Сказкотерапия для взрослых: как это работает
С детства мы знаем, что в сказке есть мораль и «добрым молодцам урок». Но современные психологи используют сказки не только для учения, но и для лечения. Сказкотерапия помогает взрослым бороться со стрессом, страхом, негативными переживаниями и душевными проблемами. Как действует этот «волшебный» метод и какую приносит пользу?
Лечение искусством
Сказкотерапия — разновидность психотерапии, одно из направлений терапии искусством. В сказках запечатлен некий универсальный человеческий опыт, в том числе психологический. «Именно поэтому мы можем видеть, что в сказочном наследии от Европы до Азии много похожих сюжетов, — рассказывает специалист по консультативной психологии, этнопсихологии и психологии в бизнесе Натэла Ханэлия. — Сказки отражают базисные паттерны психики».
С помощью сказки можно найти выход практически из любой трудной ситуации и справиться с решением задачи. По словам специалиста, «в сказках мы можем найти ключи к разным аспектам жизни: взрослению, становлению, отделению от родителей, межличностным отношениям и так далее. И даже если не заниматься интерпретацией сюжета сказок, сам рассказ сказки уже оказывает терапевтический эффект».
Магия сказки
Сказка соединяет сознательное, рациональное с бессознательным, иррациональным, с миром образов и эмоций, с глубинными переживаниями. Она нужна для того, чтобы заглянуть внутрь себя, посмотреть на ситуацию как бы со стороны, получить иной взгляд на проблему.
При чтении или при самостоятельном сочинении сказки человек становится наблюдателем за жизнью героев, не пытается решить проблему логическим путем. Такая позиция помогает увидеть нестандартные, скрытые варианты выхода из тупика.
Есть, к примеру, сказка про девушку-безручку (классический сюжет, встречается и у братьев Гримм, и в Армении, и в Испании, и в сборнике А.Н. Афанасьева). В начале сказки отец отрубает девушке руки. Это потеря. Это травма. Сказка заканчивается тем, что эти руки снова отрастают. «На языке символов мы могли бы говорить, что руки связаны с нашей способностью творить, — поясняет Натэла Ханэлия. — Мы можем смотреть на этот процесс как на восстановление психической целостности. Сказка прокладывает путь из проблемной ситуации к целостности, из реальной травматичной ситуации к ее разрешению. По тому, как человек рассказал свою сказку, мы можем определить, каких кусочков, звеньев может ему не хватать для решения своей проблемы».
Познание себя
Сказки могут вернуть человека к тому знанию о себе, которое недоступно на рациональном уровне. Это помогает осознать те процессы, которые происходят в реальной жизни на данный момент. «Они напоминают нам о том, что мы всегда знали, но, возможно, забыли. Прикосновение к „историческим основам“ психики устраняет внутренний раскол и напоминает нам, что мы являемся частью большой истории», — считает эксперт.
Например, сказка «Пастушка гусей» относится к сюжету о подмененных невестах. Проживая историю принцессы, которая в силу своей скромности и застенчивости оказалась пастушкой гусей, мы можем посмотреть на то, что происходит с нашим собственным голосом, почему он оказывается тише всех других голосов и какой путь надо пройти, чтобы обрести способность говорить «нет» и отстаивать себя.
Сказка является отражением различных психических процессов. По тому, какая сказка любимая у человека, с кем из персонажей он себя ассоциирует, какой отклик находит сказочная история именно в нем, можно глубоко исследовать его внутренний мир. Это хороший инструмент для самопознания.
Мировой опыт
Сказочные сюжеты отражают все основные процессы человеческой жизни: взросление, отделение от родителей, обретение самостоятельности и независимости. Подобрав нужную сказку, связанную с насущной проблемой, можно найти в повествовании варианты преодоления трудностей.
«Конечно, сказка не дает четких инструкций вроде „в полночь обернись, перекувыркнись и прыгни в котел с горячей водой“. Нам нужно подумать: что будет для нас означать этот прыжок или встреча с каким-то персонажем? — поясняет Натэла Ханэлия. — Это не буквальная инструкция, она запускает в нас воображение, фантазию. Сказка многозначная, в ней очень много смыслов».
Активация через сказку собственных подсознательных интуитивных ресурсов может объяснить переживания и подсказать область, в которой стоит искать ответы на интересующие вопросы.
Например, на сюжетном уровне сказка «Спящая красавица» — это история про спасение девушки принцем. Есть целый ряд подобных сюжетов. Есть и обратные истории («Финист — ясный сокол», «Аленький цветочек»), когда девушка спасает молодца. «Условно, эти сказки можно назвать женскими и мужскими, но скажу, что речь идет не о гендере, а о мужском и женском начале внутри каждого из нас, — объясняет психолог. — В сказке, где принцесса заточена в башне, мы можем говорить о том, что женская часть — это мечты, фантазии, а мужская часть — это действия, активность. Когда в сказке героиня отправляется спасать принца, мы можем предположить, что идеям и мечтам человека не хватает активного начала и важно предпринять какое-то путешествие. А когда мы говорим о принцессе, ожидающей спасения, то речь идет о том, что человеку важно соединить в самом себе активное мужское начало с эмоциями и чувствами. Именно поэтому такие сказки заканчиваются браком, когда становятся единым целым две наших части: часть мечтательная, из мира образов и интуиции, и часть активная, способная реализовать эти мечты. Когда эти начала соединяются, рождается, условно говоря, ребенок».
По мнению психолога, сказки, которые не нравятся, могут оказаться еще более интересными. Может быть, они содержат как раз то, с чем в обычной жизни нам иметь дело не хочется.
Лечение без лекарств
Сказкотерапия может быть одним из инструментов работы с психосоматическими заболеваниями. Посредством работы со сказкой можно осознать какую-то травматическую ситуацию, помочь высвободить свои переживания и поработать с ними. Например, если есть головная боль, которая связана с тем, что некие негативные эмоции не находили выхода, тогда в процессе сказкотерапии симптомы действительно могут снизиться. «Прикосновение к сказочным историям помогает понять свою собственную историю, то, что с нами произошло, и какие процессы оказывают на нас влияние», — говорит психолог.
Спасительная фантазия
Сказки можно не только читать и слушать, но и писать самому. В этом случае происходит не только развитие творческого потенциала, но и появляется возможность спроецировать реальную ситуацию на воображаемый мир. Написав свою собственную сказку, через сказочный образ можно многое о себе понять: кто я, какой я, что мне особенно нужно, какие у меня сильные и слабые стороны, как я оказался в этой ситуации, на что я надеюсь и могу ли получить это в реальности.
В жизни мы часто скрываем свои эмоции и не даем волю чувствам. Многие взрослые просто стыдятся своих эмоциональных проявлений. Но эмоции не исчезают и не растворяются, они копятся, и сказка позволяет освободить их, дав дорогу внутреннему «Я», себе настоящему.
Источники:
Портал РБК-Стиль
Сайт «Мир внутри тебя»
Фото: Коллекция/iStock, Pexels
Сказкотерапия для взрослых — Психология эффективной жизни
У меня двое детей. И я хорошо знаю, что такое усталость. Нет, не та «канцелярская», которая появляется после восьми-девяти часов перекладывания бумаг и заполнения важных отчетов. И не та, которую испытывают грузчики на сотом мешке картошки, а каменщики — на последнем ряду кладки. Профессию «мама» сложно сравнить с другой. Кто плавал, тот в курсе.
Отдыхать маме нужно особым образом — тут ни вечерние посиделки за футбольным матчем, ни прыжки с парашютом не подойдут. А на «просто выспаться» порой банально не хватает времени. И вот именно в такие моменты, когда все, сил больше нет, меня спасает сказка.
Это шутка? — спросите вы. Как сказка может помочь взрослой женщине справиться с усталостью? А вот и может. Пришло время поделиться рецептами. Кто знает, может, они подойдут и вам?
Польза сказки для взрослых
В чем же польза сказки для взрослых? Ведь на первый взгляд может показаться, что сказки — сугубо детское дело. Мы читаем их детям, чтобы развлечься, что-то выучить или просто заполнить свободное время. И далеко не каждая мама задумывается над глубинными смыслами каждой сказочной истории. А они есть!
О том, как «расшифровывать» сказки и с их помощью обучать, корректировать поведение, расслаблять и лечить душевную боль, говорит отдельное и очень перспективное направление современной психотерапии — сказкотерапия.
1. Сказка помогает взглянуть на ситуацию со стороны.
Мы не сталкиваемся с проблемой прямо «в лоб», не пытаемся решить ее логическим путем. Напротив, мы читаем или сочиняем сказку и становимся как бы наблюдателями за жизнью героев. Интересно, что такая позиция помогает увидеть нестандартные, скрытые от посторонних глаз варианты выхода из ситуации. Ведь в сказке возможно все. Как, впрочем, и в жизни тоже!
2. Эмоциональное проживание проблем.
Признаемся себе честно — мало кто из нас с детства приучен давать волю эмоциям, искренне переживать свое горе, потери, радости и восторги. Наоборот, мы привыкли зажимать в себе слезы, накапливать усталость, держаться до последнего. Ведь бурно проживать эмоции — стыдно, так говорили мама и папа. И мы сейчас, уже будучи взрослыми девочками и прочитав гору умных книжек, все равно не позволяем себе нарушить родительский запрет. А в сказке же — можно, ведь мы плачем не о себе, а о каком-то волшебном герое. Вот и получается в метафорической форме прожить все то, что не удалось прожить в реальной жизни.
3. Поиск скрытых ресурсов, источников энергии.
Мы так привыкли жить по стандартам, что часто не замечаем все пространство возможностей вокруг. Мы работаем по схеме «из пункта А в пункт В», не задумываясь: а что еще есть между ними? Знакомясь со сказкой и наблюдая за жизнью героев, можно заметить множество возможностей. Наш мир полон энергии, он изобилен, и наша главная задача — позволить себе «подпитаться» из открытых источников.
4. Знакомство с собой настоящей.
В повседневной рутине мы часто забываем о главном. Вот скажите: а знаете ли вы, в чем ваши истинные ценности? Чего вам хочется на самом деле? Не мужу, не детям, а вам самим? Знаю по себе, что ответ непрост. Но именно сказка помогает нам установить тонкую связь со своим внутренним миром, познакомиться с собственными потребностями и желаниями. То есть вернуться к себе как к личности.
5. Лечение души.
Конечно, терапия сказками не предполагает таблетки и уколы. Она действует более мягко и бережно, помогая на метафорическом уровне выявить проблемы, прожить их и найти необходимые ресурсы для решения вопроса наилучшим образом.
6. Расслабление и отдых.
В сказкотерапии есть целое направление — медитативные сказки. Они призваны помочь нам немного отстраниться от своей жизненной ситуации, от проблем и забот и построить другой мир, в котором легко и комфортно. В такие моменты душа отдыхает, появляются новые силы и ресурсы, приходят вдохновение и заряд позитива. О том, как маме написать такую сказку, мы поговорим ниже.
7. Развитие творческого потенциала.
Мама-сказочница со временем начинает не только читать детям сказки, играть с ними, но и сочинять свои истории. А это уже совсем другой уровень. Развивается фантазия, появляется множество разных идей, которые применимы во многих сферах жизни.
8. Рост уверенности в себе.
Когда мы пишем сказки, мы начинаем искренне верить, что все происходит как надо. И даже если что-то идет не по плану, мы всегда можем найти выход. Приходит ощущение, что вы сами пишете сказку своей жизни. А это очень теплое чувство.
9. Улучшается контакт с детьми.
Такой приятный и важный бонус. Мы говорим с детьми на их языке, а значит, становимся ближе. Какой маме не хочется легко и быстро находить занятие для детишек?
Как уставшей маме написать расслабляющую сказку для себя
Давайте перейдем от теории к практике и напишем нужную сказку. Сказку, в которой нет конфликтов и острых углов. Которая поможет снять внутреннее напряжение, вспомнить и накопить в душе радостный опыт, пожить в моменте «здесь и сейчас». Сказку, которая поможет отпустить усталость, найти силы для творческих идей и просто качественно отдохнуть буквально за 5–10 минут.
Как вам такая идея? Тогда быстрее берите ручку и бумагу, и начинаем погружение!
Сядьте в одиночестве, пусть о детях в течение 10 минут позаботится папа. Попробуйте вспомнить момент, в котором вы были счастливы, вам было хорошо, легко и спокойно на душе. Постарайтесь прочувствовать все подробности:
— Что вы видели в этот момент? Какие краски вас окружали? Какие образы?
— Что вы слышали, какие звуки были вокруг вас? Возможно, это была музыка или пение птиц, журчание ручья, гул взлетающего самолета… Все что угодно, лишь бы ваше.
— Какие запахи вы ощущали? Чем пахнет ваше счастье? Мое, например, корицей и молоком. А еще свежестью горного ручья. А ваше?
— Какие вкусы вы испытывали? Возможно, вы как раз ели любимое мороженое или пили кофе с медом? Что это было?
— Какие еще ощущения были? Например, тактильные? Вы прикасались к чему-то мягкому, нежному, теплому? Или, наоборот, к прохладному? Как это было у вас?
Поочередно опишите все образы, задействуя все органы чувств. Наша задача — создать максимально полную картинку того момента, когда у вас все хорошо. Прожить это время снова. И восстановиться душевно.
Моя сказка для примера.
Полет на облачке
Как же сладко лежать на травке и вдыхать запах лета! Вот оно, рядом, такое родное и близкое, такое самое-самое! Каждая моя клеточка впитывает тепло и свет солнечных лучей. Ноздри щекочет свежий, местами пряный и немного терпкий аромат. Ромашки, васильки, шалфей — так пахнет летний день. Погодите, есть что-то еще… Полынь? Она отдает привкусом легкой горечи. Последней и такой важной нотки в моем коктейле вкусного лета.
Прямо возле уха прострекотал кузнечик. Беги, дружочек, по своим важным кузнечиковым делам… А мне сейчас некуда спешить. Лучше буду рассматривать облака…
Вот это похоже на сердечко. Такое же нежно-розовое. А рядом… неужели зайчик? Да, вот они, ушки на макушке. Забавно!
Хотя нет. Как же я раньше не увидела? Это же перевернутый барашек! Эх, забраться бы ему на спину и прокатиться! Прокатишь?
— Садись! — подставляет бочок барашек. — Только быстрее, я спешу!
Его спина оказывается еще мягче, чем я думала. Я будто погружаюсь в самую пушистую в мире перину… Словно чьи-то заботливые руки нежно обнимают меня, согревая теплом и укачивая сладким голосом.
— Спи, моя радость, усни! — поет голос, и я уже чувствую нежный привкус дремы. Пахнет молоком и почему-то медом.
— Как в детстве… — бормочу я, и глазки медленно закрываются. Теплое лето прижимает меня к груди и качает. И я, легкая и воздушная, продолжаю свое путешествие в страну снов. На белом облачке в форме барашка.
От редакции
Как часто мамы испытывают на себе давление со стороны общества: ожидания от того, какой должна быть хорошая мать! Сколько времени она должна уделять ребенку, сколько — мужу, а сколько оставлять на себя? Во что одевать ребенка и чем его кормить, отдавать в развивающие кружки или нет? Планка настолько высока, что неудивительно, что многие женщины отчаиваются и живут с постоянным ощущением собственной вины. Но не стоит забывать, что идеальные дети вырастают у неидеальных матерей! В этом уверена психолог и мама троих детей Ольга Юрковская: http://www. psy.systems/post/idealnye-deti-vyrastayut-u-neidealnyx-mam.
Еще один прекрасный метод снять напряжение и взглянуть на свои проблемы со стороны — это песочная терапия. Занятие это не менее сказочное, чем сочинение волшебных историй. Анна Кутявина делится премудростями этого вида проективной терапии: http://www.psy.systems/post/pesochnaya-terapiya-zamki-iz-peska-dlya-znakomstva-s-soboj.
«Сказочная терапия» превращает мораль истории в руководство по жизни
Фото предоставлено Tales for Life
Первоначально эта статья была опубликована на сайте VICE UK.
Если в детстве вы больше увлекались Диснеем или Гриммом, то во взрослом возрасте редко приходится пересматривать сказки. От инфантильных до совершенно ужасных, они, вероятно, были представлены вам дедушкой или бабушкой, заставляющими вас читать. Когда я наткнулся на берлинский консультационный центр Tales for Life, предлагающий услугу под названием «сказочная терапия», я надеялся на глубокое погружение в неприятные глубины человеческой психики, завернутые в фантастических персонажей и дикие истории. Однажды в пятницу вечером я пошел на групповой семинар, чтобы посмотреть, насколько мрачными стали наши взрослые умы, прежде чем поговорить с психологом обо всем этом. Впрочем, об этом позже.
Advertisement
При входе в зал от меня потребовали снять обувь и заменить ее серыми войлочными тапочками. Затем кто-то привел меня в теплую комнату с ламинированным полом, где мы ели шоколадные дижестивы и виноград. Я уже чувствовал себя инфантильным. На сеансе нас было шестеро, включая нашего «сказочного фасилитатора». Мы начали сеанс с того, что крутились и прыгали по комнате, а затем успокаивались, расстелив одеяла и подушки — что-то вроде окончания дополнительной ночи. Наш ведущий прошелся по группе, спрашивая, какая у всех самая любимая сказка. Я запаниковала и сказала «Русалочку» Ганса Христиана Андерсена.
Здоровье
Вещи, которые я хотел бы знать до начала терапии
Ханна Эвенс
цех. Он использует сказки со своими клиентами, чтобы помочь им увидеть свои собственные проблемы в персонажах и символах этих классических историй. Он упоминает Белоснежку, историю, которая «существовала сотни лет, но если вы посмотрите на нее с современной точки зрения, это пошаговое руководство о том, как справиться с самовлюбленной матерью», — рассказывает он аудитории. «Люди подсознательно понимают сказки, и как консультант я рекомендую ту сказку, которая, по моему мнению, наиболее актуальна для их задачи. Тогда исцеление, которое происходит после, происходит автоматически».
Фото Tales For Life
Темой сессии были «новые начинания», и Мерей объяснила, что весна — прекрасное время для позитивных изменений в нашей жизни. Послушайте, у меня сенная лихорадка, так что весна для меня скорее самое худшее время года — мне было немного трудно ясно мыслить, когда я чувствовал себя лично атакованным тяжелым уровнем пыльцы в Берлине. Затем нас попросили подумать о чем-то, с чем мы боролись, и, обдумывая эту проблему, выбрать карту, похожую на Таро, которая находит отклик у нас. Я подумал о моем насморке и зуде в глазах.
Реклама
Затем Мерей взял на себя роль рассказчика, надев большую остроконечную шляпу из серого фетра. Честно говоря, он признал, насколько нелепо это выглядело, и давайте посмеемся над ним. Затем он попросил нас лечь, расслабиться и послушать сказку. Изначально сказки предназначались для того, чтобы их говорили и слушали, а не писали, поэтому важной частью процесса было слушать. Он прочитал нам рассказ «Царский сын, который ничего не боялся». Я ненавидел это. Это напомнило мне о том, как каждый чрезмерно самоуверенный человек, получивший образование в частной школе, шагает по жизни.
Фото Tales For Life
Далее нас попросили нарисовать сцену из рассказа. В этот момент мы дрогнули; Я, да и все остальные, казалось, совершенно неправильно поняли это. «Я хотел обратить внимание, но не смог, история меня не зацепила», — сказала другая участница, 24-летняя Мариасоль. «Мне больше нравилось слушать его голос, чем слушать подробности реальной истории. Я просто чувствовал себя очень расслабленным».
Я тоже ничего толком не понял и нарисовал что-то вроде абстрактной сцены, включающей цветы-роботы, потому что именно сюда во время сказки уходил мой мозг, измученный заботами о нашем экологическом кризисе и предполагая, что в будущем природа будет просто воспоминание.
