24.11.2024

Правила ассертивного поведения: Правила ассертивного поведения: запоминаем и действуем

Содержание

Правила ассертивного поведения: запоминаем и действуем

Как отстаивать свои интересы, при этом ни с кем не ссориться и чувствовать себя комфортно? Разбираем способы, которые помогут.

Умение общаться, пожалуй, один из ключевых навыков в современном мире. Каждый день мы контактируем с родственниками, коллегами, друзьями и в каждой ситуации вынуждены выбирать ту или иную модель поведения, балансируя между своими интересами и интересами окружающих.

Одни предпочитают пассивный способ коммуникаций: избегают конфликтов, не отстаивают собственные права, не говорят о себе и своих истинных чувствах и взглядах, не сообщают ничего прямо, а ходят вокруг да около. При этом в глубине души надеются, что другие «телепатическим путем» распознают их эмоции и потребности. А зря.

Другие, напротив, в грубой форме выражают малейшее несогласие, навязывают собственную точку зрения, не учитывая мнения окружающих. Агрессивно нарушают чужие границы и наживают себе врагов.

Гораздо чаще встречается пассивно-агрессивная модель, когда чувства не озвучиваются прямо, а обида и гнев проявляются в форме колких замечаний, насмешек, по которым вы должны «угадать», за что на вас обиделись. Такие люди боятся выражения негативных эмоций и не сообщают, чем вызвано их недовольство, изощренно уходят от конфликта, но при этом терзают вас недомолвками. Общение превращается в сплошные манипуляции, где никто не заявляет прямо о своих целях, но каждый провоцируют другого на совершение нужного ему поступка. Пассивная агрессия может также выражаться в бездействии, отказе выполнить просьбу или в промедлении.

Как можно догадаться, эти модели заведомо проигрышны и не ведут к эффективному взаимодействию между людьми. Как тогда быть? Выбирать ассертивную форму общения. Ее разработали американские психологи как альтернативу агрессивному и манипулятивному вариантам поведения. Сам термин появился в 50–60-х годах ХХ века, он происходит от английского assert — утверждать, заявлять, доказывать, защищать, отстаивать свои права, быть напористым. Суть ассертивного поведения в том, что человек отстаивает свою точку зрения и добивается необходимого, при этом сохраняя уважение к партнеру. Не нарушая прав и границ окружающих, он добивается собственных целей. Главное в этом стиле — открытость. При принятии решений, на переговорах, в конфликтных ситуациях. Ассертивность ориентирована на долгосрочное сотрудничество, командную работу, деловые взаимоотношения. С психологической точки зрения ассертивное поведение — это свойство цельного человека.

Предположим, что в ближайшее время у вас произойдет важная встреча, от которой во многом зависит будущее вашей компании. Образцом ассертивного взаимодействия с сотрудниками будет следующее высказывание: «Мне необходимо получить готовый документ к среде. Состоится встреча, от которой зависит финансовый успех нашей компании. От качества подготовленного документа будет зависеть решение нашего партнера». Вы открыто заявляете о том, что необходимо сделать и в какой срок, объясняете почему. Вы честны и открыты перед сотрудниками. Примером агрессивного влияния будет: «Чтобы сделал мне презентацию к среде, и никаких отсрочек!» Примером пассивного: «Хотелось бы, чтобы закончили к среде». В этом случае вы не объясняете срочность и важность данного задания, поэтому его можно трактовать двояко.

Ассертивное поведение, которое основано на прямой и честной коммуникации, позволяет строить искренние и продуктивные отношения, свободные от завуалированной агрессии.

Известный американский психолог Мануэль Смит разработал модель ассертивного поведения, которое зиждется на десяти правах человека. Итак рассмотрим правила ассертивного поведения.

1. Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия.

Существует манипулятивное предубеждение, что есть некто «более значимый и авторитетный» для того, чтобы выставлять оценки моему поведению. На самом же деле в этом мире все равны, и любая личность обладает правом быть последним судьей над самим собой. Скажите себе: «Я представляю ценность просто по факту своего существования и вправе давать оценку собственным проявлениям».

2. Я имею право не извиняться и не объяснять свое поведение.

Люди, придерживающиеся манипулятивной парадигмы, считают, что каждый человек обязан отчитываться перед другими за все свои поступки. Но в действительности это не так. Если вы не нарушаете чужих границ и не доставляете дискомфорта окружающим, то у вас нет никакого обязательства объяснять мотивы того или иного поступка, пока вы сами этого не захотите.

3. Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей.

Во многих живет убеждение, что он «должен» кому-то — организации, стране, родителям. Люди взваливают на себя ответственность за других, потому что им внушили, что они обязаны жертвовать личными интересами просто потому, что «настоящий мужчина должен», «настоящая женщина должна», «руководитель должен» (подобные суждения называются интроектами). Первый шаг к формированию целостности человека — понимание того, что никто никому ничего не должен. Ассертивная, свободная, гармоничная личность делает что-то для другого исходя из собственного желания и не ожидая чего-либо в ответ.

4. Я имею право изменить свое мнение.

Все течет, все меняется, и единственное, что неизменно в мире, — это изменения. Почему же многие продолжают держаться за устаревшие взгляды, даже тогда, когда они им давно не соответствуют? Из-за иллюзорного страха провала, критики, осуждения со стороны. А судьи кто? (См. пункт 1.) Скажите себе: «Мое мнение изменилось. Раньше я считал так. Теперь я думаю по-другому. Это нормально. В этом нет никакой трагедии».

5. Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки.

Корень страха ошибки — в перфекционизме. В убеждении, что ты должен быть идеальным, иначе тебя не примут другие. Однако идеала не существует, и навязчивое стремление к нему — это не что иное, как невроз. Ошибки допускают все, это естественный ход событий. Чтобы не было провалов, нужно ничего не делать. Если ты действительно сделал что-то неправильно, бессмысленно себя обвинять, просто скажи себе: «Так бывает». Сделай выводы и двигайся дальше.

6. Я имею право сказать: «Я не знаю».

Убеждение, что ты должен знать все на свете, кроется в той же программе перфекционизма, заданной в раннем детстве. В школе нас стыдили за то, что мы не могли найти правильный ответ на какой-то вопрос. И многие продолжают носить роль ученика и покрываться стыдом от незнания чего-либо, давно выйдя из школьных стен. А ведь давно пора усвоить, что всего знать невозможно и если кто-то требует от вас этого, процитируйте ему высказывание древнегреческого философа Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю».

7. Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне.

Ожидание расположения других происходит от отсутствия принятия самого себя. Когда нет опоры на свою личность, мы ищем поддержки в других, в их хорошем отношении. Становимся зависимыми от чужих мнений и оценок. Что делать? Сместить фокус внимания на самого себя и свои ресурсы, «додать» себе любовь, которую мы недополучили в детстве. Когда человек наполнен любовью к себе и принимает себя целиком, он не будет требовать безусловного принятия от других. Ассертивные люди не слишком полагаются на одобрение других и чувствуют безопасность и уверенность в самих себе.

8. Я имею право принимать нелогичные решения.

Мы все порой совершаем абсурдные поступки. Руководствуемся не здравым смыслом, а например, своей интуицией. Действуем под влиянием эмоций. Зачастую такие поступки становятся в итоге самыми верными, а иногда — наоборот. И мы имеем право не корить себя за них. Мы не должны быть всегда правильными, логичными, взвешенными, рациональными. Все, что мы должны этому миру, — это быть аутентичными, быть самими собой.

9. Я имею право сказать: «Я тебя не понимаю».

Не понимать другого — это нормально. Потому что он — другой. И устроен по-своему. Мы не можем залезть в чужую голову и понять, что там происходит. И если человек прямо не объясняет своих мотивов и поступков, то мы имеем полное право сказать, что не понимаем его. Не для того, чтобы устроить конфликт. А для того, чтобы сделать шаг навстречу к пониманию и внести ясность. Прояснение чувств — один из самых важных инструментов ассертивного поведения.

10. Я имею право сказать: «Меня это не интересует».

Мы не обязаны интересоваться всем, что происходит в этом мире. На это не хватит ни времени, ни ресурсов, которые ограничены. Мы не должны бояться показаться черствыми, безответственными или ограниченными, если нас не интересует политическая обстановка, современное искусство или новые предложения какого-то магазина. Мы имеем право выражать свои чувства, мнения и убеждения, говорить «да» или «нет». Мы не обязаны быть удобными и понятными для других. Все, что мы обязаны, — это быть теми, кто мы есть, раскрывать то индивидуальное, ценное и неповторимое, которое есть в каждом из нас. До тех пор, пока это не причиняет дискомфорта окружающим, именно в этой модели поведения и заключается самый разумный способ взаимодействия с этим миром.

Здесь вы можете задать вопрос психологу.

Фото: Unsplash.com

Ассертивное поведение: 10 правил

Ассертивное поведение облегчило бы жизнь многим из нас, тем более, когда вокруг так много желающих залезть на шею к ближнему своему и свесить ножки.

Ассертивностью называют проявление вежливой настойчивости. Под ассертивным поведением понимают позитивное поведение цельного человека, демонстрирующего самоуважение и уважение к другим, слушающего, понимающего и пытающегося достичь рабочего компромисса. Ниже – диалог из знаменитого «Собачьего сердца» Михаила Булгакова. Почему профессор Преображенский вдруг заинтересовал психологов? Потому что он, несомненно, был умным человеком и знал азы ассертивного поведения.

Ассертивное поведение

— Хочу предложить вам,  — тут  женщина из-за пазухи вытащила  несколько ярких и мокрых от снега журналов, — взять несколько  журналов в  пользу детей Германии. По полтиннику штука.

— Нет, не  возьму,  — кратко  ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.

Совершенное  изумление  выразилось  на  лицах,  а  женщина  покрылась клюквенным налетом.

— Почему же вы отказываетесь?

— Не хочу.

— Вы не сочувствуете детям Германии?

— Сочувствую.

— Жалеете по полтиннику?

— Нет.

— Так почему же?

— Не хочу.

Ассертивное поведение облегчило бы жизнь многим из нас, тем более, когда вокруг так много желающих залезть на шею к ближнему своему и свесить ножки –  будь то навязчивые продавцы в магазинах, ленивые коллеги по работе,  вечно сующие во все свой нос соседи и т.д. и т.п. При этом совсем не обязательно кому бы то ни было из них грубить! Гнуть свою линию можно и нужно не только жестко, но и изящно – по всем правилам психологии!

Термин “ассертивность” происходит от английского глагола “to assert” – настаивать на своём, утверждать, заявлять, остаивать свои права. Под ассертивным поведением понимают  позитивное поведение цельного человека, который уважает себя и других,  слушает, понимает и пытается достичь рабочего компромисса.

Это демонстрация вежливой настойчивости, это способность человека вести себя уверенно и доброжелательно; конструктивно отстаивать свои права, проявляя уважение к другим; при  этом принимать на себя ответственность за свое поведение.

В детстве мы все усвоили урок «как себя вести хорошо». У кого-то это  беспрекословное послушание, выполнение всех указаний родителей, а  другого приучили добивайся, иди к цели, не давать себя в обиду.

Однако  при этом уважали ли наши права, считались ли с нашим мнением? Уважать  своего ребенка умеют не многие. Любят, заботятся, опекают, а вот с  уважением сложнее. Модели человеческого поведения удивительно схожи с  детско-родительскими взаимоотношениями. Воспитание — тяжелый труд.  Родители стараются во благо ребенка, зачастую приучая его быть пассивным  или агрессивным, учиться манипуляциям. Уроки детства мы усвоили и  продолжаем действовать привычным способом.

В любой ситуации мы выбираем какой-то стиль поведения – и в большой  степени от него зависит полученный результат. 

  • Мы можем вести себя  пассивно – то есть не отстаивать свои права, избегать конфликтов,  подчиняться решениям других и в результате терять контроль над  происходящим.
  • Можем вести себя агрессивно – то есть бросаться на проблему, как на  амбразуру, требовать всего и сразу, навязывать собственное мнение, не  учитывать интересы других, быть грубым, враждебным и непредсказуемым.

Кстати, нередко встречается и пассивно-агрессивное поведение. О таких  говорят «в тихом омуте черти водятся». «Пассивные агрессоры» склонны  копить обиды и втайне строить и осуществлять планы мести. Пассивная  агрессия может выражаться в отказе выполнить просьбу, в бездействии или  открытом саботаже.

Обычно агрессивно или пассивно ведут себя люди с заниженной  самооценкой, и обе эти позиции заведомо проигрышны.

При манипулировании человек  действует скрыто, не заявляя прямо о своей цели, но при этом  провоцирует другого на совершение нужного ему поступка. Подобным образом  маленький ребенок, который чувствует себя виноватым перед родителями за  то, что “не оправдал ожиданий”, становится печальным и несчастным, заставляя тем самым родителей заискивать перед ним.

Но есть и третий  вариант поведения – ассертивность, «золотая середина» между агрессией и  пассивностью. Определите свой тип поведения.

Ассертивное поведение. Суть

Вы защищаете Ваши собственные права, выражаете Ваши мысли и чувства прямо, честно и открыто средствами, уважающими права других.

Ассертивный человек действует без ненужного беспокойства или чувства вины. Ассертивные люди уважают себя и других людей и отвечают за свои действия и свой выбор. Они понимают свои потребности и просят открыто и прямо о том, что они хотят.

При получении отказа они могут загрустить или быть разочарованными, но их самовосприятие не омрачается. Они не слишком полагаются на одобрение других людей и чувствуют безопасность и уверенность в самих себе.

Ассертивные люди показывают другим, как они хотели бы, чтобы с ними обращались. Они самодостаточны.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Ассертивное поведение.

Явное поведение

Вот что я думаю. Вот что я чувствую. Вот как я оцениваю ситуацию. А как насчет Вас? Если наши потребности конфликтуют, я, конечно же, готов рассмотреть различия, и, возможно, буду готов к компромиссу.

Ассертивное поведение.Скрытая мысль

Я не позволю Вам использовать меня и не буду атаковать Вас за то, что Вы такой, как Вы есть.

Ассертивное поведение. Цель

Общаться ясно и прямо, как взрослый со взрослым.

Ассертивное поведение. Вербальные и невербальные характеристики

  • Активное слушание
  • Твердый, спокойный голос
  • Прямой контакт глаз
  • Прямая, сбалансированная, открытая позиция тела
  • Громкость голоса, подходящая к ситуации
  • Использование: «Я», «Я люблю, хочу…», «Я не хочу…»
  • Фразы сотрудничества: «А что Вы думаете по этому поводу?»
  • Подчеркнутые утверждения заинтересованности: «Мне бы очень хотелось…»

Ассертивное поведение.

Выгода

Чем больше Вы отстаиваете себя и действуете в манере, которую Вы уважаете, тем выше Ваше самоуважение. Ваши шансы получить от жизни то, что Вы хотите, увеличиваются, если другие понимают, что Вы хотите и то, что Вы защищаете Ваши права и потребности.

Если Вы прямо выражаете чувства негодования, то отрицательные эмоции не накапливаются. Не испытывая болезненного чувства застенчивости и тревоги и не тратя силы на самозащиту, Вы можете видеть, слышать и любить более легко.

Ассертивное поведение. Расплата

Друзья могут воспользоваться Вашим самоутверждением и могут саботировать Вашу вновь приобретенную ассертивность. Вы переформулируете Ваши убеждения и делаете переоценку ценностей, сформировавшихся с детства. Это может вызывать сопротивление. 

Ассертивное поведение. Базовые права ассертивной личности

Философия поведения основана на предположении, что многие люди забыли, или им просто не говорили, что мы все равны и имеем равные права. Цель ассертивности — отстаивать свои права без нарушения прав других людей.

  • У меня есть право выражать свои чувства
  • У меня есть право выражать свои мнения и убеждения
  • У меня есть право говорить «да» или «нет»
  • У меня есть право менять свое мнение
  • У меня есть право сказать «Я не понимаю»
  • У меня есть право просто быть самим собой и не подстраиваться под других людей
  • У меня есть право не брать на себя ответственность за проблемы других людей
  • У меня есть право просить о чем-то других
  • У меня есть право устанавливать свои собственные приоритеты
  • У меня есть право на то, чтобы меня слушали и серьезно ко мне относились
  • У меня есть право делать ошибки и чувствовать себя комфортно, признавая их
  • У меня есть право быть нелогичным, принимая решения
  • У меня есть право сказать «Мне все равно»
  • У меня есть право быть несчастным или счастливым

 А вот типы поведения от которых мы часто пытаемся освободиться да не всегда получается!

Пассивное поведение

Суть

Вы нарушаете Ваши собственные права, так как не выражаете свои чувства, мысли и убеждения, а, следовательно, позволяете другим нарушать Ваши права.

Пассивное или неассертивное поведение может также означать выражение мыслей и чувств в такой извиняющейся и скромной манере, что другие просто не обратят на них внимание.

Пассивный человек позволяет другим топтаться по себе, как по коврику в коридоре. Неассертивные люди думают, что они не контролируют события, находятся под контролем и не имеют возможности действовать самостоятельно. Они не позволят своим потребностям иметь преимущество над потребностями других. Они позволяют другим принимать за них решения, даже если знают, что в последствии они будут об этом жалеть. Они чувствуют себя беспомощными и бесправными.

Явное поведение

Со мной все равно не считаются, поэтому можете мной пользоваться. Мои чувства, потребности и мысли менее важны, чем Ваши.

Скрытая мысль

Позаботьтесь обо мне и телепатически поймите мои чувства и потребности. Разве Вы будете любить/уважать меня, если я буду ассертивным? Я должен защитить Вас от боли.

Подсознательное

За неуверенностью скрыть глубинный страх, не соответствовать ожиданиям других.

Цель

Умиротворить другого и избежать конфликта и неприятностей любой ценой.

Вербальные и невербальные характеристики

  • Позволить событиям проходить мимо
  • Ходить вокруг да около — не говорить о себе, о том, что в действительности имеешь в виду
  • Ни к месту извиняться мягким, неустойчивым голосом
  • Быть нечетким, избегать прямого взгляда
  • Избегать телесных контактов — отступить от других, сутулить плечи
  • Моргать или смеяться при выражении гнева
  • Прикрывать рот рукой
  • Использовать фразы: «Если это не будет слишком затруднительно для Вас» и «Но все равно делайте, что хотите…»

Выгода

Вы награждены за свою беззаветность. Если что-то пойдет не так, Вы, как пассивный наблюдатель, не будете обвинены. Другие будут защищать Вас и проявлять заботу. Вы избегаете, оттягиваете или прячете конфликт, которого боитесь.

Расплата

Если из-за недостатка ассертивности Вы позволили отношениям развиваться не так, как Вам хотелось бы, то изменить это очень сложно. Вы ограничиваете себя, создав в глазах других представление о себе как о хорошем, мягком человеке, и не более того. Вы ограничиваете себя в проявлении искренних негативных эмоций (гнева, презрения и др.). Вы страдаете от этого, рисуя по ночам в своем воображении картинки собственной уверенности и искренности.

Агрессивное поведение

Суть

Вы защищаете свои личные права и выражения чувств, мыслей таким образом, что это становится неприемлемым и нарушает права другого человека. Превосходство достигается путем унижения других. Когда Вам угрожают, Вы атакуете.

Агрессивное поведение создает врагов, которые могут развить страх и  паранойю, делая Вашу жизнь трудной. Если Вы контролируете то, что делают  другие, это требует много усилий и энергии и не дает Вам возможности расслабиться.

Отношения обычно построены на негативных эмоциях и  нестабильны. Рано или поздно обнаруживается, что Вы уже и не можете  вести себя не агрессивно, Вы причиняете боль небезразличным Вам людям и  страдаете от этого. Кроме того, человеческий организм не может жить долго в состоянии стресса и начинает давать сбои.

Явное поведение

Мне не важно, что Вы чувствуете. То, что важно для Вас, совершенно безразлично для меня.

Скрытая мысль

Я «сделаю» тебя до того, как это сделаешь ты. Я здесь номер первый.

Вербальные и невербальные характеристики

  • Вторжение в пространство других людей
  • Пронзительный, саркастический или снисходительный голос и взгляд
  • Родительские жесты
  • Угрозы: «Лучше поосторожней», «Если ты не…», «А ну-ка…» и др.
  • Прерывания: «Да что ты говоришь», «Не будь дураком» и др.
  • Оценивающие комментарии

Выгода

Другие делают то, что Вы хотите. Все идет так, как Вы хотите, и Вам нравится чувство человека, который сам управляет своей жизнью. Вы менее уязвимы в среде, отличающейся борьбой, враждебностью и конкуренцией.

Подсознательное

За агрессией всегда скрыта глубокая неуверенность в себе.

Цель

Доминировать, побеждать, заставить другого проигрывать и наказать других.

Расплата

Агрессивное поведение создает врагов, которые могут развить страх и паранойю, делая Вашу жизнь трудной. Если Вы контролируете то, что делают другие, это требует много усилий и энергии и не дает Вам возможности расслабиться.

Отношения обычно построены на негативных эмоциях и нестабильны. Рано или поздно обнаруживается, что Вы уже и не можете вести себя не агрессивно, Вы причиняете боль небезразличным Вам людям и страдаете от этого.

Помните: нет панацеи, гарантирующей 100%-е результаты.

Мануэль Смит сформулировал правила ассертивного поведения в книге «Тренинг уверенности в себе»

1. Я имею право оценивать собственное поведение, мысли и эмоции и отвечать за их последствия

Манипулятивное предубеждение: Я не должен бесцеремонно и независимо от  других оценивать себя и свое поведение. В действительности оценивать и  обсуждать мою личность во всех случаях должен не я, а кто-то более умудрённый и авторитетный.

2. Я имею право не извиняться и не объяснять своё поведение

Манипулятивное предубеждение: Я отвечаю за свое поведение перед другими  людьми, желательно, чтобы я отчитывался перед ними и объяснял все, что я  делаю, извинялся перед ними за свои поступки.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

3. Я имею право самостоятельно обдумать, отвечаю ли я вообще или до какой-то степени за решение проблем других людей

Манипулятивное предубеждение: У меня больше обязательств по отношению к  некоторым учреждениям и людям, чем к себе. Желательно пожертвовать моим  собственным достоинством и приспособиться.

4. Я имею право изменить своё мнение

Манипулятивное предубеждение: В случае, если я уже высказал какую-то  точку зрения, не надо ее никогда менять. Я бы должен был извиниться или  признать, что ошибался. Это бы означало, что я не компетентен и не  способен решать.

5. Я имею право ошибаться и отвечать за свои ошибки

Манипулятивное предубеждение: Мне не положено ошибаться, а если я сделаю какую-то ошибку, я должен чувствовать себя виноватым. Желательно, чтобы меня и мои решения контролировали.

6. Я имею право сказать: «я не знаю»

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я смог ответить на любой вопрос.

7. Я имею право быть независимым от доброжелательности остальных и от их хорошего отношения ко мне

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы меня любили, я в них нуждаюсь.

8. Я имею право принимать нелогичные решения

Манипулятивное предубеждение: Желательно, чтобы я соблюдал логику,  разум, рациональность и обоснованность всего, что я совершаю. Разумно  лишь то, что логично.

9. Я имею право сказать: «я тебя не понимаю»

Манипулятивное предубеждение: Я должен быть внимателен и чувствителен по  отношению к потребностям окружающих, я должен «читать их мысли». В  случае, если я это делать не буду, я безжалостный невежда и никто меня  не будет любить.

10. Я имею право сказать: «меня это не интересует»

Манипулятивное предубеждение: Я должен стараться внимательно и  эмоционально относиться ко всему, что случается в мире. Наверное, мне  это не удастся, но я должен стараться этого достичь изо всех сил. В  противном случае, я черствый, безразличный.

Существует различные тренинги по развитию ассеривного поведения, например, у продавцов. Продавец на выходе узнает, что такое ассертивное  поведение, сможет выработать личную установку на ассертивное поведение,  осознает свои права и обязанности в контексте ассертивности, научится  принимать критику и отстаивать собственную позицию, не идя на поводу у клиента.

Но у подобного корпоративного тренинга есть риски и эти риски связаны  с готовностью руководства работать с сотрудниками практикующими  ассертивное поведение, с уровнем развития корпоративной культуры их компании.

Представьте, что тот самый продавец приходит к своему  начальству и ассертивно так говорит: «Уважаемый Владимир Иванович, после  тренинга я понял, что меня не устраивают ваши методы управления, я не  хочу больше исправлять ваши ошибки, и если вы хотите продолжить наше  общение в поизитивном ключе, предлагаю для начала рассмотреть вопрос о  повышении моей зарплаты». опубликовано econet.ru.

Сергей Лазарев

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Типы управления классом: напористая дисциплина

Введение

Напористая дисциплина была системой, разработанной Ли Кантером в 1970-х годах. Опыт Ли Кантера в социальной работе (он имеет степень магистра социальной работы) привел его к тому, что он сосредоточился на управлении классом. Ассертивная дисциплина очень структурирована и систематична. Его основной дизайн предлагает помочь преподавателям управлять классом, в котором отвечает учитель. Консультируя многие школьные системы в Соединенных Штатах, Кантеры обнаружили, что большинство учителей с трудом контролируют плохое поведение в своих классах. Они также обнаружили, что многим учителям не хватало соответствующей подготовки по управлению классом. Используя модель управления позитивным поведением, ориентированную на сотрудничество, а не на авторитарные методы, чтобы добиться позитивного поведения в классе, Кантеры нашли действительно работающее устройство, которое помогло тысячам учителей обрести уверенность в классе. Ассертивная дисциплина значительно выросла с 19 века.70-х годов и в настоящее время является одной из наиболее широко используемых программ обучения менеджменту в классе в мире.

Обзор

Этот метод учит, что учитель имеет «право» решать, что лучше для его учеников. Учителя должны определить, что лучше для всех учащихся, а затем ожидать соблюдения. Основная аксиома этого метода заключается в том, что ни один ученик не должен мешать учителю преподавать или удерживать другого ученика от обучения , и точка. Чтобы достичь этой аксиомы, учителя должны вести себя уверенно, а не агрессивно или пассивно. Они должны быть последовательно настойчивы в своих желаниях и ожидаемом поведении в классе. Это работает хорошо, потому что учащиеся видят, что учитель твердо требует стандарта поведения и что он или она собирается предпринять настойчивые шаги, чтобы гарантировать, что учащиеся уважают их пожелания. В этом методе учитель дает четкие, твердые указания, которые, если им следовать, встречают положительное подкрепление; если им не следовать, нежелательное поведение приводит к негативным последствиям. Студенты не рассматриваются как враги, и к ним не относятся враждебно или саркастически. Скорее, студенты рассматриваются как союзники, от которых ожидается сотрудничество на благо всех. Учителя, принявшие на вооружение этот метод, говорят, что его легко использовать и применять. Способность быть напористой является ключом к этому методу. Если вы учитель, которому трудно быть настойчивым, вам может помочь курс по настойчивости.

Техника напористой дисциплины

Эта техника очень проста с напористой дисциплиной. Это возлагает ответственность на учителя и делает его или ее «боссом» в классе. Он не использует запугивание, угрозы, сарказм или авторитаризм для достижения результатов. Подобно традиционным отношениям между боссом и сотрудником, учитель относится к своим ученикам как к сотрудникам или союзникам в достижении «прибыли», где прибыль — это образование, мир в классе и позитивное обучение. среда для всех. Напористая дисциплина допускает различия в характерах и поддерживает дружеские отношения. В нем нет места негативному разрушительному поведению, издевательствам или остракизму по отношению к другим учащимся.

Основные техники — мантры и точки преткновения :

  1. Я не потерплю ни одного ученика, который помешает мне преподавать.
  2. Я не потерплю, чтобы ученик мешал другому ученику учиться.
  3. Я не потерплю, чтобы какой-либо учащийся вел себя не в интересах учащегося и других учащихся.
  4. Всякий раз, когда учащийся решает вести себя надлежащим образом, я немедленно распознаю и подкрепляю его поведение.
  5. Я напористый учитель и главный в своем классе.

Основные методы ассертивной дисциплины:

  • Сделайте правила предельно ясными; не будь двусмысленным.
  • Поймайте студентов, которые «хороши».
  • Распознавайте и поддерживайте учащихся, когда они ведут себя надлежащим образом.
  • Постоянно сообщайте учащимся, что вы довольны их хорошим поведением (будьте конкретны).
  • Поощряйте исключительное поведение.
  • Объясните, каковы последствия плохого поведения.
  • Довести до конца с негативными последствиями за нарушение правил.

Заключение

Настойчивая дисциплина — это простая и эффективная система помощи учителям в достижении мира и порядка в классе. Это самый популярный метод управления классом из-за его простоты и эффективности. Этот метод требует, чтобы учитель использовал позицию сотрудничества и напористую позицию «взять на себя ответственность», чтобы добиться такого сотрудничества от учащихся. Это также требует, чтобы учитель ловил своих учеников «хорошо». Правила должны быть четкими, а ожидания должны быть определены с самого начала. Последовательность, справедливость и выполнение являются ключевыми.

Вы решаете:

Джейк уже около двух месяцев использует дисциплину в своем классе. Он установил четкие правила, разместил правила на доске в классе для всеобщего обозрения и постоянно, но небрежно указывал ученикам, которые ведут себя в соответствии с его стандартами. Пятое правило Джейка: «Если вы опаздываете на урок, пожалуйста, не мешайте всем учиться, тихо сядьте на свое место и дайте мне свою записку/объяснение после урока». У Джейка трое учеников, которые вместе играют в школьной футбольной команде, они близкие друзья. В большинстве своем это хорошие ученики, которые не срывают уроки. Джейк любит футбол; ему и большинству других студентов нравится слышать, как дела у команды после уроков, и обычно они получают краткую информацию от трех мальчиков. С тех пор, как начался футбольный сезон, эти трое мальчиков опаздывают в класс всей группой после тренировки и ведут себя шумно и шумно при входе. Что должен делать Джейк, используя метод ассертивной дисциплины?

Вам решать Ответ:

Джейк должен указать, что он понимает, что они накачаны после практики и что трудно снизить уровень, однако они мешают обучению своих сокурсников. Он должен недвусмысленно сообщить мальчикам, что такое поведение неприемлемо и недопустимо. Он должен четко напомнить им о правиле номер пять. Если они входят после следующей практики тихо и с уважением к своим однокурсникам, он должен подтвердить это положительным отзывом в конце занятия. Если, однако, если они снова будут разрушительными, следует применить негативные последствия; например, связаться с футбольным тренером, родителями или директором.

В напористой дисциплине нет места фаворитизму. Необходимо взаимное, равное уважение ко всем ученикам в классе.

Кооперативная дисциплина

Введение

Кооперативная дисциплина была разработана Линдой Альберт и Рудольфом Дрейкурсом и использует теории Альфреда Альдера, создавшего классическую альдерианскую психологию. Как и ассертивная дисциплина, она предлагает использовать сотрудничество учащихся для достижения хорошего поведения в классе. Основная предпосылка этой модели заключается в том, что учащиеся плохо себя ведут для достижения одной или всех четырех целей: внимания, власти, мести или избежания неудачи. Учитель должен определить, какая цель движет поведением ученика, и помочь помешать этому, используя методы совместной дисциплины.

Обзор

В то время как многие методы управления классом и дисциплины предоставляют учителям информацию о том, как бороться с плохим поведением, когда оно происходит, большинство из них не помогают учителям предотвратить повторение поведения в будущем. Совместная дисциплина направлена ​​​​на решение этой проблемы, когда учителя внедряют стратегии, которые повышают самооценку учащихся, тем самым побуждая их изменить прежнее поведение и развить интерес к сотрудничеству и обучению. Методы поощрения не требуют много времени для учителя, их легко освоить и применять на практике. Цель состоит в том, чтобы заставить плохо себя ведущего ученика почувствовать, что он является ценным членом класса.

Хотите узнать больше? Почему бы не пройти онлайн-курс «Решение проблем с дисциплиной в классе»?

Методы совместной дисциплины

Три С

В совместной дисциплине есть три основных категории, которые можно использовать для создания атмосферы поощрения. Вот они:

Способность : Учащиеся должны чувствовать себя способными выполнить свою работу удовлетворительно. Это можно сделать тремя способами:

  1. Создайте среду, в которой безопасно совершать ошибки.
  2. Укрепите уверенность учащихся, сосредоточив внимание на улучшении для всех учащихся.
  3. Сделать цели обучения доступными для всех учащихся.

Связь: Учащиеся должны знать, что они могут развивать хорошие отношения с учителями и однокурсниками. Есть четыре способа добиться этого:

  1. Принимать всех учеников, независимо от их поведения в прошлом; показать, что вам нравится человек, а не поведение.
  2. Слушайте учеников и проявляйте интерес к их жизни вне занятий.
  3. Воздать хвалу.
  4. Стройте отношения с добротой и уважением.

Взнос: Когда учащиеся вносят вклад в благополучие всего класса, они чувствуют себя членами команды и приносят пользу. Есть три способа помочь учащимся почувствовать, что они приносят пользу классу:

  1. Привлекать всех учащихся к принятию решений; хвалите полезные предложения.
  2. Используйте совместные обучающие группы.
  3. Используйте взаимное обучение.

Суть дисциплины сотрудничества заключается в создании среды, поощряющей сотрудничество. Попросите учащихся помочь вам разработать кодекс поведения в классе. Это поможет им придерживаться правил.

Четыре цели неправильного поведения и способы их преодоления

Как упоминалось во введении, согласно теории кооперативной дисциплины, в большинстве случаев есть четыре основные цели, которые толкают учащегося к плохому поведению:

Цели

Рассуждение студента

Методы вмешательства

Внимание

Я хочу быть в центре внимания. Если я сорву урок, я привлечу всеобщее внимание. Шуметь, использовать непристойности, не слушать учителя — все это привлечет ко мне внимание, которого я хочу от своих сверстников и учителя.

Встаньте рядом с учеником, продолжая урок. Отрицательно взгляните на ученика. Отвлеките студента, задав прямой вопрос.

     
     

Мощность

Я хочу быть боссом. Я умнее учителя. Я хочу, чтобы все было по-моему. Кто она/он такой, чтобы говорить мне, что делать?

Признайте ученика, сказав ему, что он прав, но что его отказ следовать правилам поведения в классе будет иметь последствия. Неожиданно изменить деятельность. Дайте тайм-аут «выбора»; посидите тихо или идите в кабинет директора, чтобы посидеть тихо.

     

Месть

Я чувствую себя обиженным из-за реального или воображаемого пренебрежительного отношения со стороны других учеников и/или учителя. Я хочу ломать вещи, наносить ущерб и манипулировать другими, чтобы они чувствовали себя виноватыми и жалели меня.

Отменить привилегию. Создайте связь, убедитесь, что ученик знает, что он вам нравится и заботится о нем, но вам не нравится его поведение. Изготовьте их, очистите, замените или отремонтируйте любые повреждения, которые они вызвали.

     

Предотвращение отказа

Я чувствую, что не могу оправдать ожиданий, которые все возлагают на меня. Я не думаю, что у меня есть потенциал, о котором говорят. Если я буду медлить, притворяться, что у меня инвалидность, или делать свою работу неправильно, все просто отступят и оставят меня в покое.

Признайте сложность задачи и напомните им о прошлых успехах. Угощайте их утверждениями «я могу», чтобы они научились усваивать эту позитивную идею и заменять «я не могу» мыслями. Попросите наставников поработать со студентом. Изменить урок.

     

Заключение

Совместная дисциплина направлена ​​на достижение сотрудничества со студентами. Однако, если сотрудничество не может быть достигнуто из-за плохого поведения учащегося, необходимо предпринять шаги для исправления проблемы. Три «К» — способность, связь и вклад — помогают учителям установить прочные связи со своими учениками. Учителя должны помнить, что при этом методе формирование доверительных отношений сотрудничества является ключевым. Кроме того, этот метод придерживается теории о том, что учащиеся плохо себя ведут для достижения одной из четырех целей: внимания, власти, мести или избежания неудачи. Учитель должен решить, что мотивирует ученика, и отреагировать соответствующим образом и немедленно.

Вам решать:

Миссис Джонс использовала три «С», чтобы наладить отношения со своими учениками. В пятом классе у нее отличная группа учеников, которые обычно очень хорошо ладят. Однако за последние несколько недель один из них часто вел себя плохо. Сэм притворялся, что у него проблемы со зрением. Он не заканчивает свою работу, жалуется, что не видит ни бумаги, ни доски.

Какая из четырех целей определяет поведение Сэма? Что должна сделать миссис Джонс, чтобы предотвратить это?

Вам решать Ответ:

Цель плохого поведения Сэма — избежать неудачи. Г-жа Джонс должна сначала признать, что у него могут быть проблемы со зрением, и предупредить его родителей об этой жалобе, чтобы они могли убедиться, что это действительно не проблема. А пока миссис Джонс следует подкрепить его прошлые успехи, похвалить за хорошую работу. Напомните ему, что он способен на работу, и назначьте наставника из числа сверстников, который поможет ему успешно выполнить свою работу. Как только он вернется к выполнению задания, его следует постоянно поощрять, а успехи следует признавать.

01 Ассертивная дисциплина — когнитивное поведение

Ассертивная дисциплина — это систематическая процедура управления поведением, разработанная Ли Кантер для того, чтобы учителя начальных и средних классов отвечали за свои классы. Сочетая принципы обучения утверждению и модификации поведения, Кантер (1979) считает, что он определил четыре дисциплинарных компетенции, которыми должны овладеть все учителя, чтобы успешно справляться с проблемным поведением. К компетенциям относятся:

  1. определение надлежащего поведения, которое составляет основу для правил в классе,
  2. систематическая установка ограничений для ненадлежащего поведения,
  3. постоянное подкрепление соответствующего поведения, а
  4. работая в сотрудничестве с родителями и директорами школ.

В этой поваренной книге подход к дисциплине подробно описывает шаги для приобретения этих компетенций, вплоть до указания количества правил и количества негативных последствий.

Как и при обучении утверждению, учителя сообщают о своих желаниях и потребностях, напрямую реагируя как на уместное, так и на неуместное поведение учащихся. Они реагируют на неадекватное поведение «вербальными ограничениями» и устанавливающими ограничения «доводящими до конца» дисциплинарными планами. Они используют «я»-сообщения, словесные намеки и другие средства уверенного общения для установления вербальных ограничений. Если их просьбы не выполняются, последовательно применяется ограничивающий план действий, состоящий из негативных последствий.

Как и при модификации поведения, учитель реагирует на соответствующее поведение положительным подкреплением. Учитель сначала устно хвалит ученика и, если необходимо, продолжает каким-либо положительным образом завершать работу. Эти же напористые методы используются для получения помощи от родителей и директоров школ.

Обоснование

Процедура ассертивной дисциплины была разработана в ответ на предполагаемое отсутствие дисциплины в государственных школах. Учащиеся, учителя и родители несут ответственность за отсутствие дисциплины. Хотя сегодня учащимися труднее управлять, чем в прошлом, предпосылкой ассертивной дисциплины является то, что все учащиеся, за исключением тех, у кого есть органические проблемы, могут вести себя правильно, даже если они могут решить этого не делать.

Согласно Кантеру, учителя ожидают и терпят слишком много плохого поведения, особенно от учеников с эмоциональными проблемами или из более низких социально-экономических слоев. Он считает, что они не знают, как вести себя с этими студентами, потому что не умеют быть настойчивыми. Вместо этого они, как правило, либо «слабоваты», и ученики легко ими манипулируют, либо враждебны словесно или физически, и поэтому ученики их не любят и боятся. Ни один из этих подходов не создает хорошо управляемой, позитивной атмосферы в классе. В свою очередь, родители часто не поддерживают классного руководителя и открыто ставят под сомнение образовательную программу.

В классе у учителей и учеников есть потребности, которые можно удовлетворить в рамках программы ассертивной дисциплины. Учащимся — независимо от возраста — нужны жесткие ограничения, дисциплина и позитивное подкрепление. Им также нужны учителя, которые достаточно заботятся о том, чтобы остановить их плохое поведение. И наоборот, учителя должны удерживать учащихся от манипулирования ими и не стесняться обращаться за помощью к родителям и директорам школ. Эти потребности учителя имеют приоритет над потребностями учащихся, потому что учителя должны удовлетворить их потребности и желания, прежде чем они почувствуют себя достаточно комфортно, чтобы создать благоприятную среду обучения. Только когда удовлетворены потребности учителей, будут удовлетворены и потребности учеников.

Этапы внедрения

Настойчивая дисциплина реализуется в следующие этапы:

1. В первый день занятий учитель сформулирует три требования настойчивой дисциплины:

• «Никто из вас не помешает мне преподавать» .

• «Никто из вас не будет заниматься каким-либо поведением, которое мешает кому-то учиться».

• «Никто из вас не будет вести себя иначе, чем в ваших интересах или в интересах других».

2. Разработайте правила, основанные на наблюдаемом поведении. Эти правила должны точно указывать учащимся, что вы от них хотите. Они должны быть необходимы для обучения и преподавания, но не должны нарушать права учащихся. Ограничьте правила пятью или шестью. Вам могут понадобиться разные правила для разных занятий, таких как перемена, свободное время, группы чтения и так далее.

3. Четко сообщите и объясните учащимся выбранные вами правила. Это хорошая идея показать правила в письменной форме где-нибудь в классе. Правила могут меняться в течение года, и вам необходимо информировать учащихся об этих изменениях.

4. Практикуйте настойчивость в своих ответах своим ученикам с установлением вербальных ограничений. Используйте подсказки, «я»-сообщения, вопросы и требования, чтобы сообщить о своих желаниях. Подсказки, такие как «Помните, что все должны работать», не адресованы какому-либо конкретному учащемуся. «Я-сообщения», такие как «Я бы хотел, чтобы вы работали», особенно эффективны в манипулятивных ситуациях. Задавая вопросы, вы просто говорите: «Вы бы начали работать сейчас?»

Используйте требования («Выполняйте свою работу сейчас!») с осторожностью, так как они подразумевают последствия за невыполнение. Для более уверенного общения многие учителя также устанавливают зрительный контакт и используют жесты с прикосновениями и именами учеников. Тем не менее, прикосновения следует использовать с осторожностью в отношении учащихся средней школы и тех, кто может отрицательно на это отреагировать. Некоторые ученики, особенно те, у кого проблемы в жизни, научились манипулировать неуверенными учителями в вербальном общении, плача, делая гневные заявления или обвиняя учителя в несправедливости. Этой манипуляции можно избежать, предваряя каждое из своих словесных утверждений об установке ограничений словами «Я понимаю» или «Это не главное». Например, если учащийся отказывается приступить к заданию, как настойчивый учитель вы должны сначала попросить учащегося начать с подсказки, сообщения «я» или вопроса. Если студент отвечает оправданием, пытаясь вовлечь вас в спор, вы должны игнорировать это оправдание и продолжать выражать свои желания, говоря: «Я понимаю, и я хочу, чтобы вы… . . » или «Не в этом дело, я хочу, чтобы вы приступили к выполнению задания». Этот тип словесного ограничения показывает учащемуся, что вы не будете отвлекаться от цели (ученик начинает задание) и что вы контролируете вербальное взаимодействие.

Эти сообщения «хочу» должны быть доставлены только три раза. Если учащийся не соответствует трем сообщениям, следует инициировать отслеживание установки ограничений.

5. Принять решение о последствиях. Эти последствия применяются, когда учащиеся нарушают правила. Выберите последствия, которые вам комфортно применять, но которые в то же время неприятны для учащихся. Не используйте физические или словесные оскорбления. Canter (1979) предполагает максимум пять негативных последствий. Кроме того, вы должны выбрать последствия серьезных проблем с поведением. Это требует более серьезных последствий, чем те, которые выбраны для наказания за нарушение правил.

Жесткое поведение определяется как умышленное причинение вреда другим, намеренное уничтожение имущества, отказ выполнять требования учителя или прекращение работы класса.

6. Разработайте план последствий. Пять негативных последствий располагаются в иерархическом порядке от менее к более серьезным, а затем становятся частью дисциплинарного плана. Например, если учащийся нарушает одно из правил, первое нарушение может привести к простому предупреждению, а пятое — к визиту в кабинет директора. Другая часть плана включает управление последствиями. Отрицательные последствия не сработают, если вы не будете применять их немедленно каждый раз, когда ученик нарушает правила или демонстрирует жесткое поведение. Администрируйте негативное последствие в тоне, основанном на фактах, без крика или крика и с утверждением выбора, таким как «Джон, вы решили кричать в классе, поэтому вам придется потерять 15 минут свободного времени (последствие)», или «Джон, у вас есть выбор: либо перестать кричать, либо потерять 15 минут свободного времени». Прежде чем план будет реализован, вам необходимо обсудить его с директором, особенно если в качестве конечного последствия выбран визит к директору. Если план не работает после недельного применения, либо измените порядок следствий, например, исключив первые два и начав с третьего, либо измените последствия. Если учащийся достигает следствия в плане три раза, план не работает и его необходимо изменить для этого учащегося.

7. Включите в свой план положительные последствия. Так же, как и с негативными последствиями, позитивные последствия необходимо применять последовательно. Похвала, ощутимое поощрение и система жетонов для всего класса — полезные положительные последствия. Любая похвала является мощным подкреплением для учащихся начальной школы, если она искренняя. При похвале учеников начальной школы действуйте следующим образом: сначала дайте требование или указание («Откройте книгу на странице 25»). Во-вторых, похвалите хотя бы двух учеников, которые выполнили это требование, и укажите, что они сделали («Джимми и Сьюзи, вы, конечно же, можете следовать указаниям»). В-третьих, примените негативные последствия для тех, кто не следует инструкциям («Сэм, ты решил не следовать указаниям, поэтому твое имя будет написано на доске»). Каждого ученика следует хвалить хотя бы раз в день. Подумайте о том, чтобы похвалить учащихся средней школы наедине. Похвала может быть невербальной, например, в виде улыбки или положительного утверждения, написанного учащимся на контрольной работе. В качестве материального поощрения, рекомендуемого как для учащихся начальных, так и для средних классов, используются заметки о прогрессе, которыми следует поделиться с родителями. Система жетонов, в которой учащиеся начальной школы зарабатывают шарики, а учащиеся средней школы зарабатывают баллы, предлагается для поощрения всего класса. Затем жетоны обмениваются на резервные подкрепления, такие как вечеринка, свободное время, устранение домашнего задания или какое-либо другое положительное последствие. При использовании системы шариков в начальных классах давайте по одному шарику в день обычным ученикам и от трех до пяти ученикам с проблемами в жизни. В средней школе ставьте по одной отметке за каждого учащегося с проблемами в жизни за период. Не забирайте очки или шарики. Общеклассная система поощрения необходима не во всех классах, но положительные похвалы и заметки необходимы. Если шаг 5 не работает, это может быть связано с тем, что положительное подкрепление предоставляется слишком редко.

8. Активно вовлекайте родителей и директоров в план последствий. Отправьте план дисциплины домой и попросите родителей подписать его. Сообщите родителям как положительную, так и отрицательную информацию об ученике. Отправьте домой записки, хвалящие надлежащее поведение учащегося. Запланируйте отправку записок домой для каждого ученика в течение первых двух недель учебы. Немедленно позвоните родителям, если ученик не следует правилам. Перед совещанием с родителями заполните лист, содержащий цель встречи (обсудить кусательное поведение Джимми), цель (устранение негативных последствий дома), обоснование (это в интересах учащегося), и последствия, которые могут возникнуть из-за отсутствия сотрудничества (ученик отстранен от занятий, родители звонят каждый день). Не забывайте проявлять настойчивость в общении с родителями. Родители также должны быть вовлечены в управление положительными и отрицательными последствиями. Время отхода ко сну — мощное последствие, будь то более поздний сон в качестве поощрения или более ранний сон в качестве наказания. Используйте эти же ассертивные процедуры при передаче дисциплинарного плана директору. Обязательно обсудите, что вы хотите, чтобы директор сделал (помочь ограничить поведение Майка пинками), как директор может помочь (идеи последствий), причины обращения за помощью без извинений (ученик не следует ограничениям, установленным учителем) и какие последствия могут возникнуть, если вам не помогут (Майк может навредить другим).

В школе, где во всех классах действовала жесткая дисциплина, преподаватели и директор собрались вместе, чтобы принять общие правила и план дисциплины. Были выбраны следующие пять правил:

1. Держите руки, ноги, предметы при себе.

2. Говорите тихо, когда выполняете сидячую работу, чтобы учитель не мог услышать ваш голос.

3. Поднимите руку.

4. Следуйте инструкциям в первый раз.

5. Не ругайтесь и не дразните.

Эти правила обсуждались учителем с учащимися и были вывешены во всех специальных классах и в классах с 1 по 5. Правила различались для времени перемены, и они были вывешены на стене игровой площадки.

Были указаны следующие пять негативных последствий:

  1. предупреждение
  2. потеря свободного времени
  3. изоляция в классе другого учителя как минимум на два класса выше или ниже уровня учащегося
  4. звонок родителям
  5. посещение кабинета директора

Эти последствия были прописаны в плане дисциплины: при первом несоблюдении правила имя учащегося записывалось на доске; во второй раз рядом с фамилией ставилась отметка и студент лишался 15 минут перемены; в третий раз ставили отметку и ученика изолировали в другой учительской; в четвертый раз звонили родителям; в пятый раз ученик посещал кабинет директора. Каждый день отметки стирались, и ученики начинали следующий день с чистого листа. Строгий пункт плана предусматривал изолятор, за которым учителя будут следить по очереди в свободное время. Все учителя решили использовать похвалу и отправлять заметки домой в качестве положительного подкрепления, за исключением специального классного руководителя, который использовал баллы вместе с другими подкреплениями. Дисциплинарный план был разослан родителям для подписания, и первое родительское собрание было посвящено обсуждению дисциплинарного подхода.

Все учителя следовали единому формату при реализации плана. Если ученик не подчинялся правилу, двух других учеников, которые следовали правилу, хвалили. Если учащийся продолжал неподобающее поведение, применялось негативное последствие с заявлением о выборе. Каждый день учителя старались хотя бы раз похвалить каждого ученика в своем классе; учащиеся основного специального образования хвалили чаще.

Дисциплинарный план не сработал с мальчиком в четвертом классе. Этот ученик был манипулятором и часто спорил, когда учитель наказывал его за неподобающее поведение. Он также часто участвовал в драках. Однажды учитель отвел ученика в изолятор (строгий пункт) за драку. Мальчик отрицал свое участие в драке, возлагая вину на других. Используя настойчивую дисциплину, учитель ответил на его замечание словесным ограничительным заявлением: «Не в этом дело, вы дрались!» Мальчик возразил: «Они дразнили меня и заставляли драться». Проигнорировав попытку ученика отвлечься, учитель ответил: «Я понимаю, и вы дрались. Вы решили нарушить одно из правил. Студент провел 60 минут, выполняя свою академическую работу в изолированной комнате. Однако боевые действия продолжались, и следующие двое суток мальчик провел в изоляторе.

Поскольку последствие изоляции оказалось явно неэффективным, классный руководитель, специальный классный руководитель и директор посовещались и приняли решение об альтернативном плане исключения из школы. Обычный учитель также принял специальную систему баллов классного руководителя для использования с мальчиком в классе. Они посовещались с родителями, и родители согласились забрать ученицу, когда позвонит директор.

Мальчику объяснили новый план, он ответил: «Меня никогда не подберут»; и он не представлял никаких проблем до конца недели. Однако в понедельник на следующей неделе он взорвался, ударил и укусил студента. Альтернативный план был реализован. Мальчика отвели в кабинет директора, и директор позвонил. Мальчик посмотрел на директора и сказал: «Мама сегодня играет в бридж». Очевидно, мальчик ждал, пока матери не будет дома, чтобы взорваться. Конечно же, никто не ответил на звонок. Затем директор позвонил отцу на работу, но отец отказался ехать в школу. Затем директор отвез мальчика в кабинет отца и оставил его там. На следующий день мальчик вернулся в школу, а до очередной ссоры прошло две недели. На этот раз мать была дома и забрала его. После этого мальчик редко дрался.

Преимущества

Преимущества ассертивной дисциплины:

  • Процедура предусматривает структурированную дисциплинарную программу, которой часто не хватает в обычном классе, но она необходима для успешной адаптации многих учащихся специальных классов.
  • Все в классе знают правила и последствия; это снижает вероятность того, что ученики поверят в то, что наказание применяется по прихоти учителя.
  • Программа четко очерчена, вплоть до указания количества дней для оценки эффективности плана. Это облегчает ее реализацию учителем, что может быть особенно полезным в случае начинающего учителя.
  • Акцент на вовлечении родителей признает, что девиантное поведение возникает из-за взаимодействия между учащимся и окружающей средой — распространенная теория в области специального образования.
Недостатки

Недостатки ассертивной дисциплины:

  • Нет никакой гарантии, что правила, написанные учителем, будут здоровыми, рациональными и гуманными для ученика. Также нет никаких положений, обеспечивающих удовлетворение потребностей и желаний учащихся. Кроме того, нет исследований, доказывающих, что потребности учащихся могут быть удовлетворены только тогда, когда удовлетворены потребности их учителя.
  • Подход, основанный на поваренной книге, может способствовать отсутствию индивидуальности в общении со студентами. У некоторых учеников может быть законная причина для отказа следовать требованию учителя или, по крайней мере, необходимость объяснить. Учителя могут быть настолько озабочены выполнением процедур, что игнорируют эти законные исключения.
  • Процедура находится в прямом противоречии с современной тенденцией обучения студентов тому, как управлять своим поведением. Учитель определенно все контролирует и принимает все решения. [Примечание редактора: это неправда. Учитель просто разъясняет правила и ожидания. Ребенок сохраняет контроль и может выбрать поведение, которое вызовет последствия. Часто именно неспособность ребенка однозначно понять правила приводит к проблемам, которые затем усугубляются гневом ребенка, основанным на убеждении (например, несправедливости) в отношении рассматриваемых событий.]
  • Процедуры установления вербальных ограничений могут непреднамеренно подкрепить некоторых учащихся, особенно учащихся с проблемами в жизни, которые часто жаждут внимания учителя, даже если оно отрицательное.

Несмотря на то, что подход конкретно требует соблюдения баланса между установлением ограничений и положительными последствиями, акцент на отрицательных последствиях в плане дисциплины может привести к тому, что учителя будут более негативно относиться к своим взаимодействиям со студентами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *