27.04.2024

Примеры социальных потребностей человека: Запросы и их удовлетворение. Тема «Какова общая система потребностей человека?». 5-й класс – Учительская газета

что такое, примеры, классификация кратко

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 68.

Обновлено 30 Апреля, 2022

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 68.

Обновлено 30 Апреля, 2022

В основе деятельности человека лежит удовлетворение потребностей. Они возникают постоянно и касаются разных сторон нашей жизни. Некоторые нужды (такие, как желание утолить голод, отдохнуть) можно удовлетворить быстро. Другие (например, стремление достичь вершин карьеры, развить талант) требуют значительных усилий и временных затрат. Узнаем, какие виды потребностей выделяются, что такое социальные потребности, чем они отличаются от других групп.

Виды потребностей

Существует несколько классификаций потребностей. В современной науке наибольшее распространение получило разделение всех нужд на три большие группы. Кратко познакомимся с каждой из них.

  • Биологические потребности иногда называют физиологическими, естественными.
    Это нужды организма, данные ему от природы. К ним можно отнести чувство голода и жажды, необходимость в свежем воздухе, стремление отдохнуть. Без их удовлетворения тело человека не сможет функционировать. Так, если в организм не поступает вода в течение недели, происходит процесс обезвоживания, который приводит к гибели.
  • В основе социальных потребностей лежит нужда во взаимодействии с окружающими. Человек не способен существовать без социума. Он испытывает необходимость в признании и поддержке, в труде.
  • Духовные потребности также называют идеальными. Они касаются внутреннего мира личности. Примером может быть нужда в саморазвитии, в приобретении новых сведений об окружающей действительности, в творчестве.
Рис. 1. Схема «Виды потребностей».

Известный американский учёный А. Маслоу в прошлом столетии создал пирамиду потребностей. Он разделил все нужды человека на две группы: первичные, к которым относятся потребности организма, и вторичные, возникающие после удовлетворения первичных.

Рис. 2. Абрахам Маслоу.

Социальные потребности

Социальные потребности человека связаны с его взаимоотношениями с обществом. Люди не могут существовать изолированно от окружающих. Они испытывают нужду в общении, в поддержке родных и близких, в признании своих достижений.

Проиллюстрировать необходимость удовлетворения социальных потребностей можно следующим примером. Новорождённый ребёнок испытывает нужду в питании, тепле, комфорте, уходе. Для того чтобы он вырос полноценной личностью, еды и одежды недостаточно. Только в процессе общения с родителями и другими родственниками он может усвоить правила поведения, пройти процесс социализации.

Существует множество примеров того, как одичавшие дети, выкормленные животными, развивались физически, но не могли существовать в обществе. Когда они попадают в обстановку, привычную для обычного ребёнка, дети-маугли испытывают дискомфорт: не могут освоить столовые приборы, с трудом овладевают членораздельной речью, не желают спать на мягкой постели.

Иначе говоря, если ребёнок длительное время развивается изолированно от общества, он не является полноценной личностью.

Герой американского фильма «Изгой» (2000 г.) в результате авиакатастрофы оказывается на необитаемом острове. В течение пяти лет он находится в полной изоляции. Для того чтобы сохранить рассудок, он начинает общаться с волейбольным мячом, даёт ему имя Уилсон. Этот предмет с нарисованным человеческим лицом становится единственным другом главного героя. Потеря мяча наносит американцу глубокую психологическую травму.

Рис. 3. Мяч Уилсон из фильма «Изгой».

Данная картина является ярким примером того, какую важную роль играют социальные человеческие потребности. Без их удовлетворения невозможно остаться полноценной личностью, способной к саморазвитию.

Что мы узнали?

В современной науке выделяется три группы потребностей: биологические, социальные и духовные. В основе социальных лежит нужда в общении, признании, заботе, труде.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 68.


А какая ваша оценка?

Лекция 6. Потребности и интересы

Расскажите о сайте на своей странице в соцсети:

Видеозанятия по обществознанию:

Поведение человека определяется многими личностными и социальными факторами – потребностями, интересами, табу (общественными запретами), социальными нормами. Первые два фактора непосредственно связаны с отдельным человеком. Рассмотрим их.

Потребность человека– это его нужда в чём-либо, удовлетворение которой принесёт улучшение физического или духовного состояния человека. Потребности являются базой для формирования мотивов деятельности — побудительных сил.

Обычно потребности подразделяют на первичные и вторичные. Первичные– потребности врождённые, удовлетворение которых для продолжения жизнедеятельности человека обязательно.  Пример: потребности в пище, сне, отдыхе, в безопасности и т.п. — без их удовлетворения человек прожить не сможет. Вторичные– потребности приобретённые, без удовлетворения большинства которых человек в принципе прожить может. Пример: потребности в общении, дружбе, понимании, чтении, престиже и уважении и т.п.

Американский психолог Абрахам Маслоу разработал более подробную классификацию потребностей. В его теории она имеет вид пирамиды (начинаем читать снизу, с первых слоёв пирамиды):

духовные 

(самовыражение, самореализация, чтение, познание и т.п.)

престижные

(самоуважение, уважение другими людьми, признание, успех и т.п.)

социальные

(общение, дружба, любовь, совместная деятельность и т.п.)

экзистенциальные

(безопасность и стабильность существования)

биологические

(пища, дыхание, сон, отдых, продолжение рода и т. п.)

Вспомним свойство пирамиды – вышестоящие слои будут стоять только при устойчивости нижних. Так и в пирамиде потребностей А. Маслоу – вышестоящие потребности для человека будут актуальны только если удовлетворены низшие. Так, например, если человек голоден или находится в опасности, ему уж точно будет не до чтения или признания другими людьми.

В современной науке идея пирамиды потребностей А. Маслоу подвергается критике. Так, можно вспомнить немало примеров – замкнутый человек, не удовлетворивший социальные потребности, достигает успехов в написании стихотворений, удовлетворяя духовные. Известны примеры из Ленинградской блокады – жители этого города-героя в дни блокады, забыв об удовлетворении биологических и экзистенциальных потребностей, получавшие скудный паёк на день, находясь под непрекращающейся угрозой артобстрелов гитлеровских войск, заполнили зал на премьере Седьмой симфонии Д. Шостаковича. Это музыкальное произведение стало символом скорой деблокады Ленинграда и Победы. В этих примерах проявляется действие сублимации- переноса энергии неудовлетворённой нижестоящей потребности на актуализацию и удовлетворение вышестоящей.

В отличие от животных, человек чаще всего удовлетворяет потребности в социально приемлемых формах. Удовлетворение потребностей общество контролирует с помощью морали и нравственности, а также табу- запретов на определённые, социально неприемлемые формы поведения. Пример табу — запрет на надругательство над умершими людьми.

Потребности лежат в основе интересов личности. Интерес– целенаправленное, эмоционально окрашенное отношение человека к объекту его потребности. Например, у человека ярко выражена потребность читать. Объектом его интереса станут книги.

По критерию субъектов (носителей) интерес можно разделить на:
— индивидуальный интерес;
— групповой интерес;
— социальный интерес (интерес всего общества). К примеру, если человек интересуется чтением — то это его индивидуальный интерес; группа друзей имеет интерес к компьютерным играм — это групповой интерес; общество в целом заинтересовано в снижении преступности — это интерес всего общества.

Интерес не следует путать со склонностью — ориентацией на определённую деятельность, в том время как интерес направлен на объект. Пример: у человека может быть склонность к математике, но его интересом являются числовые закономерности и уравнения. Не всегда интерес взаимосвязан со склонностью: человек может иметь интерес к какому-то объекту, при этом склонности к деятельности, связанной с ним, у человека может и не быть. И наоборот, даже если у человека есть склонность к какому-либо виду деятельности, это не значит, что у него появится интерес.

Интересы зависят от множества факторов – от воспитания, принадлежности человека к тому или иному социальному слою, уровня образования, достатка, возраста, окружения и т.п. Интересы с возрастом меняются.

Потребности и возникшие на их основе интересы – важнейшие побудительные стимулы к деятельности.

Видеолекция по теме:

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:


Информация для студентов и преподавателей


Крис Дрю, доктор философии

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Take the Essay Writing Course

As Featured In

The Economist

Readers Digest

Times Higher Education

eLearn Magazine

What I Teach


Academic Writing Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Руководства по тематическому исследованию

Поиск


Поиск руководств по изучению

Top Academic Prission и учебные навыки

Как написать внедрение.

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как не прокрастинировать во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%. Вот как.

Как написать выводы с помощью моего метода заключения 5 Cs

Стильно завершите свое эссе с помощью этого простого и эффективного метода написания выводов.

Оставайтесь на связи

 

       

Информация для студентов и преподавателей


Крис Дрю, доктор философии

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ, ЛЮБЛЮ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Я бы не учился так же хорошо, как в университете, без его замечательного руководства и энтузиазма».


Салли Р.
Бакалавр образования Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Take the Essay Writing Course

As Featured In

The Economist

Readers Digest

Times Higher Education

eLearn Magazine

What I Teach


Academic Writing Навыки

Поиск


Советы по обучению в колледже

Поиск


Руководства по изучению тем

Поиск


Поиск учебных пособий

Лучшие руководства по академическому письму и навыкам обучения

ваше следующее сочинение.

Как не прокрастинировать во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *