14.04.2025

Правила хорошего чтения: Правила эффективного чтения | Блог 4brain

Содержание

Правила эффективного чтения | Блог 4brain

Правила эффективного чтения

Каждый год выходит столько книг, сколько человек не сможет прочитать за всю жизнь. Как выбрать, что стоит читать, а что нет? Какую книгу лучше прочесть в первую очередь, а какую можно не читать вовсе? Как не потеряться в списках обязательных к прочтению произведений?

Этими вопросами задаются многие. Сегодня, во Всемирный день книголюбов, мы приготовили подборку статей и специальное предложение для истинных ценителей книг!

 О чтении в цифрах

✔ 2500 книг, в среднем, за жизнь прочитывает человек.

✔ 80% понимания показывают люди при быстром чтении.

200-250 слов в минуту вслух читают 90% человек.

300-600 слов в минуту про себя читают 70% прошедших курс по скорочтению 4brain.

Скорочтение (или быстрое чтение) — это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения.

☑ Тест: проверьте свои знания

Пройдите тест и узнайте свою скорость чтения и качество усвоения информации.

📚 Полезные материалы

Ежедневное чтение, вероятно, самая важная из всех полезных привычек. С этим, конечно, можно поспорить, ведь начитанные люди далеко не всегда успешны. Поэтому важно не только привить себе любовь к чтению, но и научиться читать книги правильно. В этой подборке мы собрали статьи, которые помогут разобраться и научиться этому:

🙃 Для любознательных
mask-mem

В этом блоке расскажем о том, как читать быстро, понимать и запоминать прочитанное, зачем и как задавать вопросы при чтении художественных произведений, как составлять книгу для уже прочитанной литературы, и в конце предлагаем принять книжный челлендж:

📌 Это полезно

Быстрое чтение – это навык, который можно и нужно прокачать, чтобы жить, работать и развиваться еще эффективнее. По воскресному промокоду README вы получите дополнительную скидку 50% на онлайн-программу «Быстрое чтение».

7 советов тем, кто хочет читать правильно

1. Правило 10%

Когда-то давным-давно, еще на заре моей фрилансерской деятельности я зарабатывал очень мало, но 10% от своего дохода я твердо решил тратить на книжки. Тогда на эти деньги я едва-едва мог купить одну нормальную книжку. Прошли годы, и я твердо придерживался этого правила. Сейчас на 10% от месячной зарплаты я могу купить столько книжек, что мне не прочитать за год — и это значит что я покупал и читал книжки не зря.

Всегда откладывайте со своего дохода 10% на книги — это самое лучшее вложение этих денег. Больше откладывать не нужно, меньше тоже.

Вот моя месячная норма на сегодняшний момент:

2. Читайте с блокнотом

Это правило я еще люблю называть «читайте умно». Я никогда не перечитываю книжку два раза. Это происходит потому, что я максимально подробно «выжимаю» из нее все идеи — мне помогает блокнот. Читая книжку, я выписываю в него все интересные и полезные идеи, все ссылки на другие книжки, выписываю цитаты, которые меня вдохновляют. Когда под рукой нет блокнота или им неудобно пользоваться, я пишу на полях карандашом.

В итоге у меня в блокноте остается выжимка книги, концентрация ее идей, квинтэссенция смысла. Блокнот потом приятно перечитывать — это очень вдохновляет.

А самое главное — такое чтение позволяет глубоко проникать в книгу.

3. Составляйте топ книжек, которые нужно купить

Объединив первые два совета, мы имеем правило тратить 10% денег на книги и список интересных книг в блокноте. Вот этот самый список и является «to-do» будущих покупок. Он регулярно перетасовывается и перерабатывается — личные и профессиональные интересы имеют свойство меняться.

4. Читайте минимум час в день

А лучше два. На самом деле, неважно сколько вы читаете (хотя я настоятельно советую читать не менее часа в сутки). Важно делать это регулярно — приучите себя к правилу «ни дня без книжки».

Выделить час в день для чтения очень трудно, особенно занятому человеку. В таком случае советую разбить чтение на небольшие двадцатиминутные отрезки, которые можно равномерно «съесть» в течение дня. Читать на ночь перед сном это не круто, уставший мозг откажется воспринимать книжку и посчитает ее снотворным.

5. Миксуйте стили

Я большой фанат книжек про саморазвитие и мотивацию (наверное, я из тех людей, для которых чтение книг про саморазвитие заменило само саморазвитие). Однако читать ежедневно одни только такие книжки — скучно. Поэтому чередуйте книги, сначала полезную, потом фантастику, затем деловую а следом за ней — художественную. Художественные книжки тоже очень полезно и интересно читать.

6. Не держитесь за книжки

Прочитал — на полку? Зачем! Если читать правильно, то быстро понимаешь что книга превращается в одноразовую вещь, своеобразный шприц с идеями для интеллектуального наркомана.

Я советую меняться книжками с друзьями и знакомыми. Во-первых, это классный способ экономить деньги. Во-вторых, вы помогаете друзьям учиться и развиваться. Я уже потерял счет книжкам, которые послал по почте своим друзьям — и мне приятно, и им полезно.

7. Переходите на электронные книжки

Кто бы что ни говорил, но бумажная книжка постепенно отмирает, превращаясь в подобие виниловой пластинки — удовольствие для фанатов. Читать в ридере легче, проще и гораздо дешевле. Для любителя чтения ридер окупается примерно за два месяца. А уж сколько деревьев вы сэкономите — трудно посчитать.


Вот такие мои нехитрые правила и законы. Начав читать, уже невозможно остановиться. Это я скажу вам точно. И еще: как однажды сказал никому не известный дизайнер Артемий Лебедев, каждый успешный человек это прежде всего книги, которые он прочитал вовремя.

Что делать, чтобы лучше запоминать прочитанное

Контент-маркетолог и редактор блога RescueTime Джори Маккей объясняет, почему мы часто забываем то, что прочли совсем недавно, и как это исправить.

Как мозг запоминает прочитанное

Наш мозг имеет ограниченный объём памяти, и ему приходится постоянно оценивать важность поступающей информации. Поэтому запомнить всё прочитанное просто невозможно.

Чтобы лучше понять, как это происходит, вспомните уроки литературы в школе. Наверняка вы и сейчас можете описать сюжет, персонажей и даже несколько ключевых сцен из входивших в учебную программу книг. Но при этом забываете то, что прочли всего несколько месяцев назад.

Этому есть простое объяснение. Вы помните, что читали в школе, потому вам нужно было это запомнить. У вас была цель получить хорошую оценку, и вы знали, что эту информацию придётся использовать в дальнейшем — в проверочной работе или докладе. А книга, которую вы взяли почитать с собой в отпуск, помогла лишь убить время в самолёте — только и всего.

Учебную программу специально разработали так, чтобы вы могли связать между собой новые знания и закрепить изученное на практике. Но то же самое происходит с вами и сейчас: чем больше есть шансов сопоставить с чем-то прочитанную информацию, тем качественнее вы её усвоите.

Это не означает необходимость читать только то, что сразу начнёте применять в жизни. Но если хотите запомнить что-то, придётся определиться с целями и намерениями.

Как подготовиться к чтению

Вы можете быть полны решимости, когда берёте книгу. Но всё равно в итоге забудете всё, как только перевернёте последнюю страницу. Чтобы этого не произошло, нужно заранее настроиться.

Выбирайте правильные книги

Наш мозг любит сваливать все знания в кучу, чтобы экономить энергию и пространство. Поэтому, чтобы мы могли вспомнить прочитанное, оно должно быть особенным. И для этого стоит избегать двух этих ошибок:

  • Читать то же, что и другие. Издательская индустрия выпускает огромное количество книг в год. Прибавьте к ним публикации в блогах, статьи, исследования. В этом легко запутаться, если не составлять личный список для чтения.
  • Заставлять себя читать неинтересные книги. Так вы просто теряете время. Как показали исследования , когда вы заинтересованы в чём-то, вероятность того, что вы это запомните и сможете использовать позже, гораздо выше.

Вот несколько способов, которые помогут выбрать правильную книгу.

  1. Попробуйте следовать совету исследователя мифологии Джозефа Кэмпбелла: «Чем меньше в книге заимствований, тем она лучше». Это поможет вам получать знания из первоисточника.
  2. Поищите книги, которые рекомендуют различные группы людей — такой подход рекомендует блогер и редактор Кемарид Хай. Например, выбирайте ту, что вам предлагают три друга из разных профессиональных кругов.
  3. Прислушайтесь к внутреннему голосу, если ничего не помогает. Выбирайте те книги и статьи, которые вас действительно интересуют по личным причинам. Если обнаружите, что засыпаете или проверяете телефон каждые две минуты, скорее всего, стоит продолжать искать.

Поймите, чего вы хотите от чтения

Следующее, что вам необходимо — цель. Ответьте на вопрос, почему вы сейчас читаете эту книгу, статью, исследование?

Нет ничего плохого в намерении просто узнать что-то из личного интереса. Но если хотите это запомнить и использовать в дальнейшем, лучше заранее понять, как вы собираетесь применить новую информацию.

Важность этого шага подтверждает следующее исследование . В нём всем участникам дали один и тот же материал для чтения. Одной группе добровольцев сказали, что в конце их ждёт тест, а другой — что они должны будут обучить кого-то прочитанному.

В итоге обе группы прошли одинаковый тест. Но группа «учителей» справилась значительно лучше. Готовясь к тому, чтобы качественно воспроизвести весь материал, они постарались систематизировать информацию и лучше запомнили особенно важные моменты.

Поэтому постарайтесь обозначить чёткую цель перед тем, как открыть книгу: так вы лучше усвоите и запомните прочитанное.

Просмотрите основные части книги

Наш мозг любит новую информацию, но не оставляет без внимания и то, что мы делаем постоянно. Поэтому беглый просмотр книги и так называемое «предварительное чтение» помогут закрепить в памяти материал, за который вы собираетесь взяться.

В своей работе «Как читать книги» Мортимер Адлер объясняет, что для запоминания прочитанного нужно начать со «структурной стадии». То есть не сразу приступать к первой странице, а получить общее понимание содержания книги. Для этого Адлер предлагает ответить на следующие вопросы:

  • Эта книга практическая или теоретическая?
  • Какую область исследования она затрагивает?
  • Как структурирована книга (не только оглавление, но и другие разделы)?
  • Какие проблемы пытается решить автор?

Пролистайте книгу целиком, прочитайте заголовки и несколько случайных абзацев. Просмотрите список литературы и обратите внимание, на какие источники ссылается автор. Найдите алфавитный указатель. Составьте полную картину того, во что собираетесь погрузиться.

Как правильно читать

Не всех из нас в детстве научили тому, что называется активным чтением. По сравнению с «пассивным» процессом, во время которого вы просто мысленно произносите слова, активное взаимодействие с книгой — это труд, требующий размышлений и, честно говоря, много времени. Но оно того стоит.

Регулярно выделяйте время на чтение

Согласно исследованию Мичиганского университета, читать нужно минимум по 30 минут в день. И делать это надо не только для того, чтобы быстро осилить большое количество книг. Учёные выяснили, что систематическое чтение увеличивает концентрацию внимания, укрепляет нейронные связи в мозге и развивает эмоциональный интеллект.

Важно, чтобы во время чтения вас ничего не отвлекало. Выключайте уведомления, а также используйте приложения, блокирующие вход в социальные сети и на другие сайты.

Делайте правильные заметки

Хорошо, когда сюжет книги захватывает с головой. Но если речь идёт об обучении и запоминании, нельзя позволять мыслям литься свободным потоком.

Чтобы избежать этого, делайте заметки. В библиотеке вас бы за это убили, но лучше всего использовать маргиналии — комментарии на полях, сквозные заголовки, наброски идей. Это сделает вас более активным читателем и поможет запомнить информацию.

Существует множество способов делать качественные записи, но главное — избегать следующий действий:

  • Выделять, перечитывать и переписывать текст. Подобные пассивные методы в большей степени бесполезны и могут даже усложнить запоминание.
  • Тратить больше времени на создание заметок и указателей, чем на само чтение. Записи хороши только в том случае, если их легко использовать и можно быстро вернуться к ним. Найдите простую технику, которая будет работать лично для вас.

Связывайте новые и известные идеи

Помимо заметок, активное чтение предполагает построение связей между тем, что вы читаете, и тем, что уже знаете о предмете.

Для этого, когда сталкиваетесь с новыми идеями, попробуйте соотносить их с известными фактами — так вам будет легче связать старое и новое. Сопоставьте то, что вы нашли в тексте, со знаниями, которые уже были получены вами ранее.

К примеру, для основателя блога Farnam Street Шейна Пэрриша, лучший способ создания связей — это постоянное обновление записей по ходу чтения. Он отмечает на полях свои мысли, вопросы и, самое главное, связь с другими идеями. Дойдя до конца главы, он сразу же записывает все её основные моменты, особенно выделяя темы, которые можно где-то применить.

Что делать после прочтения

К этому моменту вы сделали всё возможное для понимания, усвоения и связывания прочитанного. Но долговременная память в большей степени опирается не на эти «прочитанные» знания, а на знания «пережитые». Поэтому главное теперь — превратить информацию в опыт.

Примените то, что прочитали, на практике

Давайте вернёмся к примеру с уроками литературы. Вы запоминали прочитанное не только потому, что знали о необходимости использовать материал. А ещё и потому, что так вам и пришлось сделать. Вы писали тесты и доклады, обсуждали эти темы. Вы соединяли мысли из книг с глобальными темами и новыми идеями. Но как часто вы делаете это сейчас?

Один из лучших способов запомнить то, что прочитали, — найти возможность это использовать. Расскажите другу, поделитесь мыслями в интернете, напишите краткий обзор книги и обсудите его с кем-то, кто с произведением не знаком. Любая практика поможет вам закрепить представление в памяти.

Объясните кому-нибудь прочитанное

Мы уже выяснили, что вы наверняка будете помнить материал, если постараетесь пересказать его кому-то. А ещё лучше, если это будет ребёнок.

По словам нобелевского лауреата по физике Ричарда Фейнмана, один из лучших способов действительно выучить что-то — объяснить это максимально простыми словами. Используйте короткие предложения и избегайте терминов. Обычная разговорная речь заставит вас по-настоящему вникнуть в тему и не маскировать непонятное сложным языком.

Вернитесь к своим заметкам и организуйте их

Когда вы будете применять прочитанное на практике или объяснять кому-то материал, скорее всего, обнаружите места, которые забыли или в которых уже не совсем уверены. Здесь вам и понадобятся все те замечательные заметки, которые вы сделали.

Вернитесь к исходному материалу и вашим записям и проверьте, что сразу бросается в глаза. Убедитесь, что вы упростили сложные описания. А затем организуйте всё в лаконичный и понятный текст — краткое резюме. Что бы вы рассказали о книге, имея на это всего 30 секунд?


Если постараться, от книги можно получить огромную отдачу. Это вовсе не значит, что нельзя иногда просто расслабиться и утонуть в другой реальности. Но чтобы запоминать информацию и расти в профессиональном и личностном плане, к чтению нужно подходить осознанно.

Читайте также 🧐

Как читать книгу правильно (научную, художественную и т.д.) » Перуница


Умеете ли Вы читать? Речь не о знании грамматики, а о методе правильного чтения. Чаще всего мы читаем все книги на один лад: быстро, поверхносто и многого не понимая. Особенно это актуально в наше время, в начале третьего тысячелетия.

Клиповое мышление не позволяет нам задерживаться и задумываться над текстом, отличать одну научную публикацию от другой, критически относиться к содержанию, настраивать себя на долгое и терпеливое чтение. Мы теряем культуру чтения…

Брошюра Сергея Иннокентьевича Поварнина (1870—1952) — крупного специалиста в области логики — знакомит читателя с приемами и навыками рационального, наиболее производительного чтения, с психологическими основами восприятия и усвоения текста.

Брошюра впервые была издана в 1924 году. Это одно из первых руководств по методике чтения. Как писал C.И. Пoварнин в предисловии к изданию 1924 года, — это «краткое введение в искусство чтения». Брошюра не потеряла своей ценности и в наши дни. Она с интересом будет прочитана современным читателем, особенно молодежью.

В основу настоящего издания положен текст, опубликованный в 1962 году Издательством Ленинградского государственного университета.

В данной теме, особенно полезной для школьников старших классов и студентов вузов и техникумов, рассматриваются вопросы психологии чтения и методики самостоятельной работы над научной, учебной и политической литературой. Обобщен опыт работы над книгой известных писателей и деятелей науки; автор использует также свои наблюдения над особенностями восприятия книжных текстов людьми различного уровня подготовки.

Поварнин С.И.

Как читать книги

Глава 1

Безыскусственное чтение.
Вредное чтение.
Чтение есть искусство.
Основные правила чтения.
Цели чтения и книга.
Способы чтения.
Идеал чтения.

1. Безыскусственное чтение

Как мы обыкновенно читаем книги? Так, «как читается». Так, как подсказывает наше настроение, наши психические свойства, сложившиеся навыки, внешние обстоятельства. Кажется нам, что читаем не плохо.

А между тем это, по большей части, ошибка. Говорят, бывает у певцов и «от природы поставленный голос». Но это редкое исключение. Обычно приходится голос «ставить». Так же точно бывает иногда стихийно сложившееся правильное чтение. Но это тоже очень редко. Обыкновенно чтение страдает очень многими недостатками, а иногда оно из рук вон плохо. Такое чтение может быть не только не полезно, но и вредно.

2. Вредное чтение

Плохое чтение вредно уже, прежде всего, потому,что лишает той огромной пользы, которую дает хорошее чтение. Но оно может принести и другой вред.

Можно рассматривать чтение с двух сторон: что читать и как читать. И в обоих этих отношениях чтение может быть вредным.

Несомненно, есть дрянные книги, приносящие огромный вред. Таковы, например, растлевающие душу пошлые, бульварные книги.

Но и самый способ чтения тоже может принести вред,— вред и телесный, и душевный. Привычка «глотать» книги может вызвать головные боли. Может способствовать развитию неврозов, неврастении и других болезней нервной системы, а также быть одной из причин различных телесных заболеваний, производных от нарушения нормальной деятельности нервной системы.*

__________
*Нарушения нормальной деятельности нервной системы человека ведут к болезням органов пищеварения, к гипертонии и другим сердечно-сосудистым заболеваниям. Кроме того, уменьшается сопротивляемость организма к различным инфекционным заболеваниям.

Плохое чтение препятствует иногда нормальному развитию способностей и нередко портит их, например ослабляет способность к сосредоточению внимания, память и т.д. Ослабляет волю и способность размышлять.

Не менее важно и то обстоятельство, что плохое чтение очень способствует выработке двух нежелательных типов людей: фразера и «человека с кашей в голове». Фразером называют того, кто любит говорить «громкие слова», между тем как в душе его этим словам нет соответствия. Мысли, чувства, связанные с ними, ему на самом деле глубоко безразличны. Его жизнь и поступки часто определяются совершенно противоположными «настоящими» его мыслями и чувствами.

У человека «с кашей в голове» надерганы отовсюду разные отрывки знаний. И все они без связи друг с другом (или в совершенно фантастической «связи»), без системы, плохо понятые и совершенно непереваренные.

У такого человека, конечно, отсутствует сколь-нибудь стройное мировоззрение, и говорить с таким человеком — мука. Цитаты и ссылки так и гремят, так и летят из уст его, но тщетно стараешься уловить общий смысл и дивишься тем поразительным выводам, которые из этого материала делаются. Слушаешь и изумляешься.

Человек «с кашей в голове» есть плод ложной начитанности, результат чтения, зубрежки и отсутствия логической выучки.

Наш отбор вредных следствий неправильного чтения был бы очень неполон, если бы мы не сказали еще об одной опасности, которая также связана с неправильным чтением. Речь идет об отношении книги и жизни, теории и практики, разрыв между которыми был столь частым явлением у дореволюционной интеллигенции и порождал такие плевелы, как типы людей «книжномыслящих» и «праздно болтающих». Особенно это распространено было в области общественных наук и в области морали. Да и теперь это еще есть. Наивно было бы думать, что революция может автоматически ликвидировать навсегда самую возможность появления таких плевел. Сорняки всегда очень живучи, и когда на них не обращают внимания, они легко и буйно вырастают вновь.

3. Чтение есть искусство

Сам человек довольно редко замечает в себе подобные недостатки. Чаще всего наводит его на мысль, что он не так читает, другой факт. Евгений Онегин, по словам Пушкина:

Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…

Так бывает и в наше время: читаем, читаем и начинаем чувствовать, что как будто из нашего чтения выходит мало толку. И тут приходит мысль: да так ли мы читаем? Может быть, неправильно? И начинаем искать советов, указаний, правил, начинаем подозревать, что есть искусство чтения.

Если мы не остановимся на этом пути с первых шагов, то убедимся, что чтение есть действительно искусство, искусство важное и трудное. Мы найдем истинными слова Гете: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели».

Мы поймем, что как в музыке имеется два вида художников: композитор, создающий музыкальные произведения, и исполнитель, исполняющий их на рояле и других инструментах, так и в области искусства словесного — в области научных и поэтических книг — требуется два рода частных «искусств»: искусство автора и искусство читателя.

4. Основные правила чтения

Искусный читатель должен:

а) если потребуется, взять из книги сполна все, что она может дать, выпить, впитать сполна все ценное, что в ней имеется и может быть дано чтением;

б) приспособлять способ чтения к цели чтения.

Один из главных недостатков безыскусственного чтения — тот, что какая бы ни была книга — все мы читаем приблизительно одинаково. Разница не особенно велика. Кто привык читать быстро, просматривая, тот одинаково «просмотрит» и «Войну и мир» Толстого, и роман Дюма, и Шерлока Холмса, и «теорию Эйнштейна». Кто привык читать медленно, так же читает газету, как и крупное сочинение по политической экономии. Это тоже неправильно. Хотя в этом случае вреда меньше, но все-таки вред есть. Основное правило искусства чтения такое:

Способ чтения зависит от цели чтения и всецело ею обусловливается.

5. Цели чтения

Цели чтения могут быть самые различные. Перечислю только главные их группы.

Если не считать чтения гоголевского Петрушки или гончаровского Валентина, то низшую группу целей составит: чтение для того, чтобы «убить время», отвлечься от неприятных мыслей; чтение «для развлечения» — когда становится, например, вопрос: чем заняться? почитать что-нибудь или «в картишки перекинуться»? Сюда же можно отнести и ряд сходных целей, — вплоть до чтения «чтобы заснуть».

Высшую группу целей чтения составляет:

а) чтение для осведомления о чем-нибудь, пополнения сведений и т.д.; таково чтение газет, брошюрок, некоторых книг, писем, новых книг по специальности и т.п.;

б) чтение для известного нравственного, «волевого» воздействия на душу — «воодушевляющее» чтение; есть книги, которые мы читаем не потому, что они дают новое знание, а потому, что вливают новые силы в грудь, подымают настроение, возбуждают к подвигам, к борьбе;

в) чтение крупных произведений искусства; такое чтение — не развлечение, как думают некоторые; это — важное и необходимое средство для расширения своего кругозора и опыта, для углубления мировоззрения, мыслей, чувства;

г) чтение для изучения какой-нибудь книги, какого-нибудь вопроса, и, наконец;

д) чтение для самообразования.

6. Цель чтения и книга

Какую из этих или подобных целей мы поставим при чтении, часто зависит от книги, вообще от материала чтения. — например «Критику чистого разума» Канта или «Науку логики» Гегеля вряд ли кто станет читать ради «развлечения» или увеселения, а газетный фельетон обычного типа — для изучения. «Приключения Шерлока Холмса» мало пригодны для целей образования, а кто ищет настроений, возбуждающих к подвигам, не возьмет для этой цели аналитическую химию.

Но и одну и ту же книгу можно читать с различными целями. Напр., «Илиаду» Гомера можно читать, как великое поэтическое произведение; Александр Македонский, говорят, постоянно перечитывал ее потому, что образ Ахиллеса служил для него идеалом, соответственные места — источником воодушевления; ученый историк может читать ее с своей точки зрения, как источник сведений о быте Древней Греции, и т.п. Надо только помнить основной принцип, высказанный выше; от цели чтения зависят способы его. Кто читает «Илиаду», как поэтическое произведение, очевидно, должен читать ее иначе, чем ученый или чем Александр Македонский.

7. Способы чтения

Способы чтения тоже распадаются на группы. Главные из них такие.

Первая группа. А. Можно «перелистать книгу». Б. Можно «просмотреть» и «пробежать» ее. При этом умелый читатель схватывает только наиболее существенное вообще или наиболее важное для него; главные мысли, факты и т.д. В. Есть медленное, неполное чтение, «выборочное»; читают не бегло, основательно, но с пропусками. Например, в историческом романе опускают вставки из истории, в «Илиаде» — так называемый «каталог кораблей». Г. Есть чтение полное, без пропусков, но и без особой работы над материалом. Д. Наконец, можно читать книгу «с проработкой» ее содержания. Этот способ вместе с тем есть лучшая школа чтения. Кто не читал и не умеет читать с проработкой, тот никогда не достигнет той степени умения читать вообще и хорошо просматривать книгу, какая доступна ему по его способностям.

Вторая группа. Существует пассивное и активное чтение. (Названия не совсем точные). При пассивном чтении мы совсем как бы отдаемся на волю автора. Ни критики, ни даже отчетливой оценки. Мы просто переживаем его мысли, чувствования, образы; сливаемся на время с его личностью, смотрим его глазами, углубляемся в его переживания. Живем в его мире, на время забывая о себе, о своем «я». Кто любит стихи, тот пусть вспомнит, как он читает любимое стихотворение любимого автора. При активном чтении, наоборот, наше «я» постоянно сознает себя, оценивает мысли автора, соглашается с ними, критикует их, перерабатывает по-своему, делает выводы и т.д. Типичный случай — чтение статьи, противоречащей нашим взглядам.

Третья группа. Поверхностное и углубленное чтение. Трудно в кратких словах выяснить это различие и его сущность. Без сомнения, каждый чувствует его, поэтому достаточно дать только несколько указаний. Прежде всего приведу сравнение. Представим себе бочку с водой. Если мы на недолгое время вложим в воду конец палки и станем кружить ею, у поверхности вода придет в движение, но не глубже. Опустим палку далее, продолжая кружить ею, и более значительная часть воды задвигается. Если мы опустим палку до дна — вся вода скоро придет в движение. Это грубое сравнение несколько иллюстрирует разницу между поверхностным и углубленным чтением. Чем больше элементов душевной жизни вовлекается в работу при чтении, чем более устанавливается связей между тем, что мы читаем, и тем, что уже имеется в сознании и чувствах, тем чтение глубже. В результате глубокого чтения содержание книги должно «усвоиться» нами, стать «своим», стать составной частью в содержании нашей личности, поскольку мы с ним согласны. Таким образом хорошо «усвоенная» книга может определить известную сторону личности и — поскольку эта сторона проявляется в действии — самую деятельность человека. Известны случаи, когда глубоко прочитанная, продуманная и прочувствованная книга определяла всю жизнь человека.* Поверхностное же чтение сопровождается минимальной душевной работой, — часто ровно настолько, сколько требуется, чтобы кое-как понять, о чем идет речь. Об «усвоении», конечно, тут не может быть и речи.

_________
*Некоторые творцы космических ракет свое призвание определили еще в юности, прочитав работы К.Э.Циолковского. Немало людей стало географами, прочитав в детстве или юности книги знаменитых путешественников. Болгарский коммунист Георгий Димитров говорил, что огромную роль в формировании его как революционера сыграла книга Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

8. Идеал чтения

Идеальный читатель должен одинаково совершенно владеть всеми способами чтения и легко приспосабливаться к любой цели чтения. Для изучения какой-нибудь книги он станет читать ее полным чтением, активным, углубленным, с проработкой. Эти же способы требуются при чтении основных книг для самообразования. При чтении газеты всегда требуется уменье просматривать, но кое-что в ней приходится часто и читать неполным или полным чтением. Наконец, изредка и в газете попадается — особенно для специалиста — и такой материал, который полезно или даже необходимо прочитать с проработкой, с выписками и т.д. * Но каким бы способом он ни читал, его чтение будет отчетливым, т.е. он будет иметь отчетливое представление о том, что он прочел, а не туманное и расплывчатое. Отчетливое чтение — обязательное условие хорошего чтения.

_________
* Теперь, когда роль науки в жизни нашего общества резко возросла и продолжает непрерывно возрастать, газеты уже не «изредка», а довольно часто помещают такие материалы, которые после беглого чтения приходится изучать с самой основательной «проработкой», вырезками и выписками. Они все больше становятся высокой и оперативной трибуной как для общественных наук, так и для точных наук и естествознания. На страницах газет публикуются сведения о научных дискуссиях, статьи по принципиальным вопросам развития различных отраслей наук, обзоры и публикации данных о новейших научных открытиях. 

Глава 2

Главные задачи образования.
Две основные цели.
Какая из этих целей важнее?
Чем больше всего отличается образованный от необразованного.
В чем основная задача самообразования.
В чем же состоит работа над книгой, особенно над научной?
О навыках при чтении и о проработке книг

9. Главные задачи образования

Мы можем почувствовать потребность в образовании по разным причинам. Может действовать на нас стремление к знанию или потребность в углублении мировоззрения. Иногда чувствуют, что без образования нельзя разобраться в современной жизни, понять ее и, значит, правильно жить и действовать.

Без того или иного образования в наше время нельзя быть настоящим специалистом почти ни в каком деле. Наконец, теперь все чаще и чаще человек хочет быть образованным еще и потому, что образованный, при прочих равных условиях, может принести больше пользы обществу.

10. Две основные цели

Какие бы ни были эти специальные задачи, для достижения их требуются (поскольку дело касается книжного образования) два условия:

1) приобретение известной суммы сведений из области науки, техники, искусства и т.п.;

2) развитие и углубление душевных сил, способностей, характера.

Эти две основные цели должен иметь ввиду каждый, кто стремится к образованию.

11. Какая из этих целей важнее?

От этого зависит не только определение способа чтения, но и характер читаемых книг. Ведь если важнее всего приобрести побольше разных сведений, то мы должны выбирать такие книги, которые ведут к этому с наименьшей затратой сил и труда, т.е. наиболее легкие, вроде тех, над которыми смеется американский юморист Вудворт: «Десять тысяч фактов, которые каждому следует запомнить», «Химия в 14 недель», «История в ореховой скорлупе» и т.п. Если же важнее развитие и углубление «душевных сил» — мышления, воображения и т.д., то подобные книги будут вредны. Необходимы книги не слишком трудные, но и не легкие; такие, при чтении которых постоянно приходится напрягать мысль, воображение. И, до известной степени, чем больше будет положено на такую книгу труда и времени, тем, при прочих равных условиях, лучше будет результат.

12. Чем больше всего отличается образованный от необразованного

Образованный от необразованного отличается больше всего не количеством сведений. Знаменитый английский мыслитель Рескин правильно сказал, что если человек прочтет и запомнит все книги Британского музея (публичной библиотеки), он от этого еще не станет образованным. Нужны не только сведения, нужна особая «культура ума», навыки мыслить, уменье распоряжаться знаниями, развитие других душевных сил и т.п. Есть нас

как читать быстро, а запоминать лучше?

«Я просто сижу в своем офисе и читаю книги», — именно так и никак иначе описывает свой будничный день один из самых успешных и влиятельных бизнесменов Уоррен Баффетт (Warren Buffett). Он просто сидит и читает. И советует всем придерживаться этого простого и незамысловатого распорядка.

Согласитесь, это довольно полезная привычка. Но как привить себе эту привычку и не просто читать книги, а извлекать из них все полезное и ценное, знает далеко не каждый. Если вы успеваете прочитать по несколько книг в месяц и довольствуетесь кратковременными инсайтами, но ничего из прочитанного не применяете — считайте, что вы просто попусту тратите свое время.

Как читать больше и успевать осмысливать все прочитанное, запоминать и применять в жизни — вот предмет спора многих исследователей. Каждый из них считает своим долгом предложить свою уникальную методику, которая поможет вам стать более совершенным в этом деле. Однако, все они сходятся в одном — чтение книг открывает перед людьми множество возможностей для роста и достижения успеха.

О самых интересных методиках чтения книг мы и поведаем вам в этой статье. Но прежде хотим уделить внимание некоторым основам.

Как быстро вы читаете?

Один из наиболее очевидных ответов на вопрос «Как успевать прочитывать больше?» — научиться читать быстрее. Тема скорочтения настолько популярна, что некоторые компании (такие как Staples, например) применяют ее в своей маркетинговой кампании. К слову, вышеупомянутая Staples для продвижения электронных книг разработала и внедрила технологию, позволяющий определить вашу скорость чтения. К сожалению, для русскоговорящей аудитории текстов не предусмотрено.

Но Staples не просто предоставляет посетителям сайта такой виджет: компания собирает и анализирует получаемые данные. Согласно этим данным, 300 слов в минуту — средний показатель взрослого человека. Другие результаты вы можете увидеть ниже:

Средняя скорость чтения по группам: учащиеся начальной школы, 8–9 лет (Third-grade students) — 150 слов в минуту; учащиеся средней школы, 13–14 лет (Eight grade students) — 250 сл.; студенты колледжей и вузов — 450 сл; топ-менеджеры — 575 сл.; профессор университета — 675 сл.; мастер скорочтения — 1500 сл.

Однако, поможет ли вам скорочтение прочитывать больше? Правильный ли это путь и оправдан ли он? Не всегда. В процессе чтения книг самым важным остается понимание прочитанного. Ни для кого не секрет, что люди, которые ловко управляются с полутора тысячами слов минуту, на самом деле, мало что запоминают из текста, практически ничего не осмысляя. Поэтому, если ваша скорость чтения находится на среднем уровне, не печальтесь. Постепенно наращивайте скорость, но без ущерба для понимания. Только в этом случае вы сможете нащупать верный путь к тому, чтобы успевать прочитывать больше.

Как много вы читаете?

Кто-то читает быстро, а кто-то читает много. Вы удивитесь, но не все люди пытаются сэкономить время на своем любимом занятии. В этом случае скорочтение – совсем не вариант. На самом деле, в данной ситуации вопрос «Как читать много?» отпадает сам собой: если человек любит читать, он посвятит этому достаточно много времени.

Согласно результатам исследования аналитической компании «The Pew Research Center», взрослые люди в США за год в среднем прочитывают 17 книг. А сколько книг за год обычно прочитываете вы?

Ключевое слово здесь «средний». Есть люди, которые прочитывают гораздо больше 17 книг в год. Есть и те, кто не читает их вовсе (таковых — 19%, а согласно последним данным за 2013 год — 28% американцев). Что это значит? Это значит, что если вы начнете читать больше, вы будете на голову выше одной трети населения США.

5 методик, которые позволят вам прочитывать больше книг, блогов, статей

1. Скорочтение: удивительная техника Тима Феррисса (Tim Ferriss).

Тим Феррисс, автор книги «Четырехчасовая рабочая неделя» (4-Hour Workweek) и многих других бестселлеров, готов предложить вам уникальную методику, которая увеличит вашу скорость чтения как минимум в 3 раза.

Его метод состоит из 2 приемов:

  1. Водить ручкой или карандашом вдоль каждой читаемой вами строки, как делают дети, когда учатся читать.
  2. Каждую новую строку начинать читать как минимум с третьего слова, а два первых слова пытаться уловить периферийным зрением. Переходить к следующей строке как минимум за три слова до конца самой строки.

Феррисс называет эту методику перцептивным расширением:

«Неподготовленные читатели тратят до половины возможностей своего периферийного зрения на чтение… полей. Если вы будете читать строки от начала и до конца, то будете терять около 25-50% времени впустую».

Как видят наши глаза?

Быть может, вы уже слышали о том, что для улучшения скорости чтения нужно использовать свое периферийное зрение. Быстрые движения глаз, так называемые саккады (быстрые, строго согласованные движения глаз, происходящие одновременно и в одном направлении), происходят постоянно, пока мы читаем (с поля на начало новой строки, к примеру). Минимизировать эти прыжки — верный путь к тому, чтобы увеличить скорость своего чтения.

Вывод: использование периферийного зрения поможет вам улучшить скорость вашего чтения. Вы не добьетесь рекордных изменений в скорости, но совершенно точно начнете читать быстрее.

2. Новые методики Spritz и Blinkist

Spritz и Blinkist — это две совершенно новые, уникальные методики, которые помогут вам читать не только быстро, но и меньше.

Как было уже сказано выше, во время чтения много времени уходит на передвижение глаз. Технология Spritz полностью исключает это.

Как это работает? Вы просто смотрите на небольшой прямоугольник на экране вашего ноутбука или смартфона, в котором поочередно, друг за другом, отображаются слова из текста. В каждом слове красным цветом выделена одна буква: так глазам проще концентрироваться на центре слова.

Существует специальный букмарклет, который носит название OpenSpritz, и позволяет вам прочитать таким способом любой текст, который вы найдете в интернете. Ниже — пример одного из таких текстов, который читается на скорости 600 слов в минуту.

На главной странице приложения Spzirtz вы можете попробовать эту технологию на разных скоростях и на разных языках (в том числе и на русском).

Кроме революционной, на наш взгляд, технологии Spritz, есть и еще одна, которая называется Blankist. Вместо того, чтобы помогать читать быстрее, Blankist предлагает читать только самое важное. Программа дробит тексты на удобоваримые части. В каждой из которых заключена ключевая мысль, которую вы сможете прочитать всего за пару минут.

Полагаем, можно прочитать гораздо больше книг, когда все эти книги будут ужаты в короткие, 2-минутные главы.

3. Не смотрите телевизор и не увлекайтесь шопингом

Шейн Перриш (Shane Parrish), автор блога Farnam Street, за прошедший месяц успел прочесть около 14 книг, по каждой из которых подготовил детальный отчет. Как ему это удалось?

Шейн говорит, что секретов в этом успехе нет. То время, которое он посвящает чтению, средний американец тратит на просмотр телевизора (35 часов в неделю), какие-либо интерактивные развлечения и шопинг (как минимум, час в неделю). Шейн исключил из своей жизни все эти необязательные действия и сэкономленное время направил на чтение. В общей сложности он читает на 43 часа больше в неделю, чем средний американец.

4. Купите читалку

Согласно результатам исследования «The Pew Research Center», те люди, которые пользуются электронными книгами, в среднем прочитывают за год порядка 24 книг, тогда как люди без этого устройства успевают только 15. Вопрос: хотите ли вы прочитывать в год на 9 книг больше, чем обычно? Если да, то покупайте читалку. Она легкая и удобная, и любую свободную минутку вы можете посвятить чтению. Стоит ли говорить, что при таком раскладе вы станете прочитывать гораздо больше?

5. Читайте больше, но не читайте все подряд

Для кого-то этот совет может показаться совсем уж нелогичным, но он взят из столь же нелогичной книги.

Книга «Как говорить о книгах, которых вы не читали?»

Эта книга написана профессором Парижского университета Пьером Баярдом (Pierre Bayard). В ней он повествует, что люди обычно делят все книги на те, что они прочитали, и те, что не прочитали:

  • книги, которые мы прочитали;
  • книги, которые мы просмотрели;
  • книги, о которых мы слышали;
  • книги, о которых мы забыли;
  • книги, которые никогда не открывали.

Как знать: быть может, чтобы уметь читать больше, нужно просто взглянуть на процесс чтения несколько по-иному. Очевидно, что те книги, которые попадают в первые 3 категории, профессор относит к прочитанным. Поможет ли это вам? Попробуйте. Но мы, если честно, немного сомневаемся.

3 эффективных способа запомнить то, что вы прочитали

Чтобы научиться лучше усваивать прочитанное и сохранять информацию на долгие годы, нужно понять специфику работы нашей памяти. Для этого запомните 3 ключевых слова:

  • впечатления;
  • ассоциации;
  • повторение.

Допустим, вы прочитали книгу Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (Dale Carnegie «How to Win Friends and Influence People»). Книга вам невероятно понравилась, и вы хотите запомнить так много, сколько это вообще возможно.

Что нужно сделать? Работать на трех уровнях.

Впечатления. Вы запомните гораздо больше, если эмоционально проработаете книгу. К примеру, некоторые главы вы можете проиграть в своем воображении, постараться почувствовать те эмоции, которые старается передать автор или о которых ведет речь. Представьте себя главным героем прочитанных глав. Вы должны создавать и управлять своими впечатлениями. Благодаря им вы и сможете сохранить большую часть информации в своей памяти. Если визуальные образы не помогают, то попробуйте зачитывать особо понравившиеся главы вслух. Сделайте так, чтобы книга вызывала у вас прилив чувств.

Ассоциации. Метод ассоциаций известен многим, но его нельзя не упомянуть в нашем списке, поскольку он отличается рекордной эффективностью. Суть его проста: смысл прочитанного вы связываете с чем-то, что уже знакомо вам, соотносите друг с другом. Кроме того, что этот метод позволит вам лучше и четче запомнить тексты, так вы еще и лучше будете понимать их. Работает правило: объяснить что-то новое проще, если сравнить его с чем-то знакомым.

Повторение. Повторение — мать учения. И этим все сказано. Чем чаще вы возвращаетесь к наиболее понравившимся вам книгам, тем лучше сохраните их в своей памяти.

4 уровня чтения

Мортимер Адлер (Mortimer Adler), философ и автор книги «Как читать книги» («How to Read a Book»), выделяет 4 уровня чтения:

  1. Элементарный.
  2. Инспекционный.
  3. Аналитический.
  4. Тематический.

Каждый уровень основывается на предыдущем. Элементарному уровню вас обучают в школе. Инспекционный уровень — это, по факту, поверхностное знакомство с книгой или статьей, то же самое, что и «пробежаться глазами».

Самая кропотливая работа происходит на двух последних уровнях. Аналитический уровень предполагает более тщательное знакомство с материалом. Вы буквально прочитываете книгу «от корки до корки». В ходе аналитического чтения вам придется пройти 4 этапа:

  1. Классифицируйте книгу по тематике.
  2. Кратко сформулируйте, о чем книга.
  3. Перечислите основные главы и установите связи между ними. Опишите каждую из этих частей. Раскройте ее роль для всей книги.
  4. Определите проблему или проблемы, которые автор решает в книге. Опишите их.

Наконец, тематическое чтение обязывает вас прочитать несколько книг на одну тему и анализировать каждую из них в связи другой: сравнивать, противопоставлять, оценивать.

По мере вашего освоения этих 4 уровней чтения, вы также будете развивать рассмотренные выше 3 способа запоминания. Разбирая книгу на части (на аналитическом и тематическом уровнях), вы закрепите в памяти те впечатления, которые от нее получили. Вдумчивый анализ схожих по тематике работ поможет вам лучше разобраться в материале и запомнить его на долгие годы.

Делайте заметки!

Вот вам небольшой совет: делайте заметки.

Пишите на полях. Оставляйте закладки. После прочтения книги напишите небольшую рецензию. Потом вы сможете возвращаться к вашим записям и заметкам и освежать в памяти самые важные моменты из прочитанного.

Важность заметок и закладок подчеркивает уже упомянутый нами Шейн Перриш:

«После того, как я заканчиваю книгу, я откладываю ее на несколько недель. Потом я возвращаюсь к ней, изучаю все закладки и заметки, которые сделал, перечитываю главы, которые я отметил как важные. Я делаю так со всеми книгами без исключения».

Заключение

Запомните главное правило: книги нельзя читать, книги нужно изучать. В книгах нужно видеть инвестиции в собственное образование, а следовательно — и в собственный успех. Повальное увлечение техниками, позволяющими увеличивать скорость чтения, которые мы можем наблюдать сегодня, на первый взгляд, кажется спасительным, но и от них не будет никакого толка, если прочитанное не будет осмыслено и использовано. Учитесь правильно читать, и вы обязательно достигнете отличных результатов.

Успехов вам и высоких конверсий!

По материалам open.bufferapp.com, image source Научная библиотека 

12-05-2014

Как развить навык скорочтения: 7 простых упражнений

Попробуйте читать, не проговаривая текст про себя. А теперь прочитайте страницу текста, не отвлекаясь и не перечитывая предложения. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте абзац. Получается? Эти и другие несложные упражнения помогут вам овладеть навыками скорочтения.