Что такое проклятие, признаки, как от него избавиться
«Я пошла к одной колдунье с просьбой помочь мне в одном деле, — пишет одна женщина. — Меня очень беспокоит, что она заявила, что на мне есть родовое проклятие, и пока его не снять, все мои мечты и планы не осуществятся. Да, действительно моя бабушка не хотела моего рождения и, по словам моей мамы, она ненавидела ее… И еще эта колдунья сказала, что проклятие передается по роду. А ребенку моему 2 года отроду. Как уберечь его, если эта колдунья права?»
Содержание статьи
- Что такое Проклятие? Как снять проклятие
- Родовое проклятие
- Молитва от проклятия
- Проклятие и церковь
- Божественное проклятие
- Как узнать, есть ли на человеке проклятие?
- Что это вообще такое?
- И если оно существует, как избавиться от проклятия?
- Существует ли Божественное проклятие?
Что такое Проклятие? Как снять проклятие
Проклятие — это противоположность благословения. Как навести проклятие? — просто пожелать различных бед. Благословение, особенно родительское, способно избавить от многих бедствий и направить человека на путь спасения. А проклятие — может ли повредить человеку?
В первую очередь проклятие вредит тому, кто проклинает. Самая большая заповедь — это заповедь любви, а проклятие — самый большой грех против этой заповеди. Тот, кто проклинает, противится Богу, а такие вещи ни для кого не проходят бесследно.
Тем, кто необдуманно произнес слова проклятия, нужно незамедлительно исповедать этот грех, просить Бога о том, чтобы его безумные слова не исполнились, молиться о тех, кого проклинал, и раздавать милостыню бедным.
А что делать тем, кого прокляли? Как узнать, есть ли на тебе проклятие? Как снять проклятие с себя?
Для начала — не верить словам цыганок и экстрасенсов о том, что они видят на вас признаки проклятия или что они могут снять проклятие с вас. Признаки проклятия на человеке, которые публикуют на различных сайтах их «коллеги», весьма своеобразны: дескать, если в роду есть пьющие и неверующие люди, а также кто-то болен сколиозом (неужели у вас таких родственников нет?), срочно необходимо снятие проклятия.
Думать, что если что-то в жизни не ладится, то всему виной проклятие, контрпродуктивно. Разумнее признать свою ответственность за происходящее и сосредоточить усилия на том, чтобы изменить свою жизнь и свои отношения с окружающими к лучшему.
А как быть, если вы услышали проклятие в свой адрес и переживаете по этому поводу? Помолиться о том, кто сказал эти неразумные слова, и признать свою часть вины в том, что довели человека до такого состояния.
«Люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они в чем-то были виновны, покаялись, поисповедовались, и все их беды прекратились. Если тот, кто виновен, скажет: „Боже мой, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня“, — и с болью и искренностью расскажет о своих грехах на исповеди священнику, то Бог простит его», — советует старец Паисий Святогорец.
Родовое проклятие
Если вы настолько неконфликтный человек, что лично вас никто никогда не проклинал, вас могут напугать родовым проклятием. Как определить, что наложено проклятие на род?
Если в семье кто-то умирает, а у вас после этого появляются всевозможные проблемы, маги и экстрасенсы расскажут вам, что на вас перешло проклятие с умершего. Как избавиться от проклятия, наложенного на троюродного дедушку? Они предложат вам всевозможные молитвы от родового проклятия или более экзотические способы снятия родового проклятия. Но если задуматься о логике происходящего, то окажется, что на самом деле снимать ничего не нужно.
Проблемы после смерти близкого человека могут начаться по вполне объяснимым причинам: вы подавлены, расстроены — работа не ладится, начинаются проблемы со здоровьем. В семье образовалось пустое место, для заполнения которого всем ее членам придется перестроиться, а это редко бывает без конфликтов.
Вот как ответил священник на приведенный выше вопрос женщины о том, как снять родовое проклятие в церкви: «Колдовство — это грех, и все „откровения“, полученные при помощи магии — от лукавого. А что может быть доброго от него? Он — отец лжи. А Вы ему поверили. Совет Вам один — выкиньте из головы все, что Вам сказала колдунья, забудьте. Регулярно ходите в храм, исповедуйтесь, причащайтесь, молитесь и поститесь, не забудьте приобщить к этому и ребенка. Помощи Вам Божией!»
Молитва от проклятия
В интернете можно найти различные молитвы от проклятия, особенно если это проклятие на одиночество. Но молитвы ли это и помогают ли они?
Молитва — это разговор с Богом, в котором можно Бога поблагодарить за Его милости, попросить прощения за свои грехи и ошибки, обратиться к Нему с духовной или житейской просьбой. Если человек любит Бога, то просьбы о себе стоят в его молитве не на первом месте, а где-то ближе к концу. Если же он озабочен только тем, как заработать денег, выйти замуж или как снять проклятие, то он видит в Боге лишь автомат для исполнения своих желаний. Такие молитвы Бог не слышит.
В качестве молитв от проклятия вам могут предложить не только обычные церковные молитвы или псалмы, но и разнообразные заговоры и «молитвы», написанные эзотериками. Заговоры — это чаще всего рифмованные полубессвязные фразы вроде «Дело и слово мое ключ, замок, язык. Что говорила, что шептала, матерь Божия слыхала, во всяк час мне помогала, дело и слово мое благая весть». В эзотерических молитвах речь будет идти о карме, энергиях, мировой душе, розе мира, светлых силах Земли и прочем подобном. Такие псевдомолитвы христианину произносить нельзя.
Проклятие и церковь
Самый популярный совет из серии «как снять проклятие» — пойти в церковь, помолиться, поставить свечи за усопших родственников, заказать сорокоуст или молебен, исповедоваться и причащаться. Совет сам по себе хорош, но и доброе дело можно сделать так, что результат получится плачевный.
Ни в коем случае нельзя участвовать в таинствах Исповеди и, тем более, Причащения с целью снять проклятие. Исповедь — это наше покаяние перед Богом в наших грехах с твердым намерением не повторять их вновь. Причастие — соединение со Христом и через Него — со всей Церковью. Причащаться допустимо только в том случае, если вы любите Бога, хотите быть с Ним и отдаете себе отчет, что с вами произойдет в этом таинстве.
В Церкви ничего не совершается по принципу «нажми кнопку — получишь результат». Об этом нужно помнить всем людям, которых в храм приводит желание избавиться от порчи, сглаза или проклятия.
Божественное проклятие
Бог никому не желает зла, поэтому фразу «Божественное проклятие» или «проклятие Божье» не стоит воспринимать, как злой навет, который Бог насылает на людей, чтобы им навредить. Бог вершит праведный суд. Человек же вредит себе сам. Неправедной жизнью он отдаляет себя от Божественной святости, но оружие против проклятие — благословение. И Библия говорит нам о том, что у нас есть этот щедрый дар, который стоит только достойно принять. Даже знаменитый библейский эпизод «проклятия смоковницы» (Мф. 21:12-22) следует понимать как аллегорию: то, что не приносит духовного плода – противно Богу.
- Святитель Филарет Московский: «Проклятие – это осуждение греха праведным судом Божиим»
- Библия: «Бог есть свет и в Нем нет никакой тьмы» (1Ин. 1:5)
Читайте также
- Признаки проклятия
- Тайны Страстной седмицы. Проклятие смоковницы
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Мария Городова: Могут ли проклятия и сглаз повлиять на жизнь человека
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Общество
08.11.2017 21:02
Поделиться
Могут ли проклятия и сглаз повлиять на жизнь человека и как от них избавиться
Мария Городова
«Влияют ли проклятия на нашу жизнь? Если да, как от них избавиться? Хотелось бы узнать конкретно, без спекуляций. Тут моя сестра навещала город детства и ей сказали, что первая жена нашего отца долго проклинала и маму, и нас. Теперь Оля ночами не спит, вспоминает все, что с ней случалось: болезни, потери, хотя мы-то с ней чем виноваты?»Олег Н.
Олег, проклятие вошло в жизнь человечества так давно, что если бы каждое злобное слово и пожелания бед исполнялись, мы бы с вами сейчас бесед не вели по причине того, что род человеческий точно бы уже прекратил свое существование. Тем не менее феномен проклятия существует — и проклятия человеческого, и проклятия Божьего. Но надо четко понимать, что благословение возникло не просто раньше, оно первичней. А значит, сильнее. Так же как добро первичней и сильнее зла, и Господь только попускает злу торжествовать из целей воспитательных по отношению к человеку, а не в качестве наказания. С проклятием, считают святые, то же самое. А теперь будем разбираться детально.
1. Начнем с проклятья Божьего. Как пишет святитель Филарет Московский, это осуждение греха праведным судом Божьим. Только не надо наделять Бога мстительностью: мол, Он, проклиная, наказывает человека за то, что тот осмеливается нарушать Его волю, выраженную в данных человеку заповедях. Грех саморазрушителен. Совершая грех, человек отчуждает себя от Бога, ведь Бог — это свет, в Нем нет никакой тьмы, поэтому ничто темное, греховное, злое не может находиться в присутствии Бога, пребывать в общении с ним. Первое проклятие в адрес человека звучит из уст Божьих за грех братоубийства: Господь проклинает Каина. Но — и это крайне важно! — проклятие звучит не сразу после убийства Каином Авеля, а после того, как ожесточившийся Каин отвергает возможность покаяться перед Господом в содеянном. Святые учат, что цель Божьего проклятия не отмщение, а шанс на исправление человека через смирение и приведение его к покаянию. Давайте задумаемся, почему, проклиная Каина, отлучая его от Лица Своего, Господь накладывает на Каина знамение, «печать», запрещавшую кому-либо убивать первого братоубийцу рода человеческого.
2. Проклятие Божье — это реакция на вопиющие нарушения духовных законов, данных нам в виде заповедей. Возникшее позже, чем Божье благословение, проклятие Божье своего рода отрицательное эхо благословения, его грозный отголосок, но оба они, благословение и проклятие, с разных сторон очерчивают для нас грань, за которой с нами происходит катастрофа, границу, за которой может произойти самоотлучение человека от Бога как Источника жизни. Например, пятая заповедь гласит: «Почитай отца и мать, чтобы тебе было хорошо и продлились дни твои». Перед нами условие Божьего благословения: «почитай отца и мать». А в другой книге Библии уже предупреждение: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!» Вот она грань — отношение к родителям, старшим, старости. Будь тут осторожен, будь внимателен, иначе нарушишь глобальный духовный закон, и все, дни твои сочтены. Неслучайно пятую заповедь толкуют еще так: «Пока почитаешь родителей, живешь, перестал — гибнешь».
3. То есть при всей грозности Божьих проклятий не слова проклятия делают человека проклятым, но сам грех, содеянный им, оскверняет, губит, проклинает. Не Бог бросает грешника в пропасть погибели, а сам человек, нарушая духовные законы, заповеди, отчуждает себя от Божьей милости и благословения. Подчас только смерть может остановить и грешника, и распространение зла, казалось бы, вот она — жестокая необратимость расплаты. Но ведь жизнь человека не ограничивается кратким отрезком пребывания на земле. И посмертная участь даже самых закоренелых грешников в руках Божьего милосердия. Другое дело, что покаяние можно принести только в этой жизни. А только искреннее раскаяние способно спасти нас и от наших грехов, и от чужой злобы.
4. Но что происходит, если проклинает человек? Понятно, что такое проклятье субъективно, человек, в отличие от Бога, не всегда способен вершить праведный суд и уж точно не так могуществен, как Творец Вселенной. И все-таки, как учат святые, проклятие человека тоже может иметь последствия. В каких случаях? Для кого? Проклинающего или проклинаемого? Как объяснял святой Паисий Святогорец, проклятие имеет силу в случае, если оно является реакцией на несправедливость. То есть когда мы делаем кому-то зло и нас в порыве обиды проклинают, это может исполниться. Бог попускает таким проклятиям иметь силу. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад — к тому, от кого оно изошло. Тот, на кого направлено проклятие, мучается в этой жизни. А вот тот, от кого исходит проклятие, мучается в этой жизни и будет мучиться в жизни иной, потому что если он не покается и не поисповедуется, то там будет наказан Богом как преступник. Ведь проклиная обидевшего, ты словно берешь пистолет и его убиваешь. Особенно страшно, если люди идут на это намеренно. Ведь если человек проклинает кого-либо вопреки Божьему закону, он сам преступает закон. В таком случае проклятие необратимо падает на голову самого проклинающего: «неизвинителен ты, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя…» — читаем у апостола Павла.
И проклятие, и сглаз теряют свою власть над теми, кто раскаялся в своих грехах
5. Как освободиться от проклятия? Исповедью. «Если люди, пострадавшие от проклятия, осознав, что их прокляли, потому что они были в чем-то виновны, покаются, то все их беды прекратятся. Если тот, кто виновен, скажет: «Боже, я сделал такую-то и такую-то несправедливость. Прости меня», — и с болью, искренностью расскажет о своих грехах священнику на исповеди, то Бог простит его, ведь Он — Бог. Это касается и невинно пострадавших от чужой злобы, и тех, кого коснулся завистливый взгляд, называемый в народе сглазом», — учит святой Паисий Святогорец.
6. «Страждущих завистью почитают еще более вредоносными, нежели ядовитых зверей. Те впускают яд чрез рану, и угрызенное место предается гниению постепенно; о завистливых же думают, что они наносят вред одним взором, так что от их завистливого взгляда начинают чахнуть, будто из завистливых глаз льется губительный, вредоносный поток. Я отвергаю такое поверье», — учит святой Василий Великий и объясняет: когда ненавистники добра демоны находят в человеке произволение к злу, то есть склонность совершить его, они начинают использовать несчастного завистника как марионетку, бездумного и безумного проводника своей злой воли. В таком случае зависть, сконцентрированная во взгляде, язвительном слове, может и смутить другого человека, и навредить ему. Но только если жертва завистника не защищена твердой верой и Таинствами Церкви — Исповедью, Причащением. И уж конечно, пытаясь оградить себя от чужой злобы, не надо бежать к магам и прочим расплодившимся жуликам от суеверия.
7. О пагубности суеверий, колдовства и волхований предупреждал еще Ветхий Завет. А уж в новозаветные времена Церковь чрезвычайно строго наказывала за следование суевериям. Потому что, доверяясь магам и иным обладателям «сверхъестественных способностей», мы фактически вверяем самое ценное, свою бессмертную душу, в волосатые лапы врага рода человеческого. Получается бег по кругу: пугаясь якобы всесильной порчи и сглаза, мы, как неразумные дети, добровольно устремляемся в объятия, «заботливо» распахнутые для нас дьяволом. Но ведь спасение можно найти только у Бога. И разве Он не сильнее любых завистников, чью бы злую волю они ни ретранслировали?
Продолжение следует
Молитва о благополучии семьи Пресвятой Богородице
«Не бойся, малое стадо! Аз есмь с вами и никтоже на вы». Владычице Преблагословенная, возьми под Свой покров семью мою. Всели в сердца супруга моего и чад наших мир, любовь и непрекословие всему доброму; не допусти никого из семьи моей до разлуки и тяжкаго расставания, до преждевременныя и внезапныя смерти без покаяния. А дом наш и всех нас, живущих в нем, сохрани от огненнаго запаления, воровскаго нападения, всякаго злага обстояния, разнаго страхования и диавольскаго наваждения. Да и мы купно и раздельно, явно и сокровенно будем прославлять имя Твое Святое всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Богородице, спаси нас!
Из первых уст
Святой Паисий Святогорец о силе родительского проклятия и благословения
Знайте, что проклятие и даже просто негодование родителей действуют очень сильно. И даже если родители не проклинали своих детей, а просто пришли из-за них в возмущение, то у последних нет потом ни одного светлого дня: вся их жизнь сплошное мучение. Помню, у одной матери было четверо детей. Никто из них не женился и не вышел замуж. Мать плакала: «Умру от горя, никто из моих детей не женился. Помолись за них». Она была вдовой, ее дети сиротами. Мне стало за них больно. Молился я за них, но безрезультатно, и тогда я спросил детей, может, ваша мать проклинала вас. «Верно, отче, — отвечают, — в детстве мы шалили, и она с утра до вечера твердила: «Да чтоб вам обрубками быть!» — «Идите, — говорю, — к матери и скажите ей истинную причину вашей неустроенности, чтоб она пришла в чувство. Скажите, чтобы покаялась и с сегодняшнего дня, не переставая, благословляла вас». И за полтора года все четверо создали семьи.
Величайшее сокровище для людей, живущих в миру, родительское благословение. Подобно тому, как в жизни монашеской величайшее благословение то, которым благословил тебя твой старец. Поэтому и говорят: «Не упусти родительское благословение».
Пишите: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, «Российская газета», или [email protected]
Российская газета — Неделя — Федеральный выпуск: №254(7420)
Поделиться
РелигияБеседы с Марией Городовой
Что Библия говорит о проклятии человечества
Тематические исследования А | Б | С | Д | Е | Ф | Г | Н | я | Дж | К | л | М | Н | О | П | В | Р | С | Т | U | В | Вт | Х | Y | Z
А | Б | С | Д | Е | Ф | Г | Н | я | Дж | К | л | М | Н | О | П | В | Р | С | Т | U | В | Вт | Х | Y | Z |
Является ли главенство мужчин «проклятием»?
Пытаются ли женщины завладеть мужской властью? Является ли главенство мужчин «проклятием»? Стив Голден, AiG, США, отвечает на вопросы читателей о своей предыдущей статье.
Относительно объяснения Стивом Голденом Бытие 3:16 .
«Христиане расходятся во мнениях относительно того, что означает этот стих, но два вероятных интерпретации: (1) Ева попытается узурпировать роль своего мужа как голову, но Бог требует, чтобы Адам удержал ее от этого, в результате чего конфликт; или (2) Ева попытается узурпировать роль своего мужа как главы, и он будет осуществлять над ней небиблейское мужское господство».
Я никогда не слышал ни об одной из этих интерпретаций, и, может быть, это только мне кажется, что они противоречат стиху. Я интерпретирую это так: женщины будут/должны желать своих мужей и находиться под его властью. Где сказано, что женщины попытаются захватить эту власть? Обе интерпретации, кажется, предполагают это.
Я в замешательстве.
Спасибо за вопрос. Я надеюсь прояснить ваше замешательство, предложив более подробное объяснение того, как многие евангелисты интерпретируют Бытие 3:16 , а также рассмотрю некоторые ошибочные толкования. находился под его властью с 90 416 до 90 417 Падения и Проклятия, поэтому эти стихи не могут означать, что мужское главенство было частью суда в Бытие 3:14–19 . Мужское главенство — это не проклятие; однако сферы ответственности мужа и жены, а также их супружеские отношения прокляты конфликтом, в том числе попытками жены узурпировать власть мужа (см. обсуждение ниже).
Как мы приходим к таким выводам? Во-первых, давайте прочитаем Бытие 3:16 , то есть Проклятие женщины.
Женщине Он сказал: «Я умножу скорбь твою и зачатие твое; в муках будешь рождать детей; желание твое будет к мужу твоему, и он будет господствовать над тобою».
В то время как первая часть Проклятия женщины понятна (« в муках вы будете рождать детей
»), последняя часть подвергалась различным интерпретациям. Однако я убежден, что в Бытие 3:16 верны оба возможных толкования: (1) Ева попытается узурпировать роль своего мужа как главы, но Бог требует, чтобы Адам удержал ее от этого, что привело к конфликту ; и (2) Ева попытается узурпировать роль своего мужа как главы, и он будет осуществлять над ней небиблейское мужское господство. 2 В любом случае муж призван Богом правильно управлять своей семьей (как это сделал бы Адам в саду). . Но из-за Проклятия и новой греховной природы его жена попытается узурпировать данную ему Богом власть, и у него будет искушение либо ответить безбожным господством, либо остаться пассивным и позволить жене управлять им.
Чтобы прийти к этим выводам, необходимо рассмотреть три важных момента в отношении повествования об Адаме и Еве: контекст Бытие 3:16 , характер «желания» женщины и порядок творения определяли брачные отношения до грехопадения.
Контекст
Бытие 3:16Читая любой отрывок из Писания, мы должны учитывать его контекст. В случае Бытие 3:16 контекст является ключом к пониманию последствий Проклятия.
Подводя к Бытие 3:16 , мы читаем, что Бог создал совершенный мир за шесть дней, что Он отдыхал на седьмой день, и что Он поместил в Эдемском саду совершенного человека (Адама), созданного из праха. земли и совершенной женщины (Евы), созданной из ребра мужчины. И дал им Бог все, что есть на земле, кроме одного дерева — дерева познания добра и зла. Ешьте плоды этого дерева, сказал Бог Адаму, и « непременно умрете
» ( Бытие 2:17 ).
Все мы знаем, что произошло потом. Змей соблазнил Еву и она съела от дерева:
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание, и взяла плодов его и ела. Она также дала своему мужу с нею, и он ел. Тогда открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги; и сшили смоковные листья, и сделали себе покрывала. ( Бытие 3:6–7 )
Затем Бог нашел пару в саду. Это наш контекст для Бытие 3:14–19 , где Бог подробно описывает последствия Проклятия. Важно помнить, что это судный отрывок, поэтому мы можем заключить, что любые последствия Проклятия не будут приятными благословениями от Бога. Следовательно, любая интерпретация, приписывающая благословение эффекту Проклятия, скорее всего, неверна.
«Желание» женщины
Второй вопрос, связанный с толкованием этого стиха, заключается в том, как правильно понимать еврейское слово, обозначающее желание : тшука (תשׁוקת). Teshuqah встречается в Писании всего три раза.
«Ваше желание будет для вашего мужа, И он будет править вами». ( Бытие 3:16 , курсив мой)
«Если ты будешь хорошо себя вести, тебя не примут? А если не делаешь добра, то грех лежит у дверей. И его желание для вас, но вы должны управлять им». ( Бытие 4:7 , курсив мой)
«Я принадлежу своему любимому, И его желание ко мне». ( Песня Соломона 7:10 , курсив мой)
Очевидная параллель с Бытие 3:16 — это Бытие 4:7 , где Бог сказал Каину, что желание греха ( teshuqah ) было для него (т.е. оно желало господствовать над ним или управлять им), но он должен господствовать над грехом. Каин, как мы читаем в стихе 8, не властвовал над грехом — вместо этого он убил своего брата, тем самым позволив греху управлять собой.
Если teshuqah в Бытие 4:7 указывает на желание господствовать над Каином или править им, то мы можем с уверенностью сказать, что teshuqah в Бытие 3:16 должно указывать на нечто подобное: желание женщины ( teshuqah ) для ее мужа (т.е. она будет пытаться господствовать над ним или управлять им), но он призван должным образом управлять ею. Песнь Песней 7:10 не имеет такой близкой параллели, но использование teshuqah по-прежнему несет в себе ощущение подталкивания или побуждения кого-то, что согласуется с желанием женщины иметь власть над своим мужем (см. обсуждение ниже). ).
Порядок творения
Последний элемент понимания Бытие 3:16 — порядок творения. Что мы знаем об отношениях Адама и Евы в Бытие 1–2? Мы знаем, что сначала был создан Адам, а затем Ева. Когда Бог сотворил Адама, Он поместил Адама в саду, чтобы тот возделывал и охранял его. Кроме того, Бог возложил на Адама обязанность давать имена животным:
.Господь Бог образовал из земли всех зверей полевых и всех птиц небесных и привел их к Адаму, чтобы посмотреть, как он назовет их. И как Адам назвал каждое живое существо, таково было и его имя. ( Бытие 2:19 )
Адам явно играл руководящую роль в Эдемском саду. Он был не только смотрителем сада, но и демонстрировал свою власть над животными, давая им имена.3 В этот момент Бог провозгласил: « Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, подобного ему
» ( Бытие 2:18 ). Итак, Бог создал Еву.
Непосредственной реакцией Адама на встречу с Евой, его подходящей помощницей, было заявление, что она его копия, сделанная из него, и дать ей имя: « Теперь это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться Женою, потому что взята от Человека
» ( Бытие 2:23 ). Здесь, как и выше, именование раскрывает властные отношения между Адамом и Евой.
Заявление Адама о том, что Ева была « костью от костей моих и плотью от плоти моей
», ясно дало понять, что она такой же человек, как и он. Назвав ее женщиной , Адам признал, что она была женщиной — отличной от него, — но что она буквально была его собственной плотью, частью его и, следовательно, равна перед Богом. Павел подчеркивал тот факт, что мужчины и женщины равны перед Богом, когда учил, что мужчины не получают спасения иначе, чем женщины ( Галатам 3:22–29 ), но из брака Адама и Евы мы узнаем, что мужья и жены не имеют равной власти. Адам, муж, является главой, а Ева, его жена, является его помощницей.4 Ясно, что мужское главенство было реальностью до Падения.5 И если бы оно правильно осуществлялось людьми без греховной природы – в отсутствие конфликта, борьбы за власть и недоверия, которые начались после того, как они согрешили, — это главенство было бы благословением как для , так и для Адама и Евы.
Последний момент касается обстоятельств Падения. Ева вкусила от дерева раньше Адама, и ее муж последовал за ней в этот грех. И все же, когда Бог пришел в сад, зная, что сделала пара и кто согрешил первым, чье имя Он назвал? Он призвал Адама, потому что Адам не проявлял благочестивого руководства, защищая свою жену от этого греха. Он не только призвал Адама, но также ясно сказал, что Адам не должен был следовать за своей женой и есть от дерева:
«За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него: проклята земля за тебя; Со скорбью будешь питаться от него во все дни жизни твоей». ( Бытие 3:17 )
Бог также напомнил Адаму, что заповедь не есть от дерева была дана конкретно ему — и его призвали к ответу за то, что произошло под его руководством. Все это приводит нас к выводу, что Адам как лидер и глава своей семьи нес дополнительную ответственность. И при данной Богом системе мужского главенства мы ожидаем, что муж будет призван к ответу за нравственные поступки своей семьи, что мы и находим в Бытие 3:699. 0006
Евангелический феминизм и другие ошибочные толкования
Из-за влияния евангельского феминизма на церковь (и влияния феминизма на культуру в целом) некоторые в церкви противятся идее главенства мужчины в семье. В попытке соответствовать популярным идеям культуры евангельские феминистки и другие предложили альтернативные интерпретации значения женского «желания» и влияния Проклятия на брачные отношения.
Одно альтернативное толкование основано на параллельном использовании teshuqah в Песне Соломона 7:10 : « Я принадлежу моему возлюбленному, И его желание относится ко мне
» (выделено мной). Поскольку использование teshuqah в этом стихе носит сексуальный характер, эта интерпретация утверждает, что «желание» женщины в Бытие 3:16 является сильно возросшим сексуальным влечением к ее мужу. Эта интерпретация может принимать две формы: (1) в результате возросшего влечения жена охотно подчиняется мужу, облегчая ему достижение тиранического, безбожного господства над ней, или (2) муж будет иметь более сильное желание жены как компаньона в ответ на ее возросшее сексуальное влечение.
Одна из проблем с первой формой этой интерпретации заключается в том, что добровольное подчинение жены мужу не является наказанием за грех. Ева как помощница Адама добровольно подчинилась ему перед грехопадением. Частью наказания является новое искушение жены узурпировать данную Богом власть мужа. Относительно второй формы, как я сказал выше, мы должны помнить, что Бытие 3:14–19 — это судный отрывок, поэтому любое последующее действие Проклятия не будет приятным благословением от Бога. Говорить, что любовь супругов друг к другу и их верность в браке возрастают в результате Проклятия, просто нелогично.
Более того, если teshuqah носит сексуальный характер в Бытие 3:16 и Песне Соломона 7:10 , то должны ли мы заключить, что оно также присутствует в Бытие 4:7 ? Но не имеет смысла говорить, что у греха было половое влечение к Каину. Действительно, Сьюзен Фох исследует использование teshuqah в этих отрывках и заключает, что «правильная этимология в арабском языке была бы saqa , побуждать, гнать, побуждать»,7 все дает смысл попытки получить власть над кем-то. или что-то.
В альтернативной интерпретации евангелических феминисток брачных отношений в Книге Бытия такие ученые, как Гилберт Билезикян, утверждают, что такие слова, как голова или помощник в Писании, неправильно поняты. Билезикян говорит о главенстве: « Голове никогда не придавалось значение авторитета, босса или лидера. Он описывает функцию слуги, обеспечивающего жизнь, рост и развитие»8. В одном смысле Билезикян прав: муж абсолютно должен желать помогать своей жене и детям в их духовном росте. На самом деле, Писание ( Ефесянам 5:28, 33 ) повелевает мужьям любить своих жен так, как они любят себя и как Христос возлюбил церковь (т. е. до такой степени, что готов умереть за нее). Однако Писание по-прежнему ясно возлагает ответственность за лидерство на мужа как до, так и после грехопадения.
В любой «команде» должен быть лидер. В браке этим лидером, по замыслу Бога, является муж. Ефесянам 5:22 ясно говорит: « Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу.
» Здесь Павел использует аналогию: Как женщина подчиняется руководству Господа, так и она должна подчиняться руководству своего мужа. Тип лидерства, который призван моделировать муж, вряд ли можно сравнить с безбожным, диктаторским лидерством, которое часто изображают евангелистские феминистки. Напротив, лидерство благочестивого мужа рождается из любви к Богу, а также из любви и уважения к своей жене, вплоть до того, что он отдает за нее свою жизнь ( Ефесянам 5:25 ). Первое Петра 3:7 даже показывает, что собственные молитвы мужа препятствуют, если он не чтит свою жену и не стремится понять ее нужды.
Билезикян утверждает в другом месте: «Нет ни намёка, ни шепота о чём-либо подобном иерархическому порядку, существующему между мужчиной и женщиной в повествовании о сотворении Бытия, главах 1 и 2. … Порядок сотворения установил единство, а не иерархию ( 2:24). Первое указание на иерархический порядок между мужчиной и женщиной явилось следствием проникновения греха в мир (3:16)»9.