30.11.2024

Процесс восприятия лежит в основе стороны общения: Методическая разработка на тему «Психология общения»

Методическая разработка на тему «Психология общения»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

 

 

По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ »

 

 

Раздел: Социальная психология

Тема: «Психология общения»

Специальность: 060101 Лечебное дело Курс: 2

(углубленный уровень подготовки  среднего профессионального образования)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Купино

2013

 

Рассмотрена на заседании

ЦМК общепрофесиональных дисциплин

Протокол №     «   »                         2013г

Председатель ЦМК

_______________________Андреева Н. М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор – составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины «Психология» Степанова Алена Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

Купино

2013

Пояснительная записка

к методической разработке дисциплины «Психология» по теме «Психология общения».

    Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме Психология общения, в процессе теоретического занятия студенты получают основы знаний о общения, структуре и свойствах общения. .

     Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом  занятии  в рамках специальности 060101. 52 «Лечебное дело» углубленный уровень подготовки.

  В  соответствии   с   ФГОС,  после   изучения   данной  темы студент должен:

ü  структуру личности;

ü  функции и средства общения;

ü  закономерности общения.

    Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала» (приложение №1), «Физкультминутка реализация ОК 13, ОК  14» (приложение №2) «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия Психология общения

 

Место проведения  кабинет психологии

 

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного  

                                  материала.

Цели занятия:

1. Образовательная: Обеспечить усвоение учащимися новыми знаниями о  структуре личности; функциях и средствах общения; закономерностях общения.

2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.

3. Развивающая:  Повышение мотивации к учебе. Развитие устойчивого  интереса к дисциплине, активизация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.

 

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать: структуру личности; функции и средства общения; закономерности общения.

Формируемые компетенции: ОК 1-ОК 14

 

 

Междисциплинарная интеграция:

 

 

 

 

 

 

Внутридисциплинарная интеграция:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методическое обеспечение занятия: Тестовые задания для закрепления материала.

Домашнее задание: конспект лекции, Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012 стр. 113-120

 

Задания для внеаудиторной работы студентов:

Работа с дополнительной литературой: составление рекомендаций «Как сделать разговор доходчивей»

 

Перечень литературы:

Основная: Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.пособие / Растов н/Д: Феникс,2012- 414 с.

Дополнительная: Островская И.В. Психология: учебник.-М.: ГЭОТАР-Медиа,2006.-400с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание хода занятия

 

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1; ОК 7.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

4.

Изложение нового материала (приложение №1)

Цель- сформировать знания по основам социальной психологии

65 мин

 

 

 

Проблемный метод изложения материала

 

 

5.

Физкультминутка

реализация ОК 13, ОК 14 (приложение №2)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

3мин

Преподаватель поясняет цель и ход самостоятельной работы: выполнение тестовых заданий.

7.

Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 6; ОК 13; ПК 2.7. (приложение №3)

Цель: сформировать знания по основам социальной психологии

10 мин.

Выполнение студентами  заданий предложенных преподавателем.

8.

Подведение итогов

2 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

9.

Задание на дом

2 мин.

Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб. пособие / Растов н/Д: Феникс,2012 стр. 113-120

 

Всего

90 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Жизнь — самая большая цен­ность, какой обладает человек, а самая большая роскошь в этой жизни — роскошь человеческого общения.

А. Сент-Экзюпери

Научиться общаться труднее, чем слетать на Луну.

В. Леей

       Способность эффективно общаться — это искусство, которым должен владеть каждый, а особенно будущий медработник, кото­рому наряду с профессиональными знаниями необходимо научиться эффективно, профессионально общаться с пациентами, их родствен­никами и друг с другом.

       Этому и будет учить вас раздел психологии — психология об­щения.

Человек, как и всякое живое существо, неразрывно связан со средой своего обитания. Чтобы существовать, живое существо должно обладать средствами связи, соединяющими его жизнен­ные потребности с предметами и явлениями окружающей среды. Этим средством связи в человеческом обществе является общение. Среди факторов, формирующих личность, в психологии выделяют понятие «общение». Человек — существо общественное, и он постоянно общается с другими людьми (дома, на работе, в транспорте, в гостях и т.д.).

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с дру­гими людьми как членами общества. В общении реализуются со­циальные отношения людей: общественные и межличностные.

Общение — универсальная деятельность, в которой участвуют люди всех возрастов, профессий и социальных статусов. Однако есть профессии (журналисты, педагоги, медики, юристы, политики и многие другие), для которых разговор (беседа, интервью, перегово­ры) — приоритетная форма и преобладающий способ решения профессиональных задач.

Узнать, выведать, заполучить необходимые мнения, сведения, факты — не с этого ли начинается любое дело?

Все люди ежедневно и не раз задают вопросы и выслушивают ответы. Задача, как правило, благосклонна к тем, кто умеет об­щаться, ладить с людьми, вызывать их на доверительный разговор, создавать положительную психологическую атмосферу.

Таким образом, общение — сложный многоплановый процесс установления и развития психологических контактов между людь­ми, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаи­мопереживании, взаимопонимании, в обоюдном обмене чувствами, мнениями, взаимооценке.

Социальная психология, как отрасль общей психологии, изучает те изменения, которые происходят с психикой человека под влия­нием общения с другими людьми и те общности, внутри которых осуществляется это прямое и косвенное общение: большие и ма­лые группы, коллективы, а также взаимоотношения людей в кол­лективах, положение личности в них и другие вопросы.

Процесс, технология общения включает, по меньшей части, три главные части:

1)    познание собеседника;

2)    формирование доверительных отношений с ним;

3)    собственно общение (разговор, беседа, интервью и т.д.). В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

 

1.  Коммуникативная сторона общения состоит в обмене ин­формацией между людьми.

2.  Интерактивная сторона заключается в организации взаи­модействия между людьми для планирования и организации со­вместной деятельности — например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеж­дения собеседника.

3.  Перцептивная сторона общения включает процесс воспри­ятия и понимания друг друга партнерами по общению.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1.  Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2.   Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3.  Ориентировка в личности собеседника.

4.  Планирование содержания своего общения, человек пред­ставляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5.  Бессознательно (иногда сознательно) человек выберет конк­ретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, ре­шает, как говорить, как себя вести.

6.  Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7.  Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения утеряно, то говоря­щему не удается добиться ожидаемых результатов общения — оно окажется неэффективным.

В последние годы в науке наряду с понятием общения исполь­зуется понятие коммуникация. Но это не одно и то же.

Общительность — склонность общаться.

Коммуникабельность — способность общаться.

Коммуникация — более широкое по объему понятие, нежели общение.

Коммуникация — процесс двустороннего обмена информаци­ей, ведущей к взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латинского языка обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась.

Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринима­ют вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентность — способность устанав­ливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Для эффективной коммуникации характерно:

1)   достижение взаимопонимания партнеров;

лучшее понимание ситуации и предмета общения.

■ Особенности человеческой коммуникации

Для общения человеку необходима информация.

Информация не только передается, но и создается, уточняется, развивается, условием чего является понимание.

В общении проявляется взаимовлияние, т.е. воздействие на по­ведение другого человека, изменение типа отношений между участниками коммуникации. Для взаимовлияния необходима единая и сходная система кодификации и декодификации для обеспече­ния понимания (т.е. говорить так, чтобы тебя поняли).

Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этих целей, так и тот, кто при­нимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.

Человек, адресующий информацию другому человеку, — комму­никатор, а тот, кто ее принимает, — реципиент. Они для осуществ­ления целей общения и совместной деятельности должны пользо­ваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, т.е. говорить на «одном языке». Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодификации, то они не могут добиться взаимопонимания и успеха совместной деятельно­сти. Например: медработник при общении с больным использует латинскую терминологию, собеседник использует в своей речи ино­странные слова.

Причинами плохой коммуникации могут быть:

►стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и пони­мания людей, ситуаций, проблем;

►«предвзятые представления» — склонность отвергать всё, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что тол­кование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

►плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

►отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возни­кает, когда человек осознает значение информации для себя, с помощью этой информации можно получить желаемое;

►пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы — за­ключения — при отсутствии достаточного числа факторов;

►ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

►неверный выбор стратегии и тактики общения.

■ Содержание общения

Содержанием общения выступают научные и житейские знания и опыт.

Например: преподаватели передают научные знания из области медицины студентам, старшие по возрасту (родители) — житей­ский опыт.

В общении могут быть переданы навыки и умения. Содержани­ем общения может выступать сам человек: его внешний вид, осо­бенности характера, манера поведения и т.д. Содержанием обще­ния является коллективное (групповое) решение задачи, совмест­ная деятельность.

Например: коллектив медработников обсуждает состояние тя­желобольных. Педагогический коллектив школы решает вопрос о состоянии успеваемости в выпускном классе.

Группа конструкторов создает новый самолет.

Во всех этих случаях содержанием общения оказывается дело, задача, их выполнение и решение.

От того, какие складываются взаимоотношения, зависит вся сис­тема общения данного лица.

Все это лишь отдельные приметы содержания общения. Конк­ретных тем для общения у каждого человека много, и чем больше разнообразных тем общения, тем в более широкий круг общения он включен, тем богаче и содержательнее его личность.

■ Функции общения

1.  Познавательная, или информативная (получение, обмен информацией).

2.  Эмоциональная, или эмотивная (улыбка — первый эмоцио­нальный отклик, начальный момент появления общения, обмен эмо­циями между партнерами).

3.  Взаимодействие и восприятие себя через другого (уме­ние поставить себя на место собеседника).

4.  Регуляторная.

5.  Контактная.

6.  Оказание влияния.

7.  Установление отношений.

8.  Понимание.

Ш Виды общения

1.             «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутству­ет стремление понять и учитывать особенности личности собесед­ника, используются привычные маски (вежливости, строгости, без­различия, скромности, участливости). Это — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2.  Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект; если нужен — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрес­сивные, грубые реплики.

3.  Ролевое общение, когда регламентированны содержание и средства общения социальной ролью партнеров по общению.

4.  Деловое общение — вид общения, содержание и средства которого определяются интересами дела, особенности личности характер, настроение партнера оказываются менее важными. На­правлено на достижение целей, возникающих в деловой сфере.

5.  Духовное, межличностное общение — это общение дру­зей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибе­гать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, дви­жениям, интонациям. Такое общение возможно тогда, когда каж­дый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

6.  Ритуальное общение — представляет собой некоторые ха­рактерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, мужчиной и женщиной, руководителем и подчиненным). Личность общающихся в таком общении пред­ставлена минимально.

7.  Манипулятивное общение направлено на извлечение выго­ды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты и т.п.), в зависимости от особенностей личности собеседника.

8.  Светское общение. Суть светского общения в его беспред­метности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

9.  Личностно-ориентированное — вид общения, содержание и средства которого определяются знанием конкретной личности партнера по общению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Физкультминутка

 

И. п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Контролирующий материал

Заполните пробелы

1.       Процесс восприятия лежит в основе _____ стороны общения.

2.      Общаясь на стандартизированном уровне, мы обычно надеваем ________.

3.      Высший уровень человеческого общения _________.

 

Верно или неверно

1.      Коммуникативная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами.

2.      Общение – это и биологическая потребность, и социальная необходимость.

3.      Процесс общения можно оценить.

 

Найди соответствие

 

Стороны общения:

1.      Интерактивная

2.      Перцептивная

3.      Коммуникативная

 

Характеристики:

а) обмен информацией;

б) обмен действиями;

в) восприятие друг друга;

г) познание друг друга;

е) организация взаимодействия;

ж) установление взаимопонимания

 

 

Эталон ответов

 

Заполните пробелы

1.       Перцептивной

2.      Маску

3.      Духовный

 

Верно или неверно

1.      Неверно

2.      Верно

3.      верно

 

Найди соответствие

 

1 – б,е; 2 – в, г,ж; 3 – а.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы для самопроверки к главе 14


Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 1962


Уровни общения Механизм обратной связи

Вопросы для самопроверки

1. Почему существует такое многообразие взглядов на феномен общения?

2. Какие виды общения вы знаете?

3. Дайте характеристику уровней общения.

4. Каким образом внутриличностное общение влияет на обще­ние с другими людьми?

5. Охарактеризуйте стороны общения.

6. Каким способом можно оценить процесс общения?

Заполнить пробелы

1. Процесс восприятия лежит в основе___ стороны общения.

256 •♦■ Раздел И. Социальная психология

2. Тенденция к длительному упадку физического и душевного здоровья называется .

3. Общаясь на стандартизованном уровне, мы обычно надеваем

4. Общение с самим собой — это___ общение.

5. Высший уровень человеческого общения —__ .

6. Общение с незнакомым человеком на____ уровне наиболее

приемлемо для людей и для общества в целом.

Верно или неверно

1. Коммуникативная сторона общения заключается в организа­ции взаимодействия между общающимися индивидами.

2. Стандартизованный уровень общения можно считать опти­мальным для разрешения личных и межличностных проблем в че­ловеческих контактах.

3. Общение — это и биологическая потребность, и социальная необходимость.

4. Процесс общения можно оценить.

Выполнить задания

1. Восприятие — это отражение отдельных свойств предметов и
явлений:

а) верно;

б) неверно.

2. Расположить в иерархическом порядке уровни общения:

а) манипулятивный;

б) игровой;

в) примитивный;

г) духовный;

е) стандартизованный;

ж) конвенциональный;

з) деловой.

Найти соответствие

Стороны общения: Характеристики:

1. Интерактивная. а) обмен информацией;

2. Перцептивная. б) обмен действиями;

3. Коммуникативная. в) восприятие друг друга;

Глава 14. Понятие об общении •♦■ 257

г) познание друг друга;

е) организация взаимодействия;

ж) установление взаимопонимания.

Дополнительные вопросы и задания

1. Продолжить предложения:

• Мне легко общаться…

• Мне трудно общаться…

• Мне помогает общаться…

• Мне мешает общаться…

• Я никогда не общаюсь…

• Общению научиться. ..

• С лицами своего пола…

• Я люблю общаться…

• С преподавателем общаться…

• С пациентом общаться…

 

2. Как вы считаете, общение — это наука или искусство? Это биологическая потребность или социальная необходимость?

3. Какое из приведенных выше определений общения вам наи­более близко? Попробуйте дать свое определение.

4. Каково значение общения в жизни общества и отдельного человека?

5. Всегда ли мы общаемся, находясь рядом с другим человеком? Возможно ли общение в одиночестве?

6. Вспомните критерии оценки процесса общения. Какой из них более важен? От чего это зависит? Побеседуйте с 5 разными людьми (студент, знакомый, пациент, продавец, медсестра и т.д.). Оцените по 10-балльной шкале уровни критериев. Сравните результаты.

7. На скамейке, развернув газету, сидит человек. К нему подса­живается другой. Как будет развиваться общение на разных уров­нях?

8. Прокомментируйте выражение: «Внутривидовое общение — решающее условие выживания любого вида».

9. Проанализируйте, какие уровни вы чаще используете при об­щении со студентами своей группы и других групп, с преподавате­лями вашего учебного заведения, родственниками, знакомыми, работниками сферы обслуживания, пациентами и т.д. Насколько неожиданным оказался результат?

10. Какое умение, с вашей точки зрения, для медсестры более
важное — умение общаться или умение выполнять манипуляции?

9- 1918.

258 -V- Раздел П. Социальная психология

11. Помните о том, что существует гипотеза, в соответствии с которой человек обладает врожденной, инстинктивной склоннос­тью к доброжелательному общению. Разные ученые называют это явление по-разному: «инстинкт симпатии», «чувство общности», «стадное стремление», «потребность в человеческих связях или по­глаживаниях» и т.д. Постарайтесь противостоять внутренним и вне­шним факторам, способствующим недоброжелательному, агрессив­ному общению.

Ответы

Заполнить пробелы

1. перцептивной; 2. госпитализм; 3. маску; 4. внутриличностное; 5. духовный; 6. конвенциональном.

Верно или неверно

1 — неверно; 2 — неверно; 3 — верно; 4 — верно.

Выполнить задания

1. б.

2. в — а — е — ж — б — з — г.

Найти соответствие

1 — б, е; 2 — в, г, ж; 3 — а.



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | 161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 |

Как ожидание влияет на восприятие | MIT News

На протяжении десятилетий исследования показывали, что наше восприятие мира зависит от наших ожиданий. Эти ожидания, также называемые «априорными убеждениями», помогают нам осмыслить то, что мы воспринимаем в настоящем, на основе аналогичного прошлого опыта. Рассмотрим, например, как тень на рентгеновском снимке пациента, которую неопытный интерн легко не замечает, бросается на опытного врача. Предыдущий опыт врача помогает ему прийти к наиболее вероятной интерпретации слабого сигнала.

Процесс объединения предшествующих знаний с неопределенными данными известен как байесовская интеграция и, как полагают, сильно влияет на наше восприятие, мысли и действия. Теперь нейробиологи Массачусетского технологического института обнаружили отличительные сигналы мозга, которые кодируют эти прежние убеждения. Они также выяснили, как мозг использует эти сигналы для принятия взвешенных решений в условиях неопределенности.

«Как эти убеждения влияют на активность мозга и искажают наше восприятие, — вот вопрос, на который мы хотели ответить, — говорит Мердад Джазайери, профессор Роберта А. Суонсона по развитию карьеры в области наук о жизни, член Института исследований мозга Макговерна при Массачусетском технологическом институте. и старший автор исследования.

Исследователи обучали животных выполнять задание на отсчет времени, в котором они должны были воспроизводить разные временные интервалы. Выполнение этой задачи является сложной задачей, потому что наше чувство времени несовершенно и может течь слишком быстро или слишком медленно. Однако, когда интервалы постоянно находятся в пределах фиксированного диапазона, наилучшей стратегией является смещение ответов в сторону середины диапазона. Это именно то, что делали животные. Более того, запись нейронов в лобной коре выявила простой механизм байесовской интеграции: предшествующий опыт искажал представление о времени в мозге, так что паттерны нейронной активности, связанные с разными интервалами, были смещены в сторону тех, которые находились в ожидаемом диапазоне.

Постдоктор Массачусетского технологического института Хансем Сон, бывший постдоктор Девика Нарайн и аспирант Николас Мейрхэге являются ведущими авторами исследования, опубликованного в выпуске Neuron от 15 июля.

Готово, готово, вперед

Статистики веками знали, что байесовское интегрирование является оптимальной стратегией для обработки неопределенной информации. Когда мы в чем-то не уверены, мы автоматически полагаемся на свой предыдущий опыт для оптимизации поведения.

«Если вы не можете точно сказать, что что-то представляет собой, но на основании вашего предыдущего опыта у вас есть некоторое представление о том, каким оно должно быть, тогда вы будете использовать эту информацию, чтобы руководствоваться своим суждением», — говорит Джазайери. «Мы делаем это постоянно».

В этом новом исследовании Джазаери и его команда хотели понять, как мозг кодирует предшествующие убеждения, и использовать эти убеждения для управления поведением. С этой целью исследователи обучали животных воспроизводить временной интервал, используя задачу под названием «приготовьтесь к работе». В этом задании животные измеряют время между двумя вспышками света («готово» и «установлено»), а затем генерируют сигнал «вперед», давая отсроченный ответ по истечении того же количества времени.

Они обучали животных выполнять эту задачу в двух контекстах. В «коротком» сценарии интервалы варьировались от 480 до 800 миллисекунд, а в «длинном» контексте интервалы составляли от 800 до 1200 миллисекунд. В начале задания животным давали информацию о контексте (посредством визуальной подсказки), и поэтому они знали, что следует ожидать интервалов либо из более короткого, либо из более длинного диапазона.

Джазайери ранее показал, что люди, выполняющие эту задачу, склонны смещать свои ответы в сторону середины диапазона. Здесь они обнаружили, что животные делают то же самое. Например, если животные полагали, что интервал будет коротким, и им давали интервал в 800 миллисекунд, полученный ими интервал был немного короче 800 миллисекунд. И наоборот, если они полагали, что он будет длиннее, и им давали тот же интервал в 800 миллисекунд, они производили интервал немного больше, чем 800 миллисекунд.

«Испытания, которые были идентичны почти во всех возможных отношениях, за исключением того, что убеждения животных приводили к различному поведению», — говорит Джазайери. «Это было убедительным экспериментальным доказательством того, что животное полагается на свою собственную веру».

После того, как они установили, что животные полагались на свои прежние убеждения, исследователи решили выяснить, как мозг кодирует прежние убеждения для управления поведением. Они зафиксировали активность примерно 1400 нейронов в области лобной коры, которая, как они ранее показали, участвует в хронометраже.

В эпоху «готовых установок» профиль активности каждого нейрона развивался по-своему, и около 60 процентов нейронов имели разные паттерны активности в зависимости от контекста (короткий или длинный). Чтобы разобраться в этих сигналах, исследователи проанализировали эволюцию нейронной активности во всей популяции с течением времени и обнаружили, что предшествующие убеждения искажают поведенческие реакции, искажая нейронное представление времени ближе к середине ожидаемого диапазона.

«Мы никогда не видели такого конкретного примера того, как мозг использует предшествующий опыт для изменения нейронной динамики, с помощью которой он генерирует последовательности нейронной активности, чтобы скорректировать собственную неточность. В этом уникальная сила этой статьи: объединение восприятия, нейронной динамики и байесовских вычислений в согласованную структуру, поддерживаемую как теорией, так и измерениями поведения и нейронной активности», — говорит Мате Ленгьел, профессор вычислительной нейробиологии в Кембриджском университете. кто не участвовал в исследовании.

Встроенные знания

Исследователи считают, что предыдущий опыт изменяет силу связей между нейронами. Прочность этих связей, также известных как синапсы, определяет, как нейроны взаимодействуют друг с другом, и ограничивает модели активности, которые может генерировать сеть взаимосвязанных нейронов. Открытие того, что предыдущий опыт искажает паттерны нейронной активности, дает представление о том, как опыт изменяет синаптические связи. «Похоже, что мозг встраивает предыдущий опыт в синаптические связи, так что паттерны мозговой активности соответствующим образом искажаются», — говорит Джазайери.

В качестве независимой проверки этих идей исследователи разработали компьютерную модель, состоящую из сети нейронов, способных выполнять ту же готовую задачу. Используя методы, заимствованные из машинного обучения, они смогли изменить синаптические связи и создать модель, которая вела себя как животные.

Эти модели чрезвычайно ценны, поскольку они обеспечивают основу для подробного анализа лежащих в основе механизмов, процедуры, известной как «реверс-инжиниринг». Примечательно, что реверс-инжиниринг модели показал, что она решает задачу так же, как мозг обезьяны Модель также имеет искаженное представление времени в соответствии с предыдущим опытом.0003

Исследователи использовали компьютерную модель для дальнейшего анализа лежащих в основе механизмов с помощью экспериментов с возмущениями, которые в настоящее время невозможно провести в мозгу. Используя этот подход, они смогли показать, что восстановление нейронных представлений устраняет предвзятость в поведении. Это важное открытие подтвердило критическую роль искажения в байесовской интеграции предшествующих знаний.

Теперь исследователи планируют изучить, как мозг выстраивает и медленно настраивает синаптические связи, которые кодируют предшествующие убеждения, по мере того, как животное учится выполнять задание на определение времени.

Исследование финансировалось Центром сенсомоторной нейронной инженерии, Нидерландской научной организацией, Реинтеграционным грантом Марии Склодовской Кюри, Национальными институтами здравоохранения, Фондом Слоуна, Фондом Клингенштейна, Фондом Саймонса, Фондом Макнайта и Институт Макговерна.

Возможные принципы, лежащие в основе трансформации сенсорных сообщений | Сенсорная коммуникация | Стипендия MIT Press онлайн

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Barlow, H. B.,

‘возможные принципы, лежащие в основе преобразования сенсорных сообщений’

,

в Walter A. Rosenblith (ред.)

,

Sensory Communication

(

,

. ,

2012;

онлайн-издание,

MIT Press Scholarship Online

, 22 августа 2013 г.

), https://doi.org/10.7551/mitpress/97802620303400.0.0002 по состоянию на 4 декабря 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Стипендия MIT Press онлайнСенсорная коммуникацияНеврологияНеврологияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Стипендия MIT Press онлайнСенсорная коммуникацияНеврологияНеврологияКнигиЖурналыOxford Academic Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе делается попытка сформулировать представления об операциях, выполняемых физиологическими механизмами, а не просто обсуждение физиологических механизмов сенсорных путей. В нем представлены три гипотезы относительно назначения сенсорных реле. Первая — это гипотеза «пароля», которая утверждает, что, поскольку животные специфически реагируют на определенные раздражители, их сенсорные пути должны обладать механизмами для обнаружения таких раздражителей и их различения. Вторая модная гипотеза состоит в том, что реле действуют как контрольные точки, в которых поток информации модулируется в соответствии с требованиями других частей нервной системы. Наконец, третья гипотеза предполагает, что уменьшение избыточности является важным принципом, регулирующим организацию сенсорных сообщений, и осуществляется на реле в сенсорных путях.

Ключевые слова: физиологические механизмы, сенсорные пути, сенсорные реле, гипотеза пароля, снижение избыточности, сенсорные сообщения

Субъект

Неврология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *