Семейные расстановки по Хеллингеру: за и против
Что это такое
В 1950-е годы психотерапевт Вирджиния Сатир разработала технику «семейной скульптуры». На консультациях члены семьи занимали определенные места в пространстве — так, чтобы другие его видели. Это помогало увидеть семью как систему, определить личные границы и степень близости участников.
Немецкий философ, богослов и психотерапевт Берт Хеллингер пошел дальше: он заменил всех членов семьи «актерами». По его мнению, это дает клиенту возможность увидеть семейную историю со стороны и обнаружить повторяющиеся сценарии. В 2000-е Немецкая ассоциация расстановок исключила из своего названия имя Хеллингера, сочтя его подход директивным и небезопасным, а Хеллингер создал собственную школу.
Семейные расстановки — авторский термин Хеллингера. В нем отражается суть происходящего: ведущий «расставляет» в пространстве участников группы («заместителей») в соответствии с тем, что говорит о своей семье клиент (один из участников группы). Благодаря этому он якобы получает возможность увидеть всех членов своей семьи, включая самого себя, со стороны.
Принцип действия
Каждый из нас — часть семейной системы (отношений с родителями, братьями и сестрами, дядями и тетями, бабушками и дедушками, мужьями и женами). Любые изменения (смерть, рождение, свадьба и появление нового члена семьи) влияют на равновесие в отношениях.
По мнению Хеллингера, если о ком-то в семье «забывают» и перестают с ним общаться, то происходит сбой. Его непроизвольно повторяют последующие поколения. Семейные расстановки оперируют понятием иерархии, что означает соподчинение. Например, родители всегда располагаются выше детей, потому что именно они создали семью. Расстановка помогает вернуться к «естественной иерархии отношений», считают адепты метода.
Как это происходит
Берт Хеллингер описывал ход работы так: «Человек выбирает из группы совершенно незнакомых ему людей, которые будут замещать его родителей, братьев и сестер, включая его самого, расставляет их в пространстве относительно друг друга и садится на свое место. И вдруг на него сходит прозрение: «Что, это моя семья? У меня в голове было совсем другое представление о ней».
Обычно расстановка — групповая работа, но ее можно сделать и один на один с психотерапевтом, а заместителями членов семьи послужат, например, разложенные на полу листы бумаги с обозначениями, кто есть кто.
В чем опасность?
Хеллингер называл свою работу практической философией. Его последователи считают это духовной практикой, а «выступление» в расстановках заместителей, которые играют роли умерших членов семьи, порой напоминает спиритические сеансы.
Популяризатор метода Елена Веселаго, которая изучала духовные расстановки с Бертом Хеллингером, пишет: «В этой практике мы иной раз достигаем пределов: пугающих, неприемлемых, неправильных, «аморальных» движений (событий, историй). Ведь если нет ни плохого, ни хорошего и все движется так, как оно движется, то как же быть, например, с ситуациями инцеста? Насилия, убийства, абортов? Фашизма, геноцида?
Много раз свидетели расстановочной работы Хеллингера сталкивались с неприемлемым: например, в расстановке дочь, состоящая в сексуальной связи с отцом, говорит матери: «Мама, я рада делать это для тебя». Через эту фразу, произнесенную в расстановке, приходит дух «зрячей» любви и примирения, связь открывает свой смысл и перестает быть нужной».
Специалисты в области психологии подчеркивают, что метод «расстановок по Хеллингеру» нельзя назвать безобидным. Как минимум это может быть бесполезной потерей денег, а в некоторых случаях — уводить человека от реальной проблемы, ретравматизировать (активировать ранее перенесенную травму и не дать поддержки в ее проживании). Ведущие полуоккультного метода получают широкие возможности для манипуляций.
Психиатр и психотерапевт Ольга Фидря пишет: «В своей основе идеи Хеллингера о «порядках любви» воспроизводят патриархальные модели гендерных и межпоколенческих отношений, фактически предписывая клиентам определенные (и довольно жесткие) принципы восприятия и поведения.
Нашумевшая интерпретация Хеллингером инцеста как вины матери в том, что она не удовлетворяла в достаточной степени сексуальных интересов своего мужа, в результате чего ему пришлось заняться сексом с дочерью, не только создает почву для культивирования чувства вины у матери (которая, возможно, по вполне логичным причинам отдалилась от мужа), но и принуждает жертву инцеста «принять с уважением» акт насилия над собой. Не говоря уже о том, что для самого насильника подобная интерпретация не дает никакого шанса осознать свою ответственность за совершенное и отработать причины, которые привели к этому акту».
Очевидно, расстановки по Берту Хеллингеру — метод неоднозначный и не принятый всем психологическим сообществом. Стоит ли экспериментировать со своей психикой? Каждый решает сам.
Расстановки по Хеллингеру: почему они популярны и чем опасны
Для кого-то системные расстановки — быстрый способ решения личностных проблем. Однако за недолгое существование этого метода он получил много критики со стороны психологического сообщества. Разбираемся, почему
Что такое расстановки по Хеллингеру
Системные или семейные расстановки по Хеллингеру — это ненаучный метод групповой терапии. Он разработан немецким психотерапевтом Бертом Хеллингером в 1980–90-х годах. По мнению специалистов, которые используют расстановки, этот метод за один сеанс позволяет решить глубокие личностные проблемы человека и даже избавить от физических недугов.
Зачастую люди обращаются к такой терапии, когда у них не получилось (или они не пытались) решить проблемы другими способами. Например, женщина не может выстроить долгосрочные отношения с мужчиной — у нее и навыки общения развиты, и на свидания ходит, и выглядит, в своем представлении, прекрасно — а все не складывается. Или у человека по медицинским анализам хорошие показатели здоровья, болезни не диагностированы, но по ночам болит спина и снятся кошмары. Возможно, думает он, проблема в чем-то другом?
По методу Хеллингера, психологические проблемы человека тесно связаны с проблемами в его семье. Если установить правильные отношения со всеми членами семьи, в том числе с умершими, то можно обрести гармонию с самим собой. Во время расстановочного сеанса обратившийся за помощью назначает из присутствующих людей «заместителей», которые выполняют роли его близких родственников. В определенный момент эти люди как бы начинают чувствовать то же, что и реальные члены семьи, которых они замещают. У человека появляется возможность с помощью психотерапевта, проводящего сеанс, пообщаться со своими родственниками и «расставить» все по своим местам.
Научных подтверждений о том, что системные расстановки работают, нет. Ученые считают данный метод спорным, а некоторые психотерапевты называют его «шаманским». Есть и мнения о том, что расстановки по Хеллингеру могут навредить психике человека.
Разбираемся с экспертами, как работают расстановки и какой от них может быть эффект.
Как Хеллингер придумал метод расстановок
Берт Хеллингер родился в Германии 1925 году. С 10 лет воспитывался в католическом интернате при монастыре. Он участвовал во Второй мировой войне, в 1945 году был взят в плен на Западном фронте, спустя год бежал из лагеря и вернулся на родину. После он стал священником и поступил в Вюрцбургский университет, где изучал философию и теологию. На протяжении 16 лет Хеллингер служил миссионером католического ордена в Южной Африке и обучал в школе местных детей. В 1970-х годах он переехал в Вену, где прошел курс в Венской ассоциации психоанализа.
В основе метода расстановок лежит концепция морфогенетического поля. Ее выдвинул советский биолог Александр Гурвич в начале XX века. Развивали концепцию ряд ученых, в том числе новое направление ей придал британский биохимик и парапсихолог Руперт Шелдрейк. Согласно его идеям, каждая клетка человеческого организма имеет свое поле, которое содержит данные обо всем организме в целом. Вместе эти поля клеток образуют общее морфогенетическое поле организма. Научное сообщество не приняло идеи Шелдрика и активно критиковало их.
Опираясь на эти данные, Берт Хеллингер сделал вывод, что у семьи есть свое единое морфогенетическое поле. В нем содержится информация о всей семье и бессознательно ею владеет каждый ее член. Эту информацию — формы взаимоотношений между между родственниками — Хеллингер рассматривал как семейную систему. По его мнению семейная система влияет на жизнь человека и подчиняется трем законам:
- Одинаковое право.
Закон гласит, что каждый в семье имеет одинаковое право на принадлежность. Как только одному из членов семьи отказывают в праве на принадлежность (например, за то, что он провинился перед кем-то), порядок нарушается.
- Порядок старшинства. Он требует, чтобы каждый занял в своей семье определенное место, которое полагается только ему. Этот порядок старшинства является иерархическим — родители стоят выше детей. Таким образом, воспитанием и обучением в семье должны заниматься родители (а не наоборот). Нарушением закона является высокомерие детей, их манипуляция родителями.
- Баланс. Этот закон, по учению Хеллингера, прописан в вопросах «брать и давать». Когда один член семьи берет что-то у другого, он должен отдать ему что-то равноценное.
По мнению Берта Хеллингера, из-за нарушения этих законов теряется равновесие в семье, а значит — ухудшается состояние каждого ее члена. Отсюда главная идея метода системных расстановок — проблемы в жизни человека связаны не с его личным жизненным опытом, а с общим опытом его семьи.
Как проходит сеанс расстановок по Хеллингеру
В сеансе расстановок принимает участие клиент, который имеет конкретную проблему (панические атаки, ссоры с партнером, постоянное чувство вины и так далее), расстановщик и группа незнакомых клиенту людей. Клиент делится своей историей и назначает людей — «заместителей», которые будут выполнять роли его родственников и представлять психологические состояния, например, панику, страх. В ходе сеанса клиент с помощью расстановщика взаимодействует с людьми и физически расставляет их в пространстве так, чтобы восстановить порядок своей семейной системы. Обычно расстановочные сеансы проходят очень эмоционально для клиента.
На YouTube-канале киностудии «Татаркино» выложена запись расстановки семейного психотерапевта Владимира Шаинова. Семинар назывался «Системные расстановки: работа с психологическими травмами». К Шаинову за помощью обратилась женщина с жалобами на плохой сон, панические атаки, боль в позвоночнике.
Клиентка выбирает из присутствующих в группе людей «заместителей» — «Бабушку», «Маму», «Папу», «Панику» и «Я» (то есть себя). Она расставляет их в комнате так, как считает нужным — всех в кучу, а себя отдельно.
Психотерапевт просит всех «заместителей» идти в своем направлении и рассказывать, что они ощущают в данный момент. Каждый пытается найти свое место. Клиентка тоже задействована в процессе.
Действия и фразы «заместители» и клиентка делают и говорят по указанию психотерапевта — расстановщика.
Расстановщик прорабатывает с женщиной ее отношения с каждым родственником. Например, у нее происходит «встреча» и разговор с папой, который как будто должен был состояться в прошлом. Клиентка повторяет за ведущим: «Вот и мы, папа. Я твоя дочь. Ты навсегда в моем сердце. Ты всегда будешь иметь там самое лучшее место». «Папа» говорит в ответ: «Можешь приходить ко мне и можешь брать то, в чем ты нуждаешься». В конце сессии все «заместители» обнимают клиентку.
Спустя два месяца после сеанса клиентка сильно заболела, однако потом проблемы, с которыми она пришла, исчезли и, по ее словам, «все встало на свои места».
По запросу «расстановки» в поисковиках и Instagram выдаются десятки предложений от психотерапевтов, предлагающих услуги по расстановке. Большинство из них предлагают примерно то же, что и в описанном выше видео. В некоторых случаях на расстановках в качестве «заместителей» используются деревянные или пластиковые фигурки.
Работают ли расстановки по Хеллингеру
Большинство экспертов — преподавателей психологических дисциплин в профильных вузах — отказались комментировать эффективность расстановок. Эксперты сослались на то, что метод не имеет ничего общего с наукой и «никто всерьез не занимается его изучением, как и гадалками». Некоторые практикующие психологи также ответили, что не используют в своей практике расстановки по Хеллингеру.
Отзывы от людей, посетивших сеанс по расстановкам совершенно разные. Некоторые пишут, что расстановки за короткое время действительно помогли им решить серьезные личностные проблемы. Некоторые, однако, пишут, что данный метод им не помог, а после сеанса чувствовалась разбитость, слабость, тошнота, потеря энергии.
«Мне кажется, что расстановки по Хеллингеру работают. Для многих клиентов, это свой способ разобраться с проблемами. Это в какой-то мере проективный метод и каждый клиент все-таки видит что-то свое, что-то важное в расстановке», — говорит РБК Трендам психолог сервиса «Ясно», преподаватель Института прикладной психологии в социальной сфере Алена Пряник. При этом она отмечает, что классические подходы в психологии отрицают метод Хеллингера. Разбираемся, почему.
За что критикуют расстановки по Хеллингеру
Это ненаучный метод
Директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова разделяет все, что связано с психологической помощью людям, на две сферы: профессиональная помощь психологов, психотерапевтов и эмпирические практики. Расстановки по Хеллингеру она относит ко второй. По словам Макаровой, ненаучные практики опасны тем, что к ним не применяются профессиональные требования. «Расстановки не опираются ни на одну из теорий и ни на один из законов, которые есть в области научного познания. Соответственно, нельзя оценить их эффективность, обоснованность применение метода в конкретном случае. Это практики вне научного поля, а значит, они никем не контролируются и осуществляются по правилам, которые формулируют сами расстановщики», — говорит она.
Ответственность переносится с клиента на семью
Как отмечает Алена Пряник, ряд психологов отрицают расстановки по Хеллингеру, потому что, по их мнению, в рамках этого метода ответственность клиента не лежит на нем самом, а распространяется на всю семью клиента, может быть, даже на весь род. «Некоторые расстановщики рассматривают несколько поколений клиента. И здесь как будто нет важного элемента — присвоения себе ответственности за свою жизнь», — объясняет она.
Диктаторский подход
Само название метода «расстановки по Хеллингеру» говорит о том, что там есть жесткая иерархия — все делается по образцу, который создал Берт Хеллингер, считает Ирина Макарова. «Расстановщики, которые считают себя последователями Хеллингера, как будто знают все, что происходит в жизни у клиента, и знают, какой вывод нужно из этого сделать клиенту. Получается такая система диктатуры — во время сеанса вы делаете то и мыслите так, как решает расстановщик. Это как в секте — есть кто-то один, кто узурпируют право на правду», — говорит эксперт.
Чем опасны расстановки
Расстановки по Хеллингеру могут не только не решить личностные проблемы человека, но и навредить ему, считают некоторые эксперты. По мнению Ирины Макаровой, этот подход опасен для людей с нестабильной, травмированной психикой, для тех, кто находится в отчаянии. «Такие люди действительно нуждаются в том, кто скажет: «Я могу помочь». И такой человек не будет разбираться, кто, как и на каком основании будет ему помогать — он может легко стать жертвой любых мошенничеств. Опасность данного метода в том, что во время сеанса клиент полностью подчиняется расстановщику», — говорит она. По ее мнению, в решении личностных проблем стоит использовать проверенные методы психотерапевтической работы — психоанализ, гештальт-терапию, когнитивно-поведенческую терапию. Эти методы также работают с запросом на проблемы в отношениях в семье и обращаются в прошлое клиента.
Иного мнения придерживается Алена Пряник. По ее словам, ухудшить свою жизнь и сделать ложные выводы человек может обращаясь и к более традиционным одобряемым в психологическом сообществе подходам. «Все очень сильно зависит от самого человека, насколько он готов менять и слышать, что говорит специалист. Мне сложно представить, что из-за одной расстановки жизнь клиента ухудшится настолько, что существовать в ней дальше станет невозможно. Навряд ли. Расстановка — это не телепатический, магический сеанс, который перекраивает человека и его жизнь за один раз», — говорит она.
При этом Пряник говорит, что при выборе расстановочного сеанса нужно внимательно относится к самому расстановщику — проверять, где он учился, какие практики у него есть. Важно, чтобы на расстановочном сеансе соблюдалась техника безопасности и экологичность. «Если на расстановке клиент сильно проявляет чувства, его плач перерастает в истерику, то тогда расстановщик должен прекратить сеанс», — предупреждает Алена Пряник. В противном случае, такой сеанс действительно может травмировать психику человека.
Family Constellation — Hellinger
- Family Constellation
Берт Хеллингер — основатель Family Constellation.
Он начал свои исследования репрезентативного феномена в 1978 году и открыл основные порядки жизни, которые он назвал «Порядками любви». Они составляют основу семейной расстановки.
Включая женскую сторону через его жену Софи, они все больше и больше исследовали и развивали Семейные Расстановки того времени до настоящего времени, Оригинальный Хеллингер ® Family Constellation, который сегодня предлагается во всем мире через школу Hellinger ® .
После смерти Берта в сентябре 2019 года Софи Хеллингер стала хранителем и энергичным двигателем для продолжения и развития его наследия.
МЫ ДВИЖЕМСЯ ВПЕРЕД!
Новый Original Hellinger ® Family Constellation представляет собой процедуру создания изображения, в которой люди помещаются в пространство, представляющее членов семьи, компании или продукта, чтобы прочитать динамику этих связанных лиц.
Семейная расстановка полезна везде, где необходимы решения, т. е. там, где срочно нужно действовать.
ВОЗ
получает выгоду от оригинальной линейки Hellinger
® Family Constellation? Семьи
во всех видах конфликтов и проблем
Пары
для поддержания и улучшения отношений; быть хорошим образцом для подражания для детей
Дети
при любых проблемах: школьных проблемах, болезнях, агрессивности, СДВГ, зависимостях или издевательствах
в случае заболевания
для понимания предыстории и динамики заболеваний и симптомов
в профессии/работе
в случае конфликтов или неудач в качестве работника или независимого специалиста
в бизнесе и управлении
для связи , иерархия, принятие решений и лидерство
ПОЧЕМУ
Оригинальный Hellinger
® Family Constellation? Каждый живет, в частном и профессиональном, ВСЕГДА в отношениях. Семья является основой для каждого человека. Тот, кто хочет найти свое правильное место и цель в жизни, должен знать основные жизненные принципы или «Порядки любви», открытые Бертом Хеллингером, и интегрировать их в свою жизнь. Ордены Любви — это универсальные законы жизни, не зависящие от цвета кожи, культуры и религии. Они являются основой успеха в жизни на всех уровнях.
Original Hellinger ® Family Constellation приводит к осознанию того, что для счастливой жизни никогда не поздно. У каждого человека есть только одно правильное место в семье, и это его собственное место. Как только вы нашли и заняли это место, открывается новая перспектива, которая делает вас способным действовать.
ЧТО
предлагает оригинальный Hellinger
® Family Constellation? Часто убеждения, унаследованные от родителей, держат нас в заточении. В прошлом они создавались в подсознании и теперь мешают нам. Это предотвращает изменения в поведении. В Оригинальных Семейных Расстановках Хеллингера ® наши скрытые убеждения выявляются, могут быть подвергнуты сомнению, освобождены и перезаписаны. Решение о том, готовы ли вы это сделать, зависит от вас лично.
ЧТО
что такое Original Hellinger
Семейные расстановки всегда о жизни и смерти, о бытии или небытии. Любой, кто испытал Исходное Семейное Созвездие Хеллингера ® , заметит, что внутреннее движение неизбежно всегда идет вперед, т.е. к жизни. Все знают, что мы многое запланировали, но не можем осуществить, потому что нам мешают запутанности. Освобождая старые бессознательные связи, мы фокусируемся на истинной любви, заботе, внимательности и уважении, и мечты становятся реальностью.
Original Hellinger ® Family Constellation сегодня уже применяется в
- политика,
- крупные корпорации, средние и малые предприятия, отдельные компании,
- управление бизнесом 4 3
- школы и университеты 9000 0003 больницы
- и естественно для всех отдельных выпусков
Наверх
Пароль
Забыли пароль?
Постановка на учет
Берт Хеллингер История Семейных Расстановок
Берт Хеллингер Существует множество направлений философской мысли, психологической теории и практики, которые наталкиваются на Семейные Расстановки и формируют их. Это была новаторская работа немецкого терапевта Берта Хеллингера, который в течение ряда лет превратил эту работу в отдельную модальность, используя эти очень богатые потоки. Он назвал этот новый способ работы Семейными Расстановками.