Мерей говорит, что неспособность постоянно концентрироваться не является проблемой. «Если вы пытаетесь вспомнить свою любимую сказку и пересказать ее, в ней будут части, которые вы забыли, и некоторые части, которые вы четко помните», — говорит он. «Это потому, что есть часть нас, которая судит, с чем мы можем иметь дело прямо сейчас, а с чем мы не можем. Что важно или актуально для нас, а что нет».
Реклама
Он попросил нас интерпретировать рисунки друг друга, ища символы. Все остальные рисовали буквальные сцены (деревья, ворота, поля, люди) и, конечно же, никто не получил то, чем должны были быть мои роботизированные цветы. Мы посмотрели на наши рисунки против карт, которые мы выбрали ранее, чтобы сделать наши собственные интерпретации. Мерей говорит нам, что сказкотерапия — это направление арт-терапии — форма терапии, которая использует творческий процесс для работы с травмами и другими эмоциональными проблемами — и что рисование — ключевая часть процесса сказкотерапии. Затем нас попросили выполнить упражнение «светофор», в котором мы разделили нашу личную задачу на три части (чего я хочу; что у меня уже есть, что я могу использовать, чтобы туда добраться; какие есть препятствия). Затем мы совершили ритуал прыжков через наши красные барьеры, пока все нас подбадривали. Мы закончили сессию, придумав одно дело на следующей неделе, которое помогло бы дать толчок нашим «новым начинаниям».
Фото автора
Мне стало интересно, может ли, учитывая темную историю Берлина и то, что братья Гримм были немцами, исцеление с помощью историй быть здесь более острым. Но Мерей говорит мне, что на самом деле это происходит из Венгрии, где он обучался в школе сказкотерапии Lelki Egészségvédő Alapítvány (LEA). Я спрашиваю Мерея, что он говорит людям, которые насмехаются над идеей использования сказок в качестве терапии. «На самом деле, я думаю, что есть много людей, которые считают концепцию терапии слишком серьезной, — говорит он. так же важно, как посещать стоматолога два раза в год».
Хотя сказочная терапия отличается от нарративной терапии, обе они уходят корнями в школу мысли психоаналитика и психиатра Карла Юнга. Бренда Кроутер, юнгианский аналитик и глубинный психолог из Франции, говорит, что работа со сказками может принести вам пользу, позволяя взглянуть на личную проблему через объективную линзу. «В конечном итоге вы развиваете отношение к чему-то объективному, и это снимает определенную одержимость вашими субъективными проблемами», — говорит она. «Это не означает, что вы игнорируете субъективную проблему, но позволяет увидеть ее контекст». Кажется, что сказкотерапия по сути работает с универсальными символами и архетипами для решения общих проблем. «Использование сказок может быть мощным инструментом для исцеления, потому что они переводят вас в режим, в котором вы на самом деле переживаете себя в другом измерении», — говорит Кроутер.
После полного сеанса я подумал о том, как необычно заниматься чем-то таким ребяческим. Реальная жизнь преподает нам достаточно болезненных моральных уроков, чтобы усвоить их, нет необходимости зарываться с головой в книгу фэнтези. По крайней мере, я ушел со знанием того, что слушать, как парень читает сказку на ночь, — это успокаивающий процесс — просто, может быть, я оставлю кое-что о мальчиках из частной школы для других.
@sabfaramarzi
Терапия сказками — чрезвычайно мощный способ исцелить системы, которые в противном случае остаются недосягаемыми. Но в терапии сказками есть нечто большее, чем это само по себе. Назначить кого-то ответственным за *все их истории*, которые включают в себя реликвии, все формы хвостов старых жен, религиозные истории, то, что они видят по телевизору и читают в газетах, а также их собственные воспоминания и фантазии. как сказки — это, пожалуй, САМЫЙ мощный ключ к личностному развитию, который мы можем дать человеку. |
Сильвия Хартманн, автор Project Sanctuary Сказкотерапия Введение | Примеры сказкотерапии | Переписывая сказки | Создание НОВЫХ сказок | Развивающиеся сказки | Сказочные метафоры | Сказкотерапия Заключение Сказки — интересная тема на многих уровнях. Сказки важны, потому что с культурной точки зрения их рассказывают маленьким детям, у которых еще нет таких фильтров, которые заставили бы взрослого отвергнуть ошибочную или явно нелогичную идею. Дети «впитывают» сказки, а вместе со сказками они впитывают поверья, ценности, «морали» и «уроки», которые скрыты внутри сказки. Скрытые «уроки» в сказках могут привести к длительному, разрушительному, бессознательному программированию, которое затем проявляется как внутренние конфликты, неспособность развиваться и всевозможные энергетические и психологические проблемы, непосредственно вызванные структурой. и содержание сказок, или бабушкины хвосты, как мы их в шутку называем. Благодаря проекту «Убежище» мы восстанавливаем власть над сказками и можем использовать ее для терапии сказками всевозможными благотворными и исцеляющими способами. Терапия сказками в стиле Project Sanctuary, включает:
Каждый из этих подходов чрезвычайно эффективен и преображает человека, который этим занимается; Project Sanctuary персонализирует опыт сказок, что делает сказкотерапию с Project Sanctuary очень целенаправленной, конкретной и эффективной. Вот несколько примеров использования Проекта Убежище для Сказкотерапии. 1. Переписывание сказок, оказавших негативное влияние на человекаЭта дама, когда ее спросили о сказке, которая плохо повлияла на нее в детстве и в жизни, вспомнила Румпельштильцхена. В детстве она испугалась, что пугающий карлик появится из ниоткуда и заберет ее куклу; Став взрослой, она также всегда боялась, что кто-то украдет ее детей, но также страдала от всепроникающего чувства уязвимости, открытости для нападения и никогда, никогда не была в безопасности, даже в собственном доме или в собственной постели. Она неправильно запомнила сказку, так как в Румпельштильцхене этого вообще не бывает; когда она услышала это в детстве, она поняла, что это означает, что есть злые карлики, которые просто появляются из ниоткуда, в любое время и забирают ваших малышей. Эту сказку нужно было переписать; в переписанной версии ее личного Румпельштильцхена карлик появляется из ниоткуда, чтобы забрать куклу ребенка, и могущественный ангел-хранитель налетает, чтобы защитить ребенка. Злого карлика спрашивают, чего он хочет от ребенка; выясняется, что он одинок. Место и время найдено, где много представителей его расы, он находит жену, заводит собственных детей и перестает беспокоить человечество в целом.После пережитого женщина сказала, что почувствовала чувство умиротворения и радости, которых не знала с тех пор, как ей исполнилось пять лет.
2. Создание НОВЫХ сказок, которые являются противоядием от вреда, нанесенного старыми сказкамиОдин язычник сказал, что его всегда беспокоила сказка Гензель и Гретель. Для этого джентльмена сказка о Гензеле и Гретель олицетворяла страх перед злой ведьмой; не желая быть таким, находясь в противоречии со своим путем естественного исцеления на очень глубоком уровне. Он сказал, что сильно чувствует, что только новая сказка, более сильная, может переписать ущерб, нанесенный старой; поэтому для написания новой сказки была предпринята классическая игра Project Sanctuary. В его рассказе мать, отец и двое детей были изгнаны из своих домов инопланетными захватчиками и все ушли в лес, чтобы спастись. Там они нашли дом, в котором жил мудрый волшебник, который научил их выживать за счет естественных вещей, и все четверо обучились особым навыкам и вместе работали над созданием прекрасного дома для себя. Позже прибывает потерянный принц. Они спасают его, принимают и исцеляют; и в награду он отдает в собственность семье весь лес. По сей день потомки семьи живут в лесу, и любой, кто хочет изучить пути природы, может навестить их, остаться на некоторое время и вернуться излеченным и гораздо более мудрым к своим повседневным делам.
3. Эволюция сказок за пределы того, чем они были, во что-то новое, чтобы создать сдвиг порогаМолодая женщина отметила, что ей не нравится концовка в сказках, «и жили они долго и счастливо». Она сказала, что в детстве она ненавидела это, потому что не знала, что это значит, а теперь, став взрослой, она ненавидела это еще больше, «потому что никто никогда не живет долго и счастливо». Когда юную леди попросили выбрать «одну сказку, которая символизирует их все, и если мы разовьем эту сказку, все они будут развиваться одновременно», юная леди выбрала Золушку. «Ты не можешь сказать мне, что после свадьбы в отношениях не было проблем», — горячо сказала она. «Они из совершенно разных социальных слоев, как это вообще сработает!» Сказкотерапия в данном случае началась с вопроса: «Так что же было в сказке последним? И что будет дальше?» История начинается в карете после свадьбы, во время медового месяца в загородном замке в красивом месте. Новая принцесса должна быть счастлива там, но это не так, хотя ее муж обожает ее; она не понимает ограничений суда и не знает, как обращаться с персоналом, поскольку сама была прислугой. Дворецкие смотрят на нее свысока, служанки болтают и болтают, а когда принц не смотрит, слуги на самом деле грубы. Поэтому она начинает гулять по саду, все дальше и дальше, пока однажды не натыкается на небольшой дом на границе участка. Там живет пожилая дама, которая была няней королевских детей. Она очень добрая и принимает принцессу как подопечного и друга, учит ее тому, что ей нужно знать. Большое испытание для новообретенных навыков принцессы приходится на день рождения принца, когда все презрительные, надменные королевские родственники и двор спускаются со своими еще более высокомерными слугами. Она проходит это с честью, и с доброй дамой рядом с ней она действительно теперь живет счастливо, превращаясь в свою роль королевы, которой она будет достаточно скоро. Юная леди, которая создала эту историю для себя в сказкотерапии с Project Sanctuary, сказала, что она больше не злится на то, что живет долго и счастливо, и что это никогда не было концом, а всегда приглашением к дальнейшему обучению, переживаниям и неожиданностям. 4. Ответственность за компоненты сказки, такие как артефакты и архетипыТерапия сказками — это продвинутая форма метафоротерапии; а метафорические артефакты и архетипы появляются повсюду, и как только кто-то действительно начинает обдумывать свои мечты и их значение, он начинает заниматься искусством или начинает медитировать. Вот два примера трансформации метафоры, артефакта и архетипа с использованием прекрасных жидких техник метаморфоз Project Sanctuary. Человек, у которого была большая проблема с лягушкой из сказки о принце-лягушке — «Можешь целовать лягушку, пока коровы не вернутся домой, она всегда останется лягушкой!» — заморозил сцену, обошёл принцессу и лягушку, чтобы посмотреть на всё это с новой точки зрения, и обнаружил, что это был дух принца, которого злая ведьма превратила в лягушачьего духа (скорее всего, его мачеха, которая его ненавидела), и эта любовь действительно могла снова превратить лягушку в принца. Это дало ей совершенно новый взгляд на многие вещи и «показало мне возможности там, где раньше все застряло и было настолько негативным».Человек, который «любил мечи», отправился в сказочно-метафоротерапию к мечу в камне короля Артура. Он понял, что должен искать в камне свой особый и уникальный меч, нашел его, извлек, и он превратился в жидкий свет, который вошел в его тело и укрепил его плечи, спину и позвоночник. Когда настоящий меч был найден и правильно использован, ему больше не нужно было одержимо собирать мечи. Превращение «жестких и быстрых» старых сказок в жидкие личные переживания, которые находятся под собственным контролем человека, само по себе является чрезвычайно трансформационным шагом. Когда мы поощряем детей делать это с самого начала, не просто впитывать старые сказки такими, какие они есть, но брать их, делать их своими и превращать во что-то полезное, активное, питательное и ободряющее, мы делаем гораздо больше. чем просто избегать долгосрочного повреждения неврологии и энергетической системы.
Как только кто-то узнал с помощью сказкотерапии, что он может написать свою собственную историю, в самом широком метафорическом смысле, мы достигли чего-то чрезвычайно ценного; то, что мы могли бы также назвать свободой. Сильвия Хартманн Автор проекта «Убежище» июль 2010 г. Сказкотерапия Введение | Примеры сказкотерапии | Переписывая сказки | Создание НОВЫХ сказок | Развивающиеся сказки | Сказочные метафоры | Сказкотерапия Заключение Терапия сказками Сильвии Хартманн (c) 2010. |