02.09.2025

Пример гуманистического мировоззрения: что это, примеры гуманизма в жизни

Содержание

что это, примеры гуманизма в жизни

Главная » Семья » Психология личности

Опубликовано:

Гуманистическое мировоззрение отражает систему взглядов, признающих ценность человеческой личности, утверждающих право индивида на свободу, развитие, счастье. Концепт гуманности определяет благо индивида, как основной оценочный критерий деятельности социальных институтов. В контексте гуманистической психологии желаемые нормы взаимоотношений между людьми – равенство, справедливость, доброта, сострадание.

Содержание

  1. Определение в психологии
  2. Теория Маслоу
  3. Признаки
  4. Современный гуманизм
  5. Примеры

Определение в психологии

Гуманистическое мировоззрение – это идеология, которая определяет абсолютную ценность и значимость человеческой жизни. В рамках идеи отвергается разделение людей по национальному, экономическому или другим признакам. В контексте идеологии формируются этические установки, которые предполагают ответственность каждого члена социума, в том числе ученых и политиков.

Необходимость отвечать за действия обусловлена возможными негативными последствиями деятельности людей для человечества и окружающей среды. В первую очередь это касается научных открытий и принятых политических решений, способных нанести вред природе, физическому и психическому здоровью членов общества. Гуманизм, как мировоззрение, следует рассматривать с учетом значения термина.

Слово «humanitas» в латинском языке означает «человеколюбие». Идеи гуманизма с древних времен вели человека к вершинам развития, вселяли надежду на счастливое будущее, стимулировали улучшать условия жизни, как уже было упомянуто в философских источниках. В современном обществе на фоне улучшения материального благополучия нередко наблюдается духовное обеднение личности, отчужденность, жестокость, бесчувствие.

Гуманность и милосердие – понятия, основанные на единых взглядах и жизненных ценностях. Милосердие рассматривается психологами как готовность помочь ближнему из человеколюбия, сострадания. Принципы гуманизма – фундамент знаний, которые служат объединению людей, препятствуют духовной и нравственной деградации личности. Гуманистические взгляды – это совокупность принципов, которые отражают общечеловеческие ценности и приоритеты:

  1. Мир и свобода.
  2. Социальная справедливость.
  3. Взаимодействие между представителями разных этнических групп и культурных сообществ.
  4. Хранение и соблюдение нравственных устоев.
  5. Защита окружающей среды.

Гуманный и гуманистический – близкие по смыслу понятия, которые определяют характеристики человека (в первом случае) или особенности взглядов, принципов, общества (во втором случае). Простыми словами, гуманный человек отличается гуманистическими взглядами. Общая характеристика гуманизма включает совокупность таких воззрений, как признание, принятие и уважение прав и свобод личности.

Ценность каждого индивида – неоспоримый тезис и непререкаемый ориентир независимо от уровня его благосостояния и занимаемого положения в обществе. В центре гуманистической системы – интересы индивида. Гуманное отношение к окружающему миру предполагает проявление чуткости, отзывчивости ко всему живому – людям, представителям фауны и флоры. Гуманные цели:

  • Осмысление собственной индивидуальности и единства представителей человеческого рода.
  • Осознание неприкосновенности человека, принятие человеческой жизни, как высшей ценности.
  • Ответственность перед потомками.
  • Сохранение и накопление совокупного духовного опыта.
  • Конструктивный диалог между представителями разных народностей и культурных сообществ.
  • Уважение к народным традициям и истории.

О гуманистической направленности личности говорят, когда поведение индивида соотносится с нормами этики и гуманистической морали. Потребности – основные структурные компоненты, определяющие направленность личности. Идеал – ориентир, который выступает в качестве эталона. На основе идеала формируется система нравственных устремлений, определяется система критериев, которые служат опорой при оценке поступков и поведения в разных жизненных ситуациях.

В значениях слов «гуманизм» и «гуманность» отсутствует разница, если речь идет о проявлении человеколюбия и сострадания, доброжелательном отношения к человеку. Определение слова «гуманизм» во втором значении подразумевает прогрессивное движение, зародившееся в эпоху Возрождения, направленное на формирование новых взглядов, свободных от застойных влияний феодализма и католицизма.

Гуманисты эпохи Возрождения провозгласили свободу личности, обозначили право человека на удовлетворение потребностей и счастье, выступили против религиозных догматов, принуждающих к аскетизму и всесторонним ограничениям. В представлении современных философов гуманизм – забота о благе людей, создание условий, благоприятных для развития личности и комфортной жизни.

Теория Маслоу

Автор теории гуманистической психологии А. Маслоу утверждал, что каждый человек – уникальное целое. Гуманистическая психология представляет собой совокупность теоретических подходов к понятию личности и природы человека. Американский психолог рассматривал отдельного человека, как цельную индивидуальность, которую некорректно рассматривать как набор дифференцированных компонентов.

Маслоу утверждал, что мотивация влияет на поведение индивида в целом, а природа человека характеризуется, как нейтральное или положительное начало. В этом вопросе взгляды Маслоу кардинально противоположны мнению Фрейда, который относился к природе человека с пессимизмом, считал, что поведение индивида определяют бессознательные, иррациональные силы.

По мнению Маслоу, жестокость, бессердечие, желание крушить и разрушать возникают вследствие фрустрации – невозможности удовлетворить потребности. Индивид, осознающий самоценность, способен к самосовершенствованию и саморазвитию. Маслоу придерживался позитивного взгляда на человечество, возвышая личность, ведущую осмысленную, значительную жизнь.

В рамках мировоззренческой позиции Маслоу акцентировал внимание на творческом потенциале индивида. Он полагал, что творческие способности заложены в каждом человеке от рождения. Любая форма творчества ведет к самовыражению и самореализации. Чрезвычайно важной в теории Маслоу представляется мотивация, которая стимулирует определение личных целей и их достижение.

Маслоу полагал, что человек редко достигает состояния полного удовлетворения. Индивиду свойственно желать, удовлетворять потребности и ставить перед собой новые задачи, обусловленные новыми желаниями и потребностями. В иерархии потребностей на первом месте находятся физиологические нужды (желание есть, пить, спать). Индивид нуждается в защите и чувстве безопасности, в любви и самоуважении, в личном самосовершенствовании.

Признаки

Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в результате стремления человека объединить желаемое и действительное. Гуманность, как сущность отношения к ближнему, определил древнегреческий философ Панетий Родосский, живший в 185-110 годы до нашей эры. Гуманные качества – это совокупность свойств, которые указывают на приоритетную ценность человеческой жизни. Признаки гуманной личности:

  1. Уважение достоинства других людей.
  2. Приятие факта непохожести людей, как источника дополнительных ресурсов для совместной конструктивной деятельности.
  3. Человечность, способность к сочувствию и состраданию.
  4. Толерантность, терпимость, эмоциональная устойчивость.

Диалог в контексте гуманистического отношения к окружающим характеризуется социальной природой, является реализацией потребности общаться, сотрудничать, взаимодействовать, заниматься совместным творчеством. В структуре диалога преобладают когнитивный и чувствительный компоненты, что отражается в характеристиках взаимоотношений:

  • Эмпатия, способность сопереживать собеседнику.
  • Неприятие стереотипов при оценке личности собеседника.
  • Гибкость мышления, восприятие других на основе принципов толерантности и человеколюбия.

Гуманисты не приемлют иных целей и задач кроме поиска способов взаимопонимания между людьми, построенных на принципах безопасности, психической комфортности, ситуативной адаптивности и адекватности. Выделяют виды гуманизма – либеральный, социалистический, эволюционный.

В первом случае предполагается высшая ценность каждого отдельного человека. Для социалистического гуманизма характерно доминирование интересов коллектива над потребностями и желаниями отдельной личности. Эволюционный гуманизм отражает теорию о высшей ценности человека, который в процессе эволюции развивается или деградирует.

Современный гуманизм

Мировоззрение неразрывно связано с моралью, общими правилами нравственности. Став целостной, сформировавшейся личностью, индивид намечает цели и осознает смысл жизни. Человек, который придерживается принципов добра, честности, порядочности, благородства и других нравственных идеалов, демонстрирует значимые в контексте пользы обществу модели поведения и ориентиры деятельности.

Выбранные ценности, в том числе гуманистические, служат основанием оценки событий, явлений, направляют процессы целеполагания и будущую деятельность. Современный гуманизм отражает гармонизацию взаимодействия социальных и природных систем. Отношения в рамках элементов человек-общество-природа строятся на основе принципов:

  1. Экофильный. Предполагает рациональное природопользование.
  2. Копинговый. Предполагает противодействие стрессовым воздействиям, развитие стрессоустойчивости, резистентности к негативным влияющим факторам.
  3. Коммуникативный. Предполагает формирование толерантности, эмпатии.

По мнению многих философов, в том числе И. Канта, совершенствование и прогрессивное развитие индивида невозможно без формирования планетарного сознания (приоритет общечеловеческих ценностей над частными интересами). Концепт современного гуманизма предусматривает укрепление психической конгруэнтности – достижение состояния, когда индивид пребывает в согласии с собой и внешним миром.

Примеры

Примеры гуманности – благотворительность, волонтерство, что предполагает бескорыстную помощь нуждающимся людям и животным. Примером гуманистического общения в семье служит забота, помощь, внимание к своим детям, друзьям, возлюбленным. Примеры гуманизма в жизни ассоциируются с работой врачей, спасателей, пожарных.

Пример гуманности членов общества – признание ценности человека по факту его рождения, реализация понятий человечности, когда обеспечивается равное отношение к людям разных национальностей независимо от уровня дохода, внешней привлекательности, наличия образования. Понятие гуманности предполагает:

  • Желание и готовность понять окружающих людей.
  • Стремление помочь ближним, нуждающимся в поддержке.
  • Признание прав и свобод других людей.
  • Предоставление зрелой личности возможности выбирать, самостоятельно принимать решения.

Принципы человечности предполагают сострадание и великодушие, умение закрывать глаза на недостатки и непохожесть других людей, способность радоваться от осознания чужого счастья и сочувствовать чужому горю. В гуманистическом обществе неприемлемо насилие в отношении человека и другого живого существа, в том числе в отношении животных, отрицается необходимость подчинять кого-либо своей воле.

Гуманистическое мировоззрение – способность и желание относиться к каждому человеку по-доброму независимо от его национальной принадлежности и социального статуса, проявлять к окружающим уважение и великодушие.

0 2 960 просмотров

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Гуманистическая функция. Социальная философия

Гуманистическая функция. Социальная философия

ВикиЧтение

Социальная философия
Крапивенский Соломон Элиазарович

Содержание

Гуманистическая функция

Кроме рассмотренных выше основных специфических функций, то есть таких функций, которые выполняет только философия, необходимо учитывать ее огромное значение и в реализации чрезвычайно важных общенаучных функций гуманистической и общекультурной. Разумеется, и эти функции философия выполняет специфическим, только ей присущим способом — способом философской рефлексии. Подчеркнем также, что неспецифичность гуманистической и общекультурной функций отнюдь не означают их меньшей внутрифилософской, междисциплинарной и общественной значимости по сравнению со специфическими.

Гуманистическая функция философии направлена на воспитание личности, в нашем случае — личности студента, в духе гуманизма, гуманизма реального, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования. Нам представляется, что эта гуманистическая функция философии очень хорошо выражена известным хирургом и кибернетиком Н. М. Амосовым в его книге «Мысли и сердце»:

«Смысл жизни. Спасать людей. Делать сложные операции. Разрабатывать новые — лучшие. Чтобы меньше умирали. Учить других врачей честной работе. Наука, теория — чтобы понять суть дела и извлечь пользу. Это мое дело. Им я служу людям. Долг.

Другое: Леночка (внучка — С. К.). Каждый должен воспитывать людей. Это не только долг — это потребность. Приятно. Очень.

И есть еще мое личное дело: понять, для чего все это? Для чего лечить больных, воспитывать людей, если мир в любую минуту может оказаться на грани гибели? Может быть, это уже бессмысленно? Очень хочется поверить, что нет.

Но вера — это не то. Я хочу знать. Хочу пощупать те расчеты, по которым предсказывается будущее». Хорошо сказано: расчеты, по которым предсказывается будущее. Добавим: раз истинно предсказывается, то есть возможность приближения, созидания этого будущего по законом, понятым в их сущности, в том числе по законам справедливости и красоты. Собственно философия и началась с обдумывания смысла человеческой жизни и заявила об этом знаменитым античным афоризмом о Человеке как мере всех вещей. Сократ и Платон, философы эпохи Возрождения, ф. Бэкон и Гоббс, Спиноза, французские материалисты XVIII века, представители классической немецкой философии, Маркс и Энгельс, экзистенциалисты — все они в фокусе своего мировоззрения имеют человека как чувствующего, мыслящего и творящего субъекта. Каждый из классиков философии, развивая учение о человеке, по-новому высвечивал и проявлял какую-то важную для нас грань: то ли отношение человека к противостоящей ему природе, то ли биологическую первоприроду человека, то ли зависимость человека от социальной среды и т.
 д.

В сумме своей это классическое наследие предстает перед нами как попытка всесторонне решить проблему «Человек и окружающий мир», ответить на три исчерпывающих эту проблему вопроса, которые Кант в «Критике чистого разума» сформулировал так:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен делать?

3. На что я могу надеяться?

И Кант был абсолютно прав, утверждая, что в этих трех вопросах объединяются «все интересы моего разума (и спекулятивные и практические)»[2].

46. Гуманистическая психология

46. Гуманистическая психология Гуманистическая психология возникла в середине XX в., когда общий облик американской психологии определялся всевластием двух направлений – бихевиоризма и психоанализа.В среде психотерапевтов раздались громкие голоса протеста против

Методологическая функция

Методологическая функция Как уже отмечалось выше, наряду с мировоззренческой функцией и в неразрывной связи с ней социальная философия выполняет методологическую функцию. Философский метод есть система наиболее общих принципов подхода к теоретическому исследованию

Общекультурная функция

Общекультурная функция Общекультурную функцию философия тоже выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то с общекультурной функцией философии происходило, скорее всего, обратное: ее роль в жизни общества непрерывно возрастала. Уже

2. Функция связки

2. Функция связки Связка, относя предикатную определенность к субъектному предмету, не полагает с необходимостью той или иной объективной связи между субъектным предметом и предикатной определенностью. Прежде всего, это не то отношение между предметом и его качеством,

§ 1. Функция аксиом

§ 1. Функция аксиом Несмотря на то что вавилоняне и египтяне располагали большим количеством информации о затмениях Солнца и Луны, способах измерения земли и построения зданий, расположениях геометрических фигур в порядке симметрии и исчислении с целыми числами и

II.

Гуманистическая этика: прикладная наука искусства жить

II. Гуманистическая этика: прикладная наука искусства жить «Господи, я так люблю Тебя, но я недостаточно трепещу перед Тобой. Господи, я так люблю Тебя, но я недостаточно трепещу перед Тобой. Позволь мне благоговейно предстать пред Тобой как один из Твоих ангелов,

b) Вторая форма утопического сознания: либерально-гуманистическая идея

b) Вторая форма утопического сознания: либерально-гуманистическая идея Либерально-гуманистическая утопия также возникла в борьбе с существующим порядком. В своей адекватной форме и она противопоставляет «дурной» действительности «правильный» рациональный образ.

ГЛАВА II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ

ГЛАВА II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ Однажды Зусия молил Бога: «Господи, я так сильно люблю тебя, но недостаточно тебя страшусь. Господи, я так сильно люблю тебя, но недостаточно тебя страшусь. Дай мне испытать благоговейный страх пред тобой, как

1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ И АВТОРИТАРНАЯ ЭТИКА

1. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ И АВТОРИТАРНАЯ ЭТИКА Если мы не отказываемся, как это делает этический релятивизм, от поиска объективно правильных норм поведения, какой критерий для таких норм можем мы найти? Вид критерия зависит от типа этической системы, нормы которой мы исследуем.

Б. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СОВЕСТЬ

Б. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ СОВЕСТЬ Гуманистическая совесть — это не интериоризованный голос авторитета, которому мы жаждем угодить и чьего неудовольствия страшимся; это наш собственный голос, данный каждому человеческому существу и не зависимый от внешних санкций и поощрений.

II Гуманистическая этика: прикладная наука искусства жить

II Гуманистическая этика: прикладная наука искусства жить Однажды Сусия взмолился: «Господи, я так тебя люблю, но боюсь тебя недостаточно.

Господи, я так тебя люблю, но боюсь тебя недостаточно. Позволь мне испытать благоговейный страх, как одному из твоих ангелов, которые

1. Этика: гуманистическая в противовес авторитарной

1. Этика: гуманистическая в противовес авторитарной Если мы не отказываемся, как делает этический релятивизм, от поиска объективно правильных норм поведения, какие критерии для таких норм можем мы найти? Тип критерия зависит от типа этической системы, нормы которой мы

б. Гуманистическая совесть

б. Гуманистическая совесть Гуманистическая совесть не является интернализованным голосом авторитета, которому мы стремимся угодить и чьего неудовольствия боимся; это наш собственный голос, звучащий в каждом человеческом существе и не зависящий от внешних санкций и

в.

 Гуманистическая совесть

в. Гуманистическая совесть Гуманистическая совесть — это не интернализованный голос авторитета, которому мы стараемся угодить и недовольства которого мы боимся; это наш собственный голос, не зависящий от внешних санкций и одобрений. Какова же природа этого голоса?

Глава 40 Идея и идеология. Международная интеграция и кооперация. Ватикан и ООН. Гуманистическая идея. Союз наций

Глава 40 Идея и идеология. Международная интеграция и кооперация. Ватикан и ООН. Гуманистическая идея. Союз наций Единственный способ изменить мир – это его объяснить сколь-нибудь удовлетворительно; объяснить его – это значит спокойно изменить его под воздействием

Мировоззрение, направленное на самоанализ и зрелость

Кристиан Коломбо является председателем организации Humanists Malta. The Humanists Malta, член Humanists International, была основана 7 апреля 2010 года. Она отстаивает секуляризм и разумную мораль на Мальте, в том числе активно выступает во время кампании референдума о разводе, борется за права ЛГБТИ+ и предоставляет услуги гуманистической церемонии. среди многих других вкладов.


Количество организаций, работающих под общим названием гуманизма, растет во всем мире в контексте очень разных национальных реалий, и может быть непросто определить общую нить между ними. Эта короткая статья (более длинная версия которой появилась в журнале SHARE 17 издательства Philosophy Sharing Malta) пытается сделать именно это.

В основе гуманизма лежит основанная на разуме позиция, утверждающая, что только мы, люди, отвечаем за себя. Гуманизм — это мировоззрение, которое по определению поощряет человека брать на себя ответственность за свою жизнь, за создание собственной осмысленной жизни и за принятие этических решений, основанных на разуме и сострадании. Конечно, на практике это не так просто; вы редко можете свободно принимать моральные решения без существенных ограничений, конкурирующих приоритетов, учета прав и свобод других и неуверенности в результатах своих решений.

Гуманизм находится в стадии разработки, включая разногласия и возможности для улучшения. Не все гуманисты согласны по каждому вопросу; люди, которые разделяют одни и те же основные этические принципы и неэтические ценности, вероятно, всегда будут расходиться во мнениях относительно того, как именно их применять. Например, многие гуманисты говорят, что наше понимание мира — это нечто большее, чем наука и рациональность; что наша общая традиция искусства и литературы, опыт любви, горя и красоты — наша глубокая внутренняя жизнь — дают нам более глубокое, но ненаучное понимание жизни. Точно так же гуманисты не едины в отношении защиты животных. Некоторые утверждают, что те, кто отдает предпочтение определенным жизням только потому, что они принадлежат к их собственному виду, ставят их в такое же положение, как и расисты, отдающие предпочтение представителям своей «расы»; некоторые спрашивают, как более высокий уровень интеллекта может дать людям право эксплуатировать не-людей; другие гуманисты едят мясо и используют продукты животного происхождения.

С философской точки зрения существует несколько разновидностей гуманизма, но я сосредоточусь здесь на экзистенциальном виде [1] , который утверждает, что человеческие существа не имеют предопределенной сущности или статуса при появлении. Используя книгу Симоны де Бовуар «Этика двусмысленности» [2] в качестве указателя, можно выделить три ключевых ингредиента, необходимых для того, чтобы стать свободным человеком, что является предпосылкой любого морального решения: (i) признание двусмысленности, т. е. отсутствие абсолютных этических ценностей. потому что все бессмысленно вне человеческой сферы; (ii) решение действовать в любом случае перед лицом двусмысленности; и (iii) обеспечение этичности таких действий за счет сохранения свободы себя и других в центре всех моральных решений.

Хотя экзистенциалистское мировоззрение должно побуждать своих сторонников принимать абсурдность жизни и сохранять непредвзятость, это не означает, что все гуманисты придерживаются одной и той же позиции. Искушение «объяснить», как выразился Камю, часто означает, что «абстрактный философ и религиозный философ […] поддерживают друг друга в одном и том же беспокойстве» и ведет к «крайней рационализации реальности, которая имеет тенденцию разбивать эту мысль на стандартные причин и его крайняя иррационализация, которая ведет к его обожествлению». [3] Уходя от обеих крайностей, я рассматриваю гуманизм скорее как приверженность «критическому осмыслению собственных истин», «этическим нормам и осмысленным повествованиям», чем «светское учение о спасении: «наивный оптимизм» утверждая, что суеверие (религиозное или нет) может быть устранено и заменено «торжеством счастья и добродетели»» [4] .

Гуманизм далеко не статичен, и акцент и направление, которое принимает гуманистическое движение (на национальном уровне и за его пределами), во многом являются ответом на его среду [5] : В странах, где по-прежнему существует серьезная нехватка свободы мысли, гуманистические общества склонны сосредотачиваться на философии эпохи Просвещения, продвигая науку и разум — иногда «воинственным» образом, как того требует ситуация. В других случаях, когда предполагается секуляризм и людям больше не нужно бороться за права, основное внимание уделяется поддержке людей в их осмысленной этической жизни, вдохновленной такими идеями, как экзистенциализм. Следуя этой тенденции, можно ожидать, что в будущем, когда не будет религии, гуманистические общества (находящиеся под влиянием постструктуралистской мысли, бросающей вызов определению «абсолютных истин» и рассматривающей культуру как неотделимую от смысла) будут больше сосредотачиваться на способах какие человеческие свободы тонко подрываются современными властными структурами, и как культурные предубеждения могут привести к тому, что общества будут иметь слепые пятна к моральным нюансам. Это развитие особенно интересно в контексте все более сильного присутствия гуманизма в самых разных странах и культурах. Сейчас, когда Humanist International охватывает 62 страны, потеря западной мыслью монополии на гуманистическое международное движение является лишь вопросом времени.

С этой точки зрения, общей темой гуманистических организаций является не столько конкретная философия, которую они поддерживают, сколько указание на более зрелое развитие как ответ на контекст, в котором они оказались. Судя по глобальному философскому направлению, можно было бы ожидать менее уверенного в себе гуманизма, делающего больший акцент на диалоге и, прежде всего, приверженного философскому призыву к мудрости и его последствиям для человечества и остальной вселенной.


Примечания

[1] Сартр, Ж.-П. (2007). Экзистенциализм — это гуманизм. Издательство Йельского университета.
[2] Бовуар, С. (1948). Этика двусмысленности. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Философская библиотека.
[3] Камю, А. (2000). Миф о Сизифе (Дж. О’Брайен, Пер.). Penguin Classics, 48.
[4] Бааб, Ф. (2021). Светский гуманизм в Европе. Сравнение двух текущих подходов. Очерки философии гуманизма 29.
[5] Хаксли, Дж. (1952). Эволюционный гуманизм – Часть I. Гуманист.

Гуманистическая философия в перспективе

Фред Эдвордс

Какой философией является гуманизм? Чтобы послушать его недоброжелателей, можно было бы представить его как доктринерский набор социальных целей, оправдываемых произвольным и догматическим материалистически-атеистическим мировоззрением. Лидеры правых религий часто говорят, что гуманизм начинается с веры в то, что бога нет; что эволюция является краеугольным камнем гуманистической философии; что все гуманисты верят в ситуационную этику, эвтаназию и право на самоубийство; и что основная цель гуманизма — установление единого мирового правительства.

И действительно, большинство гуманистов не являются теистами, придерживаются неабсолютистского подхода к этике, достойно поддерживают смерть и ценят глобальное мышление. Но такие взгляды не являются центральными для философии. Чтобы понять, где именно начинается гуманизм, а также обнаружить, где такие идеи вписываются в общую структуру, необходимо представить гуманизм как иерархию позиций. Прежде всего необходимо изложить некоторые основные принципы — те идеи, которые объединяют всех гуманистов и составляют основу философии. Как только это будет сделано, могут последовать гуманистические выводы о мире — выводы, которые по природе научного исследования должны быть предварительными. Затем, после того как эта основа заложена, можно рекомендовать соответствующую социальную политику, признавая различия во мнениях, существующие в гуманистическом сообществе. При таком подходе люди могут увидеть гуманизм в перспективе — и таким образом, который раскрывает его недогматическую и самоисправляющуюся природу.

Таким образом, центральные идеи гуманизма могут быть организованы в практическую структуру в соответствии с вышеупомянутыми направлениями. Хотя не все гуманитарии излагают философию таким образом, справедливо будет сказать, что большинство гуманитариев признают это изложение точным.

Основные принципы

1. Мы, гуманисты, мыслим сами по себе как личности. Нет такой области мысли, которую мы боялись бы исследовать, оспаривать, задавать вопросы или сомневаться. Мы не стесняемся задавать вопросы, а затем соглашаться или не соглашаться с любым утверждением. Мы не хотим следовать доктрине или принимать набор убеждений или ценностей, которые не убеждают нас лично. Мы стремимся взять на себя ответственность за свои решения и выводы, а это требует контроля над ними. Благодаря этому свободному духу свободного исследования можно приобрести новые знания и новые взгляды на себя и мир. Без него мы остаемся в неведении и, впоследствии, не можем улучшить свое состояние.

2.   Мы принимаем обоснованные решения, потому что наш опыт использования подходов, отказывающихся от разума, убеждает нас в том, что такие подходы неадекватны и часто контрпродуктивны для достижения человеческих целей. Когда разум отброшен, не существует «апелляционного суда», где можно было бы урегулировать разногласия. Вместо этого мы находим, что любая вера возможна, если чье-то мышление движимо произвольной верой, авторитетом, откровением, религиозным опытом, измененными состояниями сознания или другими заменителями разума и свидетельства. Поэтому в вопросах веры мы обнаруживаем, что разум, применительно к свидетельствам наших чувств и накопленным знаниям, является нашим самым надежным проводником для понимания мира и принятия решений.

3.   Наше понимание мира основывается на том, что мы можем воспринять нашими органами чувств и понять нашим разумом. Все, о чем говорят, что оно имеет смысл, должно иметь смысл и для нас, людей; иначе нет причин для того, чтобы оно лежало в основе наших решений и действий. Предполагаемое трансцендентное знание или интуиция, которые, как говорят, выходят за пределы человеческого понимания, не могут научить нас, потому что мы не можем относиться к ним конкретно. Способ, которым люди принимают предполагаемое трансцендентное или религиозное знание, — это произвольный прыжок веры и отказ от разума и чувств. Мы находим этот путь неприемлемым, так как все предполагаемые абсолютные нравственные правила, принимаемые в результате этого произвольного скачка, сами делаются произвольными из-за безосновательности самого скачка. Кроме того, нет рационального способа проверить обоснованность или истинность трансцендентного или религиозного знания или постичь непостижимое. В результате мы придерживаемся позиции, согласно которой единственное, что можно назвать знанием, — это то, что прочно укоренено в сфере человеческого понимания и проверки.

4.   Хотя мы занимаем строгую позицию в отношении того, что представляет собой знание, мы не критически относимся к источникам идей. Часто интуитивные чувства, догадки, догадки и вспышки вдохновения оказываются превосходными источниками новых подходов, новых взглядов на вещи, новых открытий и новых концепций. Мы не пренебрегаем идеями, основанными на религиозном опыте, измененных состояниях сознания или эмоциях; мы просто заявляем, что проверка этих идей на соответствие реальности — единственный способ определить их обоснованность в качестве знания.

5.   Человеческие знания несовершенны. Мы признаем, что инструменты для проверки знаний — человеческие чувства и человеческий разум — подвержены ошибкам, что делает все наши знания и научные выводы о природе мира предварительными. Что верно для наших научных выводов, тем более верно для нашего морального выбора и социальной политики; эти последние подлежат постоянному пересмотру в свете ошибочного и предварительного характера наших знаний и постоянных сдвигов в социальных условиях.

Многим это покажется ненадежным основанием для возведения философии. Но поскольку он ведет себя честно по отношению к миру, мы считаем, что это самая надежная основа из всех возможных. Попытки основывать философию на сверхчеловеческих источниках и трансцендентных «реальностях» для того, чтобы обеспечить большее чувство безопасности, заканчиваются лишь созданием иллюзий относительно мира, которые затем приводят к ошибкам, когда эти иллюзии становятся основой для решений и социальной политики. Мы, гуманисты, хотим избежать этих дорогостоящих ошибок и, таким образом, взяли на себя обязательство смотреть в лицо жизни такой, какая она есть, и выполнять тяжелую работу, которую влечет за собой такой честный подход. Мы добровольно пожертвовали соблазном легкой безопасности, предлагаемой упрощенными системами, чтобы принять активное участие в кропотливых усилиях по построению нашего понимания мира и тем самым внести свой вклад в решение проблем, которые преследовали человечество на протяжении веков.

6.   Мы утверждаем, что человеческие ценности имеют смысл только в контексте человеческой жизни. Таким образом, предполагаемое нечеловеческое существование после смерти не может быть включено в среду, в которой должны действовать наши ценности. Физический мир наших чувств здесь и сейчас — это мир, имеющий отношение к нашим этическим проблемам, нашим целям и нашим устремлениям. Поэтому мы полностью помещаем наши ценности в этот контекст. Если бы мы поступили иначе — поместили бы наши ценности в более широкий контекст просто ожидаемого расширения известной нам реальности, — мы могли бы обнаружить, что либо отказываемся от наших реальных интересов в погоне за воображаемыми, либо пытаемся связать здесь человеческие потребности с реальными. совсем другой набор нечеловеческих потребностей в другом месте. Мы не пожертвуем этической хорошей жизнью здесь, пока не будет продемонстрировано, что в другом месте существует другая жизнь, которая требует смещения нашего внимания, и что эта другая жизнь имеет некоторое отношение и общность с этой.

7.   Мы основываем наши этические решения и идеалы на человеческих потребностях и заботах, а не на предполагаемых потребностях и заботах предполагаемых божеств или других трансцендентных сущностей или сил. Мы измеряем ценность данного выбора тем, как он влияет на человеческую жизнь, и сюда мы включаем нашу личность, наши семьи, наше общество и народы Земли. Если обнаружится, что существуют высшие силы, на которые мы должны реагировать, мы все равно будем основывать наш ответ на человеческих потребностях и интересах в любых отношениях с этими силами. Это связано с тем, что все известные нам философии и религии созданы людьми и в конечном счете не могут избежать встроенной предвзятости человеческой точки зрения. Эта человеческая перспектива ограничивает нас человеческими способами понимания мира и человеческими побуждениями и стремлениями как движущими силами.

8.   Мы практикуем этику в живом, а не в идеальном контексте. Хотя этика — это идеалы, идеалы могут служить лишь ориентиром в жизненных ситуациях. Вот почему мы выступаем против абсолютистских моральных систем, пытающихся жестко применять идеальные моральные ценности, как будто мир сам по себе идеален. Мы признаем, что конфликты и моральные дилеммы случаются, и что моральный выбор часто сложен и не может быть выведен из упрощенных мерок и эмпирических правил. Моральный выбор часто включает в себя тщательное обдумывание, тщательный сбор информации о сложившейся ситуации, тщательный анализ немедленных и будущих последствий и взвешивание альтернатив. Жить так, чтобы способствовать добру, или даже знать, какой выбор хорош, не всегда легко. Поэтому, когда мы заявляем о своей приверженности гуманистическому подходу к этике, мы выражаем нашу готовность к интенсивному мышлению и работе, которые влечет за собой нравственная жизнь в сложном мире.

Предварительные выводы о мире

1.  Наша планета вращается вокруг звезды среднего размера, которая расположена недалеко от края галактики среднего размера, насчитывающей до 300 миллиардов звезд, которая является частью группы галактик, состоящей из более тридцати других галактик, которая является частью расширяющейся Вселенной, которая, хотя и состоит в основном из холодного темного пространства, также содержит, возможно, сто миллиардов галактик в дополнение к нашей собственной. Наш вид существовал на Земле очень короткое время, и сама Земля существовала очень короткое время в истории нашей галактики. Таким образом, наше существование — невероятно крошечная и краткая часть гораздо большей картины.

В свете этого нам кажется любопытным, что при отсутствии прямых доказательств религиозные мыслители могут заключить, что вселенная или какая-то творческая сила за ее пределами связана с нашим благополучием или будущим. Судя по всему, логичнее сделать вывод, что мы одни беспокоимся о своем благополучии и будущем.

2.   Люди не являются ни полностью уникальными по сравнению с другими формами жизни, ни конечным продуктом какой-то запланированной схемы развития. Имеющиеся данные показывают, что люди сделаны из тех же строительных блоков, из которых состоят другие формы жизни, и подвержены таким же естественным воздействиям. Все формы жизни состоят из одних и тех же основных элементов — атомов того же типа, — что и неживые вещества, и эти атомы состоят из субатомных частиц, которые прошли через множество космических событий, прежде чем стать частью нас или нашего мира. Люди являются текущим результатом длинной серии естественных эволюционных изменений, но не единственным и не окончательным результатом. Можно ожидать, что непрерывные изменения затронут нас самих, другие формы жизни и космос в целом. Кажется, что у этого процесса нет окончательного начала или конца.

3.   Нет убедительных доказательств, подтверждающих веру в то, что человеческий разум отличается и отделим от человеческого мозга, который сам является частью тела. Все, что мы знаем о личности, указывает на то, что каждая ее часть подвержена изменениям, вызванным физическими болезнями, травмами и смертью. Таким образом, нет достаточных оснований для веры в душу или какую-либо форму загробной жизни.

4.   Основные мотивы, определяющие наши ценности, в конечном итоге коренятся в нашей биологии и раннем опыте. Это потому, что наши ценности основаны на наших потребностях, интересах и желаниях, которые сами по себе часто связаны с выживанием нашего вида. Как люди, мы способны прийти к соглашению об основных ценностях, потому что чаще всего у нас одни и те же потребности, интересы и желания, а также потому, что мы живем в одной и той же планетарной среде.

Теоретически можно разработать научно обоснованную систему этики, когда будет достаточно известно об основных человеческих потребностях, побуждениях, мотивациях и характеристиках, а разум и сочувствие будут последовательно применяться для удовлетворения человеческих потребностей и развития человеческих способностей. емкости. Тем временем человеческая этика, законы, социальные системы и религии останутся частью непрерывных усилий людей методом проб и ошибок, направленных на поиск лучших способов жизни.

5.   Когда людям предоставляется в значительной степени свобода преследовать свои собственные интересы и цели, думать и говорить за себя, развивать свои способности и действовать в социальной среде, которая способствует свободе, число полезных открытий и достижений увеличивается и человечество движется дальше к цели большего самопонимания, лучших законов, лучших институтов и хорошей жизни.

Текущие позиции в отношении социальной политики

1.   Как гуманисты, приверженные свободному исследованию и понимающие ценность социальных систем, способствующих свободе, мы поощряем развитие индивидуальной автономии. В этом контексте мы поддерживаем такие свободы и права, как свобода вероисповедания, отделение церкви от государства, свобода слова и печати, свобода ассоциаций (включая половую свободу, право на брак и развод и право на альтернативные семейные структуры), право на контроль над рождаемостью и аборты, а также право на доступ к медицинской помощи в случае смерти.

2.   Как гуманисты, понимающие, что люди являются социальными животными и нуждаются как в защите, так и в ограничениях, обеспечиваемых эффективной социальной организацией, мы поддерживаем те законы, которые защищают невиновных, эффективно обращаются с виновными и обеспечивают выживание нуждающихся. Нам нужна система уголовного правосудия, которая была бы быстрой и справедливой, не игнорируя ни преступника, ни жертву, и рассматривая сдерживание, восстановление и реабилитацию в целях наказания. Однако не все преступления или споры между людьми должны разрешаться судами. Нашей поддержкой пользуется и другой подход, предполагающий посредничество в конфликте, когда противоборствующие стороны приходят к взаимному согласию.

3.   Как гуманисты, которые видят потенциал в людях на всех уровнях общества, мы поощряем расширение демократии участия, чтобы процесс принятия решений стал более децентрализованным и привлекал больше людей. Мы надеемся на широкое участие в процессе принятия решений в таких областях, как семья, школа, рабочее место, учреждения и правительство. В этом контексте мы не видим места предрассудкам на основе расы, национальности, цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, гендерной идентификации, возраста, политических убеждений, религии или философии. И мы видим все основания для продвижения равных возможностей в экономике и во всеобщем образовании.

4.   Как гуманисты, понимающие, что все люди имеют общие потребности в общей планетарной среде, мы поддерживаем нынешнюю тенденцию к более глобальному сознанию. Мы понимаем, что эффективные экологические программы требуют международного сотрудничества. Мы знаем, что только международные переговоры о сокращении вооружений обезопасят мир от угрозы термоядерной или биологической войны. Мы видим необходимость глобального образования в области контроля за ростом населения как средства обеспечения комфортного места для всех. И мы видим ценность в международном общении и обмене информацией, независимо от того, связано ли это общение и обмен с политическими идеями, идеологическими точками зрения, наукой, технологией, культурой или искусством.

5.   Как гуманисты, которые ценят человеческое творчество и человеческий разум и видели преимущества науки и техники, мы решительно готовы принять участие в новых научных и технологических разработках вокруг нас. Нас скорее обнадеживают, чем пугают биотехнологии, альтернативная энергетика и информационные технологии, и мы признаем, что попытки отвергнуть эти разработки или воспрепятствовать их широкому применению не остановят их. Такие усилия просто отдадут их в руки других людей или наций для их эксплуатации. Чтобы оказывать моральное влияние на новые технологии, чтобы наш голос был услышан, мы должны принимать участие в этих революциях по мере их возникновения.

6.   Как гуманисты, считающие жизнь и человеческую историю великим приключением, мы ищем новые миры для исследования, новые факты для раскрытия, новые возможности художественного самовыражения, новые решения старых проблем и новые чувства, которые можно испытать. Иногда мы чувствуем побуждение к нашим поискам, и именно участие в этих поисках придает смысл нашей жизни и делает возможными полезные открытия. Наши цели как вида открыты. В результате мы никогда не будем без цели.

Заключение

Гуманисты, подходя к жизни с человеческой точки зрения, начинают с человеческих способов постижения мира и цели удовлетворения человеческих потребностей. Это приводит к предварительным выводам о мире и о соответствующей социальной политике. Поскольку человеческое знание должно время от времени изменяться, а ситуации постоянно меняются, человеческий выбор также должен меняться. Это делает нынешние позиции по социальной политике наиболее адаптируемой частью гуманистической философии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *