таблица ППП
Выполнила Галеева Ксения 1 курс 4 подгруппа
Таблица «Психические познавательные процессы»
ППП, определение | Функции(назначение) | Виды, формы, операции | Механизмы (физиологические основы) | Свойства, особенности, др. характеристики | Приемы развития | |||||||
3.Внимание—
это направленность и сосредоточенность
психической деятельности на объекте,
имеющем для личности ситуативную или
постоянную значимость, при одновременном
отключении всего остального. | 1.отбор значимых раздражителей. 2.Удержание важных раздражителей. 3.Контроль и регуляция. | 1.Непроизвольное 2.Пропроизвольное 3.Послепроизвольное | Совместная деятельность коры головного мозга и подкорки(выпол. Функцию фильтра и генератора. | Свойства внимания: 1.Произвольное
2.Непроизвольное
Рассеянность- это свойство внимания. | —
Тест «Черно-красная таблица
Горбова-Шульте — Таблицы Шульте | |||||||
1. | Источник познания мира. Доведение до ЦНС состояния внешней и внутренней среды. | 1. По рецепторам- зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательный. По воздействию-а)дистантные б) контактные 2.По Шерингтону А) Экстерорецептивные- отражают свойства предметов и явлений внешней среды. Б) Проприоцептивные- это ощущения отражения движений нашего тела. В) Интерорецептивные – отражают состояния внутренних органов. Доходят до подкорки в состоянии бодрствования
| Анализатор состоит: 1. 2.Проводящие пути: афферентные и эфирентные. 3.центральные корковые отдела анализаторов 4.органы чувств. | Закономерности ощущений: 1.Пороги:
2.Адаптация — привыкание воздействия раздражителя в течении длительного времени 3.Контраст- под влиянием предшествующего анализитора раздражителя изменяется чувствительность анализатора. 4.Сенсибилизация— повышение, обострение чувствительности в результате взаимодействия рецепторов, когда чувствительность одних органов чувств повышается путем действия на др. органы чувств слабыми или кратковременными, адекватными для них раздражителями 5. | Трюк со стаканами разной температуры. Когда, при смене рук в емкостях мозг не может определить правильность ощущения, толи холод, толи кипяток. | |||||||
2.Восприятие- | Представление,выдвижение гипотез и их проверка. | 1.Внешненаправленное(внешний мир) 2.Внутринаправленное (внутренний мир, восприятие внутреннего состояния) | Ассоциативные отделы коры головного мозга ЦПС | Свойства восприятия: 1.Предметность 2.Избирательность 3. 4.Осмысленность 5.Контантность 6.Целостность 7.Структурность Физические особенности восприятия 1.Восприятие пространства 2.Восприятие времени 3.Восприятие движений 4.Зрительные иллюзии 5.Иллюзии восприятия времени. | Картинки по обмане зрения. | |||||||
4.Память-это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. | Накопление знаний и воспроизведение это на опыте. | 1.По характеру психической активности 2. По времени
3. По характеры целей деятельности | Деятельность мозга. Появление нервных связей | Процессы памяти: 1. 2.Сохранение(переработка, забывание)
Забывание закономерно! Виды забывания: -длительная, кратковременная -норма, патология. Торможение –охранительное состояние 3.Воспроизведние | Приемы мнемотехники | |||||||
5.Мышление-высший психический познавательный процесс,- обобщенное, опосредованное целенаправленное отражение мира осуществляемое с помощью речи.
6.Речь- исторически сложившиеся в процессе
материальной преобразующей деятельности
людей форма общения, опосредованная
языком, средство общения между людьми. Воображение- высший психический процесс создания нового образа, предмета, ситуации, путем переработки имеющихся у человека представлений. | 1.Обработка информации 2.ощущение и восприятие +мышление 3.Аналитико- синтезирующая деятельность 4.связан с речью(2 сигн.сист) Значение мышления: направлено на решение задач с помощью анализа и синтеза. 1.передача и усвоения общественное и исторического опыта. 2.средство общения 3. орудие интеллектуальной деятельности 1.представление действительности в образах 2.регулирование эмоциональных состояний в связи с потребностями . 3.Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний(речь, внимание, восприятие) 4. | Уровни мышления:
Операции мышления
Виды понимания: -истинное -субъективное -авторитарное Формы мышления:
Тесно связан с мышлением. Внешний показатель особенности мышления Виды речи:
1. Виды активного воображения. А)артистическое воображение(взаимодействие со сценическими объектами) Б)творческое(создание нового) Включает диссициацию и ассоциацию В)антиципирующее (предвидение будущих своих действий) Г) критическое (поиск несовершенств и и варианты изменений) Д)воссоздающее (конструирование новых образов на основе ранее не воспринимаемых образов) 2.Пассивное воображение(грезы)-направлено на мнимое удовлетворение потребностей Формы создания новых образов: 1.Агглютинации-совмещение разных не совместимых объектов. 2.Расчленение-разъединение от целого объекта части . 3.Замещение-замена одной детали в целом 4.Схемотизация-сначало сходство, потом различное. 5.Акцентирование
–выделение элемента или детали. 6.типизация- основа некий идеал или обобщенный образ. | Единство мышления и речи. Компоненты: -под контролем 2 сигн. систем -рефлекторная дуга(связь 1 и 2 сигн.сист) -является основой 1 синг.сист(ощущение и восприятие) Работа комплекса внешних и внутренних органов(артикуляционный аппарат)и центров в коре больших полушарий мозга Немота-патология! –отсутствие речи. Актуализация нервных связей , их перегруппировка и объединение в новые системы и комбинации. Совместная работа обеих сигнальных систем Источник воображения –активная реальность. | Мышление –это вершина познания. Это
социально обусловлено(уровень развития
общества связан с уровнем развития
общества. Субъект мышления человек, обладающий языком, понятиями, логикой Мыслительная задача- порождает проблемную ситуацию – возникает познавательная мотивация, противоречие между прежними и новыми знаниями. Свойства речи: 1.Содержательность(количество выраж.мыслей) 2.Понятность 3.Выразительность(эмоц.насыщ) 4.Действительность (влияние на мысли) Слово- основная структура языка. Значение слова- средство абстракции и обобщения Смысл слова- процесс выбора из множества значений. Характеристики Вообращения: 1.Высший психический процесс ,свойственен только человеку. 2.аналитико синтезирующая деятельность 3.Предвидение будущего 4.Обычно возникает при проблемной ситуации 5.Это произвольный процесс 6. 7.Основа прошлый опыт | Чтение книг, IQ-тест. Чтение книг. Скороговорки. Чтение книг. Просмотр фильмов Неудовлетворение жизнью |
Основные психические процессы: таблица
Одними из самых сложных, многообразных в своих проявлениях и наименее изученных в человеческом организме являются психические процессы. Таблица, представленная в данной статье, чётко разделяет явления, происходящие в нашей психике, на три основные группы: по свойствам, состояниям и процессам. Всё это является отражением действительности, прослеживающейся в динамике, то есть каждое такое явление имеет своё начало, развивается и заканчивается вытекающей из этого реакцией. Психические процессы (таблица наглядно это демонстрирует) чрезвычайно тесно взаимодействуют друг с другом. Психическая деятельность непрерывно перетекает из одного процесса в другой, когда человек бодрствует.
Психические состояния
Процессы, происходящие в психике человека, могут быть вызваны внешними воздействиями, раздражающими нервную систему, а также рождаться непосредственно во внутренней среде организма, в зависимости от состояния, в котором он находится в этот момент. Психические процессы таблица подразделяет на три основные группы: познавательные, эмоциональные и волевые. Здесь же подробно классифицированы их составляющие: восприятие и ощущения, память и представление, воображение и мышление относятся к познавательным процессам, а переживания активные и пассивные — к эмоциональным. Волевые психические процессы таблица раскрывает как способность к решениям, исполнению и волевому усилию.
Рассмотрим внимательно графу, где представлены состояния психики человека. Мотивационные, то есть познавательные психические процессы таблица представляет наиболее широко, вплоть до актуализации потребностей. Причины ясны: именно они могут обеспечить правильную деятельность человека, помогают формировать знания и регулируют поведение. В едином потоке сознания сливаются разнообразные познавательные психические процессы, таблица которых представлена в статье, поскольку человек — весьма сложный организм, а психическая составляющая является основой для любой жизнедеятельности. Именно она обеспечивает адекватность в отражении действительности, контролируя все виды занятий человека.
Уровень деятельности
То, что процессы человеческой психики протекают неравномерно, с разной интенсивностью и быстротой, показывают самые первые таблицы по общей психологии. Психические процессы зависят целиком и полностью от состояния личности и внешних воздействий на нее. Что такое психическое состояние? Грубо говоря, это относительная устойчивость уровня психической деятельности, что проявляется в пониженной или повышенной активности. Состояния человек может испытывать самые разнообразные. Любой может вспомнить, что иногда физическая и умственная работа казалась лёгкой и протекала продуктивно, а в другие моменты те же самые действия требовали большого труда и всё равно не достигали нужного эффекта.
В зависимости от состояния личности меняется и характеристика психических процессов, таблица четко это показывает. Природа процессов, происходящих в психике, рефлекторна, они возникают и изменяются в зависимости от физиологических факторов, обстановки, хода работы, даже от словесных воздействий (от похвал и порицаний состояние личности явно приобретает новые качества). Сравнительная таблица психические познавательные процессы личности раскладывает по пунктам. Она содержит наиболее изученные факторы таких перемен. Например, уровень внимания может колебаться от сосредоточенности до рассеянности, характеризуя общее психическое состояние, а эмоциональные настроения особенно ярко меняют общий фон всех характеристик — от печали или раздражительности до жизнерадостности и восторженности. Особенно много исследований касается главного творческого состояния личности — вдохновения.
Свойства личности
Психические свойства личности — устойчивые образования, высшие регуляторы деятельности, которые определяют уровень состояния в качестве и количестве его компонентов, что наблюдается в поведении и деятельности, типичных для конкретной личности. Сравнительная таблица психических познавательных процессов каждое постепенно формируемое свойство психики связывает с результатом практической и отражательной деятельности. Многообразие таких свойств достаточно сложно классифицировать, даже согласуясь с основами всех уже сгруппированных психических процессов.
Однако интеллектуальная, то есть познавательная, волевая и эмоциональная деятельность личности достаточно глубоко изучены и рассмотрены во многих сложных взаимодействиях их синтеза. Таким образом, показывает разнообразные психические процессы таблица. Свойства, функции и роль этих составляющих в жизни человека будут рассмотрены нами в рамках этого материала. Из познавательных функций, например, стоит отметить наблюдательность и гибкий ум, к волевым относятся настойчивость и решительность, а к эмоциональным — чуткость, страстность. Свойства и функции психических процессов отличаются, однако все они играют важную роль в нашей повседневной жизни.
Синтез
Свойства психики человеческой личности не существуют по отдельности, они действуют в синтезе, образуя сложнейшие структурные комплексы. Существует классификация проявлений бессознательного по психическим процессам. Таблица таких состояний представлена ниже.
Туда входят следующие процессы, синтезирующиеся друг с другом:
- Жизненная позиция: потребности, интересы, убеждения, идеалы, активность личности и избирательность.
- Темперамент — природные свойства личности: уравновешенность, подвижность, тонус, другие поведенческие особенности, всё то, что характеризует динамику поведения.
- Способности: целая система интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств личности, которые могут определять творческие возможности.
- Характер — система способов поведения и отношений.
Взаимосвязанные нервно-психические акты в их устойчивой и целенаправленной совокупности имеют определённую схему преобразования деятельности для получения определённого результата. Это и есть психические процессы, свойственные каждой личности, представляющие основную ценность для изучения. Например, память как психический процесс требует запоминания информации, это её потребность — сознательная и бессознательная. Здесь входом в процесс будет именно это требование как свойство, а выходом или конечным результатом — оставшаяся в памяти информация.
Психические явления
Наиболее распространённые психические процессы были перечислены выше, но давайте остановимся на этих списках подробнее. У разных авторов они в значительной мере разнятся. Распространёнными и отмеченными всеми являются внимание, эмоции, память, чувства, ощущения, воля, мышление, восприятие, речь. В категории психических явлений они доступны любому непосредственному и неквалифицированному наблюдению.
Интересен чаще всего даже не сам наблюдаемый процесс, а его отклонения от нормы, то есть характеристики. Здесь обычно студентам помогает разобраться с классификацией обычная таблица особенностей психических процессов. Детей всех категорий изучают особенно внимательно, но и у них познавательные процессы достаточно легко можно отличить от эмоциональных или волевых.
Особенности личности
Люди бывают наделены абсолютно разными возможностями: один рассеян, а другой внимателен, этот прекрасно запоминает лица, а тот — только мелодии. Кроме этого, поведение характеризует любое психическое явление и степень уравновешенности: кого-то сюрприз обрадует, кого-то удивит, а некоторых оставит равнодушными. Люди и друг к другу относятся по-разному: одни любят окружающих, а другим человечество кажется отвратительным. Существуют люди настойчивые, даже упрямые в достижении поставленной цели, а также и такие, которым всё безразлично — они всегда остаются апатичными и вялыми.
Отношение к науке
Отечественная психология все психические явления разделяет на три вида: свойства, состояния и процессы. Различия между ними не так велики и относятся к временным. Процессы обычно проходят быстро, а вот свойства более устойчивы и длительны. Современные психологи считают, что посредством взаимосвязанности психических процессов образуется, собственно, психика, которую разделить на составляющие можно разве что весьма условно, поскольку нет для этого исследования теоретического обоснования. Тем не менее достаточно широко выявлены и изучаются не только крупные явления работы психики, но и основные психические процессы, сравнительная таблица для которых существует далеко не в единственном числе.
Но поскольку психология стала наукой, учеными разрабатываются методы её познания, где главным постулатом является интегративный подход к человеческой психике, а все классификации в таблицах — это ценность пропедевтическая и педагогическая. Аналогично происходят процессы в обществе. Так же, как и в психике отдельной личности, они предельно взаимосвязаны в социуме: дети учатся, родители воспитывают их, работают, спортсмены тренируются, алкоголики пьют, полиция ловит преступников и так далее. Насколько бы ни казались эти процессы параллельными, рано или поздно все они друг с другом каким-то образом пересекаются.
Воля и эмоции
Человек на протяжении всей своей жизни воспроизводит имеющиеся у него умения, знания, навыки, пытаясь связывать разнообразные формы поведения с имеющимся эмоциональным состоянием. Таким образом выстраивается актуализация связей между различными психическими процессами, осуществляется переход их из латентной в активную форму. Среди эмоциональных состояний самое яркое — аффект. Это бурная, стремительно протекающая огромной силы эмоция, которая похожа на взрыв, поэтому сознанию она неподконтрольна и часто бывает патологической.
А вот процесс, концентрирующий сознание на реальном или идеальном объекте, — это внимание. Но оно не является эмоциональным. Особенная способность регулирует и самодетерминирует собственную деятельность. Это воля. Все психические процессы могут быть подчинены ей. Её основные свойства и функции — точный выбор цели и мотивов, регуляция побуждений к определённым действиям, даже если ощущается недостаток мотивации, организация тех психических процессов, которые способны вписаться в систему адекватно выполняемой деятельности, мобилизация психических и физических возможностей, если требуется преодоление препятствий на пути к поставленной цели.
Познание и интеллект
Инструментами для адекватного отражения и проецирования мира, окружающего человека, служат представление и воображение. Они теснейшим образом связаны с неспецифическими структурами мозга на корковом уровне и позволяют выстроить динамические характеристики назревающих психических процессов. Это скоростные и количественные показатели тех или других действий и их реализация. Состояние, в котором находится психика личности, может быть разным, отсюда и высокая вариативность результатов деятельности.
Речь находится в теснейшей связи с мышлением, примерно столь же тесно, как ощущения и восприятие, — одно вытекает из другого. Эти познавательные процессы психики свойственны любой деятельности, так как именно они обеспечивают её эффективность. С помощью основных познавательных процессов человек может заранее намечать нужные цели, строить планы, наполнять содержанием предстоящую деятельность, прогнозировать результаты и манипулировать ими по мере продвижения работы. Психические познавательные процессы и их характеристики таблица, представленная в статье, демонстрирует как интеллектуальные.
Выводы
Психологический процесс проще всего объяснить способностью человека вспоминать, думать и предвидеть. Чаще всего это понятие связывается с получением знаний. Познавательные психические процессы имеют всегда творческий и активный характер, не столько отражающий окружающий мир, сколько его преобразующий. Существуют два способа познания — специфический и неспецифический. Первый пользуется процессами чувственными и рациональными — это ощущения, восприятие и мышление, в последнем разделяют понятие, суждение и умозаключение.
Универсальные, или неспецифические, процессы психики — это память, воля, воображение, внимание. Действуют они сквозным методом, обеспечивая связи на всём протяжении действия познавательного процесса, и именно от них зависят все процессы поведенческого плана, находящиеся в синтезе. Так поддерживается познавательная деятельность и практическая предметная активность личности, которая получает не только индивидуальность, но и своеобразие и уникальность.
Оглавление по когнитивной психологии
Оглавление по когнитивной психологииБиблиографическая запись и ссылки на соответствующую информацию из каталога Библиотеки Конгресса.
Примечание: Данные о содержимом генерируются машиной на основе предварительной публикации, предоставленной издателем. Содержание может отличаться от печатной книги, быть неполным или содержать другую кодировку.
Содержимое Предисловие Глава 1 Как мозг порождает разум 1. Краткая история: как мы сюда попали 1.1. В начале: содержание сознания 1.2. Психология в мире 1.3. Бихевиоризм: реакция на ненаблюдаемое 1.4. Когнитивная революция 2. Понимание разума: форма теорий познания 2.1. Разум и мозг 2.2. Ментальное представление 2.3. Умственная обработка 2.4. Почему Мозг? ДИСКУССИЯ: Какова природа визуальных ментальных образов? 3. Когнитивный мозг 3.1. Нейроны: строительные блоки мозга 3.2. Структура нервной системы 3.3. Подкорковые области 4. Изучение познания 4.1. Сходящиеся доказательства диссоциации и ассоциации 4.2. Поведенческие методы 4.3. Корреляционные нейронные методы: важность локализации 4.4. Каузальные нейронные методы 4.5. Моделирование 4.6. Нейросетевые модели 5. Обзор книги Пересматривать и размышлять Глава 2 Восприятие 1. Что значит воспринимать 2. Как это работает: случай визуального восприятия 2.1. Структура зрительной системы 2.2. Обработка сверху вниз и снизу вверх 2.3. Учимся видеть 3. Построение снизу вверх: от функций к объектам 3.1. Особенности обработки, строительные блоки восприятия 3.2. Собираем вместе: что важно, а что нет 4. Достижение визуального распознавания: видел ли я вас раньше? 4.1. Мозг, который не может распознать 4.2. Модели признания ВЗГЛЯД ВЗГЛЯД: Детекторы визуальных признаков в мозгу ДИСКУССИЯ: Набор блоков или колыбель для кошки: модульные или распределенные представления? 5. Интерпретация сверху вниз: то, что вы знаете, определяет то, что вы видите 5.1. Использование контекста 5.2. Модели нисходящей обработки 6. В моделях и мозге: интерактивная природа восприятия 6.1. Повышение узнаваемости 6.2. Разрешение двусмысленности 6.3. Видеть «Что» и «Где» Пересматривать и размышлять Глава 3 Внимание 1. Природа и роль внимания 1.1. Неудачи отбора ДИСКУССИЯ: Автомобили и разговор 1.2. Успехи селекции 2. Объяснение внимания: поведенческие теории 2.1. Ранний и поздний выбор внимания 2.
2. Теория прожекторов 2.3. Теория интеграции функций и управляемый поиск 3. Взгляд в мозг 3.1. Электрофизиология и человеческое внимание 3.2. Функциональная нейровизуализация и ТМС 4. Конкуренция: единая объяснительная основа для внимания? ПОДРОБНЕЕ: конкуренция и отбор Пересматривать и размышлять Глава 4 Репрезентация и знания в долговременной памяти 1. Роль знания в познании 2. Представления и их форматы 2.1. Воспоминания и представления 2.2. Четыре возможных формата представления БЛИЖАЙШИЙ ВЗГЛЯД: Поведенческие доказательства ментальных образов ДИСКУССИЯ: Существуют ли амодальные представления? 2.3. Множественные репрезентативные форматы в восприятии и моделировании 3. От представления к знанию категорий 3.1. Логическая сила знания о категориях 3.2. Мультимодальная природа знания о категориях 3.3. Мультимодальные механизмы и знание категорий: поведенческие данные 3.4. Мультимодальные механизмы и знание категорий: нейронные доказательства 4. Структуры в знаниях категорий 4.1. Образцы и правила 4.
2. Прототипы и типичность 4.3. Жизненный опыт 4.4. Динамическое представление 5. Домены категорий и организация 5.1. Различение доменов знаний о категориях в мозгу 5.2. Таксономии и поиск «базового уровня» Пересматривать и размышлять Глава 5 Кодирование и извлечение из долговременной памяти 1. Природа долговременной памяти 1.1. Формы долговременной памяти 1.2. Сила памяти: история Х.М. 1.3. Несколько систем для долгосрочного обучения и запоминания 2. Кодирование: как формируются эпизодические воспоминания 2.1. Важность внимания ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ: Надлежащая обработка передачи 2.2. Уровни обработки и подробного кодирования 2.3. Усилители кодирования: генерация и интервал 2.4. Эпизодическое кодирование, связывание и медиальная височная доля 2.5. Консолидация: исправление памяти 3. Восстановление: как мы вспоминаем прошлое из эпизодической памяти 3.1. Завершение паттерна и повторение 3.2. Эпизодическое извлечение и лобные доли 3.3. Подсказки для поиска 3.4. Второй раз: распознавание стимулов по воспоминанию и знакомству ДИСКУССИЯ: «Воспоминание», «Знание» и медиальные височные доли 3.
5. Неправильное воспоминание о прошлом 4. Кодирование прошло успешно, но я до сих пор не могу вспомнить 4.1. Функция забывания Эббингауза 4.2. Забвение и конкуренция 5. Недекларативные системы памяти 5.1. Грунтовка 5.2. Помимо прайминга: другие формы недекларативной памяти Пересматривать и размышлять Глава 6 Рабочая память 1. Использование рабочей памяти 1.1. Компьютерная метафора 1.2. Последствия природы рабочей памяти 2. От первичной памяти к рабочей памяти: краткая история 2.1. Уильям Джеймс: первичная память, вторичная память и сознание 2.2. Ранние исследования: характеристики кратковременной памяти 2.3. Модель Аткинсона-Шиффрина: связь кратковременной и долговременной памяти 2.4. Модель Баддели-Хитча: рабочая память 3. Понимание модели рабочей памяти 3.1. Фонологическая петля: когда она работает, а когда нет 3.2. Визуально-пространственный блокнот 3.3. Центральный исполнительный 3.4. Действительно ли существуют две разные системы хранения? 4. Как работает рабочая память 4.1. Механизмы активного обслуживания ДИСКУССИЯ: Как функции рабочей памяти организованы в мозгу? 4.
2. Роль префронтальной коры: хранение или контроль? ВЗГЛЯД ВЗГЛЯД: Механизмы хранения рабочей памяти в мозгу обезьяны 5. Текущие направления 5.1. Эпизодический буфер 5.2. Вариация от человека к человеку 5.3. Роль дофамина Пересматривать и размышлять Глава 7 Исполнительные процессы 1. Связь лобных долей 2. Лобное повреждение и лобная гипотеза ДИСКУССИЯ: Сколько требуется исполнительных процессов . . .? 3. Исполнительное внимание 3.1. Нейросетевая модель конфликта при обработке 3.2. Исполнительное внимание и категоризация ПРИБЛИЖЕННЫЙ ВЗГЛЯД: префронтальные повреждения, рассуждения и решения по категориям 3.3. Роль сознания 4. Переключение внимания 4.1. Стоимость переключения 4.2. Структура понимания переключения задач 4.3. Гипотеза нейронного переключателя 4.4. Что переключается? 5. Торможение ответа 5.1. Репрезентативные случаи подавления реакции 5.2. Развитие торможения реакции 6. Последовательность 6.1. Механизмы секвенирования 6.2. Последовательность связанных элементов 7. Мониторинг 7.
1. Мониторинг рабочей памяти 7.2. Мониторинг ошибок Пересматривать и размышлять Глава 8 Эмоции и познание 1. Связь 2. Определение эмоций 2.1. Основные эмоции 2.2. Размерные подходы 3. Манипулирование и измерение эмоций 3.1. Манипуляции с помощью индукции настроения 3.2. Манипуляция вызывающими стимулами 3.3. Измерение эмоций напрямую 3.4. Косвенное измерение эмоций 4. Эмоциональное обучение: приобретение оценок 4.1. Классическое кондиционирование 4.2. Инструментальное обусловливание: обучение поощрением или наказанием 4.3. Учебное и наблюдательное обучение БЛИЖАЙШИЙ ВЗГЛЯД: выражение воображаемых страхов 4.4. Простое воздействие 5. Эмоции и декларативная память 5.1. Возбуждение и память 5.2. Стресс и память 5.3. Настроение и память 5.4. Память на эмоциональные общественные события 6. Эмоции и внимание-восприятие 6.1. Эмоции и захват внимания 6.2. Облегчение внимания-восприятия ДИСКУССИЯ: Является ли обнаружение угрозы автоматическим? Пересматривать и размышлять Глава 9Принятие решения 1.
Природа решения 1.1. Наука принятия решений 1.2 Дерево решений 2. Принятие рациональных решений: модель ожидаемой полезности 2.1. Как работает модель 2.2. Модель ожидаемой полезности и поведенческие исследования 2.3. Общие ограничения ожидаемой полезной модели 3. Нейронные основы расчета ожидаемой полезности 4. Принятие решений человеком и ожидаемая полезная модель: насколько близки? 4.1. Предпочтение, транзитивность и процедурная инвариантность: поведенческие нарушения 4.2. Рациональность — до определенной степени 4.3. Эффекты кадрирования и теория перспектив 4.4. Роль эмоций в оценке: парадокс Алле 4.5. Роль эмоций в оценке: временное дисконтирование и динамическая непоследовательность БЛИЖАЙШИЙ ВЗГЛЯД: Отдельные системы оценивают немедленное вознаграждение по сравнению с отсроченным вознаграждением 4.6. Суждения перед лицом двусмысленности 4.7. Суждения о правдоподобии перед лицом неопределенности 5. Сложное, неопределенное принятие решений ДИСКУССИЯ: Являются ли люди рациональными животными? Пересматривать и размышлять Глава 10 Решение проблем и рассуждения 1.
Природа решения проблем 1.1. Структура проблемы 1.2. Теория проблемного пространства 1.3 Стратегии и эвристика 1.4. Роль рабочей памяти и исполнительных процессов 1.5. Как эксперты решают проблемы 2. Аналогия 2.1. Использование аналогий 2.2. Теории аналогового мышления 2.3. Помимо рабочей памяти 3. Индуктивное рассуждение 3.1. Общие индукции 3.2. Специфические индукции 3.3. Критические мозговые сети 4. Дедуктивное рассуждение 4.1. Категорические силлогизмы 4.2. Условные силлогизмы 4.3. Ошибки дедуктивного мышления 4.4. Теории дедуктивного мышления 4.5. Лингвистическая и пространственная основа ДИСКУССИЯ: ошибки и эволюция БЛИЖАЙШИЙ ВЗГЛЯД: логика и вера Пересматривать и размышлять Глава 11 Моторное познание и мысленное моделирование 1. Природа моторного познания 1.1. Циклы восприятия-действия 1.2. Природа двигательной обработки в мозгу 1.3. Роль общих представлений 2. Ментальное моделирование и двигательная система 2.1. Моторный прайминг и ментальная репрезентация 2.2. Моторные программы 2.
3. Ментальное моделирование действия ВЗГЛЯД ВЗГЛЯД: Взгляд на перспективу 3. Подражание 3.1. Развитие подражания 3.2. Когнитивные компоненты подражания 3.3. Симуляционные теории понимания действия ДИСКУССИЯ: Откуда мы знаем, чей это план? 3.4. Зеркальные нейроны и отображение себя-другого 4. Биологическое движение 4.1. Восприятие биологического движения 4.2. Обработка биологического движения 4.3. Моторное познание в восприятии движения Пересматривать и размышлять Глава 12 Язык 1. Природа языка 1.1. Уровни языкового представления 1.2. Язык против общения с животными 2. Процессы понимания языка 2.1. Треугольная модель лексикона 2.2. Двусмысленность: всепроникающий вызов пониманию 2.3. Восприятие речи БЛИЖАЙШИЙ ВЗГЛЯД: несколько гипотез во время распознавания произнесенных слов 2.4. Представление смысла 2.5. Понимание предложений 2.6. Образный язык 2.7. Чтение 8. Процессы языкового производства 3.1. Грамматическое кодирование 3.2. Фонологическое кодирование 3.3. Интеграция грамматической и фонологической стадий 4.
Язык, мышление и двуязычие 4.1. Язык и мысль 4.2. Двуязычие ДИСКУССИЯ: Существуют ли чувствительные периоды для овладения языком? Пересматривать и размышлять Глоссарий использованная литература Индекс
Библиотека Конгресса Тематические заголовки для этой публикации:
Познание — Учебники.
Когнитивная психология — Учебники.
Когнитивная неврология — Учебники.
Пересмотренная таксономия Блума — Центр передового опыта в обучении и преподавании
Essential Resources
Пересмотренная модель таксономии Блума (адаптивная версия)
Пересмотренная модель таксономии Блума (версия Flash)
Загрузить пересмотренную таксономию Блума (PDF)
Рекомендуемые пересмотренные ресурсы таксономии Блума
Группа когнитивных психологов, теоретиков учебных программ и исследователей в области обучения, а также специалистов по тестированию и оценке опубликовала в 2001 году пересмотренную версию таксономии Блума под названием Таксономия для преподавания, обучения и оценки . Это название отвлекает внимание от несколько статичного понятия «образовательные цели» (в оригинальном названии Блума) и указывает на более динамичную концепцию классификации.
Обзор
Авторы пересмотренной таксономии подчеркивают этот динамизм, используя глаголы и герундии для обозначения своих категорий и подкатегорий (вместо существительных исходной таксономии). Эти «слова действия» описывают когнитивные процессы, с помощью которых мыслители сталкиваются со знаниями и работают со знаниями.
Формулировка цели обучения содержит глагол (действие) и объект (обычно существительное).
- Глагол обычно относится к [действиям, связанным с] предполагаемым когнитивный процесс .
- Объект обычно описывает знания, которые учащихся должны приобрести или создать. (Anderson and Krathwohl, 2001, стр. 4–5)
Измерение когнитивного процесса представляет собой континуум возрастающей когнитивной сложности — от запоминания до создания. Андерсон и Кратвол выделяют 19 конкретных когнитивных процессов, которые дополнительно уточняют границы шести категорий (таблица 1).
Таблица 1. Измерение когнитивного процесса – категории, когнитивные процессы (и альтернативные названия)
помните
Признание (идентификация)
Отзывание (извлечение)
Понимание
Интерпретация (уточнение, парафразирование, представление, перевод)
Иллюстрация (иллюстрируя)
класс (категория
.
суммирование (абстрагирование, обобщение)
вывод (заключение, экстраполяция, интерполяция, предсказание)
сравнение (сопоставление, сопоставление, сопоставление)
объяснять (конструировать модели)
выполнять (выполнять)
осуществлять (использовать)
анализировать
дифференцировать (различать, различать, фокусировать, выбирать) , структурирование)
атрибутирование (деконструкция)
оценка
проверка (координация, обнаружение, мониторинг, проверка)
критика (оценка)
Создать
генерировать (выдвигать гипотезы)
планировать (проектировать)
производить (конструировать)
Измерение знаний представляет диапазон от конкретных (фактических) до абстрактных (метакогнитивных) (таблица 2). Представление измерения знаний в виде ряда дискретных шагов может ввести в заблуждение. Например, все процедурные знания не могут быть более абстрактными, чем все концептуальные знания. И метакогнитивное знание — это особый случай. В этой модели « метакогнитивное знание — это знание [собственного] познания и о себе по отношению к различным предметам. . . (Андерсон и Кратвол, 2001, стр. 44).
Таблица 2. Измерение знаний
Фактическое
- знание терминологии
- знание конкретных деталей и элементов
Концептуальные
- знание классификаций и категорий
- знание принципов и обобщений
- знание теорий, моделей и структур
Процедурные
- знание предметных навыков и алгоритмов
- знание предметных техник и методов
- знание критериев для определения того, когда следует использовать соответствующие процедуры
Метакогнитивные
- стратегические знания
- знания о когнитивных задачах, включая соответствующие контекстуальные и условные знания
- самопознание
Пересмотренная таксономическая модель Блума (отзывчивая)
Примечание: Это целей обучения , а не учебных действий . Может быть полезно подумать о том, чтобы перед каждой задачей было что-то вроде «учащиеся смогут…»:
Измерение знаний
Фактические данные
Основные элементы, которые должен знать учащийся, чтобы ознакомиться с дисциплиной или решить проблемы в этом.
Измерение знаний
Концептуальное
Взаимосвязи между основными элементами в более крупной структуре, которые позволяют им функционировать вместе.
Измерение знания
Процедурное
Как что-то делать, методы исследования и критерии использования навыков, алгоритмов, техник и методов.
Измерение знания
Метакогнитивное
Знание познания в целом, а также осознание и знание собственного познания
Измерение когнитивного процесса
Запоминание
Извлечение соответствующих знаний из долговременной памяти.
Запомнить + Фактический
Список первичных и вторичных цветов.
Запомнить + Понятие
Распознать симптомов истощения.
Вспомнить + Процедура
Вспомнить как проводить СЛР.
Запоминание + Метапознание
Определите стратегий сохранения информации.
Измерение когнитивного процесса
Понимание
Создание смысла из обучающих сообщений, включая устную, письменную и графическую коммуникацию.
Понимание + Факты
Суммируйте особенностей нового продукта.
Понимание + Концептуальное
Классифицировать клеи по токсичности.
Понимание + Процедура
Разъяснение инструкции по сборке.
Понимание + Метапознание
Предсказать свою реакцию на культурный шок.
Измерение когнитивного процесса
Применить
Выполнить или использовать процедуру в заданной ситуации.
Подать заявку + Факт
Ответить на часто задаваемые вопросы.
Применить + Концептуальный
Предоставить совет новичкам.
Применение + Процедура
Проведение pH-тестов проб воды.
Применить + Метапознание
Используйте техник, которые соответствуют вашим сильным сторонам.
Измерение когнитивного процесса
Анализ
Разбейте материал на основные части и определите, как части соотносятся друг с другом и общей структурой или целью
Анализ + факты
Выберите наиболее полный список действий.
Анализ + Концептуальное
Различие высокая и низкая культура.
Анализ + Процедура
Интеграция в соответствии с правилами.
Анализировать + Метапознание
Деконструировать свои предубеждения.
Измерение когнитивного процесса
Оценка
Вынесение суждений на основе критериев и стандартов.
Оценка + Факт
Проверка на согласованность между источниками.
Оценить + Концептуальное
Определить релевантность результатов.
Оценка + Процедура
Судья эффективность методов выборки.
Оценка + Метапознание
Рефлексия о своем прогрессе.
Измерение когнитивного процесса
Создание
Соедините элементы в единое целое; реорганизоваться в новый паттерн или структуру.
Создать + Фактический
Создать журнал ежедневных действий.
Создать + Концептуальное
Собрать команду экспертов.
Создать + Процедурный
Дизайн Эффективный рабочий процесс проекта.
Создать + Метапознание
Создать учебный портфель.
Рекомендуемые ресурсы
- Разработка заявлений о результатах обучения учащихся (Технологический институт Джорджии), стр.