примеры понятия, суждения и умозаключения
Содержание:
-
Что такое рациональное познание
- В чем отличие от чувственного
-
Формы рационального познания, описание и характеристики
- Понятие
- Суждение
- Умозаключение
- Примеры использования, в чем специфика
-
Что такое рациональное познание
- В чем отличие от чувственного
-
Формы рационального познания, описание и характеристики
- Понятие
- Суждение
- Умозаключение
- Примеры использования, в чем специфика
Что такое рациональное познание
Познание — это вид психической деятельности, направленый на отражение объективной реальности в сознании индивида и получение нового знания об окружающем мире. В ходе его накапливается, перерабатывается и систематизируется информация о процессах и явлениях, делаются выводы об их сути.
Понятие включает в себя два основных вида:
- рациональное;
- чувственное.
Рациональное познание осуществляется при помощи мышления (от лат. слова «ratio» — разум, рассудок). Это способ отображения действительности, который характерен только для человека и является менее ограниченным, чем чувственный.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В чем отличие от чувственного
Чувственное познание — это метод получения информации посредством органов чувств, т.е. зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Через него человек непосредственно связывается с внешним миром. Основные формы:
- ощущение;
- восприятие;
- представление.
Некоторые считают, что чувства субъективны, но если бы это было так, то человек бы не смог выжить в мире, где его повсюду подстерегает опасность. Чувства дают нам объективную информацию о действительности, как считал выдающийся немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах.
Отличия этих двух способов познания в том, что чувственное формирует понятие о внешнем виде предмета, о его свойствах, но не позволяет делать обобщения и выводы, а рациональное — это постижение общего, существенного, абстрактного. Его интересуют внутренние связи, закономерности, которые невозможно понять при помощи одних только чувств.
Можно сделать вывод, что рациональное познание — это более продвинутый этап.
Формы рационального познания, описание и характеристики
Понятие
Мысль, утверждающая общие свойства и сущность объекта (не путать с внешним видом). Выражается всегда в словах.
Суждение
Понятия, выраженные в речи словами, связываются между собой и образуют суждение. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или взаимоотношениях между объектами.
Умозаключение
Другими словами, вывод. Когда на основе нескольких старых суждений логически образуется новое, отличное от них. Бывают трех видов:
- индуктивное, т.е. от частного к общему выводу;
- дедуктивное, от общего к частному;
- по аналогии.
Примеры использования, в чем специфика
Рациональное познание всегда опирается на чувственное. Для него характерна обобщенность и абстрактность.
- Понятие: студент.
- Суждение: все студенты сдают экзамены.
- Для умозаключения мы берем два или больше суждений. Например: «все студенты сдают экзамены» и «Михайлов — студент». На основе вышесказанного делаем вывод, что Михайлов сдает экзамены.
Второй пример.
- Понятие: собака.
- Суждение: все собаки умеют лаять.
- Чтобы сделать умозаключение, добавим еще одно суждение: «Жучка — собака». Можно сделать вывод, что Жучка умеет лаять.
Специфика этого способа познания в том, что с его помощью человек проникает в сущность предметов, изучает их не только с внешней, видимой, но и внутренней, не физической стороны, открывает законы, формулирует теории и определяет сценарии развития событий.
Примечание
Кроме рассмотренных, в философии существует еще один вид познания — иррациональное, когда имеет место воображение и интуиция, т.е. то, что не поддается логическому объяснению.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 5.00 (Голосов: 4)
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
Чувственное и рациональное познание — презентация онлайн
Похожие презентации:
Религия. Искусство. Мораль
Даосизм — китайское традиционное учение
Где логика
Аль-Фараби
Философские взгляды А. Шопенгауэра
Философская антропология
Познавательная и коммуникативная деятельность
Структурно-логические схемы по философии
Философия Эпохи Возрождения и Нового времени
Потребности человека. (Обществознание, 6 класс)
Чувственное рациональное
Процесс познания
Познание — процесс деятельности
человека, основным содержанием которого
является отражение объективной
реальности в его сознании, а результатом —
получение нового знания об окружающем
мире.
Формы чувственного познания
Ощущение
Элементарное отражение отдельных
сторон и свойств явлений и предметов
Восприятие
Целостный образ внешнего мира,
формирующийся на основе ощущений
Представление
Образ предмета, возникающий на
основе предшествующих ощущений и
восприятий
Формы рационального познания
Понятие
Суждение
Умозаключение
Логически обобщенный образ
предмета
Логическая связь понятий
Вывод нового знания на основе
имеющихся суждений
Рациональное познание, в отличие от
чувственного:
1) дает истинные знания о предмете
3) расширяет представления о мире
4) использует логические умозаключения
В процессе чувственного познания, в отличие
от рационального, происходит:
• непосредственное восприятие
предмета
• систематизация
информации
• классификация полученных
данных
• формирование понятий
Основные мыслительные
операции
анализ
разложение целого на
части
сравнение
синтез
объединение частей в единое целое
абстрагирование
сопоставление
формирование образов
ряда явлений и
реальности посредством
предметов для
отвлечения и пополнения
выявления у них обобщение
общего или
переход от единичного к общему
различий
Практика – материальное освоение человеком
окружающего мира.
Основа познания
Практика
Цель познания
Критерий
истинности знаний
Истина – соответствие представлений о
предмете самому этому предмету.
Абсолютная истина
Относительная истина
Объективная истина
Субъективность
Главный критерий истины – практика!
Противоположности истины
Заблуждение – знание, которое не
соответствует своему предмету.
Ложь – преднамеренное введение в
заблуждение.
Сущность понятия и особенности
научного познания
Наука – это теоретические систематизированные взгляды
на окружающий мир, воспроизводящие его
существенные стороны и основанные на данных научных
исследований.
Научное познание – это объективное, истинное знание,
полученное в ходе проверки и перепроверки.
Наука – основная
форма познания
стремление к объективности
целенаправленность
определенные методы
точность
особый язык
выявление законов и
закономерностей, более глубоких знаний
Уровни научного познания
Эмпирический
Теоретический
Чувственные формы
познания ОВП
Рациональные формы
познания ПСУ
Главная задача –
описание предметов и
явлений
Основные формы знания
– факты и эмпирические
законы
Главная задача –
объяснение изучаемых
явлений
Основные формы знания
– закон, принцип,
научная теория
Особенности научного познания
1.
2.
3.
4.
5.
Стремление к
объективности.
Имеет дело с особым
набором объектов
реальности.
Наука имеет
специальный язык.
Специфика научных
знаний .
Взаимосвязь и
системность научных
знаний.
ИТОГИ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Этапы теоретического познания
постановка цели и задач
анализ литературы по теме
формулировка гипотезы
организация и проведение исследования
анализ и обобщение полученных данных
проверка гипотезы
формулировка законов , научных прогнозов
Метод – совокупность приемов получения
определенного результата.
Эмпирические методы
Теоретические методы
Наблюдение
Анализ
Синтез
Индукция (от частного к
общему)
Дедукция (от общего к
частному)
Моделирование
•включенное
•внешнее (невключенное)
Эксперимент
•исследовательский
•проверочный
•мыслителоьный
Основные отрасли научного
познания
Науки
Фундаментальные
(физика, химия и т. д.)
Прикладные
(агрономия, зоотехния и т. д.)
По предмету и методу познания
Естественные
Физика
Химия
Биология
Технические
Информатика
Генная
инженерия
Общественные
Гуманитарные
История
Филология
Социология
Психология
Политология
Этика
Специфика познания общества
Социальное познание
Объект и субъект
познания
совпадают
Сложность
изучаемого
объекта
Изучаемые
события и
явления
неповторимы
Методы
социального
познания
ограничены
Под разными углами,
На этот Мир, глядим.
Незрячими глазами,
Познать его, хотим.
В эфирной грязной призме,
Является, прогресс.
И внешние кривизны,
Дают, объёмный вес.
Руками не объемлешь,
У чувств, не хватит мер.
И часто Мир приемлешь,
Без всяких Высших сфер!
В познанье, есть преграды.
Не каждому дано,
Вкусить плоды, награды.
Ложишься, лишь на дно!
И Мир, в Миры вольётся!
Дадут, другой объём.
И часто спотыкаясь,
Мы ищем правды, в Нём!
Трёхмерное пространство,
В сознании, предел.
В каком из них, гражданство,
Ты бы иметь, хотел?
И люди, ищут правды.
А лишь всплывает, ложь!
И часто, полуправдой,
Ты, Мир сей, познаёшь!
В трактовке Мирозданья,
Есть множество причин.
С великим опозданьем,
Узнать, что Мир, Един!
Ни разум, и ни око,
Его, не обоймёт.
Духовный Мир, высоко,
В местах иных, живёт!
Духовных в Мире, мало!
Они, не ищут «Тем»!
Внутри их обитает,
Немало тех, Систем!
А здесь, лишь отголоски.
Мирская, суета.
Как старые обноски,
Как старая, мечта!
Два Мира, безграничны.
Но всё ж, граница есть!
Пути, всегда первичны.
Была бы только, честь!
31.12.2012.г.Г.Чайковский.Газиев.Ф. Ф.
English Русский Правила
Этапы процесса познания. Формы чувственно-рационального познания Реферат
Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку этой информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (социальная практика). Между знанием и практикой существует тесная связь, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъективных представлений, представлений, целей в объективно существующие предметы и процессы.
Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными аспектами познавательного процесса. В то же время указанные стороны знания не существуют в отрыве ни от практики, ни друг от друга. Деятельность чувств всегда контролируется умом; разум функционирует на основе исходной информации, которую ему предоставляют органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то о них можно в известном смысле говорить как о ступенях, стадиях познавательного процесса. Каждый из этих двух этапов познания имеет свою специфику и существует в своих формах.
Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации через органы чувств, которые непосредственно связывают нас с внешним миром. Отметим, что такое познание может осуществляться и с помощью специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов чувств человека. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.
Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия факторов окружающей среды на его органы чувств. Каждый орган чувств представляет собой сложный нервный механизм, состоящий из чувствительных рецепторов, передающих нервов-проводников и соответствующей части мозга, контролирующей периферические рецепторы. Например, органом зрения является не только глаз, но и нервы, идущие от него к головному мозгу, и соответствующий отдел в центральной нервной системе.
Ощущения – психические процессы, происходящие в головном мозге при возбуждении нервных центров, управляющих рецепторами. «Ощущения есть отражение индивидуальных свойств, качеств предметов объективного мира, непосредственно воздействующих на органы чувств, элементарное далее психологически неразложимое познавательное явление». Чувства специализированы. Зрительные ощущения дают нам информацию о форме предметов, об их цвете, о яркости световых лучей. Слуховые ощущения информируют человека о различных звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание позволяет нам ощущать температуру окружающей среды, воздействие на организм различных материальных факторов, их давление на него и т. д. Наконец, запах и вкус дают информацию о химических примесях в окружающей среде и составе принимаемой пищи.
Биологические и психофизиологические дисциплины, изучающие ощущение как разновидность реакции организма человека, устанавливают различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощущения, от интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности, установлено, что с точки зрения «информационной способности» у человека на первом месте зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.
Возможности органов чувств человека ограничены. Они способны отображать окружающий мир в определенных (и довольно ограниченных) диапазонах физико-химических воздействий. Таким образом, орган зрения может отображать относительно небольшую часть электромагнитного спектра с длинами волн от 400 до 740 миллимикрон. За пределами этого интервала находятся в одном направлении ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, а в другом – инфракрасное излучение и радиоволны. Ни то, ни другое не воспринимает наш глаз. Человеческий слух позволяет ощущать звуковые волны от нескольких десятков герц до примерно 20 килогерц. Колебания более высокой частоты (ультразвук) или более низкой частоты (инфразвук) не ощущаются нашим ухом. То же самое можно сказать и о других чувствах.
Из фактов, свидетельствующих об ограниченности органов чувств человека, возникло сомнение в его способности познавать окружающий мир. Сомнения в способности человека познавать мир через свои органы чувств оборачиваются неожиданным образом, ибо сами эти сомнения оказываются в пользу мощных возможностей человеческого познания, в том числе и возможностей органов чувств, подкрепляемых при необходимости соответствующими техническими средствами ( микроскоп, бинокли, зрительные трубы и др. ).
Но самое главное, человек может познавать предметы и явления, недоступные его органам чувств, благодаря умению взаимодействовать с окружающим миром. Человек способен осмыслить и понять ту объективную связь, которая существует между явлениями, доступными органу чувств, и явлениями, им недоступными (между электромагнитными волнами и слышимым звуком в радиоприемнике, между движениями электронов и теми видимыми следами, которые они оставляют в вильсоновской камера и г.) Понимание этой объективной связи является основой для перехода (осуществляемого в нашем сознании) от ощущаемого к неощутимому.
В научном познании при обнаружении изменений, происходящих без видимой причины в чувственно-воспринимаемых явлениях, исследователь догадывается о существовании невоспринимаемых явлений. Однако для того, чтобы доказать их существование, выявить законы их действия и использовать эти законы, необходимо, чтобы его (исследователя) деятельность была одним из звеньев, обуславливающих цепь, связывающую наблюдаемое и ненаблюдаемое. Управляя этим звеном по своему усмотрению и вызывая на основе знания закономерности ненаблюдаемых явлений и наблюдаемых эффектов, исследователь тем самым доказывает истинность знания этих закономерностей. Например, превращения звуков в электромагнитные волны, происходящие в радиопередатчике, а затем обратное их преобразование в звуковые колебания в радиоприемнике, доказывает не только существование электромагнитных колебаний, не воспринимаемых нашими органами чувств, но и истинность учение об электромагнетизме, Герц.
Следовательно, органов чувств человека вполне достаточно для понимания мира. «У человека ровно столько чувств, — писал Л. Фейербах, — сколько нужно для восприятия мира в его целостности, в его тотальности». Но отсутствие у человека какого-либо дополнительного органа чувств, способного реагировать на некоторые факторы окружающей среды, полностью компенсируется его интеллектуальной и практической деятельностью. Итак, у человека нет специального органа чувств, позволяющего ощущать излучение. Однако отсутствие такого органа человек смог компенсировать специальным прибором (дозиметром), предупреждающим о радиационной опасности в визуальной или звуковой форме. Это говорит о том, что уровень познания окружающего мира определяется не только набором, «ассортиментом» органов чувств и их биологическим совершенством, но и степенью развития социальной практики.
При этом, однако, не следует забывать, что ощущения всегда были и всегда будут единственным источником знаний человека об окружающем мире. Органы чувств — это единственные «ворота», через которые информация об окружающем мире может проникнуть в наше сознание. Отсутствие ощущений от внешнего мира может привести даже к психическому дискомфорту.
Для первой формы чувственного познания (ощущения) характерен анализ окружающего: органы чувств как бы выбираются из бесчисленного множества факторов внешней среды, вполне определенных. Но чувственное познание включает в себя не только анализ, но и синтез, который осуществляется в последующей форме чувственного познания — в восприятии.
Восприятие представляет собой целостный чувственный образ объекта, формируемый мозгом из ощущений, непосредственно полученных от этого объекта. Восприятие основано на сочетании различных видов ощущений. Но это не просто их механическая сумма. Ощущения, получаемые от различных органов чувств, при восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ предмета. Так, если мы держим яблоко в руке, то зрительно получаем информацию о его форме и цвете, осязанием узнаем о его весе и температуре, обоняние улавливает его запах; и если мы пробуем его, мы узнаем, кислый он или сладкий. В восприятии уже проявляется направленность знания. Мы можем сосредоточиться на какой-то стороне предмета, и она будет «выпирать» в восприятии.
Восприятие человека складывается в процессе его общественной и трудовой деятельности. Последнее приводит к созданию все новых и новых вещей, тем самым увеличивая количество воспринимаемых объектов и совершенствуя сами восприятия. Поэтому человеческие восприятия более развиты и совершенны, чем животные. Как отмечал Ф. Энгельс, орел видит гораздо дальше человека, но человеческий глаз замечает в вещах гораздо больше, чем глаз орла.
На основе ощущений и восприятий в мозгу человека формируются представления. Если ощущения и восприятия существуют только при непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения, ни восприятия), то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как предмет подействовал на нас, мы можем вызвать в памяти его образ (например, вспомнить яблоко, которое некоторое время назад мы держали в руке, а потом съели). В то же время образ предмета, воссоздаваемый нашим представлением, отличается от образа, существовавшего в восприятии. Во-первых, оно беднее, бледнее по сравнению с тем многоцветным изображением, которое мы имели при непосредственном восприятии предмета. А во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в изложении с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется целенаправленность познания. В образе, вызванном памятью, на переднем плане будет главное, что нас интересует.
Вместе с тем в научном познании необходимы воображение, фантазия. Здесь представления могут приобретать поистине творческий характер. На основе элементов, существующих в действительности, исследователь представляет себе нечто новое, то, чего в настоящее время не существует, но что будет либо в результате развития каких-то природных процессов, либо в результате прогресса практики. Любые технические новшества, например, существуют сначала только в идеях их создателей (ученых, конструкторов). И только после их реализации в виде каких-то технических устройств, конструкций они становятся объектами человеческого восприятия.
Представление — большой шаг вперед по сравнению с восприятием, поскольку оно содержит такое новое свойство, как обобщение. Последнее имеет место уже в понятиях конкретных единичных предметов. Но еще в большей степени это проявляется в общих представлениях (то есть, например, в представлениях не только об этой конкретной березе, растущей перед нашим домом, но и о березе вообще). В общих представлениях моменты обобщения становятся гораздо значительнее, чем в любом представлении о частном, единичном предмете.
Представление относится к первому (чувственному) уровню познания, поскольку имеет чувственно-наглядный характер. В то же время это и своеобразный «мост», ведущий от чувственного познания к рациональному.
В заключение отметим, что роль чувственного отражения действительности в обеспечении всех человеческих знаний весьма значительна:
- органы чувств являются единственным каналом, непосредственно связывающим человека с внешним предметным миром;
- без чувств человек вообще не способен ни знать, ни мыслить;
- утрата части органов чувств затрудняет, затрудняет познание, но не перекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств , способность индивидуума концентрировать свое внимание, свою волю и др.)
- рациональное основывается на анализе материала, который дают нам органы чувств;
- регуляция предметной деятельности осуществляется преимущественно посредством информации, получаемой органами чувств;
- органы чувств дают тот минимум первичной информации, который необходим для многостороннего познания объектов в целях развития научных знаний.
Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.
Именно «мышление упорядочивает данные чувственного восприятия, но не сводится к этому, а порождает нечто новое — то, что не дано в чувственности. Этот переход есть скачок, перерыв в постепенности. Он имеет свою объективную основу в «расщеплении» объекта на внутреннее и внешнее, сущность и ее проявление, на отдельное и общее. Внешние стороны вещей, явлений отражаются прежде всего с помощью живого созерцания, а сущность, общее в них постигается с помощью мышления.
В этом процессе перехода достигается то, что называется пониманием. Понять — значит выявить существенное в предмете. Мы можем понять то, что не в состоянии воспринять… Мышление связывает показания органов чувств со всеми существующими знаниями личности, более того – со всем совокупным опытом, знаниями человечества в той мере, в какой они стали достоянием субъекта.
Формами рационального познания (человеческого мышления) являются: понятие, суждение и умозаключение. Это самые широкие и распространенные формы мышления, лежащие в основе всего неисчислимого богатства знаний, накопленных человечеством.
Исходной формой рационального знания является понятие. «Понятия — это продукты общественно-исторического процесса познания, воплощенные в словах, выделяющих и закрепляющих общие существенные свойства; отношения предметов и явлений, и благодаря этому они одновременно обобщают важнейшие свойства о способах действия с этими группами предметов и явлений». Понятие в своем логическом содержании воспроизводит диалектическую закономерность познания, диалектическую связь единичного, особенного и всеобщего. В понятиях могут фиксироваться существенные и несущественные признаки предметов, необходимые и случайные, качественные и количественные и т. д.
Возникновение понятий – важнейшая закономерность формирования и развития мышления человека. Объективная возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении заключается в объективном характере окружающего нас мира, т. е. в наличии в нем множества отдельных объектов, обладающих качественной определенностью.
Образование понятия представляет собой сложный диалектический процесс, включающий: сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение однородных предметов на основе определенных общих признаков), абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее значимых, и отвлечение внимания от других, второстепенных, несущественных). Все эти логические приемы тесно связаны друг с другом в едином процессе образования понятий.
Понятия выражают не только предметы, но и их свойства и отношения между ними. Такие понятия, как твердое и мягкое, большое и малое, холодное и горячее и т. д., выражают определенные свойства тел. Такие понятия, как движение и покой, скорость и сила и др. , выражают взаимодействие предметов и человека с другими телами и процессами природы.
Особенно интенсивно появление новых понятий происходит в области науки в связи с быстрым углублением и развитием научных знаний. Открытия в объектах новых аспектов, свойств, отношений, отношений немедленно влекут за собой появление новых научных понятий. Каждая наука имеет свои понятия, образующие более или менее стройную систему, называемую ее понятийным аппаратом. В понятийный аппарат физики, например, входят такие понятия, как «энергия», «масса», «заряд» и др. В понятийный аппарат химии входят понятия «элемент», «реакция», «валентность» и др.
По степени общности понятия могут быть разные – менее общие, более общие, предельно общие. Сами понятия подлежат обобщению. В научном познании функционируют частнонаучные, общенаучные и общечеловеческие понятия (философские категории, такие как качество, количество, материя, бытие и др.).
В современной науке все большую роль играют общенаучные понятия, возникающие в точках соприкосновения (так сказать «на пересечении») различных наук. Часто это происходит при решении каких-то сложных или глобальных задач. Взаимодействие наук при решении подобного рода научных задач значительно ускоряется благодаря использованию общенаучных понятий. Важную роль в формировании таких понятий играет характерное для нашего времени взаимодействие естественных, технических и общественных наук, образующих основные сферы научного знания.
Более сложной формой мышления, чем понятие, является суждение. Оно включает в себя понятие, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму мышления, выполняющую в мышлении свои особые функции. Объясняется это тем, что «всеобщее, частное и единичное прямо не разделены в понятии и даны как нечто целое. Их разделение и соотношение дано в суждении. »
Объективной основой суждения являются связи и отношения между объектами. Потребность в суждениях (как и в понятиях) коренится в практической деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек стремится не только выделить одни предметы из других, но и осмыслить их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них.
Отношения и отношения между объектами мысли очень разнообразны. Они могут быть между двумя отдельными предметами, между субъектом и группой предметов, между группами предметов и т. д. Многообразие таких реальных связей и отношений отражается в многообразии суждений.
«Суждение есть форма мышления, посредством которой выявляется наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т. е. указывается наличие или отсутствие чего-либо в чем-либо)». Будучи относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира с их свойствами и отношениями, суждение имеет определенную структуру. В этой структуре понятие предмета мысли называется предметом и обозначается латинской буквой S (Subjectum – лежащий в основе). Понятие о свойствах и отношениях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской буквой Р (Predicatum – сказал). Субъект и сказуемое вместе называются терминами суждения. В то же время роль терминов в суждении далеко не одинакова. Подлежащее содержит уже известные знания, а сказуемое несет новые знания о нем. Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью. Наличие этой связи между железом и его индивидуальным свойством позволяет судить: «железо (S) электропроводно (P)».
Субъектно-сказуемая форма суждения связана с его основной познавательной функцией — отражать действительность в ее богатом многообразии свойств и отношений. Эта рефлексия может осуществляться в виде единичных, частных и общих суждений.
A single — это суждение, в котором что-то утверждается или отрицается в отношении определенного предмета. Такие суждения в русском языке выражаются словами «этот», именами собственными и др.
Рядовой суждения — это такие суждения, в которых что-то утверждается или отрицается об определенной части определенной группы (класса) предметов. В русском языке такие суждения начинаются с таких слов, как «некоторые», «часть», «не все» и др.
Общие — это суждения, в которых что-то утверждается или отрицается о всей группе (о всем классе) предметов. Более того, то, что одобряется или отрицается в общем суждении, касается каждого предмета рассматриваемого класса. В русском языке это выражается словами «все», «всякий», «каждый», «какой-либо» (в утвердительных суждениях) или «никто», «никто», «никто» и т. п. (в отрицательных суждениях).
Общие суждения выражают общие свойства предметов, общие связи и отношения между ними, включая объективные закономерности. Именно в форме общих суждений формируются практически все научные утверждения. Особое значение общих суждений в научном познании определяется тем, что они служат той мыслительной формой, в которой могут быть выражены только открытые наукой объективные законы окружающего мира. Однако это не означает, что только общие суждения имеют познавательную ценность в науке. Законы науки возникают из обобщения множества отдельных и частных явлений, которые выражаются в виде отдельных и частных суждений. Даже единичные суждения об отдельных предметах или явлениях (некоторые факты, возникшие в эксперименте, исторические события и т. д.) могут иметь важное познавательное значение.
Будучи формой существования и выражением понятия, отдельное суждение, однако, не может полностью выразить его содержание. Такая форма может служить только системе суждений и умозаключений. Умозаключение – это наиболее ярко проявляющаяся способность мышления к опосредованному рациональному отражению действительности. Переход к новым знаниям осуществляется здесь не путем обращения к этому чувственному опыту субъекта познания, а на основе уже имеющихся знаний.
Заключение содержит в своем составе суждения, а следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполагает и их определенную связь. Для того чтобы понять происхождение и сущность умозаключения, необходимо сравнить два вида знаний, которыми человек обладает и пользуется в процессе своей жизнедеятельности. Это непосредственное и опосредованное знание.
Непосредственное знание – это знание, получаемое человеком посредством органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т. д. Такая чувственная информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.
Однако не обо всем на свете можно судить напрямую. В науке опосредованное знание имеет большое значение. Это знания, получаемые не непосредственно, не напрямую, а путем выведения из других знаний. Логическая форма их приобретения и служит выводом. Под умозаключением понимается форма мышления, посредством которой новое знание выводится из известного знания.
Подобно суждениям, вывод имеет свою структуру. В структуре любого умозаключения различают: предположения (исходные суждения), вывод (или умозаключение) и определенную связь между ними. Посылки – это исходные (и в то же время уже известные) знания, служащие основой для заключения. Вывод есть производное, причем новое знание, полученное из посылок и выступающее их следствием. Наконец, связь между предположениями и умозаключением есть необходимое отношение между ними, позволяющее переходить от одного к другому. Другими словами, это логическое следующее отношение. Каждый вывод есть логическое вытекание одних знаний из других. В зависимости от характера этого следования различают следующие два основных типа умозаключений: индуктивный и дедуктивный.
Вывод широко используется в быту и в научных знаниях. В науке они используются как способ познания прошлого, которое нельзя наблюдать напрямую. Именно на основе умозаключений формируются знания о происхождении Солнечной системы и образовании Земли, о происхождении жизни на нашей планете, о происхождении и этапах развития общества и т. д. Но выводы в науки используются не только для понимания прошлого. Они также важны для понимания будущего, которое пока невозможно наблюдать. А для этого необходимо знание прошлого, тенденций развития, действующих в настоящее время и прокладывающих путь в будущее.
Вместе с понятиями и суждениями умозаключения преодолевают ограничения чувственного познания. Они незаменимы там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения предмета или явления, в понимании его сущности, форм существования, закономерностей его развития и т. д. экспортировать ссылку на эту статью, пожалуйста, выберите стиль ссылки ниже:
- APA
- MLA
- Гарвард
- Ванкувер
StudyBoss. (декабрь 2018 г.). Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания. Получено с https://studyboss.com/essays/the-stages-of-the-process-of-knowledge-forms-of-sensual-and-rational-knowledge.htmlReference Скопировано в буфер обмена.
«Этапы процесса познания. Формы чувственного и разумного познания». www.studyboss.com. 12 2018. 02 2023.
StudyBoss. Декабрь 2018. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания. [В сети]. Доступно по адресу: https://studyboss.com/essays/the-stages-of-the-process-of-knowledge-forms-of-sensual-and-rational-knowledge.html [Проверено 21 февраля 2023 г.]. Ссылка скопирована в Буфер обмена.
StudyBoss. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания [Интернет]. Декабрь 2018 г. [По состоянию на 21 февраля 2023 г.]; Доступно по адресу: https://studyboss.com/essays/the-stages-of-the-process-of-knowledge-forms-of-sensual-and-rational-knowledge.html. Ссылка скопирована в буфер обмена.
Чувственное и рациональное в познавательном процессе. Иллюзия чувств «Обман чувств» в книгах
Наш разум не является зеркалом того, что происходит вокруг. Многое из того, что мы видим во внешнем мире, исходит изнутри и является побочным продуктом того, как мозг обрабатывает ощущения. Ученые нашли множество способов, раскрывающих обманчивость наших органов чувств, и вот некоторые из них.
1. Процедура Ганцфельда
Процедура Ганцфельда — это метод мягкой сенсорной изоляции, впервые предложенный в экспериментальной психологии в 1930 с. Для этого эксперимента нужно настроить радио на помехи, лечь на диван и с помощью лейкопластыря приложить к глазам половинку шариков для настольного тенниса. В течение минуты человек начинает испытывать галлюцинации. Одни видят бегущих в облаках лошадей, другие слышат голос умершего родственника.
Дело в том, что наш разум зависит от ощущений, и когда их очень мало, наш мозг начинает придумывать свои собственные.
2. Уменьшение боли
Если вы вдруг получили легкую травму, посмотрите на поврежденную часть в перевернутый бинокль — боль должна уменьшиться.
Ученые из Оксфордского университета в ходе эксперимента показали, что взгляд на травмированную руку через дальний конец бинокля визуально уменьшает размер руки, а также боль и отек. Это говорит о том, что даже основные ощущения, такие как боль, зависят от нашего зрения.
3. Иллюзия Пиноккио
Для этого эксперимента вам понадобятся два стула и повязка на глаза. На заднем сиденье сидит человек с перевязкой, глядя на человека перед собой. Затем тот, у кого завязаны глаза, протягивает руку и кладет ее на нос того, кто сидит впереди.
При этом другой рукой он касается своего носа и начинает легонько поглаживать оба носа. Примерно через минуту более 50% людей сообщают, что их нос удлиняется.
4. Обман мышления
Поднимите правую ногу на несколько дюймов от пола и начните двигать ею по часовой стрелке. Делая это, используйте указательный палец правой руки, чтобы нарисовать цифру 6 в воздухе. Ваша нога начнет поворачиваться против часовой стрелки, и вы ничего не сможете с этим поделать.
Левая сторона мозга, которая контролирует правую сторону тела, отвечает за ритм и ритм. Она не может справиться с работой двух противоположных движений одновременно и объединяет их в одно движение.
5. Обман слуха
Этот трюк можно проделать с тремя людьми, один из которых будет испытуемым, а двое других будут наблюдателями. Вам также понадобятся наушники, прикрепленные к двум пластиковым трубкам с обеих сторон. Попросите субъекта сесть на стул на равном расстоянии между двумя наблюдателями. Каждый наблюдатель по очереди говорит в приемник с соответствующей стороны. Слушатель в этом случае правильно определяет направление звука. Если вы обменяетесь трубками и начнете говорить, слушатель запутается и укажет в сторону, противоположную звуку.
Слуховая локализация — это способность человека определять направление на источник звука. Слуховая система человека наделена ограниченной способностью определять расстояние до источника звука и основана на межзвуковой разнице во времени. При смене трубок активируется восприятие нейронов на противоположной стороне мозга, и человек не может определить источник звука.
6. Иллюзия резиновой руки
Более десяти лет назад психологи открыли иллюзию, позволяющую убедить человека в том, что резиновая рука его собственная. Для этого эксперимента вам понадобится резиновая рука или надутая резиновая перчатка, кусок картона и две кисти. Положите резиновую руку на стол перед собой и спрячьте руку за картон. Попросите кого-нибудь погладить настоящую руку и резиновую руку одновременно одними и теми же мазками.
Через несколько минут вы почувствуете, что искусственная рука стала вашей плотью. Если вы попросите другого человека ударить по резиновой руке, он почувствует себя неловко и обидно, потому что мозг убежден, что резиновая рука реальна.
7. Звук, который слышат те, кому еще нет 20 лет
Этот звук, синусоиду с частотой 18000 Герц, слышат те, кому еще нет 20 лет. Некоторые подростки используют его в качестве мелодии звонка на мобильном телефоне, чтобы другие люди не могли слышать, звонит ли телефон. Вы можете слушать.
По мере взросления человек теряет способность слышать звуки более высоких тонов, поэтому уловить его способны только молодые люди до 20 лет.
8. Эффект Пуркинье
Ян Пуркинье
Ян Пуркинье, основатель современной нейробиологии, в детстве обнаружил интересную галлюцинацию. Он закрыл глаза, повернул голову к солнцу и начал быстро двигать рукой вперед и назад перед закрытыми глазами.
Через несколько минут Пуркинье заметил разноцветные формы, которые становились все более и более замысловатыми.
Впоследствии ученые создали специальные очки, на которых загорался свет определенной частоты. Эта стимуляция создает короткое замыкание в зрительной коре головного мозга, и клетки начинают непредсказуемым образом «загораться», что приводит к появлению фиктивных образов.
Читайте также «5 умопомрачительных способов, которыми ваш мозг постоянно вам лжет» на Pubbli.
Как узнать что-то личное о собеседнике по его внешнему виду
Секреты «сов», о которых не знают «жаворонки»
Как работает мозговая почта — передача сообщений от мозга к мозгу через Интернет
Зачем нужна скука?
«Человек-Магнит»: Как стать харизматичнее и привлечь к себе людей
25 цитат, которые разбудят в вас внутреннего бойца
Как развить уверенность в себе
Можно ли «очистить организм от токсинов»?
5 причин, почему люди всегда будут обвинять в преступлении жертву, а не преступника формируют наше представление о реальности, но часто это идет вразрез со здравым смыслом — наше серое вещество имеет ряд существенных недостатков. Например:
1. Ваши глаза помогут вам услышать слова.
Когда вы слышите, как кто-то говорит, на первый взгляд все довольно просто: рот другого человека создает звук, который слышат ваши уши. Вроде бы эта схема работает нормально, что может пойти не так?
На самом деле ваши глаза могут вас обмануть: зрение является доминирующим чувством у большинства людей, а это значит, что иногда именно глаза определяют то, что слышат ваши уши.
Например, человек раз за разом произносит что-то вроде «бах-бах-бах», а после этого вдруг меняет звук на «фах-фах-фах» — по крайней мере, по глазам. На самом деле звук не меняется, меняется только «картинка»: то есть голос по-прежнему говорит «бац», но так как артикуляция несколько изменилась, вы автоматически начинаете слышать другой звук, а если закрыть глаза или отвернуться, звук снова превратится в «бах».
Эта иллюзия называется эффектом Мак-Герка, и самое удивительное, что даже если вы знаете, какой звук произносится на самом деле, ваши уши все равно услышат то, что подсказали глаза. Как правило, эффект Мак-Гурка сводится к минимуму, если вы имеете дело со знакомым человеком, но в полной мере проявляется при разговоре с незнакомцем. Имеет значение даже то, во что человек одет — вы подсознательно ждете от него определенных слов.
2. Ваш мозг убирает определенные объекты из поля зрения, когда вы ведете машину.
Все мы не раз видели оптические иллюзии, но это лишь малая часть того, как мозг может обманывать наши чувства: он может игнорировать свет уличного фонаря ночью в зеркале заднего вида, когда вы за рулем.
Вы обратили внимание на желтые точки по кругу? Нет, потому что через несколько секунд они исчезают из поля зрения: вы знаете, что точки все еще там, но ваш мозг отказывается их видеть. Точно так же огни и фары исчезают, когда вы фокусируетесь на дороге впереди. Именно поэтому виновники аварии часто говорят: «Он появился из ниоткуда!».
Ученые называют это явление «слепотой, вызванной движением». Считается, что это способность мозга отбрасывать информацию, которую он в настоящее время считает неактуальной. В мире слишком много раздражителей — звуков, запахов, движущихся навстречу объектов — и если бы мозг обрабатывал всю поступающую информацию, он получил бы значительную перегрузку. Вместо этого он отсеивает «бесполезные» вещи: вот почему так сложно уследить за всеми случайными прохожими, идущими по той же улице, что и вы.
Проблема в том, что мозг не всегда правильно реагирует на сигналы: в нашем примере мозг принимает синие линии за что-то важное, потому что они движутся, и игнорирует желтые точки, потому что они остаются на месте.
3. Ваши глаза могут влиять на вкус пищи.
Если у вас нет аберрации, называемой синестезией, вы мало задумываетесь о вкусе цвета или, наоборот, о вкусе. Но на самом деле эти чувства взаимосвязаны: наши глаза определяют, насколько та или иная еда нас порадует, и дело не только в том, что мы чаще едим пищу, которая выглядит аппетитно.
Например, дегустаторы считают, что одни продукты лучше сочетаются с красным вином, а другие – с белым, причем каждый вид вина имеет вкус при определенной температуре. Ученые задались целью выяснить, что влияет на восприятие вкуса, и попросили членов одного из лондонских винных клубов описать аромат белого вина. Сначала говорили о вкусах, традиционно считающихся характерными для белого вина, — бананы, маракуйя, красный перец, однако, когда исследователи добавили в вино красный краситель, специалисты заговорили о вкусах, характерных для красного вина. Обратите внимание, что это было то же вино, только другого цвета.
Этот эксперимент многократно повторялся в разных клубах, и всегда результат был один и тот же. Однажды один из самых авторитетных дегустаторов попытался описать вкус красного белого вина, и долго его пробовал — не потому, что правильно определил сорт, а потому, что пытался распознать, из каких красных ягод это вино. сделан из.
Пример с вином не единственный: оттенок бокала может влиять на температуру и вкус напитка, например, в одном эксперименте участники лучше ощущали вкус горячего шоколада, когда пили его из чашек оранжевого или кофейного цвета, в то время как клубничное желе было более насыщенным при подаче. на белой тарелке, а не на темной.
4. Ваш мозг «меняет» размеры окружающих предметов
Наши глаза часто обманывают нас относительно размеров объектов, которые мы видим: посмотрите на две красные линии на фотографии и попытайтесь определить, какая из них длиннее .
Если вы ответили, что линия справа, то вы абсолютно нормальный человек, и тоже ошибаетесь — если расположить линии рядом, станет очевидно, что они одинаковые. Мозг уменьшил линию слева по той же причине, по которой удаленные предметы кажутся вам меньше — это вопрос перспективы.
Чтобы увидеть такие иллюзии в реальной жизни, достаточно взглянуть на ночное небо: когда Луна только поднимается над горизонтом, она кажется огромной, но в течение следующих нескольких часов она постепенно «уменьшается» и ближе к полуночи кажется совсем маленькой. Это не значит, что Луна вдруг отдалилась от Земли — она только кажется больше, потому что объекты перед ней — деревья и здания — создают иллюзию перспективы.
И вот что странно, насколько легко вы поддаетесь иллюзиям, зависит от того, что вы привыкли видеть: например, городские жители более уязвимы к оптическим иллюзиям. С другой стороны, если вы выросли вдали от цивилизации, ваш мозг не будет хранить столько воспоминаний о больших прямоугольных объектах, поэтому обмануть его иллюзией будет сложнее.
5. Вы можете легко забыть, где находятся ваши конечности.
Если вы положите рядом с рукой фальшивую резиновую руку и спросите, какая рука на самом деле ваша, то вы, вероятно, ответите на этот вопрос, не подумав, но, скорее всего, ошибетесь. Если ваша настоящая рука чем-то покрыта, и вы видите только руки, то достаточно просто дотронуться до обеих рук одновременно, чтобы ввести ваш мозг в заблуждение: вы не видите свою настоящую руку и автоматически принимаете фальшивую — видимую — руку за свою . Если ударить молотком по искусственной руке, то вы вздрогнете, хотя боли не почувствуете — мозг инстинктивно отреагирует на удар.
Еще интереснее то, что как только ваш мозг принимает искусственную руку за свою, температура скрытой от ваших глаз настоящей руки резко падает, что свидетельствует об ограничении кровотока в это время — иными словами, ваш мозг начинает отрицать само существование вашей настоящей руки на физиологическом уровне.
Это явление, также называемое проприоцепцией, показывает, что глаза играют огромную роль в осознании частей собственного тела: они позволяют вам вести машину, не глядя на ноги, или вслепую печатать на клавиатуре. По этой же причине подростки кажутся неуклюжими — они не сразу успевают привыкнуть к тому, что выросли, а их мозг часто искажает зрительное восприятие собственного тела.
Проприоцепция часто используется для лечения фантомных болей после ампутации — достаточно показать пациенту протез с помощью зеркала, чтобы мозг решил, что рука или нога все еще на месте.
Глаза – это органы, через которые человек получает больше информации об окружающем мире, чем от всех остальных органов чувств. Но бывает, что нам говорят не то, что есть на самом деле, нам врут. Почему? Как это вообще возможно? А что если не верить своим глазам?
Обманывать все органы чувств
Чтобы легче было смириться с тем, что наши глаза постоянно нас обманывают, начнем с того, что все наши органы чувств так или иначе обмануты. Просто так получилось.
Например, стереосистемы обманывают наш слух. «Раздвоение» и соответствующее направление звука делают свое дело – получается эффект присутствия, т.е. человеку кажется, что он находится в эпицентре видеособытий, либо в зале во время концерта.
Вкус легко обмануть с помощью усилителей вкуса, заменителей вкуса. Есть целые фабрики, производящие вкус и аромат привычных нам продуктов. Благодаря этому наш мозг, видя какой-то сыр, произведенный неизвестно когда, говорит нам, что он свежий, вкусный, достойный нашего внимания.
Интересно также, что информация, полученная от одного органа чувств, корректируется в зависимости от информации, полученной от других органов чувств. Мозг, учитывая все полученное, выдает усредненную картинку. Так, цвет пищи влияет на ее вкус, при простуде пища кажется безвкусной и т. д.
Оптическая иллюзия. На каждом шагу
Почему информация, воспринимаемая глазами, искажается? Попробуем разобраться. Органы зрения видят какую-то картинку и добросовестно передают зрительные сигналы в мозг для обработки. У него уже есть схемы обработки полученной информации.
Например, светотень, расположенная определенным образом, подскажет мозгу, что видимый глазами объект объемный. Также не стоит забывать, что из картинок, полученных от двух глаз, формируется определенное изображение, и они несколько отличаются.
Об этом тоже нужно поговорить. Для мозга каждый образ, который ему дают глаза, нов. При этом все, что мы видим, уже похоже на то, что мы когда-то видели раньше.
Итак, мозг использует наш зрительный опыт для того, чтобы дорисовать картину сейчас, в конкретный момент.
На самом деле мозг получает от глаз абсолютно бессмысленную информацию и сам придает ей смысл. Благодаря этому мы видим то, что видим.
Когда мозг обрабатывает данные, полученные от органов зрения, он как бы удаляет все лишнее. Это хорошо понятно при рассмотрении картины «два в одном». На листе бумаги два рисунка, но наш мозг воспринимает один рисунок и игнорирует другой.
В жизни такое случается очень и очень часто. Например, человеку нравится какая-то модель автомобиля. И ему часто кажется, что их очень и очень много разъезжает по городу. Но голодный человек повсюду замечает вывески, рекламу общепита, а в руках людей видит только вкусности. Вся остальная информация игнорируется.
И это еще не все. Мозг может корректировать полученное изображение в соответствии с эмоциями человека. Чтобы лучше понять это, вспомним следующий эксперимент. Двум группам людей показывали одну и ту же фотографию одного и того же мужчины.
Одни говорили, что этот человек убийца и опаснейший преступник, другие, что он известный ученый, гений мировой науки. В обоих случаях людей просили описать внешность мужчины. Нетрудно догадаться, что представители разных групп видели человека на фото совершенно по-разному.
Вывод здесь можно сделать такой: человек видит то, что хочет видеть.
Сразу вспомним ситуации, когда мы получаем информацию с помощью глаз, и она, пролетая мимо нашего сознания, наших мыслей, попадает прямо в мозг. Самый яркий пример — скрытая реклама.
Представьте себе такую ситуацию. Вы смотрите фильм. И тогда вы понимаете, что очень хотите съесть гамбургер. Все ваши мысли больше не поглощены фильмом, а ближайшим Макдональдсом. В чем дело? — недоумеваете вы. Ведь фильм о гонках, никакой еды — только машины.
Все дело в скрытой рекламе. Где-то на подиуме во время автогонок, вполне вероятно, так или иначе мелькнуло изображение гамбургера. Твои глаза увидели его, минуя сознание, отравили информацию сразу в подсознание. Результат – голод и желание съесть именно такой гамбургер.
И далее. Нельзя не вспомнить известный опыт, который показывают всем без исключения студентам — психологам и социальным психологам. Группе людей показывают видео. На нем несколько человек в красных футболках и несколько человек в белых майках подбрасывают обычный мяч. Задача испытуемых – посчитать, сколько раз лица на видео в красных футболках пройдут между собой.
Проходит несколько минут. Видео заканчивается. Субъекты с радостью сообщают о подсчитанном количестве передач. Но оказывается, что задача — всего лишь отвлекающий маневр. На самом деле исследователей интересовало вовсе не количество сделанных передач, а то, насколько избирательно наше внимание, как много мы упускаем из виду, когда концентрируемся на чем-то одном. Так, во время ролика на экране прямо среди людей, бросающих мяч, появился мужчина в костюме гориллы. Никто его не заметил.
Это было сказано испытуемым, и им было предложено просмотреть то же самое видео еще раз. Гориллу видели, а человека в футболке другого цвета, появившегося откуда-то, не было. Также, как и то, что во время видео один из метателей ушел из поля зрения.
Выход. Нам кажется, что мы все видим. Мы уверены, что наши глаза максимально точно отражают окружающую действительность. На самом деле это не так .
Мы видим то, что хотим мы, мы видим то, что хотят другие, то, что хочет наш мозг, что позволяет нам видеть наше сознание. Что такое оптическая иллюзия в данном случае? Вопрос скорее философский…
Что делать, если не веришь своим глазам?
Можно ли что-нибудь сделать, если вы на самом деле не верите в то, что видите? В большинстве случаев нет. К сожалению. Если вы решили каким-то образом обмануть, то, скорее всего, это получится. Особенно, если это профессионал.
На основании различных исследований, научных достижений в области изучения головного мозга, органов чувств, глаз можно создать ситуацию, при которой человек будет обманут. И чем больше денег вложено в фокус, тем больше шансов, что вы даже не догадаетесь, что то, что вы видите, не то, что есть на самом деле.
Это реальность, которую необходимо принять. Человек не совершенен. Человек может быть обманут и запутан. Будьте в порядке с этим. Пусть такие ситуации ассоциируются с магами и фокусниками, а не с мошенниками.
Когда вы слышите, как кто-то говорит, на первый взгляд все довольно просто: рот другого человека создает звук, который слышат ваши уши. Вроде бы эта схема работает нормально, что может пойти не так?
На самом деле ваши глаза могут вас обмануть: зрение является доминирующим чувством у большинства людей, а это значит, что иногда именно глаза определяют то, что слышат ваши уши.
Например, человек раз за разом произносит что-то вроде «бах-бах-бах», а после этого вдруг меняет звук на «фах-фах-фах» — по крайней мере, по глазам. На самом деле звук не меняется, меняется только «картинка»: то есть голос по-прежнему говорит «бац», но так как артикуляция несколько изменилась, вы автоматически начинаете слышать другой звук, а если закрыть глаза или отвернуться, звук снова превратится в «бах».
Эта иллюзия называется эффектом Мак-Гурка, и самое удивительное, что даже если вы знаете, какой звук произносится на самом деле, ваши уши все равно услышат то, что подсказали глаза. Как правило, эффект Мак-Гурка сводится к минимуму, если вы имеете дело со знакомым человеком, но в полной мере проявляется при разговоре с незнакомцем. Имеет значение даже то, во что человек одет — вы подсознательно ждете от него определенных слов.
2. Ваш мозг убирает определенные объекты из поля зрения, когда вы ведете машину.
Все мы не раз видели оптические иллюзии, но это лишь малая часть того, как мозг может обманывать наши чувства: он может игнорировать свет уличного фонаря ночью в зеркале заднего вида, когда вы за рулем. Например, посмотрите на мигающую зеленую точку в центре рисунка в течение десяти секунд.
Вы обратили внимание на желтые точки вокруг круга? Нет, потому что через несколько секунд они исчезают из поля зрения: вы знаете, что точки все еще там, но ваш мозг отказывается их видеть. Точно так же огни и фары исчезают, когда вы фокусируетесь на дороге впереди. Именно поэтому виновники аварии часто говорят: «Он появился из ниоткуда!».
Ученые называют это явление «слепотой, вызванной движением». Считается, что это способность мозга отбрасывать информацию, которую он в настоящее время считает неактуальной. В мире слишком много раздражителей — звуков, запахов, движущихся навстречу объектов — и если бы мозг обрабатывал всю поступающую информацию, он получил бы значительную перегрузку. Вместо этого он отсеивает «бесполезные» вещи: вот почему так сложно уследить за всеми случайными прохожими, идущими по той же улице, что и вы.
Проблема в том, что мозг не всегда правильно реагирует на сигналы: в нашем примере мозг принимает синие линии за что-то важное, потому что они движутся, и игнорирует желтые точки, потому что они остаются на месте.
3. Ваши глаза могут влиять на вкус пищи.
Если у вас нет аберрации, называемой синестезией, вы вряд ли задумаетесь о том, каков вкус цвета или, наоборот, как выглядит вкус. Но на самом деле эти чувства взаимосвязаны: наши глаза определяют, насколько та или иная еда нас порадует, и дело не только в том, что мы чаще едим пищу, которая выглядит аппетитно.
Например, дегустаторы считают, что одни продукты лучше сочетаются с красным вином, а другие – с белым, причем каждый вид вина имеет вкус при определенной температуре. Ученые задались целью выяснить, что влияет на восприятие вкуса, и попросили членов одного из лондонских винных клубов описать аромат белого вина. Сначала говорили о вкусах, традиционно считающихся характерными для белого вина, — бананы, маракуйя, красный перец, однако, когда исследователи добавили в вино красный краситель, специалисты заговорили о вкусах, характерных для красного вина. Обратите внимание, что это было то же вино, только другого цвета.
Этот эксперимент многократно повторялся в разных клубах, и всегда результат был один и тот же. Когда-то один из самых авторитетных дегустаторов пытался описать вкус красного белого вина, и долго его пробовал — не потому, что правильно определил сорт, а потому, что пытался распознать, из каких красных ягод сделано это вино. .
Пример с вином не единственный: оттенок бокала может влиять на температуру и вкус напитка, например, в одном эксперименте участники лучше ощущали вкус горячего шоколада, когда пили его из чашек оранжевого или кофейного цвета, а клубничное желе на вкус полнее при подаче. на белой тарелке, а не на темной.
4. Ваш мозг «меняет» размер окружающих предметов
Наши глаза часто обманывают нас относительно размеров объектов, которые мы видим: посмотрите на две красные линии на фотографии и попытайтесь определить, какая из них длиннее.
Если вы ответили, что линия справа, то вы абсолютно нормальный человек, и тоже ошибаетесь — если расположить линии рядом, станет очевидно, что они одинаковые. Мозг уменьшил линию слева по той же причине, по которой удаленные предметы кажутся вам меньше — это вопрос перспективы.
Чтобы увидеть такие иллюзии в реальной жизни, достаточно посмотреть на ночное небо: когда Луна только поднимается над горизонтом, она кажется огромной, но в течение следующих нескольких часов она постепенно «уменьшается» и ближе к полуночи кажется совсем маленькой. Это не значит, что Луна вдруг отдалилась от Земли — она только кажется больше, потому что объекты перед ней — деревья и здания — создают иллюзию перспективы.
И вот что странно, насколько легко вы поддаетесь иллюзиям, зависит от того, что вы привыкли видеть: например, городские жители более уязвимы к оптическим иллюзиям. С другой стороны, если вы выросли вдали от цивилизации, ваш мозг не будет хранить столько воспоминаний о больших прямоугольных объектах, поэтому обмануть его иллюзией будет сложнее.
5. Вы легко можете забыть, где находятся ваши конечности.
Если вы положите рядом с рукой фальшивую резиновую руку и спросите, какая рука на самом деле ваша, то вы, вероятно, ответите на этот вопрос, не подумав, но, скорее всего, ошибетесь. Если ваша настоящая рука чем-то покрыта, и вы видите только руки, то достаточно дотронуться до обеих рук одновременно, чтобы ввести ваш мозг в заблуждение: вы не видите свою настоящую руку и автоматически принимаете фальшивую — видимую — руку за свою .