20.09.2024

Проблема отцы и дети аргументы: Аргументы к ЕГЭ по направлению «Отцы и дети» :: Сочиняшка.Ру

Содержание

Аргументы по направлению «Отцы и дети» для итогового сочинения

Тема взаимоотношений детей и родителей актуальна во все времена. Довольно сложный вопрос, которым задаются уже многие столетия, как правильно воспитать детей и сохранить с ними близкие теплые отношения? Каждая семья решает для себя сама, что будет для них лучше? Но есть ответ, который точно можно назвать самым удачным. Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке. А отношения детей и родителей в литературе я предлагаю рассмотреть на примерах, которые подобрал Многомудрый Литрекон.

Содержание:

  • 1 Неизбежен ли конфликт между поколениями?
  • 2 Дурное влияние отцов на детей
  • 3 Что такое мудрая родительская любовь?
  • 4 Неблагодарность детей по отношению к родителям
  • 5 Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
  • 6 Какое влияние семья оказывает на формирование личности?

Неизбежен ли конфликт между поколениями?

А. С. Пушкин, «Дубровский». В данном произведении вопрос отцов и детей между главными героями не рассматривается как проблема. Взаимоотношения главного героя и его отца, Владимира Дубровского и Андрея Дубровского, были очень теплыми и дружескими. Это было связано с тем, что оба героя были хорошими, честными людьми, а потому и отношения с окружающими и близкими строили достойные. Старший Дубровский, хоть и не был сильно богат, но желал дать своему сыну лучшее образование. Он не отказывал ему ни в чем и посылал деньги, возможно, даже больше, чем нужно было. Владимир же был признателен отцу, хотя и немногословен в своей любви к нему. Несмотря на то, что герои нечасто виделись, у них была тесная душевная связь. Мы можем ее заметить по тому, как Владимир решительно бросает все свои дела в городе и едет в свой дом, как только слышит о болезни отца. Такие взаимоотношения между отцом и сыном можно считать образцовыми, поскольку в них царили любовь, поддержка и понимание. В их семье не было конфликта поколений, ведь каждый герой вел себя уважительно.  

В. Г. Короленко «Дети подземелья». Конфликт поколений неизбежен, если в семье нарушен баланс ответственности. Бывает, что родитель не играет той роли, которую на него возложило его положение. В этом мы убеждаемся, читая книгу Короленко. Вася – маленький мальчик шести лет, который потерял свою маму. У него есть отец и сестренка Соня. После смерти матери папа ушел в себя и совсем перестал уделять внимание сыну, изредка заботясь лишь о дочери. Для всей семьи это был тяжелый период, но можно себе представить, каково было детям, брошенным отцом. Можно понять и родителя, он не разделял желания малышей играть и шуметь в такое грустное время. Время шло, а пропасть между Васей и его папой становилась лишь больше. Все попытки воспитания или общения не оборачивались ничем хорошим. Отец не понимал Васю, а мальчишка стал просто избегать отца. Поэтому судья сразу заподозрил кражу в благородном поступке ребенка. Он обвинил Васю в том, что он украл куклу. А Вася обиделся и едва не отвернулся от родителя окончательно. Конфликт мог бы стать началом полного отчуждения, но судья вовремя узнал все детали и осознал свою ошибку. К сожалению, такие взаимоотношения — не редкость. Но важно искать компромисс и пробовать мириться, чтобы спасти семью.

Дурное влияние отцов на детей

А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Родители могут сильно влиять на детей. Об этом говорит книга Грибоедова. Эта комедия показывает нам жизнь фамусовского общества, главным лицом которого принято считать Павла Фамусова. Он управляющий в казенном доме, живет со своей дочерью Софьей. Перед нами ярый приверженец консерватизма, который отрицает пользу литературы и образования. Его основными принципами являются чинопочитание и заискивание. Но если в фамусовском обществе все привыкли к такому укладу, что не замечают его недостатков, то приехавший недавно Чацкий отчетливо видит деградацию этого общества. Ее можно увидеть благодаря тому, что Софья становится похожа в суждениях на своего отца. Именно он приложил много усилий к воспитанию дочери. Как и он, она начала врать, хитрить и добиваться целей, не разбирая средств. В споре Чацкого и Фамусова она выбрала сторону отца, прекрасно осознавая его несправедливость и отсталость. Мы видим, что дети членов данного общества перенимают манеры и принципы жизни у старших. Но, к сожалению, такие взаимоотношения являются разрушительными. Устаревшие взгляды на образование влекут за собой лишь регресс общества, а пороки, навязанные устаревшими традициями, разлагают народ. Дурное влияние лишь вредит детям, но родители не осознают этого.

Л.Н. Толстой, «Война и мир». Дурное влияние родителей на детей имеет ужасные последствия. В этом мы убеждаемся, читая роман Толстого. Принципы Курагиных нельзя назвать честными. Отец и мать тяготились своими детьми и не занимались их развитием. Никто из них не хотел брать ответственность за их будущее. Василий считал сыновей дураками, а Элен — ни на что не способной кокеткой. Но в этом он винил исключительно их самих, а сам не замечал за собой недостатков. Однако именно он дал им такой пример. Князь только и делал, что болтал в светских гостиных, интриговал и льстил ради денег, оставлял родных без внимания и поддержки. Элен, Анатоль и Ипполит переняли манеры и мысли родителей. Все члены семьи были движимы исключительно собственными целями. Деньги, плотские утехи и развлечения — это все, что их занимало. Сыновья были эгоистичны и расточительны, а Элен безнравственна и корыстна. Такое воспитание, данное родителями, не позволило детям построить счастливую жизнь. Элен в погоне за выгодным браком испортила судьбу Пьеру. Анатолий Курагин соблазнил Наташу Ростову ради интереса, будучи уже женатым. Ипполит тоже не сумел обрести счастье. Он построил карьеру с помощью отца, но никто не воспринимал его всерьез. Поэтому можно с уверенностью сказать, что князь и княгиня Курагины своими руками разрушили жизни своих детей, передав им свое воспитание.

Что такое мудрая родительская любовь?

Л.Н. Толстой, «Война и мир». Тема семьи и взаимоотношений отцов и детей не раз поднимается в данном романе. Автор показал нам несколько домов, в которых царит совершенно разная атмосфера между близкими людьми. Семья Болконских, семья Ростовых и семья Курагиных – все они отличаются правилами, по которым живет дом. Ростовы, пожалуй, вызывают наиболее приятные эмоции у читателя, по сравнению с остальными двумя семьями. Граф Ростов Илья Андреевич и графиня Наталья Ростова были во многом примером для своих детей. В их семье не было места наказаниям, грубости и жестокости. Вместо этого члены семьи делились друг с другом теплом, поддержкой и любовью. Причем любовь была безусловная, детям не нужно было доказывать свою важность в глазах родителей. Поэтому они могли спокойно обратиться к ним за советом. Показательным моментом выступает эпизод, когда Николай Ростов проигрывает большую сумму в карты. Он решил пойти к отцу и сознаться в содеянном. И отец не упрекнул его, а помог справиться со сложившейся ситуацией. Такая взрослая реакция родителей — большая редкость, наверное, поэтому многим так импонирует эта семья.  

И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Пример мудрой любви мы видим в романе Тургенева. Николай Кирсанов готов принять и понять новые идеи сына и не осуждает его за увлечение нигилизмом. Несмотря на провокационные реплики молодых людей, Николай старается вникнуть в их учение и сблизиться с сыном. Он переживает за его реакцию на его отношения с Феней, готов от всего отказаться, всем пожертвовать, лишь бы Аркадию было комфортно. Кирсанов-старший не давит на него даже тогда, когда видит, что сын ничего не делает и просто «сибаритствует». Мудро со стороны отца пытаться наладить контакт и сгладить острые углы. Благодаря этому умению Николай сумел сохранить отношения в семье и создать ту атмосферу, в которой Аркадию захотелось отказаться от вредных идей и открыть новую главу семьи Кирсановых.

Неблагодарность детей по отношению к родителям

А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Во все времена связь между родителем и ребенком была чем-то сокровенным. Родитель остро ощущает печаль, болезнь ребенка или разлуку с ним. Именно о разлуке идет речь в данном произведении. Самсон Вырин – смотритель станции, который живет со своей дочерью Дуней. Он в ней души не чаял, она была единственным светом в его жизни. Но однажды проезжий гусар крадет девушку и увозит ее в Петербург. Как не пытался отец увидеться с дочерью и забрать домой, у него не выходило. Это разрывало ему сердце, поэтому вначале он слег с горячкой, а позже и вовсе запил и умер. За два года дочь ни разу не написала и не навестила старика. Она жила в свое удовольствие, пока он страдал. Дуня вспомнила о нем лишь спустя несколько лет, когда отец ее уже умер. Осознание невосполнимой потери самого близкого ей человека вогнало ее в печаль, ведь она понимала, что никто в этом мире не сможет полюбить ее той же любовью, что отец когда-то. Но поздно пришло это раскаяние. Дуня не проявила благодарности по отношению к родителю и нарушила равновесие своей жизни.

К.Г. Паустовский, «Телеграмма». Похожая ситуация описана и в рассказе Паустовского. Настя – молодая девушка, которая живет в Ленинграде, строит карьеру в Союзе художников. А ее мать, Катерина Петровна, живет в маленьком селе совсем одна. Каждый день к ней приходила Манюшка, молодая девчушка, помогала ей по хозяйству. А вот дочь к ней не приезжала уже три года и на письма не отвечала, лишь посылала конверт с деньгами. Но разве деньги нужны были матери? Теплые слова и забота были так необходимы Катерине Петровне, особенно сейчас, когда она чувствовала приближение своей смерти. Поэтому она попросила Настю приехать. Но Настя слишком поздно прочитала письмо. Когда она приехала, она не застала маму и даже не успела на похороны. Этот тяжкий груз вины за опоздание лег на плечи Насти. Она понимала, что она осталась совсем одна в этом мире, и никто, кроме матери, не сможет облегчить ее участь. Таким образом, можно прийти к выводу, что нет ничего важнее связи между родителями и детьми, поскольку она поддерживает обоих. Но если дети проявляют неблагодарность, в их жизни образуется невосполнимый пробел.

Что важнее для детей: советы родителей или их пример?

Д. И. Фонвизин, «Недоросль». В этой пьесе нам показана семья Простаковых. Лидером в ней является мать, соответственно, она во многом повлияла на становление своего сына Митрофанушки. Характер матери очень скверный. Она не уважает своих крепостных крестьян, но при этом пресмыкается перед теми, кто богаче и выше ее по статусу. Также в ней мало уважения и к своему мужу, потому что он ее побаивается и выполняет каждый ее приказ. Ее сын – это единственный человек, к которому она добра, порой даже слишком. Поэтому мальчик вырос необразованным, избалованным и требовательным человеком. Он стал грубым, узколобым мальчишкой, который, как и его мать, не уважает никого, но самое страшное для матери то, что он совсем не ценил ее трудов и любви, которые она в него вложила. Мы видим, что мать сделала многое для своего сына, но в итоге она пожинает то, что сама в нем вырастила на своем примере. Поэтому во время воспитания детей важно понимать, что сколько бы родитель не приучал ребенка вести себя определенным образом, ничто так эффективно не повлияет на его становление, как пример родителей.

И.С. Тургенев, «Бежин луг». В этом рассказе автор так же показывает нам влияние родительского примера на становление личностей мальчишек из разных семей. Наиболее яркими примерами являются Федя и Павлуша. Несмотря на то, что оба они из крестьянских семей, воспитание им было дано разное. Мы видим, что Федя более образован, нежели другие мальчики, одет в хорошую одежду, и даже его внешний облик выдает в нем выходца из богатой крестьянской семьи. В то время как его друзья наивно слушают легенды и мистические рассказы, Федя относится к ним с долей скептицизма, поскольку не верит в них. Он немного высокомерен, поскольку его отец ведет себя похожим образом, когда руководит работниками. Павлуша же вырос в небогатой семье. Жизненные трудности закалили его характер, поэтому он вырос смелым и волевым. Во многом благодаря своим родителям и воспитанию он вырос здравомыслящим и не по годам взрослым. Он успокаивал других ребят, когда те боялись страшных историй. Таким образом, мы видим, какую роль играет семья в жизни детей. Они копируют поведение старших бессознательно, поэтому пример всегда важнее совета. 

Какое влияние семья оказывает на формирование личности?

Дж. Роулинг, серия книг о Гарри Поттере. Северус Снейп является примером переноса родительских качеств в собственную взрослую жизнь. У него было нелегкое детство, поскольку его мать не была нежна и ласкова с ним, а отец был маглом, который не любил волшебство. Он вечно был не таким, как надо, и не устраивал собственную семью. Все детство он мечтал поскорее попасть в Хогвартс, чтобы сбежать из давящей обстановки. Поэтому можно сказать, что такая атмосфера привела к тому, что он вырос замкнутым человеком, не умеющим выражать свои чувства. Он был отчужден и одинок. Холодная атмосфера дома повлияла на характер Снейпа: он стал закрытым и саркастичным, готовым в любой момент принять удар. Семья оказала большое влияние на Снейпа. Такое большое, что он не смог уйти от него даже во взрослые годы.

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». В семье Гриневых влияние родителей на формирование личности ребенка очевидно с первых глав. Именно отец принимает решение обучить сына жизни и отправить его в далёкую часть, где у Петра нет ни блата, ни соблазнов столичного досуга. Андрей Петрович хотел видеть наследника ответственным и самостоятельным, поэтому отдалил его от дома и лишил зоны комфорта. Ему было тяжело пойти на такой шаг, тревожно за единственного сына, но он понимал, что это единственный шанс сделать Петра достойным мужчиной и офицером. Он дал ребенку правильное наставление и все необходимое для того, чтобы он начал свой собственный путь к успеху. И Петр не подвел родителя. Он проявил отвагу, ум и ответственность в самых сложных обстоятельствах. Завет отца он исполнил точно: сберег честь. Благодаря этому примеру мы видим, какое влияние семья оказывает на формирование личности.

Автор: Камилла Мазитова

Аргументы по направлению «Отцы и дети»

Автор: Guru · Опубликовано · Обновлено

Самое важное в подготовке к итоговому сочинению – это формирование личного банка аргументов, которые помогут раскрыть даже самую сложную тему. В этом деле вам поможет команда «Литерагуру», которая занимается созданием литературных примеров уже не первый год. Чтобы дополнить нашу подборку, пишите в комментариях, какое произведение добавить, и мы обязательно напишем соответствующий аргумент специально для вас.

Содержание:

  • 1 И. С. Тургенев, «Отцы и дети»
  • 2 Н. В. Гоголь, «Мертвые души»
  • 3 А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»
  • 4 А. С. Пушкин, «Дубровский»
  • 5 И. А. Гончаров, «Обломов»
  • 6 А. С. Грибоедов, «Горе от ума»
  • 7 А. Н. Островский, «Гроза»
  • 8 Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»

И. С. Тургенев, «Отцы и дети»

  1. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» герои находятся по разные стороны баррикад, потому что они – представители разных поколений. Их конфликт происходит, казалось бы, на ровном месте, но под ним кроются серьезные причины, которые дают о себе знать не одно столетие. Каждый раз, каждый век отцы и дети ссорятся и не находят общего языка. Так и в книге: Евгений и Павел Петрович невзлюбили друг друга с первого взгляда. Хозяин дома даже не подал руки, а гость грубо и насмешливо вносил свой устав в чужой монастырь. Аристократ видел в разночинце невоспитанного и наглого выскочку, а ученый и медик считал праздного барина никчемным и пустым человеком. А все потому, что времена меняются, и отцы не могут приспособиться к переменам, а дети не желают перенимать их опыт из-за самоуверенности. Павел Петрович мог бы многому научить Евгения Васильевича, а именно такту, сдержанности и манерам. А Базаров мог бы ввести стариков в новый мир преобразований. Но оба поколения не могут понять и услышать друг друга, и причина этого конфликта – бескомпромиссность и категоричность отцов и детей.
  2. В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» раскрываются некоторые причины, которые объясняют нежелание многих детей перенимать опыт старших. Из личной истории Анны мы узнаем, что их отец разорился от бессмысленных и чрезмерных кутежей. В результате мужчина оставил детей на произвол судьбы, ведь женщины в то время не могли работать, а без капитала в качестве приданого они не могли выйти замуж. Он своей безответственностью перечеркнул их будущее. Из-за него Одинцова фактически продала себя, став женой нелюбимого человека. Она сделала это, чтобы обеспечить младшую сестру. Конечно, после этого доверие детей к отцам сильно ослабевает, и они уже не хотят ничему у них учиться. Таким образом, старшее поколение порой само дискредитирует себя перед потомками, поэтому они разрывают исторические связи между прошлым и будущим.

Н. В. Гоголь, «Мертвые души»

  • В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» рассказывается о детстве главного героя. Его отец коренным образом повлиял на его мировоззрение. Маленький Павлуша учился у него строжайшей экономии, а также усвоил с малых лет важность денег. Завет «Береги копейку» он запомнил на всю жизнь. Также мужчина научил сына угождать начальникам, дружить только с богачами и больше всего на свете ценить «копейку», ибо одна она не продаст и не обманет. Желая, видимо, порадовать отца, мальчик начал заниматься предпринимательством еще в школе, и там же обрел беспринципность, которая позволила ему в дальнейшем перейти к серьезным махинациям. Так, неправильное воспитание привело к плачевному итогу: Чичиков превратился в мошенника и афериста, который так и не обрел по-настоящему близких людей.
  • В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» рассказывается трагедия семьи Плюшкиных. После смерти своей доброй и хлебосольной супруги глава семейства стал сходить с ума. Из бережливого и трудолюбивого хозяина он стал превращаться в жестокосердного скупца. Его подозрительность и жадность стали отражаться на детях. Старшая дочь убежала из дома, а отец проклял ее, но потом все же простил, когда она привезла ему внуков. При этом он наотрез отказался помогать ей и ее детям, хотя у него кладовые ломились от припасов. Судьба сына была еще трагичнее. Когда он попросил денег на мундир, устроившись в армии, старик с гневом послал ему проклятие. Молодой человек залез в карточные долги, но и тогда отец даже не подумал выручать сына, хотя юноше грозило бесчестье. Младшая дочь помещика умерла, оставшись с ним в доме. Не удивительно, что Плюшкин прозябал в одиночестве, ведь он сам разогнал всех своих детей, да еще и уморил голодом половину слуг.
    Таким образом, родители не всегда лишаются поддержки детей из-за эгоизма молодого поколения. Порой они сами становятся виновниками своего несчастья.

А. С. Пушкин, «Станционный смотритель»

  • Неблагодарность к родителям – это всегда трагедия, как для отцов, так и для детей, просто не все вовремя осознают ее пагубное влияние на судьбу человека. Такой пример описал А. С. Пушкин в книге «Станционный смотритель». Дуня счастливо жила с отцом и вела их скромное хозяйство, пока к ним не пожаловал очередной гость. Это был ротмистр Минский, которого сразу же поразила красота героини. Она была голубоглазой блондинкой с кокетливыми манерами и прелестным лицом. Мужчина внезапно заболел и остался у смотрителя в доме на несколько дней, а дочка Самсона простодушно ухаживала за ним. Отец ничего не подозревал и отпустил дочь в церковь, куда ее подвез ротмистр после выздоровления. Однако девушка так и не вернулась домой. Она поехала в столицу искать лучшей жизни, став любовницей офицера.
    Разумеется, Вырин выпросил отпуск, чтобы найти девочку и отвезти обратно. Однако там его ждал холодный прием. Минский не захотел отдавать Дуню, а она при виде отца потеряла сознание. Самсона выставили за дверь. Потеряв надежду, он спился и вскоре умер от тоски. Спустя несколько лет на его могиле рыдала госпожа Минская. Она поздно осознала, как несправедлива была к любящему отцу.
  • А. С. Пушкин в книге «Станционный смотритель» описал пример, из которого мы можем сделать вывод, что правильное воспитание – важнейшая наука, которую должен освоить каждый родитель. Самсон Вырин очень баловал свою дочь, всегда доверял ей, хотя она была кокетливой и нескромной для своих юных лет. Она вольно общалась с гостями, рассказчику даже позволила поцелуй. Поэтому читателя не удивил тот факт, что она уехала с ротмистром, не предупредив отца. Всему виной неправильное воспитание, ведь Вырин никак не контролировал беседы гостя и Дуни, не говорил с ней о том, чем опасны мужчины, предлагающие целомудренным девушкам побег из отчего дома.
    Естественно, девушка не устояла перед красноречивыми обещаниями роскошной жизни, ведь она была неопытна и слишком юна. Если бы отец больше времени уделял ее воспитанию, если бы сильнее контролировал дочь, то, возможно, трагедии не случилось бы. Поэтому очень важно не только заботиться о детях, но и формировать их чувство ответственности, совести и добропорядочности.

А. С. Пушкин, «Дубровский»

  • А. С. Пушкин в книге «Дубровский» описал конфликт отцов и детей, который завершился трагически для обеих сторон. Троекуров решил выгодно выдать дочь замуж за богача Верейского, который еще и жил неподалеку. Однако его не смутило то обстоятельство, что этот брак был неравен: Маша была юной девушкой, а ее жених — стариком. Конечно же, героиня бросилась отцу в ноги с мольбой избавить ее от ненавистного бремени. Она полюбила Дубровского и хотела стать его женой. Но Кирилла Петрович был не из сентиментальных отцов и просто запер дочь дома в ожидании свадьбы. Тогда Маша отправила письмо Верейскому с просьбой о расторжении помолвки, но это лишь ускорило подготовку к венчанию пары.
    Владимир не знал о переносе даты и прибыл поздно, героиня уже была повенчана и отказалась идти с ним. Так, отец обрек родную дочь на полную горя жизнь в объятиях нелюбимого человека. Вряд ли она когда-нибудь его простит, отношения в семье навсегда испорчены. Вот, к чему ведет противостояние поколений, если его вовремя не прекратить.
  •  А. С. Пушкин в книге «Дубровский» привел пример того, как отец и сын могут хорошо понимать друг друга, если они оба являются честными и благородными людьми. Владимир любил своего родителя и по первому его зову приехал в Кистенёвку. Оба героя очень похожи: горды, смелы и принципиальны. Старший Дубровский не вынес оскорбления и умер, но с достоинством отстаивал свою независимость от богатого соседа. Он один не любезничал с всемогущим Троекуровым, а держался с ним наравне, как будто разницы между ними и не было. Таким же вырос и Владимир. Он не пытался попросить врага отступить, не просил и не умолял, хотя эти земли были его единственным достоянием. Герой выгнал Троекурова прочь, а потом сжег родной дом, который присвоил себе сосед.
    Без сомнения, его дальнейшие поступки были бы полностью оправданы отцом, он гордился бы своим мальчиком. Поэтому я не согласен с тем, что отцы и дети непременно должны враждовать или же не находить общего языка. Это не вечный конфликт всех со всеми, а частные случаи, которые легко исправить, если захотеть.

И. А. Гончаров, «Обломов»

  • Отцы во многом определяют судьбы своих детей, потому что они в ответе за то воспитание, которое формирует мировоззрение их отпрысков. Хороший пример описал И. А. Гончаров в романе «Обломов». Главный герой стал ленивым и праздным человеком без перспектив, потому что семья с детства подталкивала его к этому. В Обломовке никто из хозяев толком ничего не делал. С утра все кушали, потом пили чай, затем спали и снова кушали, а до вечера и полежать можно, пока снова еду не накроют. Такое существование усыпило изначально активного и любознательного мальчика. Он просто не смог вести себя по-другому, когда переехал в город. Привычка к сытой и праздной трясине дней так и осталась в сознании Обломова идеалом, который он искал во всем и нашел в доме Агафьи Пшеницыной.
    Его судьба была предопределена родителями, которые с самого начала баловали и портили ребенка.
  • Будущее детей во многом зависит от прошлого отцов, которые вложили в потомков то, что хотели. Например, И. А. Гончаров описал в романе «Обломов» пример правильного воспитания подрастающего поколения. Штольц-старший не баловал сына, но заботился о его образовании. Дома он получил все необходимые для жизни навыки и умения. В юности Андрей отправился покорять большой город без денег и протекции отца. Старик мудро рассудил, что дорогу юноша должен пробивать себе сам. Эта суровая наука дисциплинировала и мотивировала героя. Он стал успешным предпринимателем, который добился всего самостоятельно. У него развились полезные качества: умения экономить и договариваться, обходительность и рассудительность, деловитость и трудолюбие. В отличие от своего друга Обломова, Штольц реализовал свой потенциал и двигался вперед. Очевидно, что правильное воспитание может сделать будущее ребенка безоблачным.

А. С. Грибоедов, «Горе от ума»

  • К сожалению, плохое влияние отцов пагубно отражается на детях. В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Фамусов сам исповедует ложные ценности и навязывает их дочери. По его мнению, ее жених может быть ничтожеством, но только богатым и перспективным. Также его не смущает, что зять будет пресмыкаться и лицемерить, лишь бы получить чин. А еще отец выступает против образования, так что Софья довольствовалась только чтением романов. Естественно, подобная расстановка приоритетов в воспитании девушки сыграла не последнюю роль в формировании ее дурных наклонностей. Она спокойно обманывает отца, встречаясь с Молчалиным, бессовестно лжет гостям, обвиняя Чацкого в сумасшествии. Героиня не видит во лжи ничего плохого, ведь отец тоже не порицает лицемерие. Он приветствует все, что ведет человека к успеху, и его дочь усвоила урок: своего можно добиваться любыми средствами. Вот так грехи отцов передаются детям.
  • Конечно, зрелые люди опытны и авторитетны, но не всегда правы. Доказательство мы можем найти в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума». Поколение отцов ратует за консерватизм и перетягивает на свою сторону молодежь, которая не спорит, а подстраивается под стариков, чтобы получить высокий чин. Например, Фамусов не признает необходимости образования и выступает за сохранение крепостного права. Он одобряет пороки: лицемерие, карьеризм, жестокость ради забавы. Барин даже не считает постыдным свое волокитство за горничной. Сам он волнуется лишь об общественном мнении, поэтому в финале восклицает: «О боже мой, что будет говорить княгиня Марья Алексевна!». Сам скандал — пустяк, главное — это то, что подумают о вас важные люди. Такое мировоззрение никак нельзя назвать правильным, ведь оно сохраняет все недостатки старины и не принимает положительные обновления.

А. Н. Островский, «Гроза»

  • В пьесе А. Н. Островского «Гроза» конфликт поколений приобретает пугающий масштаб. Кабаниха и Дикой доводят молодежь до крайностей: Катерина уходит из жизни, Варя сбегает из дома, Тихон обвиняет мать в преступлении, а Борис отказывается от любви, боясь остаться без обеспечения. Эти ужасные последствия конфликта отцов и детей фактически лишили Калинов светлого будущего, ведь его просто некому делать. В неравной борьбе победило то, что обречено на скорую смерть, а новые ценности и ориентиры больше некому защищать. Старшее поколение своим деспотизмом и консерватизмом обрекло город на застой. Поэтому мы наблюдаем в Калинове господство невежества, социальное расслоение и ханжеские нравы времён средневековья. Очевидно, что «отцы» правы далеко не всегда, ведь со временем их система ценностей устаревает и нуждается в обновлениях, которые может принести только новое поколение.
  • Почему отцы и дети не находят взаимопонимания? Дело в том, что они развивались в разных условиях, поэтому им не суждено понять друг друга в полной мере. Например, в пьесе А. Н. Островского «Гроза» молодое поколение существенно отличается от старшего. Если Кабаниха и Дикой росли в ханжеской атмосфере патриархального купечества, то молодежь растёт в мире, где есть альтернатива «Домострою». Перед ними Кулигин развенчивает невежественные стереотипы странниц, а Катерина, которая получила дворянское воспитание, произносит возвышенные речи о свободе. Естественно, Варвара и Тихон в такой среде ведут себя иначе, чем их предки. На пороге новое время, когда мужчина не будет попирать права женщины, когда люди поймут, что Илья-пророк не скачет по небесам. Но отцы не готовы просто так уступить власть. Они обороняют свою правоту, боясь признать себя побеждёнными. Они свято оберегают то, во что верят. Поэтому конфликт неминуем. Ни одна сторона не сможет понять другую, ведь между ними пролегла пропасть времени.

Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»

  • От ошибок отцов сильнее всего страдают дети. Например, Соня Мармеладова в романе Достоевского «Преступление и наказание» вынуждена жертвовать собой, чтобы прокормить семью. Ее отец женился на многодетной вдове, чтобы помочь ей обеспечить детей, а сама запил и лишился работы. Естественно, Мармеладовы страшно голодали, каждая копейка уходила в кабак. Не выдержав упреков и истерик мачехи, героиня пошла на панель. Только ее позорное ремесло приносило деньги, необходимые для жизни. Тем временем отец ничуть не раскаялся в содеянном зле. Он продолжал пить и жалел только себя, рассказывая людям в трактире о своей несчастной судьбе. Частично деньги, добытые ценой позора, уходили на поощрение алкоголизма отца семейства. Таким образом, именно грехи отцов ложатся тяжким бременем на хрупкие плечи детей, и им невероятно сложно начать свой жизненный путь, исправляя чужие ошибки.

  • Не все дети похожи на своих родителей, есть и исключения из правила. Например, Соня Мармеладова из романа Достоевского «Преступление и наказание» существенно отличается от своего горемычного отца. Пока Мармеладов-старший жалеет только себя и заботится лишь об удовлетворении своей пагубной страсти к спиртным напиткам, его дочь ценой невообразимых жертв спасает семью от голода, причём кормит чужую для неё женщину и чужих детей. При этом она не разглагольствует, как ей тяжело живётся, в трактирах и кабаках. Девушка при своём роде занятий умудряется не опуститься в омут порока. Она сохранила чистоту души, несмотря ни на что. А вот ее отец сломался под натиском жизненных трудностей. Таким образом, дети не всегда являются копиями своих родителей. Новое поколение может исправить ошибки старого и стать гораздо лучше.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Читайте также:

Adblock
detector

Как аргументы родителей действительно влияют на их детей

  • Опубликовано

Источник изображений, Getty Images

от профессора Гордон Гарольд

Университет Сассекса

. Это нормально для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей для родителей спорить, но то, как эти разногласия влияют на детей, сильно различается. Что могут сделать родители и опекуны, чтобы ограничить вред, причиняемый их ссорами?

То, что происходит дома, действительно влияет на психическое здоровье и развитие детей в долгосрочной перспективе.

Но важны не только отношения между родителем и ребенком.

То, как родители ладят друг с другом, также играет большую роль в благополучии ребенка и может повлиять на все: от психического здоровья до успехов в учебе и будущих отношений.

Но есть шанс, что из «положительного» ряда выйдет что-то хорошее.

  • Насилие и плохое воспитание «основные причины ухудшения здоровья»
  • Безнадзорные дети Дарема, оставшиеся с проблемами со здоровьем
  • Детская травма «удваивает риск посещения неотложной помощи»

В большинстве случаев ссоры не будут иметь негативных последствий для детей.

Но когда родители кричат ​​и сердятся друг на друга, когда они последовательно отстраняются или устраивают друг другу «молчаливое обращение», иногда могут возникнуть проблемы.

Британские и международные исследования, проводившиеся в течение нескольких десятилетий путем наблюдения в домашних условиях, долгосрочной последующей работы и экспериментальных исследований, показывают, что уже в возрасте шести месяцев у детей, подвергшихся конфликту, может быть учащенное сердцебиение и реакция гормонов стресса.

У младенцев, детей и подростков могут проявляться признаки нарушения раннего развития мозга, нарушения сна, беспокойства, депрессии, расстройства поведения и другие серьезные проблемы в результате проживания в условиях тяжелого или хронического межродительского конфликта.

Источник изображения, штат Пенсильвания

Подпись к изображению,

На успеваемость детей может повлиять постоянное конфликтное поведение конфликты.

Природа или воспитание?

Влияние на детей не всегда такое, как можно было бы ожидать.

Например, развод — и решение родителей жить раздельно — часто считается особенно разрушительным и долговременным последствием для многих детей.

Но в некоторых случаях сейчас считается, что вред могут нанести ссоры между родителями до, во время и после разлуки, а не само расставание.

  • Количество разводов среди разнополых пар самое высокое с 2009 года
  • Проверка реальности: живем ли мы долго и счастливо?

Точно так же часто предполагалось, что генетика играет определяющую роль в том, как дети реагируют на конфликты.

И это правда, что «природа» играет центральную роль в психическом здоровье ребенка, играя роль в проблемах от беспокойства до депрессии и психоза.

Источник изображения, Getty Images

Но домашняя обстановка и «воспитание», которое они там получают, также могут иметь большое значение.

Все чаще считается, что основные генетические риски плохого психического здоровья могут быть усугублены или улучшены семейной жизнью.

Качество отношений между родителями, по-видимому, имеет центральное значение, независимо от того, живут ли они вместе, или являются ли дети генетически родственными родителям или нет, например, были ли они зачаты с использованием донорских яйцеклеток или спермы или усыновлены .

Ссоры о детях

Что все это значит для родителей?

Во-первых, важно признать, что для родителей и опекунов совершенно нормально спорить или не соглашаться друг с другом.

Однако, когда родители вступают в конфликты друг с другом, которые часты, интенсивны и не разрешены, дети чувствуют себя хуже.

Тем более, если ссора касается детей, например, когда дети винят себя или чувствуют себя виноватыми в спорах.

Эти негативные последствия могут включать нарушение сна и нарушение раннего развития мозга у младенцев, беспокойство и проблемы с поведением у детей младшего школьного возраста, а также депрессию и проблемы с учебой и другие серьезные проблемы, такие как членовредительство, у детей старшего возраста и подростков.

Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

Дети, которые чувствуют себя изолированными из-за родительского конфликта, могут бороться за установление отношений

На протяжении десятилетий мы знали, что жестокое обращение и насилие в семье могут быть особенно вредными для вовлеченных детей.

Но родителям даже не нужно проявлять непостоянство или агрессивность по отношению друг к другу, чтобы причинить вред.

Если они становятся замкнутыми или проявляют низкий уровень теплоты друг к другу, эмоциональное, поведенческое и социальное развитие детей также подвергается риску.

На этом проблемы не заканчиваются.

Дети страдают не только от собственной жизни, но и исследования показывают, что плохие отношения могут передаваться из поколения в поколение.

Этот порочный круг необходимо разорвать, если мы хотим позитивной и счастливой жизни для нынешнего поколения детей и следующего поколения родителей и семей.

Спор в «частной»

Но есть факторы, которые могут уменьшить причиненный вред.

Начиная с двухлетнего возраста, а возможно, и с более раннего возраста, согласно исследованиям, дети способны проницательно наблюдать за поведением своих родителей.

Они часто замечают ссоры, даже если родители думают, что их дети этого не делают, или считают, что защищают их, ссорясь в «приватной обстановке».

Важно то, как дети интерпретируют и понимают причины и возможные последствия конфликтов.

Основываясь на своем прошлом опыте, дети решают, считают ли они, что конфликты могут привести к эскалации, потенциально вовлекают их или даже могут представлять риск для стабильности семьи, что особенно беспокоит некоторых маленьких детей.

Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

Мальчики и девочки могут по-разному реагировать на аргументы своих родителей

Они также могут беспокоиться о том, что в результате их отношения с родителями могут ухудшиться.

Исследования показывают, что мальчики и девочки также могут реагировать по-разному: девочки подвержены большему риску эмоциональных проблем, а мальчики большему риску поведенческих проблем.

Часто политика, направленная на улучшение психического здоровья молодежи, была сосредоточена на поддержке самих детей или на прямой поддержке родителей.

Но может случиться так, что поддержка отношений между родителями также может иметь большое значение для детей в краткосрочной перспективе, а также лучше подготовить их к формированию собственных здоровых отношений с другими в будущем.

Если у детей есть поддерживающие отношения с родственниками, братьями и сестрами, другими взрослыми (например, учителями) и друзьями, они важны для долгосрочного здорового развития детей. То, что происходит дома, может значительно повлиять на эти отношения, в лучшую или в худшую сторону.

  • Пять важных советов для родителей

Для родителей естественно беспокоиться о том, как их ссоры могут повлиять на их детей.

Но иногда спорить или не соглашаться – это нормально, и на самом деле дети хорошо реагируют, когда родители объясняют или разрешают – подходящим образом – о чем спор.

Действительно, когда родители успешно разрешают споры, дети могут извлечь важные позитивные уроки, которые помогут им управлять своими эмоциями и отношениями за пределами семейного круга.

Помощь родителям в понимании того, как их отношения влияют на развитие детей, закладывает основу для здоровых детей сегодня и здоровых семей в будущем.

Об этом материале

Этот аналитический материал был заказан Би-би-си экспертом, работающим на стороннюю организацию.

Профессор Гордон Гарольд — профессор психологии Эндрю и Вирджинии Радд и директор Центра исследований и практики усыновления Радда в Университете Сассекса.

Недавно он опубликовал всеобъемлющий обзор исследований в этой области в «Журнале детской психологии и психиатрии», который вы можете прочитать в Интернете вместе с подробной библиографией.

Под редакцией Дженнифер Кларк и Дункана Уокера.

Что происходит, когда родители дерутся на глазах у детей

| Влияние ссор родителей на ребенка | Как уменьшить негативное воздействие на детей |

Родители часто ссорятся.

Люди дерутся.

Родители ссорятся — это нормально.

Такова реальность жизни.

Родители могут спорить о многом. От мелочей, таких как, какой телевизионный канал смотреть, до важных вещей, таких как, должны ли они иметь еще одного ребенка, ставки и эмоции могут быть высокими.

Не все ссоры родителей ужасны, и их нужно избегать.

То, как взрослые разрешают эти конфликты перед своими детьми, может иметь разные последствия для детей.

Влияние ссор родителей на ребенка

Конфликт — естественная часть любых отношений.

Когда мы живем с детьми, эти конфликты иногда поднимаются перед нашими детьми.

Вы можете задаться вопросом: родители, дерутся на глазах у детей, как-то вредят детям?

Видеть, как родители ссорятся, всегда неприятно и тяжело. Хорошая новость заключается в том, что не все типы конфликтов будут иметь негативные последствия для детей в долгосрочной перспективе ​1​ .

Последствия драки родителей на глазах у ребенка зависят от ее частоты, интенсивности, контекста и способа разрешения ​2​ .

Исследования показывают, что конфликты, которые могут иметь серьезные негативные последствия для детей, имеют следующие характеристики:

1. Они происходят часто

Любой человек всегда испытывает стресс, наблюдая, как два человека кричат ​​друг на друга.

Но еще больше это расстраивает маленьких детей.

Разгневанные родители, регулярно ссорящиеся, могут привести к еще большему стрессу у маленьких детей.

Когда ребенок находится в бедственном положении, резко повышается уровень гормона стресса кортизола.

Если ссоры случаются лишь изредка, гормональный уровень ребенка возвращается к норме вскоре после эпизода.

Однако постоянные конфликты вызывают частые колебания уровня кортизола и нарушают паттерны кортизола, вызывая проблемы с физическим здоровьем, такие как уменьшение размера мозга ​3​ , нарушение сна  4  и ослабленная иммунная система  5 .

Частые конфликты также связаны с усилением поведенческих проблем, таких как агрессия и неповиновение, и расстройствами поведения у детей, такими как оппозиционно-вызывающее расстройство ​6​ .

Отношения детей с родителями также ухудшатся в результате ​7​ . Дети, регулярно ссорящиеся с родителями, также более реактивны. Когда позже они сталкиваются с конфликтом, их реакции становятся более интенсивными.

Эти дети более склонны к беспокойству и проблемам отмены ​8​ . Частые драки также усиливают агрессию ребенка по отношению к братьям, сестрам и сверстникам в школе ​9​ .

2. Они интенсивны и разрушительны

Когда родители сильно ссорятся на глазах у детей, ребенок улавливает напряжение, негативные эмоции и предполагаемую угрозу.

Когда ребенок подвергается деструктивным действиям, таким как словесная агрессия, физическое насилие или диковинные угрозы, его агрессивное поведение также имеет тенденцию к усилению ​10​ .

Эмоциональные проблемы и проблемы с психическим здоровьем, такие как низкая самооценка, депрессия, гнев и членовредительство ​11​ , чаще встречаются у этих детей.

Влияние родителей, ссорящихся перед детьми, также зависит от того, как ребенок интерпретирует родительский конфликт ​12​ .

Если конфликт касается ребенка, он может стыдиться и беспокоиться о том, что его втянут в драку. Подобные драки не только огорчают, но и угрожают ребенку.

Конфликтные темы этого типа также имеют тенденцию вызывать более высокий уровень агрессии.

4. Плохо разрешенные

Плохо разрешенные семейные конфликты могут иметь негативное влияние на супружеские отношения, отношения между родителями и детьми и функционирование семьи ​13​ .

Когда аргумент не имеет хорошего объяснения или содержит обвинения родителей или детей, эмоциональный ущерб детям может быть больше ​14​ .

Исследование показывает, что некоторые дети, особенно мальчики, могут обвинять себя в конфликте ​15,16​ .

Как уменьшить негативное влияние на детей

Супружеский конфликт часто является источником семейного стресса и проблем с адаптацией у детей.

Хотя люди расходятся во мнениях, конфликт не должен причинять вред детям. Дети не должны быть сопутствующим ущербом в семейном разладе.

Эти советы помогут свести к минимуму воздействие на психическое здоровье вашего ребенка.

1) Избегайте деструктивных конфликтов

Мы не обязаны избегать всех разногласий перед детьми, да и не можем.

Недавнее исследование показало, что супружеский конфликт может быть полезен для развития, если этот конфликт носит конструктивный характер.

Деструктивное конфликтное поведение включает невербальный гнев, молчаливое обращение родителей или уход родителей. Эта молчаливая тактика расстраивает детей не меньше ​17​ .

Лучшее, что можно сделать, когда случаются открытые драки, это избегать использования деструктивных стратегий.

2) Модель уважительного несогласия

Не все аргументы плохи, если мы не соглашаемся уважительно.

Допустим, двое детей поссорились, как вы хотите, чтобы они разрешили конфликт? Затем сделайте именно это в следующий раз, когда вы вступите в жаркий спор со своим партнером.

Дети учатся на нашем поведении. Враждебные обмены мнениями между родителями невольно моделируют агрессивное поведение. Они учат детей, что агрессивность — это «взрослый способ» разрешать конфликты.

Таким образом, уважительный обмен мнениями между членами семьи научит детей правильным навыкам разрешения конфликтов. Уважительное отношение к спору между родителями также предотвратит эскалацию конфликта.

3) Ограничьте темы для разногласий

Не все темы споров одинаково расстраивают детей.

Согласно исследованиям, разногласия по поводу финансов, экономических вопросов, тайм-менеджмента и постановки целей не влияют на эмоции ребенка, в отличие от разногласий по поводу воспитания детей.

Ограничьте количество конфликтов, чтобы детские или трудные темы обсуждались только за закрытыми дверями.

4) Использование конструктивного конфликтного поведения

Конструктивное конфликтное поведение было связано с положительными результатами у детей за счет улучшения безопасности ребенка, положительных эмоций, сна, успеваемости, социальных навыков, навыков решения проблем, разрешения конфликтов, преодоления стресса и здоровья. связанные результаты ​18,19​ .

Конструктивное конфликтное поведение включает

  • Инициировать нежный контакт, а не проявлять агрессию
  • Проявлять уважение, даже если вы не согласны
  • Высказывать конструктивную критику вместо стыда или обвинения может помочь, если конструктивно
  • Объясните ребенку ситуацию и не обвиняйте его в конфликте

5) Обратитесь за семейной терапией

Нерешенные семейные проблемы могут создать опасную семейную среду и серьезные проблемы для детей.

В неблагополучных семьях с высоким уровнем конфликтности родителям сложно разрешить ситуацию самостоятельно. Профессиональная помощь, такая как семейная терапия, является одним из лучших способов вернуть свою жизнь в нужное русло.

Профессиональный терапевт может помочь вам найти лучший способ справиться с конфликтными ситуациями и избежать эмоционального стресса. Они также могут помочь всей семье развить здоровые отношения, стратегии управления гневом и навыки регулирования эмоций.


Ссылки

  1. 1.

    Lewis CE, Siegel JM, Lewis MA. Плохое самочувствие: изучение источников дистресса среди детей предподросткового возраста. Am J Общественное здравоохранение . Опубликовано в Интернете в феврале 1984 г .: 117–122. doi:10.2105/ajph.74.2.117

  2. 2.

    Финчем Ф.Д., Грич Дж.Х., Осборн Л.Н. Вызывает ли семейный конфликт дезадаптацию ребенка? Направления и задачи лонгитюдных исследований. Журнал семейной психологии . Опубликовано в сети 1994:128-140. дои: 10.1037/0893-3200.8.2.128

  3. 3.

    Pagliaccio D, Luby JL, Bogdan R, et al. Гены системы стресса и жизненный стресс предсказывают уровни кортизола, а также объемы миндалевидного тела и гиппокампа у детей. Нейропсихофармакол . Опубликовано в сети 25 ноября 2013 г.: 1245-1253. doi:10.1038/npp.2013.327

  4. 4.

    Hanson MD, Chen E. Ежедневный стресс, кортизол и сон: сдерживающая роль психосоциальной среды детства. Психология здоровья . Опубликовано в Интернете 2010: 394-402. дои: 10.1037/a0019879

  5. 5.

    Джонсон С.Б., Райли А.В., Грейнджер Д.А., Риис Дж. Наука о токсическом стрессе в раннем возрасте для педиатрической практики и защиты интересов. ПЕДИАТРИЯ . Опубликовано в Интернете 21 января 2013 г .: 319–327. doi:10.1542/peds.2012-0469

  6. 6.

    Jouriles EN, Pfiffner LJ, O’Leary SG. Семейный конфликт, воспитание детей и проблемы с поведением малыша. J Ненормальный детский психолог . Опубликовано в Интернете, апрель 1988 г .: 197–206. дои: 10.1007/bf00913595

  7. 7.

    Длинный N, Передний R, Fauber R, Brody GH. Самовоспринимаемая и независимо наблюдаемая компетентность молодых подростков как функция родительского супружеского конфликта и недавнего развода. J Ненормальный детский психолог . Опубликовано в Интернете, март 1987 г . : 15–27. дои: 10.1007/bf00916463

  8. 8.

    Каммингс Э.М., Яннотти Р.Дж., Зан-Вакслер С. Влияние конфликта между взрослыми на эмоции и агрессию маленьких детей. Психология развития . Опубликовано в Интернете 1985: 495-507. дои: 10.1037/0012-1649.21.3.495

  9. 9.

    Каммингс Э.М. Супружеский конфликт и детское функционирование. Социальное развитие . Опубликовано в Интернете, март 1994 г .: 16–36. doi:10.1111/j.1467-9507.1994.tb00021.x

  10. 10.

    Каммингс Э.М., Гёке-Мори М.С., Папп Л.М. Повседневный семейный конфликт и детская агрессия. J Ненормальный детский психолог . Опубликовано в сети, апрель 2004 г.: 191-202. doi:10.1023/b:jacp.0000019770.13216.be

  11. 11.

    Бирн С., Морган С., Фицпатрик С. и др. Умышленное членовредительство у детей и подростков: качественное исследование потребностей родителей и опекунов. Клиника детской психологической психиатрии . Опубликовано в Интернете в октябре 2008 г . : 493–504. дои: 10.1177/1359104508096765

  12. 12.

    Грич Дж.Х., Финчем Ф.Д. Детские оценки супружеского конфликта: начальные исследования когнитивно-контекстной основы. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, февраль 1993 г.: 215. дои: 10.2307/1131447

  13. 13.

    Гёк-Мори М.С., Каммингс Э.М., Папп Л.М. Дети и разрешение супружеских конфликтов: последствия для эмоциональной безопасности и адаптации. Журнал семейной психологии . Опубликовано в Интернете 2007: 744-753. дои: 10.1037/0893-3200.21.4.744

  14. 14.

    Каммингс Дж.С., Пеллегрини Д.С., Нотариус К.И., Каммингс Э.М. Реакция детей на гневное поведение взрослых как функция семейного бедствия и история враждебности между родителями. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете в октябре 1989 г .: 1035. дои: 10.2307/1130777

  15. 15.

    Erath SA, Bierman KL. Агрессивный супружеский конфликт, жестокое материнское наказание и агрессивно-деструктивное поведение ребенка: свидетельство прямых и опосредованных отношений. Журнал семейной психологии . Опубликовано в Интернете 2006: 217-226. дои: 10.1037/0893-3200.20.2.217

  16. 16.

    Даддс М.Р., Аткинсон Э., Тернер С., Блумс Г.Дж., Лендич Б. Семейный конфликт и приспособление ребенка: свидетельство когнитивно-контекстной модели межпоколенческой передачи. Журнал семейной психологии . Опубликовано в Интернете 1999: 194-208. дои: 10.1037/0893-3200.13.2.194

  17. 17.

    Каммингс Э.М., Фогель Д., Каммингс Дж.С., Эль-Шейх М. Реакция детей на различные формы выражения гнева между взрослыми. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, декабрь 1989 г .: 1392. дои: 10.2307/1130929

  18. 18.

    Каммингс Э.М., Гёк-мори М.С., Папп Л.М. Реакция детей на тактику повседневных семейных конфликтов в семье. Развитие ребенка . Опубликовано в Интернете, ноябрь 2003 г .: 1918–1929. doi:10.1046/j.1467-8624.2003.00646.x

  19. 19.

    Маккой К., Каммингс Э.М., Дэвис П.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *