Когнитивная сфера личности | Блог 4brain
Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.
Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:
- Мнемические процессы: память. В частности – сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. Главная функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.
- Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. Главная их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.
- Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Главная их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.
Многие когнитивные психологи считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.
Память. Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать – определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше».
Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):
- Эмоциональная память – память на эмоциональное состояние, возникающее во всех без исключения ситуациях. В какой-то мере она дополняет все остальные виды памяти.
- Двигательная память – это память на движения. Если человек обладает развитой двигательной памятью, он владеет сноровкой в труде, физической ловкостью, усваивает виды деятельности, требующие координации движений.
- Словесно-логическая память – память на мысли, которые оформлены при помощи слов.
- Образная память – память на слуховые, образные, обонятельные, вкусовые и другие образы. Отлично развита у художников, архитекторов, писателей и ученых.
По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память.
Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.
Воображение. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению.
Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.
Функции воображения таковы:
- управление физиологическими состояниями;
- создание и реализация внутреннего плана действий;
- произвольная регуляция познавательных процессов;
- управление эмоционально-потребностными состояниями;
- активизация наглядно-образного мышления.
По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.
Внимание. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание.
Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).
Основные свойства внимания:
- Сосредоточенность (концентрация) – то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.
- Устойчивость – то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.
- Распределение – то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.
- Объем – то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.
- Переключаемость – то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на другой.
Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера.
Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.
В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни.
Но есть очевидные выводы. Если у человека развита когнитивная сфера, он:
- Лучше воспринимает входящую информацию, поэтому лучше ориентируется в происходящем.
- Лучше и быстрее обрабатывает входящую информацию: выбрасывает несущественное и принимает важное. Это позволяет ему работать с правильным материалом.
- Лучше запоминает информацию: это значит, что он быстрее извлекает нужный аргументы и оперирует ими, способен удерживать в голове сложные схемы и концепции.
- Делает правильные выводы: если он умеет отсеивать зерна от плевел, запоминать сложные концепции и обладает хорошей памятью, значит есть вероятность того, что он сделает правильный вывод и примет грамотное решение.
Следует также сказать, что познание не является пассивным процессом. Для того чтобы воспринять и переработать информацию, нужно обратить на нее сознательное внимание и сделать интеллектуальное усилие.
Диагностика когнитивной сферы
Существует (в том числе в интернете) много тестов, которые в той или иной мере обещают показать уровень развития когнитивной сферы человека. Вот некоторые известные.
Диагностика внимания:
- Методика Мюнстенберга;
- Методика «корректурной пробы»;
- Кольца Ландольта.
Диагностика памяти:
- Проба на запоминание десяти слов (десять слов, подобранных таким образом, чтобы между ними нельзя было установить связь).
- Субтест Векслера.
- Проба на ассоциативную память (зачитывают десять пар однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Затем зачитывают первое слово каждой пары, а испытуемый называет второе слово).
Диагностика воображения:
- Тест Тулуза-Пьерона.
- Тест Торренса.
- Тест «Художник – Мыслитель».
При помощи этих тестов вы сможете составить примерное впечатление о каждом из аспектов когнитивной сферы.
Когнитивная сфера личности у ребенка
Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы.
По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.
Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.
Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды, то можно вывести следующие положения:
- Речь и язык – это своего рода «узел», в который сплетаются различные линии психического развития: воображение, память, мышление, эмоции и другое.
- Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, собственной речевой активности и восприятия речи взрослых.
- Главная задача при обучении языку – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
- В ребенке необходимо развить три функции речи: коммуникативную, познавательную и регулирующую.
Дети, как и взрослые, также могут пройти диагностику своих способностей. При помощи тестов выясняются, к примеру, причины школьной неуспеваемости и успешность интеллектуального развития. Также может быть сделан вывод о необходимости коррекции умственного развития.
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
что это такое в психологии, структура и значение
Главная основа психогенеза личности заключается в познании и преобразовании окружающей обстановки. Благодаря собственному опыту, ошибкам и успехам, горю и радостям в человеке происходит формирование модели мира, которая впоследствии становится ключевой частью его психики. За эти процессы отвечает когнитивная сфера личности. Что она из себя представляет, необходимо изучить более подробно.
Когнитивная сфера личности
Когнитивная сфера личности что такое
В 60-х годах, когда большинство ученых было увлечено кибернетикой, в научной среде вошло в привычку сравнивать человека с биокомпьютером. Высшие умы нередко пытались смоделировать психические процессы человека. Благодаря этим опытам, в обиход вошло слово «когнитивные», что значит с лат. cognitio – изучение, познание, знание. Если результаты можно было представить в виде логичной и осмысленной последовательности действий по переработке информации, то их называли когнитивными процессами, в случае неудачи – аффективными.
На сегодняшний день в психологии и педагогике познавательные или когнитивные процессы являются важнейшими компонентами сознания человека. Именно они помогают людям познать окружающий мир и подстроиться под него в зависимости от ситуации.
Важно! Если когнитивная сфера работает правильно, любой человек имеет возможность воспринять, обработать и запомнить информацию. Главное – все должно происходить логично и рационально.
Другими словами, когнитивная сфера личности – это своеобразный механизм, который позволяет человеку обучаться на протяжении всей жизни и параллельно применять полученные знания. Когнитивную сферу изучает когнитивная психология.
Что изучает когнитивная психология
Структура
Когнитивная сфера является познавательным инструментом. Поэтому включает в себя следующие процессы:
- Перцептивные, к которым относятся внимание, восприятие, ощущения. Их главная функция заключается в том, чтобы получить как можно больше информации из внутренней и внешней среды.
- Мнемические, к которым относятся память и все ее компоненты: забывание, воспроизведение, сохранение, запоминание. Их работа направлена на то, чтобы надолго сохранить полученную информацию в психике.
- Интеллектуальные, к которым относятся речь, воображение, мышление. Эти процессы отвечают за обмен информацией, восполнение недостающих данных, а также порождение новых образов и умозаключений.
От развития организма зависит активность познавательной сферы. К примеру, у дождевых червей зафиксированы только ощущения, у лягушек, которые любят лакомиться длинными червяками, хорошо развито восприятие, у цаплей, которые с удовольствием употребят лягушку, можно наблюдать не только восприятие, но и мышление с памятью.
Дополнительная информация. Самыми интеллектуальными среди птиц являются вороны, среди животного мира – приматы.
Аналогичным образом существует связь между когнитивной сферой и развитием у людей. Успешным человеком в социальной среде будет более развитый индивид.
Внимание
Человеком перерабатывается не вся информация, которая встречается у него на жизненном пути. Предпочтение отдается только тем стимулам, которые связаны с интересами и потребностями определенной личности.
Виды внимания
Важно! Поэтому можно говорить о том, что внимание представляет собой возможность психики сосредотачиваться на определенных объектах. При этом индивид может без труда отвлекаться от всего остального.
Существует две классификации внимания:
- внешнее, которое направлено на окружающих;
- внутреннее, которое сосредоточено на собственных чувствах и мыслях.
Это разделение считается условным, так как в большинстве случаев люди предпочитают погружаться в размышления о своем поведении и поступках.
Если брать за основу разделения внимания волевую регуляцию, то в этом случае его можно разделить на 3 группы:
- произвольное;
- непроизвольное;
- послепроизвольное.
Возникновение непроизвольного внимания происходит без каких-либо усилий со стороны индивида. У него отсутствуют цели и специальные намерения. Возникнуть этот вид внимания может по следующим причинам:
- Из-за внутренних побуждений. К ним можно отнести потребности человека, его интересы или настроение.
- Как следствие определенного раздражителя. Контрастность может сыграть решающую роль (например, афроамериканец привлечет больше внимания среди европейцев), а также необычность (прическа или наряд), новизна (новое изобретение), неожиданность (если кто-то громко начнет говорить в толпе).
Возникновение произвольного внимания происходит в тот момент, когда индивид ставит перед собой цель что-то узнать. Среди основных триггеров можно выделить:
- Осознание собственных обязанностей и задач;
- Привычные условия, в которых ежедневно выполняются одни и те же работы;
- Если задействованы косвенные интересы. Например, если человек хочет научиться играть на гитаре, ему придется вначале учить теоретическую часть.
Послепроизвольное внимание занимает промежуточную позицию между произвольным и непроизвольным. Для него характерны черты этих двух видов. Все типы внимания могут переходить из одного в другое на протяжении короткого времени.
Память
Вся информация, которую человек получает из внешнего мира, непрерывной волной поступает в мозг. Там она перерабатывается и записывается для последующего хранения и воспроизведения. Это и есть память.
Типы памяти
Существует 3 типа памяти у человека:
- Долговременная. Самый важный и сложный тип памяти. Ее объемы безграничны. За все, что человек удерживает в голове более, чем 2 минуты, отвечает долговременная память. Главная трудность этого типа заключается в поиске необходимой информации.
- Кратковременная. Память этого типа неспособна воссоздать полную картину происшедших событий. Она может воспроизвести только небольшую часть. Время хранения информации составляет не более 30 с.
- Мгновенная. Такая память представляет собой определенную систему, которая способна удержать информацию в течение 0,1-0,5 с.
Помимо основных типов памяти, существует большое количество ее видов. По характеру психической активности можно выделить:
- Моторную память. Благодаря ей, человек в состоянии запомнить и воспроизвести различные движения.
- Эмоциональную память. Она связана с чувствами индивида, которые сохраняются в виде определенных сигналов. Они могут, как побуждать к действию, так и, наоборот, удерживать.
- Образную память. Связана с запоминанием картин, событий жизни, звуков, вкусов, запахов.
- Словесно-логическую память. Она работает с мыслями человека. Запоминает и воспроизводит размышления, переживания, содержание прочитанных книг, разговоров со знакомыми.
Все эти виды памяти тесно связаны друг с другом и не активизируются поодиночке.
Воображение
Воображение представляет собой такой психический процесс, благодаря которому человек способен создать образ ситуации или предмета при помощи перестройки имеющихся данных о них.
Важно! Образы в воображении не всегда соответствуют действительности. В них присутствуют элементы вымысла и фантазии.
Процесс воображения неразрывно связан с мышлением и памятью. Проявляться он может по-разному. Чтобы это осознать, необходимо изучить основные виды воображения.
Виды воображения
Исходя из степени активности, существуют:
- Пассивное воображение. Созданные образы не находят отражения в реальной жизни. Они заменяют действительность грезами, фантазиями.
- Активное воображение. Оно связано с выполнением конкретной задачи. Сначала человек представляет образ результата, которого он хочет достигнуть, затем разрабатывает план по реализации задуманного.
Активное воображение также подразделяется на:
- Воссоздающее. Для этого вида воображения характерно представление нового материала, который подкрепляется словесным описанием или условным изображением. Например, это чертежи, карты, ноты. Данный тип воображения активизируются во время обучения.
- Творческое. Для него характерно самостоятельное создание ранее неизвестных образов. Этот вид воображения используется при написании романов, музыкальных произведений.
Взаимосвязь эмоциональной и когнитивной сфер
Если человек психически развит, у него в полной мере активизирована, как когнитивная, так и эмоциональная сфера. Благодаря ним, он является целостной личностью.
Дополнительная информация. Некоторые люди нередко поддаются эмоциональным порывам, но, несмотря на это, в сложных и ответственных ситуациях задействуют когнитивную сторону личности.
Взаимосвязь рациональной и эмоциональной сфер заключается в том, что, чем бы человек ни занимался, какую бы работу он ни выполнял, он не перестает чувствовать. Если у него начинают активизироваться эмоциональные порывы, он прикладывает все усилия к тому, чтобы логически осмыслить свои последующие поступки и последствия от них.
Диагностика когнитивной сферы
Существует, в том числе в интернете, большое количество тестов, которые позволяют определить, на каком уровне развития находится когнитивная сфера у человека. С основными методиками диагностики можно ознакомиться в таблице.
Методики для диагностики когнитивной сферы
Процесс когнитивной сферы | Процесс когнитивной сферы |
---|---|
Внимание | Методика Кольца Ландольта |
Методика «корректурной пробы» | |
Методика «Мюнстенберга» | |
Память | Проба для анализа ассоциативной памяти. Для этого требуется зачитать 10 пар однородных слов, которые взаимосвязаны по смыслу. После этого проверяющий должен зачитать первое слово, а испытуемый – произнести второе. |
Субтест Векслера | |
Проба по запоминанию 10 слов, между которыми отсутствуют смысл и общая связь. | |
Воображение | Тест «Мыслитель-Художник» |
Тестирование Торренса | |
Тест Тулуза-Пьерона |
Благодаря этим тестам, можно выявить проблемы, которые присутствуют в когнитивной сфере человека.
Когнитивная сфера личности у ребенка
Жан Пиаже был первым, кто обратил внимание на когнитивное развитие. В своих трудах он много излагал мыслей о том, что людям необходимо развивать память, воображение и другие познавательные процессы.
Дополнительная информация. Он считал, что мыслительные процессы дошкольников ничем не отличаются от взрослых. Поэтому все сознательные действия, которые они выполняют, ведут к развитию когнитивных способностей. Чем больше малыш тратит времени на познание окружающего мира, тем легче ему становится усваивать сложную информацию.
Помимо Пиаже, когнитивную сферу изучали такие известные психологи, как А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн. Они считали:
- основой развития познавательной сферы являются язык и речь;
- благодаря восприятию разговоров взрослых и сверстников, малыши развивают собственные речевые навыки.
Когнитивную сферу детей младшего дошкольного, школьного и подросткового возрастов можно проверить так же, как и у взрослых – при помощи тестов. Своевременное выявление проблем помогает исправить неуспеваемость в школе.
Примеры когнитивных процессов
У каждого человека есть определенный набор когнитивных способностей, который позволяет выполнять ежедневные задачи. Благодаря восприятию и ощущениям, индивид может легко познавать мир без видимых усилий.
Например:
- Благодаря зрению, люди способны наблюдать за большим количеством визуальных объектов, к которым относятся люди, дома, дорожные знаки.
- Школьник может при взгляде на книгу вспоминать урок литературы.
- При помощи слуха человек способен слышать огромный спектр звуков и тональностей.
- При помощи памяти люди способны находить ответы на множество вопросов, а также воспроизвести любую важную информацию в необходимый момент времени.
Например:
- благодаря памяти, люди знают дату своего рождения, адрес и номер телефона;
- человек способен воспроизвести информацию из прошлого;
- различные запахи, картины и звуки могут напоминать людям о каком-то значимом событии;
- слушая песню, человек может вспоминать детство или возлюбленную.
Благодаря вниманию, люди улавливают необходимые для них сигналы, информацию, знания и навыки.
Например:
- когда человек хочет что-то сказать, его собеседник старается акцентировать внимание на нем, чтобы не пропустить важные слова;
- если в школе педагог просит ученика сделать доклад, то, благодаря вниманию, у школьника получится его выполнить.
Без когнитивной сферы человек не смог бы насладиться всеми прелестями окружающего мира. Общение с другими людьми было бы невозможно. Поэтому людям стоит беречь свои познавательные процессы, постоянно развивать их и поддерживать в хорошем состоянии. В случае определения возрастных проблем незамедлительно обращаться к врачу.
Видео
Когнитивная сфера — это что такое? Развитие когнитивной сферы
Психологи определяют когнитивную сферу как совокупность психических процессов, предназначенных для выполнения функции рационального познания. Этот термин был введен в 60-х годах прошлого века. Тогда на волне масштабного развития кибернетики и повсеместного увлечения этой наукой получило популярность сравнение человека со сложным биокомпьютером. С переменным успехом предпринимались попытки моделирования человеческих психологических процессов.
Когнитивная сфера – это то, что поддавалось моделированию. Сферу, с которой этот прием не сработал, назвали аффективной.
Понятие и суть познавательной сферы
Сегодня в психологической практике под словосочетанием «когнитивная сфера личности» специалисты понимают несколько психологических процессов, протекающих в согласии с логичной и осмысленной последовательностью, целью которой является переработка информации.
То есть о данной сфере речь может идти только в том случае, когда переработка данных характеризуется логикой и рациональностью.
Традиционно эту сферу связывают с памятью, вниманием, восприятием, пониманием, мышлением, принятием решений, действиями и воздействиями (однако только тогда, когда это касается познавательных процессов, а не развлечений или влечения). При определенном упрощении, можно утверждать, что когнитивная сфера – это совокупность компетентности и знаний, умений и навыков.
Более подробно о рациональных и эмоциональных механизмах восприятия
Когнитивная сфера – это своеобразный синоним рационального восприятия, которое проявляется в качестве критической, аналитической оценки.
Прямой противоположностью рационального типа познания становится интуиция, то есть чистое, живое впечатление. Любой термин становится более понятным, когда определение подкрепляется иллюстрациями: несмотря на то что мороженое вкусное и его очень хочется купить, человек не ест эти сладости на улице зимой, так как может заболеть. Вот этот вывод и является следствием рациональных размышлений.
Когда активируется рациональный механизм понимания, он задействует понятия и логику. В то время как эмоциональные, телесные и переживательные способы понимания подключают сопереживание, эмпатию и прочувствованность.
Поэтому, чтобы оказать рациональное влияние, используют различные методы убеждений и объяснений (обращаются к разуму и логике). Иррациональные способы применяют для внушения, эмоционального заражения, якорения и других приемов.
Взаимодействие и взаимозависимость двух сфер
Учитывая то, что каждая личность обладает целостностью, ее основные сферы (эмоциональная, когнитивная) выполняют свои специфические функции, дополняя друг друга.
В обыденной жизни большинство людей привыкает обходиться чувствами и наработанными привычками, они доверяют автоматизмам. Однако при необходимости активируется рациональное мышление с его логикой и понятиями.
Ученые до сих пор изучают развитие когнитивной, эмоциональной сферы и особенности их функционирования. Что касается рациональных способов познания, то в их классификации и описании наука продвинулась довольно далеко.
Аффективные процессы смоделировать крайне сложно из-за их непредсказуемости. К ним относят эмоции, сопутствующие чувственному отношению к жизни, взаимодействию с миром, с собой и обществом. Правда, существует ряд психических процессов, возникновение которых регулируется конкретными закономерностями. Тогда говорят об изучении когнитивной составляющей данных эмоций.
Когнитивная сфера человека: структура и значение
Благодаря наличию и правильному функционированию данной сферы, люди имеют возможность воспринимать, обрабатывать и запоминать информацию. Другими словами, когнитивная сфера – это механизм, позволяющий обучаться и применять усвоенные знания.
Он включает следующие составляющие:
- Память.
- Воображение.
- Внимание.
Далее будет приведено подробное описание указанных способностей, их виды и функции.
Характеристика и определение памяти
Памятью называют способность человека к сохранению и накапливанию информации об окружающем мире. Если бы этого механизма не было, людям постоянно приходилось бы воспринимать все события и явления так, будто они происходят впервые. Память позволяет снизить энергозатраты мозга на оценку постоянных или повторяющихся факторов, а также адаптироваться к обстоятельствам с минимальным стрессом.
Таким образом, память отвечает за то, что человек сохраняет, запоминает и затем, при необходимости, воспроизводит свой индивидуальный опыт.
Типы памяти
В зависимости от того, какие участки мозга и органы человеческого тела задействованы в процессе запоминания, различают:
- Двигательную память — автоматические движения. Она отвечает за выработку полезных навыков, которые используются достаточно часто. Цель этого механизма в том, чтобы повысить эффективность и ускорить двигательные процессы. Люди используют двигательную память для управления автомобилями, написания слов, игры на музыкальных инструментах и даже для ходьбы.
- Эмоциональный вид памяти – запоминание эмоциональных состояний, сопутствующих определенным ситуациям. Данный механизм предназначен дополнять другие виды памяти. Сохранение эмоций и реакций позволяют человеку стремиться к одним событиям и избегать других.
- Образную память, при которой происходит сохранение данных о зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и других образах. Этот вид памяти считается профессиональным, так как интенсивность его развития зависит от деятельности человека.
- Словесно-логическую, объектом которой становятся мысли. Она осуществляется благодаря наличию слов.
- Произвольную и непроизвольную память. Их различие в том, что в ходе сохранения информации человек может понимать, зачем ему нужны эти сведения, или же запоминать их в случайном порядке.
- Кратковременную, оперативную и долговременную память. Первая обеспечивает сохранение информации буквально за доли секунд, вторая предоставляет доступ к промежуточным результатам в ходе решения текущих задач, а последняя представляет собой накопление данных на будущее.
Перечисленные виды памяти, как особенности когнитивной сферы, функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.
Воображение – истинно человеческая способность
Одним из важнейших отличий в деятельности человека и животного становится то, что люди проектируют (представляют) конечный результат своих действий до того, как что-либо предпринять. Это происходит благодаря такой способности, как воображение. Оно предоставляет людям возможность создавать образ предмета, которого нет в реальном мире, удерживать его, и даже более того, манипулировать им.
Развитие когнитивной сферы в целом и воображения в частности важно для генерирования решений в условиях отсутствия полной информации. Обладая способностью проектирования теоретических моделей, люди могут не только представить конечный результат действий, но и «увидеть» промежуточные продукты.
Виды воображения и их характеристики
Основными параметрами, которые описывают воображение, считаются активность и действенность.
Зачастую оно выступает в качестве составного элемента творческой деятельности, то есть участвует в преобразовании окружающей действительности. Это активное воображение.
В противовес ему выделяют пассивный вид, который отличается нереальными или неосуществимыми проектами. К пассивному воображению прибегают люди, стремящиеся отвлечься от реальности. Они могут создавать образы и намечать программы поведения, которые никогда не смогут быть реализованы.
Непреднамеренное воображение активируется в момент ослабления контроля над сознанием (сны, галлюцинации).
Внимание и его разновидности
Характеристика когнитивной сферы была бы неполной без описания такого явления, как внимание. Оно сопровождает практически все виды человеческой деятельности: обеспечивает четкое и эффективное восприятие, память или мышление.
Основная задача внимания заключается в том, что оно отбирает и ограничивает действующие раздражители. Также оно обеспечивает сосредоточенность и концентрацию психической деятельности. Другими словами, помогает субъекту сосредоточиться на объекте.
Существует несколько видов внимания:
- Непроизвольное. Является самым простым и естественным, так как появляется без усилий со стороны человека.
- Произвольное. Требует проявления воли для концентрации на выбранной цели, а также вытеснения мешающих мыслей и побуждений.
- Послепроизвольное. Его особенность в том, что оно является следствием произвольного внимания, но поддерживается сознательно.
Как правило, послепроизвольный тип бывает вызван глубоким и устойчивым интересом к тому, что происходит и что будет получено в результате.
Как и различные виды памяти, типы внимания обычно крепко связаны между собой, они могут переходить и перетекать друг в друга.
Когнитивные упражнения для развития пластичности мозга
Огромное количество людей живут и работают в «дне сурка». Сейчас они зарабатывают деньги, но позже превратятся в старичков с прогрессирующей деменцией. Обидно, но что поделать. Ничто так не ускоряет атрофию мозга, как рутина и бессменная обстановка. Она разрушает систему внимания, ослабляет память, выводит из строя «центр удовольствия».
Есть хорошая новость: мозг пластичен и поддается тренировке. Элизабет Гоулд и Брюса МакЮэна провели несколько экспериментов с мартышками – ученые выяснили, что у животных образуются новые нейронные связи, когда те совершают несвойственные им действия. Женщины сделали заявление о том, что исследуемое явление свойственно и человеку. Преимущественно нейроны добавляются к медиальной поверхности височной доли, которая отвечает за память, называние, вкус, обоняние, синтез звуков. Также новые нейроны заметили в префронтальной и нижней теменной зоне: первая осуществляет комплексное управление мыслительной и моторной активностью, вторая формирует артикуляционные действия.
Нейроны – маленькая вселеннаяКак видите, нейроны образуются в областях, затрагивающих важнейшие когнитивные функции. Именно их нужно развивать, чтобы случайно не отписать квартиру мошенникам, когда вам будет далеко за 90. Важно разработать программу тренировок, которая будет вовлекать все функции единовременно или поочередно.
Я прошлась по блогам психотерапевтов, почитала книги о пластичности мозга, вспомнила несколько упражнений с курсов скорочтения и составила подборку когнитивных упражнений. Работают ли они? Узнаем в старости. Если вы уже занимались и чувствуете качественные изменения, пишите в комментариях какие.
Поехали!
Бытовые упражнения на развитие когнитивных способностей
Эти упражнениям можно делать без отрыва от естественного хода жизни, добавляя новые, порой пикантные условия. Они тренирует ориентирование на местности, равновесие, все виды восприятия и бонусом увеличивают объем памяти.
- Назначьте день темноты: принимайте душ, кушайте, убирайтесь без света.
- Смотрите видеоролики без изображения или с изображением, но без звука.
- Если есть ребенок, проверьте у него домашнее задание (+1000 к выносливости).
- Давайте название каждому видео, которое смотрите. Обобщайте весь смысл в одном слове. Придумывайте названия магазинам и учреждениям, рядом с которыми ходите. Не повторяйтесь.
- Ориентируйтесь по городу без карты, выдумывайте незнакомые маршруты.
Упражнения на равновесие и координацию
Упражнения на равновесие и координацию улучшают кровоснабжение всех отделов мозга. Соответственно в главный орган попадает больше кислорода, что стимулирует клеточное дыхание и замедляет процесс отмирания клеток.
- Встаньте прямо, вытяните руки с растопыренными пальцами. Соедините их, чтобы пальцы совпадали. Через секунду разъедините и положите руки на плечи (правая на правое, левая на левое). Снова соедините пальцы. Повторите упражнение 10–20 раз в быстром темпе и с минимумом промахов при соединении пальцев
- Сядьте и вытяните скрещенные в районе щиколоток ноги так, чтобы ступни касались пола. Медленно наклонитесь вперед на выдохе. Вытяните руки параллельно ногам. Вернитесь в исходное положение на вдохе. Повторяйте 4–6 раз.
- Лягте. Согните нижнюю ногу и поднесите к согнутому локтю руки, которая сверху. Делайте упражнение медленно, осознавая каждый миллиметр движения.
- Стойте прямо, но расслабленно. Поочередно наклоняйте голову в стороны и касайтесь плечей мочками ушей. Вытяните руку вперед и представьте, что держите указательный палец в сердцевине цветка с пятью лепестками. Повторяйте контуры цветка верхней частью туловища.
- Вспомните, как выглядят знаки peace и ок. Вытяните любую руку и попеременно показывайте сложенные из пальцев знаки. Упражняйтесь минуту. После делайте то же самое двумя руками и в очень быстром темпе. На третьем этапе добавьте звука: произносите поговорку «На меду медовик, а мне не до медовика»
Упражнения на воображение
Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.
- Представляйте в голове, как играете на пианино. Как расположены пальцы? С какой скоростью двигаются? Какую мелодию играют – услышьте звук, поймайте ритм, попробуйте перемещаться в такт. Додумайте историю – почему родилась эта композиция, с какими чувствами связана. Проводите упражнение в тишине.
- Распечатайте несколько экземпляров. На каждом дорисовывайте картинку в соответствии с рандомной темой, возникшей в голове (животные, части тела, аксессуары и пр.).
- Назовите ассоциации с числами 12, 7, 4, 56, 11. Когда эти числа закончатся, придумайте новые и повторите упражнение.
- Посмотрите на картинку. Представьте музыку, с которой она ассоциируется. Запишите историю, которая по динамике (бодрая, веселая, грустная и пр.) повторяет композицию в голове.
- Вспомните последний просмотренный фильм. Перенесите сценарий в другую эпоху: как трансформируется сюжет, изменятся ли характеры героев, совпадет ли концовка?
Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия
Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.
- Придумайте и приготовьте блюдо, в котором содержится максимальное количество ингредиентов и которое вы не пробовали.
- Закажите неизвестное блюдо в кафе и угадайте составляющие: сначала по запаху, потом по вкусу. Если вам по душе жидкие состояния, закажите коктейль и повторите процедуру.
- Выйдите на улицу и понюхайте предметы, которые видели, но не обоняли: забор, вывеску на кафе, чайник в офисе. Соотнесите в голове запахи неживой природы с уже знакомыми запахами любого характера. После понюхайте растения, животных, птиц. Делайте это, если нет аллергии и вы уверены в безопасности взаимодействия с объектом живой природы.
- Дайте как можно больше определений запахов привычных вещей: лук – горький, резкий, противный и пр.
- Сравните запахи объектов из одной видовой группы: духи с духами, травы с травами, котов с котами. Чем они различаются? Найдите большое количество различий.
Упражнения на слух
За слуховую информацию отвечают ядра восьмого нерва, расположенные на границе продолговатого мозга и моста. В них поступает информация из правого и левого уха, после чего она сравнивается и обрабатывается. Основная работа по расшифровке звука происходит в коре больших полушарий. Упражнения помогут развить скорость реакции, а также станут профилактикой возрастной глухоты.
- Работайте в паре. Пусть собеседник читает текст тихим монотонным голосом на расстоянии 3–4 метра от вас. Он должен останавливаться каждые три минуты: в это время пересказывайте суть прочитанного.
- Собеседник на том же расстоянии произносит слова наоборот. Ваша задача услышать и назвать правильно. Далее практикуйтесь с длинными фразами и абзацами.
- Собеседник с выражением читает стихотворение и меняет интонацию в нужных местах. Повторите в точности. Стихотворение можно читать с листа – главное интонации.
- Упражнение групповое: отгородитесь от друзей ширмой. Каждый их них должен походить назад и вперед. После окончания дефиле, угадайте какие шаги кому принадлежали.
- Смотрите видео с иностранцами и запоминайте манеру говорить, интонации и прочие характерные для нации звуковые особенности.
Я специально не даю упражнения на зрительное восприятие, так как лучше всего выбрать их на свой вкус. Для этого есть сотни приложений. Например, CogniFit с возможностью прохождения нейропсихологических тестов и персональных тренировок.
Совет
Я с семьей играю в настолку «Барамелька». Она развивает скорость реакции и логическое мышление. Принцип игры: схватить названный ведущим предмет раньше другого участника. Правда там серьезный подвох, о котором вы узнаете в процессе. Я сохраню интригу. Игру советую взрослым и детям, отличный тренажер для тренировки когнитивных функций.
Попробуйте угадать правила: это тоже развивает воображение№ уроков | дата | Развиваемые психологические процессы | Методики и задания | Кол-во часов |
1 | 05.09 | Тренинги: | а)»Интервью»; б)»Планета сердец»; в) Статистическая медитация | 1 |
2 | 05.09 | Исследование уровня школьной тревожности. Коррек ция тревожности. | Психодиагностика | 1 |
3 | 12.09 | Исследование мотивации и мышления | 1 | |
4 | 12.09 | Исследование уровня готовности обучающихся к школьному обучению | 1 | |
5 | 19.09 | Исследование произвольной сферы и воображения | 1 | |
6 | 19.09 | Исследование памяти | 1 | |
7 | 26.09 | Исследование внимания и интеллектуального развития | 1 | |
8 | 26.09 | Словесные обозначения предметов | Назови предметы | 1 |
Слуховые ощущения | Послушай тишину Узнай по звуку | |||
9 | 03.10 | Психологическая коммуникативная игра | Волшебная страна общения | 1 |
10 | 03.10 | Внимание (сосредоточенность) | Выполни команду | 1 |
Зрительные ощущения | Какого цвета? Цветные полоски | |||
11 | 10.10 | Психокоррекционное занятие | Сказочная страна | 1 |
12 | 10.10 | Артикуляция | Произнеси чисто | 1 |
Пространственные | Раскрась правильно | |||
13 | 17.10 | Фонетико-фонематиче-ское восприятие | Найди ошибку | 1 |
Пространственные представления | Определи фигуру | |||
Понятийное мышление | Назови одним словом Конкретизация понятий | |||
14 | 17.10 | Выполнение словесных поручений | Учись слушать и выполнять | 1 |
Самоконтроль | Учитель – ученик, ученик – учитель | |||
Слуховые ощущения | Послушай звуки | |||
Слуховое восприятие | Назови и проверь постукиванием | |||
15 | 24.10 | Внимание (объем) | Кто точнее нарисует? | 1 |
Осязательные ощущения | Шершавые дощечки | |||
16 | 24.10 | Память (непосредствен ная вербальная) | Магнитофон | 1 |
Пространственные представления | Переверни рисунок Что? Где? | |||
17 | 31.10 | (сосредоточенность) | Слушай звуки улицы Поиграем в «индейцев» Угадай, кто говорит | 1 |
Память (непосредствен ная вербальная) | У кого ряд длиннее? | |||
18 | 31.10 | Память (двигательная) | Телеграфисты | 1 |
Пространственные представления | Куда указывают стрелки? | |||
Понятийное мышление | Подбери картинки | |||
19 | 14.11 | Анализ образца | Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковы ли бусы? Найди образец | 1 |
Память (непосредствен ная зрительная) | Найди картинку | |||
Внимание (устойчивость) | Перепутанные линии | |||
20 | 14.11 | Образное мышление | Цветная сказка | 1 |
Зрительно-двигательные координации | Штриховка | |||
Память (непосредствен ная зрительная) | Запомни точно | |||
21 | 21.11 | Память (непосредствен ная зрительная) | Нарисуй по памяти | 1 |
Пространственные представления | Выполни правильно | |||
Понятийное мышление | Вордбол | |||
22 | 21.11 | Пространственные представления | Где этот домик? | 1 |
Выполнение словесных поручений | Чей узор лучше? | |||
Зрительные ощущения | Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка | |||
23 | 28.11 | Зрительно-моторная координация | Рисунки по цифрам | 1 |
24 | 28.11 | Анализ образца | Раскрась правильно | 1 |
Слуховые ощущения | Шумящие коробочки | |||
25 | 05.12 | Осязательные ощущения | Шершавые дощечки | 1 |
Внимание (переключение) | Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры | |||
Точность движений (макродвижения) | Точные движения Как звонки тарелки и ложки | |||
26 | 05.12 | Память (двигательная) | Телеграфисты | 1 |
Пространственные представления | Куда указывают стрелки? | |||
Понятийное мышление | Подбери картинки | |||
27 | 12.12 | Анализ образца | Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковы ли бусы? Найди образец | 1 |
Память (непосредствен ная зрительная) | Найди картинку | |||
Внимание (устойчивость) | Перепутанные линии | |||
28 | 12.12 | Образное мышление | Цветная сказка | 1 |
Зрительно-двигательные координации | Штриховка | |||
Память (непосредствен ная зрительная) | Запомни точно | |||
29 | 19.12 | Арт-терапия | Техника «Рассерженные шарики», Тэмми Хорн (Tammy Horn) | 1 |
30 | 19.12 | Память (непосредствен ная зрительная) | Нарисуй по памяти | 1 |
Пространственные представления | Выполни правильно | |||
Понятийное мышление | Вордбол | |||
31 | 26.12 | Пространственные представления | Где этот домик? | 1 |
Выполнение словесных поручений | Чей узор лучше? | |||
Зрительные ощущения | Найди предметы одного цвета Цветовая угадайка | |||
32 | 26.12 | Анализ образца | Раскрась правильно | |
Слуховые ощущения | Шумящие коробочки | |||
33 | 16.01 | Осязательные ощущения | Шершавые дощечки | 1 |
Внимание (переключение) | Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры | |||
Точность движений (макродвижения) | Точные движения Как звонки тарелки и ложки | |||
34 | 16.01 | Анализ образца | Срисуй фигуры точно | 1 |
Зрительное восприятие формы | Путаница Найди одинаковые Назови фигуры | |||
Осязательные ощущения | Тяжелые коробочки | |||
35 | 23.01 | Мышление (абстрагирование) | Найди одинаковые | 1 |
Память (непосредствен ная зрительная) | Запомни и найди Запомни и нарисуй | |||
36 | 23.01 | Зрительный анализ | Кто наблюдательнее | 1 |
Словесный синтез | Магнитофон | |||
Понятийное мышление | Назови одним словом Конкретизация понятий Вордбол | |||
37 | 30.01 | Коммуникативный тренинг | Настоящий принц | 1 |
38 | 30.01 | Осязательные ощущения | Тяжелые коробочки | 1 |
Внимание (устойчивость) | Крестики, точки Пишущая машинка | |||
39 | 06.02 | Зрительный анализ | Сгруппируй буквы | 1 |
Внимание (переключение) | Синхронный счет | |||
Пространственные представления | Цветной ксилофон Живые цепочки | |||
40 | 06.02 | Мышление (анализ) | Найди отличия Дорисуй недостающие детали | 1 |
Анализ образца | Нарисуй точно такие же ,Бусинки | |||
Зрительно-двигательные координации | Проведи, не касаясь Спящий дракон | |||
41 | 20.02 | Сказкотерапия | Коррекция межличностных отношений | 1 |
42 | 20.02 | Мышление (гибкость) | Способы применения предмета | 1 |
Внимание (распределение) | Соблюдай правило | |||
Мышление (сравнение) | Сравнение слов Учимся сравнивать | |||
43 | 27.02 | Пространственные представления | Поставь значки | 1 |
Анализ и синтез (анаграммы) | Отгадай слова | |||
Внимание (переключение, устойчивость) | Называй и считай Алфавит | |||
44 | 27.02 | Звуковой синтез | Подбери слова | 1 |
Внимание (объем) | Найди слоги | |||
Пространственные представления | Говори правильно | |||
45 | 05.03 | Понятийное мышление | Вордбол | 1 |
Память (двигательная) | Телеграфисты | |||
Пространственные представления | Где спрятались игрушки | |||
46 | 05.03 | Сказкотерапия | Смешные страхи | 1 |
47 | 12.03 | Мышление (синтез) | Составление предложений | 1 |
Мышление (установление закономерностей) | Найди девятый | |||
Наблюдательность | Все ли ты увидел? | |||
48 | 12.03 | Мышление (сравнение) | Найди одинаковые и отличающиеся | 1 |
Зрительное восприятие формы | Составь фигуру | |||
Память (непосредственная зрительная) | Запомни картинки Запомни порядок | |||
49 | 19.03 | Мышление (сравнение) | Найди одинаковые | 1 |
Мышление (синтез) | Назови предмет | |||
Зрительно-двигательные координации | Молния Речка | |||
50 | 19.03 | Мышление (сравнение) | Сравни предметы | 1 |
Саморегуляция | Образец и правило | |||
Зрительное восприятие формы | Загадочные контуры | |||
51 | 02.04 | Тренинг | Гномики на стадионе | 1 |
52 | 02.04 | Внимание (в условиях кол лективной деятельности) | Делаем вместе | 1 |
Зрительное восприятие | Найди фото | |||
Анализ образца | Нарисуй так же | |||
Мышление (абстрагиро вание) | Покажи одинаковые | |||
53 | 09.04 | Пространственные представления | Поставь значки | 1 |
Анализ и синтез (анаграммы) | Отгадай слова | |||
Внимание (переключение, устойчивость) | Называй и считай Алфавит | |||
54 | 09.04 | Сказкотерапия | Школьные правила | 1 |
55 | 16.04 | Звуковой синтез | Подбери слова | 1 |
Внимание (объем) | Найди слоги | |||
Пространственные представления | Говори правильно | |||
56 | 16.04 | Понятийное мышление | Вордбол | 1 |
Память (двигательная) | Телеграфисты | |||
Пространственные представления | Где спрятались игрушки | |||
57 | 23.04 | Мышление (синтез) | Составление предложений | 1 |
Мышление (установление закономерностей) | Найди девятый | |||
Наблюдательность | Все ли ты увидел? | |||
58 | 23.04 | Мышление (сравнение) | Найди одинаковые и отличающиеся | 1 |
Зрительное восприятие формы | Составь фигуру | |||
Память (непосредственная зрительная) | Запомни картинки Запомни порядок | |||
59 | 30.04 | Мышление (сравнение) | Найди одинаковые | 1 |
Мышление (синтез) | Назови предмет | |||
Зрительно-двигательные координации | Молния Речка | |||
60 | 30.04 | Игротерапия | Выдерни соломинку, Барбара МакДоуэл (Barbara McDowell) | 1 |
61 | 14.05 | Исследование мотивации и мышления | Психодиагностика | 1 |
62 | 14.05 | Исследование уровня готовности обучающихся к школьному обучению | 1 | |
63 | 21.05 | Исследование произвольной сферы и воображения | 1 | |
64 | 21.05 | Исследование внимания и интеллектуального развития | 1 | |
65 | 28.05 | Исследование памяти | 1 | |
66 | 28.05 | Тренинг: «Общение» | 1 | |
Итого: 66 часов |
Когнитивная сфера в психологии
Понятие «когнитивная сфера»
Определение 1
Когнитивная сфера – это сфера психологии человека, связанная с познавательными процессами и сознанием и включающая знания человека о мире и о самом себе.
Термин когнитивная сфера появился на фоне развития кибернетики во второй половине XX века, когда впервые человека сравнивали с биороботом сложного строения. Ученые в этот период моделировали психические процессы, происходящие в мозге человека, но попытки были не всегда удачными. Смоделированный психический процесс получил название когнитивного.
Психические функции человека, направленные на познание и изучение образуют когнитивную сферу человека. Основой процессов является последовательное и логическое восприятие информации и её обработка.
Когнитивную сферу отличают логика и рациональность. Внимание, память, восприятие новой информации, мышление, логически обусловленные действия относятся к когнитивной сфере. Когнитивные процессы не связаны с развлечениями, эмоциональными волнениями, привязанностями.
Готовые работы на аналогичную тему
Когнитивные процессы проявляются, например, в момент чтения, когда открывая книгу, человек воспринимает слова, буквы, информацию и соотносит с имеющимися у него знаниями. Когда речь идет о художественном произведении, человек может представить себе описанную в книге картинку.
Когнитивные процессы также активизируются при письме, писатель, например, представляет себе то, о чем будет писать, подключая при этом воображение. Для написания связного и красивого текста, необходимо запоминать ранее написанное, а это достаточно хорошо активизирует память.
Приобретение умений и навыков в процессе обучения без определенных когнитивных процессов не обходится.
К когнитивному процессу относится и внимание, потому что при получении новой информации на ней важно сосредоточиться, не отвлекаясь на что-то другое. Таким образом, память необходима для того, чтобы запомнить полученную информацию, а наглядно представить, о чем идет речь позволяет воображение.
Когнитивные процессы проявляются и в повседневной жизни человека, например, желание сбросить вес, с одной стороны, и кусочек аппетитного торта – с другой стороны, заставляют женщину подумать: можно удовлетворить свое желание, а можно и вовремя остановиться.
Развитие когнитивных процессов происходит постепенно и на протяжении длительного времени. Ребенок обучается этим процессам с первых дней жизни и важно следить, чтобы уровень их развития соответствовал возрасту. У детей уровень развития этой сферы определяется с помощью структурированных, в зависимости от возраста, диагностических материалов, представленных разными заданиями.
Составляющие когнитивной сферы человека
В упрощенном варианте когнитивная сфера – это компетентность и знания, навыки и умения. Если данная сфера правильно функционирует, то человек имеет возможность не только воспринимать, но и запоминать информацию и обрабатывать её. Получается, что когнитивная сфера – это своеобразный механизм, который дает возможность обучаться и применять полученные знания.
Отсюда, когнитивными составляющими являются:
- память,
- воображение,
- внимание.
Внимание, как составляющая когнитивной сферы, заключается в способности человека из огромного количества информации отбирать нужную и на ней сосредотачиваться.
Внимание – функция основополагающая, потому что без него новая информация не может быть усвоена и обработана. Внимание может быть непроизвольным, не требующим от человека каких-либо усилий, произвольным, требующим определенных усилий для сосредоточения на выбранном объекте, послепроизвольным, поддерживаемом на сознательном уровне.
Основными характеристиками внимания являются устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключаемость.
В когнитивной сфере ключевую роль играет память, которая является основным компонентом интеллекта. Видов памяти несколько, по критерию содержания выделяют:
- эмоциональную память, дополняющую все виды памяти и возникающую во всех ситуациях;
- двигательную память, необходимую для выполнения различных движений;
- словесно-логическую, являющейся памятью на мысли;
- образную память, связанную со слуховыми, обонятельными, вкусовыми образами.
Память может быть долговременной, кратковременной, рабочей, промежуточной.
Психический процесс создания образа предмета происходит с помощью воображения. Р.С. Немов, например, считает, что наиболее полно воображение работает тогда, когда в мозг человека поступает новая информация.
Такие понятия, как воображение и фантазия психология принимает как полные синонимы. Но, фантазия большее влияние оказывает на формирование «новых чувств», т.е. она в большей степени непроизвольна, по сравнению с воображением.
Воображение имеет свои виды, например, Мейс выделяет практическое воображение, языковое воображение, репрезентационное воображение.
Рисунок 1. Виды воображения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отечественная психология классифицирует воображение на основании целенаправленности и представляет его как пассивное и активное, которое у конкретного человека может достигать разного уровня.
Уровень развития воображения говорит о содержательности образов, их жизненном значении для дальнейшей деятельности, новизне и оригинальности.
Воображение, считает ряд специалистов, формирует у человека чуткость, тактичность, сочувствие, сопереживание.
Среди видов воображения на особом месте находится мечта. Мечта является деятельностью воображения и проявляется в оптимистических замыслах будущего. Мечта связана с жизнью человека и прочно вплетается в неё. Это большая побудительная сила, сопровождающая человека с раннего детства до глубокой старости. От творческого воображения она отличается тем, что создает образы будущего, которые человек сам желает, она не дает немедленный продукт в виде какого-либо изобретения, произведения и др.
Замечание 1
Таким образом, когда когнитивная сфера хорошо развита, человек лучше воспринимает входящую информацию, быстрее её обрабатывает и лучше запоминает, а также делает правильные выводы.
Диагностика когнитивной сферы
Психические познавательные процессы и уровень их развития лежат в основе диагностики когнитивной сферы. Эти познавательные процессы – внимание, восприятие, память, воображение, мышление – являются составной частью деятельности человека, обеспечивая её эффективность.
Благодаря познавательным процессам человек способен заранее намечать планы своей деятельности и проигрывать мысленно её ход, предвидеть результаты, управлять своими действиями. Чем лучше развиты когнитивные процессы, тем большими способностями и возможностями обладает человек. От них зависит легкость и эффективность учения.
Диагностика когнитивной сферы помогает решить такие задачи:
- контролировать успешность интеллектуального развития детей;
- выяснять причины неуспеваемости в школе;
- выявлять нуждающихся в коррекции умственного развития;
- выявлять детей для обучения в спецшколах и спецклассах;
- оценивать эффективность учебных программ, методов обучения;
- оценивать эффективность работы учителей и школ;
- диагностировать при приеме на работу;
- оценивать интеллектуальное развитие детей, обучающихся по новым программам.
При диагностике общего уровня интеллектуального развития ребенка, надо помнить, что интеллект в детском возрасте развивается быстро и через каждые 2-3 года он может меняться, поэтому психодиагностические методы должны меняться и соответствовать возрасту ребенка.
Существует множество тестов для определения уровня развития когнитивной сферы, среди них:
- диагностика внимания, где используются методика Мюнстенберга, методика «корректурной пробы», кольца Ландольта;
- диагностика памяти, использующая пробу на запоминание 10 слов, подобранных так, что между ними нельзя установить связь, субтест Векслера, пробу на ассоциативную память;
- диагностика воображения, включающая тест Тулуза-Пьерона, тест Торренса, тест «Художник — Мыслитель».
Замечание 2
Данные тесты помогают составить примерное впечатление об аспектах когнитивной сферы.
Важные этапы когнитивного развития ребенка – Развитие ребенка
Рейтинг Информация, которая поможет родителям в правильной последовательности развивать ребенка |
Многие дети испытывают разочарование от процесса обучения, считая его слишком сложным занятием, и все только потому, что, по сути, не владеют должными когнитивными навыками, необходимыми для обработки информации. Т. е. теми специфическими базовыми навыками, которые обеспечивают успешное обучение. Дополнительная нагрузка в школе, домашняя работа или особое внимание к отсутствию этих навыков усугубляют их разочарование и еще больше усиливают проблемы c чтением и трудности при приобретении новых знаний.
Большинство школ не выделяют достаточно средств или времени на индивидуальное обучение, необходимое ученикам, имеющим слабые когнитивные навыки. Кроме того, педагогам приходится читать учебную программу в том темпе, который трудно поддерживать таким детям. Они не могут идти в ногу со сверстниками и испытывают сложности при обучении, отставая все больше и больше, а зачастую приобретая проблему на всю жизнь.
Когнитивные этапы развития ребенка – этапы обучения
Обучение представляет собой сложный процесс, развивающийся поэтапно. Он опирается на врожденные способности, унаследованные и генетически закодированные при рождении. Но мало кто из нас учится с той максимальной эффективностью, которая генетически детерминирована. Вот почему учеба и практика способствуют улучшению способности к обучению и увеличению производительности у большинства людей.
Развитие нашей обучаемости проходит через стадии совершенствования сенсорных и моторных навыков, затем когнитивных навыков и, наконец, приводит к способности усваивать формальные инструкции. Недостаточность на любой из стадий может привести к проблемам в следующих зависимых стадиях.
Школы, государственные программы и специальное образование сосредоточены на академических инструкциях (итоговой стадии). К сожалению, они редко признают, что не все дети обладают в должной мере развитыми когнитивными навыками, необходимыми для эффективной обработки и понимания информации, даваемой посредством академических инструкций. Без развития соответствующих когнитивных навыков детализация академических инструкций и репетиторство не приводят к улучшению способности к обучению, и все усилия, направленные на помощь ученику при обучении, пропадают зря.
Более пристальный взгляд на этапы обучения раскрывает важность развития когнитивных навыков.
- Врожденные способности. Врожденные способности человека – это основа процесса обучения. Они представляют собой генетически предопределенные возможности и ограничения, которыми мы обладаем при рождении и которые унаследованы нами от родителей и предков. Моцарт, конечно, обладал большей врожденной музыкальной способностью, чем большинство из нас, но с помощью практики большинство из нас тоже могут улучшить свои музыкальные способности. Верхние пределы наших возможностей определяются врожденными данными, но то, насколько мы приблизимся к этим верхним пределам, определяется другими элементами, необходимыми для обучения.
- Сенсорные и моторные навыки. Сенсорные и моторные навыки развиваются на базе наших врожденных способностей. Сенсорные навыки включают зрение, слух и осязание. Они ответственны за получение информации. Моторные навыки относятся к мышцам и движению и включают в себя умение ползать, ходить, бегать, писать и говорить. Моторные навыки выражают и отображают информацию, которую получили и обработали наши чувства. И сенсорные, и моторные навыки частично определяются генетическим кодом и частично приобретаются при повторяющемся взаимодействии с окружающей средой. Почти у всех людей эти навыки можно улучшить с помощью правильной целевой практики. Они являются основой для занятий спортом и игры на музыкальных инструментах, физиотерапии и других подобных усилий для увеличения результативности.
- Когнитивные навыки – когнитивные (познавательные) способности позволяют обрабатывать сенсорную информацию, которую мы получаем. Они включают в себя нашу способность анализировать, оценивать, хранить информацию, вспоминать опыт, сравнивать и определять действия. Хотя когнитивные навыки частично врожденные, основная их часть приобретается. Если их развитие не происходит естественным образом, формируется когнитивная недостаточность, которая уменьшает потенциал обучения и трудно корректируется без специального и надлежащего (медицинского) вмешательства. Как и сенсорные и моторные навыки, когнитивные навыки тоже можно тренировать и улучшать при правильном обучении. Изменения в когнитивной сфере можно наблюдать в тех случаях, когда травма оказывает повреждающее действие на определенную область мозга. Правильная терапия зачастую способна «отремонтировать» мозг пациента, и, соответственно, восстановить или улучшить когнитивные функции. Это также действует и в случае с учениками. Слабые когнитивные навыки можно усилить, а нормальные когнитивные навыки – улучшить, тем самым увеличив легкость и производительность процесса обучения.
- Восприятие инструкций. Формальное принятие и следование инструкциям является последним и наиболее неоднородным уровнем обучения. Оно включает в себя изучение академических предметов, таких как алгебра, чтение, письмо, – тех, которые ни интуитивно, ни самостоятельно (в большинстве своем) освоить нельзя. Эти предметы изучаются с помощью формального образования, а успешное и легкое обучение этим предметам зависит от основных когнитивных навыков человека. Базу знаний по каждому предмету можно расширить, но без наличия надлежащей основы в виде уже сформированных эффективных когнитивных навыков, хорошая успеваемость может стать трудной задачей, исполненной разочарований.
Когнитивные навыки можно тренировать и улучшать
По мере того как человек взрослеет и академические задачи становятся более сложными, очень важно, чтобы основные навыки их решения присутствовали и функционировали должным образом. Сильные когнитивные навыки являются ключом к высоким достижениям в учебе. Без них человек с проблемами обучения или чтения не может полностью использовать свой потенциал.
Если ваш ребенок испытывает трудности при обучении или чтении, причина может заключаться в недостаточном развитии одного или нескольких базовых когнитивных навыков. Если причина действительно в этом, она подлежит корректировке с помощью специальных индивидуальных обучающих программ, направленных на преодоление «слабых мест», специфичных для каждого конкретного ребенка, а значит, информация школьной программы в результате будет усваиваться гораздо быстрее и лучше.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценки.
Ссылки по теме:
Мир
ОК
Вконтакте
Развитие ребенка
07.12.2015