Вместо того, чтобы перечислять здесь множество влияний, интегрированных в работу Хеллингера, ниже приводится полное Приложение из «Скрытая симметрия любви» . Именно здесь Гюнтард Вебер и Хантер Бомонт вместе с Бертом Хеллингером подробно рассказывают о влиянии профессиональной жизни Хеллингера.
ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА ХЕЛЛИНГЕРА
Берт Хеллингер считает, что его родители и дом, в котором он провел детство, оказали первое серьезное влияние на его последующие работы. Их особая форма веры давала всей семье иммунитет против веры в искажения национал-социализма. Из-за его неоднократных отсутствий на обязательных собраниях организации Гитлерюгенд и его участия в нелегальной католической молодежной организации гестапо в конечном итоге классифицировало его как «подозреваемого в том, что он враг народа».
Вторым важным фактором, безусловно, было его детское желание стать священником. В возрасте 20 лет, сразу после выхода из лагеря для военнопленных, он вступил в католический религиозный орден и начал долгий процесс очищения тела, ума и духа в тишине, учебе, созерцании и медитации.
Его 16 лет в Южной Африке в качестве миссионера к зулусам также оказали глубокое влияние на его более позднюю работу. Там он руководил большой школой, преподавал и одновременно исполнял обязанности приходского священника. Он с удовлетворением рассказывает, что 13 процентов всех чернокожих африканцев, посещавших в то время университет в Южной Африке, были студентами этой единственной миссионерской школы. Он выучил зулусский язык достаточно хорошо, чтобы учить и служить, но он рассказывает забавные анекдоты о учтивом достоинстве зулусского народа, когда он непреднамеренно сказал что-то грубое, а не то, что хотел. Со временем он почувствовал себя с ними как дома, насколько это возможно для европейца. Процесс ухода из одной культуры в другую обострил его осознание относительности многих культурных ценностей.
Его особая способность воспринимать системы в отношениях и его интерес к человеческой общности, лежащей в основе культурного разнообразия, стали очевидны в те годы. Он увидел, что многие зулусские ритуалы и обычаи имеют структуру и функции, сходные с элементами католической мессы, что указывает на обычный человеческий опыт, и экспериментировал с интеграцией зулусской музыки и ритуалов в мессу. разнообразия, а также правомерности выполнения действий по-разному. Священное присутствует везде.
Следующее большое влияние оказало его участие в межрасовом экуменическом тренинге по групповой динамике под руководством англиканского духовенства. Они привезли из Соединенных Штатов форму работы с группами, которая ценила диалог, феноменологию и индивидуальный человеческий опыт. Он впервые испытал новое измерение заботы о душах. Он рассказывает, как один из тренеров однажды спросил у группы: «Что для вас важнее, ваши идеалы или люди? Чем бы вы пожертвовали ради другого?» Последовала бессонная ночь, так как значение вопроса было глубоким. Хеллингер говорит: «Я очень благодарен этому министру за то, что он спросил об этом. В некотором смысле этот вопрос изменил мою жизнь. С тех пор эта фундаментальная ориентация на людей сформировала всю мою работу. Хороший вопрос дорогого стоит».
Его решение покинуть религиозный орден через 25 лет было мирным. Он описывает, как постепенно ему стало ясно, что быть священником больше не является подходящим выражением его внутреннего роста. С характерной безупречностью и последовательными действиями он отказался от жизни, которую знал так долго. Он вернулся в Германию, начал психоаналитическое обучение в Вене, встретил свою будущую жену Герту, и вскоре они поженились. У них нет детей.
Психоанализ должен был оказать следующее большое влияние. Как и во всем, что он делал, он погрузился в свое психоаналитическое обучение, в конце концов прочитав полное собрание сочинений Фрейда, а также большую часть другой соответствующей литературы. Но со столь же типичной любовью к исследованиям, когда его обучающий аналитик дал ему копию 9 Янова.0137 Первобытный крик Незадолго до того, как он завершил свое обучение (книгу, которую обучающий аналитик сам не читал), Хеллингер сразу же захотел узнать больше. Он посетил Янова в Соединенных Штатах, в конце концов завершив девятимесячное обучение с ним и его бывшим главным помощником в Лос-Анджелесе и Денвере.
