14.04.2025

Психические заболевания список у детей: Виды психических заболеваний у детей

Содержание

Психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста.

Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы.

В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет.

Формирование первых коммуникативных связей

В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы.

Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности.

Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков.

Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль.

Невротические расстройства детского возраста

В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло.

У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами.

Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом.

У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях.

Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов.

Проблемы школьной дезадаптации

Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним.

В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие.

Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил.

Ранние психические заболевания.

Умственная отсталость

Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста.

Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала.

Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже. Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости.

Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения.

В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям.

Расстройства аутистического спектра

Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер.

Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций.

Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками.

Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы.

Атипичный детский аутизм

Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии.

Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми.

Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста.

Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении

Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом.

С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми.

Благоприятный прогноз лечения

Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра.

Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы.

Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний.

Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.


Хронические психические расстройства

Позвонить нам

Записаться

Центр Гранат

  1. Главная страница
  2. Психиатрия
  3. Хронические психические расстройства

Хронические психические расстройства

  • О психиатрии
  • Виды психиатрических расстройств
  • Тяжелые психические расстройства
  • Симптомы расстройств
  • Психиатрические заболевания
  • Мнение специалиста
  • Маниакальные расстройства
  • Анорексия
  • Детская психиатрия
  • Лечение аутизма
  • Лечение паранойи

Тяжелые психические расстройства, хронические психические расстройства – группа заболеваний, характеризующихся трудностью протекания и лечения. К ним относятся шизофрения, маниакально-депрессивный психоз или БАР (биполярное аффективное расстройство), эпилепсия, клиническая депрессия, диссоциативное расстройство идентичности. Чаще всего заболевания данного типа протекают хронически, с редкими эпизодами ремиссии. Тяжелые психические расстройства способны привести к инвалидности. Такие заболевания требуют немедленного лечения и внимания со стороны близких.

Мы расскажем о некоторых серьезных заболеваниях психики.

  1. Шизофрения. Точные причины возникновения этого заболевания не до конца изучены. Шизофрения характеризуется нарушением мышления, логики суждений и восприятия. Больному свойственна отчужденность мыслей: человеку кажется, что его суждения созданы кем-то чужим, посторонним. При этом характерна изоляция индивида от социального окружения, уход в себя, в собственные переживания. У больных часто наблюдается амбивалентность, при которой они одновременно испытывают противоположные чувства (к примеру, любви и ненависти к близкому). Для некоторых видов заболеваний характерен кататонический психоз. Больной либо находится в неподвижности часами, либо проявляет двигательную активность. При шизофрении может наблюдаться апатия, ангедония, эмоциональная холодность даже к самым близким. При проявлении позитивной симптоматики у больных появляются различные галлюцинации, бред (мания преследования, мания величия и т. д.). В зависимости от типа шизофрении врач назначает комплексное медикаментозное лечение и постоянно наблюдает за течением заболевания.
  2. Биполярное аффективное расстройство – это эндогенное заболевание, проявляющееся в виде смены фаз маний и депрессий. У больного наблюдается то подъем настроения, общее улучшение самочувствия, то, напротив, спад и погружение в апатию и тоску. Эти фазы сменяются индивидуально. При этом могут чередоваться только маниакальные, гипоманиакальные и депрессивные эпизоды. Лечение заболевания осуществляется медикаментозно, с учетом индивидуальных особенностей пациента. Положительный эффект на больного оказывает групповая терапия.
  3. Эпилепсия. Заболевание характеризуется появлением судорог, которые вызваны одновременной активностью нейронов определенного участка мозга. Может проявляться почти незаметно, в виде подергивания глаз (протяженностью несколько секунд), или полноценным приступом, а также рядом таковых. При эпилептическом припадке больного нельзя трогать, только желательно его уложить и голову повернуть набок. Не стоит пытаться сдерживать судорожные движения или разжимать ему зубы. После окончания приступа нужно дать больному выспаться. Если приступы сменяют друг друга без перерывов, необходимо срочно вызывать скорую помощь. Причиной заболевания может быть наследственность или другие факторы: черепно-мозговая травма, вирусная болезнь, например, менингит, опухоль мозга и нарушение его кровоснабжения. Купировать или снизить частоту приступов обычно удается за счет медикаментозных препаратов.
  4. Клиническая депрессия. Комплексное психическое заболевание, проявляющееся продолжительное время. Больной чувствует себя подавленным, не способным радоваться, работать и вести нормальную социальную деятельность. Частыми симптомами клинической депрессии являются: утрата привычных интересов, плохое настроение, отсутствие энергии, вялость. Больной не может взять себя в руки, наблюдается нерешительность, снижение самооценки, обострение чувства вины, пессимизм, печальные представления о будущем, нарушение аппетита, сна, снижение веса. Часто при клинической депрессии могут наблюдаться соматические проявления в виде нарушений работы ЖКТ, болей в сердце, мышцах, голове и т. д. Данное психическое заболевание лечится медикаментозно в совокупности с психотерапией. Самостоятельно выйти из этого состояния больной не может. Клиническая депрессия требует обязательного квалифицированного лечения.
  5. Диссоциативное расстройство идентичности. Психическое заболевание, при котором у больного наблюдается «расщепление» личности на одну или несколько частей, которые выступают как отдельные индивиды. Самый известный случай диссоциативного расстройства идентичности наблюдался в истории психиатрии у пациента по имени Билли Миллиган. Он обладал 24 личностями. Лечится это заболевание путем облегчения симптоматики в совокупности с различными видами психотерапии.
Тяжелые психические расстройства непременно требуют квалифицированного лечения. Больному важно оказать всю необходимую помощь и поддержку, нельзя оставаться равнодушным к его заболеванию. Запишитесь на прием к врачу.

Заполните приведенную ниже форму, и наш администратор свяжется с Вами.

Связаться с Центром

Это просто сцена?

Психическое здоровье в детстве

Воспитание ребенка может быть сложной задачей. Даже при наилучших обстоятельствах их поведение и эмоции могут меняться часто и быстро. Все дети временами бывают грустными, тревожными, раздражительными или агрессивными, иногда им трудно сидеть на месте, концентрировать внимание или взаимодействовать с другими. В большинстве случаев это просто типичные фазы развития. Однако такое поведение может указывать на более серьезную проблему у некоторых детей.

Психические расстройства могут начаться в детстве. Примеры включают тревожные расстройства, синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), расстройство аутистического спектра, депрессию и другие расстройства настроения, расстройства пищевого поведения и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Без лечения эти психические расстройства могут помешать детям полностью реализовать свой потенциал. Многие взрослые, обращающиеся за психиатрической помощью, размышляют о влиянии психических расстройств на их детство и сожалеют о том, что помощь им была оказана раньше.

Когда обращаться за помощью

Как отличить вызывающее поведение и эмоции, которые являются нормальной частью взросления, от тех, которые вызывают беспокойство? В общем, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью, если поведение вашего ребенка сохраняется в течение нескольких недель или дольше; причиняет страдания вашему ребенку или вашей семье; или мешает функционированию вашего ребенка в школе, дома или с друзьями. Если поведение вашего ребенка небезопасно или если ваш ребенок говорит о желании причинить вред себе или кому-либо еще, немедленно обратитесь за помощью.

Маленькие дети могут получить пользу от обследования и лечения, если они:

  • Имеют частые истерики или сильную раздражительность большую часть времени
  • Часто говорите о страхах или беспокойствах
  • Жалобы на частые боли в животе или головные боли без известной медицинской причины
  • Находятся в постоянном движении и не могут сидеть спокойно (кроме случаев, когда смотрят видео или играют в видеоигры)
  • Спите слишком много или слишком мало, вам часто снятся кошмары или вы кажетесь сонным в течение дня
  • Не хотят играть с другими детьми или с трудом заводят друзей
  • Проблемы в учебе или недавнее ухудшение оценок
  • Повторяйте действия или проверяйте много раз из страха, что может случиться что-то плохое

Дети старшего возраста и подростки могут получить пользу от обследования и лечения, если они:

  • Потеряли интерес к тому, что раньше нравилось
  • Низкая энергия
  • Спите слишком много или слишком мало или кажетесь сонным в течение дня
  • Проводите все больше и больше времени в одиночестве и избегаете общения с друзьями или семьей
  • Диета или чрезмерные физические нагрузки или боязнь набрать вес
  • Наносить себе вред (например, резать или сжигать кожу)
  • Курить, пить или употреблять наркотики
  • Заниматься рискованным или деструктивным поведением в одиночку или с друзьями
  • Есть мысли о самоубийстве
  • Имеют периоды сильного подъема энергии и активности и нуждаются в гораздо меньшем количестве сна, чем обычно
  • Сказать, что они думают, что кто-то пытается контролировать их разум или что они слышат то, что другие люди не могут услышать

Узнайте больше о предупреждающих знаках на веб-странице Национального института психического здоровья (NIMH) о психическом здоровье детей и подростков.

Получите немедленную помощь

Если вы, ваш ребенок или кто-то из ваших знакомых находится в бедственном положении или думает о том, чтобы причинить себе вред, позвоните по номеру 9.0011 Национальная линия помощи при предотвращении самоубийств , бесплатный номер 1-800-273-TALK (8255). Вы также можете отправить текстовое сообщение по номеру Crisis Text Line (ПРИВЕТ на номер 741741) или воспользоваться чатом линии поддержки на веб-сайте National Suicide Prevention Lifeline .

Первые шаги для родителей

Если вас беспокоит психическое здоровье вашего ребенка, вы можете начать с разговора с другими людьми, которые часто общаются с вашим ребенком. Например, спросите учителя о поведении вашего ребенка в школе, в детском саду или на игровой площадке.

Вы можете поговорить с педиатром или поставщиком медицинских услуг вашего ребенка и описать поведение ребенка, а также то, что вы наблюдали и узнали из разговоров с другими людьми. Вы также можете попросить поставщика медицинских услуг направить вас к специалисту в области психического здоровья, который имеет опыт и знания в лечении детей. (Дополнительную информацию см. в разделе Выбор специалиста по психическому здоровью.)

Выбор специалиста по психическому здоровью

При поиске специалиста по психическому здоровью для вашего ребенка вы можете начать с запроса направления к педиатру вашего ребенка. Если вам нужна помощь в поиске поставщика медицинских услуг в вашем районе, вы можете позвонить в Службу помощи при злоупотреблении психоактивными веществами и психиатрическими услугами (SAMHSA) по телефону 1-800-662-HELP (4357). Вы также можете выполнить поиск по онлайн-указателю услуг по лечению поведенческого здоровья SAMHSA, в котором перечислены учреждения и программы, предоставляющие услуги по охране психического здоровья. Особенно важно найти специалиста в области психического здоровья, имеющего подготовку и опыт лечения детей, в частности, конкретных проблем вашего ребенка.

Задавая вопросы и предоставляя информацию поставщику медицинских услуг вашего ребенка, вы можете улучшить уход за вашим ребенком. Разговор с поставщиком медицинских услуг укрепляет доверие и приводит к лучшим результатам, качеству, безопасности и удовлетворенности. Вот несколько вопросов, которые вы можете задать при встрече с потенциальными поставщиками медицинских услуг:

  • Используете ли вы подходы к лечению, подтвержденные исследованиями?
  • Привлекаете ли вы к лечению родителей? Если да, то как в этом участвуют родители?
  • Будут ли «домашние задания» между сессиями?
  • Как будет оцениваться прогресс?
  • Как скоро мы сможем увидеть прогресс?
  • Как долго должно продолжаться лечение?

Чтобы найти идеи для начала разговора с вашим поставщиком медицинских услуг, посетите веб-сайт Агентства по исследованиям и качеству в области здравоохранения и прочитайте Советы NIMH по общению с вашим поставщиком медицинских услуг. Дополнительную информацию о том, как найти квалифицированного специалиста в области психического здоровья, можно найти на веб-странице NIMH Help for Mental Illnesses, а также в других организациях, перечисленных в разделе «Дополнительная информация и ресурсы».

Оценка поведения вашего ребенка

Осмотр специалиста по психическому здоровью может помочь прояснить проблемы, лежащие в основе поведения вашего ребенка, и дать уверенность или дать рекомендации относительно следующих шагов. Оценка дает возможность узнать о сильных и слабых сторонах вашего ребенка и определить, какие вмешательства могут быть наиболее полезными.

Комплексная оценка психического здоровья ребенка включает следующее:

  • Интервью с родителями для обсуждения истории развития ребенка, темперамента, отношений с друзьями и семьей, истории болезни, интересов, способностей и предшествующего лечения. Специалисту в области психического здоровья важно получить представление о текущей ситуации ребенка — например, недавнее изменение в школе, болезнь в семье или другое изменение, влияющее на повседневную жизнь ребенка.
  • Сбор информации из школы ребенка, такой как стандартные тесты и отчеты о поведении, способностях и трудностях.
  • При необходимости беседа с ребенком, тестирование и поведенческие наблюдения со стороны специалиста по психическому здоровью.

Варианты лечения

Специалист в области психического здоровья рассмотрит результаты оценки, чтобы определить, связано ли поведение ребенка с изменениями или стрессами дома или в школе, или же оно является результатом расстройства, лечение которого он рекомендовал бы. Рекомендации по лечению могут включать:

  • Психотерапия («разговорная терапия»). Существует множество различных подходов к психотерапии, включая структурированную психотерапию, направленную на определенные состояния. Для получения дополнительной информации о видах психотерапии посетите веб-страницу психотерапии NIMH. Эффективная психотерапия для детей всегда включает:
    • Участие родителей в лечении
    • Обучение ребенка навыкам для занятий дома или в школе (между занятиями «домашние задания»)
    • Показатели прогресса (например, рейтинговые шкалы и улучшения «домашних заданий»), которые отслеживаются с течением времени.
  • Лекарства. Как и у взрослых, тип лекарств, используемых для детей, зависит от диагноза и может включать антидепрессанты, стимуляторы, стабилизаторы настроения или другие лекарства. Для получения общей информации о конкретных классах лекарств посетите веб-страницу NIMH о препаратах для лечения психических расстройств. Лекарства часто используются в сочетании с психотерапией. Если задействовано несколько поставщиков медицинских услуг или специалистов, информация о лечении должна быть распространена и скоординирована для достижения наилучших результатов.
  • Семейное консультирование. Привлечение членов семьи к лечению может помочь им понять, как проблемы ребенка могут повлиять на отношения с родителями, братьями и сестрами.
  • Поддержка родителей. Индивидуальные или групповые занятия для родителей, которые включают обучение и возможность поговорить с другими родителями, могут предоставить новые стратегии поддержки ребенка и позитивного управления трудным поведением. Терапевт также может обучать родителей тому, как общаться и работать со школами по вопросам приспособления.

Чтобы найти информацию о вариантах лечения конкретных расстройств, посетите веб-страницу информации о психическом здоровье NIMH. Исследователи продолжают изучать новые варианты лечения психических расстройств у детей: «Участие в исследовании для детей» предоставляет информацию об участии в клинических исследованиях.

Работа со школой

Дети с поведенческими или эмоциональными проблемами, которые мешают успеваемости в школе, могут воспользоваться планами или льготами, предусмотренными законами, предотвращающими дискриминацию детей с ограниченными возможностями. Медицинские работники вашего ребенка могут помочь вам общаться со школой.

В качестве первого шага можно узнать в школе, подходят ли для вашего ребенка такие приспособления, как индивидуальная программа обучения. Адаптация может включать в себя такие меры, как предоставление ребенку магнитофона для записи заметок, предоставление большего времени для тестов или изменение рассадки в классе, чтобы уменьшить отвлечение. Существует много источников информации о том, что школы могут и, в некоторых случаях, должны предоставить детям, которым могут быть полезны приспособления, и как родители могут запросить оценку и услуги для своего ребенка:

  • По всей территории Соединенных Штатов расположены центры обучения и информации для родителей, а также общественные центры ресурсов для родителей. В Центре информации и ресурсов для родителей перечислены центры в каждом штате.
  • Министерство образования США располагает подробной информацией о законах, устанавливающих механизмы предоставления детям приспособлений с учетом их индивидуальных потребностей и направленных на то, чтобы помочь им добиться успеха в школе. У Департамента также есть веб-сайт, посвященный Закону об образовании лиц с ограниченными возможностями, а его Управление по гражданским правам располагает информацией о других федеральных законах, запрещающих дискриминацию по признаку инвалидности в государственных программах, например в школах.
  • Многие организации в разделе «Дополнительная информация и ресурсы» также предлагают информацию о работе со школами, а также более общую информацию о расстройствах, поражающих детей.

Дополнительная информация и ресурсы

Информация о конкретных расстройствах доступна на веб-странице информации о психическом здоровье NIMH.

Следующие организации и агентства располагают информацией о симптомах, лечении и поддержке психических расстройств у детей. Некоторые предлагают рекомендации по работе со школами и поиску специалистов в области психического здоровья. Участие в волонтерских группах может обеспечить возможность общения с другими родителями, сталкивающимися с аналогичными проблемами.

Обратите внимание: Этот список ресурсов предоставляется только в информационных целях. Он не является исчерпывающим и не является одобрением NIMH, Национальных институтов здравоохранения (NIH), Министерства здравоохранения и социальных служб США или правительства США.

  • Американская академия детской и подростковой психиатрии, Facts For Families Guide
  • Ассоциация поведенческой и когнитивной терапии
  • Центры по контролю и профилактике заболеваний, психическое здоровье детей
  • Институт детского разума
  • Психическое здоровье Америка
  • Национальный альянс по психическим заболеваниям
  • Национальная ассоциация школьных психологов
  • Национальная федерация семей
  • Общество клинической детской и подростковой психологии, Эффективная детская терапия
  • StopBullying.gov

Исследование расстройств у детей

NIMH проводит и поддерживает исследования, помогающие найти новые и улучшенные способы диагностики и лечения психических расстройств, возникающих в детстве. Это исследование включает изучение факторов риска, в том числе связанных с генетикой, опытом и окружающей средой, которые могут дать ключ к пониманию того, как развиваются эти расстройства и как их выявить на ранней стадии.

NIMH также поддерживает усилия по разработке и тестированию новых вмешательств, включая поведенческие, психотерапевтические и медикаментозные методы лечения. Исследователи также стремятся определить, сохраняются ли положительные эффекты лечения в детстве в подростковом и взрослом возрасте.

Участие в исследовании для детей

Дети – это уже не маленькие взрослые, однако им часто назначают лекарства и методы лечения, которые были испытаны только на взрослых. Исследования показывают, что по сравнению со взрослыми дети по-разному реагируют на лекарства и лечение как физически, так и психически. Чтобы получить лучшее лечение для детей, нужно проводить исследования, разработанные специально для них.

Исследователи из NIMH и по всей стране проводят клинические испытания с пациентами и здоровыми добровольцами. Поговорите со своим лечащим врачом о клинических испытаниях, их преимуществах и рисках, а также о том, подходят ли они для вашего ребенка. Для получения дополнительной информации о клинических исследованиях и о том, как найти клинические испытания, проводимые по всей стране, посетите веб-страницу клинических испытаний NIMH.

Репринты

Эта публикация является общественным достоянием и может быть воспроизведена или скопирована без разрешения NIMH. Цитирование NIMH в качестве источника приветствуется. Чтобы узнать больше об использовании публикаций NIMH, обратитесь в Центр информационных ресурсов NIMH по телефону 1-866-615-6464, отправьте электронное письмо по адресу [email protected] или обратитесь к рекомендациям NIMH по переизданию.

Для получения дополнительной информации

MedlinePlus (Национальная медицинская библиотека) (на испанском языке)

ClinicalTrials.gov (на испанском языке)

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ США
Национальные институты здравоохранения
Публикация NIH № 21-MH-8085
Пересмотрено в 2021 г.

Психические расстройства, наблюдаемые в детстве

ОКТ. 09, 2019

Кристен Фуллер, доктор медицины


Кем бы вы ни были – родителем, учителем, бабушкой или дедушкой, тетей или дядей, наши дети часто являются нашей самой большой гордостью и радостью. Они наше будущее. Мы любим их, воспитываем, учим, смеемся с ними, играем с ними и выхаживаем их, чтобы они выздоровели.
 
Как защитники, мы хотим сделать все возможное, чтобы наши малыши были счастливы и здоровы. Но, к сожалению, генетика, общество и травмы играют важную роль в развитии психических заболеваний, и дети не являются исключением. Исследования показывают, что 7,7 миллиона молодых людей в возрасте от 6 до 17 лет ежегодно страдают психическим расстройством — это каждый шестой ребенок в США
 
Имея это в виду, важно уделять пристальное внимание психическому здоровью ребенка. Хотя ненормальное поведение может быть просто нормальным аспектом детства, фазой роста или полового созревания, оно также может быть расстройством психического здоровья.

Распознавание предупреждающих знаков 

Помимо генетики, травма играет важную роль в развитии психических заболеваний в детстве. Эмоциональные и психологические травмы являются результатом чрезвычайно стрессовых событий, которые разрушили чувство безопасности вашего ребенка, заставив его чувствовать себя беспомощным в опасном мире. Травматические переживания часто связаны с угрозой жизни или безопасности, но любая ситуация, в результате которой человек чувствует себя подавленным и изолированным, может быть травмирующей, даже если она не связана с физическим вредом.
 
Часто упускаемые из виду причины эмоциональной и психологической травмы включают потерю любимого человека, недавнюю операцию, смену школы, развод, серьезный переезд или глубоко разочаровывающий опыт. Невылеченная или неразрешенная травма может привести к проблемам с психическим здоровьем, которые могут проявиться в детстве или в более позднем возрасте.
 
Если ваш ребенок пережил травму, крайне важно, чтобы он прошел терапию, которая фокусируется на этой прошлой травме. Как родитель или опекун, вы также можете принять участие в этом процессе исцеления, посетив сеансы семейной терапии. Помимо терапии, ваш ребенок может нуждаться в особом внимании в школе, и может быть целесообразно сообщить школьным консультантам и учителям об истории вашего ребенка.
 
Независимо от того, пережил ли ваш ребенок травматическое событие или нет, важно уметь распознавать предупреждающие признаки того, что он, возможно, борется с психическим расстройством:

  • Чувство грусти в течение двух или более недель
  • Социальная изоляция или изоляция 
  • Членовредительство или разговоры о причинении себе вреда
  • Учащенное сердцебиение, головные боли или боли в животе
  • Борьба или желание причинить вред другим
  • Тяжелое, неконтролируемое поведение , которое может причинить вред себе или другим
  • Сильные беспокойства или страхи, которые мешают повседневной деятельности
  • Экстремальные трудности с концентрацией внимания
  • Сильные перепады настроения
  • Резкие изменения в поведении или личности
  • Под предлогом пропустить школу
  • Экстремальная возбудимость в течение длительного периода времени
  • Постоянное неповиновение властям

Если у ребенка проявляются какие-либо из этих признаков, не думайте, что это просто этап или часть детства. Пусть профессионал сделает это различие, тем более что половина всех психических расстройств начинается в возрасте до 14 лет.

Диагностика психического здоровья в детском возрасте 

Хотя у детей могут развиться некоторые из тех же заболеваний, что и у взрослых, например тревога, депрессия и ОКР, существует также несколько психических расстройств, которые развиваются именно в детстве.
 
Избегающее-ограничительное расстройство приема пищи (ARFID)
ARFID – это расстройство пищевого поведения, характеризующееся стойким отказом от употребления определенных продуктов или отказом от любого типа пищи из-за отрицательной реакции на цвет, текстуру или запах определенных продуктов. еда. Кроме того, люди могут отказываться от еды из-за страха заболеть или подавиться едой. Это расстройство не характеризуется одержимостью фигурой или весом, а скорее отсутствием интереса и избеганием определенных продуктов. Это расстройство может привести к чрезмерной и нездоровой потере веса, недоеданию или нарушению питания.

Пика
Пика – это расстройство пищевого поведения, официально признанное Диагностическим и статистическим руководством по психическим расстройствам, пятое издание (DSM-5), как постоянное употребление несъедобных веществ в течение как минимум одного месяца в возрасте, когда такое поведение считается аномальным в развитии (по крайней мере, в возрасте двух лет). Общие вещества, которые ребенок с этим расстройством может проглотить, включают лед, глину, свинец, грязь, песок, камни, кусочки краски, угли, мел, дерево, лампочки, иглы, веревки, окурки и проволоку. Пикацизм чаще всего диагностируется у детей. Однако это наиболее распространенное расстройство пищевого поведения у людей с нарушениями развития.
 
Детское биполярное расстройство
Когда у ребенка больное биполярное расстройство, у него наблюдаются резкие изменения настроения в поведении, которые могут привести к эйфории, известной как маниакальный эпизод, или к депрессии, известной как депрессивный эпизод. Биполярное расстройство чаще возникает в позднем подростковом возрасте или в раннем взрослом возрасте, но дети в возрасте шести лет также могут страдать от него. По оценкам, биполярное расстройство встречается у 1–3% молодых людей, большинство из которых — подростки, а не дети.
 
Деструктивное расстройство дисрегуляции настроения (DMDD)
DMDD – это состояние, при котором ребенок хронически раздражителен и испытывает частые сильные вспышки гнева, которые кажутся несоразмерными текущей ситуации. Дети с диагнозом МДДД изо всех сил пытаются регулировать свои эмоции в соответствии с возрастом. В промежутках между вспышками они раздражительны большую часть времени.
 
МДДД — это несколько новый диагноз, который более точно отражает симптомы детей, у которых ранее диагностировали педиатрическое биполярное расстройство, даже если они не испытывали эпизодической мании или гипомании, характерных для биполярного расстройства. Его диагностируют только у детей в возрасте 7-18 лет.
 
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
СДВГ – это состояние развития невнимательности и отвлекаемости, сопровождающееся или не сопровождающееся гиперактивностью. В DSM-5 описаны три основные формы СДВГ: невнимательная, гиперактивно-импульсивная и комбинированная.
 
Симптомы СДВГ и мании или гипомании, связанных с биполярным расстройством, иногда очень похожи. Дети могут проявлять отвлекаемость, болтливость, трудности с поддержанием внимания или потерю социального функционирования. Клиницисты должны оценить, является ли это одним заболеванием или эти расстройства сопутствуют друг другу. Лечение СДВГ — это стимуляторы, которые могут усугубить маниакальные эпизоды у детей с биполярным расстройством, поэтому важно исключить биполярное расстройство перед лечением СДВГ.
 
Оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD):
ODD – это повторяющийся паттерн гневного/раздражительного настроения, спорного/вызывающего поведения или мстительности по отношению к авторитетным фигурам, продолжающийся не менее шести месяцев. Это поведенческое расстройство обычно проявляется в возрасте до восьми лет. Чаще встречается у мальчиков до полового созревания, но в равной степени у мальчиков и девочек после полового созревания. Это отличается от DMDD, потому что дети с ODD имеют раздражительные или неуместные вспышки, которые специально нацелены на определенных авторитетных фигур, таких как родители и учителя. Дети с ОВР обычно ведут себя лучше всего с другими людьми, что может вызвать сильный стресс у родителей.
 
Тревожное расстройство разлуки (SAD):
Тревожное расстройство разлуки характеризуется постоянным и чрезмерным беспокойством во время предстоящей разлуки с основным опекуном. Другие симптомы включают повторяющиеся ночные кошмары на тему разлуки, жалобы на физические симптомы при разлуке с основными фигурами привязанности и нежелание ходить в школу или участвовать в общественной деятельности. Чтобы соответствовать критериям диагноза, САР должен вызывать серьезные нарушения в социальной, профессиональной или академической среде. Известно, что ранняя и травматичная разлука с матерью, отцом или другим опекуном является фактором риска развития тревоги разлуки у детей.
 
Ребенка с любыми признаками травмы или сопутствующими проблемами психического здоровья следует лечить у детского терапевта или психиатра. Родители также могут играть важную роль в процессе лечения своего ребенка, посещая группы поддержки семьи и сеансы семейной терапии.
 
Как родители, опекуны и педагоги мы несем ответственность за то, чтобы наши дети получали наилучшее лечение психического расстройства.
 
Кристен Фуллер, доктор медицинских наук, семейный врач, увлеченный вопросами психического здоровья. Она целыми днями пишет материалы для известного центра лечения психических заболеваний и расстройств пищевого поведения, лечит пациентов в отделении неотложной помощи и ведет женский блог на открытом воздухе. Чтобы узнать больше о работе доктора Фуллера, посетите ее Psychology Today   блог и ее открытый блог, GoldenStateofMinds .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *