29.11.2024

Проблемы личности в семье: Как семья влияет на формирование личности ребенка

Как семья влияет на формирование личности ребенка

Почему успешность ребенка в жизни напрямую зависит от семейного окружения? Существуют ли критерии, по которым можно оценить взаимоотношения детей и родителей? О чем взрослым необходимо знать, чтобы в будущем у их ребенка была собственная счастливая семья? На эти вопросы отвечает психолог Центра содействия семейному воспитанию имени Ю. В. Никулина Екатерина Кушникова.

Все начинается с семьи

Традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с его рождения и заканчивая становлением как личности, выступает семья. Там ребенок получает любовь, поддержку и принятие со стороны родителей, учится устанавливать доверительные отношения с ближайшим окружением, наблюдает за отношениями между членами семьи и берет их за основу для своих будущих отношений. Семья выступает базой для формирования чувства безопасности, и именно с нее начинается привитие ребенку определенных качеств, идей и взглядов.

«Именно в семье ребенок проводит 70% своего времени. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей, чаще всего тех, с кем они находятся в самом близком контакте», — отмечает Екатерина.

Не навреди!

Дети, имеющие разнообразный социальный опыт, умеющие справляться со сложностями, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, как правило, положительно реагируют на происходящие вокруг перемены и умеют лучше адаптироваться в новой обстановке. Если же родители не уделяли ребенку должного внимания, не научили его адекватно заданной ситуации реагировать на раздражители, то, вероятнее всего, у него будут наблюдаться трудности с адаптацией и проблемы в общении с друзьями и сверстниками.

«Если родитель невнимателен к особенностям ребенка, склонен к директивному стилю воспитания, не принимает свое чадо таким, какое оно есть, а старается вогнать его в рамки собственных ожиданий, скорее всего, отношения между таким родителем и ребенком не станут доверительными, у них будут часто возникать конфликты.

В то же время возможными трудностями в социализации чревата и гиперопека. У ребенка, чьи родители излишне его опекали, будут наблюдаться тревожность, страх всего нового и неизвестного. Он будет осторожен, застенчив и боязлив», — говорит специалист.

Что нужно для счастья ребенка

На примере семей, где в отношениях родителей и детей не было проблем, можно выделить ряд критериев:

  • Родители принимают детей такими, какие они есть.
  • Родители стараются понимать свои эмоции и состояния и в корректной форме сообщать о них членам семьи, не стесняются говорить о своих чувствах.
  • Родители с уважением относятся к нуждам и потребностям всех членов семьи.
  • Родители формируют отношения с ребенком через совместную деятельность: это может быть совместное приготовление еды, занятия спортом, изготовление поделок. Придерживаются внутрисемейных традиций: кто-то уезжает за город в праздники, а кто-то делает игрушки своими руками или зимой ездит кататься на лыжах.
  • Родители искреннее интересуются переживаниями ребенка.
  • Родители не формируют ожиданий и не навязывают их своему ребенку; не реализуют через ребенка свои несбывшиеся желания.

«Если, например, мама мечтала быть балериной, то совершенно не обязательно, что ее дочь захочет быть примой Большого театра. Любое насильственное воздействие негативно сказывается на ребенке и, несомненно, в дальнейшем отразится на детско-родительских отношениях», − отмечает специалист.

Дети уникальны и особенны, и только бережное отношение, любовь и принятие могут стать залогом формирования доверительных детско-родительских отношений и сохранения родительского авторитета в глазах ребенка.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Роль семьи в формировании личности ребёнка

Быть ребенком – трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа – расти: открывать мир, узнавать людей, учиться любить. Многие наши беды от того, что мы не понимаем, не уважаем, не чувствуем этой сложности. Мы часто оставляем их один на один с огромным миром, который они еще не успели понять.

Чтобы правильно воспитывать ребенка, надо очень хорошо его знать. Для этого надо уметь замечать те мелочи в поведении детей, которые проливают свет на зарождающиеся черты характера; чутко улавливать изменения в мыслях; чувствовать тончайшие перемены в настроении.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек, и в более  старшем возрасте оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Семья для ребёнка – это не только место его рождения, но и основная среда его обитания и развития. Каким будет воспитание – позитивным или негативным зависит от семьи.

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество.

В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный. Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребёнка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние: тип темперамента родителей, их совместимость, традиции, на которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании ребёнка, их образовательный уровень, нравственные устои семьи. 

Семья всегда играет кардинальную роль в формировании личности ребёнка, обладая большими возможностями. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Только в тёплой, дружной атмосфере семьи зарождаются эти качества. Глядя на детей, можно сказать какие их родители, в какой семье они растут и воспитываются. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Но, несмотря ни на что, нужно трепетно относиться к такой ранимой, податливой детской душе, серьезно подходить к процессу воспитания. 

Жизнью доказано, что беды у детей, а потом и у взрослых  – результат ошибок семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви, неумение хвалить и поддерживать своих детей. Ведь для ребенка важно, чтобы его любили таким, какой он есть.

Если:

  • Ребенка постоянно критикуют, он учится … (ненавидеть).
  • Ребенок живет во вражде, он учится… (быть агрессивным).
  • Ребенок живет в упреках, он учится… (жить с чувством вины).
  • Ребенок растет в терпимости, он учится. .. (понимать других).  
  • Ребенка хвалят, он учится … (быть благородным).
  • Ребенок растет в честности, он учится … (быть  справедливым).
  • Ребенок растет в безопасности, он учится … (верить в людей).
  • Ребенка поддерживают, он учится … (ценить себя).
  • Ребенка высмеивают, он учится … (быть замкнутым).
  • Живет в понимании и дружбе, он учится … (находить любовь в мире).

Но и родительская любовь бывает разной: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа. Это разновидности уродливой любви. По этому поводу выдающийся педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца уродует детей». 

Любовь умиления – самое печальное в отношениях родителей и детей. К чему она может привести? Ребенок, в принципе, не ведает о таких понятиях, как «можно», «нельзя», «надо». Ему все дозволено. С годами у него складывается твердое убеждение, что он приносит радость всем окружающим уже одним тем, что он есть.

 

Еще страшнее любовь деспотическая. С малых лет у ребенка извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить людям. Из-за постоянных придирок, упреков родителей ребенок ожесточается. Нетрудно догадаться, что вырастет он черствым, бездушным. 

Атмосфера духовной пустоты, убожества царит в семье, в которой родители откупаются от своих обязанностей. Они считают, что их долг заключается в обеспечении материальных потребностей своих чад. К сожалению, когда ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, сердца их закрыты для ласки, сострадания, милосердия. 

Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они  ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным.

Памятка для родителей:

НУЖНО:

  • Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
  • Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
  • Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.
  • Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.
  • Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.
  • Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.
  • Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

НЕЛЬЗЯ:

  • Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
  • Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.
  • Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.
  • Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.
  • Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
  • Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.
  • Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, педагогов, бабушек и дедушек!

Все это очень важно для формирования у ребенка уважительного отношения к семье, потребности знать свои корни, понимания необходимости теплых отношений между родственниками. Все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь. Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям, сколько раз в течение дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали свое неудовольствие, раздражение? Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: доброжелательность, оптимизм, способность к состраданию, сочувствию.

Ежегодно, по результатам психологического обследования  с печалью отмечаешь, что дети в утвердительной форме говорят, что их родители от случая к случаю интересуются школьной жизнью своего ребенка, Есть и такие родители, которые отдали ребенка в школу – «камеру хранения» и забыли про него, пусть и воспитывают. Эти неутешительные показатели растут из года в год по самоаттестации ситуации в семьях. Но на радость всем, есть родители, которые живут совместной жизнью ребенка, знают все его радости и горести всегда рядом и являются примером. В такой родительский дом всегда хотят возвращаться уже взрослые дети и со своими семьями.

В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. Семья является не только объектом, но и субъектом своего развития и самостоятельного решения своих проблем. У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок. Реальные поступки – вот что формирует поведение ребенка, а не только слова и  нравоучения.  

Итак, мы видим, что в процессе формирования личности главенствующую роль играет, прежде всего, семья, и только потом школа, общество. Каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от родителей!

Как зависимое расстройство личности влияет на семью – Лечебные центры BrightQuest

Зависимое расстройство личности (ЗРЛ) вызывает чувство беспомощности у тех, у кого оно есть, и их зависимое поведение может также негативно сказаться на их близких. Без квалифицированного вмешательства семьи, страдающие от ПРЛ, могут со временем распасться, но когда предоставляется лечение, это может привести к значительным и позитивным изменениям в семейной динамике, и это особенно верно, когда члены семьи принимают непосредственное участие в программе восстановления.

Когда у человека есть зависимое расстройство личности (ЗРЛ), он полагается на других, чтобы заботиться о нем и следить за его интересами. Даже по мере взросления они сохраняют свои зависимые характеристики, которые формируют их выбор и действуют как искажающее влияние на их взаимодействие с друзьями, членами семьи и коллегами.

Приняв видимость нормальности, они могут жениться, завести детей и взять на себя многие жизненные обязанности, которые влекут за собой такие обязательства. Но их чувство беспомощности и неуверенности в себе неизбежно возводит барьеры, которые мешают им наслаждаться здоровой семейной жизнью.

Своими зависимыми действиями и поведением они незаметно и подсознательно формируют семейную динамику, чтобы поймать всех в ловушку на своей орбите, что позволяет им чувствовать себя в большей безопасности и защищенности.

По крайней мере на первый взгляд, зависимое расстройство личности порождает пассивность, покорность и капитуляцию. Но люди, страдающие этим расстройством, часто настолько напуганы и отчаянно нуждаются во внимании, что используют свою беспомощность как оружие, манипулируя партнерами, родителями, детьми, братьями и сестрами, заставляя их бесконечно заботиться о них.

Этот тип манипуляции мотивирован страхом неудачи и отказа, а не злым умыслом. Тем не менее, это все еще нездорово для всех участников.

Характеристики зависимого расстройства личности


Считается, что ЗПР развивается как усвоенная реакция на паттерны детского обусловливания и подкрепления. Когда нуждающееся или требовательное поведение поощряется родителями, а самостоятельные действия не поощряются, это может подготовить почву для пожизненной привычки зависимости.

Зависимое расстройство личности, впервые проявляющееся в подростковом или раннем взрослом возрасте, выдает свое присутствие рядом эмоциональных, психологических и поведенческих симптомов. Они могут включать:

  • Нерешительность, неспособность принимать решения или следовать им через
  • Нежелание брать на себя ответственность за личные, профессиональные, финансовые или домашние дела
  • Страх остаться в одиночестве, даже временно
  • Отсутствие уверенности в себе и низкая самооценка
  • Эгоцентризм, проявляющийся в склонности постоянно говорить о своих проблемах и заботах, мало или совсем не признавая потребности других
  • Делать все возможное, чтобы добиться одобрения, внимания или поддержки
  • Пассивность перед лицом конфликта, используемая в качестве стратегии обезвреживания гнева или неодобрения других
  • Навязчивость, потребность и другие формы поведения, свидетельствующие о крайней зависимости от определенных лиц

Излишне говорить, что ежедневная борьба с такими симптомами может быть утомительной для членов семьи, которые должны компенсировать слабину близких, которые не в состоянии дать столько, сколько они берут. Из-за своей нужды человек с ЗПР поглощает время и энергию всех вокруг себя, часто мешая близким заботиться о своих потребностях.

Зависимое расстройство личности и отношения


Когда у кого-то есть зависимое расстройство личности, его отношения с супругами или партнерами могут быстро стать напряженными из-за неравного статуса двух вовлеченных сторон. Большинство людей вступают в такие отношения, ожидая, что власть и ответственность будут разделены, и когда на одного человека возлагается чрезмерное бремя, это может заставить их чувствовать себя эксплуатируемыми или подавленными, что может привести к тому, что они часто набрасываются в гневе или разочаровании.

Зависимое расстройство личности также может мешать отношениям между родителями и детьми. Дети всех возрастов обращаются к своим мамам и папам за советом и поддержкой, но когда у родителей есть ПРЛ, это может привести к тому, что границы полномочий и ответственности станут размытыми. Вместо того, чтобы дети полагались на родителей, родители могут начать полагаться на своих детей, и такая смена ролей может помешать естественному развитию молодых людей, не готовых к таким обязанностям. В этом случае опекун становится тем, о ком заботятся, и это может перерасти в тонкую форму родительского пренебрежения.

Некоторым взрослым с ЗПР не удается создать свои собственные отдельные семьи, отчасти потому, что их нуждающееся и зависимое поведение отталкивает потенциальных партнеров. В этих случаях они могут по-прежнему полагаться на своих родителей или братьев и сестер, которые помогут им принимать решения и управлять своей жизнью: родителей взрослых с ЗПР часто призывают продолжать поддерживать своих детей эмоционально, финансово и материально, что приводит к чувству обиды и обиды. разочарование, которое взрослый ребенок с ЗПР неизбежно почувствует и на которое отреагирует. Это только усугубит их чувство стыда и смущения, и им будет намного труднее найти или развить уверенность в себе, необходимую для того, чтобы когда-нибудь отстоять свою независимость.

Позвоните для конфиденциальной оценки по телефону.
619-466-0547

Получение помощи при зависимом расстройстве личности


Зависимое поведение сказывается на всех, кого оно затрагивает, и когда один человек в семье не лечится от расстройства личности, это может вызвать стресс и страдания для всех.

При появлении зависимого поведения в первую очередь необходимо обратиться за помощью к специалисту в области психического здоровья, который может поставить диагноз DPD и порекомендовать курс лечения, который может облегчить симптомы этого неприятного состояния.

Планы лечения зависимого расстройства личности будут включать индивидуальную и групповую терапию, возможно медикаментозное лечение, если было диагностировано дополнительное сопутствующее психическое расстройство (это характерно для ДПР), холистические методы, которые способствуют осознанности и управлению стрессом, а также жизненные навыки и занятия по преодолению трудностей, которые могут показать человеку с ЗПР, как изменить свое отношение к другим людям и окружающему миру.

Но при наличии ЗПР нельзя упускать из виду его влияние на семью. Большинство стационарных центров лечения психических заболеваний предлагают программы семейной терапии как часть своих схем восстановления, и этот тип терапии может быть очень полезен для семей, которые подвергались длительному давлению из-за поведения зависимого человека, требующего высокого уровня обслуживания. В конечном счете, человек с ЗПР должен научиться быть более самостоятельным, уверенным в себе и независимым, а поддержка членов семьи может дать ему силы и мотивацию, необходимые для восстановления с энергией и решимостью.

Мужчины и женщины, которые боролись с зависимым расстройством личности, нуждаются в освобождении от наихудших последствий этого состояния, но так же нуждаются и те, кого они любят, и это, скорее всего, произойдет, когда лечение и выздоровление станут совместными предприятиями.

Как пограничное расстройство личности может разлучить семьи

Действуйте, пока не стало слишком поздно.

Источник: изображение Дениса Великанова с сайта Pixabay

Ваша семья редко собирается вместе?

Некоторые члены семьи избегают семейных встреч?

На семейных собраниях преобладают конфликты и соперничество?

Если ответ на любой из вышеперечисленных вопросов «да», то ваша семья, возможно, движется к критической точке . Именно здесь распадается структура семьи и практически исчезают семейные посиделки. Это часто происходит в семьях, страдающих пограничным расстройством личности (ПРЛ).

Пограничное расстройство личности затрагивает целые семьи, поскольку оно вынуждает страдающих от него вести себя вызывающе, когда члены семьи расстроены. Очень часто в семье развиваются модели взаимоотношений, которые вызывают конфликты и отчуждение между членами семьи. Эти модели, если их не прервать, могут привести семью к переломному моменту, когда члены семьи будут избегать семейных встреч и мероприятий, а не искать их. Как только эти закономерности выявлены, члены семьи могут предпринять шаги для сохранения целостности семейной ячейки.

Соревнование

Лица с симптомами ПРЛ склонны соревноваться с членами своей семьи, а не сотрудничать с ними. Расстройство побуждает их считать большинство ресурсов дефицитными и поэтому они копят. Это включает в себя конкуренцию за финансовые ресурсы, такие как наследство, благосклонность или одобрение родителя или авторитетного лица, предпочтительное место, например, переднее сиденье автомобиля и т. д. Они также соревнуются за внимание, иногда провокационными способами. В приведенном ниже примере Реми, у которой есть симптомы ПРЛ, соревнуется со своими братьями и сестрами за внимание на вечеринке по случаю дня рождения своей матери.

Реми вошла в столовую, одетая в открытую одежду и почти со своими украшениями. Она позаботилась о том, чтобы быть там первой, и назначила себя хозяйкой, несмотря на то, что мероприятие было спланировано и оплачено ее двумя сестрами и братом. Она расставила все карточки за столами так, чтобы она сидела с родителями за их столом, а ее братья и сестры сидели за другими столами.

Когда пришла ее старшая сестра Лаура, у них состоялся следующий диалог:

Лора: Реми, кто расставил карточки?

Реми: Да.

Лаура: Не думаешь ли ты, что мы все могли бы посидеть с мамой в день ее рождения?

Реми: Ты с ней.

Лора: Я имею в виду за столом с ней.

Реми: Я думал, здесь будет слишком многолюдно.

Лаура: Кто поставил тебя во главе? Вы даже не были вовлечены до сих пор.

Реми: Я знал, что ты не хочешь, чтобы я вмешивался. Ты хочешь, чтобы мама принадлежала только тебе.

Лаура: Ты тот, кто нас разлучил.

Реми: Все. Я не могу принять эту чушь от тебя.

Лаура: От меня?

Реми: Либо ты уходишь сейчас, либо я.

В приведенном выше примере Реми борется за внимание и благосклонность родителей, вызывающе одеваясь, пытаясь приписать себе роман, а затем физически удаляя своих братьев и сестер из присутствия матери. Когда Лора бросила вызов, Реми устроила драматическую сцену, накричав на сестру, а затем резко уйдя, тем самым продолжая привлекать к себе внимание и «делая это из-за нее». Этот тип конкурентного поведения является разрушительным для семейной структуры. Другой тип конкурентного поведения, распространенный в семьях с ПРЛ и очень разрушительный для семейной структуры, называется триангуляцией.

Триангуляция

Это происходит, когда третье лицо вступает в спор или разногласия, чтобы напасть на противника. Когда это делается в семейном контексте, когда один член семьи противопоставляется другому, это очень разрушительно и быстро приводит семью к переломному моменту.

В следующем примере Рори, у которого есть симптомы ПРЛ, спорит со своей матерью, когда пытается триангулировать своего отца.

Рори: Мама, не могла бы ты забрать меня с автовокзала в воскресенье утром, пожалуйста?

Мама: Во сколько ты приедешь?

Рори: Мой автобус прибывает около 4 утра.

Мама: Почему ты так поздно?

Рори: Какая разница?

Мама: Я просто не чувствую себя в безопасности на автобусной остановке, ожидая тебя в это время дня.

Рори: Мама. Это совершенно безопасно.

Мама: Еще темно и никого вокруг не будет.

Рори: Если никого нет, никто не сможет причинить тебе вред.

Мама: Ты не можешь вернуться домой позже или раньше?

Рори: Папа. Что вы думаете? Безопасно ли, чтобы мама забрала меня с поезда в 4?

Рори поставила папу в безвыходное положение. Если он считает, что маме безопасно забрать его, то он предает свою жену, соглашаясь с тем, что она должна поставить себя в положение, в котором она не чувствует себя в безопасности. Если он решит, что согласен со своей женой, то Рори почувствует себя ополченцем и обвинит отца.

What You Can Do

Поскольку ПРЛ поражает всю семью, хорошие результаты требуют, чтобы вся семья боролась с болезнью. Одна из стратегий состоит в том, чтобы поощрять сотрудничество, не участвуя в конкурентной деятельности. В случае триангуляции отец Рори должен был отказаться от участия в соревнованиях. Таким образом, в ответ на вопрос Рори о том, безопасна ли автобусная остановка, он может ответить: «Это между вами и вашей матерью». Еще лучше он может сказать: «Вопрос не в том, безопасно это или нет, а в том, чувствует ли твоя мама себя в безопасности».

К другим конкурентным ситуациям, таким как первая виньетка о праздновании дня рождения матери, лучше подходить заранее. Поведение Реми должно было быть предвидено братьями и сестрами, которые, вероятно, выросли с этим и все устроили накануне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *