28.11.2024

Психология виды памяти у человека: Виды памяти в психологии

27.Виды и типы памяти.

Виды памяти:

1.Двигательная(п.связана с движениями.развивается в млоденчестве)

Почерк,ходьба,танец

2.Эмоциональная(п.переживаний,чувств)

3.Образная(на образы).Звук,вкус

4.Словесно-логическая(логические цепочки инф) Запоминание и воспроизв мыслей

Память по уровню организации:

-наглядно-образный тип памяти.(на цвет,звуки)

-словесно-логический тип.(конкретные слова, цифры, формулы)

-эмоциональный тип п. (чувства,эмоции)

По длительности хранения информации:

-оперативная(сенсорная или мгновенная)

Доля секунды

-кратковременная -20 сек

Долговременная(длительное сохранение)

Уровни памяти:

-непроизвольная(не стоит задача запомнить)

-произвольная(стоит задача)

По степени осмысленности:

-Механическая(зубрешка)

-осмысленная(пытаться вникнуть)

Процессы памяти у разных людей протекают не одинаково.

В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую – различия типов памяти.

Различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала. Общеизвестно, что одни люди запоминают быстро, другие медленно, одни помнят долго, другие скоро забывают

Другая группа индивидуальных различий касается типов памяти. Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал, зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди для того, чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях, и особенно в речевых.

Это люди, обладающие двигательным типом памяти (в частности, речедвигательным).

Однако чистые типы памяти встречаются не так часто. Как правило, большинство людей обладают смешанными типами. Так, чаще всего встречаются смешанные типы памяти – слухомоторный, зрительно-двигательный, зрительно-слуховой.

Аномалии памяти — нарушение памяти разной природы и степени тяжести.

   К аномалиям относят не только ослабление или потерю памяти, но и ее ненормальное обострение: Гипомнезия, или ослабление памяти, может иметь различное про­исхождение. Она может быть связана с возрастными изменениями, быть врожденной, или появиться как следствие какого-либо мозгово­го заболевания (травмы, инфекции, склероза мозговых сосудов и др.). Парамнезии (ложные узнавания) — особые состояния, когда человек испыты­вает ощущение «знакомства» при встрече с незнакомыми объекта­ми. Это обманы памяти, связанные с изменениями состояния со­знания, хорошо известны в психиатрии и описаны как состояния «

дежа вю». Другой аномалией памяти является амнезии (значительное снижение или отсутствие памяти). Различают несколько видов амнезий: ретроградная, антероградная, фиксационная, прогрессирующая и т. д. Например, ретроградная амнезия заключается в забывании событий, непосредственно предшествующих какому-то сильному воздействию на организм (удару, шоку и), при сохранении памяти о более далеких событиях. Особый тип аномалий памяти является гипермнезия — обострение па­мяти, резкое увеличение объема и прочности запоминания материала по сравнению со средними нормальными показателями.

Виды и индивидуальные особенности памяти

В современной психологии существует несколько различных классификаций видов памяти, основанных на различных критериях. Рассмотрим подробно эти классификации.

По содержанию запоминаемой информации различают следующие виды памяти [25; 44 и др.]:

  1. Образная (наглядно-образная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение информации, поступающей от органов чувств. Ее разновидностями являются зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память. Как правило, ведущую роль в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности человека играют зрительная и слуховая память.
  2. Эмоциональная память – это память на пережитые чувства, на эмоции радости, грусти, гнева, страха и т.д. Эмоциональная память играет большую роль в саморегуляции поведения человека: «Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызывавших в прошлом отрицательные переживания. Эмоциональная память отличает­ся значительной прочностью следов» [44, с.285]. Эмоциональная память так же лежит в основе способности человека сопереживать, сочувствовать другим людям.
  3. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы, письма и т. д.
  4. Вербальная (словесно-логическая) память – это память на мысли и их словесное выражение. Данный вид памяти у человека играет ведущую роль и занимает основное место среди других видов памяти.

Наивысшим уровнем развития образной памяти является так называемая эйдетическая память: «при развитой эйдетической памяти человек «видит» от­сутствующий предмет до мельчайших подробностей. Эйдетические образы … возникают при отсутствии предмета, но характеризуются детализированной наглядностью» [27, с.57].

По критерию длительности хранения информации в памяти различают следующие ее виды [16 и др.]:

  1. Кратковременная (первичная) память – отличается непродолжительностью сохранения и, как правило, функционирует в условиях одноразового и кратковременного восприятия информации.
  2. Долговременная (вторичная) память – характеризуется длительностью сохранения и, как правило, действует при многократном повторении информации. Время хранения информации в долговременной памяти теоретически не ограничено. Долговременная память «связана с осуществлением отбора, запечатления, сохранения и возможностью произвольного вос­произведения в будущем некоторой информации, поступа­ющей вначале в краткосрочную память, являющуюся как бы этапом формирования долговременной. Из кратковремен­ной памяти в долговременную переводится: информация, ко­торая осознается субъектом как важная и полезная для него; очень яркие впечатления; впечатления, на которых внимание субъекта фиксировано длительно и непрерывно; последова­тельно повторяющиеся события, явления, факты. Долговре­менная память отличается устойчивостью, инертностью и не всегда доступна сознанию» [6, с.71].
  3. Оперативная память – функционирует в текущий момент психической деятельности и занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной, т.к. содержит информацию, извлеченную как из долговременной, так и из кратковременной памяти. Оперативная память предназначена для сопровождения деятельности или другого вида активности, осуществляемой человеком.

В зависимости от наличия либо отсутствия цели запоминания информации различают произвольный и непроизвольный виды памяти. Если цель запомнить информацию присутствует, то такая память называется произвольной и предполагает применение волевых усилий для запоминания информации; если цель отсутствует и информация запоминается «сама собой», то память называется непроизвольной. Большая часть жизненного опыта человека формируется на основе непроизвольной памяти [25 и др.].

По способу запоминания информации  память разделяется на механическую и логическую [36 и др.]. Механическая память реализуется автоматически на основе ассоциаций по смежности и стереотипного повторения информации, ее характеристиками являются шаблонность и – в норме – точность в воспроизведении. Логическая память основана на предварительном осмыслении запоминаемого материала и является более эффективной, чем механическая.

Все перечисленные виды памяти функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Различные виды памяти у разных людей развиты неодинаково. «Есть люди, которые, напри­мер, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быст­ро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти» [32, с.219]. Поэтому в каждом индивидуальном случае нельзя сказать, «хорошая» память у человека или «плохая»: один вид памяти у данного человека может быть развит в высокой степени, другой – в низкой степени и т.д.

В зависимости от того, какой из видов памяти у данного человека развит в наибольшей степени, определяют индивидуальный тип памяти человека, который может быть определен по четырем перечисленным критериям, соответствующим основаниям для классификации видов памяти. По критерию содержания запоминаемой информации наиболее часто встречаются смешанные типы памяти: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой, зрительно-слуховой и т. п. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоми­нания предметов и словесно-двигательный тип запоминания словесного ма­териала [36].

Кроме типа памяти, к индивидуальным характеристикам памяти, различающимся у разных людей, относятся следующие ее особенности [16; 36 и др.]:

  1. Объем кратковременной памяти – число объектов, которые человек может запомнить после их восприятия. Если объем долговременной памяти не ограничен, то объем кратковременной памяти варьирует и в среднем у людей составляет 7±2 (от 5 до 9) объектов [25]. Объем кратковременной памяти характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.
  2. Скорость запоминания – измеряется количеством времени, необходимого данному индивиду для запоминания информации.
  3. Прочность (длительность) хранения информации – определяется как величина, обратно пропорциональная скорости забывания информации.
  4. Точность воспроизведения – степень совпадения результатов воспроизведения и объектов запоминания, другими словами, правильность и полнота воспроизведения информации.
  5. Готовность, или быстрота воспроизведения – умение человека своевременно вспомнить требуемое.

Перечисленные индивидуальные особенности памяти подвержены влиянию как биологических (по большей части врожденных, связанных с характеристиками нервной системы организма), так и социальных (приобретенных, связанных с особенностями воспитания, обучения человека и т.п.) факторов. Благодаря своей подверженности влиянию социальных факторов память относится к числу тренируемых свойств и у каждого человека может быть развита до определенных пределов.

Таким образом, каждый человек обладает целым комплексом индивидуальных особенностей памяти, которые являются врожденными, но при помощи тренировки могут быть изменены и улучшены в определенных пределах.

Далее: Основные виды нарушений памяти

8.1 Воспоминания как типы и стадии – Введение в психологию

Цели обучения

  1. Сравните явную и имплицитную память, определяя характеристики, определяющие каждую из них.
  2. Объясните функцию и продолжительность эйдетических и эхоических воспоминаний.
  3. Обобщите возможности кратковременной памяти и объясните, как рабочая память используется для обработки содержащейся в ней информации.

Как видно из таблицы 8.1 «Концептуализация памяти в терминах типов, стадий и процессов», психологи концептуализируют память в терминах типов , по этапам , по процессам . В этом разделе мы рассмотрим два типа памяти, эксплицитную память и имплицитную память , а затем три основных этапа памяти: сенсорную , кратковременную и долговременную (Atkinson & Shiffrin). , 1968). Затем, в следующем разделе, мы рассмотрим природу долговременной памяти, уделяя особое внимание когнитивным методам, которые мы можем использовать для улучшения нашей памяти. Наше обсуждение сосредоточится на трех процессах, занимающих центральное место в долговременной памяти:

кодирование , хранение и извлечение .

Таблица 8.1 Память, концептуализированная с точки зрения типов, стадий и процессов

Как типы Явная память
Неявная память
В качестве ступеней Сенсорная память
Кратковременная память
Долговременная память
Как процессы Кодировка
Хранение
Поиск

Эксплицитная память

Когда мы оцениваем память, прося человека сознательно запоминать вещи, мы измеряем явную память . Эксплицитная память относится к знаниям или переживаниям, которые можно сознательно запомнить . Как видно на рисунке 8.2 «Типы памяти», существует два типа явной памяти: эпизодическая и семантическая . Эпизодическая память относится к личный опыт, который у нас был (например, воспоминания о выпускном вечере средней школы или о фантастическом ужине, который мы устроили в Нью-Йорке в прошлом году). Семантическая память относится к нашим знаниям фактов и понятий о мире (например, что абсолютное значение -90 больше, чем абсолютное значение 9, и что одно из определений слова «аффект» — это «переживание чувства или эмоция»).

Рисунок 8.2 Типы памяти

Эксплицитная память оценивается с помощью показателей, при которых испытуемый должен сознательно пытаться запомнить информацию. Тест на припоминание — это мера явной памяти, которая включает извлечение из памяти информации, которая ранее была запомнена . Мы полагаемся на нашу память припоминания, когда сдаем тест на эссе, потому что тест требует от нас генерировать ранее запомненную информацию. Тест с множественным выбором является примером теста на опознавательную память, мера явной памяти, которая включает определение того, была ли информация видна или изучена до . 0014 .

Ваш собственный опыт прохождения тестов, вероятно, приведет вас к согласию с выводами научных исследований о том, что вспомнить труднее, чем распознать. Припоминание, как это требуется в тестах на сочинение, включает в себя два этапа: сначала создание ответа, а затем определение того, кажется ли он правильным. Распознавание, как и в тесте с множественным выбором, включает только определение того, какой элемент из списка кажется наиболее правильным (Haist, Shimamura, & Squire, 1992). Хотя они включают разные процессы, показатели памяти припоминания и узнавания, как правило, коррелируют. Студенты, которые лучше справляются с экзаменом с несколькими вариантами ответов, в целом также лучше справляются с экзаменом по сочинению (Бриджман и Морган, 19 лет).96).

Третий способ измерения памяти известен как переобучение (Нельсон, 1985). Показатели повторного обучения (или сбережения) оценивают, насколько быстрее обрабатывается или усваивается информация, когда она изучается снова после того, как она уже была усвоена, но затем забыта . Например, если вы посещали курсы французского языка в прошлом, вы могли забыть большую часть выученной лексики. Но если бы вам снова пришлось работать над своим французским языком, во второй раз вы выучили бы словарный запас намного быстрее. Повторное обучение может быть более чувствительной мерой памяти, чем припоминание или узнавание, потому что оно позволяет оценивать память с точки зрения «сколько» или «как быстро», а не просто «правильные» и «неправильные» ответы. Повторное обучение также позволяет нам измерять память на такие действия, как вождение автомобиля или игра на фортепиано, а также память на факты и цифры.

Имплицитная память

В то время как явная память состоит из вещей, о которых мы можем сознательно сообщить, что мы знаем, имплицитная память относится к знаниям, к которым мы не можем сознательно получить доступ. Тем не менее имплицитная память чрезвычайно важна для нас, поскольку она оказывает прямое влияние на наше поведение. Имплицитная память относится к влиянию опыта на поведение, даже если человек не осознает эти влияния . Как вы можете видеть на рис. 8.2 «Типы памяти», существует три основных типа имплицитной памяти: процедурная память, классические эффекты обусловливания и прайминг.

Процедурная память относится к нашим зачастую необъяснимым знаниям о том, как что-то делать . Когда мы идем из одного места в другое, говорим с другим человеком на английском языке, набираем номер мобильного телефона или играем в видеоигру, мы используем процедурную память. Процедурная память позволяет нам выполнять сложные задачи, даже если мы не можем объяснить другим, как мы их делаем. Невозможно рассказать кому-то, как ездить на велосипеде; человек должен учиться, делая это. Идея имплицитной памяти помогает объяснить, как младенцы способны учиться. Способность ползать, ходить и говорить — это процедуры, и эти навыки легко и эффективно развиваются в детстве, несмотря на то, что во взрослом возрасте мы не помним о том, что научились им.

Второй тип имплицитной памяти — это классические условные эффекты, при которых мы учимся, часто без усилий или осознания, ассоциировать нейтральные стимулы (например, звук или свет) с другим стимулом (например, едой), что создает естественную возникающая реакция, такая как удовольствие или слюноотделение. Память на ассоциацию проявляется, когда условный раздражитель (звук) начинает вызывать такую ​​же реакцию, как безусловный раздражитель (еда) до обучения.

Последний тип имплицитной памяти известен как прайминг, или изменения в поведении в результате событий, которые происходили часто или недавно . Прайминг относится как к активизации знания (например, мы можем активировать понятие «доброта», представляя людям слова, связанные с добротой), так и к влиянию этой активации на поведение (люди, которые настроены на понятие доброты, могут действовать добрее).

Одним из показателей влияния прайминга на имплицитную память является Тест фрагмента слова , в котором человека просят заполнить пропущенные буквы, чтобы составить слова. Вы можете попробовать сами: сначала попробуйте закончить следующие фрагменты слов, но работайте над каждым всего три-четыре секунды. Какие слова быстро приходят на ум?

_ i b _ a _ y

_ h _ s _ _ i _ n

_ o _ k

_ h _ is _

Теперь внимательно прочитайте следующее предложение:

полки, проверил их, а затем вышел из здания».

Затем попробуйте снова составить слова из фрагментов слов.

Думаю, вы обнаружите, что легче завершить фрагменты 1 и 3 как «библиотека» и «книга» соответственно после того, как вы прочитали предложение, чем до того, как вы его прочитали. Однако чтение предложения не очень помогло вам завершить фрагменты 2 и 4 как «врач» и «фаэтон». Это различие в имплицитной памяти, вероятно, произошло потому, что, когда вы читали предложение, понятие «библиотека» (и, возможно, «книга») было подготовлено, хотя они никогда не упоминались явно. Как только понятие заложено, оно влияет на наше поведение, например, в тестах на фрагменты слов.

На наше повседневное поведение влияет прайминг в самых разных ситуациях. Увидев рекламу сигарет, мы можем начать курить, увидев флаг своей страны, мы можем пробудить в себе патриотизм, а увидев ученика из конкурирующей школы, мы можем пробудить в себе дух соперничества. И эти влияния на наше поведение могут происходить без нашего ведома.

Направление исследования: подготовка внешнего осознания влияет на поведение

Одной из наиболее важных характеристик имплицитных воспоминаний является то, что они часто формируются и используются автоматически , без особых усилий или осознания с нашей стороны. Для демонстрации автоматизма и влияния эффектов прайминга Джон Барг и его коллеги (Bargh, Chen, & Burrows, 1996) провели исследование, в котором они показали студентам колледжа списки из пяти зашифрованных слов, каждое из которых они должны были превратить в предложение. Кроме того, для половины участников исследования слова были связаны со стереотипами пожилых людей. Эти участники видели такие слова, как следующие:

во Флориде пенсионеры живые люди

человек-бинго забывчивый играет

Другая половина участников исследования тоже составляла предложения, но из слов, не имевших ничего общего со старческими стереотипами. Цель этого задания заключалась в том, чтобы у одних участников закрепить в памяти стереотипы о пожилых людях, а у других — нет.

Затем экспериментаторы оценили, повлияет ли прайминг на стереотипы пожилых людей на поведение студентов, и они действительно повлияли. Когда участник исследования собрал все свои вещи, думая, что эксперимент окончен, экспериментатор благодарил его или ее за участие и указывал дорогу к ближайшему лифту.

Затем, без ведома участников, экспериментаторы зафиксировали количество времени, которое участник провел, идя от дверного проема экспериментальной комнаты к лифту. Как вы можете видеть на рис. 8.3 «Результаты Барга, Чена и Берроуза, 19 лет».96», участники, которые составили предложения, используя слова, связанные со стереотипами пожилых людей, переняли поведение пожилых людей — они шли значительно медленнее, когда покидали экспериментальную комнату.

Рисунок 8.3. Результаты Bargh, Chen, and Burrows, 1996

Bargh, Chen, and Burrows (1996) обнаружили, что слова, связанные с пожилыми, заставляют людей ходить медленнее.

Адаптировано из Bargh, J.A., Chen, M., & Burrows, L. (1996). Автоматизм социального поведения: прямое влияние конструкции черты и активации стереотипа на действие. Журнал личности и социальной психологии, 71 , 230–244.

Чтобы определить, возникли ли эти предварительные эффекты вне сознания участников, Барг и его коллеги попросили еще одну группу студентов выполнить предварительное задание, а затем указать, думают ли они, что слова, которые они использовали для составления предложений, имели какое-либо значение. отношения друг к другу или, возможно, каким-либо образом повлияли на их поведение. Эти студенты не знали о возможности того, что слова могли быть связаны с пожилыми людьми или могли повлиять на их поведение.

Стадии памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная память

Другой способ понять память — рассматривать ее с точки зрения стадий, описывающих продолжительность времени, в течение которого информация остается доступной для нас. Согласно этому подходу (см. рис. 8.4 «Длительность памяти»), информация начинается в сенсорной памяти , перемещается в кратковременную память и, в конце концов, перемещается в долговременную память . Но не вся информация проходит все три стадии; большая часть забыта. Переместится ли информация из кратковременной памяти в долговременную или же она будет потеряна из памяти, полностью зависит от того, как эта информация воспринимается и обрабатывается.

Рисунок 8.4 Продолжительность памяти

Память можно охарактеризовать с точки зрения стадий — промежутка времени, в течение которого информация остается доступной для нас.

Адаптировано из Atkinson, R.C., & Shiffrin, R.M. (1968). Человеческая память: предлагаемая система и процессы управления ею. В К. Спенсе (ред.), Психология обучения и мотивации (Том 2). Оксфорд, Англия: Academic Press.

Сенсорная память

Сенсорная память относится к кратковременное хранение сенсорной информации . Сенсорная память — это буфер памяти, который длится очень недолго, а затем, если на него не обращают внимание и не передают для дальнейшей обработки, он забывается. Цель сенсорной памяти — дать мозгу время на обработку поступающих ощущений и позволить нам видеть мир как непрерывный поток событий, а не как отдельные его части.

Зрительная сенсорная память известна как иконическая память. Знаковая память была впервые изучена психологом Джорджем Сперлингом (1960). В своем исследовании Сперлинг показал участникам отображение букв в рядах, подобное тому, что показано на рис. 8.5 «Измерение иконической памяти». Однако отображение длилось всего около 50 миллисекунд (1/20 секунды). Затем Сперлинг дал своим участникам тест на запоминание, в котором их попросили назвать все буквы, которые они могли вспомнить. В среднем участники смогли вспомнить только около четверти букв, которые они видели.

Рисунок 8.5 Измерение Iconic Memory

Сперлинг (1960) показывал своим участникам изображения, подобные этому, всего за 1/20 секунды. Он обнаружил, что, когда он предлагал участникам сообщить об одном из трех рядов букв, они могли это сделать, даже если сигнал был дан вскоре после того, как дисплей был удален. Исследование продемонстрировало существование иконической памяти.

Адаптировано из Sperling, G. (1960). Информация доступна в кратком визуальном представлении. Психологические монографии, 74 (11), 1–29.

Сперлинг рассудил, что участники видели все буквы, но могли запомнить их очень кратко, поэтому они не могли сообщить о них все. Чтобы проверить эту идею, в своем следующем эксперименте он сначала показывал те же буквы, но затем после того, как дисплей был удален , он сигнализировал участникам сообщать о буквах из первого, второго или третьего ряда. В этом состоянии участники сообщали почти все буквы в этом ряду. Это открытие подтвердило догадку Сперлинга: участники имели доступ ко всем буквам в своих знаковых воспоминаниях, и если задача была достаточно короткой, они могли сообщить о той части дисплея, о которой он их просил. «Достаточно короткий» — это длина иконической памяти, которая составляет около 250 миллисекунд (¼ секунды).

Слуховая сенсорная память известна как эхо-память. В отличие от иконических воспоминаний, которые распадаются очень быстро, эхоические воспоминания могут длиться до 4 секунд (Cowan, Lichty, & Grove, 1990). Это удобно, так как позволяет вам, среди прочего, помнить слова, которые вы сказали в начале длинного предложения, когда вы дойдете до его конца, и делать заметки о последнем заявлении вашего профессора психологии даже после того, как он или она закончила говорить это.

У некоторых людей иконическая память сохраняется дольше, это явление известно как эйдетические образы (или «фотографическая память»), с помощью которых люди могут сообщать детали изображения в течение длительных периодов времени. Эти люди, которые часто страдают психологическими расстройствами, такими как аутизм, утверждают, что они могут «видеть» образ спустя долгое время после того, как он был представлен, и часто могут точно описать этот образ. Есть также некоторые свидетельства эйдетических воспоминаний в слухе; некоторые люди сообщают, что их эхо-воспоминания сохраняются необычно долго. Композитор Вольфганг Амадей Моцарт, возможно, обладал эйдетической памятью на музыку, потому что, даже когда он был очень молод и еще не имел большого музыкального образования, он мог слушать длинные произведения, а затем воспроизводить их почти идеально (Соломон, 19).95).

Кратковременная память

Большая часть информации, попадающей в сенсорную память, забывается, но информация, на которую мы обращаем внимание с целью ее запоминания, может пройти в кратковременную память . Кратковременная память (КПМ) — это место, где небольшое количество информации может временно храниться более нескольких секунд, но обычно менее одной минуты (Baddeley, Vallar, & Shallice, 1990). Информация в кратковременной памяти не хранится постоянно, а становится доступной для обработки, и процессы, которые мы используем для осмысления, изменения, интерпретации и хранения информации в STM , известны как рабочая память.

Хотя рабочая память и называется «памятью», это не хранилище памяти, как STM, а скорее набор процедур или операций с памятью. Представьте, например, что вас просят принять участие в таком задании, как это, которое является мерой рабочей памяти (Unsworth & Engle, 2007). Каждый из следующих вопросов появляется отдельно на экране компьютера, а затем исчезает после того, как вы ответите на вопрос:

Является ли 10 × 2 − 5 = 15? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «S»

Является ли 12 ÷ 6 − 2 = 1? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «R»

Является ли 10 × 2 = 5? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «P»

Является ли 8 ÷ 2 − 1 = 1? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «T»

Является ли 6 × 2 − 1 = 8? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «U»

Является ли 2 × 3 − 3 = 0? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Затем запомните «Q»

Чтобы успешно выполнить задачу, вы должны правильно ответить на каждую из математических задач и в то же время запомнить букву, которая следует за задачей. Затем, после шести вопросов, вы должны перечислить буквы, встречавшиеся в каждом из испытаний, в правильном порядке (в данном случае S, R, P, T, U, Q).

Для выполнения этой сложной задачи вам необходимо использовать различные навыки. Вам явно нужно использовать STM, так как вы должны хранить письма в хранилище, пока вас не попросят перечислить их. Но вам также нужен способ наилучшим образом использовать имеющиеся у вас внимание и обработку информации. Например, вы можете решить использовать стратегию «повторите буквы дважды, затем быстро решите следующую задачу, а затем повторите буквы еще дважды, включая новую». Поддержание этой стратегии (или других подобных ей) — задача рабочей памяти.0013 центральный исполнительный — часть рабочей памяти, которая направляет внимание и обработку. Центральный исполнитель будет использовать любые стратегии, которые кажутся лучшими для данной задачи. Например, центральный исполнительный орган будет направлять процесс репетиции и в то же время направлять зрительную кору на формирование образа списка букв в памяти. Вы можете видеть, что, хотя STM задействован, процессы, которые мы используем для работы с материалом в памяти, также имеют решающее значение.

Кратковременная память ограничена как по длине, так и по количеству информации, которую она может хранить. Петерсон и Петерсон (1959) обнаружил, что, когда людей просили запомнить список строк из трех букв, а затем сразу же просили выполнить отвлекающее задание (сосчитать в обратном порядке по три), материал быстро забывался (см. рис. 8.6 «Распад СТМ»). что к 18 секундам его практически не было.

Рисунок 8.6 Затухание СТМ

Петерсон и Петерсон (1959) обнаружили, что информация, которая не была отрепетирована, быстро выветривается из памяти.

Адаптировано из Peterson, L., & Peterson, M.J. (1959). Кратковременное запоминание отдельных словесных единиц. Журнал экспериментальной психологии, 58 (3), 193–198.

Один из способов предотвратить разрушение информации из кратковременной памяти — использовать рабочую память для ее повторения. Поддерживающая репетиция — это процесс повторения информации в уме или вслух с целью сохранения ее в памяти . Мы участвуем в поддерживающей репетиции, чтобы удержать в памяти что-то, что мы хотим запомнить (например, имя человека, адрес электронной почты или номер телефона), достаточно долго, чтобы записать это, использовать или, возможно, перенести на долгосрочную перспективу. Память.

Если мы продолжим репетировать информацию, она останется в STM до тех пор, пока мы не прекратим ее репетировать, но у STM также есть предел емкости. Попробуйте прочитать каждый из следующих рядов чисел, по одному ряду за раз, со скоростью примерно одно число в секунду. Затем, когда вы закончите каждый ряд, закройте глаза и запишите столько цифр, сколько сможете вспомнить.

 

019

3586

10295

861059

1029384

75674834

657874104

6550423897

 

Если вы относитесь к среднему человеку, то обнаружите, что в этом тесте рабочей памяти, известном как тест на разрядов , вы довольно хорошо справились примерно до четвертой строки, а потом у тебя начались проблемы. Бьюсь об заклад, вы пропустили некоторые числа в последних трех рядах и довольно плохо справились с последним.

Размах цифр у большинства взрослых составляет от пяти до девяти цифр, в среднем около семи. Когнитивный психолог Джордж Миллер (1956) назвал «семь плюс-минус два» фрагментов информации «магическим числом» в кратковременной памяти. Но если мы можем удерживать в кратковременной памяти максимум около девяти цифр, то как мы можем запомнить большее количество информации, чем это? Например, как мы можем запомнить 10-значный телефонный номер достаточно долго, чтобы набрать его?

Один из способов, с помощью которого мы можем расширить нашу способность запоминать вещи в STM, заключается в использовании метода памяти, называемого разбиением на фрагменты . Разделение на фрагменты — это процесс организации информации в более мелкие группы (фрагменты), тем самым увеличивая количество элементов, которые могут храниться в STM 9.0014 . Например, попробуйте запомнить эту строку из 12 букв:

XOFCBANNCVTM

Вероятно, у вас это не получится, потому что количество букв превышает магическое число семь.

Теперь попробуйте еще раз с этим:

MTVCNNABCFOX

Вам поможет, если я укажу, что материал в этой строке может быть разделен на четыре набора по три буквы в каждом? Я думаю, да, потому что тогда вместо того, чтобы запоминать 12 букв, вам нужно было бы запомнить только названия четырех телевизионных станций. В этом случае разбиение на фрагменты изменяет количество элементов, которые вы должны запомнить, с 12 до четырех.

Эксперты полагаются на фрагментацию, чтобы помочь им обрабатывать сложную информацию. Герберт Саймон и Уильям Чейз (1973) показывали шахматным мастерам и новичкам различные положения фигур на шахматной доске в течение нескольких секунд каждое. Эксперты запоминали позиции намного лучше, чем новички, потому что они могли видеть «картину в целом». Им не нужно было запоминать положение каждой из частей по отдельности, они разделили части на несколько более крупных макетов. Но когда исследователи показали обеим группам случайные шахматные позиции — позиции, которые очень маловероятны в реальной игре, — обе группы выступили одинаково плохо, потому что в этой ситуации эксперты потеряли способность организовывать расстановки (см. рис. 8.7 «Возможные и невозможные варианты»). шахматные позиции»). То же самое происходит и с баскетболом. Баскетболисты гораздо лучше помнят реальные баскетбольные позиции, чем неигроки, но только тогда, когда позиции имеют смысл с точки зрения того, что происходит на площадке или что может произойти в ближайшем будущем, и, таким образом, могут быть разбиты на более крупные единицы (Дидьержан). и Мармеш, 2005).

Рис. 8.7 Возможные и невозможные шахматные позиции

Опыт имеет значение: опытные шахматисты гораздо лучше запоминают позиции партии справа, чем новички. Но эксперты не лучше новичков запоминают позиции слева, чего не может быть в реальной игре.

Если информация проходит через кратковременную память, она может попасть в долговременную память (LTM), запоминающее устройство, которое может хранить информацию в течение дней, месяцев и лет . Емкость долговременной памяти велика, и нет известного предела тому, что мы можем запомнить (Wang, Liu, & Wang, 2003). Хотя мы можем забыть какую-то информацию после того, как узнаем ее, другие вещи останутся с нами навсегда. В следующем разделе мы обсудим принципы долговременной памяти.

Ключевые выводы

  • Память — это способность сохранять и извлекать информацию с течением времени.
  • Для некоторых вещей наша память очень хороша, но наша активная когнитивная обработка информации гарантирует, что память никогда не будет точной копией того, что мы испытали.
  • Эксплицитная память относится к переживаниям, которые можно намеренно и сознательно запомнить, и она измеряется с помощью припоминания, узнавания и повторного обучения. Эксплицитная память включает эпизодические и семантические воспоминания.
  • Показатели повторного обучения (также известные как сбережения) оценивают, насколько быстрее усваивается информация, когда она изучается снова после того, как она уже была усвоена, но затем забыта.
  • Имплицитная память относится к влиянию опыта на поведение, даже если человек не осознает эти влияния. Три типа имплицитной памяти — это процедурная память, классическая обусловленность и прайминг.
  • Обработка информации начинается в сенсорной памяти, перемещается в кратковременную память и в конечном итоге переходит в долговременную память.
  • Репетиция технического обслуживания и фрагментация используются для хранения информации в кратковременной памяти.
  • Емкость долговременной памяти велика, и нет известного предела тому, что мы можем запомнить.

Ссылки

Аткинсон Р.К. и Шиффрин Р.М. (1968). Человеческая память: предлагаемая система и процессы управления ею. В К. Спенсе (ред.), Психология обучения и мотивация (Том 2). Оксфорд, Англия: Academic Press.

Баддели, А. Д., Валлар, Г., и Шаллис, Т. (1990). Развитие концепции рабочей памяти: последствия и вклад нейропсихологии. В G. Vallar & T. Shallice (Eds.), Нейропсихологические нарушения кратковременной памяти (стр. 54–73). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Барг, Дж. А., Чен, М., и Берроуз, Л. (1996). Автоматизм социального поведения: прямое влияние конструкции черты и активации стереотипа на действие. Журнал личности и социальной психологии, 71 , 230–244.

Бриджмен, Б., и Морган, Р. (1996). Успешная учеба в колледже для учащихся с расхождениями в результатах тестов с несколькими вариантами ответов и тестов сочинений. Журнал педагогической психологии, 88 (2), 333–340.

Коуэн, Н., Лихти, В., и Гроув, Т. Р. (1990). Свойства памяти на произносимые без присмотра слоги. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 16 (2), 258–268.

Дидьежан, А., и Мармеш, Э. (2005). Упреждающее представление визуальных сцен баскетбола новичками и опытными игроками. Визуальное познание, 12 (2), 265–283.

Хейст Ф., Шимамура А. П. и Сквайр Л. Р. (1992). О связи припоминания и узнавания памяти. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 18 (4), 691–702.

Миллер, Джорджия (1956). Волшебное число семь плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию. Psychological Review, 63 (2), 81–97.

Нельсон, Т. О. (1985). Вклад Эббингауза в измерение удержания: экономия во время повторного обучения. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 11 (3), 472–478.

Петерсон, Л., и Петерсон, М.Дж. (1959). Кратковременное запоминание отдельных словесных единиц. Журнал экспериментальной психологии, 58 (3), 193–198.

Саймон, Х.А., и Чейз, В.Г. (1973). Мастерство в шахматах. Американский ученый, 61 (4), 394–403.

Соломон, М. (1995). Моцарт: Жизнь . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper Perennial.

Сперлинг, Г. (1960). Информация доступна в кратком визуальном представлении. Психологические монографии, 74 (11), 1–29.

Ансуорт, Н., и Энгл, Р. В. (2007). О разделении кратковременной и рабочей памяти: исследование простого и сложного объема и их отношения к способностям более высокого порядка. Психологический вестник, 133 (6), 1038–1066.

Ван Ю., Лю Д. и Ван Ю. (2003). Открытие возможностей человеческой памяти. Мозг и разум, 4 (2), 189–198.

Долговременная память в психологии: виды, емкость и продолжительность

Долговременная память (LTM) — это заключительный этап модели памяти с несколькими хранилищами, предложенной Аткинсоном-Шиффрином, обеспечивающей длительное сохранение информации и навыков.

Теоретически объем долговременной памяти может быть неограниченным, при этом основным ограничением при воспроизведении является доступность, а не доступность.

Продолжительность может составлять несколько минут или всю жизнь. Предлагаемые режимы кодирования в основном семантические (смысловые) и визуальные (изобразительные), но могут быть и акустическими.

Используя аналогию с компьютером, информация в вашем LTM будет похожа на информацию, которую вы сохранили на жестком диске. Ее нет на вашем рабочем столе (в вашей кратковременной памяти), но вы можете получить эту информацию, когда захотите, по крайней мере, большую часть времени.

Типы долговременной памяти

Долговременная память не является единым хранилищем и делится на два типа: явную (знание что) и имплицитную (знание как).

Одно из самых ранних и наиболее влиятельных различий долговременной памяти было предложено Тульвингом (1972). Он предложил различать эпизодическую, семантическую и процедурную память.

Процедурная память

Процедурная память является частью имплицитной долговременной памяти, отвечающей за знание того, как что-то делать, т. е. память о двигательных навыках.

Он не предполагает сознательного (т. е. бессознательно-автоматического) мышления и не является декларативным. Например, процедурная память включает в себя знание того, как ездить на велосипеде.

Семантическая память

Семантическая память является частью эксплицитной долговременной памяти, отвечающей за хранение информации об окружающем мире. Сюда входят знания о значении слов, а также общие знания.

Например, Лондон — столица Англии. Он включает в себя сознательное мышление и является декларативным.

Знание, которое мы храним в семантической памяти, сосредоточено на «знании того, что» нечто имеет место (т. е. декларативное). Например, у нас может быть семантическая память о том, что Париж — столица Франции.

Эпизодическая память

Эпизодическая память — это часть эксплицитной долговременной памяти, отвечающая за хранение информации о событиях (т. е. эпизодах), которые мы испытали в своей жизни.

Он включает сознательное мышление и является декларативным. Примером может служить воспоминание о нашем первом дне в школе.

Знание, которое мы храним в эпизодической памяти, сосредоточено на «знании того, что» что-то имеет место (т.е. декларативное). Например, у нас может быть эпизодическое воспоминание о том, что мы сегодня сели на автобус до колледжа.

Коэн и Сквайр (1980) провели различие между декларативным знанием и процедурным знанием.

Процедурные знания включают «знание того, как» что-то делать. В него вошли навыки, такие как «умение» играть на фортепиано, ездить на велосипеде; завязать шнурки и другие двигательные навыки.

Это не связано с сознательным мышлением (т. е. это бессознательно — автоматически). Например, мы чистим зубы, практически не осознавая, какие навыки нам нужны.

Декларативное знание предполагает «знание того, что», например, Лондон — столица Англии, зебры — животные, день рождения вашей мамы и т. д. и «объявлено».

Доказательства различия между декларативной и процедурной памятью были получены в результате исследований пациентов с амнезией. Как правило, пациенты с амнезией испытывают большие трудности с сохранением эпизодической и семантической информации после начала амнезии.

Их память на события и знания, полученные до начала заболевания, как правило, остается неповрежденной, но они не могут сохранять новые эпизодические или семантические воспоминания. Другими словами, похоже, что их способность сохранять декларативную информацию нарушена.

Тем не менее, их процедурная память практически не пострадала. Они могут вспомнить навыки, которым уже научились (например, езда на велосипеде), и приобрести новые навыки (например, научиться водить машину).

Эксперимент с очень долговременной памятью

Bahrick, Bahrick и Wittinger (1975) исследовали то, что они назвали очень долговременной памятью (VLTM). Было протестировано около 400 участников в возрасте от 17 до 74 лет.

Участников попросили перечислить имена выпускников своего класса, которые они могли вспомнить, в бесплатном тесте на запоминание.

Были различные условия, в том числе: бесплатный тест на припоминание, когда участники пытались вспомнить имена людей из выпускного класса; тест на распознавание фотографий, состоящий из 50 картинок; тест на узнавание имени для бывших школьных друзей.

Результаты исследования показали, что участники, прошедшие тестирование в течение 15 лет после выпуска, примерно на 90 % правильно называли имена и лица. После 48 лет они были точными на 80% для словесных и 70% визуальных.

Участники лучше распознавали фотографии, чем вспоминали. Свободный отзыв был хуже. Через 15 лет точность составила 60%, а через 48 лет — 30%.

Они пришли к выводу, что долговременная память имеет потенциально неограниченную продолжительность.

Сила этого исследования в том, что в нем использовались значимые стимулы. Бахрик и др. проверили воспоминания людей из их собственной жизни, используя школьные ежегодники. Исследование имеет более высокую внешнюю валидность по сравнению с исследованиями с использованием бессмысленных изображений (где показатели припоминания, как правило, ниже).

Но исследование не контролировало смешанные переменные (они могли репетировать свою память о фотографиях на протяжении многих лет), поэтому любое реальное приложение следует применять с осторожностью.

Ссылки

Бахрик, Х. П., Бахрик, П. О., и Виттингер, Р. П. (1975). Пятьдесят лет памяти имен и лиц: перекрестный подход.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *