Кодекс самурая бусидо. Читать основные постулаты, положения.
Бусидо (в переводе «путь воина») — самурайский кодекс, набор законов, требований и правил поведения настоящего самурая в обществе, в сражении и в одиночестве.
Это философия и этика японского воина, которая произошла из далекого прошлого. Бусидо, которое первоначально объединяло общие воинские законы, благодаря введенному в него нравственному смыслу и почитанию искусств в 12-13 веках, а также развитию сословия самураев, соединилось с ним и полностью сформировалось в 16-17 столетии как кодекс чести самурая.
Полностью сформировавшись в конце периода воюющих регионов Сэнгоку Дзидай (1467—1568 г.), бусидо предписывал самураям: быть безоговорочно преданным феодалу; признать военное искусство единственной деятельностью, которой должен заниматься самурай; совершать самоубийство если честь самурая запачкана; запрещал ложь в любых проявлениях и жажду денег.
Точно и вполне конкретно постулаты кодекса оформлены в «Начальных основах воинского мастерства» Дайдодзи Юдзана:
— Настоящая смелость заключается в том, чтобы жить, когда нужно жить, и умереть, когда нужно умереть.
— Жить нужно с четким осознанием того, что необходимо делать самураю и что позорит его честь.
— Необходимо взвешивать любое слово и всегда спрашивать у себя, является ли правдой то, что хочешь произнести.
— Нужно умеренно питаться и не допускать распущенности.
— В обычной жизни не забывать смерть и сохранять это слово в душе.
— Самурай должен почитать закон «ствола и ветвей». Нарушить его — означает никогда не познать добродетели, а человек, не принимающий во внимание добродетель сыновнего уважения, не является самураем. Родители это ствол дерева, а дети — его ветви.
— Самурай обязан быть не только безупречным сыном, но и преданным своему господину. Он не предаст сюзерена даже если количество его подданных уменьшится со ста до десяти и с десяти до одного.
— В битве преданность самурая выражается в том, чтобы без испуга идти на копья и стрелы врага, навстречу смерти, если таков зов долга.
— Преданность, честнось и храбрость — три главных качества самурая.
— Когда самурай спит, он не должен ложиться ногами в направлении дома господина. В сторону сюзерена запрещено целиться ни во время стрельбы из лука, ни во время тренировки с копьём.
— Когда самурай, находясь в постели, слышит беседу о своём сюзерене или хочет произнести что-то сам, он обязан встать и надеть одежду.
— Сокол не клюет брошенные зёрна, даже если давно ничего не ел. Подобно ему и самурай обязан показывать, что сыт, даже если умирает от голода.
— Если самурай проиграл сражение и ему грозит смерть, ему нужно торжественно произнести своё имя и умереть улыбаясь, без позорной спешки.
— Если рана самурая смертельна, самураю нужно с почтением попрощаться со старшим по положению и безмятежно умереть.
— Имеющий только физическую силу не заслуживает титула самурая. Кроме потребности в освоении наук, самурай должен расходовать свободное время на поэзию и изучение чайной церемонии.
— Около своего жилища воин может построить небольшой чайный павильон, в котором следует поставить новые картины-какэмоно, новые бесхитростные чашки и нелакированный чайник из керамики.
— Самурай обязан, в первую очередь, всё время помнить, что смерть может прийти в любой момент, и если наступит время умирать, то сделать это самурай обязан с достоинством.
В видео показан отрывок из фильма «Последний самурай», передающий смысл кодекса самурая.
Путь самурая — Почитать на DTF
Бусидо — кодекс самурая, свод правил, рекомендаций и норм поведения истинного воина в обществе, в бою и наедине с собой
29 902 просмотров
Лучше будет начать с разъяснения кто такой Японский воин, кто такой Самурай и когда он появился. Буси (武士) — это тот же самурай, так же присутствовали Онна-бугэйся, проще говоря женщины-самураи. Первые самураи появились в Японии ещё в VII веке и со временем их предназначение не значительно, но изменялось. Современное культурное представление о них появилось вместе с бусидо в конце XVI века. Самураи были не просто солдатами готовыми к войне в мирное время и бойцами во время битвы, они могли стать начиная от мелких дворян, заканчивая крупными чиновниками или же даймё (крупнейшими военным феодалами). Думаю, теперь понятно, что самураи имели важную роль в обществе и в жизни Японии тех годов.
У Самурая нет цели, только путь. Глава I
а путь самурая — это смерть…
Я упомянул, что бусидо появилось только в конце XVI века в сочинениях Тори Мототада (Даймё периода Сэнгоку. Погиб при осаде Фусими, где его гарнизон был уничтожен армией Исиды Мицунари).
Вступление
Самурай должен прежде всего постоянно помнить — помнить днем и ночью, с того утра, когда он берёт в руки палочки, чтобы вкусить новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, — что он должен умереть.
Первая глава книги начинается со смерти. Ведь только если хранить мысль о смерти изо дня в день, самурай сможет прожить жизнь в соответствии с верностью и сыновней почтительностью, избегнуть мириад зол и несчастий.
Честно говоря, я считаю, что об этом должен помнить не только каждый самурай, но и каждый человек не смотря на то как он мал или стар.
Жизнь подобно капле вечерней росы, слишком мимолётна что бы оставаться эгоцентричным.Если он живёт лишь сегодняшним днём и не думает о дне завтрашнем, так что, стоя перед господином и ожидая его приказаний, он думает об этом как о своём последнем мгновении, а глядя в лица родственников, он чувствует, что никогда не увидит их вновь.
Только тогда его чувство долга и преклонения будут искренними а его сердце будет исполнено верности и сыновней почтительности.
Думая о каждом мгновении как о своём последнем, ты начинаешь искренне ценить каждый свой правильный поступок, порицать каждое своё неправильное деяние и ценить каждое своё последнее мгновение.
Правила самурая
В бусидо два вида правил, в каждом из них по два типа. Два вида правил — это обычные и необычные. Обычные относятся к чиновникам и воинам, а необычные к армии и битве.
В повседневное время чиновники-самураи обязаны каждый день утром и вечером мыть руки, принимать горячую ванну и всегда быть чистыми. Самурай же должен каждое утро приводить волосы в порядок и правильно брить лоб.
Правила касаются абсолютно каждого аспекта повседневной жизни самурая. Даже чашка риса или чая должна браться в руки должным образом.
Правила для воинов заключаются во владении всем, что необходимо для военного дела. Когда говорят о «всём», говорят в прямом смысле этого слова о всём. Правила касаются занятий фехтованием, обучения владению копьём, верховой езде, стрельбе из лука и даже стрельбе из мушкета. Самурай-чиновник в мирное время — это воин в любое время готовый к войне, в случае смуты он должен снять церемониальные одежды, облачиться в доспехи и с оружием в руках наступать на земли врага. Так-что самурай должен не только искусно владеть мечом, но и искусно владеть правилами ведения битвы, методами управления армией, когда он вступает в сражение с врагом.
Обучение юного воина
Обучение в семье и обучение учителя было фундаментом в воспитании молодёжи, юных самураев. Формировавшим идеал воина, основанный на мифических сказаниях, безразличии к смерти, конфуцианском культе сыновней почтительности родственникам и чисто японской основе — верности своему господину. Семья и наставник прежде всего заботились о начале становлении характера юноши, вырабатывали отвагу и мужество, храбрость и терпение. Помимо обучения, будущих самураев растили бесстрашными и смелыми, другими словами, развивали в них качества, которые считались среди самураев самыми главными добродетелями, при которых воин мог пренебречь своей собственной жизнью ради жизни другого.
Правильное и неправильное
Для начала хочу сказать, что эта глава наиболее интересна для размышления. Правда, что добро и зло понятия относительны и поверхностны, каждый лично судит, что для него правильное, а что неправильное.
Воин должен глубоко понимать эти два качества. Правильное и неправильное — это ничто иное, как добро и зло, хотя я не отрицаю, что различие между словами незначительно, поступать правильно и делать добро считается утомительным, а поступать неправильно — лёгким и приятным
Поэтому тот, кто различает эти понятия, и при этом поступает неправильно, является не самураем, а грубым и неотесанным существом. Причина тому — неумение управлять собой. Наверное это звучит не так плохо, но если посмотреть глубже, мы увидим, что все беды идут от трусости.
Здесь приводится пример, пожалуй, я расскажу его вкратце. Человек отправляется в путешествие и оставляет сто рё (денежный эквивалент, равный стоимости годовой нормы риса на одного человека) у своего соседа. Если человек умрёт в пути, то деньги останутся у соседа, он решит оставить их себе, но после из чувства стыда отдаст их его родственникам.
Это правильный поступок из чувства стыда. Но здесь мы можем спросить, как бы он поступил, если бы никто не знал о деньгах? Поэтому едва ли мы можем назвать его правильным.
Тем не менее кодекс правильного поведения гласит, что в первую очередь мы должны чувствовать стыд из-за презрительного отношения своей семьи, слуг и друзей, затем из-за презрения знакомых и других людей и потому избегать неправильного и поступать правильно
Глава II
Бережливость
Самураи, находящиеся на службе, знатные и низкие, всегда должны быть бережливы, но при при этом не экономить на расходах на содержание дома.
Есть большая разница между скупостью и бережливостью. Следует избегать лишних трат, покупать не нужные вещи которыми вы в лучшем случае воспользуетесь пару раз. Но не стоит экономить на особенно важных вещах, не стоит экономить на семье или родных. Если вещь и правда вам нужна и вы уверенны что будете её использовать, то стоит безукоризненно потратиться на неё.
Но если самурай часто пьянствует, покупает больше еды, чем требуется, часто отдыхает с друзьями в роскошных местах, самурай будете вынужден влезать в долги, будет экономить на важных вещах до тех пор, пока он не придёт к полному краху.
Стоит сказать пару слов о скупости. Говорить о бережливости и при этом ничего не тратить, ухватывая каждую монетку и складывая их — вот настоящая скупость. Такое позволительно торговцам или купцам, но не настоящему самураю.
Дружба
Надежность — одно из качеств Пути воина, необходимых самураю, но ни в коем случае не следует оказывать помощь в деле которое тебя не касается или если тебя не просили о помощи.
Самое главное для самурая, находящегося на службе, — общаться и заводить друзей только среди тех своих товарищей, которые отважны, верны долгу и умны. Но поскольку таких людей немного, следует среди многих друзей выбрать одного, на которого в случае необходимости можно положиться.,
Конец жизни
В самом начале упоминалось о важности смерти в пути самурая, о том, что всегда нужно жить последним днём, здесь же представлено разъяснение вступления.
Если самурай идёт в битву и совершает отважные и величественные поступки, то это только потому, что он настроил своё сердце на смерть
Самурай старый он или молодой, в бою или в мирное время всегда должен относиться к смерти хладнокровно. Даже если в бою сражённый врагом он должен смотреть смерти в лицо, и если спросят его имя, он должен без промедлений с гордостью, громко и чётко его назвать. Тем самым принимая смерть и выполняя долг самурая.
Перед смертью слова человека должны быть правильными. Таковы должны быть последние минуты жизни самурая
Глава III
Чиновники
Говорят, что чиновники и белая одежда хороши, лишь пока они новые. Хоть это и шутка, я полагаю, так и есть на самом деле.
Пока чиновники «новые и чистые» они пунктуально выполняют приказания своего господина и не упускают из виду ни малейшей детали, ибо уважают взятые на себя клятвы и вынесенные наказания и опасаются совершить проступок. Поэтому они не берут взяток, неподкупны и совершают правильные поступки.
Но проведя на службе длительный срок, они начинают злоупотреблять уступчивостью людей и слишком высоко ценить себя и совершать то, чего никогда прежде не сделали бы.
Когда они только поступают на службу, они лишь прикасаются к подаркам и после отсылают их обратно, как того требуют клятвы чиновника, а если обстоятельства все же заставляют их оставлять подарки у себя, после они обязаны сделать равноценные подарки. Однако ими постепенно начинает овладевать жадность, они оставляют подарки у себя и вскоре не собираются отправлять равноценные взамен. Конечно это не наносит вред центральным властям, но со временем это начинает их развращать. Разница между грязной одеждой и сердцем грязного на руку чиновника в том, что одежду можно отмыть щелоком, а порок так сильно въедается в сердце человека, что выкорчевать его уже невозможно.
В дороге
Если во время путешествий при переправе через реку встречается два даймё и между их вассалами начинается спор, в который вступают и другие, так-что спор перерастает в общий конфликт, то вступят ли оба господина в конфликт или нет зависит от обстоятельств. Но если вступят, то дело вряд ли разрешится мирно. Поэтому сопровождая своего господина, нужно следить не только лишь за собой, но и за своими товарищами. Нет ничего постыдного сделать упрёк товарищу если он подвергает свою жизнь или жизнь своих товарищей опасности. Ведь стоит помнить, что жизнь самурая принадлежит его господину и никак не самому самураю. Так-что если он умрёт в реке из-за мелкого конфликта — это будет собачья смерть не достойная настоящего воина.
Если же при сопровождении господина в Эдо (ныне Токио) вы вместе с господином идёте пешком, а впереди молодой самурай после обмена словами начинает драться, то следует тут же взять копьё у копьеносца и встать подле господина, в ожидании, что в любой момент придётся обнажить мечи.
Ведь нет ничего важнее жизни твоего господина! И даже после его смерти, ты должен оставаться верен своему господину и совершить дзюнси (сэппуку слуги после смерти его господина).
Верность в смерти
Самурай на службе — в большом долгу перед своим господином, и он не может возместить его иначе, как совершить дзюнси
Последовать в смерти за своим господином — вот самый яркий и последний поступок в жизни великого самурая. Но в этом деле присутствует проблема, это не разрешено законом, однако исполнять обычные обязанности дома не достаточно. Если самурай хочет совершить поступок более выдающийся, чем поступки его товарищей, он может сделать это.
Хочу добавить, что сэппуку 腹切り (более распространённое название харакири) — это церемониальное самоубийство путём вскрытия себе живота (крайне болезненный способ кончины). Периодически изменялось, но в данный момент принимает такой вид.
Литература и изящные искусства
Хотя для бусидо в первую очередь требуются сила и мощь, обладать только ими — значит быть грубым самураем
И правда самурай должен быть не только опытен в бою, знать все нормы бусидо и быть почтительным к своему господину и к родителям. Но и должен знать грамоту и, если у него есть время, учиться стихосложению и чайной церемонии.
Если самурай не учится, он не сможет постичь причины вещей, как прошлых, так и настоящих
Каким бы опытным не был воин, однажды он окажется в затруднении из-за не хватки знаний в том или ином вопросе. Поэтому самурай должен каждый день учиться, каждый день добиваться новых знаний и каждый день постигать новые вершины в познаниях об окружающем его мире.
Стихосложение — это давний обычай Японии. Великие воины всех времён писали стихи, и даже низшие вассалы пытались писать неуклюжие стишки. Но тот, кто занимается только этим становиться мягким душой и телом, теряет все свои боевые навыки и становится похож на придворного самурая.
Чайная церемония — с давних времён чайная церемония была частью жизни Японского общества. Вас могут пригласить на неё и тогда следует знать как входить в чайную комнату, как рассматривать её убранства, как следить за приготовлением чая и как есть блюда и пить чай.
Я не стал рассказывать всю книгу, я даже не изложил её вкратце. Я создал половину выжимки лучших заметок из этих трёх глав. Но я даже не рассказал и десятой части книги вкратце.
Я решил не создать краткий пересказ, а дать читателю этой статьи пищу для ума с небольшим добавлением своего субъективного мнения, дать несколько тем для размышления, может читатель сможет применить на современном мире прочтённое. Путь воина — одна из книг по настоящему раскрывающих средневековую Японию для читателей.
8 принципов бусидо самураев, ведущих сбалансированную жизнь
- Поделиться
- Твит
- Пин
Десятилетиями на Западе древний японский воинственный класс самураев вдохновлял миллионы людей.
Фото: АРТУР ЯО на Unsplash
От развития артистизма вокруг чего-то столь жестокого, как смертельный бой, до стремления к эффективности во всем и здравых философских принципов, определяющих жизнь самурая, наряду с красотой древней японской культуры, пронизывающей все из них мы нашли безграничное вдохновение у этих невероятных воинов.
По общему признанию, в наши дни от воина с мечом мало толку. Тем не менее, Путь Воина, этический кодекс самурая, называемый бусидо, продолжает жить как полезный набор принципов, помогающих вам жить более сбалансированной жизнью.
И, так уж вышло, эти принципы мы могли бы использовать сейчас больше, чем когда-либо.
Я смотрю на самураев, потому что они были художниками своего времени. Что меня поразило, когда я читал Бусидо, так это сострадание. «Если там некому помочь, иди и найди кого-нибудь, кто поможет». Это меня поразило, потому что я пытаюсь вести свою жизнь именно так.
– Том Круз
Вот восемь принципов бусидо:
1. Праведность
Этот принцип иногда называют справедливостью, и он заключается в стремлении поступать правильно. Вы не можете контролировать остальной мир, но вы можете стремиться следовать по пути праведности в своей собственной жизни.
Речь идет не только о том, чтобы поступать правильно, когда имеешь дело с другими, но и о том, чтобы сохранять честность, когда никто не смотрит.
СВЯЗАННЫЕ:
2.
МужествоСамурай был бы отличным гриффиндорцем. Неудивительно, что воин должен быть мужественным, но мужество — это нечто большее, чем просто мужество встретить собственную смерть в бою. Быть по-настоящему смелым означает смотреть в лицо своей жизни в целом с уверенностью, необходимой для преодоления трудностей и обретения счастья.
3. Сострадание
«С большой силой приходит большая ответственность».
Вы должны искать возможности использовать свою силу для большего блага, понимая боль других и желая помочь всем, чем можете.
Истинное сострадание — это понимание, поэтому мы должны понимать не только свое собственное место, но также желания и пожелания других и то, как наши действия влияют на этих людей.
СВЯЗАННОЕ ВИДЕО:
4.
УважениеКогда у человека есть сила, он также должен знать, когда и как использовать эту силу с умом.
Сила может быть легко испорчена, а способность самурая с легкостью убить другого человека — это сила, которой нужно пользоваться с большой мудростью и уважением. Не только для других, но и для себя, чтобы не развратить свою душу.
В мире существует множество форм силы, и практически все они могут быть использованы либо для помощи, либо для причинения вреда. Нужно жить так, чтобы уважать других, и научиться использовать их силу, чтобы жить наиболее эффективно.
5. Правдивость
Правдивость включает в себя два разных качества: честность и надежность.
Слово человека имеет большую ценность, но ценность этих слов со временем уменьшается по мере накопления каждой лжи или невыполненного обещания.
Старайтесь оставаться честным в том, как вы говорите, чтобы, когда вы говорите, другие знали, что вы не только говорите правду, но и что они могут рассчитывать на то, что вы доведете дело до конца.
6. Честь
Самураи дорожили честью, пожалуй, превыше всех других качеств.
Для самурая честь была всем, а бесчестие ценилось больше, чем смерть. Фактически, для самурая бесчестие часто приводило к тому, что самурай совершал то, что называлось харакири, или ритуальное самоубийство с катаной.
Понятно, что обычный человек не живет по таким принципам. Тем не менее, честь имеет решающее значение для реализации себя с лучшей стороны. Честь — это представление о том, кто вы есть как личность. Это ваше слово, ваши действия и ваша ценность как всеохватывающей личности, отраженные в других.
7. Верность
Самурай знает свое место в мире. Те, кто тесно связан с правдивостью, должны знать, что те, о ком вы заботитесь и с кем работаете, могут рассчитывать на вас, несмотря ни на что.
Такая яростная преданность не только помогает другим — она помогает вам создавать нерушимые связи, потому что отражает и сообщает, насколько они ценны для вас.
8. Самоконтроль
Последний принцип бусидо заключается в том, чтобы иметь самоконтроль для выполнения и воплощения всего кодекса.
Первые семь принципов охватывают все, что важно для самурая. Однако не менее важным является акцент на следовании самим принципам. Как бы поэтично ни звучали принципы, если вы на самом деле не следуете им, они абсолютно бесполезны.
«Путь воина» был гораздо менее интеллектуальным, чем ориентированным на действия, с выражением и воплощением характера на первом плане. Поэтому требовалось большое самообладание, чтобы следовать указанным принципам.
Теги
- руководство
- вдохновение
- саморазвитие
- саморазвитие
← Предыдущее сообщение Следующее сообщение →
Мэтт Валентайн
900 Он еженедельно пишет в своем блоге Buddhaimonia. com обо всем, от духовности до самообладания.Что такое БУШИДО? Верность, Честь, Уважение, Мужество, Честность, Праведность
Что такое Кодекс Бусидо?
Бусидо — это путь воина, кодекс самураев во времена феодальной Японии, который подчеркивал важность верности, чести и боевых искусств. Философия бусидо относится к тому, чтобы не бояться смерти и умереть за доблесть. Иногда его критикуют за неуважение к человеческой жизни.
Правила бусидо выставлены в Музее самураев-ниндзя в Киото
Согласно книге Иназо Нитобэ «Бусидо», жизнь воинов-самураев управлялась 7 принципами, называемыми бусидо. Этими 7 правилами были Праведность, Верность, Честь, Уважение, Честность, Мужество и Постоянство .
- Праведность (義 gi) . Справедливость — самая важная добродетель для самурая. Настоящий самурай не нападает на врага без веской причины.
- Верность (忠義 тюги). Верность — вторая по важности вещь в жизни. Самурай всегда должен быть верен своему хозяину. Самурай также должен верить, что его обязанность защищать своего хозяина — это смысл жизни.
- Честь (名誉 мэйё). Жизнь без чести — не жизнь. Если самурай совершает ошибку, он должен почтить свое имя, совершив самоубийство. (Пример: История 47 самураев (Инцидент Ако).
- Уважение (礼 rei) . Самурай всегда должен уважать своего врага. Самурай уважает своего противника до и после боя. Даже если самурай убивает своего противника, он очень уважительно относится к трупу.
- Честность (誠 сэй). Самурай никогда не лжет. «Обмана» не существует в книге самурая.
- Мужество (勇 ю). Самурай сражается до конца. Самурай никогда ничего не боится. Он не боится смерти. Самурай всегда храбр, потому что сражается за то, во что верит.
- Консистенция (誠 макото). Самурай никогда не меняет пути. Он как стрекоза, он всегда движется вперед, он никогда не отступает.
7 правил бусидо: Честь, Уважение, Верность, Справедливость, Мужество, Последовательность, Честность, Милосердие в Музее Самураев и Ниндзя Киото
Книга Бусидо
Бусидо всегда существовало и отражалось в харакири и сэппу самураев на века. Однако этот термин был введен в начале 1900-х годов гарвардским ученым Инадзо Нитобе, который происходил из самурайской семьи. Некоторые критиковали эту книгу как инструмент пропаганды терактов смертников во время Второй мировой войны. Некоторые из Нитобэ сказали, что их было
- «Бусидо. Чувство чести, которое не выносит, когда на него смотрят свысока, как на низшую силу, — вот что было самым сильным мотивом».
- «В человеческой жизни есть печаль»; «Тот, кто встречается, должен расстаться». «Тот, кто родился, должен умереть»;
- «Бесчестие похоже на шрам на дереве, который время не стирает, а только увеличивает». Мэн-цзы»
- «Спокойствие — это мужество в покое. Это статичное проявление доблести, а смелые поступки — динамичное. По-настоящему храбрый человек всегда спокоен; его никогда не застают врасплох; ничто не нарушает невозмутимости его духа».
- «Истинно храбрый человек всегда спокоен; его никогда не застают врасплох; ничто не нарушает невозмутимости его духа. В пылу битвы он остается хладнокровным; среди катастроф он сохраняет спокойствие. Землетрясения его не потрясают, он смеется над бурями.
- «За инстинктом борьбы скрывается более божественный инстинкт любви».
- «Сыновняя почтительность, которая считается одним из двух колес колесницы японской этики, а верность — другим».
Бусидо и не бояться смерти
Один из самых важных аспектов бусидо – это принятие того факта, что самурай погибнет на поле боя, и день смерти может наступить очень скоро. Жизнь самурая похожа на жизнь сакуры: она прекрасна, славна, но коротка. Книга Хагакурэ — это самая ранняя запись о бусидо, в которой говорится о тривиальности смерти следующим образом:
- «Бусидо реализуется в присутствии смерти. Это означает выбирать смерть всякий раз, когда есть выбор между жизнью и смертью. Других доводов нет».
- «Если воин не привязан к жизни и смерти, от него не будет никакой пользы. Высказывание «Все способности исходят из одного разума» звучит так, как будто оно имеет отношение к чувственным материям, но на самом деле это вопрос непривязанности к жизни и смерти. С такой непривязанностью можно совершить любой подвиг».
- «Человеческая жизнь действительно коротка. Лучше жить, занимаясь тем, что тебе нравится. Глупо жить в этой мечте о мире, видящем неприятности и делающем только то, что тебе не нравится».
- «Путь самурая находится в смерти. Медитацию о неизбежной смерти следует выполнять ежедневно. Каждый день, когда тело и разум находятся в покое, следует медитировать на то, как тебя разрывают на части стрелы, винтовки, копья и мечи, как его уносят бушующие волны, как бросают в гущу великого огня, как ударяют молнии, быть потрясенным до смерти сильным землетрясением, упасть с тысячефутовой скалы, умереть от болезни или совершить сэппуку в связи со смертью своего хозяина. И каждый день непременно считать себя мертвым. В этом суть пути самурая». (Из фильма «Пес-призрак» со ссылкой на книгу «Хагакурэ»)
- «Хорошо смотреть на мир как на сон. Когда вам приснится что-то вроде кошмара, вы проснетесь и скажете себе, что это был всего лишь сон. Говорят, что мир, в котором мы живем, ничуть не отличается от этого». (Из фильма «Пёс-призрак» со ссылкой на книгу «Хагакурэ»)
- «Конечно, нет ничего, кроме единственной цели настоящего момента. Вся жизнь человека представляет собой последовательность мгновений за мгновениями. Если человек полностью понимает настоящий момент, ему больше нечего делать и не к чему стремиться». (Из фильма «Пес-призрак» со ссылкой на книгу «Хагакурэ»)
Следы бусидо: пятна крови 400-летнего самурая в Киото
В 1600 году самая большая армия Западной Японии покинула Осаку и двинулась на север, чтобы сражаться против Токугавы. Замок Фусими в Киото, который контролировался союзником Токугавы Мототада, был на подходе. Замок Мототады был окружен этой армией, которая является врагом Токугавы, но все же устроила большой бой. Они сопротивлялись в течение нескольких дней без помощи извне. Однако в конце концов замок пал, а Мототада был убит. Его люди, около 380 самураев, не хотели сдаваться. Так они закончили свою жизнь в стиле бусидо. Столько самураев совершали сэппуку (харакири) в одной комнате.
Этот храм находится прямо напротив вокзала Киото, недалеко от Сандзю Сан Гэн До.
Весь пол был в крови, замок был разрушен. Токугава Иэясу попросил местных жителей собрать деревянные доски, пропитанные кровью самураев, и раздать их по 7 храмам поблизости, чтобы люди могли молиться за тех, кто умер. Йоген Ин, который находится недалеко от станции Киото, имеет кровавые потолки, подобные тем, что показаны на этой картинке. Йоген Ин также имеет множество колонн и деревянных конструкций, которые изначально использовались в замке Фусими.
com/embed/dZD4KNoVVlE» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»/>Следы бусидо: 47 самураев
Правдивая история 47 самураев прекрасно описывает такие ценности бусидо, как верность, честь и настойчивость. Это случай, когда 47 самураев были обвинены в сэппуку за месть за своего хозяина. В 1701 году Асано, даймё, представляющий регион Ако, был оскорблен влиятельным чиновником сёгуната Токугава во время посещения замка Эдо. Чиновник Кира оскорбил его, потому что Асано не дал ему взятку. Столкнувшись с серией оскорблений, Асано не смог сдержаться и напал на Киру, ранив его в лицо. Всего через несколько часов Асано был осужден и приговорен к сэппуку за то, что он напал на государственного чиновника в сёгунате. Его казнь состоялась в тот же день.
«Онига-вара» на черепице крыши храма Сэнгакудзи. Храм находится недалеко от станции высокоскоростных поездов Синагава.
Кладбище 47 ронинов, которых заставили совершить сэппуку. Кладбище находится в храме Сен-гокудзи.
47 человек Асано поклялись отомстить за своего хозяина, зная, что все они будут казнены, если прикоснутся к Кире. При этом их подозревали в чем-то из мести и за ними следили шпионы Киры. Лидер 47 самураев провел некоторое время в Киото и, как сообщается, посетил дом гейш Ичирики Тая на улице Ханамикодзи. Подождав полтора года, 47 самураев наконец напали на резиденцию Киры в Эдо. Они схватили Киру и убили его тем же словом, что и сэппуку их хозяина. Они вернулись, и правительство решило, что все они должны покончить с собой, совершив сэппуку (харакири).
Самый молодой ронин был отпущен, чтобы сохранить самурайскую кровь и рассказать жителям Ако о том, что произошло в Эдо. Могилы ронинов находятся в храме Сэнгакудзи недалеко от станции Синагава в Токио. Каждый год в середине декабря в храме проводится особое поминальное мероприятие.
В своей книге о БУШИДО Алекс Беннетт выделяет 3 различных периода времени в истории самураев, когда значение бусидо изменилось
«Вообще говоря, воинские идеалы в Японии развивались в три этапа:
- Этос воина до периода Эдо (до 1600 г. ), идеология, выкованная в условиях постоянной войны. (Читатель должен, однако, заметить, что термина «Бусидо» еще не существовало!)
- Интеллектуальное бусидо, разработанное в основном конфуцианскими и военными учеными в период Эдо (1603–1868 гг.), длительное время относительного мира, когда воинственный дух был переориентирован на самосовершенствование для поддержания общественного порядка.
- Современная переупаковка бусидо в период Мэйдзи (1868–1819 гг.).12) и далее. Этот этап представляет собой драматическое переосмысление самурайской культуры в формировании новой японской национальной идентичности. По сей день многие японцы связывают бусидо с японским происхождением и источником своих самых благородных национальных черт».
Критика:
Многие ученые предположили, что книга Нитобэ использовалась в качестве руководства для солдат Имперской армии, чтобы усилить их националистические взгляды и устранить страх смерти, чтобы они могли легко выполнять атаки камикадзе. Даже в наши дни каро-иси (смерть от переутомления) привязана к духу бусидо, согласно которому человек должен беспрекословно подчиняться начальству и ставить честь компании превыше всего. Следующие выдержки взяты из диссертации О. Юкиэ 9.0011
- «Вскормленные своими родителями, которые были людьми периода Мэйдзи в Японии, солдаты-камикадзе и нисей поддерживали японскую моральную дисциплину, будь они в Японии или в Соединенных Штатах. Во-первых, у них было одинаковое образование. На курсах сюсин (нравственное воспитание) они изучали японские добродетели, основанные на Кёику Тёкуго (Императорский рескрипт по образованию)».
- «Во-вторых, у них были схожие культурные ценности — сыновняя почтительность и верность нации, — которые они унаследовали от своих родителей. В-третьих, они культурно приняли бусидо как кодекс поведения и образ жизни для самопознания».
- «Наконец, они следовали конфуцианству, которое учило уважению к родителям и начальству, долгу перед семьей и верности друзьям.