18.Регулирование брачно-семейных отношений в Древнем Китае. Наследственное право в Древнем Китае
Семья носила в Древнем Китае патриархальный характер. Во главе большой семьи стоял старший в семье мужчина, которому подчинялись все члены семьи: жены и наложницы, сыновья и внуки, их жены и дети, рабы и слуги. Глава семьи выступал в роли ее властителя.
Основы брачно-семейного права строились на представлениях о семье как о первичной социальной ячейке, функционирующей на основе естественных законов в общей системе социального порядка. Первейшей целью брака было обеспечение физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением, прежде всего мужского потомства. Отсутствие потомства рассматривалось как проявление сыновней непочтительности, наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям.
Брак заключался
семьями жениха и невесты или самим
женихом и скреплялся частным соглашением,
нарушение которого влекло за собой
определенные материальные потери и
наказание в уголовном порядке старших
в семье.
Впоследствии были запрещены браки не только между родственниками, но и утвердилось правило, что жених и невеста не должны носить одну и ту же фамилию, чтобы ненароком не смешать родственные семьи. Но вскоре отказались от этого правила из-за скудности семейных фамилий.
Были закреплены нижний и верхний пределы брачного возраста: для мужчин с 16 до 30, для женщин с 14 до 20 лет. За соблюдением этих возрастных пределов следило государство.
Принцип «один муж – одна жена» действовал своеобразно, требуя лишь строгой верности жену мужу. Муж мог иметь «второстепенных» жен и наложниц, число которых определялось в зависимости от социального положения мужчины.
Служили препятствием
к браку определенные сроки ношения
траура по мужу и его родителям, а также
браки с лицами, совершившими преступление.
Запрещались и межсословные браки,
влекущие за собой уголовную ответственность,
особенно браки свободных с рабами.
Возможности женщины
оставить своего мужа или протестовать
против развода были незначительны. Жена
должна была оставаться с мужем в жизни
земной и загробной, ей нельзя было
выходить второй раз замуж, но и мужу,
требующему развода без оснований,
грозила каторга. Он не мог развестись,
если жене некуда было уйти или она носила
траур по его родителям. Ответственность
мужа за жену выражалась и в том, что при
всех ее правонарушениях, кроме тяжкого
преступления и измены, она выдавалась
ему на поруки.
В древности отец мог
продавать детей, кроме старшего сына,
пользовавшегося рядом преимуществ
перед другими детьми. Безнаказанность
убийства отцом, матерью, дедом и бабкой
по отцу сына, внука, невестки, явившегося
следствием нанесения им побоев,
сохранялось до 19 века. Члены семьи,
связанные обязанностью ношения траура
по умершим родственникам, несли
ответственность за целый ряд семейных
преступлений. Наказывались сыновья,
внуки, пытавшиеся без разрешения
отселиться от большой семьи или присвоить
часть семейного имущества. Родственные
отношения, положение старших и младших
в семье влияли на тяжесть наказания как
за семейные, так и за другие преступления.
Например, кража отца у сына не считалась
преступлением, но донос на старшего в
семье, даже совершившего преступление,
строго наказывался.
Семья и брак в Китае
Главная » Китай » Что такое китайская семья
Автор публикации: Inna Cherepanova
Нет комментариев
У всех стран имеются свои свадебные обычаи, а семья в Индии и семья в Камбодже очень сильно отличаются друг от друга. Китайская семья тоже имеет свои особенности и традиции.
Многие интересуются, как женятся в Китае и сильно ли отличается семейная жизнь китайцев от нашей. Любовь, она и в Китае любовь, но вот особенности семейной жизни у всех разные.
Брак в Древнем Китае
В Древнем Китае мужчина мог иметь столько наложниц сколько хотел и мог себе позволить. Ситуации, когда молодая наложница подросток, в то время как муж — древний старик, были в порядке вещей. Бедные семьи часто продавали своих молодых дочерей богатым семьям, чтобы получить немного денег, а также избавиться от бесполезных женщин в семье.
И лишь в 1950 году китайское правительство обнародовало закон, по которому один мужчина мог вступать в брак только с одной женщиной.
Еще несколько десятилетий назад были очень распространены браки, которые организовывали родители. Молодые люди женились только потому, что так решили их родители. Иногда молодые люди видели друг друга в первый раз только на собственной свадьбе. Также были распространены браки по договоренности. Свадьба организовывалась еще до рождения ребенка, по согласию родителей с двух сторон.
Брак в Китае сегодня
В наши дни все сильно изменилось. Сегодня китайские молодые люди женятся на тех, кого они любят. Но для того, чтобы показать свое уважение к родителям, официальное разрешение от родителей на свадьбу должно быть получено заранее.
- Как проходит свадьба в Китае
Прежде чем жениться, молодые люди должны нанести официальный визит родителям своего избранника. При посещении родителей девушки, молодой человек должен принести с собой подарки. Когда девушка посещает дом жениха, его родители должны подготовить небольшой подарок для будущей невестки.
После свадьбы молодые люди предпочитают жить одни, без родителей, если они могут позволить себе заплатить за новую квартиру или дом.
Один из свадебных обычаев является подготовка приданного. Семья невесты покупает различные вещи, которые пригодятся в молодой семье — одежду, аксессуары, белье, посуду, предметы первой необходимости и т.д.
- Выбор дня для свадьбы
Нужно обязательно выбрать хороший день, чтобы провести свадьбу. Это очень важно в китайской культуре. Свадьба должна быть проведена в день, который символизирует добро и хорошую энергию. Выбор дня для свадьбы делается на основе китайского лунного календаря. На восточный гороскоп тоже обращается большое внимание. Впрочем даты почти всех праздников в Китае основаны на лунном календаре.
- Церемония бракосочетания в Китае
Жених приезжает к дому родителей невесты, приветствует своих будущих свекровь и оказывает им всяческое уважение.
Банкет проходит после свадьбы. Приглашаются все родственники и друзья. На банкете молодожены должны выпить полстакана вина из стакана, перевязанного лентой. Затем молодожены меняют руку и выпивают другую половину вина. Считается, что после этой церемонии молодожены будут любить друг друга крепко и долго.
В некоторых провинциях Китая подают рыбу на банкетный стол, которая не должна быть съедена полностью. Голова, хвост и целый скелет рыбы должны быть оставлены нетронутыми. Это символизирует хорошее начало и конец браку.
После банкета, друзья молодых продолжают ночь с играми и танцами.
Однако в наши дни многие молодые люди пытаются пропустить большую часть этих ритуалов и церемоний.
Если вам интересно как живут в Китае, что едят, где работают и делают покупки в Китае, читайте мои статьи в рубрике “Китай” на этом сайте. Там много интересного!
Делиться всегда приятно!
ЭТИ СТАТЬИ ТОЖЕ БУДУТ ПОЛЕЗНЫ!
Древние китайские брачные обычаи | Asian Inspirations
Свадьбы в древнем Китае были грандиозным событием, и древние китайские брачные обычаи были богаты традициями, с множеством укоренившихся практик и верований. Из-за характера феодального общества древнего Китая большинство браков устраивались родителями в соответствии с общественными ожиданиями и нормами.
Если семья мальчика считалась богатой или обладала определенным статусом, родители никогда не разрешали ему жениться на девушке из бедной семьи, поскольку это не предвещало ничего хорошего для будущего семьи. Из-за таких суеверий многим семьям приходится долго искать подходящую невесту для своего сына.
Весь процесс, ведущий к свадьбе, широко известен как «три письма и шесть этикетов», которые относятся к обмену тремя письмами между семьями и шести обычаям.
Первое из трех писем известно как Письмо об обручении, которое является официальным документом, в котором говорится о намерении пары вступить в брак и излагаются их клятвы. Затем за письмом о помолвке следует письмо о подарке, в котором описываются конкретные подарки, которые пара просит на свою свадьбу, если их брак будет одобрен. Наконец, есть Свадебное письмо, которое представляет собой официальное письмо, которое должно быть представлено родителям невесты в день свадьбы и служит официальным приветствием жениха в его семейном кругу.
Что касается шести правил этикета, то они включают в себя предложение, выбор пары на день рождения, подарки на помолвку, свадебные подарки, выбор даты свадьбы и саму церемонию.
Предложение
Традиционно родители жениха идут в дом родителей невесты, где делают предложение о свадьбе между своими детьми. Обычно в этом процессе родителей жениха сопровождает сваха. Однако, если предложение было успешным, сваху (обычно женщину) награждали подарками.
Совпадение дня рождения
Если обе семьи согласятся на брак, будут взяты полное имя и день рождения девушки, и они попросят гадалка предсказать, могут ли данные совпадать с данными их сына и будет ли их брак счастливым. Китайский зодиак сыграет здесь определенную роль, дав последнее слово.
Подарки на помолвку
Если брак предсказывался благоприятным, сваха приносила щедрые подарки родителям девушки и говорила им, что процесс бракосочетания может продолжаться.
Свадебные подарки
Это считалось самым важным этикетом всего процесса помолвки. Семье девушки снова были вручены традиционные подарки, символизирующие уважение и доброту к семье девушки.
Дата свадьбы
Семья жениха советовалась с гадалкой, чтобы выбрать дату согласно астрологическим текстам, когда лучше всего провести свадебную церемонию.
Свадебная церемония
Свадебная церемония начинается со встречи жениха и его спутников с невестой в ее доме. До этого дня приданое невесты должно было быть отправлено в дом мальчика. Приданое представляло ее социальный статус и богатство и выставлялось в доме мальчика.
Брак и семья в Китае: идеология и практика
Загрузить PDF
Лиза Тран
Хотя брак и семья всегда составляли основу китайского общества, их значение и практика менялись с течением времени. С момента принятия конфуцианства в качестве официальной идеологии во времена династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) конфуцианские принципы в корне определяли брак и семью. Однако в двадцатом веке массовые нападки на конфуцианство и сопутствующее принятие западных идей моногамии и равенства изменили — но не разрушили полностью — институты брака и семьи, унаследованные от эпохи поздней империи.
Исторически брак и семья в Китае формировались тремя различными идеологиями: 1) конфуцианством на протяжении большей части его истории до начала двадцатого века, 2) дискурсом, связанным с движением Четвертого мая в начале двадцатого века, и 3) конфуцианством. Коммунизм после 1949 г. То, что лежало в основе каждой идеологии — соответственно родовой, индивидуальной и государственной, — определяло характер брака и структуру семьи в период господства этой идеологии.
КОНФУЦИАНСТВО В ПОЗДНЕИМПЕРСКОМ КИТАЕ
В основе конфуцианского дискурса о семье лежала идея сыновней почтительности, которая требовала от младших членов семьи абсолютного подчинения старшим. Широко распространенные трактаты о сыновней почтительности, направленные на привитие конфуцианских моральных ценностей населению, прославляли крайние акты самопожертвования, например, когда мужчина планировал похоронить собственного сына, чтобы сохранить еду для своей матери или невестки. которая кормила грудью свою больную свекровь. 1 Даже после смерти родителей нужно чтить, как предполагает популярная практика почитания предков. Сыновняя почтительность была не только моральным, но и юридическим обязательством, о чем свидетельствует поздний имперский закон, наказывающий взрослых сыновей, пренебрегавших своими обязанностями по обеспечению своих престарелых родителей. 2 Поддерживая принцип сыновней почтительности, позднеимперский закон даже освобождал от наказания отца, убившего своего непокорного ребенка.
В то время как сыновняя почтительность доминировала в конфуцианских дискуссиях о семье, клан структурировал брак и семейные модели. В Китае расширенная семья, а не нуклеарная семья (как в большинстве западных обществ), функционировала как основная семейная ячейка. Конфуцианский идеал пяти поколений под одной крышей предполагал, что семьи сыновей каждого последующего поколения живут в гармонии в одном комплексе. Во многих отношениях семейное соединение служило физическим проявлением трех принципов, которые в наибольшей степени определяли семейную идентичность и практику брака: 1) патрилинейность, которая прослеживала родословную исключительно по мужской линии, 2) патриархат, санкционировавший семейную иерархию, отдававшую предпочтение мужчинам. над женщинами и стариками над молодыми и 3) патрилокальность, которая требовала, чтобы жена после замужества переселялась в резиденцию мужа.
Учитывая короткую продолжительность жизни и экономические ограничения подавляющего большинства населения, социальная действительность часто не соответствовала конфуцианскому идеалу. Поскольку большинство людей не доживает до тридцатилетнего возраста, в большинстве домохозяйств в среднем проживает всего два или три поколения. Различия в экономических условиях также способствовали изменению моделей брака и семьи, что более подробно будет рассмотрено ниже. В целом богатые женились раньше и имели больше детей, в то время как бедные женились позже, если вообще женились, и имели меньше детей. Обычай разделения домашнего хозяйства, при котором семейная собственность была поровну разделена между всеми сыновьями, привел к образованию домохозяйств, которые варьировались от основной семьи, в которую входили родители, их старший сын и его семья, а также их неженатые дети, до нуклеарной семьи. . Строго говоря, раздел домохозяйств должен был происходить только после смерти родителей, но домашние конфликты (часто обвиняемые невестками) часто приводили к раннему разделу домохозяйств. Однако, несмотря на разнообразие моделей брака и семьи в социальной практике, все домохозяйства в Китае стремились достичь или, по крайней мере, приблизиться к конфуцианскому идеалу.
В позднеимперском Китае семья была практически синонимом отцовской линии. Членство в клане, представлявшем более широкую родственную группу, к которой принадлежал человек, происходило через отца. Следовательно, все члены клана имели общего предка мужского пола, символизируемого их общей фамилией. Согласно закону и обычаю, самый дальний родственник по отцовской линии считался более близким родственником, чем ближайший по материнской линии, о чем свидетельствует практика наследования по отцовской линии4. В большинстве случаев наследника выбирали из сыновей братьев умершего, а когда это было невозможно, из числа более дальних родственников мужчины со стороны отца, имевших преимущество даже перед ближайшими кровными родственниками со стороны жены. или со стороны матери. Конфуцианский акцент на привилегированном происхождении по отцовской линии над кровью. В самом деле, просто имея одну и ту же фамилию, человек мог быть наследником другого человека; хотя они и не были связаны кровью, у них была общая фамилия, что свидетельствовало о том, что у них был общий предок мужского пола, независимо от того, насколько далеко в прошлом.
Моральная — а начиная с династии Мин (1368–1644) и юридическая — обязанность иметь наследника породила ряд социальных обычаев, призванных помочь безсыновой паре спасти умирающую отцовскую линию. Некоторые из них, например усыновление, поначалу кажутся знакомыми. Однако в китайском контексте основной целью усыновления был выбор наследника по отцовской линии; следовательно, правила, регулирующие наследование по отцовской линии, изложенные выше, также повлияли на процесс усыновления. Хотя не все усыновления были сделаны для обеспечения наследника, те, которые были, могли быть сделаны посмертно. Когда человек умирал, не назначив наследника, его вдова, по согласованию с советом, состоящим из старейшин клана, могла усыновить наследника от имени умершего мужчины.
В практике совместного наследования мужчина женился одновременно на двух женщинах. Сыновья, рожденные от первой жены, продолжали его отцовскую линию, в то время как сыновья, рожденные от второй жены, представляли отцовскую линию безсыновой пары, обычно дяди мужчины по отцовской линии и его жены. В глазах общества обе жены были равноправны. Хотя закон формально запрещал двоеженство, он допускал обычай совместного наследования, что свидетельствует о важности сохранения отцовской линии не только для семей, но и для государства.
Более распространенным решением проблемы исчезновения отцовской линии, позволяющим избежать подозрений в двоеженстве, было сожительство. Мужчина, который не мог родить сыновей со своей женой, мог приобрести наложниц, которые считались несовершеннолетними женами, но никогда не признавались законными женами. 5 Моральное оправдание сожительства состояло в том, чтобы позволить женатому мужчине, не имеющему сыновей, выполнить свой самый важный сыновний долг по отцовской линии, надеясь произвести на свет сыновей от наложницы. Дети наложницы считались по закону и обычаю принадлежащими не только мужчине, но и его жене, именуемой главной или основной женой. В этом отношении наложница действовала во многом как суррогатная мать, рожая детей, которых основная жена воспитывала как своих собственных. По обычаю дети наложницы называли главную жену «матерью», а родную мать — «старшей сестрой». Учитывая юридические и социальные прерогативы главной жены по отношению к детям наложницы, неудивительно, что главная жена часто не возражала против появления наложницы в доме, тем более что закон и обычай также поддерживали абсолютную власть главной жены. над наложницами мужа.
Сожительство, однако, было более распространено среди элиты, так как требовало значительных финансовых ресурсов для покупки и содержания наложниц. Более доступной, хотя и неортодоксальной альтернативой для семей с дочерью, но без сына, был уксорилокальный брак, при котором муж переезжал в семью жены. В этом типе брака дети принимали фамилию жены и продолжали родословную ее, а не его родителей. Здесь буквальное толкование отцовской линии было отброшено, чтобы сохранить фикцию отцовской преемственности. Хотя уксорилокальный брак был далек от идеала, он отражал отчаяние бездетных родителей и обедневших мужчин в достижении этого идеала. Для родителей такое соглашение часто было единственным способом спасти умирающую отцовскую линию, даже если теперь эта линия должна была вестись через дочь, а не через сына. Для мужчины это позволило ему жениться, цель, которую не так легко достичь перед лицом нехватки подходящих женщин. Практика детоубийства женского пола как стратегии выживания среди бедных и обычай сожительства среди богатых в совокупности ограничивали круг доступных женщин. 6 Как для бездетных родителей, так и для бедняков уксорилокальный брак предлагал практический способ приблизиться к конфуцианскому идеалу, даже если общество смотрело на него свысока.
Неудивительно, что акцент на отцовской линии укреплял патриархальную власть. В большинстве случаев главой семьи был самый старший мужчина. Его полный и исключительный контроль над всем семейным имуществом давал ему возможность распределять семейные ресурсы по своему усмотрению, а внушение конфуцианских ценностей в каждом поколении было направлено на то, чтобы обеспечить добровольное подчинение со стороны молодого поколения. В конфуцианском моральном дискурсе дети должны были проявлять сыновнее почтение к своим родителям, а жены должны были подчиняться своим мужьям, как предписывали два из пяти конфуцианских отношений. Вместе с монополией патриарха на семейные ресурсы моральный авторитет конфуцианства давал патриарху практически полный контроль над жизнью каждого в своем доме.
Обычай и закон объединяются для укрепления и защиты авторитета патриарха различными способами. Родители устраивали браки, чтобы заключить союзы с другими семьями, редко принимая во внимание пожелания своих детей. На самом деле, иногда будущие жених и невеста не встречались до дня свадьбы. У тех, кто попал в ловушку невыносимых браков, было мало спасения; это было особенно верно для женщин, поскольку положения о разводе с их защитой патрилинейных и патриархальных принципов в значительной степени благоприятствовали мужчинам. «Семь аутов», которые позволили мужчине развестись с женой из-за ее явных физических и моральных недостатков, варьировались от неспособности родить ему сына до неблагородного поведения по отношению к своим родителям. 7
Последним из трех принципов, сформировавших модели брака и структуру семьи, была патрилокальность, при которой новобрачная жена переезжала в дом своего мужа. Поскольку закон и общество считали инцестом любой брак между теми, кто имел одинаковую фамилию, и поскольку большинство деревень состояло из людей, носящих одну фамилию, для женщин брак также требовал, чтобы они переехали в деревню своего мужа. Следовательно, когда женщина выходит замуж, она не только оставляет свою родную семью, но и теряет сеть поддержки, с которой она выросла в родной деревне. Новоиспеченной жене нужно было начинать заново, и первым шагом было создание ее утробной семьи, состоящей из нее самой и ее детей. 8 Жены с сыновьями, в частности, пользовались определенной степенью влияния, особенно после того, как их сыновья женились, поскольку тогда они становились свекровями и пользовались большим уважением со стороны младших членов семьи, чем женщины в любом другом положении. в семейной иерархии.
В то время как патрилинейные, патриархальные и патрилокальные принципы определяли характер и структуру брака и семьи в позднеимперском Китае, бедность также формировала модели брака и семьи. Руководствуясь экономической необходимостью, стесненные в средствах родители иногда устраивали брак дочери, когда она еще не достигла совершеннолетия. Молодая девушка переедет в дом своих будущих родителей жены, которые возьмут на себя финансовое бремя ее воспитания. как только молодая девушка и их сын достигнут совершеннолетия, они поженятся. С чисто экономической точки зрения это была рентабельная стратегия для обедневших родителей. С одним ртом, который нужно было кормить, стало немного меньше, и на деньги, которые они получили за продажу дочери, они смогли решить некоторые из своих финансовых проблем. Для родителей предполагаемого жениха такая договоренность была также финансово привлекательной, если не социально респектабельной, поскольку к таким бракам относились с пренебрежением. Приобретение будущей невестки в детстве гарантировало им бесплатный источник домашней работы. Такие договоренности приносили больше пользы, чем обычные браки, родителям будущего мужа, особенно свекрови. С ее точки зрения, обучение ребенка послушной и почтительной невестке было предпочтительнее, чем вступать в борьбу со взрослой невесткой. Однако для будущих жениха и невесты то, что они воспитывались вместе как сестра и брат, часто затрудняло переход к жене и мужу.
Как показывают описанные выше брачные обычаи, конфуцианский дискурс о семье ставил интересы клана, олицетворяемого патриархом, превыше всех его членов. На протяжении веков закон и обычай объединялись для укрепления патриархальной власти, защиты патрилинейных интересов и поощрения патрилокального проживания, что, в свою очередь, укрепляло конфуцианскую модель семьи. Однако в двадцатом веке эта структура подверглась ожесточенным нападкам.
ДИСКУРС ЧЕТВЕРТОГО МАЯ В РЕСПУБЛИКЕ КИТАЙ
Начало двадцатого века ознаменовало новую эру для Китая. В политической сфере революция 1911 года свергла слабую династию Цин и привела к созданию Китайской Республики (1912–1949). В культурной сфере движение Четвертого мая (1915–1925), также известное как движение за новую культуру, познакомило интеллектуалов, студентов и большую часть грамотной общественности с западными концепциями равенства, свободы, индивидуализма и моногамии. В свете этих новых импортированных идеалов конфуцианские принципы, которые в прошлом рекламировались как основа китайской семьи, теперь изображались как источник отсталости и слабости Китая. Публичное обсуждение семейной реформы почти повсеместно отвергло конфуцианскую модель, приняв вместо нее идеал «малой семьи», состоящей из жены, мужа и их детей. 9
Идеал «маленькой семьи» возник как альтернатива, если не замена большой семье. По мере того, как модель нуклеарной семьи набирала популярность, особенно среди молодого поколения, которое извлекало из нее наибольшую выгоду, идея семьи была больше сосредоточена на поддержании супружеской гармонии, чем на обеспечении преемственности по отцовской линии. В дискуссии 4 мая о семье должны преобладать интересы личности, а не клана. 10 Следовательно, брак должен быть личным делом двух людей, а не семейным вопросом, который должен решаться исключительно родителями. Принцип равенства бросил вызов конфуцианскому акценту на иерархии, в которой возраст ставился выше молодежи, а мужчины — женщинами. Точно так же принцип моногамии сделал морально неоправданными и юридически подозрительными обычаи, такие как сочетание наследования и сожительства, которые в прошлом были рационализированы и защищены с точки зрения выполнения патрилинейных обязательств.
Социальная реальность, однако, не всегда отражала идеалы Четвертого мая, особенно в сельской местности, где сохранялись традиционные модели брака и семьи. Но введение альтернативных моделей проложило путь к драматическим преобразованиям, которые ознаменовали оставшуюся часть двадцатого века. Безусловно, включение таких новых принципов, как равенство и моногамия, в правовые кодексы и брачные правила Гоминьдана (Гоминьдана) и Коммунистической партии Китая (КПК) — двух политических партий, контролировавших большую часть Китая в первой половине двадцатого века — отразили влияние идей Четвертого мая. из двух партий, КПК, разгромившая Гоминьдан и создавшая Китайскую Народную Республику в 1949, оказали наибольшее влияние на брак и семью.
КОММУНИЗМ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Хотя КПК была основана во время движения Четвертого мая, внутренние реформы, проводимые КПК с 1949 года, отражали определенную степень двойственного отношения к наследию Четвертого мая. с одной стороны, в период расцвета власти Мао Цзэдуна (1949–1976) КПК политизировала частную сферу посредством политики, которая изменила определение брака и семьи, чтобы они лучше служили интересам государства. с другой стороны, риторическая приверженность КПК идеалам моногамии и равенства и ее отход от частной сферы после смерти Мао в 1919 г.76, проложили путь к появлению в последние десятилетия моделей брака и семьи, отражающих идеалы и ценности движения «Четвертое мая».
Под руководством Мао Цзэдуна КПК провела ряд политик, которые политизировали брак и семью. Когда коммунизм заменил конфуцианство в качестве преобладающей идеологии, а партия-государство заменила патриарха в качестве источника власти, брак и семья стали связываться с императивами партийной политики, а не с преемственностью по отцовской линии.
Большинство ученых скептически относятся к заявлениям КПК о том, что она «освободила» группы, угнетаемые конфуцианством; они интерпретируют внутреннюю политику КПК как стратегические маневры, направленные на то, чтобы перенаправить лояльность и повиновение, ранее причитавшиеся старшим членам клана, на партию-государство. 11 Безусловно, КПК действительно пресекала действия, угнетающие молодежь и женщин. Он защищал право человека выбирать супруга без родительского принуждения. Он предоставил женщинам широкие права на развод. Это положило конец сожительствам и другим формам двоеженства. Но характер семейной реформы и степень вмешательства партии во внутренние дела зависели от повестки дня партии.
Какими бы ни были скрытые мотивы КПК, ее политика имела долгосрочный эффект передачи власти в семье от старшего поколения к младшему и уравнивания правил игры между мужьями и женами. Во время агрессивного движения КПК к коллективизации в 1950-х годах финансовый вклад молодых и женщин-членов семьи официально признавался присуждением рабочих баллов (хотя женщины получали меньше рабочих баллов, чем мужчины). Идеологические кампании КПК в течение 1950-е и 1960-е годы, которые отдавали предпочтение правильному политическому мышлению и хорошему классовому положению, давали молодежи преимущество перед старшими. Самые радикальные программы КПК — «Большой скачок вперед» и «Культурная революция» — атаковали сам институт семьи. Хотя КПК не удалось разрушить семейную ячейку, она серьезно подорвала авторитет старшего поколения над младшим и мужчин над женщинами. 12
Учитывая доминирующее присутствие партии-государства в семье, его уход из частной сферы, начавшийся в конце XIX в.70-е оставили в семье вакуум власти. Наступление КПК на патриархальную власть значительно ослабило произвол родителей и мужей. Открытие экономики Китая перед глобальными рыночными силами, которое создало новые возможности для предпринимательства, и последовавшая за этим культурная либерализация, восхваляющая ценности индивидуализма, еще больше сместит баланс сил в семье в пользу ее более молодых членов и женщин. Политика одного ребенка также изменила роли семьи. Если раньше дети должны были молча подчиняться и предвосхищать потребности своих старших, то теперь родители, бабушки и дедушки соревнуются в том, чтобы избаловать этих «маленьких императоров и императриц».
Безусловно, конфуцианские ценности, формировавшие брак и семью на протяжении почти двух тысячелетий, продолжают оказывать влияние на современный Китай. Нынешний гендерный дисбаланс среди молодежи и продолжающаяся практика детоубийства девочек в сельской местности свидетельствуют о стойкости конфуцианского мышления. Предоставление поддержки престарелым родителям пожилого возраста по-прежнему считается важной сыновней обязанностью. Но юридические, политические и культурные нападки на конфуцианство в течение прошлого века приглушили его влияние. Для нынешнего поколения целью брака является достижение супружеского счастья, а не выполнение патрилинейных обязательств или соответствие государственным приоритетам; и значение семьи сосредоточено на их детях, а не на их родителях.