Интересные психологические приемы | Блог 4brain
Как часто в своей жизни мы испытываем потребность в том, чтобы каким-то образом психологически повлиять на человека? Нет, здесь речь вовсе не о манипуляции людьми, а о том, чтобы, например, расположить к себе собеседника, понравиться кому-то, смягчить чей-то гнев или успокоить, найти общий язык с коллегами по работе или партнерами по бизнесу и других подобных вещах. Уверены, что с чем-либо подобным сталкивался и еще не раз столкнется каждый.
В этой статье мы спешим поделиться с вами интересными психологическими трюками и приемами. Главная их ценность в том, что они действительно работают и помогают добиться нужного результата. Некоторые из них, конечно, напоминают манипулятивные техники, так что мы советуем вам использовать их только с благими целями, а не для бесконтрольного управления другими людьми.
Интересные психологические приемы
Еще одно небольшое дополнение к вступлению: зная психологические приемы, о которых мы расскажем, вы сможете не только сделать свое общение с людьми более эффективным, но и повысите свой уровень психологической защищенности, ведь многие из приведенных приемов часто используются окружающими в отношении вас самих. Все они уже множество раз проверены на практике и доказали свою эффективность, а значит, и пользу от них вы получите в самых разных ситуациях. Давайте же начнем.
Открытая невербалика
Чтобы казаться окружающим более уверенным, искренним и расположенным к общению человеком, используйте открытые позы и жесты. При общении люди подсознательно воспринимают невербальные сигналы общения, и, зная об этом, произвести нужно впечатление намного проще. Держитесь расслабленно, не скрещивайте руки и ноги, пожимайте руку, немного показывая ладонь и т.д. Больше жестов и поз вы найдете в статье «Невербальные средства общения».
Прием «10 минут»
Этот прием полезно использовать в отношении себя самих, когда нет мотивации выполнять какую-то работу. Мозг часто обманывает человека, вызывая в нем нежелание чем-либо заниматься и заставляя лениться. Зная об этом, вы легко переключитесь с лени и прокрастинации на активность. Скажите себе, что позанимаетесь чем-то всего 10 минут. Вероятно, вы даже не заметите, как втянетесь в работу и захотите продолжить дальше.
Прием «дверью по лицу»
Суть этого приема с немного странным названием в том, что если вам что-то нужно от человека, сначала вы просите о чем-то большем, чтобы потом понизить свои требования. Основан он на одной психологической тонкости: люди чаще неохотно соглашаются выполнить просьбу, а потому они гораздо быстрее идут на уступки, если просьба становится не такой обременительной. Так что, если хотите взять отгул на пару дней, сначала попросите об отгуле на две недели.
Подарки
Подарки всегда приятны, люди очень любят их получать, и даже пустяковый презент может оказать большое воздействие на человека. Когда хотите «задобрить» кого-нибудь или попытаться изменить его отношение к вам, сделайте этому человеку приятный сюрприз, к примеру, подарите небольшой сувенир, букет цветов или бутылочку хорошего вина.
Уверенность в себе
Люди склонны полагать, что, если человек уверен в себе, значит, он сильная и авторитетная личность, лидер, тот, на кого можно положиться, кому можно доверять. Хотите, чтобы люди воспринимали вас всерьез, уважали и доверяли вам? Всегда, везде и во всем ведите себя так, словно вы точно знаете что делать. Даже если что-то пойдет не так, люди сами вам помогут, совершенно не подозревая о ваших недостатках или небольшом опыте в каком-то деле.
Страх потери
Эту психологическую особенность людей уже давно используют в рекламе, менеджменте, продажах, политике, бизнесе и других сферах деятельности. Людям никогда не хочется лишаться чего-то. Поэтому, если вы хотите придать значимости какому-то своему предложению, покажите его человеку так, чтобы он ощутил потерю. Кстати, не забывайте об этой хитрости, когда ходите по магазинам или смотрите рекламу по телевизору.
Страдательный залог
Очень полезный прием, когда нужно указать кому-то на его ошибку. Учитывая то, что прямые обвинения всегда вызывают у людей негативную реакцию и чувство протеста (или чувство вины), намного лучше доносить свое мнение с помощью страдательного залога. Например, вместо «Ты не сдал проект вчера», вы говорите: «Проект так и не был сдан». Заметим, что этот прием замечательно помогает избегать конфронтации и легких конфликтов.
Прием «Нога в двери»
Прием, противоположный приему «Дверью по лицу». Смысл в том, что, если «приучить» кого-то делать вам небольшие услуги, можно рассчитывать на то, что этот кто-то поможет вам и в чем-то очень серьезном (человек привыкает помогать, отчего чувствует себя обязанным впоследствии). Чаще просите людей о маленьких услугах и незначительной помощи, чтобы потом смело попросить о большем. А еще почитайте нашу статью «Нога в двери».
Иллюзия выбора
Когда хотите, чтобы человек сделал то, что вам нужно, предложите ему иллюзию, что он может выбирать. На самом же деле он в любом случае сделает то, о чем вы просите, думая, что он сам решил это сделать. К примеру, если вы хотите встретиться с кем-то завтра, спросите: «Ты сможешь в 14 или в 19 часов?» С большей вероятностью собеседник выберет время, но не откажется. Аналогии с подобным выбором вы легко сможете провести и сами.
Прием «Зеркало»
Еще один прием, берущий за основу невербальные сигналы общения. Идея в том, что, общаясь с человеком, вы незаметно копируете его жесты и позы, чтобы «сонастроиться» с ним, глубже почувствовать его или же расположить к себе. Но, с другой стороны, можно использовать прием, копируя качества и черты человека (уверенность, остроумие, силу воли и т.д.) Люди часто восхищаются тем, что есть в них самих, и видеть родственную душу им намного приятнее.
Молчание
Все мы помним не очень приятное ощущение во время неловких пауз при общении, и это ощущение можно использовать во благо себе. Дело в том, что неловкое молчание оказывает такое «особенное» влияние на всех собеседников. И если вы хотите узнать кого-то получше, понять мысли человека или просто «заставить» его поговорить, просто замолчите. Такая пауза вызовет у собеседника чувство неловкости, и он невольно будет стремиться от него избавиться, заполняя эту паузу.
Небольшие услуги
И вновь речь об услугах. Люди по своей природе хотят быть нужными и востребованными, причастными к жизни другого человека или коллектива. Если вы просите о чем-то окружающих, вы даете им понять, что вы в них нуждаетесь, а это очень даже способствует сближению и установлению доверия. Почаще просите людей помочь вам в чем-то, и уже скоро между вами завяжутся дружеские отношения.
Оценивающий взгляд
Данный прием полезен при столкновении с подозрительными и негативно настроенными людьми. Поймав на себе взгляд отрицательно расположенного к вам человека (зачастую это чувствуется невербально), на пару секунд посмотрите в его глаза. Затем посмотрите на его ноги и теперь снова в глаза. После этого отведите взгляд в сторону. Этот прием «молчаливой оценки» продемонстрирует человеку, что вы не распознали в нем угрозы, то есть не боитесь его. При этом желательно вести себя уверенно и держать ровную осанку.
Признание ошибок
Когда вы сами указываете на свои ошибки и недочеты, вы вырастаете в глазах других, а такому человеку можно простить многое. Если хотите создать доверительные отношения с другими людьми, признавайте свои ошибки, в особенности небольшие и малозаметные. Также иногда можно взять на себя вину за что-то, чего не делал, т.к. это тоже усиливает доверие других людей. Но здесь нужно всегда помнить о возможных последствиях чужих ошибок.
Согласие
Когда нужно найти компромисс и взаимовыгодное решение, выстраивайте коммуникацию на согласии, то есть на том, что вас объединяет с другими людьми. К примеру, если ваши точки зрения различаются, скажите: «Согласен с тобой, но …» или «Да, я понимаю, хотя …». Это поможет быстрее найти общий язык и доходчиво, без конфронтации донести до оппонента свою противоположную позицию.
Нейтралитет
Более эффективному решению проблем во всех сферах жизнедеятельности способствует именно взвешенный подход. Если вы хотите, чтобы человек пошел вам навстречу и начал доверять, покажите ему во время общения, что готовы выслушать его и воспринять аргументы и доводы. Сохраняя адекватную и нейтральную позицию, вы продемонстрируете уверенность в себе и заинтересованность в собеседнике.
Внимание к деталям
Многие проблемы и спорные вопросы решаются благодаря грамотному построению дискуссии. Участвуя в переговорах, не стоит оспаривать основную тему. Вместо этого нужно акцентировать внимание на второстепенных вопросах. Например, вам нужно арендовать дополнительный склад. Не спрашивайте присутствующих, нужна ли его аренда, а сразу обсуждайте, как она будет оплачиваться. В таком случае аренда склада будет восприниматься как необходимость.
Укус ручки
Хороший прием для изменения собственного состояния. Уверены, вы знаете, что во время улыбки в организме вырабатывается гормон радости – эндорфин. Если у вас плохое настроение, и ничего не радует, попробовать изменить это можно, укусив ручку. Кусая ручку, вы вызываете у себя искусственную улыбку, вследствие чего опять же вырабатывается эндорфин. После этого действия ваше состояние должно хотя бы немного улучшиться.
Отказ от «но» и «однако»
Слова «но» и «однако» часто воспринимаются в качестве отказа. Полностью от них, конечно же, избавиться не получится, но стоит сократить их употребление без надобности. Чем меньше вы будете ими пользоваться, тем меньше напряженных ситуаций в общении будет возникать. Если же нужно сказать нечто вроде «да, но …», лучше заменить это на «да, и …». Вы и сами увидите, что люди воспринимают вторую фразу более положительно, нежели первую.
Умение слушать
Грамотное слушание – это ценнейший навык, которым обладает далеко не каждый человек. Но именно оно позволяет устанавливать доверие, производить хорошее впечатление и глубже понимать людей. Поэтому, даже владея информацией, целесообразнее давать собеседнику выговариваться, рассказывать, как делать правильно, и даже поучать. Люди очень любят говорить, и чем дольше человек сможет говорить в вашем присутствии, тем больше удовольствия он получит от общения с вами.
Прием «да, я помню»
Этот прием подходит «против» людей, которые так и норовят в очередной раз рассказать то, что рассказывали уже десятки раз. Если собеседник вновь начинает травить свою «коронную» байку, не прерывайте его. Просто скажите в удобный момент: «да, я помню», а затем продолжите повествование несколькими фразами. Так ваш собеседник поймет, что не стоит повторяться, а вы прослывете внимательным человеком, которому важны слова других людей.
Имена людей
Во фразе «Самый любимый звук человека – это звук его имени» есть огромный смысл, ведь всем нам приятно, когда нас называют по имени. Используйте в разговоре имя своего собеседника как можно чаще, и вы удивитесь тому, насколько вы стали ему симпатичны. Но все же руководствуйтесь чувством меры, дабы не показаться странным и не настроить своего визави против себя самого.
Таковы психологические приемы, о которых мы хотели вам рассказать. Помните о них, пользуйтесь ими и старайтесь улавливать, когда кто-то будет применять их по отношению к вам. Так вы сможете распознать попытки психологического воздействия на себя, а также расширить зону применения данных приемов, ведь вы будете знать, как это делают другие люди. Однако мы хотим дать еще несколько полезных советов и рекомендаций.
Дополнительные психологические приемы
Эти приемы тоже очень легко использовать в повседневной жизни. А если хочется, зная о них, можно просто проводить любопытные наблюдения за поведением людей. Подробно рассматривать не будем – укажем лишь на суть:
- Чтобы успокоиться и снять нервное напряжение, можно пожевать жвачку, ведь жевательные движения напоминают мозгу о приеме пищи, а прием пищи ассоциируется с безопасностью и удовольствием.
- Если в компании несколько человек смеются, каждый будет смотреть на того, кто ему больше нравится, или на того, к кому бы он хотел относиться как к близкому человеку.
- Когда вас не устраивает ответ собеседника, или же вы хотите получить его в более развернутой форме, ничего не спрашивайте и не просите. Достаточно внимательно посмотреть в глаза своему визави – он интуитивно поймет, что нужно продолжить беседу.
- Если сохранять полное спокойствие, когда кто-то на вас кричит, можно вызвать у собеседника чувство вины за крик и излишнюю эмоциональность.
- Как эмоции влияют на мимику, так и мимика влияет на эмоции. Чтобы почувствовать порцию веселья и счастья, изобразите на лице искусственную улыбку. Совсем скоро вы заметите, что и искренне улыбаться стало намного проще.
- Когда вам предстоит собеседование или интервью, вообразите, что собеседник – ваш старый добрый приятель. В итоге вы будете свободнее общаться, станете более раскрепощенным и снизите уровень стресса.
- Искусственно выражая чуть большую радость от встречи с каким-то человеком, через некоторое время вы почувствуете, что видеть его вам на самом деле стало намного приятнее. Кроме того, при следующей встрече и сам этот человек будет намного больше рад вас видеть.
- Если вы часто и много работаете с клиентами (и вообще с людьми), поставьте зеркало где-нибудь позади себя. Люди будут реже выражать негатив и станут вежливее, т.к. никому не нравится смотреть на себя раздраженного и злого.
- Познакомившись с кем-то, обратите внимание на цвет глаз этого человека. Этим вы создадите тесный зрительный контакт, что само по себе увеличивает симпатию окружающих.
- Предполагая, что на совещании или собрании кто-то будет вас критиковать, сядьте рядом с этим человеком. Это автоматически сделает его мягче, а напор критики будет намного слабее, чем если бы вы находились на расстоянии от человека.
- Люди чаще и лучше запоминают произошедшее в начале и в конце дня, а все, что между этими «точками», помнится размытым. Эту хитрость полезно использовать в общении с друзьями, на собеседованиях, при ведении переговоров.
- Научиться чему-либо можно еще лучше, если учить этому кого-то. Овладев новым навыком, старайтесь поделиться этим знанием с окружающими, и вы станете владеть им во много раз лучше.
- При общении с людьми обращайте внимание на положение их стоп, чтобы узнать, какие эмоции они чувствуют. Например, если, подойдя к человеку, вы видите, что он обернулся, но стопы остались на месте, он к вам не расположен. Направленные в вашу сторону стопы будут говорить об интересе и внимании. Стопы, «смотрящие» в стороны, символизируют открытость. А стопы, сведенные вместе, служат признаком дискомфорта.
- Когда вам приходится протискиваться в толпе людей, находите между ними просветы и смотрите туда. Люди автоматически будут уступать вам дорогу, т.к. будут улавливать траекторию вашего движения.
- Выражая свои мысли, попробуйте не говорить «мне кажется» или «я думаю». Это и так подразумевается, но эти фразы часто воспринимаются окружающими в качестве признака неуверенности в себе.
- Чтобы больше нравиться людям, стремитесь понимать, какими они видят себя в своих собственных глазах. Поняв это, поддерживайте этот образ в общении, чтобы люди чувствовали, что вы видите их такими, какими они хотят казаться.
- Если у вас планируется свидание, и вы хотите сблизиться с партнером, пережить необычные эмоции, вам поможет адреналин. Можно полетать на аэроплане, покататься на лошадях, сплавиться по реке или сходить в кино на ужастик.
- Если провести свидание в месте, где можно получить положительные эмоции (романтический парк, уютный ресторан в стиле ретро, берег моря на закате и т. д.), можете быть уверены, что приятные впечатления в сознании партнера всегда будут ассоциироваться с вами.
- Физиологически стресс часто выражается так же, как и радостное возбуждение: учащенный пульс, глубокое дыхание, эмоциональный накал и т.д. Если вы будете воспринимать стрессовые ситуации, будто это вызов для вас, отрицательное воздействие стресса станет значительно ниже.
- Когда вы заметили, что кто-то пристально смотрит на вас, просто зевните – человек сразу отвернется. Во-первых, никто не любит смотреть, когда другие зевают, а во-вторых, этот человек, скорее всего, зевнет сам, что и заставит его отвернуться.
- В ситуации, когда между двумя людьми возник конфликт, ссора или даже драка, возьмите что-нибудь съедобное, встаньте между этими людьми и начните есть. Вероятность, что вас ударят или что конфликт разрастется, очень низка. Кстати, эта хитрость называется snackman effect.
- Желая избавиться от какого-то предмета в ваших руках, начните разговор с другим человеком и передайте предмет ему. Лучше всего задать какой-то вопрос – это максимально «загрузит» мозг собеседника, и предмет он примет из ваших рук на рефлекторном уровне.
- Не посвящайте окружающих без надобности в свои проблемы, ведь их больше всего волнуют свои собственные. Выбирая тему для разговора, обходите стороной вопросы, интересующие лично вас, и фокусируйтесь на том, что интересно другим. Делая так, вы покажетесь очень внимательным и интересным собеседником.
- Рукопожатие может моментально изменить состояние человека. Подавая руку ладонью вверх, вы покажете открытость своих намерений и расположите человека к себе. Подавая руку ладонью вниз, вы проявите властность, и человеку станет в вашей компании не очень уютно. А если хотите успокоить свою вторую половину, возьмите ее руку двумя руками, и рядом с вами партнер будет чувствовать защищенность.
Это далеко не все психологические приемы и хитрости, с помощью которых можно влиять на настроение, состояние и сознание людей. Но их вполне достаточно для начала, а многие другие вы узнаете на практике, будучи внимательными к поведению своему и окружающих.
Ключевые слова:1Психорегуляция
Психологические приемы, которые пригодятся каждому
Психологические приемы, которые пригодятся всем: PixabayЗная тонкости психологии человека, можно существенно повысить шансы в достижении целей. Психологические приемы помогут расположить собеседника, избежать конфликтных ситуаций, повысить шансы на собеседовании. О лучших психологических трюках, которые пригодятся каждому, рассказали опытные профессионалы.
Используйте юмор
Перед ответственной встречей заготовьте одну-две корректные шутки о сфере интересов, о которых пойдет речь. Психолог, профессор, писатель Роберт Чалдини в книге «Психология убеждения. Важные мелочи, гарантирующие успех» пишет, что во многих случаях смех — это единственное, что при общении объединяет незнакомых или малознакомых людей и помогает прийти к консенсусу.
Автор рассказывает, что при переговорах, где требование/предложение было озвучено с шуткой, участники достигли больших договоренностей, чем в ситуациях, когда прозвучало только требование/предложение.
Использовать юмор для психологического воздействия можно:
- в отношениях с любимыми людьми;
- на производстве;
- с друзьями и знакомыми.
Смешная история, рассказанная в подходящий момент, поможет снять напряжение, расположить собеседника, поднимет настроение.
Хвалите, а не критикуйте
Научитесь даже в неудачах находить позитивные моменты, за которые можно похвалить. Писатель и оратор-мотиватор Дейл Карнеги в книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» рассказывает, что люди любого статуса и положения прикладывают больше усилий, выполняют просьбы и работают лучше под воздействием одобрения, чем под влиянием критики.
Автор приводит пример Джона Рокфеллера и его партнера Эдварда Бедфорда. Когда из-за неудачной сделки Бедфорда компания понесла многомиллионные убытки, Рокфеллер поблагодарил компаньона за то, что он сумел спасти 60% вложений.
Сосредоточьте внимание на собеседнике
Все люди на уровне подсознания хорошего мнения о себе. Подчеркните в беседе значимость собеседника:
- правильно построенными фразами;
- располагающей мимикой;
- вниманием.
Психотерапевт и писатель Михаил Литвак в книге «Психологическое айкидо» пишет, что невербальные сигналы во время беседы говорят больше, чем произнесенные слова.
Он рекомендует сосредоточиться на собеседнике, внимательно смотреть на него, как во время борьбы. Такой прием подчеркнет важность визави и позволит увидеть, если на его лице промелькнет пренебрежение, снисходительность или превосходство.
Психологические приемы для каждого: PixabayСтройте сообщения правильно
Кратковременная память человека ограничена и способна после однократного озвучивания запомнить не более семи принципиальных вопросов или объектов. Профессор и писатель Виктор Шейнов в книге «Скрытое управление человеком» рассказывает, что одним объектом для запоминания может быть:
- смысловая часть лекции;
- изображение;
- слово, число и др.
Автор советует: для качественного понимания и запоминания информации нужно разбивать сообщение (доклад) на семь частей или разделов.
«Отзеркаливайте» собеседника
Снизить накал страстей, построить конструктивное общение и достичь взаимопонимания поможет психологический прием отзеркаливания. Эта методика невербальной коммуникации позволяет резонировать с собеседником, вызвать его расположение.
Психолог, академик, писатель Игорь Вагин в книге «Лучшие психотехники успеха» рекомендует с момента начала встречи выявлять и анализировать характерные жесты, лексику и эмоции оппонента и использовать их по принципу зеркального отражения. Психолог объясняет, что в основе приема лежит подсознательная симпатия к похожим внешне или по поведению людям.
В то же время важно не действовать демонстративно. Это может вызвать у собеседника обратную реакцию. Вагин советует в беседе искренне разделять эмоции собеседника (радость, восторженность, возмущение, гнев), соглашаться, даже если разговор идет о допущенной вами ошибке.
Широко улыбайтесь
Практически все люди положительно воспринимают улыбающегося человека, особенно если улыбка широкая и искренняя.
Психологические приемы для всех: PixabayПсихолог, профессор, писатель Николя Геген в книге «Психология манипуляции и подчинения» рассказывает, что более половины людей (52,6%) улыбнутся в ответ. Этот способ невербального поведения позволяет повысить оценку тем, кому была адресована улыбка.
Психолог рассказывает, что в большинстве случаев улыбка подсознательно подталкивает людей согласиться с собеседником, даже если внутренне они приняли отрицательное решение. Сила такого привычного эмоционального посыла настолько велика, что даже широко улыбнувшийся человек, который не участвует в разговоре, способствует положительному отклику на просьбу.
Изобретатель, писатель и педагог Рон Гутман рассказывает, что человек, когда видит улыбку или улыбается, чувствует себя лучше.
Перестаньте жаловаться
Известный психолог Константин Довлатов считает, что один из самых простых и эффективных психологических приемов — это запрет на жалобы.
Довлатов объясняет, что человек жалуется, когда не может справиться с ситуацией, и это вызывает у него беспокойство. Когда озвучивает другому жалобу, то получает эмоциональную разрядку, успокаивается. После подобного разговора наступает психологическое облегчение, но ситуация остается неразрешенной.
Когда человек перестает жаловаться, то остается один на один с проблемой и вынужден искать выход из ситуации. После решения задачи в жизни появляется новый ценный ресурс.
Соблюдайте личное пространство
Никогда при контакте не нарушайте личное пространство человека. В книге кандидата педагогических наук Дианы Гасановой «Шпаргалки по общей психологии» уточняется, что важно выбрать правильную дистанцию с собеседником для конструктивного общения.
Допустимо такое расстояние, если разговариваете:
- с близкими и родными людьми — 15‒45 см;
- с друзьями и хорошими знакомыми — 45‒120 см;
- на официальных встречах, в служебных помещениях, с малознакомыми людьми — 120‒400 см;
- на митингах, лекциях и в других ситуациях при общении с группой людей — более 400 см.
Ученые выяснили, что при нарушении личных границ в организме человека:
- повышается адреналин;
- учащается сердцебиение;
- кровь приливает к голове.
Вторжение в личную зону воспринимается как покушение на неприкосновенность.
Вовлекайте собеседника в эмоциональное русло
Человек лучше запоминает события и встречи, которые имели яркую эмоциональную окраску. Социальный психолог, писатель Алексей Знаков рассказывает, что разговор в эмоциональном русле оставит у собеседника приятное впечатление и пробудит желание к дальнейшему общению.
Чтобы выйти на эмоциональную волну, психолог рекомендует задавать вопросы типа «Какое твое самое яркое воспоминание?», «Какая победа стала самой значимой?». Знаков объясняет, что в таком случае оба участника диалога эмоционально переживут описанное событие.
Употребляйте Я-сообщения
В производственной или бытовой ситуации снизить накал страстей и избежать конфликта поможет прием, который психология называет «Я-сообщения». Психолог, коуч Михаил Котляревский объясняет, что Я-сообщения помогают в неконфликтной форме донести до собеседника собственную точку зрения.
Вот как Котляревский предлагает формулировать Я-сообщения:
- Опишите событие, которое вызвало недовольство. Например, «Когда ты приходишь поздно…».
- Расскажите о чувствах и ощущениях. Например, «Когда ты приходишь поздно, я волнуюсь (переживаю, нервничаю, злюсь)».
- Объясните, чего хотите достичь. Например, «Было бы отлично, если бы ты предупреждал, когда задержишься».
Психолог рекомендует говорить Я-сообщения спокойным тоном. Он объясняет, что такое общение помогает достичь взаимопонимания и найти компромисс в любой сфере жизни.
Использование несложных психологических хитростей поможет в решении ряда жизненных задач. Изучите рекомендации специалистов, возьмите на вооружение самые интересные психологические методики воздействия на человека, и они обязательно помогут достичь благополучия в любой сфере жизни.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/self-realization/263116-10-psihologicheskih-priemov-kotorye-prigodyatsya-kazhdomu/
17 Техники терапевтического общения — Rivier Academics
Одним из основных способов установления доверительных отношений между медсестрами и пациентами является общение. Поскольку медсестры, как правило, имеют самый непосредственный контакт с пациентами, эффективное общение между медсестрой и пациентом имеет решающее значение. Медсестры могут использовать проверенные методы терапевтического общения, которые способствуют качественному уходу.
Что такое терапевтическое общение?
Терапевтическая коммуникация — это набор методов, в которых приоритет отдается физическому, психическому и эмоциональному благополучию пациентов. Медсестры оказывают пациентам поддержку и информацию, сохраняя при этом уровень профессиональной дистанции и объективности. При терапевтическом общении медсестры часто используют открытые утверждения и вопросы, повторяют информацию или молчат, чтобы побудить пациентов самостоятельно решать проблемы.
Техники терапевтического общения
Медицинские сестры могут применять различные методы терапевтического общения.
Использование тишины
Иногда полезно вообще не говорить. Преднамеренное молчание может дать как медсестрам, так и пациентам возможность обдумать и обработать то, что будет дальше в разговоре. Это может дать пациентам время и пространство, необходимые им для обсуждения новой темы. Медсестры всегда должны позволять пациентам нарушать молчание.
Принятие
Иногда необходимо признать то, что говорят пациенты, и подтвердить, что они были услышаны. Принятие не обязательно означает согласие; может быть достаточно просто установить зрительный контакт и сказать: «Да, я понимаю». Пациенты, которые чувствуют, что их медсестры слушают их и относятся к ним серьезно, с большей вероятностью будут восприимчивы к уходу.
Признание
Признание признает поведение пациента и подчеркивает его без явного комплимента. Комплимент иногда может быть воспринят как снисходительный, особенно если он касается такой рутинной задачи, как заправить постель. Тем не менее, говоря что-то вроде «Я заметил, что вы приняли все свои лекарства», вы привлекаете внимание к действию и поощряете его, не требуя комплимента.
Предложение себя
Пребывание в больнице может быть одиноким, напряженным временем; когда медсестры предлагают свое время, это показывает, что они ценят пациентов и что кто-то готов уделить им время и внимание. Предложение остаться на обед, посмотреть телешоу или просто посидеть с пациентами может помочь поднять их настроение.
Широкие возможности
Терапевтическое общение часто наиболее эффективно, когда пациенты направляют ход беседы и решают, о чем говорить. С этой целью, давая пациентам широкие возможности, такие как «Что у вас сегодня на уме?» или «О чем бы вы хотели поговорить?» может быть хорошим способом дать пациентам возможность обсудить то, что у них на уме.
Активное слушание
С помощью невербальных и вербальных сигналов, таких как кивание или фраза «Понятно», медсестры могут побуждать пациентов продолжать говорить. Активное слушание включает в себя проявление интереса к тому, что говорят пациенты, признание того, что вы слушаете и понимаете, и взаимодействие с ними на протяжении всего разговора. Медсестры могут предлагать общие наводки, такие как «Что произошло дальше?» чтобы вести разговор или продвигать его вперед.
Поиск разъяснений
Подобно активному слушанию, важно просить пациентов разъяснить, когда они говорят что-то запутанное или двусмысленное. Говорит что-то вроде: «Я не уверен, что понимаю. Ты можешь мне это объяснить?» помогает медсестрам убедиться, что они понимают, что на самом деле говорится, и может помочь пациентам более тщательно обработать свои мысли.
Размещение события во времени или последовательности
Задавая вопросы о , когда произошли определенные события в связи с другими событиями, можно помочь пациентам (и медсестрам) получить более четкое представление о всей картине. Это заставляет пациентов думать о последовательности событий и может побудить их вспомнить что-то, чего они в противном случае не вспомнили бы.
Наблюдения
Наблюдения за внешним видом, поведением или поведением пациентов могут помочь привлечь внимание к областям, которые могут представлять для них проблему. Наблюдение за тем, что они выглядят усталыми, может побудить пациентов объяснить, почему они в последнее время мало спят; наблюдение за тем, что они мало ели, может привести к обнаружению нового симптома.
Обнадеживающие описания восприятия
Пациентам, испытывающим сенсорные проблемы или галлюцинации, может быть полезно спросить о них ободряющим, не осуждающим образом. Фразы вроде «Что ты сейчас слышишь?» или «На что это похоже для вас?» дайте пациентам подсказку объяснить, что они воспринимают, не выставляя свое восприятие в негативном свете.
Обнадеживающие сравнения
Часто пациенты могут опираться на свой опыт для решения текущих проблем. Побуждая их к сравнению, медсестры могут помочь пациентам найти решение их проблем.
Подведение итогов
Медсестрам часто бывает полезно обобщать то, что пациенты сказали постфактум. Это демонстрирует пациентам, что медсестра слушала, и позволяет медсестре документировать разговоры. Завершение резюме такой фразой, как «Звучит правильно?» дает пациентам явное разрешение вносить исправления, если они необходимы.
Размышление
Пациенты часто обращаются к медсестрам за советом о том, что им следует делать с определенными проблемами или в определенных ситуациях. Медсестры могут спрашивать пациентов, что, по их мнению, они должны делать, что побуждает пациентов нести ответственность за свои действия и помогает им самим находить решения.
Сосредоточение внимания
Иногда во время разговора пациенты упоминают что-то особенно важное. Когда это происходит, медсестры могут сосредоточиться на своем заявлении, побуждая пациентов к дальнейшему обсуждению. Пациенты не всегда имеют объективную точку зрения на то, что имеет отношение к их делу; как беспристрастные наблюдатели, медсестры могут легче выбирать темы, на которых следует сосредоточиться.
Противостояние
Медсестрам следует применять эту технику только после того, как они завоюют доверие. Для ухода за пациентами может быть жизненно важно не соглашаться с ними, представлять им реальность или оспаривать их предположения. Конфронтация, при правильном использовании, может помочь пациентам сломать деструктивную рутину или понять состояние своей ситуации.
Выражение сомнения
Выражение сомнения может быть более мягким способом привлечь внимание к неправильным или бредовым идеям и восприятиям пациентов. Выражая сомнения, медсестры могут заставить пациентов проверить свои предположения.
Предложение надежды и юмора
Поскольку больницы могут быть местом стресса для пациентов, обмен надеждой на то, что они смогут выстоять в текущей ситуации, и поднятие настроения с помощью юмора может помочь медсестрам быстро установить взаимопонимание. Эта техника может держать пациентов в более позитивном настроении.
Изучение навыков общения сестринского дела
Онлайн-курсы медсестер Rivier University обучают навыкам общения, необходимым для достижения успеха в сестринском деле. От онлайн-BSN до онлайн-DNP программы предоставляют медсестрам сложную и гибкую среду обучения, которая адаптируется к личным и рабочим графикам.
Как способствовать позитивному общению: 9 эффективных приемов
Можете ли вы вспомнить действительно хороший разговор, который у вас был?
Чем запомнилось это?
Была ли это тема, слова или просто чувство, которое оно оставило у вас?
Майя Энджелоу сказала:
«Люди забудут, что вы сказали, люди забудут, что вы сделали, но люди никогда не забудут, что вы заставили их чувствовать».
Gallo, 2014
Эта цитата описывает суть позитивного общения. Помимо того, что позитивное общение производит впечатление на слушателя, оно полезно для здоровья и хорошего самочувствия говорящего (Pitts & Socha, 2013).
Позитивное общение также «дает возможность вдохновлять людей на достижение более высоких моментов, большего добра и бескорыстных действий» (Pitts & Socha, 2013, стр. 3).
Давайте подробнее рассмотрим позитивное общение.
Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивному общению (PDF). Эти научно обоснованные инструменты помогут вам и тем, с кем вы работаете, улучшить социальные навыки и наладить контакт с другими людьми.
Эта статья содержит:
- Что такое позитивное общение?
- Почему важно хорошее общение?
- Навыки позитивного общения: 23 примера
- 9 методов развития позитивного общения
- Лучшие стратегии общения на рабочем месте
- 3 полезных задания и рабочие листы
- Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
- Сообщение на вынос
- Каталожные номера
Что такое позитивное общение?
Дейл Карнеги (1998, с. 137) заявил: «Если вы хотите склонить человека на свою сторону, сначала убедите его, что вы его искренний друг. В нем капля меда, которая цепляет его сердце».
Позитивная коммуникация «определяется не как отсутствие негативной вербальной и невербальной коммуникации, а скорее как наличие позитивной, усиливающей и облегчающей речи и жестов» (Pitts & Socha, 2013, стр. 1).
«Позитивное общение уникально своей способностью генерировать физическое, социальное и психологическое здоровье и благополучие» (Pitts & Socha, 2013, стр. 3). Он концептуализируется как «реляционное общение, способствующее счастью, здоровью и благополучию» (Pitts & Socha, 2013, стр. 1).
Позитивное общение включает в себя многие понятия, связанные с позитивной психологией. Три из этих концепций помогают создать структуру, на основе которой строится исследование позитивного общения (Pitts & Socha, 2013):
1. Положительные эмоции
Сюда входят такие эмоции, как удовлетворенность, благополучие и удовлетворение прошлым опытом; поток, экстаз и счастье в настоящем; надежду и оптимизм в отношении будущего.
2. Положительные черты
Этот домен предлагает информацию об индивидуальных сильных сторонах и достоинствах, а также распространяется на таланты и природные способности.
Такие качества, как стойкость, умение прощать, оптимизм, самоуважение, самоэффективность и надежда, вносят свой вклад в банк целостности личности, формируя колодец, из которого можно черпать ресурсы, необходимые для формирования здоровых коммуникативных навыков. Эти черты придают сил в трудные времена и различных ситуациях.
3. Позитивные институты
Последняя линза, через которую мы анализируем позитивное общение, — это изучение позитивных институтов и сообществ. Сюда входят места работы и отдыха, а также абстрактные образования, такие как семья, демократия и свободная пресса.
Переплетенные вместе, эти концепции составляют основу искусства позитивного общения.
Потенциал позитивного общения для укрепления благополучия в отношениях ощутим благодаря трансформационным взаимодействиям, таким как прощение и слушание (Pitts & Socha, 2013).
Почему важно хорошее общение?
Когда мы общаемся с человеком, который заставляет нас чувствовать себя любимыми или поддерживаемыми, выделяется окситоцин.
Укрепление доверия и создание социальных связей также способствует выбросу окситоцина (Breuning, 2012).
Это может объяснить, почему люди готовы усердно работать над общением, даже если это сложно. Когда все сделано умело, мы вознаграждены потоком гормонов счастья.
Умение говорить и слушать — это базовые коммуникативные навыки, которые используются ежедневно для установления контактов с другими людьми. Эти навыки помогают нам обрабатывать язык, чтобы мы могли взаимодействовать с людьми.
«Когда мы правильно используем эти инструменты, они помогают нам создавать прекрасные, растущие и прочные отношения» (Leal, 2017, стр. 15).
Болтон (1986, стр. 7) называет нашу способность хорошо общаться вопросом жизни или смерти: «Наше личностное развитие, психическое и физическое здоровье связаны с уровнем нашего общения».
И наоборот, и Лил, и Болтон высказывают свое мнение о последствиях плохих коммуникативных навыков.
Leal (2017) обсуждает болезненные последствия отсутствия навыков общения, такие как распавшиеся браки, семейное отчуждение и хаос на рабочем месте.
Болтон (1986, с. 7) идет глубже, обсуждая, как отсутствие коммуникативных навыков или частое использование плохих коммуникативных техник «ослабляет личность как эмоционально, так и физически». Он утверждает, что «общение на низком уровне ведет к одиночеству и отдалению от друзей, любовников, супругов и детей, а также к неэффективности в работе» (Болтон, 1986, стр. 13).
Позитивная коммуникация «позволяет сосредоточиться на том, что заставляет людей чувствовать себя хорошо, что побуждает людей вкладывать средства в здоровое поведение и что побуждает людей жить в полном соответствии с параметрами их личного здоровья и жизненных историй» (Pitts & Socha, 2013). , стр. 3).
Люди в больших сетях и с близкими людьми, как правило, здоровее, счастливее и живут дольше, чем те, кто находится в изоляции или с негативными отношениями (Pitts & Socha, 2013).
Создав прочную основу для важности хорошего общения, давайте перейдем к изучению конкретных навыков.
Навыки позитивного общения: 3 примера
Ниже приведены как вербальные, так и невербальные примеры позитивного общения, которые могут укреплять близость и укреплять здоровье и благополучие.
Вербальное позитивное общение
Слушание
Это не просто слушание, , но слушание глубоко и полностью. Согласно Ньюбергу и Уолдману (2012, стр. 142), вы должны «тренировать свой разум, чтобы оставаться сосредоточенным на человеке, который говорит: на его словах, тоне, жестах, мимике — на всем».
Кроме того, быть полностью выслушанным и понятым является наиболее часто упоминаемой коммуникативной ценностью, указывающей на глубину отношений.
Питтс и Соча (2013) предполагают, что у большинства людей нет человека, который будет их слушать, не осуждая. Они обсуждают уровень слушания, который они называют «слушанием между строк». Это интуитивное слушание, включающее в себя прислушивание к чувствам, уровню энергии и тону голоса.
Следующий инструмент тесно связан с прослушиванием.
Эмпатия
Эмпатия необходима для позитивного общения. Умение правильно демонстрировать сочувствие жизненно важно — золото отношений .
Навыки, улучшающие эмпатическое слушание , включают (Leal, 2017):
- Успокоить свой разум, чтобы сосредоточиться на говорящем человеке.
- Слушайте их полностью и открыто.
- Слушайте сквозь слова.
- Не перебивайте их, когда они говорят.
- Используйте свои собственные слова, чтобы отразить то, что вы услышали, включая эмоциональное содержание сообщения.
Невербальная позитивная коммуникация
Позитивная коммуникация определяется «наличием позитивных, усиливающих и стимулирующих разговоров и жестов» (Pitts & Socha, 2013, стр. 1).
Во время разговора часто легко обнаружить приверженность и заинтересованность другого человека по невербальному поведению, которое представляет собой действия, свидетельствующие о нашем интересе и волнении (Remland, 2009). ). Это можно показать через зрительный контакт, ориентацию тела и лица, наклоны, близкое расстояние, открытое положение тела и прикосновения.
Другие невербальные сигналы, указывающие на вовлеченность, включают выразительность лица и голоса, а также расслабленный смех. Расслабление голоса и позы, а также отсутствие нервных манер могут быть включены в этот кластер поведения (Remland, 2009).
Эти невербальные сигналы, а также положительные подкрепляющие факторы, такие как кивание головой и улыбка, высокая вокальная энергия, плавность речи и иллюстративные жесты (Remland, 2009).) сигнализировать говорящему, что мы привержены делу и заинтересованы в том, что они хотят сказать.
9 Методы развития позитивного общения
Одним из подходов, используемых для обучения позитивным коммуникативным навыкам, является метод улучшения отношений (RE), который фокусируется на общении, навыках разрешения конфликтов и эффективных методах изменения себя и других для обогащения отношения (Pitts & Socha, 2013).
Этот метод можно использовать, чтобы помочь клиентам выразить себя, реагировать на отношение и потребности других, умело управлять межличностными проблемами и быстро решать проблемы (Pitts & Socha, 2013).
Чтобы достичь этих вех в отношениях, подход RE (Pitts & Socha, 2013, стр. 150–151) поощряет изучение и практику навыков, таких как:
- Эмпатия (слушание)
- Выразительный (говорящий)
- Обсуждение-переговоры (беседы)
- Разрешение проблемы-конфликта
- Самостоятельная замена
- Помогать другим измениться
- Обучение или помощь
- Обобщение
- Навыки обслуживания
Хотя все эти навыки важны для практического применения позитивного общения, здесь мы обсудим лишь некоторые из них:
Эмпатическое слушание
При слушании крайне важно сосредоточить все свое внимание на другом человеке и продемонстрировать соответствующие невербальные манеры. Это также хорошее время, чтобы сосредоточиться на эмоциях, восприятии, потребностях или желаниях (Pitts & Socha, 2013).
Леал (2017) считает, что подготовка к эмпатическому слушанию начинается с эмпатическое осознание :
- Признать неотъемлемую ценность и достоинство себя и другого человека.
- Воспитывайте желание слушать и общаться с другим человеком.
- Думайте о другом человеке в положительном свете.
Эти компоненты заключаются в смирении.
Выразительная речь
Питтс и Соча (2013) рекомендуют эмпатически реагировать на другого человека, прежде чем выражать свои собственные желания, потребности или чувства. Кроме того, использование напористых утверждений при обмене собственными представлениями, потребностями, желаниями или чувствами обеспечивает прозрачность общения и укрепляет доверие.
Ньюберг и Уолдман (2012, стр. 123) обсуждают сострадательное общение и перечисляют стратегии, которых, по их мнению, следует последовательно придерживаться. К ним относятся:
- Выразить признательность.
- Говорите тепло.
- Говорите медленно.
- Говорите кратко.
- Слушай внимательно.
Обсуждение-переговорный разговор
Опять же, важно сначала проявить сочувствие, по очереди вести разговор и рассматривать друг друга как собеседников.
Разрешение проблем и конфликтов
Используйте описанные выше разговорные навыки для обсуждения межличностных потребностей и проблем, чтобы прийти к справедливому и согласованному плану.
Лучшие стратегии коммуникации на рабочем месте
Согласно Питтсу и Соча (2013, стр. 208), «благополучие сотрудников отвечает интересам работодателя». Кроме того, одним из основных факторов, способствующих благополучию сотрудников, является их способность к эффективному общению.
Многим организациям требуется межличностное и групповое общение для повышения организационной эффективности и результативности.
Гоулман (1998) предлагает надежные стратегии позитивного общения на рабочем месте с использованием контекста навыков эмоционального интеллекта.
Сотрудники со следующими навыками представляют собой уникальную ценность на рабочем месте.
- Осознание эмоций
Этот человек знает, что он чувствует, и может объяснить, почему он испытывает эту эмоцию. Они также осознают свои цели и ценности. - Самоконтроль
Самоконтроль сотрудников способен справляться со своими неуместными импульсами. Они сохраняют спокойствие и могут ясно мыслить под давлением, что бесценно, когда происходят важные инциденты. - Надежность
Этот член команды устойчив и безупречен. Надежность является одним из наиболее важных факторов для создания связей и эффективных команд. - Понимание других
Этот навык межличностного общения необходим для позитивного общения. Люди с этим навыком умеют читать невербальные сигналы, чувствительны к другим и хорошо слушают. Они могут понять, что другие чувствуют и нуждаются. - Связь
Этот человек прямо ведет трудный разговор. Они стремятся к взаимопониманию и способствуют открытому общению. Эта роль необходима для хороших команд. - Управление конфликтами
Сотрудник, умеющий управлять конфликтами, использует дипломатию в трудные времена, поощряет открытое обсуждение и ищет взаимовыгодные соглашения. - Установление связей
Человек, способный наладить связи в команде, умеет устанавливать взаимопонимание и держать людей в курсе событий. - Сотрудничество и сотрудничество
Этот сотрудник может совмещать работу над задачей, сосредотачиваясь на отношениях. Они дружелюбны и готовы к сотрудничеству и распределяют необходимую информацию и ресурсы. - Командные способности
Этот коллега демонстрирует командные качества, такие как уважение и сотрудничество. Они способны мотивировать и генерировать энтузиазм среди членов команды. Они помогают создать командную идентичность.
3 Полезные упражнения и рабочие листы
То, как мы подходим к взаимодействию с другими людьми, может определить успех или неудачу отношений.
1. Обдумайте свои намерения
Этот рабочий лист «Учитывайте свои намерения» предлагает клиентам подготовиться к успешному общению, обдумав свои намерения до начала взаимодействия. Рабочий лист изначально был разработан для семейного взаимодействия, но его можно обобщить, чтобы он соответствовал любой важной обстановке общения.
Сначала клиентам предлагается рассмотреть цель взаимодействия. Действительно ли клиент хочет соединиться с другим или он хочет добиться своего? Хотя эти вопросы могут показаться наглыми, они дают прекрасную возможность для саморефлексии.
Если намерение состоит в том, чтобы соединиться с другим, клиенту предлагается продолжить. Затем их просят подумать, чего они ищут в отношениях и что повлечет за собой успешное взаимодействие.
Однако, если клиент только хочет добиться своего, он не готов установить связь с другим человеком. На этом этапе они могут захотеть глубже погрузиться в динамику отношений и рассмотреть свои лучшие варианты в будущем.
2. Активное конструктивное реагирование
В рабочей таблице «Активное конструктивное реагирование» рассматриваются четыре типа ответов, которые мы даем, когда слышим хорошие новости от других.
Четыре стиля: пассивно-деструктивный, пассивно-конструктивный, активно-деструктивный и активно-конструктивный. Приведены примеры каждого из стилей. Клиентов просят просмотреть стили и подумать, какой стиль они используют в разных отношениях.
Ответ на хорошие новости другого человека с использованием активно-конструктивного стиля ответа представляет собой идеал и демонстрирует компоненты позитивного общения, описанные в этой статье.
3. Активное слушание, рефлексия
Рабочий лист активного слушания, рефлексия начинается с обучения соответствующим навыкам активного слушания и реагирования, таким как поощрение, размышление и перефразирование. Далее следует объяснение четырех золотых правил общения.
Рабочий лист переходит к упражнению на размышление, в котором участников просят оценить, какие навыки они использовали, какие сработали хорошо, а какие нет. В дальнейшем участников просят подумать, какой неиспользованный навык они могут использовать в своем следующем разговоре.
Наконец, участников просят решить, достигли ли они целей разговора, таких как эффективное молчание или непредвзятость при слушании.
Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
Позитивное общение тесно связано с позитивной психологией. В нашем блоге есть множество ресурсов, которые могут помочь улучшить методы общения.
Напористое общение
Напористое общение — один из наиболее эффективных и понятных способов общения, который приносит пользу обеим сторонам. Рабочий лист напористого общения помогает клиентам найти баланс между пассивным, агрессивным и напористым общением.
Рабочий лист состоит из двух частей. В первой части приведены примеры агрессивного, напористого и пассивного общения.
Во второй части представлен сценарий, на который некоторым людям будет трудно ответить. Участников просят дать уверенный ответ и описать чувства, связанные с ситуацией.
Хочет в слова
Упражнение «Хочет в слова» упрощает навыки, необходимые для уверенного общения. Участники способны подготовить ситуацию, когда им нужно будет выразить прямую потребность или желание другому человеку.
Рабочий лист разбивает утвердительное утверждение на конкретные компоненты желания или потребности, а затем участники объединяют каждый из отдельных компонентов в целостное и краткое утвердительное утверждение.
Практика эмпатического слушания
Следующее групповое упражнение доступно в рамках подписки на Инструментарий позитивной психологии©, который содержит более 400 инструментов, упражнений и рабочих листов.
Умение слушать и эмпатия имеет решающее значение для позитивного общения. Одна из целей эмпатического слушания — убедиться, что говорящий чувствует и понимает, что его слышат. 9Упражнение 0043 Практика эмпатического слушания подчеркивает три компонента этого навыка: паузы, перефразирование и отражение чувств.
Упражнение начинается с обзора ключевых составляющих эмпатического слушания. Затем участники распределяются по ролям. Каждому участнику предлагается по очереди сыграть каждую из трех ролей: интервьюера, оратора и наблюдателя. Каждая роль имеет определенную обязанность. Участники могут практиковать паузы, перефразирование и отражение чувств.
После того, как каждый участник прошел роли, его просят оставить отзыв для всей группы. Выполнение этого упражнения в группе может занять от 30 до 60 минут.
17 упражнений на позитивное общение
Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим лучше общаться, ознакомьтесь с этой коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивного общения для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим улучшить свои навыки общения и сформировать более глубокие и позитивные отношения.
Послание на память
Дейл Карнеги (1998, стр. 52) однажды сказал: «Вы можете за два месяца завести больше друзей, заинтересовавшись другими людьми, чем за два года, пытаясь заинтересовать других людей». в тебе.»
Общение с другими людьми имеет решающее значение для здоровья и благополучия. Хорошие отношения благодаря приятному разговору приносят физическую и умственную пользу и дают нам хорошее самочувствие благодаря выбросу химических веществ счастья. Это оставляет впечатление – такое, о котором говорила Майя Энджелоу.
У каждого из нас есть потенциал, чтобы стать отличными коммуникаторами, устанавливать тесные связи с другими и улучшать собственное благополучие.
Мы можем быть людьми, которых всегда вспоминают с любовью, потому что мы заставили их чувствовать.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения для позитивного общения (PDF).
- Болтон, Р. (1986). Навыки работы с людьми . Пробный камень.
- Брюнинг, LG (2012). Познакомьтесь с химическими веществами счастья: дофамин, эндорфин, окситоцин, серотонин . Пресса о целостности системы.
- Карнеги, Д. (1998).