30.11.2024

Произвольное внимание это: Произвольное внимание, его особенности, виды, формирование. Произвольное внимание ребёнка

Содержание

Произвольное внимание, его особенности, виды, формирование. Произвольное внимание ребёнка

Что собой представляет произвольное внимание, Его определение, характеристики, виды, особенности и формирование.

Внимание – особый психический процесс, благодаря которому наша познавательная активность направляется и сосредоточивается на явлениях и предметах, процессах и связях, присутствующих в окружающем нас мире.

В психологии обычно по степени участия воли в процессе запоминания различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное не отличается ни постановкой цели запомнить, ни приложением усилий. Произвольное, напротив, характеризуется постановкой цели запомнить и сознательным применением усилий воли для запоминания. Послепроизвольное произрастает из произвольного: становясь привычным, усилие воли перестаёт быть в тягость. Постановка цели остаётся, но волевого усилия как такового больше нет. Это происходит, когда процесс целенаправленных усилий становится настолько важным, что человека захватывает его деятельность, и прилагать волевые усилия ему уже не требуется.

Особенности произвольного внимания

Произвольное внимание проявляется, когда мы ставим перед собой задачу и разрабатываем программу её реализации. Умение владеть произвольным вниманием формируется у человека постепенно, оно не является врождённым. Зато, овладев привычкой произвольно управлять своим вниманием, его направленностью и концентрацией, мы легче решаем свои задачи и уже не чувствуем напряжения или дискомфорта в связи с необходимостью сконцентрироваться и удержать внимание на том, на чём необходимо.

Произвольное внимание демонстрирует волевые качества личности и её активность, выявляет круг интересов, цели, результативность. Главная функция этого вида внимания – активное участие в регулировании течения психических процессов. Произвольное внимание позволяет находить в памяти необходимую информацию, выявлять главное, определяться с решением и действовать, решая проблемы и задачи.

Произвольное внимание, включаясь в работу, задействует кору больших полушарий головного мозга (лобные отделы), отвечающие за программирование и корректировку деятельности человека (в том числе и его поведения). Особенность произвольного внимания проявляется в том, что основной раздражитель в этом случае – сигнал от второй сигнальной системы (а не от первой, как это происходит при непроизвольном внимании). Возбуждение, возникающее в коре больших полушарий как мысль или приказ самому себе, становится доминантным. «Подпитка» произвольного внимания происходит при активизации верхних отделов мозгового ствола, ретикулярной формации, гипоталамуса, то есть под воздействием словесных раздражителей. Произвольное внимание является высшей психической функцией, отличающей человека.

Сознательное приложение волевых усилий — особенность произвольного внимания, которая помогает в процессе работы с новым, незнакомым материалом, при возникновении затруднений в работе, при снижении познавательного интереса к теме, при наличии отвлекающих факторов разного рода.

Можно выделить некоторые отличительные особенности произвольного внимания как высшей психической функции:

  • его опосредованность и осознанность;
  • произвольность;
  • возникновение в ходе эволюции развития общества;
  • формирование в течение жизни;
  • прохождение определенных фаз развития в онтогенезе;
  • зависимость и обусловленность развития произвольного внимания ребёнка от его включённости в процесс обучения и от усвоения определенных образцов организации внимания.

Виды и характеристики произвольного внимания

Можно выделить несколько видов произвольного внимания: волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное. Каждый из этих видов произвольного внимания имеет свои специфические черты. Характеристики произвольного внимания в этом случае несколько отличаются друг от друга:

  • Волевое проявляется в условиях конфликта между «хочу» и «нужно», когда приходится применить силу воли и приложить усилия.
  • Выжидательное проявляется в процессе решения задач, предполагающих бдительность.
  • Сознательное по характеру произвольно, но не требует больших усилий и протекает легко.
  • Спонтанное внимание, близкое к послепроизвольному, характерно тем, что в этом случае начать что-то трудно, но в процессе работы усилия уже не нужны.

У старших дошкольников произвольное внимание выражено ещё относительно слабо и отличается малой устойчивостью. Поэтому перед родителями и воспитателями стоит непростая задача организовать произвольное внимание ребёнка, не пуская дело на самотёк и не обрекая развитие внимания на зависимость от случайных стечений обстоятельств.

Произвольное внимание ребёнка

Первые признаки произвольного внимания ребёнка проявляются, когда мы указываем ему на игрушку, и при этом ребёнок переводит на него взгляд. Простейшая форма произвольного внимания ребёнка начинает активно развиваться примерно в 2-3 года. К четырём-пяти годам ребёнок под руководством взрослого уже способен выполнять довольно сложные инструкции взрослого, а к шести годам ребёнок уже способен направлять свое внимание, следуя собственной инструкции. Волевые процессы развиваются с шести-семилетнего возраста.

Следует учитывать возрастные возможности ребёнка, ограничивающие время внимательного выполнения заданий. Зачастую родители считают своего ребёнка невнимательным, предъявляя к нему слишком высокие требования. Исследования психологов показывают, что в разном возрасте дети способны сосредоточиться в течение неодинакового времени даже на игре. Так, в шесть месяцев одна игра занимает ребёнка максимум четверть часа, а к шестилетнему возрасту время игры возрастает до полутора часов. В двухлетнем возрасте малыш пока ещё не способен «отвлечься на часок» игрой.

Способность концентрировать внимание также развивается постепенно, и ребёнок, как следствие, с возрастом меньше отвлекается. Исследования показывают, что если в возрасте трёх лет за 10 минут игры малыш отвлекается около четырёх раз, то в шесть лет – только один раз. Поэтому, занимаясь с ребёнком-дошкольниками, нужно отдать предпочтение коротким, чередующимся упражнениям. Каждое задание должно запускать непроизвольное внимание, захватывая новизной, привлекая и интригуя. Затем запускается произвольное внимание: взрослый даёт инструкцию, как выполнять задание. Если ребёнок увлечётся заданием, то запустится и механизм послепроизвольного внимания, что позволит ребёнку заниматься довольно длительно.

Примерно к шестилетнему возрасту происходит постепенное становление произвольного и послепроизвольного внимания: ребёнок способен усилием воли направить внимание на что-то, что нужно сделать, хотя, возможно, предпочёл бы заняться чем-нибудь более увлекательным. И только к третьему классу ребёнок уже может удерживать внимание на протяжении всего урока.

Формирование произвольного внимания

Для формирования произвольного внимания старших дошкольников рекомендуется учитывать факторы, помогающие организовать мобилизацию внимания наиболее эффективно. Этой цели служат:

  • Умение группировать воспринимаемые объекты.
  • Чёткое построение начала и конца игры, наличие атрибутов.
  • Логически последовательные и понятные указания взрослого.
  • Чередование разных видов деятельности с использованием разных анализаторов (слуховых, тактильных, зрительных).
  • Дозирование нагрузки с учётом индивидуальных особенностей ребёнка-дошкольника, как возрастных, так и личных.

Формирование произвольного внимания происходит под влиянием семьи, детского сада, интеллектуального развития, в целостной системе обучения и воспитания. Оно включает в себя и развитие волевых качеств, и вырабатывание сознательного отношения к получению знаний, и физическое, и эстетическое воспитание. При этом важная роль отводится применению педагогического мастерства, благодаря которому возможно максимально эффективно организовать занятия дошкольников. От педагога потребуются доходчивость, ясность, выразительность подачи материала, наглядность, использование специальных упражнений на развитие внимания. Эффективны выделение букв, закрашивание, нахождение ошибок и другие приёмы. Привлечение дошкольников к новым для них видам деятельности, направление и руководство взрослых постепенно помогут ребёнку овладеть умением управлять вниманием самостоятельно.

В формировании произвольного внимания важная роль отводится воспитанию настойчивого следование к цели, силы воли и целеустремлённости. Не менее важная роль отводится и играм, требующим следовать определённым правилам. Такие игры воспитывают характер, волю, самостоятельность, целеустремлённость и активность.

В следующей статье мы поговорим о развитии произвольного внимания, рассмотрим несколько игр на развитие произвольного внимания, а также подробнее остановимся на видах нарушений и способах коррекции произвольного внимания ребёнка.

Регулярные занятия и тренировки внимания всегда приносят ощутимые результаты. Развивать объём, концентрацию, устойчивость, переключаемость внимания никогда не поздно! Это можно делать ежедневно и с удовольствием, с помощью игровых тренажеров для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

Что такое произвольное внимание. Особенности формирования и виды.

Началась школьная пора, а, значит, многие родители снова «сядут за уроки». После каникул детям сложно сконцентрироваться на учебе, их отвлекают социальные сети, друзья, интересные занятия. Определенного усердия и включенности в процесс обучения от детей требуют и в дошкольных образовательных учреждениях. 

Зачастую родители считают своих детей невнимательными, потому что видят рассеянный взгляд, неусидчивость, отсутствие желания. Но не многие знают, как формируется произвольное внимание — важный навык, который поддается «тренировке».

В этой статье мы поясним, что такое произвольное внимание, рассмотрим механизм возникновения произвольного внимания и расскажем, как его развить.

В этой статье мы поясним, что такое произвольное внимание, рассмотрим механизм возникновения произвольного внимания и расскажем, как его развить.

Что такое произвольное внимание

Внимание в общем смысле — это биологический процесс, который заключается в формировании познавательной активности и направлении ее на объекты окружающего мира.

Этот биологический процесс принято разделять на:

  • непроизвольный
  • произвольный
  • послепроизвольный

Непроизвольное внимание не требует от человека каких-либо усилий (умственных, физических, интеллектуальных). Его можно назвать пассивным. В любом возрасте мы с вами можем непроизвольно останавливать взгляд на чем-либо и проявлять кратковременный интерес.

Произвольное внимание в психологии — это процесс осознанного, сфокусированного, нацеленного на определенный результат и активного внимания для решения поставленных задач. Этот процесс характеризуется нацеленностью на результат, наличием задачи, поэтапностью ее реализации, волевыми усилиями, повышением концентрации.

Произвольность внимания мы формируем с детства — когда в младенчестве мама дает нам игрушку, мы смотрим на ее и концентрируемся на форме и цвете. Так начинает формироваться необходимая психическая функция.

Мы концентрируемся на каком-то действии, ставим перед собой задачу и выполняем ее благодаря навыкам произвольного внимания.

Пример

Учитель удерживает интерес учеников на предмете, а ученики концентрируются на информации, написанной на доске. Водители, благодаря навыку произвольного внимания, могут следить за дорогой, движением и обстановкой вокруг для недопущения ДТП. Посетители кинотеатра включаются в увлекательный процесс, когда следят за происходящим на экране.

Психологическая сущность произвольного внимания заключается в том, что человек прилагает определенные усилия к восприятию информации, анализирует свои действия для того, чтобы достичь определенных результатов, проявляет свою волю, личные качества.

Важно! На степень развития произвольного внимания влияет интеллектуальное развитие, воспитание, процесс обучения и освоения новых знаний, социальная среда (особенно в дошкольных и общеобразовательных учреждениях).

Виды произвольного внимания

Произвольное внимание бывает нескольких видов и отличается определенными свойствами. Ниже в таблице мы рассмотрим, чем обусловлено волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное внимание.

Вид произвольного внимания

Характеристики произвольного процесса

Волевое

Проявляется волевым качеством, когда нужно принять решение, выбрать между желанием и обязательствами, если они противоречат друг другу.

Выжидательное

Такой произвольный процесс проявляется тогда, когда человеку нужно дополнительное время на обдумывание ситуации.

Сознательное

Не требует больших умственных и логических усилий, естественный процесс для человека.

Спонтанное

Сначала возникает необходимость сконцентрироваться на каком-то действии, а потом человеку не требуются большие усилия.

В силу возраста ребенка произвольное внимание имеет свои особенности. Младенец может концентрироваться на игрушке не более 15 минут, уровень концентрации растет, в 2-3 года занять ребенка можно на 40 минут, а к дошкольному возрасту развиваются собственные волевые черты при принятии решений.

При этом у младших школьников усидчивости не хватает, поэтому им трудно концентрироваться на предмете и задаче больше часа.

Особенности произвольного процесса

Произвольное внимание имеет свои особенности, например, важную роль в его формировании играет социальный фактор. Уровень внимания складывается из личного прошлого опыта и знаний (они накладываются друг на друга, формируя целостную личность), окружения, воспитания и некоторых других факторов.

Произвольное внимание как психическая функция характеризуется следующими условиями:

  • активной умственной деятельностью
  • поэтапностью и логичностью
  • осознанным подходом
  • эволюционным происхождением
  • наличием определенных условий для усвоения информации

Важно! Развить произвольное внимание в отрыве от социальных связей и окружения практически невозможно. Сначала этот процесс у ребенка формируют взрослые, а только после 5-6 лет он может организовывать собственную внимательность самостоятельно.

Как повысить степень концентрацию ребенка

В современном мире нас окружают очень много раздражителей, поэтому даже взрослому тяжело концентрироваться на каком-то действии, не то что ребенку.

Но при этом статистика показывает, что вниманием можно не только управлять, но и тренировать его. Для этого психологи, социальные работники, педагоги пользуются специальными методиками. Родители тоже могут участвовать в процессе тренировки.

Стоит отметить, что на степень детского произвольного внимания влияют:

  • общее физическое и эмоциональное состояние ребенка
  • благоприятная атмосфера и окружение (без громких звуков, шума, большого количества людей и без других отвлекающих факторов)
  • правильная постановка цели
  • возрастные возможности, навыки и умения
  • чередование физической и умственной деятельности

Родителям детей младшего дошкольного и школьного возраста рекомендовано управлять вниманием ребенка через игры.

Более старшие дети могут разгадывать кроссворды, решать логические задачи, проходить психологические тесты, решать более сложные задачи. Впрочем, игровой элемент «работает» даже со взрослыми, не говоря уже о детях.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы стали замечать, что ваш ребенок стал неусидчивым, ему трудно сконцентрировать на решении задач, ему трудно проявлять свои волевые качества. Наши психологи проведут индивидуальные консультации с вами и вашим ребенком и помогут направить интерес ребенка на нужную деятельность.

Частые вопросы

Что такое произвольное внимание?

+

Приведем краткое определение — это процесс фокусировки на каком-то определенном объекте окружающей среды или задаче для получения необходимого результата.

Как формируется развитие произвольного внимания у ребенка?

+

Простейшая форма этого процесса — перевод взгляда на предмет перед глазами проявляется у младенцев. В возрасте 2-3 лет у ребенка формируется сознательное произвольное внимание. В более старшем возрасте (около 5 лет) ребенок может выполнить несложные инструкции взрослого — его навыка хватает на то, чтобы понять и проанализировать желание родителя. В 7-8 лет развиваются собственные волевые процессы, появляется осознанной в желаниях и определенное целеполагание.

Как организовать занятия с ребенком, чтобы он не терял концентрацию?

+

Как мы уже сказали ранее, дошкольники хорошо воспринимают обучение в игровой форме, поэтому вы можете перед началом игры объяснить все правила, обозначить сроки игры (специально отмечать начало и конец игры), группировать предметы таким образом, чтобы в поле зрения были только нужные для занятия атрибуты (убирайте излишний «шум»), чередуйте игры, направленные на развитие разных органов чувств (тактильные, слуховые, зрительные), дозируйте время занятия (когда от ребенка требуется максимальная концентрация) и не забывайте про краткие перерывы.

В чем причина слабого произвольного внимания у ребенка?

+

Причин может быть несколько — от усталости и стресса до серьезных заболеваний, таких как СДВГ, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, изменения структур головного мозга, сосудистые нарушения. Также психологи и врачи отмечают, что снижение концентрации может говорить о недостаточном психическом тонусе.

Заключение эксперта

Внимание, как психологический и физический процесс играет важную роль в формировании личности. Развитием интереса и усидчивости у ребенка должны заниматься родители, социальные работники, педагоги и психологи. Правильно выстроенная системы образования напрямую влияет на уровень развития внимательности и интеллекта ребенка.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 255

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

«Сверху вниз» не означает «добровольно»

Специальная коллекция: Теоретический обзор с комментариями: визуальный отбор

Комментарий
Авторов:
Николай Гаспелин,

Бингемтонский университет, Государственный университет Нью-Йорка, США
Х закрыть

Стивен Дж.
Удача

Калифорнийский университет, Дэвис, США
Х закрыть

Abstract

Исследователи внимания уже давно обсуждают роль нисходящих и восходящих механизмов в управлении вниманием. Theeuwes (2018) утверждал, что нисходящий контроль встречается гораздо реже, чем обычно считается, и что третий механизм — история выбора — играет недооцененную роль в управлении зрительным вниманием. Хотя Теувес убедительно доказывал важность истории отбора, его аргументы в пользу ограниченной роли нисходящих механизмов включают смешение терминов «нисходящий» и «добровольный». Когнитивные психологи обычно используют термин «процессинг сверху вниз» для обозначения любого феномена восприятия, на который влияет контекст, обучение или ожидание, включая историю выбора. Это выдвигает на первый план большую проблему в исследованиях захвата внимания: термины, используемые для описания контроля внимания, часто плохо определены, и многие текущие споры, похоже, связаны со значением слов. Чтобы продвинуться вперед в понимании реальных механизмов контроля внимания, мы должны договориться о том, что на самом деле означают такие термины, как «сверху вниз» и «снизу вверх».

Ключевые слова: захват внимания, зрительное внимание, история выбора

Как цитировать: Гаспелин, Н., и Удача, С.Дж. (2018). «Сверху вниз» не означает «добровольно». Journal of Cognition , 1 (1), 25. DOI: http://doi.org/10.5334/joc.28

1614

просмотров

532

загрузок

19

Цитаты

1

Твиттер

  Опубликован в 14 мая 2018

0 license (unless stated otherwise) which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. Copyright is retained by the author(s)» rel=»tooltip»>   CC BY 4.0

  Принято 15 марта 2018 г.   Опубликовано 21 февраля 2018 г.

Традиционно механизмы управления вниманием подразделяются на два отдельных класса: нисходящие и восходящие. Теувес ( 2018 ) выступает за включение третьего механизма, который может управлять распределением внимания: история выбора . Согласно этому отчету, неявные механизмы, такие как прайминг или история вознаграждения, могут в значительной степени объяснить управление зрительным вниманием. Мы согласны со многими ключевыми моментами этого обзора, особенно с вероятностью того, что большая часть управления вниманием является непроизвольной и бессознательной. Однако мы не согласны с тем, как Тьювес объединил термины «сверху вниз» и «добровольно». В этом комментарии мы покажем, что эти термины традиционно означали очень разные вещи в литературе по восприятию и познанию, и мы покажем, что их смешение приводит скорее к путанице, чем к ясности.

Почему терминология имеет значение

Нам может показаться мелочным сосредотачиваться на определении одного маленького слова. В конце концов, разве мы не должны сосредоточиться на данных? Однако стандартизированная терминология имеет решающее значение для научного прогресса. Рассмотрим гипотетический спор о том, голубое ли небо. Одна группа исследователей определяет «синий» как один цвет (который большинству из нас показался бы «голубым»). Они заключают, что небо голубое. Однако другая группа исследователей определяет «синий» как другой цвет (который большинству из нас показался бы «темно-синим»). Они заключают, что небо не голубое. Эти два теоретических лагеря будут обречены на споры вечно — или, по крайней мере, до тех пор, пока они не смогут договориться об общем определении слова «синий». Возможно, самая удручающая часть этой притчи заключается в том, что оба лагеря согласны с фактическим спектральным составом неба, но считают, что они не согласны, потому что они используют разные термины для одного и того же цвета. Большинство из нас согласится с тем, что эти гипотетические дебаты глупы. Но это иллюстрирует ключевую проблему. Если мы не можем прийти к соглашению о значениях «сверху вниз» и «снизу вверх», то мало надежды на достижение консенсуса по поводу механизмов управления вниманием.

«Сверху вниз» в сравнении с «добровольным»

Theeuwes ( 2018 ) определяет «сверху вниз» как эквивалент «добровольного» или «преднамеренного». Он утверждает, что «внимание сверху вниз относительно медленное» (стр. 18), что «выбор сверху вниз контролируется» (стр. 18), а не автоматический, и что «выбор сверху вниз требует усилий для переключения внимания» (стр. 18). стр. 19). Он также приводит несколько цитат исследователей внимания, показывающих, что они часто подчеркивают произвольные аспекты нисходящего контроля внимания. Однако внимательное изучение этих цитат показывает, что некоторые исследователи считали «произвольный» контроль внимания подмножеством контроля внимания «сверху вниз», а не эквивалентным «сверху вниз». Например, утверждение о том, что «произвольную ориентацию можно рассматривать как аспекты контроля внимания сверху вниз» (9).0033 Хопфингер, Буонокор и Мангун, 2000, с. 284 ), подразумевает, что существует также непроизвольных форм нисходящего контроля (поскольку в противном случае модификатор был бы ненужным). Точно так же Baluch и Itti ( 2011 ) цитируются, потому что они использовали фразу «волевой процесс сверху вниз». Но глоссарий этой статьи четко различает волевые процессы сверху вниз и процессы сверху вниз в более общем плане. «Процесс сверху вниз» определяется Балухом и Итти как «… автоматический, модифицирующий восприятие [нисходящий] механизм, который является всеобъемлющим и который воля не может полностью устранить». (стр. 210). Точно так же классическое исследование контекстуальной подсказки ( Chun & Jiang, 1999 ) называется «Управление вниманием сверху вниз, основанное на имплицитном обучении визуальной ковариации», в котором проводится четкое различие между контролем сверху вниз и явным произвольным контролем. Таким образом, «сверху вниз» не эквивалентно «добровольно» в обычном использовании.

Итак, что означает «сверху вниз»? Традиционно «восприятие сверху вниз» относится к ситуациям, в которых контекст, обучение или ожидания изменяют процесс восприятия. Например, стандартный учебник по вводной психологии дает следующее определение: «Обработка сверху вниз — это то, как знания, ожидания или прошлый опыт формируют интерпретацию сенсорной информации» (9).0033 Gazzaniga, Heatherton, & Halpern, 2016, с. 173 ). В другом вводном учебнике по психологии принцип «сверху вниз» определяется как «когнитивный (обычно перцептивный) процесс, направляемый ожиданиями (вытекающими из контекста, прошлого, обучения или того и другого) для формирования более крупного восприятия, концепции или интерпретации» ( Galotti, 2014, p. 423 ). Это подтверждается в научной литературе Балухом и Итти ( 2011 ), которые определяют «влияние сверху вниз» как «влияние на нервную систему из-за внеретинальных эффектов, таких как внутренние ожидания, знания и цели». Все эти определения ничего не говорят об осознании или интенциональности, но включают прошлый опыт (например, историю выбора).

Обычная иллюстрация восприятия сверху вниз в учебнике показана на рис. 1. «А» в «CAT» и «H» в «THE» имеют точно такую ​​же форму, но знание общеупотребительных английских слов сверху вниз позволяет опытные читатели читают слова как «CAT» и «THE», даже не осознавая, что их можно рассматривать как «CHT» и «TAE». Мало кто будет утверждать, что этот классический пример нисходящей обработки информации является добровольным (медленным, контролируемым и требующим усилий). Другим распространенным примером нисходящего восприятия является слуховой 9.0079 эффект фонематического восстановления , при котором замаскированный звук в речевом сигнале восстанавливается для знакомых, но не незнакомых слов ( Samuel, 1981 ). Никто не станет спорить с тем, что фонематическое восстановление является добровольным.

Рисунок 1 

Иллюстрация явления восприятия сверху вниз, которое не кажется произвольным или преднамеренным (адаптировано из Selfridge, 1955 ). Буква «а» в слове «кошка» и буква «h» в слове «the» имеют одинаковую форму. Однако люди легко видят слова «CAT» и «THE», а не «CHT» и «TAE».

Использование термина «сверху вниз» в значении «добровольный» — неправильный способ использования этих терминов. Но мы можем понять, почему термин «сверху вниз» может сбивать с толку. Исследователи захвата внимания часто используют неточные формулировки, и мы сами, безусловно, виноваты в этом. Например, мы часто использовали фразу «целеустремленная теория», имея в виду теории, в которых намерения или ожидания могут косвенно приводить к захвату внимания стимулами, имеющими общие черты с целью ().0033 Gaspelin, Leonard, & Luck, 2015 , 2017 , Gaspelin & Luck, в печати , 2018 ). Мы не имели в виду, что целью наблюдателей было сфокусировать внимание на этих стимулах. Вместо этого мы предположили, что эксплицитная цель задачи вызвала каскад событий, которые в конечном итоге привели к захвату стимулов, которые соответствовали характеристикам цели, но совершенно не имели отношения к задаче (см. формулировка). Однако мы никогда не делали эту логику явной, и легко понять, что термин целеустремленный может означать прямой, произвольный контроль внимания. И здесь кроется проблема – общепринятая терминология в этой области легко может быть неверно истолкована.

Стоит отметить, что многие исследователи, выступающие за историю отбора, избегали отождествления обработки сверху вниз с волей. В частности, в недавнем обзоре Awh, Belopolsky и Theeuwes ( 2012 ) нисходящий контроль определяется как «управление вниманием, обусловленное факторами, которые являются «внутренними» для наблюдателя» (стр. 437). Это фактически определяет «сверху вниз» как все, что не является «снизу вверх», формируя четкую дихотомию, которая согласуется с историческим использованием термина «сверху вниз». В этой статье приводился убедительный аргумент в пользу того, что дихотомия «сверху вниз» и «снизу вверх» была проблематичной в качестве исследовательской стратегии, потому что некоторые формы контроля «сверху вниз» являются добровольными, медленными и контролируемыми, тогда как другие в значительной степени непроизвольны, быстры и автоматически. . Однако это означает, что в этой области должна произойти смена исследовательской стратегии, а не изменение определения «сверху вниз».

Заключение

Мы согласны с Теувесом ( 2018 ) в том, что история отбора является важным направлением для будущих исследований и что она имеет много общих ключевых свойств с восходящим контролем. Тем не менее, история отбора явно является формой контроля внимания «сверху вниз», поскольку этот термин исторически использовался, и переопределение «сверху вниз» как означающее «произвольный» было бы несовместимо с остальной частью области и неизбежно привело бы к путанице. а не прогресс. С другой стороны, «нисходящие» теории захвата внимания часто фокусируются на формах нисходящего руководства, которые сильно отличаются от истории отбора. Например, гипотеза условной непроизвольной ориентировки ( Folk et al., 1992 ) предлагает участникам формировать произвольную установку внимания, которая иногда приводит к захвату внимания не относящимися к делу предметами, и это сильно отличается от чего-то вроде автоматического прайминга из предыдущих испытаний. Точно так же понятия «режим обнаружения одиночек» и «режим поиска признаков» (, Bacon & Egeth, 1994, ) кажутся очень похожими на добровольные стратегии, а не на бессознательно усвоенные эффекты истории отбора. Как указывает Тьювес ( 2018 ), отделение сознательных нисходящих стратегий от истории отбора потребует отказа от парадигм, в которых участники выполняют одну и ту же задачу в течение длинного блока испытаний, и вместо этого использования парадигм подсказок «от испытания к испытанию». Такие парадигмы при использовании с четко определенной терминологией позволят продвинуться вперед в понимании роли воли, осознания, автоматизма, истории выбора, восходящих и нисходящих процессов в управлении вниманием.

Конкурирующие интересы

У авторов нет конкурирующих интересов, о которых следует заявлять.

Информация об авторе

Это исследование стало возможным благодаря грантам NIH R01MH076226 и R01MH065034, предоставленным S.J. L.

Каталожные номера

  1. Аух, Э., Белопольский, А.В., и Теувес, Дж. (2012). Контроль внимания «сверху вниз» и «снизу вверх»: неудачная теоретическая дихотомия. Тенденции в когнитивных науках , 16 (8), 437–443. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2012.06.010

  2. Bacon, WF, & Egeth, HE (1994). Преодоление захвата внимания, управляемого стимулом. Восприятие и психофизика , 55 (5), 485–496. DOI: https://doi.org/10.3758/BF03205306 

  3. Балух, Ф., и Итти, Л. (2011). Механизмы нисходящего внимания. Тенденции в нейронауках , 34 (4), 210–224. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tins.2011.02.003

  4. Чун, М. М., и Цзян, Ю. (1999). Нисходящее управление вниманием, основанное на неявном изучении визуальной ковариации. Психологическая наука , 10 (4), 360–365. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9280.00168

  5. Folk, CL, Remington, RW, & Johnston, JC (1992). Непроизвольное скрытое ориентирование зависит от настроек контроля внимания. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 18 (4), 1030–1044. DOI: https://doi.org/10.1037/0096-1523.18.4.1030

  6. Галотти, К. М. (2014). Когнитивная психология: внутри и вне лаборатории (пятая). Лос-Анджелес: SAGE.

  7. Гаспелин, Н., Леонард, С.Дж., и Удача, С.Дж. (2015). Прямые доказательства активного подавления заметных, но не относящихся к делу сенсорных сигналов. Психологическая наука , 22 (11), 1740–1750. DOI: https://doi.org/10.1177/0956797615597913

  8. Гаспелин, Н., Леонард, С.Дж., и Удача, С.Дж. (2017). Подавление явного захвата внимания бросающимися в глаза, но не относящимися к делу цветными одиночками. Внимание, восприятие и психофизика , 79 (1), 1–18. DOI: https://doi.org/10.3758/s13414-016-1209-1

  9. Гаспелин, Н., и Лак, С.Дж. (2018). Роль торможения в предотвращении отвлечения внимания на явные раздражители. Тенденции в когнитивных науках , 22 (1), 79–92. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tics.2017.11.001

  10. Гаспелин, Н., и Лак, С.Дж. (в печати). Различение потенциальных механизмов подавления синглетонов. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность . DOI: https://doi.org/10.1037/xhp0000484 

  11. Газзанига, М.С., Хизертон, Т.Ф., и Халперн, Д. (2016). Психологическая наука (5-е издание). Нью-Йорк: WW Norton and Company.

  12. Хопфингер, Дж. Б., Буонокор, М. Х., и Мангун, Г. Р. (2000). Нейронные механизмы контроля внимания сверху вниз. Природа нейронауки , 3 (3), 284–291. DOI: https://doi.org/10.1038/72999 

  13. Самуэль, А. Г. (1981). Фонематическая реставрация: выводы из новой методологии. Журнал экспериментальной психологии: Общие , 110 (474). DOI: https://doi.org/10.1037/0096-3445.110.4.474

  14. Селфридж, О. Г. (1955). Распознавание образов и современные компьютеры. Материалы компьютерной конференции Western Joirn.

  15. Теувес, Дж. (2018). Визуальный выбор: обычно быстрый и автоматический; Редко Медленный и Волевой. 1(1), 29. DOI: https://doi.org/10.5334/joc.13 

Прыгать на Обсуждения Связанный контент

Произвольное и непроизвольное внимание: что захватывает ваше внимание

» Я так беден, что даже не могу обращать внимания. » — американская народная поговорка.

Ощущение кобры – это почти мышечное, хотя и ментальное давление на предмет или объект, над которым вы поднимаетесь, капюшон развевается, чтобы блокировать отвлекающие факторы, и устойчиво удерживаете свой немигающий фокус. », — Уинифред Галлахер, автор книги «Восторг: внимание и сфокусированная жизнь».

То, что мы называем «цивилизацией», существует не более нескольких тысяч лет, и во многих отношениях наша биология еще не догнала нашу культуру. Еще в наши дни кочевников-охотников-собирателей Мать-природа научила нас реагировать на окружающую среду таким образом, чтобы мы были в безопасности. Те, кто прислушивался к своим защитным инстинктам, жили, чтобы бороться в другой день и иметь детей.

Когда сухое шуршание под ногами означало Змея! и движение краем глаза может означать опасность, мгновенная реакция на сенсорный ввод может означать разницу между жизнью и смертью. Для большинства из нас отдаленные телефоны и люди, проходящие по коридорам, заменили такие сигналы опасности… но наши тела по-прежнему настроены на то, чтобы обращать на них мгновенное внимание.

Это примеры непроизвольного внимания — периоды, когда наш разум инстинктивно выдергивает нас из продуктивного фокуса. Непроизвольное внимание не так уж и плохо; это все еще помогает нашему выживанию и может оказаться успокаивающим, если вы не пытаетесь работать. Внезапно увидеть облако в форме НЛО или послушать спор между голубой сойкой и белкой может быть интересно или забавно. В долгосрочной перспективе это может даже дать вам продуктивные идеи.

Но непроизвольное внимание не поможет, когда нужно очистить список дел. Для этого вы должны задействовать свое произвольное внимание: продуктивный транс, который ваши предки научились использовать во время охоты, изготовления каменных орудий и возведения ферм в дикой местности. Эти три совета облегчат вам задачу.

1. Будьте здоровы . Хотя вы не всегда можете удержать фею гриппа от вызова, вы, безусловно, можете защититься от болезни — и не только с помощью лекарств. В дополнение к ежегодным прививкам от гриппа, высыпайтесь каждую ночь, избегайте чрезмерного употребления алкоголя, контролируйте свой вес и регулярно занимайтесь спортом. Как это помогает? Когда вы чувствуете себя хорошо, у вас будет больше энергии, и вам будет легче сосредоточиться. Базовое хорошее здоровье также снижает уровень стресса, повышает вашу самооценку и повышает вашу производительность.

2. Блокируйте отвлекающие факторы . Вам будет легче продуктивно работать, если вы будете избегать отвлекающих факторов. Повернитесь спиной к зонам активного движения. Закрой дверь, если она у тебя есть. Если у вас проблемы со звуком, купите наушники с шумоподавлением и используйте их в сочетании с окружающим звуком: звуком грозы, белым шумом или тихой, ненавязчивой музыкой, которая не привлекает вашего внимания. Если больше ничего не работает, спрячьтесь. Найдите пустой офис вдали от основного транспортного потока, сядьте на скамейку во дворе, зайдите в Starbucks или работайте из домашнего офиса.

3. Делайте регулярные перерывы . Вы когда-нибудь чувствовали себя измотанными в конце продуктивного дня? Это потому, что сосредоточенное внимание поглощает энергию. Может показаться, что вы не усердно работаете по сравнению, скажем, с лесорубом, но постоянное мышление, узкий фокус и защита от отвлекающих факторов могут на удивление быстро разрядить ваши батареи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *