09.05.2024

Познай себя самого автор: (nosce te ipsum) – Dslov.ru

Познай самого себя

Сомнение («я знаю, что ничего не знаю») должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию («познай самого себя»). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, — необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознание, природа же — это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу — к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.

Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам, призывающим «прислушиваться к природе», ссылаться на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах, — знаменитый «демон» Сократа.

Сократ был цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира.

. Сдвиг филосовских интересов был в начите оратора, он внимательно дослушивал речь до конца. Затем же начина задавать свои во­просы, задавал так чтобы у собеседника и мысли не возникло о “провокации”. Иногда собеседники нехотя отвечали ему, а иногда и с большой охотой вступали в полемику.

Получив ответ на свой первый вопрос, он задавал сле­дующий, затем эта ситуация повторялась и так до тех пор пока собеседник не начинал противоречить сам себе! Доведенный до отчаянья оппонент спрашивал Сократа“а сам он знает ответ на свои вопросы” – нет отвечал он по-этому и спросил! “Знаю, что ничего не знаю” – одно из известнейших изречений Сократа. Что же оно означает? Очень строгое к себе отношение, недооценка самого себя или что-то еще. По про­шествию многих столетий принято считать, что эта фраза являет собой необ­ходимость более глубокого познания самого себя!

Сократ любил две вещи: истину и человека. Истину видел в раскрытии таких понятий, как «благо», «красота», «справедливость», «мудрость», и перенесении этих понятий на человека. Но подобная истина может быть постигнута только в процессе самопознания («познай самого себя»). В спорах Сократ доказывал целесообразность и разумность человека, в спорах рождалась истина. Он одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира.

Я знаю только то, что ничего не знаю.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!

У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.

лавная мысль Сократа заключается в абсолютной бесконечности добра и знания, которые неразрывно связаны. Невозможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что значат эти два противоположных понятия. Поступок только тогда имеет нравственность, когда человек делает его осознанно и по внутреннему позыву. Если же он ведет себя положительно только потому, что верная философия жизни, у него не будет причин быть добродетельным.

Философия Сократа в основном была нацелена на человеческую душу, которая подчинена своим собственным законам. Эти законы не произвольны, как хотели доказать противники Сократа. «Познай самого себя» Сократ понимал как руководство к действию и самосовершенствованию. И вот эту истину уже никто не смел оспаривать, настолько она была исключительной в своей простоте и логичности.

‘Я знаю только то, что ничего не знаю’. Это излюбленное выражение, кредо сократовской собственной позиции. ‘ Я ничего не знаю’ — это значит, что как бы далеко я ни продвинулся в одиссеях мысли, я не успокаиваюсь на достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины. Не будем забывать, что Сократа сопровождали не только восторженные взгляды, но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавидели Сократа те из софистов, которые сделали искусство доказывать правое и неправое своей профессией. Кто покушается на самодовольство темных и пустых людей, тот сначала человек беспокойный, потом нестерпимый, и наконец, преступник, заслуживающий смерти. Первым полушутливым, полусерьезным обвинением против Сократа явилась постановка в 423 году комедии Аристофана ‘Облака’. В которой Сократ изображается мастером ‘кривых речей’. В один из дней 399 года до н.э. жители Афин читали выставленный для всеобщего обсуждения текст: ‘Это обвинение написал и клятвенно засвидетельствовал Мелет, сын Мелета, пифеец, против Сократа, сына Софраникса из дома Алопеки.

Сократ обвиняется в том, что он не признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи. Требуемое наказание — смерть’. Мошенники мысли не простили Сократу его иронии, слишком разорительной для них. В речах Сократа на суде, с большой художественной силой переданных Платоном, поражает то, что он сам сознательно и решительно отрицает себе все пути к спасению, он сам идет навстречу смертному приговору. В его рассуждениях подспудно бьется мысль: раз уж, афиняне, вы дошли до такого позора, что судите мудрейшего из эллинов, то испейте чашу позора до дна. Не меня, Сократа, судите вы, а самих себя, не мне выносите приговор, а себе, на вас ложиться несмываемое клеймо. И вот меня, человека медлительного и старого( Сократу было тогда 70 лет ), догнала нала та, что настигает не так стремительно,- смерть, а моих обвинителей, людей сильных и проворных,- та, что бежит быстрее,- испорченнсть. Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти, а мои обвинители уходят, уличенные правдою в злодействе и несправедливости.
У порога смерти Сократ пророчествует, что тотчас после его гибели постигнет афинян кара более тяжелая, чем та, которой его покарали. Сократ сам осудил себя на смерть, и, уже осужденный, твердо отказался от реальной возможности бежать из тюрьмы и уйти в изгнание. Он добровольно дал распять себя на кресте ‘ отеческих законов ‘ и поступил весьма хитроумно и дальновидно, лучшим образом продемонстрировав неистинность этих законов всему миру. Пророчество Сократа сбылось: позор пал на головы его судей, и прежде всего на головы обвинителей. Они, так же как тиран, судивший Зенона Элейского, были побиты каменьями и, как сообщает Плутарх, повесились, так как не вынесли презрения афинян, лишивших их ‘огня и воды’. Суть же философии Сократа составили 3 его знаменитых принципа, 3 его знаменитых идеи: идея самосознания — «познай самого себя; идея философской скромности — «я знаю, что я ничего не знаю»; идея тождества знания и добродетели — «добродетель — это знания».

1. Идея самосознания — «познай самого себя.

Эта надпись была сделана в Дельфийском храме. Сократ же сделал ее основой своих философских поисков. Он провозгласил, что самосознание есть смысл предмета Философии. Почему? Познание всего сущего (т.е. постижение истины во всей ее глубине обо всем) невозможно. Такое знание содержит Абсолют — Бог. Для человека же это недостижимо, т.к. тайна мира у Бога, а для человеческого познания доступен только он сам, полагал Сократ. Поэтому прежде чем, познавать весь мир, надо открыть тайну самого себя (свои достоинства и недостатки). Эти слова Сократа современны и сегодня в философской проблеме самосознания. Уровень самосознания личности — это уровень культуры личности вообще.

2. Идея философской скромности — «я знаю, что я ничего не знаю». В этом принципе он видел, что путь мудрости — это путь поиска истины. Этот поиск — бесконечен. Как известно, Дельфийский оракул назвал Сократа самым мудрым из греков. Сократ решил выяснить почему оракул назвал его мудрейшим и пришел к выводу после опроса именитых мудрецов: «Люди думают, что они мудры, так как они все знают, а я знаю, что ничего не знаю, поэтому дельфийский оракул назвал меня мудрейшим».

Итак, путь мудрости — это путь бесконечного поиска истины. То есть чем больше раздвигаются границы человеческого знания, тем больше осмысливается безграничность поиска дальнейшего познания.

Этим человеком был Сократ. Он первый по-настоящему заставил греческий ум направить все свои силы не ВНЕ человека, а В человека. “Человек – мера всех вещей!” – убеждали софисты. “Человек, познай самого себя!” – убеждал Сократ. Человек, познавая мир, в сущности, познает ни его, ни мир, а лишь самого себя, возможности своей натуры, учил Сократ. Ведь весь объем учения того или иного философа – это лишь способности ума этого философа и только. большинстве древних культур Путь имел дополнительные определения. Это был Путь самосовершенствования, Путь самопознания. «Познай самого себя» — эта надпись на фронтоне Дельфийского храма, где производились самые известные древнегреческие пророчества, стала в человеческой культуре своеобразным паролем, свидетельствующим о знании и принадлежности к великому Пути.

Эта же фраза была жизненным девизом философа Сократа.

Познай самого себя

 

С латинского: Nosce te ipsum [носцэ тэ ипсум]. Древнегреческий оригинал: Giiothise auton [гноти сэ аутон].

Ошибочно приписывается древнегреческому философу Сократу.

Надпись на храме Аполлона в Дельфах. Как сообщает философ Платон в своем диалоге «Протагор», это плод совместных раздумий «семи великих мудрецов» Древней Греции. Он пишет, что однажды Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисоне и Хилон (VI в. до н. э. ) собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгого диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину — «познай самого себя» — они и написали на стене храма в Дельфах. Отсюда традиционное название этого тезиса — «заповедь Дельфийского оракула».

Что же касается Сократа, то он сделал это выражение весьма популярным, разъясняя его своим ученикам, широко используя в своих беседах и выступлениях. Вышеупомянутый древнегреческий философ Хилон эту же мысль развивал так: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную».

Употребляется в смысле: человеку необходимо понять, что он хочет (что сделает его истинно счастливым) и какими возможностями для достижения этой цели он располагает.

Деятельность софистов, а затем и Сократа означала изменение предметного поля философии. Она послужила основанием для этических школ. До них философия познавала внешний по отношению к человеку мир, природу. Сократ же утверждал, что она непознаваема, а познать можно только душу человека и его дела, в чем и заключается задача философии. В центре внимания Сократа, как и некоторых софистов,- человек. Но он рассматривается Сократом только как нравственное существо. Призыв «Познай самого себя!» и утверждение: «Я знаю, что я ничего не знаю» стали для Сократа определяющими. Это исходные тезисы сократовской философии. Оба они выражали ее суть — вопросы познания и нравственности. Целью его философских исканий является стремление помочь людям, чтобы они нашли «сами себя». Изучение природы и объяснение природных явлений, Сократ считал излишним и принципиально невозможным делом.

Поэтому, в истории древней европейской философии учение Сократа воспринимается как некий водораздел. До Сократа она в основном изучает природу, в которой человек представляет собой только одну из малейших частей. После Сократа философия утверждает проблему человека в качестве главной темы своих размышлений, продолжая тем самым гуманистическую линию философских исканий софистов, которые с одинаковым успехом занимались не только проблемами человека, но учили математике, физике, астрономии и другим наукам.

Третий изъян сократической философии связан с девизом: «Познай самого себя». Самопознание — достойная цель. Но далеко не все проблемы науки и философии решаются самопознанием.

Человеческая душа (сознание) подчинена своим собственным законам, которые отнюдь не произвольны, как хотели доказать софисты; самопознание имеет внутренний критерий истинности: если знание и добро тождественны, то, познавая себя, мы должны делаться лучше. Знаменитую дельфийскую максиму «Познай самого себя» Сократ понимал как призыв к моральному самосовершенствованию и в этом видел истинное религиозное благочестие.

«Познай самого себя» Надпись на Дельфийском храме Аполлона


Продолжая уже знакомую читателю рубрику «Мои 10 книг», «День» исходит из того, что для нас одинаково важны и свежий взгляд образованного и мыслящего современника, и глубокие обобщения классиков всемирной литературы. В качестве первого примера публикуем, в значительной степени полемические, размышления нашего постоянного автора, кандидата биологических наук Виталия Межжерина. От «имени» классиков предоставим слово выдающемуся немецкому писателю-гуманисту, великолепному стилисту, лауреату Нобелевской премии по литературе 1946 года, Герману Гессе (1877—1962), автору известных во всем мире романов, повестей, эссе («Игра в бисер», «Степной волк», «Демиан», «Нарцисс и Гольдмунд», «Сиддхартха»). Важно то, что Г.Гессе в своей художественной публицистике немало внимания уделил отношениям человека и Книги. Потому мы решили ознакомить читателя с основными мыслями его фундаментальной работы «Библиотека всемирной литературы» (1929 г. ), буквально перекликающимися с темами, уже затронутыми в рубрике «Мои 10 книг» нашими уважаемыми респондентами.

Интеллигент — человек, деятельность которого находится в прямой зависимости от интеллекта. Я с доверием воспринял точку зрения Эриха Фромма, который писал: «Разум, как средство обнаружения истины и проникновения сквозь поверхность явлений к их сущности, уступил место интеллекту — простому инструменту для манипулирования вещами и людьми».

Манипулирование вещами привело к созданию и таких человеческих идолов, как автомобиль и компьютер, но и манипулирование людьми не «дремало». Ему принадлежат авторские права на «общность — советский народ». История зло посмеялась над этим идеологическим творением, но проку из этого урока не было извлечено. Сегодня вновь трудятся с усердием, которое достойно лучшего применения, над новой «общностью» — единый европейский народ. Вектор понятен. Его четко определил еще Лев Толстой: «Удивительно скудоумие русских интеллигентов-паразитов, не имеющих ни одной своей мысли, ни одного своего вывода из своего наблюдения и умеющих только рабски повторять то, о чем говорят европейские интеллигенты-паразиты. Удивительно это скудоумие, но еще удивительнее сухость сердца, жестокость и лицемерие этих существ». И это скудоумие кричит о необходимости объяснения.

Слова, вынесенные в заглавие, древнегреческий философ Сократ сделал своим девизом. По мнению Владека Нарсесянца, «Сократ воспринял это изречение как призыв к познанию вообще, к выяснению смысла, роли и границ человеческого познания в соотношении с божественной мудростью. Речь, таким образом, шла не о частностях, а о принципе познания человеком своего места в мире». Другими словами, Сократ подходил к миру и человеку абстрактно. Но всякая абстракция есть вымысел, ложь. По этой причине все философские измышления — от идеального государства Платона до коммунизма Карла Маркса — не состоялись в реальной жизни. Ибо реальный мир, реальные люди, реальная жизнь, как отношение реальных людей к реальному миру всегда конкретны. Они — живые организмы, а не схоластические схемы, которые так любит творить интеллект.

И Сократ стал жертвой интеллекта и абстракции, но об этом чуть позже. Тем не менее сама задача была им сформулирована верно: каждый человек должен стремиться познать себя и свое место в мире, что означает выработку мировоззрения, создание осмысленной картины мира. Без него не может существовать культура, которая как раз и творит человека.

По своей сути мировоззрение всегда системно. Поэтому внутренне оно не должно быть противоречивым, где одно исключает или подавляет проявление другого. Такое мировоззрение может сформироваться ТОЛЬКО в непротиворечивой среде, когда человек пребывает в гармонии с окружающей его природой и людьми, когда он духовно и физически здоров. Иными словами, это происходит не в условиях «Вавилонского столпотворения», где смешиваются языки, культуры, народы, а там, где, говоря словами апостола Павла, имеет место ЕДИНОМЫСЛИЕ.

Дошедшие до нас памятники материальной культуры раскрывают поразительное явление: древние народы, проживавшие далеко друг от друга и не имевшие телеграфа, радио и Интернета, имели общее мировоззрение, одну на всех духовную ценность, а потому и очень сходные культуры. Различия, если и имели место, то они себя проявляли в материалах, что было следствием зависимости от конкретной среды обитания.

Судя по всему эта общность была обусловлена одной причиной: каждый народ пребывал в гармонии с природой и самим собой (не существовало классов, частной собственности, бедных, богатых и многого другого), что и привело их к единой картине мира. Однако позже их дороги разошлись, так как одни сотворили вокруг себя пустыню, другие — внутри себя неравенство, а третьи — и то и другое.

Возникшие противоречия привели в движение народы и пути их стали пересекаться. Но не имея общего мировоззрения, основы единомыслия, близкой культуры, люди, относящиеся к одному виду, при встрече не узнавали друг друга. Каждый считал себя человеком, но другим в этом звании отказывал. Эллины называли себя человечеством, а ойкуменой — миром человека — были лишь те области земного шара, где они обитали. Позже появились дикари, подлежащие уничтожению, затем неарийцы. Такое положение сохранилось и по сей день. Хочешь попасть в число «людей», принимай мою культуру, мое мировоззрение, мою экономическую систему, мой образ жизни. Как сегодня ставится вопрос? Мы вас признаем, если ваша страна с рыночной экономикой.

Но человек, утративший корни, теряет и точку опоры. Подобно дереву, он падает от малейшего дуновения ветра. Конечно, эта потеря совсем не обязательно каждого заставляет браться за нож или превращаться в террориста, но душевного разлада избежать невозможно. Сошлюсь на Тараса Шевченко и приведу слова из его драмы «Никита Гайдай»:

Святая родина! святая!
Иначе как ее назвать?
Ту землю милую, родную,
Где мы родилися, росли
И в колыбели полюбили
Родные песни старины…
В ком нет любви к стране родной,
Те сердцем нищие калеки,
Ничтожные в своих делах
И суетны в ничтожной славе.

Таким образом, выводом из вышесказанного следует считать то, что подлинное мировоззрение, а с ним и культура, не проникают в человека, как разные жидкости, сливающиеся в один сосуд. Так образуются только помои. Мировоззрение, подобно древу, произрастает из семени, из очень небольшого числа, но очень важных связей, которые устанавливаются проростком с миром его окружающим. Чтобы дерево росло, его следует питать: на прежние связи накладывать новые, но из того же самого мира. Об этом нам «рассказали» слепоглухо- немые дети, которым удалось преодолеть свою биологическую оторванность от мира, используя культуру.

И вот здесь мы уже вплотную подошли к проблеме чтения. Она не сводима только к тому, что «Вначале было слово». Оно было и в устной речи, когда слово было еще незримо. Но в книге оно приобретает уже свой образ за счет наличия устойчивого места в системе понимания, которое вместе с верой и умением является опорой подлинной культуры. Поэтому хорошая книга — это не средство массовой информации, а образ сущего, в качестве которого выступает культура. Все остальное — радио, кино, театр, телевидение — лишь виды искусства, т.е. проявление умения. Хорошая книга содержит в себе все: веру, умение и понимание.

Но культуры нельзя смешивать, так как именно с помощью культуры человек осуществляет взаимодействие с окружающим его миром, а он всегда конкретен и неповторим. У миров не существует однояйцовых близнецов. Нельзя в своей голове сваливать в кучу и книги. В противном случае возникнет абсурд. Опять сошлюсь на Тараса Шевченко:

Якби ви вчились так, як треба,
То й мудрість би була своя.
А то залізете на небо:
— I ми — не ми, I я — не я!

Книги надо читать так, чтобы они проявляли чувства, как отражение окружающего мира в сознательном; того мира, который питает росток, веру превращают в понимание, которые вдвоем выступают в качестве движущей силы умения. Значит, надо питать себя книгами о себе, своем народе и своем мире. Осуществлять, в первую очередь, познание самого себя.

По преданию, Сократ не умел писать, а потому, наверное, не читал и книг. Я думаю, что это была позиция, а не проявление ущербного образования. Он полагал, что для познания самого себя необходимо самоуглубление, что человек самодостаточен для решения стоящей перед ним задачи. И это была экологическая ошибка, которая привела его к личной трагедии: он не понял эллинов, а эллины не поняли его и вынудили выпить бокал яда — цикуты.

Сократ нарушил то, о чем говорится в Библии: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками». (Римлянам, 12:15-17). В экологии это называется единством организма со средой.

Вот с этих позиций я и хочу взглянуть на список из десяти книг, предложенных Сергеем Борисовичем Крымским в качестве таковых, которые обеспечивают минимум европейской гуманитарной образованности. В нем сразу обнаруживается артефакт, искусственное включение в него Пушкина и Шевченко, да еще как завершение этого списка. Если все должно возвращаться на круги своя, то, начав со «Сказания о Гильгамеше» , список следовало завершить «Мифом о Сизифе. Эссе об абсурде» Альбера Камю , цитату из которого мне хочется привести: «Разум. .. служит успокоительным средством и для современной тревоги, воздвигая все те же декорации вечности. Абсурдный ум не требует столь многого. Для него мир и не слишком рационален, и не так уж иррационален. Он просто неразумен» .

Внутрь этого списка совершенно логично вставить «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?» Жан-Жака Руссо и «Феномен человека» Пьера Тейяр де Шардена . Эти имена необходимы в списке еще по одной причине. Они продлевают другой, о котором писал Фридрих Шиллер:

Встарь был мрак — и мудрых убивали,
Нынче — свет, а меньше ль палачей?
Пал Сократ от рук невежд суровых,
Пал Руссо — но от рабов христовых —
За порыв создать из них людей.

Конечно, этот список должен быть дополнен и Иисусом . И здесь я бы хотел остановиться еще на одном чрезвычайно важном моменте.

Методология познания претерпевала изменения. Для древних был характерным целостный подход и потому в отдельно взятой книге они охватывали все, стремились представить божественное знание, а Бог — есть все. Поэтому «Святое писание» нельзя членить. Извлеченная из Библии «Первая книга Моисеева. Бытие» сама по себе лишена здравого смысла и потому становилась предметом атеистической критики

. Библия — единое целое, ее разрывать недопустимо. В то же время, когда стал господствовать редукционизм, то в книгах, как правило, находят место лишь отдельные лучи, за деревьями перестает быть виден лес. И вот здесь в список следует включать не книгу, а автора, которого следует прочесть целиком.

Все предыдущее обсуждение проблемы делает неизбежным заключение, что славянину, желающему не только прорубить окно в Европу, но и войти в нее, требуется два набора книг. Один, который бы позволял ему иметь собственное «Я» и второй — при встрече с европейцем сказать ему «Мы». Объясняется это тем, что корни славян не в Средиземноморье, а тянутся дальше на восток к просторам Центральной Азии. Поэтому их духовная «Вселенная» тяготит к рассказам из древнеиндийских Вед и древнеиранской авестийской литературы . Если говорить о книгах, то первой в их ряд должна стать «Велесова книга» .

Без нее невозможно понять смысл православия, которое впитало в себя язычество. А без этого нет дороги и к Т.Шевченко, да и не только к нему одному. Следом за «Велесовой книгой» необходимо разместить «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве , а уж затем выстраивать ряд, в который входит и Тарас Шевченко , и Лев Толстой , и наш земляк, киевлянин Николай Бердяев . В этот список буквально «просятся» А.Пушкин и Ф.Достоевский и особенно Григорий Сковорода , исповедовавший идею познания самого себя. Как говорится, возможны и варианты, но первые пять составляющих обязательны.

Таким образом, мы имеем два ряда книг, которые позволяют познать самого себя: путем самопознания и сравнения себя с другими. Этот способ познания надежнее, так как «все познается в сравнении». И вновь Великий Кобзарь:

Учітесь, читайте,
I чужому научайтесь,
Й свого не цурайтесь.

Виталий МЕЖЖЕРИН, доцент, кандидат биологических наук, Киев

Цитаты «Познай себя» — BrainyQuote

Если вы знаете врага и знаете себя, вам не нужно бояться результатов сотни сражений.

Сунь Цзы

Чем больше вы знаете себя, тем больше у вас терпения к тому, что вы видите в других.

Эрик Эриксон

Самое сложное в жизни — это познать себя.

Фалес

Познать себя как Существо под мыслителем, тишину под ментальным шумом, любовь и радость под болью — это свобода, спасение, просветление.

Экхарт Толле

Познай себя, чтобы стать лучше.

Огюст Конт

У человека так много кожи внутри, покрывающей глубины сердца. Мы знаем так много вещей, но мы не знаем самих себя! Ведь тридцать или сорок шкур или шкур, толстых и крепких, как у быка или медведя, покрывают душу. Войдите в свою собственную землю и научитесь познавать себя там.

Мейстер Экхарт

Чем лучше вы знаете себя, тем лучше ваши отношения с остальным миром.

Тони Коллетт

В конце концов, вы лучше знаете себя.

Эбигейл Джонсон

Пока вы знаете себя, и вас окружают хорошие люди, и вы увлечены тем, что делаете, это все, что имеет значение, потому что в конце дня вы ложитесь спать с людьми, которых любите, и просыпаетесь с людьми, которых вы любите. любовь, и вы проводите свое время с людьми, которых вы любите.

Тайга

Как только вы действительно узнаете себя, никто не сможет ничего о вас сказать.

Меган Тэ Жеребец

На вопрос о том, существует ли Бог, или истина, или реальность, или как бы вы это ни называли, никогда не ответят ни книги, ни священники, ни философы, ни спасители. Никто и ничто не может ответить на этот вопрос, кроме вас самих, и поэтому вы должны знать себя — Незрелость заключается только в полном неведении себя.

Джидду Кришнамурти

Знать себя. Не принимайте восхищение вашей собаки как окончательное доказательство того, что вы замечательны.

Энн Ландерс

Не так уж весело знать себя слишком хорошо или думать, что знаешь — каждому нужно немного тщеславия, чтобы пройти через падения и преодолеть их.

Мэрилин Монро

Ничто не заменит точное знание. Знай себя, знай свое дело, знай своих людей.

Ли Якокка

Чем ты старше, тем ты мудрее. Чем комфортнее вы чувствуете себя в своей шкуре, чем больше вы знаете себя, тем терпеливее вы. Я больше не парюсь по мелочам.

Алеша Диксон

Я стараюсь смотреть на каждую роль одинаково, независимо от того, настоящий это персонаж или выдуманный. Я всегда начинаю с себя, потому что сначала нужно познать себя.

Чедвик Боузман

Сегодня день, чтобы вырваться из тюрьмы человека, которым вы себя знаете, и шагнуть в себя, которого вам еще предстоит узнать. Будет ли это удобно? Нет, но все же сделайте это.

Дебби Форд

Знать себя; держите свой круг плотным. Держите друзей и рабочий круг в тесном контакте.

Рита Ора

Действительно, когда вы делаете шаг назад и действительно знаете себя, вы можете принимать более правильные решения.

Омарион

Когда ты умрешь, другие, которые думают, что знают тебя, будут сочинять о тебе всякие гадости… Лучше возьми ручку и напиши сам, потому что ты лучше всех знаешь себя.

Шолом-Алейхем

Вы никогда не сможете удовлетворить других людей, я понял. В конце концов, чрезвычайно важно, чтобы вы знали себя лучше, чем кто-либо другой, и если вы можете это сделать, не имеет значения, что кто-то думает о вас, хорошее или плохое.

Кристиан Маккефри

Только когда вы знаете себя, ваш мозг может служить вам четким и эффективным инструментом. Знайте свои собственные недостатки, страсти и предубеждения, чтобы вы могли отделить их от того, что видите.

Бернард Барух

Доверьтесь своей интуиции. Вы знаете себя, так что не позволяйте никому говорить вам, кто вы есть.

Татьяна Маслани

Вы сами знаете, если у вас все хорошо, и я думаю, что моя форма не должна подвергаться сомнению.

Джордан Пикфорд

Вы узнаете себя по выражениям лиц других людей, потому что это единственное, что вы можете видеть, если только не носите с собой зеркало.

Гил Скотт-Херон

Я впервые осознаю, что твоя жизнь продолжается, пока ты пытаешься сделать эту карьеру. Я видел свою карьеру как все. Но у тебя тоже есть эта жизнь. Живя полной жизнью, вы лучше узнаете себя. Вы найдете для него место.

Николас Д’Агосто

Чтобы иметь чувство стиля, это показывает, что вы знаете себя. Людям это нравится.

Юна

На чем я стараюсь сосредоточиться, так это не на том, чтобы остановить технологический прогресс. Вместо этого я стараюсь бежать быстрее. Если Amazon знает вас лучше, чем вы сами себя знаете, то игра окончена.

Юваль Ной Харари

Знай своего врага и знай себя, и ты сможешь провести сотню битв без происшествий.

Сунь Цзы

В любой конкурентной среде, занимаетесь ли вы продажами, маркетингом или чем-то еще, вы должны знать своих конкурентов, понимать, кто они, проводить их разумный анализ, а затем вы должны знать себя — кто вы и что вы делаете. способен делать.

Эдвин Мозес

Не расстраивайтесь из-за своей кожи, когда она не делает то, что вы от нее хотите… Дайте ей немного времени. Это единственный способ узнать себя.

СЗА

Близость кажется одним из главных кайфов жизни, будь то более глубокое познание себя, или своего партнера, или мира и общества, в котором вы живете.

Джефф Бриджес

Вы должны знать себя так хорошо и быть в состоянии выставить это на всеобщее обозрение, быть уверенным в этом и быть в порядке с этим.

Спенсер Динвидди

Я всегда бросал себя в разного рода переживания, иногда в действительно плохие вещи. Но ты взрослеешь. Вы становитесь больше женщиной и знаете себя. Я думаю, что знать себя — это замечательная вещь, особенно когда тебе за 40, и ты вроде как в своей шкуре. Жизнь уже не такая запутанная.

Лиза Эдельштейн

С годами вы узнаете себя лучше и узнаете, что работает для вас.

Мари Хелвин

Все намного проще, когда вы работаете с кем-то, кого вы знаете так же хорошо, как знаете себя.

Питер Фаррелли

Мы, наконец, вступаем в захватывающее время в медицине, когда у нас есть технологии для индивидуального подбора лечения и профилактических протоколов, точно так же, как мы подгоняем костюм или дизайнерское платье к индивидуальному телу. Но все начинается с тебя. Вы должны познать себя так, как вы, вероятно, никогда раньше не делали.

Дэвид Агус

Быть женщиной в кино и на телевидении чрезвычайно сложно и очень сложно. Просто появление в этом бизнесе заставляет вас познать себя. Но я научилась справляться с отказами и быть жесткой, когда работала моделью — это научило меня, как проявить себя. В каком-то смысле мое моделирование времени было подготовкой к жизни.

Кэрри-Энн Мосс

Мы должны запрограммировать общественное сознание на то, что возраст — это не уродство. Возраст — это просто возраст. Просыпайтесь, американские дети, и перестаньте слушать чужие голоса. Познай себя, будь верен себе и вноси свой вклад. Мне понадобилось полжизни, чтобы узнать себя. Я прислушивался к мнению других людей и принимал их как истину.

Кармен Дель Орефис

Вы сами знаете, когда вы получили удовольствие от езды на чистокровных, вам уже не очень интересно кататься на чем-либо другом. Но я все еще люблю лошадей; Просто у меня больше нет никого.

Кейт Томпсон

В Америке, когда я впервые приехал сюда, привыкли носить больше косметики — более густую основу, больше Max Factor и тому подобное. Но вы должны знать, кто вы и как вы выглядите: если вы немного знаете себя, вам не нужно следовать тенденциям.

Франсуа Нарс

Если вы действительно хотите познать себя, начните с написания книги.

Шерин Эль Феки

Я просто хочу напомнить людям, что вы знаете себя лучше, чем кто-либо другой, и если вы не верите в себя, то кто поверит?

Камилла Костек

Вы просто должны знать себя достаточно хорошо, чтобы знать, что важно. И когда вы это делаете, вещи просто не мешают вам. Вы не позволяете им.

Омарион

Отсюда поговорка: Если ты знаешь врага и знаешь себя, твоя победа не будет сомневаться; если вы знаете Небеса и знаете Землю, вы можете сделать свою победу полной.

Сунь Цзы

Никогда не бойтесь неудач. И не запрещайте себе делать то, что вы хотите, из-за того, что могут подумать другие. Только ты знаешь себя лучше всех.

Суки Уотерхаус

Не знать себя. Я хочу продолжать удивлять меня.

Ариэль Домбаль

Люди беспокоятся о своей внешности, но копайте глубже, и вы понимаете, что лучше знаете себя, чувствуете себя более комфортно в своей собственной шкуре и более устроены внутри себя, и это действительно отличная основа для жизни.

Алеша Диксон

Мы живем с арабами; мы должны их понять… Зная арабов, ты лучше узнаешь себя.

А. Б. Иегошуа

Паркур — это действительно практика познания себя, того, что вы можете сделать, каковы ваши пределы. Когда вы тренируетесь, вы начинаете понимать, что вы можете сделать.

Дэвид Белль

Я на самом деле чувствую, что чем лучше вы знаете себя, тем больше вы хотите проводить время с собой и наслаждаться этим временем, чтобы делать то, что делает вас счастливым.

Бет Берс

Вы просто должны узнать себя, и знать, чего вы стоите, и знать, куда вы идете, и знать, что вы всегда, всегда можете узнать больше.

Зои Белл

Быть 21-летним непросто в том смысле, что ты все еще пытаешься познать себя.

Рианна Пратчетт

Чтобы стать великим художником, вам нужно знать себя как можно лучше. Я живу своей жизнью и копаюсь в собственной психике. Это скорее исследование того, что я чувствую, а не бледное подражание чему-то, что было раньше. Мы уникальные существа, и то, как мы смотрим на вещи, является нашим собственным.

Бита для ресниц

Вам не нужно искать сострадательный ум снаружи. Чтобы узнать себя, узнать свою природу, ваш ум автоматически станет сострадательным.

Лобсанг Тензин

Используйте творческий процесс — пение, письмо, искусство, танец, что угодно — чтобы лучше узнать себя.

Кэти Кертис

Когда жизнь была связана с оплатой автомобиля или арендной платой и счетом, ты так поглощен этим, что у тебя действительно нет времени, чтобы узнать себя. Это выжить и выжить.

Фред Дерст

Когда ты актер в начальной школе, старшей школе, колледже, где угодно, ты начинаешь понимать, в чем ты действительно хорош, в чем ты хорош, в чем ты хорош, и ты начинаешь разделяться. Но если вы знаете себя и то, на что вы способны, это просто вопрос возможности.

Брайан Крэнстон

Вы используете маркетинг, чтобы увидеть первое впечатление аудитории, потому что это то, что вы никогда не узнаете сами, пока сами не увидите.

Дэвид Наттер

Вы никогда не узнаете себя, пока не узнаете больше, чем свое тело.

Томас Траэрн

Книги, которые помогут вам лучше узнать себя

Если вы хотите немного понять, почему вы такой, какой вы есть, эти книги могут вам помочь. Али Рофф Фаррар делится своей редакцией лучших книг, которые помогут вам лучше узнать себя.

Каждый час каждого дня мы проводим с самими собой, поэтому мы должны знать свои мысли лучше, чем кто-либо другой, верно? Но с постоянной цифровой стимуляцией, напряженными списками дел и всеми другими отвлекающими факторами в нашем современном мире часто может показаться, что мы не уверены, чего хотим, почему мы делаем тот выбор, который делаем, или даже кто мы на самом деле. находятся. Итак, как нам лучше узнать себя? От дружбы с вашим подсознанием до понимания того, как ваш детский опыт сформировал вас сегодня, эти замечательные книги могут содержать ответы, которые вы искали. . .

Познакомьтесь со своим мозгом

Семь с половиной уроков о мозге

Лиза Фельдман Барретт

Купить книгу Amazon Blackwell’sBook DepositoryBookshop.orgFoylesWaterstonesWH SmithWordery поведение? Или понять связь между вашими мыслями и эмоциями? Вы когда-нибудь задумывались, является ли ваша личность результатом природы или воспитания? Книга 9 известного нейробиолога Лизы Фельдман Барретт включена в список лучших книг Amazon 2020 года.0259 Семь с половиной уроков о мозге состоит из семи эссе, каждое из которых содержит быстрые и увлекательные уроки о мозге, которые помогут вам немного лучше понять свой мозг и, следовательно, самого себя. Он включает в себя увлекательное эссе, объясняющее, что мы рождаемся со «строящимся» мозгом и остаемся такими в течение довольно долгого времени; «Они не принимают свою полную взрослую структуру и функции, пока не закончат свою основную проводку, процесс, который занимает около двадцати пяти лет».

Buy the bookAmazonBlackwell’sBook DepositoryBookshop.orgFoylesWaterstonesWH SmithWordery

Get to know your subconscious mind

The Cambridge Code

by Emma Loveridge

Buy the bookAmazonBlackwell’sBook DepositoryBookshop.orgFoylesWaterstonesWH SmithWordery

There’s the conscious mind, and затем есть подсознание — часть нашей психики, к которой у нас нет легкого доступа, но которая во многом определяет то, кто мы есть, и выбор, который мы делаем в жизни. Эти две сферы нашей психики часто сравнивают с айсбергом: верхняя видимая часть — это сознательный разум, а нижняя часть, скрытая от глаз, — наше подсознание. Но что, если бы мы могли надеть очки для плавания и взглянуть на невидимую часть? Кембриджский кодекс: один простой тест, чтобы узнать, кто вы есть доктора Эммы Лавридж и доктора Керли Молони выходит за рамки установленных психологических измерений и психотерапии и предоставляет своим читателям профиль их подсознания, помогая нам понять скрытое «бессознательное». разум, который во многом отвечает за то, как мы думаем, ведем себя и реагируем.

Купить книгуAmazonBlackwell’sBookDepositoryBookshop.orgFoylesWaterstonesWH SmithWordery

Узнайте, кто вы в отношениях

Прикрепленный

Амир Левайн

Купить книгуAmazonBlackwell’sBookDepositoryBookshop.orgFoylesWaterstonesWH SmithWordery

Какой у вас характер в отношениях? В приложении : Вы беспокоитесь, избегаете или чувствуете себя в безопасности? Как наука о взрослой привязанности может помочь вам найти — и сохранить — любовь, Психиатр и нейробиолог Амир Левин и психолог Рэйчел Хеллер изучают, как понимание вашего стиля привязанности может помочь вам лучше понять себя в ваших отношениях. Согласно теории привязанности, в отношениях мы ведем себя одним из трех способов: тревогой, избеганием и безопасностью. Левин и Келлер разбирают каждый стиль привязанности и с помощью тестов и психологического опыта помогают вам определить свой собственный и распознать чужой, чтобы вы могли создать счастливые и сбалансированные отношения.

Купить книгуAmazonBlackwell’sBookDepositoryBookshop.orgFoylesWaterstonesWH SmithWordery

Узнайте, как ваше детство повлияло на то, кем вы являетесь сейчас

Что с вами случилось?

Опры Уинфри

Купить книгуAmazonBlackwell’sBookDepositoryBookshop.orgFoylesWaterstonesWH SmithWordery

Часто, когда мы спрашиваем: «Почему я такой, какой я есть?», мы размышляем, связан ли ответ с нашим детским опытом. В Что с тобой случилось?: Беседы о травмах, стойкости и исцелении , авторы доктор Брюс Перри и Опра Уинфри, которые сами пережили многочисленные детские травмы, задаются вопросом: «Как наше детство влияет на то, кем мы являемся во взрослом возрасте?». Вместе они исследуют идею спрашивать не «что с тобой не так?», а вместо этого «что с тобой случилось?», и обсуждают влияние того, что происходит с нами в детстве (будь то хорошее или плохое), как на наши физические и эмоциональное здоровье.

Купить книгуAmazonBlackwell’sBookDepositoryBookshop. orgFoylesWaterstonesWH SmithWordery

Узнайте, где вы находитесь и куда направляетесь

Навигация

Как окружающий мир влияет на то, кто мы есть? И не только события, происходящие в нашем внешнем окружении, но и , где мы оказываемся пространственно в нашем окружении и как мы путешествуем по нему? В Wayfinding Майкл Бонд исследует наши эволюционные отношения с тем, как мы перемещаемся по местам, которые населяем, утверждая, что мы «первопроходцы», «исследователи до мозга костей» и что наши пространственные способности являются «фундаментальными для того, что делает нас Он даже охватывает некоторые увлекательные исследования и рассуждения о том, как мужчины и женщины по-разному ориентируются в окружающем мире и видят его. Wayfinding предназначен для всех, кто интересуется тем, что означает «дом» и почему нас тянет туда вернуться, как наше физическое окружение влияет на наше поведение и эмоции и как умение путешествовать было неотъемлемой частью нашего выживания. Это книга для исследователей и странников, которые исследуют землю в надежде найти себя.

Узнайте, почему вы не можете измениться

Какого черта я не могу измениться?

Доктор Габия Толейките

Купить книгуAmazonBlackwell’sBookDepositoryBookshop.orgFoylesWaterstonesWH SmithWordery

Изменения — сложная тема. Иногда нам хочется измениться, избавиться от вредных привычек, сформировать новые здоровые или начать новый жизненный этап. И все же в других случаях перемены навязываются нам, хотим мы этого или нет. Так почему же нам иногда так сложно измениться? По словам нейробиолога и тренера по поведению доктора Габии Толейките, «наш мозг сопротивляется внезапным изменениям по множеству причин». В своей книге «, какого хрена я не могу измениться?» она ведет нас к первопричине того, почему мы формируем определенные привычки и поведение, чтобы помочь нам понять, почему нам трудно измениться, и помочь нам избавиться от вредных привычек навсегда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *