5 главных источников уверенности в себе
43 431
Человек среди людей
Мы постоянно бросаемся словом «уверенность», редко даже задумываясь, какой смысл в него вкладываем. Идет ли речь об уверенности в себе в социальных ситуациях? Или же это уверенность в своих способностях? Или мы говорим о доверии к окружающим и вере в будущее? Или о способности выступать перед аудиторией?
Забавно, что психологи редко говорят про уверенность, предпочитая другие понятия, такие как самоэффективность. Под этим понимают веру человека в то, что он способен достигать поставленных целей, а также в то, что он способен привести любую ситуацию к положительному исходу. Если от подобных определений ясности в голове у вас не прибавилось, вот вам пример из детской книги Уотти Пайпер «Паровозик, который смог» о синем паровозике, который пытался заехать на горку.
«Чух, чух, ту, ту, — пыхтел Маленький Синий Паровозик. — Думаю, смогу, думаю, смогу, думаю, смогу». «Ура, ура!» — закричал маленький смешной клоун, и за ним все остальные куклы и игрушки. А Маленький Синий Паровозик улыбнулся».
Уверенность — это не просто ощущение, что все будет хорошо, а убежденность, что вы сможете достичь успеха
Повторяющаяся фраза «думаю, смогу» хорошо передает настрой уверенного человека. Важно отметить, что нет какого-то «навыка уверенности», уверенность — это вера человека в то, что он сможет в определенных условиях успешно применить свои навыки. Если вы уверены в том, что можете что-то сделать, это еще не значит, что вы это реально сделаете (речь скорее о «могу», чем «буду»).
Уверенность — это не ожидание нужного результата, а ощущение, что вы способны совершить действия, которые должны принести этот результат. Важно отметить, что уверенность — не черта личности и в целом более узкое понятие, чем самооценка. Она ограничена конкретными ситуациями и контекстом. Это логично — ваш сын-подросток может быть уверен в своей способности решать сложные математические задачи, но совершенно не уверен в себе при общении с девушками (так же как мой).
Резюмируя, можно сказать, что уверенность — это не просто ощущение, что все будет хорошо, а убежденность, что вы сможете достичь успеха в какой-то области, если действительно постараетесь. Иными словами, это способность быть собой, пробовать себя в любом деле, не боясь опозориться перед окружающими и сохраняя позитивный настрой.
Важно понимать, что мотивация, эмоциональное состояние и действия вашего подростка больше зависят от того, во что он верит, чем от объективной реальности (но, конечно, веру в себя не нужно доводить до нереалистичного уровня). Если подростки считают себя уверенными, то будут действовать, думать и чувствовать себя иначе, чем если они себя таковыми не считают. Можно сказать, что они не предсказывают свое будущее, а создают его.
Уверенность играет важную роль, когда речь идет о разных сторонах жизни. К ним относятся:
- принятие решений
- мотивация прикладывать усилия
- наше самоощущение, отношение к другим и отношение к делам
- способности не опускать руки, сталкиваясь с препятствиями (особенно перед лицом неудачи)
- успешное функционирование
- устойчивость к трудностям
- (не)уязвимость к стрессу и депрессии
- здоровые привычки и образ жизни, включая физическую активность, диету, контроль стресса, безопасный секс, отказ от курения, решение проблем с алкоголем, соблюдение медицинских предписаний и так далее.
Исследования показывают, что уверенность можно черпать из пяти источников. Рассмотрим каждый из них, в порядке убывания важности.
1. Непосредственный опыт
По сути, это цели, которых мы уже достигли. Например, если у нас хорошие оценки по математике, мы начинаем верить, что способны хорошо успевать по этому предмету. Если мы хорошо показали себя в футбольном матче, забив пару голов, мы начинаем верить, что хорошо умеем играть в футбол.
2. Образцы для подражания
Это люди, которыми мы восхищаемся. Они обладают теми качествами и навыками, которыми хотим обладать мы. Их успех мотивирует нас, мы обычно пытаемся приобрести такие же навыки, знания и настрой, как у них. Примечательно, что чем больше эти люди похожи на нас (по таким параметрам, как возраст, пол, биография, карьера), тем вероятнее, что их успехи способны добавить уверенности и нам.
3. Поддержка и одобрение
Важно, чтобы другие люди верили в нас и поддерживали в начинаниях, это особенно помогает, когда мы сами испытываем к ним уважение. Однако поддержка и одобрение других дает намного меньший прирост уверенности, чем личный опыт и примеры для подражания.
4. Эмоции и переживания
Настроение и реакция на стресс играют большую роль. Если мы испытываем слишком большой стресс, пробуя что-то новое, мы начнем этого избегать или будем делать это плохо. Научившись лучше справляться со стрессом, мы также сможем прибавить себе уверенности.
5. Воображение
Представляя себе, как мы справляемся с будущими испытаниями (например, если нам предстоит устный экзамен или экзамен по вождению), мы можем добавить себе уверенности, и хотя это гораздо менее эффективно, чем реальный опыт, но все же может пригодиться.
Теперь вы наверняка понимаете, что если мы будем просто пытаться внушить подростку уверенность («Дорогой, ты обязательно будешь нравиться девушкам»), эффект будет весьма незначительным по сравнению с эффектом от реальных достижений. Уверенность не предшествует достижениям, а, наоборот, следует за ними. Поэтому лучшее, что могут сделать родители, — давать ребенку преодолевать трудности на пределе его возможностей.
Возможно, ваш сын или дочь будут очень нервничать на школьной дискотеке, но даже один танец сможет дать им гораздо больше уверенности, чем все родительские слова поддержки. А что, если пока нет достижений, на которые можно опираться? В таком случае можно обратиться к своему воображению (пятый источник уверенности). Один из способов — представить наилучшую возможную версию себя в будущем.
Предложите своему подростку описать собственное будущее, дав такую инструкцию: «Представь, что сбылось все, на что ты надеялся, ты достиг всего, чего желал, и смог полностью реализовать свой потенциал. Попробуй представить себя максимально ярко, опиши этот образ письменно и продолжай его развивать в течение еще нескольких недель».
В исследовании с контрольной группой подобное упражнение помогло участникам повысить уверенность и оптимизм и лучше разобраться со своими целями и приоритетами, что в итоге повысило качество их жизни. Если подросток не любит писать, помогите ему выразить свой образ визуально — нарисовав его на бумаге или в фотошопе. Главное, чтобы этот образ выглядел максимально живым и осязаемым и мотивировал к конкретным действиям для воплощения его в реальность.
Известный австралийский семейный психолог Стив Биддалф, чьи книги популярны во всем мире, на этот раз пишет о психологии общения детей и родителей. Автор настаивает на том, что любое наше высказывание о ребенке непосредственно влияет на его самосознание и до некоторой степени «программирует» дальнейшую жизнь.
Источник фотографий:Getty Images
Новое на сайте
Зачем мы дружим?
«Не могу уйти от мужа-алкоголика. Он ведь стал таким из-за меня»
«Два года общалась с иностранцем в Сети, а потом узнала, что у него есть подруга-модель. Напишет ли он мне вновь?..»
Почему строгие матери опасны для дочерей: новое исследование ученых
Почему развод не всегда самое лучшее решение: мнение семейного психотерапевта
Нюдсочетверг: что мотивирует людей выкладывать обнаженные фотографии в сеть
«Весеннему обострению подвержены все»: главное о сезонном аффективном расстройстве
«Девушка меня бросила без объяснений. Как мне избавиться от обиды и вины?»
Алексей Кудашов: «Девятая игра с очками придает уверенности»
Главный тренер «Динамо» Алексей Кудашов:
— Ровно в этот день 11 лет назад мы последний раз побеждали в Магнитогорске. Поэтому мини-задача стояла прервать эту серию. Мы с этим справились. По игре… Работали-работали и наработали на два очка. С первой и до последней секунды включились, пахали в атаке и в обороне, самоотверженно и с самоотдачей. Поэтому такой результат и получился.
— Создавалось впечатление, что ваша команда максимально в себе уверенна. Хотя и соперники серьезные, и календарь непростой. С чем это связано?
— У нас девятая игра с очками. Это придает уверенности. Когда есть уверенность, то позволяешь себе больше, сил тратишь меньше, точнее ты их тратишь, но не замечаешь как. Это замкнутый круг. Побеждаешь, получаешь эмоции и много что получается. Если проигрываешь, то тяжелее переносится. Я думаю, что от результата зависит состояние и моральное, и физическое.
— Много спекуляций на тему разных игроков, которые играли в одной команде в АХЛ, в сборной. У вас есть два канадца, которые играли вместе в сборной — вы их ставите в разные звенья и это приносит результат…
— Мы с самого начала предсезонки говорили, что мы не делим команду на иностранцев, молодых и так далее. Есть сильные и слабые стороны игроков — от этого мы отталкиваемся. Нам важен баланс. Но если вы посмотрите, мы их соединяем вместе. Но это не связано с их паспортами. Уил может отлично сыграть фланге и помочь О’Деллу и Лилье забросить шайбы.
— Перед игрой хоккеистам говорили про эту серию?
— Да, это был основной пункт перед игрой.
— За счет чего вы в движении в конце выезда превзошли «Металлург»?
— Я не знаю, как ответить. Все игроки готовятся, выходят, включаются. У нас молодая и новая команда, которая понимает за счет чего соревноваться. Поэтому в первую очередь это работоспособность.
— По вашим ощущениям вот этого запала и энергии хватило на три периода?
— Нет, был момент во втором периода, когда «Магнитка» перехватывала инициативу. Но сыграли по заданию, выводили шайбу в среднюю зону, давали меняться, не переигрывали смены.
— Почему не было на лавке Вячеслава Козлова?
— Он заболел, на выезд с нами не поехал, но все нормально.
Главный тренер «Металлурга» Илья Воробьев:
— Забив за полторы минуты один гол — на успех очень сложно рассчитывать. Поэтому это основное — сейчас надо находить пути к воротам, забивать «грязные» голы, с пятака, рабочие. Так у нас за две игры один гол и один, который случайно засчитали. Этого мало. Над этим надо работать.
— Первое, о чем подумалось, когда не увидели в заявке Андрея Чибисова — не окажется ли первое звено слишком легким для габаритных игроков «Динамо»?
— Там моменты то были и их было достаточно, надо просто забивать их. Лёгким или не лёгким — это уже другой вопрос.
Укрепление доверия учащихся | НЕА
Автор: Ява Робинсон, учитель второго класса начальной школы.
В прошлом году, во время первой недели в школе, я попросил одного из моих второклассников, Брайана, прочитать вслух отрывок из нашей книги. Он боролся с этим и в конце сказал: «Знаешь, я просто не умею читать».
Я тут же вспомнил, как важно укреплять уверенность учеников. Уверенные в себе учащиеся с большей вероятностью будут говорить в классе и обращаться за помощью, когда это необходимо. Они часто усваивают материал быстрее и с большим энтузиазмом учатся.
В прошлом году я уделял особое внимание укреплению уверенности в своих учениках. Я обнаружил, что для этого лучше всего подходят следующие приемы:
Сосредоточьтесь на «пока». Напомните учащимся, что то, что они не могут сделать что-то сейчас, не означает, что они не смогут сделать это в будущем. Это может быть не завтра.
Это может быть не через две недели. Может быть, не в этом году, но когда-нибудь вы это получите.
Делясь личным опытом, мы понимаем это в контексте. Я дал им понять, что у меня не всегда все получается правильно с первого или даже со второго раза, но я настоял и нашел решение.
Не переусердствуйте.
Когда вы перебиваете ученика, чтобы исправить каждую маленькую ошибку, вы подрываете его уверенность. Всегда давайте учащемуся закончить свою мысль, а затем мягко объясните, почему есть лучший ответ. Затем вместо того, чтобы просить учащихся дать правильный ответ, поощряйте их быть лучше, чем раньше. Таким образом, они не будут нервничать, чтобы дать еще один неправильный ответ.
Выделите дополнительное время для студентов, которые в нем нуждаются.
Если учащийся явно демонстрирует неуверенность в себе, я обязательно отдаю предпочтение личному общению. Это может быть отведение ребенка в сторону во время групповых занятий, во время обеда, после или перед школой — что угодно.
Брайан приходил в мой класс во время обеда несколько раз в неделю, чтобы попрактиковаться в чтении.
Выделение дополнительного времени также может означать более активное вовлечение родителей в укрепление уверенности дома. Вместо того, чтобы звонить родителям только для того, чтобы отметить проблему, используйте более позитивный подход. Периодически звоните родителям, просто чтобы сказать, что их ребенок отлично справляется, и вы хотели, чтобы они знали. Это повысит похвалу дома и продемонстрирует ценность уверенности за пределами класса.
Дайте учащимся активную роль.
Дети многое приносят на стол. Было бы расточительством просто стоять перед классом и выступать с докладом — и это также не способствует уверенности учащихся. Пусть они по очереди ведут обсуждения или мероприятия. Выявляйте знания каждого учащегося и поощряйте их не только делиться с другими, но и привлекать всех к участию.
Предоставление учащимся чувства лидерства и значимости повысит их уверенность и самооценку. Если вам действительно не все равно, они узнают.
Брайан иногда спрашивал меня, почему меня так волнует, умеет ли он читать. Я сказал ему, что это потому, что я знал, что он был так близок, я знал, что он может это сделать.
Год спустя Брайан все еще иногда приходит ко мне в гости во время обеда. Он читает для меня и с каждым днем выбирает все более и более сложные книги. Иногда я напоминаю ему, что год назад он думал, что не умеет читать. И каждый раз непременно говорит: «Знаю, но теперь могу».
Мы здесь, чтобы помочь вам добиться успеха в вашей карьере, защищать интересы учащихся государственных школ и быть в курсе последних новостей образования. Подпишитесь, чтобы быть в курсе
Советы, как помочь ребенку развить уверенность в себе
Уверенность в себе является важным компонентом всех аспектов здорового развития вашего ребенка и ключевым компонентом успеха в школе. Вот как вы можете помочь своему ребенку развить уверенность в себе, необходимую ему для будущего успеха.
Уверенность — это вера в вашу способность управлять своим телом, поведением и проблемами, с которыми вы сталкиваетесь в большом мире. Уверенные в себе дети стремятся осваивать новые навыки и решать новые задачи. Они также ожидают, что взрослые будут помогать и поддерживать их усилия. Уверенность в себе также имеет решающее значение для того, чтобы ладить с другими и решать многие социальные проблемы, такие как обмен, соревнование и заведение друзей, с которыми дети сталкиваются в школьной среде. Уверенные в себе дети видят, что они нравятся другим людям, и ожидают, что отношения будут приносить удовлетворение и удовольствие.
Как развивается уверенность в себе? Младенцы рождаются без реального ощущения себя отдельными и отличными существами. Они узнают, кто они, прежде всего через их взаимодействие и опыт с другими. Основные опекуны — родители, родственники, опекуны и учителя — отражают детям их уникальные сильные стороны и особые качества. В значительной степени чувство уверенности в себе у ребенка формируется и поддерживается (или не поддерживается) теми, кто заботится о нем. Посмотрите, как растет уверенность в себе в первые три года жизни:
- Новорожденный плачет, и его утешает родитель. Эта малышка узнает, что она любима, важна и достойна утешения.
- 8-месячный ребенок трясет погремушкой и улыбается звуку, который она издает. Его опекун говорит: «Вы поняли, как работает погремушка! Хорошая работа!» Этот малыш учится тому, что он умело решает проблемы.
- Малыш садится на табуретку, чтобы дотянуться до своей любимой игрушки — папиного сотового телефона — на столешнице. «Я не могу позволить тебе играть с моим телефоном, — говорит отец девочки, — а как насчет того, чтобы поиграть с этим?» Он протягивает ей игрушечный телефон, и она с радостью начинает звонить. Эта малышка узнает, что ее интересы важны и будут уважаться и поддерживаться (в определенных пределах) теми, кто ее любит.
- 3-летний мальчик рыдает, когда его родители уезжают на ночь в город… без него. Они помогают ему успокоиться и устроиться с няней. Этот малыш учится тому, что его чувства важны и что его родители будут слушать и реагировать на него, когда он расстроен.
Ниже приведены способы, которыми вы можете воспитать в своем ребенке уверенность в себе посредством ежедневного совместного общения.
Установите режим дня с ребенком или ребенком
Когда события предсказуемы, когда они происходят примерно одинаковым образом и примерно в одно и то же время каждый день, ваш ребенок будет чувствовать себя в безопасности, в безопасности, уверенно и контролируя свой мир. Он знает, что, например, сначала идет ванна, потом книги, потом песни и только потом отход ко сну. Он понимает, что будет дальше, и может подготовиться к этим изменениям. Если повседневные события кажутся случайными, это может вызвать у детей сильное беспокойство. Если жизнь не имеет смысла, она может казаться слишком пугающей для полного исследования. Когда дети знают, чего ожидать, они могут свободно играть, расти и учиться.
Разрешайте и облегчайте множество возможностей для игры
Игра — это то, как дети узнают о себе, других людях и окружающем мире. Играя, дети также учатся решать проблемы и развивают уверенность в себе — находить мячик за диваном, вставлять правильную форму в его отверстие, заставлять чертика из коробки выскакивать. Младенец, который успешно нажимает кнопку на игрушке, которая издает приятный звук, учится тому, что он может заставить что-то произойти.
Также в игре дети узнают, каково это быть кем-то другим, примерять на себя новые роли и прорабатывать сложные чувства. Двухлетний ребенок, который наряжается, играя маму, уходящую на работу, возможно, пытается разобраться в своих чувствах по поводу разлуки. Трехлетний ребенок, играющий в «Могучих рейнджеров», может практиковаться в том, чтобы быть более напористым, справляться со страхами или выражать агрессивные чувства. Позвольте вашему ребенку играть во время игры — это укрепит его уверенность, напористость и лидерские качества.
Помогите своему ребенку научиться решать проблемы
Помогите ребенку справиться с проблемами, но не всегда решайте их за него. Переместите блоки в нижней части башни, чтобы они были немного более устойчивыми, но не ставьте высокий блок наверх — пусть она придумает, как заставить его балансировать. Так вы дадите ей шанс почувствовать себя успешной.
Если ваш ребенок строит домик из блоков на ковре, а он продолжает падать, вы можете:
- Сказать ей, что вы видите, как она расстроена
- Спросите ее, знает ли она, что может быть причиной проблемы
- Предложите свои наблюдения, например, что ковер мягкий, поэтому блоки неустойчивы
- Спросите, есть ли у нее какие-либо идеи о том, как сделать их более устойчивыми
- Спросите, нужны ли ей предложения: «Как насчет того, чтобы сделать это на твердом полу?»
Цель состоит в том, чтобы направлять и поддерживать вашего ребенка в его усилиях по решению проблем, но не делать за него то, что он может сделать сам. Иногда периоды величайшего разочарования вашего ребенка на самом деле являются прекрасной возможностью для него развить чувство уверенности, компетентности и мастерства. Она поймет, что может рассчитывать на то, что вы поддержите ее. Между тем, именно она находит решение.
Возложите на ребенка ответственность
Ощущение себя полезным и нужным заставляет детей чувствовать себя важными и укрепляет уверенность в себе. Работа должна соответствовать возрасту. Совсем маленькие дети могут вместе с вами сортировать белье, помогать кормить домашних животных, поливать растения и собирать игрушки. Будьте конкретны в том, что ожидается. Скажите: «Пожалуйста, положите салфетку на каждую тарелку», а не «Помогите мне накрыть на стол».
Отмечайте успехи вашего ребенка
Показывая ребенку, что вы признаете, как он растет и учится, вы укрепляете его уверенность в себе. Сделайте фотоальбом его достижений. Сфотографируйте, как ваш ребенок изо всех сил пытается забраться на стул, и один из ваших детей, гордо сидящий на нем.
Поощряйте ребенка пытаться справиться с задачами, с которыми он борется
Дети учатся, делая. Разбейте сложные задачи на выполнимые шаги, чтобы помочь ему чувствовать себя под контролем, уверенно и в безопасности.
- Расшнуруйте его ботинки и расстегните их для него
- Выстроить их так, чтобы он мог войти
- Позвольте ему опереться на вас, пока он входит
- Направляйте его руку, если это необходимо, когда он застегивает туфли
- Скажи ему: «Молодец, надел туфли!»
Когда вы работаете над заданием или навыком, которые сложны для вашего ребенка, например, переходите к тренировочным колесам или учитесь спускаться с большой горки, дайте ему понять, что вы верите в него, но также сообщите, что вы не будете разочарованы если он еще не готов. Вы рядом, чтобы поддержать его, когда он будет готов попробовать еще раз. Когда дети чувствуют, что контролируют ситуацию, они чувствуют себя сильными в этом мире.
Обеспечьте язык для рассказа вашего ребенка об опыте
Это должен быть язык, точно отражающий его опыт, демонстрирующий понимание и сочувствие, а также вселяющий уверенность.