11.04.2025

Праздник покрова пресвятой богородицы молитва: Молитвы на Покров Пресвятой Богородицы: очень сильная защита

Покров Пресвятой Богородицы: главная исцеляющая молитва 14 октября

Дата праздника не меняется, его отмечают ежегодно 14 октября. История праздника связана с чудом, произошедшим в Константинополе в 910 году. Тогда Пресвятая Богородица простёрла над жителями города свой омофор (платок, покров), чем уберегла их от врагов. В этот день верующие молят Матерь Божью о покровительстве, спасении и исцелении.

«В IX веке от Рождества Христова наши предки – русы, тогда ещё язычники, осадили Константинополь. Во время службы во Влахернской церкви защитникам города явилась Богоматерь, и в знак того, что даёт им свою защиту, покрыла их своей ризой. После этого омофор погрузили в прибрежные воды, и поднявшаяся в ту же минуту буря разметала русские ладьи.

Есть и другие версии, но самое интересное в этой истории то, что именно Покров, греческий праздник поражения русов, стал одним из главных праздников русской церкви. Всё дело в том, что, проиграв сражение, русы выиграли нечто большее. Увиденное в Константинополе чудо потрясло их, и вскоре нападавшие попросили крестить их – так православие впервые пришло на Русь», – рассказывает портал «Азбука веры».

События, в которых Богоматерь простёрла свой покров над людьми, молящимися в храме, имеет глубокий смысл, потому что считается, что над Русью тоже простёрт покров Богородицы. Рассказ о событии взят из жития Андрея Юродивого.

Любой верующий может всегда рассчитывать на заступничество Пресвятой Богоматери, но на праздник Покрова молитва приобретает особый смысл.

Обращаясь с молитвой перед иконой Покрова Пресвятой Богородицы, многие надеются на помощь в различных ситуациях: исцелить от болезни; вернуть благополучие в семью; защитить от бед, в том числе и от стихийных разрушений; поправить материальное положение; найти вторую половинку; избавить от непогоды (для тех, кто занимается сельским хозяйством) и дать богатый урожай; укрепиться в вере и устоять перед искушениями.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши».

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

Сегодня Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, Апостолы же со пророками ликуют: ибо за нас молит Богородица Предвечного Бога.

Молитва

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.

Напомним, подробнее об истории, традициях и приметах православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы ранее рассказывал Сиб. фм.

14 октября Покров Пресвятой Богородицы: все о празднике, традиции, молитвы

14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день. Мы расскажем о событиях и традициях Покрова.

Источник: foma.ru

Что такое Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

 

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы

На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.

События Покрова Пресвятой Богородицы

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…

Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

История празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).

«Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее  возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.

Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Перевод:

В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

глас 3

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Перевод:

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Перевод:

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Покров день — народные традиции праздника

Шибанов Михаил. «Празднество свадебного договора». 1777. Третьяковская галерея. Москва.

На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.

В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.

Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве в 1635 году основал царь Михаил Феодорович. По преданию, в честь Покрова Божией Матери его освятили потому, что отец Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет, умер именно в этот праздник.

Сначала монастырь назывался «Покрова на убогих домах», потому что здесь, на окраине столицы, располагалось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.

В 1808 году на месте обветшавшего храма возвели каменный монастырский собор, а в последующие годы территорию обители украсил еще один храм — во имя Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751-ого по 1776-ой здесь располагалась Духовная семинария, а в XIX-XX веках монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.

В 1812-м обитель разорили французы, но за несколько лет после войны ее восстановили. В 1926 году советские власти взорвали монастырскую колокольню, затем закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники. В 1929-м был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища разбили парк, он существует и по сей день. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.

В 1998 году сюда с Даниловского кладбища были перенесены мощи праведной старицы Матроны. В 2004-м блаженную Матрону причислили к лику святых. Сейчас Покровский монастырь — место паломничества всех, кто хочет помолиться у мощей старицы.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. И минутами многие спрашивают, задают вопрос себе и другим: Каким же это образом, когда земля Русская, Церковь наша родная изначально были под защитой Пречистой Девы Богородицы, — каким образом могла наша Русская история и судьба нашей Церкви порой быть такой страшной и такой трагичной? Сколько боли, сколько страха прошло через русскую историю, и не только в ее светском образе, но и в самой Церкви. Мученики восставали из столетия в столетие, свидетели Христовы погибали. Как же это можно совместить с нашим убеждением, что над Церковью нашей, над родиной нашей — Покров Пречистой Девы Богородицы? Мне думается, что это можно понять, если только вспомнить, как Она стояла у креста Сына Своего единородного и ни словом не обмолвилась, ни криком, ни слезой не умолила, чтобы Его не распинали, потому что Она знала, что Сын Божий, ставший сыном человеческим через Нее, пришел для того, чтобы жить, учить, жизнь Свою отдать и умереть на кресте для спасения человеческого рода. И мы, христиане, не только люди, которые веруем во Христа, мы, христиане, Его ученики, мы от Него получили в наследие заповедь любить друг друга так, как Он нас возлюбил, иметь такую любовь, которой земля не знает: Никто большей любви не имеет, как тот, который жизнь свою положит за друзей своих…

Мы причащаемся Святых Тайн. Что же это значит? Это значит, что чудом святого приобщения жизнь Христова, человеческая природа Христова делается нашей жизнью и нашей природой, и что хотя бы в зачаточном виде наше присутствие на земле есть икона и реальность Христова присутствия в трагическом, многострадальном нашем мире. Каждый из нас в меру своей отдачи Богу, в меру того, верит ли он или не верит во Христа — не словом, не чувством только, но всей жизнью своей, каждый из нас призван пройти путь Христов. А путь Христов мы знаем. Когда Иаков и Иоанн, два из Его учеников, подошли к Нему, прося, чтобы, когда Он победителем придет, они могли сесть по правую и левую руку Его престола, Он им ответил: Можете ли вы, готовы ли вы пить чашу, которую Я пью? — т. е. разделить ту судьбу, которую Я взял на Себя по любви, к вам, к человеческому роду, готовы ли вы погрузиться в тот ужас, который будет ужасом Моей судьбы: предательство, поцелуй Иуды, бегство апостолов, одиночество, беззаконный суд, лжесвидетельство и, наконец, осуждение на смерть, и путь на Голгофу, нося крест, на котором Ему надлежало быть распяту и умереть? И когда Его пригвождали ко кресту, когда этот крест ставили так, чтобы Он мог умереть на глазах у всех медленной смертью, под насмешками Его осудителей и мучителей, каковы были Его слова? — Прости им, Отче, они не знают, что творят… И Божия Матерь стояла, и ни словом не стала умолять, чтобы пожалели Ее Сына, ни словом Она не обратилась к Нему, с тем чтобы Он Божественной властью и силой Своей сошел со креста, потому что Она знала, что для того-то Он и пришел а мир.

Я когда-то спрашивал Святейшего, приснопамятного, дорогого всем нам патриарха Алексия, как бы он определил Церковь, и он мне сказал: Церковь — это тело Христово, распинаемое ради спасения своих мучителей… Только тогда, когда мы являемся жертвой, получаем мы ту власть, которую Христос имел, сказать: Прости им, Отче! — потому что принятием страдания без протеста, безмолвно отдавая себя (Христос сказал: Никто не отнимает у Меня жизни, Я отдаю ее свободно) — когда мы тоже отдаем себя на поругание, на насмешки, а порой и на худшее, мы получаем власть прощать.

Близкий мне человек, друг мой, старше меня лет на двадцать с лишним, был взят в концентрационный лагерь во время немецкой оккупации. Когда он вернулся, я его опросил, встретив на улице: Что вы принесли с собой из лагеря? И он мне сказал: Неумолкающую тревогу. Я на него посмотрел и сказал: Неужели вы там потеряли веру? — Нет, — сказал он, — но пока я был в лагере, пока я был в страдании, под опасностью смерти, когда меня мучили, терзали и голодом и побоями, я в любую минуту мог сказать: Отче, прости им, они не знают, что творят! — и я знал, что Господь не может не услышать мои молитвы, потому что я своей кровью Ему свидетельствовал в том, что я всерьез эти слова произношу, из глубины страдания взываю о прощении моих мучителей. А теперь я на свободе, а те, которые нас так мучили, так терзали, так зверски с нами поступали, может, не покаялись, не поняли, что они делали, но когда я кричу к Богу, вопию к Нему, плачу перед Ним о том, чтобы Он их как-нибудь спас, не может ли Господь мне сказать: Легко теперь о них молиться: ты не страдаешь; чем ты докажешь Мне свою искренность в молитве?. . Вот отношение простого русского христианина. И к этому все мы призваны, потому что мы крещением облекаемся во Христа, потому что мы миропомазанием получаем Духа Святого, потому что мы причащением становимся одним телом, одной жизнью со Христом Спасителем, Сыном человеческим, во всем подобным нам, кроме греха, но и Сыном Божиим, и начинается в нас тот процесс, который должен нас приобщить Божественной жизни в конце времен.

И вот когда мы думаем о Покрове Божией Матери над Русской землей, разве мы не можем понять, что Она — да, вместе с нами стояла у престола Божия, что Она слезно молила Бога о том, чтобы милость сошла на нас, чтобы крепость нам была дана, но не о том, чтобы мы были лишены чудесного дара жить и умирать во спасение тех, которым нужно наше прощение и нужно свидетельство о том, что значит быть человеком, в котором живет Божественная любовь.

Но вы скажете: Как это сделать? Где найти силы?.. Апостол Павел обратился к Богу, видя, что ему надлежит совершить на земле, обратился к Нему с мольбой о силе, и Христос ему ответил: Довольно тебе Моей благодати, сила Моя в немощи твоей проявляется… В какой немощи? Конечно, не в страшливости, не в трусости, не в лени, не в унынии, а в той немощи, которую мы можем явить, когда мы отдаем себя беззащитно, как ребенок себя отдает в объятия матери, не защищаясь, просто зная, что он безопасен в ее объятиях. Вот как мы должны отдать себя Богу, и тогда сила Божия в нас совершится, не мудростью наших слов, не силой наших действий, а открытостью нашей благодати Божией, которая будет изливаться через нас на всё и на всех вокруг нас.

Мы имеем другую еще радость сегодня: мы впервые можем молиться Святейшему Патриарху Тихону. Он для нас — образ многострадальной, распятой Руси. Он, человек старого времени, вошел в новое время, неведомое ему до того, и вгляделся в пути Божии; и эти пути он сумел прозреть, и смысл их для себя и для других раскрыть, и он поставил Церковь в должное положение по отношению к земным властям и к Богу. Он для нас — образ всех новомучеников, которых мы вспоминаем, всех подвижников веры, мужчин и женщин, детей и стариков, которые свою жизнь отдали, которые жизнью и смертью поплатились за то, что они захотели до конца остаться Христовыми. Он как бы ключ, он — средоточие всего этого подвига. Он в свое время соединял невидимо, через непроходимые границы, тех, которые остались на многострадальной, измученной нашей родной земле, и тех, которые, подобно моим родителям и мне, оказались на чужбине, лишенные родины и лишенные такой земли, в которой они могли стать своими. Он нас соединял, он был тем, который за нас всех молился и за которого мы и тут, и там могли молиться одним сердцем. Какое чудо! Конечно, он молился за нас, за Русскую землю и когда был на земле живым, и когда предстал перед престолом Божиим. Признание его святости говорит в первую очередь не о его святости, а о том, что теперь мы можем ее провозгласить, о том, что теперь мы ее понимаем, как, может быть, не понимали раньше, и благодарим Бога за то, что, подобно ему, следуя его учению, его образу, миллионы людей на родной земле жили и умирали по вере своей. Слава Богу!.. И поэтому когда нам придет время скорби, большой или малой, будем помнить, что скорбь наша — это скорбь Христова, что несем мы эту скорбь, потому что мы Христовы, потому что мы — тело Христово на земле, продолжение Его телесного присутствия, Его распятого тела. Аминь!

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

Эта запись была размещена в Новости, Публикации, Фото и выбрана по тегам Богородица, основы Православия, Покров Богородицы, церковный календарь. Сделайте закладку на постоянную ссылку.

Покров Пресвятой Богородицы

 

Память Октября 1

«Сегодня Богородица стоит посреди Церкви, и с ликами святых невидимо молит Бога о нас. Ангелы и епископы почитают Ее, Апостолы и пророки вместе радуются, Так как ради нас Она молится Вечному Богу!»

Чудесное явление Богородицы произошло в середине X века в Константинополе, во Влахернском храме, где сохранились Ее риза, пелена и часть пояса после перенесения из Палестины в V веке. В воскресенье, 1 октября, во время Всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой юродивый Андрей возвел очи свои к небу и увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, сияющий небесным светом и окруженный собранием святых. Св. Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. На коленях Пресвятая Богородица со слезами молилась о христианах.

Завершив молитву, она взяла покрывало и раскинула его над людьми в церкви, защищая их от врагов, как видимых, так и невидимых. Она сияла небесной славой, и защитное покрывало в ее руках сияло «больше, чем лучи солнца». Святой Андрей с трепетом смотрел на чудесное видение и спросил своего ученика, стоявшего рядом с ним блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Пресвятую Богородицу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святой отче, и трепещу». Присноблагословенная Богородица умоляла Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя, и поскорее ответить на Ее заступление: «Царю Небесный, приими всех молящихся Тебе и призывающих мое имя в помощь. Не дай им не уйти от моей иконы неуслышанными». SS. Андрей и Епифаний удостоились увидеть Божию Матерь за молитвой и «долгое время наблюдали Покров, распростертый над людьми и сияющий отблесками славы. Пока была Богородица, была видима и Покровная Завеса, но когда Она ушла, она стала невидимой. Взяв его с собой, она оставила милость своего посещения».

Воспоминание о чудесном явлении Божией Матери вспомнили в этом же храме спустя сотни лет. В XIV веке русский паломник Александр увидел икону молящейся о мире Пресвятой Богородицы, на которой изображен святой Андрей в созерцании ее. В сей праздник мы просим защиты и помощи у Царицы Небесной: «Помяни нас в молитвах твоих, Владычица Дево Богородица, да не погибнем нам умножением грехов наших. Защити нас от всякого зла и от тяжких бед, ибо на Тебя уповаем и, почитая Праздник Покрова Твоего, величаем Тебя».

Тропарь (глас 4) –

Нынче верующие празднуют с радостью
Твоим пришествием озаряются, Богородица.
Видя твой чистый образ, мы усердно взываем к тебе:
«Обними нас под драгоценным покрывалом твоего покрова; избавь нас от всякого зла, умоляя Христа, Сына твоего и Бога нашего, да спасет души наши».

Кондак (глас 3) –

Сегодня Богородица стоит среди храма
и с ликами святых невидимо молит Бога о нас. Ангелы и епископы поклоняются,
апостолы и пророки вместе радуются,
так как ради нас она молится предвечному Богу.

С разрешения Православной Церкви в Америке (www.oca.org)

‹ Встреча Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа в храме вверх Три мученицы со св. Харальмпом в Фессалии ›

Пресвятой Богородицы


Назад к списку
Отправить по электронной почте эту страницу
Покрова Пресвятой Богородицы

14 октября (1-го по старому стилю) Русская Церковь торжествующе и радостно празднует Покрова Пресвятой Богородицы.

Этот праздник любим русским православным народом. Он был основан в XII веке Русской Церковью, хотя исторической основой для него послужило поражение наших русских предков при нападении на столицу Византии Константинополь, которая была спасена заступничеством Богородицы.


Покровская.

Русская Церковь празднует событие, произошедшее в древности и на чужбине — далеком греческом городе Константинополе, более 1000 лет назад. Событие произошло во Влахернской церкви, в присутствии множества народа, хотя видели его только двое – блаженный юродивый Андрей и ученик его Епифаний. Оба они видели, как в храме явилась Царица неба и земли, молящаяся о мире и всех людях и благословляющая верующих Своим пресвятым покровом.

Кем был сей блаженный Андрей, избранник, которому Богородица явила Свой облик? В великом городе Константинополе святой Андрей казался бедным и подлым. Однако под покровом странностей он скрывал от всех свой светлый дух и свою благодатную мудрость.

Святой Андрей был славянином по происхождению и в детстве был продан в рабство.

Возлюбленный своего хозяина, он получил прекрасное образование и проявил особые способности к чтению и письму; в результате он получил почетную должность писца. Однако врожденная мудрость побуждала его избегать земных почестей и погружаться в духовное созерцание. Следуя своему внутреннему порыву, он оставил мир под видом безумия, скрыв свои великие духовные дарования под нищенскими тряпками, и принял на себя духовный подвиг юродства, наряду с трудами поста, нищеты, бесприютности и постоянного молитва. Именно этого юродивого избрала Матерь Божия в свидетели Своего прихода во Влахернскую церковь. Она не выбрала ни патриарха, ни епископа, ни клирика, ни монаха; Она не выбрала ни царя, ни его вельмож, ни кого-либо из мудрых и ученых мужей, которыми славилась Византия; также Она не выбрала кого-либо из видных горожан города. Вместо этого Пресвятая Богородица избрала юродивого Андрея и даровала ему благодать быть свидетелем вместе с его благочестивым учеником Епифанием великого и страшного видения.


Это случилось в конце блаженной жизни Эндрю. Находясь на всенощном бдении во Влахерне, рано утром он увидел, как Божия Матерь входит в храм царскими вратами, окруженная сонмом ангелов и множеством святых, поддерживаемая святителем Иоанном Крестителем и святой апостол Иоанн Богослов.

Когда Богородица подошла к амвону, святой Андрей спросил Епифания: Видишь ли ты Владычицу и Царицу мира? На что последний трепетно ​​ответил: «Вижу, отче, и благоговею».

Помолившись некоторое время, Пречистая сняла с головы Свое сверкающее, как молния, покрывало и расстелила его над людьми.

Отмечая этот праздник, Церковь празднует великое и радостное откровение божественного покровительства, распростершегося над миром, великой человеколюбия Богородицы. Ибо не только во Влахернском храме Богородица слезно молилась тысячу лет назад, но Она молится за нас всегда до скончания века. И простиралось Ее честное покрывало не только на верующих, находившихся в то время в храме, но и на весь мир, на все человечество, и на всех нас, грешных, сияет спасительный Покров Божией Матери.

Богородица – Посредница между землей и небом, Заступница мира пред престолом славы Божией. Не покинут мир в своей печали, не одинок человек в своей печали: о нас и вместе с нами скорбит Пресвятая Богородица. Да, мы знаем, что мы великие грешники, но мы также знаем, что мы не забыты Богородицей, Которой дорога каждая человеческая душа. Может ли быть большее утешение? Во все века сияет в сердцах верующих радость Покрова Пресвятой Богородицы, радость Ее молитвы о мире. Богородичная молитва, которой молится Сам Святой Дух, всесильна. Да воссияют радость и слава Покрова Богородицы над нами, в сердцах наших и над землей нашей! Аминь.

Из Чудотворных икон Божией Матери в истории России


Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Сегодня, братия, празднуем праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Начало этого праздника восходит к 910 году нашей эры в городе Константинополе, на территории бывшей Византийской империи, современной Турции. В это время город осаждали враги, угрожавшие ему полным разрушением, так как осада застала город врасплох, без необходимых средств защиты. Легко понять панику и страх жителей; однако они не растерялись.

Слабые военной силой, но крепкие верой и надеждой на Бога, греки вместе со своим императором Львом Мудрым — собрались на всенощное бдение в знаменитой Влахернской церкви, где находятся ризы Божией Матери хранился, и здесь горячо молились Царице Неба и земли об их избавлении.

Именно в этот момент явилось дивное видение, которое мы празднуем сегодня и которое осталось незабываемым на все времена.

В храме стояли праведный юродивый Андрей, пришедший из Скифии (позже ставшей Русью), вместе со своим учеником Епифанием, ставшим впоследствии Константинопольским Патриархом. Оба они видели, как Пресвятая Богородица молилась за народ вместе со всем сонмом сопровождавших Ее святых, и во время молитвы Она покрыла верующих Своим покрывалом.

Сейчас мы в подобных обстоятельствах: тоже в церкви, тоже на службе. Но что бы мы чувствовали, братия мои, если бы Божия Матерь предстала перед нами вместе со всем сонмом святых?! Мы были бы в полном благоговении, не в силах выразить словами наше чувство. Все мы, наверное, остолбенели бы от святого благоговения, удивления, восторга

И все же это не так уж невозможно, это не только эфемерный сон! Тайны духовного мира окружают нас повсюду, как воздух. Мы не видим их глазами, потому что наше физическое зрение слишком грубо, оно приспособлено только для чисто физических целей. Вооружите свой глаз телескопом, и вы увидите солнечные пятна за миллион миль, вы увидите знаменитые каналы на Марсе и т. д. Посмотрите в микроскоп, и вы увидите кишащую жизнью мельчайшую каплю воды.

В какой-то степени это чудо, но в то же время и естественно; здесь действуют физические законы. Но есть другой, другой мир, духовный мир. Никто не может проникнуть в него только с помощью физических законов.

Каждый носит в себе частицу этого духовного мира, это наша душа.

Жизнь души в нас тесно связана с физическим строением нашего организма, и в то же время мы чувствуем, что это лишь временное устройство. Если нам это не нравится, мы стараемся не думать об этом. Если к нам приходят мысли о духовной жизни, мы пытаемся отогнать их от себя.

Но вдумаемся, братия милые: где теперь бесчисленные миллионы людей, которые, начиная с Адама, жили на земле? Не считаясь с их личным духовным состоянием, мы понимаем, что они должны где-то находиться. Их тела давно обратились в прах, но где их души?

И здесь мы сталкиваемся лицом к лицу с хотя и смутной, но все же определенно присутствующей идеей о творческом замысле мироздания, состоящего из двух частей духовной и физической, и на краю этих двух миров стоит человек.

Праздник Покрова Богородицы являет нам соединение этих двух миров. Собственно, самое чудесное здесь не само видение, Божией Матери и всех святых, молящихся о народе, — об этом упоминается во всех стихирах наших служб, говорящих о Богородице, — а чудесное то, что это видение было увидено человеком. Это и есть настоящее чудо, поскольку оно влечет за собой отступление от привычных законов природы. Духовный мир и все его проявления обычно невидимы для человеческого глаза.

Мы привыкли представлять, что Она, Пресвятая Богородица, и все святые, все усопшие, весь духовный мир вообще находятся где-то там, далеко на небе. Нам необычно и даже трудно поверить, что Богородица и все святые так близки нам, что могут молиться вместе с нами в наших храмах.

Божественная литургия, которую совершают грешные люди, есть таинство, в которое словами церковной молитвы желают проникнуть даже святые ангелы, а для Ней, Пресвятой Богородицы, эта жертва должна быть драгоценнейшей из все.

Не упустите случая, братия мои, воспользоваться близостью Богородицы и молиться Ей с детской простотой, преданностью и искренней верой, взывая к Ней: «Радуйся, Радосте наша, защити нас от всех зло с Твоим самым драгоценным покрывалом». Аминь.

* * *

Вновь собрались мы, братия возлюбленные, на праздник Пречистой Богородицы; еще раз услышим столь знакомое нам евангельское чтение о встрече двух радостных Матерей Марии и Елизаветы; еще раз воскликнем вместе с Богородицей: Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем; еще раз радостно раскроем уста свои и радостно воспоем чудеса Ее.

И это воистину чудо милости Божией, что так легко открывается сердце наше к воспеванию Богородицы, что мы не только не утомляемся частыми праздниками Богородицы, но по прошествии каждого из них с нетерпением ждем следующего, что доказывает, как сильно мы любим Тую, Которая честнее херувимов и без сравнения славнее серафимов.

Сегодняшний праздник имеет свои особенности, которые делают его особенно ценным для нас. Пречистая простёрла Свое покрывало на осажденный город, на народ, не имевший иной надежды, кроме помощи Царицы Небесной; и Она заступилась за этот народ. И таким образом, из этого древнего исторического факта в христианскую душу вошла уверенность, что, когда нет другой заступницы, другого утешения, другой радости, когда сердце готово принять горькую мысль о том, что оно одиноко, забыто и ненужно кем угодно, то достаточно только помнить, что у нас есть добрая, милосердная и сострадательная Мать, Которая видит наши нужды, слышит наши мольбы и всегда готова помочь нам, поддержать нас, утешить нас; достаточно вспомнить все это и воззвать к Ней, Пречистой и Преблагословенной, от всего сердца возопить к Ней, и тогда произойдет чудо: пройдет печаль, и тихая, нежная радость и примирение с Богами. воля наполнит нашу душу.

Эти душевные эмоции и печаль, и радость, которые следуют за ней, суть факты, реальность, действительность. Мы знаем, откуда берется печаль, что ее порождает; мы должны также точно знать, откуда берется радость, чтобы не думать о ней как о случайности, как о чем-то, что происходит само собой или от изменения внутреннего настроения.

Церковь помогает нам исследовать свою душу и увидеть источник ее радости. В сегодняшнем кондаке укажет нам, что сегодня Богородица предстает в Церкви и со сонмом святых невидимо молит Бога о нас.

Может ли быть печаль или скорбь там, где Царица Небесная расстилает Свое сверкающее покрывало? Где люди обращаются к Ней с молитвой? Можем ли мы сомневаться в Ее невидимом присутствии среди нас? Если мы очистим наши чувства, чтобы сердце наше не было подвержено никаким земным страстям, то молитвами Богородицы радость Христова снова охватит нас и будет источником вечного душевного утешения. Аминь.

Протоиерей Игорь Гребинка.


Покровское слово

Во дни земных скитаний человек часто нуждается в небесной помощи. Как путник, заблудившийся в бурную зимнюю ночь, жадно оглядывается вокруг себя, нет ли где-нибудь проблеска света, так и мы в трудные минуты жизни, когда нам кажется, что пути нет. наружу, — бессознательно взирать вверх, к Подателю всех щедрот, Господу Богу.

Яркий пример такой ситуации представлен в событии, положившем начало сегодняшнему празднику.

Это произошло более тысячи лет назад, когда азиатские полчища диких сарацин вторглись в Византию, нашу сестру по вере, грабя все на своем пути огнем и мечом. Греки заперлись в Константинополе и со страхом ожидали неминуемой гибели, так как неприятель уже подошел к стенам города. Помощи ждать было неоткуда, а собственные военные силы были незначительны. Однако христиане чувствовали, что еще не все потеряно, поскольку невозможное для человека вполне возможно для Бога.

И вот весь народ, от императора до низшего простолюдина, весь пошел во Влахернскую церковь помолиться вместе. (Храм этот был известен своими священными реликвиями: в нем находились риза Богородицы и Ее омофор , т.е. большая пелена, которую Она носила на голове). И эта молитва была очень горяча и дошла до престола Божия. Рано утром один из верующих, блаженный юродивый Андрей, родом из России, молитвенно поднял глаза и увидел Царицу Небесную, Пресвятую Деву Марию, окруженную сонмом ангелов. и святых, сияющих ярким светом и покрывающих людей Своим молниеносным покрывалом. Пораженный таким дивным видением, святой Андрей сказал своему ученику, блаженному Епифанию: Видишь ли, брат, Царицу и Владычицу всех, молящихся за весь мир? — Я вижу, святой отец, — ответил тот, — и я благоговею.


Покрова Богородицы

Весть об этом видении, явленном избранным Божиим, быстро разнеслась по всему городу, и греческие воины, воодушевленные надеждой на помощь усердной Покровительницы христиан, успешно отразили великое множество врагов своих. Даже царь Давид, псалмопевец, взывал с упованием на Божий Промысел: Он воззовет ко Мне, и Я отвечу ему; Я буду с ним в беде; Я избавлю его и прославлю его (Пс. 91:15). Через Бога мы будем поступать доблестно, ибо Он есть Тот, Кто попирает врагов наших (Пс. 60:12).

Таким образом, огромные армии противника были бессильны перед цитаделью, в которой люди полагались не на свои мечи, луки и стрелы, а на помощь свыше. Цитадель эта – храм Божий, где Пресвятая изволила явиться Своим избранным, святым Андрею и Епифанию.

Из этого следует, что церковь есть наше земное пристанище во всех нуждах и скорбях, это святое место, в котором сила Господня прежде всего проявляется через семь установленных таинств. Церковь есть в какой-то степени земное небо, где сияет слава Господа нашего Иисуса Христа, окруженного ангелами и множеством святых. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Вот почему еще в ветхозаветные времена храм был центром человеческой жизни, местом общения людей с Богом. По этой причине ковчег завета Нерукотворной Пречистой Богородицы готовился к Ее исключительно высокому назначению пребыванием прежде всего в храме. Сам Христос, для Которого небо — престол, а земля — пьедестал, часто посещал иерусалимский храм и, глубоко заботясь о его святости, изгонял всех, кто вносил в него беспорядок . Мой дом назовется домом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21:13), — сказал Он продавцам жертвенных животных, которые устроились вместе со своим товаром в одном из внутренних дворы храма. Таким образом, апостолы, а впоследствии и все христиане единогласно собирались по воскресеньям для совершения таинства Святого Причащения в специально установленном месте.

Дополнительные примеры не требуются. Всем ясно, что нам нужна Божья церковь, и что мы должны стремиться попасть туда, как больной человек стремится попасть в клинику, надеясь выздороветь.

Не говорите, что с таким же успехом можно молиться дома. Нет, не обманывайте себя и других, не пытайтесь оправдать свое безделье. Только сюда, во время Божественной литургии, приходит Царь царей и Господь господствующих, чтобы принести его в жертву и отдать верующим. Здесь наша молитва достигает наибольшей силы, ибо, не видя и не слыша вокруг себя ничего мирского, мы бессознательно сосредотачиваем свое внимание на одном направлении: на поклонение Господу Богу, чтобы Он помянул нас в Своем Царствии. Мы должны помнить, что в те тяжелые времена осады Константинополя и император и императрица, и святой Андрей с учеником своим Епифанием, и все множество народа вполне могли молиться и, несомненно, молились в своих домах; однако все они были созваны для общей молитвы в храме, и именно там молитва, возносимая от единых сердец и единых уст, прорвала небеса и достигла Бога. И там же, в храме, явилось видение, как Пречистая молилась пред престолом Сына Своего и Бога нашего о страждущем человечестве.

Пусть все это послужит нам уроком и наставлением, к побуждению непременно приходить в храм Божий, где наши молитвы укрепляются помощью и заступлением святых и пренепорочной Девы Марии прежде всего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *