24.09.2024

Рациональное познание в отличие от чувственного расширяет знания: А. и чувственное, и рациональное познание 1 формирует знания и представления о предмете 2 использует логические умозаключения 3 начинается с ощущения 4 дает наглядный образ предмета 2

А. и чувственное, и рациональное познание 1 формирует знания и представления о предмете 2 использует логические умозаключения 3 начинается с ощущения 4 дает наглядный образ предмета 2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Часть А . 1. И чувственное, и рациональное познание 1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения 4)дает наглядный образ предмета

2. Верны ли следующие суждения о свободе человека? А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

1)Верно только А. 2)Верно только Б 3)Верны оба суждения. 4)Оба суждения неверны.

3.Ученик для учителя является: 1) объектом деятельности 2) конкурентом 3) субъектом деятельности 4) коллегой

4. В познавательной деятельности в отличие от трудовой: 1) средства должны соответствовать целям 2) цель состоит в получении достоверного знания 3) субъектом выступает отдельная личность 4) результатом является новый продукт

5. Понятие – это форма мысли, которая 1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств

2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений

3)формирует наглядный образ предмета 4) фиксирует различные комбинации ощущений человека

6. К практической деятельности относится 1) производство материальных благ 2) познание законов развития природы 3) формирование религиозных представлений о мире 4) сочинение музыки

7. Деятельность в отличие от общения 1) является потребностью человека 2) может доставлять человеку удовольствие 3) предполагает наличие цели 4) непосредственно преобразует предметы окружающей среды

8. Верны ли следующие утверждения о свободе личности? А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед об­ществом за свои действия и поступки. Б. Свобода — это возможность выбора способа действия для достиже­ния какой-либо цели. 1)Верно только А. 2)Верно только Б 3)Верны оба суждения.

4)Оба суждения неверны.

9. Верны ли следующие суждения о самопознании? А. Идеальное «Я» — это представление о том, каким хотят меня ви­деть окружающие. Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

1)Верно только А. 2)Верно только Б 3)Верны оба суждения. 4)Оба суждения неверны.

10. Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?

А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания и разума.

Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него определённого набора инстинктов.

1)Верно только А. 2)Верно только Б 3)Верны оба суждения. 4)Оба суждения неверны.

11. Рациональное познание, в отличие от чувственного, 1) расширяет знания об окружающем мире 2)формирует наглядный образ предмета 3)осуществляется в форме ощущений и восприятий 4)использует логические умозаключения

12. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:


  1. представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4)понятиями

13. Ориентирами человеческой деятельности являются: 1)ценности 2) влечения 3) потребности 4) интересы.

14. Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является


  1. административной 2) практической 3) материальной 4) творческой

15. Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от поведения животных: 1) проявление активности 2) целеполагание 3) приспособление к среде обитания 4) взаимодействие с окружающим миром

16. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?



  1. самообразование 2) самопознание 3) самосохранение 4) самолюбование

17. Рациональное — это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции

4) с помощью мышления

18. Верны ли суждения о познании? А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окру­жающем мире.

1)Верно только А. 2)Верно только Б 3)Верны оба суждения. 4)Оба суждения неверны.

19. Результатом познания являются: 1) вещи 2) знания 3) учения 4) заблуждения

20. Верны ли следующие суждения? А. «Сознание невозможно без человеческого головного мозга, оно – его свойство».

Б. «Всё то, что содержится в психике человека, и есть его сознание».

1)Верно только А. 2)Верно только Б 3)Верны оба суждения. 4)Оба суждения неверны.

21. Верны ли следующие суждения?

А. «Особенности сознания находятся только во внешнем мире, в деятельности человека».

Б. «Сознание является исключительно функцией мозга и не зависит от воздействия окружающей среды».

1)Верно только А. 2)Верно только Б 3)Верны оба суждения. 4)Оба суждения неверны.

22. Результатом самопознания, в частности, является 1) накопление знаний о человека и природе 2) познание ценностей общества 3) изучение социальных норм 4) представление о своих способностях

23. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:


  1. гипотезами 2) понятиями 3) представлениями 4) мнениями

24. В каких трёх формах проявляется рациональное познание? 1) ощущение, восприятие, представление 2) понятие, представление, умозаключение 3) понятие, суждение, умозаключение 4) представление, суждение, ощущение

25. Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?

А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку деятельность предполагает взаимодействие.

Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями, действиями.

1)Верно только А. 2)Верно только Б 3)Верны оба суждения. 4)Оба суждения неверны.

26. Основой человеческого существования является 1) потребительство 2) деятельность 3) любовь 4) дружба

27. И чувственное, и рациональное познание 1) направлены на поиск истины 2) опираются на представления о предмете

3) начинаются с субъективных ощущений 4) отражают существенные свойства предмета

28. Активность человека, имеющая нравственный или безнравственный смысл, называется


  1. показухой 2) поведением 3) самовыражение 4) презентацией

29. Укажите, что из перечисленного не является формой чувственного познания:

  1. суждение 2) представление 3) ощущение 4) восприятие

30. Какое определение пропущено в следующей фразе: «Только деятельности человека свойствен… характер»?

    1. инстинктивный 2) орудийный 3) совместный 4) преобразовательный

Часть В

1. Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира, — это

2. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания (А), а что — рационального (Б)?


  1. Ощущения 2) Восприятия 3) Суждения 4) Понятия 5) Представления 6) Умозаключения

3. Завершите фразу: «Осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность, это ______».

4. Закончите фразу: «Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется …».

5. Бригада строителей возводит жилой объект. Найдите в приведенном списке субъекты данной деятельности.


  1. Плотники 2) Каменщики 3) Строящийся дом 4) Крановщики 5) Подъемные краны

6) Правила техники безопасности 7) Строительные материалы

6. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только твор­ческой деятельности.


  1. Доступность для использования 2) Уникальность 3) Практическая значимость 4) Воспроизводимость образца

5Принципиальная новизна

7. Завершите фразу: «Знания являются результатом … деятельности человека, общества в целом».

8. Установите соответствие между видами деятельности и особенностями их проявления


ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) создание необходимых людям благ

А) игра

2) наличие воображаемой обстановки

Б) общение

3) обязательное использование языка

В) труд

4) необходимость специальной подготовки

9. Установите соответствие между психическими процессами, участвующими в процессе познания, и их описаниями.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ОПИСАНИЕ

1) ощущение

А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности

2) восприятие

Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов

3) представление

В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира

4) воображение

Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей

5) интуиция

Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств

6) мышление

Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

10. Выделите основные виды деятельности по содержанию:

  1. Боевая 2) трудовая 3) игровая 4) учебная 5) медицинская 6) коммерческая

Часть С

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. … машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. … Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладыва­ли железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявля­ются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий. .. Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить кры­ло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзе­ляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из поч­ки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя от­нять. Машина на пределе своего развития — уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней за­бываешь.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей

С1. Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

С2. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

С3. Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? ргументируйте свой ответ с по­мощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

С4. Что является конечной целью преобразовательной деятельности чело­века, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

С5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действия­ми. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Гете) О каком познании ведет речь Гете? Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?

ОТВЕТЫ

Часть А


задания

ответ

1

1

2

4

3

1

4

2

5

2

6

1

7

4

8

3

9

2

10

1

11

4

12

1

13

1

14

4

15

2

16

2

17

4

18

3

19

2

20

3

21

4

22

4

23

3

24

3

25

3

26

2

27

1

28

2

29

1

30

4

Часть В.

задания

ответ

1

деятельность

2

А-125 Б-346

3

Цель

4

умозаключение

5

124

6

25

7

познавательной

8

ВАБВ

9

В;Е;Д;Б;А;Г

10

234

Часть С.

Содержание верных ответов на задания к тексту.

С1. Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.

С2 В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.

С3. Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент:

автором описано появление нового, более совершенного качества ре­зультатов труда человека;

творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

С4. По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности — служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

Могут быть приведены и другие примеры.

С5. В ответе должны присутствовать следующие позиции:


  1. Гете ведет речь о самопознании;

  2. автор предлагает познавать себя «не созерцанием», а активной деятельностью;

Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика


Скачать 122 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Тест по обществознанию 10 класс Познание

Тема: «Познание».

Часть1 . Задания уровня А.

Вариант 1.

A1. И чувственное, и рациональное познание1)формирует знания и представления о предмете 2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения 4)дает наглядный образ предмета

A2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они 1)носят объективный характер 2)предполагают доказательства 3)могут передаваться из поколения в поколение 4)необходимы человеку для рациональной деятельности

A3. Верны ли следующие суждения о развитии науки?

А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников. Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A4. Понятие – это форма мысли, которая

1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств 2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений 3)формирует наглядный образ предмета 4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

A5. Среди перечисленных наук функции и формы государственной

власти изучает 1)экономика 2)социология 3)культурология 4)политология

A6. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире. Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

A7. Рациональное познание, в отличие от чувственного, 1)расширяет знания об окружающем мире 2)формирует наглядный образ предмета 3)осуществляется в форме ощущений и восприятий 4)использует логические умозаключения

A8. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», – является результатом 1)теоретического анализа 2)социального эксперимента

3)непосредственного наблюдения 4)обобщения повседневного опыта

A9. Верны ли следующие суждения о социальном знании?

А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания.

Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов. 1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

A10. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых?

1)современная наука стремится к познанию истины 2)последствия научных исследований становятся все более неоднозначными 3)активизировалась борьба на рынке высоких технологии 4)все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой прибыли от своих исследований

A11. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

А. Для науки характерно постижение закономерностей развития

природы, общества и мышления Б. Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А12. Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается1)психология 2)социология 3)политология 4)культурология

А13. Укажите, что не является теоретическим методом познания: 1. Гипотеза 2. эксперимент 3. теория 4. Аналогия

А14. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная деятельность учёного 1) основывается на использовании эксперимента 2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает 4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

В7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей

В28. Найдите в приведённом ниже списке отличительные характеристики социального познания и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания:

  1. рациональное

  2. религиозное

  3. мифологическое

  4. научное

  5. чувственное

Эссе по теме «Человек. Познание»

Напишите эссе по темам. Правила написания эссе.

1) написать, что имел в виду автор, что хотел сказать?

2) твое личное мнение – согласен или нет.

3) Приведи аргументы – докажи свою позицию.


1. «Человек вне общества – или Бог, или зверь» (Аристотель)
2. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский)
3. «Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего» (Д. Рескин)
4. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)
5. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» (А.Г. Асмолов)
6. «Чем меньше люди знают, тем обширнее им кажется их знание» (Ж.Ж.Руссо)
7. «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Милликен)
8. «Чем полнее у человека развито сознание и его высшая форма – самосознание, тем полнее и ярче развита личность» (К.К.Платонов)
9. «Вещь не перестаёт быть истинной от того, что она не признана многими» (Б. Спиноза)

Тема: «Познание».

Часть1 . Задания уровня А.

Вариант 2.

А1. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истинны только те знания, которые получены

экспериментальным путем Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А2. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются: 1. представлениями 2. ощущениями 3. гипотезами

4. понятиями

А3. Рациональное — это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

А4. Возможность получения истинного знания отрицается:

  1. философами 2. социологами 3. агностиками 4. духовенством

А4. Отражение общих и существенных признаков называется:

  1. сознанием 2. суждением 3. понятием 4. ощущением

А5. Методом эмпирического познания не является:

  1. эксперимент 2) наблюдение 3)аналогия 4. описание

А6. Верны ли суждения: А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А7. Верны ли суждения: А. Противоположностью истины может быть другая истина. Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером: 1. обыденного знания 2. мифологического знания

3. эмпирического знания 4)научного знания

А9. Верны ли следующие суждения о цели научного познания: А. Цель научного познания — осознание закономерностей процессов и явлений. Б. Цель научного познания — получение достоверного знания

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:

Речевая деятельность человека прежде всего связана с

А. Чувственным познанием Б. Абстрактным мышлением

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А11. И абсолютная, и относительная истины: 1) носят объективный характер

2) всегда находят подтверждение на практике 3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете 4) могут быть опровергнуты со временем

А12. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается: 1) этика 2) правоведение 3) социология 4) политология

А13. Верны ли следующие суждения о ложном знании? А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения. Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путём. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А14. Обобщение является составной частью

1) производственной деятельности 2) чувственного познания 3) рационального мышления 4) игровой деятельности

В1. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери¬те соответствующую из второго.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

ВИД ИСТИНЫ

1. Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей

А. Объективная истина

2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

Б. Относительная истина

3. Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности

В. Абсолютная истина

4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей

В2. Выберите характеристики чувственного этапа познания и

обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

  2. фиксация существенных свойств предмета

  3. сохранение в памяти обобщённого образа предмета

  4. утверждение или отрицание чего-либо о предмете

  5. отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

Эссе по теме «Человек. Познание»

Напишите эссе по темам. Правила написания эссе.

1) написать, что имел в виду автор, что хотел сказать?

2) твое личное мнение – согласен или нет.

3) Приведи аргументы – докажи свою позицию.


1. «Человек вне общества – или Бог, или зверь» (Аристотель)
2. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский)
3. «Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего» (Д. Рескин)
4. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)
5. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» (А.Г. Асмолов)
6. «Чем меньше люди знают, тем обширнее им кажется их знание» (Ж.Ж.Руссо)
7. «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Милликен)
8. «Чем полнее у человека развито сознание и его высшая форма – самосознание, тем полнее и ярче развита личность» (К.К.Платонов)
9. «Вещь не перестаёт быть истинной от того, что она не признана многими» (Б. Спиноза)

А 28. Сознание идеально, а это значит 1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир 2) сознание есть поток душевных переживаний 3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни 4) в сознании нет ни грамма вещества, оно лишено телесности и чувственной осязаемости

А29. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:

1) социология 2) политология 3) философия 4) история

А30. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) зоология 2) астрономия 3) социология 4) химия

А31. Какая из перечисленных наук изучает общество?

1) лингвистика 2) анатомия 3) генетика 4) юриспруденция

А32. Верны ли следующие суждения? А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности. Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и сложностью изучаемого объекта.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А33. В отличие от познавательной деятельности школьника, познавательная

деятельность учёного 1) основывается на использовании эксперимента

2) основывается на творческом подходе к работе 3) интеллектуально развивает

4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

А34. И религиозное, и научное знание:1) имеет объективный характер

2) необходимо человеку для рациональной деятельности 3) может передаваться из поколения в поколение 4) предполагает доказательства

А35. Только в состав научного знания входят:

1) экспериментально обоснованные выводы 2) установленные факты 3) логические умозаключения 4) результаты наблюдений

А36. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения: 1) философия

2) история 3) социология 4) политология

А37. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания? А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.

Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обоснованность

выводов. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба неверны

А38. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этнических групп занимается

1) этнография 2) социология3) антропология 4) социальная психология

А39. Отличие социологии от других наук об обществе является

  1. изучение людей как представителей человеческого рода

  2. рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека

  3. изучение общества как целостного явления

  4. изучение общества во всей конкретности и многообразии

А40. Верны ли суждения о познании? А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания. Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окружающем мире. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А41. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

  1. в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуицией ученых 2. при ссылке на тот или иной авторитет в науке

3. в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества

4. в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, закона­ми логики

А42. Верны ли следующие суждения о практике?

А. Практика — основа познания и критерий истины.

Б. Общественно-историческая практика — единственный критерий истины.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А43. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от

эмпирического? А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления. Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот, теория — эмпирию.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А44. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером

  1. художественного образа 2. паранаучного знания 3. суждения на уровне здравого смысла 4. научного знания

А45. Вывод: «Друзья познаются в беде» — является результатом

  1. паранаучного знания 2. обобщения жизненного опыта 3. художественного вымысла 4. экспериментальной проверки

А46. Познание средствами искусства обязательно предполагает

использование 1. отвлечённых понятий 2. художественных образов

3. научных приборов 4. абстрактных моделей

А47. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истина – это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений. Б. Истина – это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А48. Верны ли следующие суждения об истине? А. Путь к абсолютной истине идёт через истины относительные. Б. Относительная истина – это полное, неизменное знание.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А49. Результатом познания являются 1. вещи 2. знания 3. учения 4. заблуждения

А50. Верны ли следующие суждения? А. «Сознание невозможно без человеческого головного мозга, оно – его свойство». Б. «Всё то, что содержится в психике человека, и есть его сознание».

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А51. Верны ли следующие суждения? А. «Особенности сознания находятся только во внешнем мире, в деятельности человека». Б. «Сознание является исключительно функцией мозга и не зависит от воздействия окружающей среды». 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А52. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали

на органы чувств человека, называются: 1. гипотезами 2. понятиями 3. представлениями 4. мнениями

А53. Критериями истины являются: 1. опыт, практика 2. мнение руководства 3. соответствие господствующему в обществе учению 4. соответствие законам логики

А54. В каких трёх формах проявляется рациональное познание? 1. ощущение, восприятие, представление 2. понятие, представление, умозаключение 3. понятие, суждение, умозаключение 4. представление, суждение, ощущение

А55. Верны ли следующие суждения о научном познании? Теоретические научные знания А. Фиксируются в виде законов. Б. Помогают объяснять и предсказывать явления.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А56. И чувственное, и рациональное познание 1. направлены на поиск истины 2. опираются на представления о предмете 3. начинаются с субъективных ощущений 4. отражают существенные свойства предмета

А57. Примером какого вода знания является утверждение: «Задатки

– природная основа способностей»? 1. паранаучного 2. мифологического

3. научного 4. обыденного

А58. Укажите, что не является теоретическим методом познания: 1. гипотеза

2. эксперимент 3. теория 4. аналогия

А59. Утопичное познание отличается от знаний, приобретённых в

повседневной жизни людей тем, что оно:

  1. развивается стихийно, в процессе овладения «живым» опытом людей

  2. приобретается без специальной познавательной деятельности

  3. намеренно искажает представления о действительности

  4. определяется общественной практикой

А60. Научное познание отличается от художественного тем, что

оно:

  1. реализует себя в культе

  2. предполагает доказательства

  3. мыслит в художественных образах

  4. мыслит в понятиях

А61. Укажите, что из перечисленного не является формой

чувственного познания:

  1. суждение

  2. представление

  3. ощущение

  4. восприятие

А62. Научное познание отличается от вненаучного тем, что оно:

  1. развивается в процессе овладения «живым» опытом людей

  2. сознательно акцентирует домыслы и предпосылки

  3. намеренно искажает представления о действительности

обладает системным походом, специфическим языком, только ему присущими методами и формами познания и, в конечном счёте, определяется общественной практикой

Сборник электронных книг UC Press, 1982–2004 гг.: форма поиска

 Дом  Поиск Просмотреть
 
 Книжная сумка  О нас Справка

Ключевое слово SearchAdvanced Search

Поисковые книги для:

Советы по поиску

Точная фраза: «Несоседание в Америке»

966967. 700677777777776 гг. 200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940  to  200520042003200220012000199919981997199619951994199319921991199019891988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940

Show all books public access books   [?]


Философия как методология

Диалектический материализм (А. Спиркин)
Предыдущий Глава 1. Философия как мировоззрение и методология Следующий

Общая концепция методики . Мир представляет нам картину бесконечного разнообразия свойств, связей и событий. Этот калейдоскоп из впечатления должны быть пронизаны организующим принципом, определенным методом, то есть определенным регулирующим приемы и средства практического и теоретического овладение реальностью. Практическая и теоретическая деятельность следуйте разным методам. Первые указывают пути делать вещи и соответствующие человеческие навыки, которые были исторически сформировавшейся и социально установившейся в орудия труда. Последние характеризуют режимы деятельность ума, приводящая к нахождению истины и правильное, рациональное решение проблем.

Методология – это система принципов и общих способов организация и структурирование теоретической и практической деятельности, а также теорию этой системы. Генетически методы идут далеко в прошлое, когда наши далекие предки были приобретать, обобщать и передавать новым поколениям свои навыки и средства воздействия на природу, формы организация труда и общения. По мере возникновения философии методология стала особой целью познания и могла быть определяется как система общественно одобряемых правил и стандартов интеллектуальной и практической деятельности. Эти правила и стандарты должны быть приведены в соответствие с объективной логикой события, со свойствами и законами явлений. проблемы накопления и передачи опыта, называемые для определенной формализации принципов и заповедей, приемы и операции, связанные с самой деятельностью. Для Например, в Древнем Египте геометрия возникла в виде методологически значимые положения относительно измерения порядок раздела земли. Важную роль в этом играла подготовка к трудовым операциям, их последовательность и выбор наиболее эффективных способов выполнения вещи.

С развитием производства, техники, искусства и элементы науки и культуры, методология становится целью теоретической мысли, специфической формой которой является Философское осмысление принципов организации и регуляции познавательной деятельности, ее условий, структура и содержание. Например, в произведении Гераклита «знание многих вещей» противопоставляется разуму, т. последнее является особенно надежным средством понимания диалектика вселенной — универсальный Логос — и быть отличается разнообразием «мнений» и легенды, приобретенные ненадежным путем. правила рассуждения, эффективного доказательства, роль языка как средства познания были предметом специального исследования в философии греческих софистов (Протагор и другие). Сократ, Платон и Аристотель занимают особое место при обсуждении проблем методологии. Сократ, для например, отдавал приоритет диалогическому характеру мышления как совместное достижение истины путем сопоставления различных понятия и понятия, их сопоставление, анализ, определение и так далее. Он считал его теория действий посредством индукция от расплывчатых понятий к четко определенным общим понятия как метод совершенствования искусства жизни, достижение добродетели; логические операции были подчинены этические цели. По Сократу, приобретение истинного знание должно служить действию с моральной целью. цель должна быть определена с помощью надлежащего организованная работа интеллекта. Этот принцип Сократа имел глубокое влияние на различные тенденции в развитии методологии, особенно на учение Платона, разработавшего диалектику понятий и категорий, целью которых было найти принцип в все. Чтобы достичь этого, наши мысли должны двигаться согласно объективной логике объектов под рассмотрение как воплощение бестелесных сущностей. мир этих сущностей, или идей, также рассматривался как царство красоты, добра, которого душа могла бы достичь через напряженное усилие.

Предполагая, подобно Платону, что объектом истинного знания является всеобщее, Аристотель учил, что это всеобщее должно быть обнаруживается путем исследования отдельных, эмпирически данных вещи. Методология такого исследования изложена в Логика Аристотеля, которая подробно анализирует принципы определяя термин или конструируя высказывание, правила вывод и доказательство, роль индукции и дедукции в достижение истины и так далее. Эстетика Аристотеля излагает принципы творчества и анализа в художественных произведениях. Он также дает нам методологически важную разработку теория категорий как организующих форм познания и их диалектика.

Однако до нового времени проблемы методологии не заняли самостоятельного места в системе знаний и возникли только в контексте логических и натурфилософских аргументы. Научный прогресс не ограничивается накопление знаний. Это также процесс развития новые средства поиска знаний. Быстрое развитие естественного наука требовала радикальных изменений в методологии. Эта потребность нашло отражение в новых принципах методологии и соответствующие философские идеи, как рационалистические, так и эмпирический, направленный против схоластики. Принципы механика ознаменовала прорыв в методологии. В соответствии с Галилея, научное знание, объединив индуктивное и дедуктивные методы, должны быть основаны на планомерном, точном умственном и практический эксперимент.

У Декарта проблема методологии центральный. Методология необходима для установления того, на каком основании и какими методами можно получить новое знание. Декарт выработал правила рационалистического метода, первым правило, заключающееся в требовании, чтобы только те предложения, которые ясно и отчетливо понятные могут быть приняты за истинные. первыми принципами являются аксиоматические знания, т. е. идеи воспринимается интуитивно разумом, без всякого доказательства. От них немедленно воспринятые предложения новое знание выводится путем средства дедуктивного доказательства. Это предполагает разрушение сложные проблемы в более конкретные и понятные проблемы и строго логический переход от известного к неизвестный.

Другое направление в методологии было представлено в это время Английский эмпиризм, стремившийся разработать способы мышления, поможет построить строго экспериментальную науку, руководимую доказательства научных истин, полученные посредством индукции.

Ограниченность обоих направлений вскрыла немецкая классическая философия, которая произвела тщательный анализ условия познания, его формы и организация принципы. В отличие от механистической методологии, метафизически интерпретировала пути и средства познания, классическая немецкая философия разработала диалектическую методология в идеалистических формах.

Кант произвел критический анализ структуры и типов познавательных способностей человека и определили конструктивные и регулирующие принципы познания и отношения между его формой и содержанием. В то время как первоначальный методологический принцип заключался в том, чтобы подвергнуть сомнению все в для получения прочных и бесспорно достоверных знаний и Юм сомневался в самом факте существования мир, для Канта критическое отношение к наличному знанию было методологическая основа преодоления догматизма и метафизические взгляды на мир. Его деятельность была направлена ​​против как догматизм, так и скептицизм, и стремился защитить принцип достоверности и общей значимости знание. Однако дуализм и априоризм мешали последовательным реализации этого принципа.

В кантовском анализе процесса познания элементы диалектики. Они были разработаны на более высоком уровне Гегелем, чья философия приняла форму универсального метода познания и интеллектуальной деятельности в целом. категории и законы диалектики, выработанные Гегелем, дали система взглядов, позволившая исследовать взаимосвязь и противоречия между бытием и мышлением, диалектика развития человеческой культуры, от нового точки зрения, основанной на принципе историзма Прежде всего в Методология Гегеля есть принцип восхождения от абстрактно к конкретному, то есть от общего и ограниченные формы чувственности и рациональные суждения аналитические и в высшей степени осмысленные понятия, а оттуда к система понятий, раскрывающая объект в полной мере его существенные и в этом смысле конкретные характеристики.

Достижения методологий предшествующих периодов были обобщаются и пересматриваются на последовательно материалистической основе в Марксистская философия, обогащенная последними достижениями науки и социальная практика. Диалектический метод был радикально исправлено. От бытия метода и анализа форм познания сами по себе, независимо от реальность и объективные законы ее развития, она стала метод наиболее полного и содержательного исследования эта разработка, инструмент не только теоретического познания, но и революционного преобразования реальность. В методологии марксизма стихийно диалектические методы мышления, которые стимулировали прогресс в естественных и общественных науках, приобрели свою теоретическую обоснование. Эта методика проясняет природу связь между теоретическим и эмпирическим знанием, а также также роль практики в организации обеих форм познание.

Связь между теорией и метод. Принимая во внимание, что теория есть результат процесса познания, который воспроизводит определенный фрагмент бытия, методология есть способ получения и накопления таких знаний. Теория характеризует само знание, его структуру, содержание и степень, в которой он соответствует объекту; метод характеризует деятельность, связанную с приобретением знаний. Это характеризует условия получения истинного знания. В практике различие между теорией и методом может иногда быть функциональным: оформившись как теоретическое результат прошлого исследования, метод выступает в качестве отправной точки и условия для дальнейшего исследования. Таким образом, закон о сохранение материи и энергии как теоретический принцип выражающее основное условие существования мира является одновременно методологическим требованием исследование любого явления. Методологический принцип детерминистского объяснения мира является организующим принцип соответствующего физического, биологического и социального теории. После проверки социальной практикой эти теории, в свою очередь, могут выполнять методологическую функцию, то есть служить ориентиром в дальнейших исследованиях.

Методология марксизма носит универсальный характер и может быть конкретизирована применительно к различным сферам человеческой деятельности в соответствии со своими условиями и целями. В то время как Концепция методологии когда-то в основном касалась познавательной деятельности (в результате чего методика наука была лучше развита), новый подход к методологии созданное марксизмом, позволило расширить его сферы применения и обеспечивают философское обоснование способов и средств организации всего спектр форм человеческой деятельности. Специфика этих формирует вызовы методов, соответствующих объектам, которые изучаются и трансформируются. В сфере искусства, например, такой метод является реалистическим методом, изображающим действительность с все его противоречия и перспективы.

Об эффективности метода судят главным образом по его соответствие рассматриваемому объекту. Каким образом истинность теории отличается от истинности метода? Теория относится только к своему объекту и характеризуется степенью которому он действительно воспроизводит этот объект. Но метод может быть истинно — в смысле действенно — в одном познавательном ситуации, приводя при этом к ложным выводам в другой. методы физики применимы к физической реальности, включая те случаи, когда он входит в состав биологических объекты. При наличии разнообразия методов неизбежно возникает проблема выбора одного и оценки его как возможный путь решения конкретных теоретических и практических проблемы Это придает методологии аксиологический (ценностный) аспект и побуждает нас оценивать методы с точки зрения как правда и эффективность. Хотя методы могут отличаться по качеству все они имеют общий базис в интеграле диалектико-материалистическая методология.

Иерархия методов. Важно разобраться в отношениях между Философская методология и сложная иерархия общих научно-специфические способы и приемы деятельности в материальное и интеллектуальное производство организованы на различных уровнях. На философском уровне методология фактически функционирует не в виде жесткой система стандартов, «предписаний» и методов — таких интерпретация неизбежно привела бы к догматизму, но как общая система предположений и ориентиров человеческой деятельности, мировоззрение является наиболее существенным из них. диалектический и такой общей системой является исторический материализм. Мировоззрение обеспечивает предположение и основа методология. Философия не может, например, дать физике конкретные методы изучения квантовой механики. Но это касается общего подхода к открытию истины в физика. Речь идет не о «тактике» исследования процесс, но со стратегией в битве за правду.

Сначала нужно овладеть универсальными философскими принципами и тогда детали различных уровней легче ассимилированы. Если мы будем действовать в обратном порядке, мы не может правильно овладеть либо тем, либо другим другой. Философские методы «работают» в науке не непосредственно, но опосредованно другими, более специфическими методами. Для например, принцип историзма как универсальный метод развитая философией, в биологии приняла форму теория эволюции — методологическая основа современной биологических дисциплин, а в астрономии этот же принцип породил целый ряд космогонических гипотез. В соцсетях исследовательский диалектический материализм в сочетании с историческим материализм выполняет функцию метода для всех общественные науки Методы, имеющие общенаучный характера, такие как сравнение, анализ и синтез, абстракция, идеализация, обобщение, восхождение от абстрактное к конкретному, моделирование, формализация, индукция и дедукция, также должны конкретизироваться в каждой отдельной науке.

В науке методология часто решает судьбу исследования. проект. Различные подходы могут привести к противоположным выводам взяты из одного и того же фактического материала. Описание роль правильного метода в научном познании, философы сравнивали его с факелом, освещающим дорогу для путника во тьме. Даже хромой человек, который выбирает верная дорога придет впереди бесцельного странника. Это идет не говоря уже о том, что метод сам по себе не может гарантировать успеха в исследованиях. Не только хороший метод, но и умение его применять необходимы.

Характерной чертой развития философской мысли в 20 веке является быстрый рост методологические исследования и увеличение их удельного веса в общей системе научных знаний. Это связано с превращение науки в непосредственную производительную силу, стремительное развитие науки как особой формы интеллектуальное производство и к дифференцированному и происходящие в ней интегративные процессы, что привело к конкретные изменения в классических дисциплинах и появление множества новых. Развитие и совершенствование методы являются важнейшим элементом всех научных прогресс. Современное общество сталкивается с глобальными проблемы, решение которых требует крупномасштабных программ, может осуществляться только при сотрудничестве многих наук, программы, призванные справиться с проблемами экология, демография, урбанизация, освоение космоса и т.д. на.

Таким образом, возникает необходимость не только в объединении усилий специалистов в различных областях, но и объединить научные данных в ситуациях, когда в принципе нет полных или определенная информация об объекте в целом, как система. Углубление взаимосвязи наук приводит к результатам, моделям и методам некоторых наук все более широко используются другими, которые относительно менее развиты в методологическом отношении и более сложны в объект их изучения, например, применение физико-химические методы в биологии, психологии и лекарство. Отсюда возникает проблема методов междисциплинарные исследования и привели к эволюции методы, способные обеспечить эффективное взаимодействие и синтез методы различных наук и выявить исследования техники, логический аппарат и научный язык для объединение отдельных понятий и направлений и придание им общего научный статус. Можно привести, например, принципы кибернетики с ее категориями управления, информации, обратная связь и др.; системный анализ как дальнейшее творческое разработка принципов и категорий диалектики; или концепция ноосферы академика В. И. Вернадского, которая была разработана в идея планетарного энергоинформационного поля.

Современная наука становится все более абстрактной и поддается более легко к математическим методам исследования. Особенно актуальными являются проблемы интерпретации результатов исследования, выполненные с широким использованием формализации методы. Это привело к специальной разработке методов интерпретация и моделирование.

Существует несколько классификаций методологических знание. Одним из самых популярных является деление методологию на содержательную и формальную методологию. первая включает в себя такие проблемы, как структура научной знания в целом и научную теорию в частности, закономерности возникновения, функционирования и мутации научных теории, понятийный аппарат науки и ее отдельные дисциплин, определение объяснительных закономерностей принятая в науке структура и оперативный состав методов науки, условий и критериев научность

Формальные аспекты методологии связаны с анализом язык науки, формальная структура научных объяснение, описание и анализ формальных и формализованных методы исследования, особенно методы построения научные теории и условия их логической истинности, типология систем знаний и т. д. Это было проработка этого комплекса проблем, поставивших вопрос логической структуры научного знания и развитие методологии науки как самостоятельной область знаний. Эта область охватывает все многообразие методологические и методические принципы и приемы, операции и формы построения научного знания, его высшим и окончательным уровнем является философская методология, чьи руководящие принципы организуют методологическую работу как на общенаучный уровень (включая логико-методологический аппарат, применимый ко многим дисциплин) и на специализированном научном уровне, где специальные методы исследования и производные конкретные методические системы разрабатываются и применяются. Метод конкретизирован методология. Методом конкретной науки это достигает исследовательского стола. Конкретные науки, которые специфичны по отношению к философии, могут, в свою очередь, быть методологическим по отношению к более узким областям их конкретной области знаний. Например, общая биология. Ботаника оружия, зоология и другие более узкие дисциплины с общие методы исследования. Опираясь на философию, генерал биология решает методологические проблемы, связанные со всеми кафедры биологических наук. Этот принцип должен быть встречается и в других науках.

Современная система методов в науке такова. разнообразна, как и сама наука. Мы говорим, например, о экспериментальный метод, метод обработки эмпирических данных, способ построения научных теорий и их проверка, способ изложения научных результатов, т. е. классификация методов, основанная на классификации этапы исследовательской деятельности.

По другой классификации методы делятся на философские, общенаучные и специальные научные методы. Еще одна классификация основана на различных методы качественного и количественного изучения действительности. Различие методов в зависимости от форм причинность — детерминистский и вероятностный методы — большое значение в современной науке. Например, в диалектика биологии рассматривается через призму общего научные методы (системный анализ, принципы саморегулирование и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *