18.10.2024

Познать самого себя: 7 шагов к достижению внутренней гармонии

5 путей познания самого себя

Можно ставить себе громкие цели на жизнь: зарабатывать за счет киберспорта, купить спорткар и остров в придачу, полететь на Марс, поучаствовать в оргии на 20 человек, покорить Эверест. Это круто, что ты ставишь такие большие цели. Еще круче, если действительно делаешь что-то для того, чтобы воплотить эти цели в реальность. Однако всё это не имеет никакого значения, если ты не воплотил в реальность главную цель жизни каждого человека — не познал себя.

Мы доверяем своим глазам — но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце — но и на него не стоит полагаться. Запомните же, ученики: поистине нелегко познать человека!
— Конфуций —

1. Понимание ценностей

И мы не имеем в виду золото, деньги, недвижимость. Нет, мы говорим о ценностях смысловых и духовных, которые фактически являются своеобразным руководством по жизни, мотивации, достижении целей. Если у тебя есть устоявшиеся ценности (без разницы, какие), то тебе гораздо легче предпринимать конкретные действия, которые требуют сверхзадачи. Не возникает вопроса: «А зачем я это делаю?». Поэтому важно определить для себя эти ценности, и это можно сделать легко — нужно просто подумать о глобальных и бытовых вещах, своем отношении к ним, идеале «правильного человека», а также о соответствии твоей личности этому идеалу. Не будет лишним записать то, как ты относишься к политике, истории, экономике, финансам, творчеству, работе, любви, дружбе, патриотизму, свободе. Распиши всё хорошо, чтобы составить цельную картину ценностей. После того, как эта мозаика будет собрана, ты сможешь опираться на нее на протяжении всей жизни.

2. Твои интересы

Не бывает людей, которым ничего не интересно, и если есть люди, которые тебе будут доказывать обратное, то знай — они просто слишком ленивы, чтобы приложить усилие к самопознанию. Интересы всегда играли большую роль для достижения того или иного положения в обществе. Хобби, увлечения, страсть — это то, что характеризует личность, формирует ее облик. Разумеется, что сегодня очень сложно выбрать что-то определенное — рынок интересов слишком велик, и всегда найдется что-то, что круче другого. Но мы рекомендуем проявить благоразумие и задать себе ряд вопросов: «На что я чаще всего обращаю внимание?», «Какие вещи вызывают у меня любопытство?», «Что нужно, чтобы заняться тем, что мне нравится?».

Многие люди построили свою карьеру на основе глубокого интереса к хобби.

3. Понимание темперамента

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.
— Публий Сир —

Темперамент описывают как врожденные эмоциональные характеристики человека. Его нужно знать, чтобы ты понимал свои слабые и сильные стороны. Можно начать с простого: если любишь общаться с людьми — значит, ты экстраверт; если предпочитаешь одиночество, то интроверт. Дальше обязательно определи для себя, насколько ты склонен планировать, как быстро принимаешь решения, на основе чего эти решения были приняты (чувства или логика). Важно понимать то, как сильно ты зависишь от своего темперамента. Также рекомендуем пройти общедоступные тесты на темперамент. Всё это даст тебе возможность хорошо подготовить свою психику к стрессовым ситуациям. Однако против своей личности лучше не идти — ты такой, какой есть.

4. Твой биоритм

Человеческая жизнь — это хоть и неопределенное, но всё же время, которое надо использовать по максимуму. Кто ты: жаворонок или сова? В какие часы ты наблюдаешь пик своей активности? Почему твой биоритм сложился так, а не иначе? Каким образом ты можешь приспособить свой биоритм к работе? На эти вопросы ты должен ответить с умом и обязательно с мыслью о том, что твоя убежденность в «совиности» своей натуры может заключаться в банальном отсутствии здорового режима сна. Наладишь режим — и жизнь сразу станет проще.

Кстати, простой совет: девушку лучше искать такую, которая живет с тобой в едином биоритме. Это привносит гармонию в совместную жизнь.

5. Понимание сильных и слабых сторон

Сильные стороны включают в себя не только способности, навыки и таланты, но и особенности характера — такие, как преданность, уважение к другим, любовь к учебе, честность, порядочность и тому подобное. Если ты знаешь свои сильные стороны, то ты будешь гораздо увереннее других. Если ты не можешь признать свои лучшие качества, то, скорее всего, в твоей жизни будет полно ситуаций с низкой самооценкой.

Разумеется, что и слабые стороны ты тоже должен знать, но с ними всё сложнее — их очень трудно признать, но в этом тебе легко помогут друзья, подруга, родственники. Всегда можно спровоцировать разговор с подругой на эту тему — пусть она выскажет всё тебе, и ты узнаешь о себе много нового. Только сохраняй хладнокровие, не будь истеричкой — тебе может быть обидно, но это важный этап понимания себя. Глаза близких людей — это зеркало, которое отражает истинного тебя.

Другие статьи по темам:

психология

Познай самого себя

Сомнение («я знаю, что ничего не знаю») должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию («познай самого себя»). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, — необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознание, природа же — это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу — к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию. Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам, призывающим «прислушиваться к природе», ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах, — знаменитый «демон» Сократа.

Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.

. Сдвиг филосовских интересов был в начите оратора, он внимательно дослушивал речь до конца. Затем же начина задавать свои во­просы, задавал так чтобы у собеседника и мысли не возникло о

“провокации”. Иногда собеседники нехотя отвечали ему, а иногда и с большой охотой вступали в полемику. Получив ответ на свой первый вопрос, он задавал сле­дующий, затем эта ситуация повторялась и так до тех пор пока собеседник не начинал противоречить сам себе! Доведенный до отчаянья оппонент спрашивал Сократа“а сам он знает ответ на свои вопросы” – нет отвечал он по-этому и спросил! “Знаю, что ничего не знаю” – одно из известнейших изречений Сократа. Что же оно означает? Очень строгое к себе отношение, недооценка самого себя или что-то еще. По про­шествию многих столетий принято считать, что эта фраза являет собой необ­ходимость более глубокого познания самого себя!

Сократ любил две вещи: истину и человека. Истину видел в раскрытии таких понятий, как «благо», «красота», «справедливость», «мудрость», и перенесении этих понятий на человека. Но подобная истина может быть постигнута только в процессе самопознания («познай самого себя»). В спорах Сократ доказывал целесообразность и разумность человека, в спорах рождалась истина. Он одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира.

Я знаю только то, что ничего не знаю.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

лавная мысль Сократа заключается в абсолютной бесконечности добра и знания, которые неразрывно связаны. Невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что значат эти два противоположных понятия. Поступок только тогда имеет нравственность, когда человек делает его осознанно и по внутреннему позыву. Если же он ведет себя положительно только потому, что верная философия жизни, у него не будет причин быть добродетельным.

Философия Сократа в основном была нацелена на человеческую душу, которая подчинена своим собственным законам. Эти законы не произвольны, как хотели доказать противники Сократа. «Познай самого себя» Сократ понимал как руководство к действию и самосовершенствованию. И вот эту истину уже никто не смел оспаривать, настолько она была исключительной в своей простоте и логичности.

‘Я знаю только то, что ничего не знаю’. Это излюбленное выражение, кредо сократовской собственной позиции. ‘ Я ничего не знаю’ — это значит, что как бы далеко я ни продвинулся в одиссеях мысли, я не успокаиваюсь на достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины.

Не будем забывать, что Сократа сопровождали не только восторженные взгляды, но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа те из софистов, которые сделали искусство доказывать правое и неправое своей профессией. Кто покушается на самодовольство темных и пустых людей, тот сначала человек беспокойный, потом нестерпимый, и наконец, преступник, заслуживающий смерти. Первым полушутливым, полусерьезным обвинением против Сократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана ‘Облака’. В которой Сократ изображается мастером ‘кривых речей’. В один из дней 399 года до н.э. жители Афин читали выставленный для всеобщего обсуждения текст: ‘Это обвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец, против Сократа, сына Софраникса из дома Алопеки. Сократ обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание — смерть’. Мошенники мысли не простили Сократу его иронии, слишком разорительной для них.
В речах Сократа на суде, с большой художественной силой переданных Платоном, поражает то, что он сам сознательно и решительно отрицает себе все пути к спасению, он сам идет навстречу смертному приговору. В его рассуждениях подспудно бьется мысль: раз уж, афиняне, вы дошли до такого позора, что судите мудрейшего из эллинов, то испейте чашу позора до дна. Не меня, Сократа, судите вы, а самих себя, не мне выносите приговор, а себе, на вас ложиться несмываемое клеймо. И вот меня, человека медлительного и старого( Сократу было тогда 70 лет ), догнала нала та, что настигает не так стремительно,- смерть, а моих обвинителей, людей сильных и проворных,- та, что бежит быстрее,- испорченнсть. Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости. У порога смерти Сократ пророчествует, что тотчас после его гибели постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которой его покарали. Сократ сам осудил себя на смерть, и, уже осужденный, твердо отказался от реальной возможности бежать из тюрьмы и уйти в изгнание.
Он добровольно дал распять себя на кресте ‘ отеческих законов ‘ и поступил весьма хитроумно и дальновидно, лучшим образом продемонстрировав неистинность этих законов всему миру. Пророчество Сократа сбылось: позор пал на головы его судей, и прежде всего на головы обвинителей. Они, так же как тиран, судивший Зенона Элейского, были побиты каменьями и, как сообщает Плутарх, повесились, так как не вынесли презрения афинян, лишивших их ‘огня и воды’. Суть же философии Сократа составили 3 его знаменитых принципа, 3 его знаменитых идеи: идея самосознания — «познай самого себя; идея философской скромности — «я знаю, что я ничего не знаю»; идея тождества знания и добродетели — «добродетель — это знания».

1. Идея самосознания — «познай самого себя. Эта надпись была сделана в Дельфийском храме. Сократ же сделал ее основой своих философских поисков. Он провозгласил, что самосознание есть смысл предмета Философии. Почему? Познание всего сущего (т.е. постижение истины во всей ее глубине обо всем) невозможно. Такое знание содержит Абсолют — Бог. Для человека же это недостижимо, т.к. тайна мира у Бога, а для человеческого познания доступен только он сам, полагал Сократ. Поэтому прежде чем, познавать весь мир, надо открыть тайну самого себя (свои достоинства и недостатки). Эти слова Сократа современны и сегодня в философской проблеме самосознания. Уровень самосознания личности — это уровень культуры личности вообще.

2. Идея философской скромности — «я знаю, что я ничего не знаю». В этом принципе он видел, что путь мудрости — это путь поиска истины. Этот поиск — бесконечен. Как известно, Дельфийский оракул назвал Сократа самым мудрым из греков. Сократ решил выяснить почему оракул назвал его мудрейшим и пришел к выводу после опроса именитых мудрецов: «Люди думают, что они мудры, так как они все знают, а я знаю, что ничего не знаю, поэтому дельфийский оракул назвал меня мудрейшим». Итак, путь мудрости — это путь бесконечного поиска истины. То есть чем больше раздвигаются границы человеческого знания, тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания.

Этим человеком был Сократ. Он первый по-настоящему заставил греческий ум направить все свои силы не ВНЕ человека, а В человека. “Человек – мера всех вещей!” – убеждали софисты. “Человек, познай самого себя!” – убеждал Сократ. Человек, познавая мир, в сущности, познает ни его, ни мир, а лишь самого себя, возможности своей натуры, учил Сократ. Ведь весь объем учения того или иного философа – это лишь способности ума этого философа и только. большинстве древних культур Путь имел дополнительные определения. Это был Путь самосовершенствования, Путь самопознания. «Познай самого себя» — эта надпись на фронтоне Дельфийского храма, где производились самые известные древнегреческие пророчества, стала в человеческой культуре своеобразным паролем, свидетельствующим о знании и принадлежности к великому Пути. Эта же фраза была жизненным девизом философа Сократа.

Познай самого себя

 

С латинского: Nosce te ipsum [носцэ тэ ипсум]. Древнегреческий оригинал: Giiothise auton [гноти сэ аутон].

Ошибочно приписывается древнегреческому философу Сократу.

Надпись на храме Аполлона в Дельфах. Как сообщает философ Платон в своем диалоге «Протагор», это плод совместных раздумий «семи великих мудрецов» Древней Греции. Он пишет, что однажды Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисоне и Хилон (VI в. до н. э. ) собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгого диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину — «познай самого себя» — они и написали на стене храма в Дельфах. Отсюда традиционное название этого тезиса — «заповедь Дельфийского оракула».

Что же касается Сократа, то он сделал это выражение весьма популярным, разъясняя его своим ученикам, широко используя в своих беседах и выступлениях. Вышеупомянутый древнегреческий философ Хилон эту же мысль развивал так: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».

Употребляется в смысле: человеку необходимо понять, что он хочет (что сделает его истинно счастливым) и какими возможностями для достижения этой цели он располагает.

Деятельность софистов, а затем и Сократа означала изменение предметного поля философии. Она послужила основанием для этических школ. До них философия познавала внешний по отношению к человеку мир, природу. Сократ же утверждал, что она непознаваема, а познать можно только душу человека и его дела, в чем и заключается задача философии. В центре внимания Сократа, как и некоторых софистов,- человек. Но он рассматривается Сократом только как нравственное существо. Призыв «Познай самого себя!» и утверждение: «Я знаю, что я ничего не знаю» стали для Сократа определяющими. Это исходные тезисы сократовской философии. Оба они выражали ее суть — вопросы познания и нравственности. Целью его философских исканий является стремление помочь людям, чтобы они нашли «сами себя». Изучение природы и объяснение природных явлений, Сократ считал излишним и принципиально невозможным делом.

Поэтому, в истории древней европейской философии учение Сократа воспринимается как некий водораздел. До Сократа она в основном изучает природу, в которой человек представляет собой только одну из малейших частей. После Сократа философия утверждает проблему человека в качестве главной темы своих размышлений, продолжая тем самым гуманистическую линию философских исканий софистов, которые с одинаковым успехом занимались не только проблемами человека, но учили математике, физике, астрономии и другим наукам.

Третий изъян сократической философии связан с девизом: «Познай самого себя». Самопознание — достойная цель. Но далеко не все проблемы науки и философии решаются самопознанием.

Человеческая душа (сознание) подчинена своим собственным законам, которые отнюдь не произвольны, как хотели доказать софисты; самопознание имеет внутренний критерий истинности: если знание и добро тождественны, то, познавая себя, мы должны делаться лучше. Знаменитую дельфийскую максиму «Познай самого себя» Сократ понимал как призыв к моральному самосовершенствованию и в этом видел истинное религиозное благочестие.

8 подходов к лучшему познанию себя

Большинство из нас знают себя только поверхностно. Вы можете углубить свое самопознание с помощью этих творческих упражнений.

Многие из нас могут назвать свои любимые блюда, книги и передачи. Но мы можем быть менее склонны к более глубокому самосознанию — такому, которое соединяет точки между нашим прошлым и настоящим или улавливает то, как наши эмоции могут управлять нашим поведением.

Иногда, когда жизнь становится особенно напряженной или беспокойной, как сейчас, мы можем испытать монументальную трансформацию. Или мы можем отключиться от самих себя и потерять наш более глубокий источник знаний.

В любом случае, вы можете использовать это как возможность узнать, кто вы есть сегодня, с помощью этих разнообразных упражнений.

Прежде чем мы приступим к упражнениям, полезно понять, почему лучше знать себя так же важно, как знать, какие лекарства мы глотаем или где заливать бензин или масло в наших автомобилях.

Вот некоторые из основных причин:

Более эффективное реагирование на жизнь

«Получение более глубокого понимания самих себя помогает нам быть ответственными — или реакция -able — это означает, что мы можем реагировать на жизнь, а не реагировать», — говорит Джоуи Халин, учитель медитации из Корнуолла, Великобритания, и автор книги «Ваш духовный альманах: год осознанной жизни».

Более глубокий самоанализ не дает нам утонуть в сложных ситуациях и эмоциях, позволяя принимать более мудрые и продуманные решения.

«Это разница между тем, чтобы быть полностью поглощенным стрессом, и способностью замечать, когда мы чувствуем стресс, а затем корректировать курс, чтобы быть более заземленным и уравновешенным», — говорит Хулин.

Не позволять неразрешенным эмоциям невольно диктовать наши действия

Даже не осознавая этого, многие из нас цепляются за гнев, горе, стыд и другие эмоции, которые иногда проявляются неожиданным и сбивающим с толку образом, говорит Линн Мартинсен, консультант-психотерапевт из Лондон, Великобритания, и автор книги «Therapy Toolkit: 60 карточек для самоисследования».

Мы можем наброситься на близких, вбив между собой клин. Мы можем цепляться за токсичные привычки (и людей). Мы можем избегать интересных проектов, опасаясь неудачи или унижения.

Обнаружение и понимание скрытых эмоций помогает нам снова сесть за руль и ориентироваться в жизни.

Создание жизни, которой мы действительно хотим

Познание себя также помогает нам создать более осмысленную и приносящую удовлетворение жизнь. Потому что, когда вы понимаете свои истинные стремления и основные ценности и находите время, чтобы обработать свои эмоции, вы можете предпринимать действия, которые строят настоящую жизнь.

Есть много разных способов погрузиться в самопознание — от изучения деятельности, которая резонирует с вами, до раскопок глубоко укоренившихся эмоций.

Изучите свои реакции

«Осознание своего физического «я» и того, как оно реагирует на окружающий мир, может дать бесценную информацию о вашей более глубокой внутренней жизни», — говорит Мартинсен.

Почему?

Наши тела тоже хранят озарения — часто без нашего когнитивного осознания, говорит она.

По словам Мартинсена, каждый раз, когда у вас возникает сильное физическое ощущение, вместо того, чтобы сразу реагировать, вы можете на мгновение остановиться и, возможно, задать себе следующие вопросы:

  • Что именно я чувствую в своем теле?
  • Когда я переключаю свое внимание на свое физическое «я», какие чувства я замечаю?
  • Что было сказано или произошло непосредственно перед моей реакцией?
  • Что может показаться знакомым из моего прошлого?
  • Что мне нужно и как бы я хотел, чтобы меня услышали?

Ведите дневник снов

Наши сны часто бывают загадочными или просто странными — но в этом и есть смысл. «Сознательное выделение пространства и времени тому, что вы, возможно, не до конца понимаете, может стать мощным способом более глубокого познания себя», — отмечает Мартинсен.

Во сне наш разум может работать в трудных ситуациях. Наши эмоции могут проявляться в безопасных пределах наших снов.

Чтобы вести дневник снов:

  • Положите блокнот и ручку на тумбочку.
  • Запишите, что вы помните, как только проснетесь.
  • Составьте краткий список того, что произошло, что вы чувствовали, что вы думали, и любых конкретных деталей — неважно, насколько они незначительны или кажутся бессмысленными.
  • Подумайте о любых связях между сновидением и вашими нынешними или прошлыми чувствами или ситуациями, а также о любых закономерностях или темах, возникающих с течением времени.

Ведите также регулярный дневник

Ведение дневника в целом — это «процесс просеивания сорняков разума, выносящий на свет то, что скрыто под поверхностью нашего сознания», — говорит Хулин.

Ведение дневника также «помогает нам понять повествование ума, а также безопасно и непредвзято выражать и обрабатывать мысли, чувства и эмоции, даже самые сложные», — добавляет Хулин.

Существует много способов ведения дневника, в том числе использование конкретных подсказок, составление списков или запись всего, что приходит на ум в данный момент. Что лучше, действительно зависит от вас.

Для начала вы можете попробовать следующие подсказки:

  • «Прямо сейчас я чувствую…»
  • «Сегодня я не могу перестать думать о…»
  • «Хотелось бы мне не… »
  • «Сегодня я борюсь с…»
  • «Когда я закрываю глаза, это сразу же приходит на ум…»

Вы можете изучить эти дополнительные подсказки журнала, чтобы углубить свое самопознание.

Представьте свой идеальный день

Подумайте, что для вас важно и почему. Ваш идеальный день может быть чем-то, что произошло в прошлом, или тем, что вы хотели бы, чтобы произошло, — говорит Джинджер Хоутон, психотерапевт и владелец консультационной компании Bright Spot Counseling в Фармингтон-Хиллз, штат Мичиган.

Представьте свой полноценный день с утра до вечера, отвечая на эти вопросы. Хоутон говорит:

  • Что вы чувствуете, когда просыпаетесь?
  • Какие ритуалы вы практикуете?
  • Кого ты видишь?
  • Что вы обоняете, пробуете и слышите?
  • Как вы проводите свой день?
  • Как вы себя чувствуете в течение дня?
  • Что вы чувствуете перед сном, размышляя о прошедшем дне?
  • Почему этот день стал для вас насыщенным?

Определите, что вас истощает и поднимает настроение

Чтобы в дальнейшем использовать свои знания о себе для создания глубоко удовлетворяющих дней, Хоутон также предлагает создать два списка:

  • один список с занятиями и людьми, которые заряжают вас энергией и заставляют вас чувствовать себя лучше лучшая версия себя
  • другая с деятельностью и людьми, которые истощают или истощают вас

Отягощает ли вас чрезмерная приверженность деятельности и угождению людям? Возможно, вы захотите увидеть эти советы для сброса.

«Подождите несколько дней, верните списки и поговорите с кем-то, кто вас хорошо знает, чтобы увидеть, какие закономерности появятся», — добавляет Хоутон.

Медитация

Другой способ думать об этом? Просто посидите с собой. По словам Хулина, «медитация заключается в том, чтобы быть с истиной нашего опыта. Это практика способности быть с собой такими, какими именно мы являемся, где и как мы находимся в данный момент, без осуждения».

Хотя это и непросто, регулярная медитация (даже несколько минут) может нормализовать вашу практику и помочь вам пожинать плоды самоанализа.

Если вы новичок в медитации, может быть полезно попробовать управляемую практику:

  • Приложения для медитации — отличное место для начала. Они проведут вас через первые шаги в развитии практики и помогут сделать ее привычкой.
  • Медитации под руководством сострадания к себе предлагают различные подтверждающие подсказки, чтобы сфокусировать вашу практику медитации.

Узнайте больше о медитации на настоящий момент и ее многочисленных преимуществах.

Нарисуй

Независимо от того, являетесь ли вы художником или тем, кто едва может нарисовать фигурку из палочек, возьмите краску, фломастеры или мелки. Просканируйте свое тело и отметьте, какие эмоции возникают. Затем выберите цвета и формы, основываясь на этих чувствах, — говорит Мартинсен.

«Когда мы сосредотачиваемся на цветах, формах и чувствах, а не на словах и непосредственном «создании значения», мы соединяемся с частями себя, которые, возможно, еще не получили языка, но которые все еще содержат жизненно важные ключи к тому, что происходит. внизу», — делится Мартинсен.

Сосредоточьтесь на своих разочарованиях

Хотя исследовать негативные ситуации или чувства не так-то просто, сами эти моменты могут дать богатую информацию. Когда возникают расстраивающие обстоятельства или болезненные ощущения, запишите, что произошло и какие мысли возникли, говорит Хоутон, и спросите себя:

  • Чему научит меня этот момент?
  • Какие старые паттерны я могу использовать?
  • Позволяю ли я страху или стыду определять мои действия?

Наконец, говорит Хоутон, «заканчивайте запись в дневнике одной вещью, за которую вы благодарны в данной ситуации».

Лучшее знание себя поможет вам принимать более здоровые решения и строить более полноценную жизнь. Глубоко скрытые эмоции не правят балом; вы делаете.

Имейте в виду, что это исследование может иногда вызывать болезненные чувства, воспоминания и реакции.

В такие моменты будьте нежны с собой. Попробуйте фразу из сострадания к себе. Прогуляться. Поговорите с близким человеком, которому доверяете. Сидите со своими чувствами, не осуждая себя.

Помните, что быть человеком означает быть сложным и иногда иметь противоречивые, темные эмоции и переживания. И все же, это путешествие может стать вашим лучшим приключением.

Для более глубокого самопознания вы можете посетить психотерапевта онлайн или лично.

Познай себя: философия самопознания

Философ Университета Коннектикута Митчелл С. Грин ведет массовый открытый онлайн-курс (МООК) под названием «Познай себя: ценность и пределы самопознания» на платформе онлайн-обучения Coursera. Курс основан на его одноименной книге 2018 года (опубликованной Routledge). Недавно он говорил с Кеном Бестом из UConn Today о философии и понимании самопознания. Это отредактированная стенограмма их обсуждения.

Древнегреческое предписание «Познай себя» высечено на переднем дворе храма Аполлона в Дельфах. (из Cyprus Today на Twitter.com)

В. Согласно легенде, фраза «Познай себя» была высечена на камне у входа в храм Аполлона в Дельфах в Греции. Ученые, философы и цивилизации уже давно обсуждают этот вопрос. Почему мы не смогли найти ответ?

A. Я не уверен, что каждая цивилизация или даже большинство цивилизаций считали достижение самопознания одной из самых важных целей. Он приходит и уходит. Он имел известность в Греции 300-400 гг. до н.э. Имело ли оно такое же значение 200 лет спустя или имело какое-то культурное значение в период расцвета римской цивилизации — это другой вопрос. Конечно, некоторые философы предписывали бы людям заняться поиском самопознания; некоторые не очень. Точно так же подумайте о Средневековье. Есть случай, когда мы не уделяем особого внимания познанию себя, вместо этого основное внимание уделяется познанию Бога. Только когда столетия спустя на сцену выходит Декарт, мы начинаем уделять больше внимания самоанализу и пониманию самих себя, глядя внутрь себя. Кроме того, указание «познай самого себя» не является вопросом, и его нужно каким-то образом изменить, чтобы поставить вопрос. Однако предположим, что вопрос звучит так: «Возможно ли познать себя частично или полностью». В таком случае я бы предположил, что мы добились значительного прогресса в ответе на этот вопрос за последние два тысячелетия, и в книге «Познай себя» и в одноименном МООК я пытаюсь провести читателей и студентов через некоторые того, что мы узнали.

В. Вы отмечаете, что сдвиг, который произвел Декарт, является поворотным моментом в западной философии.

А. Справа. По разным культурным, политическим, экономическим и идеологическим причинам норма самопознания пришла и ушла вместе с течениями в западной истории. Даже если бы нам постоянно предписывалось достигать самопознания в течение 2300 лет с тех пор, как говорил Сократ, как Зигмунд Фрейд сказал о цивилизации, — что цивилизация постоянно создается заново, и каждый рождающийся должен прокладывать себе путь до того, чтобы стать цивилизованным. бытие — так же и проект достижения самопознания — это проект для каждого отдельного нового члена нашего вида. Никто не может получить его при рождении. Это не достижение, которое вы получаете бесплатно, как высокий IQ или выдающийся подбородок. Продолжать бить в барабан, напоминая людям о важности этого, — это то, чем мы всегда будем заниматься. Я сомневаюсь, что мы когда-нибудь достигнем точки, в которой мы все сможем сказать: да, мы хороши в этом. У нас это прикрыто, у нас есть самопознание. Это вызов для каждого из нас, каждый раз, когда кто-то рождается. Я бы также сказал, что, учитывая окружающие факторы, факторы окружающей среды, а также пристрастия, с которыми мы рождаемся как часть нашей когнитивной и генетической природы, вероятно, также существует давление, которое препятствует самопознанию. Например, в книге я рассказываю о когнитивной иммунной системе, которая заставляет нас использовать информацию в свою пользу. Когда что-то идет не так, какая-то часть нас, надеюсь, в определенных пределах, склонна видеть стакан наполовину полным, а не наполовину пустым. Вероятно, это хороший способ подняться с пола после того, как вас сбили с ног.

В. Специалисты по пенсионному планированию говорят нам, что вы должны знать себя достаточно хорошо, чтобы знать, в чем будут заключаться ваши потребности — заниматься искусством, музыкой или путешествовать — когда у вас есть все свободное время. В какой момент должен начаться этот момент лучшего познания себя?

A. Я бы не стал поощрять 9-летнего ребенка к самоанализу, но я бы сказал, что даже в детстве некоторые из этих непрямых, особенно дистанцирующихся, типов деятельности, может иметь значение. Представьте себе 9-летний ребенок подрался на детской площадке, и учитель спрашивает его: Учитывая то, что вы сказали другому ребенку, что спровоцировало драку, если бы он сказал это вам, как бы вы себя чувствовали? Это может быть предназначено для того, чтобы спровоцировать подозрение на самопознание — если не в форме самоанализа, то в форме развития эмпатических навыков, которые, я думаю, являются частью самопознания, поскольку позволяют мне увидеть себя глазами другого. Ближе к концу жизни, по моему опыту, многие люди, находящиеся на пенсии или близкие к ней, думают, что перестанут работать и будут по-настоящему счастливы. Но в некоторых случаях я нахожу, что это ожидание нереалистично, потому что очень многие люди находят так много удовлетворения, и это правильно, в своей работе. Я хотел бы призвать людей задуматься о том, что доставляет им удовлетворение? Конечно, мы иногда ловим себя на том, что плюемся гвоздями, когда думаем о проблемах, которые ставит перед нами наша работа. Но в некотором смысле это частое ворчание, стресс, вызывающий выдергивание волос, и так далее могут быть частью того, что делает жизнь полноценной. Что еще более важно, долгосрочные проекты, будь то в рамках чьей-то карьеры или после нее, как мне кажется, дают больше интеллектуальной и эмоциональной поддержки, чем более эфемерные виды деятельности, такие как круизы, сафари и тому подобное.

В. Мы находимся в кампусе колледжа, и студенты стараются больше узнать о себе через то, что они изучают. Они принимают решения о том, чем они могли бы заниматься до конца своей жизни, посещая такие занятия, как философия, которые побуждают их думать об этом. Является ли это оптимальным временем для этого?

A. Для многих студентов это оптимальное время. Я считаю, что одним из компонентов гуманитарного образования является самосовершенствование. Изучение многих вещей важно, но в некотором смысле это просто наполнение, которое может быть инертным, если мы не придадим ему форму или структуру. Этих вещей можно достичь посредством самосовершенствования, и если вы хотите сделать это, вы должны иметь некоторое представление о том, как вы хотите, чтобы оно росло и развивалось, что требует некоторого представления о том, каким человеком вы себя считаете и кем вы являетесь. думаю, вы можете быть. Это достижения, которых студенты могут достичь, только пробуя что-то и наблюдая, что происходит. Я не предлагаю, чтобы первокурсник пришел в колледж и планировал каким-то строгим и последовательным образом узнать о себе, самосовершенствоваться и реализовать себя как полностью сформировавшегося взрослого человека после выпуска. Скорее, беспорядка гораздо больше; куда более непредсказуемое пробуй что-то, не получается, отбрасывай, пробуй что-то другое. Несмотря на весь этот беспорядок и окружающий хаос, я бы также сказал, что среди всего этого есть потенциал для изучения себя; принимая во внимание то, что пошло не так, что я могу извлечь из этого? Или это было действительно круто, я хотел бы развить этот опыт и сделать больше. Все это хорошие способы как узнать о себе, так и построить себя. Эти две вещи могут идти рука об руку. Самопознание, самореализация и самоанализ могут происходить, хотя для студентов зачастую запутанно и непредсказуемо. Для нас также иллюзорно думать, что в 22 года мы можем надеть нашу деловую одежду, пойти на работу и прекратить все эти легкомысленные самоанализы. Я бы призвал, чтобы приобретение знаний о себе, понимание себя — это задача на всю жизнь.

В. Есть мнение, что каждый день нужно узнавать что-то новое. Многие люди, окончившие колледж, понимают это, а некоторые думают, что после выпуска с этим покончено. В начале книги вы говорите о том, как Сократ защищал себя, когда его обвиняли в том, что он развращает студентов, уча их говорить: я знаю то, чего не знаю, поэтому я задаю вопросы.

Мне кажется, что начало мудрости любого рода, в том числе и познания себя, есть признание немощности наших убеждений и скудости наших знаний. — Митчелл С. Грин

А. Это очень важное понимание с его стороны. Это то, что я был бы склонен кричать с крыш, в том смысле, что одним из больших препятствий для достижения чего-либо в направлении самопознания является высокомерие, думая, что мы действительно знаем, часто путая нашу уверенность в наших мнениях с мыслью, что уверенность указание на степень моей правоты. Мы чувствуем уверенность и принимаем эту уверенность за свидетельство истинности того, что мы думаем. Сократ прав, говоря, что это когнитивная ошибка, ошибочное рассуждение. Мы должны спросить себя: знаю ли я то, что считаю своим знанием? Мне кажется, что начало мудрости всякого рода, в том числе и познания себя, есть признание немощности наших верований и скудости наших знаний; тот факт, что мнения, которые у нас есть, могут быть просто мнениями. Меня всегда поражало несоответствие между уверенностью, с которой люди выражают свое мнение, с одной стороны, и ничтожной способностью, которой они обладают, чтобы поддержать их, особенно те мнения, которые выходят за рамки того, голодны ли они или предпочитают шоколад ванили. Это вещи, по которым вы, вероятно, можете иметь довольно уверенное мнение. Но когда дело доходит до политики или науки, истории или человеческой психологии, меня удивляет, насколько доверчивы люди, не потому, что они верят, так сказать, тому, что говорят другие, а скорее они верят тому, что говорят сами. Обычно они просто говорят: вот что я думаю. Мне это кажется очевидным, и я не готов даже рассматривать скептические возражения против моей позиции.

В. Вы также раскрываете теорию адаптивного бессознательного, согласно которой мы наблюдаем и получаем информацию, но не осознаем ее в данный момент. Насколько это подпитывает людей, считающих, что они знают себя лучше, чем они есть на самом деле, и знают больше, чем они думают?

А. Он огромный. В книге есть глава о классическом психоанализе и Фрейде. Я утверждаю, что наследие Фрейда является сломанным, в том смысле, что, хотя его работа невероятно интересна — он сделал много провокационных и гениальных утверждений интересными — на удивление немногие из них были подтверждены эмпирическими данными. Это менее противоречивая точка зрения, чем в прошлом. Психологи-экспериментаторы XIX в.70-е и 80-е годы начали задаваться вопросом, сколько из этих фрейдистских утверждений о бессознательном можно установить строгим экспериментальным путем? Теория адаптивного бессознательного является попыткой сделать это; выяснить, какая часть бессознательного, постулируемая Фрейдом, реальна и на что она похожа. Один из основных выводов состоит в том, что бессознательный разум не так связан, одержим сексуальностью и насилием, как утверждал Фрейд. Это по-прежнему очень мощная система, но ее не обязательно держать в страхе, как сказал бы психоанализ. Согласно Фрейду, большая часть бессознательного представляет собой постоянную угрозу нормальному функционированию цивилизованного общества, в то время как для таких людей, как Тим Уилсон, Таня Чартран, Даниэль Гилберт, Джозеф Леду, Пол Экман и многие другие, мы имеем точка зрения, согласно которой во многих отношениях наличие адаптивного бессознательного является полезной вещью, аутсорсингом большого количества познания. Это позволяет нам обрабатывать информацию, интерпретировать ее, не прибегая к сознательным, кропотливым и преднамеренным расчетам. Во многих смыслах очень хорошо, что у нас есть адаптивное бессознательное. С другой стороны, оно предрасполагает нас, например, к таким вещам, как предрассудки. Сегодня идет дискуссия о так называемом неявном предубеждении, которое научило нас этому, поскольку мы выросли на голливудских фильмах, где главные герои были белыми или мужчинами, или и тем, и другим; видел стереотипы в распространенной рекламе — этот опыт, даже если у меня никогда в жизни не было сознательно фанатичных, расистских или сексистских мыслей, все же может заставить меня делать предвзятый выбор. Это часть идеи теории адаптивного бессознательного, которую мы хотели бы принять очень серьезно и побеспокоиться, потому что она может повлиять на наш выбор способами, о которых мы не подозреваем.

В. После всего того, что мы обсудили, какой человек хорошо знает себя?

A. Я подозреваю, что хорошо познать себя было бы многогранным делом, только одна часть которого должна была бы иметь отношение к самонаблюдению в обычном понимании этого понятия. Один из этих аспектов включает в себя признание своих ограничений, «владение ими», как выразилась бы моя коллега по философскому факультету Хизер Бэттали. Эти ограничения могут быть когнитивными — моя паршивая память, которая искажает информацию, моя склонность приукрашивать любые плохие новости, которые я могу получить? Возьмем пример профессора, читающего оценки студентов. Легко забыть отрицательные и запомнить положительные — случай «предвзятости подтверждения», как этот термин используется в психологии. Знание того, что я склонен делать это, если это то, что я склонен делать, позволяет мне взглянуть еще раз, как бы болезненно это ни было. Опять же, не слишком ли я критичен по отношению к другим? Склонен ли я смотреть на стакан как наполовину полный или слишком наполовину пустой? Все это ограничения эмоционального характера или, по крайней мере, имеющие важное аффективное измерение. Я подозреваю, что человек, который хорошо знает себя, знает, как определить характерные способы, которыми он «раскручивает» или иным образом искажает положительную или отрицательную информацию, и может затем отступить от таких реакций, а не принять их как последнее слово.

Я бы также вернулся к эмпатии, зная, как смотреть на вещи с точки зрения другого человека. Это не гарантировано, но часто позволяет мне увидеть себя более эффективно. Если я смогу в какой-то степени поставить себя на ваше место, то у меня также будет шанс увидеть себя вашими глазами, и это может помочь мне осознать вещи, которые трудно увидеть от первого лица. Сопереживание другим, кто меня знает, может, например, помочь понять, почему они иногда находят меня властным, приторным или быстрым в осуждении.

В. Что человек получит в самопознании, если будет слушать, как кто-то оценивает его и говорит ему о том, насколько хорошо он его знает? Как эта динамика помогает?

A. Это может помочь, но также может и шокировать. Эксперименты показали, что оценки других людей человека часто могут сильно расходиться с самооценкой этого человека. Неясно, оценки этих других людей менее точны — в некоторых случаях они более точны — как определено относительно устоявшимися объективными психологическими оценками. Оценки от третьего лица могут быть одновременно и трудными для восприятия — горьким лекарством, — и чрезвычайно ценными. Поскольку их трудно проглотить, я бы посоветовал принимать их небольшими дозами. Но они могут помочь нам узнать о себе такие вещи, как то, что мы можем быть необъяснимо заботливыми, или мелочными, или склонными превзойти других, или толстокожими. Иногда я ловил себя на том, что думаю, разговаривая с кем-то: «Если бы вы могли слышать себя, говорящего прямо сейчас, вы могли бы прийти к пониманию…». то, что они говорят, также может быть саморекламой.

Все это имеет значение для тех из нас, кто учит. В конце семестра я призываю своих ассистентов-выпускников прочитать оценки курса; не читать их все сразу, а вместо этого попытаться извлечь из этих оценок одно предложение, над которым они могут поработать в следующем семестре.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *