Православные традиции моей семьи — Православная гимназия во имя свщмч. Иоанна Кукши г. Орёл
В нашей семье мы празднуем все Православные праздники и соблюдаем все посты. Моя семья не полностью православная: моя бабушка и дедушка ещё не отошли от советского атеизма, но уважают нашу веру и всегда поздравляют нас с наиболее важными праздниками.
Самый почитаемый праздник в нашей семье — это Рождество. После Рождественского поста мы с радостью идём в храм на вечернюю и утреннюю службу, чтобы встретить это торжество. Праздник связан с рождением Богочеловека, Сына Божия Иисуса Христа. Все Православные люди радуются этому событию, воспевая славу Господа. После Божественной Литургии мы следуем домой, где происходит разговение и произносятся благодарственные молитвы, если мы причащались. Рождество всегда вызывает особую радость в нашей семье. Это действительно светлое и торжественное действо. В моей душе этот праздник останется самым лучшим воспоминанием о детстве и о семье. В будущем я тоже буду прививать своим детям Православные традиции нашей семьи.
Грамматчиков Георгий,
ученик 9 класса, 2010г.
В моей семье соблюдаются почти все православные традиции. Мы отмечаем все Великие и Двунадесятые праздники, соблюдаем посты.
Но с особой душевной теплотой и трепетом мы готовимся к празднику Воскресения Христова, Пасхе. На Первой неделе Великого поста и Страстной Седмице каждый день наполнен особым смыслом. Мы всей душой переживаем Страдания и Смерть Спасителя, на Страстной Седмице стараемся достаточно строго соблюдать Великий пост и ограничивать себя не только в пище, но и в развлечениях. Причащение в Великий Четверг для меня тоже необычно. Ведь в этот день вспоминаются события Тайной Вечери. В Великую Пятницу сердца наши наполнены скорбью о Спасителе, мы стараемся не смотреть телевизор. В Великую Субботу мы освящаем куличи, пасху и разноцветные яйца, а в Пасху торжествуем со всем православным миром Воскресению Христову!
Кроме того, одним из наиболее любимых праздников в нашей семье является Рождество Христово. Среди других традиций нашей семьи поездки в Оптину пустынь. В этом монастыре у меня возникают особенные ощущения. Здесь небо над золотыми куполами кажется необыкновенно высоким.
Я думаю, что в течение дальнейшей моей жизни соблюдение православных традиций будет согревать в моей душе тепло веры.
Никитин Даниил,
ученик 9 класса, 2010г.
У меня достаточно маленькая семья: мама, папа и я. Моя мама приняла крещение в двадцать пять лет, ещё до моего рождения потому, что не знала о Боге, а папа был крещен в маленьком возрасте и верит в Бога всю жизнь, поэтому мама знает немножко меньше. Мы стараемся соблюдать посты и православные традиции. Бабушка (папина мама) — глубоко верующий человек, когда я была маленькой она часто водила меня в храм. Я думаю, что надо не только формально соблюдать посты и православные традиции, но и совершать хорошие дела, выражать любовь к Богу через свои поступки, тогда и в душе будет благодать Божия. Мои родители ходят в храм не на каждую службу, но стараются идти на встречу к Богу по возможности. Наш любимый праздник — это Пасха, очень важный и красивый праздник. Ночная служба великолепна. Я считаю, что все праздники очень важные, ведь они символизируют события жизни Иисуса Христа.
В Пасху мы красим яйца и освещаем кулич, мы создаем вокруг себя красоту, чтобы еще сильнее почувствовать Праздник. Таким образом, мы пытаемся выразить наше душевное состояние радости и счастья через наши поступки и дела. Православные христиане это делают с благоговением и трепетом в душе, потому что понимают всю важность и значение этих действий. Человек не может жить без гармонии с самим собой, а этой гармонии он может достичь только с Богом.
Хабибулина Мария,
ученица 9 класса, 2010г.
» Моя православная семья
В Первом послании к коринфянам святого Апостола Павла говорится: «Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.» (1Кор.7:14)
Что значат эти слова? Дети у неверующих двух родителях не освящаются Словом Божим, слово не сеется в сердца детей, ведь дитя как чистый лист бумаги и что напишешь на нем то и будет! напишешь суету и ложь языческую — будут нечисты, а если слово Божее святое — то святыми! Ибо от нечистого оскверняешься, а от святого Слова освящаешься! Ибо заповедано родителям 6 «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. 7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая…»
Не могу сказать, что наша семья чем-то сильно отличается от других семей нашей страны. Нет в ней ничего необычного и выдающегося. Однако для меня она самая лучшая.
Каждый человек любит и ценит свой дом и свою семью. Ведь дом считается собственной крепостью, где можно укрыться от любых жизненных невзгод, а люди, которые в нем живут, которые всегда поймут и поддержат в трудную минуту – это и есть семья. И роль ее для каждого из нас огромна. Ведь с семьей связаны все первые ощущения и представления человека, когда он только начинает осознавать окружающий мир. А впоследствии именно в семье формируются такие человеческие понятия как любовь и забота. Недаром семью называют ячейкой общества, малой родиной. В ней формируется человеческая личность, происходит воспитание ребенка. Поэтому обычно от того, какая у человека была семья, зависит и то, каким он стал. Для меня моя семья – это самое важное в жизни. Семья для каждого – это те самые любимые и родные люди, которые были с ним с самого детства.
Наши родители — православные люди, в вере воспитали они и нас.
Я не знаю, чем и как жила бы наша семья из года в год, не имея веры в Бога, не соблюдая православные традиции.
Что они значат для нашей семьи? Всё.
Так уж повелось, что все мы ещё будучи младенцами приняли обряд крещения, хотя в советское время посещение церквей и крещение детей не приветствовалось, поэтому в церковь ходили, в основном, пожилые и престарелые люди, молодежи в храмах было мало.
Мне сейчас трудно в это поверить. Ведь сейчас я могу открыто рассказывать вам о православных традициях, хранимых в нашей семье. К таковым я отношу, прежде всего, соблюдение постов, мы говеем, исповедуемся и причащаемся. В Прощеное воскресение просим друг у друга прощение. На Рождество Христово — славим Христа, на Пасху — светим куличи и вместо приветствия говорим: «Христос Воскресе!». На Крещение — набираем освященную воду, окунаемся в роднике. На Сретенье освящаем свечи. На Радоницу -посещаем могилы умерших.
Вступающие в брак -венчаются, умерших родных – отпеваем и молимся о их спасении. Все это настолько органично вошло в жизнь нашей семьи, что по-другому жить мы просто не можем.
Нами соблюдается благочестивая традиция — зажигать в доме негасимую лампаду, которая горит постоянно. Есть специальная молитва, читаемая при зажжении лампады: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание…» Горящая лампада знаменует то, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни, потому, что вера наша есть свет. Свет лампадки напоминает нам о том свете, которым Спаситель освещает наши души.
В нашем доме много икон, есть Библия и молитвослов, от маминой бабушки остался старинный Псалтырь. Мама говорит, что Господь слышит наши молитвы, хранит нас и помогает.
Православные традиции в праздниках моей семьи.
Каждая семья имеет свои необыкновенные традиции, обычаи. В нашей семье отмечают множество православных праздников. Одними из основных праздников являются Рождество, Крещение и Пасха.
Рождество
Рождество – один из красивых и загадочных праздников. В ночь перед Рождеством девушки гадают на суженого, загадывают желания. Моя мама в молодости тоже гадала с подругами. Этот день кажется сказочным.
В доме стоит ёлка, и мы накрываем праздничный стол. К нам приходит много гостей. Мы дарим подарки и сами принимаем их.
Крещение
Ещё один из праздников, который принято отмечать в нашей семье – Крещение. В этот день наша семья едет на родник в село Готовье. Много загадочного и интересного происходит в этот день.
Люди рассказывают о чудесных исцелениях от болезней. Мы набираем святой воды из источника и привозим домой. В течении года по утрам мы пьем эту святую водичку для очищения нашей души и во здравие.
Пасха
Самым светлым праздником считается Пасха. Обычно она бывает весной и поэтому у всех нас уже весеннее настроение. За неделю до Пасхи мы срываем ветки вербушек, идем в церковь и освящаем их. Потом каждого касаемся веточкой, чтобы было здоровье и благополучие в семье.
Заканчивается Великий пост. Мы печем куличи, красим яйца, наносим на них красивые узоры и обмениваемся ими с родными и друзьями. Каждый старается друг другу улыбнуться. На душе становится так светло, как будто слышишь пение ангелов.
Обязательно в ночь на Пасху мы поднимаемся на колокольню и звоним в колокола. Это дает нам заряд бодрости и радости на весь год.
Все праздники хороши, каждый по-своему. Но объединяет их то, что они несут энергию добра, красоты, хорошего настроения и взаимопонимания между людьми.
Трудно представить нашу жизнь без веры в Бога. Наша мама знает и помнит все православные праздники и традиции, и я знаю, что вера в Бога, соблюдение православных традиций возвышает человека над бытом, укрепляет дух, помогает в различных несчастьях.
Семья наша очень дружная. Мы любим собираться все вместе не только по праздникам, но и тогда, когда кому-то нужна помощь, поддержка. У каждого из нас свой характер, своя судьба, но есть и общее – это доброта и трудолюбие. Из поколения в поколение передаются заповеди, записанные в Библии: быть усердными, кроткими, добрыми и милосердными. Бабушка нам часто рассказывала притчи. Объясняя их смысл, она говорила, что нельзя гневаться, думать плохо о людях, надо всегда поступать по совести.
Мы стали старше, у всех уже свои семьи. Но как и наши родители мы воспитываем своих детей в православии. Главным примером для наших детей, как и для нас, остается наша мама, теперь уже бабушка. Она прививает внукам любовь к Богу и мы, как родители, только поддерживаем ее в этом.
Своих детей мы стараемся каждое воскресение, а также по большим праздникам, привести в церковь на причастие.
После службы они занимаются в воскресной школе, где от матушки узнают очень много нового о христианской Вере.
Они принимают активное участие в православных концертах, с удовольствием исполняют стихи и песенки, прославляющие Господа.
Вместе с детьми мы собираем травы и украшаем дом в праздник Святой Троицы, окунаем их в святом источнике, печем жаворонков на праздник святых Сорока Мучеников.
Я считаю, что это очень хорошо для подрастающего поколения нашей семьи.
Говорят, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель. Я счастлива, потому что у меня он есть. Это моя большая и дружная семья, традиции которой я свято чту и уважаю,
Одно меня тревожит, будет ли так всегда, сможем ли мы сохранить православные традиции нашей семьи и передать их своим детям и внукам. Надеюсь, что сможем с Божьей помощью.
Итак, я только чуть-чуть смогла рассказать о своей семье и написать о том, какие основы дает нам христианство и по каким традициям должна жить православная семья.
Я думаю, что мы должны стремиться к преемственности веры фамильных поколений. Как хочется, чтобы семей, соблюдавших православные традиции, было все больше и больше.
Любовь долготерпит, милосердствует,
Любовь не завидует, любовь не привоз-
носится, не гордится, не бесчинствует,
не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит,
Любовь никогда не предает…
Апостол Павел
Православная семья
Православная церковь возвеличивает семью. Сама церковь часто характерны отцы в образах, взятых из семьи. В семье, как в Церкви формируются основные ценности, формируется и утверждается душа, проложен путь спасения. Семья – это то теплое место, где взращивается закваска Веры, где мы впервые начинаем восходить к полной жизни в Христос. Именно по этой причине каждый епископ, каждый священник, каждый монах, и все благочестивые миряне поминают в ежедневных молитвах своих матерей и отцы, чтобы продлились дни их на земле. Именно для этого по той причине, что даже после их упокоения мы помним наших отцов и матерей и членов семьи, горячо молясь за них и в наших молитвах бездна смерти быть с ними даже в загробной жизни, в духовной Мир. Настолько особенная семья, что мы помним тех, кто в заблуждении и ереси и грешат еще тяжелее, чем те, кто честен и непоколебим в Вере. Это чудо семьи.
Однако православная семья всегда понимается в ее духовном контексте. Это духовная единица. Эгоистичная, социальная семья, торжествующая права или привилегии кровных уз, для нас, православных, не настоящая семья.
В современной Америке социальная семья, семья, созданная без духовных целей, становится уродливым. Например, на Рождество и праздники мы собираться в наших домах, игнорировать бедняков, возмущаться «вторжением» друзей и знакомых в наши праздники, наполненные едой и напитками, и платить поклонение Христу или тема праздника в поверхностных службах или поминки, посвященные семейным мероприятиям — если хоть какое-то почтение воздается в все. Мы в значительной степени отказались от обычая посещать немощных и нуждающимся в праздники. Скорее, мы обратились к социальному эгоизму, который распространяется из этих праздников на весь год, отравляя и убивая само общество, делает людей холодными, чуждыми и нечувствительными к другим. И даже сама семья страдает. Члены семьи обнимаются, относятся друг к другу пусто и бессмысленно. словесным обменом и часто скрывают свою потребность в настоящей любви и привязанности — для истинная любовь и привязанность известны только духовной семье, той семье который выходит за пределы самого себя. Таким образом, модель американской семьи, которая так шокирует нас христиане, но преобладающее в окружающем нас обществе: семья, окруженная злоупотребление наркотиками, алкоголем, убийственным комфортом богатства и материальной выгоды, разводом, и даже самоубийство!
До сих пор американская семья отклонялась от духовного образа, который, если молодой мужчина или женщина должны сегодня уйти и вступить в монашескую жизнь, посвятив себя молиться за семью и других, это повод для позора и смущение.
Семейная ячейка может даже взорваться ненавистью, порицая личное. разлуки, которую может повлечь за собой такая жизнь. Глубокая любовь, та любовь, которая выживает разлука (и даже смерть), исчезает из наших семей. Мы наслаждаемся те, кто преуспевает в пустоте материальной жизни и удаляет даже привилегии семьи от тех, кто ищет духовной жизни. Как далеко у нас есть происходят из традиционной христианской семьи, основанной, как это было в прошлом — особенно в наших православных обществах — на духовных ценностях, в которых монашеское или священническое призвание было причиной веселья и ликования. К таким семьи, монашеское или священническое призвание представляет собой полное исполнение семейные цели, осуществление христианской жизни и овеществление христианские идеалы. Если мы задумаемся о контрасте между истинной семьей и социальная единица qua семья, созданная в современном материалистическом обществе, мы можем именно мельком увидеть, что такое истинная православная семья.Подобно тому, как армия обучает солдат сражаться с врагом ради родине, так настоящая семья, православная семья, наделяет своих детей духовные доспехи, с помощью которых они могут преодолевать искушения, бороться с грехом, жить образцовой и нравственной жизни, обрести союз здесь, на земле, с Богом, исполнить божественное потенциал в человеке, и перейти в следующую жизнь с духовной силой, чтобы молитесь за оставшихся членов семьи. Истинная православная семья учит любви своих члены — эта интуитивная, спонтанная любовь, естественная для кровных родственников — и побуждает их выйти в мир, чтобы поделиться этой любовью с другими и совершенствуя его до возможной степени. Настоящая семья выходит за пределы сам. Если члены семьи должны получить богатство или славу, они второстепенны. вещи. Эти достижения измеряются только основным вкладом, который они обращаются к Церкви, к обществу вообще и к исполнению христианские идеалы. И если член семьи должен принять монашество, то это для этого человека, которого Церковь оставляет за собой величайшую похвалу: для того, кто может, без укрепления семейных уз и утешения супружеской привязанности, проявлять и дарить любовь бескорыстно; для того, кто может, живя в нищете, производить богатство души и сердца; для того, кто может, перед лицом мира насмешки и презрение, сохраняйте внутреннее достоинство; для того, кто может, хотя и разделен от своей семьи, проявляй больше настоящей любви в своих молитвах и примере, чем те, представить ему.
Хотя только часть моей семьи православная, мой собственный опыт вступления в монашеская жизнь не была такой трудной, как могла бы быть. Но я видел ужасные случаи плохого обращения, когда монахи глубоко пострадали от отношения их собственных семей — обычно в случае новообращенных, которые входят монашество из неправославных семей. Некоторые семьи, лишенные духовного понимания самой семьи, считать таких монахов изгоями, предателями семьи и разрушители семейной ячейки. Каждый грязный и вульгарный мотивация приписывается монашеской. Ненависть, обида и антипатия зародился среди членов семьи для монаха. Мы должны задуматься над этими случаи с трезвостью, поскольку они отражают отношение, которое теперь вторгается даже православная семья в этой стране, где больше православных юрисдикциях либо нет монастырских институтов, либо — при очень небольшом количестве исключения — монашеские учреждения, совершенно чуждые чему-либо в православии. традиция. Где те матери и отцы, сестры и братья, которые радовался бы предложению члена семьи для интенсивного служения Богу, служение, в котором ограниченная семейная любовь возвышается до обширной духовной любви? Где те, кто отдал бы самого лучшего, самого сильного и любимого жизнь в чистоте?
Не может быть ничего более первозданного, чем настоящая православная семья. Это, в конце концов, горнило, в котором формируются элементы целых людей. Мы должны превозносить такую семью и молиться, чтобы Бог сделал нас достойными вести и создавать такие семьи. В то же время мы должны быть осторожны, чтобы не принять истинная семья то, что ложно! Мы должны остерегаться чисто социальных взглядов на семья. И те семьи, которые неправильно сформированы и неправильно действуют, мы должны назвать сила любви, которая даже у них есть в их среде — обратно к христианскому образу той семьи, которую мы видим в жизни Христа, Богородицы, Апостолов, и мучеников и святых.
Из Православное Предание , Vol. IV, № 2, стр. 34-36.
Семейство в качестве носителя традиции
Источник: Канадский ортодоксальный монастырь всех святых Северной Америки
1. Введение
1. ВВЕДЕНИЕ
. В современном мире одной из самых обсуждаемых тем является состояние семьи. Обычно, если мы слушаем радио или смотрим телевизор, мы обнаруживаем две противоположные группы, представленные с соответствующими взглядами на семью. Во-первых, у нас есть левые центристы, обычно представленные в СМИ теми, кто минимизирует значение семьи, если не «деконструирует» ее целиком. Для них главенствует личность. На тех, кто принимает концепцию семьи, смотрят либо с презрением, либо с жалостью (обычно в зависимости от их пола), либо как на протагонистов, либо как на жертв гнетущего, устаревшего «патриархального» социального института.
По другую сторону дискуссии мы находим правых, которые представляют свой весьма конкретизированный образ «идеальной» семейной ситуации. Слушая этих людей или читая их литературу, можно предположить, что все семьи, чтобы по-настоящему называться семьями, должны состоять из папы и мамы (как от первого брака, так и, желательно, школьных возлюбленных), детей, собаки или кошки ( желательно и то, и другое), дом со штакетником, и универсал или минивэн.
Люди, которые не соответствуют или не могут соответствовать этой модели, рассматриваются как «нормальные» люди, которым суждено обходиться тем, что у них есть, и они жаждут соответствовать.0003
Так вот, не все, кто сидит слева или справа от центра, придерживаются этих крайних взглядов. Однако, если основывать свое мнение исключительно на том, что сообщают о семье современные СМИ, нельзя не предположить, что все либералы хотят разлучить семью, а все консерваторы хотят, чтобы люди были клонами Кливеров или Каннингемов. Оставшись без какой-либо точки зрения на собственную традицию, современные православные христиане вынуждены выбирать одну из этих сторон.
Трагедия для нас в том, что оба эти мнения не отражают православного понимания определения, роли и ответственности семьи. Оставшись наедине со светскими идеями, вся православная концепция брака и семьи отходит на второй план. Это, в свою очередь, приводит к недоразумениям и пренебрежению к таинству брака и семейной жизни, о которых мы так много слышим в наших приходах. Вот пример того, что я имею в виду:
Однажды я встречался с женщиной и ее матерью по поводу подготовки к свадьбе дочери. Мать, родившаяся и выросшая православной в «Старой стране», сказала мне: «Батюшка, мы хотим традиционную свадьбу. «Это здорово», — сказал я, приятно удивленный, поскольку обычно мне приходится решать ряд непонятных вопросов, например, почему мы не разрешаем выпускать голубей во время службы. «Да, — сказала она, — мы бы хотели, чтобы мой муж провел ее по острову, а потом вы спросили бы пару: «Вы берете ее в законные жены?» И все остальное, знаете ли». Если наши православные люди не понимают даже обряда Брака, который длится чуть больше часа, то как можно ожидать, что они охватят «Великую Тайну» супружества и семейной жизни, которая разворачивается на протяжении всей жизни? В этой презентации я хотел бы обсудить православное понимание семьи с очень особенной и важной точки зрения: понимание семьи как носителя традиции. Мы рассмотрим важность традиций в жизни и развитии семьи, а также то, как это понимание формирует наше видение того, что такое семья или чем она может быть.
2. Семья как носитель традиции
Проще говоря, концепция семьи как носителя традиции определяет семью как группу людей, которые разделяют и передают общую историю. Эта «история» является традицией. Само слово «традиция» происходит от латинского термина, означающего «передавать» или «передавать», подобные термины мы находим в греческом («paradosis») и славянском («передания»).
Здесь мы должны сделать предостережение. На Западе понятие традиции рассматривается как нечто статичное, архаичное, монолитное. На Востоке традиция — вещь живая, отзывчивая. Проще говоря, в то время как западное христианство обычно рассматривает традицию как существительное, христианский Восток рассматривает ее как глагол. Таким образом, в отличие от английского существительного «традиция», приведенные выше слова также имеют глагольные формы.
Таким образом, когда мы говорим о семье как о носителях традиции, мы не говорим о чем-то, что навязывается другим, независимо от того, подходит оно или нет. Скорее, мы говорим о живом послании, динамическом свидетельстве: 1) кто мы такие, 2) как мы появились, 3) куда мы идем и 4) как мы туда попали. На примере православной церковной семьи наше Священное Предание свидетельствует о нашей вере в то, что 1) мы есть Церковь, Невеста и Тело Иисуса Христа; 2) мы стали (становимся) Невестой и Телом Христовым благодаря спасительным действиям Святой Троицы (Ее благодати) в мире; 3) как Невеста и Тело Христово мы ищем тесного союза с нашим Главой и Женихом в Его небесном Царстве, и 4) мы достигаем этого союза через борьбу «очищения», «просвещения» и «обожения».
3. Первый признак семьи: мы принимаем общую историю
В таком понимании семьи как носителя традиций мы видим два аспекта. Во-первых, семья — это группа людей, объединенных общей историей или традицией, подчеркивающими индивидуальность, цели (т. е. «телос») и обязанности. Эта мысль перекликается со словами святого апостола Павла: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2Фес. 2:15). Чтобы семья была полноценной, все ее члены должны считать себя разделяющими общую историю. Это не означает, что нужно знать всю историю или иметь полное интеллектуальное понимание ее, чтобы считаться членом семьи. Скорее, нужно быть восприимчивым к истории, поскольку ребенок всегда получает сообщения о поведении и отношении.
В литургической жизни Церкви средством «по преимуществу», посредством которого мы идентифицируем себя как семью Божию, является Символ веры. В Символе веры мы отождествляем себя чадами и творениями Бога-Отца, говорим обо всем, что Бог-Сын сделал «для нас и для нашего спасения, мы утверждаем наше ожидание Второго, славного Пришествия Христа» и жизнь грядущего мира», и признаем важность участия в Святых Таинствах «для отпущения грехов».
Именно в этом духе Символ Веры понимается как неотъемлемая часть службы крещения; эти слова были бы особенно глубокими для наших предков, которые впервые произнесли бы их в день своего крещения и миропомазания. Этими словами кандидат провозглашает, что он или она принимает историю Божьего народа Нового Завета. Таким образом, принять историю означает верить в нее и жить ею, позволяя ей формировать нас.
4. Второй признак семьи: передача истории по номеру
Принятие истории — это только часть того, что значит быть членом семьи. Акт объятия — это интроспективное движение; оно направлено на нас самих. Если мы останемся только обнимающимися, то мы не члены семьи, а ее потребители, паразиты. Второй элемент православного определения семьи выводит нас из себя и вводит в отношения с миром. В этом заключается важность обмена традицией с другими.
Семейная ответственность за передачу истории, традиции другим основана на Священном Писании. В Новом Завете, когда Иисус отправляет двенадцать апостолов на их первую миссию проповеди Евангелия, Он увещевает их: «даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8). кто был до нас, мы призваны безвозмездно отдавать тем, кто придет после нас.
Аналогичное понимание семьи как носителя традиции мы находим в Ветхом Завете. Одним из основных религиозных инструментов иудаизма является «Шма», представляющий собой сборник Писаний, говорящих о Завете Бога с Израилем; это ветхозаветный эквивалент Символа веры. Часть Шма взята из книги Второзаконие, глава шестая, стихи с четвертого по девятый. Этот отрывок из Священного Писания ясно показывает, какое значение Израиль придавал семьям, чтобы передать эту историю последующим поколениям:
Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь един; и возлюби Господа Бога всем своим сердцем, и всей своей душой, и всеми своими силами. И эти слова, которые я заповедую вам сегодня, будут в вашем сердце; и внушай им усердно детей твоих, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая… И перепиши их на косяках дверей твой дом и твои ворота. (РСВ)
Подобным образом отцы Церкви учат, что эта идея лежит в основе Божьего повеления нашим прародителям: «возрастайте и размножайтесь» (Быт. 1:28). Святитель Григорий Нисский говорил, что «возрастание» по самой своей сути означает «возрастание в совершенстве», а «умножение» — разделение пути совершенства со всем человечеством: «Да не ограничивается познание о Боге одним человеком. Наоборот, да возвестится Евангелие спасения всей земле».
Так же и св. Иоанн Дамаскин говорит: «Заповедь «Плодитесь и размножайтесь», конечно, не относится исключительно к умножению через брачный союз. Необходимо более духовно понимать законную заповедь. Ибо есть духовное семя и зачатие, которое совершается в духовной утробе через страх и любовь к Богу, и оно действует и поставляет дух спасения».
Истинная «плодотворность» не зависит от того, состоит ли человек в браке или нет, или может ли супружеская пара иметь детей. Скорее, «плодотворность» основана на том, насколько верно и насколько хорошо они способны передавать традиции, которые они принимают, другим. Точно так же, когда мы говорим об «отцовстве» или «материнстве» в Православии, мы говорим не только о биологических или правовых состояниях, но, по самой их сути, мы говорим о тех, кто верно передает историю другим. Таким образом, мы говорим о священнике как об «отце»; так и мы называем святых нашими святыми отцами и матерями.
На другой стороне отношений наши «дети» становятся всеми теми, кто получает от нас и принимает историю, которую мы передаем. Именно по этой причине вполне уместно включать прошения о здоровых детях в браки пожилых верующих. Их «дети» могут быть не продуктом биологического воспроизводства, но они могут быть продуктом провозглашения Евангелия через жизнь, сосредоточенную на Христе.
5. Что же тогда представляет собой семья?
Сказав это, мы приходим к интересному и важному выводу. Исходя из определения семьи как носителя традиции, можно сказать, что в православном представлении о том, что такое семья, широкое поле. Действительно, самое известное определение «семьи» — это мать, отец и дети. Но в Православии семьей может быть любая группа людей, которые охватывают и передают общую историю о том, кто они, как они появились, куда идут и как туда попали. Так, например, монашеская община есть семья; вот почему мы говорим о монахах и монахинях в терминах семьи: отец («абба»), мать («амма»), брат и сестра.
Другой пример тому можно найти в истории Украинской Православной Церкви. В семнадцатом и восемнадцатом веках мы находим в Украине появление групп женатых верующих, которые посвящали свое время и силы обогащению церковной жизни. Они будут оказывать финансовую и материальную помощь Церкви и организовывать христианскую благотворительную деятельность в своих местных общинах. Эти группы называли себя «Братствами».
Современный пример того, как Православие относится к семье, можно найти в ответе на развернувшуюся в ИНТЕРНЕТЕ дискуссию о древнехристианском обряде «братотворения», о котором говорится в книга историка Джона Босуэлла «Однополые союзы в досовременной Европе». Босуэлл утверждает, что этот обряд относится к древнему христианскому обряду однополых браков; Излишне говорить, что эта идея вызвала немалый ажиотаж как среди гомосексуальных, так и среди гомофобных православных христиан. Мы не можем согласиться с Босуэллом в том, что этот обряд представляет собой службу однополого брака, потому что он не содержит актов обручения или коронации, которые необходимы в православном свадебном обряде. Однако, основываясь на идее семьи как носителя традиции, мы можем принять, что через нее двое мужчин или две женщины стали «семьей». То есть, объединенные общей традицией, они стали «братьями» или «сестрами» и взяли с собой в эти новые отношения все значения этих терминов. Это напоминает утверждение Иисуса о том, что Его истинная мать и братья — это те, кто слышит слово Божье и соблюдает его.
Последним современным примером того, как идея «семьи как носителя традиции» проявляется в православии, является «Обряд усыновления», встречающийся в некоторых англоязычных православных богослужебных книгах. Посредством этого обряда приемные родители и дети предлагают свои отношения Христу, прося, чтобы то, что было осуществлено на законных основаниях через гражданское усыновление, также было осуществлено духовно посредством Божественного благословения. Молитва на поклонение глав для этой службы гласит:
Владыка, Господь Бог наш, Творец всего творения, через Адама Ты выковал первую связь естественного родства во плоти. Через Христа Иисуса, Твоего Возлюбленного Сына, Ты, Боже наш, соделал нас Своими родственниками по благодати. Тебе, Которому все известно прежде, чем оно произойдет, эти Твои рабы склонили свои головы, прося Твоего благословения. Когда они вступают в эту связь родителя и ребенка, основанную на Твоем Отцовстве, пусть они познают ожидаемые благословения, выполняя свои обязанности достойно этого нового состояния и своего усыновления в Тебе. Дабы в этом, как и во всем, прославилось всесвятое имя Твое, с именем Единородного Твоего Сына и Святого Духа Твоего, ныне и всегда, и во веки веков [sic].[1]
Утверждая, что отношения приемной семьи «основаны на Отцовстве Бога», мы признаем общий Источник того, кто мы есть, как мы пришли, куда мы идем и что нам нужно делать попасть туда. Именно это заземление, в конечном счете, делает любую группу единомышленников семьей. Таким образом, в молитве «Отче наш» мы призываем Бога как «Отца нашего», а не как «Отца Моего».
6. Заключение. Что это означает для нас в наших семьях?
Таким образом, мы можем видеть, что идея сохранения традиций является центральной для идентичности семьи. То, как мы лично воспринимаем нашу историю, и наша эффективность в передаче ее другим, сильно влияет на то, как мы живем в наших семьях и как мы учим наших «детей» жить в семье. Итак, чтобы завершить наше обсуждение, давайте посмотрим, что означает для нас в наших семьях идея семьи как носителя традиции.
Первое, что мы должны признать, это то, что каждая семья является носителем традиции; в каждой семье есть «традиция». Эта идея поддерживается социальными науками в «Теории систем» семейной динамики и терапии. Теория семейных систем утверждает, что в наших семьях мы все усваиваем определенные «правила» поведения. Эти правила управляют как нашими действиями, так и нашими внутренними установками, рассказывая нам о том, кто мы такие, как мы сюда попали и куда идем, что мы можем определить как «традицию», которую несет каждая семья.
В связи с реальностью, что каждая семья несет традицию, есть второй, очень важный момент. «Традиция», которую мы принимаем и поддерживаем, не всегда здорова. Семейная «традиция» может и, естественно, должна быть жизнеутверждающей; высшим образцом жизнеутверждающей традиции, конечно же, является Евангелие. Тем не менее, семья также может иметь уносящие жизнь традиции, такие как циклы жестокого обращения или зависимости. Нередко можно услышать, как в подростковом возрасте человек клялся никогда не вступать в такие же неблагополучные отношения, которые были у их родителей, а только следовать по стопам матери и отца, когда они женятся.
Как «родители», крестные родители, бабушки и дедушки, духовные родители, мы должны помнить, что мы всегда «традиционируем» отношение и действия к другим, как вербально, так и посредством невербальных сигналов. Помню, однажды, когда я был семинаристом, молодой священник с двумя маленькими детьми спросил меня, как сына священника, что самое важное, по моему мнению, может сделать священник для своей семьи. Я сказал ему, что должно быть соответствие между тем, что его семья слышит, как он проповедует на богослужении, и тем, что он «проповедует» своими словами и делами дома; если нет последовательности, то послание, которое он «предает» своей семье, состоит в том, что наша «Церковная жизнь» и наша «настоящая жизнь» — две разные вещи.
Это осознание того, что мы являемся носителями традиций, должно формировать нашу жизнь как в нашей ближайшей семье, так и в большой семье, к которой мы принадлежим. Как члены христианской семьи, мы должны взять на себя ответственность делать две вещи. Во-первых, мы должны принять православную христианскую традицию, с которой мы отождествляем себя всем сердцем. Это включает в себя безусловное и бескомпромиссное соблюдение и изучение Традиции. Если мы рассматриваем даже некоторые элементы Веры как «подлежащие обсуждению», то мы придерживаемся традиционной идеи о том, что всякая вера подлежит обсуждению.
Во-вторых, мы должны делиться тем, что мы принимаем, так, чтобы это было ощутимо и значимо для нашей семьи. Современная психология согласна с тем, что ритуал укрепляет семейную сплоченность, семейное чувство «нас». Некоторые из способов, с помощью которых мы принимаем и передаем традицию, являются общими средствами, такими как совместное посещение богослужений, установление семейного молитвенного правила, соблюдение постов и праздников. Другие средства будут более уникальными; они могут включать в себя как культурные проявления Веры (например, пасхальные яйца), так и уникальные семейные ритуалы (например, помощь семьи в бесплатной столовой каждый День Благодарения в знак благодарности Богу за все Его благословения). ).
Кроме того, как христиане, мы должны помнить, что мы принадлежим к более широкой семье; следовательно, мы должны применить эти две заповеди, которые мы упомянули, к нашему более широкому пониманию семьи. Мы принимаем эту историю всей душой, значит, не только для себя, не только для своего рода, но и для нашей приходской семьи, а также для «семьи» всего человеческого сообщества и всей сотворенной природы. Вот почему, например, Евхаристия так всеобъемлюща; то есть мы приносим дары «от имени всех и за всех». (особенно это видно в Евхаристической молитве св. Василия Великого). Это потому, что Евхаристия является окончательным провозглашением и утверждением того, кто мы есть, как мы пришли, куда мы идем и как мы туда попадаем.
Точно так же мы должны хотеть и быть готовыми делиться Традицией со всеми, кто ищет ее, способами, которые будут для них значимыми. Именно здесь язык и осознание культурных ценностей имеют первостепенное значение. В Северной Америке эта работа имеет двоякую характеристику. Во-первых, это включает в себя сохранение тех выражений, которые значимы для тех, кто уже идентифицирует себя с семьей. Во-вторых, эта работа включает в себя формирование значимых выражений для тех, кто находится за пределами исторической православной культуры и ищет вхождения в православную христианскую семью. Эта работа включает в себя полярность между духовными сокровищами наших «родных предков» и этими потенциальными сокровищами нашего нового дома; это хрупкое равновесие, которое Православие в Северной Америке пытается сохранить в наши дни и век.
В нашем мире мы обнаруживаем, что семья является одним из самых неправильно понятых и неверно истолкованных образований. Нам смело говорят, что неполиткорректно использовать такие слова, как «папа», «мама», и что те, кто живет вне модели «мама, папа и дети», либо жаждут попасть внутрь, либо мысленно бросил вызов. Часто мы слышим оба сообщения в одних и тех же периодических изданиях или телепередачах.
Православие, как обычно, обеспечивает освежающий баланс среди этих экстремистских взглядов. Во-первых, мы горячо утверждаем, что семьи — это не просто люди, связанные с нами генетикой или юридическим договором. Семья — это те люди, которые идентифицируют себя как единое целое, принимая и передавая общую историю. Для православных христиан эта история есть Евангелие, выраженное через Священное Писание и Священное Предание.
Более того, мы утверждаем, что в своей основе семья является Богом данным телом, основанным на Отцовстве Самого нашего Небесного Отца.