Психоаналитическое сообщество в Вене с меньшим энтузиазмом, чем он, относилось к такому способу включения телесного опыта в терапевтический процесс, и он снова столкнулся с вопросом о том, что важнее — верность группе или любовь к истине и исследованию. Победила любовь к свободному исследованию, и отделение от психоанализа стало неизбежным. Однако его навыки телесной психотерапии оставались важным элементом его работы еще долго после того, как его сотрудничество с Яновым перестало быть плодотворным.
Несколько других терапевтических школ оказали большое влияние на его работу: в дополнение к феноменологической/диалогической ориентации групповой динамики у англикан, фундаментальная потребность людей в приведении себя в соответствие с силами природы, которой он научился у зулусов. в Южной Африке, психоанализу он научился в Вене, а телесной работе он научился в Америке.
Он заинтересовался гештальт-терапией благодаря Рут Коэн и Илариону Петцольду и тренировался у них обоих. В этот период он познакомился с Фанитой Инглиш и через нее познакомился с транзакционным анализом и работами Эрика Берна. Вместе со своей женой Гертой он объединил то, что уже знал о групповой динамике и психоанализе, с гештальт-терапией, первичной терапией и трансактным анализом. Его работа по анализу сценариев привела к открытию того, что некоторые сценарии функционируют из поколения в поколение и в системах семейных отношений. Постепенно выявлялась и динамика идентификации в этот период. Иван Босзорменьи-Надь Книга Невидимые узы и его признание скрытой лояльности и необходимости баланса между отдачей и получением в семьях также были важны.
Он обучался семейной терапии у Рут МакКлендон и Лесли Кадис, где впервые столкнулся с семейными расстановками. «Меня очень впечатлила их работа, но я не мог ее понять. Тем не менее, я решил, что хочу работать системно. Затем я подумал о работе, которую уже делал, и понял: «Это тоже хорошо. Я не собираюсь отказываться от этого, пока не пойму, что такое системная семейная терапия». Так что я просто продолжал делать то, что делал раньше. Через год я снова задумался об этом и с удивлением обнаружил, что работаю системно».
Прочитав статью Джея Хейли об «извращенном треугольнике», он открыл для себя важность иерархии в семье. Затем последовала дополнительная работа по семейной терапии с Теей Шонфельдер, а также обучение гипнотерапии и нейролингвистическому программированию (НЛП) Милтона Эриксона. Провокационная терапия Фрэнка Фарелли оказала большое влияние, как и удерживающая терапия, разработанная Ирэной Прекоп. Самым важным элементом, который он взял из НЛП, был упор на работу с ресурсами, а не с проблемами. Использование им историй в терапии, конечно же, отдает дань уважения Милтону Эриксону. Первая история, которую он рассказал на терапии, называлась «Две меры счастья».
Те, кто знаком со всем спектром психотерапии, поймут, что вклад Хеллингера заключается в его уникальной интеграции разнообразных элементов. Он не утверждает, что открыл что-то новое, но нет сомнений, что он сделал новую интеграцию. У него есть природная способность бросаться в новую ситуацию, погружаться в нее, а когда он усвоит то, чему предстоит научиться, двигаться дальше. Конечно, его ранний опыт неизгладимо научил его важности и умению прислушиваться к авторитету собственной души, ибо, хотя это и не надежно, это единственная реальная защита, которую мы имеем от обольщения ложными авторитетами. Его настойчивость в том, чтобы видеть то, что есть, в отличие от слепого принятия того, что нам говорят, в сочетании с непоколебимой лояльностью и доверием к собственной душе, является фундаментальной основой, на которой была построена эта работа.
В каком-то смысле он абсолютный эмпирик.
Во всем этом его философским компаньоном был Мартин Хайдеггер, который и сам не понаслышке знаком с опасностями ложного авторитета, — хотя глубокий поиск Хайдеггером истинных слов, резонирующих в душе, должен иметь сходство с теми предложениями, которые клиенты произносят в созвездиях, предвещающих измениться к лучшему, сигнализируя о возобновлении потока любви.