Социально-психологические особенности личности

Личность человека формируется в результате воздействия среды (общества) на конкретное мыслящее живое существо. Бихевиористы сводили развитие личности к закреплению положительных ответов индивида по схеме «стимул – реакция» и видели в поведении человека только смену ролей (репертуар поведения по Б. Скиннеру).

Однако получая от коммуникаций с другими людьми и группами людей характерные для них установки, личность сама решает, что ей выбрать, а от чего отказаться. Личность свободна в выборе и является не только объектом, но и субъектом общественных отношений.

Личностью принято называть конкретного человека, представителя определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т.  д.), который способен осознавать свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включен в отношения с этой действительностью, занят определенным видом деятельности, наделен индивидуальными и социально-психологическими особенностями, т. е. уникален.

Уникальность личности определяется своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомическими и физиологическими особенностями организма, воспитательным влиянием окружающей среды и общества, профессиональной сферой деятельности индивида. Биологически особенности личности основаны на специфике функционирования нервной системы человека, анатомические и физиологические особенности накладывают отпечаток на психическую деятельность и поведение.

Окружающая среда и социум влияют на предпочтительный выбор человеком стиля и цели жизни, причем, пребывая внутри общества, человек усваивает характерные для данного общества предпочтения в области морали, политики, быта, религии и т. п. На человека влияет как общество в целом (макросреда), так и группы социума, в которые индивид входит (семья, школа, рабочий коллектив и т.  п.) – т. е. микросреда. Огромное значение для развития имеет профессиональная деятельность (труд), которой занят человек. Профессиональная деятельность (а также творчество) способствует самовыражению и самореализации личности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Социально — психологические теории и «дух времени»

Социально — психологические теории и «дух времени» Воззрения Зигмунда Фрейда испытали на себе значительное воздействие механистического и позитивистского подхода, доминировавших в науке конца XIX века. Однако к концу XIX века в научном сознании появились и иные взгляды

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВОДА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВОДА По-разному складывается у людей семейная жизнь. Не все семьи способны выдержать испытание на прочность. Многие семейные функции со временем нарушаются, значительные изменения претерпевают психологические установки

Психологические особенности личности, формирующие отношение к опасной ситуации и поведение в ней

Психологические особенности личности, формирующие отношение к опасной ситуации и поведение в ней Личность формируется под воздействием социальной среды. Поэтому показатель защищенности человека или его склонности к опасности – не только врожденное качество, но и

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРОВ ВО ВНЕБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПАРТНЕРОВ ВО ВНЕБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ Особенности поведения изменяющего брачному партнеру супруга в семье и за ее пределами во многом зависят не только от объективных обстоятельств, провоцирующих его на супружескую

ГЛАВА 9 Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек – человек»

ГЛАВА 9 Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек – человек» 9.

1. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности педагоговОсобенностям личности учителя посвящено большое количество

10.3. Психологические особенности личности потерпевшего от экономических преступлений

10.3. Психологические особенности личности потерпевшего от экономических преступлений Значительным барьером развития экономики является правовой бссирсдсл в обществе. К сожалению, этот фактор носит в основном объективный характер. Однако и здесь мы видим субъективные

18. Социально-психологические характеристики личности

18. Социально-психологические характеристики личности Мировосприятие и мироотношение личности – понимание и отношение личности к окружающему миру, человеческому обществу, ценности своей жизни, восприятие окружающего социального бытия, необходимости самореализации и

19.

 Социально-психологические типологии личности

19. Социально-психологические типологии личности Типология А.Ф. Лазурского. В основу типологии положена степень развития человека и его приспособленности к среде.Типология включает три уровня:1) низкий уровень:а) рассудочный тип – характеризуется развитой

71. Социально-психологические аспекты этнопсихологии

71. Социально-психологические аспекты этнопсихологии Этническая психология – отрасль социальной психологии, которая занимается исследованием психологических особенностей народа, обусловленных единством его происхождения.Факторы, влияющие на этнопсихологические

76. Социально-психологические особенности криминальной субкультуры

76. Социально-психологические особенности криминальной субкультуры Криминальная субкультура – это культура взаимоотношений, существующая в криминальной среде, которая вступает в противоречие с общечеловеческой культурой. Криминальная культура является основным

78. Социально-психологические аспекты наркомании

78. Социально-психологические аспекты наркомании Наркомания (греч. nark? оцепенение, сон + mania безумие, страсть, влечение) – заболевание, вызванное систематическим употреблением наркотических средств и проявляющееся в психической, а иногда и физической зависимостью от

Глава 6 Социально-психологические феномены

Глава 6 Социально-психологические феномены Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Социальная психология изучает, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МИРЫ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МИРЫ В жизни людей существует система более или менее замкнутых психологических миров, внутри которых человек живет, как правило, всю свою жизнь.

В них он черпает основание для утверждения своеобычности, своей

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МИРЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МИРЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) Вернемся к теме социально-психологического мира, к этому ключевому понятию.Снова повторю, что социально-психологические миры необходимо в первую очередь четко отделять от вертикальной структуры общества, от социальных

Социально-психологические феномены групп

Социально-психологические феномены групп Принадлежность индивида к группе оказывает на его поведение и мышление значительное влияние. Результаты этого влияния провоцируют межгрупповую конфликтность. Рассмотрим соответствующие феномены.Социальная фасилитация (от

§ 1. Психологические особенности личности следователя

§ 1. Психологические особенности личности следователя Правосудие по уголовным делам осуществляется только судом. Но для всестороннего, полного и объективного исследования судом обстоятельств дела требуется подготовительная работа — предварительное

Личность | Определение, типы, природа и факты

Маргарет Мид

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Зигмунд Фрейд Карен Хорни Вильгельм Райх Гарольд Лассуэлл Уильям Шелдон
Похожие темы:
психологическое развитие эго пятифакторная модель личности расстройство личности высокомерие

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

личность , характерный способ мышления, чувств и поведения. Личность охватывает настроения, отношения и мнения и наиболее ярко проявляется во взаимодействии с другими людьми. Он включает в себя черты поведения, как врожденные, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого и которые можно наблюдать в отношениях людей к окружающей среде и к социальной группе.

Термин «личность» определялся по-разному, но как психологическое понятие развилось два основных значения. Первый относится к устойчивым различиям, существующим между людьми: в этом смысле изучение личности сосредоточено на классификации и объяснении относительно устойчивых психологических характеристик человека. Второе значение подчеркивает те качества, которые делают всех людей одинаковыми и отличают психологического человека от других видов; оно направляет теоретика личности на поиск тех закономерностей среди всех людей, которые определяют природу человека, а также факторы, влияющие на течение жизни. Эта двойственность может помочь объяснить два направления, по которым пошли исследования личности: с одной стороны, изучение все более специфических качеств людей, а с другой — поиск организованной совокупности психологических функций, подчеркивающей взаимодействие между органическими и психологические события внутри людей и те социальные и биологические события, которые их окружают. Двойственное определение личности переплетается с большинством тем, обсуждаемых ниже. Однако следует подчеркнуть, что ни одно из определений личности не нашло всеобщего признания в данной области.

Можно сказать, что изучение личности берет свое начало в фундаментальной идее о том, что люди отличаются своими характерными индивидуальными образцами поведения — особыми способами, которыми они ходят, разговаривают, обставляют свои жилища или выражают свои побуждения. Каким бы ни было поведение, персонологи — так называются те, кто систематически изучает личность, — изучают, чем люди отличаются в способах самовыражения, и пытаются определить причины этих различий. Хотя другие области психологии изучают многие из тех же функций и процессов, таких как внимание, мышление или мотивация, персонолог уделяет особое внимание тому, как эти различные процессы сочетаются друг с другом и становятся интегрированными, чтобы придать каждому человеку отличительную идентичность или личность. Систематическое психологическое изучение личности возникло из ряда различных источников, включая тематические исследования в психиатрии, посвященные жизни в бедственном положении, из философии, изучающей природу человека, а также из физиологии, антропологии и социальной психологии.

Можно сказать, что систематическое изучение личности как узнаваемой и отдельной дисциплины в рамках психологии началось в 1930-х годах с публикации в Соединенных Штатах двух учебников: «Психология личности», (1937) Росса Стагнера и «Личность»: «Психологическая интерпретация » (1937) Гордона У. Олпорта, за которой последовали « исследования личности » Генри А. Мюррея (1938), содержащие ряд экспериментальных и клинических исследований, а также комплексный и всеобъемлющий текст Гарднера Мерфи, Личность: биосоциальный подход к происхождению и структуре (1947). Тем не менее, персонология может проследить свое происхождение от древних греков, которые предложили своего рода биохимическую теорию личности.

Теории физиологических типов

Идея о том, что люди попадают в определенные категории типов личности в зависимости от телесных характеристик, заинтриговала многих современных психологов, а также их коллег в древности. Однако идея о том, что люди должны относиться к тому или иному жесткому классу личности, в значительной степени отвергалась. Здесь рассматриваются два основных набора теорий: гуморальная и морфологическая.

Гуморальные теории

Возможно, самая старая из известных теорий личности содержится в космологических трудах греческого философа и физиолога Эмпедокла и в родственных рассуждениях врача Гиппократа. Космические элементы Эмпедокла — воздух (со связанными с ним качествами, теплый и влажный), земля (холодная и сухая), огонь (теплый и сухой) и вода (холодная и влажная) — были связаны со здоровьем и соответствовали (в вышеуказанном порядке ) к физическим юморам Гиппократа, которые были связаны с вариациями темперамента: кровь (сангвинический темперамент), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик) и флегма (флегматик). Эта теория, согласно которой химия тела определяет темперамент, существует в той или иной форме уже более 2500 лет. Согласно этим ранним теоретикам, эмоциональная стабильность, а также общее состояние здоровья зависят от надлежащего баланса между четырьмя телесными соками; избыток одного может вызвать особое телесное заболевание или преувеличенную черту личности. Таким образом, человек с избытком крови должен иметь сангвинический темперамент, то есть быть оптимистом, восторженным и возбудимым. Считалось, что слишком много черной желчи (темная кровь, возможно, смешанная с другими выделениями) вызывает меланхолический темперамент. Избыток желтой желчи (выделяемой печенью) приводит к гневу, раздражительности и «желтушному» взгляду на жизнь. Считалось, что обилие мокроты (выделяемой в дыхательных путях) делает людей флегматичными, апатичными и сдержанными. По мере развития биологической науки эти примитивные представления о химии тела были заменены более сложными идеями и современными исследованиями гормонов, нейротрансмиттеров и веществ, вырабатываемых в центральной нервной системе, таких как эндорфины.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Морфологические (тип телосложения) теории

К биохимическим теориям относятся те, которые различают типы личности на основе телосложения (соматотипа). Такую морфологическую теорию разработал немецкий психиатр Эрнст Кречмер. В своей книге Телосложение и характер , впервые опубликованной в 1921 году, он писал, что среди его пациентов больным шизофренией часто были свойственны хилый, довольно слабое (астеническое) телосложение, а также мускулистое (атлетическое) телосложение, в то время как невысокий, округлое (пикническое) телосложение часто встречалось у больных маниакально-депрессивным психозом. Кречмер расширил свои выводы и утверждения в теории, которая связывает телосложение и личность у всех людей, и написал, что худощавое и тонкое телосложение связано с интроверсией, в то время как люди с округлыми, более тяжелыми и короткими телами, как правило, циклотимичны, то есть капризны, но часто экстравертны. и веселый.

Несмотря на ранние надежды на то, что типы телосложения могут быть полезны для классификации характеристик личности или выявления психических синдромов, отношения, наблюдаемые Кречмером, не нашли убедительного подтверждения эмпирическими исследованиями. В 1930-х годах более сложные исследования, проведенные Уильямом Х. Шелдоном в Соединенных Штатах, разработали систему для присвоения людям трехзначного номера соматотипа, где каждая цифра находится в диапазоне от 1 до 7. Каждая из трех цифр относится к одному из трех Шелдона. компоненты телосложения: первый к мягкому, круглому эндоморфу, второй к квадратному, мускулистому мезоморфу; а третий — линейному, тонкокостному эктоморфу. Таким образом, у крайнего эндоморфа будет 711, у крайнего эктоморфа — 117, а у среднего человека — 444. Затем Шелдон разработал список черт из 20 пунктов, в котором различались три отдельные категории поведения или темперамента. Трехзначная шкала темперамента, по-видимому, была в значительной степени связана с профилем соматотипа, связь, которая не впечатлила персонологов.

Также в 1930-х годах исследования личности начали рассматривать более широкий социальный контекст, в котором жил человек. Американский антрополог Маргарет Мид изучила модели сотрудничества и конкуренции в 13 примитивных обществах и смогла задокументировать большие различия в таком поведении в разных обществах. В своей книге «Пол и темперамент в трех первобытных обществах » (1935) она показала, что мужественность не обязательно выражается через агрессивность, а женственность не обязательно выражается через пассивность и уступчивость. Эти продемонстрированные вариации подняли вопросы об относительной роли биологии, обучения и культурного давления в характеристиках личности.

Социальный тип личности: Я тебе нравлюсь?

Социальный тип личности, также известный как I-стиль, любит внимание и общение с людьми. Они используют людей и навыки общения для достижения успеха. Узнайте, как I-стиль может стать более успешным.

Познакомьтесь с Джейком, социальным типом личности

Джейк – идеальный социальный тип личности и очень высокий I-стиль. Он любит встречаться, разговаривать, общаться и просто быть среди людей. Все ясно видят, что Джейк заряжается энергией, когда общается с людьми. Он вообще проводит время в одиночестве? Каждое утро Джейк завтракает в местной кофейне. Он всегда читает свою газету, но быстро поднимает взгляд каждый раз, когда открывается дверь. Как только знакомое лицо входит , он машет им рукой. Он улыбается всем, чтобы поощрять взаимодействие. Завтрак может занять много времени, так как с ним проводят время разные люди.

Джейк, наверное, никогда не ел в одиночестве. Его обед всегда включает его коллег, клиентов или друзей. Он часто устраивает званые обеды. В других случаях он просто приглашает себя в гости к друзьям. Джейк обычно очень желанный гость, который приходит с бутылкой прекрасного вина и беседой. Джейк очень любит рассказывать истории. Все знают, что его истории преувеличены. Однако никто, кажется, не возражает, поскольку они почти всегда забавны. Джейк может преподнести изюминку в идеальное время. На самом деле ему больше всего нравятся его истории, и он смеется громче всех. Джейк рассказывает занимательные истории, и его смех заразителен. Проще говоря, весело быть рядом с Джейком.

Как социальный тип личности Джейка доставляет ему неприятности

Все общение отнимает у Джейка много времени, поэтому он всегда отстает от своих проектов и обязательств. Как правило, у Джейка есть объяснение каждой «неожиданной» задержке. Взглянув на его офис, вы зададитесь вопросом о его причинах. Его стол и все поверхности завалены стопками бумаг, нераспечатанной почтой, журналами, книгами, папками и папками. Ящики стола и картотеки еще хуже. Они слишком забиты бумагами и файлами. Он постоянно роется в них, чтобы найти то, что ему нужно в данный момент.

Это он должен позвонить на свой мобильный телефон, чтобы попытаться найти его. Мелодия звонка «Celebration» группы Kool and the Gang объявляет о своем присутствии под «стопкой квитанций». Повсюду десятки ручек, поскольку Джейк часто уходит с письменными инструментами коллег. Способность Джейка добиться чего угодно кажется не чем иным, как маленьким чудом.

Джейк всегда чрезмерно оптимистичен в отношении того, сколько времени ему потребуется, чтобы быть готовым, или сколько времени потребуется, чтобы куда-то ехать. Поэтому он часто опаздывает. Его коллеги и даже потенциальные клиенты и клиенты расстраиваются и раздражаются. Опоздание — это одно, но добавьте к этому его неподготовленность, и это станет верным путем к неприятностям.

То, что Джейк делает хорошо

То, чего Джейку не хватает в организаторских способностях, он компенсирует умением работать с людьми. Его неподдельный энтузиазм приводит людей в восторг от всего, над чем Джейк работает или что пытается продвигать. Он делает даже обыденные вещи более стимулирующими и интересными. Он преуспевает в привлечении людей к своим проектам, поэтому, в конце концов, он получает поддержку, которая ему нужна для достижения цели. Джейк хуже всех успевает вовремя. Он всегда переходит к следующему «большому» проекту. Следующий проект всегда кажется более захватывающим. На самом деле, большинство его проектов, вероятно, никогда бы не были завершены, если бы он не умел нанимать эффективных людей для их выполнения.

Кто такой социальный тип личности?

Вероятно, вы знаете по крайней мере один социальный тип личности. Это I-стили. Ты же знаешь, как весело им быть рядом. Они общительны, общительны и разговорчивы, и им нравится быть в центре внимания. I-стили любят общаться и знакомиться с новыми людьми. И-стили – это энергичные люди, живые, экспрессивные, обычно пребывающие в хорошем, позитивном настроении.

Они оптимисты и склонны видеть положительную сторону вещей. Стакан не просто наполовину полон, а переполнен! Социальный тип личности получает много энергии и мотивации от возможности работать и играть с другими. Они магниты для людей. I-стиль привлекает и привлекает людей.

Страхи социального типа личности

Страх быть отвергнутым часто играет большую роль в поведении социального типа личности. И-стиль хочет признания и нравится другим. Я-стиль может реагировать эмоционально, когда его игнорируют или люди не реагируют в полной мере. Они пытаются решить проблему, находя способы понравиться людям. И-стайл попытается увлечь человека, разговаривая еще больше! Обычно основная причина этого заключается в том, что I-стили, как и все четыре DISC-стиля, имеют естественную склонность ожидать от других такого же поведения, какое они продемонстрировали бы в аналогичной ситуации.

I-стиль искренне счастлив и взволнован при встрече с людьми. Для них это прекрасная возможность завести нового друга! Но когда человек встречает I-стиль и не демонстрирует такого же возбуждения и рвения, I-стиль предполагает, что что-то не так. Социальный тип личности пытается исправить это, усиливая и чрезмерно используя свое поведение в стиле Я. Он считает, что может сделать так, чтобы другой человек не любил его. Вы когда-нибудь видели интроверта, буквально загнанного в угол возбужденным I-стилем? I-стиль становится все более и более оживленным. Он изо всех сил старается получить больше реакции от интроверта. Оба одинаково неудобны, но показывают это совершенно по-разному.

Проблемы социального типа личности

Детали могут быть очень болезненными для I-стиля. I-стиль чувствует истощение энергии, когда дело доходит до детальной работы. Детальная работа обычно означает работу в одиночку в течение продолжительных периодов времени. Иногда это приводит к небрежным ошибкам или оплошностям. В других случаях это приводит к творческой прокрастинации, чтобы отсрочить боль. Внезапно другие задачи приобретают неожиданную срочность или появляются более важные приоритеты, требующие немедленного внимания. Перерывы на кофе могут стать более частыми, а перерывы на обед чуть длиннее. И-стили — вечные оптимисты: «Все будет сделано».

Под давлением этот недостаток внимания к деталям, вероятно, станет еще более заметным для И-стиля. В ситуациях, когда И-стиль находится под прицелом, ощущая давление и стресс, окружающие часто воспринимают его как неорганизованного и даже неистового. I-стиль трансформируется из его обычного энергичного «я» в бешеную панику. Однако вскоре это проходит, и мы видим знакомую широкую улыбку на его лице.

Последующие действия также могут быть проблемой для I-стилей. И-стиль не любит деталей и склонен больше волноваться о новых задачах, проектах и ​​возможностях. Предыдущие, возможно, потеряли часть первоначальной привлекательности, а новый, ну, новый. Это захватывает больше внимания, некоторые вещи могут быть просто забыты. Успешные представители I-стиля часто создают и используют какую-то систему последующих действий, помогающую им не сбиться с пути. Без такой системы они осознали, что постоянно начинают новые инициативы, не завершая предыдущие.

Карьерные предпочтения социального типа личности

I-стиль предпочитает работать в среде, где много разнообразия и много возможностей для взаимодействия с другими. И-стили устают, если им приходится тратить много времени на работу в одиночку или над подробными задачами. Они хотят быть связанными с другими и преуспевают в гибкости. Неудивительно, что многие I-стили можно найти в продажах, маркетинге, связях с общественностью и в различных сферах обслуживания клиентов. Кроме того, многие тренеры и фасилитаторы относятся к I-стилю. I стилей удобно смешивать личное время с рабочим временем. Они ценят гибкость в правилах и графиках. Следовательно, I-стили процветают в компаниях, которые предлагают гибкость и разнообразие.

Социальный тип личности спрашивает «Кто?» вопросы

Очевидно, что как успешные люди мы задаем все вопросы, но мы обнаруживаем, что социальный тип личности предпочитает задавать вопросы, сосредотачиваясь на людях и отношениях. I-стили находят отношения и работу с другими очень мотивирующими. Следовательно, I-стили спрашивают «кто?» вопросов. Кто будет на встрече? Кто в этом со мной или с кем я должен поговорить об этом?

Влияние социального типа личности на рабочем месте

Если вы общительный человек, у нас есть для вас хорошие новости. Процент населения I-стиля растет. I-стиль носит 26% населения земного шара. В Соединенных Штатах 32% населения относятся к I-стилю. В Канаде этот процент еще выше – 33%. Одна из причин роста числа И-стилей заключается в том, что все больше и больше представителей молодого поколения относятся к И-стилям.

Увеличение числа людей, придерживающихся стиля И, уже оказывает значительное влияние на организации и то, как им необходимо привлекать, мотивировать, вовлекать и удерживать сотрудников, придерживающихся стиля И. Управление миллениалами и управление миллениалами — это тема, которую компании должны решать. Ознакомьтесь с нашей статьей и вебинаром по управлению миллениалами. I-стиль не ищет 30+ лет карьеры в одной компании, и они требуют другой тип рабочей среды. Организации, которые анализируют данные о стилях своих сотрудников, принимают более разумные и успешные решения в отношении своего самого ценного актива: своих сотрудников.

Выбор карьеры социального типа личности

Как и ожидалось, I-стиль склонен делать выбор карьеры, который увеличивает возможности для взаимодействия с людьми. Кроме того, представители I-стиля предпочитают условия работы, которые предлагают большое разнообразие. Люди с И-стилем не заинтересованы в большом количестве подробных задач или в том, чтобы делать что-то в одиночку. В результате I-стиль привлекает такие области, как маркетинг, связи с общественностью, продажи и обучение. Такие отрасли, как гостиничный бизнес, туризм и розничная торговля, также пользуются популярностью у I-стилей.

Социальный тип личности может вносить изменения, чтобы стать еще более успешным

Если вы относитесь к типу «Я», вы можете подумать: «Что вы можете сделать, чтобы добиться большего успеха?» Опять же, самый общий совет — научиться понимать все DISC-стили, определить свой собственный стиль и создать острое самосознание, научиться определять стили других и приспосабливать свой стиль к другому человеку или людям. ситуация. Это хорошо и хорошо, но как насчет специфики?

Не злоупотребляйте своими силами!

Будьте внимательны и не злоупотребляйте своими сильными сторонами. Когда вы найдете новые проекты и возможности, не забудьте сначала завершить существующие. Научитесь следить. Это может показаться слишком элементарным и простым, но это очень важно. Позвольте мне еще раз сказать: научитесь следить! Если вы завершите свои задачи и проекты, то добьетесь гораздо большего успеха. Это не значит, что вы должны делать все сами. Используйте свои сильные стороны, чтобы мотивировать других на решение проблем и идей. Используйте эти навыки, чтобы получить помощь. Делегат. Не бойтесь просить о помощи. Не стесняйтесь говорить другим, что вы хотите, чтобы они сделали. Когда вы завершаете начатое, люди больше уважают и любят вас.

И-стили становятся более организованными

Используйте технологии, которые помогут вам в дальнейшем наблюдении. Нет недостатка в программах и устройствах для организации календаря, получения напоминаний и синхронизации всего этого со смартфоном. Самое главное, на самом деле используйте технологию, когда вам нужно. Вы когда-нибудь проводили полдня или даже целый день, приводя в порядок свой календарь, список дел и офис? Это заставляет вас чувствовать себя прекрасно после того, что вы только что сделали? Затем, всего через несколько дней, вы поняли, что на самом деле не используете свой календарь и список дел, и даже ваш офис снова выглядит немного неорганизованным? Острые ощущения от чувства организованности быстро исчезают, не так ли? Легко вернуться к старым привычкам.

Дисциплина требует практики!

Практика дисциплины. Поверьте мне, вы действительно пожнете плоды с этим! Научитесь больше сосредотачиваться на чем-то одном и на одном человеке за раз. Это особенно верно, когда вы взаимодействуете с S- и C-стилями. Они предпочитают сосредотачиваться на одной проблеме за раз. Когда вы этого не делаете, им становится некомфортно. Кроме того, они могут воспринимать вас как «неуравновешенного» и даже ошибочно ассоциировать ваше поведение с некомпетентностью. Когда другие видят, что вы сосредоточены, они связывают это с более высокими способностями и компетентностью. То же самое относится и к вашему взаимодействию с другими. Когда вы больше сосредотачиваетесь на одном человеке, связь, которую вы создаете, становится более значимой и значимой. Кроме того, вы кажетесь более искренним и искренним.

Поскольку вы довольно разговорчивы, сосредоточьтесь на том, чтобы по-настоящему слушать других. Не думайте о том, что вы собираетесь сказать дальше, но слушайте, что они говорят. Когда вы активно слушаете, вы даете другому человеку понять, что считаете то, что он говорит — и кто он такой — важным. Нет лучшего способа заставить других людей любить вас и доверять вам. Мы не любим, когда нас игнорируют, когда нам есть что сказать!

Научись говорить нет!

Наконец-то научитесь говорить «нет» людям и новым обязательствам. Конечным результатом является то, что вы склонны брать на себя чрезмерные обязательства и не можете их выполнить. Сосредоточьтесь больше на принятии правильных решений, а не на том, чтобы понравиться и не отвергать других. Когда вы слышите слово «нет», не чувствуйте себя отвергнутым. Не забывайте отражать такое же поведение с другими. Когда вы не доводите дело до конца, люди могут научиться не рассчитывать на вас, и их доверие к вам пошатнется. Это нормально говорить другим «нет». Сказать «нет» лучше, чем сказать «да», особенно когда дело касается чего-то, что вы не можете закончить. Окружающие это уважают, и, как социальный тип личности, вы можете сказать «нет» с улыбкой лучше, чем кто-либо другой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *